Исправление звука р: Коррекция произношения звука «Р» | Методическая разработка по логопедии на тему:

Коррекция произношения звука «Р» | Методическая разработка по логопедии на тему:

Коррекция произношения звука «Р»

Дефекты речи звука «Р»

     Существует две разновидности дефекта фонем р и р’: ротацизм (искажение) и пароротацизм (замена).

Разновидности ротацизма. 

      Фонема р может быть лишена собственной присущей ей артикуляции и заявлять о себе в речи путем удлинения смежного гласного. Часто фонема р выступает в виде горлового дрожащего звука.

   Первый тип подобной артикуляции — это велярного р (velum — мягкое нёбо), при котором корневая часть языка сближается с нижним краем мягкого нёба и образует с ним щель. Проходя через эту щель, выдыхаемый воздух вызывает мелкую, беспорядочную вибрацию мягкого нёба, в результате чего возникает шум, который, примешиваясь к тону голоса, сообщает фонеме р специфическое дефектное звучание.

  Второй тип — увулярное р (uvula — язычок), при котором вибрирует только язычок. При этом вибрация носит гармонический характер и слышится отчетливый рокот.

   Встречается «кучерское» р, образуемое вибрацией обеих губ, а также воспроизведение фонемы р с помощью образования двугубной или губно-зубной щели, когда слышится нечто вроде английского v или русского в.

Вместо р порой встречается носовой звук G, как английское или немецкое ng, например, в словах long, long, образуемый путем смыкания корневой части языка с мягким нёбом при свободном проходе воздуха из глотки в нос.

   Нередко встречается боковое р, при котором вместо вибрации переднего края языка взрывается смычка между его боковым краем и коренными зубами с переходом к артикуляции, присущей мягкой фонеме л. Получается звук, напоминающий сочетание рл.

   Наконец, следует упомянуть о редком виде ротацизма, при котором резкое искажение звука обусловлено тем, что струя выдыхаемого воздуха проходит через щель, образуемую между боковым краем языка и верхними коренными зубами, приводя в колебание щеку. Это так называемое щечное р.

    В некоторых случаях приходится сталкиваться с так называемым одноударным р, при котором передний край языка лишь один раз прикасается к альвеолам, вибрация отсутствует и слышится звук, напоминающий английское (альвеолярное) d.

В большинстве случаев тот или иной вид ротацизма охватывает как твердую фонему р, так и мягкую р’. Нередко, однако, при дефектном р отмечается нормальное р’. Иногда бывает и обратное, когда искажается р’, а р остается нормальным.

  Предрасполагающими к ротацизму анатомическими аномалиями могут служить короткая подъязычная связка, узкое и высокое нёбо, чрезмерно узкий или массивный, недостаточно пластичный язык.

Коррекция горлового произношения звука р 

производится в несколько этапов.

К числу наиболее простых упражнений, подходящих для самостоятельной ежедневной речевой гимнастики, можно отнести следующие:

1.Первая попытка исправить ротацизм на основе подражания предполагает слуховое восприятие фонемы, подкрепленное примерами рокочущих звуков (рокот мотора, раскаты грома и т. п.). Одновременно используется возможность видеть и контролировать с помощью зеркала (при несколько открытом рте) форму, положение и работу языка.

2.Упражнение «Лошадка» – поцокать языком, как лошадка, замедляя и ускоряя темп.

3.Упражнение «Присоска» — язык присосать к твердому небу и до предела растянуть уздечку, удерживать ее в таком положении как можно дольше, затем щелкнуть языком и повторить упражнение несколько раз.

4.Сидя перед зеркалом, тянуть кончик языка к альвеолам.

5.Упражнение «Пулеметчик»: ребенок сидит перед зеркалом и, широко открыв рот удерживая кончик языка у альвеол и быстро подряд произносить звук д-д-д-д-д-д. важно, чтобы ребенок видел быстрые удары кончика языка. Темп ударов должен постепенно учащаться, а ритм колебания языка изменяться.

Следующий этап – это этап постановки звука р.

1 способ постановки звука [Р]:  Для следующего упражнения понадобится специальный логопедический шпатель. Итак: для начала попросите ребенка, приоткрыв рот по шире, произносить звук «ж-ж-ж», постепенно сдвигая язычок ближе к основанию верхних зубов. Дайте ему освоиться пару секунд, а затем осторожно введите ребенку под язык шпатель и начните ритмично (но не сильно!) колебать его вправо-влево, создавая вибрацию. В это время ребенок должен сильно дуть на свой звук «ж-ж-ж» — таким образом, он почувствует создаваемую воздухом и колебаниями шпателя вибрацию.

2 способ постановки звука [Р]:  Попросите малыша широко открыть рот и при этом произнести слог «з-з-за», отодвинув язык максимально назад. В это время, как и в упражнении 2, подсуньте ему под язычок шпатель и ритмично подвигайте им вправо-влево. Если это логопедическое упражнение выполняется правильно — вы должны услышать довольно отчетливый звук «Р».

3 способ постановки звука [Р]: Точно также попросите ребенка произносить звук «з-з-зи» открытым ртом, а сами проделывайте те же манипуляции шпателем, что и в предыдущем упражнении. В этом случае идет постановка более мягкого звука Р, который используется в словах типа «рифма», «рис», «рисунок»…

4 способ постановки звука [Р]: Постановка  [Р] — быстро и эффективно. Этот способ помогает быстро вызвать вибрацию. Ребенок кладет голову на колени логопеду, присасывает язык к нёбу («Грибок»), в это время логопед большим и указательным пальцами  (чистыми) прижимает боковые края языка к нёбу (не кончик!), ребенок с силой дует на язык и …частенько сразу же появляется вибрация!

5 способ постановки звука [Р]: Ребенка просят поднять широкий язык за верхние зубы и длительно произносить звук похожий на «зж»  (слышится что-то среднее между этими звуками: [з] с призвуком [ж] или наоборот) или многократно проговаривать звук [д] (но язык не у зубов, а на альвеолах, поэтому звук [д] не четкий).

 6 способ постановки звука [Р]:   Следите за тем, чтобы язык был широким и сильно напряжен. В это время прямым (чисто вымытым, с коротко остриженным ногтем, чтобы не поцарапать язык) указательным пальцем самого ребенка или своим пальцем, обернутым в носовой платок, подложенным под кончик языка, производите частые колебательные движения из стороны в сторону, отчего слышится рокочущий звук. (Можно использовать пустышку, плотно набитую ватой или сделать пластмассовый шпатель из зубной щетки, удалив щетину, получится удобная пластмассовая палочка, углы должны быть обязательно закругленными.)

7 способ постановки звука [Р]:   Можно вызвать вибрацию кончика языка следующим образом: предложите малышу при открытом рте присасывать язык к небу, затем, не отпуская языка, подуть на него. В момент отрыва языка от нёба сильным толчком выдыхаемой струи воздуха вызывается короткая вибрация кончика языка. Второй вариант этого же способа (с механической помощью). Поднять язык к небу, до предела растянув «уздечку». Затем большим указательным пальцами плотно прижать к небу боковые края языка. Срединная часть языка и «уздечка» должны оставаться не стиснутыми. Глубоко вдохнув, с силой выдувать воздух с включением голоса. Язык «набухает», и слышится звукосочетание «тж» (у некоторых детей сразу получается сочетание «тр» (др)). Зубы в упражнении открыты на расстоянии полутора — двух пальцев. Упражнение повторять много раз, постепенно увеличивая напор воздуха. При правильном произношении звука вибрирует кончик языка, а при неправильном подражании очень часто начинает вибрировать либо «язычок», либо корень языка, соприкасающийся с мягким небом. После закрепления произнесения короткого «тр» (др) необходимо тренировать раскатистое длительное «тр» (др) — вначале с помощью пальцев, а затем без пальцев. На любом из данных этапов не следует торопиться.

8 способ постановки звука [Р]: Постановка от звука [З]. Обычно Р от звука З не ставят, т.к. считается, что они очень различны по артикуляции и не могут быть друг для друга опорными. Но попробовать можно. Секрет в том, что ребенок произносит [З] очень кратко, лишь дотрагиваясь языком до альвеол и при этом сильно дует на язык.  Будет четко слышен сначала одноударный [Р], который потом сравнительно легко переходит в вибрант. Этот способ очень легкий и быстрый, особенно при горловом [Р].

 9 способ постановки звука [Р]:  При прогении: прижать кончик языка к нижним резцам и протяжно произносить гласный «ААААА», попеременно открывая и закрывая рот. При закрытом положении рта ребенок будет ставить верхние резцы на прижатый к нижним резцам кончик языка, т.е. ребенок будет постукивать по языку верх.   Когда классических приемов постановки [Р] недостаточно.

10 способ постановки звука [Р]:    1.В особо стойких случаях, когда классических приемов постановки [Р] недостаточно, использую следующие упражнения — слоги, которые надо произносить быстро и ритмично: дыдыдыдыдыды….адыдыадыды….тыдытыдытыды. дыдадыдадыда…адыдаадыда…тыдытыдытыды…. дыдодыдодыдо…адыдоадыдо…

     2. Для выработки вибрации следует исходить из быстрого повторения на одном выдохе звука д, артикулируемого особым образом — при несколько открытом рте и при смыкании переднего края языка не с резцами, а несколько глубже, с деснами верхних резцов или даже с альвеолами, как при произнесении английской фонемы d.Упражнение может состоять сначала из двух-, трехкратного равномерного повторения звука (дд, дд, дд.., ддд, ддд, ддд…), затем из таких же серий, но с усилением последнего звука, а также и из многократного повторения звука как равномерного (дддддд…), так и с ритмическим выделением, каждого третьего звука серии… Возможно также использование в качестве исходного звука т (тд, тд; тдд, тдд). Работать должен только язык, при спокойном положении нижней челюсти. В дальнейшем двух-, трехкратное повторение звука д, завершается гласными а или ы.

  3.Полезным для выработки вибрации является произнесение д вместо фонемы р в словах с сочетаниями тр или др в начале (тдава, тдамвай, тдусики, тдуба, ддова, ддозд, ддуг и т. п.)

4. Самостоятельной вибрации языка способствует сочетание альвеолярных т или д с фрикативным р (др._____, др_______; дддр_____, дддр___; тр_____, тр_____; тттр______, тттр_____ ). 

11 способ постановки звука [Р]: Игры-упражнения для вызывания звука [р]. Упражнения очень просты и хорошо подходят для тренировки подъема языка к альвеолам, а заодно тренируется и мелкая моторика. 

а) Упражнение «Веселый дождик».

 Произнеси твердо звуки [т-д]. Слышишь, как будто капельки падают и ударяются обо что-то твердое? Подставь левую ладошку, а пальцами показывай, как капли дождя падают на твою руку, сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее. Дождик капнул на ладошку -т-д,т-д… (правой рукой изобрази падающие капельки дождя) На цветок —т-д,т-д…(левой рукой изобрази цветок) И на дорожку т-д,т-д….( из левой руки сделай дорожку) Застучал по крыше он- -т-д,т-д…. И раздался частый звон— т-д,т-д,т-д…(дождик пошел сильнее). Играя, попробуй поменять руки и выучить стишок наизусть.

Т-Д произносим утрированно (подчеркнуто). Исключаем работу челюсти.

б) Упражнение «Песня Крокодила Гены». 

Мелодия песни хорошо подходит для тренировки подъема языка к альвеолам. Вначале песню поем только на слог ДА. В дальнейшем полезно использовать слоги ДЫ, ДЭ, ДО, ДУ. Можно чередовать слоги, учитывая желание ребенка. При закреплении звука [р] поем песенку на слог РА.

12 способ постановки звука [Р]:     Постановка [Р[ из межзубного положения. Предварительно отрабатывается положение «язык на верхней губе» и направленная воздушная струя.

 • Широкий край языка на верхней губе. В этом положении ребёнку предлагают дуть на кончик носа гудящим звуком, похожим на «В-В-В».

• В дополнение к предыдущей позиции логопед указательным пальцем «играет» на нижней губе ребёнка, в результате чего струя воздуха приобретает вибрирующий характер. Этот эффект необходимо как следует отработать. Детям постарше можно предложить самостоятельное «исполнение» пальцем на губе.

• Затем постепенно сокращать длительность прикосновения пальца, то убирая его, то возвращаясь. Добиваться вибрационного звучания от малейшего прикосновения к нижней губе (что-то похожее на «в-в-р-р-э-э…») • Сохраняя ту же конфигурацию языка, во время выработанного вибрационного звучания, легко передвинуть язык за верхние зубы. Важно не терять форму языка!.

13 способ постановки звука [Р]:  Постановка звука [Р] на вдохе. Условие – правильное и четкое произнесение звука [С]. Ребенок произносит длительно ССССС, а потом делает короткий вдох через рот, резко подняв и прижав язык к альвеолам, всасывает язык «как улитку в раковину». Если ребенок не коснется языком альвеол при вдохе, то звук не получится. Способ очень неожиданный, парадоксальный (ведь все нормальные логопеды ставят звуки «на выдохе»)

14 способ постановки звука [Р]:   Постановка звука [Р] от упражнения «БОЛТУШКА». Ребенок делает упражнение «Болтушка» (или «Индюк»): высунутый широкий язык на звуке [А] выполняет движения вперед-назад, скользя по твердому небу.  В тот момент, когда язык касается альвеол слышен одноударный [Р]. Теперь осталось зафиксировать эту позицию и приступить к автоматизации [Р]. Как правило, очень скоро одноударный звук сам переходит в вибрант (дрожит кончик языка).

15 способ постановки звука [Р]: Постановка [Р] от звука [Ж]. Если ребенок правильно произносит верхние ш и ж, то получить фрикативное р нетрудно. Достаточно предложить ему произнести протяжно фонему ж при несколько открытом рте без округления губ и переместить передний край языка немного вперед, к деснам верхних резцов. Добившись цели, следует закреплять фрикативное р на материале слогов, слов, а затем и фраз, не дожидаясь усвоения вибрации.

Следующий способ: ребенок произносит звук [Ж], длительно, на одном выдохе и при этом отодвигает кончик языка глубже в полость рта. Через секунду можно услышать одноударный [Р]. После закрепления изолированного произнесения этого звука сразу переходят к проговариванию слогов со стечением ТР, ДР, НР, ЖР. Это способствует быстрому переводу одноударного [Р] в состояние вибрирующего звука. Способ себя оправдывает.

 16  способ постановки звука [Р]:   Выполняется в 3 приема: 1) присосать язык к твердому небу («Грибок») 2) сделать глубокий вдох через нос (язык в том же положении) 3) сделать резкий короткий выдох через рот, направляя воздушную струю на язык и подключая голос. Описывать все это долго, но способ очень простой. Эффект достигается на контрасте (напряжение языка при присасывании и расслабление при резком выдохе). Это способствует вызыванию вибрации кончика.

17 способ постановки звука [Р]:  Постановка [Р] при недостаточной воздушной струе. Способ подходит для тех детей, у кого отсутствует воздушная струя достаточной мощности, необходимая для вибрации кончика языка. В основе лежит традиционный способ постановки с помощью шарикового зонда. А особенность в том, что ребенок находится в полу лежачем положении, со слегка запрокинутой назад головой Язык поднят вверх, к альвеолам, ребенок произносит звук [Д] или сочетание ДЫ в быстром темпе. Зондом осуществляются быстрые движения под кончиком языка вправо-влево. Эффект достигается тем, что в положении лежа язык слегка оттягивается назад и ребенок вынужден более интенсивно выдыхать воздушную струю, что и заводит вибрацию в сочетании с манипуляциями зонда.

  18 способ постановки звука [Р]:  При горловом р используется следующий способ, в случае если у ребенка есть звук ж. Учимся говорить сочетание дж. Далее упражнение «пулемет» (произносим ддддддддддд……), придерживаем вверху язык за края с двух сторон пальцами. Затем, когда кончик языка окрепнет и привыкнет к правильному положению используем способ «моторчик».

 

Автоматизация звука.

Когда будет получен правильный звук р, его очень осторожно вводят в слова. Привыкнув к горловому произношению, ребенок не всегда может проконтролировать свою артикуляцию. Поэтому длительное время необходимы самоконтроль и контроль со стороны взрослого.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА  РЬ


  Мягкий звук Р’ отличается от твердого тем, что при его артикуляции средняя часть спинки языка поднимается к твёрдому нёбу, кончик языка находится несколько ниже, чем при произнесении р, задняя часть спинки языка вместе с корнем продвинута вперед.

   Постановка р-мягкого:

1.От слога ззи-зи-зи перейти на выдохе к ри; зе-зе-зе – к ре, зё-зё-зё–рё; ззя-зя-зя–ря; зю-зю-зю–рю. Говорить, сильно выдыхая воздух. Проверить перед зеркалом положение языка: передний край языка не у альвеол, а у шеек верхних резцов. Если вместо  [р’]   получается твердый звук [р], то сделать шире улыбку, перемещая язык вперёд, к верхним резцам.

2. После автоматизации р, используя прием подражания, добиваются правильного произнесения рь. При необходимости можно потренироваться от верхнего зь, зь, зь, произнесенного многократно и затем на длительность. Длительный раскатистый р последовательно соединяют с гласными и, я, е, ё, ю растягивая при этом губы в улыбку. Добившись правильного произношения рь в слогах, вводят слова и т. д.

3.Заводим моторчики от звука де-де-де……

4.Попеременно произносим звуки «Р»  «И» ускоряя темп. Можно применить упражнение «Гонки» — 5 машин должны приехать к финишу таким образом:

1 машина ррррррр-ри-ри-ри-ри-ри….

2 машина рррррр-ря-ря-ря-ря-ря……

3 машина рррррр-ре-ре-ре-ре-ре……

4 машина рррррр-рю-рю-рю-рю……

5 машина ррррррр-рё-рё-рё-рё…..

5.Предложить ребёнку потрещать подольше р-р-р-р, продвигая кончик языка поближе к верхним зубам и напрягая уголки губ.

   Проговаривание  слогов и слов: ри-ря-ре-рё-рю. Ринг, риск, рисунок, ритм, рифма, ребус, редька, рейд, реки, репа, рябчик, рябь, ряса, рябина, ряд, рёва, рюкзак, рюмка, рюш.

Разновидности параротацизма (замена р согласными р’ л, л’, й, г, д, в). Некоторые из них, в частности замена р на р’, на л или л’ часто находят свое отражение в письме.

Характер детскости речи придает наблюдаемая также замена фонемы р фонемой j. Попытки произнести длительный рокочущий звук не удаются. У дошкольников часто наблюдается замена фонемы р посредством л и л’ или полумягкого l, которая обычно носит временный характер.

Иногда отмечается замена твердой фонемы р мягкой р’. Возможна и обратная замена.

1.Если фонема р заменяется своей мягкой парой, то путем постепенного расширения рта во время протяжного произнесения звука р’ можно автоматически вызвать некоторое перемещение артикуляции переднего края языка назад, что влечет за собой более твердый оттенок звука. При необходимости следует воспользоваться механической помощью: для раскрытия рта слегка нажать большим пальцем на подбородок, для перемещения языка назад ввести под него шпатель или зонд.

2. При обратной замене, когда вместо мягкого р’ получается твердое, надо добиваться постепенного перемещения языка вперед, к верхним резцам, исходить из сочетания согласного с передним гласным и..

3. Другой ряд упражнений направлен на выработку вибрации языка. Если ребенок правильно произносит верхние ш и ж, то получить фрикативное р нетрудно. Достаточно предложить ему произнести протяжно фонему ж при несколько открытом рте без округления губ и переместить передний край языка немного вперед, к деснам верхних резцов. Добившись цели, следует закреплять фрикативное р на материале слогов, слов, а затем и фраз, не дожидаясь усвоения вибрации.

4. Для выработки вибрации следует исходить из быстрого повторения на одном выдохе звука д, артикулируемого особым образом — при несколько открытом рте и при смыкании переднего края языка не с резцами, а несколько глубже, с деснами верхних резцов или даже с альвеолами, как при произнесении английской фонемы d.

Упражнение может состоять сначала из двух-, трехкратного равномерного повторения звука (дд, дд, дд.., ддд, ддд, ддд…), затем из таких же серий, но с усилением последнего звука, а также и из многократного повторения звука как равномерного (дддддд…), так и с ритмическим выделением, каждого третьего звука серии… Возможно также использование в качестве исходного звука т (тд, тд; тдд, тдд). Работать должен только язык, при спокойном положении нижней челюсти. В дальнейшем двух-, трехкратное повторение звука д, завершается гласными а или ы.

5. Полезным для выработки вибрации является произнесение д вместо фонемы р в словах с сочетаниями тр или др в начале (тдава, тдамвай, тдусики, тдуба, ддова, ддозд, ддуг и т. п.

6. Самостоятельной вибрации языка способствует сочетание альвеолярных т или д с фрикативным р (др._____, др_______; дддр_____, дддр___; тр_____, тр_____; тттр______, тттр_____ ). 

Выработка Р проторного (без вибрации кончика языка). 

Коррекционная работа при отсутствии в речи звуков Р и Р’

Подготовительный этап.

   Для правильного произношения звука р нужно, чтобы передний край языка стал широким.

1.Упражнение «Блинчик».

«Сделай язык блинчиком, пусть он полежит на тарелке»

2. Если язык у ребенка продолжает оставаться напряженным, предложите ребенку «Наказать непослушный язычок». 

3.Когда ребенок научится распластывать язык, делать его мягким, ненапряженным, предложите ему поднять язык на верхнюю губу. Показывают это движение, сильно не открывая рот, чтобы ребенку не было трудно поднять широкий кончик языка вверх. Чем меньше будет расстояние между губами, тем легче сделать это движение.

4.Затем можно сказать: «Теперь отправим язычок за верхние зубы». Показывать, как язык отодвигается за верхние зубы, нужно медленно, плавным движением отодвигая его вглубь рта. Нужно обратить внимание ребенка на то, что язык остался таким же широким, как был, когда лежал на верхней губе. Затем снова плавно выведите язык на верхнюю губу.

5.Удерживая язык широким за верхними зубами, чуть отодвинув его к альвеолам, нужно подуть на его кончик. Необходимо следить, чтобы губы ребенка не закрывали зубы, иначе это помешает ему видеть положение своего языка. Можно обратиться к нему с такими словами: «Улыбнись, чтобы твои зубы были видны! Держи язык широким наверху. Скажи з…з…з… (слышится звук, похожий на зж). Чувствуешь ветерок? Подуй так еще раз. Посмотри теперь, как я подую!» Нужно добиться того, чтобы эта артикуляция стала привычной, выполнялась быстро и свободно. Ребенок не связывает пока этот звук со звуком р.

Постановка звука.

Ребенок произносит с указанной выше артикуляцией звук з, что напоминает звук р, но без вибрации кончика языка. Если вместо р будет слышаться звук ж, надо попросить ребенка подвинуть язык ближе к зубами. Слегка усиливая воздушную струю, присоединяя звук а, мы слышим cлог ра. С другими гласными получаются звукосочетания ры, ро, ру. Такая подготовка постепенно и прочно закрепляет у ребенка правильную артикуляцию, но без вибрации кончика языка. Полученный звук р называется проторным.

Далее следует приступить к выработке раскатистого звука р.

Выработка раскатистого звука Р (с вибрацией кончика языка)

Прежде чем приступить к выработке раскатистого р, следует научить ребенка произносить звук р проторный.

Подготовительный этап.

1.Попросите ребенка, удерживая язык широким «побарабанить» языком за верхними зубами со звуком близким к д (д…д…д…) Полоска бумаги, поднесенная к его рту, должна колебаться при каждом ударе языка.

Постановка звука.

1.Ребенка просят поднять широкий язык за верхние зубы и длительно произносить звук похожий на зж или многократно проговаривать звук д (но язык не у зубов, а на альвеолах, поэтому звук д не четкий). Следите за тем, чтобы язык был широким и сильно напряжен. В это время прямым указательным пальцем самого ребенка или своим пальцем, обернутым в носовой платок, подложенным под кончик языка, производите частые колебательные движения из стороны в сторону, отчего слышится рокочущий звук. (Можно использовать пустышку, плотно набитую ватой или сделать пластмассовый шпатель из зубной щетки, удалив щетину, получится удобная пластмассовая палочка, углы должны быть обязательно закругленными.

2.Можно вызвать вибрацию кончика языка следующим образом: предложите малышу при открытом рте присасывать язык к небу, затем, не отпуская языка, подуть на него.

3.Второй вариант этого же способа (с механической помощью). Поднять язык к небу, до предела растянув «уздечку». Затем большим указательным пальцами плотно прижать к небу боковые края языка. Срединная часть языка и «уздечка» должны оставаться не стиснутыми. Глубоко вдохнув, с силой выдувать воздух с включением голоса. Язык «набухает», и слышится звукосочетание тж (у некоторых детей сразу получается сочетание тр (др). Зубы в упражнении открыты на расстоянии полутора — двух пальцев. Упражнение повторять много раз, постепенно увеличивая напор воздуха. Звукосочетание тж постепенно перейдет в тр (др), Обязательно следите за тем, чтобы кончик языка вибрировал и удерживался у неба, а края языка прилегали к боковым краям верхних зубов. Под напором сильной струи воздуха самопроизвольно получается короткое тр-тр (др — др). 

4. В помощь упражнениям можно растянуть подъязычную связку специальным массажем. Ухватите «уздечку» в самом низу под языком двумя пальцами (большим и указательным) и тянущим движением ведите пальцы по ней к кончику языка. Старайтесь ее потянуть, но не применяйте силу, чтобы не повредить тонкую ткань. В каждый прием совершайте несколько таких движений. Очень быстро Ваши пальцы станут чувствовать возможности «уздечки», и эта процедура не будет вызывать беспокойства. Возвращайтесь к ней 4 — 5 раз в неделю, и через некоторое время Вы убедитесь в том, что подъязычная связка изменилась в длине. 

