Методы обучения математике дошкольников: Методика обучения дошкольников математике.

Содержание

Методы и приемы обучения дошкольников элементам математики

Методы и приемы обучения дошкольников элементам математики.

Просмотр содержимого документа
«Методы и приемы обучения дошкольников элементам математики»

Методы и приемы обучения дошкольников элементам математики

Понятие «Метод»

В теории и методике математического развития детей термин «метод» употребляется в двух смыслах: широком и узком.

Метод -исторически сложившийся подход к математической подготовке детей в детском саду (монографический, вычислительный и метод взаимно-обратных действий).

При выборе методов учитываются:

  • цели, задачи обучения;

  • содержание формируемых знаний на данном этапе;

  • возрастные и индивидуальные особенности детей;

  • наличие необходимых дидактических средств;

  • личное отношение воспитателя к тем или иным методам;

  • конкретные условия, в которых протекает процесс обучения и др.

В начале XX в. классификация методов в основном осуществлялась по источнику получения знаний — это были словесные, наглядные, практические методы.

Практические методы

  • (упражнения, опыты, продуктивная деятельность) наиболее соответствуют возрастным особенностям и уровню развития мышления дошкольников. Сущностью этих методов является выполнение детьми действий, которые состоят из рада операций.

  • Практические методы характеризуются прежде всего самостоятельным выполнением действий, применением дидактического материала. На базе практических действий у ребенка возникают первые представления о формируемых знаниях. Практические методы обеспечивают выработку умений и навыков, позволяют широко использовать приобретенные умения в других видах деятельности.

Наглядные и словесные

методы в обучении математике не являются самостоятельными. Они сопутствуют практическим и игровым методам. Но это отнюдь не умаляет их значения в математическом развитии детей

Наглядный и словесный методы

К наглядным методам обучения относятся: демонстрация объектов и иллюстраций, наблюдение, показ, рассматривание таблиц, моделей.

К словесным методам относятся: рассказывание, беседа, объяснение, пояснения, словесные дидактические игры. Часто на одном занятии используются разные методы в разном их сочетании.

Приёмы

Составные части метода называются методическими приемами.

Основными из них, используемыми на занятиях по математике, являются: накладывание, прикладывание, дидактичекие игры, сравнение, указания, вопросы к детям, обследование и т. д.

Приём «Показ»

  • Широко распространенным является методический прием — показ.

  • Этот прием является демонстрацией, он может характеризоваться как наглядно-практически-действенный.

  • К показу предъявляются определенные требования: четкость и расчлененность; согласованность действия и слова; точность, краткость, выразительность речи.

Приём «Инструкция»

Одним из существенных словесных приемов в обучении детей математике является инструкция, отражающая суть той деятельности, которую предстоит выполнить детям.

Приём «Вопросы к детям»

Особое место в методике обучения математике занимают вопросы к детям. Они могут быть репродуктивно-мнемические, репродуктивно-познавательные, продуктивно-познавательные. При этом вопросы должны быть точными, конкретными, лаконичными. Для них характерна логическая последовательность и разнообразие формулировок.

«Методы и приемы формирования математических представлений у дошкольников»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 187»

СООБЩЕНИЕ К ПЕДСОВЕТУ №3

Тема: «Выбор оптимальных методов и приемов»

Подготовил:

Попкова Марина Владимировна

Воронеж 2019г.

Методы и приемы формирования математических представлений у дошкольников.

В процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников педагог использует разнообразные методы обучения:

При выборе метода учитывается ряд факторов:

  • программные задачи, решаемые на данном этапе;

  • возрастные и индивидуальные особенности детей;

  • наличие необходимых дидактических средств и т. д.;

Постоянное внимание педагога к обоснованному выбору методов и приемов, рациональному использованию их в каждом конкретном случае обеспечивает:

— успешное формирование элементарных математических представлений и отражение их в речи;

— умение воспринимать и выделять отношения равенства и неравенства (по числу, размеру, форме), последовательную зависимость (уменьшение или увеличение по размеру, числу), выделять количество, форму, величину как общий признак анализируемых объектов, определять связи и зависимости;

— ориентировку детей на применение освоенных способов практических действий (например, сравнения путем сопоставления, счета, измерения) в новых условиях и самостоятельный поиск практических способов выявления, обнаружения значимых в данной ситуации признаков, свойств, связей. К примеру, в условиях игры выявить порядок следования, закономерность чередования признаков, общность свойств.

В формировании элементарных математических представлений ведущим является практический метод.

Суть его заключается в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение строго определенных способов действий с предметами или их заменителями (изображениями, графическими рисунками, моделями и т. д.).

Характерные особенности практического метода при формировании элементарных математических представлений:

— выполнение разнообразных практических действий;

—  широкое использование дидактического материала;

— возникновение представлений как результата практических действий с дидактическим материалом:

— выработка навыков счета, измерение и вычисления в самой элементарной форме;

— широкое использование сформированных представлений и освоенных действий в быту, игре, труде, т. е. в разнообразных видах деятельности.

Данный метод предполагает организацию специальных упражнений, которые могут предлагаться в форме задания, организовываться как действия с демонстрационным материалом или протекать в виде самостоятельной работы с раздаточным дидактическим материалом.

Упражнения бывают коллективными — выполняются всеми детьми одновременно и индивидуальными — осуществляются отдельным ребенком у доски или стола воспитателя. Коллективные упражнения, помимо усвоения и закрепления знаний, могут использоваться для контроля.

Индивидуальные, выполняя те же функции, служат еще и образцом, на который дети ориентируются в коллективной деятельности.

Игровые элементы включаются в упражнения во всех возрастных группах: в младших — в виде сюрпризного момента, имитационных движений, сказочного персонажа и т. д.; в старших они приобретают характер поиска, соревнования.

С точки зрения проявления детьми активности, самостоятельности, творчества в процессе выполнения можно выделить репродуктивные (подражательные) и продуктивные упражнения.

Игра   как метод обучения и формирования элементарных математических представлений предполагает использование на занятиях отдельных элементов разных видов игр (сюжетной, подвижной и т. д.), игровых приемов (сюрпризный момент, соревнование, поиск и т. д. В настоящее время разработана система так называемых обучающих игр.

Все дидактические игры  по формированию элементарных математических представлений разделены на несколько групп:

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествия во времени

3. Игры на ориентировки в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление

Наглядные и словесные методы при формировании «элементарных» математических представлений не являются самостоятельными, они сопутствуют практическим и игровым методам.

 

Приемы  формирования математических представлений.

В детском саду широко используются приемы, относящиеся к наглядным, словесным и практическим методам и применяемые в тесном единстве друг с другом:

1. Показ (демонстрация) способа действия в сочетании с объяснением или образец воспитателя. Это основной прием обучения, он носит наглядно -практически-действенный характер, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств, дает возможность формировать навыки и умения у детей. К нему предъявляются следующие требования:

— четкость, расчлененность показа способов действия;

— согласованность действий со словесными пояснениями;

— точность, краткость и выразительность речи, сопровождающей показ:

— активизация восприятия, мышления и речи детей.

2. Инструкция для выполнения самостоятельных упражнений. Этот прием связан с показом воспитателем способов действия и вытекает из него. В инструкции отражается, что и как надо делать, чтобы получить необходимый результат. В старших группах инструкция дается полностью до начала выполнения задания, в младших — предваряет каждое новое действие.

3. Пояснения, разъяснения, указания. Эти словесные приемы используются воспитателем при демонстрации способа действия или в холе выполнения детьми задания с целью предупреждения ошибок, преодоления затруднений и т. д. Они должны быть конкретными, короткими и образными.

Показ уместен во всех возрастных группах при ознакомлении с новыми действиями (приложение, измерение), но при этом необходима активизация умственной деятельности, исключающая прямое подражание. В ходе освоения нового действия, формирования умения считать, измерять желательно избегать повторного показа.

Освоение действия и совершенствование его осуществляется под влиянием словесных приемов: пояснения, указания, вопросов. Одновременно идет освоение речевого выражения способа действия.

4. Вопросы к детям.

Вопросы активизируют восприятие, память, мышление, речь детей, обеспечивают осмысление и усвоение материала. При формировании элементарных математических представлений наиболее значима серия вопросов: от более простых, направленных на описание конкретных признаков, свойств предмета, результатов практических действий, т. е констатирующих, к более сложным, требующим установления связей, отношений, зависимостей, их обоснования и объяснения, использования простейших доказательств.

Чаше всего такие вопросы задаются после демонстрации воспитателем образца или выполнения упражнений детьми. Например, после того как дети разделили бумажный прямоугольник на две равные части, педагог спрашивает: «Что ты сделал? Как называются эти части? Почему каждую из этих двух частей можно назвать половиной? Какой формы получились части? Как доказать, что получились квадраты? Что надо сделать, чтобы разделить прямоугольник на четыре равные части?».

Основные требования к вопросам как методическому приему:

точность, конкретность, лаконизм:

логическая последовательность;

разнообразие формулировок, т. е. об одном и том же следует спрашивать по- разному

оптимальное соотношение репродуктивных и продуктивных вопросов в зависимости от возраста детей и изучаемого материала;

давать детям время на обдумывание;

количество вопросов должно быть небольшим, но достаточным, чтобы достичь поставленную дидактическую цель;

— следует избегать подсказывающих вопросов.

Воспитатель обычно задает вопрос всей группе, а отвечает на него вызванный ребенок.  В отдельных  случаях возможны хоровые ответы, особенно в младших группах. Детям необходимо дать возможность обдумать ответ.

Ответы детей должны быть:

— краткими или полными, в зависимости от характера вопроса;

— самостоятельными, осознанными;

— точными, ясными, достаточно громкими;

— грамматически правильными (соблюдение порядка слов, правил их согласования, использование специальной терминологии).

В paбoтe с дошкольниками взрослому приходится часто прибегать к приему переформулировки ответа, давая его правильный образец и предлагая повторить. Например: «На полке грибов четыре», — говорит малыш. «На полке четыре гриба», уточняет воспитатель.

5. В ходе формирования элементарных математических представлений у дошкольников сравнение, анализ, синтез, обобщение выступают не только как познавательные процессы (операции), но и как методические приемы, определяющие тот путь, по которому движется мысль ребенка в процессе учения.

В основе сравнения лежит установление сходства и различия между объектами. Дети сравнивают предметы по количеству, форме, величине, пространственному расположению, интервалы времени — по длительности и т. д.

Анализ и синтез как методические приемы выступают в единстве. Примером их использования может служить формирование у детей представлений о «много» и «один», которые возникают под влиянием наблюдения и практических действий с предметами.

Обобщение делается в конце каждой части и всего занятия. В начале обобщает воспитатель, а затем — дети.

6. В методике формирования элементарных математических представлений некоторые специальные способы действий, ведущие к формированию представлений и освоению математических отношении, выступают в роли методических приемов. Это приемы наложения и приложения, обследования формы предмета, «взвешивания» предмета «на руке», введение фишек — эквивалентов, присчитывания и отсчитывания по единице и т. д. Этими приемами дети овладевают в процессе показа, объяснения, выполнения упражнений и в дальнейшем прибегают к ним с целью проверки, доказательства, в объяснениях и ответах, в играх и других видах деятельности.

7.  Моделирование — наглядно-практический прием, включающий в себя создание моделей и их использование с целью формирования элементарных математических представлений у детей. Прием является чрезвычайно перспективным в силу следующих факторов:

— использование моделей и моделирования ставит ребенка в активную позицию, стимулирует его познавательную деятельность;

— дошкольник располагает некоторыми психологическими предпосылками для введения отдельных моделей и элементов моделирования: развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Модели могут выполнять разную роль: одни воспроизводят внешние связи, помогают ребенку увидеть те из них, которые он самостоятельно не замечает, другие воспроизводят искомые, но скрытые связи, непосредственно не воспринимаемые свойства вещей.

Широко используются модели при формировании 

·  временных представлений: модель частей суток, недели, года, календарь;

·  количественных; числовая лесенка, числовая фигура и т. д.), пространственных:  (модели геометрических фигур) и т. д.  

·   при формировании элементарных математических представлений применяются предметные, предметно-схематические, графические модели.

8. Экспериментирование— это метод умственного воспитания, обеспечивающий самостоятельное выявление ребенком путем проб и ошибок, скрытых от непосредственного наблюдения связей и зависимостей. Например, экспериментирование в измерении (размер, мерка, объем).

9. Контроль и оценка.

Эти приемы взаимосвязаны. Контроль осуществляется через наблюдение за процессом выполнения детьми заданий, результатами их действий, ответами. Данные приемы сочетаются с указаниями, пояснениями, разъяснениями, демонстрацией способов действий взрослым в качестве образца, непосредственной помощью, включают исправление ошибок.

Оценке подлежат способы и результаты действий, поведение ребят. Оценка взрослого, приучающего ориентироваться на образец, начинает сочетаться с оценкой товарищей и самооценкой. Этот прием используется по ходу и в конце упражнения, игры, занятия.

Эти приемы, кроме обучающей, выполняют и воспитательную функцию: помогают воспитать доброжелательное отношение к товарищам, желание и умение помочь им ,формируют эмоциональную отзывчивость.

Учебно-методический материал по математике по теме: «Содержание и методы предматематической подготовки дошкольников».

«Содержание и методы предматематической

 подготовки дошкольников».

                           ПЛАН.

  1. Особенности содержания предматематической подготовки дошкольников…………………………………………………………………..…3
  2. Виды деятельности (математические и доматематические)…………..…4
  3. Методы обучения детей элементам математики……………………………5

  Особенности содержания предматематической подготовки дошкольников.

Содержание предматематическай подготовки дошкольников в детском саду имеет свои особенности. Они объясняются спецификой математических понятий, историческими и педагогическими традициями в обучении детей дошкольного возраста, требованиями современной школы к уровню общего умственного и математического развития детей.

Математические понятия выражают сложные отношения и формы действительного мира, прежде всего количественные отношения и пространственные формы.

Абстрактность объектов математики, с одной стороны, и конкретность, наглядно-действенный и наглядно-образный характер мышления дошкольников, с другой стороны, создают объективные трудности в отборе содержания знаний, методов и способов их представления для первоначального обучения.

Психологические и педагогические исследования, проведенные в последние годы, свидетельствуют о больших потенциальных возможностях и резервах развития детского мышления, которые должны эффективно использоваться в воспитании и обучении детей. В процессе наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, как отмечает Н. Н. Поддьяков, ребенок приобретает представления об отдельных предметах и их свойствах, которые объединяются в целостные знания об окружающем мире. Уже в дошкольном возрасте появляется возможность отражения существенных закономерных связей, лежащих в основе той или иной сферы реальности и являющихся одновременно предметам изучения различных наук.

Содержание обучения отражается в разделе «Развитие элементарных математических представлений» «Программы воспитания и обучения в детском саду». В каждой возрастной группе программа развития элементарных математических представлений состоит из одинаковых по названию разделов: «Количества и счет» (во второй младшей группе этот раздел называется просто «Количество», так как детей еще не учат считать), «Величина», «Геометрические фигуры», «Ориентировка в пространстве», «Ориентировка во времени». Все эти разделы тесно связаны между собой и дают возможность научить детей выделять в предметах и явлениях окружающей действительности такие их стороны, свойства, отношения, которые являются предметом изучения математики. Усваиваемые в детском саду знания с полным правом можно назвать предматематикой, а программу — программой предматематической подготовки в школе. Она включает в себя также и требования к уровню развития количественных, пространственных и временных представлений у детей на каждом возрастном этапе, что дает возможность использовать ее для контроля и проверки степени усвоения основных программных задач.

    Виды деятельности (математические и доматематические).

Наибольшее влияние на математическое развитие детей оказывает овладение специальными видами деятельности. Среди них можно выделить две группы. К первой относятся ведущие по своему характеру математические виды деятельности: счет, измерение, простейшие вычисления, связанные с выполнением арифметических действий. Ко второй — пропедевтические, специально сконструированные в дидактических целях, доматематические виды деятельности: сравнение предметов путем наложения или приложения (А. М. Леушина), уравнивание и комплектование (В. В. Давыдов), сопоставление и уравнивание (Н. И. Непомнящая).

 Виды деятельности, относящиеся ко второй группе, опираются на конкретную, предметно-чувственную основу. Поэтому они доступны младшим дошкольникам. Первая группа, хотя и не отрывается от предметной опоры, является более сложной, так как способы действий здесь требуют опосредованного подхода и оценки количественных, пространственных и временных отношений. Виды деятельности, относящиеся к этой группе, становятся доступными в старшем дошкольном возрасте.

Между этими двумя группами существует тесная преемственная связь: более сложные виды деятельности вырастают на базе простых, как бы надстраиваются над ними.

Среди всех видов деятельности традиционным является счет, связанный с возникновением представлений о числах натурального ряда. Определение места и значения счетной деятельности связано с совершенствованием процесса формирования математических представлений и понятий в детском саду и начальной школе. В последнее время критической оценке подверглось развивающее влияние этого вида деятельности, который длительный период был основным и чуть ли не единственным в предматематической подготовке детей.

Обучение счету в детском саду является необходимым компонентом в подготовке к школе. Однако счет не может быть единственным содержанием обучения в детском саду и полностью обеспечивать математическое развитие ребенка. В настоящее время повышается удельный вес знаний, создающих прочную базу для сознательного усвоения счета, установлены более тесные связи между различными представлениями, формируемыми у детей.

Преждевременное обучение счетной деятельности неизбежно приводит к тому, что представление о числе и счете приобретает формальный характер. Поэтому обучение счету начинается не сразу. Ему предшествует подготовительная работа: многочисленные и разнообразные упражнения с множествами предметов, в которых дети, применяя приемы приложения и наложения, сравнивают совокупности, устанавливают отношения «больше», «меньше», «равно», не пользуясь при этом числом и счетом. Важно показать независимость числа от пространственно-качественных особенностей предметов. В процессе выполнения упражнений, которые постепенно усложняют на протяжении обучения в дошкольном возрасте, неявно используются основные теоретико-множественные понятия: «множество и его элемент», «подмножество», «взаимно однозначное соответствие», «эквивалентность множеств», «операции над множествами» и др.

Лишь после выполнения различных практических действий с множествами ребенок может быть подготовлен к пониманию смысла чисел и счета. Все это происходит в практической деятельности, руководимой взрослыми и имеющей своеобразный учебно — игровой характер.

Со счетной деятельностью тесно связана измерительная, основная цель которой — формирование представлений о величинах. Большая подготовительная работа предшествует простейшим измерениям, которыми дети овладевают в детском саду. Она включает обучение измерению размера, объема, массы. Путем непосредственного сравнения предметов по данным признакам, открывает широкие возможности для формирования целого ряда математических представлений: углубляются и обобщаются представления о числе; более гибким становится навык счета, применяемый в другой ситуации; развиваются представления о части и целом, дошкольники знакомятся с простейшими видами функциональной зависимости и т. д.

В старшем дошкольном возрасте дети начинают овладевать элементами вычислительной деятельности, усвоение которой в основном происходит в школе. Счет составляет основу для овладения простейшими приемами вычисления, в процессе которых ребенок оперирует числами и другими математическими категориями.

Принципы построения программы, которые лежат в основе формирования элементарных математических представлений, предполагает в каждом возрастном этапе повторение на более высоком уровне того, что было освоено на предыдущей ступени, и дальнейшее продвижение вперед. Однако в каждом году обучения выделяется одно главное направление. Во второй младшей группе — формирование представлений о равенстве и неравенстве групп по количеству входящих в них предметов, в средней группе — формирование представлений о числах в пределах 5, в старшей — формирование представлений о числах и отношениях между последовательными числами в пределах 10.

 

            Методы обучения детей элементам математике.

В педагогике метод характеризуется как целенаправленная система действий воспитателя и детей, соответствующих целям обучения, содержанию учебного материала, самой сущности предмета, уровню умственного развития ребенка. В теории и методике математического развития детей термин метод употребляется в широком и узком значениях. В процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников педагог использует разнообразные методы обучения и умственного воспитания: практические, наглядные, словесные, игровые. При выборе способов и приемов работы, учитывается ряд факторов: цель, задачи, содержание формируемых математических представлений на данном этапе, возрастные и индивидуальные особенности детей, наличие необходимых дидактических средств, личное отношение воспитателя к тем или иным методам, конкретные условия и т. д.. Среди многообразных факторов, влияющих на выбор того или иного метода, определяющими являются программные требования.

Основоположником теории начального обучения считают И.Г.Песталоцци. Он предлагал обучать детей счету на основе понимания действий с числами, а не на простом запоминании результатов вычислений и резко критиковал существовавшие тогда догматические методы обучения. Суть разрабатываемой И.Г.Песталоцци методики заключалась в переходе от простых элементов счета к более сложным. Особое значение придавалось наглядным методам, облегчающим усвоение чисел.

Ф.Фребель и М.Монтессори большое внимание уделяли наглядным и практическим методам. Разработанные специальные пособия («Дары» Ф.Фребеля и дидактические наборы М.Монтессори) обеспечивали усвоение достаточно осознанных знаний у детей. В методике Ф.Фребеля в качестве основного метода использовалась игра, в которой ребенок получал достаточную свободу. По мнению Ф.Фребеля и М.Монтессори, свобода ребенка должна быть активной и опираться на самостоятельность. Роль педагога в таком случае сводится к созданию благоприятных условий.

В настоящее время в педагогике имеют место несколько различных классификаций дидактических методов. Одной из первых была классификация, в которой доминировали словесные методы. Я.А.Коменский, наряду со словесными, стал использовать другой метод, основанный на приобретении информации не со слов, а «с земли, с дубов и с буков», т.е. через познание самих предметов. Главным в этой методике была опора на практическую деятельность детей.

В формировании элементарных математических представлений ведущим принято считать практический метод. Сущность его заключается в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение определенных способов действий с предметами или их заменителями (изображениями, графическими рисунками, моделями и т. д.), на базе которых возникают элементарные математические представления.

Практический метод в наибольшей мере соответствует как, специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, так и возрастным возможностям уровню развития их мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного. В мышлении маленького ребенка отражается, прежде всего то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными предметами, их изображениями или условными обозначениями.

Характерными особенностями практического метода при формировании элементарных математических представлений являются:

— выполнение разнообразных практических (материальных и материализованных) действий, служащих основой для умственных действий;

— широкое использование дидактического материала;

— возникновение представлений как результата практических действий с дидактическим материалом;

— выработка навыков счета, измерения, вычисления и рассуждения в самой элементарной форме;

— широкое использование элементарных математических представлений в практической деятельности, быту, игре, труде, т. е. в других видах деятельности.

Практический метод предполагает организацию упражнений.

В процессе упражнений ребенок неоднократно повторяет практические и умственные действия. Упражнения могут предлагаться детям в форме заданий, организовываться как действия с демонстрационным материалом или протекать в виде самостоятельной работы с раздаточным дидактическим материалом. Используются как коллективные (выполняются всеми детьми одновременно), так и индивидуальные (осуществляются обычно у доски или у стола воспитателя) формы выполнения упражнений.

Однако излишнее использование практических методов, задержка на уровне практических действий могут отрицательно сказываться на развитии ребенка.

 Н а г л я дн ы е  и  с л о в е с н ы е  м е т о д ы  в обучении математике не являются самостоятельными. Они сопутствуют практическим и игровым методам. Но это отнюдь не умаляет их значения в математическом развитии детей. К наглядным методам обучения относятся: демонстрация объектов и иллюстраций, наблюдение, показ, рассматривание таблиц, моделей. Например: На верхней полоске наборного полотна помещают 1 зайчика, а на нижней — 2 белочек. (Первую белочку точно под зайчиком.) Воспитатель объясняет, что дети будут учиться не только различать, каких предметов больше, каких меньше, но и говорить,’ сколько их, а считать она будет сама. «Сколько зайчиков? А сколько белочек?» Считает белочек: «Одна, две — всего две белочки». Интонацией педагог выделяет итог счета и обводит белочек рукой. «Посмотрите, кого больше: зайчиков или белочек? А сколько белочек? Кого меньше? Сколько зайчиков?» Дети. показывают лишнюю белочку.

Воспитатель обобщает ответы детей. Белочек 2 — их больше, а зайчик 1; зайчиков меньше, чем белочек. «Какое число больше: 2 или 1?, какое меньше: 1 иди 2?»

Затем добавляет зайчика. Выясняет, сколько их стало. Педагог считает зайчиков, после чего спрашивает: «Поровну ли стало белочек и зайчиков? Поскольку же белочек и зайчиков?» Он проверяет, правильно ли ответили дети, еще раз пересчитывает обе группы. Дети называют число белочек и зайчиков.

Педагог убирает 1 белочку, выясняет, сколько их осталось, «А сколько зайчиков? Кого больше (меньше)? Какое число больше (меньше): 1 или 2?» Аналогичным образом воспитатель может сравнить количество зайчиков и морковок: «Хватит ли зайчикам морковок? Сколько их?» И т. д.

К словесным методам относятся рассказывание, беседа, объяснения, пояснения, словесные дидактические игры. Например: воспитатель говорит: «Вышли с гоготом, гляди, 5 гусей из-за угла, и у каждого, гляди, две ноги и два крыла. Вышли гуси на лужок, сосчитай в уме, дружок, сосчитай-ка без ошибки, сколько крыльев, сколько ног?»

Место игрового метода в процессе обучения оцениваются по – разному. В последние годы разработана идея простейшей логической подготовки дошкольников, введение их в область логико-математических представлений на основе использования специальной серии «обучающих» игр. Эти игры ценны тем, что они актуализируют скрытые интеллектуальные возможности детей, раскрывают их.

Игровые элементы включаются в упражнения во всех возрастных группах: в младших — в виде сюрпризного момента, имитационных движений, сказочного персонажа и т. д.; в старших — приобретают характер поиска, угадывания, соревнования. В таких случаях говорят об игровых упражнениях или упражнениях в игровой форме.

С возрастом детей упражнения усложняются: они уже состоят из большого числа звеньев, учебно-познавательное содержание выступает в них прямо, не маскируясь практической или игровой задачей, во многих случаях для их выполнения требуется проявление смекалки, сообразительности.

Наиболее эффективны комплексные по характеру упражнения, дающие возможность одновременно решать несколько программных задач из разных разделов, органически сочетающихся друг с другом, например: «количество и счет» и «величина»; «количество и геометрические фигуры», «величина» и «количество и счет» и т. д. Такие упражнения повышают коэффициент полезного действия занятия, увеличивают его плотность. Содержательность упражнений обеспечивает достаточно высокий уровень умственной нагрузки на дошкольников в процессе всего занятия.

 Список литературы:

  1. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников./ Под ред. А.А. Столяра. М.,1988
  2. Е.И. Щербакова. Методика обучения математике в детском саду. М.,1998
  3. Программа воспитания и обучения в детском саду./Под ред. М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. М.,2006.
  4. Л.С.Метлина. Математика в детском саду. М.,1977.

5.     Павлова Л., Ерофеева Т. Развитие математических представлений у дошкольников. Дошкольное воспитание №8, 1981.

Статья «Методы и приёмы математического развития дошкольников».

Статья «Методы и приёмы математического развития дошкольников».

Разные науки используют понятие метода в связи со своей спецификой. Так, философская наука трактует метод (греч. metodos — буквально «путь к чему-то») в самом общем значении как способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность.

Метод есть способ воспроизведения, средство познания изучаемого предмета. В основе методов лежат объективные законы действительности. Метод неразрывно связан с теорией.

В педагогике метод характеризуется как целенаправленная система действий воспитателя и детей, соответствующих целям обучения, содержанию учебного материала, самой сущности предмета, уровню умственного развития ребенка.

Наиболее рациональным, как показывает опыт, является сочетание разнообразных методов.

 

При выборе методов учитываются:

  • цели, задачи обучения;
  • содержание формируемых знаний на данном этапе;
  • возрастные и индивидуальные особенности детей;
  • наличие необходимых дидактических средств;
  • личное отношение воспитателя к тем или иным методам;
  • конкретные условия, в которых протекает процесс обучения и др.

Теория и практика обучения накопила определенный опыт использования разных методов обучения в работе с детьми дошкольного возраста. При этом классификация методов используется с опорой на средства обучения.

В начале XX в. классификация методов в основном осуществлялась по источнику получения знаний — это были словесные, наглядные, практические методы.

Практические методы (упражнения, опыты, продуктивная деятельность) наиболее соответствуют возрастным особенностям и уровню развития мышления дошкольников. Сущностью этих методов является выполнение детьми действий, которые состоят из ряда операций. Например, счет предметов: называть числительные по порядку, соотносить каждое числительное с отдельным предметом, показывая на него пальцем или останавливая взгляд на нем, последнее числительное соотносить со всем количеством, запоминать итоговое число.

Практические методы характеризуются прежде всего са-мостоятельным выполнением действий, применением дидактического материала. На базе практических действий у ребенка возникают первые представления о формируемых знаниях.

Наглядные и словесные методы в формировании элементарных математических представлений не являются самостоятельными. Они сопутствуют практическим и игровым методам.

К наглядным методам обучения относятся: демонстрация объектов и иллюстраций, наблюдение, показ, рассматривание таблиц, моделей.

К словесным методам относятся: рассказывание, беседа, объяснение, пояснения, словесные дидактические игры.

Составные части метода называются методическими приемами.

Основными из них, используемыми на занятиях по формированию элементарных математических представлений, являются: накладывание, прикладывание, дидактические игры, сравнение, указания, вопросы к детям, обследование и т. д.

Между методами и методическими приемами, как известно, возможны взаимопереходы. Так, дидактическая игра может быть использована как метод, особенно в работе с младшими детьми, если воспитатель с помощью игры формирует знания и умения, но может — и как дидактический прием, когда игра используется, например, с целью повышения активности детей ( «Кто быстрее?», «Наведи порядок»).

Широко распространенным является методический прием — показ. Этот прием является демонстрацией, он может характеризоваться как наглядно-практически-действенный.

Одним из существенных словесных приемов в обучении детей математике является инструкция, отражающая суть той деятельности, которую предстоит выполнить детям. В старшей группе инструкция носит целостный характер, дается до выполнения задания. В младшей группе инструкция должна быть короткой, нередко дается по ходу выполнения действий.

Особое место в методике обучения математике занимают вопросы к детям. Они могут быть репродуктивно-мнемические, репродуктивно-познавательные, продуктивно-познавательные. Следует избегать под-сказывающих и альтернативных вопросов.

Система вопросов и ответов детей в педагогике называется беседой. В ходе беседы воспитатель следит за правильным использованием детьми математической терминологии, грамотностью речи. Это сопровождается различными пояснениями. Благодаря пояснениям уточняются непосредственные восприятия детей. Например, воспитатель учит детей обследовать геометрическую фигуру и при этом поясняет: «Возьмите фигуру в левую руку — вот так, указательным пальцем правой руки обведите, покажите стороны квадрата (прямоугольника, треугольника), они одинаковы. У квадрата есть углы. Покажите углы».

Место игрового метода в процессе обучения оценивается по-разному. В последние годы разработана идея простейшей логической подготовки дошкольников, введения их в область логико-математических представлений (свойства, операции с множествами) на основе использования специальной серии «обучающих» игр (А. А. Столяр). Эти игры ценны тем, что они актуализируют скрытые интеллектуальные возможности детей, развивают их (Б. П. Никитин).

Обеспечить всестороннюю математическую подготовку детей все-таки удается при умелом сочетании игровых методов и методов прямого обучения. Хотя понятно, что игра увлекает детей, не перегружает их умственно и физически. Постепенный переход от интереса детей к игре к интересу к учению совершенно естествен.

< Предыдущая   Следующая >

Методы и приемы формирования математических представлений у дошкольников.

Принципы обучения математике

Принцип научности.

   Сущность его состоит в том, что в сознании ребенка должны проникать реальные знания, правильно отражающие действительность. В ходе познавательно-исследовательской деятельности воспитатель определенно формирует у детей конкретные представления, знания об окружающем мире, которые не вступают в противоречие с теми, что будет давать школа. Принцип научности обеспечивает формирование у детей дошкольного возраста элементов диалектико-материалистического понимания окружающего мира.

Принцип наглядности.

    Важность этого принципа определяется определенной конкретикой мышления ребенка в детском саду. В дошкольных образовательных учреждениях в процессе образовательной деятельности используются следующие виды наглядности: предметная и изобразительная. Используя предметную наглядность, воспитатель показывает детям натуральные предметы внешнего мира, объемные изображения (муляжи овощей, фруктов). При использовании изобразительной наглядности воспитатель показывает картины, схемы и другой иллюстративный материал. В ходе непосредственно образовательной деятельности наглядность используется при получении новых знаний, а также при закреплении их, при организации самостоятельной деятельности детей.

Принцип доступности.

То, что говорит воспитатель детям, должно быть ему понятно, а также определенно соответствовать развитию ребенка.


Существенный признак принципа доступности — связь получаемых знаний с теми, которые уже сформированы в сознании ребенка. Если такой связи установить нельзя, то знания будут недоступны детям.

Принцип активности и сознательности.

Значение этого принципа состоит в том, что чем больше ребенок решает практических и познавательных задач самостоятельно, тем эффективнее идет его развитие. Важнейшим показателем эффективности является проявление детьми познавательной активности и самостоятельности.

Принципы систематичности, последовательности

и постепенности.

Дидактические правила: идти от легкого к более трудному, от уже известного детям к новому, неизвестному, от простого к сложному, от близкого к далекому.

Последовательность предполагает изучение материала таким образом, чтобы усвоение нового опиралось бы на имеющиеся у детей знания и подготавливало дальнейшую ступень в познавательной деятельности детей.


Принцип развивающего обучения.

   Чтобы обучение было для детей увлекательным, вдохновенным трудом, нужно пробудить у детей и постоянно поддерживать желание узнать новое. Секрет возникновения интереса к познавательной деятельности заключается в личных успехах ребенка, в его ощущении роста своих возможностей.

 

Принцип учета возрастных особенностей и индивидуального подхода к детям

Принцип индивидуализации означает осуществление образовательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей детей (темперамента, характера, способностей, склонностей, мотивов, интересов и др.). Воспитатель должен знать, на что способен каждый ребенок. Кто из 25—30 ребятишек быстро схватывает познавательный материал, а кто — медленно. Нельзя требовать от дошкольника невозможного. Основной целью индивидуализации образования является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Возрастная адекватность математического образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

Методы и приемы формирования математических представлений у дошкольников.

  «Метод — это сердцевина образовательной деятельности, связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом. Его роль в системе «цели — содержание — методы — формы — средства обучения» является определяющей».

Метод — способ действия, деятельности; совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.

Методы обучения (дидактические методы) — совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования. Понятие «методы обучения» в дидактике принято относить к совместной деятельности педагога и ребенка.

Методы обучения можно классифицировать по разным показателям. На сегодняшний день существует более сотни классификаций. В основе традиционной классификации лежит источник получения знаний.

В процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников педагог использует разнообразные методы обучения: практические, наглядные, словесные, игровые.

   В формировании элементарных математических представлений ведущим является практический метод. Суть его заключается в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение определенных способов действий с предметами или их заменителями (изображениями, графическими рисунками, моделями и т. д.). Практические методы связаны с освоением и применением знаний, умений и навыков в практической деятельности посредством упражнений, в различных играх, инсценировках, проектах, поручениях, тренингах и т.д.

   Характерные особенности практического метода при формировании элементарных математических представлений:

— выполнение разнообразных практических действий;

— широкое использование дидактического материала;

— возникновение представлений как результата практических действий с дидактическим материалом:

— выработка навыков счета, измерение и вычисления в самой элементарной форме;

— широкое использование сформированных представлений и освоенных действий в быту, игре, труде, т. е. в разнообразных видах деятельности.

   При формировании элементарных математических представлений игра выступает как самостоятельный метод обучения. Игровые элементы включаются в упражнения во всех возрастных группах: и младших — в виде сюрпризного момента, имитационных движений, сказочного персонажа и т. д.; в старших они приобретают характер поиска, соревнования.

Наиболее широко используются дидактические игры. В ди­дактической игре, благодаря обучающей задаче, обличенной в игровую форму, ребенок непреднамеренно усваивает новые ма­тематические знания, применяет и закрепляет их. Все виды дидактических игр (предметные, настольно-печатные, словесные) являются эффективным средством и методом формирования элементарных математических представлений. Предметные и словесные игры проводятся в ходе непосредственно образовательной деятельности и образовательной деятельности в режимных моментах. Настольно — печатные, как правило, — в режимных моментах. Дидактические игры выполняют основные функции обучения: образовательную, воспитательную и развивающую.

Все дидактические игры по формированию элементарных математических представлений можно разделить на несколько групп:

1. Игры с цифрами и числами.

  К этой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используюется сказочный сюжет, знакомлю детей с образованием всех чисел в пределах 10 (20), путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Сравниваются две группы предметов, расположенные то на нижней, то на верхней полоске счетной линейки.      Это делается для того, чтобы у детей не возникало ошибочное представление о том, что большее число всегда находится на верхней полосе, а меньшее на – нижней. Играя в такие дидактические игры, как «Какой цифры не стало?», «Сколько?», «Путаница?», «Исправь ошибку», «Убираем цифры», «Назови соседей», эти игры обучают детей свободно оперировать числами в пределах 10(20)и сопровождать словами свои действия. Дидактические игры, такие как «Задумай число», «Число как тебя зовут?», «Составь табличку», «Составь цифру», «Кто первый назовет, которой игрушки не стало?» и многие другие используются в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления. Игра «Считай не ошибись!», помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете.

2. Игры путешествие во времени.

    Эта группа математических игр служит для знакомства детей с днями недели. Познакомив детей с днями недели, через игру «Сказочные гномики», объяснила, что каждый день недели имеет свое название. Для того, чтобы дети лучше  запоминали название дней недели, можно   назвали каждого гномика соответствующим днём недели. 

Рассказала детям о том, что в названии дней недели угадывается, какой день недели по счету: понедельник – первый день после окончания недели, вторник — второй день, среда – середина недели, четверг –четвертый день, пятница – пятый. игру «Живая неделька», «Неправильную недельку» В дальнейшем, можно использовать следующие игры «Назови скорее», «Дни недели», «Назови пропущенное слово», «Круглый год», «Двенадцать месяцев», которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность.

3. Игры на ориентировки в пространстве.

   Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Дети овладевают пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко. При помощи дидактических игр «Кот в сапогах», «Придумай пейзаж», «Замыслы архитекторов» и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому: справа от берёзы стоит дом, слева дома — кукла и т.д

4. Игры с геометрическими фигурами.

Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям можно предложить  узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашиваю:  «Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?» (поверхность крышки стола, лист бумаги т.д.). Знание геометрических фигур (овал, круг) можно закрепить в дидактической игре «Подбери по форме» (по типу лото). Ведущий кладет на стол карточку с изображением круга и говорит: «У кого имеются круглые предметы?» Каждый ребенок ищет в своих карточках круглый предмет — шар, пуговицу, часы, мяч, арбуз и т. д. В этой игре нужно внимательно следить за правильным подбором геометрических форм, их названием и находить такие формы в окружающей действительности. Затем, предложить детям назвать и рассказать, что они нашли. Дидактическую игру «Геометрическая мозаика» можно использовать и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей.

5.Игры на логическое мышление.

Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную мыслительную деятельность, стремясь достичь конечной цели, тем самым развивая логическое мышление.

С целью развития у детей мышления, можно использовать различные игры «Предметные парочки», «Ассоциации», «Судоку» и упражнения.

Наглядные методы включают организацию наблюдений, показ предметов, картин, иллюстраций, дидактических пособий и др. Наглядные методы бывают непосредственными (наблюдение, экскурсия, осмотр, рассматривание и т.д.) и опосредованными. Последние основаны на применении изобразительной наглядности (рассматривание картин, игрушек, фотографий, иллюстраций, просмотр мультфильмов, телепрограмм и пр.). Опосредованные методы рекомендуется использовать тогда, когда с объектами и предметами невозможно познакомиться непосредственно.

       Словесные методы связаны с использованием слова как средства коммуникации, передачи информации. С развитием наглядно — образного мышления у детей старшего дошкольного возраста показ заменяется объяснением, чаще используются рассказ, беседа, чтение без опоры на наглядность, словесные дидактические игры и пр.

В практике работы педагога методы не существуют в чистом виде: наглядные методы сопровождаются словом, в словесных применяются средства наглядности, практические связаны и с теми, и с другими методами.

И.Я. Лернером и Н.М. Скаткиным предложена классификация методов обучения по типу (характеру) познавательной деятельности обучаемых: объяснительно-иллюстративный (информационно — рецептивный), репродуктивный, проблемного изложения, частично поисковый (эвристический), исследовательский.

Метод проблемного изложения позволяет педагогу формировать у детей умение анализировать проблемы, образовательные задачи, показывать образцы осуществления познавательно-исследовательской деятельности. При использовании данного метода получают развитие все познавательные процессы: восприятие, память, мышление, воображение, речь.

   Частично поисковый (эвристический) метод характеризуется тем, что педагогом организуется не сообщение, а добывание знаний. Важнейший итог его использования — освоение детьми способов познания. Частично поисковым данный метод назван в связи с тем, что предполагает помощь педагога в ситуациях, когда обучаемые не могут решить задачу или разрешить проблему самостоятельно.

Исследовательский метод сопряжен с самостоятельным освоением детьми знаний, способов их добывания, выбором методов познания. Использование данного метода определяет высокую познавательную активность детей, интерес к деятельности, системность и осознанность получаемых знаний.

Экспериментирование — это метод умственного воспитания, обеспечивающий самостоятельное выявление ребенком путем проб и ошибок. Например, экспериментирование в измерении (размер, мерка, объем).

В работе дошкольных образовательных организаций традиционно преобладают словесные и наглядные, объяснительные и иллюстративные методы часто в ущерб практическим, проблемным и поисковым. Это закрывает дошкольнику возможность проявлять активную позицию в познании окружающей действительности, применять полученные знания, умения, опыт в различных видах деятельности.

Решение современных задач математического образования требует использования активных методов организации детских видов деятельности — метода проблемного изложения, частично поискового и исследовательского методов. Выбор активных методов организации детских видов деятельности позволяет обеспечить субъектную позицию ребенка в образовательной деятельности, поддержать естественный ход развития психических процессов, коммуникативных способностей, личностного становления.

 Педагогу необходимо уметь не только правильно выбирать методы обучения, но и обеспечивать соответствующий зоне ближайшего развития ребенка уровень сложности заданий, ситуаций, в которые погружаются дети.

Преподавание математики дошкольникам — Обучение маме

Вы задаетесь вопросом, над чем должен работать ваш дошкольник перед тем, как пойти в детский сад? Этот пост является частью серии статей о том, как успешно обучать дошкольника дома. Сегодня мы говорим о математических концепциях. Teaching Math to Preschoolers

Вот над чем должен поработать дошкольник перед детским садом:

Паттерны и отношения:

  • Сортировка по цвету, форме и размеру
  • Заказывает несколько объектов на основе одного атрибута
  • Распознает простые шаблоны и может их дублировать

Очень простой способ научить сортировке — использовать яблоки.Прочтите этот пост о сортировке и построении графиков яблок.

Sorting Apples by Color

Graphing Apples

Числовые понятия

  • Считает до 20
  • Подсчитывает объекты со значением до 10 (однозначное соответствие)
  • Соответствует цифрам
  • Обозначается цифрами 0-10

Это действие с всплывающим подсказкой является отличным средством для помощи в определении и заказе номеров.

Balloon Activity

Использование магнитных помпонов для занятий индивидуальной перепиской — это легко и весело для самых маленьких.Этот пост включает бесплатный PDF-файл, который вы можете использовать.

Number Sort

.

Задания по математике для дошкольников — Оставайтесь дома Педагог

Развитие математических навыков начинается задолго до того, как дети пойдут в формальную школу. Фактически, дошкольники и дети младшего возраста постоянно играют с математикой . Они естественно сортируют и организуют. Они строят и проектируют. Эти математические навыки вызывают у детей естественный интерес, и их начальное развитие происходит в процессе очень естественной игры.

Можно сказать, что математические навыки развиваются естественным образом, но маленькие дети также получают пользу от целенаправленных дошкольных заданий по математике .

Preschool math activities to teach real life applications of numbers, counting, fractions, measurement, and more.

5 дисциплин дошкольной математической деятельности Инструкция

Number Sense
График
Измерение
Создание рисунка
Формы
Сортировка

Хотите знать, чему учить в дошкольной математике?

Не знаете, какие математические навыки вы должны включить в свои планы уроков математики для дошкольников? Или какие виды дошкольной математической деятельности вам следует включить? Возьмите бесплатный контрольный список здесь. Просто щелкните изображение, и PDF-файл будет отправлен на вашу электронную почту.

Как преподавать математику дошкольникам

Маленькие дети любят играть с математикой, и именно через игру можно установить самые сильные математические связи. Эти связи дадут им правильную основу для легкого изучения формальной математики, однако, к сожалению, многие дети младшего возраста заявляют, что ненавидят математику!

Итак, этот просит нас задать вопрос о себе , как о родителях и учителях: Что случилось с их удовольствием и уверенностью? Куда пропала радость? Какую радость они испытывали, развивая математические навыки?

И затем мы спрашиваем… какие дошкольные математические задания являются наиболее важными? Планирую ли я правильные дошкольные занятия по математике, чтобы мои ученики испытывали радость и волнение при изучении математики?

Ранние годы позволяют детям изучать математику естественным образом.Через практические занятия и игру!

Подумайте о малыше, который выстраивает свои тракторы в аккуратный ряд или сортирует крекеры по цвету, или о дошкольнике, которая переворачивает кусок пазла, чтобы найти правильное соответствие, или использует блоки, чтобы построить башню с шагом два. Это примеры дошкольной математической деятельности, которая естественно возникает в раннем детстве.

Они игривы, но целеустремленны. И тоже многозначительный.

И именно благодаря целенаправленным и активным занятиям дошкольники могут получить прочную основу по всем пяти математическим дисциплинам.

Пять дисциплин математики: объяснение

Все математические навыки объединены в пять дисциплин или областей. Они предназначены не только для старшеклассников, средней школы или только для учеников начальной школы. Пять математических дисциплин также применимы к дошкольникам.

Это может показаться пугающим, но это не так, и обучение по всем пяти дисциплинам абсолютно необходимо, чтобы дать дошкольникам наилучшее начало в математике. Их:

  1. Смысл номера
  2. Алгебра
  3. Геометрия
  4. Измерение
  5. Анализ данных

preschool math activities using the 5 disciplines of math

Вы могли подумать: «Серьезно, я должен был преподавать алгебру дошкольников ?!»

Ну да, но если задуматься, преподавать все пять дисциплин не только проще, чем вы думаете, но и подходит для дошкольников с точки зрения развития! Причем, это совершенно необходимо для полноценного и разностороннего дошкольного образования.

Как выглядят пять математических дисциплин в дошкольных учреждениях

Подумайте об этом так: ниже приведены некоторые основные направления в каждой дисциплине.

  1. подсчет, идентификация чисел, сложение и вычитание ( определение числа )
  2. паттернов, сравнение и сортировка ( алгебра )
  3. идентификация формы, дифференциация формы ( геометрия )
  4. сравнение размеров, длины и веса ( измерение )
  5. построение графиков, простая оценка ( анализ данных )

Чтобы узнать больше о каждой области и увидеть, как дошкольные математические задания подходят для каждой области, щелкните следующие ссылки:

Занятия с чувством чисел для дошкольников
Алгебра для дошкольников
Упражнения по геометрии для дошкольников
Измерительные упражнения для дошкольников
Деятельность по анализу данных для дошкольников

Вы взяли БЕСПЛАТНЫЙ контрольный список навыков по математике для дошкольников?

Не гадайте, как преподавать математику с помощью этого бесплатного контрольного списка навыков математики для дошкольников.Просто щелкните изображение, и PDF-файл будет отправлен на вашу электронную почту.

unlimited list of math activities for preschoolers ultimate list of math activities for preschoolers endless lesson of math activities for preschoolers growing list of free math activities for preschoolers giant list of math activities for preschoolers 50+ math activities for preschoolers endless math activities for preschoolers .

Бегущий руководитель: МАТЕМАТИКА И ДОШКОЛЬНИКИ 1. Математика и дошкольники: помощь учителям в объединении. Осмысленное обучение в повседневной деятельности

1 Бегущий руководитель: МАТЕМАТИКА И ДОШКОЛЬНИКИ 1 Математика и дошкольники: Помогаем учителям включать осмысленное обучение в повседневную деятельность Том Кьяромонте, Ph.D. 1, Jenn Kinkel, M.A. 2, Mark Whitney, доктор философии, факультет развития ребенка и образовательных исследований, Fullerton College; 321 E. Chapman Avenue, Фуллертон, Калифорния, Департамент дошкольного образования, школьный округ Хантингтон-Бич; Пляжный бул. Suite 560, Хантингтон-Бич, Департамент развития детей Калифорнии, Колледж Мира Коста; 1 Барнард Драйв, Оушенсайд, Калифорния Примечание: авторы хотели бы поблагодарить детей, семьи, персонал и учителей Лаборатории развития детей и образовательных исследований в Фуллертонском колледже за их помощь и участие в работе над этой статьей.

2 МАТЕМАТИКА И ДОШКОЛЬНИКИ 2 Аннотация Математика является естественной частью дошкольной среды. Маленькие дети активно накапливают математические знания посредством повседневного взаимодействия со своей средой, будь то внутри или снаружи (California Preschool Curriculum Framework Vol. 1, 2010). Хотя это утверждение отражает настроения многих специалистов по дошкольному воспитанию, все еще есть много учителей маленьких детей, которые прибегают к дидактическим методам обучения при обучении математике, используя упакованные материалы, включая рабочие листы, и другие виды деятельности с ограниченным участием детей.В этой статье будут рассмотрены прикладные методы обучения математике детей младшего возраста с использованием конструктивистской педагогики. Все представленные изображения были сделаны в лабораторной школе в большом пригородном колледже в южной Калифорнии. Эта статья была представлена ​​на 32-й ежегодной конференции Ассоциации конструктивистского преподавания, Юнион, Нью-Джерси, октябрь. Ключевые слова: математическое образование, конструктивистская педагогика, обучение на основе запроса, дидактическое обучение

3 МАТЕМАТИКА И ДОШКОЛЬНИКИ 3 Обучение математике маленьких детей: практика, основанная на тревоге. В то время как некоторые учителя маленьких детей используют любую возможность преподавать математику или любую учебную программу, основанную на STEM, многие другие считают, что эту концепцию сложно преподавать должным образом.Возможно, это связано с отсутствием у учителя знаний о том, что дошкольники способны понять или какие занятия лучше всего подходят или подходят для развития маленьких детей. Это могло произойти из-за собственного беспокойства учителя по математике, которое описывается как чувство напряжения, опасения или страха (Ashcraft, 2002). Или также возможно, что некоторые педагоги могут посчитать, что детей дошкольного возраста, особенно тех, кто переходит в детский сад, следует использовать с рабочими листами и другими формами дидактического обучения.Это может быть связано с неправильным пониманием того, что эти формы обучения лучше подготовят детей к учебной программе, которая используется во многих классах начальной школы. Таким образом, проблема, особенно для тех, кто работает с предварительными учителями, заключается в том, как сформировать у педагога понимание математических потребностей маленького ребенка и как создать для этих детей богатую среду, которая, естественно, будет опираться на очень реальные возможности дошкольника потребность в открытиях, исследованиях и социальном познании.В этой статье будут представлены идеи о том, как развить эти аспекты ребенка и создать учебную среду, которая будет стимулировать, оспаривать и раскрывать естественные математические способности ребенка. Ребенок-математик. Дети с самого раннего возраста, кажется, проявляют повышенное внимание к элементарным математическим концепциям и проявляют к ним большой интерес, который формируется только по мере взросления ребенка. Малыш, безусловно, понимает концепцию сложения, поскольку он просит больше крекеров, в то время как дошкольник

4 МАТЕМАТИКА И ДОШКОЛЬНИКИ 4 имеет дело с индивидуальной перепиской, когда она перемещается за столиком с закусками с миской из пяти ломтиков яблока и четырьмя голодными друзьями.Так что же именно нужно маленьким детям, чтобы стать хорошими математиками в своих классах и за его пределами? Прежде всего, рабочая память ребенка нужна для кратковременного хранения и поиска информации. Обычно это начинается во второй половине первого года жизни и позже становится инструментом для изучения таких математических задач, как счет, сложение, вычитание, классификация и шаблоны, когда ребенок становится старше. Ребенку также необходимо иметь представление о символической функции по Пиаже или мысленное представление объектов, образов и чисел.Когда ребенок думает об этих предметах, он может мысленно рисовать их, добавлять, извлекать, сортировать и сравнивать бесконечно. Также необходимо базовое понимание числа. В течение предоперационного периода дети приобретут концепции счета, знания чисел (понимание значения / количества чисел), преобразования чисел (сложение и вычитание сначала в руке, затем в уме), оценки и числовых паттернов (расширение числовых паттернов. , и четкие числовые отношения).Благодаря этим новым наборам навыков дети еще больше готовы исследовать математический мир, который их окружает. Теперь перейдем к более важной задаче — помочь учителям понять, как создать среду, обеспечивающую осмысленное обучение. Создание среды, предоставление времени, поддержка обучения Для того, чтобы дети могли заниматься математикой или другим подобным обучением, среда, материалы и учителя должны быть интересными. В заявлении о своей позиции «Математика для детей младшего возраста: содействие хорошему началу» (Автор, 2010 г.) Национальная ассоциация образования детей младшего возраста и Национальный совет учителей математики перечислили

5 МАТЕМАТИКА И ДОШКОЛЬНИКИ 5 десять требований, абсолютно необходимых для того, чтобы дети усвоили принципы качественного обучения математике.В этом документе подробно рассматриваются три из десяти требований и приводится пример для каждого. Для получения полного списка читателю предлагается получить полную копию заявления о позиции NAEYC / NCTM. Все перечисленные здесь учебные программы проводились в лабораторной школе в большом пригородном общественном колледже в южной Калифорнии. 1. Повысьте естественный интерес детей к математике и их склонность использовать ее для осмысления своего физического и социального мира: Падение «Тыквенного проекта» в южной Калифорнии не так круто, как во многих других частях страны.Однако, как и во многих других частях страны, в это время года много тыкв и других видов тыкв, и они всегда интересны, независимо от адреса. Ученики лабораторной школы, как и многие другие дети, начали проявлять интерес к сквошу в конце сезона. Учителя начали диалог с детьми и принесли литературные материалы, материалы для творчества и манипуляторы, а также попросили родителей обеспечить классы тыквами. Реакция была ошеломляющей, и учителя приступили к работе над проектом, основанным на запросах, который расширил бы знания детей о тыквах, используя математику и другие аспекты социального познания.Сначала тыквы сортировали по форме, размеру, цвету и сорту. Эта информация была задокументирована с использованием многих средств, включая измерение, построение диаграмм, рисование, живопись и даже создание глиняных изображений. Детям было интересно вырастить собственные тыквы, поэтому несколько тыкв были разрезаны, семена исследованы, отсортированы, подсчитаны, высушены, некоторые были съедены, а некоторые были посажены в чашки для получения рассады. Эти саженцы в конечном итоге были пересажены, и

6 МАТЕМАТИКА И ДОШКОЛЬНИКИ 6 Процесс роста продолжится.Конечно, сажать саженцы поздней осенью в более холодном климате не рекомендуется. По мере того как осенний сезон продолжался, дети начали обсуждать возможность самостоятельного приготовления и употребления тыквы. Работая с школьным поваром и родителями, учителя и дети начали изучать рецепты с тыквами. Наибольший интерес вызвали два: тыквенный суп с тайскими ароматами, представленный одной из наших семей, и традиционный тыквенный пирог. Как знает любой повар и математик, рецепты полны чисел, количеств, сортировки и других математических понятий.Измерение, добавление ингредиентов, смешивание, приготовление по расписанию, выливание супа и нарезание пирога — все это аспекты изучения математики, а также аспекты физического и социального мира детей. На реализацию этого проекта ушло несколько недель, и он будет продолжаться по мере того, как саженцы начнут расти. Он объединил математические концепции с аспектами физического и социального мира ребенка, создав исследовательский проект с использованием конструктивистской педагогики. Ребенок с помощью измерительной ленты определяет окружность тыквы.

7 МАТЕМАТИКА И ДОШКОЛЬНИКИ 7 2. Объедините математику с другими упражнениями и другие действия с математикой: Roly Poly Investigation Каждый сад в каждом дворе содержит вездесущий жучок свиноматки. Этот неуклюжий многогранник спокойно живет среди мертвых и умирающих обломков, способен защищаться, засовывая свои многочисленные ноги в покрытый панцирем панцирь, и, конечно же, его любят повсюду дети.Но сколько ног должен втыкать неуклюжий поли? Хотя есть несколько способов правильно прийти к ответу, тщательное расследование, использование ряда действий позволяет ребенку не только придумать окончательный ответ, но и оставить после себя документальные доказательства своих выводов. Этот вопрос задали несколько ребят из лабораторной школы. Были прочитаны книги, и, хотя на страницах было много рисунков и фотографий, ноги неуклюжего полыни было трудно полностью сосчитать, когда на самом деле просто смотрели на двухмерную ошибку на странице.Дети и учителя обсудили эту дилемму, а также возможные способы найти ответ, все согласились, что лучше всего исследовать ошибки как в их естественной среде, так и собрать несколько для более близкого наблюдения. Были собраны лупы, клетки для насекомых, планшеты и карандаши, а также тексты ссылок, и расследование началось. Было установлено, что большое количество жуков обитало в непосредственной близости от драматической игровой площадки на открытом воздухе, и хотя было немного сложно получить точный подсчет, поскольку жуки перемещались в мертвые листья и выходили из них, было несложно собрать несколько живых экземпляров.Их приносили обратно в класс и клали на большие листы белой мясной бумаги для облегчения наблюдений. С

8 МАТЕМАТИКА И ДОШКОЛЬНИКИ 8 увеличительных стекол и планшетов наготове, дети начали считать, пока неуклюжие поли продвигались по бумаге. Чтобы получить наиболее точный подсчет, некоторые ошибки необходимо было устранить, для этого были добавлены блоки юнитов.После тщательного исследования дети пришли к выводу, что у всех неуклюжих поли семь пар ног, всего четырнадцать, а также пара антенн. Дети отнесли эту информацию к мольбертам и задокументировали свое открытие. Слишком часто взрослые, в том числе учителя маленьких детей, быстро отвечают на многие вопросы, которые задают дети. Предоставляя детям возможность читать, исследовать и документировать, используя множество материалов, дети получают более глубокое понимание математического мира, который их окружает.Несколько изображений неуклюжих поли с точным подсчетом семи пар ног. Обратите внимание на слегка изогнутую линию в крайнем левом углу, она представляет антенну Roly poly.

9 МАТЕМАТИКА И ДОШКОЛЬНИКИ 9 3. Предоставьте детям достаточно времени, материалов и поддержки учителей, чтобы они могли участвовать в игре, в контексте, в котором они с большим интересом исследуют математические идеи и манипулируют ими: The Builders Group В кампусе, где расположена лабораторная школа, есть собрание богатых старинных зданий в испанском стиле.Учителя и дети пробираются по университетскому городку на множество экскурсий, иногда просто чтобы полюбоваться архитектурой. После одного такого приключения учителя и дети начали обсуждать воспроизведение среды кампуса в лабораторной школе. Группа вернулась в кампус, теперь укомплектованная блокнотами, бумагой, маркерами, карандашами и фотоаппаратами. Пока дети рисовали здания, учителя фотографировали. По возвращении в лабораторную школу состоялась дискуссия об использовании зданий, прямых линий и геометрических форм, содержащихся в архитектуре, и о том, как они собирались воссоздать здания университетского городка из имеющихся у них материалов.Лабораторная школа имеет специализированные классы или студии только для исследования этих типов идей. Одна из них — строительная студия, где дети могут творить из блоков, пандусов, незакрепленных деталей, переработанных материалов и других элементов дизайна. Дети были заняты тем, что брали свои наброски и копировали их с помощью блоков, других деревянных геометрических фигур, прозрачных пленок и глины. Некоторые дети проектировали определенные аспекты зданий, такие как арки и двери, в то время как другие дети проектировали все здание.Каждое представление было сфотографировано, обсуждено и помещено в блокнот Builders Group. Поскольку дети хотели продолжить свои проекты, они возвращались к записной книжке, а затем добавляли здания. Этот процесс длился буквально несколько месяцев, пока создавались и переделывались представления. Дети начали видеть отношения

10 МАТЕМАТИКА И ДОШКОЛЬНИКИ 10 между линиями и геометрическими фигурами, и не только открыли математические принципы, используемые в строительстве, они начали видеть отношения этих линий и фигур в числах и буквах.Группа строителей стала многогранным проектом, когда дети начали писать, используя линии и кривые, чтобы составлять буквы и слова, что превратилось в проект по обучению грамоте. Чтобы помочь детям разобраться в математическом мире, который их окружает, требуется много времени. Продолжение проекта в течение нескольких дней, недель или даже месяцев не только помогает укрепить математические концепции, но также может привести к появлению идей, которые изначально не предполагались в исходной концепции. Арки — лишь одна из многих интересных форм на территории кампуса

.

11 МАТЕМАТИКА И ДОШКОЛЬНИКИ 11 Подробное изображение кампуса со зданиями, арками и мостами Еще два изображения кампуса с глиной и рисунком

12 МАТЕМАТИКА И ДОШКОЛЬНИКИ 12 Увеличенная фотография блочного здания с добавленными чернилами деталей Заключение Кажется, что дети рождаются математиками, и даже если это не обязательно так, мы знаем, что они живут в мире, богатом математикой.Помощь детям в открытии этого мира обеспечивается не многочисленными дидактическими заданиями по навыкам и отработке навыков, которые, к сожалению, используются во многих классах для детей младшего возраста, а, скорее, повседневной деятельностью. Они могут быть созданы намеренно или могут быть случайно обнаружены в классных комнатах и ​​во дворах

.

13 МАТЕМАТИКА И ДОШКОЛЬНИКИ 13 для каждого раннего детства.Учителя могут охватить и расширить математические знания ребенка, обладая острым глазом, проницательным воображением, непредвзятым умом и, прежде всего, готовностью наблюдать и слушать детей, когда они отправляются в это удивительное математическое путешествие. Источники: Ashcraft, M.H. (2002). Математическая тревога: личные, образовательные и когнитивные последствия. Направления психологических наук, 11, Департамент образования Калифорнии (2010). Рамки программы дошкольного образования Калифорнии: Том 1. Сакраменто, Калифорния: Автор.Национальная ассоциация образования детей младшего возраста (2010 г.). Начало в раннем детстве: содействие хорошему началу. Вашингтон. Автор.

.

Практические занятия по математике для дошкольников

Учить дошкольников математике очень интересно, потому что есть много ежедневных занятий, которые включают математику. Дошкольникам не нужны рабочие листы по математике… им следует учиться в игре и на практике.

15 Hands-On Math Activities for Preschoolers

1. Паттерны с медведями

«Подсчет медведей» — отличный математический инструмент для дошкольников. Вы можете сортировать, подсчитывать или использовать их с узорами. Я создал несколько карточек с образцами, чтобы помочь с этим.Первая страница представляет собой узор AB, что означает, что в узоре чередуются два цвета. Вторая страница представляет собой узор ABC, что означает, что три — это три цвета узора. В этом упражнении ваш дошкольник установит цветного медведя поверх соответствующего цвета, чтобы создать узор. На карточках с образцами ABC последний кружок остается пустым. Ваш ребенок должен сказать вам, какого цвета он должен быть.

Вы можете бесплатно распечатать здесь -> Цветной узор для печати

Patterns Printable Математические навыки: закономерности и взаимосвязи

Здесь вы можете найти больше шаблонных упражнений.

2. Сортировка цветов с медведями

Сортировка — это навык, над которым дошкольники должны много работать. Один из способов сортировки — по цвету. Мы делаем это с помощью наших счетных мишек и сортировочного коврика. Чтобы загрузить бесплатную копию этого материала, нажмите здесь -> Коврик для сортировки по цвету

Color Sorting Mat Математические навыки: закономерности и взаимосвязи

Вы даже можете использовать цветные ленты и помпоны, чтобы попрактиковаться в сортировке! Добавьте пинцет для дополнительной тренировки мелкой моторики.

Обратите внимание на эти бесплатные счетные коврики!

counting mats for preschoolers

3.Разъедатель денег

Интересный способ поработать над сортировкой — это жрать деньги! Это также отличное занятие для развития мелкой моторики. Чтобы увидеть все интересные подробности, нажмите здесь.

Money Muncher

Математические навыки: закономерности и взаимосвязи

4. Сортировка мармелада

Моим детям нравится, когда мы работаем с конфетами! Вы можете сортировать M & M, мармеладки или что-то еще! Чтобы увидеть, как мы сделали это с мармеладом, щелкните здесь.

Jellybean Math

Вы также можете использовать эту распечатку с сортировкой конфет -> Jelly Bean Math

Математические навыки: закономерности и взаимосвязи

Еще одна идея для сортировки — использование игрушечных животных.Попросите их отсортировать по различным характеристикам, например по наземным и морским животным.

5. Графики

Графики всегда полезно знакомить дошкольников. Это не обязательно должно быть сложно, но вы можете выполнить простое действие, например, построить график типов транспорта на гистограмме и использовать маленькие картинки или игрушки (или я использовал ластики из Долларового дерева).

Graphing Transportation

Сделайте построение графиков на практике с помощью яблок! С помощью этого упражнения даже младшие дошкольники могут начать изучение графиков.

Ознакомьтесь с этим бесплатным упражнением по созданию графиков жевательной резинки прямо здесь.

Математические навыки: закономерности и взаимосвязи

6. Формовочное колесо

Это забавное занятие для изучения форм! Просто распечатайте это колесо форм и нарисуйте фигуры того же цвета на прищепках. Попросите ребенка сопоставить прищепку с формой на колесе. Это отлично подходит для развития мелкой моторики!

Чтобы получить колесо свободной формы, нажмите здесь -> Колесо формы

Shape Wheel- Free Printale

Математика: геометрия

7.Сортировщик формы

Сортировщик форм — это простой способ практиковать формы! Я купил эти формы в магазине Michaels Craft всего за 1 доллар! Подробности читайте в этом посте.

DIY Shape Sorter

Математика: геометрия

8. Карты формы лапши

Изящное сенсорное упражнение и увлекательный способ изучения форм — это лапша! См. Сообщение здесь, чтобы загрузить бесплатные карточки фигур.

Shape Cards

Математика: геометрия

9.Пенные палочки

Учите формы в ванне с помощью этих палочек! Вы можете увидеть, как мы это сделали здесь. Foam Shape Activity

Еще один забавный способ практиковать формы — это мои рифмы с фигурами!

shape rhymes 10. Игра в кости

Это действительно забавная игра! Я взял эту деревянную игрушку Melissa & Doug и наклеил на колышки белые круглые наклейки. Я написал цифры 1-6 и получил 2 звезды. Мой сын бросал кости, и на какое бы число они ни выпадали, он бил игрушечным молотком. Если выпавшее число уже выпало, он попал в звезду.Это не только доставляло ему удовольствие, но и он был в состоянии «субитизировать», что означает мгновенное распознавание чисел без подсчета точек.

Dice & Number Game

Математические навыки: числовые концепции

11. Карты звездных номеров

Практикуйтесь в подсчете и распознавании чисел с помощью карточек со звездочками. Возьмите распечатку здесь! Этот отлично подходит для отработки индивидуальной переписки и мелкой моторики.

number cards

Математические навыки: числовые концепции

12.Божья коровка Math

Мы сделали этих очаровательных божьих коровок, и они стали хитом! С ними было не только весело играть, но и мы с ними много считали и разбирали. Прочтите все об этом здесь.

Ladybug Math

Математические навыки: числовые концепции

13. Воздушные шары

Узнайте порядок чисел в этой действительно веселой игре с воздушными шарами! Ознакомьтесь с подробностями здесь.

balloon number game Математика: числовые концепции

14.Оценка с помощью воды

Мы узнали об оценке с помощью пипетки прошлым летом, когда занимались водными видами спорта.

Estimation

Математика: измерение

15. Заливка и сравнение

Мы отработали навыки заливки риса в эти мензурки. Затем я попросил моего сына выстроить их от самых больших до самых маленьких. Использование сравнительных слов, таких как большой / маленький или пустой / полный, помогает научить дошкольников простым концепциям измерения.Это просто, и вы можете подробнее рассказать об этом упражнении.

IMG_9623 Еще один простой способ попрактиковаться в измерениях — это кубы Unifix. Приклейте ленту разной длины на пол или плакатный щит. Затем попросите ребенка измерить линии кубиками Unifix. Это простой способ попрактиковаться в подсчете, измерении и сравнении длин.

measuring with Unifix cubes

Математика: измерение

Наконец, попробуйте этот действительно простой и увлекательный способ попрактиковаться в счете!

15 Hands-On Math Activities for Preschoolers

Если вы ищете задания по цифровой математике, обязательно ознакомьтесь с моими счетными упражнениями с помощью Google Slides.

counting practice using google slides

Надеюсь, вам понравился этот обзор заданий по математике!

Поделиться — это забота!

  • Facebook643
  • Twitter
  • Pinterest33131
.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о