Подросток психология: Психология подростка: 13, 14, 15, 16 лет

Содержание

особенности и проблемы подростковой психологии девочек и мальчиков

Подростки

Подростковый возраст — это пора кризисов и открытий, которые сопровождают становление личности. Не зря именно подростковый период стал самым обсуждаемым в психологической литературе. Ребенок попадает в новое и совершенно неопределенное положение: детство закончилось, но и возможности взрослой жизни пока недоступны. Кризис подросткового возраста — это яркое, но ответственное время, один из первых переломных моментов жизни. И хотя подростки стремятся к независимости, им необходимо внимание и поддержка родителей.

Психология подростка имеет довольно типичную, но при этом разнообразную картину. Дети в пубертатном периоде думают не так, как взрослые: они испытывают трудности с самоконтролем, склонны к необоснованному риску и часто неверно истолковывают отношение окружающих. Казалось бы, еще совсем недавно это был милый ребенок, а сейчас он вдруг перестал идти на контакт, постоянно пререкается, ведет себя замкнуто или даже агрессивно! Конечно, такие изменения вызывают у родителей беспокойство и раздражение.

Чтобы помочь ребенку благополучно пройти путь становления собственного «Я», тактика поведения с ним должна быть очень деликатна. Благодаря современным достижениям в области психологии и медицины мы смогли «заглянуть» внутрь подросткового мозга и более четко увидеть, в чем заключаются особенности подростковой психики. Итак, что мы обнаружили?

Подростковый период имеет довольно размытые границы, но обычно это возрастной промежуток от 12 до 17 лет. Условно выделяется младший подростковый возраст — 12–14 лет — и старший — 15–17 лет. Нейробиологические процессы, которые происходят в период взросления, становятся ключевым поведенческим фактором.

Одной из самых интересных особенностей подросткового мозга является возможность изменять связи между разными отделами в ответ на события, которые происходят в жизни. С одной стороны, это способствует огромному скачку в развитии мышления и восприимчивости. В то же время, постоянное изменение структуры приводит к эмоциональной неустойчивости и рискованному поведению.

Современные исследования говорят нам, что проблемное поведение подростков возникает из-за несбалансированной работы разных систем головного мозга. Речь идет в основном о двух структурах:

  1. Лимбическая система отвечает за сферу эмоций, сна и памяти. Она обретает высокую активность в период полового созревания.
  2. Префронтальная кора — это отдел коры больших полушарий, который управляет мыслительной деятельностью, вниманием и контролем поведения. В подростковом возрасте эта структура несовершенна, функционирует не в полную силу и достигает окончательного созревания только к двадцати годам.

Получается, у молодых людей происходит «разрыв» между эмоциями и здравым смыслом. Недоразвитие префронтальной области в подростковом возрасте объясняет появление основных поведенческих проблем трудного возраста. Это не признак умственных проблем. Молодые люди не всегда способны верно анализировать ситуацию только из-за того, что важные области их нервной системы еще не работают как надо.

Подростковая психология девочек

Нелегко быть девочкой-подростком, и нелегко быть ее мамой или папой. Современное поколение девочек-подростков подвержено огромному количеству травмирующих факторов, которые могут приводить к таким проблемам, как расстройство пищевого поведения, депрессия, злоупотребление алкоголем, проблемы в становлении идентичности — развитии цельной личности.

Пубертатный период сопровождается изменениями во всем организме. Начинается усиленная работа гипофиза и щитовидной железы, что приводит к значительным изменениям гормонального фона. В итоге возникают перестройки в физиологической и эмоциональной сферах.

Подростковый период у девочек психология рассматривает как сложный, но важный этап становления, на котором остро ощущается потребность в признании со стороны сверстников и понимании близких. Ребенок сталкивается с новыми для себя проблемами, но редко спрашивает совета у взрослых. Этому мешает максимализм и чувство собственного достоинства: девочка считает, что родители не понимают ее трудностей и любое неосторожное слово рискует вызвать сильную обиду.

Психология девочек-подростков устроена так, что гормональный дисбаланс приводит к частой смене настроения и желанию выделиться любой ценой. Может наблюдаться депрессивное настроение и эмоциональные терзания, из-за чего девочка отдаляется от родных и испытывает потребность примкнуть к какой-либо субкультуре или другому обществу единомышленников.

При общении с девочкой-подростком нужно запастись терпением. Ни в коем случае нельзя срываться на крик или вестись на провокационное поведение.

Подростковая психология мальчиков

Одна из самых частых жалоб, которую высказывают родители мальчиков- подростков, — это то, что их сын стал злым и агрессивным.

Девочки-подростки тоже злятся, но они обычно более восприимчивы к конструктивным разговорам, что дает родителям немного больше рычагов воздействия. Как отличительную особенность подросткового возраста у мальчиков психология и медицина выделяют всплеск тестостерона. Из-за этого притупляется чувство страха и растормаживается поведение. Все это приводит к частым вспышкам гнева и обилию конфликтов.

Психология мальчиков-подростков устроена так, что для комфортных взаимоотношений с окружающим миром им необходимо четко осознавать ответственность за свое поведение. Юноша должен понять, что если будет вести себя ответственно, то будет получать привилегии, и наоборот. Подростки очень восприимчивы к наградам и поощрениям.

Когда лучше сходить с подростком к психологу

Иногда бывает трудно понять, является ли поведение вашего ребенка следствием типичных переживаний пубертата или пора обращаться к специалистам. Вот список «красных флагов», которые говорят о том, что подростку, а возможно и всей семье, нужна помощь специалиста:

  • подавленное настроение, которое длится две недели и больше: такое состояние может говорить о наличии клинической депрессии. Сюда входят такие признаки, как тоска, апатия, отсутствие интереса к прежним увлечениям и любым другим вещам
  • признаки нарушения пищевого поведения: потеря или набор веса, регулярный отказ от еды или переедание с последующим вызыванием рвоты. В этом случае необходимо исключить наличие анорексии, булимии и других опасных синдромов
  • расстройства сна и снижение жизненной энергии: бессонница, патологическая сонливость и постоянная вялость могут быть признаками заболеваний нервной системы
  • трудности в управлении эмоциями: замкнутость и уход в себя или, наоборот, чрезмерная раздражительность и конфликтность, что часто сопровождается стремлением и угрозами уйти из дома. Чтобы вовремя сгладить проблему и предотвратить опасные последствия в виде несчастных случаев из-за рискованного поведения подростка, необходимо обратиться к психологу
  • регулярное употребление алкоголя, наркотиков и сигарет — эксперименты с химическими веществами распространены в подростковом возрасте, но если ваш ребенок регулярно возвращается домой под воздействием алкоголя или других психоактивных веществ, нужно действовать немедленно
  • мысли о смерти, самоповреждение или попытки самоубийства — в этом случае нельзя считать, что вы справитесь с ситуацией самостоятельно. В связи с повышением уровня самоубийств среди подростков, отнеситесь к проблеме серьезно и покажите ребенка психотерапевту

Это основные признаки, при наличии которых следует обращаться к специалистам. В остальных случаях вы сами можете сделать так, чтобы период взросления прошел как можно более гладко и безболезненно. Вот некоторые советы:

  1. Спланированный режим труда и отдыха: способствует лучшей концентрации и продуктивной учебе. Кроме того, усталый вид может негативно сказываться на внешности, что особенно важно для девочек-подростков
  2. Интересный досуг и хобби: если подростку нечем заняться после учебы, то он будет все больше углубляться в свои внутренние проблемы. Занятия спортом помогают выплеснуть накопившуюся энергию и агрессию
  3. Помощь специалистов: не бойтесь посещать педиатра, терапевта, психолога или эндокринолога, особенно если видите, что настроение и самочувствие ребенка ухудшается

При воспитании подростка следует помнить, что этот непростой период не зря назван переходным. Скоро вы вместе преодолеете трудности взросления, и взаимоотношения наладятся. Не забывайте, что ребенок любит вас и нуждается в вашей поддержке, а его не всегда приятное поведение на 90–100% обусловлено недостаточно совершенными структурами нервной системы и гормональным дисбалансом.

краткие сведения, особенности поведения трудных детей, почему они такими становятся, советы родителям как справиться.

Когда в семье растет ребенок, то с приходом подросткового кризиса его проявления ощущает вся семья. В статье мы расскажем, как понять, что начался сложный период в жизни сына или дочери. Что подразумевают психологи под определением «трудный подросток», и как вы можете помочь ребенку преодолеть этот этап? Итак, узнайте, как характеризуется непростой возраст, и какие существуют методы решения проблемы.

Трудный подросток: краткие сведения

Трудный подросток – ребенок от 9 лет, поведение которого не вписывается в нормы, принятые в обществе. Попросту говоря, наблюдаются отклонения от общеизвестных норм. К категории трудных подростков относятся те, которые не могут найти общий язык с преподавателями, родителями. Любые методы воспитания принимаются в штыки. При этом их протест доставляет и им множество неудобств. Многие родители предполагают, что трудный подросток чувствует удовлетворение от своих ужасных выходок, однако в действительности, на подсознательном уровне он испытывает страдания.

