Правила работы с материалами доступные детям младшего возраста: Консультация по теме: «Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности».

Содержание

Центр экспериментирования в ДОО

Центр экспериментирования в ДОО

Добрый день, уважаемые коллеги!

Важным условием решения задач по познавательно – исследовательской деятельности в ДОУ (дошкольном образовательном учреждении) является организация предметно — развивающей среды.

В наших группах детского сада созданы условия для развития детской познавательной деятельности. Эти центры своего рода мини – лаборатории, детская лаборатория, центр науки, центр экспериментирования, где детям предоставляется свобода выбора, как для организованной, так и для самостоятельной исследовательской деятельности.

В процессе оформления центра экспериментирования в группах детского сада наши педагоги учитывают следующие требования:

учёт возрастных особенностей детей;

  • безопасность для жизни и здоровья детей;

  • достаточность, новизна

  • доступность расположения.

В центрах экспериментальной деятельности в каждой группе выделено

1.Место для постоянной выставки, где размещены музей, различные коллекции

Экспонаты, редкие предметы (ракушки, камни, кристаллы, перья и т.п.)

2. Место для приборов.

3. Место для хранения природного и «бросового» материала

4. Место для проведения опытов,

5.Место для неструктурированных материалов. Материалы данной зоны распределяются по следующим направлениям: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Резина» и др.

Материал для проведения опытов в центрах экспериментирования меняется в соответствии с планом работы.

Во всех группах нашего ДОУ в центрах экспериментирования выделяется 3 компонента:

— дидактический компонент (познавательные книги, схемы, схемы, альбомы и другие)

— компонент оборудования (приборы-помощники: компас, магниты, весы, лупы..)

-компонент стимулирующий (разнообразные сосуды, природный ,медицинский материал)

Для поддержки интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формулируются от имени сказочного героя.

В каждой группе есть хозяин центра, — известный персонаж или придуманный герой. Хозяин центра обозначается игрушкой. От его лица создаются проблемные ситуации в начале образовательной деятельности, задаются вопросы, побуждают детей к рассуждениям. Он же «помогает» детям в экспериментировании: «подготавливает» нужные материалы к непосредственно образовательной деятельности, оставляет подсказки, присылает описания интересных опытов, приносит схемы, опорные карточки, письма, интересные вещи исследователям. Впоследствии дети учатся самостоятельно ставить цель, выдвигать гипотезы, продумывать способы ее проверки осуществить практические действия, делать выводы. 

Например, дети в средней группе ставят перед собой «Хозяина-Машу» и рассказывают ей, как правильно посадить лук, или что может утонуть, а что не тонет. 

Также, в старшей группе, живет профессор «Почемучка» от его имени предлагаются задания – записки. Например, однажды дети обнаружили конверт с семенами фасоли и гороха и записку: «Объясните, что появляется в начале: корешок или стебелек?»

Центр экспериментирования является зоной практической деятельности и потому должен быть оформлен наглядными материалами, рассказывающими и напоминающими детям о порядке проведения исследований. В своих центрах экспериментирования мы размещаем иллюстрированные правила техники безопасности, правила поведения в лаборатории.

Второй важный компонент оформления центра экспериментирования — распечатанные или нарисованные алгоритмы и схемы проведения экспериментов. В каждой группе есть картотека опытов экспериментирования, она обновляется в соответствии с возрастом обучающихся, в соответствии с тематической неделей, сезонными изменениями.

Привлекателен детям дошкольного возраста центр, в оформлении которого присутствует «детская рука»: рисунки и поделки по темам познавательно-исследовательской деятельности, созданные совместно с педагогом или родителями.

Предлагаю вам посмотреть, как оформлены центры экспериментирования в каждой группе.

В центре экспериментирования второй группы раннего возраста «Лаборатория Утёнка Кря» имеется необходимое для экспериментирования с песком, водой и воздухом. Собран материал для сенсорного развития детей жидкие сенсорные бутылочки, шумовые бутылочки, бизи борд, сенсорный куб и т.д.

Во второй младшей группе лаборатория «Любознайка» — хозяин «Девочка –Любознайка» Дополнен природный и бросовый материал: различные кусочки ткани, меха, резиновые игрушки, (шишки, крупные камни, весы, прищепки различных цветов и размеров, Имеется «сокровищница» — это сенсорная коробка с предметами, которые заинтересовывают малышей своей яркостью: бусы, мини-игрушки, цветные деревянные бусины крупных размеров, ракушка и другое.

В средней группе оформлена лаборатория «Хочу всё знать!» хозяйка лаборатории — «Машенька». Дополнен природный материал: перья, песок, почва, различные семена, ракушки, камни, желуди, листья. Используется медицинский материал: пипетки, колбы, шприцы, резиновые груши. Применяется оборудование: песочные часы, магниты, различные сосуды.

Для развития тактильных ощущений в играх используется «ящик ощущений», куда помещены небольшого размера игрушки, определяемые на ощупь руками и многое другое

В старшей группе лаборатория «Почемучки», хозяйка центра Профессор – Почемучка». Центр дополнен предметами различной величины, формы, веса (крупные бусины, яйца из киндер-сюрпризов, разноцветные камни, магниты).

В свободном доступе емкости с водой, некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука, масло). В достаточном количестве «бросовый материал»: веревки, шнурки, тесьма, деревянные катушки, прищепки, пробки. Приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскоп, лупы, зеркала, сито, воронки, формочки для льда и т.д.

В подготовительной группе оформлена «Секретная лаборатория дядюшки Филина». Научный центр дополнен измерительными приборами (компасы, различные линейки, песочные часы, мерные колбы) и многое другое.

Дети имеют возможность просматривать познавательные книги, тематические альбомы, пользоваться карточками-схемами для самостоятельного проведения экспериментов.

В течении учебного года организуются различные коллекции: речных, морских и декоративных камней, ракушек, цветного песка.

Таким образом, грамотное сочетание материалов и оборудования в центре экспериментирования способствуют развитию у детей познавательной активности, любознательности, поддержания интереса к экспериментальной деятельности, ознакомление способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.

Спасибо за внимание, Творческих вам успехов, коллеги!

Основное оборудование в уголке это:

 Младший дошкольный возраст

Компонент дидактический

Компонент оборудования

Компонент стимулирующий

книги познавательного характера для младшего возраста;                                          — тематические альбомы;            — коллекции:  семена разных растений, шишки, камешки, коллекции «Подарки :» (зимы, весны, осени), «Ткани».

 

— Песок, глина;                                    — набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;                                                      — материалы для игр с мыльной пеной,  красители   — пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).                          Простейшие приборы и приспособления:                          — Лупы, сосуды  для воды, «ящик ощущений» (чудесный мешочек), зеркальце для игр с «солнечным зайчиком»                     — «бросовый материал»: веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки                                 — семена бобов, фасоли, гороха .

— на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям  младшего возраста.                —  персонажи, наделанные определенными чертами  («почемучка») от имени которого моделируется проблемная ситуация.

 

 

 

 

 

  Средний дошкольный возраст

Компонент дидактический

Компонент оборудования

 

Компонент стимулирующий

— книги познавательного характера для среднего возраста;

— тематические альбомы;

— коллекции:  семена разных растений, шишки, камешки, коллекции «Подарки :» (зимы, весны, осени), «Ткани».

 «Бумага», «Пуговицы»

 — Мини-музей (тематика различна, например «камни», чудеса из стекла» и др.)

 

— набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;

 — материалы для игр с мыльной пеной,

 красители — пищевые и непищевые

 — семена бобов, фасоли, гороха

 — некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)

 Простейшие приборы и приспособления:

 — Лупы, сосуды  для воды, «ящик ощущений» (чудесный мешочек), зеркальце для игр с «солнечным зайчиком», контейнеры с разными запахами.

 — «бросовый материал»: веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки

— на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям  младшего возраста.

 —  персонажи, наделанные определенными чертами

 («почемучка») от имени которого моделируется проблемная ситуация.

 — карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.

 

Старший дошкольный возраст

Компонент дидактический

Компонент оборудования

 

Компонент стимулирующий

— модели с алго -ритмами выпол -нения опытов;

 — серии картин с изображением природных сообществ;

 — книги познава -тельного харак -тера, атласы;

 — тематические альбомы;

 — коллекции

— мини-музей (тематика различна, например

 «Часы бывают разные:»,  «Изделия из камня».

 

— природный материал: камни, ракушки,  спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов ,

— утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки ;

— технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора ;

 — разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;

 — красители: пищевые и непищевые

 — медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл

— прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи  — сито, воронки

 — половинки мыльниц, формы для льда

 -проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы

 — клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки

 

— мини-стенд «О чем хочу узнать завтра»;

 — личные блокноты детей для фикса -ции результатов опытов;

 — карточки-под  —     сказки (разрешаю -щие -запрещающие знаки) «Что можно, что нельзя»

 — персонажи, наде -ланные определен -ными чертами

 («почемучка») от имени которого моделируется проблемная ситуация.

 

Опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа) на тему: «Развитие любознательности детей младшего возраста посредством опытно-исследовательской деятельности и экспериментирования в ДОУ»

Из опыта работы по теме:
«Развитие любознательности детей младшего возраста посредством опытно-исследовательской деятельности и экспериментирования в ДОУ»

Тимофеева Виктория Владимировна

Воспитатель

МДОУ «Центр развития ребёнка — детский сад №7»

С.Осташёво , Волоколамский р-н , Московская обл.

«Детский мир чист, светел и прекрасен, полон удивления и волнения. Это наша беда, что для большинства из нас подобное видение, такое подлинное переживание прекрасного и трепет благоговения уже утрачены, когда мы достигаем взрослости. Если бы я смогла повлиять на добрую фею, которая незримо присутствует при крещении всех детей, я бы попросила, чтоб её подарком всем детям в мире стало чувство удивления, которое сохранялось бы на протяжении всей жизни, как противоядие против скуки и разочарований последующих лет, бесплодных занятий с искусственными вещами, как независимый источник нашей силы…»

Рейчел Карсон.

«Чувство удивления» 1956 г.

Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью.

Каждый ребёнок – первооткрыватель. Ему кажется, что он первый увидел, что снег – это много красивых снежинок, что он первый услышал, как чирикает воробейю. Так дети впервые воспринимают природу, её явления, тянутся к ней, пытаются понять окружающий мир. Но иногда загадки природы ставят их в тупик, и они в растерянности бегут с вопросами к нам , взрослым. И тут наша очередь прийти к ним на помощь.

Актуальность в моей работе является формирование у детей элементарных естественнонаучных представлений.

Существенную роль в этом направлении играет поисково-исследовательская деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.

В своей работе в этом направлении отдаю предпочтение опытам, экспериментам, занятиям-исследованиям, самостоятельной поисковой деятельности детей. Я вижу, что проведение опытов и экспериментов вызывает у детей восторг. Опыт – это весело и увлекательно, но в тоже время в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждению, умозаключению, уточняются их знания о свойствах и качествах объектов, об их изменениях. Каждый опыт помогает находить решение всевозможных задач и даёт возможность понять, почему всё происходит так, а не иначе, побуждает к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

Многие наши «исследования» начинаются с вопросов, которые возникают у детей в процессе наблюдения ими явлений окружающего мира.

Возможность наблюдать и экспериментировать нам предоставлена самой природой. В зимний период года детям очень доступны и понятны три состояния воды, т.к. не нужно создавать специальных условий для опытов и экспериментов. Особенно интересны длительные наблюдения и опыты весной, когда происходит пробуждение природы. Можно также отмечать рост и развитие растений, которые мы сажаем в группе. Дети с удовольствием каждое утро приходят к ним и интересуются, что произошло с посадкой.

Опыты я подбираю простые для выполнения.Большинство таких материалов найти довольно просто: бумага, картон, пластиковые бутылки, обрезки дерева, верёвок, нитки, болтики, магниты и другое. В моей группе создана «Мини лаборатория». Оборудование, материалы и обстановка способствуют развитию каждого ребёнка и виды деятельности, которые они выбирают, хороши для каждого. Я стараюсь, чтобы тема исследования нашла своё продолжение в максимальном количестве центров, используемых в группе, при этом в центрах присутствуют материалы для самостоятельной исследовательской деятельности, которая может быть подсказана фантазией ребёнка.

Например, в центре «ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ» дети всегда могут найти необходимые материалы и оборудование для собственных исследований по смешению различных цветов, получения нового цвета, создания нового способа рисования: различные виды красок, бумаги для рисования, вата, салфетки, прозрачные стаканчики, палитра, кисти, паролоновые губки.

В центре «ПЕСОК-ВОДА» дети знакомятся и действуют с различными природными материалами: песком, водой, желудями, шишками, каштанами, различными крупами и т.п. В работе я использую большие контейнеры, наполненные песком и водой. Опуская в воду деревянные, металлические, резиновые, пластмассовые предметы, дети обращают внимание на их плавучесть, растворяемость. Приведу небольшой перечень материалов, которыми можно наполнить такой центр для детей младшего возраста.

  1. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объёма (пластиковые бутылки, стаканы, миски).
  2. Мерные ложки.
  3. Соломка для коктейля.
  4. Гигиенически безопасные пищевые красители, растворимые ароматические вещества (ваниль) и продукты (соль, сахар, кофе, чай).
  5. Природный материал (камешки, ракушки, шишки, семена, кусочки коры, листья, веточки, мех, и т.п.)
  6. Бросовый материал (бумага разной фактуры цвета, кусочки кожи, поролона, резины, пластмассы, металлические предметы, и т.п.)
  7. Магниты.
  8. Увеличительные стёкла.
  9. Мельницы песочные, водяные.

   В работе с детьми важно учитывать следующие основные правила проведения экспериментов:

  1. Установить цель эксперимента: для чего мы проводим опыт.
  2. Подобрать все необходимые материалы для проведения опыта.
  3. Обсудить весь процесс эксперимента: как мы будем действовать, проговорить все шаги опыта (по схеме алгоритма, рисунка или модели).
  4. Подвести итог эксперимента: что получилось, произошло. Обязательно установить соответствие с явлениями происходящими в природе (если это являлось целью).

Анализ методик и программ позволяет сделать вывод, что опытная и исследовательская деятельность несёт в себе большие возможности для всестороннего развития детей: развивает их мышление, обогащает знания, активный и пассивный словарный запас.

Данная форма работы обеспечивает личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребёнком (вместе, на равных, как партнёров), создавая при этом особую атмосферу, которая позволит каждому ребёнку реализовать свою любознательную и познавательную активность. Активность детей так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого, затем становится достоянием самого ребёнка. В процессе такой активности формируются различные интеллектуальные умения, очень важные для обучения в школе – умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

Конспект занятия-экспериментирования в 1-й младшей группе

«Песок. Свойства песка. Изготовление куличиков»

Цели:

Познакомить детей со свойствами песка, учить делать куличики.

Формировать интерес к экспериментальной деятельности.

Развивать мелкую моторику кистей рук, координацию движений.

Учить доводить работу до конца.

Развивать умение выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы.

Закреплять культурно-гигиенические навыки.

Форма проведения: Подгрупповая, практическая деятельность.

Оснащение: Песок, совочки, формочки, влажные салфетки по количеству детей, лейка с водой,фартуки. Аудиозапись Свиридов «Отзвуки вальса». Игрушка зайчика.

Ход занятия-экспериментирования:

Игровой момент.

Воспитатель:

-Здравствуйте, дети! Улыбнитесь друг другу. У вас хорошее настроение? Сегодня у нас необычное занятие. К нам в гости пришел зайка. Ой, а что это он держит? (письмо и банку с сухим песком). Письмо , написано «Ребятам из детского сада».Это письмо нам, давайте его прочитаем. «Дорогие ребята, я нашел баночку, но не знаю, что в нем находится, и что можно с этим делать. Может вы мне поможете! Ваш друг Зайка.

Воспитатель: Ребята, поможем Зайке?

Воспитатель показывает детям баночку с песком.

Воспитатель: Что это такое? (Песок).

Воспитатель: Молодцы, конечно же это песок.

Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель: Зайка, сейчас мы тебе всё расскажем о песке. Но в начале, ребятки, давайте уточним правила работы с песком. Скажите, а что нельзя делать во время работы с песком:

не брать песок в рот;

не обсыпаться песком;

не тереть глаза грязными руками;

 

быть очень аккуратными;

 Выполнение 1-й части эксперимента. (Песок он светлый, сыпучий.)

Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь подоите к столу.Нас сегодня ждал песочек – чистый , свежий , золотой.Залезай сюда дружочек , хочешь рой , а хочешь строй. Дети, потрогайте песок и скажите, какой он? (Сухой, сыпется). Вывод. Правильно, песок сухой, он сыпучий. Скажем вместе: сухой, сыпучий.

Воспитатель:

— Насыпьте его себе на ладошку. (Дети выполняют).

Поиграем с песочком на ладошке.Ребята , а песок состоит из песчинок . они маленькие , как трудно держать их в руках. Песчинки сыпятся, как струйка.

Этот песок сухой. (Педагог сопровождает свои слова демонстрацией опыта)

Подвижная игра «Песчинки» (повторяется 2-3 раза).

Воспитатель: Давайте поиграем, выходите все на ковер. Вокруг себя повернитесь и в песчинки превратитесь. Присели все на корточки. О-о, сколько у нас песка. Но вот подул ветер, поднял песчинки, и они полетели в разные стороны. (Звучит вальсовая мелодия. Дети имитируют полёт песчинок). Ветер стих и песчинки опустились на землю. (Дети приостанавливают движение. Присаживаются на корточки).

Воспитатель: А давайте насыплем в формочки песок ( спросить цвет формочек ) и сделаем куличики. Работайте осторожно, аккуратно насыпайте песок в формочки. (Дети выполняют задание.)

— Получились куличики? (Ответы детей). Почему не получились? (Песок сухой.)

Воспитатель:  Запомните,ребята, из сухого песка куличики нельзя сделать. Дети, протрите руки салфеткой.

 Выполнение 2-й части эксперимента.

-Ребята,а кто скажет, что надо сделать, чтобы  можно было лепить куличики из песка.  (Ответы детей.) Давайте проверим.

Воспитатель наливает воду в песок.

— Потрогайте его и скажите — сухой он или мокрый’? (Мокрый.)

Вывод. Значит, если в песок налить воду, он станет мокрым.

— Посмотрите, мокрый песок так же сыплется, как и сухой? (Показать детям.)

Вывод. Мокрый песок не сыпучий.

Воспитатель: Из мокрого песка можно делать куличики. Давайте попробуем. Возьмите формочки и аккуратно накладывайте в них мокрый песок. Вот так постучите по песку совочком, утрамбуйте его. Осторожно переверните формочку с песком. Постучите по донышку еще раз совочком. Снимите формочку. Что получилось? (Куличик.)

— Вот какие красивые куличики мы с вами сделали, молодцы. Дети, протрите руки салфеткой.

5. Итог занятия.

Воспитатель: Ребята, давайте  напомним Зайке всё, что мы узнали о песке.

— Я узнал, что песок сухой  из него нельзя делать куличики.

— Песок мокрый из него можно лепить куличики.

     Ребята , зайка говорит вам большое спасибо . он так много узнал  про песок : какой он , и что можно с ним сделать.

Картотека опытов и экспериментов для детей раннего и младшего дошкольного возраста

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ

ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В ДЕТСКОМ САДУ МЫ УДЕЛЯЕМ МНОГО ВНИМАНИЯ ДЕТСКОМУ ЗКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ (ТЕМА МОЕГО САМООБРАЗОВАНИЯ И КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ): ОРГАНИЗУЕМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ, СОЗДАЁМ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ.

В НАШЕЙ ГРУППЕ СОЗДАНЫ УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: В УГОЛКЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ ИМЕЮТСЯ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОСТЕЙШИХ ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ: БУМАГА РАЗНЫХ ФАКТУР, ТКАНЬ, СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ, ВЕСЫ. ЧАСЫ, НЕСТРУКТУРИРОВАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ (ПЕСОК, ВОДА, СХЕМЫ, КАРТОЧКИ И Т.Д.), ПРИРОДНЫЙ МАТЕРИАЛ.

НЕ БОЙТЕСЬ БЫТЬ ПЛЮШКИНЫМИ, НЕ ВЫБРАСЫВАЙТЕ СЛОМАННЫЕ ЧАСЫ, МЕХАНИЧЕСКИЕ ИГРУШКИ, ФЛАКОНЧИКИ, БАНОЧКИ, ПУЗЫРЬКИ, ФАНТИКИ, ПРОБОЧКИ! ПОВЕРЬТЕ, ЭТО ДЛЯ МАЛЫШЕЙ НАСТОЯЩИЙ КЛАД, СВОЕОБРАЗНЫЙ ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ, ПРЕКРАСНЕЙШИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ!

ЛУЧШЕ ОДИН РАЗ УВИДЕТЬ, ЧЕМ СТО РАЗ УСЛЫШАТЬ!.. ДОБАВЛЮ, ЕЩЁ ЛУЧШЕ ВСЁ ЭТО СДЕЛАТЬ САМОМУ!

ПРЕДЛАГАЮ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ КАРТОТЕКУ ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ, КОТОРУЮ Я ИСПОЛЬЗУЮ В РАБОТЕ С САМЫМИ МАЛЕНЬКИМИ ОБИТАТЕЛЯМИ НАШЕГО ДЕТСКОГО САДА, ДЕТЬМИ 2-4 ЛЕТ!

ОПЫТЫ В КАРТОТЕКЕ ДЛЯ УДОБСТВА В ИСПОЛЬЗОВАНИИ РАСПОЛОЖЕНЫ ПО ТЕМАМ. КАРТОТЕКА МОЖЕТ БЫТЬ ПОЛЕЗНА МОЛОДЫМ СПЕЦИАЛИСТАМ И НЕРАВНОДУШНЫМ РОДИТЕЛЯМ.

ЖЕЛАЮ ВАМ ПРИЯТНОГО ПРОСМОТРА!

КРУЖОК ПО ОПЫТНИЧЕСКО — ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ В РАННЕМ И МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

СОСТАВИТЕЛЬ: КАПИТОНОВА ОЛЬГА ВИКТОРОВНА

ТЕМАТИКА ОПЫТОВ:

БУМАГА

СНЕГ

МЫЛЬНЫМЕ ПУЗЫРИ

ВОДА

ПЕСОК

СОЛНЦЕ

ТКАНЬ

ВЕТЕР

КАМЕШКИ

МАГНИТ

ЗЕРКАЛО

ТЕНЬ

ТЕМА ОПЫТОВ: БУМАГА

1.Тема и цель: «Рвем бумагу»

Содержание и оборудование: дети рвут на мелкие кусочки разноцветную бумагу и делают из нее аппликацию.

2.Тема и цель: «Бумажные комочки» — познакомить детей с новым свойством бумаги — скатыванием.

Содержание и оборудование: воспитатель учит детей делать из бумаги комочки, а потом из них коллективную аппликацию.

3.Тема и цель: «Бумажные полоски»

Содержание и оборудование: детям раздают ножницы и половинку альбомного листа, потом показывают, как получить полоску при помощи ножниц. Вырезанные полоски можно использовать, чтобы узнать, есть ли на улице ветер.

ТЕМА ОПЫТОВ: СНЕГ

1.Тема и цель: «Разные ножки топают по снежной дорожке» — научить детей получать четкие следы на снегу.

Содержание и оборудование: воспитатель учит детей, как получить четкие следы на снегу. Взяв ребенка за руки, делает отпечаток его фигуры на ровном снегу. Показывает, как получить из снега различные фигуры.

2.Тема и цель: «Ледяная горка» — показать детям, как делать горку для куклы.

Содержание и оборудование: при помощи детских лопаток воспитатель и дети делают горку из снега для куклы, потом поливают ее водой и наблюдают до конца прогулки, что происходит с горкой. Затем катают куклу с ледяной горки.

3.Тема и цель: «Снежный городок» — научить детей делать из снега колобки и большой дом.

Содержание и оборудование: воспитатель лепит из снега колобок и предлагает детям слепить такой же. Потом показывает, как из маленьких колобков можно построить большой дом, который называется снежной крепостью.

4.Цель: показать детям, как образуются следы на снегу.

Содержание и оборудование: рассмотреть на прогулке следы детей и воспитателя, птиц и животных.

5.Тема и цель: «Разноцветные фигуры» — научить детей раскрашивать снежные фигуры.

Содержание и оборудование: на прогулке воспитатель делает вместе с детьми фигурки из снега: снеговики, черепашки, колобки, снежный городок из маленьких комков снега. Помощник воспитателя выносит теплую подкрашенную воду в брызгалках, и дети раскрашивают водой фигурки из снега.

6.Цель: познакомить детей со свойствами снега, он лепится и состоит из снежинок.

Содержание и оборудование: рассмотреть с детьми, как падает снег. Он состоит из белоснежных красивых снежинок. Если снежинку взять в теплые руки, она превратится в капельку воды. Снег лепится, из него можно при помощи лопатки построить горку, и потом с горки на саночках покатать куклу.

7.Цель: познакомить с таянием снега.

Содержание и оборудование: на прогулке набрать с детьми чашку или тазик снега и принести в группу. Потом понаблюдать, что происходит со снегом. Опустить в воду белую бумагу и рассмотреть, что талая вода мутная, поэтому снег есть нельзя, он грязный. Но талую воду любят комнатные растения. Полить этой водой растения.

ТЕМА ОПЫТОВ: МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ

1.Цель: научить детей выполнять дыхательное упражнение для выдувания мыльных пузырей.

Содержание и оборудование: воспитатель берет баночку с мыльным раствором и палочку для выдувания мыльных пузырей. Показывает детям, как нужно дуть, чтобы получились пузыри. Потом, выдувает пузыри, а дети их ловят.

ТЕМА ОПЫТОВ: ВОДА

1. Тема и цель: «Кораблики» — познакомить детей со свойствами плавающих предметов.

Содержание и оборудование: воспитатель делает детям бумажные кораблики, а потом запускают их в лужи. Если это происходит в группе, то в таз с водой пускают плавающие и металлические игрушки, потом наблюдают , что с ними происходит.

2. Тема и цель: «Нырки» — познакомить детей со свойствами «ныряющих» игрушек.

Содержание и оборудование: детям раздают теннисные шарики и показывают, что с ними происходит, если их бросать в воду.

3.Тема и цель: «Буруны»

Содержание и оборудование: каждый ребенок получает пластиковый стакан и трубочку для коктейля. Воспитатель показывает, как получить буруны в стакане.

4.Тема и цель: «Пена» — научить детей делать пену из шампуня.

Содержание и оборудование: в таз наливают теплую воду, потом добавляют шампунь. Взбивая руками воду, получают пену. В такой воде можно купать куклу.

5.Тема и цель: «Соберем водичку» — научить детей пользоваться губкой для сбора воды.

Содержание и оборудование: каждому ребенку дается разноцветная губка. Воспитатель закрепляет знания детей о цвете на губках, потом показывает, как можно собирать воду со стола в таз при помощи губки.

6.Цель: познакомить детей со свойствами воды.

Содержание и оборудование: воспитатель приносит в группу большую чашку, наливает в неё воду и предлагает детям потрогать ее. Затем он говорит, что в воде хорошо плавают рыбки, уточки, и предлагает детям опустить эти игрушки в воду, подуть, чтобы появились волны, и уточки с рыбками поплыли.

7.Цель: научить детей пользоваться сачком для вылавливания игрушек из воды.

Содержание и оборудование: воспитатель раздает детям рыбок и предлагает опустить их в чашку, чтобы рыбки поплавали. Затем показывает детям, как надо ловить рыбок сачком, приговаривая: «Ловись, рыбка, большая и маленькая». Повторяет 4 — 5 раз, затем раздает детям сачки и предлагает им самостоятельно ловить рыбок.

8.Цель: уточнить представления детей, что в помещении вода льется из крана струей вниз.

Содержание и оборудование: это наблюдение делается тогда, когда дети моют руки. Каждый раз воспитатель уточняет, что вода чистая, прозрачная и льется из крана для того, чтобы дети могли чисто помыть руки. При этом воспитатель проговаривает потешки про воду

9.Цель: научить детей пользоваться черпаком для доставания шариков из воды.

Содержание и оборудование: воспитатель бросает в чашку, наполненную наполовину водой, шарик и показывает, как его выловить черпаком. Повторяет свои действия несколько раз. Потом раздает детям чашки с водой, предлагает бросить в них шарики и самостоятельно выловить их черпачком. Детям надо напомнить, что делать это нужно аккуратно, чтобы не разбрызгать воду.

10.Цель: научить детей мыть посуду для кукол.

Содержание и оборудование: воспитатель с детьми наблюдает, как помощник воспитателя моет посуду, потом спрашивает, какая вода у неё в раковине. Помощник рассказывает, как теплая вода ей помогает делать посуду чистой. Затем воспитатель наливает в чашку теплой воды и показывает, как надо мыть посуду для кукол. Потом поручает это детям. напоминает, что делать это надо аккуратно.

11.Цель: знакомство детей с разноцветной водой.

Содержание и оборудование: у воспитателя несколько баночек с прозрачной водой и крышечек с разноцветной гуашью. при помощи пипетки в баночки по очереди капается разведенная гуашь, и дети наблюдают как вода меняет окраску — превращается из прозрачной в разноцветную. Воспитатель бросает в окрашенную воду маленький предмет и его не видно. Делается вывод, что окрашенная вода не прозрачна.

12.Цель: научить детей из цветной воды получать разноцветные льдинки.

Содержание и оборудование: полученную разноцветную воду берут на прогулку и выливают в формочки. В конце прогулки воспитатель показывает детям, какие разноцветные льдинки получились из воды.

ТЕМА ОПЫТОВ: ПЕСОК

1.Тема и цель: «Я пеку, пеку, пеку деткам всем по колобку» — экспериментируем с мокрым песком.

Содержание и оборудование: у детей разнообразные формочки, ведерки и совочки. Воспитатель предлагает слепить пирожки разной формы.

2.Тема и цель: «Сыпучий песок» — экспериментируем с сухим песком

Содержание и оборудование: воспитатель предлагает испечь пирожки из сухого песка. Что происходит? Предлагает взять песок в руки и просыпать его струйкой. Потом раздает детям кулечки с дыркой и предлагает сыпать из них песок, можно рисовать струйкой песка.

3.Тема и цель: научить детей получать разноцветный песок.

Содержание и оборудование: приготовить гуашь, разведенную водой, и светлый песок. Показать детям, что можно красить не только бумагу, но и песок.

4.Цель: знакомство со свойствами песка.

Содержание и оборудование: Воспитатель ставит мельницу в пустую миску, совочком сыплет песок на лопасти.

5.Цель: научить детей пользоваться игрушками для получения практического опыта.

Содержание и оборудование: воспитатель показывает детям, как насыпать совочком увлажненный песок в ведерко. Песок тут же можно высыпать. Можно носить песок по участку, потом высыпать в песочницу или предложить детям перенести на соседний участок.

6.Цель: научить детей пользоваться игрушками для получения практического опыта.

Содержание и оборудование: воспитатель берет совочек и копает им увлажненный песок. Затем дает детям по совочку и предлагает копать песок, насыпать его в кучки, рыть канавки, разглаживать неровности на песке. Все это происходит под непосредственным руководством воспитателя.

7.Цель: продолжить обучение детей практическим действиям в песке с новыми игрушками.

Содержание и оборудование: воспитатель берет деревянную палочку и ставит ее в увлажненный песок, затем деревянным молоточком вбивает ее в песок. Потом дает каждому ребенку палочки и предлагает построить заборчик.

8.Цель: научить детей пользоваться игрушками для получения практического опыта.

Содержание и оборудование: воспитатель раздает детям совочки и предлагает копать песок. Затем раздает детям формочки и предлагает испечь пирожки для куклы. показывает детям, как это сделать: зачерпывает влажный песок совком и накладывает его в формочку, кладет на доску или бордюр песочницы, придерживая формочку рукой, стучит по формочке совочком, потом снимает форму. пирожок готов. Показывает детям это действие 4- 5 раз, затем предлагает сделать пирожок самостоятельно.

9.Цель: знакомство детей со свойствами сухого песка.

Содержание и оборудование: воспитатель ставит мельницу в пустую мисочку, совочком сыплет сухой песок на лопасти мельницы и наблюдает с детьми, что происходит с песком. Затем предлагает взять сухой песок в руку и слепить лепешку. Что происходит? Потом предлагает сделать из сухого песка пирожок для куклы — он рассыпается.

ТЕМА ОПЫТОВ: СОЛНЦЕ

1.Тема и цель: «Солнечные зайчики» — научить детей играть с солнечными зайчиками.

Содержание и оборудование: вынести в солнечный день на участок зеркало и научить детей, как пускать солнечного зайчика. Организовать игры с солнечным зайчиком.

2.Тема и цель: «Тень» — познакомить детей со свойством солнечного света.

Содержание и оборудование: рассказать детям, как возникает тень, понаблюдать за движением тени.

3.Тема и цель: «Разноцветные стекляшки» — познакомить детей со свойствами прозрачного стекла.

Содержание и оборудование: раздать детям разноцветные стеклышки и понаблюдать через них, как меняется окружающий мир.

ТЕМА ОПЫТОВ: ТКАНЬ

1.Цель: объяснить детям, что ткань состоит из ниточек.

Содержание и оборудование: детям розданы кусочки ткани, и воспитатель на своей салфетке показывает, что ткань состоит из ниточек, вытягивает несколько, потом предлагает детям сделать то же самое.

2.Цель: показать детям, что ткань можно красить.

Содержание и оборудование: у воспитателя и детей белые или однотонные не яркие салфетки. А кукле нужно сделать красивую салфетку в горошек. Горошинки им можно нарисовать краской, и воспитатель показывает, как это сделать.

ТЕМА ОПЫТОВ: ВЕТЕР

1.Цель: познакомить детей с движением воздуха.

Содержание и оборудование: взять лист бумаги и помахать у детей перед лицом. Вы почувствовали холодок — это ветер. Есть такая игрушка — бумажная мельница, которую ветер приведет в движение, когда вы будете бежать. Раздать детям эти игрушки и понаблюдать, как мельницы закрутились.

2.Цель: игры с султанчиками.

Содержание и оборудование: в ветреную погоду дать детям поиграть с султанчиками, а можно помахать ими и появится ветерок.

3.Тема и цель: «Игрушка — вертушка» — познакомить детей со свойством ветра — приводить в движение легкие предметы.

Содержание и оборудование: сделать с детьми игрушки — вертушки и показать, как их приводить в движение при помощи ветра.

4.Тема и цель: «Ветер по морю гуляет»

Содержание и оборудование: научить детей делать кораблики и з скорлупы грецкого ореха и отправлять их в плавание при помощи ветра.

5.Тема и цель: «Ветер и семена»

Содержание и оборудование: на участке рассмотреть с детьми крылатки клена и ясеня. Почему семена имеют такую форму? Предложить положить семена на ладонь и подуть на них. Что с ними происходит?

6.Тема и цель: «Ветряные мельницы»

Содержание и оборудование: Показать детям картину ветряной мельницы, расспросить, знают ли они, для чего нужны мельницы? Рассказать, как люди используют ветер для своих нужд. Изготовить совместно с детьми макет ветряной мельницы.

7.Тема и цель: «Пугало»

Содержание и оборудование: воспитатель рассказывает, как он увидел у соседей на даче пугало, на котором висели легкие банки и ленточки. Как вы думаете, для чего висят на пугале эти предметы? Потом предлагает поэкспериментировать с такими предметами на улице, когда дует ветер.

ТЕМА ОПЫТОВ: КАМЕШКИ

1.Цель: познакомить детей с камешками.

Содержание и оборудование: рассмотреть, какого они цвета, какие на ощупь. Постучать о камешек, слушать издаваемый звук. Определить на ощупь твердый он или мягкий. Из камешков можно построить заборчик.

2.Цель: плавают или тонут?

Содержание и оборудование: налить в таз воду и опустить несколько предметов среди них и камешки. Плавают ли камешки? А какой цвет у сухих и мокрых камешков?

3.Цель: шумелки.

Содержание и оборудование: положить камешки в деревянную коробку и потрясти ее, потом в банку от кофе и тоже потрясти. Послушать, какой звук издают камешки.

ТЕМА ОПЫТОВ: МАГНИТ

1.Цель: познакомить детей с магнитом и его свойством притягивания металлических предметов.

Содержание и оборудование: воспитатель берет магнит и подносит его к разным игрушкам, дети наблюдают за его действиями. Затем дает детям попробовать, как магнит притягивает металлические предметы. Воспитатель показывает, как при помощи магнита можно собрать мелкие металлические предметы. Не забывайте про технику безопасности!

ТЕМА ОПЫТОВ: ЗЕРКАЛО

1.Тема и цель: «Солнечные зайчики»

Содержание и оборудование: каждому ребенку дать зеркальце и помочь получить солнечного зайчика.

2.Тема и цель: «Что находится в зеркале»

Содержание и оборудование: ребенок смотрит в зеркало, а воспитатель спрашивает у него, что находится в зеркале справа, слева, вверху и что он видит внизу зеркала?

ТЕМА ОПЫТОВ: ИГРЫ С ТЕНЬЮ

1.Тема и цель: игра «Угадай, что это?»

Содержание и оборудование: воспитатель показывает детям, как при помощи рук можно получить различные фигуры. Дети угадывают, что изображает воспитатель, и повторяют его фигуры, потом придумывают свои.

2. Тема и цель: «Театр теней»

Содержание и оборудование: воспитатель показывает детям персонажей сказки, а дети озвучивают героев.

3. Тема и цель: «Угадай, какой предмет?»

Содержание и оборудование: воспитатель показывает предмет, а дети по тени узнают, что это.

В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕНИМЕНТИРОВАНИЯ ДЕТИ ПОЛУЧАТ ВОЗМОЖНОСТЬ УДОВЛЕТВОРИТЬ ПРИСУЩУЮ ИМ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ, ПОЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ УЧЁНЫМИ, ИССЛЕДОВАТЕЛЯМИ, ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЯМИ! ПРИ ЭТОМ ВЫ БУДЕТЕ РАВНОПРАВНЫМИ ПАРТНЁРАМИ, СОУЧАСТНИКАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, А ЭТО В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ ДАСТ ВОЗМОЖНОСТЬ ДЕТЯМ ПРОЯВИТЬ СОБСТВЕННУЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ АКТИВНОСТЬ.

ЖЕЛАЮ ВАМ УСПЕХОВ!

Материал (младшая группа) на тему: «Организация работы с детьми младшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

Карлюкова Ю.А., воспитатель

ГБДОУ детский сад №72 Приморского района

Санкт-Петербурга

 «Организация работы с детьми младшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

    В связи с внедрением ФГОС в образовательный процесс ДОО изменились формы, методы организации воспитательно-образовательной деятельности. Опираясь на принципы ФГОС по дошкольному образованию, можно сделать вывод, что основное внимания разработчиков направлено на решение проблем социализации детей дошкольного возраста:

*поддержки разнообразия детства;

*сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;

*полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;

*создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

*содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;

*приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

*учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей;

*формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности.

Образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации.

      В качестве основного принципа дошкольного образования стандарт выдвигает «полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития». Кроме того, в тексте стандарта говорится, что реализация Программы должна осуществляться «в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры…». Рассматривая конкретное содержание указанных в стандарте 5 образовательных областей, следует отметить, что оно зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности — как сквозных механизмах развития ребенка).

       Младший дошкольный возраст – очень важный для всестороннего развития ребенка период. Третий год жизни является переходным этапом в развитии малыша. У ребенка еще немало общего с детьми второго года, и вместе с тем у него появляются новые возможности в овладении навыками общения, игровой деятельности, в усвоении первичных сведений об окружающем мире. Поэтому жизнь детей с момента поступления в первую младшую группу приобретает новое содержание: они постепенно включаются в систематическую и обязательную обще-групповую учебную деятельность, в выполнение трудовых поручений; у ребенка развиваются и совершенствуются игровые навыки; малыш усваивает новые, более сложные правила, определяющие его поведение, взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

       В младшем дошкольном возрасте детей нужно «учить» играть, иначе игра не будет развиваться должным образом. Воспитатель создает игровую обстановку, воображаемую ситуацию, непосредственно общаясь с детьми, использует в первую очередь методы прямого влияния. Одновременно имеет место и опосредованное воздействие, но пока не через детский коллектив, а через игрушки, несложную инсценировку и т. д. Уже в младшем дошкольном возрасте детям прививают привычку поддерживать порядок в «игрушечном хозяйстве», соблюдать правило «Поиграл – убери за собой», привлекают к труду по уборке в кукольном уголке, мытью игрушек.

      Для воспитателя организация игровой самостоятельной деятельности детей является одними из наиболее сложных разделов работы, так как, с одной стороны, он должен не подавляя инициативу ребенка, умело направлять его игру, с другой — научить малыша играть самостоятельно. Правильно организовать самостоятельную игровую деятельность воспитатель сможет лишь в том случае, если он хорошо знает не только особенности психического развития ребенка того возраста, с которым он работает, но и особенности развития детей всей группы.

    Чтобы педагогический процесс в детском саду обеспечивал создание «благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями», необходимо сделать игру ведущим звеном в организации детской жизни.

    Для выполнения этой важной задачи требуется решение целого ряда организационных вопросов, а именно: определение места игры как формы организации жизни детей в детском саду среди других форм воспитания и обучения; закрепление времени для игр в режиме детского сада и определение содержания игровой деятельности детей; наконец, большое  значение приобретает вопрос об оборудовании игр в соответствии с их изменениями в течение дня и года, интересами детей и их возрастом.

     Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений и знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Мы обращаемся к вопросам игры как средства воспитания и развития детей раннего возраста. Игры для детей являются сложным, многофункциональным и познавательным процессом, а не просто развлечением или веселым времяпрепровождением.

    Игра, особенно коллективная, требует от ребенка мобилизации всех его сил и возможностей: и физических, и умственных.  Таким образом, мы видим, что игра не является изначально присущей ребенку. Она сама представляет собой продукт развития общества. Игра не возникает стихийно, а складывается в процессе воспитания, тем самым являясь мощным средством воспитания и развития ребенка.

Список литературы:

1.Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред. С.Л. Новоселовой. М, 2008.

2.Носова Е.А. Дидактические игры – занятия в ДОУ. – М.: Детство – Пресс, 2001.

3.Обучение через игру. Р.Р. Фьюэлл, П.Ф. Вэдэзи. Санкт-Петербург, 2005.

4.Самоукина Н.В. Игры, в которые играют. – Дубна, 2000.

      5.Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего       дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет.сада. — М.: Просвещение, 1991.- 207 с.

      6.Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 1992.- 143 с.

7.Болотина Л.Р.Дошкольная педагогика / Л.Р.Болотина.- М.: Просвещение,1997.- 163 с.

8.Воспитание детей раннего возраста. Пособие для работников яслей-сада. Под.ред. Г.М.Ляминой.- М.: Просвещение,1974.- 240 с. с ил.

Учебно-методический материал (младшая группа) на тему: Фольклор в работе с детьми младшего возраста.

              Фольклор в работе с детьми младшего возраста.                                 Используя фольклор в работе с детьми младшего возраста постоянно замечала интерес малышей к потешкам, сказкам, скороговоркам, прибауткам. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослых легко устанавливает эмоциональный контакт, так же имеет огромное познавательное значение. Знакомства с народным творчеством для малышей начала с потешек, колыбельных песенок. Детям нравится, когда я беру куклу Машу на руки и ласковымголосом начинаю припевать покачивая её:

Баю, баю, баю, бай,

Ты собачка не лай

Белолоба не скули

Мою дочку не буди.

Чтобы малыши быстрее запомнили песенку, показываю как громко лает собачка(мягкая игрушка)

и может разбудить Машеньку и дети просили Белолобу: «Ты собачка не лай,Белолоба не скули».

  Потешки порою помогают установить контакт с ребёнком, вызвать у него положительные эмоции. В адаптационный период использую такие потешки, 1например:

Вот проснулся петушок,

Встала курочка.                                                                                                                                                                    

Подымайся мой дружок,

Встань мой Вовочка.

Словарный запас у малышей не велик реальный мир воспринимает своеобразной, поэтому потешки побуждают соответствовать уровню их развития. Простые, короткие потешки побуждают малышей к действию, произнесённые нараспев, ласкова, негромко их успокаивают, настраивают на сон, отдых.

Потешка, чтобы заставить детей двигаться:

Киска,киска,киска брысь!

На дорожку не садись

Наша деточка пойдёт,

Через киску упадёт.

Встань малыш ещё разок

Сделай маленький шажок

Топ-топ!

Ходит мальчик наш трудом

Первый раз обходит дом.

Топ-топ!

Во время умывания, причесывания малышей знакомлю с таким потешками, песенками:

Водичка, водичка,

Умой Даше личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

 Чешу, чешу  волосыньки

Расчесываю косынку,

Расти коса до пояса,

Не вырони ни волоса,

Расти коса не путайся!

Потешка помогает и во время кормления:

Травка-муравка сосна поднялась,

Птица-синица за зерно взялась

Зайка за капусту,

Мишка за корку,

Детки за молоко.

Умница Катенька

Ешь кашу сладеньку.

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

Потешки  при подготовке детей ко сну:

Вот илюди спят,

Вот и звери спят.

Птицы спят на веточках,

Лисы спят на горачках,

Зайцы спят на трквушке,

Утки на муравушке.

Детки все по молечкам,

Спят поспят,всему миру

Спать велят.

Во время одевания на прогулку подходит такая потешка:

Вот они сапожки,

Этот с левой ножки,

Этот с правой ножки,

Если дождичек пойдёт

Наденем калоши.

Этот с правой ножки,

Этот с левой ножки,

Вот так хорошо.

Простота и мелодичность звучания потешка  помогает детям запомнить их, они начинают вводить народные потешки в свои игры-во время кормления куклы или укладывания спать. Потешки помогают наладить эмоциональный контакт с детьми в режимных процессах и в свободной игровой деятельности. Все окружающие ребёнка предметы уже на виду вступают перед ним в связи с человеком и с его деятельностью, так малыш учится ориентироваться в окружающем мире и поэтому полезно подбирать произведения, в которых говорится о человеке и его действия или описываются животные, действующие как человек:

Собака на кухне пироги печет,

Кот в углу сухари толчет

Кошка в окошке платье шьёт.

Курочка в сапожках избушку метет..

Так, постепенно дети начинают осваивать характерные, наиболее доступные их пониманию особенности всего живого, перемещение пространстве, потребность в пище, сне .Дети понимают отношение человека к животному, его доброту, ласку. Поэтому у детей народные произведение вызывают интерес. Скороговорки в которых имеются звукоподражания голосам животных и конкретно описываются их повадки очень нравятся детям.

Петушок, петушок,

Золотой гребешок.

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Что ты рано встаёшь,

Голосисто поёшь,

Юле спать не даёшь.

Таким образом целенаправленное и систематическое использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста помогает овладеть навыками самостоятельной, художественно-речевой деятельностью.

Литература

1.»Ребёнок учится говорить» М.М.Кольцова.  Москва 1979

2. «Литература и фантазия» Л.Е.Стрельцова.Москва  1992

3.Методика развития речи детей.  А.М.Бородич.Москва  1981.

ИБРАГИМОВА  ГУЛИЯ САИТОВНА,МБДОУ № 1, г.Нижнекамск РТ        

        

Методическая разработка (младшая группа) по теме: Методы и приёмы обучения детей младшего возроста.

Обучение детей младшей группы носит наглядно – действенный характер. Новые знания ребёнка усваевает на основе непосредственного восприятия, когда следит за действием педагога, слушает его пояснения и указания и сам действует с дидактическим материалом.

Занятия часто начинают с элементов игры, сюрпризных моментов – неожиданного появления игрушек, вещей, прихода «гостей» и пр. Это заинтересовывает и активизирует малышей. Однако, когда впервые выделяют какое – то свойство и важно сосредоточить на нём внимание детей, игровые моменты могут и отсутствовать. Выяснение математических свойств проводят на основе сравнения предметов, характеризующихся либо сходными, либо противоположными свойствами (длинный – короткий, круглый – некруглый и т.д.). Используются предметы, у которых познаваемое свойство ярко выражено, которые знакомы детям, без лишних деталей, различаются не более чем 1 – 2 признаками.

Точности восприятия способствуют движения (жесты рукой), обведение рукой модели геометрической фигуры ( по контуру) помагает детям точнее воспринять её форму, а проведение рукой вдоль, скажем, шарфика, ленточки ( при сравнении по длине) – установить соотношение предметов именно по данному признаку.

Детей приучают последовательно выделять и сравнивать однородные свойства вещей. ( «Что это? Какого цвета? Какого размера?») Сравнение проводится на основе практических способов сопоставления: наложения или приложения.

Большое значение придаётся работе детей с дидактическим материалом. Малыши уже способны выполнять довольно сложные действия в определённой последовательности (накладывать предметы на картинки, карточки образца и пр.). Однако, если ребёнок не справляется с заданием, работает непроизводительно, он быстро теряет к нему интерес, утомляется и отвлекается от работы. Учитывая это, педагог даёт детям образец каждого нового способа действия. Стремясь предупредить возможные ошибки, он показывает все приёмы работы и детально разъясняет последовательность действий. При этом объяснения должны быть предельно чёткими, ясными, конкретными, даваться в темпе, доступном восприятию маленького ребёнка. Если педагог говорит торопливо, то дети перестают его понимать и отвлекаются. Наиболее сложные способы действия педагог демонстрирует 2 -3 раза обращая внимание малышей каждый раз на новые детали. Только многократный показ и называние одних и тех же способов действий в разных ситуациях при смене наглядного материала позволяют детям их усвоить. В ходе работы педагог не только указывает детям на ошибки, но и выясняет их причины. Все ошибки исправляются непосредственно в действии с дидактическим материалом. Пояснения не должны быть назойливыми, многословными. В отдельных случаях ошибки малышей исправляются вообще без пояснений. («Возьми в правую руку, вот в эту! Положи эту полоску наверх, видишь она длинее этой!» и т.п.). Когда дети усвоят способ действия, то его показ становится не нужным. Теперь им можна предложить выполнить задание только по словестной инструкции.

Начиная с января можна давать комбинированные задания, позволяющие детям усваивать новые задания, и тренировать их в том, что усвоено ранее. («Посмотрите, какая ёлочка ниже, и поставте под неё много грибков!»)

Маленькие дети значительно лучше усваивают эмоционально воспринятый материал.

Запоминание у них характеризуется непреднамеренностью. Поэтому на занятиях широко используются игровые приёмы и дидактические игры.Они организуются так, чтобы по возможности в действии одновремено участвовали все дети и им не приходилось ждать своей очереди. Проводятся игры, связанные с активными движениями: ходьбой и бегом, прыжками и приседаниями. Однако, используя игровые приёмы, педагог не допускает, чтобы они отвлекали детей от главного (пусть ещё и элементарной, но математической работы).

Пространственные и количественные отношения могут быть отражены на этом этапе только при помощи слов. Каждый новый способ действия, усваиваемый детьми, каждое вновь выделеное свойство закрепляются в точном слове. Новое слово педагог проговаривает не спеша, выделяя его интонацией. Все дети (хором) его повторяют.

Наиболее сложным для малышей является отражение в речи математических связей и отношений, так как здесь требуется умение строить  не только простые, но и сложные предложения, употребляя противительный союз а и соединительный и. Вначале приходится задавать детям вспомогательные вопросы, а затем просить их рассказать сразу обо всём.

Например: «Сколько камешков на красной полоске? Сколько камешков на синей полоске?

            А теперь сразу скажите о камешках на синей и красной полосках».

Так ребёнка подводят к отражению связей: «На красной полоске один камешек, а на синей

много камешков». Воспитатель даёт образец такого ответа. Если ребёнок затрудняется,

педагог может начать фразу – ответ, а ребёнок её закончит.

    Для осознания детьми способа действия им предлагают в ходе работы сказать, что и как они делают, а когда действие уже освоено, перед началом работы высказать предположение, что и как надо сделать. («Что надо сделать, чтобы узнать, какая дощечка шире? Как узнать, хватит ли детям карандашей?») Устанавливаются связи между свойствами вещей и действиями, с помощью которых они выявляются. При этом педагог не допускает употребления слов, смысл которых не понятен детям.

        Воспитание элементарных навыков учебной деятельности

С первых занятий у детей младшей группы формируют навыки учебной деятельности: приручают занимать своё место, сидеть смирно и вставать только по предложению воспитателя; ребёнок должен научиться слушать указания и пояснения педагога, воспринимать показываемое и делать то, что ему предлагают, отвечать на вопросы; воспитывают умение вместе заниматься, не мешать друг другу, одновременно начинать и прекращать действие, в случае необходимости спокойно ждать своей очереди. Педагог хвалит детей за хорошее поведение, конкретно указывая, в чём оно выражается.

Маленкий ребёнок не может длительно сохранять оду и ту же позу, выполнять одно и то же действие, поэтому воспитатель спокойно относится к кратковременным отвлечениям детей (необходимый кратковременный отдых), не одёргивает их постоянно репликами «Сиди смирно!» и пр.

В младшей группе дети приобретают первоначальные навыки работы с раздаточным материалом. Дидактический материал даётся каждому ребёнку в отдельной коробочке, в отдельном наборе. Надо, чтобы до занятия он побывал у детей в руках, тогда будут легче сосредоточить внимание малышей на изучаемых свойствах.

Игрушки и другие вещи должны быть не слишком мелкими, не тяжёлыми, не острыми, чтобы детям было удобно ими пользоваться. Малышей нужно приучать бережно обращаться с пособиями, а после работы складывать и убирать в коробку (на поднос) и относить в указанное место.

 

Консультация (младшая группа): Бытовые навыки и умения маленького ребенка

Бытовые навыки и умения  маленького ребенка

«Только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкреплённые делом»

А.С.Макаренко

Стремление к самостоятельности – это ведущая тенденция в развитии ребенка второго и третьего года жизни. Нарождающаяся самостоятельность – это условие дальнейшего физического, психического и личностного развития малыша.

С раннего детства  ребенку необходимо прививать  навыки  ухода за собой, своими вещами, игрушками, помещением,  начиная с самых элементарных, с постепенным их усложнением  и предоставлением  малышу  большей  самостоятельности.  Начинать нужно, не торопя и не нервируя ребенка и себя, с умения одеваться и раздеваться. Для этого, прежде всего, определите место, где всегда должна находиться одежда ребенка. Обучая  малыша одеваться и раздеваться, разговаривайте с ним о том, что вы делаете. Всякий раз, когда вы помогаете раздеваться, просите его обходиться, насколько это в его силах, без вашей помощи. Наблюдая  за ребенком, нужно определить, какого характера затруднения он испытывает, в чем и какова может быть ваша помощь. Когда малыш научиться раздеваться, помогайте ему все меньше и меньше, до тех пор, пока он сможет обходиться без вашей помощи, хотя возможно, он все еще будет нуждаться в ней при одевании.

Приучайте ребенка с  раннего возраста аккуратно пользоваться горшком. Чтобы выработать  у малыша навык проситься на горшок, выполняйте эту процедуру через определенные промежутки времени: утром после сна,  днем до приема пищи, после приема пищи, вечером перед сном (наблюдая за ребенком вы сами откорректируете время). Очень важно проследить, чтобы ребенок не засиживался на горшке, развлекаясь с игрушками. Помогите ему сойти с горшка, и пусть он попробует вымыть руки самостоятельно. Покажите, как включать холодную и горячую воду. Первое время контролируйте умывание ребенка, пока навык осторожного пользования краном не станет привычным.

Обязательно учите малыша чисто мыть руки с мылом и тщательно их вытирать. Посещая вместе с ребенком ванную комнату (обучая его пользоваться умывальником) сопровождайте свои действия стишками. Детям это очень нравиться, и они в результате умываются очень охотно.

Можно использовать потешку «Водичка – водичка», отрывок из стихотворения К. Чуковского «Мойдодыр». Умывание должно вызывать у малыша приятные эмоции.

Вытирая полотенцем руки, ребенок часто спешит и делает это небрежно. Нужно терпеливо добиваться, чтобы он насухо  вытирал руки. Контролируя ребенка, создавайте ему положительный настрой, приговаривая: «Этот пальчик – дедушкин, этот пальчик – бабушкин, этот пальчик – мамочкин, этот пальчик – папочкин, вытрем хорошо каждый пальчик, а этот  — Сашенькин – вытрем лучше всех». Дети должны знать свое личное полотенце. Полотенце должно быть коротким, чтобы ребенку было удобно самому вытираться; повесьте его на высоте, доступной для ребенка, чтобы он мог снять и повесить его сам.

Научите ребенка чистить зубы, сначала только щеткой, потом уже с пастой.

Важный и трудоемкий процесс – приобретение навыков пользования столовыми приборами. Неплохо бы обеспечит ребенка небьющейся пластмассовой посудой – чашкой, кружкой, тарелкой, миской, ложкой с круглым черенком, которую легче взять  всей кистью руки при слабой моторики пальцев. Затем по мере развития мелких мышц можно давать ребенку фаянсовую, фарфоровую и стеклянную посуду. Не забывайте об этике питания. Салфетка, передник или нагрудник, бумажные салфетки все это воспитывает ребенка. Время и терпение требуются  от взрослых, чтобы научить ребенка пользоваться ложкой, чашкой, тарелкой, а в старшем возрасте – вилкой и ножом. Покажите ему сами, как правильно есть: аккуратно, тщательно пережевывая пищу, не разливая суп, не разбрасывая крошки.

 Учите малыша правильным действиям:

— держать ложку в правой руке, а хлеб в левой;

— пищи на ложку брать немного, хлеб откусывать небольшими кусочками;

— слегка наклоняться над тарелкой;

— опускать ложку в тарелку плавно, не стуча о край;

— вытирать рот салфеткой в случае необходимости во время еды и по ее окончании.

 Если ребенок отказывается от еды или ест плохо – не надо кормить его насильно; пища, съеденная без аппетита, не приносит пользы.

Одновременно с привитием навыков самообслуживания учите ребенка вежливости. «Спасибо», «пожалуйста», «разрешите» (можно мне) взять», « извините» — все эти слова должны стать для него привычными.

Не забывайте, что ребенок должен  приобретать и трудовые навыки в быту. Учите его убирать игрушки и книжки, ставить и убирать посуду, подавать нужные кухонные предметы.

Пусть ребенок вместе с вами поливает цветы, принимает участие в  уборке помещения.  Ребенок должен выполнять любую посильную для него работу. Главное  — не делайте все за него,  наберитесь терпения, потому что движения ребенка на первых порах будут медленными, неуклюжими, небрежными. Поощряйте его, хвалите за старание, за аккуратную работу.

Доброжелательность, вера в ребенка, поддержка  и поощрение, не только за успехи, но уже за одно желание и старание самому действовать, крайне необходимы.

Одобрение и похвала рождают у малыша чувство гордости. Зарождающаяся гордость – это личностное новообразование раннего детства. Под влиянием оценки взрослого ребенок начинает осознавать критерии успешности или неуспешности своей деятельности.

Не пропустите тот благоприятный период, когда ребенок хочет все делать самостоятельно, когда его привлекают действия предметами и он  испытывает удовлетворение от самостоятельно выполненного действия! Наверстать упущенное  впоследствии будет очень сложно.

Эти на первый взгляд элементарные действия самообслуживания открывают большие возможности для развития малыша:

— крепнет рука, она «учится» сгибаться и разгибаться, совершенствуется мелкая моторика кисти;

— развивается умение фиксировать взглядом движения рук, контролировать совершаемое движение сначала визуально, а затем и кинестетически, через «мышечное чувство»;

— ребенок учится различать и сравнивать особенности совершаемых действий, оценивать их качество, отличать правильное от  неправильного, а значит, и исправлять ошибки;

— развивается умение устанавливать связь между совершаемым действием и получаемым результатом.

Все перечисленные умения, приобретаемые ребенком при самообслуживании, важны для его успешного участия в любой продуктивной деятельности.        

Трудовые навыки также будут приобретаться и закрепляться в играх, рисовании и раскрашивании, лепке, при уходе за домашними животными и птицами и во время занятий.

IELTS Writing Task 2 Образец 237

IELTS Writing Task 2 Пример 237 — В некоторых странах у детей очень строгие правила поведения

Подробности
Последнее обновление: среда, 31 августа 2016 12:41
Написано IELTS Mentor
Хиты: 63819

IELTS Writing Task 2 / IELTS Essay:

На это задание у вас уйдет около 40 минут.

В некоторых странах у детей очень строгие правила поведения, в других им разрешено делать практически все, что они хотят.

Насколько дети должны соблюдать правила?

Обоснуйте свой собственный опыт и примеры, где это уместно.

Образец ответа 1:
Люди в разных странах следуют и принимают разные правила в отношении поведения своих детей. Никаких законов для этого не существует, но это зависит от культуры, ценностей и стиля жизни людей.

Детей, которые являются будущим этого мира, следует учить следовать набору правил, чтобы они знали, что для них хорошо, а что будет плохо.Правила, которые предназначены для их блага, должны соблюдаться в истинном духе, например. как вести себя с родителями, старшими, учителями, друзьями, братьями и сестрами и т. д., поскольку это манеры, которые помогут им добиться успеха, и в конечном итоге они передадут это своим детям. Эти практики передаются и передаются из поколения в поколение, чтобы общество развивалось морально и этично. Этические и моральные ценности очень важны для любого общества, и без них общество не может питаться и развиваться.

Итак, если дети не следуют правилам, общество не сможет нормально функционировать. Тревога и беспокойство будут править, и люди будут разочарованы, потому что их дети, вместо того, чтобы следовать правилам, не подчиняются им. Это отразится и на жизни людей, и их жизнь будет нарушена. Я видел семьи, жизнь которых была разрушена из-за того, что их дети не слушали их и восставали против своих родителей / старших. В наиболее развитых странах дети во имя свободы слова не слушают своих родителей и бросают их, и в конечном итоге страдает вся семья.Но у детей должно быть право спрашивать о любом правиле, которое они считают неправильным, и им следует дать разъяснения, чтобы они могли принять это правило от всего сердца.

Дети должны в истинном духе следовать правилам и предписаниям, установленным обществом, родителями, старейшинами и т. Д. Дети не обладают достаточной осведомленностью, чтобы решать, что правильно, а что нет, и какие правила помогут им, а какие правила, если их не соблюдать доставить им неприятности. Общество должно объяснять детям плюсы и минусы правил, чтобы дети не воспринимали правила как груз на своих плечах и действительно гордились, когда соблюдают правила.

(Мубашир Мехди)

Модель Ответ 2:
Период детства — самый ответственный этап в жизни детей. Некоторые люди думают, что в детстве дети должны находиться под наблюдением и наблюдением. У других нет таких строгих правил в отношении детей. Однако по многим причинам, которые будут упомянуты ниже, я твердо верю, что дети должны находиться под контролем их семей.

Первая причина, по которой следует обращать внимание на детей, заключается в том, что они не могут отличить правильное от неправильного.Например, каждая семья несет полную ответственность за поведение своих детей. Другими словами, их родители должны знать, как и к какому поведению идут их дети. Такие знания очень помогут семье содержать детей и обеспечат им хорошее поведение. Следовательно, такие дети будут вести себя благородно и хорошо.

Вторая причина, по которой дети должны соблюдать строгие правила поведения, заключается в том, что они пионеры будущего. Другими словами, детей следует обучать и наставлять, используя хороший образец поведения, который нравится всем окружающим.Кроме того, семья — первая, кто может реализовать такой способ, чтобы иметь возможность нормально справляться со своей жизнью. Следовательно, ожидается, что дети, добившиеся и усвоившие такое хорошее поведение, станут творцами будущего, которые преуспеют в своей жизни.

Напомним, что нельзя отрицать, что дети должны подчиняться строгим правилам поведения. Это направит их на правильный путь и внесет огромный вклад в формирование их будущего. Итак, каждой семье рекомендуется сделать это, чтобы вырастить перспективного и благородного ребенка, вклад которого в общество будет иметь большое значение.

(автор — Абдулазиз Альхарти)

.

IELTS Writing Task 2 Образец 455

IELTS Writing Task 2 Пример 455 — Школьники должны освоить некоторые практические навыки

Подробности
Последнее обновление: понедельник, 29 мая 2017 г. 15:24
Написано IELTS Mentor
Просмотров: 44401

IELTS Writing Task 2 / IELTS Essay:

На это задание нужно потратить около 40 минут.

Некоторые люди считают, что школьники должны овладеть некоторыми практическими навыками, такими как обслуживание автомобилей, открытие банковского счета или изучение других традиционных навыков.

В какой степени вы согласны или не согласны с приведенным выше утверждением?

Обоснуйте свой ответ и включите соответствующие примеры из ваших собственных знаний или опыта.

Вы должны написать не менее 250 слов.

Пример ответа 1:
По мнению некоторых, учеников в юном возрасте следует обучать лишь немногим практическим навыкам. Я полностью согласен с тем, что изучение этих талантов может улучшить карьеру ребенка и помочь ему выжить в обществе независимо.

Начнем с того, что знание некоторых практических навыков может открыть двери для неполной занятости. Хорошей иллюстрацией этого является один из моих соседей, родители которого столкнулись с финансовым кризисом после того, как он окончил высшую школу. На этом этапе он мог работать в автомастерской и тем самым оплачивать свое обучение. Это стало возможным благодаря тому, что один из предметов средней школы был связан с задачей механика. Этот пример ясно показывает важность приобретения практических знаний для детей.

Кроме того, некоторым студентам трудно сконцентрироваться на учебе и, следовательно, они не могут получить степень, необходимую для работы в какой-либо компании. Для таких студентов эти навыки могут стать спасением, и они могут зарабатывать себе на жизнь. Например, один из моих двоюродных братьев не смог закончить учебу даже после нескольких попыток, но ему удалось открыть свой собственный магазин по обслуживанию дома, поскольку он знал то же самое. Таким образом, преимущества приобретения таких навыков трудно развенчать.

После анализа всех сторон становится ясно, что приобретение таких навыков может принести учащемуся только преимущества. Таким образом, ожидается, что учебные заведения включат такие предметы в учебную программу.

[автор — Aqeela ]

Пример ответа 2:
Это правда, что дети изучают образовательные предметы в школе, но не многие практические навыки. Я полностью не согласен с тем, чтобы в школах преподавали такие услуги, как ведение банковских счетов и обслуживание автомобилей.

С одной стороны, школьная программа играет жизненно важную роль в карьере учащихся. Во-первых, дети могут уделять все внимание предметам, которые они изучают, и это значительно расширяет их знания. Во-вторых, расписание молодежи уже заполнено, и у них нет времени на освоение повседневных навыков. Например, я помню, когда был в школе, большую часть времени тратил на такие предметы, как английский, математика и естественные науки, чем на другие услуги. Наконец, обучение практическим навыкам в школе — пустая трата времени, которому можно было бы научиться в будущем.

С другой стороны, обучение полезным знаниям в школе не требуется, вместо этого они могут использовать их в своей программе. Ведение банковских счетов очень просто и легко освоить в будущем. Например, меня никогда не учили этому навыку, когда я учился в школе, но я вполне мог справиться, открыв счет в банке. Существует множество специализированных мастерских по ремонту автомобилей, и это должно быть лишним для школьников. Более того, подростки не очень стремятся применять такие навыки в школе, вместо того, чтобы пытаться для своего будущего поколения.

В заключение я считаю, что следует уделять больше внимания образовательным предметам, а не обучению другим повседневным вспомогательным средствам. Карьера студентов будет сдерживать, когда они попытаются сосредоточиться на таких практических навыках, и этого следует избегать в будущем.

[автор — Джайганеш Маникам, ]

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *