Что такое в русском языке синквейн: Статья по русскому языку: Синквейн на уроках русского языка

Статья по русскому языку: Синквейн на уроках русского языка

Синквейны на уроках русского языка

Уроки, на которых преподаватель использует приемы, влияющие на формирование и развитие положительной мотивации, позволяют утверждать, что повышается активность учащихся, взаимоотношения преподаватель — учащийся, учащийся — преподаватель становятся открытыми, позитивно эмоциональными, продуктивными, растет работоспособность учащихся, увеличивается количество самостоятельных действий, основанных не только на рациональности, но и эмоциональности учащихся, укрепляются познавательные интересы, а следовательно, положительно сказывается на качестве знаний. Для нас важно сделать встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Разумно и уместно использовать наряду с традиционными формами инновационные технологии мотивации, чтобы учитель мог увлечь детей, и тем самым создать почву для лучшего восприятия большого и сложного материала. В современных условиях особенно актуально организовать процесс обучения так, чтобы его образовательный результат проявлялся в формировании системы жизненно важных, практически востребованных знаний и умений, что позволит учащимися адаптироваться к жизни и относиться к ней активно и творчески. Таким образом, учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут вовлечены в процесс обучения под чутким руководством учителя, ежедневно, создающего условия для формирования положительной учебной мотивации. Одним из моих любимых приемов или технологий, является синквейн.

           Синквейн».     Этот    прием    помогает понять, как ученики усвоили материал урока, мотивировать , заинтриговать их новой темой или актуализировать ранее приобретенные знания. Синквейн — стихотворение, состоящее из пяти строк и построенное по особым правилам:

первая     строка – имя существительное  или  местоимение,     обозначающее      предмет,    о  котором пойдет речь;

вторая строка   –    два   прилагательных    или  причастий, описывающих признаки предмета;

третья строка  –  три    глагола,   описывающие действия предмета;

четвертая   строка –  фраза  из   четырех   слов, выражающая отношение к предмету;

пятая строка — слово-синоним к первому.

Синквейны на уроках

Русского языка

Синквейн на тему Вводные слова

      Вводные слова
     именные, глагольные
     не выступают, выражают, дают
     указывают на способ выражения мысли
     слова

Синквейн на тему Время (глагола)

Время глагола

Меняющееся, непостоянное

Наступает, проходит, меняется

Изменяющее события по времени

Категория

Синквейн на тему Глагол

      Глагол
     переходный, возвратный
     объединяет, выступает, употребляется
     обозначает действие или состояние
     что делать?

Синквейн на тему Диалог

Диалог

Конструктивный, разговорный

Выражает, воспринимает, общается

Разговор двух лиц

Двойственность

Синквейн на тему Дополнение

      Дополнение
     прямое, косвенное
     отвечает, употребляется, обозначает
     объект, на который направлено действие

      член предложения

Синквейн на тему Деепричастие

деепричастие
неизменяемое, самостоятельное
принадлежит, обозначает, примыкает
соединяет в себе признаки глагола и наречия
форма глагола

Синквейн на тему Заимствованные слова

Заимствованные слова

Иностранные, современные

Обогащают, помогают, расширяют

Взятые из других языков

Не славянские

Синквейн на тему Исконно русские слова

Исконно русские слова

Древние, аборигенные

Обозначают, хранят, выделяются

Древнеславянская лексика

Собственно русские

Синквейн на тему Книга

     Книга

     Интересная, фантастическая.

I    Рассказывает, развлекает, воспитывает.

     Ученье – свет, неученье – тьма.

     Учебник

      книга
     бумажная, рукописная
II   наносят, брошюруют, печатают
     подборка листов бумаги, содержащих текст
    произведение

Синквейн на тему Лексика

Лексика

Нормативная, богатая

Говорит, развивается, меняется

Лексика – раздел филологии

Слова

Синквейн на тему Наречие

Наречие

Приглагольное,  изменяемое

Связывается, уточняет, обозначает

Изменяемая часть речи

Наглаголие (устар*.)

Синквейн на тему Неологизмы

Неологизмы

Новые, современные

Продуцируют, появляются, усовершенствуют

Слова, появляющиеся сейчас.

Прогрессивные

Синквейн на тему Обстоятельство

обстоятельство
второстепенный, зависящий
обозначает, отвечает, зависит
от сказуемого и обозначает признак действия или признак другого  признака

член предложения

Синквейн на тему Предложение

Предложение

Простое, сложное

Излагает, побуждает, спрашивает

Предложение – основная единица синтаксиса.

Высказывание.

Синквейн на тему Префикс

Префикс

Впередистоящий, короткий

Образовывает, меняет, увеличивает

Часть слова перед корнем.

Приставка.

Синквейн на тему Корень

Корень

Главный, смысловой

Определяется, не меняется, чередуется

Основная смысловая часть слова

Главная часть

Синквейн на тему Суффикс

Суффикс

Короткий, двойной,

Изменяет, дополняет, образовывает

Часть слова после корня

Домик

Синквейн на тему Общение

Общение

Вербальное, невербальное

Связывает, изъявляет, помогает

Межчеловеческая связь

Язык  

Синквейн на тему Окончание

Окончание

Конечное, нулевое

Завершает, отсутствует, меняется

Часть слова, меняющая его род и  число

Конец

Синквейн на тему Основа слова

Основа

Ограниченная, конкретная.

Подчеркивает, не меняется, определяет

Часть слова без окончания

Линия

Синквейн та тему Простое предложение

Простое предложение

Односоставное, двусоставное

Высказывает, сокращает, упрощает

Одна грамматическая основа

Синтаксическая конструкция.

Синквейн та тему Сложное предложение

Сложное предложение

Бессоюзное, союзное.

Составляет, усложняет, распространяет

Имеет 2 или более грамматических основ

Законченная мысль

Синквейн та тему Сложносочиненное предложение

Сложносочиненное предложение

Соединительное, противительное

Противопоставляет, разделяет, сопоставляет

Имеет несколько вариантов связи

Сюзное

Синквейн та тему Сложноподчиненное предложение

Сложноподчиненное предложение

Союзное, подчинительное

Подчиняет, добавляет зависимое, распространяет

Имеет главную и придаточную часть

Непростое.

Синквейн на тему Причастие

причастие
настоящего, прошедшего
обозначает, образует, переходит
обладает свойствами и глагола, и двойник имени прилагательного
часть речи

Синквейн на тему Прилагательное

прилагательное
качественное, притяжательное
относится, согласуются, склоняется
признак предмета обозначается
часть речи

Синквейн на тему Подчинительные союзы.
           Подчинительные союзы.
           Короткие, емкие.
           Подчиняют, соединяют, связывают.
           Части предложения между собой.
           Речь.

Синквейн на тему Русский язык.

           Русский язык

    I      Живой, удивительный,

           Учит, объясняет, творит.

           Береги наш родной язык!

           Познание.

Синквейн на тему Русский язык.

          Русский язык.
II       Распространённый, сложный.
         Обучает, тренирует, развивает.
         Не каждый может его выучить.
         Россия.

Синквейн на тему Существительное

Существительное

Самостоятельное, предметное

Называет, уточняет, указывает

Главная часть речи, называющая предмет

Предмет.

Синквейн на тему Текст

текст
нудный научный
написан напечатан прочитан
письменное сообщение из ряда высказываний
связь

Синквейн на тему Устаревшие слова

Устаревшие слова

Давние, неиспользуемые

Не употребляются, забываются, не применяются

Слова, вышедшие из ежедневной лексики.

Архаизмы.

Синквейн на тему Фразеологизм

фразеологизм
устойчивый, неделимый
выражает, соотносится, употребляется
выполняет функцию отдельной лексемы
целостное словосочетание

Синквейны на уроках

Литературы

Синквейн на тему Античность

античность
классическая, поздняя
зародилась, разрушили, угасла
цивилизация древней Греции и древнего Рима
древность

Синквейн на тему Андрий (Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»)

Андрий

Красивый и слабый,

Храбрится, влюбляется, предаёт.

Нельзя уважать таких людей.

Предатель.

        

Синквейн на тему Баллада

Баллада
историческая, мифическая
представлено, заимствуется, сочиняется
рассказ, изложенный в поэтической форме
лироэпическое произведение

Синквейн на тему Басня

Басня

Мудрая, стихотворная

Поучает, наставляет, затрагивает

Поучительное стихотворное произведение

Мораль

Синквейн на тему Библия

Библия

Первозданная, всемирная

Объясняет, поучает, знакомит

Обращение Бога к людям

Книга книг

Синквейн на тему  Богатство

Богатство
материальное, нематериальное
получать, выиграть, заработать
богатство – вода, пришла и ушла
изобилие

Синквейн на тему Богатырь

Богатырь

Смелый, отважный.

Сражается, охраняет, защищает.

Не перевелись на Руси богатыри!

 Воин.

Синквейн на тему Былина

Былина

Древнерусская, историческая

Повествует, описывает, учит

Рассказ по реальным событиям

Быль

Синквейн на тему Война

война 
отечественная, мировая
взрывают, расстреливают, сдаются
война – величайшее горе человечества

разрушения

Синквейн на тему Восточные славяне

восточные славяне

русские, украинцы
охотились, выращивали, рыбачили
население средневекового государства киевская Русь
древнерусская народность

Синквейн на тему Время

время
календарное, относительное
измеряется, изменяется, движется 
из прошлого, через настоящее в будущее
необратимое течение

Синквейн на тему Дворянство

дворянство
жалованное, родовое
защищало, получало, владело
привилегированное сословие, возникшее в феодальном обществе
аристократия

Синквейн на тему  Добро.

Добро
Чистое, искреннее.
Возвышает, наделяет, побеждает.
Добро всегда побеждает зло.
Любовь.

Синквейн на тему Дружба (I)

дружба
взаимная открытая
доверять терпеть помогать
бескорыстные личные взаимоотношения между людьми
взаимопонимание

Синквейн на тему Дружба (II)

дружба
искренняя мужская
уважать, доверять, помогать

бескорыстная, позитивная связь между людьми
межличностные отношения

Синквейн на тему Дружба (III)

дружба
верная крепкая
доверять общаться симпатизировать
человеку, которому искренне веришь
взаимоотношения

Синквейн на тему Духовность

духовность
религиозный, внутренний
воспитывается, определяется, открывается
то, что противоречит материальности, телесности
преобладание духовного

Синквейн на тему Душа

душа
чистая ранимая
болит радуется плачет
то, что находится в сердце
сущность

Синквейн на тему  Жизнь.

Жизнь
Публичная, частная.
Любить, верить, надеяться.
Кто-то ее не ценит.
Эпоха.

Синквейн на тему Зима

зима
снежная холодная
заморозила запорошила охладила
спячка наступила
время года

Синквейн на тему Зло

зло
страшное подлое
одолевает разрушает убивает
понятие противоположное понятию добра

отсутствие любви

Синквейн на тему Золото

золото
мягкий, тяжёлый
добывают, промывают, извлекают
благородный металл жёлтого цвета
Au

Синквейн на тему Илья Муромец

Илья Муромец
известный загадочный
воплощал служил освободил
герой древнерусского былинного эпоса
богатырь

Синквейн на тему Казак

казак
военный конный
защищал гулял искал
свободный, ни от кого не зависящий человек
гайдамак

Синквейн на тему Каникулы

каникулы
летние, зимние 
отдыхать, гулять, бездельничать 
период, свободный от учёбы или основной деятельности
перерыв

Синквейн на тему Комедия

комедия
веселая, озорная
подражать, высмеивать, обличать
характеризуется юмористическим или сатирическим подходом
художественное произведение

Синквейн на тему Конфликт

конфликт
несовместимый, межличностный
бороться, сталкиваться, наносить
противоборство двух или нескольких людей
столкновение

Синквейн на тему Короленко В.Г. «В дурном обществе» Валек

Короленко В.Г. «В дурном обществе» Валек 
ответственный грустный
воровал оберегал заботился
был настоящим братом для Маруси
нищий

Синквейн на тему Короленко В.Г. «В дурном обществе» Вася

Короленко В.Г. «В дурном обществе» Вася
смелый добрый
подружился сопереживал сочувствовал
нищим друзьям из сырого подземелья
главный герой

Синквейн на тему Короленко В.Г. «В дурном обществе» Дети подземелья

Короленко В.Г. «В дурном обществе» Дети подземелья
грустная невеселая
раскрыто написано рассказано 
повесть о нелегкой жизни нищих
В дурном обществе

Синквейн на тему Короленко В.Г. «В дурном обществе» Маруся

Короленко В.Г. «В дурном обществе» Маруся
бледная нежная
голодала заболела умерла
не имела крова, еды, матери
четырехлетняя девочка

Синквейн на тему Литература

Литература

Русская, зарубежная,

Воспитывает, увлекает, объясняет,

Ведёт в мир прекрасного.

Мудрость.

Синквейн на тему Лермонтов Михаил Юрьевич

Лермонтов Михаил Юрьевич
гениальный насмешливый
сочинял творил изображал
в нем каждый видел то, что ему позволялось видеть
русский поэт

Синквейн на тему Лермонтов М.Ю. «Три пальмы»

Лермонтов М.Ю. «Три пальмы»
зеленые, роскошные
ждали, роптали, убили
тела их потом, изрублены были
пусто кругом

Синквейн на тему Лирический герой

лирический герой
художественный жизненный
выступает наделяется изображает
образ поэта в лирике
автобиографический герой

Синквейн на тему  Литература.

Литература
Художественная, научная.
Описывает, хранит, обучает.
Совокупность любых письменных текстов.
Знания.

Синквейн на тему  Личность.

Личность
Важная, особая.
Проявляется, отражает, приобретается.
Личность ни духовна, ни телесная, но духовно-телесная.
Человек.

Синквейн на тему Любовь

любовь
глубокая, восторженная
дарят, прощают, обожают
вечное стремление любящего к любимому
чувство

Синквейн на тему Мама

мама
добрая, милая
любит, заботится, воспитывает
самый драгоценный человек
родитель

Синквейн на тему Милосердие

милосердие
незаметно, безымянно
творить, любить, простить, 

начинается с собственной семьи человека, но не заканчивается на ней
добродетель

Синквейн на тему  Миф

       Миф
       интересный, поучительный
       учит, развивает, удивляет,
       раскрывает  историю.
       легенда. 

Синквейн на тему 9 мая

9 мая
радостный, счастливый
побеждать, праздновать, вспоминать
Победу в Великой Отечественной войне
праздник

Синквейн на тему Мужественность

мужественность
целеустремленный уверенный
проявляет защищает воспитывает
совокупность черт характера, ожидаемых от мужчины
антипод женственности

Синквейн на тему Мцыри

Мцыри
романтический, трагический
сконцентрировал, не променял, пронес
могучую страсть к свободе, к борьбе
одинокий человек

Синквейн на тему Нравственность

Нравственность
этичный моральный
различать поступать действовать
согласно своей совести и свободной воле
внутренняя установка

Синквейн на тему Образование

Образование
среднее высшее
формировать познавать изучать
целенаправленная познавательная деятельность людей
процесс

Синквейн на тему Общение

Общение
коммуникативное перцептивное
побуждает, планирует, устанавливает
коммуникационное взаимодействие людей
обмен

Синквейн на тему Одиночество

одиночество
добровольное болезненное
уединиться, изолироваться, переживать
состояние человека, связанное с отсутствием близких
социально-психологическое явление

Синквейн на тему Осень

Осень
златолистая, колосистая
опадает созревает поливает
приносящая дары
время года

Синквейн на тему  Остап (Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»)

Остап

Мужественный, цельный,

Сражается, мучается, погибает,

Достойный сын своего отца.

Патриот.

Синквейн на тему Память

Память.
Светлая, радостная.
Помогает, присутствует, живет.
Хорошего человека не забыть.
Радость.

Синквейн на тему Печаль

печаль
угнетающая, пугающая
давит, ранит, зудит
отрицательные эмоции вызывает она
грусть

Синквейн на тему Писатель

писатель
современный, любимый
пишет, сочиняет, придумывает
человек, занимающийся созданием словесных текстовых произведений
писец

Синкейн на тему Поэзия

поэзия
лиричная, мелодичная
родить, создать, забыть
за душу берущая, некому не нужная
сотворение

Синквейн на тему Правда

правда
субъективна, относительная 
получить, отразить, обличить 
полная и достоверная информация
действительность

Синквейн на тему Прометей

Прометей
мыслящий, предвидящий
вылепил, изменил, похител
защитник людей от произвола богов
огонь

Синквейн на тему Пушкин Александр Сергеевич

Пушкин Александр Сергеевич
величайший русский
творил, писал, восхищал
еще при жизни стали именовать гением
поэт

Синквейн на тему Рассказ

рассказ
небольшой, повествовательный
сочиняют, пишут, читают
малая форма эпической прозы
произведение

Синквейн на тему Родители

родители
заботливые, ласковые
воспитывают, учат, помогают
родили меня на свет
кровинушка

Синквейн на тему Романтизм в литературе

романтизм в литературе
свободный, фантастический
противопоставлял, отрицал, следовал
направлению противоположному классицизму
направление в 19 в.

Синквейн на тему Свобода

свобода
неосознанная, непредсказуемая
налагает, вменяет, ограничивает
проявление случайности, направляемой намерением воли
выбор

Синквейн на тему  Семья. (I)

Семья
Крепкая, дружная.
Сплачивает, объединяет, оберегает.
Семья – лучшая школа дисциплины.
Ребенок.

Синквейн на тему Семья (II)

семья
драгоценная родная
живет здравствует процветает
там где тебя понимают
ячейка общества

Синквейн на тему Сказка

Сказка

Литературная, народная

Рассказывает, учит, объясняет

Жанр устного народного творчества

Волшебство

Синквейн на тему Смысл человеческой жизни

смысл человеческой жизни 
духовный философский
представлять размышлять определять
конечную цель существования человека
у каждого свой

Синквейн на тему Совесть

совесть
нравственная, человеческая
осуществляет, требует, контролирует
закон, живущий в нас
моральное сознание

Синквейн на тему Спасибо

спасибо
сердечное, душевное
желаем, выражаем, говорим
вежливое слово, которое говорят, чтобы выразить благодарность
Спаси Бог!

Синквейн на тему Cтрах

страх
реальный, воображаемый
мобилизует, избегает, убегает
отрицательно окрашенный эмоциональный процесс
ужас

Синквейн на тему Судьба

судьба
роковая предначертанная 
направляет предопределяет управляет
цепь событий влияющих на бытие
фатум

Синквейн на тему Счастье

счастье
разное, женское
видеть, чувствовать, принимать
осознание позитивности контекста собственного существования.
эмоция

Синквейн на тему Cтрах

страх
реальный, воображаемый
мобилизует, избегает, убегает
отрицательно окрашенный эмоциональный процесс
ужас

Синквейн на тему Тарас Бульба (Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»)

Тарас Бульба

Великий, могучий,

Борется, преодолевает, страдает.

Им гордится всё Запорожье.

Герой

Синквейн на тему Толерантность

толерантность
понимающий, доверяющий
терпеть, принимать, уважать
готовность быть терпимым
принятие

Синквейн на тему Толстый

 толстый
жирный упитанный
кушает, объедается, поправляется

 человек, склонный к ожирению
субъект

Синквейн на тему  Том Сойер.

Том Сойер
Энергичный, остроумный.
Воспитывался, наказывался, влюблялся.
Персонаж романов Марка Твена.
Приключения.

Синквейн на тему  Трус.

Трус
Слабый, нервный.
Убегать, бояться, прятаться.
Не может противостоять силе.
Страх.

Синквейн на тему  Улыбка.

Улыбка
Беззаботная, счастливая.
Дарить, узнавать, радоваться.
Мысли о хорошем событии.
Радость.

Синквейн на тему Улыбка

улыбка
приветливая, обольстительная
задействует, растягивает, сокращает 
выражает удовольствие, доброжелательность либо иронию, насмешку
движения мышц лица

Синквейн на тему Фамилия

фамилия
распространенная, двойная
наследуется, принимается, меняется
принадлежность человека к одному роду
семья

Синквейн на тему Человек (I)

человек
разумный, чувствующий
владеет, развивается, побеждает
единственное из всех творений, способное превратить мгновение в вечность
высшее существо

Синквейн на тему Человек (III)

Человек.
Красивый, стройный.
Разговаривает, мыслит, рассуждает.
Владеет силой менять мир.
Венец природы.

Синквейн на тему Чехов Антон Павлович

Чехов Антон Павлович
великий русский
сочинял, создавал, лечил
оказал огромное влияние на литературу и театр 20 в.
прозаик, драматург, писатель, врач

Синквейн на тему Чтение

чтение
художественное, изучающее
пользуемся, исполняем, произносим
процесс, основанный на понимании смысла письменной речи
речевая деятельность

Синквейн на тему  Школа.

            Школа
            Высшая, частная.
            Проводят, оценивают, учат.
            Школа — это поле битвы за собственную душу.
            Учит

Статья на тему: Синквейн на уроках литературы и русского языка

 Синквейн на уроках литературы и русского языка

 

Подготовила: учитель МБОУ «Вешенская СОШ» Зимовнова Л.И.

        

1. Синквейн как приём технологии развития критического мышления на стадии рефлексии. Определение синквейна.

Синквейн можно писать абсолютно по любому предмету, но всё же особую любовь к этому французскому заданию испытывают учителя русского языка и литературы.

                Синквейн — это один из видов технологии развития критического мышления. Он может быть использован на разных стадиях урока: на стадии повторения – сжатое обобщение актуализации полученных ранее знаний и систематизации материала; на стадии осмысления – вдумчивая работа над новыми понятиями; на стадии рефлексии – это средство творческого выражения осмысленного материала.

Слово «синквейн» происходит от французского слова, которое означает «пять»( в вольном переводе – «пять вдохновений» или «пять удач»).

 

Таким образом, синквейн – малая стихотворная форма, короткое литературное произведение, характеризующее предмет(тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану.

2. Правила написания синквейна:

1 строка – одно ключевое слово (обычно существительное или местоимение), название стихотворения – тема синквейна, определяющая содержание.

2 строка – два слова (прилагательные или причастия), описывающие тему, выражающие главную мысль, слова можно соединять предлогами и союзами.

3 строка – три слова (глаголы или деепричастия), характеризующие действия, относящиеся к теме.

4 строка – четыре слова – предложение, фраза, показывающая отношение автора к теме, афоризм в виде пословицы, крылатого выражения, цитаты.

5 строка – одно слово (обычно существительное) – синоним или ассоциация, повторяющая суть темы, слово-резюме.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна необязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

 

3. Цели проведения синквейна на уроке.

При внешней простоте формы, синквейн – быстрый и мощный результат для рефлексии, синтеза и обобщения понятий и информации. Он учит детей осмысленно использовать понятия и определять своё отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего 5 строк. Интересно использование синквейнов и в качестве средства творческой выразительности.

        

        С какой же целью учителя могут использовать синквейн на уроке?

  1. Умение написать это короткое литературное произведение развивает речь детей, обогащает словарный запас.

  2.Составление синквейна требует от ученика умения находить в учебном материале наиболее важные элементы, делать выводы и выражать всё это в кратких заключениях, то есть подготавливает их к краткому пересказу.

  3. Автор синквейна должен обладать глубоким знанием темы, иметь по ней собственное мнение и высказать его по определённым правилам, таким образом учит формулировать идею(ключевую фразу).

  4. Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом.

 

  5. Получается у всех.  

 

4. Синквейны на уроках литературы.

Синквейны – превосходный способ контроля.

Для уроков литературы синквейны – это настоящее Эльдорадо. Ученики любят эти французские стихотворения, потому что они небольшие по объёму, составлять их несложно и довольно интересно. При помощи синквейна можно несколькими словами выразить всю суть литературного героя. Учитель при этом не только экономит время, но и проверяет одновременно прочитанность текста, глубину его понимания и способность ученика грамотно выражать свои мысли. Если 45 минут урока позволяют зачитать вслух лишь несколько сочинений, то свой синквейн представить сможет каждый, да ещё останется время, чтобы всё обсудить.

Составляя синквейн, каждый ученик реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным.

Попробуйте написать синквейн про своего любимого книжного героя. И когда Вы будете подбирать для него единственно верные прилагательные, глаголы и афоризм, то обязательно почувствуете насколько ближе, понятнее и роднее стал Вам тот или иной персонаж. Вы словно пропустите искусство слова через себя. А это именно тот эффект, которого в идеале и должны добиваться уроки русской литературы.

Как говорил А.С.Пушкин, «только осмысленное и прочувствованное чтение – совершенство».

Примеры синквейнов, написанные учениками:

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба».

Тарас Бульба,

Великий, могучий,

Борется, преодолевает, страдает.

Им гордится всё Запорожье.

Патриот!

А. Сент-Экзюпери «Маленький принц».

Маленький принц,

Искренний, ищущий,

Верит, любит, думает.

Идеал чистой души!

Настоящий друг.

 

В. Распутин «Уроки французского».

Учительница,

Настоящая, добрая,

Учит, воспитывает, любит.

Дала лучший в мире урок.

Добродетель.

В. Богомолов «Иван».

Иван.

Настоящий, смелый.

Переплывает,  мстит, разведывает.

Мальчик-патриот.

Разведчик.

Использование технологии синквейна  помогают отойти от стереотипа проведения уроков по созданию характеристики героя, потому что их главной особенностью является «конструирование собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности» (Муштавинская И.В. «Технология развития критического мышления»)

5. Примеры синквейнов, написанные учениками на уроках русского языка.

Вешенская.

Известная и знаменитая.

Живет, здравствует, процветает.

Шолоховский казачий край.

Малая родина.

Осень.

Красивая и грустная.

Раскрасила, позолотила, раздарила.

Вернула людям надежду.

Наслаждение.

Глагол.

Действующий, подвижный.

Ходит, смеется, развивается.

Я люблю действовать, то есть глагол.

Опора.

6. Подведение итогов.

Важно делать упражнения с составлением синквейнов систематически, целенаправленно и с ясными педагогическими целями.

Когда это делается, учение и мышление становятся прозрачным процессом, доступным для всех.

Статья по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) по теме: Статья «Синквейн»

         Решетникова Татьяна Петровна, учитель начальных классов МОУ «Гимназия №20» г. Саранск.                      

                          «Синквейн»                   

         Что такое синквейн?

Кто ясно мыслит — тот ясно излагает.
Античная поговорка

Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Составление синквейна – один из способов частичного решения этих проблем. Синквейны часто используются современными педагогами для занятия в детском саду и на уроках в школе. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.

    Развивается интерес к окружающему миру, развивается речь, мышление, память…..

Педагоги, применяющие в своей работе метод синквейна, заметили, что синквейн способствует развитию критического мышления.

Одна из целей при составлении синквейна — добиться умения выделять главную мысль текста, а также кратко выражать свои мысли. «Значение слова есть феномен мышления»,- писал известный советский психолог Л.С. Выготский в работе «Мышление и речь».

Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития речи.

Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать соё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать.

Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.

Правила составления синквейна:        

  1. Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).
  2. Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.
  3. Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.
  4. Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.

-Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк»;

-Дидактический синквейн появился в начале XX века в США;

— Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами.

-В каждой  строке  задается набор слов, который необходимо  отразить в стихотворении

Синквейн состоит из 5 строк;

 Его форма напоминает ёлочку.

1 слово

2 слова

3 слова

4 слова

1

Ч -2 слова то пишется в каждой строке?

1 слово – заголовок. Это существительное или местоимение. (Кто? Что?)

2 слова Это прилагательные. (Какой? Какая? Какое? Какие?)

3 слова Это глаголы. (Что делает? Что делают?)

4 слова Это целая фраза –афоризмн,несущая определенный смысл  

1 слово Вывод, итог. Это существительное. (Кто? Что?)

Дети сочиняют синквейны

«Двойные  согласные»

Синквейн помогает развивать  речь  и    мышление.

  • -Синквейн облегчает процесс усвоения понятий  и содержания.
  • -Синквейн  — это  также  способ контроля  и самоконтроля .

Выводы о синквейне:

  • Синквейн – это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения.
  • Синквейн помогает пополнить словарный запас.
  • Синквейн учит краткому пересказу.
  • Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.
  • Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.
  • Составить синквейн получается у всех.
  • Синквейн помогает развить речь и мышление.
  • Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.
  • Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).

Материал (2 класс) на тему: Синквейн

Синквейн —  прием активизации мышления и развития  речи.

    Работа  с синквейном меня  заинтересовала, а затем и увлекла.  Было понятно, что с помощью синквейнов можно решить много задач: познавательных, речевых, воспитательных, творческих, а главное – помогает развивать ученика. Сначала скажем, что такое «синквейн».

       «Синквейн» — это слово происходит от французского слова «пять» и означает стихотворение, состоящее из строк и написанное по определенному алгоритму.

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

Правила составления синквейна:

Первая строка – одно имя существительное или местоимение, обозначающее тему или объект;

Вторая строка – два имени прилагательных (причастия), описывающих эту тему;

Третья строка – три глагола, описывающих действия в рамках темы;

Четвертая строка – фраза из четырех и более слов (разные части речи), выражающая отношение к теме;

Пятая строка – одно слово, являющееся синонимом темы или ассоциацией.

       В течение нескольких лет   с детьми занимаются составлением синквейнов. Эта работа вызывает интерес . Использую этот способ при изучении , закреплении материала,  да и просто  для подбора ключевых слов и выражений на разных уроках.

     Цель составления синквейна в школе – изложить знания, чувства, отношение в нескольких словах, стараясь подобрать их предельно точно, емко, выделяя при этом главную мысль темы. Затем составленный синквейн стараются запомнить. Это способствует более качественному и осознанному усвоению материала. Например, познакомившись на  «Окружающем мире» с темой «Грибы»,  составляем  по теме синквейн:

Лексическая тема  «Грибы».

1.Гриб

2Съедобный, старый

3.Стоит, растёт, прячется.

4.Люблю собирать грибы.

5.Поляна

1. Боровик

2.Белый , вкусный.

3.Лежит, прячется, растёт

4.Люблю их есть

5.лес

Лексическая тема «Осень».

1.Лист.

2.Жёлтые, разноцветные

3.Кружатся,падают, летят.

4. В парке лежат листья.

5.Голые деревья.

          С синквейнами  учеников знакомлю  с первого класса.  Он может быть одинаковым для всех, а может выражать индивидуальное отношение к теме. Дети пытаются его запомнить, могут повторить и дома. На начальном этапе составления синквейна нужна помощь, поощрение и, конечно, важен образец, к которому стремятся.

         Когда дети научатся составлять синквейны,  то можно даже давать задание составить синквейн дома.

         Стремление быстрее самому напечатать синквейн под рисунком способствует освоению азбуки, желанию писать, читать.

         Чтобы удивить товарищей, порадовать, услышать похвалу, дети с удовольствием делают рисунки, аппликации и   составляют синквейн . Темы могут быть различные:

      Большую помощь в работе по составлению синквейнов  оказывают родители. Они довольны тем, что дети дома стали больше заниматься творчеством, проявляя при этом активность и самостоятельность. А родители помогают составить им стих из 5 строк к их работе. Бывает и такое, что вместо синквейна мы получили стихи.

           По готовому синквейну можно составить рассказ, используя слова и фразы. Его можно изменять, исправлять, дополнять неполный, составлять новый с вариантами. Можно сформулировать значение работы по составлению синквейнов:

   способствует речевому развитию и  умению выразительно читать стихи.

   развивает психические процессы и  мелкую моторику, изобразительные умения.

       Синквейн могут составить все, но уровень составления будет разный, так как зависит от интеллекта и увлеченности данной темой.

                       

                                          Алёшина О.А учитель начальных классов Долгоруковского района

Синквейны на уроках Русского языка

Уроки, на которых преподаватель использует приемы, влияющие на формирование и развитие положительной мотивации, позволяют утверждать, что повышается активность учащихся, взаимоотношения преподаватель — учащийся, учащийся — преподаватель становятся открытыми, позитивно эмоциональными, продуктивными, растет работоспособность учащихся, увеличивается количество самостоятельных действий, основанных не только на рациональности, но и эмоциональности учащихся, укрепляются познавательные интересы, а следовательно, положительно сказывается на качестве знаний. Для нас важно сделать встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Разумно и уместно использовать наряду с традиционными формами инновационные технологии мотивации, чтобы учитель мог увлечь детей, и тем самым создать почву для лучшего восприятия большого и сложного материала. В современных условиях особенно актуально организовать процесс обучения так, чтобы его образовательный результат проявлялся в формировании системы жизненно важных, практически востребованных знаний и умений, что позволит учащимися адаптироваться к жизни и относиться к ней активно и творчески. Таким образом, учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут вовлечены в процесс обучения под чутким руководством учителя, ежедневно, создающего условия для формирования положительной учебной мотивации. Одним из моих любимых приемов или технологий, является синквейн.

Синквейн».     Этот    прием    помогает понять, как ученики усвоили материал урока, мотивировать , заинтриговать их новой темой или актуализировать ранее приобретенные знания. Синквейн — стихотворение, состоящее из пяти строк и построенное по особым правилам:

первая     строка – имя существительное  или местоимение,     обозначающее      предмет,    о котором пойдет речь;

вторая строка   –    два   прилагательных    или причастий, описывающих признаки предмета;

третья строка  –  три    глагола,   описывающие действия предмета;

четвертая   строка –  фраза  из   четырех   слов, выражающая отношение к предмету;

пятая строка — слово-синоним к первому.

____

____     ____

____    ____    ____

____    ____    ____    ____

____

Синквейны на уроках

Русского языка

Синквейн на тему Вводные слова

Вводные слова
именные, глагольные
не выступают, выражают, дают
указывают на способ выражения мысли
слова

Синквейн на тему Время (глагола)

Время глагола

Меняющееся, непостоянное

Наступает, проходит, меняется

Изменяющее события по времени

Категория

Синквейн на тему Глагол

Глагол
переходный, возвратный
объединяет, выступает, употребляется
обозначает действие или состояние
что делать?

Синквейн на тему Диалог

Диалог

Конструктивный, разговорный

Выражает, воспринимает, общается

Разговор двух лиц

Двойственность

Синквейн на тему Дополнение

Дополнение
прямое, косвенное
отвечает, употребляется, обозначает
объект, на который направлено действие

член предложения

Синквейн на тему Деепричастие

деепричастие
неизменяемое, самостоятельное
принадлежит, обозначает, примыкает
соединяет в себе признаки глагола и наречия
форма глагола

Синквейн на тему Заимствованные слова

Заимствованные слова

Иностранные, современные

Обогащают, помогают, расширяют

Взятые из других языков

Не славянские

Синквейн на тему Исконно русские слова

Исконно русские слова

Древние, аборигенные

Обозначают, хранят, выделяются

Древнеславянская лексика

Собственно русские

Синквейн на тему Книга

Книга

Интересная, фантастическая.

I Рассказывает, развлекает, воспитывает.

Ученье – свет, неученье – тьма.

Учебник

книга
бумажная, рукописная
II наносят, брошюруют, печатают
подборка листов бумаги, содержащих текст
произведение

Синквейн на тему Лексика

Лексика

Нормативная, богатая

Говорит, развивается, меняется

Лексика – раздел филологии

Слова

Синквейн на тему Наречие

Наречие

Приглагольное, изменяемое

Связывается, уточняет, обозначает

Изменяемая часть речи

Наглаголие (устар*.)

Синквейн на тему Неологизмы

Неологизмы

Новые, современные

Продуцируют, появляются, усовершенствуют

Слова, появляющиеся сейчас.

Прогрессивные

Синквейн на тему Обстоятельство

обстоятельство
второстепенный, зависящий
обозначает, отвечает, зависит
от сказуемого и обозначает признак действия или признак другого признака
член предложения

Синквейн на тему Предложение

Предложение

Простое, сложное

Излагает, побуждает, спрашивает

Предложение – основная единица синтаксиса.

Высказывание.

Синквейн на тему Префикс

Префикс

Впередистоящий, короткий

Образовывает, меняет, увеличивает

Часть слова перед корнем.

Приставка.

Синквейн на тему Корень

Корень

Главный, смысловой

Определяется, не меняется, чередуется

Основная смысловая часть слова

Главная часть

Синквейн на тему Суффикс

Суффикс

Короткий, двойной,

Изменяет, дополняет, образовывает

Часть слова после корня

Домик

Синквейн на тему Общение

Общение

Вербальное, невербальное

Связывает, изъявляет, помогает

Межчеловеческая связь

Язык

Синквейн на тему Окончание

Окончание

Конечное, нулевое

Завершает, отсутствует, меняется

Часть слова, меняющая его род и число

Конец

Синквейн на тему Основа слова

Основа

Ограниченная, конкретная.

Подчеркивает, не меняется, определяет

Часть слова без окончания

Линия

Синквейн та тему Простое предложение

Простое предложение

Односоставное, двусоставное

Высказывает, сокращает, упрощает

Одна грамматическая основа

Синтаксическая конструкция.

Синквейн та тему Сложное предложение

Сложное предложение

Бессоюзное, союзное.

Составляет, усложняет, распространяет

Имеет 2 или более грамматических основ

Законченная мысль

Синквейн та тему Сложносочиненное предложение

Сложносочиненное предложение

Соединительное, противительное

Противопоставляет, разделяет, сопоставляет

Имеет несколько вариантов связи

Сюзное

Синквейн та тему Сложноподчиненное предложение

Сложноподчиненное предложение

Союзное, подчинительное

Подчиняет, добавляет зависимое, распространяет

Имеет главную и придаточную часть

Непростое.

Синквейн на тему Причастие

причастие
настоящего, прошедшего
обозначает, образует, переходит
обладает свойствами и глагола, и двойник имени прилагательного
часть речи

Синквейн на тему Прилагательное

прилагательное
качественное, притяжательное
относится, согласуются, склоняется
признак предмета обозначается
часть речи

Синквейн на тему Подчинительные союзы.
Подчинительные союзы.
Короткие, емкие.
Подчиняют, соединяют, связывают.
Части предложения между собой.
Речь.

Синквейн на тему Русский язык.

Русский язык

I Живой, удивительный,

Учит, объясняет, творит.

Береги наш родной язык!

Познание.

Синквейн на тему Русский язык.

Русский язык.
II Распространённый, сложный.
Обучает, тренирует, развивает.
Не каждый может его выучить.
Россия.

Синквейн на тему Существительное

Существительное

Самостоятельное, предметное

Называет, уточняет, указывает

Главная часть речи, называющая предмет

Предмет.

Синквейн на тему Текст

текст
нудный научный
написан напечатан прочитан
письменное сообщение из ряда высказываний
связь

Синквейн на тему Устаревшие слова

Устаревшие слова

Давние, неиспользуемые

Не употребляются, забываются, не применяются

Слова, вышедшие из ежедневной лексики.

Архаизмы.

Синквейн на тему Фразеологизм

фразеологизм
устойчивый, неделимый
выражает, соотносится, употребляется
выполняет функцию отдельной лексемы
целостное словосочетание

Синквейны на уроках

Литературы

Синквейн на тему Античность

античность
классическая, поздняя
зародилась, разрушили, угасла
цивилизация древней Греции и древнего Рима
древность

Синквейн на тему Андрий (Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»)

Андрий

Красивый и слабый,

Храбрится, влюбляется, предаёт.

Нельзя уважать таких людей.

Предатель.

Синквейн на тему Баллада

Баллада
историческая, мифическая
представлено, заимствуется, сочиняется
рассказ, изложенный в поэтической форме
лироэпическое произведение

Синквейн на тему Басня

Басня

Мудрая, стихотворная

Поучает, наставляет, затрагивает

Поучительное стихотворное произведение

Мораль

Синквейн на тему Библия

Библия

Первозданная, всемирная

Объясняет, поучает, знакомит

Обращение Бога к людям

Книга книг

Синквейн на тему  Богатство

Богатство
материальное, нематериальное
получать, выиграть, заработать
богатство – вода, пришла и ушла
изобилие

Синквейн на тему Богатырь

Богатырь

Смелый, отважный.

Сражается, охраняет, защищает.

Не перевелись на Руси богатыри!

Воин.

Синквейн на тему Былина

Былина

Древнерусская, историческая

Повествует, описывает, учит

Рассказ по реальным событиям

Быль

Синквейн на тему Война

война 
отечественная, мировая
взрывают, расстреливают, сдаются
война – величайшее горе человечества

разрушения

Синквейн на тему Восточные славяне

восточные славяне
русские, украинцы
охотились, выращивали, рыбачили
население средневекового государства киевская Русь
древнерусская народность

Синквейн на тему Время

время
календарное, относительное
измеряется, изменяется, движется 
из прошлого, через настоящее в будущее
необратимое течение

Синквейн на тему Дворянство

дворянство
жалованное, родовое
защищало, получало, владело
привилегированное сословие, возникшее в феодальном обществе
аристократия

Синквейн на тему  Добро.

Добро
Чистое, искреннее.
Возвышает, наделяет, побеждает.
Добро всегда побеждает зло.
Любовь.

Синквейн на тему Дружба (I)

дружба
взаимная открытая
доверять терпеть помогать
бескорыстные личные взаимоотношения между людьми
взаимопонимание

Синквейн на тему Дружба (II)

дружба
искренняя мужская
уважать, доверять, помогать
бескорыстная, позитивная связь между людьми
межличностные отношения

Синквейн на тему Дружба (III)

дружба
верная крепкая
доверять общаться симпатизировать
человеку, которому искренне веришь
взаимоотношения

Синквейн на тему Духовность

духовность
религиозный, внутренний
воспитывается, определяется, открывается
то, что противоречит материальности, телесности
преобладание духовного

Синквейн на тему Душа

душа
чистая ранимая
болит радуется плачет
то, что находится в сердце
сущность

Синквейн на тему  Жизнь.

Жизнь
Публичная, частная.
Любить, верить, надеяться.
Кто-то ее не ценит.
Эпоха.

Синквейн на тему Зима

зима
снежная холодная
заморозила запорошила охладила
спячка наступила
время года

Синквейн на тему Зло

зло
страшное подлое
одолевает разрушает убивает
понятие противоположное понятию добра
отсутствие любви

Синквейн на тему Золото

золото
мягкий, тяжёлый
добывают, промывают, извлекают
благородный металл жёлтого цвета
Au

Синквейн на тему Илья Муромец

Илья Муромец
известный загадочный
воплощал служил освободил
герой древнерусского былинного эпоса
богатырь

Синквейн на тему Казак

казак
военный конный
защищал гулял искал
свободный, ни от кого не зависящий человек
гайдамак

Синквейн на тему Каникулы

каникулы
летние, зимние 
отдыхать, гулять, бездельничать 
период, свободный от учёбы или основной деятельности
перерыв

Синквейн на тему Комедия

комедия
веселая, озорная
подражать, высмеивать, обличать
характеризуется юмористическим или сатирическим подходом
художественное произведение

Синквейн на тему Конфликт

конфликт
несовместимый, межличностный
бороться, сталкиваться, наносить
противоборство двух или нескольких людей
столкновение

Синквейн на тему Короленко В.Г. «В дурном обществе» Валек

Короленко В.Г. «В дурном обществе» Валек 
ответственный грустный
воровал оберегал заботился
был настоящим братом для Маруси
нищий

Синквейн на тему Короленко В.Г. «В дурном обществе» Вася

Короленко В.Г. «В дурном обществе» Вася
смелый добрый
подружился сопереживал сочувствовал
нищим друзьям из сырого подземелья
главный герой

Синквейн на тему Короленко В.Г. «В дурном обществе» Дети подземелья

Короленко В.Г. «В дурном обществе» Дети подземелья
грустная невеселая
раскрыто написано рассказано 
повесть о нелегкой жизни нищих
В дурном обществе

Синквейн на тему Короленко В.Г. «В дурном обществе» Маруся

Короленко В.Г. «В дурном обществе» Маруся
бледная нежная
голодала заболела умерла
не имела крова, еды, матери
четырехлетняя девочка

Синквейн на тему Литература

Литература

Русская, зарубежная,

Воспитывает, увлекает, объясняет,

Ведёт в мир прекрасного.

Мудрость.

Синквейн на тему Лермонтов Михаил Юрьевич

Лермонтов Михаил Юрьевич
гениальный насмешливый
сочинял творил изображал
в нем каждый видел то, что ему позволялось видеть
русский поэт

Синквейн на тему Лермонтов М.Ю. «Три пальмы»

Лермонтов М.Ю. «Три пальмы»
зеленые, роскошные
ждали, роптали, убили
тела их потом, изрублены были
пусто кругом

Синквейн на тему Лирический герой

лирический герой
художественный жизненный
выступает наделяется изображает
образ поэта в лирике
автобиографический герой

Синквейн на тему  Литература.

Литература
Художественная, научная.
Описывает, хранит, обучает.
Совокупность любых письменных текстов.
Знания.

Синквейн на тему  Личность.

Личность
Важная, особая.
Проявляется, отражает, приобретается.
Личность ни духовна, ни телесная, но духовно-телесная.
Человек.

Синквейн на тему Любовь

любовь
глубокая, восторженная
дарят, прощают, обожают
вечное стремление любящего к любимому
чувство

Синквейн на тему Мама

мама
добрая, милая
любит, заботится, воспитывает
самый драгоценный человек
родитель

Синквейн на тему Милосердие

милосердие
незаметно, безымянно
творить, любить, простить, 

начинается с собственной семьи человека, но не заканчивается на ней
добродетель

Синквейн на тему  Миф

Миф
интересный, поучительный
учит, развивает, удивляет,
раскрывает историю.
легенда. 

Синквейн на тему 9 мая

9 мая
радостный, счастливый
побеждать, праздновать, вспоминать
Победу в Великой Отечественной войне
праздник

Синквейн на тему Мужественность

мужественность
целеустремленный уверенный
проявляет защищает воспитывает
совокупность черт характера, ожидаемых от мужчины
антипод женственности

Синквейн на тему Мцыри

Мцыри
романтический, трагический
сконцентрировал, не променял, пронес
могучую страсть к свободе, к борьбе
одинокий человек

Синквейн на тему Нравственность

Нравственность
этичный моральный
различать поступать действовать
согласно своей совести и свободной воле
внутренняя установка

Синквейн на тему Образование

Образование
среднее высшее
формировать познавать изучать
целенаправленная познавательная деятельность людей
процесс

Синквейн на тему Общение

Общение
коммуникативное перцептивное
побуждает, планирует, устанавливает
коммуникационное взаимодействие людей
обмен

Синквейн на тему Одиночество

одиночество
добровольное болезненное
уединиться, изолироваться, переживать
состояние человека, связанное с отсутствием близких
социально-психологическое явление

Синквейн на тему Осень

Осень
златолистая, колосистая
опадает созревает поливает
приносящая дары
время года

Синквейн на тему  Остап (Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»)

Остап

Мужественный, цельный,

Сражается, мучается, погибает,

Достойный сын своего отца.

Патриот.

Синквейн на тему Память

Память.
Светлая, радостная.
Помогает, присутствует, живет.
Хорошего человека не забыть.
Радость.

Синквейн на тему Печаль

печаль
угнетающая, пугающая
давит, ранит, зудит
отрицательные эмоции вызывает она
грусть

Синквейн на тему Писатель

писатель
современный, любимый
пишет, сочиняет, придумывает
человек, занимающийся созданием словесных текстовых произведений
писец

Синкейн на тему Поэзия

поэзия
лиричная, мелодичная
родить, создать, забыть
за душу берущая, некому не нужная
сотворение

Синквейн на тему Правда

правда
субъективна, относительная 
получить, отразить, обличить 
полная и достоверная информация
действительность

Синквейн на тему Прометей

Прометей
мыслящий, предвидящий
вылепил, изменил, похител
защитник людей от произвола богов
огонь

Синквейн на тему Пушкин Александр Сергеевич

Пушкин Александр Сергеевич
величайший русский
творил, писал, восхищал
еще при жизни стали именовать гением
поэт

Синквейн на тему Рассказ

рассказ
небольшой, повествовательный
сочиняют, пишут, читают
малая форма эпической прозы
произведение

Синквейн на тему Родители

родители
заботливые, ласковые
воспитывают, учат, помогают
родили меня на свет
кровинушка

Синквейн на тему Романтизм в литературе

романтизм в литературе
свободный, фантастический
противопоставлял, отрицал, следовал
направлению противоположному классицизму
направление в 19 в.

Синквейн на тему Свобода

свобода
неосознанная, непредсказуемая
налагает, вменяет, ограничивает
проявление случайности, направляемой намерением воли
выбор

Синквейн на тему  Семья. (I)

Семья
Крепкая, дружная.
Сплачивает, объединяет, оберегает.
Семья – лучшая школа дисциплины.
Ребенок.

Синквейн на тему Семья (II)

семья
драгоценная родная
живет здравствует процветает
там где тебя понимают
ячейка общества

Синквейн на тему Сказка

Сказка

Литературная, народная

Рассказывает, учит, объясняет

Жанр устного народного творчества

Волшебство

Синквейн на тему Смысл человеческой жизни

смысл человеческой жизни 
духовный философский
представлять размышлять определять
конечную цель существования человека
у каждого свой

Синквейн на тему Совесть

совесть
нравственная, человеческая
осуществляет, требует, контролирует
закон, живущий в нас
моральное сознание

Синквейн на тему Спасибо

спасибо
сердечное, душевное
желаем, выражаем, говорим
вежливое слово, которое говорят, чтобы выразить благодарность
Спаси Бог!

Синквейн на тему Cтрах

страх
реальный, воображаемый
мобилизует, избегает, убегает
отрицательно окрашенный эмоциональный процесс
ужас

Синквейн на тему Судьба

судьба
роковая предначертанная 
направляет предопределяет управляет
цепь событий влияющих на бытие
фатум

Синквейн на тему Счастье

счастье
разное, женское
видеть, чувствовать, принимать
осознание позитивности контекста собственного существования.
эмоция

Синквейн на тему Cтрах

страх
реальный, воображаемый
мобилизует, избегает, убегает
отрицательно окрашенный эмоциональный процесс
ужас

Синквейн на тему Тарас Бульба (Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»)

Тарас Бульба

Великий, могучий,

Борется, преодолевает, страдает.

Им гордится всё Запорожье.

Герой

Синквейн на тему Толерантность

толерантность
понимающий, доверяющий
терпеть, принимать, уважать
готовность быть терпимым
принятие

Синквейн на тему Толстый

толстый
жирный упитанный
кушает, объедается, поправляется

человек, склонный к ожирению
субъект

Синквейн на тему  Том Сойер.

Том Сойер
Энергичный, остроумный.
Воспитывался, наказывался, влюблялся.
Персонаж романов Марка Твена.
Приключения.

Синквейн на тему  Трус.

Трус
Слабый, нервный.
Убегать, бояться, прятаться.
Не может противостоять силе.
Страх.

Синквейн на тему  Улыбка.

Улыбка
Беззаботная, счастливая.
Дарить, узнавать, радоваться.
Мысли о хорошем событии.
Радость.

Синквейн на тему Улыбка

улыбка
приветливая, обольстительная
задействует, растягивает, сокращает 
выражает удовольствие, доброжелательность либо иронию, насмешку
движения мышц лица

Синквейн на тему Фамилия

фамилия
распространенная, двойная
наследуется, принимается, меняется
принадлежность человека к одному роду
семья

Синквейн на тему Человек (I)

человек
разумный, чувствующий
владеет, развивается, побеждает
единственное из всех творений, способное превратить мгновение в вечность
высшее существо

Синквейн на тему Человек (III)

Человек.
Красивый, стройный.
Разговаривает, мыслит, рассуждает.
Владеет силой менять мир.
Венец природы.

Синквейн на тему Чехов Антон Павлович

Чехов Антон Павлович
великий русский
сочинял, создавал, лечил
оказал огромное влияние на литературу и театр 20 в.
прозаик, драматург, писатель, врач

Синквейн на тему Чтение

чтение
художественное, изучающее
пользуемся, исполняем, произносим
процесс, основанный на понимании смысла письменной речи
речевая деятельность

Синквейн на тему  Школа.

Школа
Высшая, частная.
Проводят, оценивают, учат.
Школа — это поле битвы за собственную душу.
Учитель.

Синквейн на тему Эмоции

эмоции
положительные, отрицательные
вызывают, побуждают, расслабляют
отражают субъективное отношение к ситуациям
волнение

                                       

Источники:

  1. http://aplik.ru/studentu/2-kurs/motivatciia-k-obucheniiu-na-urokakh-russkogo-iazyka/

  2. http://festival.1september.ru/articles/103873/

  3. http://www.myshared.ru/slide/610163/

  4. http://yandex.ua/yandsearch?rdrnd=894130&text=мотивация%20на%20уроках%20русского%20языка&clid=9582&lr=141&redircnt=1423511173.1

  5. Даутова О.Б., Крылова О.Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении. Учеб.-метод. пособие для учителей. – СПб.: КАРО, 2006.

  6. Макарова Т.И. Формирование   познавательного   интереса   на   уроках   русского   языка.http://schfive.narod.ru/opyt/pub_russian.doc

  7. Селевко С.К. Современные педагогические технологии. – М.: Просвещение, 1995.

  8. Успенская Т.В. Формирование познавательного интереса на уроках русского языка у школьников с опорой на дидактические игры как средство обучения. http://festival.1september.ru/articles/602193/

  9. .      Как сделать урок русского языка интересным? http://www.neuch.ru/referat/5071.html

Сборник синквейнов на уроках русского языка и литературы.

(для 5-7 классов)

Доклад на тему «Синквейн»

Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи

Слайд 2.

Современная жизнь диктует свои законы: речь людей становится деловой, даже в ежедневной обстановке, лаконичной, сухой, лишенной образности, яркости. Хорошее владение словом – это искусство, которому нужно учиться не один год.

Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач школьного образования. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи – кропотливая, ежедневная, необходимая работа.

Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов.

Для себя, я отметила, что одной из технологий, которая позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.

Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать и классифицировать.

Слайд 3

Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется тем, что прежде всего:

— открываются новые творческие интеллектуальные возможности;

— эта технология гармонично вписывается в работу;

— способствует обогащению и актуализации словаря;

— является диагностическим инструментом;

— носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление)

— используется для закрепления изученной темы;

— является игровым приемом;

При творческом использовании синквейна на уроках он воспринимается как увлекательная игра. Но нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детям и обязательно показывать образец.

Дети должны иметь достаточный словарный запас, владеть обобщением, понятиями: слово — предмет, слово — действие, слово-признак.

Согласовывать слова в предложении

Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Самое главное, что мне очень импонирует в данной технологии, это то, что Синквейн – получается у всех, может легко интегрироваться со всеми учебными предметами, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.

Уважаемые коллеги и я хочу познакомить вас с этой технологией.

Слайд 4

Слово синквейн происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», которые пишутся по определенным правилам.

Традиционный (классический) синквейн как жанр поэзии, основанный на подсчёте слогов в каждом стихе, в начале XX века придумала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием популярной в то время японской поэзии.

Дидактическое правило составления синквейна разработали уже намного позже. В педагогических и образовательных целях, как результативный метод развития речи, интеллектуальных и аналитических способностей, синквейн используется во многих странах мира, с конца 90-х годов и в России.

К основным правилам составления синквейна относятся следующие:

Слайд 5

1 строка – одно ключевое слово – название, заголовок, тема, обычно существительное, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т. д.).

2 строка – два слова (прилагательные), описывающие признаки предмета или его свойства.

3 строка – три слова (глаголы). Действия предмета, относящиеся к теме.

4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, в которой выражается личное мнение к предмету разговора.

5 строчка – одно слово – вывод, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, обобщение, выражает личное выражение и эмоцию автора к теме в первой строчке. Обычно — существительное.

Можно ли учить составлять синквейны детей, ещё не умеющих читать?

Конечно, можно. Составить синквейн получается у всех. Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко! Дети, которые не умеют читать, устно составляют синквейн с вопросительными словами. О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.

Слайд 6

Алгоритм синквейна для детей, которые не умеют читать, похож на ёлочку. Части речи можно выделять разным цветом

или использовать условные обозначения:

слова-предметы (существительные)

слова-признаки (прилагательные)

слова-действия (глаголы)

Ассоциация по теме: одно слово-предмет.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

На сегодняшний день десятки отечественных авторов указывают на большую помощь синквейна в постановке правильности и осмысленности речи для детей.

Слайд 12

Например,

Что? Кукла

Какая? Красивая, Любимая

Что делает? Стоит, Сидит, Улыбается

Предложение. Моя кукла самая красивая

Ассоциация. Игрушка

Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря.

Знакомя детей с понятиями «слово, обозначающее предмет», и «слово, обозначающее действие предмета», мы тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением. Дети осознают, что в предложении есть главные слова, без которых оно не строится. Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.

Начинать надо с простых понятий, знакомой темы.

Что делает цветок – растет, цветет, пахнет, качается, вянет.

Девочка и мальчик могут производить несколько действий — смотрит, плачет, улыбается, кричит, прыгает, бегает, сидит, играет.

Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предметов, изображать их графически, а так же с помощью картинок-ассоциаций или предметов.

Например, когда по развитию речи проходили тему «Домашние птицы гусь и индюк», дети составили такой синквейн:

Слайд 8

кто? ГУСЬ

Какой? Белый, щипательный.

Что делает? Щипает, ходит, гагочет 

Предложение. Гусь любит плавать

Ассоциация. Домашняя птица

Синквейн – это не способ проверки знаний детей, это способ на любом этапе изучения темы проверить, что находится у детей на уровне ассоциаций.

Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли.

Синквейн уместно составлять в конце каждой темы, когда у детей уже имеется достаточный словарный запас по данной теме. На первых порах планируется при составлении синквейна работа с детьми в парах, в малых группах и только затем – индивидуально. Необходимо поощрять синквейны, в которых содержится наиболее точная характеристика различных сторон темы или предмета.

Слайд 9

Синквейн это:

• средство творческого самовыражения ребёнка;

• игровой способ обогащения словарного запаса;

• подготовка к краткому пересказу;

• владение понятиями: слово-предмет, живой—неживой, слово-действие, слово-признак;

• умение выделять главную мысль, формулировать идею, подбирать синонимы, правильно понимать и задавать вопросы, согласовывать слова в предложении;

• увлекательное занятие, благодаря которому каждый ребёнок может почувствовать себя гением-творцом.

Спасибо за внимание!

Новое вино для новых мехов

«Никто не пришивает к старой одежде кусок незатянутой ткани. Если он это делает, пластырь отрывается от него, новое от старого, и получается более сильный разрыв. И никто не наливает молодое вино в старые мехи. Если он это сделает, вино лопнет кожицы — и вино испортится, и кожа тоже. Но молодое вино — для свежих мехов ».

— Марка 2: 21-22

Христиане за всю историю церкви создали множество религиозных структур и ритуалов, чтобы развить более тесное хождение с Богом.В лучшем случае такие вещи, как молитвенники, конкретные образцы духовных дисциплин и другие религиозные пособия, служили полезными рамками, которые помогли многим людям углубить свое благочестие. В худшем случае, когда к вещам, которые не были даны непосредственно Богом, относятся как к даным непосредственно Самим Господом, они становятся обременительными для церкви. Эта реальность показывает, насколько осторожными мы должны быть, чтобы не относиться к хорошему как к высшему, что мы не должны позволять полезным духовным практикам становиться маркерами спасения, когда наш Создатель не сделал их таковыми.

Иногда потребность в реформе настолько велика, что свежий труд Божий не может содержаться в старых или ожидаемых формах. Иисус подчеркивает этот важный момент в Марка 2: 21–22. Это учение приходит сразу после того, как люди заблуждаются по поводу того, почему Христос не придерживался поста, как ученики Иоанна Крестителя и фарисеи. Как мы отметили при изучении стихов 18–20, Иисус не осуждал сам пост; скорее, Он сказал, что Его присутствие означает, что не время воздерживаться от празднования.Он не соответствовал их ожиданиям в отношении благочестия не потому, что их взгляды на благочестие были совершенно неправильными, а потому, что Бог делал что-то новое. Если бы они приняли Его, им пришлось бы скорректировать свои ожидания и не пытаться содержать новое в формах старого.

Поступить иначе, как показывает пример Иисуса, нанесет духовный ущерб. После многократной стирки предмет одежды сжался до такой степени, что не мог больше сжиматься. Использованные мехи растягиваются до упора, не разрываясь от газов, образующихся при брожении свежего вина.Если кто-то попытается починить сморщенный кусок ткани новой заплатой, заплатка в конечном итоге сожмется и оторвется от сморщенной ткани, потому что в сморщенной ткани не останется деформации. Точно так же газы, образующиеся при брожении вина, будут растягивать старые растянутые мехи до предела их прочности. Новые заплатки предназначены для новой ткани, которая может приспособиться к усадке, а новое вино — для новых мехов, которые могут приспособиться к расширению. Иисус не мог точно вписаться в предвзятые стереотипы и ожидания, и те, кто попытались, понесли большой духовный вред.

Coram Deo

Доктор Р. Спроул упоминает в своем комментарии Марка, что Иисус «предупреждал их, что пришел их Царь, и что они не смогут справиться с этим Царем, если не избавятся от структур, которые не позволяли им принять Его». Если наши небиблейские традиции являются самоцелью, они не позволят нам увидеть Иисуса. Такие вещи могут быть хороши сами по себе, но если мы сделаем их неизменными, мы никогда не изменимся согласно Слову Божьему.

Отрывки для дальнейшего изучения

Исайя 42: 1–9; 43: 19–21
Плач 3: 22–24
2 Коринфянам 5:17

.

WineHQ — База данных приложений Wine

Final Fantasy XI Online Final Fantasy XI Final Fantasy XI — первая MMORPG Final Fantasy от Square Enix.
Просмотреть / отправить снимок экрана
Adobe Photoshop CS6 (13.0) Программное обеспечение Adobe Photoshop — популярный редактор растровых изображений профессионального качества, обрабатывающий
Просмотреть / отправить снимок экрана
Magic: The Gathering Online 4.x Magic: The Gathering Online (MTGO) или Magic Online — это прямая адаптация Magic: The Gathering к видеоигре, в которой используется концепция виртуальной экономики, чтобы сохранить коллекционный аспект карточной игры.
Посмотреть / Отправить Скриншот
Fallout 3 1.7 и GOTY Fallout 3 — третья видеоигра в серии постапокалиптических ролевых игр Fallout.
Просмотреть / Отправить снимок экрана
Logos Bible Software 8 Logos Программное обеспечение для изучения Библии — одна из ведущих платформ для изучения Библии.Он имеет функциональность электронных книг, аналогичную Kindle, но с обширными инструментами исследования, тегами данных, ссылками между книгами и т. Д.
Просмотреть / Отправить снимок экрана
Библиотека Сторожевой Башни 19.0 Библиотека Сторожевой Башни — это собрание Библии и публикаций Свидетелей Иеговы. Он включает в себя библейскую энциклопедию «Взгляд на Священное Писание», книги, брошюры, трактаты и журналы. Он также включает полезные инструменты исследования, такие как Указатель публикаций Сторожевой башни и Руководство по исследованиям Свидетелей Иеговы.Вы можете выполнить поиск по слову, фразе или цитате из Священных Писаний в любой из этих публикаций.
Посмотреть / Отправить Скриншот
Warcraft III The Frozen Throne: 1.x Warcraft III: Reign of Chaos — это четвертая часть игры по истории Warcraft (включая расширение Warcraft II, Beyond the Dark Portal). Согласно таинственному пророку, орки и люди продолжают сражаться друг с другом на свой страх и риск.
Просмотреть / отправить снимок экрана
The Elder Scrolls IV: Oblivion 1.2.x The Elder Scrolls IV: Oblivion (часто упоминается как Oblivion) ​​- культовая однопользовательская ролевая видеоигра (RPG), разработанная Bethesda Game Studios и изданная Bethesda Softworks и дочерней компанией Take-Two Interactive 2K Games. . Это четвертая часть в серии игр в жанре фэнтези-боевики The Elder Scrolls после The Elder Scrolls III: Morrowind. Oblivion вышла 20 марта 2006 года.
Просмотр / отправка Скриншот
Microsoft Office (только установщик) 2019 (HUP) Эта запись предназначена для тестирования установщика пакета приложений Microsoft Office.Отдельные приложения, включенные в комплект, имеют свои собственные записи AppDB; результаты тестирования для запуска приложений следует отправлять через их индивидуальную страницу AppDB.

Нет снимка экрана


Отправить снимок экрана
Half-Life 2 Retail (32-разрядная версия) 1998. HALF-LIFE шокирует игровую индустрию своим сочетанием динамичного действия и непрерывного, захватывающего повествования. Дебютная игра Valve завоевывает более 50 наград «Игра года» и становится «Лучшей компьютерной игрой всех времен» по версии PC Gamer и запускает франшизу с более чем восемью миллионами розничных единиц, проданных по всему миру.
Просмотреть / отправить снимок экрана
.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о