Носовое произношение звука P и его коррекция

   Носовое произношение звука р по звучанию похоже на сочетание нг. От правильного произношения оно отличается, во-первых, тем, что воздушная струя выходи

14 способов постановки звука [Р] | Консультация по логопедии по теме:

14 способов постановки звука [Р]

Начинающие логопеды часто сталкиваются с проблемами постановки звука [Р]. Применяешь несколько приёмов, а они оказываются не эффективными. В данной статье вы найдёте 14 приёмов постановки звука [Р], которые успешно применяются и апробированы на практике.

1 способ постановки звука [Р]:

Постановка [Р] — быстро и эффективно. Этот способ помогает быстро вызвать вибрацию. Ребенок кладет голову на колени логопеду, присасывает язык к нёбу («Грибок»), в это время логопед большим и указательным пальцами (чистыми) прижимает боковые края языка к нёбу (не кончик!), ребенок с силой дует на язык и …частенько сразу же появляется вибрация!

2 способ постановки звука [Р]:

Ребенка просят поднять широкий язык за верхние зубы и длительно произносить звук похожий на «зж» (слышится что-то cреднее между этими звуками: [з] с призвуком [ж] или наоборот) или многократно проговаривать звук [д] (но язык не у зубов, а на альвеолах, поэтому звук [д] не четкий).

3 способ постановки звука [Р]:

Следите за тем, чтобы язык был широким и сильно напряжен. В это время прямым (чисто вымытым, с коротко остриженным ногтем, чтобы не поцарапать язык) указательным пальцем самого ребенка или своим пальцем, обернутым в носовой платок, подложенным под кончик языка, производите частые колебательные движения из стороны в сторону, отчего слышится рокочущий звук. (Можно использовать пустышку, плотно набитую ватой или сделать пластмассовый шпатель из зубной щетки, удалив щетину, получится удобная пластмассовая палочка, углы должны быть обязательно закругленными.) Когда рука у ребенка привыкнет, и язык не будет соскальзывать с пальца (шпателя), малыш сможет самостоятельно вызывать колебания языка. Если язык будет не широкий и не напряженный, палец увлечет его за собой и дрожания не будет. Язык будет раскачиваться вместе с пальцем, со звуком близким к «дл». Обратите особое внимание ребенка на то, что язык должен быть как стойкий оловянный солдатик и ни при каких условиях не уходить со своего поста. Можно сравнить язык со струной. Если струна натянута, то, тронув ее, мы вызываем ее дрожание, струна начинает звучать, но если струна ослаблена, звука не будет. Это упражнение очень нравится детям, и они с удовольствием его выполняют. Ребенку можно сказать, что Вы сейчас попробуете завести мотор. Добившись вибрации кончика языка с механической помощью, продолжительность вибрации удлиняют и постепенно переходят к тому, что ребенок начинает вибрацию с механической помощью, а продолжает без нее. Со временем бывает достаточно того, чтобы ребенок подносил палец ко рту, как кончик языка начинает вибрировать самостоятельно (палец в данном случае служит самоуспокоением, ребенок еще не уверен в своих силах), постепенно и в этом надобность отпадает. Если же самостоятельная вибрация кончика языка не вырабатывается очень долго, начинают автоматизацию звука [р] в слогах и в словах, добиваясь раската с механической помощью.

 4 способ постановки звука [Р]:

Можно вызвать вибрацию кончика языка следующим образом: предложите малышу при открытом рте присасывать язык к небу, затем, не отпуская языка, подуть на него. В момент отрыва языка от нёба сильным толчком выдыхаемой струи воздуха вызывается короткая вибрация кончика языка. Это упражнение закрепляет у ребенка ощущение вибрации кончика языка, и далее он может вызвать этот звук самостоятельно, без механической помощи. Второй вариант этого же способа (с механической помощью). Поднять язык к небу, до предела растянув «уздечку». Затем большим указательным пальцами плотно прижать к небу боковые края языка. Срединная часть языка и «уздечка» должны оставаться нестиснутыми. Глубоко вдохнув, с силой выдувать воздух с включением голоса. Язык «набухает», и слышится звукосочетание «тж» (у некоторых детей сразу получается сочетание «тр» (др)). Зубы в упражнении открыты на расстоянии полутора — двух пальцев. Упражнение повторять много раз, постепенно увеличивая напор воздуха. Звукосочетание «тж» постепенно перейдет в «тр» (др), Обязательно следите за тем, чтобы кончик языка вибрировал и удерживался у неба, а края языка прилегали к боковым краям верхних зубов. Под напором сильной струи воздуха самопроизвольно получается короткое «тр-тр» (др — др). Могут быть следующие неточности: пальцы схватывают «уздечку», и вибрации при выдувании воздуха не получается; воздух проходит не вдоль языка, а в нос, поэтому язык не «набухает» и не «трыкает»; недостаточно сильная струя выдыхаемого воздуха; вместо звукосочетания «тр» (др) слышится «тл», это означает, что произвольно работает сам язык (работать, т. е. вибрировать, язык должен под напором сильной струи воздуха), язык же должен плотно прилегать к небу и быть неподвижным; следует воздержаться от постановки звука [р] по подражанию. При правильном произношении звука вибрирует кончик языка, а при неправильном подражании очень часто начинает вибрировать либо «язычок», либо корень языка, соприкасающийся с мягким небом. После закрепления произнесения короткого «тр» (др) необходимо тренировать раскатистое длительное «тр» (др) — вначале с помощью пальцев, а затем без пальцев. На любом из данных этапов не следует торопиться. У ребенка может получится раскатистый р с первого раза, и может понадобиться на это несколько месяцев. Основная задача, которая стоит перед Вами, выполнять данные упражнения регулярно, желательно, каждый день. Начав постановку [р] одним способом, не спешите в нем разочаровываться и переходить к другому. Проявите терпение в данной работе.

5 способ постановки звука [Р]:

Постановка от звука [З]. Обычно Р от звука З не ставят, т. к. считается, что они очень различны по артикуяции и не могут быть друг для друга опорными. Но попробовать можно. Секрет в том, что ребенок произносит [З] очень кратко, лишь дотрагиваясь языком до альвеол и при этом сильно дует на язык. Будет четко слышен сначала одноударный [Р], который потом сравнительно легко переходит в вибрант. Этот способ очень легкий и быстрый, особенно при горловом [Р]. Желаю успехов в его применении!

6 способ постановки звука [Р]:

При прогении: прижать кончик языка к нижним резцам и протяжно произносить гласный «ААААА», попеременно открывая и закрывая рот. При закрытом положении рта ребенок будет ставить верхние резцы на прижатый к нижним резцам кончик языка, т.е. ребенок будет постукивать по языку верх. Когда классических приемов постановки [Р] недостаточно.

7 способ постановки звука [Р]:

В особо стойких случаях, когда классических приемов постановки [Р] недостаточно, использую следующие упражнения — слоги, которые надо произносить быстро и ритмично: дыдыдыдыдыды…. адыдыадыды….тыдытыдытыды. дыдадыдадыда…адыдаадыда…тыдытыдытыды…. дыдодыдодыдо…адыдоадыдо…

8 способ постановки звука [Р]:

Игры-упражнения для вызывания звука [р]. Упражнения очень просты и хорошо подходят для тренировки подъема языка к альвеолам, а заодно тренируется и мелкая моторика. а) Упражнение «Веселый дождик» Произнеси твердо звуки [т-д].Слышишь, как будто капельки падают и ударяются обо что-то твердое? Подставь левую ладошку, а пальцами показывай ,как капли дождя падают на твою руку, сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее. Дождик капнул на ладошку -т-д,т-д… (правой рукой изобрази падающие капельки дождя) На цветок —т-д,т-д…(левой рукой изобрази цветок) И на дорожку т-д,т-д….( из левой руки сделай дорожку) Застучал по крыше он- -т-д,т-д…. И раздался частый звон— т-д,т-д,т-д…(дождик пошел сильнее). Играя, попробуй поменять руки и выучить стишок наизусть. Т-Д произносим утрированно (подчеркнуто). Исключаем работу челюсти. б) Упражнение «Песня Крокодила Гены» Мелодия песни хорошо подходит для тренировки подъема языка к альвеолам. Вначале песню поем только на слог ДА. В дальнейшем полезно использовать слоги ДЫ,ДЭ, ДО, ДУ. Можно чередовать слоги, учитывая желание ребенка. При закреплении звука [р] поем песенку на слог РА.

9 способ постановки звука [Р]:

Постановка [Р[ из межзубного положения. Предварительно отрабатывается положение «язык на верхней губе» и направленная воздушная струя. • Широкий край языка на верхней губе. В этом положении ребёнку предлагают дуть на кончик носа гудящим звуком, похожим на «В-В-В». • В дополнение к предыдущей позиции логопед указательным пальцем «играет» на нижней губе ребёнка, в результате чего струя воздуха приобретает вибрирующий характер. Этот эффект необходимо как следует отработать. Детям постарше можно предложить самостоятельное «исполнение» пальцем на губе. • Затем постепенно сокращать длительность прикосновения пальца, то убирая его, то возвращаясь. Добиваться вибрационного звучания от малейшего прикосновения к нижней губе (что-то похожее на «в-в-р-р-э-э…») • Сохраняя ту же конфигурацию языка, во время выработанного вибрационного звучания, легко передвинуть язык за верхние зубы. Важно не терять форму языка! Этот приём взят из арсенала Смирновой Ирины Анатольевны, логопеда из Санкт-Петербурга. Она рекомендовала его для детей с дизартрией, так как в данном случае от ребёнка не требуется больших мышечных усилий, а, следовательно, не увеличивается спастика органов артикуляции.

10 способ постановки звука [Р]:

Постановка звука [Р] на вдохе. Условие – правильное и четкое произнесение звука [С]. Ребенок произносит длительно ССССС, а потом делает короткий вдох через рот, резко подняв и прижав язык к альвеолам, всасывает язык «как улитку в раковину». Если ребенок не коснется языком альвеол при вдохе, то звук не получится. Способ очень неожиданный, парадоксальный (ведь все нормальные логопеды ставят звуки «на выдохе»)

11 способ постановки звука [Р]:

Постановка звука [Р] от упражнения «БОЛТУШКА». Есть интересный игровой способ постановки звука [Р] от упражнения «Болтушка», хорошо знакомого детям. Способ доступен любому начинающему логопеду. Ребенок делает упражнение «Болтушка» (или «Индюк»): высунутый широкий язык на звуке [А] выполняет движения вперед-назад, скользя по твердому небу. В тот момент, когда язык касается альвеол слышен одноударный [Р]. Теперь осталось зафиксировать эту позицию и приступить к автоматизации [Р]. Как правило, очень скоро одноударный звук сам переходит в вибрант (дрожит кончик языка).

12 способ постановки звука [Р]:

Постановка [Р] от звука [Ж]. Все новое — это хорошо забытое старое. Способ постановки [Р], активно использовавшийся 30-40 лет назад. Все логопеды обожают вызывать звук [Р] с помощью всевозможных вибраций («моторчик» и ему подобные). Но есть дети, которые панически боятся зондов, палочек, сосок, чайных ложек и других подручных средств. Для них очень хорош следующий способ: ребенок произносит звук [Ж], длительно, на одном выдохе и при этом отодвигает кончик языка глубже в полость рта. Через секунду можно услышать одноударный [Р]. После закрепления изолированного произнесения этого звука сразу переходят к проговариванию слогов со стечением ТР, ДР, НР, ЖР. Это способствует быстрому переводу одноударного [Р] в состояние вибрирующего звука. Способ себя оправдывает.

13 способ постановки звука [Р]:

Способ постановки звука [Р] — старый и простой, как мир. Выполняется в 3 приема: 1) присосать язык к твердому небу («Грибок») 2) сделать глубокий вдох через нос (язык в том же положении) 3) сделать резкий короткий выдох через рот, направляя воздушную струю на язык и подключая голос. Описывать все это долго, но способ очень простой. Эффект достигается на контрасте (напряжение языка при присасывании и расслабление при резком выдохе). Это способствует вызыванию вибрации кончика.

14 способ постановки звука [Р]:

Постановка [Р] при недостоточной воздушной струе. Способ подходит для тех детей, у кого отсутствует воздушная струя достаточной мощности, необходимая для вибрации кончика языка. В основе лежит традиционный способ постановки с помощью шарикового зонда. А особенность в том, что ребенок находится в полулежачем положении, со слегка запрокинутой назад головой Язык поднят вверх, к альвеолам, ребенок произносит звук [Д] или сочетание ДЫ в быстром темпе. Зондом осуществляются быстрые движения под кончиком языка вправо-влево. Эффект достигается тем, что в положении лежа язык слегка оттягивается назад и ребенок вынужден более интенсивно выдыхать воздушную струю, что и заводит вибрацию в сочетании с манипуляциями зонда. Время на постановку звука уменьшается вдвое.

Конечно, если произнести слово «трактор» у вас не получилось в детстве, сделать это сейчас будет гораздо труднее, но тем не менее. Чтобы произнести «Р», вам нужно кончик языка поднять к нёбу, но до него не дотронутся. Потом краями языка коснутся верхних зубов. Когда вы подадите струю воздуха, кончик языка задрожит и получится буква «Р». Самая большая ошибка – горловое произношение буквы «Р». Так разговаривают французы, нам же с вами необходимо работать кончиком языка.

Закрепляем навык упражнениями:

  1. «Чистим зубы»
    Широко раскройте рот, улыбнитесь и постарайтесь почистить верхние зубы с внутренней стороны. Для этого языком нужно двигать влево — вправо.
  2. «Гладим небо, то есть нёбо»
    Вновь широко открываете рот и кончиком языка гладите нёбо вперёд-назад, следите за тем, чтобы язык возвращался к корням верхних зубов.
  3. «Воздушный бой»
    Открываете рот, укладываете язык на нижнюю губу и произносите звук «Ф» так, чтобы струя воздуха была узкой, а не широкой. Это поможет выработать длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
  4. «Сладкоежка»
    Откройте рот, зафиксируйте нижнюю челюсть руками так, чтобы она не двигалась. Теперь исключительно широким языком попытайтесь облизнуть верхнюю губу сверху — вниз. Не забывайте, челюсть не должна вам помогать приподымать язык.
  5. «Индюк»
    Открываете рот, на нижнюю губы укладываете широкой язык. Ваша задача — в быстром темпе облизывать губу по направлению вперёд-назад и добавлять голос, чтобы получился звук, похожий на болботание индюка.
  6. «Барабан»
    Вновь открываете рот, выясняете в интернете, где находятся верхние альвеолы зубов, и ударяете в них языком, произнося при этом звук «d».

Автоматизация звука «Р»

Когда вы заставите свой язык принимать правильное положение для того, чтобы произносить «Р» вам нужно будет закреплять навыки. Это стоит делать постепенно. Вначале говорите букву в изолированном звучании, потом в слогах, словах, фразах и, наконец, предложениях.

Предлагаю вам следующий комплекс:

Р-р-р-р-р Рь-рь-рь-рь Ри-рэ-ра-ро-ру-ры Лри-лрэ-лра-лро-лру-лры

Слова:

ударный слог, начало слова: Раб, розовый, рысь, руль ударный слог, середина слова: Гора, перо, нарыв, кенгуру безударный слог, начало слова: Работа, рыбак, рысак, руно, руда безударный слог, середина слова: фара, мера, пары, горы, папирус, карусель

Автоматизация «Р» в сложных словах

Фарфор бутерброд, транспортер температура рассортировать, группировка, развернуть, растирание, администратор.

Скороговорки:

В грозу от груза арбузов развалился кузов. Два дровосека, два дроворуба, два дровокола отточили топоры. Топоры остры-то до поры, До поры остры топоры. Рыла свинья белорыла, тупорыла; Полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла, до норы не дорыла. На то хавронье и рыло, чтобы она рыла. Скороговорун скороговорил, выскороговаривал, что все скороговорки перескороговорит, перевыскороговорит. Но заскороговорившись, выскороговаривал, Что всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить.

Постановка звука [Р] от упражнения «БОЛТУШКА». Ребенок делает упражнение «Болтушка» (или «Индюк»): высунутый широкий язык на звуке [А] выполняет движения вперед-назад, скользя по твердому небу. В тот момент, когда язык касается альвеол слышен одноударный [Р]. Теперь осталось зафиксировать эту позицию и приступить к автоматизации [Р]. Как правило, очень скоро одноударный звук сам переходит в вибрант (дрожит кончик языка).

Приемы постановки звука Р

Как поставить, вызвать звук [Р]?

Работа по формированию правильного произношения звуков [Р] и [Р’] должна включать подготовительный этап, собственно постановку звука и этап закрепления – автоматизации – правильной артикуляции.

В случае параротацизма (когда ребенок не может произносить звук Р и заменяет его на другие звуки (Л, Г, Ы, Н и др.) необходимо проведение  дифференциации – различения – поставленного звука и звука – субститута.

Итак, после того, как кончик языка будет свободно занимать положение за верхними зубами, а рот научится быть широко открытым, попробуем вызвать звук «Р».

Важно соблюсти некую «тонкость» инструкции: не следует просить ребенка произнести звук [Р], так как стремление во что бы то ни стало овладеть этим ярким звуком может спровоцировать «горловое» произнесение.

Дело в том, что заставить дрожать «непокладистый» кончик языка гораздо сложнее, нежели мягкое небо или небную занавеску.

Можно предложить малышу «завести моторчик»,
подражая рокоту самолета или рычанью собаки – «ррррр…», или карканью вороны – «карррр…».

Если же этого окажется недостаточно, следует нацелиться на постановку звука.

Постановка звука [Р] может осуществляться разными способами.
Остановимся на наиболее распространенных приемах.

Поэтапная постановка звука [Р].

  • На первом этапе ставится фрикативный (щелевой, или проторный) звук без вибрации.

(Фрикативный — образуемый трением воздуха в щели между сближенными органами речи) .
Этот звук образуется при длительном произнесении за верхними зубами звука [З], близкого к [Ж]; широкий передний край языка при этом должен находиться непосредственно у альвеол (бугорков за верхними зубами).

Сильная воздушная струя проходит в щель между передним краем языка и деснами, задевая кончик языка.

Полученный таким способом звук следует сразу вводить  в слоги, чтобы формировать новый стереотип произнесения и закреплять положение кончика языка за верхними зубами для дальнейшей работы над артикуляционным укладом столь сложного звука.

  • Второй этап постановки звука [Р] нацелен на выработку вибрации с механической помощью.

Для этого в дело пускается предназначенный для постановки звука [Р] зонд с шариком на конце.

Однако подойдет и чисто вымытый указательный палец или резиновая сосочка, набитая ватой.

На худой конец, можно попросить у бабушки пластмассовый вязальный крючок, по возможности, толстенький и округлый по форме.

В любом случае, манипуляции идентичны: во время произнесения проторного звука [Р] следует проводить под языком, прикасаясь пальцем или зондом, вправо и влево для вызывания колебаний передней части языка.

Сильная выдыхаемая струя, направляемая на кончик языка, вызывает легкую вибрацию.

Как правило, впечатления, полученные в результате апробации этого нового умения, являются мощным стимулом к применению звука в спонтанной речи, в случае, если звук [Р] ребенок не произносил.

Добавив к проторному звуку [Р] гласные «а», «э», «ы» – звуки, наиболее нейтральные в плане движения губ и не требующие дополнительного напряжения, прокладываем мостик к произнесению слов с новым звуком:

РА, РЭ, РЫ.

Первый способ постановки звука Р

Постановка звука [Р] от звукосочетания [ЗА]. Выполняем действия, сходные с вышеописанными.

Второй способ постановки звука Р

Постановка от звука [Д].

В этом варианте постановки при широко открытом рте и положении кончика языка за верхними зубами (у самых альвеол), следует произносить звук [Д] – сначала медленно, затем в более быстром темпе.

В момент произнесения «дддд…» с помощью подложенного под язык пальца или зонда совершать колебательные движения из стороны в сторону, тем самым способствуя выработке вибрации.

 

Перечисленные приемы можно считать универсальными для коррекции произношения звука [Р], однако, в зависимости от вида ротацизма существуют нюансы  в подходе к исправлению дефекта.

Следует заметить, что приступать к работе над правильной артикуляцией звука [Р] надо с большой осторожностью, так как особенностью данного звука является упоминаемая выше своеобразная «неразборчивость»: если не удается вызвать вибрацию кончика языка, роль вибратора берет на себя мягкое небо или небная занавеска.

В результате, приобретенный звук не будет соответствовать произносительной норме, и потребуется коррекция уже нового звука.

Чтобы избежать осложнений, желательно обратиться к логопеду и получить его рекомендации.

 Loading …

Как исправить у ребенка горловое «р» и нужно ли это делать

Как исправить у ребенка горловое «р» и нужно ли это делать

Часто дети, начиная говорить, в какой-то момент используют гортанное «р» вместо нормального. Родители не обращают на это внимание, ожидая, что потом все само собой поправится. Все остальные звуки вскоре звучат правильно. Но горловое «р» так и не торопится уходить. И только в школе родители спохватываются и ведут ребенка к логопеду. А тот восклицает: «Где же вы раньше были?»

Но многие родители вообще не стремятся исправить горловое «р» на обычное. Им кажется, что это даже пикантно, и звучит по-французски. Только французы произносят свое «р» совершенно иначе. И если вы планируете обучать своего малыша французскому, (что, конечно прекрасно!) то родного русского все равно никто не отменял.

Восхищение родителей пропадает, когда ребенка начинают дразнить одноклассники, называя «кортавым», или когда учительница недвусмысленно дает понять, что с проблемой нужно что-то делать. Так нужно все-таки или нет?

Думайте сами, решайте сами

Если вы уверены, что хотите сохранить гортанное «р» у ребенка на всю жизнь, тогда беспокоиться не о чем. Но желательно продемонстрировать ему самому, как он говорит на примере других взрослых, у которых присутствует тот же дефект речи, и поинтересоваться, хочет ли он говорить так же, когда вырастет. Если ребенок уверенно соглашается, то забудьте про логопеда, вам обоим так нравится, и вы счастливы, что еще нужно?

Но помните, что с дефектом речи ребенок вряд ли станет хорошим оратором, его никогда не возьмут в дикторы или актеры, или любую другую публичную профессию, где важно красиво говорить.   Мнение ребенка о произношении им буквы «р» может поменяться со временем, но тогда исправлять его будет уже поздно.

Когда и как начать 

Поэтому если вы или сам ребенок решаете, что с этим нужно что-то делать, то делать нужно и сразу! Логопеды утверждают, что горловое «р» – одна из самых сложных проблем, которую устранить проблематично. Чем раньше начать, тем лучше. У взрослых данный дефект «не лечится», а у ребенка выправление может занять много времени и потребовать изрядных стараний.

Конечно, не все так ужасно. Бывает, что логопед исправляет гортанное «р» достаточно быстро, буквально за месяц – два, а в исключительных случаях – вообще за несколько занятий. Но ошибочно считать, что «само пройдет». Само оно проходит крайне редко, утверждают специалисты, и лучше не затягивать с устранением этого дефекта.

Причины гортанного «р» 

Казалось бы, в окружении, где все говорят «р» правильно, ребенок тоже должен произносить его так же. Но этот звук коварен, и сложен для детей, не зря именно его чаще всего заменяют на «л», «ж» и даже «д». Почему же малыш пользуется горловым «р»?

Причины бывают разные. Прежде всего – «наследственность». Если один из родителей говорит гортанное «р», а ребенок его все время слышит, он может начать повторять.

Короткая «уздечка» под языком делает его малоподвижным и мешает правильно произносить звуки. Обычно этот дефект удаляют в самом разном возрасте, но могут и запустить.  

Нередко причиной гортанного «р» становятся увеличенные миндалины. Ребенку проще смыкать корень языка с небом, нежели пользоваться его кончиком.

Бывают и более сложные ситуации: нервные расстройства, нарушение фонематического слуха, гипотонус языка и многое другое. К счастью, все это лечится, а дефект горлового «р»  у ребенка всегда можно исправить, если обратиться к опытному специалисту. Вопрос, сколько времени и усилий на это потребуется.

При желании можно диагностировать причины возникновения гортанного «р», так с ними будет проще бороться. Однако это не самое главное, поскольку если речь не идет о серьезных заболеваниях, логопеды используют одинаковые упражнения в большинстве случаев.

Упражнения для постановки правильного звука «р» 

Каковы же они? Главная задача вызвать вибрацию на кончике языка. Поначалу это делают механически. Ребенка просят поставить язык за верхние нижние зубы и произносить долгий звук, средний между «з» и «ж». Пока он жужжит, своим пальцем или ватной палочкой ему «щекочут» нижнюю часть языка, при этом получается звук, похожий на раскатистое «р». Постепенно ребенка приучают производить вибрацию своим пальцем. Далее следует добиться, чтобы она после механического раскачивания появлялась сама, хотя бы на мгновение, затем стараемся увеличить это мгновение… То же самое упражнение можно делать, попросив ребенка говорить короткое твердое «д».

Мало у кого получается сразу должный эффект. Вызвав устойчивую механическую вибрацию, очень сложно добиться того, чтобы ребенок ее повторил и зафиксировал.

Еще один способ начинается с упражнения «грибок». Ребенок присасывает язык к небу целиком, чтобы «уздечка» была вертикальной и напряженной. Далее ему необходимо с силой дунуть на язык, не отрывая его от неба. В идеале должен получиться звук «тррр», но начинается все с «т», «тл», «тж» и тому подобных неточностей.

Можно попробовать действовать так: попросить ребенка тянуть звук «ж», а затем добиться, чтобы, жужжа, он отодвигал кончик языка все дальше, а затем с силой дул на него. При успешном выполнении этого упражнения появится вибрация.

Берясь за такое сложное дело, как исправление горлового «р», необходимо запастись терпением. Упражнения, которые малоинтересны, нужно будет повторять каждый день, желательно, по несколько раз, что быстро наскучит и вам, и ребенку. Причем, если вы занимаетесь с логопедом, он все равно будет давать вам домашние задания, поэтому не думайте, что все удастся переложить на него.

Чтобы действовать самостоятельно, необходимо хотя бы несколько уроков взять у специалиста, наглядно научиться тонкостям его мастерства. Немалое значение имеет и психологический фактор: ребенок будет больше слушаться педагога, нежели маму. Совместными усилиями рано или поздно вы обязательно добьетесь желаемого результата и четкого раскатистого «ррррр!»

Коррекция звука R

Sunetul R este unul dintre cele mai dificile sunete.

Apariția sunetului R o putem aștepta până la vârsta de 5 ani, în cazul în care copilului nu îi reușește singur să pronunțe acest sunet, vă Recomandăm să vă adresați unui Logoped.

n cadrul ședințelor logopedice copilul va învăța cum să poziționeze corect buzele, dinții, limba i cât de puternic ar trebui să fie suflul de aer pentru ca limba să vibreze astfel săulcéncâtă săulcéncât

De la început se lucrează la apariția sunetului, în momentul în care sunetul de unul singur a început să se primească, вводится в кувинте: la începutul cuvântului, în mijlocul cuvântului și la. Apoi se face diferențierea sunetului R și L.

Terapia logopedică pentru corecția sunetului R poate dura de la câteva ședințe pînă la 1-2 ani.

Din Practica în cadrul Cabinetului de Logopedie

Cel mai Repede copilul a reușit să pronunțe sunetul R din prima edință și după care au urmat ședințele de întărire a sunetului și Introductionrea acestuia în cuvinte.Unii copii au nevoie de 5-7 edințe, alții de mai multe.

Cel mai greu se corectează sunetul R francez sau R pronunțat din gît.

Un rol semnificativ îi revine părintelui, îndeplinind temele pentru acasă, rezultatul este mult mai rapid.

Articularea sunetului R

La articularea corectă a sunetului R Участие в интенсивной работе с разными конечностями. Buzele și dinții sunt întredeschiși. Partea posterioară a limbii, în formă de lopată, atinge cu marginile laterale dinții de sus, până la canini, iar partea anterioară este ridicată spre alveolele dinților incisivi de sus.Limba este fixată, cu excepția vârfului ei, iar la expulzarea aerului, ea vibrează quick între alveole și dinții superiori. Este, prin urmare, foarte important ca vibrația să fie localizată la nivelul vârfului limbii. Dacă vibrația este localizată la nivelul coardelor voice, ca în limba franceză, sau dacă emiterea se face fără vibrare, ca în limba engleză, sunetul se emite incorect.

Exerciții практика pentru Sunetul R:

  1. Suflatul fulgușorului

Pe nas se pune un fulgușor mic din vată, se scoate limba din gură în formă de cănuță i se suflă.La îndeplinirea corectă a упражнения vata va zbura în sus.

  1. Vibrația buzelor

Prin vibrația buzelor se urmărește declanșarea vibrației limbii, respectiv emiterea sunetului R.

  1. Exerciiile logopedice

ndeplinirea întregului set deerciii logopedice este foarte important, îndeplinirea întregului set deerciii logopedice este foarte important, însă în special pentru sunetul R sunt excițiile: Toboșarul bate toba; Кэлушул; Ciupercuța; Акордеонул; Cănuța. (Exercițiile 10-14)

  1. Pentru copiii care pronunță sunetul J corect

Pentru a obține sunetul R, copilul va fi rugat să imită un ânțărel.Limba se află în guriță în formă de cănuță sau lopățică, vârful limbii este în spatele dinților de sus, în așa poziție copilul este rugat să spună foletul J . rapide de la stânga la dreapta sub limbă, astfel contribuind la apariția vibrației și pronunției corecte a sunetului.

  1. Pentru copiii care nu pot pronunța sunetul J , dar se primește D

Pentru a obține sunetul R, copilul este rugat să facă упражнения Nr.10 Toboșarul. Cu vârful limbii, copilul lovește în spatele dinților de sus, pronunțând litera D (dddddd), în acest moment logopedul / părintele cu degetul (folosim mănuși de unică folosință), лицо mișcăfâta la rapide la rapide vibrației și pronunției corecte a sunetului. Când sunetul a început să apară, mișcările făcute sub limbă se pot înlocui cu bătăi ritmice peste bărbie cu degetul arătător.

Dacă инструктаж для уважения к tocmai, ve-i obține sunetul R corect.

Ar fi bine sa fie folosit instrumentul logopedic pentru corecția sunetului R

Așa este al meu

nsă îl puteți înlocui și prin accesorii pentru cocktail, foarte accesibile și практика

sau mai puteți folosi și o periuță de dinți, firele căreia le scoateți превентив.

Мульт успехов!

Звук

R в британском английском. Произношение

.

НОВОЕ ВИДЕО: Как произносится звук R

Вы когда-нибудь задумывались, используете ли вы правильные согласные звуки в правильных словах, когда говорите на британском английском? Вы когда-нибудь мечтали о том, чтобы уметь правильно произносить согласные звуки?

Что ж, в этом видео я покажу вам, как произносится 1 из 5 наиболее часто неправильно произносимых согласных звуков в английском языке, и покажу вам его наиболее типичные варианты написания. Итак, поехали.

Как произносится r sound

Это видео о том, как произносится r звук

Итак, произношение r — английский звук r произносится с расслабленными открытыми губами, кончик языка загибается вверх к верхним деснам, хотя и не касается их. А это звонкий звук. Вот как произносится р.

Типичные варианты написания звука r

Наиболее типичные варианты написания, связанные со звуком r:

  • r как в номере
  • р-р как у женат
  • написано как неправильно
  • правая как ревень

Также будьте осторожны, потому что не все буквы r произносятся в британском английском.Потому что мы склонны произносить только р, за которыми следуют гласные.

Список слов для практики

Вот список r слов:

  • сломанный, обеспокоенный, неправильный, завертка, ритм.

Резюме

Итак, как вы произносите r? В расслабленном состоянии кончик языка загибается к верхним деснам, но не касается их. И это звонкий звук. Вот как произносится р.

Продолжать учиться?

Теперь, если вы хотите освоить еще один из наиболее часто неправильно произносимых согласных звуков, выберите одно из видео ниже:

Но если вы хотите усовершенствовать этот конкретный согласный звук, получить несколько рабочих листов с большим количеством слов со звуком r и значительно повысить свою уверенность в себе и свободное владение английским языком, нажмите здесь и загрузите наш бесплатный 5-дневный электронный курс.Выделив всего 5 минут в день в течение следующих 5 дней, вы попадете в самую суть пяти самых неправильно произносимых гласных звуков. Вы получите множество тренировочных слов, рисунков положения языка и губ, 25 минут аудио плюс секретный бонус.

Вы даже можете загрузить его на свое мобильное устройство, чтобы практиковаться в дороге. Так что, если вы действительно хотите улучшить свою ясность, нажмите здесь и загрузите этот бесплатный 5-дневный электронный курс.

Если вам понравилось это видео, не забудьте нажать на ссылку ниже и оставить вопрос или комментарий ниже, и я обязательно отвечу.

Вы это видели?

Обучение звуку / r /

Этот пост написан в первую очередь для моих коллег SLP, однако многим родителям этот пост может показаться интересным 🙂 Для вашего удобства в этом посте есть партнерские ссылки на Amazon. О страшный / r /. Если вы SLP и читаете это, вы понимаете, о чем я. / R / может быть ТАКИМ сложным звуком для обучения, и может потребоваться ДОЛГОЕ время, чтобы ребенок научился правильно его воспроизводить.

Мне очень нравится мой большой рот

Мой первый год работы с детьми в / r / был ТРУДНИМ годом. Я гуглил и гуглил, читал и читал все, что мог найти. Есть даже целые книги, посвященные обучению / r / !! Но даже читая книги, блоги и веб-сайты, я все еще встречал детей, которым всего , не понимающих . Итак, каждый год я продолжал публиковать сообщения на досках объявлений и в Google, пытаясь выяснить , это один ребенок , которого я не могу просто заставить написать / r /. Я собираюсь рассказать вам шаги, которые я использовал, чтобы научить / r /, что я добился успеха. По сути, я объединил пару различных методов, о которых читал, в сочетании с небольшой долей собственного творчества. Вот так! Материалы Вам может потребоваться обучить / r /:

Мини-ванны отлично работают

Вот что я делаю:

  1. Я раздаю тазик пластилина каждому ученику (даже тем, над которым НЕ работает / r /) и говорю им придать ему форму языка.Да, они смотрят на меня как на чокнутого. Однако всем им нравится делать формы своего языка!
  2. Затем я провожу целый урок о том, как сделать звук / r / нашим языком. Я описываю устно двумя разными способами, которыми можно сделать / r /, кончик языка / retroflex / r / и согнутый / спину / r /, а также показываю им иллюстрации обоих и показываю видео, на котором он / r / производится на сайте Университета Айовы.
  3. Затем я маркирую различные части языка, используя наши языки пластилина, и удостоверяюсь, что все учащиеся понимают все эти части (это важно при обучении размещению). Я также могу использовать для этого свою марионетку Jumbo Mighty Mouth Hand Puppet от Super Duper INC. Это отличный инструмент!

    Мой фиолетовый язык

  4. Теперь я беру свой язык Play-Doh и, , показываю им визуально , как сделать / r /. Я использовал два пальца, чтобы изобразить два набора задних коренных зубов. Поэтому я на самом деле придаю ему форму своего языка, когда делаю / r /.
  5. Затем я прошу каждого ученика взять свой пластилин и попытаться придать ему форму своего языка, когда они делают свой / r /.Это интересное занятие, и мне ДЕЙСТВИТЕЛЬНО жаль, что у меня не было фотоаппарата, чтобы делать снимки… разные формы языка интересны, мягко говоря. Ха! Для некоторых детей это действительно дает мне отправную точку в том, как решить проблему производства звука.
  6. После урока наглядности пора заняться физическими упражнениями. Я вытащил зеркала (больше визуальной обратной связи) и мини-присоски. Их глаза загораются. Получаем ЛАСКИ? Поговорим о мотивации! Я тоже держу язык Play Doh в качестве визуального элемента.

    мммм

  7. Эти следующие несколько шагов аналогичны предложению Пэм Маршалла The Essential Butterfly Position , которое она описывает в своей книге Successful R Therapy (хотя я использовал эти методы еще до того, как прочитал ее книгу). Я прошу каждого ребенка открыть свой рот, я беру мини-присоску по своему выбору и растираю язык по бокам, сзади вперед, с обеих сторон. Я помечаю им части языка, а затем говорю , что это часть языка, которая должна надавить на ваши верхние задние коренные зубы .Я также помечаю это на своем языке Play Doh.
  8. Затем у меня укусов на те участки, которые я только что потерла. Это помогает им получить более тактильную обратную связь, при этом язык разводится. Большинство детей могут сделать это с первой попытки, над другими мне нужно немного поработать.
  9. После того, как они могут прикусить по бокам, снова трус присоской по бокам языка. Затем я говорю им, чтобы они СЛОЖНО подтолкнули края языка к верхним коренным зубам, произнося звук «эээээ». Это сделано для того, чтобы получить достаточное сужение глотки.Я заставляю их практиковать «е» с большим преувеличением, говоря им, чтобы они произносили «е» с действительно «сжатым горлом» или как будто они «заталкивают« е »в глотку».
  10. Этот следующий шаг я получил из статьи, которую прочитал несколько лет назад, и обнаружил, что метод оказался успешным у нескольких моих студентов: Eureka! на ADVANCE для SLP. Я прошу учеников удерживать звук «эээ», в то время как кусает свою присоску передними зубами, чтобы их челюсть была слегка приоткрыта , а затем я даю им указание держать язык вверх на верхних зубах для «Е» и затем медленно скользить язык назад, когда очень медленно произносит «Эврика».Я бы посоветовал им произносить работу с ОЧЕНЬ ПЛОТНЫМ языком, нажимая ЖЕСТКО на верхние зубы. Если ребенок кусает присоску, он не сможет двигать своей челюстью во время / r / production. Я говорю им / r / создается вашим языком, а не челюстью ».

    Могущественный рот!

  11. Неизбежно, как только ребенок дойдет до звука / r /, размещение будет нарушено, но часто эта первая «Эврика» дает несколько более точное приближение.На этом этапе я смотрю в рот, чтобы увидеть, какой «вид» / r / они ближе всего производят: кончик языка / retroflex / r / или скрученный // back / r /. Затем с этого момента я продолжаю внимательно наблюдать, давая ему / ей постоянную обратную связь, чтобы помочь сформировать правильное размещение. Я продолжаю призывать ребенка кусать мини-присоску (вы также можете заставить его кусать три ароматизированных депрессора для языка, скрепленных вместе, если использование конфет является проблемой).
  12. Я пробую 10 постановок Eurkea, каждое с большим количеством отзывов, а затем даю им перерыв.Некоторые отзывы могут включать в себя указание им больше сжимать язык или горло, сильнее надавливать на верхние зубы языками, перемещать кончик языка вверх или вниз, толкать / r / «в горло» (я нашел этот довольно эффективен, чтобы заставить детей подтянуться и подтолкнуть). Другой способ, который я нашел эффективным, — это прикоснуться к середине их затылка и сказать им, чтобы они попытались протолкнуть язык в этом направлении.
  13. Когда у ребенка есть хорошая / r / продукция в Eureka, я прошу его зажать звук / r /, а затем добавить звук «ed», чтобы получилось слово «красный» (с помощью коартикуляции).Итак, я прошу их сказать паузу «yerrrrrrrrrrr», а затем «ed». Медленно мы приближаемся к «yerrrrrrrrrred», а затем отбрасываем «yer». Как только у ребенка появится сильный / r / в красном цвете, я буду использовать коартикуляцию, чтобы научить производить все различные типы / r / (эр, ухо, гнев, воздух, ар или, и слова, содержащие / г / и / l / если они проблема).
  14. См. Ниже программы и ресурсы, которые я использую для работы со звуком / r / после того, как смогу научить успешному звуку / r /.
  15. Еще один совет: если ВСЕ ВОЗМОЖНО, я рекомендую поработать со своими учениками над распределением 1: 1 или 1: 2.Посмотрите, сможете ли вы вытащить ребенка в другое время на пару недель самостоятельно, чтобы научить его размещению. Я знаю, я знаю, что это не всегда возможно, если вы учитесь в школе … но время 1: 1 или 1: 2 может иметь ОГРОМНУЮ разницу в том, как быстро они могут изучить размещение.

Примечание о двух типах / r /: Если вы SLP, вы знаете, что есть два способа, которыми люди производят / r /, и некоторые люди фактически производят оба типа в зависимости от фонем, которые окружают / г /. Мой муж, по сути, производит ОБА типа / r /. Это два типа: Retroflexed / Tongue Tip / r / и Bunched / r / . Я лично делаю связку / r /. Я думаю, что одна из ошибок, которую допускают некоторые SLP, заключается в том, что они пытаются обучить всех студентов одинаковому типу размещения. Я всегда стараюсь увидеть, к какому / r / месту студент ближе всего, а затем ухожу оттуда. Дополнительные ресурсы по обучению / r / :

  • Ознакомьтесь с моим разделом «Как выявить / r / Sound, Часть первая», чтобы узнать о ТОННЕ других методов выявления / r /, а затем ознакомьтесь со второй частью, где я делюсь тоннами материалов для обучения и работы над / r /.
  • Я многому научился из книги Памелы Маршалла (партнерская ссылка ->) «Успешная R-терапия: устранение самого жесткого звука в мире» и рекомендую прочитать ее, если вы работаете в школах (или планируете это сделать). У нее есть масса различных техник извлечения информации для обоих мест размещения. Однако в этой книге очень много информации, поэтому не ожидайте, что вы просто прочитаете ее всю ночь и используете на следующий день в терапии. На самом деле, поначалу это показалось мне немного подавляющим.
  • Для реальной практики мне нравится (партнерская ссылка ->) серия «Весь мир R» от Say It Right, и мне очень нравится книга «Vocalic R to Go!». пользователя Beverly Plass.Я также составил несколько списков слов для всех различных типов / r /, которые я использовал в своей тренировке (если я найду их, я опубликую их в моем разделе БЕСПЛАТНО).
  • Мне удалось использовать коартикуляцию, чтобы научить / r /, и я использовал программу другой SLP Доун Мур, которую вы можете найти на ее веб-сайте Expressions Speech. Обязательно загляните на ее сайт, так как она всяких отличных вкусностей 🙂
  • Нужны дополнительные советы по извлечению / r /? Посетите сайт о методах выявления Джудит Кустер
  • .

Заметка о терапии и прогрессе: Два основных ключа к прогрессу — убедиться, что вы можете получать как можно больше продукции за сеанс и ежедневная практика .Я стремлюсь к 75-150 правильным постановкам за сеанс, в зависимости от размера группы (30-минутные группы). Как только ребенок сможет хорошо воспроизводить звук вместе со мной, я отправляю домой легкое домашнее задание… список слов, который нужно практиковать в течение 5 минут каждую ночь. Это все — всего пять минут. У меня есть забавный способ бросить вызов студентам, я скоро опубликую об этом. Вот как я обучаю / r / за 15 шагов. Я надеюсь, что некоторые из вас сочтут это полезным !! Ура!

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *