Кружок духовно нравственный: Кружок по духовно-нравственному воспитанию

Содержание

Рабочая программа (младшая, средняя, старшая группа): КРУЖОК ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ «ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК»

Начало духовно-нравственным основам формирования личности должно быть положено как можно раньше, в дошкольном возрасте, с учётом возрастных особенностей и условий общественного и семейного воспитания. Воспитание ребенка должно быть направлено на формирование гражданской ответственности, духовности и культуры, неравнодушия, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

Возникает проблема: как сделать так, чтобы ребенок был внутренне свободным, а внешне воспитанным? Если мы хотим, чтобы в будущем дети любили свою страну и стремились сделать жизнь в ней лучше, необходимо заложить основу для этой любви. Ребенок, прежде всего, должен узнать то лучшее, чего достигли его соотечественники и понимать, что эти достижения – результат труда отдельных людей в разных сферах.

Чтобы найти ответы на этот и другие важные вопросы, я начала разрабатывать свою систему работы по духовно-нравственному воспитанию.

Воспитательная система по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач и проходит через все формы работы с детьми. Суть этого воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душах наших детей семена любви к родному дому, семье, природе, к истории, культуре и духовному богатству нашего народа. Родина, Отечество, единение, духовность в этих словах, близкие каждому человеку образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу, единение и духовная сущность каждой семьи.

Воспитательная система по духовно-нравственному развитию личности дошкольника, сложившаяся в результате многолетней работы, содействует целостному духовно–нравственному и социальному развитию, формированию внутреннего мира и направлена на развитие нравственной позиции ребенка.

Система стала основой кружковой работы.

Методика кружковой работы в детском саду и то, что она содержит, оказывает существенное влияние на формирование навыков коммуникации у детей, развитие социально-востребованных качеств личности, воспитание патриотизма, коллективизма, социальной отвественности.

Кружок по духовно-нравственному воспитанию «Волшебный сундучок» организован, исходя из интересов и потребностей детей, пожеланий родителей.

Кружковая работа строится на материале, превышающем содержание государственного стандарта ДО.

Возраст детей – от 3 до 7 лет.

 

Программа внеурочной деятельности по направлению духовно-нравственного развития. Кружок «Знатоки родного края»

Цели программы:

  • изучение исторического прошлого нашего края, истории становления и развития своей школы, города Новокузнецка и всего Кузбасса, культурного наследия региона, природных особенностей родного края,
  • формирование убеждения в необходимости и возможности участия каждого в развитии и становлении своего края.

Задачи:

1. Обучающие

  • реализовать познавательные и других интересы и потребности ученика через изучение истории своей школы, города, региона.
  • разработать формы реализации исследовательских и познавательных интересов детей в учебе, делах, общении;
  • способствовать творческому развитию детей, их гражданскому становлению, удовлетворению их запросов, формированию профессиональных интересов в процессе краеведческой деятельности

2. Развивающие:

  • развивать мыслительные процессы;
  • развивать творческую, познавательную активность: анализ, синтез, обобщение, классификацию, умозаключение, суждение;

3. Воспитательные:

  • воспитывать любовь к родной земле, гордость за её достижения и стремление к развитию и саморазвитию.

Программа кружка относится к духовно-нравственному направлению, рассчитана на 4 года обучения детей 7-10 лет, обучающихся в 1-4 класса школы. Объем программы 135 часов, 1 час в неделю, продолжительность занятий: 1 класс — 30 минут, 2-4 класс — 45 минут. Она является пропедевтикой для более глубокого изучения истории, культуры и природных особенностей Кемеровской области в последующие годы обучения.

Класс Кол-во часов Теория
Практика
1 класс 33 часа 9 часов 24 часа
2 класс 34 часа 9 часов 25 часов
3 класс 34 часа 9 часов 25 часов
4 класс 34 часа 9 часов 25 часов

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности кружка «Знатоки родного края»

Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в

ожидаемых учебных достижениях выпускников.

Основанием для «планируемых результатов» к уровню подготовки обучающихся выступает основная образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ №99.. Содержание программы внеурочной деятельности кружка «Знатоки родного края», формы и методы работы позволят, на наш взгляд, достичь следующих результатов:

Личностные

  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
  • ценностное отношение к окружающему миру, готовность следовать нормам этического , нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
  • гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина своего города, Кемеровской области, России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • эстетические потребности, ценности и чувства;

Метапредметные результаты.

Регулятивные универсальные учебные действия.

  • предвосхищать результат.
  • адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
  • концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
  • стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

  • ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия.

  • ставить и формулировать проблемы;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
  • узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
  • запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
  • установление причинно-следственных связей;

В программе кружка «Знатоки родного края» описаны требования к обучающимся по годам обучения.

К концу первого года обучения школьники должны знать:

  • Когда была построена школа №99, в каком году возник город Новокузнецк и Кемеровская область
  • Причины, побудившие к образованию данных объектов
  • Исторические особенности возникновения данных объектов и особенности их становления и развития

К концу обучения школьники должны знать:

  • Элементарные традиции нравственно-этического отношения к быту, культуре, истории своей школы, города, Кузбасса
  • Простейшие взаимосвязи в развитии школы, города и области, использовать эти знания для объяснения необходимости изменений в развитии своего края
  • Знать особенности методов наблюдения за живой и неживой природой

К концу обучения школьники должны уметь:

  • Уметь выполнять правила безопасного и экологического поведения в природе
  • Подбирать материал о традициях, исторических событиях, культурном и экологическом развитии объектов
  • Уметь выражать эстетические чувства и переживания творческими средствами.

Первый уровень результатов освоения программы кружка «Знатоки родного края» будет: духовно-нравственные приобретения, которые получат обучающиеся вследствие участия их в экскурсиях, играх, выставках, конкурсах рисунков, поделок.

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Это взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить, участвуя в праздниках, в заочных путешествиях по родному краю, в работе исследовательских лабораторий.

Третий уровень результатов — получение обучающимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. С этой целью спланированы мероприятия: выезды на природу с маршрутными наблюдениями, экскурсии к историческим памятникам, в музеи, краеведческие КВНы для обучающихся 1-2 классов, презентации проектов на микроучастке школы

Программа кружка «Знатоки родного края» способ

Рабочая программа (5 класс) на тему: Программа кружка по духовно-нравственному развитию Заветное

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Теплостанская основная школа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности (духовно-нравственное направление)

«Заветное»

5 класс (34часа)

2017-2018 уч. год

                  Составитель:

                      Генералова Н.Ю,

учитель истории,

                        1 квал. категория

        

2017 г

I. Пояснительная записка        3

II. Планируемые результаты………………………………………………………………………………4

III. Учебно-тематический план.        7

IV. Содержание программы.        8

V. Методическое обеспечение        9

       Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (ФГОС) общего образования на основании документа:

Письмо Министерства образования и науки России от 12.05.2011г. № 03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС.

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции  духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение учащимися  духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Воспитание гражданина – одно из главных условий национального возрождения. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

Новизна программы в том, что она  направлена   на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания школьника.

Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания  у  школьников, развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России.

Задачи:

  1. Расширить  представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
  2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
  3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми  разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
  4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
  5. Освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения;

Занятия проводятся в форме тренингов, внеурочных мероприятий и игр, позволяющих школьникам приобретать опыт  нравственного поведения.

Реализация программы предполагает развитие представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.

Программа составлена на основе  следующих принципов духовно –нравственного развития и воспитания:

Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.

Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности школьника среднего возраста.

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеурочной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт школьника, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать учащемуся реальную возможность следования идеалу в жизни.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение пятиклассника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру – ведущий метод  нравственного воспитания. Пример – это модель выстраивания отношений ребенка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершенного значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечивает возможность построения собственной системы ценностных отношений.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеурочной, общественно значимой деятельности школьников среднего возраста. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.

Занятия проводятся во внеурочное время 1 раз в неделю по 45 мин.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания  у школьников как направление духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных  нормах,  социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов — получение учащимися начального  опыта самостоятельного общественного действия, формирование у  школьника среднего возраста  социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится  гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, родному языку, народным традициям, старшему поколению;

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

  • на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
  • на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
  • на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

К концу 5 класса учащиеся  должны знать:

1.  Правила этики и культуры речи.

2. Требования к манерам, чем отличается корректное поведение от галантного.

3. Об источниках наших нравственных знаний.

4. О совести как основе нравственности.

5. Заветы предков. «Поучение» В.Мономаха.

6. Стихотворения о родине (на выбор).

7.  Афоризмы.

8. О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствие своих поступков.

Уметь:

  1. Различать хорошие и плохие поступки.
  2. Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках.
  3. Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.
  4. Исполнять заповеди.
  5. Давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.

У учащихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

  • Личностные универсальные учебные действия:

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

— знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

— развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

— эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • Регулятивные универсальные учебные действия:

Учащий научится:

— принимать и сохранять учебную задачу;

— учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

— планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

— адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

— вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

  • Познавательные универсальные учебные действия:

Учащийся  научится:

— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

— строить сообщения в устной и письменной форме;

— осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • Коммуникативные универсальные учебные действия:

Учащийся научится:

— адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

— допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

— учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

— формулировать собственное мнение и позицию;

— договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Для оценки планируемых результатов освоения программы «Нравственное воспитание» рекомендовано использовать диагностический инструментарий «Как проектировать универсальные учебные действия в школе: от действия к мысли».  

Критерии

Показатели

Измерители

Сформированность моральных норм и правил поведения

Знает основные моральные нормы и правила поведения

Диагностика нравственной воспитанности:

-диагностика нравственной самооценки;

— диагностика этики поведения;

— диагностика отношения к жизненным ценностям;

-диагностика нравственной мотивации.

Наблюдения педагогов и родителей.

Соблюдает моральные нормы и правила поведения

Методика изучения уровня воспитанности.

Наблюдения педагогов и родителей

Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей

Анкета «Оцени поступок»

(дифференциация конвенциональных и моральных норм, по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2013).

наблюдения педагогов и родителей.

п/п

Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

Теор.

Практ.

План

Факт.

Раздел №1. Культура общения

10

5

5

Традиции общения в русской семье.       «Домострой».

2

+

+

Культура общения в  современной семье.

2

+

+

О терпимости к ближним. Культура спора.

2

+

+

Этикетные ситуации.

            2

+

+

В мире мудрых мыслей.

2

+

+

Раздел №2. Самовоспитание

12

6

6

«Познай самого себя».

2

+

+

Самовоспитание.

2

+

+

Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю.

2

+

+

О терпении.

2

+

+

Конец каждого дела обдумай перед началом.

2

+

+

«Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».

2

+

+

Раздел №3. Общечеловеческие нормы нравственности

6

3

33

Об источниках наших нравственных знаний. Совесть — основа нравственности.

2

+

+

Россияне о любви к Родине. Твоя малая родина.

2

+

+

«Мой первый друг, мой друг бесценный». Афоризмы о совести, о родине, о дружбе.

2

+

+

Раздел №4. Искусство и нравственность

6

3

33

Нравственное содержание  древних мифов.

2

+

+

Положительные и отрицательныегерои в былинах и сказках.

2

+

+

Заветное

2

+

+

Итого: 34 часа

Раздел 1: Культура общения (20ч)

Традиции общения в русской семье «Домострой». Культура общения в современной семье. О терпимости к ближним. Культура спора. Этикетные ситуации. В мире мудрых мыслей.

Раздел 2: Самовоспитание (14ч)

Познай самого себя. Самовоспитание. Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. Как я работаю над собой. О терпении. Конец каждого дела обдумай перед началом. «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».

Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (20ч)

Об источниках наших нравственных знаний. Совесть – основа нравственности. Чем ты сильнее, тем будь добрее. Досадно мне, что слово честь забыто. Заветы предков. Россияне о любви к Родине. Твоя малая родина. Мой первый друг, мой друг бесценный. Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. Приветливость – золотой ключик, открывающий сердце людей.

Раздел 4: Искусство и нравственность (14ч)

Нравственное содержание древних мифов. За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. Положительные герои в былинах и сказках. Отрицательные герои в литературных произведениях. Зло, как и добро, имеет своих героев. Искусство и нравственность. «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» Обзор курса этикета.

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2014.- 151 с.
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] — М.: Просвещение, 2014. 25 с.
  3. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И.  Азбука нравственности. /  Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.
  4. Лихачев Д.С. Заветное./2006, Москва издательский, образовательный и культурный центр Детство.Отрочество.Юность.
  5. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 (общее образование) [Текст] — М.: Просвещение, 2013. 50 с.
  6. Сусликов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-11 классы. Тесты и практические задания /  В.Н.Сусликов. —  М.: Просвещение, 2010. 68 с.
  7. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. — М.: Просвещение, 2015. 108 с.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования [Текст] — М.: Просвещение, 2012. 41 с.
  9. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. — Кемерово: КРИПКиПРО, 2014. — 14- 36.
  10. Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 2013. – 140с.

Список литературы для обучающихся.

  1. Русская народная сказка «Царевна-Лягушка».
  2. Сказки народов мира.
  3. Сказки А.С.Пушкина. «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
  4. Сказки Г.Х.Андерсена. «Гадкий утенок», «Бабушка», «Девочка, которая наступила на хлеб», «Дикие лебеди», «Снежная королева», «Стойкий оловянный солдатик».
  5. Былины об Илье Муромце.
  6. П.П.Ершов. «Конек-горбунок».
  7. Сельма Лагерлеф. «Удивительные путешествия Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции».
  8. Киплинг Редьярд Джозеф. «Маугли».
  9. Марк Твен. «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна».
  10. Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц».
  11. В.В.Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо».
  12. В.Драгунский. «Денискины рассказы».
  13. В.Астафьев. «Васюткино озеро».
  14. С.Михалков. «Песенка друзей», «Хорошие товарищи».
  15. Ю.Ермолаева. «Лучший друг».
  16. Е.Благинина. «Подарок», «Песенка о колоске».
  17. Е.Емельянова. «Расскажи детям о хлебе».
  18. М.Пришвин. «Лисичкин хлеб».
  19. К.Паустовский. «Теплый хлеб».
  20. Ю.Яковлев. «Цветок хлеба», «Тяжелая кровь».
  21. Е.Усович. «Чудесные пряники».
  22. Н.Носов. «Витя Малеев в школе и дома».
  23. «Домострой». Свод житейских правил периода правления Ивана Грозного.
  24. Тэффи. «Где-то в тылу»

Рабочая программа (5 класс) на тему: Программа кружка «Духовно – нравственные традиции русского народа».

Муниципальное бюджетное   общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8»

«Рассмотрено»                                                                                    «Утверждаю»

на заседании МО учителей                                                              директор МБУ «СОШ №8»

 русского языка и литературы                                                                             Н.В.Купавцева                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

протокол №1                                    

от «30» августа 2015г.                                                                        «30» августа 2015г.                                  

председатель МО_________

Л.Л.Телегина 

Программа кружка

«Духовно – нравственные традиции русского народа».

для учащихся 5 класса

общеобразовательных учреждений 

Подготовила:

                           Телегина Лариса Леонидовна

                                                       учитель русского языка и литературы

Кружок:

«Духовно – нравственные традиции русского народа».

(5 класс)

                                  Интегрированный учебный курс.

Цель: восстановить «Связь времен», связь поколений и культур, поднять общекультурный уровень школьников, развить их творческую и познавательную активность.

Разделы:

1.Земля родная – 16ч.

2.Русский долг – 10ч.

3.Сельский приход – 8ч.

4. В семье и на миру – 8ч.

5. Народная школа – 8ч.

6. Отечество – 8ч.

7. Духовное наследие русской культуры – 8ч.

Программа

I раздел «Земля родная» (16ч)

1.Вводная беседа. Уклад жизни русского народа.

Семья, дом, церковный приход. Государство.

Сословия в дореволюционной России.

2. Отношение крестьян к природе. Любовь к земле предков.

Духовно – нравственные традиции крестьянского труда на Руси.

3. Календарь русской природы и православный месяцеслов.

Праздники и календарные обряды русского народа.

4. Сельский труд. Весенняя пахота. Сенокос. Страда. Уборка урожая.

5. Русский лес. Реки и озёра. Отношение крестьян к зверям, птицам, рыбам.

Сохранение природных богатств.

6. Песни и сказки русского народа о родной природе.

7.Экскурсия в осенний лес парк.

8. Итоговое повторение. Сам. Работа: рисунок «Земля родная». Межпредметные связи: природоведение, география, литература, история.

Раздел II.   Русский дом (10ч.)

  1. Крестьянская усадьба. Характерный облик избы.

Внутреннее убранство. Мебель, посуда, предметы быта семьи.

  1. Внутренний строй русской сельской семьи.

Внутрисемейные отношения, домашний уклад, досуг.

  1. Память о предках. Кладбище и поминовение усопших на Руси.

Семейный памятник.

  1. Сам. работа:  рисунок интерьера крестьянской избы.
  2. Внутресемейний строй городской семьи. Связи горожан: бытовые, родственные, приходские, соседские, производственные, по интересам.

Раздел III. Сельский приход. (8ч.)

  1. Сельский Храм. Архитектурный облик и внутреннее устройство.
  2. Приходская жизнь поселян. Богомольцы и странники.

Благочестие русского крестьянина.

  1. Домовая Церковь. Семейные праздники в крестьянской семье.
  2. Итоговое повторение.

Раздел IV. В семье и на миру. (8ч.)

  1. Крестьянская община и семья. Сельский мир.

Взаимопомощь. Артельный труд. Ответственность крестьянина перед миром.

  1. Духовно —  нравственный облик крестьянина. Трудолюбие. Вера. Покаяние. Милосердие. Честь и достоинство. Побратимство. Отношение к старшим.
  2. Святые и праведники на Руси. Их всенародное почитание.
  3. Итоговое повторение.

Межпредметные связи: история, литература.

Раздел V. Народная школа(8ч)

1.Традиционные формы воспитания крестьянских детей. Молитва. Послушание. Богомолье. Милосердие.

2. Аз, буки, веди… Формы и методы обучения детей на Руси.

3. Традиционный круг чтения на Руси (краткий обзор). Житейная литература. Летописи.

4. Экскурсия в краеведческий музей, в библиотеку (отдел «Православная книга»).

Межпредметные связи: литература история.

Раздел VI. Отечество (8ч).

  1. Народ и государство. Любовь и служение Родине. Гражданское послушание на Руси. Народные полководцы, герои: Александр Невский, Дмитрий Донской, Суворов, Кутузов и другие.
  2. Защита Отечества от врагов. Ратные подвиги русских воинов.

Межпредметные связи: история.

Разделы VII. Духовно наследие Русской культуры (8ч)

1.Отечественная наука. Великие русские учение.

2. Мастера русской литературы, искусство, архитектура. Духовно – нравственное содержание произведений русской литературы и искусства (произведения живописи и скульптуры из собраний Государственной Третьяковской галереи).

3. Практическая работа: письменный рассказ о картине любимого художника (по репродукции картины, по открытке).

4. Итоговое повторение.

Межпредметные связи: литература, история, изобразительное искусство.

Предполагаемый конечный результат.

По завершении курса «Духовно – нравственные традиции русского народа» учащиеся должны знать и уважать такие традиции своего народа, кок любовь к Отечеству, к родной земле и своему дому, любовь к ближним и уважение к старшим. Учащиеся должны осознать роль труда в жизни россиян, знать и хранить историко-духовную помять своего народа, традиции защитников нашей Родины. Особое внимание должно быть уделено закреплению полученных знаний и использование их в повседневной жизни школьников.

Литература:

  1. Белов В. И. Лад: Очерки о народной эстетике. М., 1982г.
  2. Громыко М.М. Мир русской деревни. М.,1991г.
  3. Громыко М.М. Традиционные формы поведения общения русских крестьян XIX века. М., 1986г.
  4. Кузнецов С.В Религиозно – нравственные основания русского земледельческого хозяйства. Православие и русской народной культуры: Научн. сб. М., 1994г. Вып. 1, с. 31-53.
  5. Русские: семейный и общественный быт. М., 1989г.
  6. Уразумение к месяцеслову. М., 1995г.
  7. Максимов С.В. Избранное. М., 1995г.
  8. Ушинский К.Д. Родное слово: Кн. Для детей и родителей. Новосибирск, 1994г.
  9. Шмелев И.С. Богомолье. М., 1994г.
  10. Традиции. Культура. Образование: научн. сб. Под ред. Червякова А.Д., — М.: центральное региональное отделение РАО,1996.

Рабочая программа (6 класс) на тему: Рабочая программа кружка по духовно-нравственному воспитанию «РОДники»

                                                              Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

 «Средняя  общеобразовательная школа №2 г. Алдан»

МО «Алданский район»

                                                                                                                                                         

                                   Рабочая программа кружка

по духовно-нравственному воспитанию «РОДники»

2017-2018 учебный год

 В 6 а классе

1 час в неделю, 34 часа в год

Составлена  Сухановой Ольгой  Павловной,

Учителем  английского языка

г.Алдан

2017

 Пояснительная записка

       Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (ФГОС) общего образования на основании документа:

Письмо Министерства образования и науки России от 12.05.2011г. № 03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС.

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции  духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение учащимися  духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Новизна программы в том, что она  направлена   на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания школьника.

Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания  у  школьников.

Задачи:

  1. Расширить  представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
  2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
  3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми  разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
  4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игр, позволяющих школьникам приобретать опыт  нравственного поведения.

Реализация программы предполагает развитие представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.

Программа составлена на основе  следующих принципов духовно –нравственного развития и воспитания:

Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.

Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности школьника среднего возраста.

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеурочной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт школьника, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать учащемуся реальную возможность следования идеалу в жизни.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение пятиклассника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеурочной, общественно значимой деятельности школьников среднего возраста. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.

I. Планируемые результаты  освоения учащимися программы

Воспитание нравственных чувств и этического сознания  у школьников как направление духовнонравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных  нормах,  социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов — получение учащимися начального  опыта самостоятельного общественного действия, формирование у  школьника среднего возраста  социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится  гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

  • на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
  • на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
  • на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

К концу 6 класса учащиеся  должны знать:

1.  Правила этики и культуры речи.

2. Требования к манерам, чем отличается корректное поведение от галантного.

3. Об источниках наших нравственных знаний.

4. О совести как основе нравственности.

5. Заветы предков. «Поучение» В.Мономаха.

6. Стихотворения о родине (на выбор).

7.  Афоризмы.

8. О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствие своих поступков.

Уметь:

  1. Различать хорошие и плохие поступки.
  2. Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках.
  3. Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.
  4. Исполнять заповеди.
  5. Давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.

У учащихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

  • Личностные универсальные учебные действия:

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

— знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

— развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

— эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • Регулятивные универсальные учебные действия:

Учащий научится:

— принимать и сохранять учебную задачу;

— учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

— планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

— адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

— вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

  • Познавательные универсальные учебные действия:

Учащийся  научится:

— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

— строить сообщения в устной и письменной форме;

— осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • Коммуникативные универсальные учебные действия:

Учащийся научится:

— адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

— допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

— учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

— формулировать собственное мнение и позицию;

— договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Для оценки планируемых результатов освоения программы «Нравственное воспитание» рекомендовано использовать диагностический инструментарий «Как проектировать универсальные учебные действия в школе: от действия к мысли».  

Критерии

Показатели

Измерители

Сформированность моральных норм и правил поведения

Знает основные моральные нормы и правила поведения

Диагностика нравственной воспитанности:

-диагностика нравственной самооценки;

— диагностика этики поведения;

— диагностика отношения к жизненным ценностям;

-диагностика нравственной мотивации.

Наблюдения педагогов и родителей.

Соблюдает моральные нормы и правила поведения

Методика изучения уровня воспитанности.

Наблюдения педагогов и родителей

Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей

Анкета «Оцени поступок»

(дифференциация конвенциональных и моральных норм, по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2013).

наблюдения педагогов и родителей.

II. Учебно-тематический план.

п/п

Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

Теор.

Практ.

План

Факт.

6 класс

Раздел №1. Общечеловеческие нормы нравственности

20

10

10

Об источниках наших нравственных знаний.

2

+

+

Совесть — основа нравственности.

2

+

+

«Чем ты сильнее, тем будь добрее».

2

+

+

«Досадно мне, что слово честь забыто».

2

+

Заветы предков.

2

+

+

Россияне о любви к Родине.

2

+

+

Твоя малая родина.

2

+

+

«Мой первый друг, мой друг бесценный».

2

+

+

Афоризмы о совести, о родине, о дружбе.

2

+

+

«Приветливость — золотой ключик, открывающий сердца людей».

2

+

+

Раздел №2. Искусство и нравственность

14

7

7

Нравственное содержание  древних мифов.

2

+

+

За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев.

2

+

+

Положительные герои в былинах и сказках.

2

+

+

Отрицательные герои в литературных произведениях. «Зло, как и добро, имеет своих героев».

2

+

+

Искусство и нравственность.

2

+

+

«Вот человек. Что скажешь ты о нём?»

2

+

+

Обзор курса этикета.

2

+

+

Итого: 34 часа

III. Содержание программы.

6 класс (34 часа)

Раздел 1: Общечеловеческие нормы нравственности (20ч)

Об источниках наших нравственных знаний. Совесть – основа нравственности. Чем ты сильнее, тем будь добрее. Досадно мне, что слово честь забыто. Заветы предков. Россияне о любви к Родине. Твоя малая родина. Мой первый друг, мой друг бесценный. Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. Приветливость – золотой ключик, открывающий сердце людей.

Раздел 2: Искусство и нравственность (14ч)

Нравственное содержание древних мифов. За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. Положительные герои в былинах и сказках. Отрицательные герои в литературных произведениях. Зло, как и добро, имеет своих героев. Искусство и нравственность. «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» Обзор курса этикета

                                        Методическое обеспечение

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2014.- 151 с.
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] — М.: Просвещение, 2014. 25 с.
  3. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И.  Азбука нравственности. /  Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.  
  4. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 (общее образование) [Текст] — М.: Просвещение, 2013. 50 с.
  5. Сусликов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-11 классы. Тесты и практические задания /  В.Н.Сусликов. —  М.: Просвещение, 2010. 68 с.
  6. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. — М.: Просвещение, 2015. 108 с.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования [Текст] — М.: Просвещение, 2012. 41 с.
  8. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. — Кемерово: КРИПКиПРО, 2014. — 14- 36.
  9. Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 2013. – 140с.

Рабочая программа (старшая группа) на тему: Рабочая программа кружка по духовно- нравственному воспитанию «Истоки»

Январь

«Культура поведения»

«Правила поведения в общественных местах».

Беседа «Как вести себя в магазине, транспорте».

Обыгрывание ситуаций: «Мы пришли в магазин (аптеку, больницу).

«У истоков русской народной культуры»

«Пришла Коляда накануне Рождества».

«Зимние Узоры».

«Гжель прекрасная».

Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях.

Знакомство с творчеством вологодских кружевниц.

Рассказ воспитателя о гжельском художественном промысле.

«Положительные моральные качества»

        «Скромность».

Беседа: «Скромность и хвастовство», «Кого мы называем скромным».

Чтение р.н.с. «Заяц – хваста».

Просмотр мультфильма «Какой чудесный день».

«Этические представления»

«Скромность- положительная черта характера».

«Семейная принадлежность»

«Наш детский сад – большая семья».

Рассматривание фотографий из архива детского сада.

Рассказ воспитателя.

Сюжетно-ролевая игра «Семья – встреча Нового года».

Продуктивная деятельность: подарки для воспитанников детского сада.

«Гражданская принадлежность»

«Мы живём в России: разнообразие природы, животного мира, национальностей.

Рассматривание иллюстраций разных климатических зон, животных, карты и глобуса.

Беседа «Мы живём в России».

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по России».

«Духовно-нравственные чувства»

«Рождественские праздники».

«Крещение».

Рассказ воспитателя о народных традициях и праздниках на Руси.

Рассматривание иллюстраций.

Театрализованная постановка «Рождественская ёлка».

Февраль

«Культура поведения»

«Формирование культуры разговора, спора».

Беседа «Вежливость в разговоре».

Дидактические упражнения: «Докажи, что ты прав».

Обыгрывание и обсуждение ситуаций.

«У истоков русской народной культуры»

«Дело мастера боится».

«Живёт в народе песня».

«На героя и слава бежит».

«Масленица Прасковейка, встречаем тебя хорошенько!»

Дидактическая игра «Кому что нужно для работы».

Беседа о русской народной песне.

Рассказ воспитателя о русских богатырях.

Беседа о Масленице. Пение песен, частушек.

«Положительные моральные качества»

«Рыцарское отношение к девочкам».

Беседа «Какими должны быть настоящие мужчины».

Чтение: А. Ахундова «Красивая девочка»

«Этические представления»

«Скромность и зазнайство».

Рассказ воспитателя.

Чтение р.н.с. «Заяц-хваста», С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар».

«Семейная принадлежность»

«Забота и внимание»

Посещение младших групп, оказание помощи в одевании на прогулку, совместные игры.

