Рабочая программа (младшая, средняя, старшая группа): КРУЖОК ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ «ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК»
Начало духовно-нравственным основам формирования личности должно быть положено как можно раньше, в дошкольном возрасте, с учётом возрастных особенностей и условий общественного и семейного воспитания. Воспитание ребенка должно быть направлено на формирование гражданской ответственности, духовности и культуры, неравнодушия, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Возникает проблема: как сделать так, чтобы ребенок был внутренне свободным, а внешне воспитанным? Если мы хотим, чтобы в будущем дети любили свою страну и стремились сделать жизнь в ней лучше, необходимо заложить основу для этой любви. Ребенок, прежде всего, должен узнать то лучшее, чего достигли его соотечественники и понимать, что эти достижения – результат труда отдельных людей в разных сферах.
Чтобы найти ответы на этот и другие важные вопросы, я начала разрабатывать свою систему работы по духовно-нравственному воспитанию.
Воспитательная система по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач и проходит через все формы работы с детьми. Суть этого воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душах наших детей семена любви к родному дому, семье, природе, к истории, культуре и духовному богатству нашего народа. Родина, Отечество, единение, духовность в этих словах, близкие каждому человеку образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу, единение и духовная сущность каждой семьи.
Воспитательная система по духовно-нравственному развитию личности дошкольника, сложившаяся в результате многолетней работы, содействует целостному духовно–нравственному и социальному развитию, формированию внутреннего мира и направлена на развитие нравственной позиции ребенка.
Система стала основой кружковой работы.
Методика кружковой работы в детском саду и то, что она содержит, оказывает существенное влияние на формирование навыков коммуникации у детей, развитие социально-востребованных качеств личности, воспитание патриотизма, коллективизма, социальной отвественности.
Кружок по духовно-нравственному воспитанию «Волшебный сундучок» организован, исходя из интересов и потребностей детей, пожеланий родителей.
Кружковая работа строится на материале, превышающем содержание государственного стандарта ДО.
Возраст детей – от 3 до 7 лет.
Программа внеурочной деятельности по направлению духовно-нравственного развития. Кружок «Знатоки родного края»
Цели программы:
- изучение исторического прошлого нашего края, истории становления и развития своей школы, города Новокузнецка и всего Кузбасса, культурного наследия региона, природных особенностей родного края,
- формирование убеждения в необходимости и возможности участия каждого в развитии и становлении своего края.
Задачи:
1. Обучающие
- реализовать познавательные и других интересы и потребности ученика через изучение истории своей школы, города, региона.
- разработать формы реализации исследовательских и познавательных интересов детей в учебе, делах, общении;
- способствовать творческому развитию детей, их гражданскому становлению, удовлетворению их запросов, формированию профессиональных интересов в процессе краеведческой деятельности
2. Развивающие:
- развивать мыслительные процессы;
- развивать творческую, познавательную активность: анализ, синтез, обобщение, классификацию, умозаключение, суждение;
3. Воспитательные:
- воспитывать любовь к родной земле, гордость за её достижения и стремление к развитию и саморазвитию.
Программа кружка относится к духовно-нравственному направлению, рассчитана на 4 года обучения детей 7-10 лет, обучающихся в 1-4 класса школы. Объем программы 135 часов, 1 час в неделю, продолжительность занятий: 1 класс — 30 минут, 2-4 класс — 45 минут. Она является пропедевтикой для более глубокого изучения истории, культуры и природных особенностей Кемеровской области в последующие годы обучения.
Класс | Кол-во часов | Теория | |
1 класс | 33 часа | 9 часов | 24 часа |
2 класс | 34 часа | 9 часов | 25 часов |
3 класс | 34 часа | 9 часов | 25 часов |
4 класс | 34 часа | 9 часов | 25 часов |
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности кружка «Знатоки родного края»
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в
Основанием для «планируемых результатов» к уровню подготовки обучающихся выступает основная образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ №99.. Содержание программы внеурочной деятельности кружка «Знатоки родного края», формы и методы работы позволят, на наш взгляд, достичь следующих результатов:
Личностные
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- ценностное отношение к окружающему миру, готовность следовать нормам этического , нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина своего города, Кемеровской области, России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
Метапредметные результаты.
Регулятивные универсальные учебные действия.
- предвосхищать результат.
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
- ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
- формулировать собственное мнение и позицию;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия.
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
- запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
- установление причинно-следственных связей;
В программе кружка «Знатоки родного края» описаны требования к обучающимся по годам обучения.
К концу первого года обучения школьники должны знать:
- Когда была построена школа №99, в каком году возник город Новокузнецк и Кемеровская область
- Причины, побудившие к образованию данных объектов
- Исторические особенности возникновения данных объектов и особенности их становления и развития
К концу обучения школьники должны знать:
- Элементарные традиции нравственно-этического отношения к быту, культуре, истории своей школы, города, Кузбасса
- Простейшие взаимосвязи в развитии школы, города и области, использовать эти знания для объяснения необходимости изменений в развитии своего края
- Знать особенности методов наблюдения за живой и неживой природой
К концу обучения школьники должны уметь:
- Уметь выполнять правила безопасного и экологического поведения в природе
- Подбирать материал о традициях, исторических событиях, культурном и экологическом развитии объектов
- Уметь выражать эстетические чувства и переживания творческими средствами.
Первый уровень результатов освоения программы кружка «Знатоки родного края» будет: духовно-нравственные приобретения, которые получат обучающиеся вследствие участия их в экскурсиях, играх, выставках, конкурсах рисунков, поделок.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Это взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить, участвуя в праздниках, в заочных путешествиях по родному краю, в работе исследовательских лабораторий.