У таких ребят имеются сложности психологического характера, и это проявляется практически во всем. Они проявляют агрессию, у них часто меняется настроение, подавленность сменяется вспышками ярости, они испытывают депрессивное состояние, страх. Все это подавляет трудного подростка, оборачивается проблемами в учебе, в семье. Общая учебная программа им дается сложнее, они не желают выполнять общие требования, ссорятся с учителями. Различные факторы провоцируют переход подростка от обычного к трудному. При этом такие дети необязательно похожи друг на друга: кто-то отстает в физическом развитии, другой обгоняет по этому показателю прочих сверстников, третий чрезмерно возбудим, четвертый очень замкнут и так далее. Все трудные подростки имеют собственные индивидуальные особенности, и было бы неправильно их обобщать.

Знаменитый воспитатель Антон Макаренко заявлял, что к пяти годам формируется личность ребенка, и впоследствии внести коррективы в воспитание очень сложно.

Когда впервые появляются признаки того, что в воспитании возникли сложности? В момент, когда ребенок начинает осознавать воспитательное воздействие. Согласно различным исследованиям, условия, которые окружают ребенка в раннем детстве, впоследствии могут стать причиной проблем в подростковом возрасте. Воспитателям и родителям малышей важно осознавать это, ведь им приходится иметь дело с чутким и податливым детским мозгом. Родители, воспитывающие трудного подростка, должны осознавать, что сейчас исправляют ошибки, допущенные на предыдущих этапах воспитания. Не спешите расстраиваться – пока не поздно все исправить.

Особенности поведения трудных подростков

Итак, как понять, что в семье трудный подросток? Замечено, что дети, у которых имеются проблемы с поведением, начиная с рождения и до 11 лет, они продолжаются и в подростковом возрасте. Вряд ли это удивит родителей, ведь различные всплески они переживают на протяжении многих лет.

Конечно, не всегда именно родители повинны в этом кризисе. Это не отменяет того, что им придется приложить усилия, и помочь трудному подростку. В современном обществе их число неустанно растет.

Любой, кто общался с трудным подростком или сам был ним, знает, какими особенностями поведения отличаются такие дети. Кажется, будто они пытаются удержать в душе ярость, которая все равно вырывается наружу. Когда трудный подросток проявляет наибольший всплеск негатива?

Чтобы это понять рассмотрим его характерные черты:

  • негативно реагирует на чье-то желание помочь;
  • отрицательно относится к прикосновениям;
  • неохотно идет на визуальный контакт;
  • с недоверием относится к окружающим;
  • испытывает проблемы с учебой и с питанием.

Нередко трудный подросток нуждается в помощи профессионала, и семье не стоит стыдиться за ней обращаться. Это правильное решение, предотвращающее множество неприятностей. Как определить – трудный подросток или нет?

Имеются простые способы:

  • Обратиться за консультацией к профессионалу (педиатру или детскому психологу). Найдите специалиста, вызывающего у вас доверие.
  • Поинтересуйтесь мнением стороннего человека, у которого нет предвзятости или заинтересованности в этом вопросе, и имеющего опыт воспитания подростка.

Почему подростки становятся «трудными»: основные причины

Первым толчком к тому, что появляются отклонения в поведении старшего школьника, становятся проблемы в общении со взрослыми в семье либо в школе. Если кто-то из них поддерживает трудного подростка, то кризис проходит проще. Если же педагоги и родители настроены негативно, то он пытается найти поддержку извне. Часто выбор падает на асоциальные компании. Ему кажется, что таким образом он повышает свой статус. Впоследствии такую группу покинуть очень сложно.

В переходном возрасте многих детей называют трудными подростками. В этот период ребята демонстрируют изменения в поведении и во взаимоотношениях с окружающими. Самым нелегким периодом взросления считается переход от детства к взрослой жизни – подростковый. Это накладывает определенные изменения на личность любого человека, а если проблемы с воспитанием были изначально, то процесс взросления проходит еще сложнее. Именно в этот период психика ребенка перестраивается, появляются существенные изменения в учебной программе, нагрузка возрастает, отношения ребенка к учебе меняется. В поведении подростка появляются черты, которые оказываются для окружающих полной неожиданностью – нередко это провоцирует конфликты с семьей, учителями, сверстниками. Последствия: сильные внутренние переживания.

«Трудный подросток» — широкое понятие, к которому причисляют взрослеющих личностей, испытывающих определенные сложности в контактах с окружающими. Самые очевидные проблемы выявляются в общении с педагогами, семьей. В силу разных причин, ребенку сложно дается учеба, взаимодействие с окружающими.

Типы трудных подростков

Трудные подростки отличаются друг от друга.

Рассмотрим их типы:

  • Циники, у которых наблюдается сознательное нарушение социальных норм. Они уверены, что все хотят поступать, как они, и в действиях их сковывает лишь трусость.
  • Конформисты, идущие на конфликты под воздействием асоциальной компании. Преимущественно эти действия случайны, продиктованы подражанием «кумиру». Наблюдается у трудных подростков, имеющих большую зависимость от мнения окружающих. Зачастую становятся заложниками положения.
  • Колеблющиеся. Им сложно устоять от соблазнов. Им хочется немедленно удовлетворить спонтанно возникающие потребности. При этом нарушение норм влечет за собой раскаяние.
  • Аффективные подростки, отличающиеся повышенной обидчивостью и немаленькими притязаниями. Нередко им кажется, что они терпят несправедливое отношение, стремятся к протесту, мести. Среди категории часто встречаются демонстративные суицидники.

Работа с трудными подростками

Какую работу нужно провести с трудным подростком, чтобы улучшить ситуацию:

В школе

Опытные учителя знают, что в работе с такими ребятами стоит придерживаться определенных правил:

  • Подчеркивать их достижения, повышая статус среди сверстников.
  • Увлечь их необычным новым делом, в котором ребенок явно сможет достичь успеха.
  • Поддерживать с ним доверительные отношения.
  • Помочь с учебой, позиционировать ее как путь закалки характера.
  • Признание подростка в социально-значимой деятельности.

С психологом

Одно из важнейших направлений работы любого психолога – помочь трудному подростку справиться с кризисом. Если проблема выявлена вовремя и сотрудничество со специалистом начато своевременно, есть смысл рассчитывать на скорый положительный результат.

Какие функции лежат на психологе, работающем с ребятами, испытывающими трудности в социуме: диагностирование, консультация, коррекционный курс.

У специалиста имеется своя область компетенции, и в нее входят многие социально-психологические свойства, характеристики, явления.

При индивидуальных исследованиях личности и психики, выявляются сильные и слабые стороны трудновоспитуемого ребенка. С одной стороны они нуждаются в психолого-педагогической коррекции, но при этом являются частью здорового психологического потенциала личности. На него можно опереться в процессе воспитания.

Что предполагает поведенческая коррекция? Первым делом выявляются проблемы в отношениях подростка со взрослыми, сверстниками. После этого ситуация разбирается, предлагаются методы ее устранения.

Большое значение имеет изучение социометрического статуса подростка в классе, в компании сверстников. Специалисту важно определить место, которое подросток занял в системе межличностных отношений. Анализируются, насколько обоснованы его эмоциональные проявления, имеется ли психологическая изоляция, и если – да, то каковы ее причины.

Как справиться с трудным подростком: советы родителям

Родителям, как и их подрастающим детям, непросто дается сложившая ситуация. Зачастую они становятся свидетелями вспышек ярости, и не всегда способны адекватно реагировать на такие проявления эмоций. Важно понимать, что за детским гневом скрывается печаль, стыд, смущение и прочие чувства, с которыми он не может справиться. Осознавая свое бессилие, подросток набрасывается на оппонента, действуя на опережение. Чаще всего подростки не в состоянии осознать собственные эмоции, и не знают, как их выразить приемлемым для социума способом. Также они боятся попросить поддержки, и даже демонстративно от нее отказываются

В чем состоит задача родителей? Помогите сыну или дочери побороть негативные эмоции, и если он хочет выразить гнев, то пусть делает это более конструктивно.

Рекомендации, которым важно следовать:

  • Попытайтесь определить, что скрывает ярость ребенка. Возможно, он волнуется или его одолела депрессия. Возможно, его смущает свой статус в обществе, и сверстники в чем-то превосходят его. Или ему не хватает общения и поддержки?
  • Необходимо установление нерушимых границ. В вашей семье должны действовать разумные правила, за несоблюдение которых подразумевается разумное наказание. Когда вы и подросток будете в благожелательном расположении духа, объясните ему, что чувство гнева естественно, но нужно найти адекватный способ его выражения. Пример: подросток набрасывается на вас. За такие проявления эмоций следует наказание в виде лишения каких-нибудь домашних привилегий или неприятного разговора с человеком, вызывающим у ребенка авторитет. В этом возрасте соблюдение границ особенно важно.
  • Не игнорируйте тревожные сигналы. Возможно, вы заметили, что перед вспышкой ярости ребенок мучается головной болью или активно расхаживает по дому. Возможно, он злится всегда по одной и той же причине. Если человек в состоянии определить ситуацию, вызывающую гнев, ему становится проще его держать под контролем.
  • Помогите подростку отыскать метод, помогающий справляться с яростью. Подходящие варианты: спортивные упражнения. Возможно, ему подойдет спортивный зал, боксерская груша. Некоторым ребятам проще выплеснуть эмоции через музыку или другое творчество. Определите, что вызывает интерес вашего сына или дочери.
  • У каждого подростка должно иметься пространство, где у него будет возможность привести свои чувства и эмоции в порядок. Юноша или девушка, испытывающие гнев, нуждаются в безопасном месте, где ему будет проще прийти в себя. Не нужно преследовать подростка, если он зол, требовать немедленных извинений или объяснения ситуации. Если приступ ярости не прошел, ситуация сразу же усугубиться и даже может стать причиной проявления физической агрессии.
  • Если хотите, чтобы ребенок научился контролировать ярость – умейте сами справляться с гневом. Вы не сможете помочь подростку, если сами не способны держать себя в руках. Пытайтесь сохранять самообладание в любой ситуации.

