Подростковый негативизм: Подростковый негативизм. Как проявляется и его причины.

Содержание

Подростковый негативизм. Как проявляется и его причины.

Каждый ребенок и родитель переживает период 11-14 лет очень по-разному. Но по-простому взрослые описывают подростков так: “Раньше был жизнерадостный ребенок, а теперь закрылся в своем мире; он меня совершенно не слышит; я ему слово, а он мне 10 в ответ; часто хмурый, огрызается, как будто ничего хорошего в жизни нет.”

, Компоненты поиска (острых) ощущений. Что нас толкает к экстриму?, psychologies.todayНе секрет, что подростков кидает из крайности в крайность. Я бы описала душевное состояние подростка словами из песни Тины Кароль “уйди, останься, исчезни, вернись, прочь убирайся”. Так подростки, в первую очередь, относятся к родителям. Подростки показывают шипы и иголки, чтобы выстроить свой новый, собственный мир ценностей. И каждый из них нуждается в ощущении любви и принятии со стороны родителей. “Да он же меня на шаг не подпускает к себе; закроется в комнате, врубит музыку и попробуй его обними”. Все так, а как вы хотели? Чтобы ребенок нашел себя не откинув старые принципы и взгляды на жизнь. И неизбежно родители подпадают под критерии “старого мира”. Потому что ведут себя так же, как вели год назад, с значит напоминают, что подросток еще ребенок, а значит не принимают изменений, а значит тормозят его.

Вот ребенок и пытается откинуть архаичность, отталкивая родителей. Но родительская любовь нужна всем, здесь как ни крути; даже если демонстрируется абсолютная противоположность. Ребенок меняется и вы меняйтесь. Только так можно восстановить новую эмоциональную связь. Вы должны стать, хотя бы постараться, больше товарищем, чем родителем, и, возможно, немного шутом в некоторых ситуациях. Да, непростая задача, но быть родителем – это не просто в принципе! Кроме того, в этот период у вас больше возможностей заняться собой, и, если подросток заметит, что вы меняетесь в лучшую сторону – то ваш авторитет в его глазах быстро поднимется. А вам на руку оба эти изменения. Именно за это мы можем сказать подросткам “Спасибо”, так как они провоцируют нас меняться, чтоб мы не успевали закостеневать.манипуляция Марина Мостовая метод методики обида эмоции эмоциональная грамотность, Обида – детское чувство, которое портит взрослую жизнь, Методики и самопомощь Новости Саморазвитие и личностный рост Статьи, psychologies.today

Теперь про черные дыры и негативизм. Когда ребёнок начинает агрессировать, огрызаться, выражаться некрасиво, делать не самые приятные поступки – то родители, да и остальные взрослые, начинают заводить с подростком разговоры-лекции про моральность, правильность поведения, стараются призвать к вине или совести, иногда даже начинают сравнивать: “А вот Петя с пятого этажа играет на скрипке и не хамит своим родителям, а ты..!”. При этом, чем больше таких монологов – тем хуже может быть поведение ребёнка; кажется, все старания улетают в пропасть, проходят мимо ушей, или влияют противоположно. Складывается впечатление, что своим негативным отношением ребёнок смывает речи родителей, будто их и не было, будто они все отправились в чёрную дыру и уже никогда оттуда не вернуться.

И теперь две новости: “Ура, это не так”! – первая новость; “О, нет, это не так” – вторя новость. Те старания и труды, которые вы вкладывайте в ребёнка во время подросткового периода “взойдут” через пару лет. Этим плодам нужен долгий период, так уж сложилось. Но вся критика, крики, непонимание и негативные эмоции тоже отложатся, особенно если их будет больше. Вкладывая в подростка: “ты хам, неудачник, двоечник”, вы оставляете негативный эмоциональный след этого периода и соответствующий показатель поддержки в сложный период.

Главная мысль: ничто никуда не пропадает, даже если по началу так кажется; эмоциональная поддержка подростка на первом месте, смысловая (разговоры о правильном и хорошем) – на первом с половиной, на втором месте – то, как он учится в этот период, на втором месте – то, что ваши вкусы в одежде или музыке расходятся; лучше понять и поддержать, чем раскритиковать или сравнить.

С подростками сложно, но познавательно. Учиться никогда не поздно. Мир.

Автор Анастасия Дьягольченко

Помогите проекту — поделитесь статьей в соц.сетях! Спасибо! 🙂

Негативизм подростков | Психосоматика |

Опубликовано: 14 мая 2012 в 09:02

По большей части подростковый негативизм можно охарактеризовать одной фразой: «Не хочу и не буду!». Это чаще всего не упрямство, а просто демонастративность – когда дети желают не только отделиться от взрослых, но сравняться с ними. Хотя реальных предпосылок для подобного равенства нет никаких: ни в интеллектуальном, социальном или  финансовом плане. И тогда подросток вооружается упрямством, он начинает бунтовать, поскольку из этого поединка он стремится выйти победителем. Поэтому без гонора и хамства исход такого соревнования предрешен. А выигрыш так важен для самоутверждения, так желаем! И здесь должен разумно поступить взрослый человек, проявив строгость. Бунт подростков неизбежен, но лучше, если он будет оставаться «местным» бунтом, а не превратится в «мировую революцию».

Почему это происходит?

Может показаться, что логичной реакцией будет — пойти навстречу ребенку, дать ему проявить самостоятельность по максимуму, постараться снять практически все запреты. Но, как ни парадоксально, эта свобода действий только подольет масла в огонь, поэтому он начнет разгораться еще сильнее. Если расширить зону влияния подростка, ему захочется делать это до бесконечности. Иногда вам будет казаться, что ребенок осознанно нарывается на запрет. К примеру, вы разрешили дочери подкрасить губы, а она тут же воткнула три серьги в бровь и выкрасила волосы в угольный цвет. Вы расширили границы владений подростка, поэтому он возжелал завоевывать очередную новую территорию. Вы разрешили сыну поехать одному к бабушке с ночевкой в деревню, а он через неделю начнет требовать отпустить его с ребятами на море.

Поэтому необходимо сразу понять одно: подросток все равно взорвется и начнет бунтовать, это неизбежно, потому что так он стремится возвыситься над взрослыми, а не просто получить что-то. Поэтому взрослые не должны уступать в мелочах, чтобы гарантировать защиту своего ребенка. Эти просто и впоследствии вы это прочувствуете, в какой-то степени обезопасив свое чадо от возможного бунта. Не уступая своему ребенку и проявляя строгость в своих решениях, вы как бы надеваете латы, броню, которые защитят не вас, а ваше дитя.

За примерами можно далеко не ходить. В советские времена подростки в школе были обязаны носить форму, под запретом было ношение золотых колец и серег, нельзя было также краситься и курить. Хотя девочки могли надеть в школу юбки и свитера, а мальчишки — покурить на заднем дворике или в туалете, и при этом они ощущали себя настоящими героями, самыми смелыми! Так они реализовывали свою потребность самоутвердиться. Остальные же ребята подражали им в своих мечтах. В те времена бунтарскую потребность можно было насытить скромными средствами, «малой кровью»! А благодарить за это надо ханжеские и, казалось бы, абсурдные строгости «застойной» школы.

И к чему мы пришли? Школьная форма в прошлом – ходи, в чем пожелаешь: мини-юбки,  брюки, лосины (за которые 20 лет тому назад девочка наверняка была бы выдворена из школы!), а волосы можно выкрасить в самый невероятный цвет. И неизбежный подростковый бунт теперь выливается в другие формы – наркоманию и проституцию, раннюю половую жизнь, аборты, преступления, сексуальные извращения. Потребность в бунте всегда ищет своего выражения, подростку просто необходимо протестовать, чтобы самоутвердиться. Это школьное попустительство толкает его на негативное поведение, сейчас дети, бунтуя, прибегают к помощи не таких невинных средств, как раньше. Сегодняшняя тенденция вполне определена, что не внушает оптимизма.

Как реагировать?

Значит ли это, что подростку нужно все запрещать, превратить его жизнь в тюрьму? Но все же разумные границы присутствовать должны во всем, поэтому не торопитесь назвать традиционные ограничения глупыми и абсурдными.  Запрещать кое-что подросткам даже важнее, чем детям помладше. Иное дело, что запреты не должны превращаться в казарменный, жестокий режим, кроме случаев, когда ваше чадо действительно подвержено  серьезной опасности. Разумеется, это только родителям решать, позволить или нет  накрасить двенадцатилетней дочери помадой губы и налить или нет рюмку сухого вина сыну-восьмикласснику. Однако не стоит забывать, что за первым шагом неотвратимо  последуют остальные. Причем намного скорее, чем вы думали.

Помните: чем раньше вы установите запрет, тем его нарушение будет более безопасным для подростка. Если вы будете побаиваться оказать давление (сейчас стало модно этого бояться), ребенок и вовсе пойдет вразнос. Ведь для него-то важно — вызвать бурную реакцию педагогов и родителей, насладиться их бессилием и своей победой. А реакции-то нет! Делай что хочешь, вот тебе, пожалуйста, все разрешено и можно. И получается, что своим попустительством родители толкают ребенка на асоциальное поведение. И как их еще пронять? Девочка может разве что пойти на панель, а мальчик — ограбить банк!

Рассмотрим еще несколько примеров. Ваша дочь собирается к подруге на день рождения к подруге и красит губы слишком яркой помадой. Вы требуете срочно вытереть губы. И тогда девочка все же накрасит их, но бледненько-розовой помадой. Или сын сообщает, что погуляет с ребятами и будет дома к двенадцати. Если вы не прореагируете и согласитесь с этим, то подросток для того, чтобы рассердить вас, явится вообще под утро или не придет вовсе ночевать. А если вы ограничите его прогулку до десяти, то можете не сомневаться, что к двенадцати ребенок вернется – он реализует свою потребность в бунтарстве, и вам это обойдется довольно дешево – вы минуете бессонную ночь! И вы будете довольны, что выспитесь, и ребенок будет удовлетворен, что нарушил требование родителей и воплотил  свой вожделенный протест. Принцип ясен?..

Негативизм у детей, подростков и взрослых

Негативизм – состояние неприятия, отторжения, негативная установка к миру, к жизни, к конкретному человеку, является типичным признаком деструктивной позиции. Может проявляться как черта характера или ситуативная реакция. Термин применяется в психиатрии и психологии. В психиатрии он описывается в связи с развитием кататонического ступора и кататонического возбуждения. Кроме того, в купе с другими проявлениями он является признаком шизофрении, в том числе кататонической.

В психологии данное понятие применяется в качестве характеристики особенностей проявления возрастных кризисов. Чаще всего он наблюдается у детей трех лет и подростков. Противоположностью этого состояния являются: сотрудничество, поддержка, понимание. Известный психотерапевт З. Фрейд объяснял данное явление как вариант примитивной психологической защиты.

С понятием негативизма некоторую схожесть имеет понятие нонконформизма (несогласия), которое означает активное отторжение общепринятых норм, установленного порядка, ценностей, традиций, законов. Противоположным состоянием является конформизм, при котором человек руководствуется установкой «быть, как все». В повседневной жизни обычно, нонконформисты испытывают давление и агрессивное поведение со стороны конформистов, которые представляют собой «молчаливое большинство».

С точки зрения науки, и конформизм, и нонконформизм являются элементами детского, незрелого поведения. Зрелое поведение отличается независимостью. Более взрослыми проявлениями поведения являются любовь и забота, когда личность расценивает свою свободу не как то, что можно чего-то не делать, а, напротив, можно делать что-то достойное.

Негативизм может проявляться в восприятии жизни, когда личность видит в жизни сплошной негатив. Такое настроение называют негативным мировосприятием – когда человек воспринимает мир в темных и мрачных тонах, он во всем замечает только плохое.

Причины негативизма

Негативизм, как черта характера, может сформироваться под влиянием разных факторов. Наиболее распространенными считаются влияние гормонального фона и генетическая предрасположенность. Вместе с тем, специалисты считают необходимым учитывать и ряд следующих психологических факторов:

  • беспомощность;
  • недостаток сил и умений для преодоления жизненных трудностей;
  • самоутверждение;
  • выражение мести и неприязни;
  • недостаток внимания.

Признаки

Определить наличие этого состояния у себя человек может самостоятельно по наличию следующих симптомов:

  • мысли о несовершенстве мира;
  • склонность к переживаниям;
  • неприязненное отношение к людям с позитивным мировосприятием;
  • неблагодарность;
  • привычка проживать проблему, вместо поиска способа ее решения;
  • мотивация посредством негативной информации;
  • акцентирование внимания на негативном.

Исследования психологов позволили установить несколько факторов, на которых базируется негативная мотивация, среди них:

  • боязнь напороться на неприятности;
  • чувство вины;
  • страх утратить имеющееся;
  • недовольство своими результатами;
  • отсутствие личной жизни;
  • желание доказать что-то окружающим.

При общении с человеком, у которого просматриваются признаки этого состояния, следует быть осторожным и не указывать ему в открытую на наличие данной патологии, так как у них возможно проявление реакции защиты, что еще больше укрепит их негативное восприятие.

Вместе с тем, каждый человек способен самостоятельно проанализировать свое состояние и не дать себе «свалиться в негативизм».

Виды негативизма

Негативное восприятие может проявляться как в активной форме, так и в пассивной. Активный негативизм характеризуется открытым неприятием просьб, такие люди делают все наоборот, о чем бы их ни просили. Характерен он для детей трех лет. Достаточно часто в это время встречается речевой негативизм.

Маленькие упрямцы отказываются выполнять любые просьбы взрослых и делают все наоборот. У взрослых людей данный вид патологии проявляется при шизофрении, так больных просят повернуться лицом, они отворачиваются в противоположную сторону.

Вместе с тем, негативизм нужно отличать от упрямства, так как упрямство имеет некие причины, а негативизм является немотивированным сопротивлением.

Пассивный негативизм характеризуется полным игнорированием требований и просьб. Обычно он присутствует при кататонической форме шизофрении. При попытке изменить положение тела больного, он сталкивается с сильным сопротивлением, которое возникает в результате повышения мышечного тонуса.

Кроме того, выделяют поведенческий, коммуникативный и глубинный негативизм. Поведенческий характеризуется отказом выполнять просьбы или действием наперекор. Коммуникативный или поверхностный проявляется во внешнем проявлении неприятия чьей-то позиции, однако что касается конкретного дела, такие люди вполне конструктивны, общительны и позитивны.

Глубинный негативизм – внутреннее неприятие требований без внешних проявлений, которое характеризуется тем, что независимо от того, как человек ведет себя внешне, внутри у него присутствует негативное предубеждение

Негативизм и возраст

Детский негативизм впервые проявляется у детей трех лет. Именно на этот период приходится один из возрастных кризисов, который получил название «Я сам». Дети трех лет впервые начинают бороться за свою самостоятельность, они стремятся доказать свое взросление. Для возраста трех лет характерны такие признаки, как капризы, активное неприятие родительской помощи. Дети часто высказывают возражения на любые предложения. У детей трех лет проявлением негативизма является стремление отомстить. Постепенно при правильной реакции взрослых детский негативизм у дошкольника проходит.

Частым проявлением такого состояния у дошкольника является мутизм – речевой негативизм, который характеризуется отказом от речевого общения. В этом случае следует обратить внимание на развитие ребенка, чтобы исключить наличие серьезных проблем со здоровьем как психическим, так и соматическим. Речевой негативизм является частым проявлением кризиса трех лет. Редко, но возможно проявление подобного состояния в 7-ми летнем возрасте.

Детский негативизм может свидетельствовать о наличии психической патологии или личностных проблем. Затянувшийся негативизм у дошкольника требует коррекции и особого внимания взрослых. Реакции протестного поведения характерны для подросткового возраста. Именно в это время негативизм у детей становится причиной частых конфликтов в школе и дома. Подростковый негативизм имеет более яркую окраску и проявляется в возрасте 15-16 лет. Постепенно, по мере взросления, эти проявления исчезают при грамотном подходе родителей. В некоторых случаях требуется коррекция поведения. С этой целью родители взбунтовавшегося ребенка могут обратиться за помощью к психологу.

В настоящее время специалисты отмечают смещение границ возрастных кризисов у подрастающих поколений. В связи с этим, явления негативизма становятся типичными для молодых людей в возрасте 20-22 лет, что, несомненно, накладывает отпечаток на их социализацию. Негативизм может проявиться и в более зрелом возрасте, и у пожилых людей в период обострения личных неудач. Кроме того, он встречается при деменции и прогрессивном параличе.

его взаимосвязь с возрастом. Психотерапия расстройства

Под негативизмом понимают отрицательное отношение к окружающему миру, проявляющееся в негативной оценке людей и их действий. Данный симптом наблюдается при возрастных кризисах, депрессиях, психических расстройствах, нарко- и алкозависимости.

Основой для появления негативного отношения к окружающим может быть неправильное семейное воспитание, акцентуации характера, психоэмоциональные переживания и особенности возраста. Негативизм чаще развивается у завистливых, вспыльчивых, эмоционально скупых личностей.

Понятие негативизма и его взаимосвязь с возрастом

Негативное отношение к окружающей действительности проявляется в трёх основных чертах:

  • упрямство;
  • замкнутость;
  • грубость.

Также различают три вида негативного проявления:

  • пассивный;
  • активный.

Пассивный вид характеризуется игнорированием, неучастием, бездеятельностью, иными словами, человек просто не реагирует на просьбы и замечания других людей.

Активный негативизм проявляется в вербальной и физической агрессии, действиям наперекор, демонстративном поведении, антисоциальных поступках и девиантном поведении. Такой тип негативного реагирования часто наблюдается в подростковом возрасте.

Детский негативизм — это своеобразный бунт, протест против родителей, сверстников, учителей. Данное явление часто наблюдается при возрастных кризисах, а, как известно, детский возраст богат ими как никакой другой этап. В целом с рождения до юношества выделяют 5 возрастов, в которых проявляется кризис:

  • новорожденный период;
  • годовалый возраст;
  • 3-х летний возраст — кризис «Я сам»;
  • 7-ми летний возраст;
  • подростковый возраст (от 11-15 лет).

Под возрастным кризисом понимают переход от одного возраста к другому, который характеризуется изменением когнитивной сферы, резкой сменой настроения, агрессивностью, склонностью к конфликтам, снижением трудоспособности и упадком интеллектуальной деятельности. Негативизм присутствует не во всех возрастных периодах детского развития, чаще он наблюдается в возрасте трёх лет и у подростков. Таким образом, можно выделить 2 фазы детского негативизма:

  • 1 фаза – период 3-х лет;
  • 2 фаза – подростковый возраст.

При длительной неудовлетворённости жизненных потребностей развивается фрустрация, которая вызывает психологический дискомфорт личности. Для компенсации данного состояния человек прибегает к негативному эмоциональному проявлению, физической и вербальной агрессии, особенно в подростковом возрастном периоде.

Самым первым возрастным периодом, в котором возникает негативное отношение к окружающим, является возраст 3-х лет, младший дошкольный возраст. Кризис данного возраста имеет ещё одно название – «Я сам», что подразумевает желание ребёнка самостоятельно действовать и выбирать желаемое. В трёхлетнем возрасте начинает формироваться новый познавательный процесс – воля. Ребёнок хочет выполнять самостоятельные действия, без участия взрослых, но чаще всего желания не совпадают с реальными возможностями, что приводит к появлению негативизма у детей. Малыш сопротивляется, бунтует, наотрез отказывается выполнять просьбы, а тем более приказы взрослых. В данном возрасте категорически запрещается противодействовать автономии, взрослым необходимо дать возможность побыть ребёнку наедине со своими мыслями и попробовать действовать самостоятельно, с учётом здравого смысла. Если родители зачастую противодействуют самостоятельным шагам своего чада, это грозит тем, что малыш перестанет стремиться делать что-либо сам. Проявление негативного отношения к взрослым является отнюдь не обязательным явлением в младшем детском возрасте, и в большинстве случаев зависит от особенностей семейного воспитания и от компетентности родителей в данном вопросе.

В возрасте 7-ми лет также может проявить себя такое явление, как негативизм, однако, вероятность его возникновения намного меньше, чем в 3-х годовалом и подростковом возрасте.

Подростковый возраст сам по себе является очень сенситивным периодом в жизни каждого ребёнка, у кого-то возрастной кризис проявляется чрезмерно, а кто-то почти не замечает негативных моментов. Негативизм у подростков во многом зависит от той среды, в которой живёт ребёнок, от стиля семейного воспитания и от поведения родителей, которому подражают дети. Если ребёнок воспитывается в семье с постоянными конфликтами, вредными привычками, агрессией и неуважением, то негативное отношение к окружающей действительности рано или поздно себя покажет.

Кризис подросткового возраста проявляется в снижении интеллектуальной деятельности, слабой концентрации внимания, пониженной трудоспособности, резкой смене настроения, повышенной тревожности и агрессивности. Фаза негативизма у девочек может развиваться раньше, чем у мальчиков, однако, по продолжительности она меньше. Согласно исследованиям знаменитого психолога Л. С. Выготского, негативизм у девочек-подростков чаще проявляется в предменструальный период, и имеет чаще пассивный характер с возможными проявлениями вербальной агрессии. Мальчики же сами по своей природе более агрессивны, и характер такого поведения часто носит физический характер, проявляющийся в драках. Подросток изменчивв во всём: и в поведении, и в эмоциональном проявлении, ещё некоторое время назад он вёл себя демонстративно и был в приподнятом настроении, а через пять минут настроение упало и исчезло желание с кем-либо общаться. Такие дети не успевают в школе, грубят учителям и родителям, игнорируют замечания и просьбы. Негативизм у подростков протекает от нескольких месяцев до года или не проявляется вообще, длительность зависит от индивидуальных личностных особенностей.

Следует заметить, что подростковый период изменяет ребёнка не только в психологическом плане, но и в физиологическом. Внутренние процессы активно преобразуются, растёт скелет и мышцы, видоизменяются половые органы. Физиологические преобразования в организме подростка происходят неравномерно, из-за чего возможны частые головокружения, повышение давления и быстрая утомляемость. Нервная система не успевает перерабатывать все те изменения, которые происходят в растущем организме, что во многом оправдывают нервозность, повышенное возбуждение и раздражительность. Данный возрастной период является очень трудным в жизни человека, поэтому немудрено, что подросток становится агрессивным, вспыльчивым и проявляет негативизм, таким образом он защищается.

Психологическая коррекция детского негативизма

Наиболее эффективной в психотерапии детского негативизма является игра, так как данный вид деятельности является основным в этом возрасте. В подростковом же периоде можно применять когнитивно-поведенческую терапию, так как она богата разнообразными тренингами и помимо устранения самого негативизма, как явления, объясняет причины его возникновения.

Для детей младшего возраста и дошкольников достаточно эффективными являются следующие виды психотерапии: сказкотерапия, арт-терапия, песочная терапия, игротерапия.

Психологи обозначили несколько приёмов, которые могут проводить родители. Рассмотрим основные правила для коррекции негативизма у детей:

  • осуждайте не самого ребёнка, а его плохое поведение, объясните, почему так поступать нельзя;
  • предложите встать ребёнку на место другого человека;
  • расскажите, как необходимо ребёнку поступить в конфликтной или неприятной ситуации, что ему говорить и как себя вести;
  • научите ребёнка просить прощение перед теми, кого он обидел.

Видео — «Психология переходного возраста»

Как избавиться от негативизма у ребенка. Подростковый негативизм как черная дыра? Причины детского негативизма

Под негативизмом понимают отрицательное отношение к окружающему миру, проявляющееся в негативной оценке людей и их действий. Данный симптом наблюдается при возрастных кризисах, депрессиях, психических расстройствах, нарко- и алкозависимости.

Основой для появления негативного отношения к окружающим может быть неправильное семейное воспитание, акцентуации характера, психоэмоциональные переживания и особенности возраста. Негативизм чаще развивается у завистливых, вспыльчивых, эмоционально скупых личностей.

Понятие негативизма и его взаимосвязь с возрастом

Негативное отношение к окружающей действительности проявляется в трёх основных чертах:

  • упрямство;
  • замкнутость;
  • грубость.

Также различают три вида негативного проявления:

  • пассивный;
  • активный.

Пассивный вид характеризуется игнорированием, неучастием, бездеятельностью, иными словами, человек просто не реагирует на просьбы и замечания других людей.

Активный негативизм проявляется в вербальной и физической агрессии, действиям наперекор, демонстративном поведении, антисоциальных поступках и девиантном поведении. Такой тип негативного реагирования часто наблюдается в подростковом возрасте.

Детский негативизм — это своеобразный бунт, протест против родителей, сверстников, учителей. Данное явление часто наблюдается при возрастных кризисах, а, как известно, детский возраст богат ими как никакой другой этап. В целом с рождения до юношества выделяют 5 возрастов, в которых проявляется кризис:

  • новорожденный период;
  • годовалый возраст;
  • 3-х летний возраст — кризис «Я сам»;
  • 7-ми летний возраст;
  • подростковый возраст (от 11-15 лет).

Под возрастным кризисом понимают переход от одного возраста к другому, который характеризуется изменением когнитивной сферы, резкой сменой настроения, агрессивностью, склонностью к конфликтам, снижением трудоспособности и упадком интеллектуальной деятельности. Негативизм присутствует не во всех возрастных периодах детского развития, чаще он наблюдается в возрасте трёх лет и у подростков. Таким образом, можно выделить 2 фазы детского негативизма:

  • 1 фаза – период 3-х лет;
  • 2 фаза – подростковый возраст.

При длительной неудовлетворённости жизненных потребностей развивается фрустрация, которая вызывает психологический дискомфорт личности. Для компенсации данного состояния человек прибегает к негативному эмоциональному проявлению, физической и вербальной агрессии, особенно в подростковом возрастном периоде.

Самым первым возрастным периодом, в котором возникает негативное отношение к окружающим, является возраст 3-х лет, младший дошкольный возраст. Кризис данного возраста имеет ещё одно название – «Я сам», что подразумевает желание ребёнка самостоятельно действовать и выбирать желаемое. В трёхлетнем возрасте начинает формироваться новый познавательный процесс – воля. Ребёнок хочет выполнять самостоятельные действия, без участия взрослых, но чаще всего желания не совпадают с реальными возможностями, что приводит к появлению негативизма у детей. Малыш сопротивляется, бунтует, наотрез отказывается выполнять просьбы, а тем более приказы взрослых. В данном возрасте категорически запрещается противодействовать автономии, взрослым необходимо дать возможность побыть ребёнку наедине со своими мыслями и попробовать действовать самостоятельно, с учётом здравого смысла. Если родители зачастую противодействуют самостоятельным шагам своего чада, это грозит тем, что малыш перестанет стремиться делать что-либо сам. Проявление негативного отношения к взрослым является отнюдь не обязательным явлением в младшем детском возрасте, и в большинстве случаев зависит от особенностей семейного воспитания и от компетентности родителей в данн

это что такое, причины и признаки негативизма

Негативизм – специфическое поведение, когда человек высказывается или ведет себя демонстративно противоположно ожидаемому. Негативизм может быть ситуативным или чертой личности. Психологическим основанием проявления паттерна негативизма является субъективная установка на отрицание и несогласие с определенными ожиданиями, требованиями, мировоззрениями отдельных индивидуумов, социальных групп. Негативизм может демонстрироваться или иметь скрытые формы проявления. Дети проявляют подобное поведение в упрямстве, конфликтности, сопротивлении авторитетам, девиантном поведении.

Изначально, негативизм – термин психиатрический. Активный негативизм выражается в намеренно противоречащих просьбах действиям, при пассивном отсутствии реакции вообще. Относят к симптомам шизофрении, возможно как проявление аутизма.

Негативизм в психологии это особенность поведения.

Что такое негативизм

Негативизм в психологии это сопротивление воздействию. От лат. «negativus» – отрицание – изначально употреблялся для обозначения патологических психиатрических состояний, постепенно термин перешёл в контекст поведенческих особенностей при нормальном психиатрическом статусе, так же используется в педагогическом контексте.

Негативизм является симптомом кризиса. Характерной чертой данного явления называют неразумность и необоснованность, отсутствие явных причин. Повседневно негативизм проявляется при столкновении с воздействием (вербальным, невербальным, физическим, контекстным) противоречащим субъекту. В некоторых ситуациях это защитное поведение с целью избегания прямой конфронтации.

По аналогии с изначальным использованием негативизм представляют в двух формах – активной и пассивной.

Активная форма негативизма выражается в действиях противоположных ожидаемым, пассивная – отказ в выполнении действия вообще. Обычно негативизм считают ситуативным проявлением, носящим эпизодический характер, но при подкреплении этой формы поведения она может приобрести устойчивый характер и стать чертой личности. Тогда говорят об отрицательном отношении к миру, негативной оценке людей, событий, постоянной конфронтации даже с ущербом личных интересов.

Негативизм может быть признаком возрастных кризисов, депрессии, начала психических заболеваний, возрастных изменений, аддикций.

Как проявление негативной установки может транслироваться на вербальном, поведенческом или внутриличностном уровнях. Коммуникативно – вербальное выражение агрессии и несогласия, отказ делать требуемое или демонстративное делание противоположного, в случае поведенческой формы. В глубинном варианте имеет место не транслируемое вовне сопротивление, когда по объективным или субъективным причинам протест ограничивается внутренними переживаниями, например, если человек зависим от объекта оказывающего воздействие. Эта форма иногда, может выражаться в демонстративном молчании. Проявления могут относиться к социуму в общем, отдельной группе или личностям. Человеку представляется, что они подавляют индивидуальность и возникает стремление поступать противоположно.

Негативизм возможен и в отношении восприятия жизни. Личность воспринимает саму жизнь, её организацию как таковую, как заставляющую индивидуальность подчинится её законам, стать «типичным представителем». Само существование характеризуется как проблема, конфликт, недостаток. Это проявляется как постоянная критика мироустройства на разных уровнях от глобального до бытовых ситуаций. В крайнем выражении возможен полный отказ от социальной реализации, как способ сопротивления подавлению.

Причины негативизма

Основой для появления негативизма могут быть дефекты воспитания, в том числе семейный сценарий отношения к жизни, сформированные акцентуации характера, кризисные периоды, психотравмирующие ситуации. Общим для всех факторов есть внутриличностная инфантильность, когда ресурсов для решения проблемы, умений выйти из конфликта, аргументировать свою позицию или проигнорировать попытку вмешательства в свои границы человек создаёт иллюзию отрицания потребности в этом. Если данная форма восприятия имеет эпизодический характер, то это может быть этапом узнавания и преодоления нового, неизвестного и пугающего. Но если подобный паттерн поведения приобретает постоянное течение, то может идти речь о формировании характера, поведенческого сценария. Это форма патологической защиты эго, отрицание фактора, который привлекает внимание. Причинами можно назвать ощущение внутренней неуверенности, беспомощности, недостаток необходимых знаний и умений для преодоления проблемной ситуации.

В периоды кризисов, негативизм как частый признак, это реакция на изменение социальной ситуации, в результате которой личность не может опираться на предыдущий опыт и требует новых знаний. Поскольку их ещё нет, страх не справиться вызывает реакцию сопротивления. В норме, получив необходимые знания и опыт, личность переходит на новый уровень саморазвития. Развитие предполагает определённый труд, период осваивания и преодоления. Если человек избегает этого процесса, то он застареет на этапе сопротивления, отказываясь от развития и акцент, который он не может преодолеть декларируется как нежелательный. В периоды ранних детских кризисов причиной может быть сценарий воспитания гиперопека и родители не дают ребенку самостоятельно пройти этап преодоления, пытаясь снизить его фрустрацию (на самом деле, свою) от неизвестности.

Признаки негативизма

Признаками негативизма можно назвать упрямство, грубость, замкнутость, демонстративное игнорирование коммуникативного контакта или отдельных просьб. Вербально это выражается в постоянно угнетённых, страдальческих, жалостливых разговорах, агрессивных высказываниях по отношению к различным вещам, особенно ценным для социума в общем или собеседника в частности. Критика в отношении людей, которые высказываются положительно или нейтрально по отношению к акценту негативизма. Размышления о негативном устройстве мира, ссылки на подтверждающие данную мысль труды, часто искажая смысл или игнорируя противоположные мнение аналогичного авторитета.

Зачастую предположение у человека негативизма вызывает бурное отрицание и декларируется реалистичный, незашоренный, незаангажированный взгляд на окружающую действительность. Подобная позиция отличается от осознаваемо пессимистичной позиции тем, что негативизм не осознаётся. Целью негативистического восприятия обычно становится желаемая, но субъективно недоступная сфера, или аспект, который необходим человеку, но он не хочет или боится сделать неправильно, получить осуждение за ошибку. Потому вместо признания своего несовершенства в нём обвиняется внешний объект.

Признаком есть необоснованно агрессивная реакция сопротивления, эмоционально заряженная и достаточно резкая, неожиданно быстро набирающая развитие. Спокойно воспринимать, игнорировать или разумно дискутировать на тему просьбы, темы, ситуации человек не может. Иногда реакция может быть с целью вызвать жалость, во избежание дальнейшего давления, тогда упорство может сочетаться со слезливостью, угнетённым состоянием. В детском возрасте это капризность и отказ выполнять просьбы, в старшем к этому прибавляется попытка обосновать свой отказ неразумностью или неправильностью происходящего.

Негативизм у детей

Впервые кризис негативизма относят к возрасту трёх лет, вторым считают подростковый негативизм 11-15 лет. Кризис трёхлетнего возраста подразумевает яркое желание ребёнка проявить самостоятельность. К этому возрасту формируется самоосознание, возникает понимание Я и в вербальном выражении это проявляется в появлении конструкции «я сам\а».

Негативизм в данном возрасте связан с изменением мировосприятия. Ранее, ребёнок воспринимал себя более неотделимо от значимого взрослого. Теперь же осознание собственной автономности и физической отдельности вызывает интерес узнать окружающее в новом формате, самостоятельно. Эта новость осознания и субъективный шок от различия нынешнего ощущения и прежних впечатлений, а так же некоторую тревогу, сопровождающую каждое новое познавание, вызывает несколько резкую реакцию, в восприятии взрослого. Зачастую, этот период более психотравматичен именно для родителей, они шокированы, по их восприятию резким отторжением ребёнка и в страхе потерять с ним связь пытаются вернуть прежний, взаимозависимый, формат взаимодействия. На первом этапе это провоцирует повышение сопротивления, затем он снижается за счёт подавления личностью ребёнка своей активности и, в дальнейшем, может привести к пассивности, слабой воле, несамостоятельности и зависимому поведению.

Подростковый период так же является сенситивным в формировании личности. Дополнительно кризис негативизма усугубляется гормональной перестройкой, отражающейся на общем восприятии и поведении ребёнка. У девушек он может совпасть с менархе и больше относиться к формированию половой идентификации, её соотношению с социальной ролью. У парней этот период больше связан с обозначением своей позиции в социальной иерархии, появляется стремление к группированию и выстраиванию взаимоотношений внутри коллектива.

Если кризис 3-х лет связан с отделением Я от родительских фигур, то подростковый негативизм связан с дифференциацией Я и социума и, одновременно, понимание необходимости адекватного включения в социум, здорового слияния с ним для дальнейшего развития. Если этот период пройдёт патологически для личности, то сопротивление социальным нормам может стать жизненным сценарием.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Негативизм это (в психологии)

Различные формы проявления сопротивления

В психологии, феномен негативизма подразделяется на две формы проявления: пассивная и активная. Активная форма этой поведенческой модели подразумевает проявление агрессии и резкого сопротивления, на попытки воздействия со стороны общественности. Негативизм имеет тесную связь с нонконформизмом, что заставляет человека совершать поступки, которые в определенных случаях противоречат его желаниям.

Пассивная форма рассматриваемого феномена характеризуется полным отказом исполнять требования и просьбы окружающих людей. Существуют физиологические типы проявления данного личностного расстройства, которые проявляются в виде отказа от еды, сна, передвижений и контактов с окружающими миром. По мнению специалистов, негативизм является одной из неотъемлемых составляющих комплекса протестующего поведения. Помимо самого негативизма, в состав данного комплекса входит упрямство, имеющее обоснованные мотивы.

Несмотря на то что упрямство является одним из проявлений рассматриваемого феномена, при негативизме человек не имеет определенных мотивов для оказания сопротивления. Единственное что связывает, два проявления синдрома протестующего поведения, наличие общих субъективных факторов, влекущих их развитие.

Негативизм в психологии — это состояние, при котором, человек отказывается придерживаться сложившихся социальных устоев и норм поведения. Подобный протест имеет определенное сходство с мутизмом. Под термином «мутизм» следует понимать психическое расстройство, которое заставляет человека отказаться от использования речи и жестикуляции для того, чтобы избежать общения с окружающими. Главным отличием этих состояний является то, что мутизм проявляется на фоне сильной эмоциональной травмы.

Заключительной составляющей комплекса протестующего поведения, является строптивость. В отличие от негативизма и упрямства, строптивость имеет направленность на различные общественные устои, включая важные события или саму систему человеческих ценностей.

Самой характерной чертой этого сопротивления является его необоснованность, отсутствие разумных для него оснований

Несмотря на то что упрямство является одним из проявлений рассматриваемого феномена, при негативизме человек не имеет определенных мотивов для оказания сопротивления. Единственное что связывает, два проявления синдрома протестующего поведения, наличие общих субъективных факторов, влекущих их развитие.

Причина изменения модели поведения

Согласно мнению специалистов, негативизм является неотъемлемой составляющей сложных психических расстройств. К таким расстройствам относятся кататонический синдром, шизофрения, деменция и аутизм. Нередко, человек под влиянием затяжной депрессии, изменяет собственную модель поведения в сторону рассматриваемого феномена.

Чаще всего данное состояние возникает на фоне длительного отсутствия возможности удовлетворить собственные потребности. В подобном состоянии человек негативно воспринимает окружающую обстановку и жизненные обстоятельства. На фоне подобного восприятия окружающего мира, человек испытывает психологический дискомфорт, который находит отражение в поведенческой модели.

Желание изменить общественные устои и отказ от соблюдения установленных норм, может возникнуть на фоне сложности интеграции в социум. Наличие данной проблемы приводит к гиперкомпенсаторной реакции, которая запускается на фоне коммуникативных сложностей. Рассматриваемая модель поведения может выражаться яростным упрямством на любую попытку оказать внешнее давление.

Если человек с рассматриваемым расстройством ощущает, что требования общества значительно отличаются от его внутренних нужд, запустится своеобразная защитная реакция. Специалисты объясняют данный факт тем, что индивидуум нуждается в свободе самовыражения и возможности контролировать собственную жизнь.

Как взаимосвязаны негативизм и возраст

Перед тем как говорить о взаимосвязи возраста человека и его поведенческой модели, давайте уделим внимание вопросу, что такое нонконформизм, определение и проявление этого состояния. Под термином «нонконформизм» следует понимать модель поведения, которая подразумевает отстаивание личностных установок, которые прямо противоречат нормам, установленным в обществе. Ярким примером подобной модели поведения являются дети, которые относят себя к различным субкультурам (панки, готы и прочие неформалы).

Согласно статистическим данным, человек за свою жизнь сталкивается с несколькими возрастными кризисами. Этот период жизни ознаменует изменения в модели поведения и восприятии окружающего мира, что проявляется в виде частых эмоциональных перепадов. Во время возрастного кризиса, человек проявляет повышенную конфликтность, агрессивность и пессимистичное восприятие окружающего мира.

Негативизм обусловлен действием психологической защиты в ответ на воздействия, которые противоречат внутренним смыслам субъекта

Согласно данным научных исследований, подавляющее большинство возрастных кризисов проявляются в возрасте от одного месяца до двадцати лет. Давайте рассмотрим самые распространенные кризисы:

  • кризис новорожденного;
  • кризис первого года жизни и трех лет;
  • школьный кризис;
  • кризис пубертатного возраста.

В более зрелом возрасте человек встречается лишь с двумя видами кризисных периодов. К таким периодам относятся достижение среднего возраста, и психологический стресс, вызванный выходом на пенсию.

Как проявляется негативизм в детском возрасте

Негативизм у детей чаще всего проявляется в возрасте трех лет, так как фундамент личностной модели поведения закладывается именно в этом возрасте. По достижению вышеуказанного возраста, дети начинают стремиться к самостоятельности, что приводит к появлению категоричности и упрямства. Данный период лучше всего можно описать с помощью словосочетания «Я сам».

Молодым родителям следует уметь различать проявление рассматриваемого феномена с обычным непослушанием. Отказ от действий, которые малышу не хочется выполнять, является нормой для этого возраста. Рассматриваемый феномен проявляется в тех случаях, когда ребенок проявляет ярко выраженный отказ исполнять просьбы, озвученные взрослыми.

Клиническая картина

Негативизм является симптомом кризиса, вызванного переходом на определенную ступень человеческого развития. Помимо этого, данное состояние характерно для многих психических расстройств. Форма проявления данной модели поведения зависит от типа негативизма (пассивный или активный), и может выражаться как демонстративным неподчинением, так и пассивным сопротивлением. Многие люди, страдающие от этого расстройства, часто игнорируют рекомендации специалистов, что значительно осложняет процесс лечения.

Негативизм чаще всего проявляется у детей по отношению к требованиям взрослых, которые не учитывают их внутренние потребности

Негативизм проявляется в человеческой модели поведения в виде следующих признаков:

  1. Трудность создания коммуникативных связей и взаимодействия с окружающими людьми.
  2. Вспыльчивость, замкнутость и конфликтность.
  3. Недоверие и повышенная тревожность.
  4. Редкое желание идти на уступки вопреки собственному мнению.

Во взрослом возрасте проявления негативизма имеют большое сходство с нигилизмом. Нигилизм является определенной моделью мировоззрения, которая характеризуется как сознательный человеческий выбор. Люди с негативизмом в отличие от нигилистов, не обладают способностью контролировать собственное поведение.

Специалисты говорят о том, что описать внутреннее восприятие окружающего мира человека, страдающего негативизмом, крайне сложно, из-за того, что данная модель поведения воспринимается как норма. Охарактеризовать это расстройство можно, как наличие сложностей в формировании потребностей и желаний. Нередко развитие расстройства сопровождается внутренними конфликтами и агрессией, направленной на самого себя. При пассивной форме расстройства, у больных наблюдается заторможенность сознания, граничащая с равнодушием к происходящим вокруг событиям.

Как бороться с проблемой

Примеры нонконформизма часто встречаются в нашей жизни. Примерами подобного поведения в обществе могут стать различные государственные перевороты, когда люди несогласные с установленными порядками, пытаются навязать обществу собственные ценности. В отличие от нонконформизма, негативизм чаще проявляется в повседневной жизни, не связанной с общественностью.

В случае с детьми дошкольного возраста используются различные методики психической коррекции, построенные на формате игр и сказок. При появлении негативизма в подростковом возрасте, используются когнитивно-поведенческие методики. Очень важно, суметь найти необходимую нить, которая позволит выйти на контакт с подростком, замкнувшимся в собственном мире.

Родителям важно понимать, что давление в психологическом плане, оказываемое на ребенка, может привести лишь к ухудшению ситуации. Угрозы и физическое наказание заставят ребенка замкнуться в собственном мире. Специалисты рекомендуют использовать методику мягкого воздействия, которая основывается на компромиссах. Родителям следует стараться как можно реже становиться инициаторами конфликтов с детьми.

Основная задача терапии, научить ребенка правильно взаимодействовать с окружающим миром, благодаря прививанию позитивных моделей поведения. Достижение результатов в изменении собственной поведенческой модели должно сопровождаться похвалой и пониманием. Положительное подкрепление имеет важную роль для не до конца сформированной психики.

Негативизм может выражаться как в отказе выполнять предъявляемые требования, так и в выполнении действий, противоположных требуемым

Профилактические методы

Конформизм и нонконформизм являются своеобразным балансом человеческой модели поведения. Преобладание одной из сторон этого феномена, может негативно сказаться на восприятии окружающего мира. Для того чтобы не допустить данного психического расстройства у близких, следует оказывать им поддержку и внимание. Чаще всего в подобной поддержке нуждаются люди, вступающие в кризисный возраст.

При проведении профилактики у детей, важно обучить их правильно адаптироваться в социуме. Пожилым людям, следует уделять особое внимание, так как часто по достижению старческого возраста, человек утрачивает коммуникационные связи с окружающими. Помните о том, что очень важно своевременно предотвратить развитие фрустрации, так как это состояние является основной первопричиной развития негативизма.

Специфическое поведение и основные причины его проявления

Негативизм как форма поведенческой деятельности человека может быть чертой характера или ситуативным качеством. Он может проявляться в виде демонстративно выражаемого недовольства, в склонности к негативному мышлению и высказываниям, в видении в окружающих лишь их недостатков, в недоброжелательном настрое.

Рекомендуем: Оптимизм — это

Если предположить, что человек – это программируемое существо, то становится понятно, что является фактором, провоцирующим негативизм. С момента рождения и на протяжении всего детства индивидуум получает извне множество различных установок. Таким образом формируется его сознание и вырабатываются определенные реакции.

Формы поведенческой деятельности

Термин «негативизм» часто используется в педагогике. Его применяют в отношении детей, которым присуща оппозиционная манера деятельности в связях со старшими людьми и теми, кто должен быть для них авторитетом (родителями, бабушками и дедушками, воспитателями, учителями, преподавателями).

Причины и следствие

Подобные ситуации в психологии рассматриваются как сложные, но не критические. Своевременные профессиональные приемы помогут выявить, устранить и предотвратить негативные тенденции в поведении субъекта.

При этом не стоит думать, что негативизм – черта, характерная лишь для детей. Негативизм часто проявляется у подростков, взрослых и даже людей преклонного возраста. Причинами проявления отрицательных установок в ответ на внешние раздражители могут быть перемены в социальной жизни индивида, психологические травмы, стрессовые ситуации и периоды кризиса.

Для определения сформировавшихся негативных установок и предотвращения их развития в дальнейшем следует провести психологическую диагностику потенциального пациента. Далее предстоит работа по устранению либо смягчению негативных проявлений у субъекта. Сначала искореняется первоначальная проблема, спровоцировавшая развитие отрицательной установки.

Помимо этого исключается давление на индивида, чтобы он смог «разблокироваться» и оценить реальную ситуацию. Взрослым поможет прием самопознания, когда в ходе работы с психологом человек погружается в собственные воспоминания и может найти причину своей неудовлетворенности, чтобы исключить последствия.

Понятие негативизма и его взаимосвязь с возрастом

Негативное отношение к окружающей действительности проявляется в трёх основных чертах:

  • упрямство;
  • замкнутость;
  • грубость.

Пассивный вид характеризуется игнорированием, неучастием, бездеятельностью, иными словами, человек просто не реагирует на просьбы и замечания других людей.

Активный негативизм проявляется в вербальной и физической агрессии, действиям наперекор, демонстративном поведении, антисоциальных поступках и девиантном поведении. Такой тип негативного реагирования часто наблюдается в подростковом возрасте.

Детский негативизм — это своеобразный бунт, протест против родителей, сверстников, учителей. Данное явление часто наблюдается при возрастных кризисах, а, как известно, детский возраст богат ими как никакой другой этап. В целом с рождения до юношества выделяют 5 возрастов, в которых проявляется кризис:

  • новорожденный период;
  • годовалый возраст;
  • 3-х летний возраст — кризис «Я сам»;
  • 7-ми летний возраст;
  • подростковый возраст (от 11-15 лет).

Под возрастным кризисом понимают переход от одного возраста к другому, который характеризуется изменением когнитивной сферы, резкой сменой настроения, агрессивностью, склонностью к конфликтам, снижением трудоспособности и упадком интеллектуальной деятельности. Негативизм присутствует не во всех возрастных периодах детского развития, чаще он наблюдается в возрасте трёх лет и у подростков. Таким образом, можно выделить 2 фазы детского негативизма:

  • 1 фаза – период 3-х лет;
  • 2 фаза – подростковый возраст.

При длительной неудовлетворённости жизненных потребностей развивается фрустрация, которая вызывает психологический дискомфорт личности. Для компенсации данного состояния человек прибегает к негативному эмоциональному проявлению, физической и вербальной агрессии, особенно в подростковом возрастном периоде.

Самым первым возрастным периодом, в котором возникает негативное отношение к окружающим, является возраст 3-х лет, младший дошкольный возраст. Кризис данного возраста имеет ещё одно название – «Я сам», что подразумевает желание ребёнка самостоятельно действовать и выбирать желаемое. В трёхлетнем возрасте начинает формироваться новый познавательный процесс – воля.

Ребёнок хочет выполнять самостоятельные действия, без участия взрослых, но чаще всего желания не совпадают с реальными возможностями, что приводит к появлению негативизма у детей. Малыш сопротивляется, бунтует, наотрез отказывается выполнять просьбы, а тем более приказы взрослых. В данном возрасте категорически запрещается противодействовать автономии, взрослым необходимо дать возможность побыть ребёнку наедине со своими мыслями и попробовать действовать самостоятельно, с учётом здравого смысла.

Если родители зачастую противодействуют самостоятельным шагам своего чада, это грозит тем, что малыш перестанет стремиться делать что-либо сам. Проявление негативного отношения к взрослым является отнюдь не обязательным явлением в младшем детском возрасте, и в большинстве случаев зависит от особенностей семейного воспитания и от компетентности родителей в данном вопросе.

В возрасте 7-ми лет также может проявить себя такое явление, как негативизм, однако, вероятность его возникновения намного меньше, чем в 3-х годовалом и подростковом возрасте.

Подростковый возраст сам по себе является очень сенситивным периодом в жизни каждого ребёнка, у кого-то возрастной кризис проявляется чрезмерно, а кто-то почти не замечает негативных моментов. Негативизм у подростков во многом зависит от той среды, в которой живёт ребёнок, от стиля семейного воспитания и от поведения родителей, которому подражают дети.

Кризис подросткового возраста проявляется в снижении интеллектуальной деятельности, слабой концентрации внимания, пониженной трудоспособности, резкой смене настроения, повышенной тревожности и агрессивности. Фаза негативизма у девочек может развиваться раньше, чем у мальчиков, однако, по продолжительности она меньше.

Согласно исследованиям знаменитого психолога Л. С. Выготского, негативизм у девочек-подростков чаще проявляется в предменструальный период, и имеет чаще пассивный характер с возможными проявлениями вербальной агрессии. Мальчики же сами по своей природе более агрессивны, и характер такого поведения часто носит физический характер, проявляющийся в драках.

Подросток изменчивв во всём: и в поведении, и в эмоциональном проявлении, ещё некоторое время назад он вёл себя демонстративно и был в приподнятом настроении, а через пять минут настроение упало и исчезло желание с кем-либо общаться. Такие дети не успевают в школе, грубят учителям и родителям, игнорируют замечания и просьбы.

Следует заметить, что подростковый период изменяет ребёнка не только в психологическом плане, но и в физиологическом. Внутренние процессы активно преобразуются, растёт скелет и мышцы, видоизменяются половые органы. Физиологические преобразования в организме подростка происходят неравномерно, из-за чего возможны частые головокружения, повышение давления и быстрая утомляемость.

Нервная система не успевает перерабатывать все те изменения, которые происходят в растущем организме, что во многом оправдывают нервозность, повышенное возбуждение и раздражительность. Данный возрастной период является очень трудным в жизни человека, поэтому немудрено, что подросток становится агрессивным, вспыльчивым и проявляет негативизм, таким образом он защищается.

Психологическая коррекция детского негативизма

Наиболее эффективной в психотерапии детского негативизма является игра, так как данный вид деятельности является основным в этом возрасте. В подростковом же периоде можно применять когнитивно-поведенческую терапию, так как она богата разнообразными тренингами и помимо устранения самого негативизма, как явления, объясняет причины его возникновения.

Для детей младшего возраста и дошкольников достаточно эффективными являются следующие виды психотерапии: сказкотерапия, арт-терапия, песочная терапия, игротерапия.

Психологи обозначили несколько приёмов, которые могут проводить родители. Рассмотрим основные правила для коррекции негативизма у детей:

  • осуждайте не самого ребёнка, а его плохое поведение, объясните, почему так поступать нельзя;
  • предложите встать ребёнку на место другого человека;
  • расскажите, как необходимо ребёнку поступить в конфликтной или неприятной ситуации, что ему говорить и как себя вести;
  • научите ребёнка просить прощение перед теми, кого он обидел.

подростков | Определение, характеристики и этапы

Подростковый возраст , переходная фаза роста и развития между детством и взрослостью. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет подростка как любого человека в возрасте от 10 до 19 лет. Этот возрастной диапазон соответствует определению ВОЗ молодых людей , что относится к лицам в возрасте от 10 до 24 лет.

Трое молодых людей вместе бегут по улице. . изображений в горошек / Thinkstock

Популярные вопросы

Как определяется подростковый возраст?

Подростковый возраст — это переходная фаза роста и развития от детства к взрослой жизни.Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет подростка как любого человека в возрасте от 10 до 19 лет.

Существует ли подростковый возраст во всех культурах?

Почти каждая культура признает юность как стадию развития. Однако продолжительность и опыт подросткового возраста сильно различаются в зависимости от культурного спектра.

Какие изменения происходят в подростковом возрасте?

В подростковом возрасте происходит много изменений. Среди них выделяются физические изменения, включая половое созревание, а также социальные и психологические изменения, связанные с развитием навыков рассуждения, рационального мышления и морального суждения.

Однако во многих обществах подростковый возраст узко приравнивается к половому созреванию и циклу физических изменений, кульминацией которых является репродуктивная зрелость. В других обществах подростковый возраст понимается в более широких терминах, охватывающих психологическую, социальную и моральную составляющую, а также сугубо физические аспекты взросления. В этих обществах термин подростковый возраст обычно относится к периоду от 12 до 20 лет и примерно эквивалентен слову подростков .

В подростковом возрасте возникают проблемы эмоционального (если не физического) разлуки с родителями.Хотя это чувство разлуки является необходимым шагом в установлении личных ценностей, переход к самодостаточности заставляет многих подростков приспосабливаться. Более того, подростки редко имеют четкую собственную роль в обществе, а вместо этого занимают неоднозначный период между детством и взрослостью. Эти вопросы чаще всего определяют подростковый возраст в западных культурах, и реакция на них частично определяет характер взрослых лет человека. Также в подростковом возрасте индивидуум испытывает всплеск сексуальных чувств после скрытой сексуальности детства.Именно в подростковом возрасте человек учится контролировать и направлять сексуальные влечения.

Некоторые специалисты считают, что трудности подросткового возраста преувеличены и что для многих подростков процесс взросления проходит в основном мирно и без проблем. Другие специалисты считают подростковый период интенсивным и часто стрессовым периодом развития, характеризующимся определенными типами поведения.

Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 с вашей подпиской.Подпишитесь сегодня

Физический и психологический переход

Стереотипы, изображающие подростков как мятежных, рассеянных, бездумных и смелых, не беспрецедентны. Молодые люди претерпевают многочисленные физические и социальные изменения, из-за которых им часто трудно понять, как себя вести. В период полового созревания молодые тела становятся сильнее и насыщаются гормонами, которые стимулируют желания, необходимые для сохранения вида. В конечном итоге исполнение этих желаний побуждает людей выполнять задачи по зарабатыванию на жизнь и созданию семьи.

Исторически сложилось так, что многие общества учредили для пожилых людей официальные способы помочь молодым людям занять свое место в обществе. Посвящения, поиски видений, индуистские ритуалы жизненного цикла самскары и другие церемонии или обряды перехода помогали молодым мужчинам и женщинам перейти от детства к взрослой жизни. Отличительной чертой таких обрядов совершеннолетия был упор на обучение правильной одежде, поведению, морали и другим формам поведения, соответствующим статусу взрослого.

Горные племена Кумауни в северной Индии являются ярким примером культуры, которая традиционно отмечает определенные этапы в жизни каждого ребенка. Когда девочка достигает половой зрелости, ее дом украшают замысловатые изображения достижения совершеннолетия некой богини, которую по ухаживанию молодого бога сопровождают в храм в богатой свадебной процессии. Антрополог Линн Харт, жившая среди Кумауни, отметила, что каждый ребенок растет в центре внимания семьи, зная, что его или ее жизнь перекликается с жизнями богов.Хотя подростки Кумауни могут вести себя так, чтобы сбивать с толку своих старших, племенные традиции облегчают прохождение этого этапа жизни, помогая молодым людям почувствовать связь со своим сообществом.

Социальные ограничения

С биологической точки зрения подростковый возраст должен быть лучшим временем жизни. Большинство физических и умственных функций, таких как скорость, сила, время реакции и память, более полно развиваются в подростковом возрасте. Также в подростковом возрасте новые, радикальные и расходящиеся идеи могут иметь огромное влияние на воображение.

Пожалуй, больше всего на свете подростки обладают замечательной встроенной устойчивостью, проявляющейся в их исключительной способности преодолевать кризисы и находить что-то положительное в негативных событиях. Исследования показали, что подростки полностью восстанавливаются после плохого настроения примерно за половину времени, которое требуется взрослым. Однако, несмотря на такую ​​стойкость, для некоторых подростков эти годы являются более стрессовыми, чем полезными — отчасти из-за условий и ограничений, которые часто сопровождают этот период жизни.

Ограничения на физическое движение

Подростки проводят бесчисленные часы, делая то, что они предпочли бы не делать, будь то работа или часы за школьной партой, обрабатывая информацию и концепции, которые часто кажутся абстрактными или неуместными.Даже отличники говорят, что большую часть времени в школе они предпочли бы быть «где-нибудь в другом месте». Многие западные подростки предпочитают проводить время с друзьями в условиях минимального присмотра взрослых.

Планировка современных американских сообществ, особенно пригородных, заставляет некоторых подростков тратить до четырех часов в день, просто добираясь до школы, мероприятий, работы и дома друзей, но переходить с места на место — это не то у них есть контроль до тех пор, пока они не получат водительские права (событие, которое стало основным ритуалом для подростков в большинстве развитых стран).Но даже имея доступ к автомобилю, многим подросткам не хватает подходящих мест для поездки и полезных занятий, в которых можно было бы участвовать. Многие используют цифровые устройства или цифровые медиа или проводят время со сверстниками в свободное время.

Группа школьников-подростков в школьном автобусе. © Digital Vision / Getty Images

Подростки обычно считают, что занятия, связанные с физическими движениями — например, спорт, танцы и драма, — являются одними из самых приятных и приятных. По иронии судьбы возможности для участия в таких мероприятиях сократились, в основном из-за проблем с бюджетом, которые заставили школы сократить многие неакадемические предметы, такие как физическое воспитание.В некоторых американских государственных школах внеклассные занятия были значительно сокращены или больше не существуют.

Отсутствие осмысленной ответственности

В 1950-х годах все более популярный рынок подростков стал движущей силой в популярной музыке (особенно рок-музыке), кино, телевидении и одежде. Действительно, в тех странах, которые переживали экономический бум после Второй мировой войны, подростковый возраст изменился благодаря тому, что подростки стали потребителями, имеющими деньги на расходы. В современном развитом мире подростки сталкиваются с ошеломляющим выбором потребителей, который включает телевизионные программы, фильмы, журналы, компакт-диски, косметику, компьютеры и компьютерную атрибутику, одежду, спортивную обувь, украшения и игры.Но хотя многие подростки в этих относительно благополучных странах не имеют конца материальным развлечениям и развлечениям, у них мало значимых обязанностей, что резко контрастирует как с их сверстниками в странах, которые просто борются за выживание, так и с предыдущими поколениями.

Александр Великий (356–323 гг. До н. Э.) Был еще подростком, когда он намеревался завоевать большую часть известного мира во главе македонских армий своего отца. Лоренцо Медичи (1449–1492) был подростком, когда отец отправил его в Париж для заключения тонких финансовых сделок с королем Франции.На менее высоком уровне, еще несколько поколений назад мальчики в возрасте пяти или шести лет должны были работать на фабриках или шахтах по 70 или более часов в неделю. Почти во всех частях света девушки должны были выходить замуж и брать на себя обязанности по ведению домашнего хозяйства как можно раньше.

В 1950 году американский психоаналитик немецкого происхождения Эрик Х. Эриксон описал юность в современных западных обществах как «мораторий», период свободы от обязанностей, который позволяет молодым людям экспериментировать с рядом вариантов, прежде чем решиться на всю жизнь.Такой мораторий может быть уместным в культуре, отмеченной быстрыми изменениями в возможностях получения профессии и в образе жизни. Однако, если молодых людей слишком долго отстраняют от ответственности, они могут так и не научиться должным образом управлять своей жизнью или заботиться о тех, кто от них зависит.

Конечно, некоторые подростки создают для себя удивительные возможности. Уильям Хьюлетт и Дэвид Паккард были подростками, когда каждый начал экспериментировать с электронными машинами, и они основали компанию Hewlett-Packard, когда им было только около 20 лет.В подростковом возрасте соучредитель корпорации Microsoft Билл Гейтс уже сформулировал бизнес-стратегию, которая всего через несколько лет ошеломит колосса IBM и сделает его одним из самых богатых людей в мире. Однако в целом большинство подростков играют в выжидательную игру, ожидая, что они начнут «по-настоящему жить» только после того, как закончат школу. Какими бы полезными ни были эти годы для подготовки подростков к их будущей роли в обществе, эта изоляция от «реальной» жизни может быть чрезвычайно неприятной. Таким образом, чтобы чувствовать себя живыми и важными, многие подростки выражают себя способами, которые кажутся бессмысленными для остальной части населения.

Изоляция от взрослых

Во многих государственных школах США соотношение учеников и учителей составляет примерно от 12 до 25 (в зависимости от того, является ли школа частной или государственной), что означает, что на атмосферу в классе значительно больше влияют сверстники, чем сверстники. учителя. Подростки проводят дома не менее нескольких часов каждый день без родителей или других взрослых. Более того, в то короткое время, когда подростки находятся дома со своими родителями, семья обычно смотрит телевизор, или дети исчезают, чтобы учиться, играть в игры, слушать музыку или общаться с друзьями на компьютерах, телефонах или других устройствах.

Отчуждение от родителей имеет очевидные последствия. Подростки, которые мало делают и проводят мало времени со своими родителями, скорее всего, будут скучно, незаинтересованными и эгоистичными. Отсутствие позитивного взаимодействия со взрослыми особенно проблематично в городских условиях, когда-то живших в «уличном обществе», где мужчины традиционно делились своим опытом с молодыми в непринужденной и непринужденной обстановке. Этот жизненно важный аспект социализации молодых людей в значительной степени исчез в ущерб жизни отдельных людей и сообществ.Вместо этого влияние сверстников может быть контрпродуктивным, усиливая чувство неуспеваемости или наказывая девиантное поведение.

Deviance

Обладая небольшой властью и слабым контролем над своей жизнью, подростки часто чувствуют, что они имеют маргинальный статус, и поэтому их заставляют искать уважения, которого, как им кажется, им недостает. Не имея четких ролей, подростки могут устанавливать свою иерархию и проводить время, занимаясь безответственной или девиантной деятельностью. Например, материнство незамужних подростков иногда является результатом стремления к вниманию, уважению и контролю, в то время как большинство драк между бандами и убийств несовершеннолетних происходят, когда подростки (как мальчики, так и девочки) чувствуют, что ими пренебрегают или обижают.Такое отклонение может принимать разные формы. Отсутствие безопасности и гнев часто приводят к вандализму, преступности среди несовершеннолетних и незаконному употреблению наркотиков и алкоголя. Насилие и преступность, конечно, стары как человечество.

Современное насилие среди несовершеннолетних часто вызвано скукой, которую молодые люди испытывают в бесплодной среде. Даже самые богатые пригороды с самыми роскошными удобствами могут оказаться «бесплодными», если смотреть с точки зрения подростка. Как ни странно, жизнь в пригороде призвана защитить детей от опасностей большого города.Родители выбирают такие места в надежде, что их дети вырастут счастливыми и обеспеченными. Но безопасность и однородность могут быть довольно скучными. Лишенные осмысленной деятельности и ответственного руководства, многие подростки обнаруживают, что единственные возможности «почувствовать себя живыми» — это угонить машину, разбить школьное окно или принять наркотик, изменяющий сознание. Подросток из среднего класса, пойманный с драгоценностями, которые он украл из дома соседа, утверждал, что воровство было забавным. Как и другие подростки, под «весельем» он имел в виду что-то захватывающее и немного опасное, требующее не только умения, но и нервов.Аналогичным образом в некоторых частях Азии и Африки повстанческие группы призывают подростков, которые продолжают находить волнение и чувство собственного достоинства за пулеметами. В результате миллионы из них умерли преждевременно.

Бихевиористы получили ценную информацию об условиях, вызывающих ссоры среди подростков. Во многих случаях взрослые могут облегчить некоторые трения, которые делают отношения между поколениями более напряженными, чем они должны быть. Исследования показывают, что те подростки, у которых есть возможность наладить отношения со взрослым образцом для подражания (родительским или другим), более успешны, чем их сверстники, в преодолении повседневных жизненных стрессов.

Mihalyi Csikszentmihalyi The Editors of Encyclopaedia Britannica.

Adolescență — Википедия

Acest articol sau această secțiune является неполной библиографией, которая не существует.
Puteți contribui prin adăugarea de referințe în vederea susținerii bibliografice a afirmațiilor pe care le conține.

Adolescența (лат. adolescentia , de la adolescere ) este perioada de tranziție biologică, psihologică și socială de la pubbertate la maturitate.Intervalul де ла vârstă уход являются LOC această tranziţie Эсте uşor diferit де ла ун Индивид ла altul şi depinde де маи mulţi factori: секс (вообще fetele Intra în adolescenţă înaintea băieţilor), cadrul социально-культурной и т.д. Organizaţia Mondială Sănătăţii defineşte adolescenţa ча fiind perioada dintre 16 i 19 ani, dar în numeroase ări occidentale se рассмотрите как că adolescența începe între 15 și 18 ani la fete, 16-18 ani la băieți, i se termină în jurul vârstei de 19-21 de ani. [ necesită citare ]

Cu toate că pubertatea începe, în general, în jurul vârstei de 10-12 ani, ea poate începe și la orice vârstă cuprinsă în intervalul de 8-16] 900 .

Această perioadă de tranziție presupune atât modificări la nivel fizic, cât și modificări la nivel de comportament și personalitate. Adolescentul devine mai preocupat de propria, воображайте i de poziția sa în raport cu cei din jur (grupul de prieteni, colegii de coală). Acen același timp, copilul подростковый tinde să se îndepărteze de părinți, în încercarea de a fi independent i de a solution pentru el însuși. Nevoia părinților de control i de supraveghere devine incongruentă cu noile nevoi de dezvoltare și comunicare ale copilului, iar Conflictle devin sursa constantă a neînțelegerilor între aceștia.Pentru a depăși Dificultățile de relaționare, este util ca părinții să-i stabilească Strategii de comunicare în relaționarea cu copii bazate pe empatie și înțelegerea nevoilor, ncredere uiii.

Dezvoltarea corectă a adolescenților se bazează pe optimularea mai multor arii în strânsă legătură cu activitatea lor. Un adolescent echilibrat alege activități care contribuie la dezvoltarea caracterului, Creșterea încrederii în sine, dezvoltarea abilităților de socializare, identifyarea pasiunilor și luarea deciziilor.Părinții trebuie să încurajeze dorința tinerilor de a-și descoperi propriul talent, fiindcă vârsta adolescenței este potrivită pentru a începe o carieră în domeniul alles.

.Определение

в кембриджском словаре английского языка

Этот случай подчеркивает сосуществование пассивности и негативизма в разных сегментах тела. Такой подход предполагает, что кампания с негативизмом стимулировала (а не демобилизовала) явку на президентских выборах с 1980 по 2000 год.

Эти примеры взяты из Cambridge English Corpus и из источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Cambridge Dictionary, Cambridge University Press или его лицензиаров.

Еще примеры Меньше примеров

Основные симптомы кататонии можно разделить на феноменов пассивности и негативизма.В среднем более негативизма в рекламе кампании увеличивали вероятность голосования. Британский негативизм играет большую роль в развитии этих отношений.Помимо психомоторных симптомов, таких как мутизм, позы, негативизм и каталепсия, у кататонических пациентов часто наблюдаются параноидальные симптомы, часто в сочетании с крайними состояниями тревоги и даже галлюцинациями.

Когда происходит дифференциация Я-объекта, развитие послушания i

.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о