Как правильно произносится буква л: причины отклонений в речи, упражнения

Содержание

Как научиться выговаривать букву Л взрослому человеку?

Влияние нарушений звукопроизношения на жизнь человека довольно велико. Часто возникает комплекс неполноценности, особенно сильно проявляющийся у подростков. Если человек к подростковому возрасту не сможет преодолеть его, то высока вероятность возникновения психических расстройств, комплексов, стеснения самого себя и невозможности выражать собственную индивидуальность в желаемой мере. Многим людям удается преодолеть барьер, принять свое отличие от других. Но не каждый взрослый способен чувствовать себя комфортно при общении с другими людьми из-за имеющихся речевых нарушений. И, если дефекты речи не были скорректированы в детстве, возможно их устранение во взрослом возрасте.

СодержаниеСвернуть

Причины нарушенного звукопроизношения у взрослых

Чаще всего нарушенное звукопроизношение у взрослых − это результат не устраненных в детстве речевых проблем. Как правило, речевое нарушение сопровождается низким тонусом и небольшой дискоординацией артикуляционных органов: языка, губ, челюстей.

Нередко отмечаются и разнообразные аномалии строения речевого аппарата: неверно сформированный прикус, короткая подъязычная связка, завышенный или узкий нёбный свод. Диагностировать их может стоматолог либо ортодонт. Также на состояние речи влияют такие факторы, как ухудшение физического слуха и неврологические проблемы. Речевые проблемы могут возникнуть из-за травмы или сильного стресса.

Виды и механизмы нарушения звука [Л]

При верном артикулировании звука [Л] губы приоткрываются, принимают артикуляционную позу идущего за ним гласного, между резцами небольшой промежуток, язык расслабляется, его кончик поднят к альвеолярному отростку и притрагивается к деснам, боковые края создают с молярами щели, сквозь них с выдохом проходит воздушный поток, корень языка чуть поднят, голосовые складки соединяются и дрожат. Звук [Л] согласный, твердый, звонкий, ротовой, сонорный, смычно-проходной, переднеязычный.

Нарушенное произношение звука [Л] носит название ламбдацизм. Существует несколько его типов:

  • Межзубный. Раздается верное звучание, но артикуляционная позиция нарушена: кончик языка располагается снаружи, зажимается зубами.
  • Носовой. Произношение сильно отклоняется от правильного артикуляционно и акустически. Язык задевает небо, часть воздуха или вся выдыхаемая струя идет в нос. Раздается смазанное сочетание [НГ].
  • Губно-губной (двугубный). Звучание похоже на [У], или английский [W]. При таком ламбдацизме фонему воспроизводят губы, кончик языка располагается глубоко во рту, не задействован в артикулировании.
  • Губно-зубной. Звучание, сходное с [В]. Нижняя губа смыкается с верхними зубами, язык располагается глубоко во рту.
  • Боковой. Воздушный поток выходит сквозь одну боковую щель, вторая сторона языка соединена с верхними молярами.
  • Смягчение. Промежуточное звучание между твердым и мягким [Л]. Середина язычной спинки поднимается сильней, чем требуется.

Замена звука Л другими звуками именуется параламбдацизм:

  • Замена на [Ы]. Спинка языка выгибается, а кончик опускается. Человек даже не распознает замену, часто думает, что фонема просто отсутствует.
  • Замена на [Г]. Кончик языка не приподнимается, а расслаблен и расположен глубоко во рту, задняя часть язычной спинки, изгибаясь, прилегает к мягкому небу.
  • Замена на [Й]. При подобном искажении кончик языка располагается на дне рта, а не приподнимается к альвеолярному отростку, а середина спинки изгибается кверху.
  • Замена на [У]. В артикулировании вместо языка задействованы губы.
  • Замена на [В]. При данном варианте параламбдацизма нижняя губа примыкает к верхним зубам. Человек обычно считает это речевое нарушение простой нечеткостью речи.

Помимо перечисленных вариантов неправильного произношения фонемы [Л], возможно ее полное отсутствие.

Процесс работы над звуком [Л]

При дефектном проговаривании нескольких фонем, а также при возникновении речевых нарушений во взрослом возрасте после перенесенного стресса или полученной травмы, необходимо обратиться за квалифицированной помощью логопеда. Если взрослый неверно произносит только одну-две фонемы, он может справиться с речевой проблемой самостоятельно в домашних условиях, без помощи специалиста.

Процесс устранения дефектного произношения любого звука состоит из четырех этапов: подготовительного, собственно постановки, автоматизации, дифференциации.

Нельзя пропускать этап и переходить на следующий, полностью не освоив предыдущего.

Подготовительные упражнения для звука [Л]

Подготовительный этап служит для создания верной артикуляционной позиции. Он предполагает выполнение специальных логопедических упражнений. Для верного воспроизведения звука [Л] важно добиться подъема кончика и спинки языка, научиться расслаблять боковые края и совершать целенаправленный выдох.

Для отработки подъема кончика языка применяются такие упражнения:

  • Открыть рот, губы не напряжены, расслабленный язык быстро кладут вначале на верхнюю губу, потом на нижнюю. Поэтапно усложнять действие, переставляя язык в рот, фиксируя у альвеолярных отростков.
  • Открыть рот. Плоским языком облизнуть расслабленную верхнюю губу, передвигаясь сверху вниз, потом спрятать язык к середине неба.
  • Улыбнувшись открыть рот. Плоским языком прижаться к верхним альвеолам и громко оторваться. Начинать медленно, плавно ускоряясь.
  • Улыбнуться, открыв рот. Совершать расплющенным краешком языка шлепки по верхней губе вперед-назад, пытаясь не отсоединять язык от губы. Начинать выполнение действий замедленно, плавно набирать скорость и подключать голосовые связки, добиваясь сочетания [Бл-бл].
  • Напрячь согнутый кончик языка и перемещать по небу вперед–назад с разной скоростью. Межзубный промежуток равняется толщине пальца. Губы приоткрываются и не задевают резцы. Челюсти статичны.

Подъем задней части язычной спинки отрабатывается пропеванием гласных фонем [О], [У], [А], [Ы]. Для тренировки навыка опускания боковых сторон языка и целенаправленного выдоха потока сквозь щель между ними и молярами надо плотно держать плоский кончик языка зубами, выдохнуть воздух, надув щеки, одновременно пальцами легонько стукнуть по ним, чтобы послышалось хлюпанье.

Когда артикуляционные органы будут готовы и упражнения получится выполнить безошибочно, в довольно ритмичном темпе, можно заняться постановкой звука.

Способы постановки звука [Л] у взрослых

Постановка звука [Л] у взрослых проводится такими же методами, как и у детей, выбор приема зависит от механизма дефекта.

Постановка звука в случае его отсутствия возможна тремя способами:

  1. От опорной фонемы [А]. Расположить плоский край языка на нижней губе и легонько прижать его резцами. Язык неподвижен. Выполнить многократно. Потом нужно протягивать звук [А] в момент прикусывания языка, плавно увеличивая скорость. Должны послышаться слоги АЛ и ЛА. После получения необходимых слогов язык переместить за зубы, в верное для артикуляции [Л] положение.
  2. Механическим путем от опорной фонемы [У]. Расположить язык между вытянутыми губами. Протягивать [У], одновременно пальцами разъединять губы, придвигая их к передней стенке резцов.
  3. От опорной фонемы [Ы]. Постановка выполняется так же, как и от фонемы [А].

Аналогичные методы постановки [Л] применяются при межзубном [Л] и при замене его фонемами [Ы] и [Г]:

  • При носовом ламбдацизме нужно добиваться точного движения воздушного потока: воздух должен выдыхаться ртом.
  • При замене [Л] фонемой [Й] надо учиться удерживать кончик языка, сильно прижавшись им к верхним резцам, расслаблять середину язычной спинки, приподнимая корень. Чтобы язык смог занять эту позицию, надо положить плоский кончик на нижние резцы и протянуть [Ы] или поместить на середину языка круглый предмет, приподнимая кончик языка к верхнему альвеолярному отростку.
  • При замене на [У] следует добиться статичного состояния губ.
  • Если есть замена на [В], надо устранить активность нижней губы. Для этого надо вначале научиться опускать ее, открывая резцы, и задерживать в данной позиции, потом приподнимать язык к верхним молярам. Выполнять неоднократно. Если не удается сделать правильно, можно расположить под нижней губой напряженный палец и помочь им.

Постановка завершается, когда человек может выговаривать звук изолированно.

Автоматизация и дифференциация звука [Л]

Правильное выговаривание звука требует обязательной автоматизации, то есть закрепления в спонтанной речи. Ее следует начать с проговаривания прямых и обратных слогов. Вначале нужно говорить слоги медленно, протягивая каждый звук. Это помогает речевым органам принять верную позицию. Плавно скорость проговаривания слогов увеличивается, приближаясь к привычному темпу речи. После удачного проговаривания звука в слогах можно автоматизировать его в словах, а затем в предложениях. На автоматизацию положительно влияют заучивание стихотворений, насыщенных закрепляемым звуком, пересказы и сочинение текстов.

Завершающим шагом работы над звукопроизношением становится этап дифференциации. Это различение похожих по артикулированию и звучанию фонем. На данном этапе человек учится не заменять их в речи и не путать буквы на письме. Это наиболее важно для тех, у кого ранее наблюдались параламбдацизмы.

Начинается дифференциация по аналогии с автоматизацией с различения фонем в слогах, потом приступают к словам и фразам. При дифференциации актуально использование скороговорок. После завершающего этапа дети свободно применяют правильный звук в собственной речи. Но взрослому может понадобиться гораздо больше времени из-за слишком долгого неправильного произношения.

Таким образом, научиться правильно говорить звук [Л] взрослому человеку можно самостоятельно при отсутствии других речевых проблем. Трудность состоит в том, что довольно продолжительное время потребуется самоконтроль. Он нужен для того, чтобы устранить имеющийся автоматический навык неправильного произношения.

без помощи логопеда, в домашних условия

Если не исправить неправильное произношение ребенка, в будущем оно может негативно сказаться при обучении чтению и письму, снижать его самооценку при общении со сверстниками, не имеющими подобных речевых дефектов.

Многие дети не умеют произносить твердую букву л, пропускают ее в словах или заменяют другими буквами. Эту проблему можно легко исправить в раннем возрасте, но для этого родителям нужно сначала выяснить причину речевого дефекта.

Возможные причины проблем с произношением «Л»

Одна из причин речевого дефекта ребенка — подражание неверному произношению взрослых. Либо взрослые приходят в умилении при лепетании малыша и начинают разговаривать с ним на его языке, нарочно коверкая слова или отдельные звуки, либо они сами имеют речевой дефект, и дети им подражают. Также высока вероятность неправильного произношения у детей, проживающих в двуязычных семьях.

Если ребенок не выговаривает твердую букву «л» в 4-5 лет, у него возникнут проблемы с обучением чтению и письму в школе

Кроме того, малыш может просто пропускать букву «Л» или заменять ее другими, потому что так ему легче. Если вовремя не исправить ситуацию он привыкнет, и будет постоянно коверкать слова.

Трудности с произношением «Л» у детей могут быть вызваны и физиологическими причинами:

  • Нарушениями в строении артикуляционного аппарата.
  • Проблемой со слухом – малыш неправильно слышит букву и из-за этого неверно ее произносит.
  • Патологией речевого дыхания.

В этом случае, правильно поставить диагноз может только квалифицированный специалист, в остальных вариантах родители смогут сами научить малыша, обойтись без помощи логопеда.

