Нравственное воспитание дошкольников: Материал по теме: Нравственное воспитание дошкольников

Содержание

Материал по теме: Нравственное воспитание дошкольников


Общая характеристика нравственного воспитания детей дошкольного возраста





В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества. Необходимо формировать у них такие важные для каждого человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, активность и инициативу в самостоятельной деятельности.



Правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных качеств.



Основные задачи нравственного воспитания дошкольников включают формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения.



В воспитании ребенка с первых лет жизни большое место занимает формирование нравственных чувств. В процессе общения со взрослыми воспитывается чувство привязанности и любви к ним, желание поступать в соответствии с их указаниями, делать им приятное, воздерживаться от поступков, огорчающих близких людей. Ребенок испытывает волнение, видя огорчение или недовольство его шалостью, оплошностью, радуется улыбке в ответ на свой положительный поступок, испытывает удовольствие от одобрения близких ему людей. Эмоциональная отзывчивость становится основой формирования у него нравственных



чувств: удовлетворения от хороших поступков, одобрения взрослых, стыда, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослого. В дошкольном детстве формируются также отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать.



В старшем дошкольном возрасте на основе формирующихся нравственных чувств воспитывается чувство собственного достоинства, зачатки чувства долга, справедливости, уважения к людям, а также ответственности за порученное дело.



Особое значение приобретает воспитание патриотических чувств: любви к родному краю, Родине, уважение к людям других национальностей.



В старшем дошкольном возрасте нравственные навыки и привычки, развивающиеся на основе осмысленного отношения детей к нравственному содержанию поступков, становятся более прочными. Необходимо воспитывать у детей осознанное поведение, подчиненное нормам морали, на конкретных примерах разъяснять, как следует поступать. Например: «Заботливые дети — это те, которые берегут игрушки, ухаживают за животными, растениями, помогают взрослым», «Хороший товарищ никогда не обидит друга, уступит ему игрушку, договорится о том, как вместе поиграть». Такие конкретные разъяснения помогают детям постепенно осознавать общие моральные понятия (добрый, вежливый, справедливый, скромный, заботливый и др.), которые в силу конкретности мышления не сразу могут быть поняты ими.



Этим самым предупреждается появление формальных знаний, когда



 дети имеют общие представления о том, как следует поступать, но не могут руководствоваться ими в ситуациях, складывающихся в повседневой жизни в обществе сверстников.



К содержанию нравственных представлений, формируемых в дошкольном детстве, относятся представления о явлениях общественной жизни, о труде советских людей, его общественной значимости и коллективном характере, о патриотизме и гражданственности, о нормах поведения в коллективе сверстников (почему надо делиться игрушками, как надо договариваться друг с другом, как заботиться о младших и т. д.), об уважительном отношении ко взрослым.



Сформированные нравственные представления служат основой развития мотивов поведения, которые побуждают детей к тем или иным поступкам.



В старшем дошкольном возрасте у детей важно формировать такие мотивы поведения, которые бы побуждали их к поступкам, отражающим общественную направленность личности (позаботиться о сверстнике, поступиться личным желанием ради удовлетворения интересов коллектива, сделать своими руками подарок близким). Формирование мотивов поведения связано с организацией разнообразной деятельности детей, общения их между собой, со взрослыми.



Даже в каждодневных обычных ситуациях взрослый всегда воспитывает, причем его воздействие носит многосторонний характер. Например, обучая ребенка раздеваться после прогулки, учит его умению самостоятельно обслужить себя, аккуратно сложить одежду и вместе с тем формирует бережное отношение к вещам, аккуратность,



целенаправленность действий, а также внимание к сверстникам, находящимся рядом, предупредительность и заботливость по отношению к ним.



В старших группах становятся более разнообразными поступки, отражающие усвоение детьми моральных норм поведения. Особое значение он придает культуре общения и взаимоотношений детей в коллективе, воспитывая у них навыки вежливого обращения друг к другу, умения выслушать сверстника, не спорить, а возразить в тактичной форме, не перебивать друг друга и т. д., формирует у детей умение проявить такт и уважение в разговоре со взрослым, оказать ему внимание.



Можно быть более требовательным в оценке, сдержаннее пользоваться поощрением, чаще прибегая к рассуждениям типа: «Старшие дети и должны правильно поступать. Этому вы уже научились, и стыдно заставлять взрослого снова напоминать о правилах, которые вам давно известны». Взрослый выражает и недовольство отдельными детьми, осуждает их отрицательные поступки. Порицание, замечание, звучащие в его оценках, служат детям предупреждением, запрещением повторения подобных поступков. Поэтому так важно, чтобы педагог выражал уверенность, что отрицательный поступок случаен, что он не будет повторен провинившимся. При таком подходе гораздо легче избежать случаев негативизма, упрямства, неподчинения разумному требованию. Кроме того, необходимо помнить о том, что, осуждая поступок, взрослый не должен осуждать самого ребенка.













        





Роль семьи в нравственном воспитании детей







Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности.





Известно, что в нравственном воспитании семье принадлежит ведущая роль. Для нормальной благополучной семьи характерны атмосфера родственных эмоциональных связей, насыщенность, непосредственность и открытость проявлений ими любви, заботы и переживания. Наиболее велико влияние этой атмосферы на ребенка в дошкольном возрасте. Малыш особенно нуждается в любви и ласке родителей, у него огромная потребность общения со взрослыми, которую наиболее полно удовлетворяет семья. Любовь родителей к ребенку, их забота о нем вызывают у малыша ответный отклик, делают его особенно восприимчивым к нравственным установкам и требованиям матери и отца.





Если ребенок окружен любовью, чувствует, что он любим независимо от того, какой он, это вызывает у него ощущение защищенности, чувство эмоционального благополучия, он осознает ценность собственного «Я». Все это делает его открытым добру, положительным влиянием.



Представление о себе, уважение или неуважение к себе, т. е. самооценка, формируются у ребенка в процессе общения со взрослыми, которые оценивают его положительно или отрицательно. Особо значимой для малыша является оценка со стороны тех взрослых, которые относятся к нему с доверием и уважением. Оценка должна фиксировать внимание ребенка не только на том, как он поступил – хорошо или плохо, но и на том, какие последствия это имеет для других людей. Так постепенно ребенок учится ориентироваться в своем поведении на то, как отразится его поступок на окружающих.





Большое внимание на развитие у малыша нравственных чувств оказывает чтение сказок, рассказов, где описывается борьба положительных и отрицательных персонажей. Ребенок сопереживает успехам и неудачам героя и его друзей, горячо желает им победы. Так формируется его представление о добре и зле, отношение к нравственному и безнравственному.





Дети, у которых к началу обучения в школе не развита способность активно действовать для достижения цели, самостоятельно выполнять повседневные требования и решать новые задачи, проявлять настойчивость в преодолении трудностей, часто не могут организовать себя для выполнения заданий учителя. Это отрицательно сказывается на учебной работе и поведении первоклассника, становится причиной его неуспеваемости, недисциплинированности.





Семья располагает благоприятными условиями для привлечения ребенка-дошкольника к труду. Трудовые поручения, которые ребенок выполняет в семье, по содержанию разнообразнее, чем в детском саду, а необходимость их выполнения для него более очевидна (особенно в хозяйственно-бытовом и ручном труде). Особое влияние на малыша оказывает труд взрослых в семье.





Характерны мотивы труда детей в семье: любовь к родителям и другим членам семьи, желание позаботиться о них, помочь, доставить им радость. В семье дети часто с удовольствием занимаются теми видами труда, которые мало распространены в детском саду: стиркой белья, мытьем и вытиранием посуды, участвуют в приготовлении пищи, покупке продуктов и т. д. Благоприятные семейные условия положительно влияют на трудовое воспитание детей и их нравственно-волевое развитие.















Известные деятели педагогики



о роли нравственного воспитания в развитии личности





 



«Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней»



философ Сенека





«Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает»



народное изречение





«Только нравственное воспитание формирует добродетельный характер и сочувственное отношение к людям»



педагог- демократ Генрих Песталоцци





«Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове: нравственность»



немецкий педагог Иоган Гербарт





«Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра»



 Л.Н. Толстой





«Убежденные в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены и в том, что… влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями…»



К.Д.Ушинский





«Целью воспитания должно быть воспитание нравственного человека»



К.Д. Ушинский,



Если педагоги- классики признавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности, тем большее значение имеет эта проблема в системе современного воспитания.


Статья «Нравственное воспитание дошкольников»

Нравственное воспитание дошкольников

В данной статье раскрывается понятие нравственного воспитания дошкольников. Рассматриваются направления и средства нравственного воспитания. Делаются выводы о том, что нравственное воспитание является необходимым условием дальнейшего развития личности.

Ключевые слова: дошкольный возраст, нравственное воспитание, направления и средства нравственного воспитания.

Дошкольный возраст — период, когда происходит активное формирование нравственных качеств и отношений, норм морали и поведения. Нравственное воспитание играет немаловажную роль в дальнейшем развитии личности, так как оказывает влияние на умственное, трудовое, физическое и эстетическое развитие.

Нравственность подразумевает под собой понятия и суждения, отражающие сущность нравственных явлений, дающих возможность детям осознать, что хорошо, а что плохо, что можно делать, а что нельзя. Определяющим критерием нравственного развития являются поступки и действия, соответствующие нормам морали и общества.

Основой нравственного воспитания являются общечеловеческие ценности, нормы морали, выработанные людьми в процессе исторического развития общества. К ним относятся такие личностные качества, как честность, справедливость, порядочность, уважение, долг, гуманизм, трудолюбие.

С развитием общества появляются новые ценностные ориентации и принципы, нормы морали и привычки поведения. Это интернационализм, уважение к государству, органам власти, государственной символике, законам, патриотизм, гражданский долг, требовательность к себе, заинтересованность в событиях, происходящих в обществе, милосердие.

Нравственное развитие человека продолжается на протяжении всей его жизни, однако основы закладываются в детстве. Первые навыки нравственного воспитания дети получают в семье под влиянием жизненного опыта, этических норм, принятых в семье и посильного труда. Поэтому при воспитании детей дошкольного возраста необходимо уделять первостепенное внимание формированию нравственных чувств и качеств. Важную роль играет эмоциональная отзывчивость детей, которая формируется к 5 годам. На этом этапе воспитания происходит развитие чувства любви к родным и близким. Необходимо воспитывать у детей навыки бытового общения, семейного труда, взаимопомощи. Так дети признают авторитет взрослых и выполняют их требования беспрекословно. На основе этого происходит формирование уважения к старшим и послушания как черт поведения.

Для формирования у детей гуманного отношения к сверстникам воспитатель должен решать задачи становления и развития дружеских отношений. Необходимо развивать у дошкольников такие качества, как взаимопонимание, уважение чужих интересов, готовность прийти на помощь и т. д.

Для развития чувства любви к природе, к родному городу, а в дальнейшем и к стране воспитателю необходимо создать условия, которые вызовут у ребенка эти чувства и переживания. Например, проводить этические беседы, экскурсии, показывать различные произведения искусства, проводить мероприятия, посвященные природе истории страны. Нравственно воспитание детей дошкольного возраста осуществляется с помощью множества средств, важнейшими из которых являются следующие:

  1. Художественные средства (литература, искусство, кино, музыка и т. д.) — оказывают влияние на эмоциональную сферу и чувства детей;

  2. Природа как средство, вызывающее гуманное отношение к другим людям, чувства сострадания, сопереживания и заботы — воздействует на сферу личности детей многогранно и является одним из самых средств воспитания морали;

  3. Средства собственной деятельности детей (игра, обучение, общение, труд) — способствуют развитию дружеских взаимоотношений, трудолюбия и познавательного интереса;

  4. Окружающая обстановка, социум (семья, близкие, друзья, товарищи и др.) — влияет на моральные нормы и ценностные ориентации ребенка

Эффективность нравственного воспитания зависит от правильного выбора средств, в соответствии с целью и задачей воспитания, возрастными особенностями детей, уровня их развития.

Итак, нравственное воспитание детей — одна из основных задач общества. Ребенок живет в обществе и на него воздействуют как положительные, так и отрицательные факторы окружающей среды. Для того, чтобы уберечь его от негативных воздействий необходимо заложить в него основы высокой морали, культуры поведения и основы уважительного отношения к окружающим его людям. Необходимо воспитать из него человека с твердыми убеждениями и жизненными взглядами. Воспитывать и формировать миропонимание подрастающего ребенка необходимо на ранних этапах его развития, когда жизненный опыт только начинает накапливаться.

Литература: Бабанский Ю. К. Педагогика: Учебное пособие для вузов. — М.: Просвещение, 1983. — 248 с. Логинова В. И., Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». — М.: Изд-во Просвещение, 1983 г. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для высш. учеб. заведений: В2 кн. /И. П. Подласый — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. — кн.1: Общие основы. Процесс обучения. — 387 с.

Статья на тему: Нравственное воспитание детей в ДОУ

Нравственного воспитания детей в ДОУ.

«Нравственность – это внутренние, духовные качества,

которыми руководствуется человек,

этические нормы, правила поведения,

определяемые этими качествами».

С.И.Ожогов.

«Добронравственый, добродеятельный , благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека, с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек — нравственный, чистой и безукоризненной нравственности».    В.И.Даль.

        В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема нравственного воспитания детей всех возрастов, педагогическое сообщество заново пытается понять, каким образом привить современным детям нравственно-духовные ценности. Сегодня на ребенка с самого рождения обрушивается огромный массив информации: СМИ, школа, детский сад, кино, Интернет — все это скорее способствует размыванию нравственных норм и заставляет нас очень серьезно задуматься над проблемой эффективного нравственного воспитания собственного малыша.

       Особенности нравственного воспитания дошкольников. Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития, не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию извне.

       Нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Это одна из очень важных сторон процесса формирования личности ребенка.

Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.                                                                                                                                            Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была и будет актуальной. Задача вырастить молодое поколение добрым, честным, трудолюбивым стояла не только перед нашими отцами и дедами, но и во все прежние века и тысячелетия.                                                                               Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.

В связи с этим ключевая роль детского сада — создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на этнокультурных ценностях родного края. В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Поскольку в нашей стране родители, в силу своей занятости, решением проблем насущных, предпочитают общественное воспитание и с 1,5 лет, а то и раньше, отдают детей в детские сады, то именно современные дошкольные учреждения призваны сыграть ведущую роль в формировании основ духовной ориентации и нравственного поведения детей. Именно младший возраст называют «золотой порой» духовно-личностного становления. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается — также в дошкольном возрасте — с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно- нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. Взрослый человек в течение дальнейшей жизни расширяет и углубляет то, что сложилось у него в душе за период первых семи лет. Именно в этом возрасте складываются основные черты личности и характера человека.

Другими словами, духовно-нравственное воспитание школьников и детей раннего возраста можно рассматривать как непрерывный процесс усвоения ими установленных в обществе образцов поведения, которые в дальнейшем будут регулировать его поступки. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.

В младшем возрасте стержнем, который будет определять нравственное воспитание личности ребенка, является установление гуманистических отношений между детьми, опора на свои чувства, эмоциональная отзывчивость. В жизни ребенка эмоции играют очень важную роль, они помогают реагировать на окружающую действительность и формировать свое к ней отношение. По мере роста малыша мир его эмоций развивается, становится разнообразнее и богаче.

Нравственное воспитание дошкольников определяется тем, что в этот период малыш усваивает язык эмоций и чувств, он овладевает принятыми в обществе формами выражения своих переживаний при помощи всевозможных словесных и несловесных средств. В то же время ребенок научается сдерживать себя в проявлении своих чувств слишком бурно или резко. В отличие от двухлетнего, малыш в возрасте пяти лет уже может скрыть свой страх или сдержать слезы. Он овладевает наукой управления своими эмоциями, научается облекать их в принятую в обществе форму. Пользоваться своими чувствами осознанно.

Становление эмоциональной среды дошкольника самым тесным образом связано с его нравственным воспитанием и имеет свою динамику. Так малыш, основываясь на примерах из опыта, складывает понимание того, что хорошо, а что плохо, формирует свое отношение к жадности, дружбе и т. п. Такое отношение к основополагающим понятиям нашей жизни продолжает формироваться и в дальнейшем по мере взросления. Главным помощником ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными примерами своего поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения. Итак, нравственное воспитание в дошкольном возрасте определяется тем, что ребенок формирует самые первые моральные оценки и суждения. Он начинает понимать, что такое нравственная норма, и формирует свое отношение к ней, что, однако, далеко не всегда обеспечивает соблюдение ее в реальных поступках.

Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы. Первейшая задача родителей заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств и сделать их общественно ценными. Чувства позволяют человеку испытать удовлетворение после совершения правильного поступка или заставляют нас испытывать угрызения совести, если нравственные нормы были нарушены. Основа таких чувств как раз и закладывается в детстве, и задача родителей помочь в этом своему ребенку. Обсуждать с ним нравственные вопросы. Добиваться формирования ясной системы ценностей, чтобы малыш понимал, какие поступки недопустимы, а какие желательны и одобряемы обществом.

Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для малыша образом. Дети в общении формируют способность выражать свои чувства, оценивать их, развивают способность к сопереживанию и сочувствию, очень важную в нравственном воспитании малыша.

Неумение выразить свои эмоции, понять чувства окружающих может привести к формированию «коммуникативной глухоты», которая может стать причиной конфликтов ребенка с другими детьми и негативно отразиться в процессе формирования его личности. Поэтому еще одно очень важное направление нравственного воспитания детей — развивать их способности к эмпатии (сочувствию). Важно постоянно обращать внимание ребенка на то, какие переживания он испытывает, что чувствуют окружающие его люди, обогащать лексикон малыша различными словами, выражающими переживания, эмоции, чувства.

По мере своего развития ребенок примеряет на себя различные общественные роли, каждая из которых позволит ему подготовиться к выполнению различных социальных обязанностей — ученика, капитана команды , друга, сына или дочери и т. п. Каждая из таких ролей имеет огромное значение в формировании социального интеллекта и предполагает развитие своих собственных нравственных качеств: справедливости, отзывчивости, доброты, нежности, заботы и др. И чем разнообразнее будет репертуар ролей малыша, тем с большим количеством нравственных принципов он познакомится и тем богаче будет его личность.

Стратегия нравственного воспитания в детском саду и дома должна направляться не только на осознание своих чувств и переживаний, на усвоение общественно значимых правил и норм поведения, но и на развитие чувства общности с другими людьми, формирование позитивного отношения к людям в целом. И такую задачу нравственного воспитания детей в дошкольном возрасте способна решить игра. Именно в игре малыш знакомится с разными видами деятельности , осваивает новые для себя социальные роли, совершенствует коммуникативные навыки, учится выражать свои чувства и понимать эмоции других людей, оказывается в ситуации, когда необходимо сотрудничество и взаимная помощь, накапливает первоначальный банк нравственных представлений и пробует соотносить их со своими поступками, учится следовать усвоенным нравственным нормам и самостоятельно совершать моральный выбор.

Методическая разработка на тему: «Нравственное воспитание дошкольников»

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Создание условий для самост. деяте-ти детей

Работа с родителями

Учимся сочувствовать и сопереживать.

Цели: 1) Формирование у детей способность сопереживать за другого;

2)        Учить ребенка учитывать интересы других, отзываться на переживания товарищей.

3)        Учить различать эмоциональные состояния на примере сказочных персонажей.

4)        Воспитывать доброе отношение детей друг к другу.

Экология «Подарим птицам нашу доброту». Рисование «Столовая для птиц».

Чтение русских сказок: «Хаврошечка», «Царевна-лягушка» А.С.Пушкин «Сказка с царе Салтане»

.В.Катаев «Цветик — семицветик»,  Г,X,Андерсен «Дймовочка»

Игра «Эмпатия героев» (зачитываются отрывки из разных сказок, а ребенок выбирает картинку с

соответствующим изображением эмоционального состояния)

Настольные игры Лото «Сказочные герои», Домино «Эмоции».

Разыгрывание сценок по  А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане .. »,  «Цветик-семицветик» (В. Катаев).

Акция «Поможем птицам зимой».

«Помоги своему товарищу»

Цель: 1) Закреплять и обобщать представление детей о доброжелательном отношении к сверстникам, напомнить правило поведения: «Друга всегда выручай», не жди, когда тебя попросят о помощи, надо самому видеть, кому нужна твоя поддержка. 2) Развивать у детей стремление оказывать помощь друг другу.

Конструирование «Построим из кубиков дома для кукол».

Повторение пословиц о взаимопомощи, дружбе.

Чтение: Л. Толстой «Котёнок», русс. н. сказки «Лиса и журавль», С. Михалков «Как друзья познаются».

Дидактическая игра «Что сначала, что потом»                                                                                                                   Рассказывание по сюжетным картинкам О.С.Ушакова «Шишка», «Спасли ежа».

Сюжетно-ролевые игры «Доктор», «Строители».

Книгоиздательство: «Мы — помощники», иллюстр. альбом по сказке «Гадкий утёнок».

Театрализация сказки «Гадкий утёнок».

Разыгрывание проблемных ситуаций по данной теме.

Тема «Наша Родина — Россия»

Рассматривание репродукций с картин о родной природе.

Чтение стихотворения М. Матусовского «С чего начинается Родина»?

Объяснение значения пословиц о Родине.         Рисование на тему «Моя Родина».

Рассказ о Российском флаге (раскрашивание нарисованного флага).

Рассматривание иллюстраций с изображением природы различных уголков нашей Родины.

Пение русских народных песен, частушек, калядок. Рождественское развлечение. Народные игры. Беседа с детьми о дне снятия блокады Ленинграда. Цель: развивать чувства патриотизма, любви к Родине.

Внести

книги по теме, настольно-печатные

игры «Сказочные

герои», «Эмоции».

Оформить альбом из рисунков детей «Я люблю зиму».

Внести необходимые

атрибуты к С.Р.И.

«Доктор», «Строители»

и для театрализации сказки «Лиса и журавль».

Внести д/и «Что сначала, что потом».

 

Внести иллюстративный материал по теме «Моя Родина»

Внести Д/и «Архитектура Санкт-Петербурга»

Предложить родителям вместе с детьми нарисовать рисунки о зиме, а также смастерить кормушку для птиц и не забывать их кормить.

Предложить родителям прочитать детям и обсудить с ними р.н.с. «Лиса и журавль»,

.В.Катаев «Цветик — семицветик»,  

Конкурс рисунков «Мой любимый уголок Санкт – Петербурга»

цели, направления, методы, игровые приемы

Содержание статьи

В широком смысле нравственное воспитание дошкольников — это целый ряд педагогических мер, направленных на ознакомление детей с духовными ценностями общества. Этот процесс положительно меняет человеческую личность. Ребенок воспитывается нравственно, входит в социальную среду, приступает к самовоспитанию и взаимодействию с другими людьми.

В чем состоит воспитание нравственности у детей

По мнению опытных педагогов, нравственным качествам невозможно научить, надо постепенно их прививать, вырабатывая нужные социальные навыки. Этот механизм у каждого малыша действует по-особенному.

Мальчик и девочкаМальчик и девочка

Важный фактор — единство или различия в нравственных установках, которые прививаются деткам дома и в детском саду. Психологи нередко отмечают такое явление: воспитатели убеждают в важности дружбы и щедрости, а родственники развивают в малыше чувство собственности, безразличие к чужим проблемам и даже агрессию по отношению к другим детям и взрослым (например, «нечего раздавать свои игрушки!» или «а ты его ударь»). В результате такого двойственного воспитания у ребенка возникнет внутреннее противоречие. Он принимает то ту, то иную точку зрения, так как у него нет собственного убеждения.

Важно
Чем младше ребенок, тем он более открыт к окружающему обществу, критическое мышление слабо развито.

Миссия нравственного воспитания современных маленьких детей — формирование равного члена коллектива с одной стороны, и яркой, самобытной личности с другой. В современном обществе необходимы оба качества. Умение работать в команде так же важно для успешной жизни, как и здравая самооценка, открытое выражение собственного мнения, умение отстоять свою позицию.

Существуют несколько способов развить нравственные качества дошкольников: личным примером, чтением литературных произведений, учебой, игрой, трудовой деятельностью, творчеством. В детском саду, как правило, применяются все эти методы. То же происходит и дома. Вольно или не вольно, родители формируют нравственный облик своего ребенка.

Направления нравственного развития:

  • личные качества;
  • моральные ценности;
  • отношение к окружающим;
  • чувства патриотизма;
  • нормы этикета.

Детские учреждения проводят работу по всем направлениям, создавая базу для общеобразовательной школы. Получаемые знания слоями закладываются в сознании, образуя совокупность личных качеств.

Рисование карандашамиРисование карандашами

Задачи воспитания ребят дошкольного возраста следующие:

  • выработка личных качеств, понятий, привычек, ощущений;
  • культивирование гуманности к другим членам общества;
  • зарождение патриотизма, гордости за родину;
  • вырабатывание у детей с малолетства терпимости к людям разных национальностей и религий;
  • овладение способностью проживать и работать в коллективе, не утрачивая чувства достоинства;
  • воспитание трудолюбия, навыка совместного труда;
  • развитие индивидуальности и творческих способностей.

Родителям нужно понимать, что в группе детского сада на первый план выходит воспитание именно коллективного человека, прививаются общие нормы духовности и нравственности. Развитие индивидуальных способностей проходит в рамках ограниченного выбора занятий, предусмотренных программой дошкольного учреждения. В хорошем детском саду эти занятия разнообразны: рисование, лепка, фольклор, танцы, плавание и др., и родители могут выбрать одно или несколько направлений для своего малыша. И все же у родителей дома гораздо больше возможностей проводить воспитание с учетом личностных характеристик ребенка.

Для нравственного развития дошкольников преподаватели используют следующие приемы:

  1. Творческая работа, произведения литературы и музыки, изобразительное искусство. Художественные образы помогают описать ощущения людей в разных обстоятельствах, а также собственные чувства посредством слова, рисунка, мелодии.
  2. Соприкосновение с природой прибавляет жизненных сил, знакомит с принципами взаимодействия живых существ, позволяет проявиться истинным чувствам малыша.
  3. Собственная деятельность. Играя, обучаясь, трудясь, занимаясь творчеством, малыш передает свое эмоциональное состояние, обучается общению с ребятами, постигает понятия нравственности.
  4. Обстановка, окружающая дошкольника, влияет на процесс воспитания нравственности. В детсаду она создается воспитателями и ровесниками.

Определение нравственного воспитания детей складывается из трех составляющих: отношения к себе, окружающим, живой природе. В зависимости от возраста, необходимы разные воспитательные методы.

ДетиДети

Раннее детство:

  1. Малыша в детсаду окружают любовью и лаской, учат выражать ответные чувства, помогают адаптироваться в новых условиях.
  2. Мягко, но неуклонно осуждают агрессивность и недоброжелательность по отношению к другим детям.

Младший дошкольный возраст

  1. Миссией воспитания и целью духовного развития младшего дошкольника является генерация обстановки успеха, выработки правильной реакции на хвалу.
  2. Сейчас для детей особенно необходим пример взрослого, суть воспитательного процесса не должна противоречить моральным нормам и действиям родителей.

Средний дошкольный возраст

  1. Значимость живого примера на этом этапе также велика.
  2. Развитию нравственности ребенка помогает решение логических заданий вербального типа: преподаватель обрисовывает ситуацию и просит ребенка порассуждать о ней.
  3. Целью творческих упражнений — вызвать реакцию у дошкольника и обучить умению распознавать, что чувствуют другие люди.
  4. Совместная деятельность развивает взаимоотношения и помогает освоению нравственных убеждений.

Старший дошкольный возраст

Необходимо провести анализ всех положительных и отрицательных поступков детей. Воспитателем детсада в короткий срок выполняется диагностика старших дошкольников, разработка плана действий. Родителям даются советы.

Нравственное воспитание дошкольника в семье

Предлагаем родителям в помощь для воспитания нравственных качеств малыша в домашних условиях игровой набор. Ведь игра является основным видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте. Так он познает мир, пополняет запас слов и понятий. Воспитание основано на внутренней свободе личности.

Игра 1. «Воздушный шар».

Задачи

Формирование у детишек понятия добрых поступков и его осознание, обучение анализу поступков, умению сделать выводы. Обучение умению отличать персонажей по характеру поступков. Ознакомление с понятиями положительных и отрицательных персонажей. Группировка их по этим признакам.

Содержание игры

Взрослый читает ребенку произведение или отрывок из него. Затем начинается обсуждение. Взрослый задает вопросы, малыш отвечает. Ничего, если сначала ребенок перескажет весь текст. Затем он должен разделить персонажей на «хороших» и «плохих». При этом важно, чтобы малыш объяснил свое решение и привел примеры хороших или плохих поступков каждого персонажа. Положительные герои сажаются в воздушный шар и отправляются в захватывающее путешествие. (И шар, и персонажей можно нарисовать схематично, например, вырезать прямоугольники из разноцветной бумаги).

Игра 2. «Птица Счастья».

Задачи

Стимулировать дошкольников на совершение добрых дел, оказание заботы, помощи окружающим.

Содержание игры

Нарисовать павлина с распущенным хвостом, подвесить его на уровне глаз детей или разместить на столе. Возле птицы поставить коробочку с нарезанными разноцветными кружочками. Приготовить небольшие картинки или фото детей с липучкой на оборотной стороне. Ребята крепят свои картинки на хвост жар-птицы и от каждой картинки лучиком вдоль хвоста выкладывают или крепят (на скотч, пластилин — как удобней и интересней) кружки. Заранее с детьми надо договориться о том, какой цвет кружка какое доброе дело означает. Например, красный круг — помочь делать уроки брату, голубой — помочь маме мыть посуду, оранжевый — помочь в уборке комнаты, зеленый — помочь маме в поливе цветов и т.д. Круглые метки прилепляются на протяжении дня, а вечером — подведение итогов и вручение приза.

СемьяСемья

Игра 3 «Доброе облачко»

Задачи

Формирование в сознании ребенка понятия доброты, отзывчивости, доброго отношения к родным, умения анализировать свои поступки и дела других, сравнивать их и приходить к выводу.

Содержание игры

Вырезать из картона облачко, прикрепить к нему ленточки в виде дождика. Вывесить картинку облачка на уровне глаз детей. На ленточки прикрепить метки или фото детей (мамы, папы). У каждого своя ленточка. В течение дня или недели на ленты добавляются капельки, обозначающие добрые дела. Вечером или в конце недели подводятся итоги. У кого набралось больше добрых поступков, тот и выиграл.

Цель нравственного воспитания состоит в выработке у детей положительных качеств. Одновременно с этим необходимо сформировать стойкое сопротивление противоположным плохим качествам.

Совет
Воспитание принято осуществлять, убеждая ребенка в преимуществе норм поведения, формированием у него правильных привычек. Избегайте назойливых нудных нравоучений.

Эффективно влияет на ребенка положительный пример родителей, старших братьев, сестер. Важно в целях воспитания рассказывать детям о жизни замечательных людей, знакомить их с персонажами из литературы.

Самый лучший результат воспитания нравственности достигается применением упражнений в нравственных поступках. Следует создавать малышу такие условия, в которых он сможет их совершить. К примеру, когда маленький ребенок падает и не может подняться, нужно чтобы дошкольник постарше оказал ему помощь.

Маленькая девочкаМаленькая девочка

Маленькие иногда ссорятся из-за игрушек. Иногда, в этом вина родителей, которые запрещают малышу давать свои вещи другим детишкам. Ребенка нужно приучить, что надо делиться игрушками («поиграет и отдаст»), интереснее на время поменяться игрушками. При этом нужно учить малыша аккуратному обращению со своими и чужими вещами. Полезно учить маленького делиться сладостями, которыми он угощен, с другими детишками, с мамой и папой, чтобы у ребенка не развились жадность и скупость. Необходимо также поощрить малыша, если он проявляет внимание к другу.

В процессе выполнения подобных упражнений действия малыша постепенно превращаются в привычки.

Нетрудной задачей является приучение ребенка говорить правду, даже самую неприятную. Малыш признается в своей вине, если будет убежден, что получит одобрение родителей за мужественное признание, хотя за отрицательный поступок будет наказан.

Ребят старшего возраста надо приучать к тому, чтобы они стремились оказывать помощь людям, которые в ней нуждаются. Они должны это делать от души, не ожидая похвалы и благодарности.

Таким образом, работа по духовно-нравственному воспитанию малышей проводится совместно воспитателями дошкольных учреждений и родителями ребенка. Такое сотрудничество приводит к положительным результатам.

Нравственное воспитание дошкольников важно начинать в детском саду

Я получила такой вопрос от читателя: «Подскажите что-нибудь по нравственному воспитанию дошкольников и как это можно оформить? подготовить типа проекта и как сузить тему?». Постараюсь рассказать, что в себя включает нравственное воспитание дошкольников и как это можно преподнести.

Содержание статьи:

Что такое нравственное воспитание и когда его начинать

Нравственное воспитание – это приобщение человека к моральным ценностям окружающего социума. Для дошкольников это, главным образом, не только какие-то специальные занятия, но и ежедневный процесс взаимодействия: с родителями, сверстниками, воспитателями и миром. Хотя и занятия, на которых детям объясняются базовые понятия, тоже важны.

В этом процессе важное значение имеет духовно нравственное воспитание дошкольников – деятельность, которая позволит создать целостную личность. Человека, способного самоопределяться и совершенствоваться, руководствуясь определенными принципами.

Одни считают, что нравственным качествам можно обучить. Другие – что их можно только привить. В любом случае, мы должны над этим работать. В первую очередь, сами соответствовать тем категориям, о которых рассказываем ребенку. То есть если говорим, что упавшему надо подать руку (в прямом и переносном смысле), то так и должны делать. А не сплетничать или подсмеиваться со стороны.

становление личности

Важно и очень хочется, чтобы в семье ребенка воспринимались те же ценности, которым учат в детском саду. Потому что если в садике рассказывают о дружбе и учат общаться в коллективе, а в семье ребенок видит агрессию и желание добиться своего во что бы то ни стало, ничего хорошего не получится. Он будет метаться от одного к другому из-за незнания, что правильно, а что нет. Однако, когда говорю о дружбе и щедрости, это тоже не значит, что нужно попирать личные границы – важно соблюсти баланс.

Эта тема – нравственное воспитание дошкольников – важна в любом возрасте, и чем раньше начинать, тем лучше. Малыши больше открыты окружающему миру. А к 5-6 годам мы имеет человека со сформировавшимися основами личности.

Цели и средства нравственного воспитания

Цель специальных занятий и ежедневного взаимодействия с детьми – сформировать их личность, в том числе личность в коллективе, научить отстаивать свою позицию. Помимо формирования качеств, есть другие задачи:

  • научить взаимодействовать с другими через отношение и гуманизм;
  • воспитать духовные ценности, нравственные качества и представления;
  • объяснить правила этикета;
  • научить религиозной, межнациональной и другой терпимости;
  • дать навыки общения в коллективе, сохраняя собственное достоинство;
  • развить патриотические чувства.

процесс воспитания

Формировать качества ребенка можно через собственный пример, труд, игру, творчество, ненавязчивые примеры. Средства нравственного воспитания дошкольников:

  • Творчество, музыка, ИЗО. Они помогают отобразить и передать чувства.
  • Контакты с природой. Общение с живыми существами учиат взаимодействию, заботе, пониманию естественных процессов.
  • Выражение чувств и эмоций через собственную деятельность. Через труд, рисунки, разговоры.
  • Обстановка (родители, сверстники, воспитатели).

Почему я говорю, что социально нравственное воспитание дошкольников – это непрерывный процесс, а не просто несколько занятий? В первую очередь, потому, что дети копируют поведение старших и ориентируются на их мнение. Поэтому нужно соответствовать.

Нравственное воспитание можно условно разделить на духовное, социальное, гражданское и патриотическое, эстетическое, экологическое, трудовое. Педагогам и родителям теорию можно почитать у Виноградовой в книге «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников», она же подскажет темы для занятий. Есть обширный учебник Козловой «Дошкольная педагогика» и другие книги автора, в них тоже уделяется внимание нравственному воспитанию.

Формирование нравственных качеств: все зависит от возраста

Для деток разного возраста упор нужно делать на разных моментах. Очень важно следующее:

  • Для самых маленьких – дать почувствовать любовь окружающих и научить детей ее выражать; аккуратно и осторожно порицать агрессию.
  • Для младших дошкольников – научить стремиться к успеху и адекватно воспринимать неудачи; очень важно совпадение преподнесенной теории и примера взрослых.
  • Для средних дошколят – научить решать логические вербальные задачи, руководствуясь понятиями нравственности; умение понимать и воспринимать чувства других.
  • Для старших дошкольников – научить делать анализ позитивных и негативных поступков.

Теория – это хорошо, правильно и важно. Но литературные красивые фразы или, наоборот, нелицеприятные примеры из жизни часто отталкивают малышей, заставляют их стрессовать. Мы должны научить применять теорию на практике. Чтобы не получилось так: ребенок знает, как надо поступать, но в жизни это не находит применения. И он действует по инерции, как привык.

развитие духовности и нравственности

Надо дать ему попробовать действовать правильно и рассказать, что это – именно оно: помощь, добро, поддержка, вежливость и т.д. Ведь часто получается, что уже взрослый человек говорит, что любит кого-то или что-то (маму, друзей, животных), но действием это не проявляет. А если любишь маму – сложи аккуратно свою одежду, застели постель и убери игрушки. Бабушке помоги найти лекарство и тапочки. Собаке смени воду в миске или насыпь корма.

От теории переходим к практике

Лучше всего давать знания через игру и комбинированные занятия. Вернемся к вопросу читателя, и тут я могу сказать: для начала нужно привязаться к возрасту и цели (семинар, аттестация). А также сузить, актуализировать тему занятия. Темы могут быть самые разные: дружба, семья, благотворительность, бережное отношение к природе, уважение к людям в возрасте, патриотизм, хорошо и плохо, что такое бескорыстность и добро, вежливость, сочувствие, инициативность, благотворительность и т.д.

Не нужно пытаться объять необъятное, лучше идти мелкими шажками и одно занятие построить только вокруг одной темы. Нужно придумать концепцию, подобрать практические задания, мультики, игры, стишки, дидактический материал. Те, кто писал конспекты занятий (НОД), знают, как это делается: составляется сценарий урока от приветствия до подведения итогов.

Те, у кого еще нет опыта работы и написания конспектов, могут посмотреть готовые расписанные занятия моих коллег. Прекрасные сценарии находятся, если поискать в интернете по словам «нравственное воспитание конспект НОД». Там есть о дружбе, этикете, доброте, толерантности, семье, помощи по дому и многом другом для деток разного возраста. Если делать презентацию для малышей, то обязательно совмещать ее с деятельностью и играми, чтобы не было скучно.

Видела шикарную идею – занятие НОД в форме интервью с журналистом из газеты. Разнообразие игр и материалов впечатлит даже человека с фантазией. Если ребенок не ходит в ДОУ, а обучается дома, многие наработки можно применить. Особенно они эффективны, если дети занимаются по несколько человек – с друзьями и сверстниками. Так они глубже ощущают серьезность момента.

автор блога

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

5 / 5 ( 7 голосов )

Статья на тему: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников»

   Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 2 «Пчёлка» города Асино Томской области

«Духовно – нравственное воспитание дошкольников»

Доклад подготовила:

Солдатова Татьяна Леонидовна,

музыкальный руководитель

г. Асино – 2016

«Духовно – нравственное воспитание дошкольников»  

         

     «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,
заботливый садовник укрепляет корни, от мощности которого
зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,
так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей
чувства безграничной любви к Родине».

В.А. Сухомлинский

        Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения – одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами, родителями, и неравнодушными людьми. Именно духовно-нравственное воспитание обеспечит целостность и гибкость воспитательных воздействий взрослых на детей в различных ситуациях их общения, а также общения детей друг с другом. Оно предполагает формирование у ребенка целостного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоничное развитие личности ребенка. В настоящее время, как бы это прискорбно не звучало, материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Дошкольное детство – важный этап в становлении морального облика человека. В эти годы у детей закладываются основы нравственности, формируются первоначальные эстетические представления. Начинает появляться интерес к явлениям общественной жизни. Дети обращаются с вопросами к педагогам, родителям, стремятся больше узнать о своей Родине, крае, месте, где они живут.

Организовать воспитание молодого поколения без духовного стержня, без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей невозможно. Тогда возникает вопрос, на основе каких ценностей нам все же следует воспитывать подрастающее поколение? Относясь уважительно и толерантно ко всем религиям.

Современная педагогика считает возможным и необходимым начинать знакомство со своим народом, с его традициями и бытом с раннего детства. Главная задача в этом направлении – вызвать интерес у ребенка к народному творчеству, декоративно-прикладному искусству, некоторым историческим событиям, связанным с родным краем, и очень важно, чтобы интерес этот сохранялся с раннего детства и до школьных лет.

         Чтобы воспитывать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить любить свой город, край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает, познакомить с культурными традициями своего народа, необходимо привить любовь к декоративно-прикладному искусству и народному творчеству.

        Мы считаем, что развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.

        Очевидно, что без духовности, которую закладывали наши отцы и деды своим детям на протяжении столетий, и мы не сможем вырастить нравственно здоровое поколение, которое бы сохранило свои исторически сложившиеся национальные особенности. Православная педагогическая традиция в нашей стране имеет тысячелетнюю историю, и можно проследить, что отказ от Православных ценностей привел сегодня к таким печальным последствиям, как очерствление личности, бездуховность общества.

        Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю нашу культуру, историю, народные традиции, поэтому без изучения основ Православия невозможно понимать смысл многих литературных и музыкальных произведений, художественных полотен, да просто невозможно быть культурным и полноценно образованным человеком.       Православные праздники, со всеми, относящимися к ним обрядами – это источник познания народной мудрости, души, традиции уклада жизни нашего народа. По мнению русского педагога ХІХ века К. Д. Ушинского «…для ребёнка светлый праздник и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троица и зелёные берёзки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни.».

        То есть система духовно-нравственного воспитания ребенка строится на приобщении его к культурному наследию своего народа.

       

        К основным принципам духовно-нравственного воспитания дошкольников можно отнести:

  • духовный ориентир – построение жизни и поступков на основах христианского совершенства, уклонение от зла и выбор добра;
  • гуманистический принцип – формирование положительного отношения к окружающему миру и людям, сочувствие и сострадание;
  • естественнонаучный принцип, который основывается на научном понимании социальных процессов, законов развития и становления;
  • культурологический принцип в соответствии с национальной культурой, ценностями и традициями;
  • государственный принцип, при котором воспитание осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

        Целью духовно – нравственного воспитания является формирование нравственных качеств личности ребенка, накопление им духовного опыта, основанного на традициях православной культуры.

        К основным задачам духовно-нравственного воспитания дошкольников можно отнести:

  • познание и прививание православной культуры и традиций;
  • раскрытие духовной и нравственной одаренности ребенка, его способностей и талантов;
  • гармоничное, позитивное и гуманистическое развитие личности ребенка;
  • формирование гражданского самосознания, доброжелательного отношения к окружающему миру и людям;
  • одухотворение жизненного пространства ребенка;
  • защита и укрепление физического, психического и духовного здоровья ребенка.

       

          Важную роль в приобщении ребёнка к народной культуре играют народные праздники, проводимые в детском саду: зимой — «Новый год», «Защитники Отечества», «Масленица»; весной— «Наши любимые», «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто». Они выражают национальный характер и самобытность времени. Являются яркой формой отдыха педагогов, родителей и детей, которые объединены совместными действиями, общим переживанием.

         На занятиях по декоративно- прикладному творчеству у детей имеется большая возможность прикоснуться к истории и традициям. Проведён цикл занятий, где ребята знакомятся с фольклором, отображая его в рисунках, в лепке, поделках из природного материала. Например, знакомство с такими видами росписи, как «Золотая хохлома», «Гжель», «Урало-сибирская роспись», дети знакомились с различными приёмами и видами росписи, учились выполнять традиционные элементы кистевой росписи. С приходом весны ребята учились изображать солнце в славянской мифологии, закрепляли навыки нетрадиционной техники рисования, самостоятельно подбирали материалы, художественные инструменты, формат основы и масштаб образа.  Изготавливая из солёного теста пасхальные яйца, украсив их различной крупой и семенами, дети также знакомились с традициями и культурой нашей страны.

         Совместные работы детей с родителями – неотъемлемая составляющая, без которой невозможно духовное и нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Успех воспитания складывается из совместного дуэта родительского и педагогического опыта. Воспитатель должен объяснить отцу и матери важность поддержания семейных и народных традиций, привития эстетического вкуса, понимания и принятия духовных ценностей. В первую очередь именно родители ответственны за развитие своего крохи.

         Проведённая работа в данном направлении «декоративно — прикладное творчество» воспитывает у дошкольников чувство уважения к творчеству мастеров и культурному наследию предков.

Дошкольники и нравственное развитие — FamilyEducation

Дошкольники и нравственное развитие

Одним из ключей к нравственному развитию вашего дошкольника является ее растущая способность к сочувствию. В детстве ваш ребенок был чрезвычайно эгоцентричным. Независимо от того, что хотел сделать ваш малыш, она считала, что это «правильный» поступок. «Справедливость» означала получение того, чего она хотела. «Ладить с другими» означало заставить их делать то, что она хотела от них.

Но дошкольные годы знаменуют переход вашего ребенка от эгоцентризма к эмпатии — или, по крайней мере, потенциала к эмпатии.Ваш дошкольник, вероятно, стал более внимательным и услужливым по отношению к другим за последний год. Конечно, для нее это все еще борьба. Когда ваш четырехлетний ребенок вынужден выбирать между личным интересом и сочувствием, он все равно, вероятно, выберет личный интерес. Тем не менее, когда ее собственные интересы не находятся под угрозой, ваш ребенок может свободно проявлять уважение и сочувствие к другим.

Вы можете способствовать дальнейшему развитию способности вашего ребенка к сочувствию:

  • Самостоятельно моделируя полезность и сочувствие.
  • Обращайте внимание на чувства вашего ребенка и побуждайте его говорить о них. Когда вы это сделаете, попытайтесь вместе с ребенком выяснить, что скрывается за этими чувствами: почему ваш ребенок чувствует себя определенным образом.
  • Разговор о собственных чувствах. Будьте честны и объясните, почему вы так чувствуете.
  • Выражение заботы о чувствах других людей (в том числе вашего ребенка). Если ваш ребенок видит, что вам небезразличны чувства других, он в конце концов впитает в себя эту же ценность.
  • Сочувствие или уважение к другим как основание для правил или моральных решений, когда это возможно. Например: «Я знаю, что ты хочешь последний кусок торта, но Кристоферу будет грустно, если он не получит кусок».
  • Установление связи между поведением вашего ребенка и чувствами других людей. Ваш дошкольник не всегда распознает, как его поведение влияет на других. Разъясните ей эти связи. Например: «Вы видели, как ребенок улыбался, когда вы давали ей погремушку? Это ее способ сказать вам спасибо.
  • Усиление золотого правила: относитесь к другим так, как вы бы хотели, чтобы относились к вам.
.

10 моральных ценностей, которым вы должны научить своего ребенка сегодня!

Последнее обновление

Воспитание — это не только забота о физическом росте ребенка, но и повышение умственного развития. Родители, возможно, играют самую большую роль в формировании характера своего ребенка и оказывают наибольшее влияние на то, каким будет ребенок в жизни, когда он / она вырастет.

Видео: 10 моральных ценностей, которым вы должны учить своих детей

Некоторые люди утверждают, что дети изучают мораль самостоятельно или что дошкольные учреждения еще слишком рано для детей, чтобы узнавать о моральных ценностях и идеях.Однако это неверно; Лучше всего учить детей ценностям в раннем возрасте, чтобы они стали частью их личности по мере их роста.

Также прочтите: Важные жизненные уроки, которым вы должны научить своих детей

Давайте взглянем на десять моральных ценностей, которым каждый родитель должен научить своих детей.

способов привить детям моральные ценности

1. Практикуйте то, что проповедуете

Дети учатся у окружающих их людей, поэтому, чтобы научить своих детей хорошим ценностям, вы должны сначала подражать им в своей жизни.Вы можете словесно объяснить множество ценностей, но ваш ребенок усвоит только те, которые вы демонстрируете своим поведением.

2. Расскажите о личном опыте

Личный опыт подобен историям, и все дети любят слушать истории. Делитесь историями из своей жизни, где соблюдение моральных ценностей имело положительный опыт в вашей жизни, и ваш ребенок обязательно поймет лучше.

3. Вознаграждение за хорошее поведение

Придумайте систему, в которой вы поощряете своего ребенка за использование этих ценностей в своей жизни.Похвала и поощрение — это положительное подкрепление, которое невероятно хорошо влияет на формирование детей.

Также читайте: Как научить детей хорошим манерам

4. Эффективное общение

Ежедневно беседуйте с ребенком о том, как эти моральные ценности работают в повседневной жизни. Например, вы можете обсудить статью в газете и спросить своего ребенка, что он / она сделал бы в такой же ситуации.

5. Наблюдение за использованием телевидения и Интернета

От телевидения и Интернета никуда не деться, но вы определенно можете следить за тем, что смотрит ваш ребенок.Убедитесь, что шоу продвигает хорошие ценности и мораль и соответствует его / ее возрасту.

10 моральных ценностей для детей, чтобы они вели прекрасную жизнь

1. Респект

Многие родители делают ошибку, обучая своих детей только уважению к старшим, но это неправильно. Каждый заслуживает уважения, независимо от возраста и социального положения. Уважение — это важная моральная ценность, о которой ваш ребенок должен знать в раннем возрасте, поскольку она играет важную роль в его / ее поведении с незнакомцами и пожилыми людьми.Малыши, которые учатся уважать своих сверстников и старших с раннего возраста, извлекут из этого пользу в будущем. Даже когда в будущем наступят тяжелые времена, ваш ребенок будет больше заботиться о других.

Также читайте: Способы научить ребенка уважению

2. Семья

Семья — неотъемлемая часть жизни детей. Он формирует и воспитывает их во взрослых. Поэтому важно дать вашим детям ощущение семьи и помочь им понять, почему семья важна.Сделайте это, и ваши дети с большей вероятностью вырастут с уважением и любовью к своей семье.

3. Поправки и компромиссы

Важно, чтобы дети знали, что не все у них работает. Учите их с раннего возраста, что, когда это абсолютно необходимо, им, возможно, придется попытаться приспособиться. Вашего ребенка необходимо научить приспосабливаться и идти на компромисс, только если здесь не на карту поставлена ​​его собственная жизнь. Хотя регулировка звучит великолепно в принципе, есть тонкая грань, где она переходит к компромиссу.Если ребенок проигрывает из-за компромисса, это не только вредно, но и ограничивает личность.

4. Психология помощи

Вашего ребенка нужно учить помогать другим с раннего возраста, даже если он может быть совершенно чужим. Вы должны научить своего ребенка, почему так важно помогать другим и как вы всегда получаете это обратно, когда помогаете кому-то. Чтобы быть функциональной частью общества, важно, чтобы ваш ребенок чутко относился к потребностям других.

5. Уважение к религии

Ваш ребенок должен воспитываться не только с уважением к своей религии, но и с пониманием того, что каждый человек имеет право выбирать свою религию.Учите своих детей с юных лет тому, что все люди равны, независимо от их религии и праздников, которые они празднуют.

6. Правосудие

Моральный компас и чувство справедливости — две важнейшие ценности, которыми должен обладать ребенок с раннего возраста. Ваших детей всегда нужно поощрять к тому, чтобы они высказывались, когда они замечают проступок, ради своей выгоды или ради выгоды других.

7. Честность

С юных лет следует прививать честность как одну из важнейших ценностей для детей.Честность — всегда лучшая политика, и необходимо поощрять вашего ребенка говорить правду, независимо от того, какие ошибки он / она могли совершить.

8. Никогда никого не обижай

Объясните своему ребенку, что причинение вреда кому-либо — это не только физическая проблема, любая боль может иметь также психологический и эмоциональный эффект. Не забудьте научить своих детей извиняться и поощрять их немедленно извиняться, если они когда-либо причинили кому-то физическую или словесную боль.

9.Кража

Воровство — это неправильно, независимо от того, какое оправдание этому может быть — это одна из хороших ценностей для детей. Научите ребенка тому, что воровство — это недопустимое явление, не только с юридической точки зрения, но и с моральной точки зрения, поскольку это означает, что он / она заберет то, что принадлежит кому-то другому.

10. Развивайте любовь к образованию

Образование — это самое мощное оружие, которое можно иметь, и то, что больше всего влияет на то, где вы окажетесь в жизни. Любовь к образованию необходимо прививать в ребенке еще с дошкольного возраста, и вам также следует попытаться научить ребенка понимать важность образования в жизни.

Моральные ценности нужно прививать детям с самого начала, и начинать нельзя с возраста. Они играют огромную роль в формировании личности ребенка и имеют решающее влияние на то, как ваш ребенок формирует свою жизнь.

Также читают:

Список хороших привычек, которым каждый родитель должен научить своего ребенка
Как научить детей вести себя хорошо
Советы по обучению детей признательности

,

Что американские школы могут извлечь из японского нравственного воспитания в школах | оригинал | Токийский бизнес сегодня

(Фото プ ラ ナ / PIXTA)

«Просвещая умы молодежи, мы не должны забывать воспитывать их сердца», — сказал всемирно известный тибетский лидер Далай-лама.

Если учесть, что дети проводят в школе больше времени, чем дома, то приведенная выше цитата имеет важное значение. И в США, и в Японии средний ребенок в начальной школе проводит в школе от шести до семи часов.Затем добавьте дневные занятия, и вы увидите, сколько времени дети проводят вне дома.

Идея о том, что «воспитанию сердца» можно научить только дома, непрактична. Нравственное воспитание должно основываться на семье. Все родители обязаны прививать это своим детям. Но нереально ожидать, что эти ценности сохранятся, если ребенок находится дома только во второй половине дня или вечером. Школы должны играть в этом образовании первостепенную роль.

Слово «мораль» происходит от латинского корня (mos, moris) и означает кодекс или обычаи народа, социальный клей, определяющий то, как люди живут вместе. В США этот термин используется в контексте «воспитания характера». Цель состоит в том, чтобы научить детей таким образом, чтобы они могли развить различные моральные, гражданские, воспитанные и не запугивающие навыки. Это включает в себя обучение жизненным навыкам, моральное мышление, этическое мышление и разрешение конфликтов, и это лишь некоторые из них. Короче говоря, это обучение детей раннего возраста хорошему поведению и ценностям.

Нравственное воспитание является неотъемлемой частью образовательной системы Японии. Министерство образования Японии заявляет, что его целью является «воспитание нравственности учащихся, включая нравственный склад ума, суждения, вовлеченность и отношение» во всех учебных мероприятиях в школе. Это включает в себя порядок, внимательность, трудолюбие, справедливость, гармонию — в отношениях и с природой. Согласно руководящим принципам, для нравственного воспитания отводится не менее одного часа занятий в неделю.

Начиная с 2018 учебного года, это «дотоку» (нравственное воспитание) теперь будет полноценным «предметом» в начальной и младшей средней школе, а не в неклассифицированной школьной «деятельности», как это было в течение многих лет.В качестве причины этого изменения администрация Абэ назвала серьезные случаи издевательств в школе, в том числе тот, который привел к самоубийству старшеклассника в Оцу в 2011 году. Вместо дополнительных учебников и материалов, разработанных учителями, теперь будут стандартизированы учебники. Каждый ребенок не будет оцениваться, но будет оцениваться субъективно, при этом учитель будет комментировать успеваемость каждого ученика.

В США принятие этого образования было трудным, даже несмотря на то, что в 36 штатах есть законы, которые конкретно предписывают или поощряют воспитание характера.Одна из основных причин — это общий упор на стандартизованное тестирование и узконаправленные учебные программы. Но есть еще одна причина, более насущная. Подрывное поведение — серьезная проблема для учителей. Это включает в себя отвлечение других, привлечение внимания, вызов в классе и общее непослушание. В опросе Американской федерации учителей (AFT) 17 процентов заявили, что они теряют четыре или более часов учебного времени в неделю из-за деструктивного поведения учащихся; еще 19 процентов заявили, что потеряли два-три часа.

Тина Оуэн, преподававшая начальную школу в системе государственных школ США, думала, что японская система нравственного воспитания похвальна, но сложна для государственных школ США.

«Это еще одна ноша для учителей. Поведение — это такая проблема, что получить время на чтение, письмо и математику уже сложно. «

Тина сказала, что многие учителя на начальном уровне тратят свое время на документирование плохого поведения. Часто это делают во время обеда.Они не могут просто заявить, что ребенок был агрессивным. Они должны написать примеры: «Джон пнул стул; пнул Сюзи; потом пригрозил ударить меня ногой ».

Тина вспоминает дни, когда ее собственная мать была школьной учительницей с 1963 по 1987 год. Обучение манерам было неотъемлемой частью образования, поскольку в школах основное внимание уделялось воспитанию характера и гражданской добродетели. Многие из основателей Америки, включая Томаса Джефферсона и Бенджамина Франклина, писали о важности воспитания характера в поддержании новой республики.Но в современной американской системе государственных школ на этом было труднее сосредоточиться.

«Родители отправляют в школу детей с поведенческими проблемами, тогда как учителя предпочитают просто учить. Это то, что они любят делать и были бы готовы сделать ».

Многие преподаватели опасаются, что эти вопросы не решатся сразу. Бюджетное предложение на 2018 год, опубликованное Белым домом 16 марта, обеспокоило их. Президент AFT Рэнди Вайнгартен сказал, что бюджет «представляет собой неотъемлемую часть государственного образования» и игнорирует обещанные инвестиции в «виды навыков, обучения и жизненно важной поддержки семьи», которые помогли избрать Дональда Трампа на пост президента.

С ростом поведенческих проблем в школах, опросы и отчеты Gallup показали, что около 90 процентов американцев поддерживают такие ценности обучения, как честность, демократия и принятие в государственных школах. Как отметил Сэнфорд Н. Макдоннелл, бывший генеральный директор McDonnell Douglas (ныне Boeing) и почетный председатель Партнерства по обучению персонажей, «с учетом того, что вокруг нас пылают пожары, связанные с персонажами, американцы должны осознавать, что мы должны подчеркивать хороший характер в наших молодых людях. так же решительно, как и мы уделяем больше внимания тестам по математике и естественным наукам.”

Джой Маккалистер, мать двоих детей в начальной школе, согласна с этим мнением. Ее беспокойство по поводу общей тенденции к образованию в государственных школах в США побудило ее и ее мужа отдавать своих детей в частные школы. Их основная причина для принятия этого решения? Нравственное воспитание.

«Изучение этики в молодом возрасте — это идеально», — сказала она. «У детей достаточно времени, чтобы учиться учебе. Но жизненные навыки важны ».

В частной школе ее детей, где учится около 89 детей, ученики учатся проводить групповые обсуждения и ролевые игры.Одно из правил этой школы — ученикам не разрешается исключать других из игр. Все дети должны быть включены.

Школа также проводит практические уроки нравственности, отправляя пятиклассников в приюты для бездомных. Они узнают, почему некоторые люди находятся в таком состоянии и как исправить положение.

«Наши дети узнают, что у людей разные мнения, поэтому это помогает им относиться к другим позитивно и этично».

Джой только что вернулась из поездки в Японию со своей дочерью, первоклассницей.Она знала о качествах ответственности и заботы в молодых японских детях, с которыми они встречались. Она нашла их очень уважительными.

Это качества, которые она очень ценит, поэтому ее семья выбрала частное образование. Но она дала понять, что ее дети не ходят в религиозную школу, хотя это вариант для частных школ. Они выбрали школу, основанную на этике, а не религиозную. Япония, США, Франция и другие страны запрещают преподавание религии в государственных школах.Итак, нравственное воспитание в этих школах не является религиозным.

Многие критики, как в США, так и в Японии, считают, что нравственное воспитание имеет скрытые политические мотивы, часто обучая детей традиционным, националистическим, консервативным ценностям, склонным к политическим правым. Некоторые утверждают, что учителя будут ставить хорошие оценки только тем ученикам, которые разделяют их мнение. Кроме того, эти программы предназначены для создания впечатлительных студентов-роботов, не сомневающихся в авторитете.В исследовании, проведенном в 2010 году Институтом педагогических наук в США, было обнаружено, что преимущества воспитания характера ничтожны. Изучив 84 школьных округа по всей стране, исследователи не обнаружили улучшения успеваемости между школами, использующими программы воспитания характера, и школами, в которых этого не произошло.

Возможно, эти результаты связаны с использованными методами. Тина сказала, что некоторые руководители просто объявляют качество утром и цитируют людей со всего мира.

«Они пытаются преподавать это таким образом, но дети на самом деле не усваивают этого».

Альфи Кон, автор 14 книг о человеческом поведении, образовании и воспитании детей, согласится. Он сказал: «Методы воспитания характера могут помочь временно купить определенное поведение. Но вряд ли слова и действия продолжатся — не говоря уже о переносе в новые ситуации, — потому что ребенку не предлагали интегрировать их в свою структуру ценностей.”

Лучший пример эффективного нравственного воспитания, который увидела Тина, был в школе на Аляске.

Директор каждый день заходил в класс. Он сел и стал наблюдать. У него были прекрасные отношения с детьми, и он знал, что происходит в каждом классе. Если он видел неприемлемое поведение, он немедленно обсуждал это с этим учеником. Когда дети вышли из школьного автобуса, он пришел их поприветствовать. Это привело к созданию школы, основанной на широком участии — и ученики, и учителя были вовлечены в практику моральных качеств, которые олицетворяла школа.

«Учителя хотят учить нравственности», — сказала Тина. «Вот о чем они. Когда дети ведут себя и внимательны, оценки повышаются ».

В японских школах это образование преподается через этическое обучение и другие жизненные навыки.

Томоко Росситер, которая родилась и выросла в Куре-Сити, Хиросима, ясно помнит это нравственное воспитание в годы ее становления в школе. Она сказала, что каждую неделю они уделяют не менее одного-двух часов темам, связанным с моралью.

«Мы часто выбирали тему, и класс вел еженедельник. Я хорошо помню один случай, который мы обсуждали с девушкой, которую ненавидели в классе. Мы обсудили наше поведение и способы его улучшения. Я до сих пор хорошо помню, как девушка встала и сказала: «Спасибо, что не устранили меня и не включили в свою группу». Мне было лет 10 или около того ».

В Японии школа и учителя следуют основным моральным принципам, не навязывая своим личным убеждениям.Некоторые из ценностей, которым учат студентов, включают как уважать пожилых людей, заботиться о животных, уважать родителей, помогать людям с ограниченными возможностями и сотрудничать друг с другом. Для Томоко это помогло ей понять, что «важно ставить себя на чье-то положение и понимать других». Для нее школа была идеальным местом, чтобы научиться этому с друзьями.

Помимо этих дискуссий, дети начальной школы также по очереди отвечают за уборку в классе после школы, подачу обеда, уход за растениями или школьными домашними животными, такими как кролики или рыбы.Американские школы также пытаются обучать этим навыкам, хотя и ограниченными способами.

При рассмотрении как систем нравственного воспитания, так и обучения жизненным навыкам японский метод кажется эффективным. Американские школы могли бы извлечь выгоду из применения этого подхода.

«Все, что подкреплено, можно узнать», — сказала Джой. «Чем больше укрепляется мораль, тем лучше будет ребенок».

Привитие моральных ценностей или ценностей характера происходит из дома. Однако, если дети проводят больше времени вне дома, школы могут извлечь выгоду из поддержки этих уроков.

Как напоминает нам президент Теодор Рузвельт: «Характер в конечном итоге является решающим фактором в жизни человека и нации».

,

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о