Особенности подростков девиантного поведения: Особенности девиантного поведения подростков — Студопедия

Содержание

Особенности поведения девиантных подростков — Студопедия

В последние в России возросла численность подростков, для которых цель жизни сводится к достижению материального благополучия любой ценой, к наживе любыми способами. Труд и учеба утратили общественную ценность и значимость, стали носить прагматический характер – больше получать благ, привилегий и меньше работать и учиться. Такая позиция подростков приобретает все более открытые и воинствующие формы, порождая новую волну потребительства, часто провоцирующие поведенческие девиации.

Положение с поведенческими девиациями усугубляется еще больше экономической ситуацией в стране. В последние годы в России значительно возрос уровень подростковой преступности в сфере социально-экономических отношений, где объектом преступления является право собственности, имеющее исключительное значение в жизнедеятельности граждан, общества, государства. Для многих подростков характерна ориентация на личное материальное благополучие, на действие по его обеспечению, на жизнь по принципу «как хочется», на самоутверждение любой ценой и любыми средствами. В этих случаях ими руководит не корысть и стремление удовлетворить свои потребности преступным путем, а привлекает сам процесс совершения преступления, участия ради компании, чтобы не прослыть трусом и т.п.

Девиантное поведение подростков — распространенный феномен, сопровождающий процесс социализации и зрелости, который возрастает на протяжении подросткового периода и снижается после 18 лет. Девиантное поведение осознается далеко не каждым подростком, прочная возможность противостоять негативным влияниям окружения формируются у них уже за пределами 18 — летия. В современных условиях, когда возрастает роль личности и анализа факторов ее становления, большое значение приобретает изучение проблемы девиантного поведения в контексте саморегуляции жизнедеятельности и личностной организации времени.


Интерес к этой теме обусловлен как теоретическими, так и практическими потребностями. «Шок будущего» (А. Тоффлер) – не выдумка науки, в наше время он хорошо известен и взрослым, и детям, и целому обществу.

В подростковом возрасте наиболее распоространены такие формы девиантного поведения: уходы из дома, бродяжничество, школьные прогулы или отказ от обучения, ложь, агрессивное поведение,промискуитет (беспорядочные половые связи), граффити (настенные рисунки и надписи непристойного характера),субкультурные девиации (сленг, шрамирование, татуировки). У детей чаще всего встречаются побеги из дома,бродяжничество, школьные прогулы, агрессивное поведение, злословие, ложь, воровство, вымогательство (попрошайничество).


Подростки с девиантным поведением не умеют организовывать свое время. Особую остроту эта проблема приобретает в настоящее время – время кризиса официальных структур, традиционно организующих досуг молодежи.

Чтобы решить проблему подростков с девиантным поведением, нужно знать поведение девиантных подростков нашего времени. При построении профилактической

работы с детьми мы должны ориентироваться на личностные черты, особенности подростка.

Как правило, в подростковом возрасте дети имеют проблемы со взрослыми, особенно с родителями, так как родители продолжают смотреть на своего ребенка, как на маленького, и он поэтому пытается всем доказать, показать, что он уже большой. Таким образом, отношения между ребенком и родителями обычно характеризуются повышенной конфликтностью, повышением критичности по отношению к мнениям взрослых, вследствие этого становится все более значимым отношения со сверстниками.

Внешний вид для подростка играет очень большую роль. Необычное волосы, серьги, два или три в ушах, рваные джинсы, яркий макияж и другие атрибуты дают подростку возможность отличаться от других, тем самым утвердиться в группе детей.

Переходный период, как лакмусовая бумажка, показывает все пороки общества. Подростковый возраст — один из самых трудных периодов в развитии человека. Несмотря на относительную кратковременность, оно во многом определяет почти всю дальнейшую жизнь человека. Его еще называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а так же разнообразные виды его деятельности.

В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и предпочтения подростка, что в свою очередь, приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками. У подростка меняется общественный статус, позиция, положение в коллективе, ему начинают предъявляться более серьезные требования со стороны взрослых.

У подростков с девиантным поведением можно найти множество свойств, указывающих на существенные эмоциональные расстройства. Для девиантных подростков характерны такие особенности, как повышенная тревожность, дефекты в определении своих целей и смысла жизни. Они, как правило, импульсивны, раздражительны, вспыльчивы, агрессивны, все это мешает ему, общаться с другими людьми и создает значительные трудности в их воспитании.

Таким образом, можно выделить основные характеристики подросткового возраста: эмоциональная незрелость, недостаточно развита способность контролировать свое поведение, балансировка желания и возможности для удовлетворения своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым.

По мнению А. Е. Личко, суть подросткового комплекса составляют свойственные этому возрасту определенные подростковые реакции на воздействие окружающей социальной среды. К ним относятся реакции увлечения, эмансипации, группирования со сверстниками, сексуального влечения.

Реакция эмансипации. Эта реакция проявляется желанием освободиться из-под опеки, руководства, контроля, покровительства старших — семьи, учителей, воспитателей, наставников, членов старшего поколения в целом. Это борьба за независимость, самостоятельность, самоутверждение. Реакция может следствием установленных порядков старшего поколения, также правила, законы.

Реакция увлечения. Большинству подростков характерны различные интересы и увлечения. Они могут быть стабильными, например занятие спортом, но могут быть и не стойкими, когда подросток интересуется, то одним, то другим. Некоторые хобби связаны с желанием быть в центре внимания. Некоторые подростки выбирают необычные хобби, чтобы выделиться среди своих сверстников.

Часто, из-за своего увлечения подросток совершает незаконные действия, такие как мелкое воровство, спекуляция или могут сойтись с антисоциальными личностями.

Реакция группирования со сверстниками. Эта реакция проявляется в стремлении подростков образовывать более или менее стабильные спонтанные группы, которые устанавливают определенные неформальные отношения, имеет своих лидеров и исполнителей, основанные на индивидуальных особенностях каждого подростка.

Подростковая реакция может быть как вариантом нормального поведения, так и может представлять патологическое расстройство. Поведенческие реакции становятся патологическими, когда они выходят за рамки ситуации в микро группах, где они произошли, где препятствуют или нарушают социальную адаптацию.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что подросток с девиантным поведением имеет следующие особенности: неприятие педагогических воздействий; неспособность преодолеть трудности; рост напряженности; стремление к независимости; подверженность к чужому влиянию; агрессивность. Следовательно, все эти особенности развития подростков не всегда приятны для взрослых, могут привести к недоразумениям, конфликтам, оскорблениям.

Специалист, который занимается профилактикой девиантного поведения должен знать об особенностях девиантных подростков. И на этой основе строить профилактическую работу с подростками.

Таким образом, зная характеристики подросткового возраста, мы можем рассмотреть вопросы организации профилактики девиантного поведения среди подростков.

Краткое содержание главы: Подводя итоги материала в этой главе, мы пришли к выводу, что современная научная литература раскрывает многообразие аспектов девиантного поведения, дает возможность увидеть суть этого очень сложного социального явления. Для преодоления подростков с девиантным поведением, надо знать особенности его физического и умственного развития. Кроме того надо знать причины проявления отклонений в поведении подростков и найти оптимальные пути решения проблемы девиантного поведения.

Следовательно, мы в следующей главе более подробно рассмотрим профилактику девиантного поведения подростков, более подробно остановимся на процессе социально — педагогической профилактики девиантного поведения подростков (в условиях общеобразовательной школы).

Девиантное поведение подростков — причины, симптомы, диагностика и лечение

Девиантное поведение подростков – совокупность действий и поступков, отклоняющихся от правил, принятых обществом. Проявляется агрессивностью, садизмом, воровством, лживостью, бродяжничеством, тревожностью, депрессией, целенаправленной изолированностью, попытками суицида, гиперобщительностью, виктимностью, фобиями, нарушениями пищевого поведения, зависимостями, навязчивостями. Виды девиаций рассматриваются как отдельные психические расстройства и как симптомы определенного синдрома, заболевания. Диагностика выполняется клиническими и психологическими методами. Лечение включает применение медикаментов, психокоррекцию, психотерапию, социально-реабилитационные мероприятия.

Общие сведения

«Девиация» означает «отклонение». Девиантное поведение называют отклоняющимся поведением, социальной девиацией. Распространенность среди подростков составляет 40-64%. Высокие цифры статистических данных объясняются свойственными данному возрастному периоду особенностями: социальной, физиологической и психологической незрелостью. Более всего подвержены поведенческим отклонениям юноши и девушки 14-18 лет, воспитывающиеся в неблагоприятных социальных условиях, имеющие наследственную отягощенность по психическим расстройствам, токсикомании, наркомании, алкоголизму.

Девиантное поведение подростков

Причины девиантного поведения подростков

Причины девиаций у подростков могут быть объединены в две большие группы. Первая – особенности социальной среды:

  • Неполные семьи. В условиях воспитания одним родителем высок риск формирования патологических отношений с ребенком, основанных на требовании безусловного подчинения, недостаточном участии, непонимании. Отсутствует образец взаимодействий с противоположным полом.
  • Конфликтные, асоциальные семьи. Напряженность между родителями, частые ссоры, отсутствие взаимопонимания негативно отражаются на воспитательном процессе. Преобладание антиобщественных тенденций, паразитический образ жизни, алкоголизм становятся образцом действий.
  • Учебно-воспитательные ошибки. Недостаточное внимание педагогов, неумение установить контакт с подростком становится основой для формирования неуспеваемости, конфликтов с классом, учителями.

Второй группой причин, приводящих к формированию девиантного поведения подростков, являются медико-биологические факторы. Физиологической основой отклонений служат:

  • Отягощенная наследственность. Развитию девиаций способствуют сниженные защитные механизмы, ограниченные приспособительные функции личности. Данные особенности наблюдаются при наследовании умственной недостаточности, аномальных черт характера, склонности к алкоголизму, наркомании.
  • Патологии центральной нервной системы. Биологическая неполноценность нервных клеток мозга развивается при тяжелых заболеваниях на первых годах жизни, черепно-мозговых травмах. Она проявляется эмоциональной неустойчивостью, снижением адаптивных возможностей.
  • Особенности пубертатного периода.
    Гормональная перестройка организма, активное созревание отделов коры головного мозга, формирование высших психических функций может проявляться заострением характерологических черт, асоциальными поступками.

Патогенез

Патогенез девиантного поведения подростков сложен. Развитие девиаций основано на состоянии дезориентации в системе общественных ценностей и норм. Период возрастного кризиса характеризуется острой потребностью самоопределения, самовыражения. Отсутствие благоприятной социальной обстановки, устойчивой системы ценностей, поддержки значимых лиц (сверстников, взрослых) приводит к образованию патологических поведенческих паттернов. Зачастую в их основе лежит желание привлечь внимание, доказать свою значимость, самостоятельность, независимость, силу. Поступки часто носят противоправный, антиморальный характер.

Классификация

Существует несколько вариантов классификаций девиантного поведения подростков. В рамках медицинского подхода распространена типология, предложенная В. Д. Менделевичем – российским психиатром, психотерапевтом, патопсихологом. Она основана на способах взаимодействия с реальностью, характером нарушения общественных норм:

  • Делинквентный тип. Включает действия, поступки, трактующиеся как преступные: воровство, разбой, насилие.
  • Аддиктивный тип. Формируется стремление уйти от реальности, поддерживать интенсивные эмоции. Искусственным путем подростки добиваются изменения психического состояния: используют химические вещества (алкоголизм, наркомания, токсикомания), фиксируют внимание на определенных стимулах, действиях (транс, мастурбация).
  • Патохарактерологический тип. Поведение обуславливают патологические черты характера, сформированные в процессе воспитания. Данная группа включает акцентуации характера, психопатии (истероидная, шизоидная, эпилептоидная и др.).
  • Психопатологический тип. Поведенческие реакции подростка – проявление психопатологических синдромов и симптомов психического заболевания. Пример: апатия – симптом депрессии, гипомания – проявление биполярного расстройства.
  • Гиперспособности. Одаренность, талант, гениальность проявляются действиями, отклоняющимися от нормальных.

Симптомы девиантного поведения подростков

Подростковые девиации не имеют четко выраженной стадийности. Развитие идет от единичных отклоняющихся поступков к регулярным повторяющимся действиям, организованной деятельности, образу жизни. Прогресс может занимать несколько недель, месяцев, лет.

Основное клиническое проявление девиантного поведения подростков – сложности социальной адаптации: частые конфликты с учителями, одноклассниками, смена друзей, приверженность «плохим компаниям». Общественная дезадаптация проявляется уходами из дома, отказом от школы, прогулами уроков, увлеченностью интернетом, компьютерными играми. Учебная деятельность дается тяжело, заинтересованность занятиями отсутствует, успеваемость низкая. Характерна рассеянность, низкая концентрация внимания, отсутствие волевых способностей. Увлечения часто меняются, дела остаются недоведенными до конца.

В эмоционально-личностной сфере четко выражена инфантильность – низкий уровень ответственности, контроля за своим поведением, организации хозяйственно-бытовой сферы жизни. Это проявляется неряшливостью, опозданиями, неумением составить план работы, действовать согласно ему. Преобладает эмоциональная неустойчивость, частая смена настроения. В зависимости от типа девиации присутствуют фобии, депрессии, вспышки агрессивности, истерики, упрямство, импульсивные разрушительные поступки. Самооценка часто неадекватная, компенсируется ограничительным поведением (замкнутостью), жестокостью, напускным равнодушием.

На физиологическом уровне отклоняющееся поведение сопровождается нарушениями сна, аппетита, дневной сонливостью, снижением функций иммунной системы, дисменореей, психосоматическими реакциями. Подростки имеют недостаточную или избыточную массу тела, подвержены инфекционным заболеваниям, функциональным расстройствам (головные боли, повышение температуры, перепады артериального давления, нарушения пищеварения).

Стоит отметить, что необычные способности также являются признаками девиации, но редко рассматриваются в качестве патологических симптомов. Одаренные гениальные подростки не вызывают беспокойства со стороны общества, не нуждаются во врачебной помощи. Специальные условия развития организуются учебно-воспитательными учреждениями.

Осложнения

При отсутствии врачебной, психотерапевтической и педагогической помощи девиантные реакции подростков становятся образом жизни. Наиболее неблагоприятными вариантами являются организованная преступность, алкоголизм, проституция. Подростки и молодежь из данных групп наиболее подвержены насильственной смерти, заболеваемости социально значимыми инфекциями (туберкулезом, ВИЧ, ЗППП), летальному исходу. Осложнением девиаций являются самоубийства. Самопроизвольный уход из жизни является результатом эмоциональной неустойчивости, импульсивности, отсутствия профессиональной помощи.

Диагностика

Диагностика девиантного поведения подростков выполняется психиатром и медицинским психологом. Процесс постановки диагноза основывается на ряде клинических и психологических методов:

  • Наблюдение, беседа. Врач-психиатр опрашивает пациента: выясняет условия проживания, особенности семейных взаимоотношений, привычки, хобби. Оценивает общее состояние, особенности эмоциональной сферы, поведенческие ответы.
  • Опрос родителей, родственников. Психиатр выслушивает жалобы людей, близко контактирующих с пациентом. Мнение других людей важно, так как критика к собственному состоянию у девиантных подростков часто снижена.
  • Психологическое тестирование. Клинический психолог предлагает подростку ответить на вопросы тестов, личностных опросников. Часто используется Минесотский многофакторный опросник личности (MMPI), патохарактерологический диагностический опросник (ПДО), опросник Айзенка, шкала тревожности. Результат позволяет определить доминирующие особенности личности, характерологические черты.
  • Проективные методики. Используются клиническим психологом для выявления вытесненных эмоций – агрессии, страха, тревоги. Представлены рисуночными тестами, тестом Сонди, тестом Розенцвейга.

Данные специальных диагностических методов дополняются документацией других специалистов, взаимодействующих с подростком. При постановке диагноза психиатр учитывает характеристики школьных учителей, участкового уполномоченного полиции, выписки из амбулаторной карты педиатра, детского невролога и врачей других специальностей.

Лечение девиантного поведения подростков

Лечение социальных девиаций требует комплексного подхода, включающего фармакологическую, психокоррекционную, психотерапевтическую помощь. Подростковый психиатр составляет план лечения, включающий:

  • Психотерапию. Сеансы направленны на осознание подростком особенностей характера, обучение поведенческим методам саморегуляции. Выполняется анализ конфликтных ситуаций, возможных вариантов действий, реакций. Психотерапевтические встречи рекомендованы родителям для восстановления полноценных отношений.
  • Психокоррекцию. Цель занятий – стабилизировать эмоциональное состояние, развить функции внимания, мышления. Результат повышает эффективность психотерапевтической работы, уверенность в собственных силах, пробуждает интерес к учебе (предпосылка для социальной реабилитации).
  • Фармакотерапию. Применение медикаментозных средств является дополнительным методом лечения, показано пациентам с биологической предрасположенностью к девиациям: имеющим психотические расстройства, неврологические патологии. Специфических препаратов для лечения асоциального поведения нет. Применение лития, антипсихотических лекарственных средств, антиконвульсантов уменьшает выраженность агрессии. Изолированное применение фармакотерапии неэффективно.

Параллельно с врачебной, психологической помощью выполняется социально-педагогическая реабилитация. Мероприятия организуются на базе образовательных учреждений социальными педагогами, педагогами-предметниками, школьными психологами. Перспективным способом лечения отклоняющихся форм поведения является групповая психотерапия. Встречи предполагают моделирование частых проблемных ситуаций. В ходе ролевых игр подростки обучаются методам разрешения конфликтов, наблюдают за собственными реакциями и их результатами, учатся выстраивать продуктивные отношения со сверстниками.

Прогноз и профилактика

В большинстве случаев при комплексном лечении девиантное поведение подростков имеет благоприятный прогноз – молодые люди обладают гибкостью приспособительных механизмов, реабилитационные и психотерапевтические мероприятия дают положительный результат. Больших усилий требуют случаи, когда девиация развивается на фоне неврологического и/или психотического заболевания. Профилактика основывается на раннем выявлении патологических внутрисемейных отношений, проблем с обучением.

Статья «Характеристика особенностей отклонений подростков девиантного поведения»

Характеристика особенностей отклонений подростков девиантного поведения

Термин девиантное поведение учеными и специалистами определяется как «процесс взаимодействия личности с окружающей его средой, являющийся опосредованным определенными особенностями, внутренней активностью личности и имеющий форму внешних действий и поступков».

Известно, что поведение считается отклоняющимся, если согласовывается с общей направленностью личности. При этом поведение является следствием либо кризисной ситуации, либо самообороны, одно оно никогда не представляется как следствие нестандартной ситуации. C.B. Ковалевым отмечается, что «отклоняющимся поведением личности является поведение, несовпадающее с общепринятыми или с официально установленными социальными нормами».

В данной области в рамках социально-правового подхода специалистами выделяются 2 основных направления:

  1. социологическое, рассматривающее поведенческие девиации как социальные явления, которые группируются по нескольким направлениям:

  • по объекту: поведенческие девиации могут быть экономические, бытовые, имущественные нарушения и т.д.;

  • по значению последствий: поведенческие девиации могут быть негативные, которые являются источником вредных последствий и потенциальной опасности, и могут быть позитивные, которые улучшают состояние и являются источником положительных последствий;

  • по субъекту: поведенческие девиации могут быть представлены отклонениями конкретных лиц, неформальных групп, официальных структур, условных социальных групп;

  • по значению: последствий поведенческие девиации могут быть негативные, которые являются источником вредных последствий и потенциальной опасности, и могут быть позитивные, которые улучшают состояние и являются источником положительных последствий;

  • по типу нарушаемой нормы девиации в поведении могут быть представлены преступностью, алкоголизмом, наркотизмом и т.д.

  • по длительности: поведенческие девиации могут быть единовременные и длительные;

  1. правовое, которое считает, что девиантное поведение противоречит всем принятым в обществе правовым нормам, которые запрещены под угрозой какого-либо наказания.

Ц.П. Короленко и Т.А. Донских дают следующую классификационную модель девиантного поведения:

  1. деструктивное поведение, включающее виды отклоняющегося поведения, располагающиеся на одной оси с двумя противоположными направлениями – на себя или на других.

По направленности и степени выраженности деструктивности выделяют шкалу отклоняющегося поведения: самоубивающее (активно-аутодеструктивное), антисоциальное (активно-деструктивное), саморазрушительное (пассивно-аутодеструктивное), асоциальное (пассивно-деструктивное) и. просоциальное (относительно-деструктивное)

  1. нестандартное поведение, имеющее форму нового мышления, новых действий и идей, которые выходят за рамки социальных стереотипов поведения.

Данная форма также в прогрессивном развитии общества играет позитивную роль. Примером могут служить революционеры, первооткрыватели, новаторы и т.д.. В подростковом же периоде взросления распространены, отказ от обучения, в следствии школьные прогулы, ложь, уходы из дома и агрессивное поведение.

Агрессия является одной из клинических форм девиантного поведения. Специалисты определяют термин «агрессия» как физическое или вербальное поведение, которое направлено на причинение вреда кому-либо. Агрессия может проявляться в прямой форме, когда человек не склонен скрывать агрессивное поведение от окружающих, и в косвенной форме, когда человек скрывается под неприязнью, capказмом, иронией.

Большинство ученых заявляют, что значительное количество отклонений в поведении зарождаются в семье или связаны с ней, т.е. вызваны недостатками семейного воспитания, занятостью родителей, малодетностью, отстранением детей от домашнего труда и серьезных жизненных проблем.

Исследователи утверждают, что риск правонарушений подростков в психически отягощенных семьях выше в 4-5 раз, а в агрессивных и жестоких семьях выше в 9-10 раз, чем у их сверстников из устойчиво-полноценной семьи. К тому же в неполных семьях вероятность противоправного поведения подростков в 2-3 раза выше, чем в полных семьях.

В научной литературе принято выделять два основных фактора, при котором несовершеннолетние дети и подростки плохо усваивают установленные обществом ценности и нормы, а также плохое отношение к детям девиантного поведения в полных семьях:

  • неумение правильно и своевременно воздействовать на детей;

  • низкий общеобразовательный и культурный уровень родителей.

В.П. Емельянов исследовал психически неполноценных несовершеннолетних преступников и выявил, что у 90% испытуемых родители имели или начальное, или неполное среднее образование, у 72% испытуемых родители были заняты неквалифицированным ручным трудом. Было установлено, что большинство родителей систематически пьянствовали, а также устраивали дома скандалы и драки.

Во многих исследованиях девиантного поведения главная роль отводится изучению его мотивов и условий, которые способствуют его развитию, возможностей его предупреждения и преодоления. Источником появления девиантного поведения являются дефекты правового и нравственного сознания, содержание потребностей личности, особенности характера, эмоционально-волевой сферы.

Первоначальные проявления отклоняющегося поведения можно выявить уже в раннем детском возрасте. Поскольку большинство исследователей объясняют данное проявление незавершенностью развития личности, низким уровнем интеллектуального развития, а также отрицательным влиянием окружение и самое главное семьи, принятых в ней ценностных ориентаций. У несовершеннолетних отклоняющееся поведение чаще всего является простым способом, чтобы самоутвердится, выразить протест против действительной или кажущейся несправедливости взрослых.

Самыми распространенными причинами происхождения девиантных проявлений считаются негативная социальная ситуация развития несовершеннолетнего и комплекс его психологических свойств, а именно особенности темперамента, характера, личности, приводящими к девиациям. Механизм девиантного поведения несовершеннолетних проявляется в деформации личности в результате нарушенных социальных отношений со взрослыми и сверстниками.

Противоречие между словами и делами родителей, родственников и взрослых негативно влияют на психологические особенности и поступки детей. Исследования различных ученых показывают, что у подростка формируются нравственная устойчивость, здоровые привычки только, когда его родитель, воспитатель провозглашает какие-либо «истины» и не нарушает их сам.

Подростки с девиантным поведением имеют большие проблемы в овладении моральными и этическими знаниями, у них не сформировались нравственные представления и навыки нравственного поведения. Поэтому, такие дети являются педагогически запущенными подростками, не привыкшие сдерживать свои импульсивные порывы из-за бесконтрольности и вседозволенности со стороны взрослых. Такие несовершеннолетние нарушают нормы и правила поведения, так как они не научились владеть своим поведением, не могут отказаться от сиюминутных желаний ради выполнения должного.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что с подростками с отклоняющимся поведением необходима постоянная работа, направленная на заполнение тех пробелов в воспитании, которые были допущены ранее.

Девиантное поведение подростков – причины, формы, коррекция

девиантное поведение подростков

Девиантное или отклоняющееся поведение целесообразно рассматривать с двух сторон.

  • С одной стороны, это действия и поступки людей, которые не соответствуют принятым в обществе нормам. Такое поведение изучают психология и педагогика.
  • С другой стороны, это деятельность людей как социальное явление, которое проявляется в виде нарушения социальных стандартов, пренебрежения культурными ценностями, причинения вреда другим. В этом значении девиантное поведение – предмет изучения социологии и права.

Отклоняющееся поведение всегда отклоняется от нормы.

При этом понятие «нормальное поведение» сложно тем, что границы его достаточно размыты. Нормальным принято называть поведение, которое присуще большинству людей и одобряется в обществе. Но то, что в разные времена, в отдельных странах и культурах, в несхожих социальных слоях считается нормальным, то в других – нет.

К тому же общественные нормы довольно подвижны и постоянно меняются.

Девиантное поведение разрушительно, оно причиняет ущерб другим людям или самой личности, характеризуется систематичностью и вызывает социальную изоляцию и общественное осуждение.

Причины девиантного поведения подростков

На формирование девиантного отклоняющегося поведения влияет целый комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих факторов.

Биологические и психологические факторы связаны с:

  • анатомическими особенностями организма;
  • врожденными или приобретенными травмами, физическими дефектами;
  • поражениями и заболеваниями головного мозга;
  • психическими или умственными нарушениями;
  • наличием акцентуированных черт характера;
  • особенностями нервной системы и др.

Физическое и психическое развитие в подростковом возрасте претерпевают значительные изменения. Превосходство отдельных юношей в силе и росте над слабостью или неполноценностью других, формируют эмоциональное напряжение, искажение образа «Я», желание компенсировать недостатки любыми способами.

Непропорциональное развитие отдельных сторон личности приводит к частым сменам настроения, вспышкам агрессии, эмоциональным расстройствам. Чувство «взрослости» и стремление к самостоятельности сочетается с неуверенностью в своих силах и потребностью в нежности. Различия в темпах полового созревания и не до конца сформированная половая идентификация также влияют на поведение подростков, нередко вызывая впоследствии отклонения в интимной сфере.

Отдельно необходимо сказать про акцентуации подростков, так как именно в этом возрасте черты характера особенно заостряются.

Акцентуация представляет собой усиление степени определенной черты характера. Подростки с акцентуированными чертами чувствительней и специфичней реагируют на определенные жизненные ситуации. Многие из этих реакций воспринимаются окружающими как неадекватные и опасные.

Родителям желательно знать особенности своего ребенка, чтобы лучше понимать его поступки и не допустить развития психопатологии, которой занимаются психиатры.

Биологические и психологические факторы определяют силу и характер реакций человека на любые внешние воздействия, но они действуют всегда в пределах определенного социального окружения.

Социальные факторы связаны с:

  • дисгармоничными семейными взаимоотношениями;
  • устойчивой школьной дезадаптацией и педагогической запущенностью;
  • различиями между личными целями, направленными на успех, и нехваткой средств для их достижения;
  • неблагоприятными социально-экономическими условиями;
  • влиянием норм девиантной субкультуры и др.

Недостаток любви и заботы, холодность и отчужденность между членами семьи, отсутствие примеров нравственного поведения родителей, авторитарные методы воспитания, физическое насилие – эти и другие нарушения в семейных отношениях отрицательно сказываются на формировании личности подрастающего ребенка.

Влияние различных субкультур (хиппи, металлисты, скинхеды, эмо и т.п.) на созревающую личность очень значимо, поскольку подросткам свойственно причислять себя к какой-либо неформальной группе. Когда потребности группы начинают доминировать, для ее членов становится особенно важным соответствовать групповым нормам, подражать лидерам, выделяться среди других.

Вот почему подростки с их незрелой психикой, попавшие под влияние девиантной субкультуры, с немалой вероятностью совершают противоправные поступки.

Виды и формы девиантного поведения

Так как отклоняющееся поведение является междисциплинарным явлением, единой классификации его видов и форм не существует. Медицинская классификация поведенческих расстройств учитывает только патологические формы и основана на сугубо медицинских критериях. Среди поведенческих расстройств, характерных для подросткового возраста, в частности, можно выделить: гиперкинетические расстройства и различные расстройства поведения.

Психологических классификаций существует несколько, в зависимости от выбранных критериев. Рассмотрим одну из них.

Три категории девиантного поведения:

  • Антисоциальное поведение.

К этой группе относятся действия, связанные с нарушением правовых норм и общественного порядка, запрещенные законом, которые угрожают здоровью и благополучию людей. В подростковом возрасте это: хулиганское поведение, кражи, торговля наркотическими средствами, вандализм, насилие.

  • Асоциальное (аморальное) поведение.

Группа объединяет действия, связанные с нарушением морально-нравственных норм, угрожающие нормальным межличностным отношениям. У подростков такое поведение выражается в форме бродяжничества, употребления наркотиков, алкоголизма, агрессивного поведения, различных нарушений сексуального характера.

  • Аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение.

К этой группе относятся все действия, связанные с причинением вреда самой личности. Более характерными для подростковой среды являются: пищевая, химическая, компьютерная зависимости, а также суицидальное поведение.

Профилактика и коррекция отклоняющегося поведения несовершеннолетних

Предотвратить отклоняющееся поведение гораздо продуктивнее, чем потом исправлять, но, к сожалению, в нашем обществе отдельное равнодушие к судьбе подростков все чаще становится повсеместной нормой.

Семья и то, социальное окружение, в котором формируется личность ребенка, оказывают первостепенное значение для профилактики девиантного поведения. Именно в семье с раннего возраста закладываются базовые ценности и поведенческие стереотипы, которые становятся основой мировоззрения и убеждений взрослого человека.

В современных условиях отсутствие общих дел родителей и детей, не привлечение подростков к полезному и активному труду, к познавательному досугу, приводят к тому, что активность молодого растущего организма направляется часто на асоциальное поведение под влиянием группы сверстников.

В школе вовремя оказанная психологическая и педагогическая помощь могут предупредить деформацию юной личности. Совместная работа психолога и педагога с родителями должна быть направлена на подбор индивидуальной программы коррекции.

Психологические тренинги и педагогическое просвещение помогают мамам и папам наладить контакт со своим ребенком, привлечь их внимание к особенностям кризиса подросткового возраста и преодолеть все его последствия благополучно.

При диагностике девиантного поведения проводится не только тестирование с применением различных методик, но и опросы родителей и учителей, беседа с самим подростком, наблюдение за ним.

Профилактика девиантного поведения в школе должна включать меры общего и специального воздействия. Общая профилактика предусматривает одинаковые для всех учащихся мероприятия по предупреждению асоциального поведения.

Специальная профилактика направлена на выявление детей, нуждающихся в повышенном внимании, изучение неблагоприятных условий и причин, которые приводят к девиантному поведению, и разработку необходимых коррекционных мер.

Создание службы психологической помощи семьям и детям, где могут квалифицированно проконсультировать или направить для дальнейшей психотерапевтической помощи к узким специалистам, способствует формированию в образовательном учреждении особой социальной зоны контроля и влияния на «трудных» подростков.

При этом следует учитывать, что некоторые несовершеннолетние не посещают школу и ориентируются в своем поведении на неформальные (часто – деструктивные и криминальные) группы, воздействовать на которые довольно сложно.

Индивидуальная и групповая психологическая коррекция должна быть направлена, прежде всего, на осознание подростком своих индивидуальных особенностей, своей роли в семье и в окружающем мире.

Только комплексные усилия педагогов, психологов, родителей, социальных работников будут способствовать наибольшей эффективности профилактических и коррекционных мер по устранению девиантного поведения детей и подростков.

Причины девиантного поведения подростков: признаки появления у детей

Девиантное поведение – устойчивые действия человека, отличные от общепринятых в социуме норм. Это понятие изучается социологами уже довольно давно.

Группа девиантных подростков

Группа девиантных подростков

Эмиль Дюркгейм выпустил свой труд под названием «Самоубийство», он заложил фундамент науки, которая на сегодняшний день называется девиантологией.

Определение понятия

Девиантное поведение – нарушение социальных норм, которое обрело постоянный характер. Соответственно, девиантные подростки – это дети, регулярно ведущие себя вопреки обществу. Существует несколько подходов к трактовке этого понятия:

  1. Социология. Девиантное поведение – это действия, которые считаются в конкретном обществе вредными. Вызваны нарушением способности к усвоению и воспроизводству социальных норм.
  2. Медицина. В рамках этого подхода девиантные поступки вызываются психическими заболеваниями или пограничными психическими расстройствами.
  3. Психология. Здесь девиантные поступки спровоцированы психологическими феноменами, например, неспособностью находить грамотный выход из конфликтной ситуации.

Рассматривать девиантные формы поведения детей и подростков необходимо комплексно, на основе всех этих подходов.

Важно! Не всегда это отрицательное явление. Оно может быть конструктивным. Чтобы изменить неработающие или вредные социальные нормы, необходимо их нарушить. Если подобное делает лидер, это считается нормой. Общество разрешает человеку с высоким кредитом доверия преступать социальные правила, но в рамках ценностей людей.

Двое подростков, нарушающих общественные нормы

Двое подростков, нарушающих общественные нормы

Если социальные нормы преступает обычный человек, то это может караться по закону. Через некоторое время его деятельность может быть оценена положительно. Например, диссиденты во времена СССР порицались. Сейчас во многих странах они считаются героями.

Причины девиантности

Все причины детской девиантности делятся на три группы:

  1. Биологические. Сюда относятся психические заболевания, акцентуации, психопатии. Это органические особенности мозга, приводящие к изменению в восприятии окружающего мира и, как следствие, поступков.
  2. Психологические. Например, девиантное поведение могут провоцировать личностные особенности: нонконформизм, агрессивность, амбициозность, жадность и другие. Сюда же относятся социально-психологические причины: особенности воспитания, влияние друзей и прочее.
  3. Социологические. Общественные изменения, которые порождают девиантные поступки. Они могут быть как краткими, так и продолжительными.
Девиантный подросток курит

Девиантный подросток курит

Если обобщить все эти группы, причины девиантного поведения подростков следующие:

  1. Неправильное воспитание;
  2. Конфликт между самооценкой и уровнем притязаний – когда человек имеет высокие амбиции, но не верит, что он может достичь желаемого;
  3. Развитие в неблагополучной семье;
  4. Неправильная компания;
  5. Вредные привычки;
  6. Бедность.

Признаки девиантного поведения подростков

Чтобы действие подростка считалось девиантным, нарушение социальных норм должно быть регулярным. Также обязательно должен быть оказан вред или себе, или другим. Если действие не причиняет реального ущерба кому-то, но подросток от этого страдает, это тоже является признаком девиации.

Кроме этого, подобное поведение должно соответствовать личности подростка, не идти вразрез с его системой ценностей. Не всегда признаки девиантного поведения подростков видны невооруженным глазом. Разве что он употребляет наркотики, дерётся с синяками или совершает другие поступки, вызывающие изменения во внешности.

Дошкольники до 5 лет еще недостаточно усвоили общественные правила, чтобы их поведение трактовалось как ненормативное. Дети начальных школьных классов, трудная несовершеннолетняя молодежь уже могут считаться девиантными, если соответствуют описанным признакам.

Структура девиантного поведения подростков

Девиантное поведение проявляется на нескольких уровнях:

  1. Общественные стереотипы. Например, когда девиантные дети вступают в молодежную субкультуру, бреются налысо или нарушают общественные стереотипы, как должен одеваться человек. Реального вреда они не наносят, но вызывают осуждение в обществе, чем наносят ущерб себе.
  2. Моральные, религиозные нормы. Если в обществе осуждается любовь к деньгам, а девиантные подростки стремятся их заработать, жертвуя школой, это нарушает моральные нормы. В целом это пример позитивной девиации, потому что почти все миллионеры и миллиардеры первые деньги заработали в подростковом возрасте. Пример негативной девиации – обман, унижение другого человека и иные нарушения негласных правил или религиозных норм.
  3. Мелкие правонарушения. Нередко встречается термин «деликвентное поведение». Обычно это нарушение административных правовых норм.
  4. Криминальное поведение. Сильные правонарушения, которые приводят к существенным негативным последствиям для других людей.

Категории девиантного поведения

Создать единую классификацию девиантного поведения не получается. Причиной тому служит то, что это явление изучают разные науки, каждая из которых имеет собственные определения. Усложняет создание единой классификации и разнообразие форм человеческого поведения. Не существует единственно правильного понимания слова «норма». Никто не может называться полностью нормальным.

Девиантные подростки пробуют сигареты

Девиантные подростки пробуют сигареты

Например, социология выделяет такие категории классификации девиантного поведения:

  1. Масштаб. По этому критерию девиантное поведение делится на индивидуальное и массовое.
  2. Модальность последствий. Отклонения от социальных норм могут быть положительными или отрицательными.
  3. Субъект поведения. Нарушать социальные нормы могут обычный человек, конкретная группа, социальные институты и условные группы (пример – женский алкоголизм).
  4. Объектом девиантного поведения могут быть экономические, бытовые, имущественные и другие виды отношений.
  5. По длительности девиантное поведение может быть постоянным или кратковременным.

Самый большой классификационный признак – тип нарушаемой нормы. Сюда относятся алкоголизм, терроризм, разбой и другие виды ненормативного поведения.

Профилактика девиантного поведения подростков

Профилактика бывает первичной и вторичной. Первая направлена на предупреждение ненормативных форм поведения у детей подросткового возраста, а вторая – на предупреждение рецидивов. Чтобы ребёнок вёл себя правильно с социальной точки зрения, необходимо:

  1. Правильно воспитывать ребенка. Нельзя слишком жёстко его прессовать, но и попустительствовать ему также запрещается. Необходимо четко обозначить границы, за которые ему нельзя переступать, а в их рамках предоставить подростку полную свободу. Это значит, что человек дошкольного или более взрослого возраста не должен чувствовать себя жертвой или начальником. Практика показывает, что большинство девиантных подростков воспитывалось в семьях с диктатурой родителей или, где они слишком слабы перед волей своего чада.
  2. Проводить воспитательные лекции. Желательно на них приглашать эксперта, который детально разъяснит последствия нарушения социальных норм и научит детей решать свои проблемы социально допустимым способом. Подобные лекции могут проводиться как в школе, так и дома.
  3. Специализированные тренинги, обучающие социально приемлемым формам поведения. На них могут рассказывать, как правильно выражать эмоции, добиваться своих целей, чтобы не затрагивать интересы других людей.
  4. Организация досуга. Большинство социально неприемлемых форм поведения подростки практикуют, когда им нечем заняться. Поэтому рекомендуется записать ребенка на развивающие кружки. Здесь также важно избегать перегибов. Чрезмерная загруженность ребенка приводит к неврозам, которое впоследствии могут перерастать в девиантное поведение. Выбор кружков должен осуществляться, исходя из интересов ребенка. Кружки учат самореализовываться социально приемлемым способом.
  5. Методы социальной работы с неблагополучными семьями. Задача социального работника – обеспечить удовлетворение потребностей ребенка. Тогда он не будет пытаться делать это на стороне, возможно, в плохих компаниях.

Важно! Вторичная профилактика осуществляется на институциональном и местном уровнях.

Девиантный подросток кричит

Девиантный подросток кричит

Важны и хорошие законы, которые обуславливают работу с малолетними нарушителями, и деятельность социальных служб на местах. Немаловажную роль играют родители как агенты первичной социализации.

Коррекция девиантного поведения у подростков

Методы коррекции девиантного поведения подростка во многом схожи со способами профилактики. Основная их задача – повлиять на причину, определить мотив нарушения общепринятых правил. Если девиантное поведение было вызвано психическими заболеваниями, то необходимо их лечить, совокупно применяя методы психотерапии. То же самое касается и других причин.

Тренинги

Тренинг – это групповое мероприятие, проект, целью которого является выработка навыков правильного поведения в обществе. Упражнения обычно делаются в игровой форме, что способствует усвоению соответствующих способностей. Одних тренингов недостаточно, необходимо социальное сопровождение с целью закрепления полученных умений.

Лекции и беседы

Это еще одна форма пропаганды социально допустимого образа жизни. Способ неплохой, но имеет ряд ограничений. Лекция не должна проводиться в назидательный форме, быть скучной.

Важно! В идеале её должен проводить подросток. Такая система называется «равный равному». Если учить подростков жить будет такой же по возрасту человек, он с большей вероятностью сможет вызвать доверие и, как следствие, спровоцировать положительные изменения. Он посылает правильные сообщения среди таких же простых детей, как он сам, говорит на их языке. Это простой, но эффективный способ преодоления и предотвращения девиантных проявлений среди детей младшего школьного возраста и подростков.

Правильная организация свободного времени

В целом здесь всё аналогично тому, что написано выше. Единственное, что можно добавить, – подросток должен учиться самостоятельно организовывать свободное время. Позитивные изменения должны осуществляться по его собственной воле, поэтому навязывание неугодного ребёнку графика может только усугубить ситуацию и вызвать протест.

Таким образом, девиантное поведение подростков – комплексная проблема. В идеале она требует мультидисциплинарного подхода, но в легких случаях достаточно изменения стиля воспитания.

Видео

Девиантное поведение подростков — причины, формы, профилактика

девиантное поведение фотоДевиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от наиболее распространенных, общепринятых, а также устоявшихся норм и стандартов. Девиантное, негативное поведение устраняется путем применения определенных формальных, а также неформальных санкций (лечение, изоляция, исправление, наказание нарушителя). Проблема девиантного поведения является центральной проблемой прикованного внимания со времен возникновения социологии.

Социология не выступает оценочной в суждениях относительно девиации. Поскольку под девиацией в социологии понимается отклонение от общепринятых общественных стандартов, и она не квалифицируется, как систематическая болезнь. Существуют различные определения для девиантного поведения.

Социология под девиантным поведением понимает реальную угрозу для физического, а также социального выживания человека в определенной социальной среде, коллективе или ближайшем окружении. Девиации отмечаются нарушениями социально-нравственных норм, культурных ценностей, процессом усвоения, а также воспроизводства ценностей и норм. Это может быть единичное действие индивида, которое не соответствует нормам. Как пример это криминализация общества, развод, коррупция чиновников. Понятие о норме и отклонение определяется социально.

Медицина к девиантному поведению относит отклонение от общепринятых норм межличностных взаимодействий. Это действия, поступки, высказывания, совершаемые в формах нервно-психической патологии, а также в рамках психического здоровья и пограничного состояния.

Психология к девиантному поведению относит отклонение от социально-психологических, а также нравственных норм. Для отклонений характерно нарушение общественно принятых норм или же нанесение ущерба себе, общественному благополучию, окружающим.

Причины девиантного поведения

У подростков причины девиаций социальные, это недостатки воспитания. От 25%-75% детей — неполная семья, 65% подростков имеют серьезные нарушения характера, 65% — акцентуанты. Больных пациентов с делинквентными отклонениями до 40%. Половина из них имеет такое состояние как психопатия. Бродяжничество и побеги из дома в большинстве случаев объясняются делинквентностью. Самые первые побеги осуществляются от страха наказания или выступают реакцией протеста, а потом превращаются в условно-рефлекторный стереотип.

Причины девиантного делинквентного поведения подростков кроются в недостаточном надзоре, отсутствии внимания со стороны близких, в тревоге и страхе за наказания, в фантазерстве и мечтательности, в желании устраниться от опеки воспитателей и родителей, в жестоком обращении со стороны товарищей, в немотивированной тяге изменить скучную обстановку.

Отдельно хочется отметить раннюю алкоголизацию и наркотизацию подростков. Среди делинквентных подростков большая часть знакома с наркотиками и злоупотребляет алкоголем. Мотивы такого употребления это желание быть в компании своим и стать взрослым, удовлетворить любопытство или изменить психическое состояние. В последующие разы принимают наркотики и выпивают для веселого настроения, а также для самоуверенности, раскованности. Возникновение групповой зависимости напиваться на встрече друзей несет угрозу алкоголизма. А стремление подростка к наркотизации является ранним признаком зависимости от наркотика.

Признаки девиантного поведения

Девиантное поведение определяют по отклоняющимся признакам, которые не соответствуют официально установленным, а также общепринятым социальным нормам. Ненормативное поведение вызывает негативную оценку у людей. Девиантное поведение имеет деструктивную или аутодеструктивную направленность, для которого характерно стойкое многократное или длительное повторение.

Признаки девиантного поведения: социальная дезадаптация, возрастно-половое и индивидуальное своеобразие. Очень важно дифференцировать отклоняющееся поведение (противоправного и аморального) от странностей, эксцентричности, чудачества, имеющейся индивидуальности, не приносящей вред.

Девиантное поведение подростков

В настоящее время возросла численность детей, которые целью жизни считают достижение материального благополучия, при этом они стремятся к этому любой ценой. Учеба, труд утратили общественную значимость и ценность, стали иметь прагматический характер. Подростки стремятся как можно больше получать привилегий, благ, меньше учиться, а также работать. Такая позиция молодежи набирает со временем воинствующие и открытые формы, рождая новое потребительство, что зачастую провоцирует поведенческие девиации. Девиантное поведение подростков обуславливается и усугубляется также экономической ситуацией в стране. Об этом говорит рост уровня подростковой преступности, где зачастую объектом преступления является собственность.

Девиантное поведение подростков отмечается характерной ориентацией на материальное, личное благополучие, а также на жизнь по принципу «как хочу», самоутверждаясь любыми средствами и любой ценой. В большинстве случаях молодежью руководит не стремление удовлетворить потребности и корысть преступным путем, а привлекает участие в компании, чтобы прослыть смелым. Девиации подростков являются распространенным феноменом, который сопровождается процессом зрелости и социализации, возрастающий весь подростковый период и понижающийся после 18-ти лет.

Девиации зачастую детьми не осознаются, и возможность устоять против негативного влияния окружения возникает после 18-ти лет и позже. Девиантное поведение подростков представляет сложное явление, а изучение этой проблемы несет разноплановый и междисциплинарный характер. Зачастую некоторые дети обращают внимание нарушениями норм и нормативных требований школы, семьи, а также общества.

Девиантное поведение подростков включает антисоциальные, антидисциплинарные, делинквентные противоправные, а также аутоагрессивные (самоповреждающие и суицидальные) поступки. Поступки обуславливаются разнообразными отклонениями в развитии личности. Зачастую эти девиации включают реакции детей на сложные обстоятельства жизни. Такое состояние находится часто на пограничном состоянии (грани болезни и нормы). Поэтому оно должно оцениваться педагогом и врачом.

Причины девиации подростков связывают с условиями воспитания, особенностями физического развития и социального окружения. Подросток, оценивая свое тело, констатирует норму, физическое превосходство или неполноценность, делая вывод о своей социальной значимости и ценности. У ребенка может появиться или пассивное отношение к своей физической слабости, или желание компенсировать недостатки, либо он попытается их устранить физическими упражнениями. Иногда запаздывание в формировании нервно-мышечного аппарата нарушает координацию движений, что проявляется в неуклюжести.

Упреки и намеки окружающих относительно внешности, а также неловкости провоцируют бурные аффекты и искажают поведение. Рослые мальчики уверены в своей силе и мужественности. Для них нет необходимости бороться за уважение окружающих. Благодаря уверенности другие дети воспринимают их, как очень толковых. Их поведение более послушное, естественное и нуждается в меньшем внимании. Худые, отстающие в развитии, низкорослые мальчики для окружающих предстают, как незрелые, маленькие и неприспособленные. Они нуждаются в опеке, поскольку проявляют мятежность. Чтобы изменилось неблагоприятное о них мнение, следует проявлять предприимчивость, изобретательность, смелость и находиться постоянно на виду, а личными достижениями доказывать полезность, а также незаменимость к принадлежавшей группе. Эта активность провоцирует эмоциональное напряжение и трудности общения, которое создает все условия для нарушений общепринятых стандартов.

Половое созревание играет не последнюю роль в поведении. Преждевременное половое развитие у одних проявляется в эмоциональных расстройствах, в других провоцирует нарушение (вспыльчивость, претенциозность, агрессивность) поведения, возникают расстройства влечений, в частности полового. При задержке в половом развитии возникают несобранность, медлительность, неуверенность, трудности приспособления, импульсивность. Возникновение девиантного поведения обусловливается психологическими особенностями.

Особенности девиантного поведения у младших подростков включают диспропорции в темпах и уровнях развития личности. Появляющееся чувство взрослости провоцирует завышенный уровень притязаний, неустойчивую эмоциональность, отличается колебаниями в настроении, а также быстрыми переключениями от экзальтации к снижению настроения. При столкновении младшего подростка с непониманием в его стремлениях к самостоятельности возникают вспышки аффекта. Подобная реакция возникает и на критику внешних данных или физических способностей.

Особенности девиантного поведения подростков отмечаются в неустойчивом настроении у мальчиков в 11-13 лет, а у девочек в 13-15 лет. На этот возраст преподает выраженное упрямство. Более старших детей интересует право на самостоятельность, поскольку они ищут свое место в этой жизни. Происходит разделение интересов, способностей, определяется психосексуальная ориентация, вырабатывается мировоззрение. Зачастую целеустремленность и настойчивость уживаются с неустойчивостью и импульсивностью. Чрезмерная самоуверенность подростков и категоричность сочетаются с неуверенностью в своих силах. Стремление к расширенным контактам сочетается с желанием одиночества, бесцеремонность со стеснительностью, романтизм с цинизмом и прагматизмом, а потребность в нежности с садизмом. Развитие личности подростка осуществляется под влиянием общества и культуры и напрямую связано с экономическим положением, а также полом.

Формы девиантного поведения

Формы отклонений от норм у подростков включают гиперкинетическое расстройство, несоциализированное расстройство; расстройство поведения, ограничивающееся семьей; социализированное расстройство; делинквентное нарушение.

Характеристика девиантного поведения подростков с гиперкинетическим расстройством включает недостаточную настойчивость, где требуется умственное напряжение, а тенденция переключаться от одного занятия к другому приводит к не завершению ни одного дела. Для ребенка характерна импульсивность, безрассудность, тенденция попадать в несчастные случаи, а также получать дисциплинарные взыскания. Взаимоотношения со взрослыми отмечаются отсутствием дистанции. У детей наблюдается расстройство поведения, а также заниженная самооценка.

Расстройство поведения, ограничивающееся семьей, включает антисоциальное, а также агрессивное поведение (грубое, протестующее), которое проявляется дома в личных взаимоотношениях с родственниками. Имеет место воровство, разрушение вещей, жестокость, поджоги дома.

Несоциализированное расстройство отмечается сочетанием антисоциального, а также агрессивного поведения. Для расстройства характерно отсутствие продуктивного общения со своими сверстниками, а также проявление изоляции от них, отвержение друзей и эмпатических взаимных взаимосвязей с ровесниками. С взрослыми подростки проявляют жестокость, несогласие, негодование, гораздо реже бывают хорошие взаимоотношения, но без доверительности. Способны возникать сопутствующие эмоциональные расстройства. Зачастую ребенок одинок. Такое расстройство отмечается вымогательством, драчливостью, хулиганством или нападением с насилием, а также жестокостью, грубостью, непослушанием, сопротивлением авторитетам и индивидуализмом, неконтролируемой яростью и тяжелыми вспышками гнева, поджогами, разрушительными действиями.

Социализированное расстройство отмечается стойкой асоциальностью (лживостью, уходами из дома, воровством, прогулами школы,  вымогательством, грубостью) или стойкой агрессией, возникающей у общительных подростков и детей. Зачастую они состоят в группе асоциальных сверстников, однако могут пребывать в составе неделинквентной компании. У таких подростков с взрослыми, представляющими власть, очень плохие отношения. Им присущи поведенческие, смешанные и эмоциональные расстройства в сочетании с асоциальными, агрессивными или вызывающими реакциями с симптомами тревоги или депрессии. Одни случаи имеют описанные расстройства в сочетании с постоянной депрессией, выражающейся в проявлениях сильных страданий, утратой удовольствия, потерей интересов, имеют место самообвинения и безнадежность. Другие нарушения проявляются в тревоге, боязливости, страхах, навязчивостях и переживаниях из-за своего здоровья.

Делинквентное нарушение подразумевает проступки, мелкие провинности, не имеющие степень криминала. Выражаются отклонения в форме пропусков классных занятий, хулиганстве, общении с антисоциальными компаниями, издевательстве над слабыми и маленькими, вымогании денег, угоне мотоциклов и велосипедов. Нередко встречается спекуляция, мошенничество, домашние кражи.

Как отдельная форма девиантного поведения подростков выступает  девиация поведения интимных желаний. Подростки зачастую имеют недостаточно осознанное, а также повышенное половое влечение. Поскольку до конца не закончена половая идентификация, то по этой причине возникают отклонения в интимности поведения. Таким изменениям подвержены подростки с замедленным и ускоренным созреванием. Отстающие в развитии становятся объектом совращения старшими подростками.

Девиации полового поведения у подростков зависят зачастую от ситуации и являются преходящими. К ним относят визионизм, эксгибиционизм, манипуляции половыми органами животных или младших детей. По мере взросления девиантное поведение исчезает, а при неблагоприятных случаях превращается в дурную привычку, сохраняясь наряду с нормальным половым поведением. Приходящий подростковый гомосексуализм зачастую обуславливается ситуацией. Он свойственен для закрытых учебных заведений, где пребывают подростки одного пола.

Следующая форма девиантного поведения подростков выражается в психогенном патологическом формировании личности. Аномальное формирование незрелой личности осуществляется под влиянием хронических психотравмирующих ситуаций, уродливого воспитания, тяжелых переживаний трудностей, хронических заболеваний, затяжных неврозов, дефектов органов тела и чувств. Поведенческие нарушения зачастую приводят в тупик родителей и опытных педагогов.

Коррекция девиантного поведения подростков осуществляется психологом, поскольку воспитательных мер педагогов оказывается недостаточно. Задача психологов вскрыть истинные причины девиантного поведения, а также дать необходимые рекомендации.

Классификация девиантного поведения

Классификация включает различные типы девиантного поведения: криминогенный уровень, докриминогенный уровень, преддевиантный синдром.

Докриминогенный уровень, не представляющий общественной серьёзной опасности: нарушение норм морали, мелкие проступки, нарушение правил поведения в общественных местах; употребление наркотических, алкогольных, токсических средств; уклонение от общественно-полезной деятельности.

Криминогенный уровень, выражающийся в уголовно-наказуемых преступных деяниях. Ядром девиантного поведения выступают преступность, наркомания, самоубийство, алкоголизм. Выделяют и преддевиантный синдром, включающий в себя комплекс симптомов, которые приводят индивида к стойким формам отклоняющегося поведения. А именно: семейные конфликты, аффективный тип поведения; агрессивный тип поведения; отрицательное отношение к учёбному процессу, антисоциальные ранние формы поведения, низкий уровень интеллекта.

Профилактика девиантного поведения

Проводить профилактику гораздо проще, чем что-то изменить, однако наше общество до сих пор не предпринимает достаточно мер для профилактики девиаций. Имеющиеся социальные трудности (злость, наркомания, алкоголизм) принуждают задуматься над этой проблемой и почему так происходит. Родителей, педагогов беспокоит: почему открытый ребенок, устремленный к добру, повзрослев, приобретает асоциальные черты поведения?

Дефицит таких понятий, как доброта, милосердие, уважение взращивает равнодушное отношение к судьбам детей. В учебных заведениях наблюдается рост формального отношения к детям, гораздо проще уже относятся к увеличению числа второгодников. Учителей перестало тревожить определение детей в школы-интернаты, специальные школы.

Профилактика девиантного поведения должна включать мониторинг факторов риска. Зачастую предпосылки девиантного поведения прячутся в семье. Семья дает ребенку базисные, фундаментальные ценности, поведенческие стереотипы, нормы. В семье формируется эмоциональная сфера психики ребенка, а вот дефекты домашнего воспитания очень тяжело исправимы. В настоящее время общие дела родителей и детей свернуты до минимума. Замеченные вовремя девиации и правильно оказанная психолого-медицинская помощь способна предотвратить деформацию личности подростка.

Профилактика девиантного поведения включает два направления: меры общей профилактики, а также меры специальной профилактики. Под мерами общей профилактики понимают вовлечение всех учеников в жизнь школы и предупреждение их неуспеваемости. Меры специальной профилактики обеспечивают возможность выявления детей, нуждающихся в педагогическом особом внимании, и проведении коррекционной работы на индивидуальном уровне. Выделяют такие элементы системы специальной профилактики: выявление и учет детей, нуждающихся в особом внимании; анализ причин отклоняющегося поведения; определение мер коррекционной работы.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Агрессивное поведение подростков | Причины и коррекция агрессивного поведения подростков

Агрессивное поведение подростков с каждым годом все больше нарастает и проявляется. В то же время от этого страдает само молодое поколение.

Слово агрессия происходит от латинского «aggredi», что буквально означает «атакующий», «атакующий». К сожалению, ритм современной жизни, всевозможные стрессовые ситуации приводят к тому, что агрессивность молодеет и злые, раздраженные воспитанники детских садов становятся скорее нормой, чем исключением из правил.

Психологи называют агрессивным такое деструктивное поведение, которое причиняет вред другим людям, психологическое или моральное.

Но когда агрессивное поведение проявляется без причины, это может означать, что человек страдает серьезным гормональным дисбалансом в организме, а также болезнью Альцгеймера. Психотерапевты настаивают на тщательном обследовании и выявлении причин агрессивного поведения, особенно если оно возникает в подростковом возрасте.

Агрессивное поведение подростков, если оно не вызвано заболеваниями или нарушениями в организме, может быть либо формой протеста против ограничений в школе, дома, либо желанием заявить о себе среди одноклассников через конфликты с педагогами.Кроме того, социально-экономическое неравенство, влияние СМИ, фильмов, плохая компания и конфликты в семье между родителями и детьми также могут стать причинами агрессии. В любом случае нельзя допустить, чтобы ситуация ушла сама по себе.

Агрессивное поведение детей и подростков не должно пугать родителей и педагогов, его своевременная диагностика и коррекция (лечение) дает очень хорошие прогнозы.

Агрессивное поведение — это отклонение, с которым необходимо и можно бороться.Современная психология и психиатрия с агрессивным поведением детей и подростков вполне успешны. Важно правильно и своевременно определить причину, которая привела к агрессивному поведению, и назначить лечение. Это могут быть как посещения психолога для профилактических бесед, так и медикаментозное лечение.

Если в детстве агрессия не устранялась, то в подростковом возрасте бороться с ней будет намного сложнее.

Проблема агрессивного поведения подростков

Проблема агрессивного поведения подростков сегодня, как никогда, актуальна.Психологи отмечают, что в последние годы уровень агрессии среди подростков существенно вырос, как в развивающихся, так и в развитых странах.

Основная причина — неблагоприятная атмосфера в семье, которая навязывает ребенку антинормы социального поведения.

Преобладание насилия и жесткости в СМИ и кинематографе приводит к тому, что агрессивное поведение воспринимается подростками как норма. С помощью агрессии они пытаются утвердиться в коллективе, добиваться желаемого.

На развитие агрессии влияет множество факторов, как биологических (наследственность, болезнь), так и психологических.

Агрессивное поведение подростков — диплом по данной теме выбирают все большее количество выпускников психологических школ. Агрессивное поведение подростков, их диагностика и корректировка сейчас, как никогда, актуальны и востребованы.

Школьные психологи отмечают, что агрессия распространена как среди старшеклассников, так и среди учеников младших классов.А в специализированных медицинских учреждениях неврологи не успевают принимать пациентов. Но с другой стороны, следует отметить, что если раньше, 20-30 лет назад агрессивность приписывалась только неправильному воспитанию, то теперь признали, что агрессивное поведение — это болезнь, которую нужно лечить.

Наркомания, как форма девиантного поведения

Прежде всего, давайте вспомним, что означает это девиантное поведение. Это любое поведение, которое не одобряется другими.В эту категорию преступников попадают все — от «кроликов» в транспорте до мелких преступников. Значит, девиантами называют всех, кто живет с отклонениями от общепринятых норм поведения. Если приблизиться к сегодняшней теме — это алкоголики, наркоманы, преступники, проститутки, игроки, гомосексуалисты, люди с проблемами психического здоровья и склонные к самоубийству. Небольшое, но очень важное уточнение: девиантное поведение — это поведение, которое не влечет за собой уголовное наказание, другими словами, не является незаконным.

В жизни бывает так, что если не перешагнуть препятствие, можно что-то упустить. А иногда даже не догадываешься, что сдвинулись какие-то границы, но это никому не повредило.

Для этого может быть много причин.

Например, это совместимость внутреннего «Я» с внешними проявлениями человеческого поведения. То же самое, когда человек признается, что что-то ему подсказывало, что этого делать не нужно, и все же сделал.

Отношения человека с определенной социальной средой и всем окружающим миром не всегда идеальны.Ведь прогресс зачастую достигается из-за некой грубости в общепринятых правилах. Такая «грубость» коренится в разнообразии социально-культурных, духовных, моральных или психофизических состояний и поведения людей.

Если эта философия верна, оказывается, что девиантное поведение все же можно описать как естественное условие движения общества вперед.

Но наркомания не распадается на ряд компонентов девиантного поведения: она не дает прогресса в развитии.

Наркомания — рудимент общества

Для европейского наркотика потребление — это скорее приобретенная дурная привычка, чем элемент субкультуры. Помните историю.

Известно, что в древности индейцы предпочитали жевать листья коки. Жители Средней Азии курили гашиш. В Индокитае предпочитают опиум. Для представителей этих культур наркотики обычно вписываются в их образ жизни, как и европейский напиток, открытый Ломоносовым.

Первые шаги наркотика в массы стали широко заметны во второй половине прошлого века, когда хиппи начали прогрессировать.Некоторые утверждают, что именно с этим музыкальным направлением в молодежную субкультуру проникла привычка. С этого момента началось повсеместное изучение нового направления массового «кайфа». Одни сделали это ценой собственного здоровья, другие — в лабораториях, третьи — с помощью популярной литературы.

Теперь наиболее или менее информированные граждане могут найти среди толпы наркомана. В наши дни в славянских странах, как правило, каждую секунду хотя бы раз пробовала препарат как средство «кайфовать». А в некоторых регионах наркомания получила настолько широкое распространение, что достигает уровня наибольшего риска.

Если вернуться к определению наркомании как формы девиантного поведения, можно четко распознать «букет» его отрицательных элементов:

  • наркомания значительно снижает духовный, трудовой, творческий и интеллектуальный потенциал общества;
  • наркомания — мощный фактор социальной деградации, представляет большую угрозу естественному процессу существования социального механизма;
  • Наркомания разрушает навыки, выработанные за века культурного развития.

В последнее время часть общества, «подсевшая» на наркотики, сильно «помолодела». Проблема стоит настолько остро, что наркомания переходит в разряд общероссийских.

Практически с каждым годом количество подростков, нуждающихся в лечении от наркозависимости, увеличивается в несколько раз. Статистика более чем настораживает: согласно исследованиям, один наркоман тянет 5-6 новых. Это как «поезд». Это одна сторона.

С другой стороны, существует вторая ветвь ужасных последствий проблемы: за зависимостью растет число случаев СПИДа, гепатита и заболеваний, передающихся половым путем.Принимая во внимание глобализацию общества, все более очевидным становится обострение социальных и психологических проблем общества.

Подростковую компанию часто провоцирует желание поэкспериментировать с собственным телом и испытать новые ощущения. Только 30 процентов наркоманов способны отказаться от соблазна наркотиков и защитить себя от проблем наркомании. Иногда первый глоток яда подросток делает со смехом сверстников, которые его забавляют, подсовывают ему сигарету с марихуаной или «заряжают» каким-то подготовительным напитком.

Наркомания — это коллективное «развлечение». Алкоголик — одиночка, такое выражение распространено. Но наркоман-одиночка — это большая редкость, потому что наркомания — это коллективный «кайф», где новички пытаются подражать самым опытным наркоманам. Девять из десяти наркоманов пристрастились к дурной привычке именно так — в команде. И одна и та же команда диктует «правила поведения» группе.

Помимо прямого вреда для здоровья, наркотики представляют вторую опасность — они выталкивают подростков в среду преступного мира.Этот мир по своей природе лечения наркозависимости подпадает под статью уголовного кодекса, и можно добавить к этому неконтролируемое желание атаковать, во время чего может попасть новая партия препарата!

Наркоманы в период отмены готовы на все.

Зависимость, потомство, последствия

Наиболее типичный возраст для наркоманов — от 14 до 26 лет. Это самый продуктивный возраст человека. Среди проблем, которые сопровождают болезнь, не только упомянутое выше снижение работоспособности и снижение социальной активности.Среди них обязательно присутствует еще одно — снижение сексуальной активности наркоманов. Наркоман думает только об одной двуединой проблеме — где и как получить необходимое лекарство для очередной «дозы». У парней проблемы с сексом. Хотя бывают случаи, когда девушки беременеют. Это происходит в тех случаях, когда наркоман является кем-то из партнеров.

Проблема потомства среди наркоманов носит двойственный характер. Во-первых, сокращается население. Во-вторых, только тот факт, что только один из родителей является наркоманом, не гарантирует вашему ребенку здоровую жизнь без каких-либо проблем в будущем.

В медицине накоплен достаточный практический опыт работы с родителями-наркоманами. Первое внимание уделяется здоровью матери, которая запрограммирована природой на продолжение и сохранение природы. Девушка, принявшая решение об эксперименте с наркотиками, должна думать не о чувствах от ожидаемого «кайфа», а о судьбе своего будущего ребенка. Лекарства обязательно оставят свой след на формировании плода. Значит, тогда оно может проявляться нарушением мозговой деятельности, а заболевания сосудов — нарушением жизнедеятельности любого органа малыша.

Как показывает практика, очень часто своевременное обсуждение проблем сказывается на отношении девочки к наркотикам, участии и желании уберечь ее как будущую мать от зависимости от вредных привычек. И это зависит от внимания родителей, окружающих ее друзей и окружающих.

Мотивы распространения наркотиков среди молодежи

Неудовлетворенность судьбой, основанная на возникающих личных проблемах в молодости, потребительский дискомфорт, проблемы с работой или учебой — все это приводит к разочарованию в людях и, ultima

Лекция 13.Социология девиантного поведения

1. Содержание категории «девиантное поведение»,

2. Социальный контроль как механизм регулирования девиантного поведения

3. Теории девиантного поведения

1. Социальные нормы — это модели поведения и сигналы в обществе или группе. Этот социологический термин был определен как «правила, которые группа использует для определения соответствующих и несоответствующих ценностей, убеждений, отношений и поведения. Эти правила могут быть явными или неявными.Несоблюдение правил может привести к суровому наказанию, включая исключение из группы ». Они также были описаны как« обычные правила поведения, координирующие наше взаимодействие с другими ».

Социальные нормы указывают на установленные и одобренные способы поведения, одежды, речи и внешнего вида. Они меняются и развиваются не только со временем, но также меняются от одной возрастной группы к другой, а также от социальных классов и социальных групп. То, что считается приемлемым в одежде, речи или поведении в одной социальной группе, может быть неприемлемо в другой.

Уважение к социальным нормам поддерживает признание и популярность в определенной группе; игнорирование социальных норм рискует стать неприемлемым, непопулярным или даже изгоем группы. Социальные нормы, как правило, негласно устанавливаются и поддерживаются посредством языка тела и невербального общения между людьми в их нормальном социальном дискурсе.

Нам нужно знать, когда и где уместно говорить определенные вещи, использовать определенные слова, обсуждать определенные темы или носить определенную одежду, а когда нет.Такие знания о культурных нормах важны для управления впечатлением, которое представляет собой регулирование человеком своего невербального поведения. Мы также можем по опыту знать, с какими людьми мы можем и не можем обсуждать определенные темы или носить определенные типы одежды. В основном это знание получается на собственном опыте.

Социальные нормы также можно рассматривать как утверждения, которые регулируют поведение и действуют как неформальный общественный контроль. Обычно они основаны на некоторой степени консенсуса и поддерживаются посредством социальных санкций.Три модели объясняют содержание нормативных правил:

  • Сосредоточьтесь на действиях своего личного эго
  • Сосредоточьтесь на реакциях эго на действия альтернативы
  • Переговоры между эго и альтернативой.

Нормы — это правила поведения. Они существуют как формальные, так и неформальные нормы, но часто последние оказываются более сильными и подкрепленными. Эти неформальные нормы делятся на две части:

  • Народные обычаи : Неформальные правила и нормы, нарушение которых не является оскорбительным, но ожидается, что они будут соблюдаться.Это своего рода приспособление, приспособление к привычкам. Он не предполагает никаких наказаний или санкций, но предусматривает некоторые выговоры или предупреждения.
  • Правила : Это также неформальные правила, которые не записаны, но приводят к суровым наказаниям и социальным санкциям в отношении людей, например, к социальным и религиозным исключениям.

Слово отклонение означает странное или неприемлемое поведение, но в социологическом смысле слова отклонение — это просто любое нарушение норм общества.Отклонение может варьироваться от чего-то незначительного, например нарушения правил дорожного движения, до серьезного, например убийства.



Каждое общество определяет, что является девиантным, а что нет, и определения девиантности сильно различаются в разных обществах. Например, в некоторых обществах существуют гораздо более строгие правила в отношении гендерных ролей, чем в США, а в других обществах правила, регулирующие гендерные роли, менее строгие, чем у нас.

Пол и отклонения

В Соединенных Штатах женщины, которые плачут в общественных местах в ответ на эмоциональные ситуации, обычно не считаются девианами, даже женщины, которые плачут часто и легко.Этот взгляд на женщин остается относительно неизменным. Однако за последние пятьдесят лет отношение общества к плачущим мужчинам изменилось. Человека, который публично плакал в 1950-х, сочли бы девиантным. Сегодня мужчины, которые плачут в экстремальных эмоциональных ситуациях, действуют в рамках норм общества. Мужчины-политики плачут, объявляя о поражении, спортсмены-мужчины плачут после победы на чемпионате, а актеры-мужчины плачут после получения награды. По сегодняшним стандартам, никто из этих мужчин не совершает девиантных поступков.


Дата: 03.03.2016; посмотреть: 1862


Что такое девиантное поведение? Что такое девианс?

Что такое девиантное поведение? Что такое девианс?

Индекс социологии — Интернет-исследования

Что такое девиантное поведение? Девиантное поведение относится к действиям, которые не одобряются обществом, и которые имеют правовые последствия. Девиантное поведение описывает действие или поведение что нарушает социальные нормы и социальные правила.Девиантный поведение — это поведенческая предрасположенность, которая не соответствует институциональная структура или кодекс поведения. Некоторые социологи объясняют девиантность поведение с использованием характера и характеристик людей. Некоторые социологи подчеркнуть важность теория навешивания ярлыков или стигма. Девианс имеет социологические и психологические последствия. Определенный акт или поведение может рассматриваться как девиантное поведение и подвергаться санкциям или наказанию в одном обществе и рассматриваться как нормальное поведение в другом обществе.Формальный Девиация в социологическом контексте описывает действия или поведение, которые нарушают социальные нормы, в том числе официально принятые правила, и неформальные нарушения социальные нормы, социальные обычаи и социальные нравы. Отклонение — это не просто несоответствие; отклонение — это поведение, которое отклоняется от социальных ожиданий, и есть тонкость, которая отличает это от нашего здравого смысла понимания такое же поведение. Формальное девиантное поведение может быть охарактеризовано как преступление, которое нарушает законы в обществе.Неформальный девиант поведение — это мелкие нарушения, нарушающие неписаные правила общественной жизни. Нормы имеют большое моральное значение нравы. При неформальном отклонении более противостоит общественным табу, а табу — сильная социальная форма девиантного поведения.

Девиантное поведение трудно изучать потому что большинство людей не хотят честно рассказывать о своей «девиантной» деятельности из-за связанных с ними социальных санкций. Межличностные реакции на отклонения может иметь значительный эффект увеличения вероятности последующего девиантного поведения.Формальный и неформальный контроль заставляют большинство людей соответствовать социальным нормам. Тогда почему некоторые люди занимаются такими девиантное поведение, даже если ожидается социальное наказание? Функционалистская перспектива в девиантность и социальный контроль лучше всего представлены Дэвидом Эмиль Дюркгейм и Талкотт Парсонс. В соответствии с Дюркгейма, положительные последствия девиантности и социального контроля включают усиление солидарность. По мнению Дюркгейма и У функционалистов есть положительные последствия девиантного поведения и социального контроля.

Первичный Девиантность — это первоначальный девиантный акт. Девиантное поведение, которое носит краткосрочный характер или прекратить со статусом взрослого. Вторичный Девиантность — это отклонение, которое возникает в результате того, что вас называют девиантным. Девиантное поведение долгосрочные и не прекращаются со статусом взрослого. Социологи объяснять девиантное поведение с точки зрения широких социальных условий, в которых отклонения будет расти, учитывая социальную структуру и характеристики общества и социология групп внутри общества (Роберт Кинг Мертон, Клауард и Олин).

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *