Диагностика психического развития детей старшей группы начало года: Тест (старшая группа) по теме: Психодиагностика детей старшей группы детского сада

Содержание

Журнал протоколов психологической диагностики в образовательном учреждении. В помощь педагогу-психологуЕвгения Дмитриевна Полякова

ПСИХОДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Стратегия диагностики детей дошкольного возраста

Психические процессы детей дошкольного возраста подвижны и динамичны. Развитие ребенка зависит от того, какие условия созданы ему взрослыми — родителями и педагогами детского учреждения..

Психологическая диагностика уровня развития психических процессов дошкольника призвана помогать взрослым правильно оценить возможности ребенка для более легкого перехода его на следующий возрастной этап, выявить основные проблемы развития, организовать своевременную помощь в решении возникших проблем.

Предложенные методики в целом отражают последовательность этапов психологического обследования детей дошкольного возраста. При этом данный материал не исключает использования специалистами ДОО других диагностических методик, которые могут дополнить полученный результат.

Результаты диагностики можно использовать:

— при планировании воспитательно-образовательной и коррекционной работы с детьми;

— при отборе общеобразовательных и коррекционных программ;

— при создании предметно-развивающей среды;

— для организации групповой и индивидуальной работы с детьми;

— при комплектовании проблемных групп.

Основными методами психодиагностики являются опросники, наблюдения, тесты, беседы, а также практические тестовые задания — проективные методики, выполнение упражнений и поручений. В приложении помещены вопросы, рисунки, таблицы к диагностическому инструментарию, блоки обработки и интерпретации результатов обследования.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ. ПРОТОКОЛЫ

Младшая группа

1. Методика «Коробка форм» — приложение 1

Цель: оценка степени сформированности восприятия формы и пространственных отношений

2. Методика «Матрешка» (2-3-составная) — приложение 2

Цель: выявление понимания ребенком инструкции, сформированное понятие величины; уровня развития наглядно-действенного мышления

3. Методика «Разрезные картинки» (2-3-составные) — приложение 3

Цель: оценка сформированности наглядно-действенного мышления, степени овладения зрительным синтезом (объединением элементов в целостный образ)

4. Методика «Цветные кубики» — приложение 4

Цель: оценка способности воспринимать цвета, соотносить их, находить одинаковые, знания названий цветов, умения работать по устной инструкции

5. Методика «Парные картинки» — приложение 5

Цель: оценка способности концентрировать внимание на предъявляемых объектах, уровня наблюдательности, зрительной памяти, умения находить общее, выделяя значимые элементы картинок.

Для начала можно показать, как найти первую пару картинок.

6, Методика «Угадай, чего не стало?» — приложение 6

Цель: оценка уровня развития непроизвольной памяти, понимания инструкции, внимания.

Оценка результатов

Высокий уровень — 8 — 12 баллов. Средний уровень — 5—7 баллов. Низкий уровень — 0—4 балла.

7. Методика «Нарисуй дождик» (приложение 7)

Цель: определение уровня развития мелкой моторики, способности действовать по указанию взрослого, соотносить движения руки с образцом.

Примечание: можно сначала помочь малышу в выполнении задания, проведя с ним вместе одну линию, чтобы он почувствовал силу нажима, направление движения карандаша. Особое внимание обращается на безотрывное рисование.

Заключение-характеристика дошкольника младшей группы

Примечание: высокий уровень проявления — 3 балла, средний — 2 балла, низкий — 1 балл.

Карта-профиль младшей группы

Работа с таблицей «Карта-профиль младшей группы»:

1. Раздел «Организационно-бытовая самостоятельность» заполняется данными из таблицы «Заключение-характеристика…».

2. Раздел «Методики диагностики» заполняется данными диагностики по каждому ребенку.

3. В разделе «Результаты» подсчитывается общий балл полученных результатов и определяется уровень профиля дошкольника.

Средняя группа

1. Методика «Покажи и назови» (приложение 1)

Цель: выявление общей осведомленности ребенка

2. Методика «Матрешка» (4-составная) (приложение 2)

Цель: выявление сформированности понятия величины, состояния моторики, наличия стойкости интереса.

Примечание: взрослый не показывает, как действовать

3. Методика «Разрезные 4-составные картинки» (приложение 3)

Цель: оценка сформированности наглядно-действенного мышления, степени овладения зрительным синтезом

4. Методика «8 предметов» (приложение 4)

Цель: исследование объема образной памяти, умения запоминать на слух и соотносить слуховые и зрительные объекты. Использовать возможности попыток.

Примечание: если ребенок быстро и уверенно справляется с заданием, можно добавить 2—3 пары картинок.

5. Методика «Лабиринты» (приложение 5)

Цель: оценка умения понимать инструкцию, а также устойчивости, концентрации, объема внимания

6. Методика «Найди домик для картинки» (приложение 6)

Цель: выявление уровня развития наглядно-образного мышления, умения группировать картинки, подбирать обобщающие слова

7. Методика «На что это похоже?» (приложение 7)

Цель: выявление уровня развития воображения ребенка

8. Методика»Помоги рыбкам найти маму»

Цель: учить сравнивать и соотносить величину объектов; воспитывать заботливое отношение к животным

Заключение-характеристика дошкольника средней группы

Карта-профиль средней группы

1.Раздел «Организационно-бытовая самостоятельность» заполняется данными из таблицы «Заключение-характеристика…».

2. Раздел «Методики диагностики» заполняется данными диагностики по каждому ребенку.

3. В разделе «Результаты» подсчитывается общий балл полученных результатов и определяется уровень профиля дошкольника.

Старшая группа

1. Методика «Лесенка» (приложение 1)

Цель: определение особенностей самооценки ребенка и представлений ребенка о том, как его оценивают другие люди

Примечание: при работе с лесенкой можно вырезать подобные фигурки, чтобы ребенок с ними действовал.

2. Методика «Какие предметы спрятаны в картинках?» (приложение 2)

Цель: определить степень развития логического мышления, воображения.

Для начала взрослый может найти один из предметов, рассказать, как он действовал. Затем следит, понял ли ребенок инструкцию и логику задания.

3. Методика «Рыбка» (приложение 3)

Цель: определение уровня развития наглядно-образного мышления, организации деятельности, умения действовать по образцу, анализировать пространство

Примечание: фигурка рыбки состоит из 11 частей (геометрических фигур) — 8 треугольников, 2 квадратов и 1 прямоугольника

4. Методика «Мой Светофорик» (авторская) (приложение 4)

Цель: определение уровня эмоционального отношения детей к детскому саду.

Методика помогает выявить уровень отношения к учению на этапе адаптации старших дошкольников и первоклассников к школе.

Примечание: карточки для заполнения готовятся для каждого ребенка1

Образец карточки для заполнения

5. Методика «10 предметов» (приложение 5)

Цель: анализ объема непосредственной образной памяти у ребенка

Примечание: в протоколе отмечается, сколько предметов запомнил ребенок, а также какие предметы ставит по запоминанию на первые места (предпочтения).

6. Методика «Рисунок человека»

(приложение 6)

Цели: выявление сформированности образных и пространственных представлений у ребенка, уровня развития его тонкой моторики; получение общего представления об интеллекте ребенка в целом

7. Методика «Страхи в домиках» (приложение 7)

Цель: определение уровня детской ситуативной тревожности

8. Методика «Последовательные картинки» (приложение 8)

Цель: выявление способности ребенка понять сюжет в целом, умения устанавливать причинно-следственные связи

9. Методика «Найди семью» (приложение 9)

Цели: выявление уровня развития наглядно-образного мышления

10. Методика «Четвертый лишний» (приложение 10)

Цель: определение уровня развития логического мышления, уровня обобщения и анализа у ребенка

Материал: набор предметных картинок:

1) шапка, шарф, платье, туфли;

2) медведь, заяц, лиса, конь;

3) яблоко, лимон, капуста, апельсин;

4) береза, ель, сирень, дуб;

5) туфли, сапоги, шарф, ботинки.;

6) тарелка, кастрюля, хлеб, чашка.

Заключение-характеристика дошкольника старшей группы

Карта-профиль старшей группы (правила работы см. в разделе мл. группы)

Карта-профиль старшей группы

Подготовительная к школе группа

Возраст 6—7 лет связан с наступлением переломного, критического периода жизни. Ребенок переходит от одного способа переживания среды к другому. Происходит перестройка переживаний. Она связана с завершением дошкольного цикла развития и ожиданием школьного цикла.

Самая существенная черта кризиса 7 лет — начало дифференциации внутренней и внешней сторон личности ребенка, утрата непосредственности, привнесение в поступки интеллектуального момента.

В этот период происходит активное анатомо-физиологическое созревание организма. К 7 годам завершается морфологическое созревание лобного отдела больших полушарий головного мозга, что создает возможности для осуществления целенаправленного произвольного поведения, планирования и выполнения программ действий.

Возрастает функциональное значение второй сигнальной системы. Слово приобретает обобщающее значение, сходное с тем, какое оно имеет у взрослого человека. Возросшая физическая выносливость, повышение работоспособности носят относительный характер, и в целом для детей остается характерной высокая утомляемость. Их работоспособность обычно резко падает через 25—30 минут. Дети сильно утомляются при повышенной эмоциональной нагрузке.

В структуре исследования психологической готовности принято выделять следующие к о м п о н е н т ы:

1. Личностная готовность

Включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции — положения школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. В личную готовность входит и определенный уровень развития мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни — портфель, учебники, тетради), а возможностью получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов.

2. Интеллектуальная готовность

Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако, мышление ребенка в основном остается образным. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.

3. Социально-психологическая готовность

Включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителем. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми. Необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умении подчиняться интересам и обычаям детской группы.

Карта психологического фона развития ребенка (Н.А.Короткова, П. Г. Нежнов)

Возрастная группа___________дата заполнения ______воспитатель _____

1. Методика «Лесенка» (см. приложение 1, старшая группа)

2. Методика «Вырежи круг» (приложение 1)

Цель: выявление уровня развития тонкой моторики пальцев рук

3. Методика «Домик» (приложение 2)

Цель: выявление умения ребенка ориентироваться на образец, точно копировать его; выявление уровня развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки

Ошибками считаются:

а) отсутствие какой-либо детали рисунка;

б) увеличение отдельных деталей рисунка более чем в два раза при относительно правильном сохранении размера всего рисунка;

в) неправильно изображенный элемент рисунка;

г) неправильное расположение деталей в пространстве рисунка.

4. Методика «10 слов» (приложение 3)

Цель: оценка уровня развития слуховой кратковременной памяти

5. Методика «Четвертый лишний» (приложение 4)

Цель: определение уровня развития логического мышления, уровня обобщения и анализа у ребенка

6. Методика «Разрезные картинки» (приложение 5)

Цель: выявление сформированности наглядно-образных представлений, способности к воссозданию целого на основе зрительного соотнесения частей

7. Методика «На что это похоже?» (приложение 6)

Цель: выявление уровня развития воображения ребенка, оригинальности и гибкости мышления

8. Методика «Пройди через лабиринты» (приложение 7)

Цель: оценка понятийного мышления ребенка, умения действовать по образцу и правилу.

Примечание: объяснить ребенку, что при прохождении лабиринта можно использовать несколько попыток, сначала проводя путь пальцем, а затем — только глазами.

9. Методика «Рисунок человека» (см. приложение 6, старшая группа)

10. Методика «Мой Светофорик» (см. приложение 4, старшая группа)

11. Методика «Понятливость» (приложение 8)

Цель: определение уровня развития интеллекта (понятливости, осведомленности)

12. Методика «Узнай, кто это» (приложение 9)

Цель: определение уровня воссоздающего воображения

13. Методика определения предрасположенности к неврозу (приложение 10)

Цель: определить по особым признакам, проявлениям, поведению ребенка уровень предрасположенности к неврозу

14. Методика «Цветовой тест М. Люшера» (авторская адаптация) (приложение 11)

Данная методика может быть использована:

1. При исследовании уровня комфортности ребенка дома, в детском саду.

2. При выявлении эмоциональных установок дошкольников по отношению к предстоящему школьному обучению.

3. При диагностике ситуации в семье.

4. Для выявления отношений ребенка к детскому саду в период адаптации.

5.Для выявления лиц, склонных к депрессивным состояниям и аффективным реакциям.

15. Методика «Значки в фигурах» (приложение 12)

Цель: уровень способности ребенка переключать и распределять внимание, действовать по образцу и правилу, укладываться во временные рамки

16. Методика «Диагностика тревожности по шкале Р. Сирса» (приложение 13)

Цель: оценка уровня тревожности

17. Методика «Разноцветные домики» (приложение 14)

Цель: оценка особенности эмоционального отношения ребенка к себе, значимым взрослым и сверстникам

18. Методика «Зачем надо ходить в школу?» (приложение 15)

Цель: выявить уровень отношения к школе, учению, учителю

Инструкция: ребенок продолжает предложение

1. В школу необходимо ходить, потому что…

2. Когда я войду в класс, учитель…

3. Чтобы задать вопрос учителю, нужно…

4. Учитель пишет мелом…

5. Ученики на уроке…

6. В портфеле у ученика…

7. На уроке поднимают руку, когда…

8. На перемене ученики…

9. Урок начинается, когда…

10. Когда ко мне обратится учитель, я…

Карта психологического фона развития дошкольника (Н.А.Короткова, П. Г. Нежнов)

Карта психологического фона развития старшего дошкольника заполняется воспитателем по запросу педагога-психолога не менее 2-х раз в год — на начало и конец учебного года.

Лист рекомендаций психолого-педагогической помощи дошкольнику

Инструкция: лист рекомендаций помощи ребенку-дошкольнику составляется по результатам психологической углубленной диагностики. Кроме направлений коррекционно-развивающей работы и их содержания в лист можно внести и другие разделы работы с ребенком, например: речевая работа (если в детском саду работает учитель-логопед), физкультурно-оздоровительная работа (если ребенку показано физкультурное сопровождение). Тогда, соответственно, дополняется раздел «Результаты работы».

Диагностика познавательной сферы дошкольников 3-4 лет|Сайт педагога-психолога ДОУ

Диагностика познавательной сферы дошкольников 3-4 лет подготовлена на основе: Павлова Н.Н, Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду: Комплект материалом для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреж­дений.

После предварительной беседы и установления контакта с ребенком ему предлагают выполнить следующие задания.

Субтест 1. «Коробка форм» (восприятие)

Цель: оценка степени сфор­мированности восприятия формы и пространственных отношений, способности про­изводить анализ расположе­ния фигур в пространстве.

Процедура проведения. Перед ребенком раскладываются фи­гуры-вкладыши и ставится ящик с прорезями (доска Се-гена) (рис. 2), фигуры вынима­ют. Инструкция: «В этом до­мике живут фигуры. У каждой своя дверка. Найди дверку для каждой фигуры».

Критерии оценки

  • Ребенок выполняет задание на основе зрительного соотне­сения — 2 балла.
  • Ребенок часто примеривает, прикладывает фигуру-вкла­дыш к подходящей прорези и выполняет задание правиль­но — 1 балл.
  • Ребенок не справился с заданием — 0 баллов.

В Протоколе отмечается, справился ли ребенок с заданием и как он действует — путем зрительного соотнесения или методом проб и ошибок, в разделе «Примечания» фиксируются высказывания ребенка во время выполнения задания, можно также попросить ребенка назвать и показать знакомые фигуры (например, квадрат, треугольник) и отметить, справился ли он с этим заданием.

Субтест 2. «Матрешка 3-составная» (мышление)

Цель: выявление понимания ребенком инструкции, сформиро­ванное™ понятия величины; оценка уровня развитая наглядно-действенного мышления.

Процедура проведения. Ребенку показывают матрешку, психолог ее разбирает, а затем собирает. После этого матрешку ставят перед ребенком и предлагают ему сделать то же самое. Кроме того, ре­бенка просят показать самую большую матрешку, самую малень­кую, поставить их по росту.

Критерии оценки

  • Ребенок понимает инструкцию, самостоятельно путем проб разбирает и собирает матрешку — 2 балла.
  • Ребенок справляется с заданием при помощи взрослого — 1 балл.
  • Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.

В Протоколе фиксируется, как ребенок справился с заданием, в разделе «Примечания» — смог ли он поставить матрешек по росту.

Субтест 3. «Разрезные картинки 2—3-составные» (мышление, восприятие) (См. приложение)

Цель: оценка сформированности наглядно-действенного мышле­ния, степени овладения зрительным синтезом (объединением элементов в целостный образ).

Процедура проведения. Перед ребенком выкладывают картинку, разрезанную на две части. Части раскладывают так, чтобы их надо было не просто сдвинуть вместе, а придать им нужное про­странственное положение. Взрослый спрашивает: «Как ты дума­ешь, что нарисовано на этой картинке? Что получится, когда ты сложишь части вместе?»

После выполнения задания картинку убирают и предлагают ребенку собрать другую картинку, разрезанную уже на три части.

Критерии оценки

  • Ребенок узнал, что нарисовано на картинке, и верно собрал части в обоих случаях — 2 балла.
  • Ребенок выполнил задание путем проб — 1 балл.
  • Ребенок составляет картинки после многочисленных не­адекватных проб или не справляется с заданием — 0 баллов.

В Протоколе следует отметить, смог ли ребенок узнать изображе­ние и сколько проб он сделал, в разделе «Примечания» фиксиру­ется, какой рукой работает ребенок.

Субтест 4. «Цветныекубики» (восприятие)

Цель: оценка способности воспринимать цвета, соотносить их, находить одинаковые, знания названий цветов, умения работать по устной инструкции.

Процедура проведения. У психолога и ребенка по одинаковому комплекту цветных кубиков (синий, желтый, зеленый, красный). Психолог берет один из кубиков и предлагает ребенку по­казать такой же. Аналогично выполняются задания со все­ми кубиками.Ребенку предлагают показать красный кубик, затем синий, желтый, зеленый. Психолог поочередно берет кубики и спрашивает, какого они цвета.

Критерии оценки

  • Ребенок правильно показывает и называет цвета кубиков — 2 балла.
  • Ребенок верно показывает кубики, но путается в названи­ях цветов — 1 балл.
  • Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.

В Протоколе следует отметить, как ребенок выполняет каждое из трех заданий, названий каких цветов он не знает.

Субтест 5. «Парные картинки» (внимание, общая осведомлен­ность) (См. приложение)

Цель: оценка способности концентрировать внимание на предъявляемых объектах, наблюдательности, зрительной памяти.

Процедура проведения. Перед ребенком выкладывают картинки. Аналогичный набор находится у психолога. Ребенку поочередно предъявляют картинки, предлагают найти такую же и сказать, что на ней изображено.

Критерии оценки

  • Ребенок правильно сказал, что изображено на картинках, и нашел пары — 2 балла.
  • Ребенок правильно назвал 3—5 изображений, но испыты­вал затруднения при выполнении задания — 1 балл.
  • Ребенок назвал меньше трех изображений на картинках, не смог подобрать пары — 0 баллов.

В Протоколе отмечается, какие предметы названы неправильно, каким словом заменены правильные названия.

Субтест 6. «Угадай, чего не стало?» (память)

Цель: оценка уровня развития непроизвольной памяти, понима­ния инструкции, внимания.

Процедура проведения. Перед ребенком размешают шесть игрушек и предлагают назвать их, затем ребенок закрывает глаза, а психо­лог убирает две игрушки: «Сейчас игрушки будут играть с тобой в прятки. Ты закроешь глаза, а какие-то игрушки спрячутся. Ког­да ты откроешь глазки, надо будет сказать, каких игрушек нет».

Критерии оценки

  • Ребенок запомнил 2 игрушки — 2 балла.
  • Ребенок запомнил 1 игрушку — 1 балл.
  • Ребенок не назвал ни одной спрятанной игрушки или не понял инструкции — 0 баллов.

В протоколе записывается, сколько игрушек запомнил ребенок.

Error

Skip to main content