Третий уровень результатов — получение обучающимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. С этой целью спланированы мероприятия: выезды на природу с маршрутными наблюдениями, экскурсии к историческим памятникам, в музеи, краеведческие КВНы для обучающихся 1-2 классов, презентации проектов на микроучастке школы
Программа кружка «Знатоки родного края» способ
Рабочая программа (5 класс) на тему: Программа кружка по духовно-нравственному развитию Заветное
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Теплостанская основная школа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности (духовно-нравственное направление)
«Заветное»
5 класс (34часа)
2017-2018 уч. год
Составитель:
Генералова Н.Ю,
учитель истории,
1 квал. категория
2017 г
I. Пояснительная записка 3
II. Планируемые результаты………………………………………………………………………………4
III. Учебно-тематический план. 7
IV. Содержание программы. 8
V. Методическое обеспечение 9
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (ФГОС) общего образования на основании документа:
Письмо Министерства образования и науки России от 12.05.2011г. № 03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС.
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение учащимися духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Воспитание гражданина – одно из главных условий национального возрождения. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания школьника.
Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у школьников, развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России.
Задачи:
- Расширить представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
- Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
- Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
- Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
- Освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения;
Занятия проводятся в форме тренингов, внеурочных мероприятий и игр, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.
Реализация программы предполагает развитие представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
Программа составлена на основе следующих принципов духовно –нравственного развития и воспитания:
Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности школьника среднего возраста.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеурочной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт школьника, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать учащемуся реальную возможность следования идеалу в жизни.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение пятиклассника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру – ведущий метод нравственного воспитания. Пример – это модель выстраивания отношений ребенка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершенного значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечивает возможность построения собственной системы ценностных отношений.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеурочной, общественно значимой деятельности школьников среднего возраста. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.
Занятия проводятся во внеурочное время 1 раз в неделю по 45 мин.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у школьников как направление духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов — получение учащимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у школьника среднего возраста социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, родному языку, народным традициям, старшему поколению;
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
- на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
- на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
К концу 5 класса учащиеся должны знать:
1. Правила этики и культуры речи.
2. Требования к манерам, чем отличается корректное поведение от галантного.
3. Об источниках наших нравственных знаний.
4. О совести как основе нравственности.
5. Заветы предков. «Поучение» В.Мономаха.
6. Стихотворения о родине (на выбор).
7. Афоризмы.
8. О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствие своих поступков.
Уметь:
- Различать хорошие и плохие поступки.
- Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках.
- Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.
- Исполнять заповеди.
- Давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
У учащихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
- Личностные универсальные учебные действия:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
— знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
— развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
— эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
- Регулятивные универсальные учебные действия:
Учащий научится:
— принимать и сохранять учебную задачу;
— учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
— планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
— адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
— вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
- Познавательные универсальные учебные действия:
Учащийся научится:
— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
— строить сообщения в устной и письменной форме;
— осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- Коммуникативные универсальные учебные действия:
Учащийся научится:
— адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
— допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
— учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
— формулировать собственное мнение и позицию;
— договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Для оценки планируемых результатов освоения программы «Нравственное воспитание» рекомендовано использовать диагностический инструментарий «Как проектировать универсальные учебные действия в школе: от действия к мысли».
Критерии | Показатели | Измерители |
Сформированность моральных норм и правил поведения | Знает основные моральные нормы и правила поведения | Диагностика нравственной воспитанности: -диагностика нравственной самооценки; — диагностика этики поведения; — диагностика отношения к жизненным ценностям; -диагностика нравственной мотивации. Наблюдения педагогов и родителей. |
Соблюдает моральные нормы и правила поведения | Методика изучения уровня воспитанности. Наблюдения педагогов и родителей | |
Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей | Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм, по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2013). наблюдения педагогов и родителей. |
№ п/п | Наименование разделов и тем. | Кол-во часов | Теор. | Практ. | План | Факт. |
Раздел №1. Культура общения | 10 | 5 | 5 | |||
Традиции общения в русской семье. «Домострой». | 2 | + | + | |||
Культура общения в современной семье. | 2 | + | + | |||
О терпимости к ближним. Культура спора. | 2 | + | + | |||
Этикетные ситуации. | 2 | + | + | |||
В мире мудрых мыслей. | 2 | + | + | |||
Раздел №2. Самовоспитание | 12 | 6 | 6 | |||
«Познай самого себя». | 2 | + | + | |||
Самовоспитание. | 2 | + | + | |||
Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. | 2 | + | + | |||
О терпении. | 2 | + | + | |||
Конец каждого дела обдумай перед началом. | 2 | + | + | |||
«Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри». | 2 | + | + | |||
Раздел №3. Общечеловеческие нормы нравственности | 6 | 3 | 33 | |||
Об источниках наших нравственных знаний. Совесть — основа нравственности. | 2 | + | + | |||
Россияне о любви к Родине. Твоя малая родина. | 2 | + | + | |||
«Мой первый друг, мой друг бесценный». Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. | 2 | + | + | |||
Раздел №4. Искусство и нравственность | 6 | 3 | 33 | |||
Нравственное содержание древних мифов. | 2 | + | + | |||
Положительные и отрицательныегерои в былинах и сказках. | 2 | + | + | |||
Заветное | 2 | + | + | |||
Итого: 34 часа |
Раздел 1: Культура общения (20ч)
Традиции общения в русской семье «Домострой». Культура общения в современной семье. О терпимости к ближним. Культура спора. Этикетные ситуации. В мире мудрых мыслей.
Раздел 2: Самовоспитание (14ч)
Познай самого себя. Самовоспитание. Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. Как я работаю над собой. О терпении. Конец каждого дела обдумай перед началом. «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».
Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (20ч)
Об источниках наших нравственных знаний. Совесть – основа нравственности. Чем ты сильнее, тем будь добрее. Досадно мне, что слово честь забыто. Заветы предков. Россияне о любви к Родине. Твоя малая родина. Мой первый друг, мой друг бесценный. Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. Приветливость – золотой ключик, открывающий сердце людей.
Раздел 4: Искусство и нравственность (14ч)
Нравственное содержание древних мифов. За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. Положительные герои в былинах и сказках. Отрицательные герои в литературных произведениях. Зло, как и добро, имеет своих героев. Искусство и нравственность. «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» Обзор курса этикета.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2014.- 151 с.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] — М.: Просвещение, 2014. 25 с.
- Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.
- Лихачев Д.С. Заветное./2006, Москва издательский, образовательный и культурный центр Детство.Отрочество.Юность.
- Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 (общее образование) [Текст] — М.: Просвещение, 2013. 50 с.
- Сусликов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-11 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Сусликов. — М.: Просвещение, 2010. 68 с.
- Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. — М.: Просвещение, 2015. 108 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования [Текст] — М.: Просвещение, 2012. 41 с.
- Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. — Кемерово: КРИПКиПРО, 2014. — 14- 36.
- Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 2013. – 140с.
Список литературы для обучающихся.
- Русская народная сказка «Царевна-Лягушка».
- Сказки народов мира.
- Сказки А.С.Пушкина. «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
- Сказки Г.Х.Андерсена. «Гадкий утенок», «Бабушка», «Девочка, которая наступила на хлеб», «Дикие лебеди», «Снежная королева», «Стойкий оловянный солдатик».
- Былины об Илье Муромце.
- П.П.Ершов. «Конек-горбунок».
- Сельма Лагерлеф. «Удивительные путешествия Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции».
- Киплинг Редьярд Джозеф. «Маугли».
- Марк Твен. «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна».
- Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц».
- В.В.Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо».
- В.Драгунский. «Денискины рассказы».
- В.Астафьев. «Васюткино озеро».
- С.Михалков. «Песенка друзей», «Хорошие товарищи».
- Ю.Ермолаева. «Лучший друг».
- Е.Благинина. «Подарок», «Песенка о колоске».
- Е.Емельянова. «Расскажи детям о хлебе».
- М.Пришвин. «Лисичкин хлеб».
- К.Паустовский. «Теплый хлеб».
- Ю.Яковлев. «Цветок хлеба», «Тяжелая кровь».
- Е.Усович. «Чудесные пряники».
- Н.Носов. «Витя Малеев в школе и дома».
- «Домострой». Свод житейских правил периода правления Ивана Грозного.
- Тэффи. «Где-то в тылу»
Рабочая программа (5 класс) на тему: Программа кружка «Духовно – нравственные традиции русского народа».
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8» «Рассмотрено» «Утверждаю» на заседании МО учителей директор МБУ «СОШ №8» русского языка и литературы Н.В.Купавцева протокол №1 от «30» августа 2015г. «30» августа 2015г. председатель МО_________ Л.Л.Телегина Программа кружка «Духовно – нравственные традиции русского народа». для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений Подготовила: Телегина Лариса Леонидовна учитель русского языка и литературы |
Кружок:
«Духовно – нравственные традиции русского народа».
(5 класс)
Интегрированный учебный курс.
Цель: восстановить «Связь времен», связь поколений и культур, поднять общекультурный уровень школьников, развить их творческую и познавательную активность.
Разделы:
1.Земля родная – 16ч.
2.Русский долг – 10ч.
3.Сельский приход – 8ч.
4. В семье и на миру – 8ч.
5. Народная школа – 8ч.
6. Отечество – 8ч.
7. Духовное наследие русской культуры – 8ч.
Программа
I раздел «Земля родная» (16ч)
1.Вводная беседа. Уклад жизни русского народа.
Семья, дом, церковный приход. Государство.
Сословия в дореволюционной России.
2. Отношение крестьян к природе. Любовь к земле предков.
Духовно – нравственные традиции крестьянского труда на Руси.
3. Календарь русской природы и православный месяцеслов.
Праздники и календарные обряды русского народа.
4. Сельский труд. Весенняя пахота. Сенокос. Страда. Уборка урожая.
5. Русский лес. Реки и озёра. Отношение крестьян к зверям, птицам, рыбам.
Сохранение природных богатств.
6. Песни и сказки русского народа о родной природе.
7.Экскурсия в осенний лес парк.
8. Итоговое повторение. Сам. Работа: рисунок «Земля родная». Межпредметные связи: природоведение, география, литература, история.
Раздел II. Русский дом (10ч.)
- Крестьянская усадьба. Характерный облик избы.
Внутреннее убранство. Мебель, посуда, предметы быта семьи.
- Внутренний строй русской сельской семьи.
Внутрисемейные отношения, домашний уклад, досуг.
- Память о предках. Кладбище и поминовение усопших на Руси.
Семейный памятник.
- Сам. работа: рисунок интерьера крестьянской избы.
- Внутресемейний строй городской семьи. Связи горожан: бытовые, родственные, приходские, соседские, производственные, по интересам.
Раздел III. Сельский приход. (8ч.)
- Сельский Храм. Архитектурный облик и внутреннее устройство.
- Приходская жизнь поселян. Богомольцы и странники.
Благочестие русского крестьянина.
- Домовая Церковь. Семейные праздники в крестьянской семье.
- Итоговое повторение.
Раздел IV. В семье и на миру. (8ч.)
- Крестьянская община и семья. Сельский мир.
Взаимопомощь. Артельный труд. Ответственность крестьянина перед миром.
- Духовно — нравственный облик крестьянина. Трудолюбие. Вера. Покаяние. Милосердие. Честь и достоинство. Побратимство. Отношение к старшим.
- Святые и праведники на Руси. Их всенародное почитание.
- Итоговое повторение.
Межпредметные связи: история, литература.
Раздел V. Народная школа(8ч)
1.Традиционные формы воспитания крестьянских детей. Молитва. Послушание. Богомолье. Милосердие.
2. Аз, буки, веди… Формы и методы обучения детей на Руси.
3. Традиционный круг чтения на Руси (краткий обзор). Житейная литература. Летописи.
4. Экскурсия в краеведческий музей, в библиотеку (отдел «Православная книга»).
Межпредметные связи: литература история.
Раздел VI. Отечество (8ч).
- Народ и государство. Любовь и служение Родине. Гражданское послушание на Руси. Народные полководцы, герои: Александр Невский, Дмитрий Донской, Суворов, Кутузов и другие.
- Защита Отечества от врагов. Ратные подвиги русских воинов.
Межпредметные связи: история.
Разделы VII. Духовно наследие Русской культуры (8ч)
1.Отечественная наука. Великие русские учение.
2. Мастера русской литературы, искусство, архитектура. Духовно – нравственное содержание произведений русской литературы и искусства (произведения живописи и скульптуры из собраний Государственной Третьяковской галереи).
3. Практическая работа: письменный рассказ о картине любимого художника (по репродукции картины, по открытке).
4. Итоговое повторение.
Межпредметные связи: литература, история, изобразительное искусство.
Предполагаемый конечный результат.
По завершении курса «Духовно – нравственные традиции русского народа» учащиеся должны знать и уважать такие традиции своего народа, кок любовь к Отечеству, к родной земле и своему дому, любовь к ближним и уважение к старшим. Учащиеся должны осознать роль труда в жизни россиян, знать и хранить историко-духовную помять своего народа, традиции защитников нашей Родины. Особое внимание должно быть уделено закреплению полученных знаний и использование их в повседневной жизни школьников.
Литература:
- Белов В. И. Лад: Очерки о народной эстетике. М., 1982г.
- Громыко М.М. Мир русской деревни. М.,1991г.
- Громыко М.М. Традиционные формы поведения общения русских крестьян XIX века. М., 1986г.
- Кузнецов С.В Религиозно – нравственные основания русского земледельческого хозяйства. Православие и русской народной культуры: Научн. сб. М., 1994г. Вып. 1, с. 31-53.
- Русские: семейный и общественный быт. М., 1989г.
- Уразумение к месяцеслову. М., 1995г.
- Максимов С.В. Избранное. М., 1995г.
- Ушинский К.Д. Родное слово: Кн. Для детей и родителей. Новосибирск, 1994г.
- Шмелев И.С. Богомолье. М., 1994г.
- Традиции. Культура. Образование: научн. сб. Под ред. Червякова А.Д., — М.: центральное региональное отделение РАО,1996.
Рабочая программа (6 класс) на тему: Рабочая программа кружка по духовно-нравственному воспитанию «РОДники»
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 г. Алдан»
МО «Алданский район»
Рабочая программа кружка
по духовно-нравственному воспитанию «РОДники»
2017-2018 учебный год
В 6 а классе
1 час в неделю, 34 часа в год
Составлена Сухановой Ольгой Павловной,
Учителем английского языка
г.Алдан
2017
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (ФГОС) общего образования на основании документа:
Письмо Министерства образования и науки России от 12.05.2011г. № 03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС.
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение учащимися духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания школьника.
Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у школьников.
Задачи:
- Расширить представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
- Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
- Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
- Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игр, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.
Реализация программы предполагает развитие представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
Программа составлена на основе следующих принципов духовно –нравственного развития и воспитания:
Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности школьника среднего возраста.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеурочной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт школьника, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать учащемуся реальную возможность следования идеалу в жизни.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение пятиклассника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеурочной, общественно значимой деятельности школьников среднего возраста. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.
I. Планируемые результаты освоения учащимися программы
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у школьников как направление духовнонравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов — получение учащимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у школьника среднего возраста социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
- на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
- на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
К концу 6 класса учащиеся должны знать:
1. Правила этики и культуры речи.
2. Требования к манерам, чем отличается корректное поведение от галантного.
3. Об источниках наших нравственных знаний.
4. О совести как основе нравственности.
5. Заветы предков. «Поучение» В.Мономаха.
6. Стихотворения о родине (на выбор).
7. Афоризмы.
8. О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствие своих поступков.
Уметь:
- Различать хорошие и плохие поступки.
- Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках.
- Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.
- Исполнять заповеди.
- Давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
У учащихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
- Личностные универсальные учебные действия:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
— знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
— развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
— эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
- Регулятивные универсальные учебные действия:
Учащий научится:
— принимать и сохранять учебную задачу;
— учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
— планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
— адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
— вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
- Познавательные универсальные учебные действия:
Учащийся научится:
— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
— строить сообщения в устной и письменной форме;
— осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- Коммуникативные универсальные учебные действия:
Учащийся научится:
— адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
— допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
— учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
— формулировать собственное мнение и позицию;
— договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Для оценки планируемых результатов освоения программы «Нравственное воспитание» рекомендовано использовать диагностический инструментарий «Как проектировать универсальные учебные действия в школе: от действия к мысли».
Критерии | Показатели | Измерители |
Сформированность моральных норм и правил поведения | Знает основные моральные нормы и правила поведения | Диагностика нравственной воспитанности: -диагностика нравственной самооценки; — диагностика этики поведения; — диагностика отношения к жизненным ценностям; -диагностика нравственной мотивации. Наблюдения педагогов и родителей. |
Соблюдает моральные нормы и правила поведения | Методика изучения уровня воспитанности. Наблюдения педагогов и родителей | |
Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей | Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм, по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2013). наблюдения педагогов и родителей. |
II. Учебно-тематический план.
№ п/п | Наименование разделов и тем. | Кол-во часов | Теор. | Практ. | План | Факт. |
6 класс | ||||||
Раздел №1. Общечеловеческие нормы нравственности | 20 | 10 | 10 | |||
Об источниках наших нравственных знаний. | 2 | + | + | |||
Совесть — основа нравственности. | 2 | + | + | |||
«Чем ты сильнее, тем будь добрее». | 2 | + | + | |||
«Досадно мне, что слово честь забыто». | 2 | + | ||||
Заветы предков. | 2 | + | + | |||
Россияне о любви к Родине. | 2 | + | + | |||
Твоя малая родина. | 2 | + | + | |||
«Мой первый друг, мой друг бесценный». | 2 | + | + | |||
Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. | 2 | + | + | |||
«Приветливость — золотой ключик, открывающий сердца людей». | 2 | + | + | |||
Раздел №2. Искусство и нравственность | 14 | 7 | 7 | |||
Нравственное содержание древних мифов. | 2 | + | + | |||
За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. | 2 | + | + | |||
Положительные герои в былинах и сказках. | 2 | + | + | |||
Отрицательные герои в литературных произведениях. «Зло, как и добро, имеет своих героев». | 2 | + | + | |||
Искусство и нравственность. | 2 | + | + | |||
«Вот человек. Что скажешь ты о нём?» | 2 | + | + | |||
Обзор курса этикета. | 2 | + | + | |||
Итого: 34 часа |
III. Содержание программы.
6 класс (34 часа)
Раздел 1: Общечеловеческие нормы нравственности (20ч)
Об источниках наших нравственных знаний. Совесть – основа нравственности. Чем ты сильнее, тем будь добрее. Досадно мне, что слово честь забыто. Заветы предков. Россияне о любви к Родине. Твоя малая родина. Мой первый друг, мой друг бесценный. Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. Приветливость – золотой ключик, открывающий сердце людей.
Раздел 2: Искусство и нравственность (14ч)
Нравственное содержание древних мифов. За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. Положительные герои в былинах и сказках. Отрицательные герои в литературных произведениях. Зло, как и добро, имеет своих героев. Искусство и нравственность. «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» Обзор курса этикета
Методическое обеспечение
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2014.- 151 с.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] — М.: Просвещение, 2014. 25 с.
- Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.
- Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 (общее образование) [Текст] — М.: Просвещение, 2013. 50 с.
- Сусликов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-11 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Сусликов. — М.: Просвещение, 2010. 68 с.
- Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. — М.: Просвещение, 2015. 108 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования [Текст] — М.: Просвещение, 2012. 41 с.
- Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. — Кемерово: КРИПКиПРО, 2014. — 14- 36.
- Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 2013. – 140с.
Январь | ||
«Культура поведения» | «Правила поведения в общественных местах». | Беседа «Как вести себя в магазине, транспорте». Обыгрывание ситуаций: «Мы пришли в магазин (аптеку, больницу). |
«У истоков русской народной культуры» | «Пришла Коляда накануне Рождества». «Зимние Узоры». «Гжель прекрасная». | Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях. Знакомство с творчеством вологодских кружевниц. Рассказ воспитателя о гжельском художественном промысле. |
«Положительные моральные качества» | «Скромность». | Беседа: «Скромность и хвастовство», «Кого мы называем скромным». Чтение р.н.с. «Заяц – хваста». Просмотр мультфильма «Какой чудесный день». |
«Этические представления» | «Скромность- положительная черта характера». | |
«Семейная принадлежность» | «Наш детский сад – большая семья». | Рассматривание фотографий из архива детского сада. Рассказ воспитателя. Сюжетно-ролевая игра «Семья – встреча Нового года». Продуктивная деятельность: подарки для воспитанников детского сада. |
«Гражданская принадлежность» | «Мы живём в России: разнообразие природы, животного мира, национальностей. | Рассматривание иллюстраций разных климатических зон, животных, карты и глобуса. Беседа «Мы живём в России». Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по России». |
«Духовно-нравственные чувства» | «Рождественские праздники». «Крещение». | Рассказ воспитателя о народных традициях и праздниках на Руси. Рассматривание иллюстраций. Театрализованная постановка «Рождественская ёлка». |
Февраль | ||
«Культура поведения» | «Формирование культуры разговора, спора». | Беседа «Вежливость в разговоре». Дидактические упражнения: «Докажи, что ты прав». Обыгрывание и обсуждение ситуаций. |
«У истоков русской народной культуры» | «Дело мастера боится». «Живёт в народе песня». «На героя и слава бежит». «Масленица Прасковейка, встречаем тебя хорошенько!» | Дидактическая игра «Кому что нужно для работы». Беседа о русской народной песне. Рассказ воспитателя о русских богатырях. Беседа о Масленице. Пение песен, частушек. |
«Положительные моральные качества» | «Рыцарское отношение к девочкам». | Беседа «Какими должны быть настоящие мужчины». Чтение: А. Ахундова «Красивая девочка» |
«Этические представления» | «Скромность и зазнайство». | Рассказ воспитателя. Чтение р.н.с. «Заяц-хваста», С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар». |
«Семейная принадлежность» | «Забота и внимание» | Посещение младших групп, оказание помощи в одевании на прогулку, совместные игры. Беседа «забота о младших – почётная обязанность старших». Чтение: М. Бородицкая «Ждём брата», «Наблюдение», «Открытие». |
«Гражданская принадлежность» | «Государственные символы России: флаг, герб, гимн». «День защитника Отечества: служба в армии – трудная и почётная обязанность». | Рассматривание российской символики. Слушание гимна РФ. Рассказ воспитателя. Продуктивная деятельность «Российский флаг». Целевые прогулки к памятникам героям войны. Беседы: «Наша армия родная бережёт наш мирный труд», «Что такое героизм». Сюжетно-ролевые игры: «Лётчики», «Военные учения». |
«Духовно-нравственные чувства» | «Защитники отечества». | Встречи с воинами Российской армии. |
Март | ||
«Культура поведения» | «Гостевой этикет». | Беседа «Гости в дом – радость в нём». Чтение: О. Григорьев «Гостеприимство», С. Маршак «Кошкин дом». Дидактические упражнения: «Встреча гостей», «Прощаемся с гостями». |
«У истоков русской народной культуры» | «Сердце матери лучше солнца греет». «Русская матрёшка». «Поэзия народного костюма». «Грач на горе- весна на дворе» | Этическая беседа о маме с включением народных пословиц. Рассказ о матрёшке. Рассказ о народном костюме. Беседа о русских обычаях встречи весны. |
«Положительные моральные качества» | «Оценка своих поступков». | Беседы: «Всегда ли вы правы», «Что такое хорошо и что такое плохо». Обыгрывание и обсуждение ситуаций. |
«Этические представления» | «Честность и лживость». | Беседа «Правда и ложь». Чтение: Л. Толстой «Косточка», Н. Носов «Огурцы», В. Осеева «Почему?». |
«Семейная принадлежность» | «Конвенция о правах ребёнка»: право на имя, гражданство. | Беседы: «Кому какие дают имена», «Такие разные дети» (национальности и расы), «Именины- праздник имени». |
«Гражданская принадлежность» | «Международный женский день» | Беседы о маме. Утренник, посвящённый женскому празднику. Продуктивная деятельность: подарки мамам и бабушкам. |
«Духовно-нравственные чувства» | «Прощёное воскресение». | Рассказ воспитателя. Беседа «Что означают наши христианские времена». |
Апрель. | ||
«Культура поведения» | «Правила поведения в общественных местах». | Беседа «Как мы ведём себя на улице». Дидактические упражнения: «Мы идём по улице», «Мы в магазине». |
«У истоков русской народной культуры» | «Шутку шутить – людей насмешить». «Путешествие на златогривой чудо –тройке». «Красная горка». | Беседа о народном юморе. Словесная игра «Путаница». Рассказ воспитателя о мастерах Палеха. Рассказ о Пасхе. Словесные народные игры «Садовник», «Бирюльки». |
«Положительные моральные качества» | «Справедливость и доброжелательность» | Беседа «Справедливость – хорошее качество человека». Чтение: А. Барто «Я лишний», Г. Ладонщиков «Я не плачу». Дидактическое упражнение «Как сказать, чтобы не обидеть». |
«Этические представления» | «Справедливость». | |
«Семейная принадлежность» | «Конвенция о правах ребёнка». | Рассматривание иллюстраций. Беседа «Мы и наши права». |
«Гражданская принадлежность» | «День космонавтики: первый полёт человека в космос». | Рассматривание портретов, иллюстраций. Беседа «Мы первые в космосе». Чтение: М. Водопьянов «Космонавт-1», «106 минут вне Земли». Сюжетно-ролевая игра «Космонавты, в полёт!». |
«Духовно-нравственные чувства» | «Православные праздники». | Рассказ преподавателя воскресной школы о Вербном воскресенье, о Пасхе. |
Май. | ||
«Культура поведения» | «Культура поведения на природе». | Рассматривание Красной книги Тамбовской области. Экологические акции: «Ёлочка – зелёная иголочка», «Наш город должен быть чистым», «Памятка выезжающим на природу». |
«У истоков русской народной культуры» | «Человек без Родины, что соловей без песни». «Край родной, навек любимый». Прощание с «избой». | Беседа о прошлом родного края и героях-земляках. Просмотр диафильмов. Экскурсия в музей «Русская изба» Беседа о русской избе и национальной кухне. |
«Положительные моральные качества» | «Культура других народов». | Рассказ воспитателя. Рассматривание иллюстраций по теме. |
«Этические представления» | «Трудолюбие и лень» | Беседа «Труд человека портит, а лень кормит». Чтение р.н.с. «Хаврошечка», Е. Пермяк «Как Маша стала большой». |
«Семейная принадлежность» | «15 мая – Международный день семьи». | Беседа о семье. Рассматривание семейных фотоальбомов. |
«Гражданская принадлежность» | «День Победы». | Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны. Беседы: «Что такое героизм», «Мы помним героев». Рассматривание иллюстраций. Чтение: С. Алексеев «Первая колонна», «Е. Благина «Шинель», Е. Трутнева «Парад». |
«Духовно-нравственные чувства» | «День славянской письменности и культуры». | Беседа о приближающемся празднике славянской письменности. |
Дата проведения | Тема мероприятия | Цели | Форма проведения | ||
Сентябрь | 1 неделя | «Наши воспитатели» | Знакомить с трудом взрослых (воспитатель), обращая внимание на трудовые действия и атрибуты профессии; воспитывать уважение к руду и бережное отношение к его результатам | Рассматривание сюжетных картин, сюжетно-ролевая игра | |
2 неделя | «Водичка, водичка…» | Знакомить детей с устным народным творчеством, потешками. Формировать элементарные культурно-гигиенические навыки (мыть руки с мылом, пользоваться полотенцем, и т.д.) | Чтение художественной литературы, игры с водой | ||
3 неделя | «Мы пришли в детский сад» | Знакомить с правилами поведения в детском саду (соблюдение установленного режима, вежливое обращение, спокойное поведение) | Чтение стихотворений о правилах поведения, обыгрывание ситуаций, рассматривание иллюстраций | ||
4 неделя | «Родной город» | Формировать представление о своём городе, знание названия улицы, на которой живёшь. | Рассматривание видов родного города, заучивание названий улиц и памятных мест | ||
Октябрь | 1 неделя | «Детки взяли погремушки» | Знакомить детей с народными музыкальными инструментами — погремушка | Танцевальная песня | |
2 неделя | «Кукла Ваня в гостях у ребят» | Знакомить детей с устным народным творчеством: пестушками, колыбельными песнями | Сюжетно-отобразительная игра «Уложим куклу Ваню спать», пение колыбельной | ||
3 неделя | «Добрый доктор Айболит» | Знакомить с трудом взрослых (медицинский работник), обращая внимание на трудовые действия и атрибуты профессии; воспитывать уважение к труду и бережное отношение к его результатам | Рассматривание сюжетных картин о работе медсестры, сюжетно-ролевая игра «На приеме у врача» | ||
4 неделя | «Народная игрушка» | Знакомить детей с народным творчеством на примере народных игрушек; развивать умение называть свойства игрушек, их качества. | Рассматривание народных игрушек, описание внешнего вида, особенностей | ||
Ноябрь | 1 неделя | «Мы пришли в больницу» | Знакомить детей с правилами поведения в общественных местах (поликлинике, больнице), воспитывать культуру общения | Чтение стихотворений, рассматривание иллюстраций, обыгрывание ситуаций | |
2 неделя | «Бубенцы» | Знакомить детей с народными музыкальными инструментами — бубенцами | Музыкально-ритмические движения | ||
3 неделя | «Моя семья» | Учить обращаться друг к другу, правильно называя имена; называть взрослых по имени, отчеству | Рассматривание семейных фотографий, беседа | ||
4 неделя | «Нет милее дружка, чем родная матушка» | Формировать первичные ценностные представления о семье, семейных традициях, воспитание уважительного и заботливого отношения к маме | Чтение стихотворений, изготовление подарков маме | ||
Декабрь | 1 неделя | «Как на тоненький ледок…» (потешки о зиме) | Продолжить знакомство детей с устным народным творчеством; воспитывать любовь к родной природе | Рассматривание картин с зимним пейзажем, лепка «Снег идет» | |
2 неделя | «Любимые игрушки» | Приучать детей бережно относиться к игрушкам, вещам, предметам, использовать их по назначению, после игры убирать на свои места | Презентация любимой игрушки | ||
3 неделя | «Важные профессии» | Знакомить с трудом взрослых (повар), обращая внимание на трудовые действия и атрибуты профессии; воспитывать уважение к труду и бережное отношение к его результатам | Рассматривание иллюстраций, беседа, дидактическая игра «Что нужно повару?» | ||
4 неделя | «Колокольчик» | Продолжить знакомство с народными музыкальными инструментами — колокольчик | Дидактическая игра «Где звенит?», рисование «Раскрасим колокольчик» | ||
Январь | 1 неделя | «Рождественс-кая ёлка» | Знакомить детей с праздником Рождества Христова; способствовать возникновению чувства радости от совместных игр, песен, танцев. | Рассматривание иллюстраций, прослушивание рождественского перезвона | |
2 неделя | «Сундучок Деда Мороза» | Знакомить детей с устным народным творчеством – загадками» | Разгадывание загадок, беседа | ||
3 неделя | «Урок вежливости» | Учить элементарным правилам поведения в разных помещениях (в раздевальной, туалетной, игровой, спальной комнатах), на улице: не кричать, не мешать окружающим, помогать друг другу | Дидактическая игра «Хорошо-плохо», разбор ситуаций-игра «За что же Машу отругали?» | ||
4 неделя | «Дымковская игрушка» | Познакомить детей с дымковской народной игрушкой | Аппликация «Узоры на платье» | ||
Февраль | 1 неделя | «Знакомые профессии» | Знакомить с трудом взрослых (шофёр), обращая внимание на трудовые действия и атрибуты профессии; воспитывать уважение к труду | Сюжетно-ролевая игра «Шофер» | |
2 неделя | «Москва – сердце России» | Знакомить детей с названием родной страны, ее столицей, видами Московского Кремля | Рассматривание иллюстраций, прослушивание песен о Москве | ||
3 неделя | «Гуси-гуси» | Знакомить детей с народными подвижными играми | Народная подвижная игра | ||
4 неделя | «Масленица» | Способствовать формированию у воспитанников интереса к народным традициям, развитию творческой активности детей посредством активного их участия в игровой программе; создать праздничное настроение. | Хороводы, народные игры, чаепитие | ||
Март | 1 неделя | «Мама — главное слово в каждой судьбе» | Воспитывать уважение, любовь к родным и близким людям, стремление сделать для них приятное, заботиться о них | Прослушивание песен о маме, изготовление подарка | |
2 неделя | «Мы веселые матрешки» | Познакомить детей с народной игрушкой — матрешкой | Рассматривание иллюстративного материала с матрешками, раскрашивание рисунков-заготовок | ||
3 неделя | «Урок этикета» | Формировать навыки культуры поведения за столом (аккуратно принимать пищу, пользоваться ложкой, кружкой, салфеткой) | Обыгрывание ситуации «Машенька в гостях», дидактическая игра «Хорошо-плохо» | ||
4 неделя | «Мы с ним поем и пляшем» | Знакомить с трудом взрослых (музыкальный работник), обращая внимание на трудовые действия и атрибуты профессии; воспитывать уважение к труду и бережное отношение к его результатам | Заучивание песни в подарок музыкальному работнику | ||
Апрель | 1 неделя | «Ложки» | Знакомить детей с деревянной ложкой как не только предметом старинной народной посуды, но и музыкальным инструментом | Игра на ложках, музыкально-ритмичные движения | |
2 неделя | Кукольный спектакль «Золотое яичко» | Знакомить детей с праздником Пасхи, создать праздничное настроение. | Театрализация, пасхальные забавы «Катание яиц» | ||
3 неделя | «Доброе слово» | Формировать представления о доброте, помощи, дружбе; приучать детей с радостью выполнять поручения взрослых | Беседа, инсценировка ситуаций | ||
4 неделя | «Петушок с семьей» | Познакомить детей с народной богородской игрушкой | Рассматривание иллюстративного материала, лепка «Перышки для петушка» | ||
Май | 1 неделя | «Они нам подарили жизнь» | Приобщение детей к истории славной победы народа в Вов, воспитание гордости и уважения к защитникам Родины | Изготовление подарков ветеранам | |
2 неделя | «Внимание — улица!» | Знакомить детей с элементарными правилами дорожного движения; учить различать сигналы светофора | Дидактическая игра «Подскажи Мишке» | ||
3 неделя | «Стану самостоятель-ным» | Приучать детей к порядку, чистоте: развивать умение раздеваться и одеваться в определённой последовательности; замечать непорядок в одежде и устранять его самостоятельно или с помощью взрослых | Дидактическая игра «Что не так?» | ||
4 неделя | «Белая берёзка» (Праздник Троицы) | Способствовать формированию у воспитанников интереса к народным традициям, развитию творческой активности детей посредством активного их участия в игровой программе; создать праздничное настроение. | Хоровод, лепка «Березка» | ||
Июнь | 1 неделя | «День защиты детей» | Формировать представление о празднике «День защиты детей». Вызывать эмоционально — положительное отношение к праздникам, приобщать детей к всенародному веселью. Создать праздничное настроение у детей. | Рисунки на асфальте, подвижные народные игры, хороводы | |
Июль | 2 неделя | «День семьи» | Формировать первичные ценностные представления о семье, семейных традициях, обязанностях; сплотить детей и родителей; создать благоприятную атмосферу доброжелательности и взаимопонимания. | Коллективная работа –создание стенгазеты «Моя семья» | |
Август | 3 неделя | «Любимые сказки» | Формировать элементарные представления о героях любимых сказок; учить отличать добро от зла; воспитывать эмоциональную отзывчивость на произведение. | Викторина «Путешествие по сказкам» |
Спасибо Mr. Temple за то, что поделился этим материалом. Морально и духовно возвышающие ценности подтверждение общественных ценностей, морали и убеждений чувство.
Презентация на тему: «Спасибо г-ну Темплу за то, что он поделился этим материалом. Морально и духовно возвышающая ценность подтверждение социальных ценностей, морали и убеждений чувство.» — стенограмма презентации:
1 Спасибо Mr.Храм за то, что поделился этим материалом
2 Морально и духовно возвышающие ценности подтверждение общественных ценностей, морали и убеждений чувство очищения
3 Хамартия трагического героя / главного героя трагический недостаток характера трагическое нарушение / ошибка в суждении высокомерие (hybris) = видение себя равным богам
4 Облегчает понимание игры Части нацелены на аудиторию Свежие темы и интерпретации, заимствованные из знакомых мифов
5 ПРОЛОГ вступительная сцена устанавливает, где и когда в мифе ▪ Последний день правления Эдипа как царя Фив
6 PARODOS вступление в припев обычно пение текстов, которые дают ключ к теме игры
7 СТРОФ танец хора по сцене слева направо пение текста задает тон или тему
8 АНТИСТРОФ танцевать справа налево лирика перевертывает или отвечает на тон / тему
9 СЦЕНА или ЭПИЗОД аналог современных действий и сцен развивает сюжет через действие и диалог
10 ODE или STASIMON хоровое пение в конце сцены комментарий к предыдущему действию предвещает предстоящее действие
12 EXODOS финальная сцена после последней оды, завершающая спектакль сигнализирует об окончании мифа последние ключи для размышлений аудитории над темой
.