Подготовительные упражнения

Перед тем как приступать к занятиям и учить малыша говорить букву «Л», нужно попросить ребенка:

  • Свернуть язык в трубочку – это необходимо для развития подвижности языка.
  • Улыбнуться как можно шире не размыкая губ.
  • Высунуть язык максимально далеко и попробовать достать им нос.
  • Надуть шарики, мыльные пузыри или провести цикл глубоких выдохов.
  • Изобразить звуками цокание лошадей.

Эти предварительные методики проводят в игровой форме, они должны поднять настроение ребенку и помочь ему подготовиться к последующим логопедическим упражнениям.

Логопедические упражнения на произношение «Л» в домашних условиях

Малышу нужно последовательно выполнить следующие упражнения:

  1. Расположить язык неподвижно между зубами. В этом положении протяжно произносить звук а-а-а. Затем, через минуту ребенку нужно периодически прикусывать кончик языка, так что вместо «А» у него должно выходить «АЛ».
  2. Зажать язык между верхними и нижними зубами. Протяжно произносить звук ы-ы-ы. Время от времени отводить язык назад, так что вместе «Ы» должен звучать звук «ЛЫ».
  3. Теперь ребенок может потренироваться выговаривать звук «Л» в различных слогах: ЛА-ЛО-ЛЫ-ЛУ-ОЛ-АЛ-ИЛ. Их нужно произносить протяжно, нараспев. Если малыш исказил слог, к нему нужно вернуться и произнести его правильно несколько раз, чтобы ребенок дошел до автоматизма.
  4. На следующем этапе малышу нужно потренироваться правильно говорить слова, в которых звук «Л» расположен в начале, в середине и в окончании. Начинают со слов начинающихся на «Л»: лак, лай, лук, лампа, лопата, луч, лужа, лошадь. Затем приступают к словам с буквой «Л» в середине: солома, велосипед, перелом, полет, акула, глаз, пила. Закрепляют упражнение славами, содержащими букву «Л» в своем окончании: стол, бокал, спортзал, стул, вокзал.

Эти упражнения нужно повторять регулярно, они помогут только при длительном многократном повторении. В случае ошибок не нужно резко одергивать ребенка или ругать его, на неверное произношение родители должны указывать спокойно, без раздражения в голосе. За сделанные ребенком успехи, его нужно обязательно похвалить.

Задумываясь над тем, как научить ребенка говорить букву л, родителям не обязательно искать помощи специалиста, для начала нужно прибегнуть к самостоятельному исправлению этого речевого дефекта. Если после всех домашних упражнений не удалось решить проблему с произношением, тогда уже стоит обратиться за помощью к логопеду.

Читайте также: как научить ребенка считать до десяти

Учимся выговаривать звук Л — Логопатики

Очень часто мы можем встретить нарушение произношения звука Л, которое носит название лабмдацизм. Так, вместо слова «лопата», мы можем услышать разные звукосочетания, например, «ропата», «увапата» и т.д. Если так говорит малыш трех лет, это может даже кого-то умилять. Но когда так продолжает говорить взрослый человек, это, скорее всего, вызывает насмешку со стороны окружающих.

Чтобы не довести до такого плачевного состояния, нужно своевременно обратиться к логопеду. И это следует сделать как можно раньше.

Бывают случаи, когда логопеды считают, что можно исправить неправильное произношение звука Л в старшем дошкольном возрасте или даже в младшем школьном. Поверьте, эти специалисты неправы. Ведь от того насколько качественно говорит ребенок, зависит овладение им звукобуквенным анализом слов, письмом и чтением. Да и вообще становление его как успешного человека.

Если вы не желаете ждать, когда же логопед все-таки окажет квалифицированную помощь вашему ребенку, можете сами попробовать это сделать.

Каким должно быть положение органов артикуляции для правильного произношения звука Л

• положение губ изменяется и зависит от идущих за звуком Л гласных звуков;

• верхние и нижние зубы должны находиться на небольшом расстоянии друг от друга;

• достаточно напряженный кончик языка должен упираться в верхние зубы или десны;

• края языка (именно боковые) не должны примыкать к верхним коренным зубам с целью оставления проходов для выдыхаемого воздуха;

• корень языка поднят;

• мягкое нёбо должно быть приподнято так, чтобы закрыть проход в полость носа;

• голосовые связки  вибрируют.

Наиболее распространенные ошибки при произношении звука Л

— язык оттянут в глубь рта, слышится звук Ы, например, «ыожка» вместо «ложка»;

-неправильная позиция губ, слышится звукосочетание «ува», например, «пашува» вместо «пошла».

-замена звука Л на звук Р, например, «рыжи» вместо «лыжи»;

— форсированный выдох, вследствие чего слышится звук, подобный на звук Ф (при участии щек) или звук Н (воздух идет через нос).

Готовим речевой аппарат к произношению звука Л

Для выполнения упражнения «Улыбочка» нужно выполнить следующие действия: растянуть губы в улыбки, а затем вернуть их в исходное расслабленное состояние.

Упражнение «Трубочка» можно выполнить двумя способами. Первый способ – имитация произношения звука У (без голоса). Второй способ – зубы сомкнуть, губы вытянуть вперед и преобразовать их в квадрат.

Упражнение «Иголочка». Губы растянуть в улыбке, острый язык высунуть изо рта.

Упражнение «Накажем непослушный язычок». Расположить широкий язычок на нижней губе. Можно образовать небольшую ложбинку. Главное, чтобы язык сильно не напрягался.

Упражнение «Покатаемся на качелях». Губы растянуть в улыбке. Сначала опустить острый кончик языка за нижние зубы, а затем поднять за верхние.

Упражнение «Скачем на лошадке». Губы растянуть в улыбке, язык поднять вверх к альвеолам  и «присосать». Затем пощелкать им, имитируя «цоканье копыт».

Упражнение «Индюк». Рот приоткрыть. Язык расположить на верхней губе, после чего совершить им поглаживающие движения сверху вниз. Можно добавить звукосочетания «бл-бл-бл».

Несколько способов постановки звука Л

Первый способ. Предложите ребенку произнести звук Ы. Затем попросите его повторить за вами простые слова, в которых есть слог ЛЫ, например, лыжи, лыко и т. д. Как только у малыша получится произносить звук Л в межзубном положении, покажите ему правильную позицию – кончик языка должен быть поднят вверх и упираться в зубы или десны.

Второй способ. Предложите ребенку широко открыть рот. Лучше всего если будут видны как нижние, так и верхние зубы. После этого попросите малыша высунуть широкий язык между зубами, произнести звук А и в этот момент слегка прижать его зубами. В ответ должно получиться сочетание звуков Л и А. Когда ребенок уверенно сможет произносить звук Л в таком положении, следует переместить язык в верную позицию.

Как научиться выговаривать букву Л?

Часто в наши дни можно услышать нарушенное произношение звука Л. Это нарушение называют лабмдацизмом. Так, вместо слова «лопата», говорят, к примеру, «увапата», «ропата» и так далее. Если так разговаривает малыш, которому три года, то этом может даже иногда умилять. Однако если так разговаривает взрослый человек, это скорее вызовет насмешку. Чтобы такого не допустить, необходимо своевременно проконсультироваться с логопедом. И это необходимо сделать как можно раньше.

Логопеды иногда считают, что исправить неправильное произношение звука Л можно в младшем школьном или старшем дошкольном возрасте. Поверьте, такие специалисты не правы. Ведь насколько правильно говорит ребенок, зависит его овладение чтением, письмом и звукобуквенным анализом слов. Да и вообще становление ребенка, как успешного человека. А если эта проблема все еще не вылечена у взрослых людей, тогда вам стоит начать действовать, а начало можно положить при помощи наших советов и рекомендаций.

Каким должно быть положение органов артикуляции для правильного произношения звука Л?

  • Голосовые связки вибрируют.
  • Мягкое небо должно находиться так, чтобы оно закрывало проход в полость носа.
  • Корень языка поднят.
  • Боковые края языка не должны примыкать к верхним коренным зубам для того, чтобы остались проходы для воздуха, который вы выдыхаете.
  • Напряженный кончик языка должен упираться в десна или в верхние зубы.
  • Нижние и верхние зубы должны быть на не очень большом расстоянии друг от друга.
  • Положение губ должно изменяться и зависеть от гласных звуков, которые идут после звука Л.

Наиболее распространенные ошибки при произношении звука Л

  • Форсированный выдох, в результате чего можно услышать звук, который напоминает звук Н (воздух идет через нос) или звук Ф (при участии щек).
  • Замена Л на Р, к примеру, «рыжи» , а не «лыжи».
  • Неправильная позиция губ, слышится звукосочетание «ува», к примеру, «пашува», а не «пошла».
  • Язык находится в глубине рта, слышится звук Ы, к примеру, «ыожка», а не «ложка».

Готовим речевой аппарат к произношению звука Л

  1. Чтобы выполнить упражнение под названием “Улыбочка” необходимо сделать такие действия: улыбнуться, чтобы губы растянулись, а затем вернуться в исходное состояние.
  2. “Трубочка” можно сделать двумя методами. Первый – сомкните зубы, губы вытяните вперед и преобразуйте их в квадрат. Второй – сымитируйте произношения звука У (только без голоса).
  3. “Иголочка”: улыбнитесь и высуньте изо рта острый язык.
  4. “Накажем непослушный язычок”: На нижней губе расположите широкий язык. Можете сделать маленькую ложбинку. Важно, чтобы язык был не очень напряжен.
  5. “Индюк”: приоткройте рот, язык расположите на верхней губе, а потом сделайте им поглаживающие движения сверху вниз. Можете добавить звукосочетание «бл-бл-бл».
  6. «Скачем на лошадке»: улыбнитесь, язик поднимите вверх к альвеолам и “присоситесь”. Потом пощолкайте им, имитируя «цоканье копыт».
  7. «Покатаемся на качелях»: улыбнитесь. Вначале за нижние зубы опустите острый кончик языка, а потом поднимите за верхние.

Несколько способов постановки звука Л

Первый способ. Широко откройте рот. Сделайте так, чтобы были видны верхние и нижние зубы. Потом между зубами высуньте широкий язык, произнесите звук А и сразу прижмите его зубами. В результате у вас получиться сочетание звуков А и Л. Как только у вас в таком положении получиться произносить звук Л, переместите язык в правильное положение — он должен быть поднят вверх и упираться в десны или зубы.

Второй способ. Произнесите звук Ы. Потом произнесите простые слова, в которых присутствует слог ЛЫ, к примеру, лыко, лыжи и так далее. Когда у вас в межзубном положении получиться произнести звук Л, переведите кончик языка в правильное положение.

Видео уроки

Как научится правильно произносить букву л. Как исправить произношение во взрослом возрасте

Как научить ребенка выговаривать букву «Л»

› Логопед › Постановка звуков

28. 05.2019

Одной из проблем при развитии речи ребенка является постановка звука Л. Для выработки правильного произношения разработано много упражнений. Выполнять их лучше под контролем логопеда. Когда будет выработан навык произношения, его нужно автоматизировать. Тренировки могут занять много времени.

Для постановки звука «Л».

Что такое ламбдацизм и его разновидности

Ламбдацизмом принято называть неправильное произношение звука Л или же его полное выпадение в речи.

Различают несколько видов этого нарушения:

  1. Носовой — поток воздуха при выдохе идет через нос. Причина такого произношения в том, что мягкое небо соприкасается с корнем языка. Вместо «лампа» получается «нгампа».
  2. Двугубный — при произношении напрягаются губные мышцы, вместо нужного звука ребенок произносит «у» — «уапата» вместо слова «лопата».
  3. Межзубный — кончик язычка выпадает между зубами.
  4. Нижний — язык ложится на нижние зубы. Эту разновидность труднее всего корректировать.
  5. Фрикативный — вместо нужного звука получается смягченный («украинский») Г.

Замена звука Л на другие называется параламбдацизмом.

Наиболее частые разновидности замены:

  • В — «вук» вместо «лук»;
  • Д — «дожка» вместо ложка;
  • Й — «йампа» вместо «лампа»;
  • мягкий Л — «плет» вместо «плот».

У части детей наблюдается полное выпадение звука Л. Вместо слова «лиса» произносится «иса».

В чем причины неправильного произношения л

До 4 лет речевой аппарат не приспособлен к выговариванию этого звука, поэтому ламбдацизм в этом возрасте считается вариантом нормы.

Описано несколько причин, почему ребенок разговаривает неверно:

  1. Неправильное дыхание в процессе речи.
  2. Нарушения развития речевого слуха — ребенок плохо слышит речь других людей и плохо воспринимает смысл.
  3. Недостаточное развитие артикуляционного аппарата, слабость мимической мускулатуры и языка. Эти мышцы играют ведущую роль в произношении звуков.
  4. Отклонения в строении подъязычной связки (уздечки) — нарушения речи возможны, если связка короткая.

Неправильное дыхание может быть связано с несколькими факторами:

  1. У ребенка уменьшен объем легких.
  2. Дыхательная мускулатура слабая, поэтому ребенок не может громко говорить.
  3. При выдохе воздушная струя выходит рывками, поэтому становится трудно закончить длинное предложение.
  4. Неправильное распределение воздуха, в результате вдох начинается посередине слова.

Как нужно расположить язык и губы

У большинства детей ламбдацизм связан не с анатомическими нарушениями речевого аппарата, а с неправильной постановкой губ и языка.

Чтобы добиться правильного произношения, нужно соблюдать следующие правила:

  1. Следить, чтобы верхние зубы не смыкались с нижними. Между ними должно сохраняться узкое пространство.
  2. Боковые части языка не должны примыкать к верхним коренным зубам. Это обеспечит правильное дыхание.
  3. Кончик должен быть твердым и упираться в верхние зубы или сразу над ними.
  4. Область у корня должна быть слегка приподнята.
  5. Верхнее небо слегка приподнимается, чтобы воздух при выдохе не мог попадать в носовую полость.
  6. Голосовые связки вибрируют и создают ое звучание.

Положение детских губ зависит то того, какой звук следует за Л.

Какие могут быть ошибки при попытке произнести Л

Если ребенок пытается произнести звук Л, возможны следующие ошибки:

  1. Язык уходит в глубину ротовой полости, его кончик не соприкасается с верхними зубами или деснами. Вместо нужного звука у ребенка получается Ы («лодка» — «ыодка»).
  2. Резкий вдох в момент, когда нужно сказать нужный звук. Если в процессе участвуют мышцы щек — получается фонема Ф.
  3. Воздушный поток проходит в нос, поэтому получается Н.

Иногда ребенку сначала ставят Р, а затем Л. В такой ситуации второй звук может заменять первый («руна» вместо «луна»)

Неправильная постановка губ

Если выявлен двугубный ламбдацизм, ребенок неправильно располагает губы и неверно выговаривает Л. Вместо того, чтобы расслабить их, ребенок вытягивает трубочкой. В результате у него получается звук У или В. При этом в произношении ведущую роль играет не язык, а губы. Кончик языка опускается и ложится на дно ротовой полости.

Подготовка к упражнениям

Прежде чем начать тренировку, ребенку показывают, как должен правильно звучать Л. Произносят несколько слов с отчетливой артикуляцией. Ребенок должен увидеть, как располагаются губы и язык. Называют несколько слов, где есть эта буква, и просят определить на слух, в какой части слова она стоит.

Чтобы сформировать правильное прохождение воздуха, делают дыхательную гимнастику.

Ошибки, которые делает ребенок.

Затем ребенку предлагают выполнить подготовительные упражнения:

  1. «Гамак».
    Кончик языка упирается в верхние передние зубы. Выгнуть язык, чтобы он стал похож на гамак, и некоторое время удержать в таком состоянии. Можно выполнять на счет.
  2. «Вкуснятина».
    Широким языком облизать верхнюю губу сверху вниз. Нижняя губа не должна двигаться.
  3. «Индюк».
    Упражнение похоже на предыдущее, но несколько сложнее. Его выполняют с большей скоростью. Можно добавить произношение сочетаний «бл-бл-бл».
  4. «Лошадка».
    Язык делают широким, поднимают и щелкают им по небу. Рот немного приоткрыт, нижняя челюсть должна оставаться неподвижной. Такое упражнение полезно делать, когда ребенку трудно удерживать язык на весу и упираться кончиком в верхние зубы.
  5. «Качели».
    Рот приоткрывается, нужно широко улыбнуться. Кончик языка должен быть твердым. Дальше упражнение делается по счету. На «раз» язык поднимается, кончик упирается в верхний зубной ряд (заднюю поверхность резцов). На счет «два» кончик упирается в нижние зубы. Упражнение повторяют несколько раз.
  6. «Грибок».
    Спинку языка прижимают к твердому небу, она становится похожей на шляпку гриба. Зафиксировать в таком положении и удержать 5-10 секунд. Уздечка должна быть слегка натянута.

Этот комплекс выполняется не меньше 2 недель до начала постановки звука.

Как постановить звук Л

После завершения подготовительного этапа переходят к основным упражнениям.

Постановка Л проводится:

  • по подражанию;
  • на вдохе;
  • механическими способами.

Когда ребенок начнет произносить букву правильно, необходимо закрепить этот навык и довести его до автоматизма. Вначале ребенка нужно научить мягкому звуку, затем твердому.

По подражанию

Самый распространенный метод обучения — посредством подражания взрослому. Вначале родитель или логопед показывает, как правильно расположить язык и губы.

Чтобы ребенку было понятнее, можно предварительно объяснить ему на словах:

  1. Язык нужно сделать широким.
  2. Кончик прижимается к верхним передним зубам или деснам.
  3. Середину языка прогибают книзу, а корень приподнимается.
  4. Боковые части не поднимать, чтобы между ними и щеками проходил воздух.

Для проверки правильности прикасаются к щекам, пока ребенок произносит Л. Если все сделано верно, мышцы щек слегка вибрируют.

Заниматься лучше перед зеркалом. Вначале взрослый несколько раз говорит правильно сам, потом просит повторить ребенка.

Автоматизация звука «Л» в словосочетаниях.

На вдохе

Упражнения на развитие правильной артикуляции сочетают с дыхательной гимнастикой. Ставить Л желательно на вдохе.

Перед началом тренировки делают несколько дыхательных движений:

  1. Вдох быстрый — 1 секунда.
  2. Выдох плавный и медленный — до 5 секунд.

Затем можно усложнить упражнение, преподнести его в форме игры. Соотношение вдоха и выдоха при этом должно сохраняться.

Комплекс для каждого ребенка подбирается индивидуальный и может включать следующие упражнения:

  1. Подуть на вертушку и понаблюдать, как она крутится.
  2. «Остановить бегущую лошадку». Делается вдох, губы расслабляются. Воздух выдыхается так чтобы получился звук «прррр».
  3. Ребенок ложится на спину на ровную поверхность (пол или жесткая кушетка). Рука кладется на живот. Делается вдох и надувается живот. Рука должна ощущать, как на вдохе «мячик надувается», а на выдохе «сдувается».
  4. Можно попросить ребенка закрыть глаза и угадать по запаху фрукты или другие предметы. На вдохе нужно нюхать фрукт, втягивая воздух через нос. На выдохе произносится название предмета.

С механической помощью

Чтобы правильно поставить звук, можно воспользоваться механическими приспособлениями:

  • шпателем;
  • специальными зондами;
  • деревянной палочкой от мороженого;
  • черенком ложки и пр.

Если дома нет подходящих предметов, можно помочь ребенку пальцами рук. Основная задача такой работы — зафиксировать орган или мышцу в правильном положении.