Неадекватные родители в школе: Как разговаривать с неадекватными родителями учеников и предотвратить их агрессию — Психологические вопросы в школе — Преподавание — Образование, воспитание и обучение

Содержание

Как разговаривать с неадекватными родителями учеников и предотвратить их агрессию — Психологические вопросы в школе — Преподавание — Образование, воспитание и обучение

В работе любого учителя, педагога, директора образовательного учреждения случались случаи неприятного общения с родителями учеников. Конечно, такие ситуации возможны и по вине учителя, но есть ситуации, когда конфликты происходят в силу особенностей характера или плохого настроения самих родителей, они сами провоцируют конфликты, не отказываются построить конструктивный диалог, угрожают, пишут необоснованные заявления в вышестоящие инстанции и т.д.

Такие ситуации явно негативно сказываются на работе и отдельных учителей, и коллектива в целом: это способствует понижению самооценки учителя, снижению работоспособности, усилению конфликтов внутри коллектива, а также конфликту «учитель — директор», когда учитель не видит поддержки в лице директора.  И директору несладко: с одной стороны родитель с угрозами, с другой — педагог, член коллектива, которого он должен защитить, но который, в принципе, прошел курс психологии и конфликтологии и знает несколько приемов работы на предотвращение конфликта.

О том, как решить конфликты с родителями, открытыми к диалогу, уже шла речь на нашем сайте, а как же быть с «неадекватами», с явно необоснованными требованиями, хамоватыми, грубыми людьми?

Как правило, «неадекваты» — «профессиональные» скандалисты: они могут из любой ситуации раздуть скандал, выведя из равновесия любого человека. Таким людям нравятся «бурные эмоции», они намеренно провоцируют собеседника. В такой ситуации главное: не поддаваться, определить для себя, что человек добивается только скандала и «переключить» внимание с него на что-либо иное. При общении с таким человеком действует только одно правило: отвечайте спокойно, вежливо, с достоинством и не повышая голос, лучше говорите общие фразы и ни в коем случае не оправдывайтесь ни в чем. Как только «неадекват» поймет, что вы не станете его жертвой, он успокоится и начнет вести себя по-другому. Возможно, вы сможете обсудить насущные дела, а лучше перенести нормальный диалог на другое время. В школе с такими родителями говорить не тет-а-тет, а когда рядом коллега или администратор.

Как реагировать на бурный выплеск эмоций родителя?

  • Не перебивайте. Молча, с улыбкой выслушайте все, что вам говорят. Не принимайте эти слова близко к сердцу: просто слушайте и иногда поддакиваете, переспрашивайте, ваша поза должна быть «открытой»: не скрещивайте руки, смотрите в лицо. Это поможет вам понять претензии родителя, а он сам, после того, как выговорится, успокоится.
  • Выскажите свое понимание и сожаление в его ситуации, дайте понять, что вы в целом на стороне родителя, ребенка, что вы желаете им блага. Если вы действительно в чем-то виноваты и признаете это, скажите вслух, извинитесь. Если вы считаете требования и претензии необоснованными, то дождитесь, когда родитель успокоится и, или доведите диалог до конца, или предложите встретиться в другое, более удобное для вас и родителя время, например, в кабинете директора или в учительской.
Помните: в школе главный — учитель, и вам управлять ситуацией. Возьмите ситуацию в свои руки, научитесь не принимать близко к сердцу невразумительные придирки, и такие ситуации никогда не испортят вам настроение.

Но есть и другое мнение:

«Попускать такое отношение — значит, просто лелеять их (неадекватов) паранойю и дурные мысли. То есть нарушается баланс между получением и отдачей. Ведь если подумать — мы, принимая подобное поведение и мирясь с ним, просто перекладываем чужой воз на свои плечи. Просто посчитать, сколько терпения и нервов стоит просто привести такого человека в чувство, выслушивать нелепые придирки…До какой грани возможно терпеть подобные издевательства?»
А как считаете вы?

Помогите! Сумасшедшие родители в нашем классе!!! : novouralsk_2014 — LiveJournal

На почту городского сайта пришло вот такое эмоциональное письмо. Привожу без изменений :-):

Здравствуйте, мы не знаем, к кому нам обратиться с этим вопросом, может быть, посетители сайта сталкивались с подобной ситуацией и что-то нам посоветуют! Посмотрите на ситуацию со стороны, подскажите, что можно сделать!

Моя дочь заканчивает первый класс Гимназии №41. Школа нам очень нравится, замечательные педагоги, все делается для того, чтобы наши дети развивались, получали знания, окружение в основной массе — отличное, детки порядочные. Но так получилось, что с нами в классе учится девочка, родители которой — абсолютно неадекватные.


Семья эта выносит мозг всем — и родителям других детей, и работникам школы!!! То не так учат, то не так кормят, то не в те сроки каникулы. Девочка постоянно предъявляет какие-то претензии одноклассникам: тот не так сказал, этот не так посмотрел (в общем, обычные детские разборки). Не так давно с их стороны был наезд на школу за открытые окна, это было в апреле, когда стало тепло на улице, и температура в классах перевалила за 27 градусов. У одного из детей кровь носом пошла из-за жары, так как родители эти требовали, чтобы окна на уроках не открывали.

В первом классе от нас уходит уже второй учитель, просто не выдерживает этих скандалов: одна продержалась всего месяц, уволилась в октябре, вторая подала заявление по окончанию года. Об этом нам сказали на собрании в прошлый вторник, и тут других родителей прорвало — возник крупный скандал!!!

Но и это не самое страшное. Как мы узнали, в этой же школе, правда уже в средней школе, учится их вторая дочь. Оказывается, ситуация у нее — один в один, начиная со второго класса.
Всю начальную школу девочка дралась, так как папа учил, что за любой наезд надо однокласснику давать в репу (ну слава богу, пока младшая девочка кулаками не машет). Дралась и с мальчиками, и с девочками — из-за чего были постоянные разборки с родителями. В 5 классе дети додрались до суда, где все после года разбирательств расползлись и сделали заботой адвокатов крайней школу (якобы не умеет караулить детей). Учительница в начальной школе также уволилась не доучив, а как мы выяснили позже — те же ситуации возникали в детских садах, воспитатели в группе с этими родителями — отказывались работать!!!

Дело дошло до маразма: старшая девочка носит на одежде видеокамеру и записывает весь учебный день, после чего это отсматривается дома родителями, и по итогам «прошедшего дня» выставляются претензии!!! Сама девочка за время обучения написала на одноклассников сотню заявлений на имя директора, от родителей поданы десятки заявлений в полицию, прокуратуру — на всех подряд: директор, завучи (сначала это были завучи по работе младших классов, потом средней школы, сейчас все продолжается!), учителя, родители одноклассников. Некоторые из ситуаций, которые требовались этой семьей разобрать во всех инстанциях:


  • толкнули одноклассницы

  • попали мячом на физкультуре

  • открыли окно на физкультуре, хотя она требовала его закрыть

  • обвиняли учителей в непедагогичном отношении

  • противоправные действия со стороны директора и педагогов.

Родители пишут жалобы веером — от Управления образования и местной прокуратуры до Президента РФ с просьбами защитить их несчастного, всеми обижаемого ребенка. Толчки, ссоры, потерянные вещи, — все это делается специально, чтобы досадить бедному ребенку! Заявления 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 класса — аналогичны на протяжении всех лет обучения. Как мы узнали, в классе, где учится старшая девочка, собиралось куча комиссий и собраний по их поводу — обсудить, провести беседы, помирить…

Таким же заявлением в область окончилась и наша апрельская история с открытыми окнами в первом классе! И тут мы узнали, что и НАШЕ собрание было записано, нам, возмутившимся уходом из-за этой семейки уже второго учителя — теперь тоже угрожают судом.

Казалось бы, если все так плохо — ну перейди в другую школу, раз у твоего ребенка такой стресс от именно этих учителей и детей. Тем более, что школа — даже не по району обитания детей, не знаю, где старшая прописана, но младшую специально прописывали по адресу ближе к школе, и по адресу девочка абсолютно точно не живет и никогда не жила! Но нет же, родители в семье четко заявляют, что будут учиться только здесь! При этом, представая перед всеми отъявленными мазохистами, родители отдают в эту же школу второго ребенка! А в это время, несколько детей из-за конфликтов с этой семьей уже перевелись из Гимназии в другие школы (((.

Конечно, бывают затяжные конфликты, действительно может быть, что старшую девочку в коллективе не приняли, но ведь не обоих детей в семье?! Лично мы связываем такое отношение с настроем, идущим от родителей, ведь в таком возрасте — все от семьи идет, тем сильнее контраст, что в основном в школе учатся дети из хороших семей.

Я понимаю, что родители бывают разные: с приветом, склонные к сутяжничеству, есть вздорные и принципиальные, но от этого не легче. Как эти люди похвастались на собрании, они сейчас еще и бизнес делают на этом. Зарегистрировали ИП и предлагают родителям деток нашей и других школ консультации, как бороться со школами и одноклассниками.

Нам еще вместе с младшей дочкой этих родителей — 10 лет учиться. И если у них действительно не все дома — мне страшно, как мы будем учиться все эти годы, от скандала к скандалу!? Мы же не можем всем классом уйти! Дети — в постоянном шоке от происходящего — от скандалов, от смены учителей, от разборок, происходящих на их глазах. Как в таком дурдоме жить еще целых 10 лет!?



Мама ученицы 1-го класса Гимназии №41, по определенным причинам — не подписываюсь, просто опасаюсь за свою дочь

«От него все стреляются»: как избавить класс от ученика с деструктивным поведением — Новости

«У нас Давид посреди контрольной включил на полную громкость какую-то тупую музыку. Татьяна Владимировна стала с ним разбираться, кричать, дневник отобрала. Все отвлеклись, время потеряли, я тоже. Не успела все решить», — объясняет мне дочь тройку по математике. Оценка, конечно, на ее совести, но о подобных выходках Давида она рассказывает то и дело.

Такие дети есть в большинстве классов — независимо от престижа школы и возраста учеников. Они могут кричать на уроках (о переменах и говорить нечего), лупить соседей по парте, обзывать одноклассников, хамить учителям. Могут вытворять и вещи похуже: воровать, распивать алкоголь в школе, употреблять психотропные вещества и склонять к этому одноклассников. Но такие случаи мы рассматривать не будем — здесь все и проще, и сложнее одновременно: противоправные поступки находятся в ведении полиции. И если вина ученика будет доказана, убрать его из класса нетрудно.

А как быть тем, кто несколько часов в день находится в одном помещении с неуправляемым одноклассником, который может и харкнуть, и оскорбить, и завопить, но при этом никаких правонарушений не совершает? В первую очередь этот вопрос волнует родителей. На родительских форумах описаний «неадекватов» в классе и того, что они вытворяют, — очень много.

Вот лишь несколько цитат от пользователей сайта umama.ru.

— Ребенок полный неадекват, родителям до фонаря, вчера … требовал в раздевалке подать его одежду, потому что не может ее сам найти … причем требовал грубым матом, свидетели есть.

— Ходили летом в пришкольный лагерь, там Вася пряжкой от ремня разбил одному мальчику голову. Вызывали родителей, скорую, улеглось … Теперь объектом для Васи стал мой сын. По мелочи рассказывать не буду, но сегодня Вася зарядил ему по уху так, что сын некоторое время ничего не слышал. [Потом] Вася расцарапал однокласснице МЕЛОМ лицо! Вы представляете, как надо давить на мел, чтобы на лице были царапины?

— У сына был похожий одноклассник, доставал всех, включая классную. Вот вроде нормальный ребенок, но то на соседа гуашь выльет, у того по всему пиджаку желтая краска растеклась, то мел на уроке ест, то все сидят контрольную пишут, а он сотовый свой разбирает-собирает, ну и лупил всех. Классная каждый день родителей его вызывала на беседы, ее трясло уже потом при одном только упоминании его фамилии.

По словам психологов, «неадекватов» можно разделить на несколько групп:

  • дети с нарушениями здоровья, которые просто физически или психологически не могут долгое время сидеть на одном месте и заниматься каким-то одним видом деятельности;
  • ученики из неблагополучных семей — дети алкоголиков, наркоманов, живущие без родителей, с пожилыми опекунами, бабушками, дедушками, которые в силу возраста не могут обеспечить должное воспитание;
  • избалованные дети.

Подход можно найти к школьникам из любой группы, уверены и родители, и педагоги со стажем.

— В моей практике был случай: в одном из классов появилась такая группа учеников — никому не давали нормально учиться, обижали тех, кто послабее, задирали девочек, курили за школой. Лидер, как водится, один — собрал команду и терроризировал всех вокруг. От них страдала вся параллель — и дети, и учителя. На одном из педсобраний я сказала: возьму его к себе в класс. А мой класс был дружным, обижать кого-то, насмехаться — такого в привычке у ребят не было. Вначале он пытался и у меня какие-то свои порядки установить, но в итоге перенял тот тип поведения, что был у большинства. Сейчас он уже вырос, выучился, семью завел. Недавно встретились с ним на улице, говорит: «Если бы не вы, Елена Викторовна, попал бы после школы в тюрьму, и все».

Найти подход к ученику и его родителям

Специалисты отмечают: любое неадекватное поведение — это крик ребенка о помощи, желание привлечь к себе внимание. «Ни один человек не рождается правонарушителем, преступником. Если поведение школьника выходит за границы того, что мы привыкли считать адекватным, надо разбираться с причинами, а их, как правило, всего две: или здоровье, или отношения в семье. И то, и другое можно корректировать. И чем раньше этим заняться, тем меньше будет возможностей для развития деструктивного поведения», — уверена педагог.

К сожалению, не каждый учитель будет искать подход к сложным детям. Сказывается и нагрузка, которая лежит на преподавателях, и какие-то другие причины, нежелание или неопытность — ведь часто в начальной школе и среднем звене работают только что окончившие вуз или педколледж учителя, которые просто пока не умеют работать с такими детьми.

Родители трудного ребенка — еще одна сложность: далеко не всегда они сами отличаются адекватностью. И речь даже не идет о неблагополучных или, по законодательной терминологии, социально опасных семьях: работа с учениками из таких семей регламентирована несколькими документами, начиная от Семейного кодекса и ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и заканчивая методическими рекомендациями Минобра.

По закону, на школу возлагается обязанность выявлять несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; оказывать помощь в воспитании и обучении детей из социально опасных семей; вести индивидуальную профилактическую работу с обучающимися, имеющими проблемы в поведении, обучении, развитии и социальной адаптации.

Гораздо труднее общаться с родителями, которые просто не замечают деструктивного поведения своих отпрысков. В разговорах с классным руководителем и с родителями одноклассников они встают горой на защиту своего ребенка. С одной стороны, это правильное родительское поведение: прилюдно ребенка защищать нужно. Но адекватные родители при этом способны услышать информацию, выявить главное и дома, наедине с ребенком, спокойно обсудить ситуацию, выяснить подробности, объяснить, если ребенок был неправ. Другое дело, когда родители закрывают глаза на проделки своих детей, склонны оправдывать их поведение, обвиняя при этом других школьников или учителей в провоцировании конфликта.

В обсуждениях на родительских сайтах нередко пишут, что родители попросту отмахиваются от обвинений в адрес своего ребенка. «Да ваш первый начал, а мой только сдачи дал», «Мой ребенок на такое не способен», «Вы все придумываете о моем Петеньке, чтобы своего Ивана выгородить!» — типичный набор фраз родителей «неадекватов».

— У нас в классе похожая ситуация. Уже есть девочка с печеночным кровотечением, мальчик с переломом челюсти… И этот УРОД (кстати, недавно устроивший на перемене сеанс демонстративного онанизма — прямо в классе, пока учительница вышла) преспокойно ходит в школу, а его мамаша на все жалобы реагирует: «Что вы на моего ребенка накинулись? Он гипердинамичный и ВЕСЕЛЫЙ мальчик».

Доказать таким родителям, что их ребенок действительно ведет себя неадекватно, можно, используя современную технику: записать драку или словесную перепалку на видео и предъявить запись в качестве аргумента.

Родительский комитет должен внимательно изучить школьный устав, в котором прописаны правила поведения в образовательном учреждении. Случаи нарушения устава нужно фиксировать для дальнейшей аргументации. Кстати, фиксация таких нарушений входит в обязанности классного руководителя. Как и объяснение педсовету, почему не удалось избежать конфликта.

Зачем школе медиаторы

Справедливости ради стоит отметить, что иногда действительно сложно установить, кто виноват в той или иной ситуации: учитель может «назначить» виновным ребенка, который был замечен в деструктивном поведении, но не выяснить реальную причину конфликта.

В 2010 г. российские законодатели подписали документ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Согласно этому закону, в школах должны быть созданы службы примирения (или медиации): специальный орган, состоящий из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку. Их задача — урегулировать и минимизировать конфликты, возникающие как между учениками, так и между школьниками и преподавателями.

В Свердловской области, по данным директора Центра медиации Ольги Махневой, действует порядка 400 школьных служб примирения.

К слову, есть такая и в школе, где учится моя дочь. Но ничего о ее существовании она не знает. «Если такая служба у нас есть, почему они ничего не делают с этими уродами из 7 «В»: вчера сидим с Никой на перемене, болтаем, они просто проходили мимо, ударили меня портфелем по голове, Нику — по спине, обозвали и ушли как ни в чем не бывало», — возмущенно рассказывает мне Лера.

Если в классе есть ученик, который создает конфликтные ситуации, школьная служба примирения должна провести работу как с ним, так и с его родителями. Предпринять какие-то шаги медиаторы смогут после того, как зарегистрируют соответствующее обращение — оно может быть как от других учеников, так и от родителей, и от преподавателей.

Узнайте, есть ли в вашей школе служба примирения (медиации), и обратитесь туда с жалобой на ученика с деструктивным поведением. Служба примирения должна не только разобрать конкретную ситуацию и провести разъяснительную беседу, но и через какое-то время проверить, как развиваются события, полностью ли исчерпан конфликт.

Четыре действенные буквы — ПМПК

Если поведение сложного ребенка никак не меняется, родительский комитет может ходатайствовать перед классным руководителем о том, чтобы ученика направили на психолого-медико-педагогическую экспертизу (ПМПК). Это комиссия, которая состоит из специалистов разных сфер — медиков, психологов, педагогов, которые с помощью разных тестов должны определить, может ли ребенок учиться в общеобразовательной школе либо ему будет лучше в коррекционном классе или на домашнем обучении.

Академические задолженности, асоциальное поведение, неумение адаптироваться в коллективе — это основания для направления детей на ПМПК. Еще одна категория детей, которой необходимы рекомендации комиссии, — подозреваемые, обвиняемые либо подсудимые по уголовному делу несовершеннолетние дети.

Обычно угроза ПМПК заставляет родителей плотнее заняться воспитанием: мало кому хочется, чтобы его ребенок попал в специализированное учебное заведение. Но здесь есть существенная сложность: провести такую экспертизу возможно только на основании заявления от родителей или законных представителей ребенка или с их письменного согласия. Да и результаты экспертизы носят рекомендательный характер: если родители, несмотря на выводы ПМПК, не захотят перевести ученика в специализированную школу, выгнать из класса его никто не сможет.

Выход в данной ситуации один: родители других учеников совместно с классным руководителем должны объяснить, что прохождение ПМПК — лучший (или единственный) вариант для ребенка.

— Все родители подключили своих знакомых во всех инстанциях. Поставили на учет в милицию, постоянно проверяла родителей опека, с родителями мальчика постоянно разговаривали другие родители, не давая уходить от разговора. Угрожали. Может, жестко поступили, но родителей того мальчика и самого мальчика задавили в итоге, и в классе наступил мир и покой.

Некоторые родители используют совсем непедагогические меры, чтобы приструнить мешающего всем ученика. Главное — не переходить грань закона и попробовать вначале более правомерные способы.

— У знакомой в 8-м классе сын был, образовалась подобная неразрешимая проблема.
Учителя не справляются, одноклассник срывает уроки. Знакомая — тетенька решительная, пришла, посидела на уроках. При ней хулиган присмирел.
Оказалось, что она подошла к нему и пообещала физически расправиться. Комплекция позволяла. Он ей, конечно, сперва загонял, что она не имеет права, но она ему объяснила, что ей пофиг на права, с ментами она договорится, а ему от этого легче не будет. Вот такая непедагогичная история.

Жестко, но эффективно

Наиболее жесткие меры, которые могут применяться к ученикам с деструктивным поведением, — штраф и исключение из школы. Но они работают только в старших классах: учеников до 15 лет исключить из образовательного учреждения на законных основаниях невозможно.

Административный штраф накладывается на ребенка, совершившего серьезное правонарушение — начиная от порчи школьного имущества или кражи и заканчивая появлением в школе в состоянии опьянения. Штраф будут выплачивать его родители, законные представители или опекуны.

Менее жесткая, но тоже эффективная мера — постановка неблагополучного ученика на внутришкольный учет (ВШУ). В этом случае ученик и его семья попадают под пристальное внимание школьного психолога, социального педагога, педсовета школы, в особых случаях подключается опека.

Ребенок, поставленный на ВШУ, в обязательном порядке должен заниматься с психологом, в зависимости от ситуации занятия могут проводиться и с родителями. Педагоги могут в любой момент прийти с проверкой в семью ученика. Как правило, такой контроль отрезвляет и самого нарушителя, и его родителей, а занятия со специалистами дают положительный эффект.

Родители одноклассников могут ходатайствовать, чтобы ученика поставили на учет, если он:

  • систематически пропускает без уважительных причин учебные занятия;
  • был замечен в попрошайничестве;
  • неоднократно нарушал устав школы и правила поведения обучающегося;
  • не успевает по многим школьным предметам;
  • был замечен в употреблении психоактивных веществ.

Если, несмотря на принятые меры, ни учащийся, ни его семья не отреагировали на ситуацию, родительский комитет и педагоги, в соответствии с ФЗ «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», имеют полное право обратиться в комиссию по делам несовершеннолетних.

Но все-таки главное правило, которым следует руководствоваться тем, кто мечтает избавить класс от неприятного ученика: не навреди. «Иногда ни педагог, ни собственные, ни другие родители не задумываются, что они пытаются бороться… с ребенком. И это ужасно. Надо стараться его услышать, понять, а борьба способна лишь сделать из ребенка изгоя и потенциального преступника», — считают опытные педагоги.

Восьмиклассница терроризирует школу в Артемовском. Она избивает детей, и никто не может ее остановить

Иллюстрации: Сергей Логинов для 66.ru; архив 66.ru

Проблема с родителем в классе у ребёнка. У нас в в школе есть неадекватный родитель,

Нет, проблем не должно быть. Вы уже работаете, к тому же Ваша статья не ограничивает работу с детьми.

«Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

Статья 351.1. Ограничения на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних

К трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, указанные в абзацах третьем и четвертом части второй статьи 331 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.

Наряду с указанными в статье 76 настоящего Кодекса случаями работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних при получении от правоохранительных органов сведений о том, что данный работник подвергается уголовному преследованию за преступления, указанные в абзацах третьем и четвертом части второй статьи 331 настоящего Кодекса. Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период производства по уголовному делу до его прекращения либо до вступления в силу приговора суда.

Лица из числа указанных в абзаце третьем части второй статьи 331 настоящего Кодекса, имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, могут быть допущены к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к соответствующему виду деятельности.

(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 237-ФЗ)

«Ваш ребёнок неадекватный, мы будем его лечить»: как школа избавляется от неудобных детей

Все дети разные: одни быстро адаптируются к школе, другие долго. Школьный психолог должен помогать привыкнуть к урокам и новому режиму, но это не всегда так. Наш блогер, коуч-консультант и мама Татьяна Васильева, рассказывает о своём опыте взаимодействия со школьным психологом и о смене школы после первого класса.

Первый класс. Рассылка

Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

Три года назад я собиралась на встречу со школьным психологом. Коллеги провожали меня сочувственными и взволнованными взглядами, словами «Оно тебе надо?» и «Держись!». Несколькими днями ранее я была на встрече родительского клуба на тему «Жизненные сценарии и установки из детства», а несколькими неделями ранее мне позвонили из журнала и запросили экспертный комментарий на тему «Нужны ли в школе психологи? И с чем связаны детские суициды?».

События и послания универсума накопились и сподвигнули меня высказаться. Сразу оговорюсь, мои мысли — это субъективная оценка реальности, основанная на собственном опыте родителя и школьника.

Вот какие у вас ассоциации со словами «школа», «родительское собрание», «педсовет», «школьный психолог»? Чаще встречаюсь с негативными: страх, безнадёжность, раздражение. Распространённое отношение к школе как к большой всесильной системе, которая обязательно тебя задавит, проглотит, сомнёт. Почему так — и бывает ли по-другому?

Эпизод 1 (длительность — один год)

2013 год. Мой сын пошёл в первый класс. Школу мы выбирали, я собирала информацию, кто будет вести первый класс, сын ходил на подготовительные занятия, всё было в норме. Ничто не предвещало трудностей, более чем ожидаемое прохождение этапа адаптации ребёнка и всей семьи к новым обстоятельствам и жизни в новой системе. Но…

Первая четверть: школьная форма регулярно порвана и испачкана, скепсис к домашнему заданию, замечания в дневнике, порванные и помятые тетради. Вызовы к учителю с одним сценарием диалогов:

— Он не пишет на уроках, скучает, мешает вести урок, шутит и играет, бегает по классу.

— Что же с ним тут происходит? Что мы можем с этим сделать?

— Мне приходится выгонять его из класса, иначе я вообще не знаю, как вести урок.

Каждый раз я шла в школу как на эшафот, а выходила с чувством безысходности и желанием сбежать оттуда поскорее и спрятаться. В конце третьей четверти меня вызвали в школу. Против меня сели учитель, директор и школьный психолог. Они медленно и методично по очереди стали мне объяснять, что мой ребёнок неадекватен, что он не может учиться. На мои вопросы («Почему он в школе так себя ведёт, ведь дома так не бывает?»; «Что происходит с ребёнком в школе?») я получила возмущённую реакцию, обвинение в плохом воспитании. Директор бросилась защищать «педагога с 25-летним стажем, который всё перепробовал», и раз не выходит, то виноват семилетний мальчик и мы, его родители.

Психолог сказала: «Да я каждый день хожу мимо вашего ребёнка, который стоит в коридоре. Я отправляю его на комиссию». Занавес

Честно скажу: я растерялась. Я мать, которая хотела бы быть взрослой в этой ситуации, а ощущала себя ребёнком, которого «распяли» на педсовете за все мои материнские несовершенства. Сейчас, прокручивая это в голове, понимаю, что попала под заложенный школьной системой сценарий: «Педагог всегда прав», «В школе главные директор, учителя и психолог, а ты бесправное существо, которое изначально ничего не значит и виновато». Я растерялась, засомневалась в своей адекватности и в своём ребёнке. Печально, но на тот момент это было так.

В полусознательном состоянии мы ходили по специалистам, которых нас обязали пройти. Это отдельный длинный рассказ. Через одного они прямо при ребёнке, глядя в бумажки (характеристики, выданные в школе), сначала обстоятельно рассказывали, как у него всё плохо, потом давали обмякшему и растерянному ребёнку тест, делали умный вывод: «Ну вот видите!» — и ставили галочку. Справедливости ради, другая часть специалистов недоумённо смотрели на меня: «Всё у вас в порядке. Ну, мальчик; ну, так проявляется в этом мире. Просто переведите его в другую школу».

На заседании комиссии нас с сыном посадили в конец длинного стола, по обеим сторонам которого расположились «специалисты», и во главе — значительная женщина с ноутбуком. Рассказали, как у нас всё плохо, и «рекомендовали» коррекционную школу. После главная предложила мне поместить моего сына в больницу, месяца на три, где он будет учиться, и параллельно они будут обследовать его мозг и, может, даже лечить. Да-да. Именно так. 2014 год, Россия, Санкт-Петербург, Центральный район.

Тут я наконец отрезвела, осознала, что происходит и что надо делать. Я собрала униженного и размазанного 8-летнего человека со стула, поблагодарила за «работу», сообщила, что моего ребёнка они никуда не положат и ничего у него обследовать не будут, и удалилась. Я извинилась перед сыном. Не одну неделю разговаривала с ним, что всё хорошо, что с ним всё в порядке, что я никуда его не отдам и что его люблю. Я обзвонила всех знакомых и рекомендованных знакомыми специалистов, проконсультировалась о возможных вариантах.

Мы перевели ребёнка в другую школу. В обыкновенную государственную школу (подчёркиваю — обыкновенную) того же Центрального района.

Эпизод 2 (длительность — три года)

Сын сдал на 4 и 5 все ВПР, успешно перешёл в среднюю школу. Его фото висит на доске почёта в школе, он участвует в олимпиадах, школьных концертах, занимается в театральной студии и имеет номинации и призы. Он, как любой мальчишка, иногда не хочет делать уроки и даже идти спозаранку в школу, но он с удовольствием общается с одноклассниками, с интересом готовит проекты и отвечает у доски, уважает и любит учителя.

Выходя из кабинета школьного психолога, поймала себя на мысли, что я люблю эту школу, что мне комфортно там, что я чувствую, что здесь за моего ребёнка, а не против. Вчера мне сначала рассказали о сильных сторонах сына, о его прогрессе, о том, что уже удаётся. Потом мы обсудили, какие есть особенности, и на мой испуганный взгляд (а я всё ещё сжимаюсь как ёжик, вдруг опять не поймут, вдруг опять заклеймят) сказали: «Это не хорошо и не плохо, это просто так. С ним всё нормально, просто имеет смысл обратить внимание вот на это и вот так поддержать». Мы обсудили, что психолог сделает (с какими учителями поговорит и какие рекомендации им даст), как поддержит ребёнка, что я могу сделать как мама, чтобы помочь адаптироваться в пятом классе.

После диалогов с учителем я знаю, что мой ребёнок защищён, понят и принят. К слову, у нашего учителя нет 25-летнего стажа, мы у неё вообще первый в её профессиональной деятельности класс. Но я безумна рада, что на жизненном пути моего сына встретился именно этот учитель. Она любит детей, она готова искать пути работы с их индивидуальными особенностями, она адаптируется (а не ждёт, что они все под неё подстроятся), и, самое главное, она уважает личность каждого ребёнка и верит в детей.

Мои субъективные выводы по итогам жизни в начальной школе:

1. Нужен ли в школе психолог?

Да, нужен, если это специалист, который видит свою задачу в поддержке детей, учителей и родителей, который готов слушать, разбираться, искать пути, заниматься с детьми. Но если это человек, пришедшей с задачей всех обследовать и поставить диагноз «адекватен» или «неадекватен» (читай: неудобен) или видящий своей целью защиту учителей от детей и родителей, — нет, не нужен. Мало того, как мать я хотела бы, чтобы таким «специалистам» постановлением суда запретили приближаться к детям в принципе, а как тренер-консультант, предполагающий глубокую психологическую травмированность таких «спецов», рекомендовала бы в судебном порядке обязывать их к пяти годам усиленной психотерапии.

2. Что делать родителям?

Прежде всего разобраться со своими эмоциями и установками относительно школы и учителей. Во-первых, чтобы не передать свои травмы и установки детям, транслируя сценарий отношений со школой и педагогами. Во-вторых, чтобы вовремя осознать влияние системы и не поддаться разного рода манипуляциям властвующих в этой системе, чтобы успеть реагировать и действовать по-взрослому и в интересах ребёнка. Быть за ребёнка, на стороне ребёнка! Вместо того чтобы назидать: «Как можно так себя вести!», «Мне опять жаловаться на тебя на собрании будут?», «Слушай учителя: он всегда прав!» — сначала спросить: «Что случилось?», «Что происходит?», сначала разобраться. Не каждый учитель и не всегда прав, а, кроме нас, иногда бывает некому защитить наших детей. С учителем имеет смысл сотрудничать, обсуждать, что происходит, что можно сделать, хвалить и благодарить его периодически: им очень нужна поддержка.


Этот текст я написала в 2017 году. Тогда я думала, что дальше всё пойдёт так же прекрасно. Но средняя школа — это уже не один учитель, а сразу 12 минимум. Это уже совсем другая история, которая ознаменовала новый этап для нас — «семейное образование».

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Фото: Shutterstock (Pressmaster)

Неадекватное поведение ребенка в школе: что делать

Сегодня многих родителей и учителей волнует проблема неадекватного поведения ребенка в школе. Поэтому важно знать, почему школьник начинает нарушать дисциплину, с чем бывает связано подобное поведение и как это исправить, если проблема уже существует.

Признаки неадекватного поведения ребенка

Несмотря на то что выражаться неадекватное поведение детей в школе может совершенно по-разному, выделяют некоторые общие признаки: школьник рвет тетради, бросается стульями, переворачивает столы, дерется, не слушает учителей, ходит по классу, выражается нецензурной лексикой. Следствие часто бывает однотипным: школьный психолог не может повлиять на поведение школьника, а сам ребенок на задаваемые ему вопросы молчит. Когда такие профилактические беседы не дают результатов, ребенка отправляют на обследование к психиатру, хотя в большинстве случаев без этого можно обойтись.

Неадекватное поведение ребенка в школе

Если школьному психологу все же не удастся найти общий язык с ребенком, то можно порекомендовать школьнику нарисовать рисунок на произвольную тему. Есть большая вероятность, что рисунок также окажется диагностическим признаком отклонения и укажет на проблемные области его растущей личности.

Родителям рекомендуется поддерживать связь со школьным психологом, чтобы быть в курсе того, как изменяется динамика поведения сына или дочери, есть ли результаты в работе с ним. Часто у педагога-психолога имеется памятка для родителей о том, как лучше вести себя с таким ребенком. Кроме того, полезно будет провести беседу с учителями, которые могут подсказать, как правильно выстроить диалог с ребенком дома. Это поможет вам лучше анализировать складывающиеся ситуации.

Причины неадекватного поведения ребенка со стороны

Психологи по-разному пытаются объяснить нарушения поведения детей в школе. При ответах на волнующие вопросы родителей касательно поведения ребенка в школе одни психологи отмечают, что сказывается накопленная усталость за учебный год (особенно в конце), нехватка витаминов. Далее специалисты уточняют, в каком классе учится школьник, и если речь идет о первокласснике, то списывают плохое поведение ребенка в школе на стрессовый период, который сильнее затрагивает возбудимых детей с неустойчивой эмоциональной сферой и синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Поведение ребенка

Другие специалисты считают, что причина неадекватного поведения — характер ребенка, объясняют его асоциальное поведение демонстративностью и нехваткой внимания, которое школьник хочет получить от окружения. В этом случае родителям нужно вспомнить, не менялось ли что-то в поведении их сына или дочери за последние 3 месяца, не было ли сильных стрессовых факторов.
Некоторые психологи отмечают возможные наследственные проявления психической патологии и все же рекомендуют обратиться к психиатру или неврологу, чтобы пройти курс лечения в превентивных целях.

Отношения в семье

Чаще всего главным источником того, что у ребенка испортилось поведение в школе являются семейные отношения. Вспомните, что происходило у вас дома незадолго до того, как ребенок изменился. Посмотрите на ваши отношения в семье по-другому, проанализируйте, почему поведение ребенка может испортиться. В достаточном ли количестве он получает вашу любовь, заботу и ласку? Открыты ли вы сами с ребенком, искренни ли с ним? Удовлетворены ли его потребности в безопасности?

Если поменялось поведение в школе, значит, оно каким-то образом изменилось и дома. Обратить на это внимание не должно составить труда. С этого можно начать разговор с ребенком, поинтересоваться, что у него случилось, волнует его и зачем он так себя ведет. Именно зачем, а не почему. У любого действия, особенно неадекватного, есть своя цель, и ваша задача ее выяснить, желательно в мягкой форме. Ребенок своим поведением хочет вам что-то сообщить, но не может сделать этого словами, возможно, в силу страха, замкнутости, отсутствия привычки делиться своими трудностями в семье. А поддержка родителей ему на самом деле очень нужна.

Неадекватное поведение ребенка и учитель

Обратите внимание на то, что у ребенка может быть занижена самооценка, он замыкается в себе и впадает в уныние. Значит, учите его выражать свои эмоции приемлемым способом. Это означает, что при возникновении конфликтной ситуации нельзя оскорблять другого, а сказать ему спокойно о своих чувствах, например, «Неприятно, когда ты так делаешь», «Злюсь на тебя». Это будет конструктивно. Такой же тактике общения следовало бы научиться и родителям.

Что делать, если ребенок ведет себя неадекватно давно

Бывает и такое, что ребенок проявляет асоциальные черты в поведении, так как у него не установлены границы дозволенного, и он не понимает причинно-следственной связи между поведением и его последствиями. Тогда, скорее всего, нарушение поведения отмечается у него давно и для вас не является открытием. В этом случае возможны такие варианты:

  • Изменить тактику отношений с ребенком, дать ему понять, что не все допустимо. Более внимательно изучить с ребенком правила поведения в школе. При этом подключить к воспитанию ребенка того, кто сможет научить его хорошему поведению, записать на занятия к педагогу-психологу.
  • Показать ребенка детскому психиатру и/или неврологу, чтобы врач его обследовал, дал свое заключение и при необходимости назначил курс лечения. В некоторых случаях нарушения поведения ребенка могут свидетельствовать об органических поражениях головного мозга. Как правило, это происходит во время беременности или вследствие черепно-мозговых травм, а также сильных стрессов. Неадекватные действия могут говорить и о психической патологии с нарушением поведения и социальной дезадаптацией. Невролог диагностирует нарушение работы нейронных связей центральной нервной системы на уровне анатомии, наблюдает за их проявлениями во время своего обследования, детский психиатр имеет дело с последствиями этих нарушений, которые заметны в поведении, общении, учебе.

Бояться обращения к психиатру не стоит. Родители не должны быть безразличны к проблемам своих детей. Психиатр постарается помочь вам и вашему ребенку. Если все окажется в порядке, вы сможете исключить из причин неадекватного поведения школьника психические отклонения. Дальше все можно будет уладить с помощью улучшения доверительности ваших отношений с ребенком. Помимо всего вышесказанного, надо учить сына или дочку не реагировать на провокации одноклассников, учить их самоконтролю, самообладанию, спокойствию. Чтобы эта форма поведения у вашего чада закрепилась, необходимо за каждый хороший поступок его хвалить. Но и про выражение эмоций забывать нельзя, держать их в себе тоже неправильно.

Рекомендуем так же прочитать по этой теме:

Дети, имеющие проблемы в школе

Получали ли вы «звонок» из школы вашего ребенка? Джанет Леман, MSW, откровенно рассказывает о том, как она и ее муж Джеймс справлялись со своими делами, когда у их сына были проблемы в школе.

Когда наш сын учился в третьем классе, нам позвонила его учительница и сказала, что ее беспокоят шансы нашего ребенка на учебу в этом году.

Я был потрясен, зол и встревожен. И мне было неловко и как матери, и как социальный работник, которая должна была знать, что происходит.

Я сразу же стал рассматривать себя как жертву в ситуации. Оглядываясь назад, я понимаю, что сразу обратил внимание на проблемы сына.

Дело не в тебе. Речь идет о вашем ребенке и о том, что для него лучше всего. В максимально возможной степени отложите в сторону личные чувства и сосредоточьтесь на своем ребенке.

Обиделась на школу, на учителя и администрацию. Моему мужу, Джеймсу, казалось, это лучше. Наконец он сказал мне: «Слушай, это не о тебе.Речь идет о нашем сыне и его шансах на успех ».

Что я могу сказать? Я знал, что он прав. Я почувствовал себя лучше, мы сели и поговорили о том, что мы собираемся делать с школьной проблемой нашего ребенка.

Мы знали, что нам нужно спланировать, как мы собираемся представить себя на встрече с его учителями. Мы с Джеймсом решили, что мы хотим сотрудничать со школой в максимально возможной степени, потому что это даст нашему ребенку наилучшие шансы пройти год и перейти в четвертый класс.

Как бы тяжело это ни было, я знала, что мне нужно отбросить все свои личные чувства и сосредоточиться на том, что лучше для нашего сына.

Это подводит меня к моему первому совету родителям, когда у их ребенка проблемы в школе:

1. Дело не в тебе — дело в твоем ребенке

Дело не в вас — дело в вашем ребенке и том, что для него лучше всего. В максимально возможной степени отложите в сторону личные чувства и сосредоточьтесь на своем ребенке.

Джеймс снова напомнил мне, прежде чем мы пошли на встречу: «Дело не в нас.Дело не в том, как мы относимся к учителю. Это о нашем сыне.

А потом он сказал: «Честно говоря, у нашего ребенка иногда может быть небольшая головная боль, и у учителя есть еще 30 учеников, с которыми ей нужно разобраться. Давай попробуем найти способ поработать с ней ».

Мы пошли на собрание и представили себя желающими работать со школой, а не против школы. Мы не винили школу. Скорее, мы пытались реалистично относиться к нашему сыну — как к его поведению, так и к его потребностям.

И хотя сначала я был зол на школу за то, что раньше не заметил проблем нашего сына, я был благодарен его учителю в третьем классе за то, что заметил, что происходит. Вплоть до третьего класса наш сын умел пользоваться обаянием в школе. Но очаровательной не получилось бы в третьем классе, где они вводят более сложный контент и много нового.

К счастью, его учитель разглядел его поступок и понял, что это в основном прикрытие для некоторых его трудностей в обучении.

Это подводит меня ко второму совету:

2. Сделайте школу союзником, а не противником

Вообще говоря, обвинение школы или учителя вашего ребенка не принесет никакой пользы. По возможности работайте со школьной администрацией и учителями. Сотрудничайте с ними, вместо того, чтобы делать из них противника.

На мой взгляд, единственный способ добиться успеха — это сотрудничать со школой. Если вы изо всех сил пытаетесь ладить с учителем вашего ребенка, найдите кого-нибудь еще, с кем вы сможете установить эти отношения.

Назовите кого-нибудь в школе, с кем вы можете работать — это может быть консультант, школьный социальный работник, тренер или даже директор. Этот человек сможет защищать вашего ребенка более эффективно, чем вы в некоторых случаях. Этот человек также может отправить вам электронное письмо, когда заметит что-то или почувствует, что вашему ребенку нужна дополнительная помощь. Обязательно регулярно общайтесь с этим человеком.

Вся наша семья особенно много работала в третьем классе: мы тратили много времени на то, чтобы пересылать заметки учителю нашего сына и держать ее в курсе его успехов.

3. Работа с ребенком дома

Джеймс каждый вечер сидел с нашим сыном и делал уроки. Он никогда не делал за него работу. Скорее, он был там, чтобы ответить на вопросы и оказать ему помощь, если он в ней нуждался.

Не буду врать — сначала было немного сложно. Но по мере того, как наш сын делал больше домашних заданий, его успеваемость в классе улучшалась, что побуждало его делать больше домашних заданий. Он усвоил ценный урок: успех порождает успех.

Я думаю, что одна из ключевых вещей, которую осознал наш сын, заключалась в том, что его учитель и его родители собирались возложить на него ответственность за его работу.Он не мог выйти из этого, потому что все объединились, чтобы убедиться, что он добился успеха и прожил год.

Итак, снова школа взяла на себя ответственность помочь ему. Но что еще более важно, наш сын постепенно брал на себя ответственность за себя и за свою учебу.

4. Сделайте так, чтобы ваш ребенок отвечал за учебу в школе

Ваш ребенок ответственен за учебу. Он должен это знать. Ему нужно знать, что он несет ответственность перед вами и его учителями.

Если у вашего ребенка проблемы с работой, которую он делает, и вы считаете, что он искренне борется с работой, поговорите с учителем.

Если борьба продолжается даже с помощью учителя и вашей родительской поддержки, попросите его пройти профессиональное тестирование, чтобы определить, есть ли у него проблемы с обучением.

Мы посетили для него оценочную встречу, где было рекомендовано тестирование. Ему сделали несколько тестов, и было обнаружено, что у него легкая неспособность к обучению.В результате учителя устроили некоторые приспособления, чтобы он мог делать определенные вещи по-другому.

5. Не критикуйте учителя перед ребенком

Мы постарались никогда не критиковать его учителей, когда наш сын жаловался на одного, с которым не ладил. Присоединение к вашему ребенку в жалобе только побуждает вашего ребенка обвинять учителя в своих проблемах и перестать нести ответственность за свою школьную работу.

Кроме того, помните, что вы услышите историю только с точки зрения ребенка.Если ему не нравится учитель, а вы подпитываете эту неприязнь, это только ухудшит положение вашего ребенка, который проводит в этом классе столько часов каждый день.

По большей части мы обнаружили, что учителя нашего сына были преданными и благосклонными, и нашему сыну они нравились. Тем не менее, на протяжении многих лет у нашего сына был некоторый опыт общения с учителями, от которого он не был особенно без ума. Но мы не обязательно считали это плохим. Скорее, мы думали, что это был важный жизненный урок для нашего сына, потому что он не собирался любить всех, и не все собирались любить его или относиться к нему так справедливо, как должно относиться ко всем.

Я думаю, что общение с учителями, которые ему не нравились, помогло подготовить его к реальному миру, где ему придется работать с людьми, которые, возможно, не так понимают его потребности.

Опять же, самое главное — попытаться по возможности присоединиться к учителю, чтобы ваш ребенок стал ответственным и не мог переложить эту ответственность на «плохого» или «злого» учителя.

6. Признать, что у учителей трудная работа

Важно понимать, что у учителей непростая работа.Учить сложно, как и воспитывать детей. И учителя, как правило, благодарны родителям, которые участвуют и помогают своему ребенку учиться.

Тот факт, что мы с Джеймсом тратили время на то, чтобы писать учителю, сидеть с сыном и делать домашнее задание, с точки зрения учителя, был потрачен не зря. Это вложение, и учителя уважают вклад родителей в обучение своего ребенка.

Учителя также хотят чувствовать поддержку родителей в том, что происходит в классе.Я видел, как родители сразу же встали на сторону своего ребенка и не нашли времени, чтобы получить полную картину от школьного персонала или учителей. Я считаю, что важно видеть полную картину. Возможно, вам не понравится, когда вы это поймете, но, по крайней мере, вы нашли время, чтобы понять другую сторону истории.

Джеймс говорил: «Иногда легче бороться со школой, чем бороться со своим ребенком». В конце концов, вы можете уйти из школы и пойти домой. Гораздо сложнее заставить ребенка отвечать, сидеть и работать вместе с ним, особенно если он дерзок или имеет другие поведенческие проблемы.Но, в конечном итоге, возложить на него ответственность — лучшее для его будущего.

Заключение

Страшно получить первый звонок из школы вашего ребенка. Иногда это вызывает чувства, которые у вас были в детстве. Возможно, вы немного разыгрались или у вас были проблемы с самообучением. Возможно, вы не чувствовали себя достаточно умным или хорошим.

Часто первая реакция родителей, учитывая их собственный опыт, — это борьба с системой. И поверьте мне, у меня были некоторые из этих чувств.Слава богу, Джеймсу. Он смог перевернуть мое мышление, что позволило мне сосредоточиться на моем сыне, а не на себе. Это был поворотный момент для меня как родителя и социального работника.

Я считаю, что одним из ключей к успеху вашего ребенка в школе является более активное участие родителей. Ваш ребенок, возможно, никогда не осознает, насколько полезными были некоторые из школьников. И ваш ребенок может никогда не оценить тот факт, что вы сидели там каждую ночь и помогали ему делать уроки.Но если вы видите их успех, значит, вы поступили правильно.

.

15 прав родителей в государственных школах

Законно ли шлепать вашего ребенка учителем? Можете ли вы убедиться, что креационизму не учат? Имеют ли иммигранты право на бесплатное образование в государственной школе?

Найти ответы на эти и другие важные вопросы о ваших правах и правах ваших детей в государственных школах США не так-то просто. Стоит ли вам начать с федерального правительства? Не так быстро. Наши отцы-основатели не претендовали на федеральную власть над государственным образованием.В 1791 году они передали ответственность за обучение чтению, письму и арифметике (и дисциплине!) 14 штатам, как написано в 10-й поправке к Конституции. Да, в округе Колумбия есть Департамент образования, но, как он открыто признает на своем веб-сайте, «образование — это в первую очередь ответственность штата и местных властей».

Чтобы узнать о своих правах как родителя в государственной школе, думайте о местных. Начните с проверки стандартов Департамента образования вашего штата от Алабамы до Вайоминга. Изучив законы штата, обратитесь за ответами в свой школьный округ и школу, где учится ребенок.Информацию о вашей школе и округе можно найти на сайте GreatSchools.org.)

  • Право на бесплатное образование

    В США каждому ребенку предоставляется бесплатное образование. список расходов, связанных с обучением. Родители должны изучить правила своего штата, округа и школы, чтобы узнать, что бесплатно, а за что нужно платить. Например, это объяснение законопроекта о собрании Калифорнии №1575 предоставляет список того, что предоставляется бесплатно и с чем связана плата. Большинство школ может требовать оплаты за просроченные библиотечные книги, школьные обеды (если учащийся не имеет права на бесплатный обед) и студенческие группы. Если школа вашего ребенка настаивает на оплате предмета или услуги, которые, по вашему мнению, должны быть бесплатными, вы можете попросить директора отказаться от оплаты. ACLU утверждает, что просить учеников и родителей оплачивать мероприятия не является незаконным, но этот платеж является добровольным, и они считают незаконным отказать в занятиях спортом, клубах или мероприятиях студентам, которые не платят.

  • Право ребенка-иммигранта на бесплатное образование

    В 1982 году Верховный суд США постановил, что дети-иммигранты имеют такое же право на бесплатное государственное образование K-12, что и легализованные дети США. Это означает, что иммиграционный статус вашего ребенка и вашего ребенка не имеет значения, а не бизнес школы. Ваш ребенок имеет законное право на получение образования, не опасаясь депортации или дискриминации. Вам не нужно предъявлять грин-карту, визу, паспорт, регистрационный номер иностранца, номер социального страхования или какое-либо другое подтверждение гражданства или иммиграционного статуса, чтобы зарегистрировать вашего ребенка.В школе незаконно запрашивать подтверждение гражданства, и если они спрашивают, иммигранты ли вы, отвечать не нужно. Если вас постоянно беспокоят, это нарушение федерального закона. Для получения помощи вы можете обратиться к должностным лицам школьного округа, юристу, в Управление по гражданским правам Министерства образования США (800-421-3481) или в Американский союз гражданских свобод (ACLU).

  • Право не подвергаться дискриминации

    Недвусмысленно говоря, дискриминация является незаконной, как указано в U.S. Конституция, гарантирующая равное обращение со всеми, включая учащихся государственных школ. Вы имеете право требовать образования, которое, по вашему мнению, необходимо вашему ребенку. (Для получения поддержки вы можете обратиться в ACLU.) Если вы считаете, что ваш ребенок несправедливо идет по «медленной дороге» и исключается из подготовительных классов колледжа из-за расовых или классовых стереотипов, вы можете оспорить это место. Если вашей дочери не разрешают посещать такие занятия, как столярная или автомобильная мастерская из-за ее пола, это незаконно. Если ей не разрешают посещать занятия, выпускные или другие мероприятия из-за беременности, это нарушает ее конституционные права.Девочки также имеют право на получение равных спортивных возможностей.

    Если ваш ученик гей, он имеет право пригласить на выпускной вечер однополое свидание. (Это, по общему признанию, борьба во многих областях.) Если у них есть инвалидность, например, глухота, они имеют право на то, чтобы это приспособили с помощью переводчика языка жестов или другой формы помощи. Если у вас есть ребенок-трансгендер, проблема усложняется в связи с недавними разработками Министерства образования США, в которых говорится: «Они могут иметь право пользоваться ванной, соответствующей их гендерной идентичности, в зависимости от их штата или муниципалитета.«Право пользоваться ванной, соответствующей их гендерной идентичности, существует в 19 штатах, а также в округе Колумбия и более чем в 200 муниципалитетах. Вот руководство по этому спорному вопросу от ACLU.

  • Право на изучение английского языка и права на другие языки

    В 1974 году Верховный суд постановил в деле Lau vs. Nichols , что государственная система образования должна обеспечивать обучение английскому языку, поскольку невыполнение этого требования запрещает детям полноценное участие, что нарушает Закон о гражданских правах 1964 года.Если вы или ваши дети не владеют английским свободно, потому что ваш родной язык — испанский, кантонский, арабский, чероки или один из 350 других языков, на которых говорят в плавильном котле Америки, вы имеете право попросить переводчика и право переводите уроки и домашние задания на язык, который понимает ваш ребенок. Многие штаты с высоким процентом не говорящих по-английски (Калифорния — 29 процентов, Техас — 18 процентов) предлагают английский как второй язык и двуязычные программы для помощи детям иммигрантов.

  • Право на безопасность в школе

    Законы многих штатов требуют, чтобы школы обеспечивали безопасную и благоприятную учебную среду с помощью плана безопасности в школе, разработанного директором школы. Во всех школах, финансируемых из федерального бюджета, действуют законы о гражданских правах, защищающие учащихся от издевательств. Учителя и сокурсники не могут беспокоить ваших детей по поводу их расы, национального происхождения, цвета кожи, пола, инвалидности, этнической принадлежности или религии. Если ваш ребенок стал жертвой, вы можете уведомить U.S. Управление по гражданским правам Министерства образования и Министерство юстиции США. Если учащийся создает в школе небезопасную среду, нося оружие или взрывчатое вещество, устраивая драки, грабя учащихся, продавая наркотики или изнасилуя одноклассников, вы имеете право потребовать отстранения учащегося от занятий или исключения из школы.

    Однако безопасность от физически оскорбительных учителей не гарантируется. Примечательно, что телесные наказания разрешены в 19 штатах, несмотря на осуждение Американской психологической ассоциации. Телесные наказания обычно относятся к «гребле».Учителям не разрешается душить, бить, бить детей о стену или причинять травмы, требующие медицинской помощи, помимо оказания первой помощи. Если они это сделают, они могут быть приостановлены или арестованы. (GreatSchools.org также предлагает советы, если ваш ребенок подвергается ругательствам и унижению со стороны запугивающего учителя.)

  • Право на свободу слова и религии

    Система государственных школ США является светской (нерелигиозной), а законы штата запрещают публичное образование. средства на образование должны быть потрачены на религию. Однако свобода слова и религии охраняется Первой поправкой к U.С. Конституция. Если это не отвлекает других учеников, ваши дети имеют право молиться в школе, право брать религиозные книги в школу, право носить одежду, отражающую их религиозные убеждения (включая хиджаб, ермолку, бинди и т. и распятие), право говорить о своей вере в школе, право организовывать религиозный клуб, право ссылаться на свои религиозные убеждения в заданиях учащихся и право пропускать школу в связи с соблюдением религиозных праздников.И наоборот, для государственной школы незаконно обращать в свою веру или навязывать религиозные убеждения вашему ребенку или продвигать одну религию как более высокую над другой или религию в целом как более высокую над светскими. Обсуждение мировых религий должно быть «нейтральным». Школьная молитва под руководством учителей или тренеров является незаконной. Невозможно демонстрировать религиозные доктрины, подобные десяти заповедям, и светским детям не нужно говорить «под Богом», когда класс произносит клятву верности. Если школа пропагандирует или унижает религию, родители могут подать жалобу в школьный округ, в Отдел гражданских прав Министерства юстиции и в ACLU.«Минута молчания» часто поощряется, хотя в некоторых штатах полностью игнорируют Первую поправку и продолжают молиться в классе. Список штатов доступен здесь. Может ли родитель попросить убрать фразу «Мы верим в Бога» из школьного класса? Этот вопрос пока не решен судами.

  • Право на информацию и участие

    Родители имеют законное право в соответствии с Законом о правах семьи на образование и неприкосновенность частной жизни (FERPA, 1974) проверять данные об образовании своего ребенка в школе, чтобы получить их объяснение, если необходимо, запросить обновления и исправления, а также своевременную отправку документов об образовании их ребенка в другую школу, если они хотят, чтобы их ребенок перешел из школы.В восьми штатах (Коннектикут, Луизиана, Массачусетс, Невада, Нью-Джерси, Род-Айленд, Вирджиния, Висконсин) действуют законы, требующие от школ уведомлять родителей, если их ребенок подвергается издевательствам или запугивает других учащихся, а в 16 других штатах школы требуют развития местная политика. Закон «Каждый ученик добивается успеха» (ESSA, 2015) гарантирует конференции родителей и учителей, разумный доступ к персоналу, возможность волонтерства, участие и наблюдение за классом своего ребенка, право запрашивать квалификацию учителей ребенка и многие другие прерогативы.Вы можете скачать набор инструментов ESSA Parent Advocacy Toolkit здесь. Во многих штатах, например в Калифорнии, родители имеют законное право на уведомление о том, что школа проводит медицинские, когнитивные и языковые проверки детей. Все родители имеют право участвовать в родительских советах и ​​комитетах, а также право вступать в школьную ассоциацию родителей и учителей (PTO / PTA). Родители также могут обратиться в школьный совет своего школьного округа, который регулярно проводит собрания, на которых общественность может задать свои вопросы и жалобы.Получите советы о том, как повлиять на школьный совет, узнайте, чем занимается школьный совет, а также узнайте, что делает его отличным кандидатом в школьный совет.

  • Право узнавать об эволюции, а не о креационизме или разумном замысле

    Со времени решения Верховного суда в 1968 году эволюция была представлена ​​как научный факт в государственных школах, и она включена в программу Common Core, принятую 41 штатом. Несколько религиозных групп, которые не одобряют эволюцию, пытались, но потерпели неудачу, внедрить свои убеждения в государственные школы.В 1987 году Верховный суд запретил преподавание «Науки о сотворении мира», поскольку оно пропагандировало религиозные убеждения. Точно так же в 2005 году Окружной суд Пенсильвании запретил использование «Интеллектуального дизайна» в школьных классах. Если школа вашего ребенка избегает эволюции и пропагандирует креационизм или разумный замысел как научную истину, вы можете сообщить об этом проступке в школьный округ, государственные и федеральные органы образования, а также в ACLU. (Дебаты по этому вопросу по-прежнему остаются острыми во многих штатах, таких как Луизиана и Аризона.)

  • Право не допустить ваших детей к обучению по вопросам сексуального здоровья и профилактике ВИЧ / СПИДа

    Некоторые родители не хотят, чтобы школьные чиновники обучали их детей сексуальной информации. Студенты могут отказаться от этих презентаций, если их родители попросят об освобождении в письменной форме или ходатайствуют перед директором школы. (Примечание: родители не имеют права исключать своих детей из программ разнообразия и толерантности.)

  • Право исключать своих детей из стандартизированного тестирования

    В одном исследовании утверждается, что учащиеся сдают 112 утвержденных государством стандартизированных тестов между PreK и 12-й класс, хотя опросы показывают, что эту практику не любят 67 процентов родителей государственных школ.Закон «Каждый учащийся добивается успеха» (ESSA) позволяет родителям отказываться от тестирования.

  • Право полностью исключить детей из класса

    Обучение на дому разрешено во всех 50 штатах. Правила домашнего обучения варьируются от строгих правил во многих и слабого контроля в других. Самым простым местом для домашнего обучения является Аляска, где не требуется никаких контактов с правительством. Техас также довольно снисходителен в своей политике. Самыми трудными штатами для домашнего обучения являются (возможно) Огайо, Северная Дакота, Вермонт, Нью-Йорк, Пенсильвания, Род-Айленд и Массачусетс.Здесь вы можете найти законы о домашнем обучении от штата к штату.

  • Право на неприкосновенность частной жизни

    Государственные школы часто просят учащихся отвечать на неакадемические анкеты, которые правительство использует для сбора различной личной информации. Запросы могут касаться религиозных, этнических, культурных и моральных устоев семьи или табака, алкоголя, наркотиков, ремней безопасности, пола, семейной жизни, депрессии, психического здоровья, питания и физических упражнений. Если это похоже на любопытное вторжение в личную жизнь вашей семьи, вы можете отказаться от участия своего ребенка.Любое наказание детей за отказ участвовать в опросах является незаконным. Стоит отметить: когда их ребенку исполнится 18 лет (и, следовательно, он перестанет быть несовершеннолетним), родители лишаются права доступа к школьной медицинской документации своего ребенка.

  • Права детей с особыми потребностями и ограниченными возможностями на специальное обучение

    Федеральный закон предоставляет всем учащимся, имеющим право на специальное образование, индивидуально разработанную программу обучения бесплатно для их родителей.Родители имеют законное право на профессиональную оценку, определение и удовлетворение образовательных потребностей своего ребенка. Потребности ученика могут быть удовлетворены либо в общеобразовательном классе с помощью специалиста по ресурсам (полное включение), либо в меньшем классе учеников, которым требуется индивидуальное обучение или обучение в небольших группах. Индивидуальный учебный план учащегося (IEP) и раздел 504 направляют школу в оказании помощи детям до 12 лет, которые имеют проблемы с обучением, с эмоциональными, умственными и физическими недостатками.Для утверждения этих планов требуется подпись родителя.

  • Право избавиться от плохих учителей

    Удаление плохого учителя зависит от законов вашего штата и политики округа и требует поддержки или, по крайней мере, согласия со стороны директора школы, PTO / PTA, окружного суперинтенданта и местного Союз учителей. Справедливо сказать, что попытка уволить учителя, которого вы — или даже целая группа родителей — считаете непригодным, может быть чрезвычайно сложной задачей в системе государственных школ, особенно с учетом жесткой защиты штатных учителей со стороны местных профсоюзов учителей.Насколько силен союз учителей в вашем штате? Исследуй здесь. Однако увольнение неподходящего учителя возможно. Некоммерческая организация «Студенты имеют значение» вела судебные процессы в Калифорнии и Коннектикуте за право отстранения неэффективных учителей, а в Нью-Йорке и Миннесоте велись дополнительные битвы против законов о пребывании учителей. Самый простой штат для увольнения учителя — это Айдахо, где контракты заключаются только на один год. В Род-Айленде учителя, получившие оценку «неэффективно» в течение двух лет, увольняются.

  • Права учащихся-спортсменов на участие

    Дети, занимающиеся спортом в государственных школах, имеют множество конституционных прав, включая право девочек на равное участие, право учащихся с ограниченными возможностями на участие, право учащихся-трансгендеров в командах, а также право на защиту от сексуального насилия, домогательств, дедовщины, физического насилия, небрежного надзора и опасного обучения, оборудования и игровой среды. Возможно, удивительно, что во многих судебных делах студентам-спортсменам также гарантируется свобода выражения мнений (критика тренера), свобода собраний (вечеринки после игры) и свобода публикации в социальных сетях.Законы также требуют, чтобы спортсмены с сотрясением или подозрением на сотрясение мозга были отстранены от участия до тех пор, пока медицинский работник не разрешит их.

  • .

    10 советов учителям при работе с родителями

    10 советов учителям при работе с родителями

    Бывают случаи, когда вам нужно поговорить с родителями о ваших академических проблемах в отношении их ребенка. Важно понимать, как подходить к родителям и работать с ними, чтобы обеспечить успешный результат для всех участников.

    Обращаясь к родителям, учителя должны понимать, что они говорят о родительской гордости и радости. Не нападайте на их ребенка.Вместо этого вежливо сообщайте о проблемах. В то же время сосредоточьтесь на положительных качествах ребенка, чтобы не казалось, что вы говорите с ним свысока, а вместо этого решаете проблемы, давая положительный отзыв. Учителям необходимо работать с родителями в команде. Он не должен быть однобоким. Работая вместе, обе стороны могут внести свой вклад в помощь ребенку и предложить идеи, стратегии и планы для реализации в надежде сузить круг проблем и создать среду, в которой ребенок может полностью раскрыть свой потенциал.

    Если вы учитель, то наверняка заметили, как родители могут раз. Они действительно расстраивают, и нет никаких сомнений в том, что вы можете закончить выходить из себя. Однако каждый учитель должен знать этику работы. с родителями. У большинства родителей возникает определенная враждебность к учителем из-за того, как она с ними действует. Вы бы этого не хотели потому что вы оба должны работать ради своих учеников. Следовательно важно, чтобы учитель знал, как работать с родителями чтобы избежать осложнений.

    Вот несколько советов учителям, которые помогут им работать с родителями:

    Будьте вежливы и терпеливы

    Некоторые родители не терпят критики в адрес своих детей. Таким образом вы можете увидеть их защищая своего ребенка перед вами. Хотя это неправомерная практика на со стороны родителей, вы не можете это остановить. Что тогда делать? Тебе нужно научиться выражать свои опасения, не теребя родителей. Это правда, что некоторые дети очень проблемны, и с такими родителями проблема усугубляется.Но вам нужно оставаться терпеливым и вежливым, пока работа с родителями.

    Ориентация на положительные качества ребенка

    Даже самые мягкие родители не оценят, что вы постоянно жаловаетесь о своих детях. Некоторые советы учителям указывают на то, что лучше всего направить на некоторые из хороших качеств своего ребенка и ценю их. Однако сделайте обязательно сообщайте родителям ободряющим тоном, в каких областях ребенок нужно работать.

    Никогда не разговаривайте в присутствии ребенка

    Нехорошо говорить о ребенке перед ним.Будь то о его достоинства или пороки, вы не должны этого делать! Ценить ребенка впереди его родителей сделали бы его напыщенным. С другой стороны, жалуясь на он может отговорить его.

    Убедитесь, что родители знают, что вы держите ситуацию под контролем Иногда родители будет приходить к вам каждый день, чтобы спросить о своем ребенке. Этот тип родителей также будет продолжать вмешиваться и пытаться направить вас, чтобы вы выполняли свою работу «лучше». Не позволяйте этому случиться! Попытайтесь убедить их, что вы справитесь с ребенком но для этого нужно ваше пространство.Также не обсуждайте свой урок планы с родителями, поскольку у них могут быть их предложения или рекомендации. Вы авторитет в своем классе, поэтому ваши планы уроков основаны на на то, что, по вашему мнению, будет полезно студентам

    Храните в тайне для ребенка свои встречи с родителями

    Иногда родители спрашивают своих детей об учителях, пока те прямо там. Это дает некоторым детям возможность придумывать числа жалоб. Не позволяйте этой неприятной ситуации случиться, демотивировать вас работать с ребенком.Ты всего лишь человек, поэтому твои эмоции время от времени может повлиять на ваше суждение. Нежно, но твердо попросите родителей встретиться с вами без детей.

    Держите рабочие листы учителей под рукой

    Выступление или учитель рабочие листы — это все доказательства, которые вам понадобятся для демонстрации успеваемости ребенка. Держите их подальше, чтобы вы могли обсудить проблему своих учеников на встрече их родители. Без рабочих листов учителя вы могли бы думать о том, что обсудить, не создавая осложнений.

    Руководство для родителей

    Иногда ребенку трудно сосредоточиться на учебе из-за определенных семейные проблемы. Родители не будут признательны, если вы попытаетесь их направить, но вы должны указать, что на вашего ученика влияют личные проблемы.

    Продолжайте еженедельные встречи

    Даже если родители ходят в школу каждый день, избегайте обсуждений. с ними. Делайте это еженедельно или звоните им при необходимости.

    Сначала слушайте, потом говорите

    Очень важный совет, который очень пригодится в данном случае. Никогда не лопай вперед родителей. Вместо этого выясните, на что они жалуются, и противодействуйте им. Когда вы закончите, вы можете указать на то, что раньше не обсуждалось.

    Мотивируйте

    И последнее, но не менее важное: всегда сохраняйте мотивирующий настрой. Родителям нравится учитель, который может дать им проблеск надежды, когда дело доходит до их ребенка слабости вместо того, чтобы деморализовать их.

    Дополнительная информация о родительских ресурсах

    1. Потрясающая библиотека — Справочник образования для родителей K-12
    2. Не нравится ли вашему ребенку школа?
    3. eSCORE.com
    4. Национальная сеть информации для родителей
    5. Сеть родителей государственных школ
    6. Гнездо Робин — Интернет Сайт для родителей
    7. Успешно прочитать


    .

    советов по английскому: образование: дебаты и проблемы

    1. Возможности, равенство и т. Д.
    _ Все системы образования могут в конечном итоге (advrút cục) оцениваться с точки зрения равенства возможностей (1). Это не то же самое, что дебаты (n-v-suy nghĩ, cân nhắc) по поводу выборочного (2) и всеобъемлющего (3) школьного обучения (4).
    _ Это скорее вопрос, имеют ли все одинаковые (равные) возможности для образовательных достижений, или же элитарность (5) того или иного рода присуща (6) системе.
    _ Рейтинговые таблицы (7) для школ и колледжей могут действительно помочь непреднамеренно (adv- ko chủ tâm, ko có ý) увековечить (v- làm nhớ mãi) (8) неравенство (n- ko đồng đều), при этом утверждая, что способствовать повышению стандартов.
    _ Таблицы рейтингов неизбежно делят мир на хороший и плохой, успех и неудачу, в результате получается двухуровневая система (9), даже если это только то, как это воспринимается общественностью (10). (v- nhận thức)
    _ Способность более обеспеченных (adjgiàu có, khá giả) (11) родителей и хорошо обеспеченных (12) школ подтолкнуть детей к учебным заведениям на вершине лиги в долгосрочной перспективе, имеют эффект угнетения (13) возможностей для менее обеспеченных (14) или для детей из домашней среды, которая не дает толчка и мотивации для достижения успеха (15).

    (1) когда у всех одинаковые шансы
    (2) ученики сдают экзамены для поступления
    (3) все поступают без экзаменов
    (4) образование, полученное в школе
    (5) когда вы предпочитаете (v- ng hộ, thiên vị) небольшая привилегированная группа
    (6), являющаяся основной частью списков школ или колледжей от лучших до худших в ST
    (7).
    (8) заставляет S.T продолжать вечно.
    (9) система с двумя отдельными уровнями, один из которых лучше другого.
    (10) видит, считает
    (11) богаче
    (12) получая много денег в виде грантов, подарков от богатых людей и т. Д.
    (13) уменьшение
    (14) худшее
    (15) достижение отличного стандарта.

    2. Прочие обсуждения и вопросы

    _ Неравенство является неотъемлемой частью (adjvn có, cố hữu) системе образования. (встроено в)
    _ Элитарность в долгосрочной перспективе вредна для страны. (доступ только для привилегированных групп)
    _ Всеобщее образование является основным политическим идеалом во многих странах. (образование, при котором все поступают в школу одного типа без экзаменов)
    _ Система с двумя уровнями школ сокращает возможности для детей из более бедных семей и благоприятствует детям из более богатых семей.
    _ Все родители хотят, чтобы их дети хорошо учились в школе. (достичь наилучших результатов в школе)
    _ Упор на три «Р» рассматривается (считается) родителями как ключ к успеху.

    Ответьте на следующие вопросы для своей страны:
    1. При каких обстоятельствах школы закрываются?
    _ Когда классы становятся очень маленькими, например, в деревнях в сельской местности, где люди переехали в города.
    2. Каковы типичные проблемы с дисциплиной в вашей стране? Чем занимаются учителя?
    _ Обычно дети не могут сосредоточиться, они разговаривают на уроках, издеваются друг над другом.Учителю не разрешается бить детей, но они могут посадить их под стражу (giam cầm) или сообщить об этом их родителям.
    3. Какие особые потребности есть в обычных школах?
    _ Может быть учитель, который может обучать отстающих учеников, или специальные учителя могут приходить, чтобы помочь ученикам с трудностями в обучении, но детям часто приходится обращаться в специальные центры за помощью.
    4. Какие существуют условия для непрерывного образования?
    _ Люди всех возрастов все больше и больше поступают в университеты Великобритании, и специальные курсы (так называемые курсы доступа) помогают им в этом.Есть также вечерние уроки, обычно организуемые местными советами, которые не очень дороги.

    .

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о