Беседа «забота о младших – почётная обязанность старших».

Чтение: М. Бородицкая «Ждём брата», «Наблюдение», «Открытие».

«Гражданская принадлежность»

«Государственные символы России: флаг, герб, гимн».

«День защитника Отечества: служба в армии – трудная и почётная обязанность».

Рассматривание российской символики. Слушание гимна РФ.

Рассказ воспитателя.

Продуктивная деятельность «Российский флаг».

Целевые прогулки к памятникам героям войны.

Беседы: «Наша армия родная бережёт наш мирный труд», «Что такое героизм».

Сюжетно-ролевые игры: «Лётчики», «Военные учения».

«Духовно-нравственные чувства»

«Защитники отечества».

Встречи с воинами Российской армии.

Март

«Культура поведения»

«Гостевой этикет».

Беседа «Гости в дом – радость в нём».

Чтение: О. Григорьев «Гостеприимство», С. Маршак «Кошкин дом».

Дидактические упражнения: «Встреча гостей», «Прощаемся с гостями».

«У истоков русской народной культуры»

«Сердце матери лучше солнца греет».

«Русская матрёшка».

«Поэзия народного костюма».

«Грач на горе- весна на дворе»

Этическая беседа о маме с включением народных пословиц.

Рассказ о матрёшке.

Рассказ о народном костюме.

Беседа о русских обычаях встречи весны.

«Положительные моральные качества»

«Оценка своих поступков».

Беседы: «Всегда ли вы правы», «Что такое хорошо и что такое плохо».

Обыгрывание и обсуждение ситуаций.

«Этические представления»

«Честность и лживость».

Беседа «Правда и ложь».

Чтение: Л. Толстой «Косточка», Н. Носов «Огурцы», В. Осеева «Почему?».

        «Семейная принадлежность»

«Конвенция о правах ребёнка»: право на имя, гражданство.

Беседы: «Кому какие дают имена», «Такие разные дети» (национальности и расы), «Именины- праздник имени».

«Гражданская принадлежность»

«Международный женский день»

Беседы о маме.

Утренник, посвящённый женскому празднику.

Продуктивная деятельность: подарки мамам и бабушкам.

«Духовно-нравственные чувства»

«Прощёное воскресение».

Рассказ воспитателя.

Беседа «Что означают наши христианские времена».

Апрель.

«Культура поведения»

«Правила поведения в общественных местах».

Беседа «Как мы ведём себя на улице».

Дидактические упражнения: «Мы идём по улице», «Мы в магазине».

«У истоков русской народной культуры»

«Шутку шутить – людей насмешить».

«Путешествие на златогривой чудо –тройке».

 «Красная горка».

Беседа о народном юморе. Словесная игра «Путаница».

Рассказ воспитателя о мастерах Палеха.

Рассказ о Пасхе. Словесные народные игры «Садовник», «Бирюльки».

«Положительные моральные качества»

«Справедливость и доброжелательность»

Беседа «Справедливость – хорошее качество человека».

Чтение: А. Барто «Я лишний», Г. Ладонщиков «Я не плачу».

Дидактическое упражнение «Как сказать, чтобы не обидеть».

«Этические представления»

«Справедливость».

«Семейная принадлежность»

«Конвенция о правах ребёнка».

Рассматривание иллюстраций.

Беседа «Мы и наши права».

«Гражданская принадлежность»

«День космонавтики: первый полёт человека в космос».

Рассматривание портретов, иллюстраций.

Беседа «Мы первые в космосе».

Чтение: М. Водопьянов «Космонавт-1», «106 минут вне Земли».

Сюжетно-ролевая игра «Космонавты, в полёт!».

«Духовно-нравственные чувства»

«Православные праздники».

Рассказ преподавателя воскресной школы о Вербном воскресенье, о Пасхе.

Май.

«Культура поведения»

«Культура поведения на природе».

Рассматривание Красной книги Тамбовской области.

Экологические акции: «Ёлочка – зелёная иголочка», «Наш город должен быть чистым», «Памятка

выезжающим на природу».

«У истоков русской народной культуры»

«Человек без Родины, что соловей без песни».

«Край родной, навек любимый».

Прощание с «избой».

Беседа о прошлом родного края и героях-земляках. Просмотр диафильмов.

Экскурсия в музей «Русская изба»

Беседа о русской избе и национальной кухне.

«Положительные моральные качества»

«Культура других народов».

Рассказ воспитателя.

Рассматривание иллюстраций по теме.

«Этические представления»

«Трудолюбие и лень»

Беседа «Труд человека портит, а лень кормит».

Чтение р.н.с. «Хаврошечка», Е. Пермяк «Как Маша стала большой».

«Семейная принадлежность»

«15 мая – Международный день семьи».

Беседа о семье.

Рассматривание семейных фотоальбомов.

«Гражданская принадлежность»

«День Победы».

Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны.

Беседы: «Что такое героизм», «Мы помним героев».

Рассматривание иллюстраций.

Чтение: С. Алексеев «Первая колонна», «Е. Благина «Шинель», Е. Трутнева «Парад».

«Духовно-нравственные чувства»

«День славянской письменности и культуры».

Беседа о приближающемся празднике славянской письменности.

Рабочая программа (младшая группа) на тему: программа кружка по дух-нравственному воспитанию

Дата

проведения

Тема мероприятия

Цели

Форма проведения

Сентябрь

1

неделя

«Наши воспитатели»

Знакомить с трудом взрослых (воспитатель), обращая внимание на трудовые действия и атрибуты профессии; воспитывать уважение к руду и бережное отношение к его результатам

Рассматривание сюжетных картин, сюжетно-ролевая игра

2

неделя

«Водичка, водичка…»

Знакомить детей с устным народным творчеством, потешками. Формировать элементарные культурно-гигиенические навыки (мыть руки с мылом, пользоваться полотенцем, и т.д.)

Чтение художественной литературы, игры с водой

3

неделя

«Мы пришли в детский сад»

Знакомить с правилами поведения в детском саду (соблюдение установленного режима, вежливое обращение, спокойное поведение)

Чтение стихотворений о правилах поведения, обыгрывание ситуаций, рассматривание иллюстраций

4

неделя

«Родной город»

Формировать представление о своём городе, знание названия улицы, на которой живёшь.

Рассматривание видов родного города, заучивание названий улиц и памятных мест

Октябрь

1

неделя

«Детки взяли погремушки»

Знакомить детей с народными музыкальными инструментами — погремушка

Танцевальная песня

2

неделя

«Кукла Ваня в гостях у ребят»

Знакомить детей с устным народным творчеством: пестушками, колыбельными песнями

Сюжетно-отобразительная игра «Уложим куклу Ваню спать», пение колыбельной

3

неделя

«Добрый доктор Айболит»

Знакомить с трудом взрослых (медицинский работник), обращая внимание на трудовые действия и атрибуты профессии; воспитывать уважение к труду и бережное отношение к его результатам

Рассматривание сюжетных картин о работе медсестры, сюжетно-ролевая игра «На приеме у врача»

4

неделя

«Народная игрушка»

Знакомить детей с народным творчеством на примере народных игрушек; развивать умение называть свойства игрушек, их качества.

Рассматривание народных игрушек, описание внешнего вида, особенностей

Ноябрь

1

неделя

«Мы пришли в больницу»

Знакомить детей с правилами поведения в общественных местах (поликлинике, больнице), воспитывать культуру общения

Чтение стихотворений, рассматривание иллюстраций, обыгрывание ситуаций

2

неделя

«Бубенцы»

Знакомить детей с народными музыкальными инструментами — бубенцами

Музыкально-ритмические движения

3

неделя

«Моя семья»

Учить обращаться друг к другу, правильно называя имена; называть взрослых по имени, отчеству

Рассматривание семейных фотографий, беседа

4

неделя

«Нет милее дружка, чем родная матушка»

Формировать первичные ценностные представления о семье, семейных традициях, воспитание уважительного и заботливого отношения к маме

Чтение стихотворений, изготовление подарков маме

Декабрь

1

неделя

«Как на тоненький ледок…» (потешки о зиме)

Продолжить знакомство детей с устным народным творчеством; воспитывать любовь к родной природе

Рассматривание картин с зимним пейзажем, лепка «Снег идет»

2

неделя

«Любимые игрушки»

Приучать детей бережно относиться к игрушкам, вещам, предметам, использовать их по назначению, после игры убирать на свои места

Презентация любимой игрушки

3

неделя

«Важные профессии»

Знакомить с трудом взрослых (повар), обращая внимание на трудовые действия и атрибуты профессии; воспитывать уважение к труду и бережное отношение к его результатам

Рассматривание иллюстраций, беседа, дидактическая игра «Что нужно повару?»

4

неделя

«Колокольчик»

Продолжить знакомство с народными музыкальными инструментами — колокольчик

Дидактическая игра «Где звенит?», рисование «Раскрасим колокольчик»

Январь

1

неделя

«Рождественс-кая ёлка»

Знакомить детей с праздником Рождества Христова; способствовать возникновению чувства радости от совместных игр, песен, танцев.

Рассматривание иллюстраций, прослушивание рождественского перезвона

2

неделя

«Сундучок Деда Мороза»

Знакомить детей с устным народным творчеством – загадками»

Разгадывание загадок, беседа

3

неделя

«Урок вежливости»

Учить элементарным правилам поведения в разных помещениях (в раздевальной, туалетной, игровой, спальной комнатах), на улице: не кричать, не мешать окружающим, помогать друг другу

Дидактическая игра «Хорошо-плохо», разбор ситуаций-игра «За что же Машу отругали?»

4

неделя

«Дымковская игрушка»

Познакомить детей с дымковской народной игрушкой

Аппликация «Узоры на платье»

Февраль

1

неделя

«Знакомые профессии»

Знакомить с трудом взрослых (шофёр), обращая внимание на трудовые действия и атрибуты профессии; воспитывать уважение к труду

Сюжетно-ролевая игра «Шофер»

2

неделя

«Москва – сердце России»

Знакомить детей с названием родной страны, ее столицей, видами Московского Кремля

Рассматривание иллюстраций, прослушивание песен о Москве

3

неделя

«Гуси-гуси»

Знакомить детей с народными подвижными играми

Народная подвижная игра

4

неделя

«Масленица»

Способствовать формированию у воспитанников интереса к народным традициям, развитию творческой активности детей посредством активного их участия в игровой программе; создать праздничное настроение.

Хороводы, народные игры, чаепитие

Март

1

неделя

«Мама — главное слово в каждой судьбе»

Воспитывать уважение, любовь к родным и близким людям, стремление сделать для них приятное, заботиться о них

Прослушивание песен о маме, изготовление подарка

2

неделя

«Мы веселые матрешки»

Познакомить детей с народной игрушкой — матрешкой

Рассматривание иллюстративного материала с матрешками, раскрашивание рисунков-заготовок

3

неделя

«Урок этикета»

Формировать навыки культуры поведения за столом (аккуратно принимать пищу, пользоваться ложкой, кружкой, салфеткой)

Обыгрывание ситуации «Машенька в гостях», дидактическая игра «Хорошо-плохо»

4

неделя

«Мы с ним поем и пляшем»

Знакомить с трудом взрослых (музыкальный работник), обращая внимание на трудовые действия и атрибуты профессии; воспитывать уважение к труду и бережное отношение к его результатам

Заучивание песни в подарок музыкальному работнику

Апрель

1

неделя

«Ложки»

Знакомить детей с деревянной ложкой как не только предметом старинной народной посуды, но и музыкальным инструментом

Игра на ложках, музыкально-ритмичные движения

2

неделя

Кукольный спектакль «Золотое яичко»

Знакомить детей с праздником Пасхи, создать праздничное настроение.

Театрализация, пасхальные забавы «Катание яиц»

3

неделя

«Доброе слово»

Формировать представления о доброте, помощи, дружбе; приучать детей с радостью выполнять поручения взрослых

Беседа, инсценировка ситуаций

4

неделя

«Петушок с семьей»

Познакомить детей с народной богородской игрушкой

Рассматривание иллюстративного материала, лепка «Перышки для петушка»

Май

1

неделя

«Они нам подарили жизнь»

Приобщение детей к истории славной победы народа в Вов, воспитание гордости и уважения к защитникам Родины

Изготовление подарков ветеранам

2

неделя

«Внимание — улица!»

Знакомить детей с элементарными правилами дорожного движения; учить различать сигналы светофора

Дидактическая игра «Подскажи Мишке»

3

неделя

«Стану

самостоятель-ным»

Приучать детей к порядку, чистоте: развивать умение раздеваться и одеваться в определённой последовательности; замечать непорядок в одежде и устранять его самостоятельно или с помощью взрослых

Дидактическая игра «Что не так?»

4

неделя

«Белая берёзка»

(Праздник Троицы)

Способствовать формированию у воспитанников интереса к народным традициям, развитию творческой активности детей посредством активного их участия в игровой программе; создать праздничное настроение.

Хоровод,

лепка «Березка»

Июнь

1

неделя

«День защиты детей»

Формировать представление о празднике «День защиты детей». Вызывать эмоционально — положительное отношение к праздникам, приобщать детей к всенародному веселью. Создать праздничное настроение у детей.

Рисунки на асфальте, подвижные народные игры, хороводы

Июль

2

неделя

«День семьи»

Формировать первичные ценностные представления о семье, семейных традициях, обязанностях; сплотить детей и родителей; создать благоприятную атмосферу доброжелательности и взаимопонимания.

Коллективная работа –создание стенгазеты «Моя семья»

Август

3

неделя

«Любимые сказки»

Формировать элементарные представления о героях любимых сказок; учить отличать добро от зла; воспитывать эмоциональную отзывчивость на произведение.

Викторина «Путешествие по сказкам»

Спасибо Mr. Temple за то, что поделился этим материалом.  Морально и духовно возвышающие ценности  подтверждение общественных ценностей, морали и убеждений  чувство.

Презентация на тему: «Спасибо г-ну Темплу за то, что он поделился этим материалом.  Морально и духовно возвышающая ценность  подтверждение социальных ценностей, морали и убеждений  чувство.» — стенограмма презентации:

1 Спасибо Mr.Храм за то, что поделился этим материалом

2  Морально и духовно возвышающие ценности  подтверждение общественных ценностей, морали и убеждений чувство очищения

3  Хамартия трагического героя / главного героя  трагический недостаток характера  трагическое нарушение / ошибка в суждении  высокомерие (hybris) = видение себя равным богам

4  Облегчает понимание игры  Части нацелены на аудиторию  Свежие темы и интерпретации, заимствованные из знакомых мифов

5  ПРОЛОГ  вступительная сцена  устанавливает, где и когда в мифе ▪ Последний день правления Эдипа как царя Фив

6  PARODOS  вступление в припев  обычно пение текстов, которые дают ключ к теме игры


7  СТРОФ  танец хора по сцене слева направо  пение текста задает тон или тему

8  АНТИСТРОФ  танцевать справа налево  лирика перевертывает или отвечает на тон / тему

9  СЦЕНА или ЭПИЗОД  аналог современных действий и сцен  развивает сюжет через действие и диалог

10  ODE или STASIMON  хоровое пение в конце сцены  комментарий к предыдущему действию  предвещает предстоящее действие

12  EXODOS  финальная сцена после последней оды, завершающая спектакль  сигнализирует об окончании мифа  последние ключи для размышлений аудитории над темой

.

определение духовного по The Free Dictionary

Есть духовно чахоточные: едва они рождаются, когда начинают умирать, и тоскуют по доктринам усталости и отречения. «Молоко и мед» было бы подходящей надписью для восхитительной маленькой библиотеки, которую родители, которые, как я предполагал, обожали на Николет, напрасно, позволил ей построить в диком лесу угол ее родового парка, в полумиле от большого дома, где, несмотря на все его коридоры и галереи, она никогда не могла чувствовать себя духовно одинокой.И я тоже очень сильно за него боюсь духовно. У него нет такого характера, как у нас, женщин, которые, когда мы страдаем, могут плакать о наших печалях. Но он смутно осознавал одну вещь, хотя это было ему не ясно до последнего; что его настоящая Тесс духовно перестала распознавать тело перед ним как свое — позволяя ему дрейфовать, как труп по течению, в направлении, не связанном с его живой волей. или она духовно осознавала что-то скрытое в комнате? Самые неподходящие материалы — палка, связка тряпок, цветок — были марионетками колдовства Перл и, не претерпев никаких внешних изменений, стали духовно приспособленными к любой драме, занимавшей сцену ее внутреннего мира.Хилбери, в силу своего положения единственного ребенка поэта, была духовно главой семьи, а Кэтрин, ее дочь, имела какое-то высшее положение среди всех кузенов и родственников, тем более что она была единственным ребенком. У Казобона было сильное сознание внутри него, и он был духовно голоден, как и все мы. Снова я испытал те странно смешанные чувства восторга и трепета, которые когда-то раньше наполняли меня, когда я духовно осознавал ее прикосновение. их землевладелец духовно богаче.В духовном отношении он находился в положении человека, который одновременно был поражен множеством чувствительных мест множеством твердых и болезненных вещей. Озеро, как я намекнул, было на значительной глубине чрезвычайно прозрачным; и как человеческие младенцы во время кормления грудью будут спокойно и пристально смотреть в сторону от груди, как будто ведя одновременно две разные жизни; и пока черпает смертную пищу, по-прежнему духовно насыщайтесь какими-нибудь неземными воспоминаниями; — даже так казалось, что детеныши этих китов смотрят на нас снизу вверх, но не на нас, как если бы мы были всего лишь кусочком марихуаны в их глазах новорожденных..

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о