Методика воспитания это: МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ это

Содержание

МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ — это… Что такое МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ?


МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ
отрасль педагогической науки, учение о методах воспитания; может быть общей, если имеются в виду общие методы, присущие всем направлениям воспитания (умственному, физическому и пр.), или частной, если речь идет о методах, применяемых в каком-либо определенном аспекте воспитания.

Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО. С.М. Вишнякова. 1999.

  • МЕТОДИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
  • МЕТОДИСТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Смотреть что такое «МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ» в других словарях:

  • МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ — МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ. 1. Совокупность методов, способов, приемов обучения, направленных на овладение иностранным языком. Различают общую М. о. и. я. – занимается изучением общих закономерностей и особенностей процесса обучения… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Методика Никитиных — Методика Никитиных  амбициозная и неоднозначная по своим результатам попытка педагогов Лены Никитиной и Бориса Никитина на практике использовать идеи ранней тренировки ума и тела (концепцию НУВЭРС), описанная ими в статьях и книгах.… …   Википедия

  • МЕТОДИКА — (от греч. methodikē). 1. Педагогическая наука, теория обучения той или иной дисциплине. 2. Совокупность форм, методов и приемов работы учителя, т. е. «технология» профессионально практической деятельности преподавателя. 3. Теоретический курс,… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • МЕТОДИКА — совокупность методов практического выполнения чего л., обучения чему л. и воспитания, напр.: М. научного исследования, лабораторных исследований; М. сварки труб большого диаметра, М. сварочных работ на высоте; М. определения концентрации вредных… …   Российская энциклопедия по охране труда

  • Методика «Родительское сочинение» проективная. О. А. Карабанова — Предназначена для диагностики родительской позиции и типа семейного воспитания, выявление особенностей восприятия и переживания родителем характера отношений и взаимодействия с ребенком. Методика позволяет собрать анамнестическую информацию и… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • МЕТОДИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА — частная дидактика, теория обучения определённому уч. предмету. Объектом исследования М. у. п. является процесс обучения той или иной уч. дисциплине, предметом связь, взаимодействие преподавания и учения в обучении конкретному уч. предмету. Изучая …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Методика «Нормативно-личностное отношение»

    — (НЛО). Е. О. Смирнова, М. В. Соколова. Предназначена для выявления структуры родительского отношения и стиля воспитания. Теорет. основой методики является представление авторов о том, что родительское отношение по природе своей двойственно и… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • методика — сущ., ж., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? методики, чему? методике, (вижу) что? методику, чем? методикой, о чём? о методике; мн. что? методики, (нет) чего? методик, чему? методикам, (вижу) что? методики, чем? методиками, о чём? о… …   Толковый словарь Дмитриева

  • Методика совместного складывания куба Линка в диагностике детско-родительских отношений — Т. Г. Горячева, О. Н. Трофимчук. Предназначена для диагностики детско родительких взаимоотношений. Методика заключается в следующем. Детям и их мамам демонстрируется куб, сложенный из маленьких кубиков, наружные стороны к рого красные. Внутри… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Методика референтометрическая (референтометрия). Е. В. Щедрина — Референтометрическая методика способ выявления особого аспекта межличностных отношений в группе, а именно референтности (значимости) членов группы для каждого входящего в нее индивида. Методика позволяет достаточно оперативно получать данные… …   Психология общения. Энциклопедический словарь


Классификация ⚠️ методов воспитания: какие существуют, характеристика, проблемы

Методы и приемы воспитания

Метод (methodas) в переводе с греческого — путь.

Метод воспитания — это алгоритм достижения определенных целей посредством организации взаимодействия между педагогом и учеником.

Человек с рождения становится объектом воспитательных установок, которые меняются в соответствии с возрастом, социальным статусом. Таким способом общество влияет на личность, с ранних лет и до старости формируя социальные навыки, направляя и совершенствуя привычки поведения.

В рамках методов воспитания осуществляется контакт и взаимосвязь между учителем и учеником. Каждый воспитатель придерживается своего стиля, различно использует методики либо, как правило, сочетает их. Методы невозможно делить на хорошие или плохие, эффективные и неэффективные. Выбор сопряжён с конечной миссией, замыслом.

Значимую роль в подборе ключей играет возраст, индивидуальные особенности личности, социальное окружение, семья. Основанием для выбора методики или целой совокупности становится специфическая воспитательная задача, которую определяет педагог.

Есть педагогическое мнение, что без активной сопричастности ученика, результат может быть малоэффективным. Поэтому для вовлечения в процесс используются различные приёмы — педагогические внешние побуждения-действия, трансформирующие взгляды, мотивы, поведение.

Таким образом, приём — это составная часть метода, используемого на практике. Через использование тех или иных приёмов педагог выражает свою индивидуальность, сглаживает шероховатости учебного процесса.

Созидающие приёмы мягко корректируют поведение, развивают положительные качества. Они выражаются в просьбе, поддержке, вере в ребёнка. Тормозящие приёмы пробуждают стыд, раскаяние, исправляют негативные качества. Выделяют недопустимые в педагогической практике приёмы: возмущение, раздражение, систематические придирки и упрёки.

Классификация

Способы и средства обучения выбираются педагогом. Проблематика классификации состоит в отсутствии единых критериев: отличаются цели, средства, этапы воспитательной работы. Например, одна группа приёмов гарантируют усвоение знаний об общезначимых ценностях, другая помогает решать жизненные трудности, третья закладывает параметры поведения. Однако преимущественным считается

системный подход, базирующийся на синтезе цели, смысла и процесса. Различных модификаций разработано так много, что разобраться в них возможно только при помощи определённой типизации.

Классификация, которую разделяет большинство учёных, делит структуру воспитания на 4 условные группы:

  • метод формирования сознания: беседа, рассказ, лекция, дискуссия, диспут, личный пример;
  • метод организации деятельности и поведения: упражнение, поручение, приучение, требование;
  • метод стимулирования поведения: игра, соревнование, наказание, поощрение;
  • метод контроля, самоконтроля: наблюдение, тестирование, опрос, анкетирование.

Деление на группы относительно, потому что процесс формирования личности характеризуется цельностью. 

Виды методов и способы передачи информации

Словесный

Словесные методы обучения – это популярная группа техник, используемых на практике педагогами. Ее применяют на всех школьных предметах и на любой ступени образования. Источником получения знаний выступает слово. Оно бывает устным или письменным.

Основная роль этого метода связывается с усвоением норм и правил поведения — этических, эстетических, деловых, моральных. В процессе учитель разъясняет и убеждает в правильности тех или иных фактов, выводов. Тут важна опора на опыт учеников, их личное отношение к теме, умение самостоятельно находить ответы.

Беседа подразумевает диалогический вопросо-ответный способ обсуждения проблем. Таким образом у ребёнка складываются суждения, мнения, оценки. Основа беседы — выверенная композиция основных, дополнительных, уточняющих вопросов, подводящая ученика к получению новых знаний. Правильная концепция должна содержать темы, раскрывающий социальные, нравственные, эстетические смыслы общественной жизни. Беседу используют в работе с воспитанниками всех возрастов.

Учитель задаёт тему, а затем ставит вопросы так, чтобы ученики могли отвечать, спрашивать, выражать собственное мнение. Процесс может быть индивидуальным, групповым, коллективным. При выборе тем рекомендуется останавливаться на увлекательных, близких ребёнку. В группах обсуждение должно учитывать существующие тенденции во взаимоотношениях детей.

Беседы помогают педагогу выяснить степень усвояемости учениками норм и правил, зафиксировать отклонения, оценить своё влияние, разобраться в отношениях детей, их симпатиях.

Наглядный 

Практически наглядные методы реализуются в наблюдении за предметами, явлениями. Иллюстративные материалы — схемы, чертежи, картины, плакаты, портреты, графики, атласы. Пользуясь подобными методами, педагог должен избегать перегрузки наглядностью. В следствие рассеянности внимания снижается эффективность, ребёнок отвлекается на второстепенные детали, тонет в подробностях. Поэтому иллюстрации необходимо готовить заранее, в ограниченном количестве. Педагогу следует тщательно продумывать их познавательное назначение, смысл, роль.

Метод наблюдения используется на уроках, экскурсиях. Педагог наглядно демонстрирует реальные события, природу, научные и производственные процессы. Дети самостоятельно готовят презентации, выставляют личные поделки. В ходе демонстрации необходимо привлекать воспитанников к объяснению, осмысливанию, провоцировать активность. Иллюстрация использует символьное изображение. В показе задействуют схемы, чертежи. Оба метода взаимосвязаны и усиливают совместное действие.

Практический

Универсальную систему упражнений люди используют с давних времен, потому что она доказала свою эффективность. Хронология педагогической деятельности не помнит случаев, чтобы достаточное количество правильных упражнений не развило желаемой модели поведения. Таким образом, рассматриваемый метод основан на вовлечение ребёнка в деятельность. Соблюдая нормы и правила поведения, воспитуемый органично усваивает адекватный общественный опыт.

Метод упражнения основан на многократной практике (тренировке), доведённой до автоматизма. Целью становится формирование конкретных навыков и привычек. Жизненно-необходимые, полезные, устойчивые умения — это, например, самоконтроль, выдержка, культура общения. Чтобы стимулирование было эффективным, результативным следует соблюдать:

  • систематичность;
  • анализ результатов;
  • поощрение поступков;
  • осознанное выполнение на основе нравственного эталона.

Метод упражнения реализуется через организацию режима, трудовой деятельности, игр. Затрагивает сферы творческой, спортивной деятельности. Во всех случаях ученик приучается к определённому стандарту поведения. Продуктивность упражнения зависит от его содержания, посильности, контроля, места и времени, мотивации, стимулирования.

Классификация по Щукиной

Классификация, разработанная ленинградским педагогом Галиной Ивановной Щукиной, считается наиболее распространённой. Её главная идея направлена на

развитие познавательного интереса — важного условия формирования личности. По мнению Г. И. Щукиной качество личности определяется устойчивым стремлением к познанию.

Метод формирования сознания

Процесс воспитания определяет конечный, желаемый тип поведения. Вся группа методов формирования сознания развивает рациональную сферу отношений на практике. Формирует представления, взгляды, убеждения личности, выражающиеся в конкретных делах и поступках. Основной приём — это убеждение. Выражается через рассказ, объяснение, этическую беседу, увещевание, внушение, инструктаж, доклад, пример.

Метод убеждения — это словесное воздействие. Опирается на интеллект, разум, волю. Он развивает логическое мышление, творческий потенциал, выступает как внушение или доказательство. Внушение влияет на эмоциональное сознание, ум, волю. Дискуссия взращивает систему суждений, личных оценок, убеждений. Диспут учит защищать собственные взгляды, уметь отказываться от неверной точки зрения, убеждать других людей. Пример основан на подражании: так ученик по-настоящему вникает в суть социально-нравственных отношений. Лекция как изложение содержания читается старшеклассникам. Рассказ и объяснение подходят младшим и средним школьникам.

Готовиться к беседам педагогу рекомендуется ответственно и тщательно, продумывая содержание, подачу, избегая формализма и назидательности. Не использовать банальности, потому что это компрометирует метод убеждения.

Формирование поведения

Методы этой группы формируют эмоционально-волевую сферу учащихся, организовывают деятельность, вырабатывают единство между сознанием и поведением. Он выражается в:

  • приучении;
  • поручении;
  • воспитывающих ситуациях. 

Методом приучения вырабатывают необходимый навык. В процессе планомерного и регулярного выполнения действий формируется привычка. Поручения развивают организованность, ответственность. Особенно ценное поручение — то, что даётся коллективом. Бывают длительные и эпизодические. Методы упражнения, приучения, поручения результативны, когда основываются на положительных мотивах.

Воспитывающие ситуации развивают нравственные качества. Суть состоит в ответных ученических поступках на организованные педагогом обстоятельства: уступить место, сказать правду. Функции заключаются в создании преподавателем условий для активной деятельности воспитанников. Так формируются нормы и ценности подведения.

Формирование чувств и отношений

Методы стимулирования поведения и деятельности (мотивация) выражаются как:

  • поощрение;
  • наказание;
  • требование;
  • соревнование.

Стимулировать — означает наполнять смыслом, улучшать познавательную деятельность. В ситуации успеха ребёнок ощущает удовлетворённость собой и собственными действиями.

Действие поощрения направлено на возникновение положительных эмоций, в результате которых ребёнок испытывает моральное удовлетворение.

Поощрение — это положительная оценка, похвала, одобрение.

Поощряя, мы закрепляем правильные навыки и привычки, вселяем уверенность, повышаем ответственность. Высокий уровень поощрения — благодарность, награда. Поощрять следует не только за успех, но и за трудолюбие, отзывчивость, помощь. Одновременно не стоит допускать перехваливания, которое ведёт к высокомерию и эгоизму.

Наказание корректирует поведение посредством осуждения, отрицания. Правильное использование метода приучает ребёнка больше не совершать подобных поступков. Вызывает чувство раскаяния, стыда, пробуждает совестливость. Наказание считается продуктивным, если оно понятно ученику, расценивается им как справедливое. Недопустимы телесные наказания, которые приводят к лжи, скрытности, трусости.

Требование должно подталкивать ребенка к действию. Стоит избегать агрессивного высказывания требования.  Осуждать поступок рекомендуется тактично, сразу объясняя, как впредь поступать в такой ситуации.

Метод соревнования используется для детей школьного возраста. Основан на потребности в соперничестве и воспитании надлежащих физических, нравственных качеств. Для смягчения конкуренции использовать рекомендуется увлекательные, игровые формы. Участвуя в соревновании, дети привыкают к активному отстаиванию личных интересов. От педагога требуется поддерживать, направлять, помогать ученикам.

Приемы воспитания

Приёмы воспитания относятся к составной части методов. Так выражаются педагогические действия, оказывающие внешнее воздействие, изменяющие взгляды и поведение ребёнка.

Основные задачи

К основным задачам относятся:

  • формирование гражданской ответственности, уважения к окружающим людям, самоуважения;
  • развитие способности к социализации в обществе;
  • усвоение сути нравственных, моральных, правовых норм;
  • воспитание добросовестности, инициативности, соблюдения трудовой дисциплины;
  • формирование экономического мышления, навыков трудовой деятельности;
  • развитие духовных и культурных качеств;
  • развитие способностей к постоянному самообразованию.

Педагогические требования

Педагогическое требование — это метод воздействия на действия учеников, корректировка их качеств.

Поведенческие формы учеников ограничиваются чёткими предписаниями. Требования служат стимулированию или торможению деятельности воспитанника. Педагогический наказ может быть прямым — точным, определённым. А может быть косвенным — выраженным как совет, просьба, намёк. Оба помогают установить порядок, дисциплину, управляют учащимися.

Требование-совет убеждает, от требования-игры дети даже получают удовольствие, требование-просьба влияет на взаимосотрудничество, проявление доверия и уважения. Прямые запреты вызывают, как правило, негативную реакцию и внутреннее сопротивление.

Оценки

Оценка относится к методам поощрения и наказания. Её функции:

  • Регулирующая: педагог является для ребёнка неоспоримым авторитетом.
  • Стимулирующая: через оценивание ребёнок переживает свой успех или провал. 
  • Ориентирующая: учащийся осмысливает результаты обучения, полученные знания.

Оценка способствует выявлению мотивации деятельности, формирует трудолюбие, определяет эмоциональное состояние. Прямая оценка указывает на недопустимость или легитимность поступка: отрицательная связывается с негативным действием, положительная оказывает воспитательный эффект. Косвенная оценка даёт характеристику действиям иного лица. Отсутствие оценки считается недопустимой в педагогической практике, закрепляет неправильные формы поведения.

Самовоспитание, как часть процесса воспитания личности

Самовоспитанием называется такой процесс развития, когда личность осознанно действует в соответствии со сформированными идеалами, моральными качествами, целями. Такой метод используется для детей школьного возраста, когда ребёнок способен сопоставлять свои поступки с действиями других людей. К методам самовоспитания относятся:

  • самопознание: самонаблюдение, самосравнение, самоанализ;
  • самообладание: самоконтроль, самоприказ, самопринуждение;
  • самостимулирование: самоодобрение, самоутверждение, самонаказание, самоограничение.

Самопознание характерно для младшего школьного и подросткового возрастов. Подражая, ребёнок выполняет требования взрослых. При самообладании подражание исчезает, появляются элементы осознания. Самостимулирование — это сознательное самовоспитание, которое базируется на внутренних потребностях.

Роль воспитателя состоит в пропаганде идеи самовоспитания, её полезности и необходимости. В качестве примеров педагог может приводить выразительные истории — образцы самовоспитания выдающихся людей: учёных, писателей, художников. Особенно ярким станет его собственный пример самосовершенствования.

Теория и методика воспитания

Методика воспитательной работы раздел теории воспитания, исследующий особенности организации воспитательного процесса в различных образовательно-воспитательных учреждениях, детских объединениях и организациях, разрабатывающий рекомендации по созданию системы воспитательной работы в образовательном или воспитательном учреждении и повышению ее эффективности, использованию тех или иных методик или технологий в воспитательном процессе.

Понятие воспитания

Издревле слово “воспитание” означало вскармливание. Но люди еще на заре человеческого общества поняли, что ребенок нуждается не только в пище физической, материальной, но и в пище духовной.

Воспитание — целенаправленный и организованный процесс формирования личности. Рассмотрим традиционную и нетрадиционную трактовку воспитания. В педагогике традиционно понятие “воспитание” употребляется в широком и узком социальном смысле, а также в широком и узком педагогическом значении.

В широком социальном смысле воспитание — это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы — словом, все созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества.

Человечество выжило, окрепло и достигло современного уровня развития благодаря воспитанию, благодаря тому, что выстраданный предшествующими поколениями опыт использовался и приумножался последующими. История знает случаи, когда опыт терялся, река жизни воспитания пересыхала. Люди оказывались отброшенными в своем развитии далеко назад и вынуждены были заново восстанавливать утраченные звенья своей культуры; горькая участь и тяжелый труд ожидали этих людей.

Исторический процесс развития общества неопровержимо доказывает, что больших успехов в своем развитии всегда достигали те народы, у которых воспитание было поставлено лучше.

Воспитание имеет исторический характер. Оно возникло вместе с человеческим обществом, став органичной частью его жизни и развития, и будет существовать, пока существует общество. Именно поэтому воспитание — это вечная категория.

Многие философы, анализируя законы, управляющие общественной жизнью, устанавливают объективные связи между воспитанием и уровнем развития производительных сил общества. Воспитание воздействует на развитие общества, в свою очередь общество предоставляет возможности для воспитания.

Направленность, характер воспитания соответствуют уровню развития производительных сил и характеру производственных отношений. Поэтому воспитание имеет конкретно-исторический характер.

Смена типа общественно-экономической формации влечет за собой смену типа воспитания. С изменением общественных отношений коренным образом изменяются цели, задачи, формы и организация воспитания. Социальные условия жизни также изменяют характер воспитания и его влияние на сознание и поведение людей.

С появлением в обществе классов воспитание приобретает классовый характер. Оно начинает служить господствующему классу, который и определяет его направленность, цели, содержание и формы. Когда хорошее воспитание становится дорогим удовольствием, недоступным для всех людей в обществе, оно превращается в орудие дискриминации людей, средство возвеличения одних над другими.

Дело в том, что воспитанием —передачей накопленного опыта — занимаются не только профессиональные педагоги в специально созданных учебно-воспитательных учреждениях. В современном обществе действует целый комплекс институтов, направляющих свои усилия на воспитание: семья, средства массовой информации, литература, искусство, трудовые коллективы, органы правопорядка.

В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

При таком понимании воспитания возникает ряд непростых вопросов: какой из общественных институтов более других ответствен за судьбы воспитания? Правильно ли винить только школу и педагогов в нередких еще неудачах воспитания, если возможности и сила воспитательного воздействия многих социальных институтов превосходят скромные возможности учебно-воспитательных учреждений?

Не требует особых доказательств вывод о том, что при наличии многих воспитательных сил успех воспитания может| быть достигнут только путем жесткой координации действий всех причастных к воспитанию социальных институтов. Координаторами воспитательного воздействия в хорошо организованном обществе выступают учебно-воспитательные учреждения, управляемые высококвалифицированными педагогами. Таким образом, мы рассмотрели социальную сущность воспитания.

В широком педагогическом смысле воспитание — это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

В узком педагогическом смысле воспитание — это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

В педагогике, как и других социальных науках, понятие “воспитание” часто используется для обозначения составных частей целостного воспитательного процесса. Говорят, например, “физическое воспитание”, “эстетическое воспитание”.

Нетрадиционное понимание воспитания сформировалось в русле гуманистической педагогики, где под воспитанием понимается процесс культуроемкого развития человека.

Воспитание взаимосвязано с перевоспитанием.

Перевоспитание – это целенаправленная воспитательная деятельность, направленная на исправление предшествующего результата воспитания человека, воспитание у него качеств и свойств, компенсирующих недостатки личности, изжитие, изменение каких-то привычек, норм и правил поведения, общения.

Идея саморазвития и самовоспитания в педагогическом процессе.

Основной идеей теории и методики воспитания является идея саморазвития и самовоспитания личности.

Л.С. Выготский писал, что “Человек, в сущности, воспитывает себя сам…С научной точки зрения невозможно, чтобы один воспитывал другого”. Педагог не может сделать воспитанника не лучше, не хуже. Он может лишь создать условия, чтобы воспитанник захотел стать и стал таким, каким бы хотел его видеть педагог.

Самовоспитание– сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности в деле самосовершенствования положительных и преодоления отрицательных качеств и привычек.

Выделяют два основных источника самовоспитания:

  1. внешние требования, переходящие во внутренний план и актуализирующие внутренние противоречия.

  2. внутренние требования личности к себе, обусловленные осознанием противоречий Я-реального и Я-идеального, между притязаниями и возможностями, между осознанными недостатками и возможностями их исправления.

Самовоспитание предполагает активную, деятельную позицию личности по отношению к себе самой. Это позиция – позиция субъекта. В наиболее распространенных словарных и энциклопедических определениях содержания понятия “субъект”сводится к следующему:это активно действующий индивид или социальная группа, обладающие волей, способностью к рефлексии, изменению окружающей среды и самоизменению, осуществляемому в предметно-практической деятельности и процессе познания. Отношения между воспитателем и воспитанником строятся каксубъек-субъектныеотношения. И характеризуются не воздействием, влиянием одной стороны на другую, авзаимодействием.

Средства, методы и формы воспитания — Студопедия.Нет

Методы воспитания — это способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания. И.Ф.Харламов уточняет: методы воспитания — совокупность способов и приемов воспитательной работы для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки привычек поведения, его корректировки и совершенствования.

Средства воспитания — это относительно независимые источники формирования личности. К ним относят виды деятельности (труд, игра), предметы, вещи (игрушки, ЭВМ), произведения и явления духовной и материальной культуры (искусство, общественная жизнь), природа. К средствам относят также конкретные мероприятия и формы воспитательной работы (вечера, собрания). Некоторые считают, что средства — более широкое понятие, включающее в себя методы, формы и собственно средства.

Общие методы и средства воспитания. Их взаимосвязь.                                                                              Методы: убеждения, упражнения, поощрения, наказания, примера.

Убеждение — это один из способов на личность, прием воздействия на сознание, чувства и волю воспитанника с целью развития сознательного отношения к окружающей действительности. Метод убеждения способствует выработке у воспитанника уверенности в правильности того или иного знания, утверждения, мнения. Приемы убеждения: рассказ, беседа, диспут

Упражнение — многократное повторение какого-то действия для формирования устойчивого поведения. Различают упражнения прямые (открытая демонстрация той или иной поведенческой ситуации), косвенные («непрямая» природа упражнений), естественные (целесообразно, планомерно, толково организованная жизнедеятельность воспитанников) и искусственные (специально разработанные инсценировки, упражняющие человека).

Поощрение — способ выражения положительной оценки, закрепление и стимулирование формирования нравственного поведения. Такой метод является стимулирующим.

Виды наказания: моральное порицание, лишение, или ограничение каких-либо прав, словесное осуждение, ограничение участия в жизни коллектива, изменение отношения к воспитаннику, снижение оценки по поведению, исключение из школы.

Пример как метод воспитания — это способ предъявления образца как готовой программы поведения, способ самопознания.

Средства воспитания – педагогически независимый источник социального опыта.

Средством воспитания является все то, что оказывает воспитательное воздействие на субъект в процессе движения его к цели. Это может быть любой объект окружающей действительности (предмет, вещь, звук, животные, растения, произведения творчества, явления и др.). Средства выбирают для реализации той или иной воспитательной цели. Выбор средств определяется методом воспитания. Средства должны отвечать определенным требованиям: гигиеническим, эстетическим, экономическим, этическим, правовым.

Формы воспитания

Форма воспитательного процесса — это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей с педагогом, сложившейся благодаря системе используемых средств, выстраиваемых в определенном логическом обеспечении метода работы с детьми.

Форма как часть процесса воспитания зависит от целей, содержания, методов и одновременно обусловливает их осуществление, воплощение в конкретном деле. Поэтому формы воспитания зависят от конкретных педагогических ситуаций, они разнообразны, носят творческий характер и порой индивидуально неповторимы. Тем не менее, наука должна их классифицировать, охарактеризовать. Выделены различные типы форм воспитательной работы по количеству участников:

* индивидуальные — беседы, занятия воспитателя с одним воспитанником;

* групповые — несколько участников (кружок, временная группа, класс) находятся в непосредственном контакте;

* массовые — несколько классов, школа, район, вся страна проводят праздники, конференции, слеты, шествия и тому подобные мероприятия.

Выделены также формы работы по основному виду деятельности: формы познавательной деятельности, трудовой, общественно полезной, эстетической, физкультурно-оздоровительной, ценностно-ориентационной.

В свое время Н. И. Болдырев выделил формы воспитательной работы в зависимости от метода воспитательного воздействия:

* словесные — собрания, сборы, линейки, лекции, конференции, встречи, устные газеты, радиожурналы;

* практические — походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады, кон- курсы, субботники, тимуровская работа и др.;

* наглядные — музеи, выставки, витрины, стенды, стенные газеты и пр.

Современный исследователь предлагает делить формы внеурочной воспитательной работы в школе по воспитательной задаче и выделяет три группы:

1) формы управления и самоуправления школьной жизнью — собрания, линейки, митинги, часы классных руководителей, совещания органов самоуправления и др.;

2) познавательные формы — экскурсии, походы, фестивали, устные журналы, информации, газеты, тематические вечера, студии, секции, выставки и др.;

3) развлекательные формы — утренники и вечера, «капустники» и др.

Пять типов форм воспитательной работы со школьниками: словесно-логические, образно-художественные, трудовые, игровые, психологические.

В словесно-логических формах основным средством воздействия является рациональное слово, убеждение словом, которое, конечно, может быть окрашено эмоцией и вызывать эмоции воспитанников. К этому типу форм относятся беседы на самые разные темы, классные дискуссии, собрания, конференции, лекции и пр. Главное здесь — обмен информацией, сообщения учеников, учителей и других взрослых, обсуждение проблем. Такой тип воспитательного воздействия имеет место в практике школ всего мира, хотя методика, техника или даже технология его проведения может быть различной, о чем мы скажем ниже.

Образно-художественные формы объединяют в себе такие дела воспитанников, где главным средством воздействия являются совместные переживания, преимущественно социально-нравственные, эстетические. Главное здесь — вызвать сильные, глубокие и. облагораживающие коллективные эмоции, подобные тем, которые люди испытывают в театре, на праздниках, митингах и в аналогичных ситуациях. Великие педагоги, психологи, деятели искусства, политики и общественные деятели хорошо понимали огромную возвышающую силу массовых чувств, знали и их разрушительную силу. Воспитатель должен уметь обеспечить совместные переживания воспитанников, благодаря которым они станут лучше, в таких формах, как концерт, спектакль, праздник и т. п.

В трудовых формах положительно воздействует на воспитанников совместная работа, шире — различная деятельность, любой труд, в том числе общественно полезная деятельность. Это разные виды работ в школе: от ежедневной уборки до ремонта школы, разбивки и устройства сада, парка, организации фермы, школьного кооператива, типографии, информационного центра. Это также разная помощь нуждающимся, работа в органах самоуправления, общественных движениях и организациях. Совместный труд может вдохновлять не меньше театра, эстетического зрелища или праздника.

Игровые (досуговые) формы работы образуют такой тип воспитательного воздействия, в котором главным является игра, совместный отдых, содержательное развлечение. Это могут быть спортивные игры, познавательные, соревновательные, конкурсные. Все они, равно как и вышеназванные типы форм воспитательной работы, нередко совмещают указанные средства воздействия: слово, образ, глубокие эмоции, работу.

Особое внимание следует обратить на психологические формы работы с учащимися. В этом типе главным средством воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии: лекции, беседы, дискуссии, психологические упражнения, консультации. Это требует довольно специальных знаний и умений воспитателя, что вполне решаемо: сегодня практической психологии учат студентов и учителей, готовят для этого педагогов-психологов, социальных работников и педагогов.

Закономерности (некоторые). Эффективность воспитания зависит: от сложившихся воспитательных отношений; от активности участников в педагогическом взаимодействии; от интенсивности воздействия на «внутреннюю сферу» личности, т.е. на систему мотивов, потребностей, эмоций, интеллекта личности; от сочетания педагогического воздействия и уровня развития вербальных и сенсомоторных процессов воспитанников; от интенсивности и качества взаимоотношений (общения) между воспитанниками.

Принципы воспитания:

1. Принцип общественной направленности воспитания.

2. Принцип связи воспитания с жизнью, трудом.

3. Принцип опоры на положительное в воспитаннике, человеке.

4. Принцип гуманизации воспитания.

5. Принцип личностного подхода в воспитании.

6. Принцип единства воспитательных воздействий. 

Методы воспитания. Методы формирования сознания: рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа; увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения: упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, воспитывающие ситуации. Методы стимулирования: соревнование, поощрение, наказание.

Формы воспитания. Индивидуальные, микрогрупповые, групповые (по количеству участников) (коллективные — от 5 до 40 человек), массовые.

Закономерности воспитания отражают объективные существенные связи, которые определяют организацию воспитательного процесса.

Первая закономерность — единство развития и воспитания. Обще­ственные связи, в которых находится человек, влияют на развитие его личности. В то же время личностные отношения, убеждения и интересы непосредственно влияют на деятельность, а также на взаимодействие с другими людьми. Таким образом, развитие и воспитание — взаимосвя­занные и взаимообусловленные процессы.

Вторая закономерность — взаимосвязь трех факторов развития (наследственности, среды, воспитания) при ведущей роли воспи­тания.

Воспитание преодолевает, опираясь на природный фонд развития, то влияние среды, которое приносит человеку ненужный или вредный с точки зрения того или иного общества, класса опыт , личностные от­ношения и их компоненты.

Третья закономерность — исторический и классовый характер воспитания.

Все компоненты процесса воспитания, прежде всего цели воспи­тания, непрерывно развиваются в истории человеческого общества, и это развитие зависит от всех сторон жизни общества: от развития экономики, от развития идеологии, государства, науки, искусства.

Четвертая закономерность — взаимосвязь познавательных и фор­мирующих функций воспитания.

Образование — это высшая ступень познавательных функций воспитания, процесс овладения теоретически обоснованной систе­мой знаний, умений и навыков в специально организуемой учебной деятельности под целенаправленным воздействием со стороны других людей (преподавателей) или самого человека (самообразование).

Формирующие фун кции в оспитания есть воспитание в узком смысле слова. Это процесс накопления человеком собственного опыта и соединения его с полученным от других опытом, накопление объ­единенного опыта, обмен этим опытом, преодоление отрицательного опыта.

Пятая закономерность — взаимосвязь четырех звеньев воспита­ния.

В истории воспитания выделились и развиваются в более или ме­нее тесной взаимосвязи следующие звенья воспитательного процесса: воспитание взрослыми подрастающего поколения; самовоспитание воспитанников; взаимное самовоспитание сверстниками друг друга — старшими младших, младшими старших и личное самовоспитание воспитанников; самовоспитание воспитателей — взаимное самовоспи­тание и личное самовоспитание; воспитание воспитанниками воспита­телей — открытое и скрытое.

Шестая закономерность — зависимость результатов воспитания от степени соответствия воспитательных отношений целям воспитания.

 

Критерии воспитанности

Уровень сформированности нравственных потребностей, чувств.привычек ­ — содержан­ие нравственной сферы: то, чем, руководствуется человек.

Уровень преднамеренности, произвольности поведения ­ моральная -устойчи­вость человека, умение преодолевать трудности невозможны без умения управлять своими -желаниями, своим поведением.

В качестве критерия воспитанности личности школьника рассматриваются ее активная гражданская позиция, проявляющаяся в ценностных отношениях личности к действительности. Из множества таких отношений можно вычленить как наиболее информативные:

— отношение к учению;

— отношение к людям;

— отношение к самому себе;

— отношение к природе;

— отношение к труду;

— отношение к действительности.

Каждый показатель входит в содержание стандартизированной характеристики воспитанности школьника и имеет 4-бальную градацию, характеризующую уровень его развития. С точки зрения реализации воспитательных целей в развитии школьников эти уровни условно могут быть названы как:

— педагогически целесообразный…..4

— допустимый………………………..3

— тревожный…………………………2

— критический………………………..1

Другой подход изучения уровня воспитанности – по пяти группам качеств, охватывающих всю структуру отношений личности – представлен в табл.

Критерии, показатели и методики изучения уровня воспитанности школьников, сформированности жизненно важных потенциалов личности обучающихся можно увидеть в ниже приведенных таблицах.

 

Критерии Показатели
1. Сформированность познавательного потенциала личности выпускника. 1. Обученность обучающихся. 2. Развитость мышления. 3. Познавательная активность.
2. Сформированность нравственного потенциала личности выпускника. 1. Нравственная направленность. 2. Сформированность отношений личности выпускника к Родине, семье, школе, к себе, учебе, природе, труду, классному коллективу.
3. Сформированность коммуникативного потенциала личности выпускника. 1. Коммуникабельность. 2. Сформированность коммуникативной культуры.
4. Сформированность физического потенциала личности выпускника. 1. Состояние здоровья. 2. Развитость физических качеств.
5. Сформированность эстетического потенциала личности. 1. Развитость чувства прекрасного и других эстетических чувств.

 

Самовоспитание­ — деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями.

Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциаль­ным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют зрелость человека и являются­ предпосылками самовоспитания.

Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля над выполнением программы, оценки полученных результатов, самокоррекции.

Самоопределение представляет собой сознательный выбор человеком своего жизненного пути, целей, ценностей, нравственных норм, профессии, условий жизни.

Методы самовоспитания

. Самопознание, включающее самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение.

. Самообладание, опирающееся на самоубеждение, самоконтрол­­ь, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение.

. Самостимулирование, предполагающее самоутверждение, самоо6одрение, caмопоощрение, самонаказание, самоограничение.

­Приемы самовоспитания

— Самообязательство (добровольное задание самому себе осознанных целей и задач самосовершенствования, решение сформировать у себя те или иные качества).

— Самоотчет (ретроспективный взгляд на пройденный за определенное время путь).

— Осмысление собственной деятельности и поведения (выявление причин успехов и неудач).

— Самоконтроль (систематическая фиксация своего состояния и поведения с целью предотвращения нежелательных последствий).

Методы воспитания ребенка: советы родителям

Методы воспитания детей в семье у каждого свои. Еще совсем недавно под методом развития понимали подгонку под неподвижный и незыблемый стереотип любыми средствами и любой ценой. Воспитывать детей — непростая задача. Раньше под лозунгом воспитательной работы страх делали главным средством воздействия. Телесные наказания были обычным явлением и в школе, и дома. Образ сурового нетерпимого учителя с тростью или кожаным ремнем для непослушных детей и сегодня не изгладился из памяти многих людей. В таких условиях управляет грубая сила, и в зародыше подавляется любая попытка понять детскую психологию.

Целью каждого родителя является понимание, как правильно воспитать ребенка в лучших традициях, научить тому, что важно знать и уметь в жизни, передать свой опыт. Каждый родитель имеет свои особенности воспитания детей тем методом, который он считает лучшим.

Какие бывают методы?

На метод воспитания детей оказывают влияние многие факторы, такие как характер и воспитанность самого взрослого, его образование, а также уровень культуры человека, национальность, вероисповедание, особенности воспитания детей в окружающей среде.

Психологи разделили методы воспитания на отдельные группы. Деление это, конечно же, условное. Но не все методы воспитания ребенка могут помочь достичь своей цели — развить достойного, социально адаптированного члена общества. Иногда результат может быть прямо противоположным. Основные методики воспитания детей представлены ниже.

Воспитание детей в семье

Существует метод сурового воспитания. Такой психологический метод еще можно назвать диктаторским или авторитарным. Он является самым древним из всех способов. Когда-то самым правильным воспитанием считалось требование полного и беспрекословного подчинения. Нужно сказать, что это перенималось из государственного строя того времени. Практически во всех государствах управлял диктатор, которому народ поклонялся и подчинялся.

Правильное воспитание детей в семье заключалось в том, что устанавливались правила, которым должен был следовать воспитанный ребенок. Если он смел отступить от этих правил, то его ждало наказание, которое заключалось в унижении или даже побоях. Правила воспитания детей при данном методе очень жесткие. То, что хочет ребенок, все его чувства полностью игнорировались. Это приводило к тому, что человек вырастал агрессивным или, напротив, безвольным, его самооценка была сильно занижена.

Методика воспитания детей, основанная на вседозволенности и потакании, абсолютно противоположна суровому воспитанию. Здесь на первом месте то, что хочет ребенок. Взрослые готовы на все, лишь бы угодить своему любимому чаду.

Методы воспитания

Но и этот метод также не принесет пользы, так как в силу отсутствия опыта ребенок еще не может отличить хорошее от плохого. Воспитанные таким образом люди тяжело адаптируются в социуме, так как свои интересы они ставят превыше всего.

Уважительные взаимоотношения (авторитетные). Такой метод очень демократичен и гармоничен. Он заключается в уважительном взаимодействии родителей и детей. Основные средства воспитания — наличие в семье определенных правил, следовать которым должны все, но без страха наказания. Взрослые своим поведением должны быть во всем примером для своих детей. Как воспитать самостоятельного ребенка? Необходимо прекратить все делать за него, даже если он часто совершает ошибки в своих действиях. Развивать самостоятельность у малыша нужно уже в первый год жизни.

Метод безразличного и безответственного развития. При таком методе родители вообще не занимаются воспитанием своих чад. Им все равно, чем дети занимаются и как проводят свободное время. Следуя любой методике воспитания детей в психологии, это недопустимо. В результате взрослые совершенно отдаляются от детей. В такой семье малыши растут несчастными. Они всегда будут чувствовать эту ненужность, что привет к одиночеству и отчуждению.

Психология воспитания детей в семье по методу сближения подразумевает неразрывную связь между родителями и их чадами. Родители много времени проводят с детьми, понимают и предугадывают их потребности. Такие средства развития делают из детей и взрослых единомышленников. Наказания в семье не используют.

Какой метод воспитания выбрать?

Как правильно воспитать ребенка? На практике часто случается, что реальность семейной жизни с детьми далеко отстоит от тех гармоничных отношений, которые первоначально рисовались родителями. В такие моменты полезно вспомнить, что перед детьми лежит долгий путь, который им предстоит пройти самим, и на пути к зрелости будут приняты такие решения, которые необязательно отвечают ожиданиям родителей.

Желанный воспитанный ребенок в семье, разве это не чудо? Взрослые ждут его появления, готовятся к встрече с ним, мечтают о том, каким он станет. Всегда ли мечты сбываются? Отцы и матери желают своему малышу только добра, и в этом все родители схожи, но в выборе методов воспитания нетрудно выявить абсолютное различие. Одни считают, что ребенок должен быть сытым и одетым, а все остальное появится само собой, другие во всем потакают своему малышу, третьи берут на вооружение запреты, четвертые балансируют между потаканиями и запретами, пятые используют советы по воспитанию детей от своих родителей. Какой же путь выбрать, как воспитать малыша, и есть ли ориентиры для выбора этого пути? Проблемы воспитания детей в семье беспокоят многих.

Не будем лукавить и признаем, что не в каждой семье удается выстроить доверительные отношения со своим чадом, распространенные средства воспитания — ремень, строгие ограничения. Чаще всего в таких семьях все сводится к приказам, понуканиям, предостережениям, обвинениям, захваливаниям, даче готовых решений или переводу все в шутку. Малыши от такого способа общения становятся хилыми и в нравственном, и в физическом смысле.

Правильное воспитание ребенка

Но есть родители, все действия которых идут вразрез с ранее перечисленными методами. Они изначально родительское право меняют на право дружбы. Они ничего не навязывают своим детям, не прокладывают им дорогу, а постигают своего ребенка, вслушиваются и всматриваются в его внутренний мир, выискивают его одаренность и недостатки. В таком случае родители воспитывают своих чад личностно ориентированным способом общения.

Основные ошибки

Известно, что многие проблемы малыша порождаются болью, обидой или страхом. Что делают в таких случаях взрослые? Естественно, утешают, уговаривают и т.п. А некоторые вместо этого внимательно вслушиваются в детскую проблему, в доверительных беседах не позволяют ему оставаться наедине со своими переживаниями, добиваясь чудодейственных результатов. Ибо четко обозначенные проблемы правильно воспитанный ребенок легче преодолевает и находит свой путь их разрешения. Поэтому не стоит удивляться, что развитие и воспитание ребенка в семье с такими принципами проходит легко. Если родителям не нравится поведение чада, они делают ему замечание от первого лица, говоря о своих чувствах, а не о его действиях.

Психология воспитания ребенка

Такие принципы воспитания детей напоминают процесс выращивания культур на грядках приусадебного участка. Ведь только сорняки не нуждаются в уходе и растут, не взирая ни на почву, ни на климатические условия. Как воспитать ребенка правильно? Выращивание культурных растений сопровождается уходом и пестованием. Пестовать — это значит любить, понимая и уважая.

Семейное воспитание детей родителями должно осуществляться без насилия. Родительский контроль должен быть строгим, но без использования грубой силы и жестких наказаний. Дети и воспитатели должны доверять друг другу. Малыш не должен бояться посоветоваться с отцом или матерью по любому вопросу. Советы родителям по воспитанию детей дают многие: бабушки, дети, учителя, соседи, посторонние люди. Однако решать, как правильно воспитывать ребенка, как учить его принимать правильные решения, должны сами родители. Ведь именно они несут за это ответственность.

Развитие ребенка в неполной семье

Как правильно воспитать ребенка в неполной семье? Вырастить достойного человека в такой ситуации — особенно сложная задача. Ведь родителю необходимо суметь стать для малыша и отцом, и матерью. Воспитание в семье, где один отец и нет матери, часто происходит по суровому методу. Следует понимать, что данная схема позволит вырастить послушного, но очень неуверенного в себе малыша. Повзрослев, ему будет очень сложно научиться принимать самостоятельные решения.

Проблемы воспитания ребенка

Очень важно научиться вовремя осознавать свои ошибки, читать статьи о воспитании детей, высказывания профессионалов о том, как воспитывать их правильно, а при необходимости обращаться за квалифицированной помощью. Вовремя полученные и использованные советы психолога по воспитанию детей способны кардинально изменить жизнь малыша к лучшему.

Рекомендуем так же прочитать по этой теме:

Методика преподавания иностранных языков (FLT) | UaStudent.com


Методика преподавания иностранных языков (FLT)

Термин «методика» в английском языке имеет несколько соответствий: методология, методы и методика. Последнее признается некоторыми исследователями [116, с.126]. В нашем курсе лекций слово «методология» будет использоваться для слов «методика» и «методологiя» преподавания английского языка как иностранного [TEFL].

Есть несколько определений этого термина:

1. Методология (от греческого methodos — спосіб, шлях дослідження или пізнання, logos — поняття, вчення) — это структура организации обучения, которая связывает лингвистическую теорию с педагогическими принципами и методами.

2. Методология — раздел педагогики, изучающий особенности преподавания определенного предмета.

3. Методология FLT — это совокупность научно проверенных теорий, касающихся преподавания иностранных языков в школах и других учебных заведениях [57, с.5]

4. Методология — это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

5. Методология — это наука, изучающая цели, содержание, средства, принципы, приемы и методы системы обучения и воспитания на материале иностранного языка (см. 27, c. 12).

На наш взгляд, методология — это раздел дидактики, который связывает лингвистическую теорию с педагогическими принципами и методами.

Цель этих конспектов лекций — объединить приобретенные знания английского языка, дидактики, психологии, лингвистики и сформулировать основные профессиональные и педагогические навыки и навыки. По мнению Г. Роговой, методика охватывает три основных пункта:

1. Цели TEFL;

2. содержание TEFL;

3. Методы, принципы и приемы TEFL.

Но становится очевидным, что эти три компонента не составляют весь процесс преподавания / обучения.Важнейшими составляющими являются деятельность учащихся и учителей, их взаимодействие (симметричное или асимметричное) и роль учебных материалов. Задача методологии — интегрировать отношения между ними и разработать требования для каждого из них.

Обучение предмету рассматривается здесь не просто как предоставление предписанных формул, передача определенного количества знаний, но также как развитие привычек и навыков, но также как деятельность.

Достижение этих целей наиболее эффективным способом составляет основной предмет любой методологии.Методология определяет законы, принципы, цели, содержание, методы, приемы и средства (средства) обучения. Фактическое обучение языку может отличаться от анализа того, чему нужно учить, от планирования уроков, от используемых методов обучения, от типа и объема обучения, проводимого с помощью механических средств, и, наконец, от проверки того, что уже преподается. был изучен.

Основные методические категории

Методология TEFL, по-видимому, включает такие основные категории, по которым существует общее согласие среди тех, кто изучал предмет: методы, принципы, приемы, цели и средства обучения.

Нет единого мнения и относительно термина «метод». В работе Г. Роговой и соавт. вид «метод — технологическая операция, структурно-функциональная составляющая деятельности учителя и учащегося, реализованная в приемах и принципах обучения. Метод — это модель обучения, основанная на определенных теоретических положениях, принципах, методах и целях обучения.

Метод — это также особый набор методик обучения и материалов, обычно поддерживаемых заявленными принципами.

Метод определяет, что и сколько преподается (выбор), порядок, в котором он преподается (градация), и как передаются значение и форма (представление). Поскольку презентация, упражнения и повторение также могут быть заботой учителя, анализ процесса обучения / обучения должен в первую очередь определить, сколько делается с помощью метода, а сколько — учителем.

Цель — это направление или руководство для установления курса или процедуры, которым необходимо следовать. Учитель должен сформулировать долгосрочные цели, промежуточные цели и краткосрочные задачи.Какие изменения он может произвести в своих учениках в конце недели, месяца, года, курса и каждого конкретного урока. Следовательно, цели — это запланированные результаты для учеников при изучении ФЛ. Цели определены программой и другими официальными директивами. Они бывают: практические, учебные, обучающие и развивающие (формирующие).

Практические цели охватывают навыки и навыки, приобретаемые учениками при использовании иностранного языка. Привычка — это автоматическая реакция на определенные ситуации, обычно приобретаемая в результате повторения и обучения.

Навык — это сочетание полезных привычек, служащих определенной цели и требующих применения определенных знаний.

Учебные цели Развивать умственные способности и интеллект учащихся в процессе изучения иностранного языка (FLL).

Образовательные цели помогают ученикам расширить свои знания о мире, в котором они живут.

Формирующие или развивающие цели помогают развивать у учащихся чувственное восприятие, моторную, кинестетическую, эмоциональную и мотивирующую сферы.

Принципы — это основные теоретические положения, которые определяют выбор методов, техник и других средств обучения.

Техника в методологии TEFL — это способ изложения, демонстрации, закрепления и повторения.

Средство — это нечто, с помощью или с помощью которого желаемая цель достигается или становится более вероятной.

Використан джерела:
1. Близнюк М.І. Курс лекцій з методики викладання англійської мови.- Чернівці: ЧДУ, 1999 — с.

.

Методика преподавания иностранного языка как самостоятельной теоретической и прикладной науки

Библиографическое описание:

Тураева, М. А. Методика обучения иностранному языку как самостоятельной теоретической и прикладной науке / М. А. Тураева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 28 (266). — С. 261-263. — URL: https://moluch.ru/archive/266/61488/ (дата обращения: 12.10.2020).

Взаимодействие с другими людьми

Изучение иностранных языков в современном обществе становится неотъемлемой частью профессиональной подготовки специалистов разного профиля, а качество их языковой подготовки во многом зависит от успешного решения вопросов профессионального роста и расширения контактов с зарубежными партнерами.

Таким образом, школа предназначена для обеспечения определенного уровня владения иностранным языком, что позволит продолжить обучение в период обучения в университете и послевузовском образовании, а также самостоятельно.Успех обучения во многом зависит от методики работы учителя иностранного языка, от его способности использовать различные современные методы в контексте решения конкретных учебных задач.

В результате изучения курса методики студенты должны знать: современные тенденции развития методики; содержание и структура системы обучения иностранным языкам; особенности взаимодействия методологии с фундаментальными науками для нее; различные методы формирования и развития коммуникативных навыков на иностранном языке; квалификационные требования к учителю иностранного языка.Должен уметь: использовать современные технологии в обучении иностранным языкам; практиковать приемы и методы обучения иностранному языку; подготовить учебные материалы к занятиям с учетом этапа и профиля обучения; анализировать и оценивать индивидуально-психологические особенности студентов и уровень их знания иностранного языка; проанализировать собственную учебную деятельность и коллег; организовывать самостоятельную работу с использованием различных методов самообразования; планировать и проводить занятия и внеклассные мероприятия на иностранном языке.

Знания и навыки, полученные на занятиях, доступны студентам во время их педагогической практики.

Методика обучения иностранным языкам — это система знаний о законах процесса обучения неродному языку и о способах влияния на этот процесс с целью его оптимизации. Методика обучения иностранному языку раскрывает и обосновывает закономерности изучения иностранного языка.

Исторически сложилось так, что возникли две функционально разные методологии: общие и частные.Общая методика, как правило, посвящена изучению закономерностей и особенностей процесса изучения иностранного языка вне зависимости от того, какой иностранный язык обсуждается. Таким образом, принципы подбора учебного материала, соотношение устной и письменной речи на разных этапах урока и т. Д. Будут в одинаковых условиях обучения одинаковыми для любого из западноевропейских языков, изучаемых в общеобразовательных школах нашей страны. . Однако знания общих закономерностей изучения ИЖ недостаточно, когда преподаватель сталкивается с особенностями конкретного иностранного языка.Таким образом, приемы усвоения глагольных форм Continuous характерны только для английского языка, для немецкого языка характерны громоздкие схемы композиции, склонение существительных и прилагательных, а приемы образования числительных, использование диакритических знаков и т.д. статья и наличие разделительной статьи на французском языке. Существенные различия наблюдаются в фонетике: трифтонги и дифтонги характерны для английского языка, а носовые гласные — для французского языка.Как показывает опыт и практика, учителю необходимо разработать и внедрить такие приемы, методы и формы обучения, которые способствовали быстрому овладению учащимися соответствующими конкретными явлениями на конкретном иностранном языке. Таким образом, частный метод исследует изучение языка и речевых явлений, характерных для конкретного изучаемого иностранного языка.

Общие и частные методы взаимосвязаны. Общая методика обогащена на основе опыта частных методов.В свою очередь, закономерности общей методологии отражаются в частном. Предметом методики обучения иностранным языкам являются накопленные знания об объекте, многочисленные теории, моделирующие процесс обучения; таковы законы процесса изучения иностранного языка.

Основные понятия, составляющие основу методологии, включают: процесс, цели, содержание, принципы, методы, приемы, инструменты и организационные формы обучения.

Основными категориями методологии считаются:

Метод как система целенаправленных действий учителя, с одной стороны, и учебных действий учащихся, с другой.

Прием — элементарный методический акт, направленный на решение конкретных задач на определенном этапе урока. Метод реализован в системе приемов. Коммуникативно-ориентированный метод обучения реализуется в следующих техниках:

— Приемная роль общения

— Принятие формирования примерных способностей студентов

— Обучение речевому взаимодействию

— Методы систематизации речевых знаний

— Приемы углубления и расширения содержания

— Повышение интенсивности самостоятельной работы

— Стандартизированные методы контроля.

Подход является общей отправной точкой, исходя из которой исследователь рассматривает большинство своих других положений.

Вопрос о соотношении метода и подхода остается дискуссионным. Отечественные методологи и большинство зарубежных исследователей считают, что подход к обучению играет фундаментальную роль и является доминирующей идеей, на которой основан новый метод. Метод и подход взаимосвязаны и взаимозависимы, для них характерно постоянное взаимодействие.

Исследователи единодушно высказывают мнение, что не существует абсолютно правильного и эффективного метода для всех условий обучения, и приходят к выводу, что необходимо комбинировать разные подходы, принципы и элементы разных методов с учетом специфики обучения, поскольку то, что эффективно в некоторых условиях может иметь совершенно противоположный результат в разных условиях обучения.

Принцип — это руководящая идея. Принято выделять следующие общедидактические, общеметодологические, частные методологические принципы.К. В. Миньяр-Белоручев в своем исследовании выделяет следующие принципы обучения: принцип дифференцированного подхода, принцип управления учебным процессом, принцип выявления конкретных ориентиров, принцип комплексного подхода к мотивации при изучении иностранного языка.

Цель обучения — это то, к чему мы стремимся в процессе изучения иностранного языка; это идеально спланированный результат [1]. Сначала ставится цель обучения, только потом разрабатывается методика.Цель тренировки тесно связана с условиями тренировки, поскольку без них ее достижение невозможно. Условия обучения — это обстоятельства, в которых происходит обучение.

Инструменты обучения — это инструменты учебного процесса, с помощью которых поставленные цели достигаются более успешно и в короткие сроки. К средствам обучения прилагаются учебник, рабочая тетрадь, магнитофон, карточки. Все вышеперечисленные категории обслуживают систему обучения — универсальную модель учебного процесса, соответствующую определенной методической концепции.Система обучения — это полный набор компонентов, соответствующих определенной методической концепции; он определяет цели, содержание, принципы, методы, приемы, методы, средства, формы организации обучения и, в свою очередь, определяется ими [2].

Ссылки:

  1. Бим И. Л. Методика обучения иностранным языкам как проблема науки и школьного учебника. — М .: Русский язык, 1977.
  2. Пассов Е. И., Кузнецова Е. С. Формирование лексических навыков. Воронеж: Интрелингва, 2002–40 с.
.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *