Диагностика в старшей группе по развитию речи в: Диагностика развития речи детей старшего дошкольного возраста

Содержание

Учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) на тему: Диагностика уровня речевого развития детей старшей группы

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ  ДЕТЕЙ

ТЕМА: Исследование лексики и грамматического строя речи

СТАРШАЯ ГРУППА

1.Составление и называние  целого предмета из его частей.

   Назови по картинкам части тела: голова, ноги, руки, нос, грудь, живот, шея и др.

   Назови по картинкам части одежды: рукав, воротник, пуговица.

   Назови по картинкам части предметов мебели: спинка, ножка, сиденье.

   Назови по картинкам части автомобиля: дверца, колеса, руль, кабина.

Цель: Развитие высших психических функции мышления – внимания, анализ и синтез частей и целого.

Материал:  предметные картинки

Критерии: ребенок правильно называет и показывает части целого – 3 балла

                  допускает 1 – 2 ошибки – 2 балла

                  допускает 3 и более ошибки – 1 балл

2.  Назови, какой формы предметы: круглый, овальный, треугольный, квадратный, прямоугольный и т.д.

Цель: умение согласовывать прилагательные с существительными в единственном числе.

Материал:  предметные картинки

Критерии: ребенок правильно формы предметов  – 3 балла

                  допускает одну ошибку – 2 балла

                  допускает 2 ошибки – 1 балл

3. Много чего? Шар – шаров, стол — …, дом — …, береза — …, чашка — …, книга — …, дерево — …, лист — …, стул — …, мяч — …, ключ — …, карандаш…

Цель:  Выявить умение употреблять существительные в форме родительного падежа

         множественного  числа.

Материал: картинки с изображением  названных предметов

Критерии: ребенок правильно называет и показывает предметы – 3 балла

                   допускает одну ошибку – 2 балла

                  допускает 2 ошибки – 1 балл

4. Как назвать маленький предмет? Стол, мяч, дом, кровать, береза, кукла, ложка, шкаф, миска.

      Цель: Знание и умение употреблять существительные с уменьшительно – ласкательными

                 суффиксами.

Материал:  предметные картинки

Критерии: ребенок правильно назвал все предметы  – 3 балла

                 допускает одну ошибку – 2 балла

                  допускает 2 ошибки – 1 балл

5. Назови,  чьи это предметы. Хвост зайца –  …

                                                   Лапа медведя  — …

                                                   Шерсть волка — …

  Цель: Умение образовывать притяжательных прилагательных от существительных.

           /Чей? Чья? /

Материал: картинки

Критерии: ребенок правильно называет  – 3 балла

                  допускает одну ошибку – 2 балла

                  допускает 2 ошибки – 1 балл

6.Закончи предложение:

                Мы поехали в зоопарк /на чем?/ (метро)

                Моя сестра учится играть /на чем?/ (на пианино)

Цель: Умение пользоваться несклоняемыми существительными.

Материал: предметные картинки

Критерии: ребенок правильно заканчивает предложение  – 3 балла

                допускает одну ошибку – 2 балла

                  допускает 2 ошибки – 1 балл

7.Найди, покажи и расскажи. Где мама – белка и ее бельчата.

Цель: Понимание предложно – падежных конструкций с предлогами: В, НА, ЗА, ПОД.

Материал: картинки

Критерии: ребенок правильно образовывает существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами  – 3 балла

                  допускает одну ошибку – 2 балла

                  допускает 2 ошибки – 1 балл

8.Посмотри внимательно на картинки. Назови профессии тех, кто на ней изображен.

Цель: выявить знания детей о труде взрослых.

Материал: картинки с изображением строителя, продавца, учителя.

Критерии: ребенок правильно образовывает существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами  – 3 балла

                  допускает одну ошибку – 2 балла

                  допускает 2 ошибки – 1 балл

 9.Расскажи, где находится котенок.

Цель: Понимание предложно – падежных конструкций с предлогами: В, НА, ЗА, ПОД.

Материал: картинки

Критерии: ребенок правильно понимает значение предлогов : В, НА, ЗА, ПОД – 3 балла

                  допускает одну ошибку – 2 балла

                  допускает 2 ошибки – 1 балл

10. Закончи предложение: Один дом, два …

                                              Одна кукла, две …

                                              Один шар, два …

                                              Один жук, два …

Цель: умение детьми согласовывать существительные с числительными.

Материал: предметные картинки

Критерии: ребенок правильно  – 3 балла

                  допускает одну ошибку – 2 балла

                  допускает 2 ошибки – 1 балл

Инструкция к проведению:

 Перед каждым заданием  на стол выкладывается набор картинок подобранный к данному вопросу. 

1. Перед ребенком кладут карточки с изображением целого предмета и отдельных фрагментов, ребенку предлагается подобрать и назвать  части к целому.

2. Перед ребенком кладут поочередно карточки с  изображением различных предметов и предлагают  назвать части из которых состоит .

3. Перед ребенком кладут поочередно карточки с  изображением различных предметов и предлагают  ответить на вопрос.

4. Ребенку предлагается рассмотреть карточки и назвать изображенные на них предметы ласково.

5.Перед ребенком кладут карточки с изображением животных и частей тела , и предлагают назвать чьи это части .

6.Предложить ребенку закончить предложение.

7.Перед ребенком кладут карточки с изображением белки и бельчат, просят ребенка сказать, куда спрятались бельчата от мамы белки.

8.Попросить ребенка перечислить профессии на карточках и ответить на вопрос «Кто чем, занимается?»

9.Перед ребенком кладут карточки, просят ребенка рассказать, где находится котенок.

10.Предложить ребенку закончить предложение по картинке.

Итоговая оценка:

                             24 – 30 баллов – высокий уровень

                             14 – 23 баллов  — средний уровень

                             13 и менее баллов – низкий уровень

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему: Диагностический материал речевого обследования детей дошкольного возраста

Диагностический материал обследования

1. Методика Ф. Г. Даскаловой.

        Для проверки понятий значения слова детям предлагаются задания на определение – «Что такое…?» и «Что значит слово?» При диагностике используется специальный тест-словарь, состоящий из четырех субтестов для детей трех, четырех, пяти и шести лет. В него включаются имена существительные двух типов — конкретные и абстрактные. Количество абстрактных слов увеличивается в тестах, предназначенных для детей более старшего возраста. Перечни слов составлены на основе данных о 1000 слов, наиболее часто употребляемых в активной речи детьми дошкольного возраста, и 1000 существительных из семантического атласа Ч. Осгуда.

Список слов, включенных в тест-словарь

Отец                                                                                  Свобода

Сон                                                                                    Езда      

Сказка                                                                               Врач

Рыба                                                                                  Змея

Игра                                                                                   Девочка

Камень                                                                               Фрукты

Краска                                                                                Язык

Лошадь                                                                               Стул

Удочка                                                                                 Ухо

Облако                                                                                 Зуб                                                                            

Кошка                                                                                 Товарищ                                                                              

Встреча                                                                               Смерь

Огонь                                                                                    Деньги                                                                          

Сердце                                                                                  Удовлетворение

Хлеб                                                                                      Суп

Волосы                                                                                   Мир

Озеро                                                                                      Смех

Картина                                                                                   Боль

Работа                                                                                      Жара

Любовь                                                                                    Голод

        Правильный ответ на каждый вопрос условно оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов для трехлетних детей — 20, четырехлетних — 40, пятилетних — 60, шестилетних — 80. При необходимости можно вычислить оценочный коэффициент через соотношение между количеством баллов и количеством всех заданных слов. Если оценочный коэффициент приближается к 1, это говорит и о богатстве словаря, и об успешности овладения понятийным значением слов.

Для удобства подсчетов баллы переводятся следующим образом:

        1 балл – низкий уровень развития словаря;

        2 балла — средний уровень развития словаря;

        3 балла – высокий уровень развития словаря.

2. Диагностика лексического развития.

Автор: В.И. Яшина

Задание №1. Классификация понятий

        Материал: 30 картинок с изображением животных, одежды, фруктов, овощей, транспорта, игрушек. Педагог называет понятие, обозначающее группу картинок, просит испытуемого дать подробное определение понятия, а затем отобрать соответствующие картинки, например с изображением животных. В каждом задании подсчитывается количество правильных выборов картинок, каждый верный выбор оценивается одним баллом. Высшая оценка — 30 баллов.

Задание № 2. Подбор синонимов

        Проводится в форме игры «Скажи по-другому». Ребенку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слову слово, близкое по смыслу. Всего предъявляется 10 слов (хмурый, веселый, старый, большой, трусливый; идти, бежать, разговаривать, смеяться, плакать).

        Высшая оценка — 10 баллов.

        1 балл — если подобранное слово является синонимом названного;

        0 баллов — если подобранное слово не соответствует семантическому полю заданного.

Задание № 3. Подбор определений

Автор: Н.И. Гуткина

        Проводится в форме игры в слова. Предлагается придумать к названному слову как можно больше определений. Предъявляется 5 слов: платье, береза, девочка, яблоко, лиса («Платье. Какое оно? Как про него можно сказать? Каким оно может быть`?»).

        Высшая оценка — 10 баллов.

        2 балла — если придумано более 3 слов.

        1 балл — если придумано менее 3 слов.

        0 баллов – если ответ отсутствует или не соответствует семантическому полю предъявляемого слова.

        После выполнения всех трех заданий подсчитывается суммарная оценка.

        Высшая оценка — 50 баллов — соответствует высокому уровню.

        32-49 баллов – старшему.

        Менее 32 баллов — низкому уровню лексического развития детей.

