Маленькие гении ментальная арифметика: Ментальная арифметика для взрослых педагогов преподавателей учителей курсы дистанционно

Содержание

Польза и вред ментальной арифметики

Дети 21-го века не похожи на своих мам, пап, бабушек, дедушек. Родившиеся в информационном обществе, они легко ориентируются в потоках данных, быстро осваивают новые способы действий. Но в постоянно нарастающем потоке информации ребёнок недостаточно хорошо запоминает, не всегда готов решать нестандартные учебные задачи. Сегодняшнему дошкольнику и школьнику важно тренировать мозг, речь, развивать воображение, стремление к творчеству.

Ментальная арифметика — это один из инструментов, помогающий ребёнку стремительно развиваться в ситуации успеха. Как любая инновация, эта система обучения привлекает внимание педагогов и родителей. Попробуем разобраться в её положительных и отрицательных сторонах.

Минусы, о которых говорят

Инновационные методики всегда вызывают не только положительные, но и отрицательные оценки. Один из аргументов противников Mental Arithmetic System заключается в том, что подходы к обучению в центрах ментальной арифметики абсолютно не совпадают с подходами и принципами, обозначенными в программах по математике для начальной и средней школы. В основе этой новой интересной образовательной системы — работа на абакусе.

Абакус напоминает канцелярские счеты, но имеет в каждом ряду 5 костяшек. Два ряда костяшек: небесные и земные — разделены горизонтальной планочкой. Работа с абакусом (затем с его изображением и воображаемым абакусом) помогает детям освоить большое количество алгоритмов, которые облегчают и ускоряют процессы вычислений.

Но — в чем отличие от существующей методики преподавания математики — ребёнка предварительно не знакомят с составом чисел до 10, с составом десятков и сотен. Поэтому многие считают, что метальная арифметика не даёт глубокого понимания основ алгебры, а приучает малыша работать с абстрактным числом, не связанным с окружающей действительностью, что в дальнейшем вызывает значительные затруднения при анализе условия текстовой задачи и формулировке полного ответа.

В числе минусов называют и следующие:

  • полный курс обучения, поделенный на 10-12 модулей по 3-4 месяца, составляет 2-4 года;
  • обучение должен проводить специально подготовленный специалист, поэтому плата достаточно высока;
  • в работе по данной системе наибольшую сложность представляет освоение умножения и деления.

Как одно из неприятных последствий иногда называют то, что ребёнок, занимающийся по программе ментальной арифметики, переходя к счёту без абакуса, передвигает воображаемые костяшки на его спицах не только мысленно, но и пальцами обеих рук.

Конечно, все дети разные, поэтому нельзя быть уверенным на 100% в том, что данная методическая система подойдёт абсолютно каждому. Дать гарантию, что через два-три года ребёнок проявит сверхспособности, не сможет ни один педагог. Не каждый ученик получает удовольствие от занятий, для кого-то они оказываются очень сложными.

Может оказаться, что определённый педагог не может подобрать к ребёнку подход, в таком случае стоит попытаться поработать с другим преподавателем, с которым ребёнку будет максимально комфортно. Мудрые родители при этом должны понимать, что их цель — это развитие сына или дочери, а оно возможно только тогда, когда ребёнок с радостью идёт на занятие.

Плюсы, которые не замечают

Вся система обучения по Mental Arithmetic System, основанная на усвоении алгоритмов устного счёта, направлена на развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного (с 4 лет), младшего и среднего школьного (по 14 лет). На первом этапе ребёнок работает с абакусом, передвигая костяшки на счётах обеими руками. Одновременно с навыками устного счёта развивается логическое мышление, произвольное внимание, краткосрочная и долгосрочная память, мелкая моторика.

Затем ребёнок осваивает формулы счёта, отрабатывает способы выполнения сложения, вычитания. На следующем этапе организуется работа по освоению таблицы умножения, затем с помощью абакуса изучаются правила деления, позднее ученики работают с отрицательными числами, учатся возводить в квадрат и куб и извлекать квадратный, кубический корень.

Основатели школы ментальной арифметики в течение десятков лет работы выявили ряд позитивных изменений, происходящих в учениках:

  • развитие произвольного внимания, механизмов мыслительной деятельности, воображения, способности прогнозировать решение нестандартных задач, творческих качеств ребёнка;
  • рост интереса к учёбе и самооценки;
  • улучшение успеваемости, успешное решение олимпиадных заданий по различным предметам;
  • повышение организованности, дисциплинированности ученика.

Как утверждают психологи, систематические занятия, на которых ребёнок со всеми пособиями работает обеими руками, позволяют развивать и левое, и правое полушария головного мозга, соответственно влияя на совершенствование таких психических процессов, как внимание, восприятие, разные виды памяти, логическое и образное мышление.

Поэтому ребёнок, освоивший курс ментальной арифметики, способен воспринимать информацию всеми возможными способами: тактильно, на слух, зрительно, — умеет концентрировать своё внимание, наблюдателен, готов принимать нестандартные решения в нетипичных ситуациях, используя возможности обоих полушарий мозга.

Отзывы педагогов

Основные направления работы по Mental Arithmetic System — это совершенствование навыков выполнения в уме различных арифметических действий: сложения, вычитания, умножения, деления, возведения в квадрат. Как многие инновации, это ещё одно возвращение к старому доброму вековому опыту: с эпохи античности обучение математике опиралось на устный счёт, который был базовым, обязательным компонентом занятий. Чем младше ребёнок, тем более значительную долю составлял именно устный счёт.

Школьные учителя и психологи отмечают улучшение качества знаний, если параллельно с освоением программы в классе ученик дополнительно посещает занятия по ментальной арифметике. Разные методики не мешают друг другу, наоборот, ребёнок убеждается в том, что для решения проблемы можно использовать разные способы. Гибкость мышления, наблюдательность, умение анализировать проблемную ситуацию — вот качества, которые развиваются благодаря внеурочным занятиям по ментальной арифметике.

Отзывы экспертов

Сущность методики раскрывается в интервью с Дэвидом Ляо, который более 35 лет занимался преподаванием на Тайване, а сейчас возглавляет Тихоокеанскую ассоциацию ментальной арифметики «PAMA Global» и Вторую Международную организацию ментальной арифметики «SAMA Global». Ассоциация имеет большой опыт работы, составляющий более 20 лет. Первые шаги инновационная методика начала делать в 1999 г., сейчас её поддерживают и активно внедряют в 25 странах на разных континентах земного шара.

Методика, которую используют в SmartyKids

Развивающие центры SmartyKids работают с микро-группами, в которых один педагог занимается одновременно с 4 или более воспитанниками. Максимальное количество человек в группе — 10. Занятия построены так, чтобы новый материал чередовался с повторением, вычисления — с игровыми моментами и физкультурными паузами, а работа в группе сменялась индивидуальной и парной.

Педагоги используют приёмы геймификации и мультипликации, разнообразные компьютерные технологии. Так гармонично сочетается индивидуальная работа, развивающая самостоятельность, и работа в команде, формирующая коммуникативные качества ученика. На каждом уроке маленькие гении узнают что-то новое и совершают своеобразное открытие, развивается их представление о мире. В центрах SmartyKids не ставят плохих оценок и не осуждают за ошибки, наоборот, помогают их исправить совместными усилиями.

Похоже ли освоение приёмов вычислений на весёлую игру? И да, и нет! Нужно иметь в виду, что ребёнку задаются домашние задания небольшого объёма, предполагающие выполнение тренировочных заданий устно, с помощью печатных пособий или образовательной онлайн-платформы.

Занятия ведутся в нескольких возрастных группах:

  • 4-6 лет;
  • 7-10 лет;
  • 11-14 лет.

Программы и учебные пособия разработаны таким образом, чтобы обеспечить максимальную эффективность каждого занятия. Преподаватели систематически проходят специальное длительное обучение и стажировки, обмениваются опытом на конференциях и семинарах.

Есть ли конфликт между обучением счету в школе и ментальной математикой?

Не стоит думать, что занятия ментальной арифметикой непосредственно готовят ребенка к освоению программы по математике для начальной или средней школы.

В современных условиях, когда в школе может использоваться один из учебно-методических комплектов, включённый в федеральный перечень и предполагающий изучение основ математических знаний на основе определённых подходов и принципов, подготовить ребёнка к тому, что ждёт его на уроке, в большинстве случаев невозможно.

Ментальная арифметика далека от пресловутого «натаскивания», она имеет широкую направленность и поэтому может считаться универсальной методикой, потому что готовит ребёнка к решению любых учебных и не учебных задач, позволяет освоить алгоритмы их решения.