Смотреть видео

Психология подростка 12, 13, 14 или 16 лет. Особенности возрастной психологии подростка :: SYL.ru

После десяти лет у каждого ребенка начинается новая и совершенно иная жизнь. Природу не обманешь: появляются первые изменения, как в физиологии, так и в других областях. Клиническая психология детей и подростков показывает, что каждый год жизни – это новая ступенька в развитии.

От ребенка до подростка

На каждом этапе, как ребенка, так и его родителей, ожидают новые и интересные особенности. Зачастую старшее поколение пугает или настораживает поведение ребенка, и они даже не понимают, что следует предпринять и куда нужно обратиться. Поэтому им полезно будет знать о возрастных изменениях, которые происходят с каждым человеком. А также понимать, чем отличается психология подростка в 13 лет и 16 лет.

12 лет — уже подросток или ещё ребенок?

Многие родители относятся к своим детям субъективно и считают их не совсем взрослыми, порой даже невзирая на то, что те достигли «солидного» возраста. Но чтобы не возникало проблем, стоит понять, что двенадцатилетний человек относится уже к категории «подростков». И с этого возраста родители должны воспринимать более серьезно свое чадо, учитывая все особенности, которые имеет психология подростка. 12 лет – возраст, когда ребенок начинает претерпевать первые изменения.

Примерно с этого момента человек пытается ассоциировать себя со взрослым контингентом. Это может происходить в виде копирования чужих манер, дабы казаться старше. Мальчики начинают обращать внимание на свое физическое состояние. Вопрос о том, как они выглядят, становится для них на первое место. Девочки также начинают особое внимание уделять своим внешним данным. В этот период они уже могут экспериментировать с косметикой. Поэтому не стоит родителям пугаться этого и запрещать. Лучше всего подобрать ребенку более качественную продукцию с наименьшим содержанием «химии».

На первом этапе подросткового периода у человека появляется некая медлительность. Не стоит пугаться – это нормальное явление, так как в этот момент меняется связь между памятью и мышлением. Ребенок понимает, что процесс мышления неотъемлемо связан со способностью вспоминать те знания, которые были получены ранее. Происходит более осознанное запоминание и осмысление прочитанного материала. В этот период человек начинает прислушиваться к тому, что говорят о нем взрослые. Эта чувствительность к мнению окружающих нередко приводит к появлению надуманных страхов.

13 лет – подростковый рассвет

Изумительна и непредсказуема психология подростка. 13 лет – возраст, когда происходят изменения на гормональном фоне. Поэтому у ребенка может заметно меняться настроение. И если вдруг он стал более шустрый, резкий – это не подтверждает тот факт, что в вашей семье растёт «трудный» подросток. Такие изменения являются нормальным психологическим фактором. Ребенок начинает себя воспринимать как взрослого человека, имеющего право на свое мнение, свои желания. И это отчасти правильно. Ведь он должен стремиться к самостоятельности, и через какой-то период произвести «сепарирование» себя от родителей. Конечно, с этим очень трудно смириться родителям, и зачастую они совершают самую большую ошибку, пытаясь подавить любые желания ребенка. Это может привести к плачевным последствиям.

Касаются и интимной сферы изменения, которые имеет психология подростка. 13 лет – возраст, когда отмечается повышенное сексуальное влечение, и, как ни странно, это происходит больше со стороны девочек. Конечно, и мальчиков начинает интересовать данная тема, но пик интереса у них происходит чуть позже. В этом возрасте подростки критически относятся к своим внешним данным. Это обусловлено тем, что присутствует желание быть похожим на своего кумира, у которого идеальная фигура, отличные волосы и самые красивые глаза.

14 лет – возраст осознания себя как личности

В 14 лет подросток активно начинает отстаивать свои права. Иногда у родителей может создаться такое чувство, что их ребенок все делает назло и наперекор. Но это совершенно не так. По крайне мере, подросток не ставит для себя определенную цель – оспаривать все. Зачастую он и сам не уверен в том, что ему действительно необходимо и важно. Но желание выделится, показать — «Я – другой!» — огромно. Поэтому появляется непонимание между родителями и детьми. Чтобы не усугублять ситуацию, при назревании конфликта лучше сглаживать острые моменты. Важно понимать, что ребенок не пытается вас разозлить или специально вывести из себя – это особенности возраста.

Общение – это важно!

Также в этот период ребенок огромное внимание уделяет общению. Для него очень важно быть принятым, а не отвергнутым. А также иметь друзей, с которыми можно поговорить обо всем. Ведь в этом возрасте очень много волнующих тем и щекотливых вопросов, с которыми к родителям не пойдешь.

Психология подростка в этом возрасте, конечно, претерпевает значительные изменения. И если родители вовремя заметили этот переход и смогли изменить тактику в отношениях с ребенком, то зачастую это сводит к минимуму проблемные моменты. В такой ситуации подросток не спешит удрать из дома или сделать что-то из ряда вон выходящее. Он слышит своих родителей и может пойти на компромисс.

16 лет – путь к совершеннолетию

Чем примечательна возрастная психология? Подросток становится совсем взрослым. В этом возрасте у многих уже появляется первая влюбленность, возможно, и первые разочарования. У некоторых подростков этот возраст означает появление сексуальных отношений. Но не стоит паниковать: не все в шестнадцать лет готовы пойти на этот шаг. Тем не менее, родителям стоит заводить разговоры на тему секса, дабы ребенок был в курсе всех последствий. Если папа или мама не могут завести разговор, то можно купить соответствующую литературу и подарить ребенку. Подросток должен понимать – что это период, когда он несет ответственность за все свои поступки. Кстати, на Кубе этот возраст считается совершеннолетием.

В этом возрасте психология подростка более обширна и многогранна. Кроме физических, сексуальных, гормональных изменений, есть и другие особенности – ребенок начинает уделять внимание философии. Его взгляды на жизнь заметно меняются. И те вопросы, которые раньше его не волновали, сегодня встают на первый план. В этот период человек может преувеличивать свои способности, так как все выглядит более простым, доступным и радужным. В этом заключается психология подростка. 16 лет – это огромный пласт, в котором много веры, желания, стремлений. Человек находится на пике своего эмоционального развития.

На заметку родителям

Не стоит бояться переходного возраста. Это неизбежный этап в жизни каждого человека. И если вы хотите смягчить это время, попытайтесь понять, почему ребенок поступает именно так, а не иначе. Психология подростка может казаться вам странной и непредсказуемой, но это совершенно не так. Только вы способны, как никто другой, понять своего ребенка и помочь ему преодолеть этот период. Для него он, возможно, ещё тяжелее, чем для вас. Ведь подросток только начинает понимать себя и окружающих, и все изменения для него сложны и непонятны.

Психологический подросток — как с ним общаться — Психология эффективной жизни

Для начала — зарисовка.

Летела я как-то из Вильнюса в Ростов-на-Дону. Через Москву. Вильнюсский аэропорт небольшой, на рейс народу немного, большинство лениво разглядывают янтарные сувениры в дьюти-фри. Я заинтересованно смотрю на шампанское в маленькой подарочной бутылочке. У меня намечаются удачные дела в Ростове. Может быть, этикет предполагает взять с собой какой-нибудь символический жидкий презент? Потом думаю: «Ладно. Вопрос скользкий —  возьму лучше что-нибудь сладенькое».

Неожиданно некий мачо с фигурной бородкой низким шепотом советует мне почти на ухо: «Девушка, берите лучше сразу «Абсолют», рекомендую». Я улыбаюсь и отвечаю: «Спасибо за совет».

Самый крутой парень в классе

Приземистая крепкая фигура, дорогие часы сияют золотом за километр, сам только что из барбер-шопа. И я почему-то вижу на его месте подростка лет тринадцати, который считался самым крутым в классе. Первым начал курить за углом, и пиво в киоске ему продавали, не требуя документов. И одноклассницы вздыхали и не могли заснуть, думая о нем. Он там и остался — в этом классе, за углом той же школы. Только уже с часами и прочими причиндалами.

Они летят вдвоем, обоим около тридцати, говорят о маме и о делах. Похоже, братья. И открыли общий бизнес. Брат на голову выше, на пару размеров стройнее, в костюме и тоже в дорогих часах, но часы на нем не так бросаются в глаза. Похож на какого-то известного пианиста. 

Сижу в зале ожидания, смотрю в планшет. Тот, который рекомендовал «Абсолют», садится рядом и принимает позу низкого старта, слегка подавшись вперед. Его брат размещается рядом с ним, оба смотрят в айфоны.

Кто-то в зале ожидания разворачивает предусмотрительно взятый с собой перекус, тщательно завернутый в несколько слоев целлофана. Задержку рейса в Берлин объявляют в громкоговоритель. Кудрявый ребенок громко требует у бабушки чупа-чупс. Кто-то сосредоточенно застыл над экраном ноутбука.

Этот с золотыми часами открывает запястье, чтобы дорогой аксессуар гарантированно был виден, и уверенным тоном начинает второй заход: «Девушка, и что же вы выбрали?» И тут посреди всего этого шума и гула почему-то на мгновение наступает звенящая тишина. И в этой тишине неожиданно отчетливо слышен строгий шепот «пианиста»:

 — Сережа, как ты меня заколебал.

Мы смеемся, шапочно знакомимся: в Москву — не в Москву, а мы в Ростове были на прошлой неделе и т.д. Непринужденная беседа двух взрослых людей. Почему двух? Потому что мачо с фигурной бородкой сидит как обиженный подросток. А потом и вовсе уходит курить.

Перед моим внутренним взором в этот момент проносятся картинки, как этот крепкий орешек в каждом аэропорту, на каждой остановке в ожидании такси, в каждом перерыве и на каждом кофе-брейке пытается с кем-то познакомиться, и иногда весьма удачно. 

Как эти девушки надеются на развитие отношений в стандартном режиме: конфеты, букеты, романтическое путешествие, предложение, свадебное платье, совместная жизнь, дети, двухэтажный дом и белая пушистая собака. Звонят ему. А он не отвечает. Потому что у него уже следующий аэропорт и следующая остановка такси. Он в ожидании признания: да, Сережа, ты самый крутой.

Сереже по паспорту лет тридцать. Только его психологический возраст почему-то остановился тогда, когда он курил за углом школы. Почему? Возможно, потому что там ему было хорошо, он чувствовал себя востребованным и реализованным. Психологически ему до сих пор 13 лет. Кстати, бабушке, которая отчитывает кудрявого внука («Коля, успокойся, что о тебе подумают люди?!») примерно столько же.

Кто такой психологический подросток?

Психологический возраст подростка предполагает чрезмерную заботу о том, как его оценит общество: примет или не примет. Взрослый человек может часто проявлять подростковое мышление и поведение, вплоть до инфантильности.

Что важно подросткам? Быть своими среди своих в первую очередь. И это даже не желание влиться в коллектив, а скорее страх стать изгоем. Девочка-подросток больше всего на свете боится надеть не ту юбку и накрасить глаза не так, как принято у них в школе, и в итоге быть осмеянной.

Если все «крутые» этого класса носят драные джинсы, то все, кто мечает примкнуть к сильным и популярным, будут специально проделывать в джинсах дыры и врать родителям, что оно само порвалось. Принято в школе подводить глаза жирными стрелками — и будет девочка подводить их наскоро в темном лифте, чтобы не шокировать родителей этим процессом дома. С часами, сияющими за версту как солнце, — то же самое.

Как это выражается во взрослой жизни?

Быть как все, работать там, где «принято», или изо всех сил стараться выглядеть «круче», чем есть на самом деле. Непомерная тяга к гаджетам, не всегда уместным и удобным, но зато эффектным, тяга к дорогим авто, набор кредиток…

Психологическим подростком может быть и 50-летний мужчина, который стремится быть именно таким, как принято среди его коллег, или в компании его давних друзей. И бабуля может, особенно если печется о том, кто что о ней подумает, и призывает внука быть как все.

И что с ним делать?  

Если вы никак не связаны с психологическим подростком, то и не связывайтесь. Непременно найдутся другие кандидаты на роль достойного партнера. Можно, конечно, повестись на этот низкий шепот и фантазировать про счастливое развитие событий, а потом винить гормоны, плакать о несчастной женской доле и утверждать, что все мужики — парнокопытные.

А можно при первых признаках подросткового поведения просто мысленно приклеить ему на лоб стикер с его психологическим возрастом. И всегда иметь этот стикер в виду. Вы же не станете от 13-летнего пацана ждать серьезных намерений и ответственности. И отношения с ним строить вряд ли начнете.

А что если это близкий человек — брат, сват, муж, папа?

То же самое. Не надо смотреть свысока и козырять тем, что вот «я, дескать, взрослый, а ты…». Во-первых, ваша собственная психологическая зрелость — это тоже далеко не факт. Во-вторых, нужно фильтровать все, что этот «подросток» говорит и делает. 

Ведь 13-летней девочке (даже если на деле эта ваша мама или сестра 50–60 лет) вы в здравом уме не поручите идти в государственное учреждение выяснять про льготы, выплаты и другие важные вопросы. И советы ее о ваших отношениях в статусе «все сложно» вряд ли станете принимать близко к сердцу. И размышления о том, как нужно жить и что «для стабильности» надо бы устроиться бухгалтером на завод — тоже.

Так что ответ на вопрос, что делать, — просто принимать к сведению.

 

От редакции

Некоторые люди ведут себя инфантильно и неразумно — этот факт придется принять и смириться с ним. А вот для того, чтобы лучше понимать мотивы и потребности окружающих, неплохо бы разобраться, почему так происходит. Об этом можно узнать из статьи практикующего психолога Ольги Юрковской: https://psy.systems/post/pochemu-lyudi-daleko-ne-vsegda-razumny.

Вообще понимать других людей — ценный и полезный навык, который может облегчить жизнь каждому из нас. Только вообразите, насколько упростится ваша коммуникация с родными, друзьями, коллегами, начальником, когда вы научитесь налаживать контакт, слушать и слышать, что вам хотят донести. Об этом — книга американского психиатра и бизнес-консультанта Марка Гоулстона «Я слышу вас насквозь»: https://psy.systems/post/ya-slyshu-vas-naskvoz.

Порой причина того, что мы застряли в подростковом возрасте, кроется в том, что сепарация от родителей так и не произошла. Мы все еще подсознательно зависимы от того, что скажет мама, одобрит ли папа и не станет ли укорительно качать головой бабушка. К сожалению, даже с самым хорошим и счастливым детством рано или поздно приходит время попрощаться. Как и зачем это делать, объясняет психолог, гештальт-терапевт Нина Рубштейн: https://psy.systems/post/proschanie-s-xoroshim-detstvom.

Психология подростка | Познание мира

Подростковый возраст — это время больших перемен, а также для всех, кто вовлечен в их жизнь. Подросток должен развивать свою индивидуальность и независимость. В то же время они сталкиваются с растущим давлением, чтобы быть ответственными и заслуживающими доверия, даже когда они сталкиваются с такими проблемами, как сексуальность, употребление наркотиков и отношения со сверстниками. Подростковая психология стремится понять подростков и подготовить их к переходу от ребенка к взрослому.

Что такое подростковая психология?

Итак, что такое хорошее определение психологии подростков? Подростковая психология занимается вопросами психического здоровья подростков. Подростковый возраст обычно составляет от 13 до 19 лет. Психологи помогают подросткам в этот период в физическом, моральном, сексуальном и социальном развитии.

Важно! Подростковая психология может помочь подросткам, проходящим через обычные подростковые изменения, и помочь им справиться со своими эмоциями. Подростковая психология может помочь подросткам с психическими расстройствами.

Как работает мышление подростка?

Психология развития подростков связана со многими различными типами изменений. Развитие от детства до зрелости — сложный процесс. Это не просто добавление знаний и понимания. Подростки, проходящие через этот период, думают, чувствуют и ведут себя не так, как дети или взрослые. Эти различия можно увидеть во всех стадиях развития.

Сексуальное и физическое развитие

Физические признаки подросткового возраста очевидны. В это время у мальчиков и девочек начинают расти волосы на лобке. Они становятся выше, девочки достигают полного роста в 16 лет, а мальчики достигают своего полного роста в 18 лет. У девочек начинаются менструации, грудь увеличивается. Голоса мальчиков становятся более грубее.

Все физические изменения вносят изменения в то, как подростки думают и ведут себя. Они развивают сексуальную осведомленность и привлекательность и могут стать сексуально активными. Пока они здоровы, их тела сильнее и более скоординированы, чем когда-либо прежде, что позволяет им преуспеть в спорте.

Важно! Подростки имеют много возможностей, а также проблем, связанных с их физическим развитием. Подростковая психология может помочь им разобраться в физических изменениях, через которые они проходят, и о том, как позитивно с ними справляться.

Когнитивное развитие

Подростковый возраст дает новые способы мышления. Когда дети развиваются и познают окружающий мир, они могут мыслить абстрактно. Вместо того, чтобы понимать то, о чем они знают, они могут представить то, чего никогда не испытывали. Из-за этого они развивают способность принимать абстрактные понятия, найденные в современной математике. Они начинают понимать духовность и любовь.

Важно! Абстрактное мышление также делает подростков более рискованными, так как они чувствуют себя неуязвимыми для вреда. Тем не менее, по мере взросления они развивают навыки рассуждения и могут мыслить логически. Они развивают способность судить о вещах для себя. Они могут продумать возможные последствия, прежде чем решат его выполнить.

Когнитивное развитие не происходит в одно мгновение. В раннем подростковом возрасте дети в основном используют свои вновь обретенные абстрактные рассуждения для школьных занятий и дома. Они начинают высказывать свое мнение о том, чем они хотят заниматься, и выбирают свои собственные цели. Они видят краткосрочные последствия, но не всегда долгосрочные.

В среднем подростковом возрасте их мышление становится более сложным. Они могут представить, каким будет их будущее, но с трудом применяют эти мысли в процессе принятия решений. В позднем подростковом возрасте подростки начинают больше думать вне себя. Они могут больше думать о том, что происходит в мире, и об основных проблемах, стоящих перед обществом в целом. Они чрезвычайно обеспокоены выбором карьеры и тем, что делать после того, как они уйдут из дома.

Эмоциональное развитие

В подростковом возрасте подростки обращаются к своим сверстникам за эмоциональной поддержкой. Они начинают больше конфликтовать со своими родителями до позднего подросткового возраста. Они сближаются со своими друзьями, испытывают много разных эмоций и становятся более независимыми от своих родителей.

Когда они достигают позднего подросткового возраста, они становятся более уверенными в себе и своих убеждениях. Они могут искать переживания и легко стать сексуально возбужденными. В позднем подростковом возрасте они начинают лучше контролировать свои эмоции. Большая часть подростковой психологии занимается обучением подростков тому, как управлять своими эмоциями.

Моральное развитие

Подростки развивают чувство морали и в подростковом возрасте. Они исходят из стадии развития власти и общественного порядка, в которой они были сосредоточены на установленных правилах. Однако по мере взросления они начинают думать о социальных возможностях. Они заинтересованы в том, чтобы делать то, что является взаимовыгодным, и делать то, что является морально правильным.

Подростковая идентичность

Наряду с другими аспектами когнитивного, эмоционального и социального развития подростки развивают свои уникальные особенности. Начиная с ранней юности и до поздней, на их мышление влияет подростковый эгоцентризм, чаще вначале и реже в дальнейшем. Три особенности подросткового эгоцентризма:

  1. Они сосредоточены полностью на себе.
  2. Они видят себя особенными и уникальными.
  3. Они думают, что другие сфокусированы на них и замечают все о них, что они говорят и что они делают.

Проблемы подростков

Подростковая психология занимается важными вопросами, которые могут оказать длительное влияние на жизнь подростка. Некоторые из них включают независимость, сексуальность, употребление наркотиков и отношения со сверстниками. Психологи помогают подросткам решать эти проблемы.

Независимость

Подростки должны стать независимыми, чтобы стать полностью взрослыми. Для этого они должны:

  • изучить личность и выработать устойчивое представление о том, кто они есть;
  • стать более осведомленными о себе, своих мыслях и поведении;
  • ставить и достигать цели.

Родители могут помочь подросткам обрести независимость, позволяя им самим выбирать и жить с последствиями. В то же время подростки нуждаются в любви и уважении своих родителей. Им нужна поддержка родителей, которые уверены в способностях своих детей. Они нуждаются в руководстве без строгого контроля.

Сексуальность

Половое развитие подростка включает в себя много разных задач. Подросток должен понимать и чувствовать себя хорошо с изменениями, которые происходят в его теле. Им нужно научиться принимать решения о том, что они делают со своим телом, включая секс. Им нужно раскрыть свою сексуальную идентичность и научиться иметь здоровые сексуальные отношения.

Употребление наркотиков

Большинство подростков столкнется с возможностью употребления наркотиков и алкоголя. Они должны знать о последствиях, но просвещение по вопросам наркотиков должно быть сосредоточено на фактических рисках употребления наркотиков, а не на вопиющих страшных историях. 

Важно! Для многих родителей ключом к предотвращению употребления наркотиков является хорошее информирование об опасностях.

Взаимоотношения со сверстниками

Отношения со сверстниками чрезвычайно важны для подростков, они должны научиться строить отношения. Им приходится иметь дело с конкуренцией со стороны сверстников, в социальном плане. Детская и подростковая психология может предоставить им инструменты для социального взаимодействия со сверстниками и научить их развивать отношения, которые важны для них.

Развитие нравственного мышления: теория Колберга

Независимость, которая приходит св подростковом возрасте, требует независимого мышления, а также развития нравственности — стандартов поведения, которые, как правило, согласуются в рамках культуры, чтобы быть правильными или правильными. Так же, как Пиаже полагал, что когнитивное развитие детей следует определенным закономерностям, Лоуренс Колберг (1984) утверждал, что дети изучают свои моральные ценности посредством активного мышления и рассуждений, и что нравственное развитие следует за рядом этапов. 

Этапы нравственного мышления Лоуренса Колберга

Возраст Моральная Стадия Описание
Маленькие дети Профи- лактическая мораль До девяти лет дети сосредоточены на собственных интересах. На этом этапе они избегают наказания и ищут награды.
Старшие дети, подростки, большинство взрослых Обычная мораль В раннем подростковом возрасте ребенок начинает заботиться о том, как разные последствия влияют на других, и хочет угодить и быть принятым. На этом этапе развития люди могут ценить то благо, которое можно извлечь из соблюдения социальных норм в форме законов или других правил. Например, человек на этом уровне может сказать: «Он не должен красть наркотик, так как каждый будет считать его вором, а его жена, которая нуждается в наркотике, не захочет вылечиться из-за воровства», он должен соблюдать закон, потому что воровство является преступлением».
Много взрослых Посткон- венцион- альная мораль На этой стадии люди используют абстрактные рассуждения, чтобы оправдать поведение. Моральное поведение основано на выбранных ими этических принципах, которые, как правило, являются всеобъемлющими и универсальными, такими как справедливость, достоинство и равенство.

Проблемы подростков

Некоторые общие проблемы психического здоровья, с которыми сталкиваются подростки, включают:

  • депрессия;
  • суицидальные мысли и попытки суицида;
  • причинение себе вреда;
  • дисморфофобия тела;
  • пищевые расстройства;
  • тревожные расстройства;
  • расстройства настроения;
  • шизофрения;
  • аутизм.

Важно! Если у ребенка есть подозрение на какое-либо из этих или других психических состояний, ему необходимо получить помощь психиатра. Решение этих проблем в подростковом возрасте не только помогает им пережить бурные подростковые годы, но и дает им шанс на лучшее будущее.

Подростковая борьба

Подростковые годы тяжелы для каждого подростка. Тем не менее, некоторые подростки имеют больше проблем, чем другие. Если ваш ребенок находится в экстремальном эмоциональном расстройстве или его ежедневное функционирование нарушено, вам необходимо как можно скорее помочь ему.

Каждый родитель страдает, если его ребенок справляется с проблемами. Вы должны заботиться о своем психическом здоровье, если вы хотите быть эмоционально сильным, чтобы обеспечить подростку необходимую поддержку.

Книги по психологии для подростков

Название книги Автор книги
На стороне подростка. Франсуаза Дольто.
Неврозы у детей и подростков. Александр Иванович Захаров.
Растущий мозг. Как нейронаука и навыки майндсайт помогают преодолеть проблемы подросткового возраста. Дэниел Сигел.
Правила общения с детьми: 12 «нельзя», 12 «можно», 12 «надо». Нина Зверева.
Папа-спецназ. Миссия выполнима. Нил Синклер.
Как испортить ребенка воспитанием. Вредные советы. Виржини Дюмон.
Я плохая мать? И 33 других вопроса, которые портят жизнь родителям. Екатерина Кронгауз.
Любить или воспитывать?. Екатерина Мурашова.

Интересное видео

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

29 книг, которые помогут подростку разобраться в себе

Современные подростки живут в быстро развивающемся мире, в ситуации нестабильности и разноплановости ценностей, что затрудняет ценностное самоопределение и становление личности подростка, так как ценности не могут просто передаваться от человека к человеку (как информация). Чтобы некоторая ценность сформировалась, у человека должен быть опыт проживания определенных ситуаций, опыт сопереживания и осмысления произошедшего. Но проводящие большую часть времени в виртуальной Сети подростки лишены возможности переживания/проживания в реальном мире ситуаций, необходимых для их личностного развития.

 

  Подросток стремится обрести независимость, но одновременно остро нуждается в помощи и поддержке взрослого.

 

Мешает осмыслению жизни и тенденция отделения подростков от мира взрослых. Темп жизни, разные жизненные обстоятельства, отсутствие у родителей и педагогов времени и желания понять подростка мешают установить с ним контакт. С ним мало разговаривают на волнующие его темы, не пытаются понять его страхи и тревоги, его поиски себя… Подросток хоть и стремится обрести независимость, но в то же время остро нуждается в помощи и поддержке взрослого. Не получая ее, подросток замыкается и старается просто не думать о своих проблемах, ускользнуть из реальности, заняться тем, что просто отвлекает и не требует размышлений. У многих подростков появляются трудности в понимании самого себя и других людей. Им трудно быть в отношениях и общаться с кем-то неформально, на личные, интимные темы.

 

Научный сотрудник отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения РГДБ кандидат психологических наук Александра Березина.

 

Информационная перегруженность, ориентация в обучении и воспитании на отгадывание правильного ответа, незаинтересованность взрослых в выслушивании рассуждений и мнений подростка, приводят к снижению познавательной и интеллектуальной активности, недостаткам в речевом развитии и трудностям в понимании смысла текстов. Однако именно подростковый возраст является периодом активного развития теоретического, абстрактно-логического, понятийного мышления. И без чтения и размышлений над текстами (причем, как художественными, так и научно-познавательными или философскими), процесс становления высших форм мышления если не останавливается совсем, то существенно затормаживается.

 

Главный библиотекарь отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения РГДБ, детский психолог Светлана Кукушкина.

 

Конечно, книги не могут изменить жизнь подростка, заменить ему общение с близкими взрослыми и сверстниками. Однако, хорошая научно-познавательная (психологическая, философская) и художественная литература может дать опыт проживания сложных ситуаций, подсказать пути выхода из конфликтов, научить справляться со стрессом, разобраться в себе… Возможно, подростку будет достаточно прочитать эти книги, а может быть, прочитав ту или иную книгу, он придет обсудить ее с вами. И это может быть неплохим началом вашего разговора с подростком.

Список книг, которые помогут подростку разобраться в себе, составили сотрудники отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения РГДБ кандидат психологических наук Александра Березина и детский психолог Светлана Кукушкина.

 

Список книг для подростков.

 

  • Афанасьев А. Тайм-менеджмент для детей. Мечтай и действуй. – Ростов н/Д.: Феникс, 2017.
  • Буше Ф. Книга, которая сделает тебя самым счастливым на свете. – М.: «Клевер-Медиа-Групп», 2014.
  • Буше Ф. Книга о том, кто такие родители, откуда они взялись и почему заставляют тебя есть овощи и делать много других ненужных вещей. — «Клевер-Медиа-Групп», 2013.

 

 

  • Кассар Р., Велла К. Я не люблю Учиться. – М.: Издательство ИТРК, 2017.
  • Кедрова Н.В. Азбука эмоций. — Ростов н /Д.: Феникс, 2015.
  • Кляйндинст А.- К. Советы в картинках. Давай договоримся. Как повзрослеть вместе с ребенком. – М.: Самокат, 2018.

 

 

  • Лунина И. Все, о чем не спросишь у взрослых. Современной девчонке от 11 до 15. – СПб.: Вектор, 2010.
  • Макеева А.Г. Что делать???… если делать этого не хочется. – М.: Клевер-Медиа-Групп, 2018.
  • Максимов А. Как перевоспитать родителей и другие проблемы, которые должен решить «разведчик» — подросток. – СПб.: Питер, 2017.

 

 

  • Марок А. Почему я? История белой вороны. – М.: Манн, Иванов и Фабер, 2016.
  • Млодик И. Двое из огромного мира мужчин: книга для сыновей и отцов. – Ростов н /Д : Феникс, 2015.
  • Млодик И. Если они могут встретиться…или твой навигатор по дружбе. – Ростов н /Д : Феникс, 2015.

 

 

  • Млодик И. Как строить мосты, а не стены: Книга для неидеальных родителей. – М.: Суфлер; Ростов н /Д: Феникс, 2013.
  • Млодик И. Почти неволшебные превращения. – Ростов н /Д : Феникс, 2015.
  • Мурашова Е.В. Класс коррекции. – М.: Самокат, 2007.

 

 

  • Мурашова Е.В. Одно чудо на всю жизнь. – М.: Самокат, 2010.
  • Мурашова Е.В. Экзамен для подростков: игра – тренажер. – Минск: Дискурс, 2018.
  • Петрановская Л.В. Что делать, если…2? – М. Аванта+ и Астрель, 2012.

 

 

  • Петрановская Л.В. Что делать, если ждет экзамен? – М.: АСТ, 2015.
  • Питчер А. Моя сестра живет на каминной полке. – М.: Издательство АСТ, 2019.
  • Прихожан А. Психология неудачника. – М.: Питер, 2009.

 

 

  • Смит Д. Прекрасное разнообразие. – Спб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2012.
  • Снайдер Д. Практическая психология для подростков, или как найти свое место в жизни. – М.: Аст-пресс,1999. (Практическая психология)
  • Соловейчик С.Л. Учение с увлечением. — М.: Издательство АСТ, 2019.

 

 

  • Танг Д. Быть интровертом. История тихой девочки в шумном мире. – М.: Манн, Иванов и Фабер, 2018.
  • Тимошенко Г.В. 50 лайфхаков: психологические квесты. — М.: Издательство АСТ, 2017.
  • Чеснова И.Е. Как стать взрослым? – М.: «Аванта», 2018.

 

 

  • Чеснова И.Е Как стать уверенными в себе. – М.: Аванта, 2018.
  • Чеснова И.Е. Как победить страхи. — М.: Издательство АСТ, 2018.

 

 

Все книги из списка вы можете взять в фонде Комнаты психологической поддержки (3 этаж, комн. 312).

 

Психология подростка — особенности подросткового возраста, кризис

Подростковый возраст у детей — трудный период не только для родителей, но и для них самих. Психология подростка построена на необходимости признания его взрослым человеком, но все дело в том, что к взрослой жизни он еще пока не готов. Однако и ребенком его уже не назвать. Подростковый возраст зависит от страны проживания, пола и культурно-национальных особенностей. Его начало приходится на 11- 12 лет, а завершается в 17 или 18 лет. Дело в том, что строго очерченные границы возраста для всех индивидов установить нельзя. Для каждого из них они уникальны.

Особенности психологии подросткового возраста

Подростковый возраст иногда характеризуется как «переходный». Развитие ребенка в это время происходит невероятно быстро. Череда внутренних конфликтов, эмоциональные срывы, но в то же время и становление активной жизненной позиции приводят к его осознанию себя как личности.

Начиная с 11 или 12 лет, у ребенка происходит формирование поведенческих основ, определяются нравственные представления и моральные нормы на основе усвоенных социальных установок.

В усвоении школьных дисциплин, у подростков, из-за особенностей развития, могут возникать сложности. Кроме неуспеваемости, нередко встречается и неадекватное поведение. Для того, чтобы обучение проходило успешно, необходима мотивация, с помощью которой можно придать ему важность. Часто подростки пренебрегают основным условием любого обучения — стремлением к получению знаний и даже противодействуют процессу обучения.

Психология подростка: независимость и самоуверенность

В связи с взрослением, личностные качества ребенка начинают меняться. Отличающийся ранее сдержанностью и серьезным отношением к учебе, подросток может стать совершенно другим, раздражительным, не терпящим возражений. Или, наоборот, активизировать свои познавательные способности и много времени отводить учебному процессу и дополнительным занятиям.

В психологии подростка и его внутреннем мире начинаются изменения:

  1. Становится невероятно сильной тяга к общению со сверстниками, выяснение позиций других и своего места в коллективе. Это может быть лидерская позиция, нейтральная или несколько отстраненная. Мнение друзей часто начинает быть более весомым, чем оценка взрослых или педагогов. Для подростка слишком много значит группа, ее влияние иногда безгранично. Если его популярность подвергается сомнению, у него возникает сильное беспокойство.
  2. У школьников младшего возраста тревожность повышается при контакте с незнакомыми им взрослыми. А у подростков чувство тревоги резко возрастает при общении с родителями и сверстниками.
  3. Быстрые физиологические изменения, вызванные гормональной перестройкой в организме, приводят к изменению поведения подростков. Из-за снижения активности доминирующего центра коры головного мозга, внимание ухудшается. Теперь оно более неустойчивое и непродолжительное.
  4. Половое созревание способствует быстрому росту и появлению вторичных половых признаков, что вызывает у подростков интерес к своему телу. Соответственно своим представлениям, они стремятся выглядеть более женственно или мужественно. Начинают иначе относиться к сверстникам-девочкам, так как понимают, что перед ними представители другого пола.

У подростков все физиологические перемены временные. Вместе с завершением процесса полового созревания и стабилизацией гормонального фона, они вновь начинают улучшаться.

Подростковая психология и основные психологические изменения

Перемена психологии у подростков не менее значительна, чем биологические преобразования. В это время резко возрастает творческая активность, улучшается качество познавательных процессов, так как ускоряет свое развитие логическая память, которую подросток начинает использовать наряду с произвольной и опосредованной. А вот механическое запоминание ухудшается.

Родителям и педагогам нужно обращать внимание на то, что в этот период у подростков происходят такие психические процессы как:

  1. Перемены в памяти и мышлении. У младших школьников мыслительные процессы близки к вспоминанию. У подростков термин «вспоминать» начинает означать «мыслить». То есть для эффективного запоминания нового материала, им потребуется установить логическую связь между отдельными частями.
  2. Обогащение речи — подростки уже хорошо декламируют и самостоятельно подготавливают выступления.
  3. Развивается самосознание. Обостряется чувствительность к мнению других о собственной внешности, уровне знаний или компетентности в какой-то области.
  4. Поведение подростков также меняется — они проявляют бунтарство, стремление к независимости и желание освободиться от излишней (по их мнению) опеки родителей.

Кризис подросткового возраста в психологии обычно связывают с большим, чем раньше, влиянием сверстников, общей склонности к риску, низкой устойчивостью к рискам, инфантильности при выборе профессии, недостаточной ответственностью.

Несмотря на то, что они могут выглядеть как взрослые, родителям и педагогам все же следует помнить, что они нуждаются в серьезной поддержке.

Видео-лекция «Психология подростка»

Психология для детей и подростков

Психология — также доступно онлайн

Просмотр:

Психология для детей и подростков

Что такое клиническая психология?

Психология — это изучение мыслей, эмоций и поведения людей; клиническая психология применяет эти знания. Психология детей и подростков применяет те же области исследования к более молодым пациентам. Область включает в себя такие дисциплины, как нейропсихология и психообразование.В компании Morneau Shepell’s Children’s Support Solutions клинический психолог может диагностировать и лечить когнитивные, неврологические и связанные с развитием проблемы, которые ухудшают жизнь ребенка дома, в школе или в обществе.

В компании Children’s Support Solutions предоставление психологической помощи детям и подросткам начинается с понимания ребенка и того, как ребенок вписывается в его или ее среду. Чтобы оценить ситуацию ребенка, психолог встречается с родителями, собирает данные из стандартизированных анкет, проводит прямое тестирование и наблюдает за ребенком.Оценка сосредотачивается на любых проблемных областях. Часто оценка проводится специализированным нейропсихологом. Как можно догадаться из названия, нейропсихологи специализируются на том, как работает мозг, и с помощью тестирования часто могут выявить конкретные проблемы, лежащие в основе трудностей в обучении или поведении.

Клиническая психология развития — это часть области, специально предназначенная для маленьких детей с медицинскими, неврологическими или возрастными потребностями, которым будут полезны стратегии раннего вмешательства.В компании Children’s Support Solutions психологи часто становятся «первой остановкой» для родителей. Морно Шепелл уникален тем, что обеспечивает легкий доступ к оценкам развития, которые может быть трудно получить в сообществе.

Психолог дает ребенку рекомендации на основе информации, полученной в ходе оценки. Рекомендации могут включать терапию (речевую, поведенческую, физическую, профессиональную, музыкальную или другие), корректировку окружающей среды, советы и обучение родителей или внесение вклада в индивидуальный план обучения (IEP), что может привести к соответствующей помощи со стороны школьная система.Консультации по IEP могут быть получены от профессионалов, прошедших психологическое обучение. Психообразование фокусируется на практических советах «прямо сейчас», которые могут помочь ребенку и семье.

Для детей младшего возраста клиническая психология обычно включает встречи с родителями, чтобы обсудить стратегии, которые они могут использовать для усиления позитивного поведения и уменьшения вызывающего поведения. Психолог также может поделиться тактикой создания домашней обстановки с учетом потребностей ребенка, чтобы у него было меньше трудностей и он был более счастлив.Когда ребенок подрастает, психолог может работать с ним более напрямую. Иногда психолог порекомендует игровую терапию между родителями и детьми в присутствии родителей и ребенка.

Кому может быть полезна клиническая психология?

Детские психологи проходят специальную подготовку для оценки и диагностики когнитивных, неврологических расстройств и нарушений развития у детей и подростков, в том числе:

  • Беспокойство
  • Расстройство дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
  • Расстройство аутистического спектра
  • Одаренность
  • Нарушения обучаемости
  • Умственная отсталость
  • Другие проблемы, включая поведение, депрессию, травмы в анамнезе и приспособление к стрессовым жизненным событиям

Терапия может иметь длительное положительное влияние на ребенка.Например, некоторые дети отстают в речевой и эмоциональной взаимности (то есть они не говорят, не смотрят на своих родителей и кажутся в своем собственном мире).

В наших программах по психологии для детей и подростков психолог может интенсивно работать с родителями и консультантами по поведению, чтобы научить ребенка общаться. Раннее вмешательство может решить эти проблемы в критические годы, когда мозг быстро развивается и наиболее подвержен изменениям.Точно так же дети с проблемами саморегуляции, склонные к истощению, могут значительно улучшить свою способность регулировать свои эмоции и поведение. Тогда они смогут лучше участвовать в домашних и школьных делах.

Какую роль могут играть родители?

Родители играют большую роль в психологическом лечении. Когда ребенок проявляет вызывающее поведение, родители часто оказываются на передовой. Чтобы изменить модели поведения, требуются значительные усилия, и именно приверженность, усилия и энергия родителей, работая с терапевтом, делают это возможным.

Терапевт предоставляет родителям методы и постоянную поддержку, которые им необходимы, чтобы помочь своему ребенку. Например, психолог может сказать: «На этой неделе мы хотим, чтобы вы сосредоточились на том, чтобы замечать положительное поведение и высказывать свое мнение по этому поводу; тогда мы увидим, что изменилось и что делать дальше ».

Как Морно Шепелл использует психологию?

Наши самые распространенные психологические оценки включают:

  • Нейропсихологический
  • Психообразовательная
  • Развитие
  • Диагностика
  • Психодинамический
  • Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
  • Ориентировано на человека
  • COGMED

Программа поддержки детей Morneau Shepell ориентирована на семью и межпрофессиональную работу.Это означает, что все наши программы по психологии для детей и подростков всегда начинаются с вопросов: «Что подойдет этому ребенку?» и «Что правильно для семьи?» Если психологическая терапия окажется полезной, психолог предложит план лечения.

Однако мы не мыслим исключительно психологическими терминами; мы думаем о комбинации методов лечения, которые помогут ребенку. В модели Морно Шепелла терапевты находятся не только под одной крышей; они вместе планируют, вместе тренируются и вместе работают над файлом клиента.В помощь семье применяется комплексный подход.

Как проходят подготовку и сертификацию психологов?

Психологи — это регулируемая профессия, и, хотя каждая провинция имеет свои собственные правила и регулирующие органы, от провинции к провинции существует много общего. Чтобы иметь квалификацию для практики, психологи должны иметь требуемую ученую степень (в соответствии с правилами своей провинции), иметь опыт работы под руководством инструктора и сдать письменные и устные экзамены по практическим и этическим вопросам.В Онтарио, Британской Колумбии и Квебеке психологи должны иметь докторскую степень. Есть и другие обозначения; например, чтобы проводить психообразование в Квебеке или работать ассистентом психолога в Онтарио, вам потребуется степень магистра и соответствующий опыт.

Дополнительная сертификация и / или обучение необходимы для практики в определенных областях, таких как нейропсихология, опекунство / доступ, оценка родительского потенциала и т. Д.

Дополнительная литература

.

фондовых иллюстраций для подростков по психологии — 631 стоковых иллюстраций, векторных изображений и клипарт по психологии для подростков

Сеанс детской терапии полуплоской цветной векторной иллюстрацией RGB. Женский психолог и девочка-подросток. Поведенческая психология. Психологическая консультация. Изолированный

Женщина дождевое облако. Подавленная девушка, чувствуя одинокую депрессию несчастный подросток одиночество печаль горе стресс апатия вектор. Концепция.Иллюстрация подросткового персонажа

Депрессивные подростки. Студент печали, несчастный подчеркнул подросток грустный мальчик и плачущая девушка. Школьный стресс изолировал плоский вектор. Подавленные подростки. Печаль студент

Детская психология, векторное понятие для плаката, баннера. Детская психология, векторная иллюстрация квартиры. Психолог разговаривает с матерью и ее сыном, имеющим психическое состояние

Концепция подавленной женщины.Женщина чувствует депрессию, беспорядочный сложный ум, несчастный подросток. Одиночество, горе, стресс, тревога. Вектор головной боли. Иллюстрация несчастного

Психология детского творчества. Инфографика. Родители и дети. Этапы развития детского рисунка. Родители

Психологическая концепция поддержки семьи, психического здоровья или семейной реабилитации. Пара терапия и пара психотерапия векторный логотип и иллюстрация

Психологическая концепция поддержки семьи, психического здоровья или семейной реабилитации.Пара терапия и пара психотерапия векторный логотип и иллюстрация

Детская психология, консультационная сессия. Сеанс психотерапии. Консультации по психологии концепции. Женщина-психолог и ребенок-пациент, общество психиатрии плоский вектор

Проблема подростка безответной любви, депрессивная девочка-подросток в стрессе

.

Psychology News — ScienceDaily

Исследование

показало, что процесс регенерации нейронов, воспринимающих запахи, является адаптивным

6 октября 2020 г. — Результаты показывают, что ослабление запаховой стимуляции снижает количество вновь сгенерированных нейронов, экспрессирующих определенные пахучие рецепторы, что указывает на избирательное изменение нейрогенеза этих …


Почему письмо от руки делает детей умнее

1 октября 2020 г. — Новое исследование мозга показывает, что письмо от руки помогает детям больше узнавать и лучше запоминать.В то же время школы все больше переходят на цифровые технологии, и европейское исследование показывает, что норвежский …


Использование социальных сетей связано с депрессией и вторичной травмой во время COVID-19

29 сентября 2020 г. — Не можете перестать проверять социальные сети на предмет последней информации о здоровье COVID-19? По мнению исследователей, которые обнаружили, что чрезмерное использование социальных сетей для …

, вы можете сделать перерыв.

Исследование предлагает связь между необъяснимыми выкидышами и тем, как женщины воспринимают запах мужского тела

Сен.29, 2020 г. — Женщины, перенесшие необъяснимую повторную потерю беременности (uRPL), изменили восприятие и реакцию мозга на запахи мужского тела по сравнению с женщинами, у которых не было истории uRPL, предлагает новый …


Стимуляция спинного мозга снижает болевые и двигательные симптомы у пациентов с болезнью Паркинсона

28 сентября 2020 г. — Группа исследователей сообщает, что стимуляция спинного мозга (СКС) заметно уменьшила боль и уменьшила двигательные симптомы болезни Паркинсона, как в качестве единственной терапии, так и в качестве «спасения»…


Как мозг уравновешивает эмоции и разум

28 сентября 2020 г. — Путешествие по жизни требует уравновешивания эмоций и разума — подвиг, совершенный областью мозга «32» передней поясной коры. Зона поддерживает эмоциональное равновесие …


Эволюционные и наследуемые оси формируют наш мозг

28 сентября 2020 г. — У каждого региона есть свое место в мозгу. Однако было неясно, почему области мозга расположены там, где они находятся.Теперь ученые определили две основные оси, вдоль которых расположены области мозга …


Идентичные признаки повреждения мозга при апноэ во сне и болезни Альцгеймера

28 сентября 2020 г. — Новое исследование показывает, что повреждение мозга начинается в том же месте и распространяется при апноэ во сне так же, как и при болезни Альцгеймера. Это первое исследование, которое обнаружило болезнь Альцгеймера …


Стволовые клетки могут восстанавливать поврежденные паркинсонизмом цепи в мозге мыши

Сен.26 февраля 2020 г. — Исследователи продемонстрировали доказательную эффективность лечения стволовыми клетками на мышиной модели болезни Паркинсона. Они обнаружили, что нейроны, полученные из стволовых клеток, могут хорошо интегрироваться в правильные …


160 генов, связанных с уменьшением размера мозга, в исследовании с участием 45 000 взрослых

26 сентября 2020 г. — Анализ, проведенный с участием 45 000 взрослых, в основном европейского происхождения, связал 160 генов с усыханием мозга, наблюдаемым на …


Новое нейровизуализационное исследование диссоциативных симптомов выявляет детские травмы

Сен.25, 2020 — Анализ изображений мозга может выявить изменения в функциональных связях между областями мозга, связанными с диссоциативными …


Низкое употребление алкоголя во время беременности может повлиять на развитие мозга ребенка

25 сентября 2020 г. — Новое исследование показывает, что любое употребление алкоголя во время беременности, даже в небольших количествах, связано с незначительными, но значительными поведенческими и психологическими эффектами у детей, включая тревогу, депрессию и …


Размер мозга приматов не определяет их интеллект

Сен.25 февраля 2020 г. — Исследовательская группа систематически исследовала когнитивные способности лемуров, у которых относительно небольшой мозг по сравнению с другими приматами. Проведение систематических испытаний идентичными методами …


Мерцающие звездообразные клетки мозга могут содержать ключ к разгадке того, почему и как мы спим

24 сентября 2020 г. — Новое исследование предполагает, что звездообразные клетки мозга, известные как астроциты, могут быть столь же важны для регуляции сна, как и нейроны. Исследование дает новый импульс к окончательному разгадке тайны…


Исследователи выясняют, насколько устойчив человеческий мозг

24 сентября 2020 г. — Технологии будущего могут отслеживать и модифицировать мозг для повышения производительности команды, одновременно повышая эффективность и точность …


24 сентября 2020 г. — пребывание на руках у родителя с контактом кожа к коже снижает, насколько сильно мозг новорожденного ребенка реагирует на болезненный медицинский укол, новое исследование…


Первое в мире исследование связывает ожирение с пониженной пластичностью мозга

24 сентября 2020 г. — Первое в мире исследование показало, что люди с избыточным весом с меньшей вероятностью смогут перенастроить свой мозг и найти новые нейронные пути, открытие, которое имеет важные последствия для людей …


Новые наноустройства клеточного мозга работают вместе для выявления мутаций в вирусах

24 сентября 2020 г. — Ученые описали новое наноустройство, которое действует почти так же, как клетка мозга.Кроме того, они показали, что эти синтетические клетки мозга могут быть соединены вместе, чтобы образовать замысловатые …


Как микробы в кишечнике матери влияют на нейроразвитие плода

23 сентября 2020 г. — Во время беременности у мышей миллиарды бактерий и других микробов, которые живут в кишечнике матери, регулируют ключевые метаболиты, небольшие молекулы, которые важны для здоровья мозга плода …


Фруктоза, произведенная в мозге, может быть механизмом, вызывающим болезнь Альцгеймера, предполагают исследователи

Сен.23 февраля 2020 г. — Новое исследование предполагает, что причиной болезни Альцгеймера может быть гиперактивация фруктозы, вырабатываемой в мозге. В исследовании изложена гипотеза о том, что болезнь Альцгеймера — это современное заболевание …


.

50 великих статей и эссе по психологии

Отличные статьи и эссе лучших журналистов мира и писатели

Интересные статьи по психологии в сети — Отличные статьи о психологии — Список лучших статей по психологии

Интеллект


Наука успеха Дэвида Доббса
Мы все уверенные идиоты, Дэвид Даннинг
Какой ты гений? Дэниел Х.Розовый

Еще 10 замечательных статей об интеллекте

Творчество


Секреты творческого мозга Нэнси К. Андреасен
Медленные идеи Атула Гаванде

Еще 5 замечательных статей о творчестве

Память


Помни это Джошуа Фоер
Сколько из ваших воспоминаний поддельные? Автор: Эрика Хаясаки,
Куда уходят самые ранние воспоминания детей? Кристин Олсон

Еще 10 замечательных статей о памяти

Чувства


Слепой, который научился видеть Майкл Финкель
Смешанные чувства от Санни Бейнс
Увидеть со скоростью звука, Рэйчел Колб

Еще 15 замечательных статей о чувствах

Прокастинация


Зачем ждать? Автор: Эрик Джаффе
Хорошее и плохое промедление, Пол Грэм
Может ли скука излечиться? Мария Конникова

Еще 10 замечательных статей о прокастинации

Интернет-психология


Поведение пользователя, Майкл Шульсон
Нация эхо-камер, Уилл Лейтч
Грустный как ад Алиса Грегори

Еще 10 замечательных статей об интернет-психологии

Цифровое отвлечение


Осень многозадачности Уолтера Кирна
Сэм Андерсон, преимущества отвлечения

Еще 5 замечательных статей о цифровом отвлечении

Социальная психология


Что такое Обезьянья сфера? Дэвид Вонг
Социальная ячейка Даниэля Деннет
Пороги насилия, Малкольм Гладуэлл

Еще 10 замечательных статей о социальной психологии

Язык


Кто решает, что означают слова? по Лейн Грин
О чем мир заговорит в 2115 году, Джон Маквортер
Большой лингвистический взрыв, Лоуренс Осборн

Еще 20 замечательных статей о языке

Личность


Понимание тревожного ума Робин Маранц Хениг
Забота о вашем Интроверт, Джонатан Раух

Еще 5 замечательных статей о личности

Психология потребителей


Четырехбуквенный код продажи чего угодно, Дерек Томпсон
Ваш образ жизни Уже разработан Дэвидом Кейном

Еще 10 замечательных статей о консьюмеризме

Психическое здоровье


Эпидемия психических заболеваний, Марсия Энджелл
Приключения во время депрессии Элли Брош
Пережить тревогу Скотт Стоссель

Еще 50 замечательных статей о психическом здоровье

Наркомания


Ускорение привыкания, Пол Грэм
Наука страсти Эми Флеминг
Я и моя обезьяна от Анонима

Еще 10 замечательных статей о зависимости

Язык тела


Обнаженное лицо Малькольма Гладуэлла
Происхождение смеха, улыбок и слез, Майкл Грациано

Еще 10 замечательных статей о языке тела

Воспитание детей


Как не разговаривать со своими детьми, По Бронсон
Имеют ли значение родители? Малькольм Гладуэлл

Еще 10 замечательных статей о воспитании детей

Лайфхакинг


Сила обратной связи Томаса Гетца
Встречайте Life Hackers от Клайв Томпсон

Еще 5 замечательных статей о лайфхаках

Книги


Мыслить, быстро и медленно Даниэль Канеман
Сила привычки Чарльза Duhigg
Стивен Джонсон, все плохое — хорошо для тебя

Еще 100 замечательных документальных книг

Счастье


Что делает нас счастливыми? Джошуа Вольф Шенк
Социальные связи делают мозг лучше, Эмили Исфахани Смит
Счастье = реальность — ожидания Тима Урбана

Еще 20 замечательных статей о счастье

Успех и неудача


Искусство неудачи, Малкольм Гладуэлл
Что движет успехом? Автор: Эми Чуа
Ты справишься, детка! по Лесли Гаррет

Еще 10 замечательных статей
об успехах и неудачах

Любовь и отношения


Любовь Лорен Слейтер
Мастера любви Эмили Исфахани Смит
Предел дружбы Марии Конниковой

Еще 50 замечательных статей о любви и отношениях

Пол


Биология притяжения Хелен Э.Фишер
Чего хотят женщины? Автор: Даниэль Бергнер
Мужчины, женщины, секс и Дарвин, Натали Энджер

Еще 50 замечательных статей о сексе

Эволюционная психология


Неугомонные гены Дэвида Доббса
Охотники за мифами Марии Конниковой
Должна ли собака есть собаку? Сьюзан Маккарти

Еще 15 замечательных статей об эволюции

Этика


Мораль Инстинкт Стивена Пинкера
Не ничего, Стивен Пещера
Трагедия.Вызов. Сострадание. Отклик. автор: Роксана Гей

Еще 5 замечательных статей об этике

Деньги


Настоящая правда о деньгах
Грегг Истербрук
Деньги? Счастье. QED. Билл Маккиббен

Еще 50 замечательных статей о деньгах

Документальные фильмы


Почему мы говорим?
Видишь, веришь?
Ограбление

Еще 50 отличных документальных фильмов
.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о