        Для удобства подсчетов баллы переводятся следующим образом:

        1 балл – низкий уровень развития словаря;

        2 балла — средний уровень развития словаря;

        3 балла – высокий уровень развития словаря.

        3. Проверка словарного запаса (на уровне слов)

        Инструкция испытуемому: «Мы сейчас вспомним всевозможные предметы одежды. Подумаем, что можно надеть. Подумай хорошенько. Назови то, что могут надеть мужичины, женщины и дети — летом и зимой — днем и ночью — начиная с головы и кончая ногами».

        Первая часть инструкции произносится обычно, а начиная со слов «назови то, что могут надеть…» артикуляция становится очень четкой.         Экспериментатор говорит медленно, выделенные слова подчеркивает голосом (тире соответствуют коротким паузам). При произнесении последних слов взрослый делает движение рукой, указывая сначала на голову, потом на тело и на ноги.

        Если ребенок не начинает говорить, то можно повторить просьбу: «Назови то, что могут надеть…» Когда испытуемый при перечислении предметов одежды делает более продолжительную паузу, потому что не знает больше слов, экспериментатор помогает ему вопросом: «Что еще надевают?» Формулировка «что еще» особенно хорошо подходит для побуждения ребенка. Можно повторить и слова: мужчины, женщины и дети и спустя некоторое время -летом и зимой и т. д. В случае необходимости задание после 1,5-3 мин можно повторить еще раз.

        Дли перечисления слов испытуемому дается 3 мин. Экспериментатор записывает все, что говорит ребенок. При оценке учитываются все названные ребенком предметы одежды. Повторенные и не относящиеся к теме «Одежда» слова (платяной шкаф, скатерть и др.) при подсчете общего количества названных слов не учитываются. Но они указывают на особенности развития: частые повторения могут свидетельствовать о недостаточной сосредоточенности; неадекватные, не относящиеся к теме слова свидетельствуют о том, что ребенок не может сосредоточиться, чтобы выстроить ассоциативный ряд (нарушается логика).

        Если ребенок сначала называет слово шапка, а потом шапка-ушанка, то это считается двумя разными словами. Как одно слово оценивается, если ребенок говорит красная шапка, голубая шапка. В некоторых случаях ребенок говорит верхняя и нижняя одежда и потом молчит. Тогда экспериментатор спрашивает: «А что относится к верхней и нижней одежде?» Некоторые дети не могут назвать ни одного предмета одежды, а начинают рассказывать, например, следующее: «Мама купила мне ботинки, а потом мы пошли есть мороженое» или: «У меня есть короткие штаны и длинные голубые, и еще коричневые». В этом случае экспериментатор останавливает ребенка и дружески обращается к нему со словами: «Назови мне быстро все, что можно надеть». Иногда ребенок во время перечисления предметов одежды называет совершенно неадекватные предметы, например автомобиль. И в этом случае взрослый повторяет ребенку, что он должен называть только предметы одежды.

        Словарный запас оценивается следующим образом. Для детей старшей группы детского сада неудовлетворительным считается результат, если названо 8 или меньше слов. Для первоклассников неудовлетворительный результат при 11 и менее словах.

        При оценке необходимо учитывать разный возраст ребят в пределах одной группы. Так, если в старшей группе детского сада ребенок в возрасте 5 лет 4 мес называет 10 предметов одежды, то этот результат оценивается выше, чем тот же результат у ребенка той же группы, но в возрасте 6 лет 1 мес.

        Для удобства подсчетов баллы переводятся следующим образом:

        1 балл – низкий уровень развития словаря;

        2 балла — средний уровень развития словаря;

        3 балла – высокий уровень развития словаря.

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему: Педагогическое обследование уровня речевого развития детей шестого года жизни

Образовательная область «Речевое развитие»

Диагностика уровня речевого развития детей шестого года жизни

Методика М.П. Злобенко

Связная речь

Цель:  выявить уровень сформированности у детей связной речи, умение ребёнка отвечать на вопросы взрослого, используя  практически  все части речи, простые  предложения, предложения с однородными членами.

Задание 1. Рассматривание и описание сюжетной картинки.

• Используется  картинка «Работа в огороде»

Ребёнку предлагается сюжетная картинка.

— Рассмотри внимательно картинку и составь по ней рассказ.

— Кто нарисован на картинке? — В какое время года это происходит? — Где находятся ребята, и чем они занимаются? — Как ты думаешь, для чего они ставят пугало?

Оценка:

3 балла — рассказ по картинке ребёнок составил  самостоятельно, без нарушения лексико-грамматических норм (не нарушен  порядок слов в предложении,  использованы правильные грамматические конструкции).

2 балла — рассказ составлен с помощью педагога (акцентирование внимания на элементах сюжета; подсказки, наводящие вопросы).

1 балл  — рассказ составлен по наводящим вопросам с помощью педагога. Наблюдается бедность и однообразие употребляемых языковых средств, нарушения структуры предложения.

0 баллов — выполнение задания недоступно ребёнку.

Задание 2.  Пересказ небольшого  рассказа без наглядной опоры.

Инструкция: «Послушай, я тебе расскажу историю  про мальчика, а ты постарайся запомнить и пересказать её.

Рыбалка

Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошёл к реке. Сел Илюша на берегу реки и  закинул удочку. Мальчик  наловил много рыбы, и мама сварила  ему вкусную уху».

Оценка:

3 балла — ребёнок пересказ составил самостоятельно, без нарушения последовательности.

2 балла — пересказ составлен с незначительной помощью педагога (побуждение, стимулирующие вопросы).

1 балл — пересказ составлен по наводящим вопросам.

0 баллов — пересказ недоступен ребёнку.

Задание 3.  Составление рассказа-описания.

На усмотрение педагога ребёнку демонстрируется игрушка (машина или кукла).

Инструкция: «Рассмотри внимательно эту игрушку и расскажи о ней».

– Что это? (Кукла.) — Какая она? (большая, маленькая, красивая и т. д.)  — Что есть у куклы, какие части тела? (Голова, туловище, руки, ноги, на голове темные волосы, голубые глаза.) — Во что одета кукла? (В красное платье, с красивым воротником. белые носочки, а на ногах у нее красные туфельки.) -Как можно играть с куклой? (Куклу можно напоить чаем, покатать в коляске и т. д.)

Оценка:

3 балла — ответы ребёнка четко соответствуют поставленным вопросам.

2 балла — описание ребёнок составляет с помощью педагога (наводящие вопросы), отвечает не всегда.

1 балл — описание составлено по подсказкам педагога (ребёнок договаривает начатую педагогом фразу).

0 баллов — выполнение задания недоступно ребёнку.

Формирование словаря

Цель: выявить уровень сформированности у детей словаря, владение обобщающими понятиями; умение называть части и детали предметов, употреблять в активе различные части речи.

Задание 1. Обобщающие понятия. Номинативный словарь.

Ребёнку предлагается назвать предметы одним словом (по картинкам).

— Стол, стул, шкаф, что это? (Мебель.) — А какие предметы мебели ты знаешь ещё? (Кровать,  диван, сервант  и т. д.)

— Яблоко, банан, апельсин, что это? (Фрукты.) — Какие фрукты ты ещё знаешь?

— Автобус самолёт, лодка, что это? — Какой транспорт ты можешь ещё назвать?

— Огурец, кабачок, морковь, что это? — Какие ты ещё знаешь овощи?

• На усмотрение педагога проверяются обобщающие  понятия «мебель», «овощи», «фрукты».

Оценка:

3 балла — ребёнок самостоятельно называет обобщающие слова и добавляет к названной группе 2-3 предмета.

2 балла — ребёнок при ответе пользуется помощью взрослого, обобщающие понятия называет не все.

1 балл — отвечает только с помощью взрослого, договаривает начатое им слово.

0 баллов — выполнение задания недоступно ребёнку.

Задание 2. Называние деталей  и  частей предмета  (с наглядной опорой)

— Что это у тебя? (Шея,  живот, ноготь, колено, грудь,  воротник, пуговица, рукав.)

Оценка:

3 балла — ребёнок называет части предъявляемых предметов самостоятельно.

2 балла — называет частично, заменяя сходными по значению.

1 балл — называет только с помощью взрослого, при ответе затрудняется.

0 баллов — выполнение задания недоступно ребёнку.

Задание 3. Предикативный словарь, игра «Кто, что делает?»

Ребёнку предъявляется поочерёдно набор картинок. Педагог предлагает ребёнку ответить на вопросы.

— Как передвигаются птицы? (Летают.) — Как передвигаются рыбы? (Плавают.) — Как передвигаются змеи? — Как передвигаются лягушки? — Как передвигается человек?

— Кошка мяукает, а собака что делает? — Как подаёт голос корова? — Как подаёт голос петух?

Оценка:

3 балла — ребёнок называет действия самостоятельно.

2 балла — называет действия частично, заменяет сходными по значению (спит — отдыхает).

1 балл — называет только с помощью взрослого, при ответе затрудняется.

0 баллов — выполнение задания недоступно ребёнку.

Задание 4. Качественный словарь. Антонимы.

Игра «Подскажи словечко» (по предъявлению картинок).

— Волк злой, а бабушка (какая?)… добрая.

— Доска шершавая, а камень (какой?)… гладкий.

— Дедушка старый, а папа (какой?)… молодой.

— Кирпич тяжелый, а перышко (какое?)… лёгкое.

— Если дом сделан из кирпича, то он (какой?)…кирпичный.

— Шапку сшили из меха, значит, она (какая?)… меховая.

— Днём светло, а ночью… темно.

— Летом жарко, а зимой… холодно

Грамматический строй речи

Цель: выявить умения детей образовывать и использовать в речи существительные в единственном и множественном числе, согласуя их при этом в роде и падеже; употреблять в активной речи  простые и сложные предлоги в рамках изученных лексических тем.

Задание 1. Падежные формы существительных

Именительный падеж, множественное число

Ребёнку демонстрируются картинки (один предмет и несколько предметов).- Посмотри, здесь нарисован лист, а здесь … (листья).-Здесь нарисован (глаз), а здесь … (глаза).- Здесь нарисован (козлёнок), а здесь … (козлята).- Здесь нарисован (воробей), а здесь … (воробьи) — Здесь нарисовано (ухо), а здесь … (уши).

Родительный падеж, множественное число

Ребёнку предлагаются картинки, на которых изображено большое количество предметов.

— На этой картинке много чего?… (Много лисят.) -А на этой картинке много? … (Медвежат.)

-На этой картинке много чего? … (Вилок.) — А на этой картинке много? … (Яблок.)

Задание 2. Употребление предложно-падежных конструкций

• Данное задание  выполняется по картинкам или по демонстрации действий с предметами.

Педагог предлагает ребенку рассмотреть внимательно картинку.

• В случае затруднения задаётся следующий вопрос:

— Около чего сидит кошка? (Около дома).

— Где растет ёлка? (Елка растет за домом.)

• В случае затруднения задаётся следующий вопрос:

— Перед чем гуляет кошка? (Перед домом.)

Задание 3. Согласование.

Согласование числительного с существительным

Ребёнку предлагается набор картинок, где предметы нарисованы в количестве 2 и 5.

— Что нарисовано на картинке? (Мячи.) — Сколько их здесь? (Два мяча.) А сколько их здесь? (Пять мячей.)

— Сколько тут роз? (Две розы.) А здесь? (Пять роз.)

— Сколько на картинке яблок? (Два яблока.) А на этой  картинке? (Пять яблок.)

Согласование  прилагательного  с  существительным среднего рода

Ребёнку предлагается картинка, где нарисовано одно пальто и несколько красных пальто.

— Что ты видишь на картинке? (Пальто.)  

— А здесь что ты видишь? (Красные пальто.)

Согласование прилагательного с существительным в падеже (В. п. и Т. п.).

Работа проводится по картинкам: красная роза, белый  кролик и предметам: красный карандаш, синяя ручка.

— Какая  по цвету роза на картинке? (Красная роза.) — Какую розу ты видишь? (Я вижу красную розу.)

— Какой по цвету кролик на картинке? (Белый кролик.) — Какого кролика ты видишь? (Я вижу белого кролика.)

Ребёнку предлагаются предметы.

— Вот тебе карандаш. Какого он цвета? (Красного цвета.) — Каким карандашом ты будешь рисовать? (Я буду рисовать красным карандашом.)

— Вот тебе ручка. Какой по цвету ручкой ты будешь писать?(Я буду писать синей ручкой.)

Оценка :

3 балла — ребёнок правильно и самостоятельно согласует существительные с прилагательными, образует формы существительных, согласовывая в заданном роде, числе, падеже, в рамках программных требований, правильно употребляет все перечисленные предложно-падежные конструкции.

2 балла — затрудняется в согласовании, образовании и употреблении  форм  существительных,  образовании предложно-падежных конструкций, допускает единичные ошибки.

1 балл — затрудняется в самостоятельном  согласовании, образовании  и употреблении форм существительных, образовании предложно-падежных конструкций, допускает множество ошибок.

0 баллов — выполнение задания недоступно ребёнку.

Словообразование

Задание 1. Образование  существительных уменьшительно-ласкательными суффиксами

• Возможно по предъявлению картинок или без  наглядной опоры.

— Давай  представим, что мы  попали в страну Лилипутию.

— Если у нас это стол, то у лилипутиков  … столик.

— Если у нас забор, то у лилипутиков …  заборчик.

-Если у нас ведро, то у лилипутиков … ведёрко.

— Если у нас это сапог, то у лилипутиков … сапожок.

-Если у нас это окно, то у лилипутиков … окошечко.

Задание 2. Образование существительных по аналогии со знакомыми словами

Педагог  предлагает  ребёнку  подумать  и ответить  на вопросы:

— Посуда, в которой лежит сахар, называется… сахарница.

— Посуда, в которую мы кладём салат, называется… салатница.

Задание 3. Образование приставочных глаголов (вы-, при-, за-)

Ребёнку предъявляется набор картинок.  

Мальчик из дома… вышел. Мальчик из садика домой… пришёл.

Если пуговица оторвалась, её надо… пришить. Если порвалась рубашка, её надо… зашить.

Оценка:

3 балла — ребёнок справляется, самостоятельно и правильно образует уменьшительно-ласкательную форму существительных и приставочных глаголов.

2 балла — допускает единичные ошибки.

1 балл — допускает множество ошибок при образовании.

0 баллов — выполнение задания недоступно ребёнку.

Звуковая культура речи

Задание 1. Выделение ударного гласного в слове

— Послушай и скажи, какой первый звук в слове: утка — (У), Аня — (А), Оля — (О), ива — (И).

Оценка:

3 балла — ребёнок  самостоятельно и  правильно  выделяет звуки в словах.

2 балла — допускает единичные ошибки,  при повторном предъявлении слова отвечает верно.

1 балл — допускает множество ошибок, самостоятельно не может выделить звук, даже после многократного повторения и выделения голосом.

0 баллов — выполнение задания недоступно ребёнку.

Педагогическое  обследования уровня сформированности  речевых умений и навыков

Фамилия, имя ребенка

Связная речь

Словарный запас

Грамматический строй речи

Форма общения с взрослыми

и сверстниками

Владение культурой общения

Кол-во баллов

Уровень

Зад.1

Зад.2

Зад.3

Зад.1

Зад.2

Зад.3

Зад.4

Зад.1

Зад.2

Зад.3

Зад.4

Высокий уровень  развития — от 35 до  39 баллов

Средний уровень развития  — от 22 до 34 баллов

Низкий уровень развития – ниже 22 баллов

Распределение баллов по степени соответствия достижения ребенком планируемых результатов определенному уровню

Высокий уровень   (от 35 до  39 баллов) – Речь чистая, правильная; ребенок не испытывает затруднения в произношении отдельных звуков, регулирует силу голоса. В построении предложений не затрудняется, грамматические ошибки редки. Устанавливает продуктивные контакты с взрослыми и сверстниками, дифференцированно использует вербальные и невербальные средства общения в разных ситуациях, обладает выразительной речью, мимикой, пантомимикой. Аргументирует суждения и пользуется формой речи – доказательства. Доброжелателен, умеет самостоятельно разрешать конфликтные ситуации, изменяет стиль общения с взрослыми и сверстниками в зависимости от ситуации. Осознанно выполняет правила культуры общения с взрослыми и сверстниками.

Средний уровень  (от 22  до 34 баллов) – Словарный запас недостаточный, испытывает некоторые затруднения в звукопроизношении.  Допускает отдельные грамматические ошибки; затрудняется в установлении связей, поэтому допускает содержательные и смысловые ошибки в пересказах, в самостоятельных рассказах; при рассказывании требует помощи взрослого. В творческом рассказывании недостаточно самостоятелен; затрудняется в аргументировании суждений. Речь, мимика, пантомимика недостаточно выразительны. Использует стереотипные формы речевого этикета, не всегда проявляет уважение и внимание к собеседнику.

Низкий уровень (ниже 22 баллов) – Словарный запас беден,  допускает грубые грамматические ошибки. Речь не развернута, фрагментарна. Испытывает  затруднения в звукопроизношении, испытывает затруднения в контактах с взрослыми и сверстниками, использует небольшой арсенал вербальных и невербальных средств общения, наиболее успешно общается в привычной обстановке.  Мимические средства невыразительны. Общение проявляется как веселая беготня, крики, прыжки. Нередко нарушает правила поведения, подчиняясь своим потребностям, желаниям, не может оценить выполнение правил другими людьми.  Нуждается в постоянном контроле со стороны взрослого.

Методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме: диагностика состояня речи в старшей группе детского сада

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе детского сада «Пересказ сказки «Хитрый козел»

Тезисы,програмное содержание,материалы для занятия,конспект….

конспект занятия по развитию речи в старшей группе детского сада

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе .Тема: ВеснаПрограммное содержание: -продолжать учить детей  составлять предложения по картинкам;            …

Интегрированное занятие по ознакомлению с природой и развитию речи в старшей группе детского сада по лексической теме «Овощи и фрукты»

Программное содержание. Закреплять знания детей об овощах и фруктах: где растут, способы уборки, как употребляют в пищу, чем полезны. Упражнять в употреблении глаголов действия. Закреплять умение с…

«Стоит в поле теремок…»цикл конспектов занятий по развитию речи в старшей группе детского сада

Среди многих важных задачь воспитания и обучения детей дошкрльного возроста в детском саду обучения родному языку, развитие речи, речегого общения — одна из главных. По моему мнению, важнейшим условие…

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе детского сада

[[{«type»:»media»,»view_mode»:»media_large»,»fid»:»3989186″,»attributes»:{«alt»:»»,»class»:»media-image»,»height»:»480″,»width»:»349″}}]]…

К О Н С П Е К Т интегрированного занятия по ознакомлению с природой и развитию речи в старшей группе детского сада «Перелётные птицы»

Дать детям общее представление о многообразии перелётных птиц, уточнить названия часто встречающихся перелётных птиц, их особенности. Выделить существенные различия; закрепить представления о пользе п…

Коспект по развитию речи в старшей группе детского сада с использованием ЭОР. Тема: «Весна».

Конспект по развитию речи в старшей группе детского сада с использованием ЭОР. Тема: «Весна»…

Методическая разработка на тему: Диагностика звуковой культуры речи (старший дошкольный возраст)

для детей среднего

дошкольного возраста

с фонетико – фонематическими

нарушениями речи

 учитель-логопед МБДОУ «Детский сад

комбинированного вида №51»

Альвухина Татьяна Викторовна

Введение

Звуковая культура речи – понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию. Поэтому работа ведется в двух направлениях:

—  Развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, голосового аппарата, речевого дыхания) и на этой основе формирование произношение звуков, слов, четкой артикуляции.

—  развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха, основными компонентами которого являются фонематический, звуковысотный, ритмический слух).

В начале учебного года проводится  обследование звукопроизношения. Результаты обследования фиксируются в таблице (№1). Отмечается не только та группа звуков, которая  нарушена, но  и характер, и уровень нарушения.

Для обследования произношения используются общепринятые в логопедии методики.

Далее  заполняется «Экран звукопроизношения» (№2). Он отражает наличие речевых трудностей детей и динамику развития звукопроизносительной стороны каждого ребенка. Контрольные срезы проводятся 4 раза в год:

  • сентябрь,
  • декабрь,
  • март
  • июнь.

Обследование звуковой культуры речи ребенка в целом проходит в начале и в конце года. Результаты диагностики детей заносятся в таблицу (№3)

Методика обследования звуковой культуры речи.

  1. Изучение состояния подвижность артикуляционного аппарата:

Детям предлагается выполнить артикуляционные упражнения.

— «Часики»

— «Качели»

— «Горка»

— «Чашечка»

— «Лошадка».

За каждое правильно выполненное  упражнение ребенок получает 1 балл (фишку), далее баллы суммируются и заносятся в таблицу № 3, графа № 1  

Максимальное количество баллов – 5

  1. Изучение состояния звукопроизношения.

Графа № 2 , таблицы № 3 заполняется по результатам обследования

звукопроизношения (таблица №1, №2).

5 баллов – произношение соответствует норме

4 балла – нарушено произношение 1- 2 звуков

3 балла – нарушено произношение  4 -6 звуков

2 балла – нарушено произношение 6 – 10 звуков

1 балл – нарушено произношение всех групп звуков.

Максимальное количество баллов – 5

  1. Изучение состояния фонетического слуха.
  • Дифференциация звуков.

Ребенку предлагают рассмотреть картинки и показать :

— кашка – каска

— мишка – миска

— коза – коса

— усы – уши

— дом – том

— вата – фото

— лук – люк

  • Повторение слоговых рядов

та – да — та                ка – га – ха     па – ба  – ба

том – дом – ком       кот – год – кот

0 баллов – ребенок отказывается выполнять оба задания

1 балл – ребенок выполняет  задания с многочисленными ошибками

2 балла – ребенок выполняет одно из заданий с незначительными ошибками

3 балла – ребенок выполняет правильно одно из заданий.

4 балла – ребенок выполняет задания с незначительными ошибками

5 баллов – ребенок выполняет задания правильно.

Баллы заносятся в таблицу № 3, графа № 3  

Максимальное количество баллов – 5

  1. Ритмический слух.

Ребенку предлагают прохлопать ритмический рисунок:

  • I       I      I
  • I       II     I
  • II      II
  • II      I     II    I
  • III    III

За каждое правильно выполненное  упражнение ребенок получает 1 балл (фишку), далее баллы суммируются и заносятся в таблицу № 3, графа № 4  

Максимальное количество баллов – 5

 

  1. Фонематическое восприятие.
  • Хлопни в ладошки, если услышишь слово со звуком «М» (С, Ш, Л, Р)
  • Найди картинку со звуком «М» (Т, К ,Ш Л, Р)
  • Угадай, где спрятался звук «Ш» в слове (начало, середина, конец)
  • Какой первый звук ты слышишь в слове? (Азбука, утка, Оля, Мама, Папа)
  • Какой последний звук ты слышишь в слове? (Пух, кот, сом)

За каждое правильно выполненное  упражнение ребенок получает 1 балл (фишку),   баллы суммируются  и  заносятся в таблицу № 3, графа № 5

Максимальное количество баллов – 5

Обработка и интерпретация  результатов.

После выполнения всех заданий баллы суммируются и определяется уровень состояния звуковой культуры речи ребенка.

  • От    1 до  5      баллов          – низкий уровень
  • От 6 до  9 баллов                  – ниже среднего уровня
  • От     10  до 16    балов         – средний уровень
  • От 17 до  21 баллов              – выше среднего уровня
  • От   22    до  25   баллов       – высокий уровень

ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица № 1

Обследование произношения ребенка

Фамилия, имя ребенка  ____________________________________________

Дата рождения              _____________________________________________

Диагноз                          _____________________________________________

Дата обследования

Звуки

Характер произношения звуков

Начало года

Конец года

Изолиров.

В словах

Во фразах

Изолиров.

В словах

Во фразах

Б-П-М

В-Ф

Д-Т-Н

К-Г-Х

Й

С

Сь

З

Зь

Ц

Ш

Ж

Щ

Ч

Ль

Л

Р

Рь

                                                                                         

Таблица № 2

Экран звукопроизношения.

Фамилия, имя

ребенка.

Диагноз

            Сентябрь

                 Декабрь

                    Март

                Июнь

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

   

             —  ребенок не произносит звука                                  И –  ребенок произносит звук только изолированно

       

              —  этап автоматизации звука                                     —  звук в норме

                                                                                                                                                                                                                        Таблица №3

Диагностическая карта

«Состояние звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста с ФФНР»

Методическая разработка (старшая группа) по теме: Диагностика по ФГОС по Вераксе в старшей группе

                   ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

детей старшей группы «Сказка»

детского сада № 95 ОАО «РЖД»

(индивидуальные карты развития детей)

2017-2018 учебный год

                                                                                                 Заведующая                          Степанова С.В.

                                                                                            Старший воспитатель         Козина Н.Г.

                                                                                                 Воспитатель                          Фёдорова Г.В.

                                                                                     Дата заполнения: Сентябрь 2017г.

                                                                                                            Май 2018г.    

Цель и задачи диагностической работы

Диагностическая работа направлена на то, чтобы, с одной стороны, изучить особенности самой деятельности в том виде, как они формируются в образовательном процессе, а с другой изучить специфику формирования в разных видах детской деятельности базовых личностных качеств.

Цель диагностической работы — изучение качественных показателей достижений детей, складывающихся в целесообразно организованных образовательных условиях.

 Задачи:

1.    Изучить продвижение ребенка в освоении универсальных видов детской деятельности.

2.    Составить объективное и информативное представление об индивидуальной траектории развития каждого воспитанника.

3.    Собрать фактические данные для обеспечения мониторинговой процедуры, которые отражают освоение ребенком образовательных областей и выражаются в параметрах его развития.

4.    Обеспечить контроль за решением образовательных задач, что дает возможность более полно и целенаправленно использовать методические ресурсы образовательного процесса.

Диагностический материал включает два блока:

1)    Диагностика освоения ребенком универсальных видов детской деятельности;

2)    Диагностика развития базовых личностных качеств.

Структура первого блока соответствует структуре примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы». Диагностические методики распределены по пяти  направлениям «Физическое развитие», «Социально — коммуникативное развитие», «Познавательно развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», определенным Программой, и обеспечиваются процедурами как педагогической, так и психологической диагностики.

Побуждения оцениваются по критериям:

4 —  устойчивые: проявляются стабильно, вызывают инициативную активность;

3-    неустойчивые: проявляются достаточно часто, но вызывают активность, которая быстро угасает, и ребенок переключается на другие занятия;

2 —    ситуативные: побуждения, продиктованные конкретной внешней ситуацией, спонтанные стремления;

1 —    не проявляет.

Знания, представления оцениваются по критериям:

4 —    четкие, содержательные, системные;

3 —    четкие, краткие;

2 —    отрывочные, фрагментарные;

1-    не оформлены.

Умения, навыки оцениваются по критериям:

4 —    выполняет самостоятельно;

3 —    выполняет с помощью взрослого;

2 —    выполняет в общей со взрослым деятельности;

1 —    не выполняет.

Критерии вносят в диагностические карты.

под цифрой  1- начало года

под цифрой 2 – конец года. 

«Речевое развитие»

   Развивающая речевая среда. 

Любит рассматривать изделия народных промыслов, мини-коллекции (открытки, марки, монеты, наборы игрушек, выполненных из определенного материала), иллюстрированные книги (в том числе знакомые сказки с рисунками разных художников), открытки, фотографии с достопримечательностями родного края, Москвы, репродукции картин (в том числе из жизни дореволюционной России).

   Делает попытки делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации (телепередача, рассказ близкого человека, посещение выставки, детского спектакля и т. д.).

   В повседневной жизни, в играх использует  формы выражения вежливости (попросить прощения, извиниться, поблагодарить, сделать комплимент).

  Умеет решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.

   Формирование словаря. Знает  существительные, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду.

   Умеет подбирать существительные к прилагательному (белый — снег, сахар, мел), слов со сходным значением (шалун — озорник — проказник), с противоположным значением (слабый — сильный, пасмурно — солнечно).

Употребляет слова в точном соответствии со смыслом.

   Звуковая культура речи.  Правильно, отчетливо произносит звуки. Умеет различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с — з, с — ц, ш — ж, ч — ц,

с — ш, ж — з, л — р.

   Умеет определять место звука в слове (начало, середина, конец).