Занятия по ментальной арифметике не способны принести вред обучению в школе, они активизируют мышление, дают толчок к общему развитию, помогают раскрыть природные способности ребёнка, его потенциал.


— поделитесь с друзьями!


Подпишитесь на нас в фейсбуке:

Читать дальше

Ученики AMAKids вошли в Книгу Рекордов России

18 февраля в московском образовательном центре «Техноград» на ВДНХ состоялось знаковое событие «Повелители чисел AMAKids: битва за место в Книге Рекордов России». Было установлено четыре рекорда по быстрому устному счёту, которые вошли в Книгу Рекордов России.

Десять учеников «Академии AMAKids» от 7 до 14 лет, отобранные по результатам всероссийского заочного конкурса, продемонстрировали невероятные возможности по устному счёту. Представитель Книги Рекордов России, Сенаторов Леонид, зафиксировал достижения и вручил участникам сертификаты.

В категории «Счёт двух примеров по 100 однозначных чисел одновременно по теме «Просто» за наименьшее время» рекорд установили сразу двое участников – Руслан Мадатов и Александр Емельянов. Рекордсменам удалось осуществить счёт двух примеров с однозначными числами на скорости 0,2 секунды.

Рекорд в категории «Счёт 100 четырёхзначных чисел по теме «Просто» за наименьшее время со стихотворением А.С. Пушкина «У Лукоморья дуб зелёный» установили также двое участников – Захар Герман и Руслан Мадатов. На вычисление одного арифметического действия у ребят ушло по 0,3 секунды.

В номинации «Счёт 100 однозначных чисел по теме «Друзья + Переход через 100» за наименьшее время со стихотворением А.С. Пушкина «У Лукоморья дуб зелёный» победил Радомир Зорин. Он смог выполнить каждое вычисление за 0,1 секунду, показав лучший результат дня по устному счету.

Также был установлен рекорд в командном зачете в категории «Наибольшее количество детей, одновременно выполнивших счёт 100 однозначных чисел по теме «Анзан» со скоростью 0,4 сек/действие». Участники: Руслан Мадатов, Захар Герман, Софья Татаурова, Дарья Додонова, Михаил Удот, Анна Басова, Ева Погребная и Деги Торхашев.

Пока юные гении ставили рекорды, в рамках мероприятия был проведен круглый стол на тему «Актуальные вопросы системы дополнительного образования в России и ее роль в процессе воспитания ребёнка». В обсуждении участвовали эксперты в области современного образования и дополнительного развития детей: Федяй В.И., основатель AMAKids; Шустрова Ю.В., генеральный директор Академии; Казначеева Е. В., сопредседатель молодежной Ассамблеи народов Евразии, Президент «Общества дружбы Россия – Финляндия» и координатор спортивных программ РАМС; Есиповская О.Б., президент Фонда «Развитие»; Блудян М.А., первый вице-президент «Опоры России» и председатель совета директоров ООО НПО «Феникс»; Катели Ф.С., директор детского модельного агентства В. Зайцева; Разина С.Ю., генеральный директор Детского Культурного центра В. Зайцева; Игнатьева М.В., начальник отдела Россотрудничества в сфере научной и инновационной деятельности и Шунина А.А., специалист отдела Россотрудничества в сфере научной и инновационной деятельности и другие. Также в обсуждении принял участие Вассерман А.А., российский журналист, публицист, телеведущий, политический консультант, участник и многократный победитель интеллектуальных телеигр.

В завершении дискуссии было выдвинуто предложение о создании консолидирующего института гражданского общества в формате Всероссийской ассоциации. Все участники круглого стола поддержали его единогласно.

Мероприятие проводилось при поддержке префектуры Западного административного округа Москвы, Всероссийской общественной организации «Союз добровольцев России», Молодежной Ассамблеи народов Евразии. Партнёрами мероприятия выступили: «Аэроэкспресс», Exitgames, магазин «Профармия», издательство «Бомбора».

Итогами мероприятия остались довольны все: и взрослые, и дети. Следующая цель наших талантливых повелителей чисел – книга рекордов Гиннесса!

Ментальная арифметика по методике Amakids: преимущества и особенности | Статьи AMAKids

Ментальная арифметика – это не просто счет в уме. Перед нами эффективный инструмент стимуляции интеллектуального развития, и тренировки мозга на скорость восприятия и обработки информации. Методика AMAKids, адаптированная к потребностям современных детей и их родителей, сделает ментальную арифметику еще эффективнее: изменяя форму подачи материала с учетом требований времени, мы сохраняем неизменной суть и достигаем потрясающих результатов даже в самых сложных случаях.

Как работает ментальная арифметика?

AMAKids на ранних этапах обучения использует абакус (соробан) – старинные счеты, известные еще древним грекам. По мере выработки нужных навыков применение абакуса сводится к минимуму. Ваш ребенок будет производить любые арифметические действия с трехзначными числами в уме – даже не в столбик на бумаге!

Учение в радость: заниматься по методике AMAKids легко и приятно!

Существует множество методик ментальной арифметики.
Вот лишь некоторые из них:

  • турецкие – «Менар», «Пифагорка», «Соробан».
  • азиатские – «ИСМА», «Абакус», «Юсимас», «Алоха».

Почему же стоит выбрать AMAKids?

Центр интеллектуального развития для детей и взрослых AMAKids использует запатентованные программы, игровые платформы и методические материалы, однако наш подход к обучению имеет принципиальные отличия.

В восточных культурах авторитет учителя не подлежит сомнению, но добиться дисциплины и концентрации внимания у наших детей не так-то просто!

Для поддержания порядка мы ввели ряд организационных новшеств:

  • детальное планирование урока: программы занятий расписаны поминутно;
  • уютные маленькие группы до 10 человек;
  • с первого урока изучаем сложение и вычитание, а с третьего двузначные;
  • персональные домашние задания с индивидуальным контролем каждого ученика;
  • чередование арифметических упражнений с веселыми упражнениями на развитие внимания и памяти;
  • соревнования и олимпиады для поддержания мотивации.

С детьми занимаются квалифицированные дипломированные тренера, прошедшие специальную подготовку.

Преимущества для родителей

Методика AMAKids учитывает интересы всей семьи:
мы стараемся не только для детей, но и для родителей, дедушек и бабушек.

  • Бесплатные пробные уроки: убедитесь в нашем профессионализме воочию!
  • Месячный пробный курс для скептиков: оцените успехи вашего ребенка до и после занятий!
  • Экономия времени: возить ребенка на занятия нужно только раз в неделю.
  • Возможность заниматься вместе с детьми. Наша методика не имеет верхней возрастной границы, но лучшие результаты достигаются именно в раннем детстве.

Курс обучения рассчитан на два года, которые не будут вырваны из жизни взрослых.
Инвестируйте в будущее ребенка, не забывая о себе!

Этому не учат в школе: что дает ментальная арифметика?

Занятия ментальной арифметикой по методике AMAKids воспитывают всесторонне развитую и эмоционально уравновешенную личность с огромным творческим потенциалом и задатками лидера.

Никаких «физиков» и «лириков».

Гармоничное развитие обоих полушарий позволяет достичь успеха в любой сфере – ограничений в выборе профессии нет!

  • Дисциплина без подавления инициативы.

    Делая ставку на внутреннюю мотивацию, мы прививаем детям радость творчества, лидерские качества и уверенность в себе.

  • Улучшение памяти.

    Быстрое запоминание больших объемов как вербальной, так и визуальной информации облегчает обучение в школе и вузе.

  • Независимое принятие решений.

    Думающий ребенок не свяжется с плохой компанией, а повзрослев, займет достойную нишу в обществе, не теряя своего «Я».

  • Развитие интуиции.

    Раскрытие интуитивных способностей дает важное конкурентное преимущество – умение всегда оказываться в нужном месте в нужное время.

Наша методика получила признание уже в нескольких странах. Присоединяйтесь – будет весело и интересно!

«Я вообще не понимаю математику!» Женя Кац — о том, как увлечь детей точными науками

Для многих родителей математика до сих пор остается область ужаса и непонимания. Да зачем столько заниматься счетом, когда у всех есть калькуляторы? Но именно арифметика, алгебра и геометрия учат нас анализировать, проводить аналогии, рассуждать. Как развить в детях способности к точным наукам и помочь им полюбить математику «Правмиру» рассказала Женя Кац, автор методики игрового обучения детей разных возрастов «Мышематика».

— В первом классе — бесконечная арифметика. Просто счет, счет, счет. Правильно ли так заниматься математикой или нужно параллельно со счетом развивать навыки пространственного мышления? Как вообще нужно заниматься математикой с ребенком?

— Не бывает правильных или неправильных занятий математикой. Программа, которая кому-то может показаться скучной, в руках у хорошего учителя будет увлекательной. А в руках у не очень талантливого учителя окажется вредной для детей. Поэтому я бы не делила математику – эта правильная, а эта неправильная. 

Скорее, вопрос в том, удается ли взрослому, который занимается с ребенком математикой, передать свое отношение. Зачастую удается. Если учитель или родители не любят математику, то какую бы прекрасную программу он не взял, он передает, скорее всего, свое отношение: «Ненавижу математику, но мне посоветовали, эта тетрадка самая крутая, поэтому, ребенок, изволь от забора до обеда в ближайшие полтора часа решать задачки из этой увлекательной не скучной математики». Анна, я вас уверяю, таким способом можно испортить любую программу. 

Если учитель или родитель считает, что он математику не любит, то начать надо не с того, чтобы поискать увлекательную тетрадочку, а с того, чтобы изменить свое отношение, потому что очень трудно, занимаясь с ребенком, не передать его. Поэтому мне кажется, что более важно, чем делить математику на правильную и неправильную, посмотреть на нее самому и поискать то, что в ней прикольно. 

Арифметика сама по себе — это не ужас-ужас. Мы на своих занятиях стараемся ее дополнять геометрическими и логическими заданиями. Вообще-то выучить арифметику тоже полезно. Вопрос в том, как это делать?

Как играть в математику

У меня недавно вышла книжка для первоклассников про игральные кубики на уроке и ее продолжение чуть более сложное «Играем, считаем» — это две тетрадки про работу с игральным кубиком. Это то, что мы делаем и с пятилетками, и с шестилетками, и со школьниками тоже. Много разных вариантов арифметических игр. Но не таких, как очень часто в учебнике: сначала целая страница — учимся прибавлять «1». «3+1», «5+1», «4+1». 

Начинаем с того, что у нас счет в пределах шести, скажем, но мы учимся соотносить, сколько точек выпало на кубике, и количество предметов. Выпало шесть, значит, рисуй шесть домиков — столько их в твоем городе. Брось кубик еще раз, и сколько выпало, столько нарисуй елочек. Потом брось кубик еще раз, и сколько выпало, столько нарисуй кустиков. 

Женя Кац

Теперь мы ходим по городам, и я говорю: «Кто может? — раскладываем наши листочки, у всех в классе получились разные города, разное количество домиков, разное количество елочек. Я говорю: «Кто может найти город, в котором четыре кустика?» Оказывается, он не один — у Маши, у Паши, у Сережи оказались по четыре кустика. Отлично. Теперь идем и ищем, у кого шесть домиков. Это и про соотношение количества точек и количества елочек, кустиков, домиков, и про то, что у каждого свое задание.

Потом усложняем игру — сколько выпало на кубике, столько нарисуй или приклей вагончиков одного цвета. Потом сколько выпало второй раз, столько нарисуй вагончиков другого цвета. А потом напиши свой пример: сколько у тебя выпало? У тебя выпало сначала три зеленых вагончика, а потом пять красных вагончиков. Теперь посчитай, сколько у тебя всего в этом поезде вагончиков. Арифметика? Арифметика. 

Но при этом у каждого своя. И нет такого, что весь урок проходят «+1». А каждый занимается в своем темпе, каждый получает свои примеры. Ему нет смысла списывать у соседа по парте, потому что у того выпало на кубике другое. Это арифметика, но не скучная.

«Считают вслух, но не умеют мыслить и дружить». Почему отдать ребенка на ментальную арифметику — спорная идея

Я верю, что бывают учителя, которые даже такие занятия сделают скучными и противными. Но в целом, когда кубик дает возможность каких-то случайных примеров, детям это нравится гораздо больше. 

Точно также можем с двузначными числами, сколько выпало на кубике — столько возьми палочек десятков, столько возьми полосочек на 10 клеток. Потом сколько выпало второй раз на кубике, столько нарисуй единичек. Теперь посчитай, сколько у тебя всего клеток. «63». Он сам увидел — 63 это сколько? Это 6 палочек по 10 и еще 3 единички. Тогда у тебя это ассоциируется с чем-то понятным — ты видишь, сколько места у тебя занимает 63 клетки, и сколько — 36 клеток. Ты их тогда уже меньше путаешь. Ты не только слово такое знаешь, это сочетание значков называется 63, а это — 36. Ты представляешь, насколько одно больше, чем другое, просто сколько места занимает, ты видишь. Мы любим, если говорить про арифметические задания, что-нибудь такое, чтобы ребенок мог это пощупать. 

Естественно, помимо этого, мы дополняем арифметические задания самыми разными занятиями и логическими, и геометрическими, и на внимание, и на память. На самом деле если мы играли с кубиком, мы можем с этим кубиком устроить разминку: сколько выпало на кубике, столько раз хлопни. Или сначала выбери, что ты будешь делать — прыгать, хлопать или топать? Сколько выпало, столько делай, но того, что ты выбрал. Понимаете, арифметика, но при этом перевод в язык тела, чтобы прощупать это все. Это количество — это сколько?

«Пощупать» числа и понять абстракции

Я правильно понимаю, что для ребенка очень важным этапом является абстракция?

— Да, этот этап надо во что-то превратить. Скажем, покажи, сколько выпало на одной руке, если хватит (не шесть). Покажи, сколько пальцев на одной руке, а теперь — сколько на другой, а потом сложи, сколько всего вместе. 

Знаете, что дети делают чаще всего? Они носом в этот момент начинают пересчитывать все пальцы. Причем взрослые ужасно удивляются и говорят: «Почему ты не начал с пяти? Почему ты начал пересчитывать с первого пальца?» Ребенок тогда недоумевает, что от него хотят. Он точно знает, что если начать пересчитывать с одного, ответ будет правильный, а если начать сразу с пяти, кто его знает, может, и неправильно будет. 

Поэтому мы даем много задач, в том числе, счет на пальцах, потому что если какое-то безобразие нельзя прекратить, его надо возглавить.

Если дети все равно считают на пальцах, давайте мы им поможем делать это по-разному.

То же самое «8» можно показать как «5» и «3», а можно как «4» и «4». 

Показать то же самое число на пальцах по-другому — это очень сложная для многих первоклассников задача. Взрослым кажется, что ребенок у них уже двузначные числа отлично понимает. Как показать 8, но не одному, а вдвоем. 

Во многих учебниках весь сентябрь и октябрь дети учат числа до пяти. Ребенок, этот урок про цифру «1» — одно яблочко, одна елка, один грузовик. Отметь все картинки, где чего-то по одному. Но 1, 2, 3 дети, как правило, в три-четыре года точно знают. Поэтому гораздо более осмысленно все числа до 5 проходить два урока, а потом оставшееся время потратить на 6, 7, 8. Потому что наверняка взрослые до сих пор помнят, какие примеры из таблицы умножения было сложнее всего учить — шесть на что-нибудь, семь на что-нибудь и восемь на что-нибудь. 

Со сложением — та же история. Дети чаще ошибаются не там, где надо добавить один или два, а там, где надо добавить 6, 7, 8. Так и поиграйте с 6, 7, 8 подольше. Если вы хотите помочь ребенку с арифметикой, придумывайте такие задания, где будет много этого 6, 7, 8. Или мы с вами обсуждали про вагончики, и два раза кидали кубик — возьмите и три раза киньте кубик. Выпало 6 красных вагончиков, 3 синих, 4 зеленых. Это еще одна штука, к которой дети очень быстро привыкают в школе, что пример — это обязательно из двух слагаемых. Мы попробовали собрать восемь, но уже не на двух, а на трех руках — уже тяжело. 

Нет кубика, возьмите просто карточки с каким-нибудь количеством точек, только не с цифрами написанными, а с количеством, которое можно пальчиком пересчитать. Любые карты от какой-нибудь детской карточной игры, «Турбосчет», да какой угодно. 

Пример задания: возьми любые карточки и запиши, сколько всего зверей. Сам выбери, какие три карточки ты возьмешь, три разные, но чтобы можно было пальчиком потыкать и все потом вместе пересчитать. Чтобы ребенок понимал, что эти примеры соотносятся с каким-то количеством, которое мы видим, что это не только чистая абстракция. Что мы знаем, как с этим быть потом.

Зачем считать в уме, когда у всех есть калькуляторы

— Когда есть калькуляторы, компьютеры, когда все можно быстро посчитать на телефоне — зачем арифметика? Для чего она нужна?

— На мой взгляд, умение ориентироваться в числовом ряду в любом случае ребенку пригодится. Это некая базовая красивая структура. И увидеть в этом красоту, вообще-то, тоже полезно. 

Вопрос, скорее, не в том, надо ли заниматься арифметикой, а в том, как именно ею заниматься. Можно просто считать примеры. Как некоторые говорят, нужна же отработка навыка. 

Да, она действительно нужна. Но совершенно не обязательно делать это в виде однотипных примеров. Когда говорят: «Мы купим ребенку тетрадку с 3 тысячами примеров в пределах 10», — любой математик хватается за голову, потому что в пределах 10 нет 3 тысяч примеров. Это значит, что одни и те же примеры будут встречаться ребенку много-много раз. Если он выучил, но неправильно, какой-то пример, значит, что он его закрепит. Он его много-много раз напишет и много раз неправильно — это не работает. 

Михаил Цфасман: Математика – это изучение реального нематериального мира

Когда мы играем в математику с игральным кубиком, это работает гораздо лучше, потому что примеры встречаются разные, но каждый раз ребенок считает заново, потому что такого примера у него только что не было — это та же отработка навыка. Или я показываю десять пальцев, а потом говорю: «Я сейчас загну сколько-то пальцев. Сколько пальцев я тебе не показываю?» Взрослому очевидно, что если он четыре пальца видит, он может догадаться, сколько пальцев я загнула. А для детей зачастую это совсем не очевидно, они говорят: «Ты переверни руки другой стороной, я посмотрю, сколько ты загнула. Вот так я понимаю, сколько ты загнула, я вижу, а пока не видно, я не могу сообразить».

Потом он понимает, что это та же задача. Теперь надо добавить свои пальцы, чтобы у нас вместе стало 10. Та же задача или другая? Принципиально почти та же.

Но для многих детей такая постановка вопроса уже очень сложная. Или я беру пять кубиков одного цвета и пять кубиков другого цвета, а теперь прошу ребенка: «Спрячь сколько-то кубиков, а я догадаюсь, сколько кубиков какого цвета ты спрятал». Он мне показывают, я говорю: «Ты спрятал два желтых и один зеленый». Он смотрит так обиженно и говорит: «Ты подглядывала». 

Дальше в какой-то момент ребенок уже может объяснить — нет, ты не подглядывала, ты просто подумала, что всего было 5, и если осталось 3, значит, 2 я спрятал. Когда ребенок про это может объяснить, это гораздо ценнее, чем выученное наизусть. Когда он может порассуждать и прийти к какому-то выводу. 

Арифметика — очень удобный пример, чтобы учиться рассуждать.

Мы собираем кубики всегда пятерками — вот у нас одна пятерка, вторая пятерка, третья пятерка, четвертая пятерка и вот еще один кубик. Гораздо легче посчитать, сколько у нас всего кубиков. Но это нам, взрослым, легче. У нас 5 зеленых, 5 желтых, предположим, тут еще 5 красных, 5 синих и 1 фиолетовый. Взрослый сразу смотрит — 5 кубиков 4-х цветов и еще один — это 21. Как делает первоклассник, который, с точки зрения родителей, отлично считает до 100? Он по одному пальчиком пересчитывает все кубики, первые 5, следующие 5, вот он понял, что целая палка из двух пятерок — это десятка. Что вы думаете, он после этого не пересчитывает следующую палку из двух пятерок? Пересчитывает. Это тоже арифметика. 

Умение пользоваться тем, что у нас есть пятерки, что у нас есть десятки, оно не появляется сразу. Он умеет прочитать число 23 или 140, но не может себе представить, сколько это. Поэтому основная, на мой взгляд, важность и нужность арифметических заданий в том, чтобы ребенок представлял, сколько это, а не только умел с какими-то абстрактными числами производить какие-то непонятные операции. Не знаю, ответила ли на ваш вопрос. 

Ментальная арифметика не сделает ребенка гением

— Как вы относитесь к ментальной арифметике? 

— Как вам сказать, это тоже провокационный вопрос. Зависит, как в любой методике, от преподавателя. Верю, что в ментальной арифметике тоже есть очень приятные преподаватели, с которыми детям интересно и увлекательно заниматься. 

Но не надо думать, что ментальная арифметика сразу делает из ребенка гения. У них очень смачная, хорошо продуманная реклама. Они продают не то, что «ваш ребенок будет хорошо считать». А очень понятную, ценную для родителей идею: «Если вы водите ребенка к нам занятия, это значит, что вы не ленивый родитель, и вам не жалко заплатить много денег за крутые занятия». Стало быть, они продают что? «Я хорошая мама, я сделала для ребенка достаточно много». Согласитесь, на такую рекламу гораздо больше людей клюнет.

По моему опыту, есть дети, которым эта методика очень хорошо заходит. Они отлично после этого представляют себе, что и как. А есть ребята, которые считают существенно лучше, чем до этих занятий. А после того, как перестают заниматься, у них сразу все выветривается.

Дети разные. Для кого-то эта методика хороша. Скорее, не для всех. 

Методика основывается на том, что каждое слово, обозначающее цифру, короткое. Это верно для японского и китайского языка, но неверно для русского. Поэтому некоторые их приемы на русском языке работают существенно хуже, но этого никакой популяризатор данной методики вам не расскажет. 

Не слушайте, когда скажут — «да ты гуманитарий!»

В каком возрасте можно понять, есть ли у ребенка способности к математике? Мне в первом классе объяснили дома: математика — это точно не твое. В итоге я потом безумно любила алгебру, геометрию, учебник Сканави был моей любимой книжкой. Но несмотря на это, у меня все равно в голове есть установка — «это не моя область». Как понять, что ребенок способный, или что математика — совсем не его? 

— Математика существенно шире, чем то, что проходят в школе, и даже то, что изучают в старших классах и математических. Математика очень большая. 

Даже если мы занимаемся математикой с дошкольниками, то мы какие-то вещи берем арифметические, какие-то — геометрические. Есть дети, которые очень успешны и талантливы в любых арифметических вычислениях, у них хорошо улеглась информация про числа, они уверенно считают, быстро, они сразу видят, что 10 и 3 — это 13, им не надо пересчитывать по одному. Есть дети, которым это надо пересчитать лишний раз, но это не значит, что оно у них не уляжется. 

Точно также — с геометрическими задачами. Я собрала какую-нибудь фигурку из кубиков, даю ребенку такие же кубики и прошу сделать эту фигурку. А он пробует, пробует, так, сяк, но не та фигурка вышла. Есть дети, которые сразу видят, что и куда прицепить, чтобы сразу получилась такая же. 

Есть дети, которые более талантливы в арифметических заданиях, а менее — в геометрических, и наоборот. Но чем больше мы в это играем, тем больше шанс, что эта область разовьется. 

Я часто вижу детей 5–6 лет, которые блестяще решают геометрические задачки и не очень хорошо считают. Или, наоборот, очень хорошо считают, но не очень складывается с геометрией. Или геометрические задачки отлично, а рассуждать тяжело. Дети разные. Но если прямо сейчас ребенок не может продемонстрировать умения, это не значит, что он через полгода или через год не научится. 

Во-первых, в какой-то момент количество переходит в качество. 

Во-вторых, те или иные области мозга дозревают у детей с разной скоростью. Если вы видите ребенка девяти месяцев, который отлично ползает, но еще не пытается ходить — это нормально, он еще не ходит. А кто-то и в год еще вовсю ползает, но не ходит. А кто-то уже в девять месяцев бегает, но при этом говорить начинает ближе к трем. Это совершенно не значит, что к школе эти дети не выровняются — все будут прекрасно бегать и болтать, скорее всего. 

«Закончишь год без троек — куплю самокат!» Почему подарки не мотивируют учиться, а гуманитариев не бывает

Если ребенок-дошкольник долго не может  запомнить цифры — да, так бывает. Но это совершенно не значит, что он гуманитарий и никогда не научится математике. Да, с этими значками он пока не договорился, так бывает. Но, возможно, он сможет решать геометрические или логические задачи. Мы будем время от времени предлагать ему разные задания, в какой-то момент вдруг — раз! — и щелкнет. 

В моей любимой книжке Александра Звонкина «Малыши и математика» есть такой эпизод — он принес геометрическую головоломку на кружок для младшей дочки и для ее ровесниц. Три девочки примерно поняли, что надо делать — там надо было из нескольких деталей собрать картинки. Одна совершенно не поняла, чего от нее хотят, какую детальку куда положить, как повернуть. Совсем не поняла, чего от нее хотят. 

Через неделю они снова встретились тем же кружком и снова решили поиграть в какую-то геометрическую головоломку. И девочка, которая неделю этим не занималась, но, видимо, про это думала, вдруг раз! — и деталь на нужное место сразу кладет и понимает, чего хотят. Можно было бы после первого урока сказать: «Ну все, просто гуманитарий. С геометрией беда и никогда лучше не будет». Я бы сказала, что чем меньше таких поспешных выводов, тем лучше, и тем проще нам заниматься с детьми. 

Вообще-то, взрослые тоже, когда первый раз сталкиваются с какой-нибудь незнакомой задачей, часто с первого раза не разбираются, но это не значит, что они не могут с ней справиться. Думаю, что многие помнят, как учились водить машину. Поначалу одновременно и смотреть в зеркала, и включить поворотник, да еще и дворники включить — это сразу слишком много. Потом потихонечку какой-то из этих навыков стал автоматическим. Очень даже можно и дворники включать, и поворотники, еще болтать по пути. 

У детей то же самое. Сразу много уровней сложности не надо давать одновременно. Начинаем с того, что точно получится, потом потихонечку наращиваем сложность. Как-то так. 

Главная претензия к школьной математике

— В книге у Звонкина есть эпизод, когда он в какой-то момент пошел сам преподавать школьникам. Тогда его претензии к школьным учителям сильно уменьшились, потому что он понял — даже ему самому очень непросто. Когда он вел кружок для 4–5 мальчиков — это одно. Но когда у тебя 30 первоклассников, то гораздо сложнее с каждым поговорить, предложить им какие-то осмысленные задачи и услышать, кто что делает, и кто что на эту тему думает. Бывают дети, которые хорошо соображают, но не быстро, им нужно время на то, чтобы сформулировать мысль. 

Вообще-то математика не про скорость ответа.

Если говорить про претензии к школьному преподаванию, то самое вредное, что делает школа — приучает и детей, и родителей, что математика — это то, где надо быстро знать ответ.

Где тесты, где на скорость, где надо много-много считать, и обязательно, как моя учительница говорила, чтобы от зубов отскакивало, сколько будет семью восемь. 

Математика вообще не про это. Она про то, чтобы ты мог подумать и прийти к правильному выводу. Чтобы у тебя в голове был способ, как ты можешь порассуждать, и этот ответ получить. Тоже самое семью восемь, если ты знаешь, сколько будет семью семь, и можешь из этого семью семь получить семью восемь — это гораздо более крутое рассуждение, чем просто выученное наизусть семью восемь. 

Математика не про скорость. Я понимаю, что это основная, пожалуй, беда школьной математики, что там много вычислений и обязательно на скорость. Математика — это, скорее, про подумать, про сформулировать, про увидеть, что эта задача подобна той задаче, которую мы уже решали. Увидеть аналогию — это гораздо больше про математику, чем эти все на скорость, тесты и так далее.

А что, если родители сами не понимают?

Если родители сами не понимают математику, что делать? 

— У меня есть книжка «Математика вприпрыжку» для учителей и родителей, и там много заданий, которые можно делать и с группой детей, и с одним ребенком. Это точно не вредно. 

Открываете в произвольном месте, выбираете игру, которая радует вас, и пробуете. Если она понравилась ребенку — играете, не понравилась — отложите, попробуйте какую-нибудь другую игру. Это точно не надо делать обязаловкой. 

Если вдруг вы в Москве и хотите прийти к нам на занятие мышематикой, у нас в 25 местах по всей Москве есть группы для дошкольников, в 10 местах — математика для первого, второго класса. Кроме того, мы во время карантина сделали для родителей, которые живут далеко, онлайн курс, который называется «Мышематика дома». Это пакет видеоуроков, и родители могут просмотреть их вместе с ребенком, распечатать все, что им понадобится для занятий. 

В общем, там ничего хитрого, все распечатываете и играете. Можно играть во все игры, про которые мы там пишем. А можно выбрать одну любую игру, которая вам понравилась, и в нее играть хоть каждый день, это точно будет лучше, чем ничего. 

— Бывают ситуации, когда родитель сам не может решить задачу и найти все ответы. Я знаю, что у вас в одной из тетрадок по мышематике нужно бабочек дорисовать. Меня не хватило. 

— Бабочки ужасно сложные. У бабочки с вертикальной осью симметрии нормально, с горизонтальной нормально. Когда ось симметрии наискосок, то это очень сложная задача, я знаю. 

«Вычисляю квадратный корень, покрываясь холодным потом». Почему мы боимся математики

Опять же есть взрослые, которые готовы в этом признаться, что им это сложно, но не все взрослые такие. Зачастую родители заглядывают ребенку через плечо и говорят: «Тут же симметрия, это легко. Что ты там застрял? Что за глупости? Ну-ка, давай». Хотя если ты видишь, что ребенку объективно сложно, значит, отложите эту задачу и решайте какие-то более простые или играйте в симметрию с ножницами. 

Опять же у нас есть свежая тетрадка «Математика с ножницами», она от простого к сложному — как сделать маску, как сделать хоровод — всякие прикладные штуки, а потом уже научиться вырезать хитрые снежинки. Но начинаем с чего-то простого и посильного. 

Если делать маленькие шаги, то можно научиться делать что-то более сложное. Если сразу дать сложную задачу, то и взрослый, и ребенок, скорее всего, бросят и скажут: «Нет, это слишком трудно. Вообще не люблю математику». 

Вместо олимпиад лучше поиграть в парке

— Как вы относитесь к олимпиадам по математике? С какого возраста имеет смысл в них участвовать?

— Я считаю, что олимпиада, скорее, имеет смысл с 3–4 класса, вряд ли раньше. Мне не нравится ажиотаж, когда родители начинают специально натаскивать ребенка на какие-то темы, которые часто встречаются в олимпиадах, потому что им хочется потом всем хвастаться, что «вот, мой ребенок получил диплом». Я против этой гонки вооружений. 

Мне кажется, когда ребенку самому в кайф решать задачки повышенной трудности и нестандартные — это хорошо. А когда это родительская позиция — «мы его подготовим, он будет круче всех», мне кажется, это не очень честно. Я не очень много видела первоклассников, которым нужно именно это. 

Даже если ребенку легко в школе, и хорошо дается математика, то в первом классе ему и так есть чем заняться. На мой взгляд, чем готовить его к каким-нибудь прекрасным олимпиадам, было бы полезнее лишний раз с ним поиграть в парке или в песочнице. Потому что много всяких задач в школе он и так решает. Напрягать его дополнительно совершенно не обязательно. 

— Что вы думаете по поводу советских учебников арифметики? Я смотрю, в Инстаграмме очень популярны стали сейчас репринты этих учебников 20-х, 30-х, 40-х годов. Мамы рассказывают, какая прекрасная понятная система, не чета нашим программам. Что вы про них думаете?

— Я думаю, что если родителей радует учебник, то им уже приятнее по нему заниматься с ребенком, это важный фактор. Но если ребенку учебник этот не нравится, то выбирайте какие-то другие способы. 

Я бы искала то, что радует и ребенка, и родителя.

Область страха, ужаса и непонимания

— Что делать, чтобы для ребенка математика не была областью страха, ужаса, непонимания? Как часто заниматься? 

— Я бы предложила как можно больше игр с разным наглядным материалом. Берете себе пять кубиков и ребенку пять кубиков. «Собери из этих кубиков какую хочешь башенку, а я за тобой повторю». Потому что прежде, чем понимать, что это равно этому, хорошо бы попробовать на каком-нибудь геометрическом материале, а не арифметическом. 

Если помните, у Звонкина было подробно про феномен Пиаже — разложили те же самые пять кубиков одни кучкой, а другие — широко. И многие дети в 4–5 лет уже уверены, что те, которые широко разложены — их много, а которые кучкой маленькой лежат — тех мало. У них не сформировано представление о том, что количество неизменно. 

Но геометрические задачи в этом же возрасте ребенок отлично может решать. Причем зачастую он вам придумывает какую-нибудь хитрую штуку, а вы за ним повторяете. Если вы иногда вдруг ошибетесь, он будет говорить: «Нет, смотри, ты этот кубик поставь вот так, а не так». Геометрические задания с любым материалом — с кубиками, с арками, с кирпичиками, с мозаикой — это полезно. 

Опять же арифметические игры, но либо с игральным кубиком, либо то, что мы называем перевод с языка на язык. Если я говорю: «Кар», — это значит один раз поднять руки. Если: «Кар-кар», — то два раза. Если, например: «Ква», — то подпрыгнуть. А если: «Ква, ква», — то два раза подпрыгнуть. Потом я даю задание, например: «Кар. Ква-ква-ква». И надо услышать, запомнить и сделать столько движений. Для многих детей дошкольного возраста это, во-первых, длинная сложная инструкция, а во-вторых, им трудно пересчитать на слух, сколько раз я что сказала. Это гораздо важнее, чем умение писать циферки. Это умение пересчитывать. 

Или, скажем, можно на спине писать точки. Не цифры писать на спине, а ребенку нарисовать три точки, четыре точки. Или попросить на пальцах показать, сколько точек на спине вы ему нарисовали — это очень непростое будет для ребенка занятие. 

Потом попросите его нарисовать точки вам, только рисовать медленно и самому точно знать, чтобы он мог проверить, знал, сколько он вам точек нарисовал. Такого типа задачи. 

Или взять счетные палочки и сложить из них картинку на кухне, а потом сходить, запомнить ее, и в комнате сложить точно такую же. Какие-то игры на внимание, на память с разным геометрическим материалом хорошо подходят, причем для любого возраста. Они точно развивают пространственное мышление и разные математические представления.

Часто ли вам встречались дети, у которых совсем плохо с математикой?

— Когда мы говорим про дошкольников, то очень сложно понять, что именно ребенок не понимает. Зачастую он не готов действовать по чужим правилам. Очень часто дошкольнику говоришь: «Сколько у тебя выпало на кубике, столько наклеек наклей». Он отвечает: «Я хочу не столько. Я хочу наклеить столько, сколько мне нравится». Значит ли это, что у него плохо с математикой, он не может пересчитать, сколько тут точек и не может приклеить столько наклеек? Нет, скорее всего, не значит. Он просто привык делать все по своим правилам и не готов слушать чужие. 

Может быть, в школе такого ребенка запишут в неуспевающего, потому что он не делает то, что попросили. Но это значит, что у него плохо с произвольностью. Причем родители говорят: «Нет, он может часами заниматься чем-то, например, строить из “Лего”». Но строить из «Лего» он выбрал сам, а считать «2+3» он не выбирал. И наклеивать ровно столько наклеек, сколько выпало — тоже. Зачастую проблема, когда ребенок не может выполнить какие-то задания, это связано с отсутствием произвольности — он не готов просто действовать по заданию. Это действительно мешает ему учиться.

Мы на мышематику набираем группы детей 5–6 лет, а самых маленьких, меньше 4-х, не набираем. С группами 4-х лет самая большая проблема. Дело не в том, что они цифры не знают или писать не умеют, некоторые умеют, некоторые нет, это неважно. Самая большая проблема с четырехлетками в том, что они не готовы делать то, что попросил учитель, даже если это просто. Совершенно невозможно учить ребенка чему-нибудь, пока он не готов учиться.

Ментальная арифметика — растим маленького гения

Каждый родитель хочет, чтобы его чадо выросло умным человеком. И конечно каждый хочет, чтобы ребенку в жизни все легко поддавалось. Как добиться такого результата?

Каждый знает, что наш мозг имеет два полушария. Доказано, что хоть внешне полушария мозга схожи, но функции выполняют совершенно разные. Например, левое полушарие отвечает за логику, абстрактное мышление, функции языка. Правое отвечает за изображения, творчество, интуицию, предмет мышление. Если оба полушария развиваются гармонично, то это станет ключом успеха вашего ребенка в дальнейшем. Развить оба полушария поможет ментальная арифметика.

Ментальная арифметика — что это?

Детская ментальная арифметика представляет собой весьма популярный метод устного счета, который развивает ум ребенка или подроста в возрасте от 3 до 16 лент. Если ребенок обучается ментальной арифметикой, то он развивает способности к решению различных арифметических задач, от простых вроде сложения и вычитания, до сложных, вроде извлечения корня или возведения в степень. Происходит это быстрее чем с использованием калькулятора. Метод ментальной арифметики раскрывает скрытые способности ребенка и очень помогает в учебе.

В чем преимущества ментальной арифметики

  • ребенок становится более внимательным
  • развивается память, в том числе фотографическая
  • раскрывается творческий потенциал
  • развивается воображение
  • ребенок становится более дисциплинирован
  • легко считать в уме
  • развитие аналитического мышления.

Что представляют собой занятия ментальной арифметикой?

Тренировка производится с помощью специальных счетов абакус. Дети начинают тренировку со счетами, постепенно переходя от простых вычислений к более сложным. В итоге дело доходит до сложных арифметических задач, которые ребята выполняют в уме. Сегодня ментальная арифметика очень популярна и найти школу ментальной арифметики у себя в городе стало проще, но если все же вы не имеете такой возможности, то сегодня есть возможность онлайн обучения, например на http://smartum.by/ в школе ментальной арифметике Smartum.

Все детки перед началом курса пройдут пробное занятие. Это нужно для формирования групп. Основное требование – умение считать до 10. Занятия проводятся раз в неделю по два урока. Но не стоит забывать о 15-минутных ежедневных самостоятельных тренировках.

Занятия ментальной арифметикой позволят вашему малышу раскрыть свои скрытые способности. И возможно эти занятия

Цифровые дети – Еженедельный «Ъ» – Коммерсантъ

У родителей «будущих гениев» новое увлечение — ментальная арифметика. Если когда-то россияне мечтали освоить чудеса быстрого счета с помощью методов Трахтенберга и Перельмана, то теперь уповают на помощь «воображаемого абакуса».

ДИАНА КАРЛИНЕР

Все началось, кажется, с «Пусть говорят» двухлетней давности. В том выпуске творил чудеса девятилетний Данияр из Казахстана: складывал трехзначные числа быстрее калькулятора, замечал десятки цифр практически одновременно — взрослые ахали, полный фурор. Потом было шоу Галкина, где девочка за пять секунд складывала числа с полусотни поднятых зрителями табличек; шоу «Удивительные люди», в котором ребенок считал в уме, а вслух читал в это время стихи, десятки других шоу и сотни роликов на YouTube. Это уже были дети из школ ментальной арифметики, которые стали стремительно открываться в российских городах.

Для тех, кто вовсе не стремится делать из детей математиков-циркачей, на сайтах таких школ разъясняют, что быстрый счет — это лишь побочный продукт образования, а главная цель — заставить работать оба полушария мозга, в чем помогут «древние японские счеты соробан, или абакус». Счеты как счеты — только количество косточек отличается. Сначала дети учатся считать, держа их в руках, потом счеты забирают — абакус становится воображаемым.

Счеты абак, или абакус, используемые с V века до нашей эры, в Японии оказались существенно позже и получили название соробан

Фото: Universal Images Group / world history archives / DIOMEDIA

Верхние косточки на счетах в таких школах велено называть «братьями» и «небесной косточкой», нижние — «друзьями» и косточкой «земной». Детям, научившимся считать в уме, предлагают экспериментировать: на сайтах школ и в соцсетях полно роликов, где мальчики и девочки танцуют ча-ча-ча, читают Пушкина, играют на трубе и странно шевелят пальцами — щелкают воображаемыми счетами. Скорость вычислений действительно впечатляет.

Насмотревшись роликов, я взахлеб пересказываю увиденное своему знакомому японцу, фотографу Икуру Куваджима. «Бедные дети,— смеется Икуру.— Меня этими счетами три года в школе мучили, а считаю я в итоге совсем не лучше всех».

Тут я соображаю, что древние японские счеты соробан не фигура речи и что в Японии это, очевидно, основная методика обучения математике.

— Нет, не основная,— возражает Икуру.—

Получить ментальную арифметику — Microsoft Store en-GB

Перейти к основному содержанию Microsoft

Дом

Дом

Дом

  • Дом
  • Устройства
  • Программного обеспечения
  • Игры и развлечения

Почему гений и безумие связаны?

Многие из самых известных творческих гениев были психически больными, от известных художников Винсента Ван Гога и Фриды Кало до литературных гигантов Вирджинии Вульф и Эдгара Аллана По.Сегодня легендарная связь между гением и безумием больше не является анекдотической. Растущее количество исследований показывает, что эти две крайности человеческого разума действительно связаны — и ученые начинают понимать, почему.

Группа экспертов обсудила недавние и текущие исследования по этому вопросу на мероприятии, состоявшемся в четверг (31 мая) в Нью-Йорке в рамках 5-го ежегодного Всемирного фестиваля науки. Все трое сами страдают психическими заболеваниями.

Кей Редфилд Джеймисон, клинический психолог и профессор Медицинского факультета Университета Джона Хопкинса, сказала, что результаты около 20 или 30 научных исследований подтверждают понятие «замученного гения».«Из многих разновидностей психозов творчество, по-видимому, наиболее тесно связано с расстройствами настроения, и особенно с биполярным расстройством, которым Джеймисон страдает от самой себя. Например, в одном исследовании был протестирован интеллект 700 000 шведских 16-летних, а затем был проведен дальнейший анализ. десять лет спустя, чтобы узнать, у кого из них развились психические заболевания. Поразительные результаты были опубликованы в 2010 году. «Они обнаружили, что у людей, которые преуспели в 16 лет, вероятность развития биполярного расстройства в четыре раза выше», — сказала она. .

Биполярное расстройство влечет за собой резкие перепады настроения от крайнего счастья (известного как «мания») до тяжелой депрессии. Как этот жестокий цикл может породить творчество? Исследование, проведенное другим участником дискуссии, Джеймсом Фэллоном, нейробиологом из Калифорнийского университета в Ирвине, предлагает ответ.

«Люди с биполярным расстройством, как правило, проявляют творческий подход, когда выходят из глубокой депрессии», — сказал Фэллон. Когда настроение пациента с биполярным расстройством улучшается, его мозговая активность также меняется: активность снижается в нижней части области мозга, называемой лобной долей, и повышается в более высокой части этой доли.Удивительно, но тот же сдвиг происходит, когда у людей случаются приступы творчества. «Между этими контурами существует связь, которая имеет отношение к биполярности и творчеству», — сказал Фэллон. [Почему мы отключаемся]

Что касается того, как мозговые паттерны трансформируются в сознательное мышление, Элин Сакс, профессор права психического здоровья в Университете Южной Калифорнии, объяснила, что люди с психозами не фильтруют стимулы так же хорошо, как другие люди. Вместо этого они могут одновременно поддерживать противоречивые идеи и осознавать свободные ассоциации, которые подсознательный мозг большинства людей не сочтет достойным посылать на поверхность нашего сознания.Хотя вторжение бессмыслицы в сознательные мысли может быть ошеломляющим и разрушительным, «оно также может быть весьма творческим», — сказал Сакс, у которого в молодости развилась шизофрения.

Например, исследования ассоциаций слов, которые просят участников перечислить все слова, которые приходят на ум в связи со словом-стимулом (например, «тюльпан»), демонстрируют, что пациенты с биполярным расстройством, страдающие легкой манией, могут генерировать в три раза больше словесных ассоциаций. в определенный период времени как население в целом.Что касается того, как это приводит к гениальным ударам, возможно, явное изобилие неподтвержденных идей означает большую вероятность создания чего-то глубокого.

Конечно, ни у кого нет творческой энергии во время тяжелого приступа депрессии или шизофрении. По словам ученых, эти условия, прежде всего, изнурительны и даже опасны для жизни, и хотя общество извлекает выгоду из продуктивности своих замученных гениев, эти люди не всегда считают, что их блестящие моменты стоят огромных страданий.[Самые причудливые медицинские условия]

Сакс выразился так: «Я думаю, что творческий потенциал — это лишь часть чего-то, что по большей части плохое».

Эта история предоставлена ​​Life’s Little Mysteries , сайтом-партнером LiveScience. Следите за сообщениями Натали Вулчовер в Twitter @nattyover. Следите за «Маленькими загадками жизни» в Twitter @llmysteries, а затем присоединяйтесь к нам на Facebook.

Психическое заболевание — Simple English Wikipedia, бесплатная энциклопедия

Лента, которую люди носят, чтобы показать, что кто-то заботится о проблемах психического здоровья [1]

A Психическое заболевание — это психическое заболевание.Люди с психическим заболеванием могут вести себя странно или иметь странные мысли на своем или чужом взгляде. Психические заболевания могут влиять на повседневное функционирование человека.

Психические заболевания развиваются в течение жизни человека. Это может быть связано с генами и опытом. То, что считается психическим заболеванием, со временем изменилось. То, что считается психическим заболеванием, может не относиться к другой культуре. Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (DSM) Американской психиатрической ассоциации используется во всем мире.

Люди с психическими заболеваниями иногда имеют проблемы в общении с другими людьми или борются с повседневной жизнью. Лечение и некоторые лекарства могут помочь людям в повседневной жизни.

В некоторых случаях психические заболевания изменяют работу мозга. Многие состояния, которые влияют на мозг, не являются психическими заболеваниями, поскольку они не меняют образ мышления людей: ни эпилепсия, ни болезнь Паркинсона не являются психическим заболеванием, но оба влияют на мозг.

По данным Комиссии Новой свободы по психическому здоровью в Соединенных Штатах, наиболее распространенным типом инвалидности в Соединенных Штатах являются серьезные психические заболевания (которые включают большую депрессию, биполярное расстройство, расстройства личности, дисморфическое расстройство тела, шизофрению и навязчивые состояния). компульсивное расстройство).

По данным Национального альянса по психическим заболеваниям, тридцать три процента взрослого населения Северной Америки в конкретный год будут иметь психические заболевания. Но более чем в половине этих случаев психическое заболевание недостаточно серьезно, чтобы нарушить повседневную жизнь.

Частично унаследовано [изменение | изменить источник]

Существует генетическая основа, которая увеличивает вероятность развития психических заболеваний у некоторых людей. Исследование, опубликованное в медицинском журнале The Lancet , обнаружило тот же набор генетических маркеров у людей с пятью различными расстройствами: шизофрения, биполярное расстройство, аутизм, большая депрессия и синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). [2]

Психические заболевания можно лечить:

Еще несколько спорных методов лечения включают:

Многие округа [ кто? ] [ источник? ] имеют законы, разрешающие обращаться с людьми против их воли.

Хотя средства массовой информации показывают это иначе, исследования показали, что люди с тяжелыми психическими заболеваниями не обязательно склонны к насилию. По статистике, насилие часто вызывается такими факторами, как злоупотребление наркотиками, или факторами, связанными с личной, социальной и экономической ситуацией. [3]

Результаты показывают, что люди с психическим заболеванием, живущие в сообществе, будут чаще становиться жертвами насилия, чем они будут его инициаторами или распространителями. [4] [5] Исследование, в ходе которого изучались люди с диагнозом «тяжелое психическое заболевание», проживающие в центральной части города США, показало, что четверть из них были жертвами по крайней мере одного насильственного преступления в течение год; эта доля была в одиннадцать раз выше средней. [6] Людям, у которых было диагностировано психическое заболевание, труднее начать судебное разбирательство, потому что меньше людей им верят, и у многих есть предубеждения против людей с психическими заболеваниями. [7]

Есть несколько конкретных диагнозов, которые определяются проблемами поведения и насилием. К ним относятся такие состояния, как расстройство поведения в детстве, антисоциальное расстройство личности взрослых или психопатия. Существуют противоречивые данные о том, насколько конкретные симптомы связаны с ростом агрессивного поведения. Эти симптомы включают психоз (галлюцинации или бред), который может возникать при таких расстройствах, как шизофрения, бредовое расстройство или расстройство настроения. Факторы, приводящие к агрессивному поведению, чаще имеют демографический или экономический характер, например, молодость, мужчина, более низкий социально-экономический статус или злоупотребление наркотиками, включая алкоголизм, к которому некоторые люди особенно уязвимы. [8] [4] [9] [10]

Некоторые исследования показывают, что с инвалидами иногда обращаются плохо [11] . Например, люди с психическими заболеваниями могут иметь дело с эйлизмом. [12] Примером эйллизма являются оскорбления, например, наименование психически больного человека дебилом . [13]

Громкие дела вызвали опасения, что количество серьезных преступлений, таких как убийства, увеличилось из-за того, что люди с определенными психическими заболеваниями не лечатся в специализированных учреждениях, но доказательства не подтверждают этот вывод. [10] [14] Насилие, которое действительно имеет место в связи с психическим расстройством (в отношении психически больных или психически больных), обычно происходит в контексте сложных социальных взаимодействий, часто в семейной обстановке, а не между незнакомцами. [15] Это также проблема в учреждениях здравоохранения [16] и более широком сообществе. [17]

  1. «Зеленая лента». Фонд психического здоровья . Проверено 14 января 2020.
  2. ↑ Колата, Джин, 2013.Такая же генетическая основа обнаружена у 5 типов психических расстройств. Нью-Йорк Таймс . [1]
  3. Elbogen, Eric B .; Джонсон, SC (2009). «Сложная связь между насилием и психическим расстройством: результаты национального эпидемиологического исследования алкоголя и связанных с ним состояний». Архив общей психиатрии . 66 (2): 152–61. DOI: 10.1001 / archgenpsychiatry.2008.537. PMID 19188537.
  4. 4,0 4,1 Стюарт Х (июнь 2003 г.).«Насилие и психические заболевания: обзор». Мировая психиатрия . 2 (2): 121–124. PMC 1525086. PMID 16946914.
  5. Brekke, John S .; Prindle, C; Bae, SW; Лонг, JD (2001). «Риски для людей с шизофренией, живущих в сообществе». Психиатрическая служба . 52 (10): 1358–66. DOI: 10.1176 / appi.ps.52.10.1358. PMID 11585953.
  6. Теплин, Линда А .; Макклелланд, GM; Абрам, КМ; Вайнер, Д.А. (2005).«Виктимизация от преступлений у взрослых с тяжелыми психическими заболеваниями: сравнение с национальным обследованием виктимизации от преступлений». Архив общей психиатрии . 62 (8): 911–21. DOI: 10.1001 / archpsyc.62.8.911. PMC 1389236. PMID 16061769.
  7. Петерсилия, Дж. Р. (2001). «Жертвы преступлений с нарушениями развития: обзорное эссе». Уголовное правосудие и поведение . 28 (6): 655–94. DOI: 10.1177 / 009385480102800601.
  8. Пилигрим, Давид; Роджерс, Энн (2005). Социология психического здоровья и болезней (3-е изд.). Милтон Кейнс: Издательство Открытого университета. ISBN 0-335-21583-1 . CS1 maint: несколько имен: список авторов (ссылка) [требуется страница ]
  9. Steadman, H.J .; Mulvey, EP; Монахан, Дж; Роббинс, ПК; Аппельбаум, П.С.; Grisso, T; Roth, LH; Серебро, E (1998). «Насилие со стороны людей, выписанных из стационаров неотложной психиатрической помощи, и других лиц в тех же районах». Архив общей психиатрии . 55 (5): 393–401. DOI: 10.1001 / archpsyc.55.5.393. PMID 9596041.
  10. 10,0 10,1 Фазель, Сина; Гулати, Гаутам; Линселл, Луиза; Геддес, Джон Р .; Гранн, Мартин (2009). МакГрат, Джон (ред.). «Шизофрения и насилие: систематический обзор и метаанализ». PLoS Медицина . 6 (8): e1000120. DOI: 10.1371 / journal.pmed.1000120. PMC 2718581. PMID 19668362.
  11. ↑ Striegel-Moore, Ruth H., et al. «Жестокое обращение, издевательства и дискриминация как факторы риска компульсивного переедания.»Американский журнал психиатрии 159.11 (2002): 1902–1907.
  12. ↑ Эйзенхауэр, Дженнифер. «Просто глядя и глядя назад: бросая вызов эйлизму через перформанс для людей с ограниченными возможностями». Исследования в области художественного образования 49.1 (2007): 7-22.
  13. ↑ Saczkowski, Thomas. Рассказы о насилии: отношения мужественности и эйлизма. Дисс. 2011 г.
  14. Taylor, P.J .; Ганн, Дж. (1999). «Убийства людей с психическими заболеваниями: мифы и реальность». Британский журнал психиатрии . 174 : 9–14. DOI: 10.1192 / bjp.174.1.9. PMID 10211145.
  15. Solomon, P. L .; Кавано, ММ; Геллес, Р.Дж. (2005). «Семейное насилие среди взрослых с тяжелыми психическими заболеваниями: область исследования, которой не уделяется должного внимания». Травмы, насилие и жестокое обращение . 6 (1): 40–54. DOI: 10.1177 / 1524838004272464. PMID 15574672.
  16. Чоу, Гуй-Ру; Лу, Ру-Бэнд; Чанг, Мин (2001). «Агрессивное поведение психиатрических стационарных пациентов и связанные с ним факторы». Журнал медицинских исследований . 9 (5): 139–51. DOI: 10.1097 / 01.JNR.0000347572.60800.00. PMID 11779087.
  17. Logdberg, B .; Nilsson, L.-L .; Левандер, М. Т .; Левандер, С. (2004). «Шизофрения, соседство и преступность». Acta Psychiatrica Scandinavica . 110 (2): 92–7. DOI: 10.1111 / j.1600-0047.2004.00322.x. PMID 15233709.

Маленький гений Монтессори


Давайте будем реальными: жизнь на Тихоокеанском Северо-Западе — это сложная задача — вести активный образ жизни и проводить с детьми на улице круглый год, особенно под дождем! Пришло время проявить активность и выйти на улицу.Вот 5 основных причин, по которым вашему ребенку нужно играть на улице:

1) Физическая игра. Дети должны иметь по крайней мере 60 (или более!) Минут физической, аэробной активности ЕЖЕДНЕВНО. Это означает, что если школа вашего ребенка не забирает его ежедневно, решать вам! Важно иметь достаточно движений для поддержания здорового ИМТ и начать активный образ жизни в раннем возрасте, чтобы снизить риск детского ожирения (почти каждый третий ребенок в США имеет избыточный вес).

2) Социальная игра. Вы когда-нибудь замечали, как ваш ребенок заинтригован, когда он находится рядом с другими детьми? Вы можете поощрять социализацию, давая им пространство и свободу для общения с другими детьми в непринужденной обстановке, такой как местный парк или закрытый детский тренажерный зал. Ключ к успешному взаимодействию с другими сверстниками — помочь вашему ребенку ориентироваться в одноранговой социализации.


3) Творческая игра. Исследования показывают, что игра с воображением (открытая) способствует развитию речи, укрепляет когнитивные способности и стимулирует творчество.Некоторые психологи считают, что это помогает развивать саморегуляцию у детей, уменьшая агрессию, откладывая мгновенное удовлетворение и практикуя сочувствие. Так что, если ваш ребенок даст вам телефон из деревянных блоков? Вы ответите!

4) Медицинские пособия. Проведение времени на улице повышает уровень витамина D, снижает уровень стресса, снижает беспокойство и улучшает сон (думаете о пользе для здоровья прямо сейчас?). Кроме того, контакт со здоровыми бактериями, паразитами и вирусами помогает укрепить иммунную систему вашего ребенка и помните — немного грязи никогда не повредит!


5) Уравновешивание разумного риска для тела. Все мы знаем, что дети любят изучать, как движется их тело, и познают ограничения своего тела, практикуя грубую моторику. Игра на свежем воздухе помогает детям начать понимать свои пределы, что они могут сделать для себя, и способствует независимости, используя разумный риск.

Итак, в следующий раз, когда ваш ребенок будет мчаться по дому, подумайте о том, чтобы прогуляться или отправиться в парк. Вы даже можете извлечь из этого пользу!

Ищете дошкольное учреждение в Грешеме, штат Орегон, которое ценит детей, играющих на улице? Маленький гений Монтессори осознает важность движения и выводит детей за пределы дневного дождя или солнца.Позвоните по телефону 503-492-8500 сегодня, чтобы запланировать тур и узнать больше о нашей программе!

Служба коучинга по ведической математике и поставщик услуг по развитию личности

Личность простыми словами означает отличительные личные качества, которые помогают установить свою личность. Личность ребенка развивается очень естественным образом, который, безусловно, можно улучшить при правильном руководстве со стороны родителей и учителей. Фактически, развитие личности ребенка — это своего рода развитие ребенка во всех аспектах.Родители и учителя несут ответственность за то, чтобы ребенок достаточно играл, читал и достаточно общался. В некоторой степени ребенок унаследовал свою ответственность от своих родителей. Переходя к конкретному вопросу о том, как развивать личность ребенка, необходимо обязательно знать об основных факторах, составляющих его личность. В общих чертах это: физические черты ребенка (которые видны), интеллектуальные качества ребенка, отношение, образец поведения, чувства и стремления, обязательства и убеждения.Как будет развиваться личность ребенка, в значительной степени зависит от того, как ему разрешено социализироваться, эмоционально взаимодействовать с другими в детстве, от поведения родителей с ним / с ней, от того, как к ребенку относятся его близкие и родные, культурная среда, в которой он / она воспитывается, количество заботы и любви, которые он получает от родителей, вклад школы и условия, предоставляемые ребенку для его физического и умственного развития.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *