Методы освоения социально нравственного опыта в дошкольном возрасте: Тема 4. Методы освоения социально-нравственного опыта в дошкольном возрасте

Содержание

Тема 4. Методы освоения социально-нравственного опыта в дошкольном возрасте

Комментарии:

В данной работе необходимо охарактеризовать методы социально-нравственного воспитания (способы взаимосвязанной деятельности педагога с детьми и их родителями, обеспечивающие решение задач социально-нравственного воспитания). Методы формирования нравственного сознания – основная функция данной группы методов – обеспечить ориентацию дошкольника в общечеловеческих ценностях добра, справедливости, в ценностях своей семьи и детского сообщества, помочь понять, что такое хорошо, что такое плохо, обеспечить социальную информированность ребенка относительно принятых в обществе норм и правил поведения, выражения чувств и эмоций. К данной группе методов относятся: ознакомление детей с правилами и нормами поведения, пример взрослых, детей, разъяснения и убеждения, этические беседы. Методы формирования нравственного поведения – основная функция – сделать ребенка активным субъектом эмоционально-нравственных проявлений и переживаний в разных видах детской деятельности. К данной группе относятся: упражнения для приучения детей к социально одобряемым формам и способам поведения, метод включения ребенка в социальные ситуации для активного проявления доброго, заботливого, справедливого отношения к окружающим.

Методы стимулирования нравственных чувств и отношений – основная функция – формирование эмоционального опыта ребенка, опыта переживаний, имеющих позитивную окраску. К данной группе методов относятся: поощрение, наказания, использование произведений литературы и искусства.


Охарактеризовать, чем обосновывается выбор методов нравственного воспитания: задачами нравственного воспитания, возрастными особенностями и индивидуальными различиями. При изложении материала придерживаться вопросов для анализа. Высказать свое суждение по рассматриваемым вопросам. Привести примеры, иллюстрирующие теоретические положения. Выполнить задание практического характера.

Вопросы для анализа:

1. Охарактеризуйте понятие «методы социально-нравственного воспитания».

2.Назовите фамилии исследователей изучающих методы социально-нравственного воспитания. Раскройте их основные идеи.

3. Раскройте традиционные и нетрадиционные методы и приемы методы социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Сделайте сравнительный анализ.


Практическое задание:На основе указателей статей в 12-м номере журнала «Дошкольное воспитание» составьте библиографию публикаций по проблемам социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста за любые пять лет с 2000 года. Обратите внимание и проанализируйте, изменилась ли тематика, подходы к проблеме за этот период. Выделите основные темы, обобщите их. Сгруппируйте по рубрикам, например, «Интересные методы социально-нравственного воспитания», «Вопросы теории» и др., сделайте общий вывод о рекомендациях по использованию этих статей в практике работы воспитателя дошкольного учреждения. В Приложении представьте подборку статей по одной из рубрик (на ваш выбор).

Рекомендуемая литература:

1. Дошкольная педагогика /Авторы-составители О.В.Солнцева, Т.И.Бабаева, М.В.Крулехт. – СПб, 2005. – 125с.

2. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — 6-е изд., испр.; Гриф МО. — М.: Академия, 2006. — 415 с.

3. Непомнящая, Н.И. Становление личности ребёнка 6 – 7 лет /
Н.И. Непомнящая. – М., 1992.

4. Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста / С.В. Петерина. – М., 1986.

5. Петрова, В.И. Нравственное воспитание в детском саду / В.И. Петрова, Т.Д. Стульник. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Презентация к уроку (старшая группа) на тему: Методы социально-нравственного воспитания дошкольников

Слайд 1

Методы социально-нравственного воспитания дошкольников Подготовила Алтунина Наталья Юрьевна в оспитатель 1 квалификационной категории

Слайд 2

Методы социально-нравственного воспитания дошкольников -Методы формирования навыков и привычек поведения -Методы формирования нравственных представлений, суждений, оценок; -Методы коррекции поведения.

Слайд 3

Методы формирования навыков и привычек поведения- обеспечивают накопление у детей практического опыта социального поведения. 1) Метод приучения ребёнка к положительным формам общественного поведения( здороваться и прощаться, благодарить за услугу ,вежливо отвечать на вопросы, бережно относиться к вещам и т.п. К этому они приучаются с помощью упражнений, предполагающих включение детей в разнообразную практическую деятельность ,в общении со сверстниками и взрослыми (в естественных и специально создаваемых ситуациях).

Слайд 4

2) Метод поручения в сочетании с примером взрослых или других детей. При этом у ребёнка должно возникнуть желание быть похожим, подражать. Если пример получил отражение в деятельности ребёнка, можно говорить о его значении и активном влиянии на личность ребёнка. 3) Метод целенаправленного наблюдения ,организованного педагогом ( например, младшие дети наблюдают дружные игры старших дошкольников Это не просто пассивный метод, он питает детский опыт, формирует отношение к явлению и положительно влияет на поведение .Можно использовать показ действия. Этот метод эффективен в воспитании навыков культурного поведения у детей.

Слайд 5

4 ) Метод организации воспитателем деятельности, носящей общественно полезный характер. (например ,коллективный труд по уборке участка, по посадке цветов, кустарников и др.)

Слайд 6

5) Метод –детская игра, особенно сюжетно-ролевая игра. Она дает возможность наиболее свободно и самостоятельно устанавливать отношения с другими детьми, выбирать темы, игровые цели и действовать на основе знания норм и поведения, имеющихся представлений о явлениях действительности. Игра позволяет взрослому ясно увидеть достижения и недостатки в уровне нравственного развития ребёнка, наметить задачи его воспитания.

Слайд 7

Методы формирования нравственных представлений, суждений, оценок ; Беседы на этические темы; Чтение художественной литературы; Рассказ; Рассматривание и обсуждение картин иллюстраций, диафильмов; Убеждения. Эти методы широко используются как в образовательной деятельности так и в повседневной жизни детей.

Слайд 8

Методы коррекции поведения. Поощрение и наказание. Поощряя ,нужно учитывать следующие педагогические требования : Поощрять нужно своевременно и умело. Поощрение предусматривает конкретные определения ,например: « добрый», «вежливый» и др. Этими словами подчёркивается нравственный смысл поступков. Поощрение должно быть заслуженным . Поощрять нужно только те поступки ,которые требуют физических, умственных, нравственных усилий. В любом поощрении нужно знать меру, не следует захваливать одних и тех же детей. Необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности.

Слайд 9

Формы наказания : замечание, лишение ласки, временный отказ от бесед и разговора с ребёнком, запрет заниматься любимым делом, лишение общения со сверстниками и обещанных удовольствий, предупреждение, что про поступок узнают другие, обсуждение поступка всеми членами семьи или в коллективе сверстников. Требования к использованию наказаний: Прежде чем наказать ,нужно выяснить причину непослушания. Наказание должно быть справедливым, за аморальный поступок. Наказание не является обязательным методом воспитания. Наказание требует большого такта, терпения, осторожности. Наказания нужно сочетать с требовательностью. Взрослый должен быть непоколебим в своём решении ,иначе ребёнок будет надеяться на его отмену. Воспитателю надо предусматривать реакцию детей на наказание ,стараться чтобы они осознали неприемлемость их действий. Наказание базируется на уважении к личности ребёнка. Взрослым нужно помнить о мере наказания. Вред частых наказаний очевиден : ребёнок начинает обманывать, чтобы избежать наказания или перестанет реагировать на него. Частые наказания говорят о беспомощности воспитателя.

Слайд 11

с

Слайд 12

Спасибо за внимание

Консультация на тему: Методы нравственного воспитания

Методы нравственного воспитания дошкольников.

Методы воспитания — это способы педагогического воздействия, с помощью которых осуществляется формирование личности ребенка.

Воспитание детей требует комплекса различных методов. В дошкольной педагогике принята такая классификация методов нравственного воспитания детей:

— методы формирования навыков и привычек поведения;

— методы Формирования нравственных представлений, суждений, сценок;

— методы коррекции поведения.

  1.  Методы формирования навыков и привычек поведения. 

Эта группа методов обеспечивает накопление у детей практического опыта общественного поведения.

Сюда относится метод приучения ребенка к положительным формам общественного поведения (здороваться и прощаться, благодарить за услугу, вежливо отвечать на вопросы, бережно относиться к вещам и т.п.). К этому они приучаются с помощью упражнений. предполагающих включение детей в разнообразную практическую деятельность, в общение со сверстниками и взрослыми (в естественных и специально создаваемых ситуациях).

Метод поручения дает наибольший эффект, если он сочетается с примером взрослых или других детей. При этом у ребенка должно возникнуть желание быть похожим, подражать. Если пример получил отражение в деятельности ребенка, можно говорить о его значения и активном влиянии на личность ребенка.

Большое значение имеет метод целенаправленного наблюдения. организованного педагогом (например, младшие дети наблюдают дружные игры старших дошкольников). Это не просто пассивный метод, он питает детский опыт, исподволь формирует отношение к явлению и положительно влияет на поведение. Можно использовать показ действия. Этот метод эффективен в воспитании навыков культурного поведения у детей.

Очень важен метод организации воспитателем и родителем деятельности, носящей общественно полезный характер (например, коллективный труд по уборке участка, по посадке кустарников, цветов и др.). Важным методом является детская игра, особенно сюжетно-ролевая. Она дает ребенку возможность наиболее свободно и самостоятельно устанавливать отношения с другими детьми, выбирать темы, игровые цели и действовать на основе знания норм и правил поведения, имеющихся представлений о явлениях действительности. Игра позволяет взрослому ясно увидеть достижения и недостатки в уровне нравственного развития ребенка, наметить задачи его воспитания.

2. Методы Формирования нравственных представлений, суждений. оценок включают:

  • беседы на этические темы,
  • чтение художественной литературы,
  • рассказ,
  • рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, диафильмов;
  • метод убеждения .

Эти методы широко используются как на занятиях, так и в повседневной жизни детей. При этом воспитатель должен избегать морализирования, усвоения знаний детьми должно протекать на фоне их положительного эмоционального состояния. Формирование у детей правильных оценок поведения и отношений людей способствует превращению моральных представлений в мотивы поведения.

3. Методы коррекции поведения .

 Если методы первых двух групп относятся к основным методам нравственного воспитания, то методы этой группы — вспомогательные. Это методы поощрения и наказания. В поощрениях и наказаниях чаще всего фиксируется результат нравственной воспитанности ребенка.

Поощрение (воспитателя) может проявляться в разных формах: одобрение, улыбка, кивок головы, подарок, рассказ о положительных поступках ребенка в кругу семьи или перед сверстниками, совместный труд детей и взрослых, поручение ответственного дела, поход в кино, парк и др.

Поощряя, нужно учитывать следующие педагогические требования :

1, Поощрять нужно своевременно и умело.

2, Поощрение предусматривает конкретные определения, например: «добрый», «вежливый» и др. Этими словами подчеркивается нравственный смысл поступков.

3. Поощрение должно быть заслуженным. Поощрять нужно только те поступки, которые требуют физических, умственных, нравственных усилий.

4. В любом поощрении нужно знать меру, не следует захваливать одних и тех же детей.

6. Необходимо учитывать возрастные и индивидуальные осооенности.

Наказание нельзя рассматривать как обязательней метод воздействия, В воспитании дошкольников можно обойтись без наказаний при условии индивидуальным особенностям, при такой организации педагогического процесса, когда все дети заняты содержательной нравственно направленной деятельность». Современная педагогика исключает физические наказания, запугивания, обидные характеристики; наказания, унижающие достоинство личности ребенка; наказания трудом, лишением еды, сна, прогулки.

Наказание может осуществляться в следующих формах: замечание, лишение ласки, временный отказ от бесед и разговора с ребенком, запрет заниматься любимым делом, лишение общения со сверстниками и обещанных удовольствий, предупреждения, что про поступок узнают другие, обсуждение поступка всеми членами семьи или в коллективе сверстников.

Требования к использованию наказаний:

1. Прежде чем наказать, нужно выяснить причину непослушания. Наказание должно быть справедливым, за аморальный поступок,

2. Наказание не является обязательным методом воспитания.

3. Наказание требует большого такта, терпения, осторожности.

4. Наказания нужно сочетать с требовательностью. Взрослый должен быть непоколебим в своем решении, иначе ребенок будет надеяться на его отмену.

5. Воспитателю надо предусматривать реакцию детей на наказание, стараться, чтобы они осознали неприемлемость их действий.

6. Наказание базируется на уважении к личности ребенка.

7. Взрослым нужно помнить о мере наказания. Вред частых наказаний очевиден: ребенок начинает обманывать, чтобы избежать наказания или перестает реагировать на него. Частые наказания говорят о беспомощности воспитателя.

Статья на тему: Формы и методы работы направленные на формирование нравственных качеств у дошкольников

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ

Здоровье определяется не только хорошим физическим состоянием. Если человек совершает действия приносящие вред окружающим, общество не может назвать его здоровым. В настоящее время наблюдается дефицит нравственности. Проблема формирования нравственных качеств должна решаться с самого раннего возраста и основной акцент необходимо делать на воспитание общечеловеческих ценностей. Дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для целостного развития ребенка. У детей формируются нормы поведения, направленность личности, закладывается характер.

Психологи подчеркивают значение для формирования нравственных чувств ребенка его практического нравственного опыта, приобретаемого в деятельности и в непосредственном общении с другими людьми.

Особое внимание я уделяю формированию на основе нравственных чувств этической нормы справедливости у дошкольников. Работу провожу в комбинации традиционных и нетрадиционных форм обучения. Использую в работе идеи Д.В. Антонова, который рассматривал чувства как результат обобщения нравственного опыта ребенка. Когда дошкольник, исходя из своего личного нравственного опыта, оценивает поступки, улавливая только их непосредственное значение для окружающих. Также руководствуюсь рекомендациями П.М. Якобсона и Б. Перэ по умению детей анализировать  поступки сверстников. При формировании этической нормы справедливости опираюсь на опыт Т.А. Кондратович, которая рассматривала влияние эмоционально-выразительных иллюстраций на понимание детьми нравственного смысла поступков героев художественных произведений в установлении правильного эмоционального отношения к героям.

Кроме традиционных форм работы с детьми при формировании этической нормы справедливости я предлагаю использовать и нестандартные формы: проблемотерапия, опосредованная и психоэмоциональная оценки действий, цветотерапия, опорные схемы.

Удачным является прием оценки поступков детей через персонажа. В группе появляется двусторонняя кукла по имени Злодобрейка. Одна сторона которой имеет доброе выражение лица и хвалит детей, совершающих добрые, справедливые поступки. А другая сторона куклы имеет осуждающее выражение лица. Этой стороной кукла поворачивается к детям, если в группе случаются несправедливые поступки. Через персонажа, но психологически самостоятельно, я побуждаю детей оценивать свои нравственные поступки.

При описании детьми картинок, изображающих положительные или отрицательные действия, использую опорные схемы. Сначала предлагаю разработанную схему описания, а затем, совместно с ребятами мы составляем на ее основе схему, близкую им. Реализуется деятельностный подход.

Большой интерес вызывает у детей появление в группе дерева честных поступков. В конце дня, дети, совершившие честные, справедливые поступки могут прикрепить к дереву цветок. Насколько сильно «зацвело» дерево, делаем вывод о том, сколько справедливых поступков было совершено в группе за день.

Результативно используется в решении проблемы такая форма работы, как создание в группе экрана добрых дел. Ребенок делает самооценку своего справедливого и несправедливого поведения в различных видах деятельности в течение дня.

В работе с родителями я предлагаю использовать такой прием, как создание в раздевалке копилки справедливости. Если ребенок за день совершает справедливый поступок, то на его шкафчике появляется солнышко. Если же поступок несправедливый – тучка. Каждый родитель имеет возможность увидеть результат нравственных поступков своего ребенка.

Мною разработано перспективное планирование работы по формированию нравственных качеств у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Данный перспективный план рекомендуется для старшей группы детского сада.

Месяц

Содержание работы

Формы

работы

Работа с

родителями

Сентябрь

1        неделя

О честности и справедливости по рассказу Н.Носова «Карасик»

беседа

2 неделя

Наблюдение за кроликом

занятие

Месяц

Содержание работы

Формы

работы

Работа с

родителями

3 неделя

Коллективная работа аппликация на тему: «Листопад»

занятие

4 неделя

«Ласковое имя»

минутка вежливости

Октябрь

1 неделя

«Золотая осень»

Экскурсия-прогулка в парк

2 неделя

Рассказывание русской народной сказки «Сивка-бурка»

занятие

3 неделя

гостиная для родителей

4 неделя

«Поможем малышам постирать одежду кукол»

коллективный труд

Ноябрь

1 неделя

О скромности по рассказу В. Катаева «Грибы»

беседа

2 неделя

Рисование на тему: «Не обижайте котенка»

занятие

3 неделя

«Рыболовецкое судно»

Сюжетно-ролевая игра

4 неделя

«Путешествие в заповедник»

занятие

Декабрь

1 неделя

«Птицы — наши маленькие друзья»

беседа

2 неделя

«Щедрость и жадность»

занятие

3 неделя

«Уважаемый Крот! Господин Еж! Сударыня Белочка!»

минутка вежливости

4 неделя

«Зимовье в лесу»

занятие

Январь

1 неделя

«Воспитание нравственности»

этическая беседа

2 неделя

«Наблюдение за волнистым попугаем»

занятие

3 неделя

посиделки для родителей и детей

«Веселье и труд рядом живут»

4 неделя

Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Лев и собачка»

занятие

Февраль

1 неделя

«Спасатели»

сюжетно-ролевая

игра

Месяц

Содержание работы

Формы

работы

Работа с

родителями

2 неделя

Аппликация на тему: «Скворечник»

Занятие

3 неделя

«Доброе слово и кошке приятно»

развлечение

4 неделя

«Что такое хорошо и что такое плохо»

беседа

Март

1 неделя

консультация

«У истоков морали»

2 неделя

«Красная книга природы»

занятие

4 неделя

«Жизнь животных в весеннем лесу»

беседа

Апрель

1 неделя

Легко ли быть справедливым?

занятие

2 неделя

«Не мешайте мне трудиться» (посев моркови)

труд на огороде

3 неделя

посиделки для родителей и детей

«Семейный альбом»

4 неделя

«Деревья как люди»

занятие

Май

1 неделя

«Пруд и его обитатели»

экскурсия

2 неделя

Показ кукольного театра «Добрая сказка»

развлечение

3 неделя

«Клуб путешественников»

сюжетно-ролевая игра

4 неделя

«Как бы ты поступил?»

решение логических задач

Статья (старшая группа): Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста

Любовь, сострадание, доброта, милосердие, честность, дружба, справедливость…Простые нравственные человеческие качества. Они затрагивают душу взрослого и ребенка. Мы взрослые видим как меняется мир. Обострение нравственной ситуации в мире все отчетливее приводит к пониманию того, что кризис социально-нравственных ценностей – это во многом кризис мировоззрения и сознания человечества. Существует всеобщая обеспокоенность нравственной ситуацией: дети, брошенные родителями, отсутствие чувства долга, совести, милосердия.

Бог создал людей добрыми, хорошими. Тогда почему мы делаем плохие поступки, почему не совершаем добрых дел, почему ругаемся и злимся, становимся жадными и завистливыми, несправедливыми.

Закладывание социально-нравственных основ должно начинаться с детства. Дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования нравственной личности. Еще в старину люди говорили: «Воспитывать ребенка надо когда он лежит поперек кровати, а не в длину».

А. Сухомлинский говорил: «Если дать волю всему, что зеленеет, плодовое дерево одичает, обильная поросль «волчков» забьет плодоносные ветки».

На вопрос «как делать?» помог ответить Л.Н. Толстой: «Доброе дело совершается всегда с усилием, но когда усилие повторено несколько раз, тоже дело становится привычкой».

Конечно, одни наши беседы, занятия, игры не могут полностью изменить детское мировоззрение. Цель педагога – помочь ребенку задуматься о доброте и милосердии, дать толчок к самостоятельной, осознанной деятельности.

Нравственные ценности пронизывают собой всю духовную культуру общества. Нравственность по своей природе имеет социально-нормативный характер. Нравственная норма определяет общественно необходимые типичные варианты нравственного поведения. Нравственная норма – это такое средство, которое дает ориентацию человеческой личности, указывает, какие поступки являются допустимыми и предпочтительными и какие следует избегать.

Нравственная личность не может быть сформирована самостоятельно. Для ребенка в качестве носителя социально-нравственных норм выступает взрослый и общество в целом. Формирование самосознания дошкольника происходит в результате взаимодействия с окружающими людьми. Семья и дошкольное учреждение – основные институты социализации детей дошкольного возраста.

Большинство педагогов, в частности И.А. Сикорский, В.А. Сухомлинский, В.П. Вахтерев определяют роль взрослого в нравственном воспитания детей. В.А. Сухомлинский утверждал, что «без идеала нет стержня человеческой личности». Методом нравственного воспитания в период раннего детства И.А. Сикорский считал подражание. Ввиду того, что данный феномен присущ именно детскому возрасту, взрослые обязаны окружить ребенка положительными примерами собственного поведения.

В.П. Вахтерев отмечал, что независимо от личного желания взрослый человек оказывает воспитательное воздействие на ребенка всем своим поведением, свои образом жизни, каждым своим поступком. Следовательно, для того, чтобы воспитать нравственную личность, близкий человек должен быть сам высоко нравственным.

И.А. Сикорский справедливо указывал на незаменимое воспитательное воздействие семьи на детей, т.к. важность семьи в деле воспитания вытекает из ее способности семейного воспитания, семейного воздействия, а также патогенное родительское поведение формируют дефицит условий развития личности. В данном случае дошкольное учреждение, и, наоборот, поддерживать нравственные основы, заложенные социально-здоровой семьей, создавать оптимальные условия для развития личности.

Объектом исследования является нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Предметом исследования: педагогические условия воспитания гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Цель: определить гуманные чувства у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. определить содержание, методы, и средства воспитания гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста;

2. выявить педагогические условия воспитания гуманных чувств детей старшего дошкольного возраста;

3. рассмотреть психологические особенности детей старшего дошкольного возраста;

4. разработать методику воспитания гуманных чувств у детей дошкольного возраста и оценить ее результативность

Методы: анализ литературы по проблемам исследования, беседа, анкетирование.


1.1 Содержание, методы и средства воспитания гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста 

На всех этапах развития педагогической науки под разным углом зрения и с разной глубиной обсуждались цели, содержание, методы нравственного воспитания. По-разному  интерпретировался и сам термин «воспитание нравственных чувств», иногда подменяемый понятиями «моральное воспитание», «духовное воспитание». Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития, не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые  ситуации  и не поддается негативному воздействию извне.

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования у ребенка различных чувств, в том числе гуманных.

Гуманные чувства — это эмоциональное отношение человека, направленное на других людей, животных, природу, выражающееся в сочувствии, сопереживании, жалости, сострадании, милосердии и т.д. О сформированности у человека гуманных чувств можно судить по его доброте, отзывчивости, стремлению прийти на помощь другому человеку, способности чем-то пожертвовать ради другого.

«Гуманизм» как ключевое философское понятие обозначает «человечность» (humanitas- «человечность»). Оно может употребляться в следующих смысловых значениях: обозначение нравственных качеств личности — человечности, доброты, уважения; выражение особого отношения к человеку как высшей ценности жизни.

Гуманность — это уважение к людям, забота об их благе, сострадание, доброжелательность, милосердие. Гуманность проявляется в сопереживании человеку, попавшему в беду, готовности прийти ему на помощь, во всех жизненных ситуациях творить добро, противостоять злу.[2, с. 43]

Задача воспитания у детей гуманных чувств решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям. Важно, чтобы взрослые выражали одобрение по поводу хорошего поведения ребенка, его доброжелательного отношения к сверстнику, поощряли дружные совместные игры, стремление выручить товарища, оказать помощь; важно, чтобы они искренне разделяли радость малыша при удачном завершении трудного для него дела, поощряли робкого ребенка, который боится неудач.

Содержание нравственного воспитания дошкольников включает следующие смысловые блоки:

-воспитание гуманности как качества  личности;

— воспитание коллективизма;

— формирование начал гражданственности и патриотизма.

Воспитание гуманности представляет собой формирование такого нравственного качества, которое подразумевает сочувствие, сопереживание, отзывчивость, эмпатию.

 Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, природе, к самому себе. Исследования показывают, что подобное отношение может складываться у детей уже в дошкольном возрасте. В основе этого процесса лежит умение понимать другого, переносить переживания другого на себя.

 Формирование гуманного отношения к людям и природе начинается с раннего детства. При систематической работе, направленной на воспитание гуманного отношения дошкольников к окружающим людям и природе, у детей формируется гуманизм как нравственное качество. Иначе говоря, гуманизм входит в структуру личности как качественная ее характеристика.

 Следует подчеркнуть, что воспитание гуманных чувств и отношений — процесс сложный и противоречивый. Умения сочувствовать, сопереживать, радоваться, не завидовать, делать добро искренне и охотно в дошкольном возрасте лишь закладываются.

 Воспитание коллективизма как нравственного качества дошкольника основано на формировании положительных, доб

Презентация по теме: Социально-нравственное воспитание дошкольников

«Наши дети- это наша старость, плохое воспитание- это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед страной»

А.С. Макаренко

«Ребёнок- зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается

нравственная чистота матери и отца»

В.А. Сухомлинский

 

— Социально-нравственное воспитание — это активный целенаправленный процесс вхождения ребенка в социальную среду, когда происходит усвоение моральных норм, ценностей, формируется нравственное сознание ребенка, развиваются нравственные чувства и привычки поведения.

—  Нравственность любого ребёнка начинается в семье. Воспитание доброты, честности, справедливости, правдивости может быть в семье, где царит здоровая нравственная атмосфера, в которой не допускается лицемерие, ложь, нечестность и фальшь в отношениях.

—  Нравственность ребёнка возможна там, где нет лжи, где существует вера друг в друга, тепло и добро дома, где в случившимся с тобой несчастье тебя не обвиняют, а поддерживают. Но поддержка должна быть правдивая, честная, справедливая.

—  Основа нравственного воспитания – правдивость и объективность семьи, отсутствие у ребёнка боязни за то, что он сделал что-то не так. Ребёнок должен не бояться, а стыдиться за свой плохой поступок, переживать из-за него, мучиться и страдать, чтобы подобное никогда не произошло с ним.

 

Содержание социально-нравственного воспитания включает формирование социально-нравственной культуры личности дошкольника и её отдельных компонентов – мотивационно — поведенческого и эмоционально-чувственного.

Данные компоненты формируются и складываются в единую систему в ходе следующих этапов работы (по С. А. Козловой):

— предварительного,

—  базового,

—  художественно-ознакомительного,

—  эмоционально-действенного.

Их содержание подбирается в соответствии с образовательными программами (например, программа социального развития и воспитания дошкольников и младших школьников «Я-человек!» С.А. Козловой, программа нравственного воспитания дошкольников «Дружные ребята» Р.С. Буре и др.).

За период дошкольного детства у детей формируются:

а) представления о социальном окружении, об общественных событиях, доступных их пониманию, рождающие чувство гордости, начала патриотизма;

б) знания о труде людей; о том, что все окружающее – результат труда многих поколений, создавших материальные и духовные ценности общества: дом, в котором живет ребенок; школа, в которой он будет учиться; лес, парк, речка, сад, которые сохраняются благодаря труду людей;

в) знания о природе, растительном и животном мире, которые становятся основой для воспитания любви к Родине, побуждают к заботе о животных и растениях родного края, вызывают чувство восхищения, поддерживают эмоционально положительное состояние;

г) знания о себе как субъекте деятельности, отношений, интересов.

д) знания о моральных нормах общества, сохраняющихся в народных традициях, обычаях, а также в правилах, регулирующих отношения между людьми на основе справедливости и гуманизма.

Задачи нравственного воспитания

—  Формирование нравственного сознания;

—   формирование социальных эмоций, нравственных чувств к разным сторонам социального окружения;

—  формирование нравственных качеств и активности их проявления в деятельности и поступках;

—  воспитание полезных навыков и привычек поведения;

—  формирование доброжелательных взаимоотношений, начал коллективизма и коллективистической направленности личности дошкольника.

Существует несколько классификаций методов социально-нравственного воспитания.

Например, классификация В.И. Логиновой, основанная на активизации механизма нравственного развития в процессе воспитания:

—  Методы стимулирования чувств и отношений (пример взрослых, поощрение, наказание, требование).

—  Формирование нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью).

—  Формирование нравственного сознания (убеждение в форме разъяснения, внушение, этические беседы).

                         методы 

Классификация Б. Т Лихачева опирается на логику самого процесса нравственного воспитания и включает:

—  Методы доверительного взаимодействия (уважение, педагогические требования, убеждение, обсуждение конфликтных ситуаций).

—  Воспитательное воздействие (разъяснение, снятие напряжения, актуализация мечты, обращение к сознанию, чувству, воли, поступку).

—  Организацию и самоорганизацию воспитательного коллектива в перспективе (игра, соревнования, единые требования).

Средства соц- нравств воспитания

—  Ознакомление детей с разными сторонами социального окружения, общение с детьми и взрослыми;

—  Организация деятельности детей – игры, труд и др.;

—  Включение детей в предметно-практическую деятельность, организация коллективных творческих дел;

—  Общение с природой;

—  Художественные средства: народный фольклор, музыка, кино и диафильмы, художественная литература.

Формы организации социально-нравственного
воспитания могут быть представлены в следующих видах.

—  организации совместной деятельности взрослых и детей, под которой можно понимать деятельность двух и более участников процесса социально-нравственного воспитания по решению задач социального и нравственного воспитания на одном пространстве и в одно и то же время.

—  организации самостоятельной деятельности детей, под которой понимается общение и свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально, а также менять способ организации своей активности: с совместно-раздельного и совместно-последовательного до совместно-распределенного, связанного с практикой коллективных творческих дел.

Этапы соц-нравст. воспит

Теоретические основы социально-нравственного воспитания дошкольников заложили Р.С. Буре, Е.Ю. Демурова, А.В. Запорожец и др.

  1 этап – формирование социальных эмоций и нравственных чувств;

  2 этап – накопление знаний и формирование нравственных представлений;

  3 этап – переход знаний в убеждения и формирование на этой основе мировоззрения и ценностных ориентаций;

  4 этап – претворение убеждений в конкретное поведение, которое можно назвать нравственным.

 

Особенности развития нравственного воспитания

—  у детей складываются первые моральные суждения и оценки; первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы;

—  возрастает действенность нравственных представлений;

—  возникает сознательная нравственность, то есть поведение ребенка начинает опосредоваться нравственной нормой.

В дошкольном возрасте нравственные представления дошкольника влияют на его обыденную жизнь. В реальной жизни ребенок демонстрирует попытки совершать нравственные действия и разрешать конфликты, проявляя эмоциональную направленность на окружающих.

Основные способы нравственного воспитания

  Приучение

  Упражнение

  Воспитывающие ситуации

  Поощрение

  Пример для подражания

  Разнообразие словесных методов

  Разъяснение

  Беседа

 

Воспитание социально — нравственных навыков и привычек – важнейшее звено формирования нравственного поведения и становления личности. Складывающиеся нравственные привычки ребенка отражаются, прежде всего, на его культуре поведения, внешнем облике, речи, на его отношении к вещам, на характере общения с окружающими людьми.

 

Социально-нравственное воспитание дошкольников в ДОУ и его роль в развитии личности

Библиографическое описание:

Сокольникова, Н. М. Социально-нравственное воспитание дошкольников в ДОУ и его роль в развитии личности / Н. М. Сокольникова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 10 (27). — С. 10-13. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/145/4589/ (дата обращения: 04.10.2020).



В рамках реализации ФГОС деятельность дошкольных образовательных учреждений направлена на всестороннее развитие личности ребенка с последующей адаптацией в обществе. Одним из приоритетных направлений деятельности нашего ДОУ является социально-нравственное развитие, которое предусматривает усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности [4].

В нравственном воспитании дошкольников весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, эмоциональной отзывчивости, эмпатии. Вырастить ребенка и воспитать в нем личность — задача непростая и очень ответственная. Вхождение ребенка в социальную среду — это целенаправленный и активный процесс. Ребенок осваивает моральные нормы и ценности. У него формируется нравственное сознание, развиваются нравственные чувства, закладываются привычки поведения. Это составляющие социально — нравственного воспитания в современных условиях. В наши дни педагог, занимаясь социально-нравственным воспитанием детей в современных условиях, обязан переводить моральные нормы в правила, служащие ребенку регуляторами его поведения, добиваться выполнения дошкольником действий, которые с одной стороны, соблюдают эти нормы, а с другой стороны соответствуют ситуациям, возникающим в повседневной жизни и содержащим в себе моральный смысл [2].

В частности, одной из задач этого направления является усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. Таким образом, нравственное воспитание является частью социально-коммуникативного развития ребенка.

Целенаправленная работа в данном направлении ведется педагогами нашего ДОУ на протяжении многих лет. Задачами социально-нравственного воспитания дошкольников являются:

  1. Формирование основ нравственных качеств личности ребенка, его начальных представлений и эмоций, поведенческих позиций.
  2. Формирование бережного отношения к морально-этическим, общечеловеческим ценностям.
  3. Развитие самоконтроля и самосознания ребенка с целью соответствия его поведения определенным правилам и стандартам, принятым в обществе.

Отсюда вытекают основные формы взаимодействия с детьми:

– Знакомство с произведениями художественной литературы, сюжеты которых отражают нравственные проблемы;

– Этические беседы нравственного содержания;

– Сочинение историй, сказок;

– Анализ и игровое проектирование проблемных ситуаций.

Основными формами взаимодействия с дошкольниками являются:

Знакомство детей с произведениями литературы, сюжеты которых отражают нравственные проблемы. Возможности обучения значительно возрастают, если применять интегрированные занятия или использовать примеры из жизни самих ребят. Необходимо включать детей в разнообразные виды деятельности, в которых они приобретают конкретный опыт моральных поступков и отношений.

Эффективным методом уточнения и систематизации нравственных представлений дошкольников является этическая беседа. Содержание этических бесед составляют подлинно жизненные ситуации или ситуации, которые описаны в художественном произведении, поведение окружающих людей и самих детей. Поэтому необходимы ситуативные разговоры с детьми о состояниях, переживаниях героев литературных произведений или героев реальных ситуаций, о правильности их поступков.

Процесс сочинения историй, сказок станет творческим как для педагога, так и для ребенка, если он будет организован как исследовательская, поисковая деятельность. Такие творческие задания сформируют у ребенка умение думать, рассуждать, подвигнут к самостоятельному поиску решений, к моделированию собственного поведения. Дошкольник на конкретных примерах самостоятельно может определить нарушение нормы поведения и найти способ, как его исправить. Дальше дети самостоятельно смогут придумывать небольшие рассказы, включая в них усвоенные знания.

Анализ и игровое проектирование проблемных ситуаций представляет собой практическую деятельность, включающую игровые ситуации, ролевые игры, игры-драматизации на нравственные темы, т. к. моральная этика формируется в единстве слова и дела. Наличие нравственных элементов в игре позволяет педагогу знакомить дошкольников с духовными ценностями окружающего их мира. Игровые модели должны строиться в соответствии с интересами и возможностями детей, с их социальным опытом и возрастными особенностями. Осуществляя взаимодействие с детьми, мы стараемся придерживаться принципов гуманистической педагогики, а именно:

– создавать атмосферу, благоприятствующую появлению новых идей, вселяющую уверенность в себе и желание высказываться;

– использовать ошибки детей для формирования нового, позитивного взгляда, а не для осуждения.

В группах нашего дошкольного учреждения оборудованы уголки духовно-нравственного воспитания детей. Здесь размещается материал, дающий детям первоначальное представление о православии: это подборка иллюстраций с изображением храмов и их архитектурных особенностей, православные календари для детей, художественная литература («Детская Библия», сказки, былины, предания), литература для родителей и педагогов, аудио и видеоматериалы, демонстрационный и раздаточный материал для проведения тематических мероприятий, картотеки с русскими народными подвижными играми, альбомы с иллюстрациями. В течение года регулярно ведётся работа о народных и православных праздниках, с которыми мы знакомим детей — Рождество, Масленица, Благовещение, Пасха, Троица, Преображение Господне. Оформлены уголки Белгородоведения, в которых размещаются материалы для знакомства детей с «малой родиной», природой родного края, животным и растительным миром; выдающимися людьми нашей области. В нашем ДОУ мы стараемся создать все необходимые условия для осуществления работы в данном направлении, повысить свой духовно-нравственный потенциал и профессиональную компетентность в вопросах православного воспитания дошкольников.

Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе ДОУ невозможно. Для родителей оформлены стенды, включающие информацию о семейных традициях, предлагается литература для семейного чтения, консультативный материал по вопросам нравственного развития детей, периодически проходят тематические выставки фотографий, поделок, рисунков. Организуются открытые показы организованной деятельности «Уроки доброты», что позволяет нам овладеть практическими методами и приемами работы с детьми по нравственному воспитанию в различных видах детской деятельности. В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детстве, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие гармоничной личности.

Таким образом, эффективность социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста во многом зависит от правильного выбора средств и методов педагогической работы с детьми и от взаимодействия детского сада с родителями воспитанников. Результат нравственного воспитания дошкольников — нравственно цельная личность (с учетом возраста ребенка) в единстве ее сознания, чувств и общественно ценного поведения [3].

Литература:

  1. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3–7 лет. Методическое пособие. ФГОС/ Р. С. Буре. М.: «Мозайка-Синтез», 2015.
  2. Мельникова Н. Дошкольный возраст: о первоначальном формировании моральных представлений и норм.// Дошкольное воспитание. — 2006. № 10. С. 82–85.
  3. Микляева Н. В. Социально-нравственное воспитание дошкольников. — М.:ТЦ Сфера, 2013.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, нравственное воспитание, детский сад, знакомство детей, игровое проектирование, нравственное воспитание дошкольников, основная форма взаимодействия, ситуация, социально-нравственное воспитание детей, усвоение норм.

Похожие статьи

Создание условий для развития нравственных качеств…

− С. В. Конкевич «Социальнонравственное воспитание дошкольников в формировании

Одной из форм работы с детьми по социально-коммуникативному развитию являются

Социальнонравственное воспитание дошкольников в формировании представлений об…

Социальнонравственное воспитание в детском саду и в семье

Социальнонравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста — одна из

Социальнонравственное воспитание — очень актуальная и сложная проблема настоящего

Процесс нравственного воспитания состоит в двустороннем взаимодействии педагога с…

Поиск эффективных форм и методов духовно-нравственного

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, ребенок, семья, среда, проект. Духовно-нравственное развитие и воспитание ребенка формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром, являясь важным…

Нравственное воспитание детей в условиях детского сада: его…

В статье рассмотрена проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста, дана характеристика его составляющих, принципов и направлений. Имеется краткое описание средств, методов и мероприятий этого процесса.

Нравственное воспитание дошкольников | Статья в журнале…

В данной статье раскрывается понятие нравственного воспитания дошкольников.

Социальнонравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста — одна из…

В процессе развития личности ребенка, огромную роль играет нравственное воспитание.

Влияние семьи и детского сада на духовно-нравственное

Воспитание духовной личности возможно только при условии единого взаимодействия и взаимодействия семьи и

Педагоги ДОУ осуществляют духовно-нравственное воспитание и развитие детей через

Социальнонравственное воспитание в детском саду и в семье.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на…

Духовное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека, формирует облик его личности, определяет его систему ценностей и характер. Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка

Нравственное воспитание детей 5-6 лет в детском саду

Основные задачи нравственного воспитания дошкольников включают формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения. В воспитании детей с первых лет его жизни большое…

Формирование нравственных начал у детей дошкольного возраста

Усвоение нравственных норм — это потенциал

Основная цель данных проектов: — воспитание у детей социально значимых качеств

Развивать у детей навыки адекватного, уважительного и доброжелательного поведения при взаимодействии с представителями…

Каковы его этапы и что делать?

Джеймс принес из школы новую ручку и показал ее своей матери. Он сказал ей, что нашел его под своим стулом в классе. Его мать знала, что это было неправильно. Она посоветовала ему передать ручку учителю на следующий день, чтобы она, в свою очередь, могла передать ее владельцу. Джеймс был недоволен, но когда его мать объяснила, почему вернуть ручку было правильным решением, он убедился.

Нравственность — это то, чему родители и учителя должны учить детей.Детей нужно учить тому, что хорошо, а что плохо. Понимание морали и их чувство правильного и неправильного зависит от среды, в которой они растут, а также от их эмоциональных, когнитивных, физических и социальных навыков.

MomJunction расскажет вам о различных этапах нравственного развития детей и о том, как можно научить детей моральным ценностям.

Что такое мораль?

Нравственность — это способность видеть разницу между добром и злом в намерениях, мыслях, действиях и поведении.Обучение детей этому понятию — основная цель воспитания. Нравственное развитие связано с концепциями морали, которые ребенок усваивает с младенчества до взрослой жизни.

Продолжайте читать, чтобы узнать о различных этапах нравственного развития детей.

[Прочитано: Этапы когнитивного развития у детей ]

Этапы нравственного развития детей

Моральный рост у детей происходит постепенно, по мере их роста от младенчества до подросткового возраста и старше.Давайте посмотрим на это подробнее:

1. Младенцы

Младенцы не умеют нравиться. Их чувство правильного и неправильного зависит от их чувств и желаний. После девяти месяцев в утробе матери ребенок ожидает, что выкормление продолжится. В результате их чувство правоты зависит от того, удовлетворены ли их потребности.

  • Голод и одиночество доставляют вашему младенцу неприятные ощущения, которые ему не нравятся.
  • Когда вас обслуживают, обнимают и кормят, это нормально, а отсутствие реакции — это страшно и неправильно.

2. Малыши

Возраст: От 2 до 3 лет

В этом возрасте ваш малыш понимает, что у других тоже есть права и потребности. Однако ему еще предстоит уловить разницу между добром и злом. Ребенок в возрасте 2–3 лет может проявлять вину, основанную на эмпатии, и моральное поведение. В зависимости от действий родителей ребенок понимает, что послушание — это норма.

  • Ваш малыш знает, что нельзя забирать игрушку у брата или сестры только потому, что он может попасть в беду.
  • Хотя он может не понимать, почему бить кого-то неправильно, он знает, что за это будет наказан.
  • Ваш малыш склонен соблюдать правила, чтобы избежать наказания.

[Прочитать: Положительное наказание ]

3. Дошкольники

Возраст: От 3 до 5 лет

Это возраст, в котором ваш ребенок усваивает семейные ценности.

  • Поскольку правила и нормы необходимы для поддержания дисциплины в семье, они становятся важными и для вашего ребенка.
  • Ваш ребенок ожидает, что взрослые или родители возьмут на себя ответственность.
  • Они понимают роль «ребенка» и «взрослого» и ожидают, что зрелость будет направлена ​​на них.
  • Ребенок осознает, что действия имеют последствия — «Если я сделаю это, это произойдет».
  • Положительное руководство со стороны родителей делает ребенка связанным, и он ведет себя хорошо. Несвязанный ребенок будет делать то, что ему хочется, до тех пор, пока его не поймают.

4. Дети

Возраст: 7-10

После 7 лет дети начинают задаваться вопросом, непогрешимы ли люди, занимающие авторитетные должности, такие как учителя и родители.

  • У вашего ребенка разовьется четкое представление о том, что ему следует и что нельзя делать. Они хотели бы участвовать в создании правил.
  • У детей этого возраста развивается чувство справедливости и понимание необходимости правил.
  • Они понимают, что у детей тоже есть права, и фильтруют правила в соответствии с тем, что им подходит.

[Читать: Социальное и эмоциональное развитие детей ]

5. Подростки

По мере приближения к взрослой жизни дети начинают развивать свои собственные моральные ценности, задавая вопросы и анализируя те, которые установили для них их родители .

Возраст: 11–16

  • Ваш подросток расширит свой моральный кругозор и увидит правила как набор социальных принципов, которые принесут пользу всем.
  • Они ценят правила, но также ведут переговоры.
  • Они начинают интересоваться тем, что хорошо для общества в целом, по мере развития своих абстрактных способностей к рассуждению.
  • Ваш подросток начнет понимать, что решение, которое он принимает, влияет на окружающих.
  • Ваш подросток захочет, чтобы его принимали сверстники, и может изменить или изменить свои ценности и мораль, которые способствуют этому.
  • Цикл идет от «Я делаю это, потому что считаю это правильным» до «Я делаю это, потому что это делает моя семья» и, наконец, «Я делаю это, потому что это правильно.”

Нравственное развитие не так просто, как обучение детей ценностям. Это настолько сложно, что психологи выдвинули на их основе теории.

Теория нравственного развития Пиаже

По словам Жана Пиаже, психолога, основная работа которого заключалась в когнитивном развитии ребенка, говорится, что дети проходят две основные стадии морального суждения (1), (2).

Он назвал первую стадию до семи лет Гетерономией, где есть моральные ограничения.Спустя семь лет постепенно наступает этап автономии.

Пиаже заметил, что нравственное развитие ребенка зависит от его когнитивных способностей, и, следовательно, разделил этот процесс на следующие этапы:

Сенсомоторный этап: От рождения до 2 лет

  • Ребенок понимает мир в соответствии со своей моторикой. развитие
  • Он координирует переживания посредством физического взаимодействия, такого как зрение, сосание и хватание
  • У ребенка развивается «постоянство объекта», когда он понимает, что объект существует, даже когда его нельзя увидеть, потрогать или услышать

Предоперационная стадия: от 2 до 7 лет

  • У ребенка отсутствует способность децентрироваться, что означает, что все его действия обусловлены пониманием того, что он должен быть обеспечен
  • Логически неадекватен для умственных операций
  • Мышление ребенка эгоцентрично, то есть он не может понять точку зрения других
  • 900 31

    На двух вышеупомянутых стадиях ребенок все еще не способен отличить то, что ему принадлежит, от того, что принадлежит другим.Следовательно, он хочет всего для себя и суетится.

    Конкретный Операционный этап: От 7 до 11 лет

    • Не обладает способностью к абстрактному мышлению
    • Во время этого процесса ментальная репрезентация ребенка необычайно увеличивается
    • Быстрое овладение языком за счет когнитивного символического развития
    • Устранение эгоцентризма

    [Читать: Как научить детей ответственности ]

    Этап формальных операций: 11-12 лет

    • Ребенок начинает абстрактно рассуждать
    • Физическое представление и мысленное представление

    На операционных этапах ребенок может видеть вещи с точки зрения третьего лица.Он понимает важность сотрудничества, взаимности и равенства. Это когда он трансформируется из гетерономии в автономию.

    Теория нравственного развития Кольберга

    Лоуренс Колберг, профессор психологии из Гарварда, выдвинул теорию этического развития со следующими стадиями (3):

    • Стадия 1: Ориентация на наказание-повиновение: Маленькие дети ведут себя праведно, потому что они боятся власти и следуют правилам, чтобы избежать наказания.
    • Этап 2: Эгоизм / индивидуализм: Правильное действие — это то, что удовлетворяет собственные потребности, а иногда и потребности других.Взаимность на данном этапе — это не лояльность или справедливость.
    • Этап 3: Хороший мальчик / Хорошая девочка: Правильный поступок — это то, что радует и впечатляет других. Человека беспокоит то впечатление, которое он оставляет на других, и добивается одобрения других своим хорошим поведением.
    • Этап 4: Ориентация на закон и порядок: Правильное поведение означает выполнение своего долга, подчинение социальным нормам ради самих себя и уважение к власти.
    • Этап 5: Ориентация на социальный договор: Ребенок признает универсальные принципы, индивидуальные и основные права и социальные нормы.Помимо того, что считается правильным, правильные действия также связаны с личными ценностями и мнениями.
    • Этап 6: Ориентация на универсальные этические принципы: Правильное действие решается совестью человека в соответствии с выбранными им этическими принципами.

    Кольберг назвал стадии 1 и 2 доконвенциональной моралью, стадии 3 и 4 — конвенциональной моралью, а последние две стадии — постконвенциональной моралью.

    Теория нравственного развития Кэрол Гиллиган

    Гиллиган, студент Колберга, заметила, что исследование Колберга основывалось только на мальчиках и мужчинах.Она сказала, что женщины и мужчины различаются по своим моральным и психологическим наклонностям. В то время как мужчины думают о правилах и справедливости, женщины думают о заботе и отношениях. Итак, она вышла со своим собственным набором стадий:

    • На доконвенциональной стадии цель ребенка — индивидуальное выживание
    • Затем она приобретает чувство ответственности за других
    • На стадии обычная стадия , индивидуум в порядке с самопожертвованием
    • Затем она понимает, что она тоже личность, и, следовательно, переход от хорошего к истине
    • На постконвенциональной стадии она понимает, что ей не больно себя или кого-либо еще.

    [Читать: Советы по развитию позитивного мышления у детей ]

    Теория нравственного развития Скиннера

    Теория Скиннера основана на бихевиоризме: ( 4 )

    • Внешний мир имеет решающее значение в формировании внутреннего мира ребенка. чувство морали.
    • Общение — ключевой атрибут нравственного развития детей.

    Существует несколько теорий нравственного развития. Суть в том, что родители и среда, в которой растут дети, влияют на их нравственность.

    Роль родителей в нравственном развитии детей

    Дети учатся нравственности у самых близких им людей. Поэтому вот что вы можете сделать:

    • Мотивировать ребенка действовать в рамках приемлемых норм.
    • Выявление и признание эмоций на ранних стадиях поможет вашему ребенку понять, что вы ему сочувствуете.
    • Хвалите своего ребенка, когда он действует позитивно и демонстрирует нравственно правильное поведение. Это поможет ему понять, чего от него ждут.
    • Ваши дети смотрят на вас и внимательно следят за вами. Итак, практикуйте то, что вы проповедуете, и будьте образцом для подражания, которым вы должны быть.

    Помимо того, что вы будете примером для подражания и воодушевлением, вам нужно научить их основам нравственного поведения.

    Как научить детей моральным ценностям

    Нелегко заставить детей понять и усвоить моральные ценности, которым вы их учите, непрактично. Вот несколько советов, как это сделать:

    • Объясните моральные принципы, которые, по вашему мнению, имеют первостепенное значение.
    • Объясните ребенку, как плохое поведение влияет на других и как оно может повлиять на него. Например: «Если ты лжешь, однажды тебе никто не поверит».
    • Обсудите с ребенком гипотетические ситуации, в которых ему придется оценить свои мысли и сделать выбор. Скажем, «Твой друг подвергается издевательствам, что бы ты сделал?»
    • Учите, что хорошая мораль имеет хорошие последствия.
    • Убедитесь, что вы, как родитель, выполняете свои обязательства и обещания и проявляете доброту к своему ребенку.
    • Будьте примером сами, иначе ваш ребенок может запутаться.
    • Заставьте вашего ребенка заняться чем-нибудь нравственным развитием.

    [Прочитано: Этапы развития ребенка ]

    Мероприятия по нравственному развитию

    Вы можете поощрять своего ребенка с помощью нескольких индивидуальных, групповых и образовательных мероприятий, чтобы выявить в них лучшее. Игры могут научить детей сотрудничеству и равенству.

    • Групповые игры, такие как прятки, забеги, игры на прицеливание и т. Д., Побуждают детей понимать важность правил и честной игры.
    • Через групповые игры дети могут узнать, что правила этичны, и им следует следовать им не для того, чтобы избежать наказания, а потому, что они правы.
    • Игра в крестики-нолики — еще одна отличная игра для детей, особенно для младенцев и малышей. Участвуйте в игре, чтобы показать, что вы не авторитетный человек.
    • Эта игра помогает детям понять, что некоторые решения и действия находятся в их руках, и не все, что они делают, кем-то навязано.

    Нравственное развитие ребенка так же важно, как его физическое и умственное развитие. Как родителю вам не нужно ждать, пока ваш ребенок вырастет, чтобы научить его нравственности. Начните с самого начала и будьте образцом для подражания, чтобы они лучше понимали ценности и сделали их неотъемлемой частью своей жизни.

    Как привить детям нравственные ценности? Поделитесь своими методами обучения детей нравственности и справедливой жизни в разделе комментариев.

    Рекомендуемые статьи:

    .

    Педагогика как наука об образовательных отношениях

    Взаимодействие с другими людьми

    Образовательные отношения возникают в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самообразованием, самообразованием и самообразованием. Вы также можете определить педагогику как науку о том, как обучить человека, как помочь ему стать духовно богатым и творчески активным. Педагогика изучает следующие проблемы: изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности и их влияния на образование; определение целей восприятия; разработка образовательного контента; исследование и разработка методов обучения.Категории любой науки включают в себя наиболее емкие понятия, отражающие ее суть и наиболее часто используемые ею. Основные категории педагогики: образование; развитие; образование; подготовка. Образование — это социальное, целенаправленное создание условий для усвоения новым поколением социально-исторического опыта. Цель образования — подготовить новое поколение к общественной жизни и продуктивной работе. Развитие — это объективный процесс изменения духовных и физических сил человека.Образование — это система внешних условий, специально организованная обществом для развития человека. Обучение — это процесс передачи знаний от учителя к ученику.

    Человек рождается как биологическое существо. Чтобы стать человеком, ему нужно получить образование. Именно воспитание облагораживает его, прививает необходимые качества. В этом процессе задействованы хорошо подготовленные специалисты и целая педагогическая наука, именуемая педагогикой.

    Свое название он получил от греческих слов «пайдес» — дети и «назад» — вести, буквально в переводе означает искусство руководства воспитанием ребенка, а слово «учитель» можно перевести как «учитель».

    Во все времена учителя искали наилучшие способы помочь детям реализовать возможности, данные им от природы, и сформировать новые качества. По крохам накапливались необходимые знания, создавались, проверялись и отбрасывались педагогические системы, пока не оставалось самое жизнеспособное, самое полезное. Постепенно сформировалась наука о воспитании, главной задачей которой является накопление и систематизация педагогических знаний, постижение закономерностей воспитания человека.

    Очень часто студенты, раскрывая задачи педагогики, говорят, что педагогика воспитывает и формирует студентов. Нет! В частности, этим делом занимаются учителя, воспитатели, родители. Кроме того, педагогика показывает им пути, средства воспитания.

    Все люди нуждаются в педагогическом руководстве. Однако особенно остро эти вопросы стоят в дошкольном и младшем школьном возрасте, потому что именно в этот период закладываются основные качества будущего человека. Особый раздел педагогической науки, который мы для краткости называем педагогикой начальной школы, занимается вопросами воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.Иногда ее разделяют на несколько взаимосвязанных отраслей — семейную педагогику, дошкольную педагогику и педагогику начальной школы. У каждого свой предмет, то, что изучает эта наука. Предметом педагогики в начальной школе является обучение детей дошкольного и младшего школьного возраста.

    Педагогика дает учителям профессиональные знания об особенностях образовательных процессов данной возрастной группы, умение прогнозировать, проектировать и реализовывать образовательный процесс в различных условиях, оценивать его эффективность.Процессы обучения нужно постоянно улучшать, потому что условия жизни людей меняются, информация накапливается, а требования к человеку усложняются. Учителя отвечают на эти запросы общества, создавая новые технологии обучения, образования и воспитания.

    Учителя начальных классов решают «вечные» проблемы — они должны ввести ребенка в сложный мир человеческих отношений. Тем не менее, никогда еще их образовательная деятельность не была такой сложной, трудной и ответственной.Раньше мир был другим, в нем не было тех опасностей, которые поджидают сегодняшних детей. От того, какие основы воспитания будут заложены в семье, детском дошкольном учреждении, начальной школе, будет зависеть его собственная жизнь и благополучие общества.

    Народная педагогика, возникшая как ответ на объективную общественную потребность в образовании, в результате развития трудовой активности людей, конечно, не может заменить школу, учителей, книги, науку. Тем не менее, оно старше педагогической науки, образования как социального института и изначально существовало независимо от них.

    Однако педагогическая наука, в отличие от повседневных знаний в области образования и обучения, обобщает разрозненные факты, устанавливает причинно-следственные связи между явлениями. Она не только описывает их, но и объясняет, отвечает на вопросы, почему и какие изменения происходят в человеческом развитии под влиянием обучения и воспитания. Эти знания необходимы, чтобы предвидеть и управлять процессом развития личности. В свое время великий русский учитель К.Д. Ушинский предостерег от эмпиризма в педагогике; он соотносил педагогическую практику без теории с медициной в медицине.

    Предмет педагогики — реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организованный в специальных социальных учреждениях (семья, образовательные и культурные учреждения).

    Педагогика изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.Разрабатывает теорию и технологию учебного процесса.

    Таким образом, педагогика — это наука о целостном процессе обучения человека, который включает обучение, образование и личностное развитие. В этом смысле педагогика — одна из наук о человеке, а именно о его образовании, становлении как личности.

    Современная педагогика — это стремительно развивающаяся наука, потому что нужно идти в ногу с изменениями. Отстает педагогика — отстают люди, тормозится научно-технический прогресс.Поэтому нужно постоянно черпать новые знания из разных источников. Источники развития педагогики: многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике; философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды; современная мировая и отечественная практика образования; данные специально организованного педагогического исследования; опыт педагогов-новаторов, предлагающих оригинальные идеи, новые подходы, образовательные технологии в современных стремительно меняющихся условиях.

    Предмет педагогики — целостная система воспитания, воспитания, обучения, социализации и творческого саморазвития человека. Предметом педагогики является процесс направленного развития и становления человеческой личности в контексте ее обучения, воспитания, воспитания или, короче, воспитания человека как особой функции общества. Основные категории педагогики — развитие, воспитание, образование и обучение.

    Развитие человека — это процесс формирования его личности под воздействием внешних и внутренних, контролируемых и неконтролируемых социальных и природных факторов.

    Образование в широком смысле — это целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил человека, подготовки его к жизни и активного участия в работе. Образование в узком смысле слова — это систематическое и целенаправленное воздействие педагога на воспитываемых с целью формирования у них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего их мира. Образование как универсальная категория исторически включало обучение и воспитание.В современной науке под образованием понимается передача исторического и культурного опыта от поколения к поколению.

    Итак, педагогика — это наука об образовании. Его основная задача — накопление и систематизация научных знаний о воспитании человека. Педагогика знает законы воспитания, образования и обучения людей и на этой основе указывает наилучшие пути и средства достижения поставленных целей педагогической практики. Особый раздел педагогической науки занимает вопросы воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.

    Ссылки:

    1. Крившенко Л. П. Педагогика. Учебник — М .: Проспект, 2004.
    2. Крыско В. Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. — Минск, 1999.
    3. Смирнов С. А. Педагогические теории, системы, технологии. — М., 2000.
    .

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о