      Грамматический строй речи. Умеет согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (пять груш, трое ребят) и прилагательные с существительными (лягушка — зеленое брюшко). Замечает неправильную постановку ударения в слове, ошибку в чередовании согласных, самостоятельно ее исправляет.

   Знает разные способами образования слов (сахарница, хлебница; масленка, солонка; воспитатель, учитель, строитель).

   умеет образовывать однокоренные  слова (медведь — медведица — медвежонок — медвежья), в том числе глаголов с приставками (забежал — выбежал — перебежал).

Правильно употребляет существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные.

   Умеет составлять по образцу простые и сложные предложения.

   Умеет пользоваться прямой и косвенной речью.

   Связная речь. Умеет поддерживать беседу.

   Делает попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

   Умеет  связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.

   Умеет (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.

 Умеет составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам.

   Умеет составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.

     

                                       Образовательная область «Речевое     развитие»

Фамилия, имя ребенка

Формирование

словаря

Грамматический строй речи

Художественная

литература

Связная речь

Звуковая культура речи

Развивающая речевая среда

Итоговые

показатели

  1               2  

  1                  2  

  1               2  

  1               2  

  1            2  

  1               2  

1               2

1.Акопова Марианна

2.Асланова Сафина

4

3

4

4

4

4

3.8

3.Афонин Александр

2

2

2

2

2

3

2.1

4.Беловодченко Ульяна

3

2

4

2

2

4

2.8

5.Благодарная Арина        

3

2

3

3

2

3

2.6

6.Быкова Кира

4

4

4

4

4

4

4

7.Демура Виталий

3

2

2

2

2

3

2.1

8.Димтриади Георгий

4

4

4

4

4

4

4

9.Звягинцев Владимир

2

2

2

2

2

3

2.1

10.Земляк Аксинья

4

4

4

3

3

3

3.5

11.Иасешвили Карина

4

4

4

4

4

4

4

12.Кондрашов Андрей

1

1

1

1

1

2

1.1

13.Куцков Михаил      

3

3

3

2

2

3

2.6

14.Ламшукова Милана

4

4

4

4

4

4

4

15.Леонов Сергей

4

4

Проблемы речевого развития дошкольников

Библиографическое описание:

Холмирзаева, С. Р. Проблемы речевого развития дошкольников / С. Р. Холмирзаева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 25 (315). — С. 430-432. — URL: https://moluch.ru/archive/315/71650/ (дата обращения: 20.10.2020).

Взаимодействие с другими людьми

В статье анализируется комплексное развитие дошкольников и формирование у них безупречной речи.

Ключевые слова: рассказывание историй, интерактивные и развивающие игры, развитие речи

В данной статье анализируется всестороннее развитие детей дошкольного возраста и развитие их совершенной речи.

Ключевые слова: повествование, интерактивные и развивающие игры, развитие речи

В настоящее время при доминировании компьютерных технологий у детей, похоже, есть все необходимое для развития: компьютеры, телефоны, планшеты, интерактивные и развивающие игры.Однако воспитатели детских садов замечают, что сегодня дети часто очень поздно начинают говорить, а у некоторых даже есть дефекты речи. В чем проблема? Казалось бы, ребенок наоборот должен активно развиваться со всеми этими нововведениями. Кто-то считает, что во всем виновата окружающая среда, кто-то винит в этом родителей, которые не могут купить своему ребенку все, что ему нужно. Что бы ни случилось с нашими детьми, что бы с ними ни случилось, их родители несут прямую или косвенную ответственность.Особенно если речь идет о маленьком ребенке. Ведь именно родители знакомят малыша с этим миром. Для того, чтобы ему было комфортно в нем, они должны сделать все возможное.

Однако проблема в том, что родители сегодня слишком заняты на работе. Поэтому они не могут уделять своим детям должного внимания. Для формирования речи у малыша просто нужно постоянно с ним общаться. Современные педагоги и психологи советуют разговаривать с детьми с рождения.Так малыш начнет узнавать голос своих близких и улыбнется, когда снова услышит голос своей матери. «Своевременное и полноценное речевое формирование в дошкольном возрасте — одно из главных условий нормального развития ребенка и в будущем его успешного обучения в школе». Каждому ребенку нравится смотреть на картинки или игрушки. Родители должны делать это вместе с ним и при этом рассказывать все, что видят.

«Опыт показал, что самое сложное для ребенка в речевом развитии — это описать картинку, составить рассказ из серии картинок, составить творческий рассказ, это следствие того, что у ребенка недостаточный словарный запас» .Поэтому необходимо научить детей говорить о прочитанном. Начать можно с того, что дети больше всего любят — сказок. Для начала вам нужно взять самое маленькое и простое по содержанию, которое содержит много повторений. Например, «Зумрад и Гиммат», «Очил дастурхан». В этих сказках все действия происходят по одной траектории. Меняются только персонажи. Сказки нужно читать, пока ребенок не начнет их пересказывать. Однако читать нужно не монотонно, а выразительно, чтобы привлечь внимание ребенка.

Кроме того, стишки, скороговорки, загадки легко запоминать и развивать память. Они развивают как активный, так и пассивный словарный запас детей. Для правильного произношения звуков хорошо использовать скороговорки. Также необходимо научить малыша слышать и отличать один звук от другого. Академик М. М. Кольцова обнаружила, что развитие речи тесно связано с развитием мелкой моторики пальцев рук. Итак, нужно постараться привлечь внимание ребенка к таким предметам, как кубики, мозаика, конструктор.Чем младше ребенок, тем большие предметы для игры следует использовать. Во-первых, это связано с тем, что ребенок может проглатывать мелкие детали. Во-вторых, детям легче схватить крупный предмет. Сегодня существует множество игрушек, развивающих мелкую моторику. Это специальные мягкие кубики, развивающие коврики, изготовленные из различных материалов и т. Д. Для тех семей, которым не по карману покупка таких игрушек, можно сделать их своими руками. Такие кубики можно сшить из старой одежды, набивая их различными материалами.Например, горох, крупы. Учебные коврики также можно сделать в домашних условиях из простого пледа. В Интернете есть множество инструкций по изготовлению таких изделий. Кроме того, вы можете использовать свое воображение.

Постепенно, по мере того, как малыш подрастет, вам нужно предоставить ему более мелкие детали для игры. Например, тот же конструктор или мозаика, только с более мелкими деталями. Но необходимо не только дать задание построить что-то, но и показать, как правильно работать с конструктором или мозаикой.Заодно вы можете рассказать ребенку об их цвете и форме. Также можно развить мелкую моторику с помощью специальных упражнений для пальцев. Например, всем известные игры на счет пальцев, игра «Кулак-ладонь» и др.

Детям также нравится, когда можно использовать какие-то обычные предметы в новой форме. Простой пример — обычная бумага. Детям всегда интересно, как они превращаются в громоздкие игрушки. Их может сделать даже ребенок. Пусть он скомкает бумагу и обмотает ниткой, чтобы получился шар.В нее также можно сыграть, например, бросить ведро или цель. Дети постарше могут сложить собственный самолет или лодку. Но для этого необходимо последовательно показать им, как их можно изготавливать. У детей неплохая память, поэтому они быстро сделают новую игрушку, а в дальнейшем сделают ее сами, без участия родителей.

Кроме того, ребенку следует дать карандаши или кисточки. С одной стороны, он может просто крутить их в руках, кладя между ладонями.Это развивает мелкую моторику. С другой стороны, он может начать рисовать. Конечно, сначала это будут просто строки. Затем попросите ребенка поставить точку и провести прямую линию. И только потом остановитесь на простых геометрических фигурах. Большинство детей любят рисовать круги. Дети старшего подросткового возраста умеют рисовать предмет с картинки, раскрашивать или просто растушевывать формы. Родители покажут, как это можно сделать, и тогда малыш продолжит выполнять задание. Это также способствует формированию творческого воображения и развитию памяти.Иногда плохое звуковое произношение связано с вялостью мышц языка, губ и нижней челюсти. В этом случае следует рассказать ребенку историю о «веселом язычке». Ему запрещено выходить из дома, но он очень капризный и всегда ищет выход. Из-за этого, когда рот открывается, он всегда упирается в нёбо. Когда языку удается выбраться из дома, он достигает подбородка, затем носа. Также следует предложить малышу щелкнуть языком или поговорить шепотом.Все эти занятия укрепят мышцы языка малыша.

Развивать речь ребенка необходимо не только дома, но и на улице, а когда вы в гостях, делать это нужно постоянно. Например, по дороге в детский сад можно рассмотреть окружающую природу, рассказать ребенку, что это что, какого цвета или формы. Когда вы видите животное, вы должны показать ребенку, как оно разговаривает. Например, кошка говорит «мяу» и т. Д.

Из всего вышесказанного следует, что над формированием речи ребенка нужно работать постоянно.Для этого вам следует больше общаться с малышом, помогая ему познавать этот мир.

Помните, что неправильная речь может привести к проблемам в будущем. Это могут быть: неправильная письменная речь, плохое чтение, проблемы в общении с друзьями и т. Д. Все это влияет на дальнейшее поведение детей. Они становятся замкнутыми, избегают общения и неуверенны в себе. Все эти факторы являются одной из причин совершения самоубийства в подростковом возрасте. Например, задержка речевого развития может привести к таким серьезным проблемам в будущем.Чтобы этого не произошло, необходимо диагностировать проблемы речевого развития и решать их.

Ссылки:

  1. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский-М .: Педагогика, 1991. — 311 с.
  2. Жинкин, Н. И. Речь как средство донесения информации / Н. И. Жинкин. И. Жинкин-М .: Просвещение, 1982. — 198с.
  3. Михеева Е. И. Развитие речи у детей. — М .: Норма, 2011. — 431 с.
  4. Жинкин Н.I. Речь как проводник информации. — Московский проспект, 2014. — 398
.

ЧАСТИ РЕЧИ ПРОБЛЕМЫ. КЛАССЫ СЛОВ — Студопедия.Нет

(Лекция, семинар)

  1. Различные подходы к частям речи.
  2. Теория Генри Свита.
  3. Классификация Чарльза Фриса.
  4. Современная классификация.

Части речи — это классы слов, все члены этих классов имеют определенные общие характеристики, которые отличают их от членов других классов.Проблема классификации слов на части речи до сих пор остается одной из самых дискуссионных проблем в современной лингвистике. Отношение грамматиков к частям речи и основа их классификации в разное время сильно различались. Только в английском грамматики колеблются между 3 и 13 частями речи. Есть четыре подхода к проблеме:

1. Классический (логико-флективный)

2. Функциональный

3. Распределительный

4. Комплекс

классических частей теории речи восходит к древним временам. Он основан на латинской грамматике. Согласно латинской классификации частей речи все слова дихотомически были разделены на склоняемых и отклоняемых частей речи. Эта система была воспроизведена в самых ранних грамматиках английского языка. Первая из этих групп, склоняемых слов, включала существительные, местоимения, глаголы и причастия, вторая — несклоняемые слова — наречия, предлоги, союзы и междометия.Логико-флективная классификация вполне успешна для латинского или других языков с развитой морфологией и синтетическими парадигмами, но не может быть применена к английскому языку, потому что принцип склоняемости / несклоняемости не актуален для аналитических языков.

Новый подход к проблеме был предложен в XIX веке Генри Свитом. Он учел особенности английского языка. Этот подход можно определить как функционал .Он обратился к функциональным особенностям слов и выделил номинативные единицы и частицы. К номинативу частей речи принадлежало существительное-слово (существительное, существительное-местоимение, существительное-числительное, инфинитив, герундий), прилагательное-слово (прилагательное, прилагательное-местоимение, прилагательное-числительное, причастия), глагол (конечный глагол, глаголы — герундий, инфинитив, причастия), а наречие , предлог , союз , соединение и междометие, принадлежали к группе частиц .Однако, хотя критерий классификации был функциональным, Генри Суит не смог нарушить традицию и классифицировал слова на те, которые имеют морфологические формы и лишены морфологических форм, другими словами, склоняемые и неуклонные.

Распределительный подход к классификации частей речи может быть проиллюстрирован классификацией, введенной Чарльзом Фрисом. Он хотел избежать традиционной терминологии и установить классификацию слов на основе распределительного анализа, то есть способности слов сочетаться с другими словами разных типов.При этом не учитывалось лексическое значение слов.

Оказалось, что его четыре класса слов практически совпадают с традиционными существительными, глаголами, прилагательными и наречиями. Что действительно ценно в классификации Чарльза Фриса, так это его исследование 15 групп функциональных слов (форм-классов), потому что он был первым лингвистом, обратившим внимание на некоторые из их особенностей.

Все упомянутые выше классификации кажутся односторонними, потому что части речи различаются на основе только одного аспекта слова: либо его значения, либо его формы, либо его функции.

В современной лингвистике части речи различают по трем критериям: семантическому, формальному и функциональному. Этот подход можно определить как комплекс . Семантический критерий предполагает грамматическое значение всего класса слов (общее грамматическое значение). Формальный критерий раскрывает парадигматические свойства: соответствующие грамматические категории, форму слов, их специфические флективные и деривационные особенности.Функциональный критерий касается синтаксической функции слов в предложении и их сочетаемости. Таким образом, характеризуя любую часть речи, мы должны описать: а) ее семантику; б) его морфологические особенности; в) его синтаксические особенности.

Лингвистические данные, полученные в результате нашего грамматического исследования, позволяют разделить все слова языка на:

а) обозначающие вещи, предметы, понятия, качества и т. Д. — слова с соответствующими референциями в объективной реальности — смысловых слов;

б) не имеющие собственных ссылок в объективной реальности; большинство из них используются только как грамматические средства для формирования и обрамления высказываний — функциональных слов или грамматических слов.

Принято считать, что смысловые части речи — это существительные, местоимения, числительные, глаголы, прилагательные, наречия; функциональные части речи — артикли, частицы, предлоги, союзы и модальные слова.

Разделение языковых единиц на понятийные и функциональные слова раскрывает взаимосвязь лексических и грамматических типов значений. В условных словах преобладает лексическое значение. В служебных словах грамматическое значение преобладает над лексическим.Однако в реальной речи граница между смысловыми и функциональными словами не всегда четкая. Некоторые условные слова развивают значения, характерные для служебных слов, например полусмысленные слова — повернуть, получить и т.д.

Условные слова составляют основную часть существующего словарного запаса, в то время как функциональные слова составляют меньшую группу слов. Хотя количество служебных слов ограничено (в современном английском их всего около 50), они являются наиболее часто используемыми единицами.

Вообще говоря, проблема разделения слов на части речи далеко не решена. Некоторые слова не могут найти своего места. Самый яркий пример здесь — класс наречий. Некоторые языковые аналитики называют это тряпичным мешком, мусорным ведром (Фрэнк Палмер). Русский академик В.В. Виноградов определил класс наречий в русском языке как мусорная куча .

Это можно объяснить тем, что к классу наречий принадлежат те слова, которые не могут найти своего места в другом месте.В то же время нет оснований для их объединения в одну группу. Сравните: в совершенстве (Она отлично говорит по-английски , ) и снова (Он здесь , снова ) . Примеров множество (все временные). Есть слова, которые никуда не годятся — например, все-таки . Говоря о , в конце концов, следует упомянуть, что этот аппарат довольно часто используется носителями языка, и практически никогда нашими учениками. Еще несколько ярких примеров: все равно , на самом деле .Проблема в том, что если эти слова не принадлежат никуда, им нет места в системе слов, то как мы можем их правильно использовать? Что еще хуже, так это то, что эти слова лишены именительного падежа и не имеют прямых эквивалентов в русском языке. Между тем носители языка используют эти слова подсознательно, не понимая, как они работают.

Список книг:

1. Б.Ильыш. Структура современного английского языка.

2. М.Блох. Курс теоретической грамматики.

3. Иофик Л.Л., Чахоян И.П., Поспелова А.Г. Чтения по теории грамматики английского языка.

4. Смирнитский А.И. Морфология английского языка.

Лекция 3: ОБЗОР РАЗВИТИЯ АНГЛИЙСКОЙ ГРАММАТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

(Лекция, семинар)

1. Ранняя предписательная грамматика.

2. Классическая научная грамматика.

3. Английские грамматики в 20, -м, годах. Структурные и трансформационные грамматики

  1. Ранняя предписательная грамматика.

Теория грамматики английского языка имеет давнюю традицию, восходящую к самым ранним латинским грамматикам 17 века, когда «грамматика» означала только изучение латыни. До конца 16 века грамматики английского языка не существовало. Одной из первых латинских грамматик, написанных на английском языке, была работа У. Лили, опубликованная в первой половине XVI века.

Глядя на английский язык через решетку категорий, установленную в латинской грамматике, У. Лили представил стандарты для аналогичного расположения английского грамматического материала, исходя из латинских парадигм и используя ту же терминологию, что и в латинской грамматике.

Работа Лили выдерживала множество редакций до 1858 года. В других ранних «преднормативных» грамматиках расположение материала было похоже на «грамматику Лили». Следует отметить, что, используя латинские категории, авторы того времени не совсем игнорировали различия. что сделал английский язык.

Попытки порвать с латинской грамматической традицией характеризуют трактовку структуры английского языка в Bullokar’s и Ch. Грамматики Батлера, но во многих случаях они все еще следуют латинскому образцу.

Ранние преднормативные грамматики английского языка воспроизводили латинскую классификацию классов слов, которые включали восемь частей речи.

В самых ранних грамматиках английского языка части речи дихотомически делились на наклоняемые и не склоняемые части речи или слова с числом и слова без числа (Бен Джонсон), или слова с числом и регистром и слова без числа и падежа (гл.Батлер).

В грамматике Дж. Брайтленда (начало 18 в.) Количество частей речи сократилось до четырех. Это были имена (существительные), качества (прилагательные), утверждения (глаголы) и частицы.

Система Брайтленда была принята только несколькими английскими грамматиками того времени. Но с тех пор прилагательное стало рассматриваться как отдельная часть речи.

Грамматика Брайтленда была первой, которая включила понятие предложения в собственно синтаксис.

Логическое определение предложения существовало в старину, но грамматики понимали предмет синтаксиса только как изучение расположения слов.

Вторую половину 18 века принято называть эпохой так называемой преднормативной грамматики. Самой влиятельной грамматикой того периода было «Краткое введение в английскую грамматику » Р. Лоута, , впервые опубликованное в 1762 г. Это начало эпохи предписывающей грамматики. Для предписывающего грамматика грамматика — это правила правильного употребления; его цель состояла в том, чтобы прописать то, что считается правильным, а не описать фактическое использование.

Подход Лоута к изучению грамматики был поддержан его последователями.

Первым здесь следует упомянуть « English» Линдли Мюррея. Грамматика адаптирована к различным классам учащихся. Впервые опубликованный в 1795 году, он затем широко использовался в исходной форме и в сокращенной версии в течение многих последующих лет.

2. Классическая научная грамматика

Конец 19 века принес грамматику более высокого типа, описательную грамматику, предназначенную для научного объяснения грамматических явлений.Для дескриптивистов грамматика — это систематическое описание структуры языка.

Это была книга Х. Свита New English Grammar, Logical and Historic al (1891).

Вместо того, чтобы служить руководством к тому, что следует сказать или написать, пояснительная грамматика Свита нацелена на выяснение того, что на самом деле сказано и написано носителями исследуемого языка. Это приводит к научному пониманию правил, которым инстинктивно следуют ораторы и писатели, и во многих случаях объясняет, почему это использование так или иначе.

Под научной грамматикой понималось сочетание описательной и пояснительной грамматики. Следует отметить, что идеи Х. Свита предвосхищают некоторые взгляды, характерные для современной лингвистики.

Те же точки зрения придерживались и другие лингвисты первой половины нынешнего столетия, такие как К. Онионс, Э. Круисинга, Х. Поутсма, Г. Курм, О. Йесперсен, Х. Стокоу, М. Брайант, Р. Зандвоорт и др. 2 .

Согласно О. Йесперсену, например, большую ценность, чем предписывающая грамматика, представляет чисто описательная грамматика, которая вместо того, чтобы служить руководством к тому, что должно быть сказано или написано, направлена ​​на выяснение того, что на самом деле сказано и написано носители исследуемого языка и, таким образом, могут привести к научному пониманию правил, которым инстинктивно следуют носители языка и писатели.Такая грамматика также должна быть пояснительной и давать, насколько это возможно, причины, по которым используется такое-то и такое-то.

Фактически, научная грамматика отказалась от строго структурной концепции предложения как синтаксической единицы, содержащей подлежащее и сказуемое, распознаваемой предписывающей грамматикой. Начиная с грамматики Свита, грамматики сохранили концепции полу-придаточных предложений, сокращенных придаточных предложений, глагольных придаточных предложений и т. Д. Таким образом, Х. Поутсма рассматривает существенные придаточные предложения, наречные придаточные предложения, инфинитивные придаточные предложения, герундийные придаточные предложения и придаточные предложения как единицы одного вида.

3. Английские грамматики в 20, -м, годах. Структурные и трансформационные грамматики

Современный период можно разделить на две хронологически неравные части: первая — с начала 20-го, -го, -го века, до 1940-х годов, когда использовались только два типа грамматики — предписывающая и классическая научная, вторая — с начала 20-го века. 1940-е годы, когда структурная грамматика имела тенденцию вытеснять старую научную грамматику, которую мы называем классической, чтобы отличить ее от новых теоретических грамматик английского языка.

Сосуществование нескольких типов грамматик естественным образом может привести к влиянию одного типа грамматики на другой. Как ни странно, на предписывающую грамматику не сильно повлияла быстро развивающаяся классическая научная грамматика; напротив, именно предписывающая грамматика повлияла на научную грамматику не только вначале, когда она составляла грамматическую основу классической научной грамматики, но даже позже. Более того, существует чрезвычайно сложное взаимодействие между предписывающей и структурной грамматиками.

Авторы предписывающих грамматик, опубликованных с 1950-х годов, имели тенденцию усваивать структурную терминологию или некоторые специфические понятия структурной грамматики, хотя в целом их грамматическая система оставалась неизменной.

С другой стороны, некоторые авторы структурных грамматик пытались совместить принципы структурного анализа с некоторыми понятиями и концепциями традиционной (предписывающей) грамматики, чтобы ввести новые идеи в практическое обучение грамматике английского языка.

Помимо этого вида взаимодействия существует заимствование некоторых концепций предписывающих и классических научных грамматик авторами как структурных, так и трансформационных грамматик, особенно в области синтаксиса.

Специалисты по структурной грамматике отказались от многих общепринятых взглядов на грамматику. Что касается используемой методологии, их лингвистический подход отличается от прежних подходов к изучению языка. Структурные грамматические исследования имеют дело в первую очередь с «грамматикой структуры» и предлагают подход к проблемам «анализа предложений», который отличается по точке зрения и акцентам от обычного подхода к синтаксису.

Специалисты по структурной грамматике гордились тем, что были настоящими лингвистами: они основывали свой анализ на реальном английском языке, отдавая предпочтение разговорному английскому; они использовали «процедуры обнаружения», такие как тесты распределения и замены, преобразования различного рода и т. д.

Давая общую оценку структурной грамматики, необходимо отметить, что она уделяет особое внимание анализу, различению структурных единиц (фонем, морфем, лексем, предложений).Структуралисты были слишком озабочены последовательностью от фонемы к предложению и не видели взаимосвязей вне предложения.

Известно, что структурная лингвистика имеет свои разновидности и школы. Среди известных структуралистов — Ч. Фрис, Н. Трубецкой и Р. Якобсон.

Теория трансформационной грамматики начинается с фундаментального различия между двумя типами предложений: базовыми предложениями и их преобразованиями. Предложения ядра — это базовые элементарные предложения языка, из которого состоит все остальное.Все конструкции, которые не являются базовыми, являются трансформациями, т.е. е. они получены из основных по определенным грамматическим правилам. Преобразования могут изменять и расширять ядро ​​разными способами, чтобы сформировать огромное разнообразие предложений, возможных на данном языке.

Система любого языка содержит довольно небольшое количество основных предложений и других структурных элементов (таких как морфемы и фонемы). Все другие лингвистические формы, предложения различной структуры, производятся (генерируются) из этих основных (ядерных) элементов с помощью определенных регулярных правил вывода, включающих различные виды операций.Такое понимание системы любого языка, по сути, является основным предположением трансформационной грамматики.

Трансформационные правила показывают, как получить что-то из чего-то другого, переключая вещи, помещая вещи или опуская их, и так далее. .

Таким образом, мы видим, что в процессе развития английской грамматической теории, несмотря на большое расхождение типов, целей, задач и подходов английских грамматик, можно наблюдать определенную преемственность в установлении и поддержании английской грамматической традиции.Основы английской грамматической системы были заложены уже в первой части первого, донаучного периода, в ранней преднормативной грамматике, хотя ее морфологическая система во многом опиралась на латинскую грамматику.

Нормативная или предписывающая грамматика считается наиболее важным типом грамматики, поскольку она имеет самую давнюю традицию, возникшую в середине восемнадцатого века, и до сих пор доминирует в обучении в классе. Наиболее значительным вкладом в теорию грамматики английского языка явилась синтаксическая система, разработанная в середине девятнадцатого века.

Три типа научных грамматик английского языка, обсуждаемых здесь, не смогли создать каких-либо действительно независимых или новых грамматических понятий и систем. Интересы ученых были сосредоточены вокруг грамматической системы предписывающей грамматики. Они либо доработали его (в классической научной грамматике), либо опровергли, сохранив при этом некоторые из его идей (в структурной грамматике), либо признали его достоинства как имплицитной трансформационной грамматики и переформулировали ее идеи (в трансформационной грамматике).

Список книг:

1. Б.Ильыш. Структура современного английского языка.

2. М.Блох. Курс теоретической грамматики.

3. Иофик Л.Л., Чахоян И.П., Поспелова А.Г. Чтения по теории грамматики английского языка.

4. Волкова

.

Фонетика как лингвистическая наука. Разделы фонетики. Фонетика и фонология

Стр 1 из 2Следующая ⇒

Фонетика как лингвистическая наука. Разделы фонетики. Фонетика и фонология

ФОНЕТИКА — лингвистическая наука, изучающая сегментарные звуки (гласные, согласные), способ их организации в систему единиц и просодические явления (высота звука, ударение, темп, ритм). Будучи самостоятельной наукой, она в то же время тесно связана с другими лингвистическими науками — грамматикой, лексикологией, стилистикой и историей языка.

4 основных направления фонетики:

1. АРТИКУЛЯТОРНЫЙ / ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ — занимается изучением звуков в результате деятельности органов речи; он имеет дело с нашим голосовым механизмом и тем, как мы производим звуки.

2. ПЕРЦЕПТУАЛЬНЫЙ / АУДИТОРИЙНЫЙ — изучение восприятия человеком сегментарных звуков, вариации высоты тона, громкости и продолжительности.

3. АКУСТИЧЕСКИЕ / ФИЗИЧЕСКИЕ — акустический аспект звуков речи (высота, спектр, тембр, громкость, длина).

4. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ / ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ / ФОНОЛОГИЯ — чисто лингвистическая ветвь фонетики. Он касается функционального аспекта звуковых явлений. Фонология стремится обнаружить те сегментные и просодические особенности, которые имеют различное значение в языке, и установила систему фонем.

Артикуляторная классификация звуков речи

VOWEL — звонкий звук, при формировании которого воздух не нуждается в препятствиях и сужениях, вызывающих слышимое трение.Все остальные звуки называются СОГЛАСНЫМИ.

КЛАССИФИКАЦИЯ ГЛАВНЫХ:

1. По горизонтальному движению языка:

— передний (i :, e, æ)

— убран спереди (i)

— смешанный (з :, шва-гласный)

— задне-выдвинутый (u, / \, o)

— назад (u :, o 🙂

2. по вертикальному движению языка:

— закрытие / максимум (i :, i, u :, u)

— середина (е, шва-гласная, з 🙂

— открытый / низкий (æ, a :, / \, o :, o)

3.по положению губ:

— округлый / лабиализированный (o, o :, u, u 🙂

— неокругленные / нелабиализированные (все остальное)

4. по степени мышечного напряжения:

— время (все долгие гласные)

— слабый (все короткие гласные)

5. по силе артикуляции в конце гласной:

— свободный — ослабевает в конце (длинные монофтонги, дифтонги, безударные короткие гласные)

— проверено — без ослабления, произносятся отрывисто, после согласных (ударные короткие гласные)

6.по устойчивости артикуляции:

— монофтонги

— дифтонги

— трифтонги

— дифтонгизированный (i :, u 🙂

7. по протяженности / продолжительности:

— длинный

— короткий

КЛАССИФИКАЦИЯ СОГЛАСНЫХ:

1. в зависимости от типа препятствия и способа создания шума:

— окклюзионные (стопы / взрывные — p, b, k, g, t, d; назальные соноры — m, n, nasal n)

— констриктивы (фрикативы — f, v, s, z, ш, ж, зубные; оральные соноранты — l, j, r, w)

— окклюзионные констриктивы / аффрикаты (дж, ч)

2.по активному органу речи, вызывающему обструкцию:

— губной (билабиальный — b, p, m, w; labio-dental — f, v)

— язычный (backlingual — k, g, nasal n; mediolingual — j; forelingual — t, d, s, z, n, дентальный, r)

— глотка / глотка (h)

3. По месту завала:

— стоматологический

— альвеолярный (т, д, н, с, з, л)

— постальвеолярный (р)

— небный (j)

— небно-альвеолярный (ш, ж, ч, дж)

— велярный (носовой n)

4.по наличию / отсутствию голоса:

— озвученный

— безголосый

5. По силе сочленения:

— фортис (все безмолвные)

— ленис (все озвучены)

6. по положению мягкого неба:

— оральный

— носовой

Фонема как языковая единица. Его определение и функции

PHONEME — наименьшая лингвистически значимая единица звуковой структуры данного языка, которая служит для различения одного слова от другого.Фонема — это минимальная абстрактная языковая единица, реализованная в речи в форме речевых звуков, противопоставляемых другим фонемам того же языка, чтобы различать значения морфем и слов.

1. Фонема — это функциональная единица. В фонетике функция обычно понимается как роль различных единиц фонетической системы в различении одной морфемы от другой, одного слова от другого или одного высказывания от другого — ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ.

2.Фонема материальна, реальна и объективна. Значит, он реализуется в речи в виде звуков речи, ее аллофонов. Фонемы составляют материальную форму морфем — КОНСТИТУЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ.

3. Фонема выполняет ФУНКЦИЮ ОПРЕДЕЛЕНИЯ, потому что использование правильных аллофонов и других фонетических единиц облегчает нормальное распознавание.

Проявление фонем в речи. Фонема и аллофон

Британский фонетист Дэниел Джонс сказал: «Мы думаем фонемами и говорим аллофонами».Итак, в речи все фонемы проявляются в своих аллофонах.

АЛЛОФОНЫ определенной фонемы — это звуки речи, которые являются реализациями одной и той же фонемы и не могут различать слова.

Аллофоны могут быть:

1. ПОЗИЦИОННЫЙ — традиционно используются на определенных должностях; может быть диалектным или индивидуальным.

2. КОМБИНАТОРНЫЙ — возникают в результате ассимиляции, адаптации, аккомодации — на один звук влияет другой.

Аллофоны одной и той же фонемы, независимо от того, насколько различны их артикуляции, функционируют как одна и та же языковая единица. Фонемы различают такие слова, как «связывать» и «умереть» друг от друга, и способность слышать и производить фонематические различия — это часть того, что значит быть компетентным говорящим на языке. Аллофоны, с другой стороны, не имеют такой функции: они обычно встречаются в разных словах (то есть в разных средах) и, следовательно, не могут противопоставляться друг другу, чтобы сделать значимые различия.

Методы определения фонем в языке

Первая задача фонологического анализа — установить количество и систему фонем в языке. Есть 2 метода анализа:

1. МЕТОД РАСПРЕДЕЛЕНИЯ — утверждает, что звуки могут быть группами фонем (аллофоны одной фонемы встречаются только в другом контексте, потому что они не могут выполнять различительную функцию). Это чисто формальный метод определения фонем языка.

2. СЕМАНТИЧЕСКИЙ МЕТОД — основан на фонологическом правиле, согласно которому фонема может различать слова (значение или форму), когда она противопоставляется другой фонеме в идентичных фонетических контекстах (так называемые минимальные пары).

Отличительные и неотличительные особенности английских гласных

Гласные имеют 2 основные характеристики: длину и качество. Качество — отличительная черта гласного, независимо от положения гласного.IT компонентов:

1. стабильность артикуляции (монофтонги, дифтонги, трифтонги, дифтонгированные гласные)

2. Положение языка (горизонтальное и вертикальное движение языка, округление губ)

Прочие компоненты:

1) положение губ

2) напряженность

3) проверка

Они не считаются отличительными, поскольку не имеют фонологической ценности. ДЛИНА гласного также не является отличительной чертой.Это зависит от фонетического контекста, в частности от следующего согласного. Это так называемая «позиционная длина». Гласные являются самыми длинными в открытом слоге, немного короче перед сонорным или звонким согласным, и они самые короткие перед глухим согласным:

be [i:] — самый длинный

beed [i: d] — немного короче

beat [i: t] — намного короче

Отличительные и неотличительные черты английских согласных

Большинство фонетистов согласны с тем, что отличительными чертами английских согласных являются:

1.манера артикуляции способ, при котором создается преграда воздушного потока — точка зрения Васильева (окклюзионные — 2 артикулятора образуют полное закрытие, которое внезапно высвобождается, сужающие — 2 артикулятора сближаются, образуя стриктуру, аффрикент)

2. место артикуляции — место в голосовом тракте, где воспроизводится определенный речевой звук (губные: билабиальные / губо-дентальные, язычные: дентальные / межзубные / альвеолярные / небно-альвеолярные / постальвеолярные, голосовые)

3.степень шума — точка зрения Соколова (шум, соноранты)

Следующие характеристики не важны с фонологической точки зрения, но все же очень важны для артикуляции звуков:

1) палатализация — смягчение согласных звуков за счет подъема спинки языка к твердому небу

2) аспирация — дуновение воздуха после выброса взрывчатого вещества

3) назализация — произнести или произнести (звук речи) с дыханием, резонирующим в носу

Темп речи и паузы

TEMPO

Темп речи — это скорость, с которой произносятся фразы и их меньшие единицы.На акустическом уровне темп обычно измеряется количеством слогов в секунду.

Темп речи может определяться разными факторами. Он может варьироваться в зависимости от размера аудитории, акустических качеств комнаты, индивидуальности выступающего и других экстралингвистических факторов. Но наиболее важным для лингвистического исследования является то, как изменение темпа коррелирует с изменениями значения.

Общеизвестно, что, замедляя темп речи, мы можем сделать высказывание или его часть более заметным, тем самым подчеркнув его семантическую важность.

Напротив, увеличивая скорость произнесения, мы уменьшаем заметность и, как следствие, фактическую смысловую важность того, что мы говорим.

Tempo также можно использовать для выражения отношения или эмоций говорящего. Например, быстрый темп может выражать возбуждение, радость, гнев и т. Д. Медленный темп показывает расслабление или спокойствие, сдержанность и флегматичность со стороны говорящего.

В любой речи есть нормы темпа, отклонения от которых влияют на смысл.Фонетики обычно различают нормальный темп и два отклонения от нормы: быстрое и медленное.

ПАУЗ

Континуум речи делится на блоки разной длины и иерархии с помощью пауз. Основная функция паузы состоит в том, чтобы разделить связанную речь на высказывания и группы интонаций, чтобы отделить одно высказывание или группу интонаций от другого. Паузы тесно связаны с темпом: количество и продолжительность пауз влияют на общий темп речи.

Фонетики различают 3 основных типа пауз: тихие паузы, паузы восприятия и озвученные (или заполненные) паузы.

Тихая пауза — это остановка фонации (остановка работы голосовых связок, в результате которой прекращается звук).

Паузы восприятия не являются остановкой в ​​звучании, так как нет периода молчания. Эффект паузы создается резким изменением направления высоты тона или вариациями продолжительности, или и тем, и другим.

Паузы восприятия обычно отмечаются волнистой линией, которая используется на стыке интонационных групп.

Звонкие паузы обычно имеют качество центральной гласной [3: (Э)] с назализацией или без назализации [э (m)]. Они используются для обозначения колебаний или сомнений и поэтому называются паузами для колебаний.

Паузы — очень важные составляющие интонации. Помимо своих сегментарных и разграничительных функций, они также выполняют объединяющую функцию, показывая отношения между высказываниями или интонационными группами.

Фонетика как лингвистическая наука.Разделы фонетики. Фонетика и фонология

ФОНЕТИКА — лингвистическая наука, изучающая сегментарные звуки (гласные, согласные), способ их организации в систему единиц и просодические явления (высота звука, ударение, темп, ритм). Будучи самостоятельной наукой, она в то же время тесно связана с другими лингвистическими науками — грамматикой, лексикологией, стилистикой и историей языка.

4 основных направления фонетики:

1.АРТИКУЛЯТОРНЫЙ / ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ — изучает звуки, являющиеся результатом деятельности органов речи; он имеет дело с нашим голосовым механизмом и тем, как мы производим звуки.

2. ПЕРЦЕПТУАЛЬНЫЙ / АУДИТОРИЙНЫЙ — изучение восприятия человеком сегментарных звуков, вариации высоты тона, громкости и продолжительности.

3. АКУСТИЧЕСКИЕ / ФИЗИЧЕСКИЕ — акустический аспект звуков речи (высота, спектр, тембр, громкость, длина).

4. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ / ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ / ФОНОЛОГИЯ — чисто лингвистическая ветвь фонетики.Он касается функционального аспекта звуковых явлений. Фонология стремится обнаружить те сегментные и просодические особенности, которые имеют различное значение в языке, и установила систему фонем.


.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *