Буква р занятия с логопедом: План-конспект занятия по логопедии: Индивидуальное логопедическое занятие. Тема: Постановка звука [Р].

Содержание

План-конспект занятия по логопедии: Индивидуальное логопедическое занятие. Тема: Постановка звука [Р].

Индивидуальное логопедическое занятие.

Тема: Постановка звука [Р].

Цель: учить правильно произносить звук [р] механическим способом

Задачи.

Образовательные:

  • упражнять в определении наличия и места звука.

Коррекционно-развивающие:

  • способствовать развитию общей, ручной и артикуляторной моторики;
  • создать условия для развития фонематических процессов;
  • развивать речевое дыхание, память, слуховое внимание.

Воспитательные:

  • воспитывать внимательность, усидчивость.

Оборудование: зеркало, профиль артикуляции звука [Р], предметные картинки, компьютер, логопедическая программа «Игры для Тигры», микрофон.

Ход НОД.

Подготовительный этап.

1.Организационный момент.

— Здравствуй Настя, как твои дела, настроение?

— Вспомним наше правило.

Говорим всегда красиво,

правильно, неторопливо

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать,

Все правильно и внятно

Чтоб всем было понятно.

-Рассмотри картинки и отложи те, в названии которых есть звук [Р].

2. Сообщение темы и цели занятия.

— Сегодня мы продолжим работу над звуком [Р] и попытаемся вызвать у тебя этот звук. Чтобы подготовить язычок к работе, выполним артикуляционную гимнастику.

3. Артикуляционная гимнастика.

Проснулся язычок рано утром. Посмотрел вниз: нет ли там луж, не выросла ли там травка, какие там цветочки? Вправо-влево, вот так. Рот открыт, облизывать нижнюю губу вправо-влево широким языком. (Повторить 8–10 раз).

Посмотрел язычок вверх: светит солнышко или идет дождик? Вправо-влево, вот так. Рот открыт, облизывать верхнюю губу широким языком. (Повторить 8–10 раз.)

Очень любил язычок вкусное сладкое варенье. Вкусное варенье находится на верхней губе. Язычок стал его слизывать. Вот так. Высунуть широкий язык, облизывать верхнюю губу, попеременно присасывая ее широким языком, а затем убирать язык в глубь рта. (Повторить 10–15 раз.)

Наелся язычок, пошел кормить своих животных. Сначала он пошел кормить индюков. Индюки, когда они были голодные, болтали. Вот так: бл, бл, бл. Рот приоткрыт. Положить язык на верхнюю губу. Широкий передний край языка производит движение по верхней губе вперед-назад, не отрывая язык от губы (как бы ее поглаживая). Темп движений постепенно ускоряется от медленного к быстрому, добавляется голос. При этом слышатся звуки, похожие на возгласы рассерженного индюка. (Повторить 8–10 раз.)

Потом он пошел кормить свою лошадку. Увидела его лошадка, зацокала копытами. Вот так. Рот приоткрыт. Присосать язык к небу, щелкать языком. Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом темп ускорить. (Повторить 10–15 раз.)

Напоил язычок свою лошадку. Стала она фыркать. Вот так. Широкий расслабленный язык находится между губами. Производится сильный выдох на кончик языка. При этом губы и кончик языка вибрируют. Для получения вибрации губами при этом производится звук, похожий на кучерское «тпру». (Повторить 10–15 раз.)

Запряг язычок лошадку и поехал. Ехал-ехал и увидел там много-много грибов. Вот такие росли там грибы. Раскрыть рот, присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. В отличие от упражнения «Лошадка» язык не должен отрываться от неба. (Повторить 10–15 раз.)

Приехал язычок домой, телевизор включил. А там играла балалайка. Вот так. Рот приоткрыт, язык находится на верхней губе и очень быстро движется вправо-влево, производя движение со звуком, напоминающим звучание балалайки. Упражнение выполняется в течение 10–15 с.

Потом язычок увидел по телевизору, как на параде шли барабанщики и стучали в барабаны. Вот так. Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка постукивать по альвеолам за верхними зубами, многократно и отчетливо повторяя: «Дын – дын» или «Ды – ды», имитируя различные ритмы в медленном и быстром темпе. Упр. выполняется в течение 10–15 с.

Основной этап

1. Анализ артикуляции звука перед зеркалом. Характеристика звука.

— Язычок мы подготовили. Ты молодец! У тебя все замечательно получилось!

— Посмотри на меня, как я произношу звук [Р]. Рассмотрим профиль этого звука.

— Какое положение принимают губы? (губы открыты)

— А зубы? (зубы сближены, но не соприкасаются)

— Как работает кончик языка? (кончик языка поднят к бугорочкам за верхними зубами и вибрирует)

— Где проходит воздушная струя? (воздушная струя идет по середине языка)

— Когда ты произносишь звук [Р], есть преграда во рту? (да)

— Значит, какой это звук?

-Глухой или звонкий? (согласный, звонкий)

— Проверим. Положи руку на горлышко и скажи, что ты чувствуешь? (я чувствую дрожание)

— Какой этот звук еще может быть? (твердый или мягкий)

2. Физкультминутка.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

(подскоки на правой ноге)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке. (подскоки на левой ноге)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим. (бег на месте)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки. (прыжки на месте на обеих ногах)

Стоп. Немного отдохнем.

И домой пешком пойдем. (ходьба на месте)

3. Упражнения на дыхание.

Работа с компьютерной логопедической программой «Игры для Тигры»

-Для правильного произношения звука [Р] нужно уметь делать сильный выдох. Потренируемся делать его с помощью упражнений от Тигренка. Займи удобное положение, вытяни ноги вперед, руки расслабь и положи на колени, наклонись к микрофону (ребенок выполняет упражнения из модуля «Дыхание»)

— Первое упражнение – «Кораблики». Помоги тигренку пустить бумажные кораблики в плавание. Постарайся сделать длительный плавный выдох.

— Следующее упражнение – «Воздушный змей». Запусти воздушного змея и он тебе улыбнется! Выдыхай медленно и плавно.

4. Постановка звука [Р] механическим способом от сохраненной фонемы [Д].

— Замечательно получилось!

-Взрослый дятел стучит по дереву жестко и твердо (д-д-д-д). Произнеси быстро длинный ряд дддд (в это время зондом, подложенным под кончик языка, производим частые колебательные движения из стороны в сторону, получается рокот, характерный для произношения звука [Р])

5. Развитие фонетического слуха. Работа с компьютерной логопедической программой «Игры для Тигры»

— Хлопни в ладоши если услышишь звук [Р] а; и; у; р; с; и; а; р; м; н.

— Топни ногой когда услышишь звук [Р] в слогах: са-ра-на-вы-ры-два-дра.

-Подними руку, если услышишь звук [Р] в словах: грузовик, автобус, вертолет, ракета, такси.

— Теперь выполни упражнение «Цирк». Послушай голоса животных и определи, чей голос прозвучал.

— Разложи картинки в вагончики поезда, определив место звука [Р] в словах (Настя выполняет упражнение «Поезд» из блока «Фонематика»)

6.Закрепление звука[ Р] со стечением согласных в слогах с сочетанием ДР

— Потренируемся произносить звук [Р]. Повторяй за мной:

ДР…А – ДР…А – ДР…А

ДР…О – ДР…О – ДР…О

ДР…У – ДР…У – ДР…У

ДР…Ы – ДР…Ы – ДР…Ы

(применение зонда)

Заключительный этап.

1. Итог занятия

— Чему мы сегодня учились на занятии? (Сегодня мы учились произносить звук [Р])

-Что происходит с губами, зубами, языком? (Губы открыты, зубы сближены, язык упирается в бугорочки за верхними зубами, кончик языка приподнят)

-Дай характеристику этому звуку (Звук [Р] – согласный, звонкий может быть твердым и мягким)

— Дома тренируйся произносить раскатистое длительное ДР с помощью соски.

2. Рефлексия.

Подведение итога всего занятия, оценивание успешности, работоспособности ученика, рекомендации и пожелания.

— Спасибо тебе за занятие.

Как научить ребенка говорить букву «Р»: упражнения и уроки логопеда

Фото 1

Картавость, неправильное произношение буквы «р» встречается среди детей нередко. Зарождается она в дошкольном возрасте.

В подростковом периоде проблема прогрессирует, а по мере взросления — усиливается и укрепляется. Важно знать, почему кроха не может произносить звук «р», в каком возрасте это считается нормой, а когда становится патологией и как научить ребенка говорить р.

Причины неправильного произношения звука

Многие родители начинают переживать, если ребенок вместо «р» говорит «л» или проглатывает данный звук. Но нужно помнить, что до трехлетнего возраста выговаривать сложную букву крохе трудно. Необходимо набраться терпения, заниматься с малышом.

Распространенные ошибки малыша при произношении «р»:

Фото 2

  • замена звука «р» на «л», «ы», «й»;
  • гортанное произношение буквы;
  • скомканное окончание звука;
  • выговаривание буквы с вибрацией.

Неправильное произношение «р» может быть вызвано такими причинами:

  • родители говорят сокращениями, проглатывают сложные звуки. Поскольку для ребенка нет хорошего примера произношения «р», он не может правильно выговаривать слова с данной буквой;
  • во время разговора кроха дышит прерывисто, а не ровно и плавною;
  • ребенок еще слишком маленький для того, чтобы правильно выговаривать букву «р»;
  • мышцы языка, губ и неба развиты недостаточно хорошо для произношения сложных звуков. Проблема решается укреплением мускулатуры органов речи, лица при помощи специальных упражнений. Чем лучше будут развиты мышцы, тем четче станет речь;
  • неправильное фонематическое восприятие. Услышанные слова малыш интерпретирует неверно. Это может показаться родителям забавным. Но, произнося неправильно из раза в раз слова, ребенок начинает искажать их все чаще и сильнее;
  • мама с папой редко общаются с малышом лицом к лицу. Кроха не видит движения губ при произношении буквы «р»;
  • малыш подражает тем людям, которые не могут выговаривать правильно слова с буквой «р»;
  • Фото 3короткая, неразвитая уздечка языка. Это ограничивает подвижность органа ротовой полости: ребенок не может дотянуться им до верхнего неба, чтобы воспроизвести звук. Данное состояние считается врожденным пороком. Развить уздечку можно при помощи специальных упражнений, речевой гимнастики. В тяжелых случаях ситуация исправляется лишь оперативным способом;
  • имеются нарушения функций коры головного мозга. Без помощи медиков в этом случае не обойтись;
  • в семье, в которой растет малыш, наблюдается неблагоприятная обстановка;
  • нарушенное дыхание. Когда во время разговора воздух из ротовой полости уходит в неправильном направлении, тогда звуки произносятся неверно. Часто дошкольники выговаривают букву «р» в нос. Причина может заключаться в слабой работоспособности легких, аденоидах, проблемах с сердцем и сосудами, рините.

Звук «р» дети осваивают позже остальных. Но, если же в 5-6 лет ребенок не может произносить правильно слова с такой буквой, тогда стоит обратиться к логопеду.

Как научить малыша правильно говорить букву?

Большинство родителей предпочитает обучать кроху правильному произношению звуков самостоятельно. Они обращаются за помощью к логопедам лишь в крайних случаях, когда домашние занятия в течение длительного времени не приносят желаемого результата. Вопрос, как научить ребенка выговаривать букву «Р» быстро, является актуальным для многих семей.

Фото 4Для решения проблемы стоит использовать такие методы:

Если домашние занятия не помогают, тогда стоит обратиться к логопеду.

Специалист осмотрит ребенка, проанализирует симптоматику и выявит причину развития проблемы. Логопед подберет для малыша индивидуальную схему коррекции нарушений речи. Может потребоваться консультация невропатолога, поскольку неправильное произношение звуков бывает связано с нарушением функций головного мозга (например, дислалией, дизартрией, брадилалией).

Техника постановки звука

Сегодня используются разные техники и приемы для правильной постановки звука у ребенка.

Способы постановки звука «р»:

  • метод №1. Это простая и старая техника. Реализуется в три приема. Сначала надо прижать язык к твердому небу. Далее выполнить глубокий вдох через нос. Затем сделать короткий выдох через рот, направляя при этом воздушную струю на язык, подключая голос. Данное упражнение вызывает вибрацию кончика языка;
  • метод №2. Заключается в постановке звука «р» при слабой воздушной струе. Подходит для детей с заиканием. Также это идеальная техника для ребят, у которых при произношении буквы «р» отсутствует воздушная струя требуемой мощности. Выполнять упражнение следует в полулежачем положении. Голова должна быть немного запрокинута назад. Также потребуется специальный шариковый зонд. Нужно поднять язык вверх к альвеолам и быстро произносить звук «д» или «ды». При помощи шарикового зонда под кончиком языка надо выполнять быстрые движения вправо-влево. Данная техника достаточно эффективная. Постановка звука происходит вдвое быстрее, чем в случае использования предыдущего метода;
  • способ №3. Является парадоксальным и неожиданным. Суть заключается в постановке звука на вдохе. Необходимо длительно произносить «ССССССС», а затем выполнить через рот короткий вдох, подняв и прижав язык к альвеолам. Если все сделано правильно, то ребенок произнесет звук «р»;
  • метод №4. Это техника постановки звука из межгубного положения языка. Необходимо языком (широким  его краем) коснуться верхней губы и начать дуть на кончик носа гудящим звуком «в». При этом указательным пальцем следует играть на нижней губе, вызывая вибрацию;
  • метод №5. Надо высунуть язык и на произнесении звука «а» выполнять скользящие движения вперед-назад.

Прежде чем предложить крохе выполнить то или иное упражнение, следует показать его на собственном примере.

Логопедические упражнения

Существуют различные упражнения для выговаривания буквы “Р” для детей. Рекомендуется выбрать несколько из них и выполнять регулярно.

Поможет ребенку освоить звук «р» такая гимнастика:

Фото 5

  • «грибок». Представить, что кончик языка – это шляпка гриба, а корень – это ножка. Следует улыбнуться и дотронуться языком до неба. Затем попытаться выгнуть его, не меняя при этом места положения крайней части языка. Если у ребенка не получается придать языку нужную позицию, тогда надо попросить его поцокать как лошадка. Во время этого орган принимает положение, идеально подходящее для выполнения упражнения «Грибок»;
  • «футбол». Закрыть рот и крепко сомкнуть губы. Кончиком языка с силой давить попеременно в щеки, будто катая мяч;
  • «вкусное варенье». Предложить крохе представить, что он ел лакомство и испачкал губы и теперь надо попытаться убрать остатки варенья без рук. Для этого надо высунуть язык и проводить им по губам, сначала по часовой, а затем против часовой стрелки;
  • «качели». Открыть рот и высунуть язык. Попеременно тянуться им к носу и подбородку;
  • «индюк». Концом языка водить по верхней губе вперед-назад, произнося при этом «БЛ-БЛ-БЛ».

Каждое из предложенных упражнений рекомендуется выполнять по 10-15 раз.

Зарядка для языка и дыхания

Чтобы научить ребенка произносить звук «р», нужно регулярно выполнять зарядку языка. Для этого рекомендовано упражнение “Лошадка”. Необходимо быстро и долго цокать языком. Также эффективна дыхательная гимнастика. Ниже в таблице приведен действенный комплекс.

Название упражнения Что потребуется для проведения занятий Как правильно выполнять упражнение
Задуй свечу Восковая или парафиновая свечка, спички. Необходимо зажечь свечу. Дуть на нее с разной силой, пытаясь потушить огонь или вызвать его дрожание. Менять расстояние между ребенком и свечей для усложнения упражнения.
Сдуй снежок Кусочек ватки. Положить на нос ребенку кусочек ватки. Язык высунуть и прикоснуться им к верхней губе. Начать дуть воздух, пытаясь убрать с носа ватку.
Веселые пузырьки Коктейльные трубочки, стаканы или чашки, красители разных цветов. Взять несколько стаканов. Заполнить их водой и добавить в каждый из них краситель разного оттенка. Опустить коктейльные трубочки в емкости и предложить ребенку дуть в них, пуская пузыри.

Рекомендуется не переходить к сложным упражнениям, пока ребенок не освоит более простые.

Советы логопедов по организации домашних уроков

По мнению многих логопедов, постановка звука «р», является достаточно сложной. Решать проблему плохого произношения буквы следует комплексно. Рекомендуется дополнять уроки логопедов домашними упражнениями. Иногда бывает достаточно занятий родителей с ребенком.

Преимущества домашних логопедических уроков:

  • родители проводят с ребенком больше времени;
  • кроха находится в привычной для него обстановке. Благодаря этому он не переживает, не боится и не стесняется. Тренировка проходит более продуктивно;
  • отсутствие необходимости посещать поликлинику, в которой работает логопед. Особенно это актуально при плохой погоде, сильной занятости родителей, а также когда повышен риск заражения вирусными заболеваниями.

Но важно уметь правильно организовать домашние уроки, специалисты дают следующие советы:

  • проводить занятия в игровой форме. Пытаться заинтересовать, замотивировать ребенка;
  • придерживаться систематичности в решении проблемы;
  • во время занятий включать приятную музыку;
  • не ругать кроху, если у него долго что-то не получается. При этом следует проявлять настойчивость в обучении;
  • не стоит заниматься с ребенком, если он заболел и плохо себя чувствует;
  • при общении с крохой родителям следует четко и правильно выговаривать слова. Не рекомендуется делать сокращений.

Видео по теме

Как научить ребенка выговаривать букву “р”:

Таким образом, неправильное произношение буквы «р» — актуальная проблема для многих дошкольников. Как правило, хорошо выговаривать данный звук дети начинают в 5-6 лет. Если к этому возрасту фонематическая проблема сохранилась, тогда стоит обратиться к логопеду.

Специалист выявит причину и подберет действенную схему коррекции. Многие упражнения, рекомендованные логопедом, можно выполнять в домашних условиях. Важно проводить занятия регулярно и правильно.

Как научить ребенка говорить ‘р’. Автоматизация звука. Постановка звука р у ребенка

Содержание:

Согласно речевым нормативам, к шести годам словарный запас дошкольника должен насчитывать более 2000 слов. Ребенок должен использовать в речи простые и сложные предложения, пользоваться всеми тремя временами, уметь пересказывать, правильно произносить почти все звуки — исключение составляет только звук «р». Как научить ребенка его выговаривать? Можно ли это сделать самостоятельно или нужна помощь логопеда?

Звук «р» самый сложный, и дети его осваивают в последнюю очередь. Корень языка и уздечка должны быть достаточно сильными, чтобы «удержать» звук, а кончику языка надо уметь расслабляться, чтобы на сильном выдохе происходила вибрация. Звук «р» длительный — язык должен уметь не просто подниматься в правильное положение, но и удерживаться в этом положении какое-то время. К тому же звук «р» требует очень мощного речевого выдоха.

К шести годам артикуляционный аппарат ребенка должен полностью готовым к произнесению звука «р». Однако есть несколько причин, которые могут помешать ребенку самостоятельно справиться с произнесением самого трудного звука.

Что мешает ребенку выговаривать «р»

Подъязычная уздечка (маленькая перепонка, находящаяся под языком). К шести годам уздечка языка ребенка должна растягиваться до 8 мм и более. Если она короткая, утолщенная, малоподвижная, со звуком «р» могут возникнуть сложности. В таком случае нужно или постараться ее растянуть с помощью специальных упражнений, или подрезать в поликлинике.

Нарушенное звукопроизношение. Проблема с более ранними звуками (например, ребенок путает свистящие и шипящие звуки) может в дальнейшем вылиться в проблему и со звуком «р». Скорее всего, произношение этого звука также будет нарушено.

Если ребенок вместо звука «р» произносит звук «л» — ситуация в норме и легко корректируется. Эти два звука схожи с точки зрения позиции языка, но произнести «л» получается легче, и ребенок, слыша в чужой речи «р» и пытаясь его повторить, выбирает наиболее простой способ. Если ребенок заменяет звук «р» другими звуками, ситуация сложнее, но и в этом случае можно говорить о том, что он его слышит.

Если ребенок пропускает звук, проглатывает, можно предположить, что нарушено фонематическое восприятие звука.

Нарушение фонематического слуха. Слуховой аппарат может воспринимать не полностью всю речь, а только отдельные звуки. В этом случае речь идет о нарушении фонематического слуха, которое проявляется в виде проблем с различением звуков.

Пик развития фонематического слуха приходится на возраст 4-5 лет. Но и до этого возраста можно заметить, что ребенок слышит не так. Произнося слова, он совершает подмену звуков или пропускает отдельные звуки.

Признаки нарушения фонематического слуха — это серьезный повод показать ребенка логопеду. Причиной нарушения фонематического слуха может быть поражение ЦНС, а могут — обычные аденоиды или перенесенный отит.

Тонус артикуляционного аппарата (языка, щек, губ). Пропуск звуков может также говорить о недостаточном развитии речевых мышц. Речевые мышцы ребенка могут быть как недостаточно подвижны (гипотонус), так и слишком напряжены (гипертонус). И в том, и в другом случае страдает звукопроизношение.

Поведенческие проблемы. Как мы уже говорили, освоение звука «р» требует от ребенка наибольших усилий. Особенно трудно поставить звук «р» у детей с нарушениями поведения, например, синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Не меньше проблем с обучением произношению возникает у тонически расслабленных детей.

Горловое «р». Если ребенок развивался соответственно нормам, слышит все звуки и процесс освоения речи не вызывал у него каких-либо проблем, он не имеет привычки трудится над приобретением навыков речи. В этом случае, пытаясь воспроизвести звук «р», он может пойти по пути наименьшего сопротивления и заменить труднопроизносимое «р» на более простой вариант, а именно на гортанное «р» (в этом случае вибрация происходит за счет гортанного язычка).

Исправить «р» горловое очень сложно, так как в этом случае требуется переучивание. В таком случае однозначно нужно обратиться к логопеду. Ситуация осложняется еще и тем, что многие родители просто не могут отличить «р» горловое от «р» языкового.

Во всех этих случаях самое важное — правильно определить, по какой именно причине ребенку не удается самостоятельно справиться со звуком «р». И самое верное решение — обратиться к логопеду. Квалифицированный логопед проверит уздечку и тонус, фонематический слух, определит горловое «р» (в случае, если оно присутствует) и при необходимости составит маршрут коррекции. Если же коррекционная помощь не понадобится, можно попробовать развить звук «р» самостоятельно.

Постановка звука «р» без логопеда. Артикуляционная гимнастика

Начинать нужно с артикуляционной гимнастики. Она выполняет сразу две задачи: помогает звуку созреть (готовит речевой аппарат к произнесению звука) и «разогревает» язык, губы, щеки непосредственно перед занятием. Иначе упражнения могут не получиться.

Речевую гимнастику лучше всего выполнять перед зеркалом. Или по подражанию, когда ребенок повторяет за взрослым. Упражнения желательно делать каждый день и недолго. Главное условие — ребенку это должно нравиться. Лучше, если гимнастика будет похожа на игру.

Отдельные упражнения артикуляционной гимнастики предназначены как раз для тренировки речевого аппарата к произнесению звука «р». Они тренируют выдох, растягивают уздечку, укрепляют язык в верхнем положении.

Хороший мощный выдох — залог успеха. В этом очень хорошо помогают мыльные пузыри или шарик от пинг-понга, который точным выдохом нужно суметь загнать в ворота, например, между двух кубиков. Это очень азартное упражнение формирует правильную воздушную струю. Больше игр для тренировки выдоха — здесь.

Упражнение «Качели». Рот широко открыт, язык двигается вниз-вверх, касаясь попеременно зубов. Задерживаем у верхних зубов на 10-20 секунд. Это упражнение тренирует язык тянуться вверх, растягивает подъязычную уздечку.

Упражнение «Вкусное варенье». Поднимаем язык к верхней губе и облизываем губы по часовой и против часовой стрелки. Тянемся языком к носу. Держим «широкий» язык.

Упражнение «Индюк». Приоткрываем рот, дотягиваемся языком до верхней губы и производим движения вперед-назад широким передним краешком языка по верхней губе, не отрывая язык от губы. Увеличиваем скорость и пытаемся произнести «бл-бл-бл».

«Маляр». «Красим» языком зубы, щеки, верхнее небо (вперед-назад).

Упражнение «Накажем непослушный язычок». Высовываем язык и несколько раз быстро «прикусываем» его губами, одновременно выдувая воздух. С помощью этого упражнения расслабляем язык губами и тренируем выдох.

«Лошадка». Язык щелкает по верхнему небу, имитируя цоканье лошадки.

«Грибочек». Выполняя упражнение «Лошадка», в какой-то момент останавливаем язык, «приклеивая» его к верхнему небу, и удерживаем 10 секунд в этом положении. Подъязычная уздечка натянулась — это «ножка грибочка».

Если все логопедические упражнения получаются хорошо, ребенок выполняет их легко, можно приступать к запуску самого звука.

Как научить ребенка говорить «р»

Запуск звука «р» логопеды сравнивают с заводом мотора. Поэтому главное упражнение называется «Моторчик».

Упражнение является продолжением упражнения «Грибочек». Под прижатый к верхнему небу язык ставим пальчик (лучше всего поставить пальчик самого ребенка, а можно использовать ватную палочку). Ребенок должен с силой вытолкнуть воздушную струю, произнося при этом длительное «ддддд» (у некоторых детей лучше получается со звуком «жжжж»). В этот момент указательным пальчиком (или ватной палочкой) делаем быстрые колебательные движения под язычком из стороны в сторону.

Язык напряжен, кончик языка расслаблен и вибрирует. Ребенок должен почувствовать, как это происходит. Постепенно язык начинает сам по себе вибрировать, и издается «рррр». Мотор завелся. Проходит какое-то время, и от «моторчика» можно переходить к самостоятельному звуку «р».

Автоматизация звука «р»

Звук «р» очень коварен, и даже если он «завелся», его очень сложно автоматизировать в беглую речь. Часто случается такая ситуация: ребенок рычит, а в его речи звук «р» отсутствует. Начинается кропотливый процесс автоматизации звука.

Сначала «новорожденный» звук учимся соединять с гласными, согласными, потом доводим до автоматизма в словах, предложениях и речи в целом. Логопедические пособия по постановке звука «р» обычно содержат все нужные слоги, слова, предложения и даже маленькие тексты в порядке нарастания сложности.

Сначала звук «р» отрабатывается через согласные звуки «д» и «т» в слогах: «дра»/»дро»/»дру», «тра»/»тро»/»тру«. Так легче — язык ребенка «отталкивается» от этих твердых небных звуков и переходит к «р».

Затем убираем начальный согласный: «ра»/»ро»/»ру». Вводим обратные слоги: «ар»/»ор»/»ур«. Крутим вариации до автоматизма, пока ребенок не научится повторять с вибрацией. И до момента, когда во всех слогах не будет получаться именно этот звук, дальше идти не стоит.

Далее переходим к словам. Начинам со слов с начальным «р» или даже через звукосочетание «тр» (трава, рука, рубашка), затем переходим к «р» серединным и конечным (корова, забор).

Параллельно и также от слогов к словам учимся различать мягкое и твердое «р» (для «р’» язык сильнее прижат к небу и находится ближе к зубам, для «р» он более расслабленный и располагается немного глубже).

Чаще всего ребенок сам слышит эти различия и меняет звуки. Иногда нужно сказать, что, например, для смягчения язык нужно передвинуть.

Так постепенно происходит автоматизация звука в речи.

Каждый звук имеет свой срок автоматизации. Свистящие автоматизируются быстро, шипящие чуть дольше, звук «р» автоматизируется дольше всего. Нужно терпение, время и мягкая настойчивость к регулярным тренировкам (каждый день проговаривать вместе с ребенком слова, разучивать чистоговорки). С одной стороны, самостоятельно, без тренировки, звук не закрепится. С другой — давить ни в коем случае не нужно. Ведь звук уже появился и закрепить его рано или поздно обязательно получится, к этому уже есть все предпосылки.

Статья предоставлена специализированным логопедическим центром «Детская академия речи»

Как научить ребенка говорить букву «р». Логопедические упражнения для буквы «р» :: SYL.ru

Часто молодые родители задаются вопросом, как научить ребенка выговаривать букву «р». Нередко они сталкиваются с плохой и невнятной речью малыша. А из всех проблемных звуков чаще всего ребенок не говорит букву «р». Однако эта проблема не стоит стольких волнений, сколько испытывают родители на ее счет.

Введение в проблему

Обычно дети начинают пытаться выговаривать эту букву по-своему примерно в три–четыре года. Думать о том, как научить ребенка говорить букву «р» в этом возрасте, не стоит. Большинство детей уже к пяти–шести годам могут, хоть и с трудом, осилить эту букву, правда, надо помнить, что эти рамки довольно индивидуальны.

Если ребенок уже достиг соответствующего возраста, а некоторые буквы все еще «проглатывает», не стоит бояться и бежать к логопеду, ругать отпрыска и пытаться быстро найти способ, как научить ребенка говорить букву «р». Нужно набраться терпения, начать усердно заниматься с малышом и трудиться над произношением самого трудного звука. Необходимо использовать логопедические упражнения для буквы «р».

Основные ошибки в произношении

  1. Скомканное окончание.
  2. Замена звука «р» на звук «л».
  3. Гортанное произношение буквы «р».

Причины неправильного произношения

  1. Возможно, мышцы губ, языка и неба развиты недостаточно для произношения столь сложного звука.
  2. Ребенок неправильно дышит во время речи. Дыхание должно быть не прерывистым, а плавным, ровным.
  3. Ребенок редко слышит слова с содержанием затруднительной для него буквы, возможно, родители сами «проглатывают» сложные звуки или говорят сокращениями.
  4. Родители редко разговаривают с ребенком лицом к лицу, что очень важно, ведь малыш должен хорошо видеть все движения губ взрослых.
  5. У ребенка слишком короткая уздечка языка – это врожденный порок, из-за которого подвижность языка ограничена, исправить эту неприятность можно только хирургическим путем.
  6. В редких случаях расстройство речи связано с нарушением работы коры головного мозга, при этом необходимо обратиться к специалистам.
  7. Малыш может просто-напросто подражать тем, кто не выговаривает «р».
  8. У детей часто бывают нарушения речи, связанные с неблагоприятной обстановкой в семье.

Проверка произношения буквы «р»

Попросите ребенка повторить несколько раз «Ррр-р-р-р», пусть малыш попытается произнести этот сложный звук в словах: рука, рак, ворона, жар, пар и др.

После проведенных домашних исследований можно определить, насколько развито произношение буквы «р» ребенком и стоит ли прибегать к спасательным мерам.

Для проверки подвижности органов речи нужно сесть перед зеркалом. Упражнения выполняются родителями вместе с малышом:

  • попросите ребенка открывать и закрывать рот, при этом «шлепать» губами;
  • пусть ребенок высунет язык как можно дальше, а потом резко спрячет его;
  • малыш должен попытаться сделать «широкий» язычок и двигать им влево–вправо, а потом вверх и вниз;
  • попросите ребенка на некоторое время открыть рот и высунуть «широкий» язычок на нижнюю губу, в этом положении язык надо зафиксировать на десять секунд;
  • нужно поочередно вытягивать губы трубочкой, а затем превращать в широкую улыбку;
  • пусть малыш поочередно закрывает то правый, то левый глаз.

Если родители замечают, что во время некоторых упражнений движения ребенка получаются неточные или не получаются вообще, то следует обратить внимание на улучшение развития подвижности рта и языка.

Общие рекомендации

Родители должны разговаривать с ребенком как можно больше: на прогулке, в очереди и т. д. Речь должна быть размеренной, а все трудные слова четко произноситься.

Начинать разговаривать с малышом нужно как можно раньше. Не зря говорят, что еще в животике у мамы ребенок слышит голоса, различает интонации и тембры голоса, привыкает к ним.

Существует мнение, что в младенческом возрасте «сюсюканье» родителей по отношению к малышу вредит его дальнейшему восприятию речи. Поэтому члены семьи должны следить за правильностью своей речи при разговорах с ребенком и между собой.

Всем известно, что очень важно читать ребенку много детских книжек: по утрам, за завтраком, на ночь, просто для развлечения.

Родителям будет полезно обзавестись профессиональной литературой на эту тему: «Буква «р»», «Как выговаривать ребенку» и др.

Когда ребенок только учится говорить, но у него не получается – нельзя его перебивать. Следует терпеливо дослушать все, что он пытается сказать, а потом повторить за ним, исправить ошибки, четко проговорить трудно дающиеся ему слова. Или как альтернативный вариант можно попробовать сделать вид, что родитель не понимает ребенка. Тем временем малыш будет медленно, четко и звонко проговаривать слова, запоминая, как говорить правильно, а как нет.

Как научить ребенка говорить букву «р» самостоятельно

При помощи приведенных ниже упражнений можно без труда научить ребенка выговаривать «р». Их следует проводить ежедневно в форме игр по несколько раз. Рекомендуется сидеть перед зеркалом, чтобы ребенок мог видеть, как работают его губы. Лучше всего сначала показывать все на своем примере. Занятия должны проходить в дружелюбной атмосфере, а если у ребенка не получается – на него ни в коем случае нельзя кричать. Так можно лишь усугубить ситуацию. Только терпение и попытки одна за другой, только так можно помочь ребенку отточить произношение буквы «р».

Упражнения для начинающих

Упражнение 1

Для этой игры нужно попросить ребенка положить большой пальчик под язык, а затем попытаться совершать язычком движения от одной щеки к другой, пытаться при этом «рычать».

Упражнение 2

Требуется попросить ребенка улыбнуться очень широко и зафиксировать челюсти в этом положении. Затем пусть малыш попытается пересчитать верхние зубки, водя по ним языком с внутренней стороны. Существует второе похожее задание – ребенок должен в этом же положении покусывать кончик языка, это возбуждает мышцы, заставляет их работать.

Упражнение 3

Детки очень любят лошадей, они часто имитируют звуки их копыт. Пусть ребенок поцокает языком, можно это сделать вместе с мамой или другими членами семьи.

Упражнение 4

Учимся выговаривать букву «р» дальше. Для этого упражнения ребенку требуется высунуть язычок наружу и болтать им вверх и вниз, одновременно пытаться рычать. Лучше пробовать вместе с родителями, так получается веселее.

Упражнение 5

Выполняя это упражнение, ребенок будет пытаться дотянуться кончиком языка по очереди сначала до носика, потом до подбородка, а между этим аккуратно прикусывать кончик языка. Это упражнение помогает учиться задействовать при речи нужные мышцы.

Упражнение 6

Ребенок должен широко открыть рот и, высунув язык, с силой стукнуть им по передним зубам, одновременно пытаясь произнести звук «д».

Упражнения для усовершенствования произношения

Упражнение 1

Пусть ребенок попробует имитировать различные звуки, например, едет трактор – «др-др-дррр», мурлыкает котик — «муррррр-мр-мр», рычит лев — «рррррр» и другие. Это упражнение можно проводить в виде игры.

Упражнение 2

Родители подбирают для произношения несложные слова, в которых встречается буква «р»: трактор, трава, дрова и др.

Упражнение 3

Наиболее распространенными помощниками в делах произношения являются скороговорки. Требуется найти как можно больше подобных скороговорок с буквой «р» или стихотворений и песенок со словами «гриб», «трактор», «грабли» и с частым употребление буквы «р».

Упражнение 4

Требуется сесть перед зеркалом и открыть рот. Нужно коснуться кончиком языка нёба и зафиксировать положение на несколько секунд. Упражнение повторяется не менее пяти раз, это поможет ребенку растянуть уздечку языка и научиться говорить правильно.

Как работает логопед

Если родители все-таки решают обратиться к логопеду, то они могут быть уверены, что специалист сможет решить проблему с речью их ребенка буквально за 1-2 месяца. После посещения логопеда вопрос, как научить ребенка говорить букву «р», больше не будет беспокоить.

Для начала, на первом занятии, логопед проведет специальное обследование, при помощи которого определит уровень развития речи. У всех врачей разные подходы к лечению дефектов речи, суть их в одном.

В основном тактика лечения врачей основывается на раздражении языка специальными инструментами (палочкой, зондом). Это помогает разработать тонкую моторику и, соответственно, научиться выговаривать буквы.

Кроме того, логопед может дать парочку полезных советов о том, как научить ребенка выговаривать букву «р», например, выполнять различные упражнения по графику.

Успешность работы с ребенком во многом определяется его индивидуальными особенностями. Не стоит отчаиваться, если не получается все сразу. Нужно быть терпеливым и хвалить ребенка даже за небольшие достижения.

План-конспект занятия по логопедии (1 класс) по теме: Конспект логопедического занятия на тему «Звук и буква Р»

Тема: «Звук и буква Р»

Лексическая тема: «Птицы»

Грамматический строй: образование притяжательных прилагательных.

Цель:

  1. Четкое произнесение и характеристика звука [Р];
  2. Выделение согласного звука [Р] в словах и определение места звука;
  3. Звуковой анализ и составление схем слов;

Задачи: 

Образовательные:

  1. Учить различать звук [Р] в словах на слух;
  2. Активизировать и расширять словарь по темам «Птицы»;

Коррекционные:

  1. Развивать фонематический анализ и синтез, представления;

Воспитательные:

  1. Воспитывать внимательность, усидчивость.

Ход занятия:

1.Угадывание темы занятия.

— Как каркает ворона, когда она дразнит собаку? (Кар-кар, кар-кар)

— А как рычит собака при этом на ворону? (Р-р-р)

— Какой звук встречается в карканье вороны и рычании собаки? (Р)

— Молодцы, угадали. Сегодня на занятии мы будем знакомиться и изучать звук [Р].

2.Рассмотрение в зеркало артикуляции согласного звука [Р].

— Произносим звук [Р],  смотрим в зеркало и наблюдаем.

— Есть ли преграда, когда мы произносим звук [Р]? (Да)

— Где воздух встречает преграду?

— Значит, какой звук [Р] – гласный или согласный? (Согласный)

— Дрожит ли при произношении звука горлышко? (Да)

— Значит, звук звонкий или глухой? (звонкий)

Запомни: Звук [Р] – согласный, звонкий, твердый.

                  БУКВА Р (эр): Буква Р – в рисунках «палка и дуга»,

                                             Или «над рекой радуга».

                                             Полукруг мы к палочке вверху приставим –

                                             Букву Р красиво прочитаем.

— Давайте, построим из пальцев рук букву «Р».

Указательный с большим

Мы в кольцо соединим.

Руки правой – указательный

К кольцу слева прислоним.

Вот так воображенье –

Буквы Р у нас творенье!

3.Работа по картинкам.

— Логопед показывает картинки, дети называют название предмета, определяют место звука [Р] в словах.

— Вспоминают слова, в которых есть звук [Р].

4.Пальчиковая гимнастика.

— Выполнить упражнение «Пальчики здороваются» с одновременным проговариванием слогов ра, ро, ру, ры. Сначала правой рукой, затем левой, а потом сразу двумя руками.

— Затем выполнить упражнение «Есть игрушки у меня».

5.Составление схем слов.

— Каждому раздам карточки с написанным словом: ТОРТ, РОМА, РЫБА, КРОТ, самостоятельно составляем схему этого слова, затем все вместе проверим и разберем.

6.Синтез и анализ слов.

— Назови слово, соединив по порядку звуки:

[Р], [Ы], [Б], [А];      [К], [Р], [О], [Т];       [Г], [Р], [У], [Ш], [А];      

[Д], [В], [О], [Р].

7.Поговорить чистоговорки:

ОР-ОР-ОР- в гости Мурку звал Трезор.

АР-АР-АР- на стол ставил самовар.

УР-УР-УР- говорила кошка «Мур!»

ИР-ИР-ИР- ах, спасибо вам за пир.

РА-РА-РА- в гости нам идти пора.

РО-РО-РО- надо ехать на метро.

РЫ-РЫ-РЫ- мы возьмем с собой шары.

РУ-РУ-РУ- всем подарим по шару.

РА-РА-РА- будет рада детвора.

8. Игра «Закончи слово» (с мячом).

— Логопед произносит начало слова, а вы должны добавить последний

звук [Р], выделяя его голосом.

ЖА(Р)                           ТИ(Р)                 КОМА(Р)                    БО(Р)

ПА(Р)                            МОТО(Р)          ШАХТЕ(Р)                  ХО(Р)

ША(Р)                           ЗАБО(Р)            СВЕТОФО(Р)             КОВЕ(Р)

ТОПО(Р)                       СО(Р)                ШОФЕ(Р)                    ПОМИДО(Р)

9.Подведение итогов занятия.

Картотека логопедических заданий по автоматизации звука Р

Речевой материал в заданиях традиционно разделён в зависимости от позиции автоматизируемого звука в слове. Задания могут быть использованы при развитии фонематического слуха и расширения словарного запаса дошкольников. При отсутствии у ребёнка звуков [С], [Ш] , [Л] и других, не рекомендуется произносить слова с этими звуками. В практической деятельности учителя-логопеды могут варьировать порядок заданий.


Занятие 1.

1. Повтори слоги:

РА-РА-РА
РУ-РУ-РУ

РО-РО-РО
РЫ-РЫ-РЫ

РА-РО-РУ
РО-РЫ-РА

РЫ-РУ-РА
РУ-РА-РО

2. Повтори слова:

Рак
Работа
Радио
Рана
Рама
Ранетка
Ракета
Рая

рот
рога
розы
родина
Рома
рота
роса
робот

рыба
рыбак
рысь
рынок
рыть
рывок
рыдать
рыдание
рука
рукав
ручка
рубить
рубаха
руда
рубка
рубанок


3. «Большой – маленький»

Рука- ручка
Рубаха-…
Рана-…
Рот-…
Рома-…
Рыба-….
Ракета-…
Роза-…
Рога-…
Рая-…

4. «Запомни – повтори»:

Рак-рана
Рама-Рая
Радио-работа
Ракета-ранетка
рог-рога
рот-ров
рота-роза
родина-Россия
рыба-рыбак
рысь-рыть
рынок-рывок
рывина-рычаг
рука-рукав
ручка-рубка
руда-рубить
рубка-рубанок


5. Повтори словосочетания:

Розовые розы.
У Раи розы.
Родной дом.
Ровный ров.
Разные рукава.
Разбитая раковина.
Разные шары.
Рычание рыси.
Робкий Рома.
Румяный рулет.
Рыбный рынок.
Радостные родители.


6. Повтори предложения:

Рома поймал рыбу.
Роза рассказывает рассказ.
Рабочие рыли ров.
Рая радует родителей.

Рая надевает рукавицы.
В рундуке рабочая роба.
Рая растит розы.
У Ромы родинка.

У рубахи длинные рукава.
Рома поедет к родным.
У Ромы ракета.
Рабочий идёт на работу.


Занятие 2.

1. Повтори слоги:

АР-АР-АР
УР-УРУР
ИР-ИР-ИР
ОР-ОР-ОР
ЫР-ЫР-ЫР
ЯР-ЯР-ЯР
АР-ОР-УР
ОР-ЯР-ИР
ИР-АР-ОР
УР-ЫР-АР

2. Повтори слова:

Пар
Дар
Шар
Удар
Комар
Загар
Бар

хор
бор
забор
топор
выбор
мотор
набор

пир
мир
тир
кефир
зефир
мундир
командир

ветер
вечер
мастер
веер
катер
номер
танкер

бугор
помидор
мухомор
договор
отпор
узор
двор

3. Повтори пары слов:

Хор-бор
Топор-забор
Мотор-набор
Пар-шар
Удар-загар
Товар-базар

пир-мир
кефир-зефир
ветер-вечер
катер-номер
помидор-мухомор
двор-узор

4. Повтори чистоговорки:

ОР-ОР-ОР – в поле мухомор.
АР-АР-АР — в небе пар.
УР-УР-УР – длинный шнур.
ИР-ИР-ИР – Рома пьёт кефир.
ОР-ОР-ОР – не работает мотор.
АР-АР-АР – на носу сидит комар.
УР-УР-УР – уведите кур.
ИР-ИР-ИР – я хочу увидеть мир.

5. Повторите словосочетания:

Новый забор.
Поёт хор.
У Раи загар.
Родной двор.
Сильный боксёр.
Ядовитый мухомор.
Дать отпор.
Пойду на базар.

Вкусный зефир.
Российский сыр.
Пить кефир.
Купить самовар.
Сказка «Мойдодыр».
Пятый номер.
Вышивать узор.
Подмету двор.

6. Заучи скороговорку:

Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.


Занятие 3.

1. Повтори слова:

Гора
Дыра
Ура
Нора
Кора
Пора
Ира

тара
пара
фара
гитара
Вера
Кира
Юра

конура
контора
игра
фанера
пантера
детвора
жара

баран
варан
буран
пират
парад
карат
Марат

ворона
корона
порог
творог
урок
горох
народ

город
воробей
хоровод
пароход
герой
дорога
ворота

перо
озеро
бюро
ведро
утро
ядро
бедро

2. Повтори чистоговорки:

Ра-ра-ра- тонкая кора.
Ро-ро-ро- новое перо.
Ры-ры-ры- в небе комары.
Ру-ру-ру- скачет кенгуру.

Ра-ра-ра- высокая гора.
Ро-ро-ро- новое ведро.
Ры-ры-ры- купим всем шары.
Ру-ру-ру- много ягод наберу.

3. «Запомни – повтори»:

Кора-гора-нора
Ура-пора-игра
Фара-пара-гитара
Юра-Ира-Вера
игра-конура-детвора
фанера- пантера-контора

4. Повтори словосочетания:

Тонкая кора.
У забора нора.
Короткий карандаш.
Ароматный пирог.
Широкий порог.

Идёт детвора.
Ровная дорога.
Родной город.
Розовая пантера.
Старое корыто.

Старый сарай.
Острые топоры.
Дорогой подарок.
Серая ворона.
Румяный каравай.

5. «Один – много»

Гора-горы
Нора-норы
Дыра дыры
Пар-пары
Комар-комары
Базар-базары
Фара-фары

узор-узоры
мухомор-мухоморы
топор-топоры
шар-шары
удар-удары
набор-наборы
мотор-моторы


6. Заучи скороговорку:

Тарара-тарара — поднимайся, детвора!
Тарара-тарара – в детский сад идти пора!
Туруру-туруру – поднимаем детвору.
Тырыры-тырыры – нету дома детворы.

Занятие 4.

1. Повтори слова:

Барабан
Таракан
Караван
Ураган

муравей
каравай
веранда
баранка

воротник
огород
бородавки
порода
поросёнок
хворост
паровоз
боровик
пирамида
мороз
корона
гороскоп

2. Договори последний слог:

«РЫ»
Мото…, забо…, набо…, помидо…, самова…, узо…, мунди…, ша…, па….

«РА»
Но…, го…, па…, иг…, детво…, жа…, Ю…, И…, кону…, фа…, панте….

3. Повтори чистоговорки:

Ра-ра-ра- начинается игра.
Ро-ро-ро- мы поедем на метро.
Ры-ры-ры- добежали до горы.
Ру-ру-ру- ручку новую беру.

Ра-ра-ра- весенняя пора.
Ра-ра-ра- мне домой идти пора.
Ры-ры-ры- сидит мышка у норы.
Ру-ру-ру- закатили мяч в дыру.

4. Повтори предложения:

Маруся собирает помидоры.
Рома собирает горох.
Дорога ведёт в город.
У Раи новый сарафан.
Тамара печёт пирог.
Юра не боится мороза.
Корова идёт в сарай.
Ворона клюёт кукурузу.
Роме купили гитару.
Буратино идёт на урок.
На пароходе много детворы.

5. Заучи скороговорку:

Рано, рано, поутру
Скачет рыжий кенгуру.


Занятие 5.

1. Повтори слоги:

АРКА-АРКА-АРКА
ОРКА-ОРКА-ОРКА
УРКА-УРКА-УРКА
АРКА-УРКА-ОРКА

2. Повтори слова:

Арка
Арфа
Карта
Марка
Парта
Марта

карман
картон
картина
картофель
гардина
гармонь

горка
норка
корка
порка
тёрка
каморка

ферма
верба
бирка
фирма
пурга
Мурка

парк
март
порт
корм
торт
борт

верх
карп
герб
корт
горн
морс

3. Повтори словосочетания:

Старая горка.
Северный город.
Озорной воробей.
Короткий ворс.
Яркая картина.
Чёрный картон.

Морской ветер.
Красивые марки.
Царский герб.
Маркая куртка.
Собирать картофель.
Морковный сок.

4. «Назови ласково»

Торт – тортик
Марка-…
Парта -…
Карта-…

карман -…
гармонь -…
картина -…
верба -…
Мурка -…
морс -…
шарф -…
зерно -…

5. Заучи скороговорки:

Заяц Егорка
Свалился в озёрко.
Бегите под горку,
Спасайте Егорку!

Чёрной ночью чёрный кот
Прыгнул в чёрный дымоход.


Занятие 6.

1. Повтори слоги:

ПРА-ПРА-ПРА
ПРО-ПРО-ПРО
ПРУ-ПРУ-ПРУ
ПРЫ-ПРЫ-ПРЫ

2. Повтори слова:

Правда
Правый
Праздник
Правильный
Право
Прадед
Практика
Прачка

пробка
проба
продукты
просо
простой
провод
продать
проход

прут
прутик
пруд
пружина
прыгать
прыжок
прыгун
прыгунья

3. Повтори слоги и слова:

БРА-БРА – брак
БРА-БРА – браво
БРА-БРА – брать
БРА-БРА – брат
БРА-БРА – брань
БРА-БРА – кобра
БРА-БРА – зебра

БРО-БРО — брови
БРО-БРО — бросать
БРО-БРО — брод
БРО-БРО — бродить
БРО-БРО — бросок
БРО-БРО — бронза
БРО-БРО — бронхит

БРУ-БРУ – брус
БРУ-БРУ – брусок
БРУ-БРУ – брусника

БРЫ-БРЫ — брысь
БРЫ-БРЫ — брызги
БРЫ-БРЫ – брынза
БРЫ-БРЫ — бобры

4. Повтори фразы:

Ровные бруски.
У Ромы бронхит.
Бравый офицер.
Бронзовая награда.
Проводить брата.
Брызгать в пруду.

Бросать пробку.
Прыгать с горы.
Упругая пружина.
Простой карандаш.
Мы видели зебру и кобру.
Проходить по проходу.

5. Заучи скороговорку:

Все бобры добры для своих бобрят.


Занятие 7.

1. Повтори слоги:

ГРА-ГРА-ГРА
ГРО-ГРО-ГРО
ГРУ-ГРУ-ГРУ
ГРЫ-ГРЫ-ГРЫ
ГРА-ГРО-ГРУ-ГРЫ
ГРО-ГРЫ-ГРА-ГРО

2. Повтори слова:

Град
Грач
Граф
Грамм
Гранат
Граната
Грамота

грабли
грачата
графин
графиня
градусник
градусы
граница

гром
гроза
грохот
громкий
грозный
груз
грузить

грубый
грустный
грузить
груша
группа
грузовик
груздь
грызун
грызть
ограда
награда
игра
фотография
игрушка

3. Повтори цепочку слов:

Град – грамм – грач
Гром – грохот – гроза
груз – грузить — грузовик
грызть – грызун – огрызок
Грабли – гранат – грамота
Громко – грубо – грустно
ограда – награда — граната
груша – грачата — группа

4. Измени слова по образцу:

Гранат – гранатовый
Груша – грушевый
громкость – громкий
грубость – грубый
груз — грузовой
группа – групповой

5. Повтори предложения:

Грузить груши в грузовик.
Громко грохочет гром.
В небе гром и грохот.
Грызуны грызут огрызок.
На градуснике пять градусов.
Громко грузят груз.
На границе прочная ограда.
В графине грушевый сироп.
Наградить грамотой и наградой.
В группе громкий смех.
Купить гранатовый браслет.

6. Заучи скороговорку:

В небе гром, гроза,
Закрывай глаза.
Грома нет, трава блестит.
В небе радуга стоит.


Занятие 8.

1.Повтори слоги:

КРА-КРА-КРА
КРО-КРО-КРО
КРЫ-КРЫ-КРЫ
КРУ-КРУ-КРУ

КРА-КРА-КРО
КРУ-КРУ-КРЫ

КРО-КРО-КРУ
КРЫ-КРЫ-КРА

2. Повтори слова:

Краска
Краб
Крапива
Кран
Край
Красота
Красный

крот
кров
кровь
крона
кроха
кросс
кролик

круг
крупа
крутить
кружить
кружок
круто
крутой

крышка
крыть
крыса
крыша
крышка
крылья
Крым

3. «Назови ласково»

Кран – краник
Краб – крабик
Крот -…
Круг -…
Крыса -…
Крыша -…
Крылья -…
крыльцо -…
кроссовки -…
краска -…
кружка -…
крапива -…
открытка -…
окрошка — ….

4. Повтори словосочетания:

Красный сарафан.
Крытый рынок.
Чёрная краска.
Открытая форточка.
Красивый кролик.

Старая фотография.
Крутой поворот.
Красная строка.
Крупный крыжовник.
Покрасить крышу.
Укротитель тигров.
Красивое покрытие.
Выкрашенное крыльцо.
Закрыть кран.
Закрутить крышку.

5. Заучи скороговорку:

Красной краскою Егор
Красит крышу и забор.


Занятие 9.

1. Повтори слова (слова содержат два звука Р):

Рупор
Радар
Гарнир
Турнир
Гонорар
Фарфор

фермер
Аврора
характер
трактор
пробор
рапорт

прорубь
гардероб
ярмарка
тараторка
мрамор
квартира

маркер
партнёр
курорт
хирург
пробирка
программа

аэропорт
аэродром
бутерброд
круговорот
термометр
оркестр

 

Разрыв
Разруха
Разгром
Размер
Разговор

раскраска
раствор
конструктор
трансформер
скороговорка
простор
скороварка
пароварка
проигрыш
супермаркет
инструктор
кругозор
разборка
маршрут
проигрыш

2. Повтори словосочетания:

Громкий рупор.
Грамотный инструктор.
Просторная квартира.
Играет оркестр.
Яркая раскраска.
Крупный супермаркет.
Городской транспорт.
Огромный размер.
Красный раствор.

Бутерброд с красной икрой.
Широкий кругозор.
Ровный пробор.
Красивая ярмарка.
Фарфоровая посуда.
Вечерняя программа.
Испорченная пароварка.
Трудная скороговорка.
Короткий разговор.

3. Заучи скороговорки:

Три сороки–тараторки
Тараторили на горке.
(А. Тараскин)

Проворонила ворона воронёнка.

Также по теме:

Что такое логопед? (с иллюстрациями)

Логопед или логопед — это человек, который работает с людьми, которым трудно говорить или глотать. Эти специалисты в области здравоохранения имеют дело с широким спектром дефектов и расстройств речи, от обучения человека с расщелиной неба говорить после корректирующей операции до помощи людям, страдающим расстройством заикания. Некоторые работают в качестве частных консультантов, а другие связаны с больницами или медицинскими группами.В целом перспективы трудоустройства в этой области достаточно хорошие, и во многих регионах мира можно найти достаточно хорошо оплачиваемую должность логопеда.

Логопед специализируется на том, чтобы помочь людям говорить правильно.

Требования к лицензированию логопедов различаются в зависимости от региональных законов.Как правило, он или она должны получить ученую степень в этой области, а также пройти специальную подготовку по работе с пациентами. От него также могут потребовать сдать экзамен, который проверяет знание речевой патологии. Поскольку региональные требования очень разнообразны, если вы заинтересованы в карьере логопеда, вы можете поговорить с местным специалистом о требованиях в вашем регионе.

Логопеды могут работать с людьми, потерявшими способность говорить из-за травмы.

Пациенты могут обратиться к логопеду для лечения такого состояния, как заикание или шепелявость. Клиенты также могут быть направлены врачами, особенно если основное заболевание вызвало нарушение речи. Например, врач может направить пациента к терапевту в ходе лечения неврологической проблемы, такой как инсульт, вызвавший невнятную речь.

Логопеды могут помочь человеку почувствовать себя более непринужденно, проводя презентации.

Когда логопед впервые встречается с пациентом, он или она обычно первым добирается до основной причины проблемы.Когда пациента направляют, терапевт может проконсультироваться с лечащим врачом пациента, но когда пациент приходит без направления, определение причины очень важно, а иногда и сложно. В некоторых случаях пациент может обратиться к терапевту, и терапевт может определить основную проблему, которая требует лечения. Как только причина проблемы будет определена, он или она может разработать программу, адаптированную для конкретного пациента.

Логопед может работать с людьми, у которых есть проблемы с глотанием.

Обычно пациенты должны выполнять ряд упражнений, которые предназначены для того, чтобы сломать прежние речевые модели и установить новые. Многие логопеды также используют аудиовизуальные средства, чтобы помочь своим пациентам, и пациентам часто поручают домашнее задание. В некоторых случаях могут использоваться корректирующие приспособления, чтобы помочь пациентам правильно говорить; в других случаях логопед может работать с психологом, неврологом или другим специалистом для лечения основной причины проблемы, одновременно обеспечивая логопедическую терапию для пациентов.

Логопед должен быть терпеливым и заботливым.

Пациенты могут иметь проблемы с артикуляцией, речевыми ритмами, тоном и высотой звука по разным причинам. Работа с логопедом может помочь пациенту говорить более четко, даже если безупречная речь невозможна, а также может выровнять чей-то голос, чтобы его было легче слушать и понимать.Посещение логопеда может кардинально изменить чью-то жизнь, сделав его способным беспрепятственно и грамотно общаться. Некоторые специализируются на лечении очень специфических проблем; например, многие транссексуалы идут к терапевту, чтобы научиться говорить как мужчина или женщина.

Врачи могут направлять пациентов к логопедам.Логопед может работать с пациентами, которые заикаются, когда говорят. .

ресурсов по логопеду

cropped-Logo-new-7_edited-6.gif Переключить навигацию

Икоммуникатная терапия

  • Дом
  • Детское отделение
    • Развитие речи и языка ребенка
      • Вехи развития речи и языка ребенка — этапы развития
        • Вехи — Развитие речи и языка 0-12 месяцев
        • Вехи развития речи и языка 12 — 18 месяцев
        • Вехи развития речи и языка 18–24 месяца
        • Вехи развития речи и языка 24–30 месяцев
        • Вехи развития речи и языка 30–36 месяцев
        • Вехи развития речи и языка 36-48 месяцев
        • Речь и Вехи развития речи 48-60 месяцев
        • Вехи развития речи и языка 60-72 месяца
        • Вехи развития речи и языка 72+ месяцев
      • Развитие речевых и языковых навыков у вашего ребенка
      • Мероприятия по развитию речи и языковых навыков
    • 90 003 Расстройства и задержки речи, языка, слуха, грамотности и общения у детей
      • Проблемы и расстройства речи
        • Проблемы с речью и артикуляцией
        • Фонологические расстройства речи
        • Апраксия речи
        • Заикание у детей
        • Беспорядок — расстройство речи
        • Детская дизартрия
        • Проблемы с голосом у детей (дисфония)
        • Расщелина неба и черепно-лицевые аномалии
        • Селективный мутизм
      • Нарушение речевого восприятия
        • Нарушение восприятия речи
        • Понимание)
        • Конкретные языковые нарушения (SLI)
        • Расстройство обработки слуха
      • Проблемы со слухом, нарушение слуха и глухота
        • Тесты и оценка слуха
        • Слуховые аппараты и кохлеарные имплантаты (лечебные или потеря слуха и глухота)
        • Общение с глухими и слабослышащими детьми
    • Расстройство аутистического спектра (РАС) у детей
      • Симптомы, признаки и диагностика аутизма
      • Услуги по лечению аутизма — Получение помощи (Поиск услуг по лечению, информация и поддержка)
      • Синдром Аспергера
      • Лечение аутизма, стратегии и вмешательство
      • Аутизм — функциональное общение
      • Интенсивное взаимодействие и аутизм
      • Аутизм и стратегии в классе
      • Аутизм — избегание абстрактного языка
      • Аутизм — обмен изображениями — PECS
      • Аутизм — Использование визуальных стратегий и расписаний
      • Аутизм — Социальные истории
      • Аутизм — Минимальный речевой подход
    • Дислексия — трудности чтения, письма и правописания
      • Чтение
      • Письмо и Dysgraphia
      • 5
.

логопед против. Логопед | Работа

Врожденные дефекты, травмы головы, инсульты и беспокойство могут повлиять на способность человека общаться. По оценкам Национального института глухоты и других коммуникативных расстройств, 7,5 миллиона американцев всех возрастов имеют проблемы с голосом. Эти люди получают пользу от лечения, которое проводят логопеды и логопеды. Названия взаимозаменяемы: пациенты и лица, не относящиеся к профессии, обычно называют этих специалистов логопедами или учителями речи; представители этой профессии называют себя дефектологами и логопедами.

Многогранность логопедии

Как логопед или терапевт вы тестируете и оцениваете пациентов и консультируетесь с другими профессионалами, включая психологов, социальных работников, неврологов, аудиологов и врачей, чтобы определить курс лечения для улучшения способности общаться. Некоторые лечебные программы концентрируются на создании звука, некоторые помогают развить способность глотать, в то время как другие сосредотачиваются на обучении языку жестов, жестам или использованию усиливающих и альтернативных устройств общения.Важным аспектом этой работы является консультирование и консультирование семей и пациентов, чтобы справиться со стрессом, сопровождающим нарушения речи, и шаги, которые они могут предпринять дома в дополнение к проводимому лечению. Как и в случае с другими медицинскими должностями, патология речи связана с ограничениями в отношении документации, ведения записей и конфиденциальности.

Подготовка к карьере и соответствие требованиям

Карьера логопеда начинается со степени магистра в этой области и почти 400 часов клинического опыта.В большинстве штатов требуется лицензия, что предполагает сдачу экзамена. Американская ассоциация речи, языка и слуха предлагает сертификаты, которые требуются некоторым работодателям. В дополнение к клинической компетентности логопедам необходимо терпение и сострадание. Они обладают хорошими навыками слушания и концентрации и могут передавать терминологию и методы лечения так, чтобы их пациенты и члены семьи могли понять.

Кто нанимает логопедов

По данным Центра международных исследований в области реабилитации, семь из 10 логопедов в U.С. работать полный рабочий день. В то время как 60 процентов имеют образовательную практику в дошкольных учреждениях через университеты, медицинские учреждения, включая больницы, клиники, реабилитационные центры, дома престарелых и правительственные учреждения. Школьные логопеды работают в течение девяти месяцев учебного года, в то время как те, кто работает в других условиях, работают по 12-месячному календарю. Выбор работы на контрактной основе с местными, государственными и федеральными агентствами позволяет вам практиковаться в различных условиях.

Перспективы трудоустройства

По данным веб-сайта Disabled World, спрос на логопедов растет с каждым днем.Бюро статистики труда США связывает ожидаемый рост числа рабочих мест в этой профессии с большей осведомленностью о нарушениях речи у детей, более высокой выживаемостью жертв травм и недоношенных детей и состоянием здоровья, вызывающим такие нарушения речи, как потеря слуха и инсульты среди стареющих бэби-бумеров. По данным O * Net Online, по состоянию на 2012 год средняя годовая зарплата логопедов в США составляла 69 870 долларов, или 33,59 доллара в час.

.

учителей логопедической академии Кэти Лэннинг. Что такое логопед? На самом деле это патолог языка речи (SPL) и техническое определение.

Презентация на тему: «Педагог Академии логопедии Кэти Лэннинг. Что такое логопед? На самом деле это патолог языка речи (SPL) и техническое определение». — Стенограмма презентации:

1 Преподаватель логопедии академии Кэти Лэннинг

2 Что такое логопед? Фактически это речевой патолог (SPL), а техническое определение — это человек, который «оценивает и диагностирует нарушения речи, языка, когнитивной коммуникации и глотания и лечит такие расстройства у людей всех возрастов, от младенцев до пожилых людей.”(Из ASHA.org).

3 Что означает быть SLP? Для оценки, диагностики и лечения нарушений речи, языка и глотания. Это означает все, что связано с общением или частями тела, которые вы используете для общения. SLP работает с людьми с дефицитом артикуляции и фонологии (отдельные звуки речи и паттерны речевых звуковых ошибок), языка (рецептивный, экспрессивный, прагматический / социальный), беглости (заикание), голоса и глотания.

4 Эти расстройства могут быть независимыми от каких-либо других недостатков, что означает, что у типично развивающегося ребенка может быть коммуникативное расстройство. Другие группы населения, с которыми работает SLP, — это люди с черепно-мозговой травмой (ЧМТ), инсультом, когнитивными нарушениями, расстройством аутистического спектра, болезнью Паркинсона или большинством других дегенеративных заболеваний, влияющих на когнитивные функции или глотание, а также люди, использующие альтернативное и вспомогательное общение.

5 Согласно ASHA.org SLP также: «Готовьте будущих профессионалов в колледжах и университетах. Управляйте агентствами, клиниками, организациями или частными практиками. Участвуйте в исследованиях, чтобы улучшить знания о процессах человеческого общения. Наблюдайте и решайте проблемы в государственных школах или клиниках. паттерны, связанные с коммуникативными расстройствами ».

6 Когда вы впервые решили стать SLP и почему? У меня были товарищи по начальному образованию, и я не испытывал особого энтузиазма по поводу преподавания в классе, заполненном детьми (я не был уверен, что смогу оказать влияние).Примерно в это же время мне довелось столкнуться с одним из моих учителей начальных классов, который сказал, что ее дочь была SLP. Я никогда не слышал об этом раньше, поэтому я изучил это. Я решил, что работать с небольшой группой детей было бы здорово, поэтому подал заявку на бакалавриат по SLP и аудиологии, был принят, и этой осенью начал учебу в бакалавриате.


7 Почему вы думаете, что логопедия важна? Общение — это основа практически всего, что происходит в нашем мире.Если у вас недостаток в общении, это влияет почти на все аспекты вашей жизни, поэтому логопедия важна для людей, нуждающихся в поддержке в этой области.

8 Что вам больше всего нравится в SLP? Помогая другим. Видеть блеск в глазах людей или улыбку на их лицах, когда они могут сообщить то, чего они никогда не могли раньше или не могли, а затем потеряли способность общаться. Мне также очень нравится заниматься исследованиями и читать их.Это очень важная часть того, что делает SLP, и мне нравится узнавать что-то новое.

10 Что вас больше всего удивило в логопеде? Огромный объем знаний заключен в такой маленькой области. У большинства SLP есть специальная область или что-то, в чем они действительно хороши. Например, работая в школе, я не часто общаюсь с людьми, у которых есть проблемы с голосом или глотанием, но у SLP в больницах часто есть большой опыт в этих областях, и им может быть трудно понимать детей и работать с ними.

11 Каково было найти работу SLP? Какие у вас были варианты и почему вы решили, что сделали? Найти работу SLP было несложно. В моих регионах есть большая потребность в SLP, поэтому всегда есть возможности. Мне предложили возможность поработать на частной вечеринке со студентами, которые используют альтернативные методы аугментации, школами и поликлиниками, а также родители обращались к мне с просьбой о частной терапии.Я предпочитаю работать в школах, потому что у меня есть семья, и мне нравится проводить с ними все каникулы и месяцы летом. Они мой главный приоритет.

12 Сколько в среднем часов в неделю вы работаете? Предполагается, что моя рабочая неделя составляет 40 часов, но я часто задерживаюсь допоздна и работаю дома по вечерам и в выходные дни, поэтому я не уверен, как часто я на самом деле работаю.

.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о