Диагностика трудного подростка психологом: Материал по теме: Примерный перечень диагностического инструментария для работы психолога с «трудными» подростками (методические рекомендации)

Содержание

Материал по теме: Примерный перечень диагностического инструментария для работы психолога с «трудными» подростками (методические рекомендации)

Государственное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

Киселёвский горный техникум

Методические рекомендации

Примерный перечень

диагностического инструментария

для работы психолога с «трудными» подростками

Подготовила:

Карпова Наталья Николаевна,

педагог-психолог,

первой квалификационной категории

Киселёвск, 2011


Методические рекомендации

Примерный перечень диагностического инструментария

для работы психолога с «трудными» подростками

Для составления рекомендаций педагогам и родителям, как найти подход к трудным учащимся, проводится углубленная диагностика по следующей схеме:

  1. выявляется семейный анамнез семьи
  2. тип темперамента
  3. акцентуации характера
  4. самооценка
  5. тревожность
  6. агрессивность
  7. социометрический статус в классе
  8. факторы, мешающие в учебе
  9. причина постановки на учет

Полученные данные вносятся в таблицу (см. ниже)

В случаях необходимости, недостаточности  сведений, возможна дополнительная диагностика недостающих параметров.

Ниже перечислен примерный перечень диагностического инструментария.

  1. Детско – родительские отношения:
  1. «ВРР»
  2. Рисуночный тест «Моя семья»
  3. Сказка про семью
  4. «Линия жизни»
  5. Методика Рене Жиля
  6. Информация из круга общения
  1. Общение со сверстниками:
  1. Социометрия Кориневской
  2. Солнце планеты
  1. Общение с учителями:
  1. Анкета «Школа»
  2. Анкета «Вы глазами учеников»
  3. «Экипаж»
  4. «Встреча»
  1. Когнитивная сфера:
  1. «ГИТ»
  2. «ШТУР»
  3. Пакет методик для КРО
  4. Культурно – свободный тест Кеттелла
  5. Анкета причин неуспеваемости
  1. Мотивационно – потребностная и эмоционально – личностная сферы:
  1. «Изучение акцентуаций характера» Леонгарда, Шмишека
  2. Тест «16 РF»  Кэттелла
  3. «MMPI»
  4. «ПДТ» Ярмольского
  5. Изучение тревожности Филипса
  6. Изучение агрессивности Розенцвейга.
  7. «Изучение ценностных ориентаций» М, Рокича
  8. «Изучение самооценки» Дембо – Рубенштейн
  9. «Я в конфликтной ситуации» Томас
  10. Ориентационная анкета Б. Баса – Дарке

Список использованной литературы

  1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологические особенности индивидуальности школьников: Учет и коррекция. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – 160с.
  2. Михайловская И.Б., Вершинина Г.В. Трудные ступени: профилактика антиобщественного поведения. – М.: Просвещение, 1990. – 143с.
  3. Особенности обучения и психологического развития школьников 13-14 лет / Под ред. И.В.Дубровиной – М.: педагогика, 1988. – 192с.
  4. Помиратьева Н.В. Семьи с детьми: экономическое положение, социальная поддержка. – М.: 1996. – 44с.
  5. Психология современного подростка / Под ред. Д.И.Фельдштейна. М.: Педагогика, 1987. – 270с.
  6. Штольц Х. Каким должен быть ребенок? Пер. с нем. – М.: Просвещение, 1987. – 144с.

Диагностика проблем трудного подростка. 6-9 классы

«ДИАГНОСТИКА ПРОБЛЕМ ТРУДНОГО ПОДРОСТКА» для 6-9 классов.

Алгоритм психологического анализа

    1. Определить тип трудностей: нормативные, ситуативные, личностные

А) Нормативные – соответствуют возрастному кризису («выкрутасы подросткового возраста)

Для определения достаточно понимать особенности подросткового кризиса:

— экспериментирование (субкультуры и пр.) = поиск своего места

— чувство взрослости (подражание взрослым – в основном в привычках)

— потребность в принадлежности («я такой как все») – влияние компании

— проверка своих сил (поиск запретов, которые можно нарушить)

Работа:

— стандартные педагогические приемы

— «разумные» запреты (обоснованные!)

В) Ситуативные – личность в порядке, но подросток попал в стрессовую ситуацию (пр: развод родителей, потеря близкого человека и пр.).

Определение:

есть объективная заметная причина;

отклоняющееся поведение ситуативно, легко можно заметить точку изменений в поведении («всегда был хорошим и тут на тебе»)

достаточно легко идет на контакт, когда видит, что ему хотят помочь;

Работа:

— посильная помощь в ситуации

— поддержка в процессе проживания сложного периода

С) Личностные – личностные изменения, сбои в процессе развития.

Определение:

— характерная черта: обиженность на весь мир

— глобализация проблем

(- несоразмерность реакций на трудные ситуации)

Работа: личностное развитие

«донянчивание» (восполнение дефицитарной потребности)

помощь в приобретении нового опыта взаимодействия с миром

стать значимым взрослым!

    1. Для типа С: Определение фундаментального уровня проблемы

Фундаментальный уровень проблемы = неправильное прохождение («затык») определенного этапа развития, который ведет к соответствующим особенностям поведения. Большая часть ситуативных проблем такого подростка, как правило, корнями уходят именно сюда.

За этими особенностями, как правило, скрывается сильная нуждаемость в чем-либо (чаще всего, в соответствующем уровню «затыка» отношении со стороны взрослых = дефицитарная (фундаментальная) потребность)!

Учет фундаментальных потребностей – поле для построения отношений 1) доверия; 2) ведущих к эффективному сотрудничеству.

Алгоритм:

— определение характерных эмоциональных реакций

— возникает в ответ на большую часть ситуаций взаимодействия;

— фоном присутствует практически постоянно;

— проявляется с несоразмерно высокой интенсивностью.

— соотнесение их со схемой развития  определение этапа, на котором произошел сбой

— определение фундаментальной проблемы = восприятия мира / себя в мире (=невротизация на данном этапе)

— определение основной потребности (главная потребность на данном этапе развития)

    1. Определение актуальной (ситуативной) проблемы = актуальной жизненной ситуации, которая тревожит / болезненна, т.е. с которой подросток захочет работать (за которую можно ухватиться для начала работы, т.к. начальный этап работы возможен только на основе конкретной проблемы)

      .

Как правило, лежит на поверхности. Становится понятна из беседы (сам расскажет, если доверится).

СХЕМА ДИАГНОСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ

2. Дополнительная информация:

Семья

Субкультура

Интересы

Яркие личностные качества

3. Характерная эмоциональная реакция

Как определить:

— возникает в ответ на большую часть ситуаций взаимодействия;

— фоном присутствует практически постоянно;

— проявляется с несоразмерно высокой интенсивностью.

 нет

 есть: ____________________________________________

___________________________________________________

4. Болезненно реагирует на…

(говорит о жизненных ценностях и принципах, или сильно фрустрированных потребностях)

5. Положительно реагирует на… (оживляется, воодушевляется)

(обратное предыдущему пункту, позволяет подтвердить догадки о ценностях, принципах потребностях, наладить сотрудничество)

ДИАГНОСТИКА ПРОБЛЕМ

Тип затруднений

 А) нормативные

 В) ситуативные

 С) личностные

Для типа С

Сбой в развитии (стадия)

— определяется на основании характерной эмоциональной реакции

Особенности восприятия мира/себя

— характерные черты невротизации

Фундаментальная потребность

— основная потребность на данной стадии

Цель работы

Основное направление работы

Тип А: Стандартные педагогические приемы

Тип В: Поддержка в проживании ситуации, посильная помощь

Тип С: Восполнение дефицита в удовлетворении фундаментальной потребности

(какой?)

Контракт

— что важно (полезно) для подростка

— что может предложить педагог, исходя из своих ресурсов.

ТОЧКИ ОПОРЫ:

Позитивные качества подростка

Способности, навыки, интересы подростка

См. пункт 2

Ценности подростка

Исходя из пункта 4-5

ДИНАМИКА ВСТРЕЧ

Тема работы

ПРОБЛЕМА

Содержание работы

(контракт)

Содержание

Потребность

Форма

(достижения / реализации)

Результат

(который получает подросток)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Работа психолога с трудными подростками: психолог для трудного подростка

Модель работы психолога предполагает многообразие методов работы, гибкость, выделение основных приоритетов исходя из возрастных особенностей клиентов.

Принципы работы психологов с трудными подростками:

  • Диагностический;
  • Консультативный;
  • Профилактический;
  • Коррекционно-развивающий с элементами терапевтических техник.

 

 

Специфика работы детских психологов:

1. Ребенок не может обнаружить и заявить о своих проблемах, обычно это делает кто-то из взрослых.

2. Необходима заинтересованность ребенка в избавлении от психологических проблем.

3. Ребенок зачастую не обладает достаточной рефлексией, что безусловно усложняет работу психолога.

Если обращение произошло на почве отношений родителя и ребенка, то здесь существует несколько путей работы:

  • работа непосредственно с ребенком;
  • работа с семьей как с единым организмом;
  • повышение социально-психологической компетенции родителей.

Установление терапевтических отношений с большинством подростков является более трудным, чем с детьми младшего возраста и взрослого человека в том числе, в особенности, если подросток пришел к психологу не по собственной инициативе, а по направлению взрослого.

Недоверие подростка к психологу обусловлено отсутствием у него необходимости психологических работ. В отличие от взрослых, его самого устраивают те защитные модели поведения, которые выработаны у него в течение этапа взросления. Нередко для проведения изменений приходится сталкиваться с глубокими, затрагивающими «больную» тему чувствами, из-за чего подросток отказывается от дальнейшей работы с психологом. Потому важным фактором работы, занимающим продолжительное время, является установление согласия подростка на сотрудничество с психологом.

Взрослый может открыто изложить причину своего обращения к специалисту, не согласовываясь с подростком. В некоторых случаях стоит не гнаться за правдой в полном объеме, так как психологу необходимо знать отстраненную позицию ребенка от родителей. В случае упорного отказа со стороны ребенка, имеет смысл попробовать договориться с ним о нескольких встречах для ознакомления, а после принятия решения о продолжении работы.

Методы работы психолога с трудновоспитуемыми детьми включают в себя:

  • Психоаналитическая психотерапия;
  • Принцип диалогического общения;
  • Равноправные отношения, с целью совместного изучения четкой ситуации и ее разрешения.

Все вышеперечисленные аспекты входят в индивидуальное консультирование с подростками, начиная в возрасте от 10-11 лет. Большинство проблем подросткового периода устраняется путем повышения самооценки ребенка и исследование изменений, происходящих в его духовном мире и в отношениях с окружающими.

Самый сложный этап взросления человека – это безусловно подростковый возраст. Данный период начинается с 9-10 лет, и заканчивается к отрочеству. В этот промежуток времени перестраивается психика ребенка, изменяется характер, развивается самосознание и личность подростка.

Признаки, учитываемые при определении трудновоспитуемости ребенка:

1. Наличие исходной моральной и физической полноценности.

2. Отклонения в нравственном развитии и поведении.

3. Постоянное устойчивое сопротивление воспитанию и обучению.

4. Отрицательное влияние со стороны неуправляемых факторов внешней среды, под воздействие которых подросток может легко попасть.

Трудновоспитуемые – это дети, здоровые в психическом и физическом отношении, но при этом с трудом поддающиеся воспитанию вследствие наличия отклонений в нравственном развитии и поведении. Психологическое благополучие ребенка зависит от того, насколько вовремя выявлены проблемы и эффективность помощи.

У психолога имеется своя сфера компетенции, в которую входят те свойства и явления, которые в некоторой степени вызывают и обуславливают дезадаптацию детей, их отклонения в психическом и социальном развитии.

Выявление сильных и слабых сторон личности трудновоспитуемых предполагают, индивидуальные психологические исследования, требования которых заключаются в психолого-педагогической коррекции, а так же в составлении здорового психологического потенциала личности, на который можно опираться в процессе воспитания, перестраиваться, учитывая ориентации, интересы и мотивации ребенка.

Трудности в общении подростков со взрослыми и сверстниками зачастую влияют на успеваемость, поведение, и душевное равновесие. Как правило, такие нарушения остаются незамеченными или же их причина видится совсем в другом. Именно поэтому подросткам необходимы советы психолога.

Диагностическая работа психолога с подростками предполагает:

  • Исследование познавательной сферы школьников;
  • Диагностику способности к обучению;
  • Выявление тревожности у подростков;
  • Исследование самооценки и особенностей личности подростка;
  • Оценка воли и мотивации подростков;
  • Исследования интересов, способностей и склонностей подростка в профессиональном плане.

Психологическое консультирование, в ходе которого используется индивидуальный подход к клиенту/подростку. Цель – разрешение проблем подростка за счет преодоления психологических затруднений.

Подросток хочет обрести свое место в мире, познать себя. Ограничение деятельности подростка в этот период может привести к уходу из дома и депрессии. Взрослым необходимо установить уважительные, партнерские отношения с ребенком, уважать его свободу.

Для проведения коррекционно-развивающей, профилактической работы определяется общее направление коррекции. В настоящее время используется огромное количество способов воздействия: библиотерапия, арттерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, ролевые игры, коммуникативные игры, телесно-ориентированные техники и тд.

Коррекция поведения трудновоспитуемого предполагает выявление неблагополучия в системе отношений со взрослыми и сверстниками, а также устранении проблем социальной ситуации, укрепление самооценки и уверенности в себе, ориентации на изменения в личностном плане, а так же обучение контролировать свои деструктивные эмоции/чувства и использовать их как ресурс для решение трудных жизненных ситуаций.

Работа психолога с трудными подростками так же должна быть ориентирована и на взрослых. У родителей, у значимых взрослых для подростка так же должно быть желание на изменения себя и своего отношения к трудной семейной ситуации, которая сложилась между взрослым и подростком.

Тесты, методики, используемые в работе школьного педагога-психолога с подростками

Тесты, методики, используемые в работе школьного педагога-психолога с подростками

методики

Назначение

Возраст

Диагностика адаптации

Карта наблюдений

(Д. Стотт)

Диагностика трудностей адаптация ребёнка в школе, анализ характера дезадаптации и степени неприспособленности детей к школе по результатам длительного наблюдения. Оценка эмоционального

состояния ребёнка, не позволяющего ему адекватно приспособиться к требованиям школьной жизни

с 7 лет

Методика

диагностики

социально-

психологической

адаптации СПА (Р.

Даймонд –К. Роджерс)

Измерение уровня адаптации и личностных характеристик, влияющих на адаптацию: адаптивность/ дезадаптивность, лживость, принятие/неприятие себя, принятие/непринятии

других, эмоциональный комфорт/дискомфорт,

внутренний/внешний контроль, доминирование/ведомость, эскапизм

с 14 лет

Методика МЛО Адаптивность

(А.Г.Маклаков,

С.В.Чермянина)

Измерение адаптивных способностей, нервно психической устойчивости, моральной

нормативности личности

с 14

лет

Диагностика отклоняющихся форм поведения

Опросник

суицидального

риска «ОСР» (А.Г.

Шмелѐв)

Диагностика суицидального риска, выявление уровня сформированности суицидальных намерений:

демонстративность, аффективность, уникальность,

несостоятельность, социальный пессимизм, слом культурных барьеров, максимализм, временная перспектива, антисуицидальный фактор

13-16

лет

Методика изучения

склонности подростков к

суицидальному поведению (СПСП) (М.В. Горская)

Изучение склонности подростков к суицидальному поведению: уровень тревожности, уровень фрустрации, уровень агрессии, уровень ригидности.

с 14 лет

Личностные особенности (черты личности), характерологические

16 –факторный

личностный опросник Р.Б. Кеттелла HSPQ —

Личностный опросник Р. Кеттелла для подростков

Выявление эмоциональных, коммуникативных, интеллектуальных, волевых свойств личности, отражающих относительно устойчивые способы

взаимодействия человека с окружающим

миром и самим собой

с 8 лет

Методика акцентуированных

черт личности (ОЧАЛ)

(Г. Шмишек)

Диагностика типа акцентуации личности:

демонстративный тип, педантичный тип,

«застревающий» тип, возбудимый тип,

гипертимический тип, возбудимый тип,

дистимический тип, тревожно-боязливый

тип, циклотимический тип, аффективно-

экзальтированный тип, эмотивный тип

с 13 лет

Патохарактерологический

диагностический опросник (ПДО) (А. Личко)

Определение типов акцентуации характера

и типов конституциональной и органической психопатии в подростковом и юношеском возрасте: гипертимный, циклоидный, эмоционально-лабильный, астено- невротический, сенситивный, психастенический,

шизоидный, эпилиптоидный, истероидный,

неустойчивый, конформный

14-18 лет

Индивидуально-типологические свойства личности

Методика изучения

структуры темперамента

(Я. Стреляу)

Определение основных характеристик типа

ВНД: уровень процессов возбуждения и

сила по возбуждению, уровень процессов

торможения, уровень подвижность

с 14

лет

Методика EPI

(Г.Ю. Айзенк)

Определение основных параметров

индивидуальности: экстраверсия — интроверсия, нейротизм – эмоциональная стабильность, лживость, тип темперамента

10-15 лет

Методика «Формула

темперамента» (А. Белов)

Определение типа темперамента

с 14 лет

Опросник «Исследование

психологической структуры

темперамента» (Б.М.Смирнов)

Позволяет оценить выраженность таких

свойств темперамента как: экстраверсия —

интроверсия, ригидность — пластичность,

эмоциональная возбу­димость —

эмоциональная уравновешенность, темп реакций (быстрый —медленный), активность (высокая

—низкая)

с 12 лет

Профориентационная диагностика

Комплексная методика

«Профессиональное самоопределение

старшеклассников»

(Л.А. Ясюкова)

Диагностика профессионального самоопределения, позволяет получить

«интеллектуальный профиль» испытуемого,

степень выраженности гуманитарных,

математических, технических и других

способностей, а также способностей к

различным сферам профессиональной деятельности

уч-ся

7 -11 кл.

Методика «Карта интересов» (А.Е. Голмшток)

Методика «Карта интересов» (С.Я. Карпиловская,

адаптированный вариант Г.В. Резапкиной)

Выявление сфер познавательных и профессиональных интересов учеников,

направлена на изучение интересов и склонностей школьников старших классов в различных сферах деятельности. Оценка профессиональных интересов в области: физики, математики, химии, астрономии, биологии, медицины, сельского, лесного хозяйства, филологии, журналистики,

истории, искусства, геологии, географии,

общественной деятельности, права, транспорта,

педагогики, рабочих специальностей, сферы обслуживания, строительства, легкой промышленности, техники, электротехники

с 11 лет

Методика

«Профессиональна

я готовность»

(А.П. Чернявская)

Определение уровня готовности совершить

адекватный профессиональный выбор.

Профессиональная готовность рассматривается по следующим критериям: автономность,

информированность, принятие решений, планирование, эмоциональное отношение

с 14 лет

Ценностно-мотивационная сфера

Методика ценностных

ориентаций (ЦО) (М. Рокич)

Изучение иерархии терминальных и

инструментальных ценностей личности

с 14 лет

Методика «Жизненное

предназначение» (О.И. Мотков)

Изучения жизненных ориентаций и

особенностей их осуществления в процессе

жизнедеятельности.

с 14 лет

Методика изучения

мотивации обучения

старшеклассников

(М.И.Лукьянова, Н.В.Калинина)

Исследование уровня мотивации учения

старшеклассников

11 класс

Эмоциональная сфера и психические состояния личности

Методика школьной

тревожности Филипса

Определение уровня и характера тревожности, связанной со школой: общая школьная тревожность, переживание социального

стресса, фрустрация потребности достижения успеха, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать

ожиданиям окружающих, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, проблемы и страхи в отношении с педагогами

8-12 лет

Методика «Несуществующее

животное»

(М.З. Друкаревич)

Изучение доминирующих эмоциональных

состояний: тревожность, агрессивность. Креативность

с 11 лет

Методика «Шкала

тревоги и тревожности»

(Ч.Д. Спилбергер –Ю. Ханина)

Измерение тревожности как личностного

свойства (личностной) и как состояния (ситуативной / или реактивной) тревожности

с 14 лет

Методика А. Басса — А. Дарки

Измерение выраженности агрессивных и

враждебных реакций: физической агрессии,

косвенной агрессии, раздражения, негативизма, обиды, подозрительности, вербальной агрессии, чувства вины.

с 13 лет

Методика диагностики

агрессивности

(А. Ассингер)

Определение уровня агрессивности

личности

с 13 лет

Методика «Шкала

депрессии» (В.А.

Зунга, адаптация Г.И.Балашовой)

Дифференциальная диагностика депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии

с 14

лет

Методика цветового выбора (М. Люшер)

Определение направленности личности на

определенную деятельность, настроения,

функционального состояния, наиболее

устойчивых черт личности

с 11 лет

Проективная методика

рисуночной фрустрации

(С. Розенцвейг)

Исследование специфики фрустрационных

реакций: экстрапунитивные, интропунитивные и импунитивные направленность реакции агрессии в

фрустрирующих ситуациях «препятствия»,

«обвинения» трансформация агрессии,

решение проблемы

с 15 лет

Когнитивные процессы, интеллект

Методика «Корректурная

проба» (Б.Бурдон)

Изучение основных свойств внимания (концентрация, устойчивость, распределение, переключение)

с 8 лет

Методика

«Таблицы Шульте»

Исследование устойчивости внимания,

работоспособности в динамике

с 10 лет

Методика «Красно-

черные таблицы»

(Ф.Д. Горбов)

Изучение распределения, переключения

внимания

с 10 лет

Методика «10

слов» (А.Р. Лурия)

Исследование объема кратковременной зрительной,

слуховой, моторной, комбинированной памяти

с 5 лет

Методика запоминания двух рядов слов

Изучение объема кратковременной смысловой и механической памяти

с 10 лет

Методика «Память

на образы»

Изучение объема кратковременной,

образной памяти

с 10 лет

Методика «Сложные

аналогии»

Изучение аналитико-синтетического, логически –понятийного мышления

с 14 лет

Методика «Матрицы Дж. Равена»

Измерения уровня и структуры невербального интеллекта

с 8 лет

Школьный тест

умственного

развития (ШТУР)

Измерение уровня умственного развития,

определение общественно-гуманитарного,

естественно-научного, физико-математического мышления

6-8 класс

Самооценка

Методика Дембо –С.Я.

Рубинштейна (в модификации А.М. Прихожан)

Измерение уровня самооценки и уровня

притязаний в области здоровья, способностей, характера, авторитета у сверстников, практических умений, внешности, уверенности в себе

с 13 лет

Методика «Диагностика

уровня самооценки

личности» (Г.Н. Казанцева)

Диагностика уровня самооценки личности

с 11 лет

Методика «Оценка

уровня притязаний»

(Ф. Хоппе)

Определение уровня притязаний

с 14 лет

Диагностика межличностных отношений

Методика диагностики

межличностных

отношений (Т.Лири)

Исследование межличностных отношений и свойства личности, влияющие на взаимодействие с другими людьми: авторитарность, эгоистичность,

агрессивность, подозрительность, подчиняемость, зависимость, дружелюбие, альтруистичность

с 14 лет

Социометрия (Дж.

Морено)

Изучение межличностных отношений в классе, а

также положения (статуса) каждого члена группы в системе этих отношений

с 11 лет

Методика определения

коммуникативных

и организаторских

склонностей (КОС)

(В.В. Синявский,

Б.А. Федоршина)

Оценка коммуникативных и организаторских склонностей

с 14 лет

Детско-родительские отношения

Методика «Детско-

родительские отношения

подростков» (ДРОП)

(П. Трояновская)

Выявление полной и дифференцированной

картины детско-родительских отношений глазами подростков

14-16 лет

Методика «Подростки о

родителях» (Е.С.Шеффер, адаптация

З. Матвейчика)

Изучение степени выраженности в семейном

воспитании: строгости, самостоятельности,

доминантности, отношения к школе, жесткости методов воспитания, характера взаимоотношения в

семье, взаимопомощи, общности интересов

13-18 лет

Методика

«Взаимодействие

родитель-ребенок»

(ВРР) (И.М.Марковская)

Диагностика особенностей взаимодействия

родителей и детей

Подростки и родители

Статья «Приемы и методики, используемые в индивидуальной работе психолога с подростками группы риска»

Приемы и методики, используемые в индивидуальной работе психолога с подростками «группы риска»

 

С каждым годом увеличивается количество подростков, для которых характерны те или иные проявления школьной и социальной дезадаптации, проявляющиеся стойкие нарушения поведения. Поэтому проблема организации работы с трудными подростками является одной из сложнейших направлений в профессиональной деятельности школьного психолога и в тоже время актуальной.

В категорию «трудных» попадают самые разные школьники: подростки из неблагополучных семей, неуспевающие, недисциплинированные, и подростки неуверенные в себе, замкнутые, агрессивные и др.

Индивидуальная работа предполагает выявление как слабых, так и сильных сторон личности «трудного» подростка, которые с одной стороны, требуют психолого-педагогической коррекции, а с другой – составляют потенциал личности, на который можно опираться в процессе работы, перестроиться с учетом ценностных и референтных ориентаций подростка, его интересов и мотивации.

Трудный подросток напоминает ежика. Активно пытаясь помочь ему, натыкаешься на колючки. В ответ на предложение о помощи встречаешь сопротивление, злость, молчание. 

Специфика коррекционно-развивающий работы с подростками «группы риска» заключается в том, что это подростки, контакт с которыми вызывает особые трудности. Особенно часто свое сопротивление подростки выражают молчанием. Враждебность может выражаться и прямо. Например, подросток говорит: «Я не хочу с вами разговаривать. Приходить сюда — ваша идея», «Да не знаю я», «Скорее бы все это кон­чилось». Успешность деятельности психолога во многом зависит от того, насколько подросток ориентирован на изменение сложившихся неблагоприятных жизненных обстоятельств, сознательно предпринимает те или иные действия в процессе оказания ему индивидуальной помощи, понимает их последствия и осознает свой вклад в достижение цели.  Доверительные отношения и доброжелательная обстановка на индивидуальных занятиях создают благоприятные условия для личностного роста подростка, самопознания, самораскрытия, повышения самооценки, а также условия для принятия подростком ответственности на себя за принятие решений и свое поведение в различных жиз­ненных ситуациях.

Исходя из запроса и, учитывая отсутствие мотивации, пассивности и незаинтересованности подростка, строится индивидуальная работа. Прежде всего,  четкое формулирование целей коррекционной работы, а также определение круга задач, конкретизирующих данные цели, выбор формы и методов коррекционной работы, а также определение её продолжительности. Далее разработка конкретного содержания программы в целом и каждого занятия отдельно. Иногда бывает сложно подобрать эффективные упражнения для конкретного подростка, учитывая его личностные особенности. Предлагаем ряд рекомендаций по организации такой работы (рекомендации составлены на основе обобщения опыта применения различных методик и упражнений, которые вы сможете включать в свою программу).

Как начать беседу с подростком? У психолога в арсенале должно быть много методик, которые помогут установить контакт с подростком, преодолеть внутренние барьеры. Предлагаем несколько методических приемов.

Упражнение «Силуэт»

Психолог подростку: «Конечно, я понимаю, как трудно вообще-то говорить о… Давай не будем говорить именно о твоих делах. Вот смотри, я нарисовал на листке человека. Этот парень — твой ровесник. Давай поговорим о нем. Что бы ты мог о нем рассказать? Какие у него проблемы? Что у него получается и что не получается? Есть у него друзья? Что ему нравится в его жизни и что не нравится? И вообще чего он хочет?»

Упражнение «Зеркало»

Основываясь на некоторой информации, психолог начинает рассказывать историю о другом школьнике, чья ситуация в главных чертах совпадает с ситуацией подростка. При этом важно, чтобы пол, возраст и основные индивидуально-психологические особенности выдуманного персонажа действительно совпадали с характеристикой подростка. Важно, чтобы подросток,  незаметно для себя, подключился к рассказываемой истории: что-то начал дополнять, с чем-то согласился, а что-то поставил бы под сомнение. Такое «отзеркаливание» поможет подростку лучше понять самого себя. На повторной встрече можно предложить школьнику самому придумать историю о своем ровеснике и рассказать ее. Можно попросить подростка более подробно охарактеризовать ситуацию в семье персонажа, его успехи в школе, описать взаимоотношения с друзьями, родителями.

Можно придумать и рассказать ситуацию, близкую к ситуации, в которой оказался подросток.

Лаконичность и краткость притчи, наряду с её образностью лучше всего воздействует на ум, сердце и волю подростка. В нашей практике отлично зарекомендовали себя следующие притчи: «Притча о Кофе», «Притча о волках», «Эхо жизни», «Притча о преодолении трудностей», метафорическая  сказка «Камин», «Всё в твоих руках», «Успех не бывает быстрым», «Притча для тех, кому трудно», Притчи о дружбе – «Песок и камень» и «Испытание», «Заповедь»  Р. КИПЛИНГА и др.

Подростковый возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения. Повышенная эмоциональная возбуди­мость подростков нередко является причиной различного рода конфликтов в отношениях с окружающими. Задачей индивидуальной работы встающей перед психологом является развитие эмоциональной устойчивости  подростка, обучение отреагированию (выражению) собственного гнева и негативных эмоций, и  всей негативной ситуации приемлемым способом, обучение навыкам саморегуляции. Здесь можно порекомендовать такие упражнения, как «Копилка обид», «Лист гнева», «Письмо обидчику», методы визуализации и релаксации «Вверх по радуге», упражнение «Пресс», «Воздушный шар», «Маяк», аутогенная тренировка,  позитивные установки и др.

Упражнение «Десять комнат»

Цель: осознание собственной модели поведения при проявлении различных эмоций.

Инструкция: Представь, что ты живешь в доме, в котором 10 комнат: радости, страха, печали, плача, злости, обиды, одиночества, надежда и еще две. Какие? Решать и называть тебе. Нарисуй в каждой комнате ее символы.

Обсуждение: как часто ты бываешь там, что делаешь? В каких комнатах тебе нравиться находиться, в каких – нет? В какой комнате черпаешь силы, а в какой, наоборот, теряешь?

Названия двух комнат, которые подросток придумал сам, говорят об его ценностях на данный момент и актуальных потребностях.

Рецепт «Как сделать подростка агрессивным»?

  1. Обсуждение вопросов:

В каких ситуациях люди чаще всего злятся?

Почему человек бывает агрессивным?

  1. Изобрази злого шофера, учителя, ученика, маму…
  2. Нарисовать портрет агрессивного подростка

Что не нравиться в агрессивном подростке, что нравиться?

  1. Бумага пополам – слева – как окружающие в течение учебного дня проявили агрессию по отношению к нему, справа – как сам подросток проявил агрессию по отношению к другим.
  2. Придумать рецепт «Как сделать подростка агрессивным»?

Основной особенностью данного возраста является появление «чувства взрослости», желание автономности и независимости, противопоставление себя миру взрослых, что выражается в нарушении правил, требований и запретов. Противоречивость положения подростка, изменение структуры его социальных ролей и уровня притязаний стимулируют подростков к размышлению о себе, к осознанию сво­его собственного «Я». Задачами работы являются развитие рефлексии, активизация «внутренних возможностей (ресурсов)» самого подростка, создание условий для по­вышения адекватности самооценки и уверенности в себе, развитие позитивного самоотношения  и отношения к другим, оказание психологической поддержки. Предлагаемые упражнения достаточно известны — «Мой портрет в лучах солнца», «Мой щит (герб)», «Я-реальное и я-идеальное», «Моя Вселенная», самоанализ, «Автобиография».

Упражнение «Проволочный человечек»

Подростку предлагается из проволоки сделать фигуру человека.

Затем проводится обсуждение:

– Что отражает мой проволочный человек?

– Что я чувствовал, когда мной манипулировали?

– Что мне больше всего хотелось сделать в этот момент?

– Что такое самоуправление и самоконтроль? Что необходимо человеку, чтобы управлять собой?

 Хорошо известно, что обращенность в будущее является главной чертой подростка, при этом он испытывает огромные субъективные трудности при определении своих жизненных целей и перспектив. Задачами работы являются помощь в профессиональном самоопределении подростка, анализ возможностей и способностей, развитие временной перспективы и способности к целеполаганию, помощь в формировании жизненных планов и корректировка ценностных ориентаций.  Хорошо зарекомендовали себя следующие методики: «Мои способности и интересы», «Как правильно формулировать свои цели?», «Чему я хочу научиться», «Планирование жизни», «Ситуационный анализ», «Четыре желания», «Колесо жизни», проективный тест «Морские сокровища», методика «Эти волшебные 16 слов», методика «Карта желаний» и др.

Упражнение «Хочу, могу, умею»

Многие люди, ставя перед собой какие-то цели, переоценивают или недооценива­ют свои способности. Это мешает им идти к на­меченному, приносит множество разочарований. Сейчас мы с вами попробуем потренироваться в постановке простейших целей и определять свои способности к их достижению.

Хочу

Могу

Умею

     
     
     

В колонке «Хочу» нужно написать свое же­лание. Рядом в колон­ке «Могу» напишите свое личное мнение по по­воду того, возможно ли достижение намеченно­го. Здесь же отметьте, насколько осуществимо задуманное, в процентах или одним из трех ва­риантов: «уверен», «несколько неуверен», «не уве­рен». В колонке «Умею» напишите свои качества, которые необходимы для достижения поставлен­ной цели и которые у вас уже есть.

В последнее время всё чаще отмечается значительный рост числа подростков, имеющих или приобретающих «мотивационный вакуум». Подростки «группы риска» не любят трудиться, не способны к волевым усилиям, систематическим занятиям, имеют низкий уровень познавательной активности и учебной мотивации. Развитие позитивного отношения к школе, повышение мотивации, формирование личностного смысла учения, возвращение чувства ответственности за результаты деятельности, воспитание воли – вот те задачи, которые ставит психолог в работе с подростками «группы риска». Применяемые игры и упражнения — «Ваши мотиваторы», «Позитивный коллаж», «Найди жемчужину», Упражнение «Мои ожидания»,  «Незаконченные предложения»  и т.д.

Упражнение «Школьные дела»

Цель: развивать позитивное отношение к школьной жизни.

Подростка просят высказаться по поводу, каких-либо конкретных фактов из их школьной жизни. Можно задать вопрос типа: «Я бы хотела, чтобы ты рассказал о тех своих школьных делах, которыми ты доволен. Пожалуйста, начни свой ответ так: «Я доволен тем, что…».

Трудно переоценить значимость семьи в жизни подростка. В жизни каждого человека семья занимает особое место. Ведущей остается роль семьи в формировании и развитии социально значимых ценностей и установок личности ребенка, его социализации. Нарушения взаимоотношений в семье приводят к сложностям и трудностям социализации подростков, способствуют негативным взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками. Важной задачей индивидуальной работы с подростком является гармонизация взаимоотношений с родителями.

Упражнение «Я горжусь»

Психолог просит подростка закрыть глаза и представить большой лист бумаги, на котором красивыми большими  буквам написано: «Я горжусь тем, что в моей семье…». После того как участники внимательно рассмотрят красивые буквы, ведущий предлагает им мысленно дописать это предложение, а затем рассказать, что удалось дописать.

Используя в своей работе различные методики и упражнения (в зависимости от целей и задач работы, от категории «группы риска» и т.д.) с подростками, психолог формирует у них понимание того, что в любой жизненной ситуации есть альтернативные способы решения проблемы, учит видеть и просчитывать последствия. Индивидуальная коррекционно-развивающая работа ставит подростка «группы риска» в субъектную позицию, которая ориентирует его на принятие ответственности за свою жизнь, на позитивные изменения. Это важно, т.к. источник преобразования находится внутри и двигает подростка к дальнейшему самосовершенствованию и самостоятельному решению актуальных для него проблем.

Проект (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс) на тему: Работа школьного психолога с «трудными» детьми

ПРОГРАММА

работы педагога-психолога

МБОУ «Новопортовская школа-интернат имени Л.В.Лапцуя»

с детьми «группы риска»

 

Кто-то, когда-то, должен ответить,

Высветив правду, истину вскрыв,

Что же такое – трудные дети?

Вечный вопрос и больной как нарыв.

Вот он сидит перед нами, глядите,

Сжался пружиной, отчаялся он,

Словно стена без дверей и без окон.

Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили… поздно учли…

Нет! Не рождаются трудные дети!

Просто им вовремя не помогли.

                                                                                   (С. Давидович)

 

Педагогическая запущенность – это часть общей социальной запущенности. Если поставить вопрос так: виноваты ли только семья и школа в асоциальном поведении детей, то ответ будет отрицательный; виновато общество, не предоставляющие возможностей для нормального функционирования социальных институтов.

         Дети зачастую отражают образ жизни отцов и матерей. Среди причин, порождающих «трудных» подростков, можно выделить следующие:

·         отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет;

·         незнание их интересов и потребностей;

·         политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность;

·         усиление влияния псевдокультуры;

·         неблагоприятные семейно-бытовые отношения;

·         отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;

·         чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки;

·         сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного предпринимательства;

·         «эпидемия» разводов;

·         потеря эмоциональных контактов с детьми.

Социальная и педагогическая запущенность детей развивается на фоне равнодушного, невнимательного отношения к ним окружающих, родителей, учителей, общественности. Это равнодушие дети глубоко переживают как своё одиночество, ненужность, заброшенность, отверженность. Возникает чувство протеста по отношению ко всему миру, взрослым, коллективу. Ребёнок ищет новые формы самоутверждения, и обычно выбирает те, которые являются неэтичными и даже противоправными.

Большую часть жизни в период с 7 до 17 лет ребенок проводит в школе. Система работы школы должна быть направлена на предупреждение асоциального поведения, коррекции личности трудного ребенка, помощи ему в самоутверждении.

Педагогически запущенных детей можно классифицировать по разным признакам:

 

 

Система работы школьного психолога с учащимися «группы риска» представляется в таком виде:

         На первом этапе работы с такими подростками педагогическая диагностика помогает выяснить причины возникновения трудновоспитуемости, воспитательные возможности семьи и школы, неблагоприятные условия, типичное и своеобразное в духовном мире подростка, уровень его педагогической запущенности, положительные качества, на которые следует опираться в перевоспитании.

Изучение причин трудновоспитуемости проводится по следующей схеме:

·         что искажено в духовном мире подростка в наибольшей мере и под влиянием каких причин;

·         какие неблагоприятные условия существуют в данный момент;

·         с какими отрицательными обстоятельствами может справиться сам воспитанник, а какие следует устранить с помощью семьи и общественности;

·         были ли допущены педагогические ошибки по отношению к подростку и как их исправить.

После изучения школьника необходимо установить с ним взаимоприемлемый контакт, используя при этом разнообразные методы и приемы педагогического взаимодействия, а также методы перевоспитания.

         Второй этап связан с процессом перевоспитания, который предполагает использование методов воспитания. Ведущим условием действенности специфических методов перевоспитания выступает воспитание в коллективе, взаимовоспитание, а также самовоспитание.

На третьем этапе индивидуальной работы на основе установленного результатов диагностики психолог проектирует развитие ценностной ориентации, личностных свойств и качеств школьника. Проектирование развития личности основывается на сравнении наличного уровня развития личности учащегося с идеальным и осуществляется в процессе составления дифференцированных и индивидуальных программ воспитания и самовоспитания подростка. Работа с личностью отдельного учащегося предполагает также знание психологом особенностей всего класса, так как личность ярче всего проявляется в коллективных отношениях, в общей деятельности.

      На четвертом этапе продолжается индивидуальная работа с социальным окружением школьника, позволяющая определить систему воспитательных воздействий с учетом уровня развития конкретного ученика, его возможностей, способностей, особенностей характера, содержания личностных отношений и потребностей. Для данного этапа характерно использование общих методов воспитания, хотя выбор и система их относительно конкретной личности согласуются с ее индивидуальными особенностями и программой ее развития. Вместе с тем, широко применяются методы индивидуального педагогического воздействия: требование, перспектива, общественное мнение, оценка и самооценка, поощрение и наказание.

Заключительным, пятым этапом индивидуальной работы с трудными подростками является корректирование. Коррекция – это способ педагогического воздействия на личность, способствующий исправлению ее развития, закреплению позитивных или преодолению негативных качеств. Корректирование дает возможность уточнить или пересмотреть избранные методы и формы деятельности. Оно завершает индивидуализацию коррекционного процесса и опирается на его результаты. Наиболее эффективными методами и приемами корректирования являются наблюдение и самонаблюдение, анализ и оценка, самооценка и переоценка, контроль и самоконтроль. Все эти методы и приёмы используются в комплексе с учетом результатов индивидуальной работы с учащимися.

         Модель работы психолога с подростками имеет свои особенности и предполагает многообразие методов работы, гибкость, выделение основных приоритетов исходя из возрастных особенностей.

Принципы работы психолога с подростками «группы риска»:

  • Диагностический;
  • Консультативный;
  • Профилактический;
  • Коррекционно-развивающий с элементами терапевтических техник.

 Специфика индивидуально-коррекционной работы с младшими школьниками заключается в том, что:

1. Ребенок не может обнаружить и заявить о своих проблемах, обычно это делает кто-то из взрослых.

2. Необходима заинтересованность ребенка в избавлении от психологических проблем.

3. Ребенок зачастую не обладает достаточной рефлексией, что безусловно усложняет работу психолога.

Если обращение происходит на почве отношений родителя и ребенка, то здесь существует несколько путей работы:

  • работа непосредственно с ребенком;
  • работа с семьей как с единым организмом;
  • повышение социально-психологической компетенции родителей.

Установление доверительных отношений с большинством подростков является более трудным, чем с детьми младшего возраста и взрослого человека в том числе, в особенности, если подросток пришел к психологу не по собственной инициативе, а по направлению взрослого.

Недоверие подростка к психологу обусловлено отсутствием у него необходимости психологической работы. В отличие от взрослых, его самого устраивают те защитные модели поведения, которые выработаны у него в течение этапа взросления. Нередко для проведения изменений приходится сталкиваться с глубокими, затрагивающими «больную» тему чувствами, из-за чего подросток отказывается от дальнейшей работы с психологом. Потому важным фактором работы, занимающим продолжительное время, является установление согласия подростка на сотрудничество с психологом.

Методы работы психолога с детьми «группы риска» включают в себя:

  • Психоаналитическая психотерапия;
  • Принцип диалогического общения;
  • Равноправные отношения, с целью совместного изучения четкой ситуации и ее разрешения.

Все вышеперечисленные аспекты входят в индивидуально-коррекционную работу с подростками, начиная в возрасте от 10-11 лет. Большинство проблем подросткового периода устраняется путем повышения самооценки ребенка и исследование изменений, происходящих в его духовном мире и в отношениях с окружающими.

Диагностическая работа психолога с подростками предполагает:

  • Исследование познавательной сферы школьников;
  • Диагностику способности к обучению;
  • Выявление тревожности у подростков;
  • Исследование самооценки и особенностей личности подростка;
  • Оценка воли и мотивации подростков;
  • Исследования интересов, способностей и склонностей подростка в профессиональном плане.
  • Психологическое консультирование, в ходе которого используется индивидуальный подход к подростку. Цель – разрешение проблем подростка за счет преодоления психологических затруднений.

Коррекционная работа с ребёнком «группы риска» предполагает выявление неблагополучия в системе отношений со взрослыми и сверстниками, а также устранении проблем социальной ситуации, укрепление самооценки и уверенности в себе, ориентации на изменения в личностном плане, а также обучение контролировать свои деструктивные эмоции/чувства и использовать их как ресурс для решение трудных жизненных ситуаций.

Работа психолога с трудными подростками ориентирована и на взрослых. У родителей, у значимых взрослых для подростка так же должно быть желание на изменения себя и своего отношения к трудной семейной ситуации, которая сложилась между взрослым и подростком.

В социальном смысле среда обитания ребенка определена достаточно ясно: родитель — ребенок — учитель.

    Данная программа предусматривает оказание помощи учащемуся при одновременной работе с родителями, детьми и педагогами.

     Объектом работы в рамках данной программы является социально дезадаптированный ребенок и подросток, для которого значимыми могут быть только конструктивные контакты со взрослыми, контакты — адекватные и взаимные.

   Школьный психолог в рамках данной программы работает с отдельной личностью, с отдельным ребенком, а если с группой, то небольшой, если с семьей, то с каждой в отдельности. Основная цель — это психологическая и социальная защита ребёнка или подростка «группы риска», оказание ему психологической, социальной помощи, умение организовать его обучение, его реабилитацию и адаптацию в обществе.

 

Примерный перечень диагностического инструментария для работы психолога с «трудными подростками».

Примерный печень

диагностического инструментария

для работы психолога с «трудными»

подростками.

Подготовил:

педагог — психолог

Кулешова Ольга Александровна

Воронеж 2017

Пояснительная записка

Трудные подростки – это широкое и неоднородное понятие. Такие подростки, без должного внимания к ним, обещают нам деградацию общества, признаки которой уже имеют место быть. Статистика сегодняшнего дня показывает, что количество подростков, имеющих отклонения в развитии, состоянии здоровья, поведении и нуждающихся в коррекционной, компенсирующей, реабилитационной работе постоянно растет, достигая 45 – 50% от общего контингента (по данным Н.П. Вайзмана).

Термин «трудный подросток» чаще всего употребляется в качестве синонимов терминов «педагогически запущенный» или «ученик с отклонениями в обучении и воспитании».

Понятие «педагогически запущенный» характеризует историю воспитания, «трудный» — говорит о результатах такого воспитания: учащийся труден для педагогов, по отношению к нему мало- или совсем неэффективны общепринятые формы и методы педагогического воздействия. Педагогически запущенный ребенок рано или поздно становится трудным. Трудности же не всегда следствие педагогической запущенности.

В категорию «трудных» попадают самые разные учащиеся: подростки из неблагополучных семей, неуспевающие, недисциплинированные, учащиеся с различными нервными и психическими расстройствами, а также подростки, стоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних. Фрустрация, которая рассматривается как одна из форм психологического стресса, может сопровождаться у подростков различными негативными эмоциями: гневом, раздражением, чувством вины, страхом, агрессией и т. п. Рассматриваемая категория детей в большей степени, чем другие, склонна к риску возникновения социальной дезадаптации, что приводит к росту числа подростков среди наркоманов. В этих условиях особую важность приобретает проблема выбора адекватных методов психологической и педагогической работы с «трудными» подростками.

Личность формируется в сложнейшей системе отношений. Будучи отраженными и обобщенными в сознании, они переходят в собственное отношение человека к действительности, становятся составной частью его самосознания.

Социальный и педагогический аспекты запущенности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Общесоциальные умения и навыки переносятся в учение.

Внешними причинами социально-педагогической запущенности являются дефекты семейного воспитания, а также просчеты в воспитательно -образовательной работе в учебном заведении. Внутренними причинами – могут быть индивидуальные психофизиологические и личностные особенности ребенка.

Все вышесказанное подтверждает актуальность системы целенаправленных действий по психолого-педагогической поддержке «трудных» подростков.

О сложности и значимости данного периода детства, и связанных с ним трудностей, сказано и написано в отечественной психологической и педагогической литературе достаточно. Сегодня предлагается масса профилактических, коррекционных, развивающих программ, использующих традиционные и нетрадиционные методы в работе с детьми.  

Тем не менее, непосредственная практическая работа в специальном коррекционном образовательном учреждении с «трудными» подростками выявила необходимость в разработке программы, на которую педагоги-психологи могли бы опираться в своей практической деятельности. В практической направленности настоящей программы заключается ее актуальность и новизна.

Программа направлена на определение уровня деформации и характера дисгармоний различных сторон качеств и свойств личности «трудного» подростка, выявление путей и способов их профилактики и коррекции, создание комфортных социально-психологических условий для развития личности подростка.

Целью настоящей программы является:

Оказание психологической помощи «трудным» подросткам.

 Профилактика отклонений в поведении.

Задачи:

  • ориентация психологической службы на углубление психолого- педагогического изучения трудновоспитуемых подростков. Выявление особенностей психолого-педагогического статуса подростка с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих у них в обучении, общении и психическом состоянии;

  • формирование доверия к окружающим через принятие себя;

  • устранение психологических барьеров на пути развития подростков;

  • расширение ролевого репертуара, обеспечивающего улучшение коммуникаций;

  • нормализация межличностных отношений;

  • профилактика и коррекция отклонений в интеллектуальном и личностном развитии, предупреждение употребления среди учащихся ПАВ;

  • оказание помощи родителям, педагогам в выработке методов воспитания, которые соответствуют особенностям личности трудного подростка, а также доступным им формам общения.

Для составления рекомендаций педагогам и родителям, как найти подход к трудным учащимся, проводиться углубленная диагностика по следующей схеме:

«Ваши права», «Умей сказать нет», «Чтобы достойно жить».

апрель-май

9

Методика портретных выборов Адаптированный тест Сонди.

Июнь

 Все вышеперечисленное вноситься в психологическую индивидуальную карту учащегося.

Психологических викторин и тестов

МЕНЮ

  • Условия
        • Зависимости
          • Симптомы употребления психоактивных веществ
          • Симптомы употребления опиоидов
          • Лечение наркотических веществ
        • Обзор СДВГ
          • Симптомы СДВГ у взрослых
          • Лечение СДВГ у взрослых
          • Тест на СДВГ
          • СДВГ в детстве
          • Симптомы СДВГ в детстве
          • Лечение СДВГ в детстве
          • Тест на СДВГ в детстве
        • Тревога и паника
          • Общие симптомы тревоги
          • Лечение тревоги
          • Симптомы панического расстройства
          • Лечение панического расстройства
          • Тест на тревогу
        • Аутизм
          • Симптомы аутизма
          • Лечение аутизма
          • Симптомы Аспергера
          • Лечение Аспергера
          • Тест на аутизм
        • Биполярное расстройство
          • Симптомы биполярного расстройства
          • Лечение биполярного расстройства
          • Тест на биполярное расстройство
        • Депрессия
          • Симптомы депрессии
          • Сезонное аффективное расстройство
          • Послеродовая депрессия
          • Лечение депрессии
          • Депрессионный тест
        • Расстройства пищевого поведения
          • Симптомы анорексии
          • Лечение анорексии
          • Симптомы переедания
          • Лечение переедания
          • Симптомы булимии
          • Лечение булимии
          • Тест на переедание
          • Тест на отношение к еде
          • Тест на расстройство пищевого поведения
          • Тест на расстройство пищевого поведения
            • Симптомы ОКР
            • Лечение ОКР
            • Тест ОКР
          • ПТСР
            • Симптомы посттравматического стрессового расстройства
            • Лечение посттравматического стрессового расстройства
            • Тестирование посттравматического стрессового расстройства
          • Шизофрения
            • Симптомы шизофрении
            • Лечение шизофрении
            • Руководство по шизофрении
            • Тест на шизофрению
          • Проблемы воспитания
          • Личность
            • Тест личности
            • Тест личности 16 типов
            • Все тесты личности
          • Вопросы взаимоотношений
            • Тесты на секс и взаимоотношения
          • Нарушения сна
            • Тест сна
          • Как справиться со стрессом
          • Все психические расстройства
    • Тесты
          • Тест на СДВГ
          • Тест на тревожность
    .

    Диагностика психологических расстройств

    Диагностика психологических расстройств

    Диагноз психологического расстройства требует оценки квалифицированным специалистом в области психического здоровья и, как правило, интервью, проведения различных личностных тестов (и в некоторых случаях нейропсихологических тестов) и сбора исходной (включая медицинскую) информации о индивидуальный. Специалист в области психического здоровья ставит диагноз, сравнивая эту информацию с данными в Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам , DSM-IV (IV для четвертого издания, 1994 г.), в котором используется система, разработанная Американская психиатрическая ассоциация по классификации психологических расстройств.Система классификации, в которой перечислены 16 категорий дезадаптации и более 200 подкатегорий, предназначена для повышения надежности диагнозов за счет использования наблюдаемых форм поведения для категоризации расстройств и обеспечения соответствия диагнозов текущей информации. Диагностика с использованием этого ресурса требует использования пяти измерений или осей. Суждения должны быть сделаны по каждой из пяти осей, и диагност должен учитывать широкий спектр информации при постановке диагноза.

    Классификация ненормального поведения производится на основе оси I (клинические синдромы), и оси II (расстройства личности). Пациенты могут получить диагноз по обеим осям; более легкие, длительные расстройства личности оси II могут сосуществовать с синдромами оси I. Остальные три оси — Ось III (Общие медицинские состояния), Ось IV (Психосоциальные и экологические проблемы) и Ось V (Глобальная оценка функционирования) — используются для предоставления дополнительной информации.Использование комбинированных осей, которые включают анамнез пациента и наивысший уровень компетентного функционирования за последний год, гарантирует, что человек не только будет отнесен к категории психических расстройств, но также будет характеризоваться рядом соответствующих клинических факторов.

    Использование системы классификации позволяет специалистам в области психического здоровья точно общаться, помогает в определении эффективных методов лечения, облегчает использование данных исследований по определенной категории и помогает делать прогнозы.Однако системы классификации основаны на суждениях профессионалов и могут со временем меняться по мере сбора новой информации. Споры по поводу системы DSM-IV все еще существуют; он пересматривается по мере поступления новой исследовательской информации. Категории диагностики были удалены или изменены. Например, «гомосексуализм» был исключен из категории психических расстройств, а аргументы в пользу использования категории «предменструальный синдром» привели к тому, что это состояние было перенесено в приложение, где оно называется «предменструальным дисфорическим расстройством» и указано как нужно больше учиться.Категория под названием « неврозов » не включалась с издания 1980 года. Термин « психоз » по-прежнему используется для обозначения таких состояний, как шизофрения, которые характеризуются странным поведением и убеждениями, заблуждениями и потерей контакта с реальностью.

    .

    Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) — Диагноз

    Если вы считаете, что у вас или вашего ребенка может быть синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), вы можете обсудить это с терапевтом.

    Если вы беспокоитесь о своем ребенке, может быть полезно поговорить с его учителями до посещения терапевта, чтобы узнать, есть ли у них какие-либо опасения по поводу поведения вашего ребенка.

    Врач общей практики не может официально диагностировать СДВГ, но он может обсудить с вами ваши опасения и направить вас для специализированной оценки, если это необходимо.

    Когда вы обратитесь к терапевту, он может спросить вас:

    • о ваших симптомах или о симптомах вашего ребенка
    • , когда эти симптомы начались
    • где симптомы проявляются — например, дома или в школе
    • , являются ли симптомы влияют на повседневную жизнь вас или вашего ребенка — например, если они затрудняют общение
    • , если в последнее время в вашей жизни или жизни вашего ребенка произошли какие-либо важные события, такие как смерть или развод в семье
    • , если есть семейная история СДВГ
    • о любых других проблемах или симптомах различных состояний здоровья, которые могут быть у вас или вашего ребенка

    Следующие шаги

    Если терапевт считает, что у вашего ребенка может быть СДВГ, он может сначала предложить период «бдительного ожидания» продолжительностью около 10 недель, чтобы увидеть, улучшатся ли симптомы вашего ребенка, останутся прежними или ухудшатся.

    Они также могут предложить начать групповую программу обучения или обучения родителей, ориентированную на СДВГ. Предлагаемая программа обучения и воспитания родителей не означает, что вы были плохим родителем — она ​​направлена ​​на то, чтобы научить вас, как помочь себе и своему ребенку.

    См. Лечение СДВГ для получения дополнительной информации.

    Если поведение вашего ребенка не улучшается, и вы и терапевт считаете, что это влияет на их повседневную жизнь, терапевт должен направить вас и вашего ребенка к специалисту для формальной оценки.

    Для взрослых с возможным СДВГ терапевт оценит ваши симптомы и может направить вас для обследования, если:

    • вам не диагностировали СДВГ в детстве, но ваши симптомы начались в детстве и продолжаются с
    • вашего симптомы не могут быть объяснены психическим заболеванием
    • ваши симптомы существенно влияют на вашу повседневную жизнь — например, если вы не успеваете на работе или находите сложные отношения в интимных отношениях

    Вас также могут направить к специалисту, если у вас был СДВГ в детстве или молодом человеке, и теперь ваши симптомы вызывают умеренное или тяжелое функциональное нарушение.

    Оценка

    Существует ряд различных специалистов, к которым вы или ваш ребенок можете обратиться для формальной оценки, в том числе:

    • детский или взрослый психиатр
    • педиатр — специалист по детскому здоровью
    • специалист по проблемам обучаемости , социальный работник или эрготерапевт, имеющий опыт работы с СДВГ

    Кого вас направят, зависит от вашего возраста и того, что доступно в вашем районе.

    Не существует простого теста, чтобы определить, есть ли у вас или вашего ребенка СДВГ, но ваш специалист может поставить точный диагноз после детальной оценки. Оценка может включать:

    • медицинский осмотр, который может помочь исключить другие возможные причины симптомов
    • серию интервью с вами или вашим ребенком
    • интервью или отчеты других значимых людей, таких как партнеры, родители и т. Д. Учителя

    Критерии постановки диагноза СДВГ у детей, подростков и взрослых изложены ниже.

    Диагностика у детей и подростков

    Диагностика СДВГ у детей зависит от набора строгих критериев. Чтобы поставить диагноз СДВГ, у вашего ребенка должно быть 6 или более симптомов невнимательности или 6 или более симптомов гиперактивности и импульсивности.

    Подробнее о симптомах СДВГ.

    Чтобы поставить диагноз СДВГ, у вашего ребенка также должны быть:

    • симптомы постоянно проявлялись в течение не менее 6 месяцев
    • начали проявлять симптомы до 12 лет
    • проявляли симптомы как минимум в двух различных условиях — для Например, дома и в школе, чтобы исключить возможность того, что поведение является просто реакцией на определенных учителей или на родительский контроль
    • симптомы, которые значительно усложняют их жизнь в социальном, академическом или профессиональном плане
    • не просто часть расстройства развития или трудной фазы, и не может быть лучше объяснена другим состоянием

    Диагностика у взрослых

    Диагностировать СДВГ у взрослых труднее, потому что есть некоторые разногласия относительно того, применим ли список симптомов, используемых для диагностики детей и подростков, к взрослым.

    В некоторых случаях взрослому человеку может быть поставлен диагноз СДВГ, если у него 5 или более симптомов невнимательности или 5 или более симптомов гиперактивности и импульсивности, перечисленных в диагностических критериях для детей с СДВГ.

    В рамках вашего обследования специалист спросит о ваших настоящих симптомах. Однако в соответствии с действующими диагностическими рекомендациями диагноз СДВГ у взрослых не может быть подтвержден, если ваши симптомы не присутствуют с детства.

    Если вам трудно вспомнить, были ли у вас проблемы в детстве или вам не диагностировали СДВГ в молодости, ваш специалист может захотеть посмотреть ваши старые школьные записи или поговорить с вашими родителями, учителями или кем-либо еще. кто хорошо знал вас, когда вы были ребенком.

    Для взрослого человека с диагнозом СДВГ его симптомы также должны оказывать умеренное влияние на различные области его жизни, например:

    • низкая успеваемость на работе или в образовании
    • опасное вождение
    • трудности с поиском друзей или поддержанием друзей
    • Проблемы в отношениях с партнерами

    Если ваши проблемы возникли недавно и не возникали регулярно в прошлом, считается, что вы страдаете СДВГ. Это потому, что в настоящее время считается, что СДВГ не может впервые развиться у взрослых.

    Последняя проверка страницы: 30 мая 2018 г.
    Срок следующей проверки: 30 мая 2021 г.

    .

    Что такое пограничное расстройство личности?

    Пограничное расстройство личности (ПРЛ) — это диагноз, который исторически трудно понять, и еще труднее успешно лечить. Симптомы, связанные с этим, представляют собой болезненное сочетание эмоционального потрясения, нестабильных отношений и саморазрушительного поведения, включая попытки самоубийства.

    Но новое понимание этого расстройства, ведущее к новым, более эффективным методам лечения, сделало прогноз для человека с ПРЛ намного более обнадеживающим.При правильной поддержке большинство людей с ПРЛ могут успешно научиться контролировать свои подавляющие эмоции, прекратить саморазрушительное поведение и улучшить свою жизнь.

    «Раньше получение диагноза ПРЛ казалось приговором к пожизненному заключению в страданиях», — сказал доктор Алек Миллер, эксперт по лечению подростков с ПРЛ. «Но исследования теперь показывают, что шансы на улучшение работы и даже отказ от диагностической маркировки очень высоки».

    Еще одним важным изменением является то, что ПРЛ теперь диагностируется и лечится у подростков.До недавнего времени специалисты в области психического здоровья неохотно сообщали диагноз лицам моложе 18 лет, несмотря на то, что симптомы проявлялись в подростковом возрасте или даже раньше. Теперь эксперты подчеркивают, что лечение ПРЛ как можно раньше приводит к лучшим долгосрочным результатам, а также снижает риск опасного или суицидального поведения.

    Что такое BPD?

    Эксперты называют ПРЛ биосоциальным расстройством , что означает, что оно начинается с биологической (или темпераментной) склонности, которая усугубляется социальной средой.Люди, у которых развивается ПРЛ, по темпераменту очень эмоционально чувствительны и реактивны, чувствуют вещи быстрее и сильнее, чем большинство людей. И как только возникает сильная эмоция, им требуется больше времени, чтобы вернуться к своей эмоциональной основе.

    ПРЛ развивается, когда один из этих эмоционально уязвимых людей сталкивается с окружающей средой, которая не подтверждает ее чувства, то есть признает их, заставляет ее чувствовать себя понятой и помогает ей справиться с ними. Во многих случаях дети, у которых развивается ПРЛ, подвергались жестокому обращению или игнорированию.Но расстройство также может возникать у детей, чьи любящие и доброжелательные родители преуменьшают или недооценивают их эмоциональные реакции, потому что они кажутся преувеличенными или неуместными.

    Отказ от того, что кажется чрезмерной реакцией, — довольно типичная реакция родителей. Но у детей с высокой реактивностью хроническое чувство непонимания или поддержки приводит к болезненному ощущению одиночества и разобщенности, объясняет доктор Блез Агирре. Д-р Агирре является основателем и медицинским директором 3East, континуума помощи с использованием диалектической поведенческой терапии (DBT) для лечения пограничного расстройства личности в больнице Маклина в Бостоне.Друзья и члены семьи не понимают, почему люди с ПРЛ так сильно реагируют на мелочи. Для доктора Агирре, автора книги Пограничное расстройство личности у подростков, ПРЛ — это что-то вроде аллергии на арахис; реакция может не быть типичной большинства людей, но она не менее реальна.

    Эмоциональная дисрегуляция

    Когда сильные чувства ребенка не подтверждаются взрослыми в ее жизни, ей становится трудно научиться управлять ими здоровым образом.Взрослые помогают нам назвать и определить, что мы чувствуем; успокаивая нас, они учат нас успокаивать и успокаивать себя.

    «Возьмите человека с чрезвычайно сильными, интенсивными эмоциями, которому постоянно говорят, что он слишком остро реагирует, он не должен чувствовать то, что чувствует», — объясняет доктор Джилл Эмануэль, клинический психолог и директор Центра расстройств настроения у детей. Институт разума. «В результате она не учится регулировать и модулировать свои эмоции. «

    Людей с ПРЛ часто переполняет сильный гнев и чувство покинутости, пустоты, стыда и ненависти к себе.

    Эти чувства имеют тенденцию дестабилизировать отношения у людей с ПРЛ, которые сверхчувствительны к социальным сигналам от других и с большей вероятностью, чем другие, интерпретируют вещи негативно. Незначительные пренебрежения — или вещи, ошибочно интерпретируемые как пренебрежение — рассматриваются как свидетельство отказа, а реакция может быть быстрой и интенсивной, вызывая разлад с друзьями, родителями, партнерами. Д-р Агирре объясняет, что они переходят от «Я люблю тебя» к «Я тебя ненавижу» в одно мгновение. Или они становятся настолько неистовыми, прося заверений в том, что их любят, — непрерывно переписываются, звонят, умоляют, цепляются — что отталкивают партнеров.

    Трещины с друзьями или расставания с партнерами часто становятся спусковым крючком для членовредительства или попыток самоубийства, отмечает он.

    Саморазрушительное поведение

    Почему ПРЛ приводит к саморазрушающему поведению?

    Без навыков более эффективного управления болезненными чувствами люди с ПРЛ часто находят нездоровые альтернативы, включая злоупотребление психоактивными веществами, рискованный секс, безрассудное стремление к острым ощущениям.

    Самоповреждение очень часто является одним из этих видов поведения: подростки используют такие вещи, как резание, царапание и вскрытие ран, чтобы облегчить эмоции, которые они считают невыносимыми.«На самом деле может работать как стратегия эмоциональной регуляции », — отмечает доктор Миллер, соучредитель и клинический директор компании Cognitive and Behavioral Consultants в Вестчестере и Нью-Йорке. «Проблема в том, что если это сработает, они с большей вероятностью воспользуются им снова, чтобы справиться с негативными эмоциями. Чтобы уменьшить самоповреждение, нам нужно признать, что он делает для них, и попытаться предложить им более безопасные стратегии замены ».

    Одно опасное заблуждение о ПРЛ состоит в том, что эмоциональная драма и саморазрушительное поведение, включая попытки самоубийства, являются манипулятивными мольбами о внимании.

    «Исторически люди с ПРЛ рассматривались как преднамеренно манипуляторы, — объясняет д-р Эмануэле, — которые прибегают к крайним мерам для получения вещей, обманывая окружающих их людей. Но это совсем не то. Эти люди испытывают сильную боль и чувствуют, что не могут получить то, что им нужно ».

    На самом деле, отмечает д-р Агирре, суицидальные чувства почти универсальны у людей с ПРЛ и отражают отчаянную потребность избежать крайних эмоциональных потрясений.

    Критерии диагностики ПРЛ

    Это критерии, которые специалисты в области психического здоровья используют для диагностики пограничного расстройства личности:

    1. Неистовые попытки избежать отказа, реального или воображаемого
    2. Образец нестабильных и интенсивных отношений
    3. Нестабильное Я -образ или самоощущение
    4. Опасная импульсивность, такая как небезопасные сексуальные контакты, злоупотребление психоактивными веществами
    5. Повторяющееся суицидальное поведение, жесты или угрозы, или поведение с нанесением себе увечий.
    6. Эмоциональная нестабильность из-за высокой реактивности
    7. Хроническое чувство пустоты
    8. Неуместный, сильный гнев или трудности с контролем гнева
    9. Преходящая паранойя, связанная со стрессом, или тяжелые диссоциативные симптомы

    Диагностика подростков

    В прошлом психические расстройства медицинские работники неохотно ставили диагноз ПРЛ кому-либо младше 18, хотя симптомы обычно развиваются в подростковом возрасте. Отчасти это произошло потому, что эмоциональная напряженность и импульсивное стремление к риску в некоторой степени характерны для самого подросткового возраста.Считалось, что типичное поведение подростков можно спутать с ПРЛ.

    Но даже если поведение выглядит похожим, причины его различны у типичных подростков и подростков с ПРЛ, отмечает доктор Агирре. Типичные подростки экспериментируют с алкоголем и сексом из любопытства и импульсивности, в то время как люди с ПРЛ используют их, чтобы избежать острых болезненных ощущений. Они могут искать сексуальных контактов, например, потому что чувствуют себя брошенными и жаждут близости, а не самого секса. Они могут пойти на опасный риск, потому что «в момент отчаяния необходимость изменить то, как они себя чувствуют, заставляет их поведение казаться правильным.

    Еще одна причина, по которой не диагностировали ПРЛ у подростков, заключалась в том, чтобы не навешивать на них ярлык тяжелого заболевания, которое плохо поддается лечению. Но по мере изменения картины лечения изменилось и отвращение к диагностике в подростковом возрасте. Одно крупное исследование под названием McLean Study of Adult Development, в котором наблюдались пациенты с ПРЛ в течение 12 лет, показало, что у 74 процентов участников не было активных симптомов через 6 лет, и только у 6 процентов возник рецидив в последующие 6 лет.

    Ведущий автор исследования Мэри Занарини начала называть пограничное расстройство личности «диагнозом с хорошим прогнозом», а те, кого лечат, пока они еще подростки, имеют еще более оптимистичные результаты.

    Почему важна ранняя диагностика

    Если под ПРЛ понимать недостаток навыков эмоциональной регуляции, важно как можно скорее привлечь к лечению человека, у которого развиваются симптомы, «до того, как проявятся модели дезадаптивного поведения. установить в. »

    Это особенно важно, поскольку молодые люди развивают свою идентичность и самоощущение, что невероятно сложно для молодых людей с симптомами ПРЛ. «Когда ваше окружение не отражает того, что вы пережили», -Агирре говорит: «Трудно понять, кто вы и каковы ваши ценности».

    Еще одна причина, по которой эксперты рекомендуют более раннюю диагностику ПРЛ, состоит в том, чтобы уменьшить неточность диагностики более распространенных расстройств, таких как СДВГ, депрессия и биполярное расстройство. Иногда это сопутствующие расстройства, но часто это неправильный диагноз. В результате этим подросткам назначают неэффективные лекарства, в том числе стабилизаторы настроения и нейролептики.

    «Я видел детей с ПРЛ, которые принимали обширные наркотические коктейли, потому что врачи не знали, что происходит», — добавляет д-р.Эмануэле. «Они просто следят за симптомами. И никакие лекарства не исправят инвалидность, которую чувствуют эти люди ».

    Пациенты с ПРЛ, поступающие в отделение доктора Агирре, часто приходят в «зомби-подобном» состоянии, — сообщает он, — потому что они принимают очень много лекарств. По его словам, после выписки половина из них вообще не принимает никаких лекарств.

    Лечение ПРЛ

    Существует ряд специализированных психотерапевтических методов, которые были разработаны для лечения ПРЛ, но золотой стандарт лечения — метод с наибольшими доказательствами его эффективности — называется диалектической поведенческой терапией или ДПТ.Причина, по которой его называют «диалектическим», заключается в том, что он включает две вещи, которые могут показаться противоположными, но обе важны: потребность в принятии и потребность в изменениях.

    Во-первых, чувства пациента должны быть подтверждены или приняты без осуждения, чтобы она научилась более эффективным способам управлять ими и реагировать на них.

    «По сути, это« я делаю все, что могу », с одной стороны, — объясняет доктор Миллер, — и в то же время« мне нужно работать лучше »с другой.

    Проверка, которая является первым шагом в DBT, означает признание и принятие чувств другого человека как реальных. Это не означает согласие с мыслями или чувствами. Когда люди чувствуют себя принятыми и понятыми, это оказывает успокаивающее действие и позволяет им овладеть навыками регулирования эмоций и выработать более безопасные и эффективные альтернативы саморазрушающему поведению, которое они использовали.

    «По сути, это подход, основанный на навыках, который гласит, что если бы наши пациенты могли чувствовать себя лучше, они бы так и сделали, но им не хватает навыков», — объясняет докторМиллер, автор книги Диалектическая поведенческая терапия с суицидными подростками . «Нам так легко сказать людям, чтобы они прекратили проблемное поведение, но лучше научить их новым навыкам».

    Навыки DBT очень эффективны для того, чтобы пациенты прекратили членовредительство и суицидальные поступки, отмечает доктор Агирре. Сложнее изменить ненависть к себе и ненависть к себе, которые могут сливаться с личностью пограничного человека.

    Он также отмечает, что доступность DBT и других методов лечения ПРЛ ограничена, а это означает, что многие подростки, которым необходимо лечение, не получают его.«Количество людей с проблемами регуляции эмоций превышает количество поставщиков ДПТ, — говорит он, — и мы знаем это, потому что уровень самоубийств среди подростков продолжает расти».

    Доктор Миллер подчеркивает безотлагательность привлечения подростков с ПРЛ к лечению: «Если вы броситесь лечиться, вы сможете стать очень успешным и высокофункциональным взрослым».

    Доктор Эмануэль добавляет, что видела, как многие пациенты значительно улучшили свою жизнь. «На протяжении многих лет я неоднократно видел, как DBT дает участникам надежду и реальность« жизни, достойной того, чтобы жить », — добавляет д-р.Эмануэль. «И это то, чего они не могли представить или испытать раньше».

    .

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о