Педагог и дети: Статья «Ребенок и педагог»

Содержание

Статья: Личностные аспекты взаимоотношений педагога и ребенка.

Личностные аспекты взаимоотношений педагога и ребенка.

 

Особенности педагогической профессии наиболее ярко раскрываются при анализе проблемы взаимоотношений педагога и ребенка. Взаимоотношения педагога и ребенка — это тип межличностных отношений, сущность которых со­стоит во взаимном эмоциональном контакте, совместных действиях, поведенческой связи, существующей между не­посредственными участниками педагогического процесса в ходе решения задач образования, воспитания и развития.

Взаимоотношения формируются в непосредственном взаимодействии «лицом к лицу» на уроке, на перемене, на экскурсии или утреннике, т.е. в ситуациях формально­го (регламентированного) и неформального (свободно­го) общения. Они составляют внутреннюю и не всегда за­метную сторону педагогического взаимодействия, отра­жая потребностно-мотивационную сферу личности педа­гога и воспитанника.

Проблемы межличностных отношений педагога и ребен­ка рассматривались многими исследователями, среди ко­торых Н.А. Березовин, Я.Л. Коломинский (Учитель и дет­ский коллектив. — Мн., 1975), А. Ершов (Взгляд психоло­га на активность человека. — М., 1991), И.И. Рыданова и др.

И.И. Рыданова, в частности, предложила следующую типологию межличностных взаимоотношений в контек­сте общения учителя с учащимися.

1. Взаимно положительные отношения являются безуслов­но оптимальным вариантом, обеспечивая психологи­ческую совместимость взаимодействующих сторон.

2. Взаимно отрицательные отношения выступают как вза­имно травмирующие, непродуктивные, конфликтогенные. Чтобы найти общий язык с ребенком, учителю не­обходимо кардинально изменить свое отношение, занять положительную позицию, не надеясь на сиюминутную благоприятную трансформацию взаимоотношений.

3. Односторонние положительно-отрицательные взаимоот­ношения как асимметричный вариант отличаются неустойчивостью, нестабильностью. Учитель и учащиеся с негативной установкой склонны ожидать такого же отношения к себе. Отсюда неадекватность, предвзятость поведенческих реакций. В свою очередь, положительно настроенный педагог, наталкиваясь на негативизм школьников, может потерять самоконтроль. Чтобы пре­дотвратить эскалацию межличностного напряжения, ему необходимо преодолеть себя, не «зацикливаться» на оби­дах, обрести внутреннее и внешнее спокойствие, не опус­каясь до сведения счетов с учащимися.

4. При односторонних противоречиво положительных взаи­моотношениях, когда очевидны колебания между симпа­тией и антипатией, имеется объективная психологичес­кая основа для сотрудничества. Решающую роль играют поведенческая реакция учителя, его терпимость и такт.

5. Односторонние противоречиво отрицательные отноше­ния не исключают согласия и конструктивности совме­стных действий. Однако педагогу важно усилить поло­жительную позицию учащихся, найти способы сбли­жения.

6. Взаимно противоречивые отношения являются потенци­ально деструктивными. Чтобы наладить межличностные контакты, педагогу необходимо преодолеть обоюдную настороженность и тревожность.

7. Обезличенные, т.е. объект-объ

Статья по теме: Статья Тема: «Роль педагога в развитии личности ребёнка» Сизых Елена Викторовна, учитель начальных классов

На   Земле   много   профессий,  но  самой   важной  (по моему   мнению)  является   профессия   —   педагог.  Только она решает многие волнующие вопросы в жизни ребёнка. Это даже не профессия, а образ жизни. Это осознание огромной ответственности перед государством, обществом, родителями и прежде всего перед учениками. Нет более гуманной, творческой, серьёзной, нужной профессии, как профессия – педагог. Именно она  является фундаментом всех профессий в мире. Только   учитель остаётся в сердцах каждого ученика и сопровождает их всю жизнь. Эта профессия по состоянию души, по зову  сердца!

Только педагог «ведёт   ребёнка по жизни»: обучает, воспитывает,  направляет  духовное   и  телесное развитие.  Только педагог  развивает  ребёнка,  как  личность.

Что же такое  личность?

Личность- это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения.

Ведь развитие личности — это процесс    вхождения в новую социальную среду и интеграция с ней. Для младших школьников такой средой является учебный класс, в котором они заняты совместной деятельностью, которая ведет к становлению новых коллективных отношений, возникновению общественной направленности личности, выражающейся в стремлении к общению со сверстниками, на фоне ведущей в этом возрасте деятельности  —учебы.

Одно из условий успешной учебной деятельности – это интерес к изучению предмета. Развитию познавательного интереса, как известно, способствует разнообразие форм и методов работы на уроке, рациональное использование системы технических средств и наглядных пособий.

Даже если ребенок учится плохо, он не должен терять веру в свои способности. И тут главная гуманная миссия учителя – это добиться, чтобы самый неспособный ученик пережил радость успеха в своей работе по предмету. Надо и учить детей, и воспитывать, радуя их, не пугая непреодолимыми трудностями, хотя путь учителя к современному ученику в наше время не слишком прост. И вставая на этот тернистый путь, учитель должен учитывать в своей работе личный богатый опыт педагогической и воспитательной работы, свои технологии превращения детей в хороших учеников. Главная цель педагога – это создать реальные условия для формирования творческой личности, здоровой и духовно, и физически, способной успешно адаптироваться к динамичным социальным условиям и суметь реализовать себя в сознательной человеческой сфере деятельности, отвечающей общечеловеческим идеалам и национальным идеалам. Реализация личностно-ориентированного образования в школе выдвигает ряд требований к учителю. Кроме высокого профессионализма, компетентности, он должен обладать свободой от стереотипов и педагогических догм, способностью к творчеству, широкой эрудицией, высоким уровнем психолого-педагогической подготовки, высокой культурой и гуманными установками по отношению к детям . Понимать и принимать ребенка таким, какой он есть, знать и учитывать его возрастные и индивидуальные особенности в осуществлении педагогического процесса, обучать, опираясь на сильные стороны каждого ученика. Одной из главных отличительных черт учителя, реализующего личностно-ориентированный подход, является наличие стремления понимать и принимать ребенка таким, какой он есть, знать и учитывать его возрастные и индивидуальные особенности в осуществлении педагогического процесса. Важно, чтобы учитель узнал ученика, проявил к нему внимание, чем-то помог, установил отношения с ним через совместную деятельность. В процессе общения младшие школьники усваивают не только содержание материала, но и отношение к ним учителя. Это особенно значимо для учеников младшего школьного возраста, когда происходит формирование навыков межличностного общения. Эффективность такого общения учителя с учеником зависит от готовности ученика принять обращенное к нему замечание и адекватно отреагировать на него, но учитель не всегда заботится о такой готовности. Он часто торопится оказать волевое влияние на ученика, а в результате получает то, чего не ожидает: ученики не понимают учителя, не становятся участниками его взаимодействия. Ученики ожидают от учителя мудрых действий, способности разрешить спор спокойно и справедливо. При правильном, справедливом разрешении учителем ситуации дети считают это естественным. Однако в системе отношений «учитель—ученик» взаимодействующие стороны по своему содержанию и силе воздействия друг на друга не равноценны: ведущей и наиболее активной их стороной является учитель. Именно нравственные взгляды и убеждения учителя, чувства и потребности, а главное — его поступки оказывают решающее влияние на нравственные отношения, складывающиеся между ними. Если нравственные отношения между педагогом и учеником и коллективом учащихся складываются неправильно, то причину этого учитель, прежде всего должен искать в себе, поскольку он выступает ведущим субъектом отношений в педагогическом процессе.  

  1. Нравственные отношения системы «учитель—ученик» являются одним из важнейших условий педагогического процесса. В зависимости от содержания эти отношения могут, как благоприятствовать педагогическому процессу, так и затруднять его. Учащиеся, принимая воздействие учителя и соблюдая его рекомендации, должны верить, что предъявляемые им требования справедливы. Внутренняя неприязнь ученика к учителю легко переносится на все исходящие от него идеи и может вызвать у ученика настолько сильное внутреннее сопротивление, что испытанные педагогические средства не дают должного эффекта, а иногда даже могут дать результат, противоположныйожидаемому.
Педагогический труд направлен на преобразование человека. Дети, будучи объектом воздействия, в процессе педагогического воздействия оказывают определенное сопротивление, которое хотя и сродни сопротивлению любого иного материала, но значительно превосходит его богатством форм и сложностью проявлений. «Почему в технических вузах, — писал А.С. Макаренко, — мы изучаем сопротивление материалов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда её начинают воспитывать?!» (А.С. Макаренко. Педагогические сочинения в восьми томах. Т. 1. М.: Педагогика.
   Мозг ребенка, подростка — не всегда «воск», из которого можно «лепить» нужную нам личность. Он может быть и твёрдым сплавом, с трудом поддающимся необходимой обработке. Более пластичным он может быть в случае хороших взаимоотношений между учителем и учеником. Доброжелательные отношения, основанные на уважении к личности ребенка, делают процесс обучения и воспитания человечнее, в конечном итоге — эффективнее. По мере демократизации и гуманизации образования в нашей стране прогресс в педагогическом деле связан именно с уменьшением доли принуждения учащихся в процессе их обучения и воспитания и с возрастанием удельного веса в нём иных средств (повышения мотивации к учебе, стремление познать что-то новое и т.д.).
   2. Нравственные отношения учителя с учеником являются важнейшим инструментом воспитания. Эти отношения с раннего школьного возраста практически включают учащихся в определенный тип нравственных отношений, приобщая их к нравственному опыту — опыту уважения, честности, доброжелательности или же опыту неуважения, ненависти и вражды. Сложившиеся нравственные отношения значимы и для учителя, поскольку они воздействуют на его отношения к педагогическому труду, который в одних случаях может приносить радость и удовольствие, а в других — становится для него неприятной и безрадостной обязанностью. Стержневым компонентом, пронизывающим всю систему взаимоотношений между педагогом и ребенком, является уважение к личности каждого учащегося. Педагогическая специфика этого требования заключается в том, что уважение адресовано не уже сложившейся, сформировавшейся личности, а лишь находящейся в процессе своего становления. Отношение учителя к учащемуся как бы предвосхищает процесс становления его как личности. Оно основывается на знании тенденций развития подрастающего поколения, дающих основание проектировать социально-значимые черты личности ребёнка. Практически ни у кого из учителей нравственное требование — уважение к личности учащегося — открыто не вызывает возражений. Однако на практике нередко встречается нарушение этой нормы, что свидетельствует о трудностях, которые учителю приходится преодолевать и с которыми он не всегда может успешно справиться. К тому же отношение к ученику как личности требует затрат нервной энергии и дополнительного времени, поскольку оно не терпит небрежного, поверхностного отношения к человеку. Поэтому уважать каждого учащегося и видеть в нём личность — это сложная работа ума и сердца учителя.

Настоящий учитель является примером для детей и их родителей, а взаимоотношения между учителем и учеником выступают как базис процесса обучения и воспитания. Один из видных философов и педагогов прошлого Джон Локк так писал о значении примера учителя: «Его собственное поведение ни в коем случае не должно расходиться с его предписаниями… Дурные примеры, несомненно, действуют сильнее хороших правил и поэтому он должен всегда тщательно оберегать своего воспитанника от влияния дурных примеров…» Автор «Великой дидактики» Я.А. Коменский также большое внимание уделял отношениям между учителем и учащимися. Он гневно выступал против тех учителей, которые чуждаются учащихся, высокомерно и неуважительно относятся к ним. Особое значение великий педагог придавал доброжелательному отношению учителя к детям и советовал учить детей легко и радостно, «чтобы напиток науки проглатывался без побоев, без воплей, без насилия, без отвращения, словом, приветливо и приятно» Тогда как всякое несправедливое решение вызывает детское возмущение поведением учителя, они обсудят его в группах сверстников, расскажут родителям. Эта оценка может надолго определить неустойчивый характер взаимоотношений с учениками и отсутствие воспитательной силы педагогического воздействия. Психолого-педагогическое влияние будет более успешным, если учитель пользуется уважением и доверием со стороны учеников как человек; умеет понимать по реакции детей, как воспринимают и оценивают его личность те ученики, на которых он собирается воздействовать, в этом случае меняется не только поведение ученика, но и личность самого учителя.

Кроме того, от учителя требуется всесторонние знания, душевная безграничная щедрость, мудрой любви к детям. Учитывая возросший уровень знаний современных учащихся, их разнообразные интересы, педагог и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, культуры, должен быть примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей. Педагогическое мастерство в большей степени зависит от личных качеств педагога. Кто с этим может поспорить? Думаю, никто. Зависит также от его умений и знаний. Личность педагога, её влияние на воспитанника огромно, её никогда не заменит педагогическая техника. Личность характеризуется мерой ответственности перед другими людьми, ответственностью за выполняемую деятельность. А это значит, что учитель должен систематически формировать у детей ответственное отношение к выполняемой ими деятельности. Но ответственное выполнение деятельности предполагает не только положительную мотивацию у ребенка – желание что – то сделать, но и умение реализовать имеющиеся намерения Изучение личности ребёнка через его деятельность – один из важнейших принципов, которому должен следовать учитель. Многие особенности личности вскрываются непосредственно на уроке, другие – в работе, третьи — дома.
Индивидуализация учения предполагает, что для каждого ученика есть своя мера трудности, нижний её предел, который каждый ученик должен в силу своих повышающихся возможностей  превзойти  их.
Индивидуализация учения в начальных классах состоит в том, чтобы увидеть не только недостатки в ребёнке, но и особенности его психофизиологического развития и строить учебный процесс, исходя из этих возможностей.
Каковы же основные пути и способы работы с детьми?
 

Во-первых, поскольку деформации в развитии есть в следствие комплекса причин:
а).Отрицательного влияния неблагоприятных семейных условий.
б).Неудач в школе, отрыва от школьной жизни и школьного коллектива.
в).Асоциального окружения.
То общая стратегия воспитательного воздействия должна иметь ввиду и семью, и школу, и ближнее окружение. Надо сравниться, насколько это возможно, воздействовать на родителей, побуждать их перестроить характер внутренних отношений, больше внимания уделять трудному ребёнку, посоветовать родителям ряд конкретных мер в отношении его, сообща определить линию поведения. Необходимо, чтобы и школа изменила своё отношение к трудному ученику, перестала считать его неисправимым нашла пути индивидуального подхода к нему, вовлекла его в общие дела коллектива. Более того, если разлад в семье зашёл так далеко, то существенные изменения там невозможны, школа должна компенсировать недостатки семейного воспитания. Наконец, следует воздействовать и на ближайшее окружение трудного школьника попытаться перестроить направленность его компании, привлечь её к общественно полезным делам, а если этого не удастся, то отвлечь школьника от компании, оградить его всего плохого.
Во-вторых, ликвидировать педагогическую запущенность. Корректировать личность невозможно силами одних лишь учителей, силами только школы. К этой работе, помимо школы, должны быть привлечены семья, детские организации, внешкольные учреждения, актив классов, общественные организации. И при всех условиях надо лишь опираться на здоровый детский коллектив, действовать сообща с ним, через него. Только совместными усилиями при единстве воспитательных воздействий можно решить указанную задачу.
В-третьих, основным должна быть правильная организация жизни и деятельности  ребёнка. Надо помнить, что нравоучения, нотации не очень действенные средства воспитания педагогически запущенного ребёнка, так как у него давно уже выработалось предубеждение, недоверчивое отношение и скепсис по отношению к словам воспитателя. Это не исключает того, что задушевный разговор в атмосфере искренности, доверия и благожелательности может принести большую пользу.
В-четвёртых, перевоспитание нельзя понимать только как устранение искоренение чего-то, борьбу с недостатками и пороками. Перевоспитание – это и формирование развития положительных привычек, черт и качеств, тщательное культивирование здоровых нравственных тенденций.
В-пятых необходимо вовлечь трудного школьника в процесс самовоспитания, организовать борьбу его самого с собственными недостатками.
Индивидуальный подход предполагает в первую очередь знание и учёт индивидуальных, специфических условий, которые повлияли на формирование той или иной черты личности. Это нужно знать потому что, только понимая природу того или иного личностного проявления, можно правильно реагировать на него.
Осуществляя индивидуальный подход, следует помнить, что на учащихся по-разному влияют поощрения. Одного ученика полезно похвалить, так как это укрепляет его веру в свои силы; по отношению к другому от похвалы лучше воздержаться, чтобы не привести его к самоуспокоению, самоуверенности. Равно и подчёркивание недостатков ученика может сыграть отрицательную роль по отношению к неуверенному в себе ребёнку и положительную, если школьник слишком самоуверен и несамокритичен.
Индивидуальный подход выражается и в применении меры и формы наказания. На одних школьников действует простое осуждение, на других подобные формы осуждения впечатления не производят и воспринимаются как снисходительность или мягкотелость воспитателя. По отношению к таким школьникам следует применять более строгие меры взыскания. Но при этом необходима ясная мотивировка более высокой меры взыскания (чтобы у школьников не возникло мнения о непоследовательности и несправедливости учителя).
Важно выявить и использовать то положительное, что имеется в личности любого учащегося.

 

 

Вывод

Проблема формирования личности – проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований.
В ходе теоретического анализа педагогической и психологической литературы по теме данной работы я поняла, что личность есть нечто уникальное, что связано, во-первых, с ее наследственными особенностями и, во-вторых, с неповторимыми условиями микросреды в которой она взращивается. У каждого родившегося ребенка есть мозг, голосовой аппарат, но научиться мыслить и разговаривать он может лишь в обществе. Конечно же, непрерывное единство биологических и социальных качеств показывает, что человек существо биологическое и социальное. Развиваясь вне человеческого общества, существо, обладающее человеческим мозгом, никогда не станет личностью, даже подобием личности. 
 

 

 

«Нужно разбронзоветь». Молодые и заслуженные учителя — о профессии, детях, родителях и гаджетах

В честь Дня учителя мы поговорили с четырьмя московскими педагогами — кто-то из них работает в школе сравнительно недавно, кто-то отдал профессии более 40 лет. Мы задали учителям одинаковые вопросы — о мотивации, гаджетах, дистанте, современных детях и их родителях. И сравнили ответы (спойлер: правильных и неправильных мнений тут нет).

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

1. Говорят, что современных детей очень сложно учить. Не концентрируются, клиповое мышление и так далее. Ваше мнение?

Анастасия Кузнецова, учитель английского языка школы «Протон», педагогический стаж — 5 лет: «Человеческое развитие не стоит на месте, и вполне закономерно, что современные дети требуют современного подхода. Более того, развитие происходит так быстро, что порой еще вчерашние свежие методы воспитания и обучения уже не имеют должного воздействия. И, конечно, любое дело сложно делать хорошо, если человек не обладает набором необходимых компетенций. В связи с этим любому специалисту по работе с детьми необходимо постоянно повышать квалификацию, чтобы учить было не сложно, а в радость».

Анастасия Кузнецова

Андрей Рябченко, учитель русского языка и литературы школы № 1002, капитан команды призеров конкурса «Учителя года Москвы — 2020», педагогический стаж — 9 лет: «Мне кажется, профессия учителя тем и хороша, что ты постоянно меняешься вместе с поколениями, иначе ты не донесешь предмет. Это вопрос профпригодности. Если ты начинаешь говорить, что дети не те, то это звоночек: или нужно разбронзоветь, причем срочно, или пора вовсе уйти из этой профессии. Я знаю как педагогов, которые в 70 лет живут на одной волне с каждым новым поколением, так и 25-летних, охающих о прошлом. Первые, кстати, учат всегда лучше».

Андрей Рябченко

Наталия Соколова, учитель русского языка школы № 444, заслуженный учитель России, ветеран труда, педагогический стаж — 32 года: «Стремительно развивающиеся технологии, ускоряющийся темп жизни, огромный поток информации определяют процесс формирования сознания и восприятия каждого из нас, и детей в первую очередь. Мы, учителя, это понимаем и находимся в постоянном поиске способов мотивации и организации учебного процесса, для того чтобы детям было интересно. И когда это получается, работать со школьниками становится просто и интересно».

Наталия Соколова

Ирина Радькова, учитель географии школы № 1002, почетный работник среднего общего образования, педагогический стаж — 40 лет: «Сегодня учить детей сложнее, да и сами дети очень изменились. Они стали более информационно развитыми, технически подготовленными, но в то же время немного прагматичными. Значительное время учитель тратит на убеждение в необходимости хорошо учиться, на поиск весомых для ребенка доводов в пользу этого. Вал информации не оставляет времени на собственные мысли, мнение. Дети, как и взрослые большого города, живут и думают на бегу».

Ирина Радькова

2. Мы часто слышим, что дети приходят в школу с желанием учиться, а потом мотивация исчезает. Как делать так, чтобы дети не теряли интерес к учебе?

Анастасия Кузнецова: «Ребенку необходим пример в окружении, который способен увлечь и заинтересовать. Таким образом, если педагог влюблен в свой предмет, шансов мотивировать ученика у него больше. Часто мотивация у ребенка пропадает, когда у него что-то не получается. Поэтому при выявлении трудностей учителю-предметнику следует использовать индивидуальный подход и создавать «ситуацию успеха» в рамках класса. Дать посильное задание, похвалить и дать почувствовать, что ребенок может хорошо учиться. В конце урока с детьми необходимо проводить рефлексию по принципу «что нового и интересного я сегодня узнал?».

Андрей Рябченко: «Мотивация — это интерес, он часто пропадает и у взрослых, вынужденных из года в год тянуть лямку рутинной работы под руководством „эффективных менеджеров“. Если на работе есть интересные задачи, открытия, победы, рост, то и мотивация на месте. Ставит дающие рост задачи мудрый руководитель-наставник, награждает и поощряет — компания, думающая о будущем. Поставьте на место взрослого ребенка, на место вышестоящих — школу и учителя, и ответ на вопрос будет очевиден».

Наталия Соколова: «Чтобы дети были успешны на протяжении многих лет, мы должны поддерживать интерес детей к предмету и самому процессу познания, научить детей быть осознанными. Необходимо объяснить, что знания во многом формируют личность человека и открывают для него широкие жизненные горизонты».

Ирина Радькова: «Мотивация к учёбе не возникает сама по себе и не исчезает с течением времени. Она просто приобретает различные формы. По мере взросления идёт разделение детей на две основные категории. Меньшая часть — определившиеся с жизненным выбором, имеющие сложившиеся цели. С такими легче в плане подбора и подачи материала, использования всех широких возможностей современной школы. Интерес к учёбе у таких детей не пропадает. Большая часть — не определившиеся с жизненным выбором в силу целого ряда причин. Что делать? Продолжать мотивировать таких реально индивидуальным подходом, незатейливой аргументацией на жизненных примерах. В судьбах этих детей большую роль играет личность учителя, классного руководителя или просто любимого предметника».

3. Давайте теперь про родителей. Говорят, они тоже стали невыносимы: все время доводят педагогов и учат их учить.

Анастасия Кузнецова: «Родитель, проявляющий любое неравнодушие в отношении школы и учителей, — это хороший родитель. Лично я убеждена, что всегда, со времен начала первых уроков человечества, были люди, которых не устраивали идеи обучения, учителя и прочее. Конечно, указывать человеку, как выполнять его работу, в грубой форме никто не может. Это касается всех профессий. Просто наша профессия заключается в работе с теми, кто дорог для родителей больше всего на свете. Поэтому, возможно, качеству нашей работы уделяют особое внимание».

Андрей Рябченко: «А разве сами педагоги, приходя к врачу, не грешат часто, предлагая ему какое-то лечение, вычитанное в интернете? Это скорее проблема и врачей, и учителей, что они не могут себя зарекомендовать как профессионалы, которым нужно верить. У меня прекрасные отношения с родителями моего класса, мы часто видимся и вне школы, мне часто звонят посоветоваться по вопросам, которые напрямую к учебе отношения не имеют. Единственная проблема — иногда некоторые родители могут написать в чат в час ночи, но и это не сугубо учительская беда: процесс размывания личного времени и рабочего сейчас у большинства профессий идет в силу изменений в обществе и технологиях».

Наталия Соколова: «Я считаю, что родители — наши союзники и помощники. Если диалог между нами ведет к общей цели — успешности ребенка, — что может быть лучше? Родители могут многое рассказать о ребёнке, об укладе в семье. Это помогает учителю выстроить правильную систему отношений, найти подход к каждому ребёнку. Разве это плохо? Ведь именно этого ждут от нас родители».

Ирина Радькова: «Все разбираются в трёх вещах: как лечить, как воспитывать и как играть в футбол. Думаю, всё же стоит установить границы дозволенного для вмешательства родителей в учебный процесс. Воспитание — да, совместно. Обучение — прерогатива учителя».

4. Телефоны в классе и на перемене — добро или зло?

Анастасия Кузнецова: «Носить телефон в школу/в гости/на прогулку в современном мире считаю необходимостью: многие дети живут далеко от школы, возвращаются поздно после секций, и это вопрос безопасности. Использовать телефон на перемене также считаю личным делом каждого. А вот телефон на школьной парте — это, на мой взгляд, уже лишнее. Мне очень нравится идея специальных боксов для телефонов на время урока».

Андрей Рябченко: «То, как телефоны используются в большинстве своем сейчас, не может радовать, но и это проблема скорее учителя, а не ученика. Сделай онлайн-опросы, дай на проработку тексты, скинь карты — и вот уже телефон используется учениками не только для игр. Впрочем, этот вопрос немного отдает снобизмом взрослых: а ты сам, взрослый, сколько часов зависаешь в лентах соцсетей и играешь по дороге на работу?»

Наталия Соколова: «Телефоны в классе, конечно, отвлекают, мешают сосредоточиться, поэтому мы просим детей их убрать. Но бывают ситуации, когда использование на уроках телефонов необходимо. Это в том случае, когда замысел урока предполагает наличие гаджетов. А вот на перемене телефоны крайне нежелательны. Дети должны отдохнуть, переключиться, в конце концов, подвигаться, пообщаться друг с другом».

Ирина Радькова: «Когда ребята используют гаджеты исключительно в развлекательных целях, особенно на уроке, это сложно назвать благом. Да и на перемене первоклашки, уткнувшиеся в экран телефона, вызывают сожаление. Кстати, старшеклассники больше общаются друг с другом, чем младшие. У них иная, взрослая модель общения, их волнуют мысли одноклассников больше, чем игры в телефоне».

5. Теперь онлайн-обучение. Что было самым сложным? Что у вас отлично получилось, а что вы оставили себе на «подумать и придумать»?

Анастасия Кузнецова: «Несмотря на то что урок перед монитором длится ограниченное количество времени в день, следует уделять внимание отдыху глаз от монитора. Это касается и детей, и учителей. Для неподготовленного зрителя онлайн-обучение — это серьезное испытание. Из очевидных плюсов для меня — это удобство проведения урока из любой точки земного шара».

Андрей Рябченко: «К счастью, к моменту перехода на дистант у учителей Москвы были под руками все необходимые инструменты: Московская электронная школа с ее десятком сервисов и, на мой взгляд, главное — желание решить сложную задачу, поставленную временем. Именно так к этому я и отнесся, сочтя этот период временем интенсивных курсов повышения квалификации. И многое, что я применил впервые в апреле — мае, сегодня я перенес и в учебу, что дает и экономию времени, и разнообразие».

Наталия Соколова: «Ничто не может заменить живого общения на уроке, неповторимой атмосферы активного диалога учителя и школьников. Но с дистанционным обучением, я считаю, мы справились достойно. Старались разнообразить методы работы: онлайн-конференции, творческие задания, материалы библиотеки МЭШ, интернет-ресурсы и, конечно, материалы школьных учебников и учебной литературы».

Ирина Радькова: «Сложно было лишиться целого ряда инструментов, используемых в обычном урочном режиме. Решать вопросы с дополнительными занятиями с отсутствующими, не видеть глаз учеников, которые часто прятались за аватарками, и не всегда иметь обратную связь с ними».

6. Дети после дистанта. Как начался учебный год для школьников?

Анастасия Кузнецова: «Сейчас мы стараемся очень лояльно подходить к вопросу адаптации детей после столь длительного отсутствия привычной для них формы обучения. Дети постепенно вспоминают уже пройденный материал, нагрузка распределяется равномерно. Большинство ребят, практически все, уже полностью погрузились в процесс учебы. Возможно, даже более внимательно, чем до карантина».

Андрей Рябченко: «„Люди как люди“, — отвечу словами булгаковского Воланда. И даже никакие „квартирные вопросы“ детей не испортили. Во всяком случае, я говорю сейчас, опираясь на свой опыт. А в нем был дистант, когда все уроки русского я провел как положено, все задания были выполнены, проверены, а темы отработаны. Уверен, при таком подходе никаких особых аномалий увидеть нельзя, а если кто-то и видит, то, может быть, он сам где-то был нечестен?»

Наталия Соколова: «Трудно передать словами, какой был для всех праздник 1 сентября в этом году. Такого я не припомню: и дети, и учителя были счастливы бесконечно. Дети не скрывали того, что искренне рады нас видеть. Действительно, что-то изменилось, необъяснимо, неуловимо, но изменилось! И это приятно осознавать».

Ирина Радькова: «Дети соскучились без друзей, возросло желание больше общаться, в том числе и с учителем. Появились небольшие группы тех, кто сдружился в период дистанционной учебы и активно общается и сейчас. Дети стали более самостоятельными в плане подготовки домашних заданий. Привыкли к отсутствию школьной формы, стало труднее требовать деловой стиль в одежде».

7. Чего вы ждете от Дня учителя? И как относитесь к подаркам, поздравлениям и букетам?

Анастасия Кузнецова: «Хочется, чтобы люди помнили значимость нашей профессии и в День учителя могли сказать добрые слова своим любимым учителям. Как говорится, дорог не подарок, дорого внимание. Мне хотелось бы, чтобы в этот день у всех было хорошее настроение, своим учителям и преподавателям в вузе хочу пожелать здоровья и поблагодарить за мои прекрасные школьные годы».

Андрей Рябченко: «Самое сложное в работе учителя — отсроченность результата: ты даже можешь никогда и не узнать, что какая-то твоя беседа с классом, которую ты готовил всю ночь, сказалась на каком-то мальчишке спустя 20 лет, когда он ее вспомнил, принимая важное решение. Поэтому мне бы очень хотелось предложить новую традицию в этот день — пишите письма своим учителям, звоните им, придите и поздравьте, выпускники. Сам я так и сделаю: на День учителя позвоню своей классной Анне Павловне, у которой мы были последним выпуском, и расскажу, что в этом году стал призером московского конкурса педагогического мастерства „Учителя года Москвы — 2020“, возглавив команду школы. И обязательно поясню, что именно ее пример мудрого и интеллигентного учителя подтолкнул меня пойти по педагогической стезе».

Наталия Соколова: «День учителя, безусловно, тёплый, красивый праздник, наполненный искренними эмоциями коллег, детей, родителей. В этот день в школе царит необыкновенная атмосфера улыбок, теплых слов и пожеланий. Дети традиционно в этот день поздравляют учителей, а цветы дополняют атмосферу праздника, ведь букет цветов — это знак уважения, признания и благодарности от детей и родителей».

Ирина Радькова: «От Дня учителя жду объективной, доброжелательной оценки своего труда. Этот день — очередная ступенька профессионального роста, подведение итогов работы учителя. К подаркам отношусь положительно, но только если они сделаны своими руками, если это слова благодарности, сказанные от души».

Учителя и дети о профессии педагога

Насколько трудно быть учителем – дети начинают понимать, побывав в их роли. В нашей школе такая возможность предоставляется им в день самоуправления, который проводится в особо отмечаемый учительством праздничный день. Тем самым мы даем возможность нашим учителям в их профессиональный праздник отвлечься от повседневных забот. В этот день ученики имеют возможность прочувствовать, насколько трудна и волнительная работа педагога. Ведь редко кто из них задумывается: а бывает ли трудно учителям, а какие у них проблемы, а что беспокоит их больше всего?

Для того чтобы узнать это, я провела опрос среди учителей и учеников нашей школы. В опросном листе для педагогов было всего три вопроса. Вот их перечень и ответы, которые они дали.

1. Что, на Ваш взгляд, самое трудное в профессии учителя?

Ответы: улыбаться, когда не хочется этого делать; когда много уроков; не хватает времени; научить ребенка самостоятельно добывать знания; быть всесторонне талантливым и шагать в ногу со временем; новые требования, новые стандарты; подготовка к уроку; быть объективным; отсутствие мотивации у детей; бумажная волокита.

2. Есть ли нечто такое, с чем пока Вам справиться не удается?

Ответы: учить по‑новому; иногда трудно заставить детей учиться.

3. О чем мечтает учитель?

Ответы: чтобы все дети учились на 4 и 5; о думающих, творческих учениках; об уважении; чтоб ценили, дорожили и не предавали, а любили; свой отпуск провести на море; о выходных; об отдыхе.

Для школьников вопрос был сформулирован так: «Какой он – идеальный учитель?» Какими качествами, по их мнению, он должен обладать, как вести урок, как относиться к детям? Я думаю, каждому педагогу интересно узнать, какими нас хотят видеть дети, соответствуем ли мы их представлениям. Ответы не оказались неожиданными. Они таковы.

Учащиеся 5‑7 классов

Мы думаем, что идеальный учитель должен быть умным, потому что от умного педагога зависит вся наша жизнь. Еще он должен быть добрым, потому что от строгого учителя мы уходим с радостью, а к доброму – с радостью приходим. Нам кажется, что, чем старше учитель, тем он мудрее и справедливее. Но мы не сомневаемся в наших учителях, мы все равно думаем, что все они соответствуют нашим требованиям.

Учащиеся 8‑9 классов

Идеальным учителем может стать каждый, независимо от возраста. На уроке идеальный учитель сможет объяснить так, чтобы каждый все понял, а если ученик не поймет, то идеальный учитель это увидит и будет с ним заниматься. У идеального учителя ученик не получит двойку, но если вдруг такое произойдет, учитель обязательно ему поможет Мы считаем, что идеальный учитель должен быть красивым, образованным и идеально знающим свой предмет

Учащиеся 10‑11 классов

Идеальный учитель должен в совершенстве знать свой предмет и быть им увлеченным. Нам нравятся уроки истории, биологии, литературы, русского языка, обществознания, географии, физкультуры и технологии, потому что их ведут хорошие учителя, которые увлечены своим предметом сами и с радостью передают знания нам. Некоторые учителя заботятся о том, чтобы ученикам было интересно, такие учителя, по‑нашему, нужны России. Мы думаем, что все учителя идеальны.

Дети признали победителями в разных номинациях следующих учителей: «Мудрый учитель» – Трушников Владимир Витальевич; «Добрый учитель» – Шевелева Людмила Романовна; «В меру строгая» – Сабарова Луиза Абушахмановна; «Настоящий учитель» – Кутафина Ольга Викторовна; «Учитель – начальник» – Вабиева Анжела Рибхатовна.

Педагоги Супринской школы желают своим коллегам терпения, сил, вдохновения, здоровья, зарплаты, как у министра образования, творческих успехов, оптимизма, умных и внимательных учеников, понимающих родителей, семейного благополучия, быть стойкими и выносливыми.

Н. Н. МУРЗИНА,
педагог-организатор Супринской средней школы