Профилактика девиантного поведения подростков и детей: Девиантное поведение детей и подростков: причины, профилактика и коррекция

Содержание

Профилактика девиантного поведения детей и подростков в общеобразовательных учреждениях

Терехова Татьяна Анатольевна.

 МБОУ СОШ №81

Учитель истории и обществознания

г.Воронеж

ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

   К сожалению, В современном обществе, изменения в социально-психологическом поведении детей дошкольного и школьного возраста ведут к вовлечению несовершеннолетних граждан страны в противоправную деятельность.
Дети подросткового возраста все чаще отвечают девиантным поведением (отклоняющимся от общепринятых норм) на вызовы окружающего их мира, проявляют жестокость, насилие, агрессию, враждебность. Кроме того, зачастую подростки вовлекаются в распитие спиртных напитков, курение, употребление наркотических и психотропных средств.

Зачастую педагоги в общении с детьми «группы риска» сводят свое общение к запретительным мерам, карательным воздействиям. Однако то приводит к развитию у подростков аффективных состояний, приводящих к дальнейшим правонарушениям.     

Поэтому, все вышеперечисленные  обстоятельства позволяют считать изучение, профилактику и коррекцию отклоняющегося поведения , одной из делает актуальных проблем современной школы.   

Причинами проявления правонарушений подростков может быть великое множество, самыми частыми из них, как правило, называются: напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в современном обществе    

Стоит рассмотреть типичные проявлениями девиантного поведения: ситуационно-  обусловленные детские и подростковые поведенческие реакции, такие как демонстрация, агрессия, вызов, самовольное и систематически отклонение от учебы

трудовой деятельности; систематические уходы из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм детей и подростков; ранняя наркотизация и связанные с асоциальные действия; антиобщественные действия сексуального характера; попытки суицида.

Для решения этих для предотвращения обозначенных подростковых проблем, необходима слаженная работа всего педагогического коллектива, взаимодействия, классного руководителя, психолога, завучей по воспитательной и учебной работе, социального педагога.

        

        Значительное место в работе нашей школы занимает  воспитательная и профилактическая деятельность с детьми и подростками. Регулярно проводятся «Советы  профилактики», задачами которого являются разработка и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, беспризорности, наркомании, токсикомании, табакокурения и алкоголизма среди учащихся школы. Педагоги разъясняют родителям и детям существующее законодательство РФ, права и обязанностей родителей и детей. Кроме того, осуществляется защита прав и представление интересов ребёнка в различных конфликтных ситуациях с участием как физических, так и юридических лиц.

Прежде всего в школе был обозначен круг семей «повышенного риска», как правило это семьи деструктивные – в них имеется давний хронический супружеский или детско-родительский конфликт, неполные семьи, ригидные- семьи, где есть, жесткие , подчиняющие методы воспитания, распавшиеся семьи.

Классным руководителем ведутся социальные карты учащихся, где отражается

сбор информации обо всех неблагоприятных семьях. С детьми из таких семей проводится профилактическая работа: индивидуальные консультации с социальным педагогом, школьным психологом, осуществляется контроль за успеваемостью и посещаемостью учащихся, стоящих на внутришкольном учёте (посещение уроков с целью  наблюдения за учебной активностью, поведением). Таким образом, главная задача школы в вопросах профилактики – вызвать у родителей потребность в самообразовании и ведении профилактической деятельности внутри семьи. Основные методы работы — совместная деятельность ребенка и взрослого, терапия, тренинги.

Школой проводятся консультации для учителей и самих подростков, приглашаются для беседы родители учащихся. Классными руководителями, так же, заполняются индивидуальные карты, в которые вносится информация об интересах учащихся, отношении к учебе, взаимоотношениях с родителями, о занятости в свободное время. С этими учащимися также дополнительно занимаются учителя-предметники.

C учащимися, стоящими на внутришкольном учете, проводится диагностика уровня воспитанности, в которой классные руководители и социальный педагог оценивают уровень любознательности, гуманности, трудолюбия, целеустремленности.

Все учащиеся, стоящие на учёте, должны быть по максимуму быть вовлеченны в различные кружки и секции школы. Регулярно осуществляется занятия о вреде наркомании, табакокурения, алкоголизма и других вредных привычек среди подростков. Ведётся в школе и профилактика компьютерной зависимости, так как излишнее увлечение компьютером может иметь отрицательные последствия, как для физического, так и для психического здоровья.  

Наблюдения показывают, что использование различных форм исследования профилактики девиантного поведения детей и подростков  в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

Библиографический список

1. Социальная педагогика. Уч. пособие. Курс лекций /ред. М.А. Галагузова/ М., 2000.

2. Шнейдер Л. Б. Семья и истоки девиантного поведения детей и подростков. Девиантное  поведение детей и подростков. 2005.

3. Девиантное поведение подростков как проблема социальной работы // Дивицина Н. Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций. – Ростов-на-Дону, 2005.

4. О.Г. Филатова «Социология. Конспект лекций», изд. Михайлова СПб, 2003.

5. Ф.А. Мустаева «Основы социальной педагогики», Акад. Проект, М., 2001. «Нарушения поведения учеников вспомогательной школы»,

6. Л.М. Шипицина, Е.С. Иванов, Коллег Элизир Уэллс, Великобритания, 1992. «Психология неблагополучной семьи»,

7. В.М. Целуйко, «Владос», М., 2004. Ремшмидт Х Подростковый и юношеский возраст- проблемы становления личности —М , 1994 —С 146.

Статья по теме: Профилактика девиантного поведения подростков

  1. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Предупреждение отклонений в развитии личности и поведении учащихся требует их социальной иммунизации, то есть обучению навыкам поведения, умению делать здоровый выбор, чтобы стать социально компетентными людьми.

Для решения этой задачи необходимо выработать единую политику, направленную на создание социально-педагогических условий, нейтрализующих и корректирующих негативные воздействия общественного кризиса. Она включает следующие направления:

— диагностика типов и  форм  отклоняющего  поведения учащихся  и
провоцирующих их факторов;

  1. изучение потребностей учащихся и их родителей в дополнительной
    педагогической и психологической информации;
  2. анализ результатов изучения мнений учащихся, родителей, педагогов и   разработка   на   их   основе   программы   по   профилактике   и    коррекции отклонений    в       развитии   личности    и    поведении   учащихся    с   учётом выявленной специфики;
  3. подготовка педагогических кадров, владеющих методиками предупреждения и коррекции учащихся, психотехническими приёмам направленными на формирование у детей способности эффективно общаться, принимать ответственные решения, развивать позитивную, адекватную «Я- концепцию», вести здоровый образ жизни;
  4.         создание в школе психолого-педагогических условий, свободных от внешних факторов риска;
  5.  компетентные управленческие решения по развитию эффективного взаимодействия с семьёй, организация бесплатного дополнительного образования.

Работа по профилактике отклонений в развитии личности и поведении учащихся     эффективна    лишь     при     соблюдении     следующих    условий:  успешность учащегося  в учебной деятельности, эмоционально позитивная система       отношений       со      сверстниками,       родителями,      учителями,  психологическая    защищённость.    Последнее    обстоятельство    связано    с гарантированной социальной защищённостью, включающей в себя:

—        знание учащимися своих прав и обязанностей;

—        соблюдение    прав    и    обязанностей    всеми    участниками   учебно-
воспитательного процесса;

—        психологическое и социальное равенство всех учащихся в стенах образовательного учреждения;

—        исключение дискриминации по любому признаку.

Выполнение этих требований позволит вести учебно-воспитательный процесс со всеми учащимися через дифференциацию педагогического подхода и интеграцию образовательного процесса.

В   работе   с   девиантно-деликветными    учащимися    образовательное учреждение может придерживаться следующей модели:

1        этап — выявление и постановка на учёт учащихся данной категории.
Это самый сложный и продолжительный по времени этап, и его выполнение
полностью ложиться на плечи педагога и классного руководителя. Именно
они владеют информацией об учащемся, его семье, досуговой деятельности,круге его общения. Задачи классного руководителя и социального педагога — решить вопрос о форме учёта (внутриклассный, внутришкольный). Затем ведётся совместное социально — педагогическое сопровождение, уточняется дополнительная информация об учащихся.

2        этап    —   коррекционная   работа.  На  данном  этапе  к деятельности
подключается администрация учебного заведения, которая организует работу
всех служб с семьёй и учащимся, утверждает нормативную документацию.
Родителям  на индивидуальных  консультациях разъясняется  нормативно —

правовая  сторона  проблемы,  их ответственность.  Коррекционную  работу
осуществляют    также:    социальный    педагог   (способствует   социализации
ребёнка, оказывает возможную помощь ребёнку и семье и т.д.), психолог (осуществляет психологическое сопровождение коррекционной работы с ребёнком, родителями, учителями), медицинский работник (организует углублённый осмотр ребёнка, консультации узких специалистов и т.д.).

На втором этапе важно обеспечить взаимодействие социально педагога и педагога-психолога образовательного учреждения, когда социальный педагог и психолог совместно ведут девиантно — деликветного учащегося и его семью, выясняя проблемы в семейных коммуникациях; проводят совместный анализ круга общения ребёнка с использованием социальных и психологических методик. Анализ проводится в присутствии ребёнка (по его желанию могут присутствовать и родители). Предметом обсуждения становится полученная информация, которая по согласованию с ребёнком может быть доведена до родителей. Однако та часть информации, которая по желанию ребёнка не должна являться предметом обсуждения, не должна доводиться ни до членов администрации, ни до родителей.

Вели же устанавливается односторонняя связь (социальный педагог психолог или психолог-социальный педагог) или каждый из специалистов осуществляет поддержку ребёнка в рамках своей компетенции, действует изолированно, ребёнок с осложнённым поведением остаётся без комплексной поддержки.

3 этап — малый педсовет (совет по профилактике). На заседании малого педсовета классный руководитель представляет информацию об учащемся, о проделанной работе, включая и работу администрации учреждения, привлечённых специалистов, подводятся промежуточные итоги работы с семьёй и учащимся, то есть идёт обобщение всей собранной информации. Амплитуда     решений     малого     педсовета     колеблется     от     вынесения предупреждения   по    передачи   материалов   в   подразделение   по   делам  несовершеннолетних.

В некоторых случаях присутствия ребёнка не требуется.

  1. этап — заседание комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав(КДН и ЗП). На основании собранной и полученной информации из учебного   заведения      инспектор   по   делам   несовершеннолетних   (ПДН) составляет     протокол     о     нарушении     Кодекса    об     административных правонарушениях   РФ.  Затем  материалы  передаются  и  рассматриваются  в KПД и ЗП по месту жительства учащегося. Амплитуда решений, принятых на КПД  и ЗП,  колеблется от предупреждения до вынесения постановления о
    направлении материалов в судебные инстанции с ходатайством о помещении
    несовершеннолетнего    в    специальное    учреждение    закрытого    типа    для
    несовершеннолетних        правонарушителей        за правонарушения,
    предусмотренные УК РФ.
  2. этап   —   рассмотрение   материалов   в   судебных   инстанциях.   На
    заседаниях суда по рассмотрению представленных материалов от учебных
    заведений, как правило, присутствует социальный педагог, который может отклонить    или    поддержать    ходатайство    КДН    и    ЗП    о    помещении несовершеннолетнего     правонарушителя      в     специальное     учреждение закрытого    типа.    Суд,    с    учётом    мнения    инспектора    ПДН,    законного представителя несовершеннолетнего, социального педагога, общественного адвоката      выносит     решение      о    направлении      несовершеннолетнего правонарушителя в специальное учреждение закрытого типа.

Задача системы по профилактике девиантного-деликветного поведения учащихся в образовательном учреждении заключается не в том, чтобы довести ребёнка до мест лишения свободы, а в том, чтобы вовремя его остановить и направить на путь исправления вне стен специального учреждения.

ВЫВОДЫ:

  1. Девиантное поведение – это поведение индивида, последовательно разрушающее сложившуюся систему межличностных взаимодействий и общения в той человеческой общности, к которой он принадлежит.
  2. Подростковый возраст (пубертатный период) с его бурными нейроэндокринными сдвигами считается фактором, способствующим злокачественному развитию девиантного поведения.
  3. Предупреждение отклонений в развитии личности и поведении учащихся требует их социальной иммунизации, т.е. обучению навыкам поведения, умению делать здоровый выбор, чтобы стать социально-компетентными людьми.

Профилактика девиантного поведения подростков

профиактика девиантного поведения подростков

Девиантным называют поведение, не вписывающееся в границы общепринятой нормы. Важность профилактики девиантного поведения молодежи заключается в том, что очень часто такое поведение может быть опасным не только для окружающих, но и для самих подростков – девиантное поведение деструктивно, оно препятствует нормальному вхождению молодежи в общество, негативно отражается на отношении подростков к себе самим и на взаимодействии с другими членами общества.

Проблемы профилактики девиантного поведения

Важность профилактики девиантного поведения связана, в первую очередь, с прямой корреляцией девиантного поведения подростков и преступности в обществе: чем более ярко выражается разрушительное поведение у детей и подростков, тем выше их склонность к преступлениям.

Программа профилактики девиантного поведения подростков должна помочь детям сформировать должный уровень социально-психологической компетентности. Подростки должны понимать границы дозволенного и четко различать способы решения важных для них проблем.

К методам профилактики девиантного поведения относят:

  • психологические тренинги;
  • воспитательные беседы, лекции;
  • образовательные программы.

Любая программа психологической профилактики девиантного поведения включает в себя несколько основных блоков, среди которых:

  1. Профилактика психологических зависимостей.
  2. Формирование положительного отношения к себе и позитивного «Я-мышления».
  3. Профилактика сексуальных отклонений.

Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения помогает молодежи научиться решать свои проблемы общепринятыми, законными методами и способами.

В зависимости от уровня вреда, причиняемого интересам общества, группы или личности различают несколько видов девиантного поведения:

  • деструктивное, приносящее вред только самому подростку – мазохизм, накопительство и т.д.;
  • асоциальное, причиняющее вред социальной группе (семье, друзьям, соседям) – наркомания, алкоголизм и т.д.;
  • противоправное, являющее собой нарушение правовых им моральных норм общества – хулиганство, грабежи, убийства и т.д.

Способы профилактики девиантного поведения

Для профилактики девиантного поведения используются следующие способы:

  • забота о материальной обеспеченности несовершеннолетних и членов их семей;
  • организация досуга подростков. При этом организовывать досуг детей и подростков следует на должном уровне – в соответствии с требованиями времени, так, чтобы это было по-настоящему интересно детям;
  • проведение образовательных курсов и программ, способствующих просвещению молодежи и отвращению подростков от алкоголизма, курения и употребления других наркотических веществ;
  • пропаганда здорового образа жизни, запрет рекламы алкоголя, табачных изделий.

Уровни профилактики девиантного поведения должны охватывать все слои населения и все структуры общества. Без систематической, комплексной профилактики добиться устойчивых положительных результатов невозможно.

методы профилактики девиантного поведения

Методы и способы профилактики должны соответствовать выраженности проявлений девиантности.

Очень важны для профилактики нежелательного поведения нормальные, доверительные отношения с родителями. Бывает так, что подростки демонстрируют девиантное поведение только в определенных ситуациях – только дома, только в школе или с друзьями. Родителям очень важно стремится к дружелюбным отношениям со своим ребенком – подросток должен понимать, что даже если он совершил ошибку, родители не откажутся от него, он всегда может рассчитывать на поддержку и помощь своей семьи. Только так можно быть уверенным, что в случае возникновения проблем подросток в первую очередь обратиться за помощью к родителям.

 

Консультация на тему: профилактика правонарушений и девиантного поведения подростков

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Сосновская средняя общеобразовательная школа № 2

                     

                                             

 «Профилактика правонарушений и девиантного поведения детей»

     

    Подготовил: 

социальный педагог
МБОУ ССОШ № 2
Рыбаков А.Н.

п. Сосновское

2014 год.

Цель: предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних.

Задачи: — организация и совершенствование внеурочной деятельности,

направленной на вовлечение учащихся в досуговые мероприятия, посещения кружков и секций;

              — создание оптимальных условий для адаптации детей в социуме и

               утверждении среди сверстников, через вовлечение во внеурочную

               деятельность.

   Государство признаёт детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетной подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развитие у них общественно-значимой и творческой активности, воспитание в них высоких нравственных качеств; патриотизма и гражданственности – декларирует Федеральный Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка РФ».

  Социальные и экономические проблемы в российском обществе способствовали росту численности безнадзорных детей; увеличение распространения в детской среде наркотиков и различных психотропных препаратов, алкоголя. И, как следствие, увеличение числа правонарушений среди несовершеннолетних.

  Неблагополучные подростки, к сожалению, есть в каждой группе воспитанников. Поэтому одно из важных направлений в нашей работе является – профилактика правонарушений девиантного поведения через вовлечение детей во внеурочную деятельность, кружки и секции. Для этого необходимо:

1. Выявление учащихся, склонных к нарушению дисциплины, асоциальным нормам поведения, отстающим в учёбе.

2. Определение причин отклонений в поведении и нравственном развитии, а также индивидуальных психологических особенностях детей.

3. Изменение характера личных отношений воспитанников со сверстниками и взрослыми.

4. Вовлечение в различные виды положительно – активной социальной деятельности и обеспечение успеха в ней.

  Также для предупреждения и коррекции отклоняющегося поведения у воспитанников является соблюдение дисциплины и порядка. Поэтому необходимо детям усвоить и выполнить установленные нормы и правила. Каждый поступок  и любые действия воспитанников должны соответствовать этому порядку. Стремясь к достижению этой цели следует обратить внимание на следующее:

 1. Следует научить ребёнка выполнять режим дня. Вся деятельность детей должна быть построена и организована по режиму, выработанному школой, отклонений от которого нельзя допускать. Поначалу ребёнок может сильно сопротивляться, но рано или поздно выполнение режима войдёт у него в привычку, и он начнет выполнять всё в нужное время сам.

 2. Все вещи должны быть на своих местах и находиться в порядке. Это усиливает у детей чувство ответственности и приучает их к порядку и дисциплине.

 3. Не следует проходить мимо плохого поведения и какого бы то ни было беспорядка, но делать это надо уверенно и настойчиво.

 4. Использовать различные приёмы из повседневной жизни для того, чтобы показать отрицательные последствия невыполнения порученных дел преимущества их выполнения.

Правильная организация работы кружка или секции позволит достичь всех этих пунктов.

 Индивидуальный подход к воспитанию понимается как осуществление воспитательного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся (темперамента и характера, способностей, мотивов и интересов), в значительной степени влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях. Классические примеры индивидуального подхода – поручаются ребёнку задания в соответствии с его способностями; создаются педагогические ситуации, помогающие выявить его индивидуальные качества; беседы; можно заключить своего рода договор с окружающими воспитанника сверстниками и взрослыми об определённых способах реагирования на его поведение. Такой подход необходим любому ребёнку, т.к. помогает ему осознать свою индивидуальность, научит управлять своим поведением, эмоциями, адекватно оценивать собственные сильные стороны и корректировать слабые стороны. Поэтому при закреплении за ребенком особого вида деятельности, поручения дел необходимо учитывать его индивидуальные способности.

Отношения педагогов с детьми должно основываться на уважении к личности и доверии. Практика показывает, что если педагог требует от учащихся лишь слепого послушания, не уважая его человеческое достоинство, тогда он не будет пользоваться уважением школьников, не вызовет у них доверие. Если они сталкиваются с равнодушием, то ещё больше замыкаются в себе. Но умение педагогов ставить себя на место ученика, иметь верное представление о том, что ученик чувствует в тот или иной момент, избавит его от многих ошибок.

  В работе с девиантными подростками необходимо соблюдать принцип диалогизации, когда позиция взрослого и подростка считается равноправным. Каждому педагогу необходимо переосмыслить свои профессиональные позиции, а, следовательно, отказаться от оценивания: «хорошо – плохо», «правильно – неправильно», понять и уважать точку зрения подростка, с которым педагог не всегда согласен.

Поэтому, чтобы наша работа по предупреждению и коррекции отклоняющегося поведения воспитанников, по профилактике правонарушений, девиантного поведения у воспитанников через вовлечение их во внеурочную деятельность была успешной, необходимо выработать:

  • позитивный настрой,
  • доверительное взаимодействие,
  • последовательность во взаимоотношениях,
  • опора на положительные качества и ресурсы, восстановление позитивного самоощущения,
  • разумный компромисс,
  • индивидуальный подход,
  • системность.

Нужно также содействовать формированию волевых, моральных, духовных качеств, обеспечивающих устойчивость поведения.

Самоопределившийся человек, имеющий духовно-моральный стержень, вряд ли попадёт под влияние негативных норм и образов поведения.

Девиантное поведение детей и подростков: причины и профилактика

Девиантное поведение детей является проблемой для их родителей, воспитателей, друзей. Подобные трудности обычно связаны с изменениями в обществе. Из-за этого с каждым годом увеличивается количество школьников и детей дошкольного возраста, которые имеют конфликтное и агрессивное поведение. Трудные дети не умеют нормально общаться с другими ребятами в группе или классе, они не интересуются обучением.

Типы девиантного поведения

Под девиантностью понимают любое отклонение от принятых в обществе норм. Этот термин применяется по отношению к ребенку, когда его деятельность не вписывается в принятые правила. Социальный аспект подразумевает наличие явлений, которые несут угрозу выживанию человека в окружении. С медицинской точки зрения девиантность рассматривается как проблема нервно-психического здоровья. С психологической стороны вопроса подобное поведение определяется как антиобщественный образец принятия решений в спорных ситуациях, а также полное игнорирование реальности, из-за чего человек нарушает правила и наносит ущерб окружающим.

Девочка с сигаретой

Выделяют такие девиантные формы поведения детей:

  • Деструктивное. Человек наносит вред исключительно себе, причем он может быть как физический, так и психологический. Примером можно считать мазохизм.
  • Асоциальное. Человек вредит не только себе, но и социуму, с которым контактирует. К примеру, это алкоголизм.
  • Противоправное. В этом случае человек наносит вред другому человеку. Примером является воровство в магазине или грабеж.

Дети с девиантным поведением пытаются выразить себя таким способом. Это может быть проступок. Ярким примером является драка. Также деятельность может стать постоянной, что характерно уже для детей более старшего возраста. Например, подростки могут прибегать к воровству или даже проституции. В худшем случае изменяется образ жизни. Например, подросток примкнет к какой-либо группировке, которая будет заниматься преступлениями. Как только появляются малейшие изменения в худшую сторону в поведении детей, обязательно нужно обратить на это внимание, чтобы не допустить ухудшения ситуации.

Девиантное поведение

Для каждого возраста характеристика отклонений будет разной:

  • Для детей до 7 лет — это раздражительность, нервозность, противоречивость, проблема неуспеваемости, агрессивное поведение. Кроме того, можно заметить, что малыш дошкольного возраста боязливый и неуверенный в себе.
  • Дети в возрасте от 7 до 10 лет. В этом случае нарушения имеют более выраженный характер. К примеру, постоянно проявляется хамство, конфликтный характер малыша. Если он становится слишком скованным, теряет аппетит, то на это тоже следует обратить внимание.
  • Подростки от 10 лет и старше. В этом возрасте проблема будет уже более серьезной. Примером может быть бродяжничество, хулиганство, воровство.

Преступность, согласно статистическим данным, больше встречается у людей в возрасте от 13 до 20 лет. Алкоголизм характерен для подростков от 13 до 16 лет. Особый случай девиантности — это склонность к самоубийству, причем оно может быть следствием как деструктивного, так и асоциального образа действий. Подросток может свести счеты с жизнью из-за множества причин: постоянные конфликты в семье, наркотическая зависимость, алкоголизм, отказ от интимной близости, помутнение рассудка, недовольство собой.

Причины девиантного поведения

Причины девиантного поведения детей очень многообразны. К тому же довольно сложно в определенной ситуации выделить только 1 фактор, который повлиял на развитие отклонений. Как правило, тут имеется комплекс проблем:

Медико-биологические факторы

Эту группу можно условно разделить на приобретенные, врожденные и наследственные причины. Врожденные развиваются вследствие внутриутробного развития при беременности женщины. К примеру, на это влияет токсикоз, различные инфекционные процессы, интоксикация медикаментами, неправильный образ жизни, несбалансированное питание.

Подросток с рюкзаком

Наследственные причины связаны с нарушениями генетического материала. Примером являются обменные дефекты, поражения генов и хромосом, их мутирование. Из-за этого нарушается структура головного мозга. Как результат, у ребенка могут появиться телесные пороки, недостаточность умственного развития, проблемы со зрением, слухом, нарушения со стороны нервной системы.

Приобретенные причины связаны с самим образом жизни малыша. Они влияют не меньше чем наследственность и врожденные факторы. Нарушения в развитии головного мозга могут быть спровоцированы различными тяжелыми недугами крохи, черепно-мозговыми травмами.

Психологические факторы

Психология отношений влияет на ребенка не меньше, чем генетический материал. В младшем возрасте проблема будет проявляться в виде неконтролируемого гнева. Если родители что-то запретили, то малыш будет визжать, кричать, брыкаться, ругаться. Преодолеть это можно, если научиться не реагировать на капризы крохи или отвлечь его чем-то. Однако важно изучить психологические факторы, которые привели к этому.

Девиантное поведение подростков

Социальные факторы

Важную роль в воспитании играет семья. Как правило, проблемы в поведении подростка могут быть вызваны неблагоприятной обстановкой в ней. Риск появления отклонений в поведении малыша повышается в таких случаях:

  • неполная семья, когда воспитанием крохи занимается только 1 родитель;
  • частые конфликты из-за недопонимания, различия взглядов на жизнь;
  • асоциальность семьи: противозаконные действия, паразитический образ жизни;
  • алкоголизм.

Обычно в таких семьях взрослые не реагируют на неправильное поведение малыша или, наоборот, поощряют это. Однако чрезмерная строгость тоже навредит.

Педагогические причины

Часто взрослые требуют от малыша быть дисциплинированным, соблюдать правила поведения, однако сами не подают хорошего примера. К тому же, когда ребенок спрашивает, почему он должен себя вести так, а не иначе, то ему это нужно обязательно объяснять, а не игнорировать вопросы.

Профилактика и коррекция девиантного поведения у детей

Профилактика девиантного поведения детей и подростков подразумевает, что родители, воспитатели и учителя не должны допустить появление отклонений. Вот почему важно проводить работу, которая направлена на то, чтобы ребенок понимал важность социальных норм и умел правильно решать конфликтные ситуации. Причем такая работа должна быть комплексной.

Работа с детьми с девиантным поведением подразумевает следующее:

  • Лекции и беседы. Они должны проводиться в доброжелательной и дружественной атмосфере, чтобы вызвать доверие у подростка. Рекомендуется рассказать детям про различные конфликтные ситуации, и как их можно решать. Обязательно нужно приводить примеры. Кроме того, беседы должны пропагандировать здоровый образ жизни. Важно воспитать у ребенка отвращение к наркотическим и спиртным продуктам.
  • Организовать свободное время. Очень важно приучить ребенка проводить интересно и познавательно свое свободное время. Для этого существует много игр. Еще полезно почитать книги, посетить различные культурные мероприятия, отправиться в поход на природу.
  • Психологические тренинги. Они ориентированы на то, чтобы в коллективе наладить отношения между членами общества. Благодаря этому ребенок научится контактировать с одногруппниками и одноклассниками, расставлять приоритеты, справляться со сложными задачами.
  • Программы с образовательной ориентацией. Они помогут сформировать у ребенка правильное отношение к жизни. Кроме этого, приучат к здоровому образу жизни, проведут профилактику ранних половых отношений и сексуальных отклонений.

Особенности работы с детьми с девиантным поведением заключаются в том, что нужно учитывать, что сам ребенок не умеет контролировать себя и взаимодействовать с окружающим миром. Из-за этого искажается восприятие действительности, проявляются негативные эмоции. Чтобы избавиться от этого, нужно перестроить контакты малыша с ровесниками. Вот основные пути:

  • Сформировать у ребенка интерес к окружающему миру, людям. Он должен научиться понимать их.
  • Закрепить коммуникативные навыки.
  • Изучение элементарных правил поведения в обществе.
  • Выработать адекватное поведение в коллективе.
  • Обучить ребенка правильно оценивать собственные силы и балансировать эмоциями.
  • Развивать умение решать различные проблемы.

Групповое занятие

Лучше всего помогают в этом игры. Но их нужно организовать так, чтобы они были интересны ребенку. Подойдут игры подвижного и коммуникативного характера. Также можно разыгрывать различные сложные ситуации. Полезны ритмичные упражнения со словами, особенно для детей дошкольного возраста. Можно отправить ребенка в секцию танцев, пения, игры на музыкальных инструментах. Очень полезно читать различные литературные произведения, а потом обсуждать их. Для детей дошкольного возраста оптимальным вариантом будут сказки.

Кроме игр и посещения различных секций, обязательно нужно следить за режимом дня и правильным питанием подопечного. Всегда нужно контролировать количество времени для просмотра фильмов, мультиков, игр на компьютере. Но немаловажным является и то, что родители и воспитатели тоже должны выработать у себя терпение.

Заключение

Девиантное поведение детей и подростков является настоящей катастрофой для семьи и коллектива, где ребенок обучается. В разном возрасте это проявляется по-разному. К тому же выделяют различные типы асоциальности. Существует много факторов, которые провоцируют такие отклонения в образе жизни детей. Так что очень важно предотвратить это и скорректировать поведение малышей и подростков.

Рекомендуем так же прочитать по этой теме:

% PDF-1.4 % 392 0 obj> endobj Xref 392 104 0000000016 00000 н. 0000003410 00000 п. 0000002376 00000 н. 0000003591 00000 н. 0000003617 00000 н. 0000003665 00000 н. 0000003700 00000 н. 0000003942 00000 н. 0000004096 00000 н. 0000004175 00000 н. 0000004254 00000 н. 0000004333 00000 п. 0000004411 00000 н. 0000004489 00000 н. 0000004567 00000 н. 0000004646 00000 н. 0000004725 00000 н. 0000004804 00000 н. 0000004882 00000 н. 0000004960 00000 н. 0000005039 00000 н. 0000005118 00000 п. 0000005196 00000 п. 0000005275 00000 н. 0000005353 00000 п. 0000005432 00000 н. 0000005510 00000 н. 0000005589 00000 н. 0000005667 00000 н. 0000005746 00000 н. 0000005825 00000 н. 0000005902 00000 н. 0000005980 00000 н. 0000006057 00000 н. 0000006135 00000 н. 0000006213 00000 н. 0000006291 00000 п. 0000006368 00000 н. 0000006444 00000 н. 0000006521 00000 н. 0000006600 00000 н. 0000006679 00000 н. 0000006758 00000 н. 0000006837 00000 н. 0000007071 00000 н. 0000007420 00000 н. 0000007496 00000 н. 0000007573 00000 н. 0000007609 00000 н. 0000010536 00000 п. 0000011109 00000 п. 0000011254 00000 п. 0000011715 00000 п. 0000012119 00000 п. 0000030476 00000 п. 0000031042 00000 п. 0000031303 00000 п. 0000037215 00000 п. 0000037568 00000 п. 0000037705 00000 п. 0000038181 00000 п. 0000038352 00000 п. 0000038686 00000 п. 0000039283 00000 п. 0000039444 00000 п. 0000039664 00000 н. 0000039756 00000 п. 0000040088 00000 н. 0000040835 00000 п. 0000041057 00000 п. 0000047669 00000 п. 0000050339 00000 п. 0000052044 00000 п. 0000052287 00000 п. 0000052340 00000 п. 0000052785 00000 п. 0000052994 00000 п. 0000053315 00000 п. 0000053521 00000 п. 0000060034 00000 п. 0000108312 00000 н. 0000118662 00000 н. 0000118719 00000 п. 0000119030 00000 н. 0000119113 00000 п. 0000119198 00000 н. 0000119297 00000 н. 0000119390 00000 н. 0000119515 00000 н. 0000119602 00000 н. 0000119716 00000 н. 0000119841 00000 п. 0000119924 00000 н. 0000120041 00000 н. 0000120142 00000 н. 0000120342 00000 н. 0000120489 00000 н. 0000120625 00000 н. 0000120772 00000 н. 0000120918 00000 н. 0000121023 00000 н. 0000121115 00000 н. 0000121230 00000 н. 0000121348 00000 н. прицеп ] >> startxref 0 %% EOF 394 0 obj> поток xb«f` $ 02 PcG6Ƴ g ۝ y ب qg + N9 аз «W45` `: + 3u˸yGfU @».! 3s] YhdL \ PT 驗 ߸ Q% + uwGj: bVW7 XUEy 툃 JSM {Q {WMͱmf «Lq5qf} ю9, Y [7 = IE_ ݑ̧7 м {TUL ݬ] ш} c5dJtkӪ {~ nrîl / tk5 ¢ ~ = 3ap? 4yzxDεaW ‘lwz5lʩiAlOm & bQ

.

Девиантное поведение подростков

Девиантное поведение подростков — это поведенческие расстройства, связанные с действиями или серией действий, которые не соответствуют общепринятым нормам поведения в обществе или правонарушениям. Причинами девиантного поведения обычно являются социально неблагополучные семьи, неполные семьи, неадекватное образование или недостаток внимания. На самом деле причин гораздо больше, ученые пришли к выводу, что причиной девиантного поведения может быть генетическая предрасположенность.Об этом во многом свидетельствует развитие девиантного поведения у детей, взятых на усыновление в благополучные семьи. Более того, даже если ребенка забрали в семью в раннем возрасте, и он не знал своих биологических родителей, имеют место проявления социальных правонарушений и неадекватного поведения (бродяжничество, воровство, ранняя алкоголизация и т. Д.). Все это свидетельствует о том, что образ жизни матери во время беременности влияет на умственное развитие ребенка в будущем.

Девиантное поведение подростков может проявляться по-разному и в разном возрасте.Обычно первые проявления начинаются с переходом в подростковый возраст (11-12 лет), но возможны и более ранние проявления.

Девиантное поведение подростков, такие как воровство, бродяжничество, грубость, алкоголизм и наркомания, злоупотребление психоактивными веществами, мелкое хулиганство, агрессивность или, наоборот, замкнутость, депрессия, самоуничижение и т. Д.

Все эти проявления делятся на несколько больших групп. , Первая группа — это социально-агрессивные отклонения, к которым относятся действия, направленные против человека (грубость, непристойное поведение, насилие, драки, оскорбления, изнасилование и т. Д.).). Часто подростки с данным типом отклонения в поведении собираются в группы «по интересам», пропускают уроки, часто алкоголизируются и в состоянии алкогольного опьянения совершают противоправные аморальные действия, осуждаемые обществом.

Другая группа, противоположная предыдущей, социально-пассивного типа. Девиантное поведение подростков этой группы заключается в отказе от активной социальной роли в обществе, замкнутости, пассивности в учебе и работе. Часто эти ребята имеют пристрастие к наркомании и токсикомании, потому что этими методами они хотят попасть в мир иллюзий, где не нужно работать и напрягаться.Большую часть времени эти подростки находятся в депрессивном состоянии и имеют большую предрасположенность к самоуничижению и самоубийству. За короткий промежуток времени наркозависимость приводит к деградации личности, воровству (выносить все, что есть ценное жилье), проституции.

Эти отклонения являются следствием неблагоприятной психосоциальной ситуации в семье и окружающей среде ребенка, нарушения процессов социализации, что приводит к дезадаптации ребенка-подростка, проявляется девиантное поведение.

Профилактика девиантного поведения подростков с целью формирования здорового отношения к себе, окружающему, здоровому образу жизни. В этот период необходимо уделять подросткам большое внимание, общаться с ними, обсуждать их проблемы и вместе стараться их решать. Необходимая профилактическая мера — максимально раннее изъятие ребенка из асоциальных семей (алкоголиков, наркоманов, бомжей и т. Д.).

Коррекцию девиантного поведения подростков должны проводить как родители, так и профессиональные психологи.Коррекция может быть индивидуальной или групповой. В работе с трудными подростками используется много методов: метод разрушения негативного типа характера, метод перестройки мотивационной сферы и самосознания, метод стимулирования позитивного поведения и др.

p> ,

Жестокое поведение детей и подростков

FFF Насильственное поведение детей и подростков

№ 55; Декабрь 2015

Большое беспокойство вызывают случаи агрессивного поведения среди детей и подростков. Этот сложный и тревожный вопрос должен быть тщательно осознан родителями, учителями и другими взрослыми.

Дети дошкольного возраста могут проявлять агрессивное поведение. Родители и другие взрослые, которые становятся свидетелями такого поведения, могут быть обеспокоены, однако они часто надеются, что маленький ребенок «вырастет из этого».«К насильственному поведению ребенка в любом возрасте всегда нужно относиться серьезно. Его не следует сразу отвергать как« всего лишь стадию, через которую они проходят! »

Диапазон агрессивного поведения

Насильственное поведение у детей и подростков может включать широкий спектр форм поведения: вспышки гнева, физическая агрессия, драки, угрозы или попытки причинить вред другим (включая мысли о желании убить других), использование оружия, жестокость по отношению к животным, огонь установка, умышленное уничтожение имущества и вандализм.

Факторы, повышающие риск агрессивного поведения

Многочисленные исследования пришли к выводу, что сложное взаимодействие или сочетание факторов приводит к повышенному риску агрессивного поведения у детей и подростков. Эти факторы включают:

  • Предыдущее агрессивное или агрессивное поведение
  • Быть жертвой физического и / или сексуального насилия
  • Подверженность насилию дома и / или в обществе
  • Быть жертвой издевательств
  • Генетические (семейные) факторы
  • Воздействие насилия в средствах массовой информации (телевидение, фильмы и т. Д.))
  • Употребление наркотиков и / или алкоголя
  • Наличие в доме огнестрельного оружия
  • Сочетание стрессовых семейных социально-экономических факторов (бедность, тяжелые лишения, разрыв брака, одиночное родительство, безработица, потеря поддержки со стороны расширенной семьи)
  • Повреждение мозга при черепно-мозговой травме

Каковы «предупреждающие признаки» агрессивного поведения детей?

Дети с несколькими факторами риска и демонстрируют следующее поведение , которое следует тщательно оценивать:

  • Сильный гнев
  • Частые выходы из строя или взрывы
  • Сильная раздражительность
  • Чрезвычайная импульсивность
  • Легко разочароваться

Родители и учителя должны быть осторожны, чтобы не преуменьшать такое поведение у детей.

Что делать, если ребенок проявляет агрессивное поведение?

Если кто-то из родителей или другой взрослый обеспокоен, им следует немедленно организовать всестороннюю оценку у квалифицированного специалиста по психическому здоровью. Часто может помочь раннее лечение у специалиста. Цели лечения обычно направлены на то, чтобы помочь ребенку: научиться контролировать свой гнев; выражать гнев и разочарование соответствующим образом; нести ответственность за свои действия; и принять последствия.Кроме того, необходимо решать семейные конфликты, школьные проблемы и общественные проблемы.

Может ли что-нибудь предотвратить агрессивное поведение детей?

Исследования показали, что многие виды агрессивного поведения можно уменьшить или даже предотвратить, если значительно уменьшить или устранить указанные выше факторы риска. Самое главное, усилия должны быть направлены на резкое снижение подверженности детей и подростков насилию дома, в обществе и через средства массовой информации.Ясно, что насилие ведет к насилию.

Кроме того, следующие стратегии могут уменьшить или предотвратить агрессивное поведение:

  • Предупреждение жестокого обращения с детьми (использование таких программ, как обучение родителей, программы поддержки семьи и т. Д.)
  • Половое воспитание и программы воспитания для подростков
  • Программы раннего выявления и вмешательства для подростков, склонных к насилию
  • Наблюдение за тем, как ребенок смотрит сцены насилия во время экранного времени, включая Интернет, планшеты, смартфоны, телевидение, видео и фильмы.
,

Антисоциальное поведение: у детей

Для детей нормально проявлять положительное и отрицательное социальное поведение по мере взросления и развития. Некоторые дети лгут, некоторые бунтуют, некоторые отступают. Подумайте об умной, но интровертной звезде трека или популярном, но непокорном президенте класса.

Но некоторые дети демонстрируют высокий уровень антиобщественного поведения. Они враждебны и непослушны. Они могут украсть и уничтожить собственность. Они могут оскорблять словесно и физически.

Такое поведение часто означает, что ваш ребенок проявляет признаки антиобщественного поведения.Антисоциальное поведение поддается контролю, но может привести к более серьезным проблемам во взрослом возрасте, если его не лечить. Если вас беспокоит, что у вашего ребенка антиобщественные наклонности, читайте дальше, чтобы узнать больше.

Антисоциальное поведение характеризуется:

  • агрессией
  • враждебностью к власти
  • обманом
  • неповиновением

Эти проблемы поведения обычно проявляются в раннем детстве и в подростковом возрасте и чаще встречаются у мальчиков.

На данный момент нет данных о количестве антиобщественных детей, но предыдущие исследования показывают, что это число составляет от 4 до 6 миллионов и продолжает расти.

Факторы риска антисоциального поведения включают:

  • школьная и соседняя среда
  • генетика и семейный анамнез
  • плохие и негативные родительские практики
  • жестокая, нестабильная или беспокойная домашняя жизнь

Гиперактивность и неврологические проблемы также могут вызывать антиобщественные поведение.Было обнаружено, что молодые люди с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) подвергаются более высокому риску развития антиобщественного поведения.

Антисоциальное поведение иногда может быть выявлено у детей в возрасте от 3 до 4 лет и может привести к более серьезным последствиям, если не лечить до 9 лет или до третьего класса.

Симптомы, которые может проявить ваш ребенок, включают:

  • жестокое обращение и вред для животных и людей
  • ложь и воровство
  • бунт и нарушение правил
  • вандализм и разрушение другого имущества
  • хроническая преступность

Исследования показывают, что детство антиобщественно поведение связано с более высоким уровнем злоупотребления алкоголем и наркотиками в подростковом возрасте.Это связано с общими генетическими факторами и влиянием окружающей среды.

Тяжелые формы антисоциального поведения могут привести к расстройству поведения или постановке диагноза оппозиционно-вызывающего расстройства. Антисоциальные дети также могут бросить школу и иметь проблемы с поддержанием работы и здоровых отношений.

Такое поведение может также привести к антисоциальному расстройству личности во взрослом возрасте. Взрослые, живущие с антисоциальным расстройством личности, часто проявляют антиобщественное поведение и другие симптомы расстройства поведения до 15 лет.

Некоторые признаки антисоциального расстройства личности включают:

  • отсутствие совести и сочувствия
  • пренебрежение и злоупотребление властью и правами людей
  • агрессия и насильственные наклонности
  • высокомерие
  • манипулирование чарами
  • отсутствие раскаяния

Раннее вмешательство — ключ к предотвращению антиобщественного поведения. Центр эффективного сотрудничества и практики предлагает школам разработать и внедрить три различные стратегии профилактики.

1. Первичная профилактика

Это будет включать вовлечение учащихся в общешкольные мероприятия, которые могут сдерживать антиобщественное поведение, например:

  • обучение разрешению конфликтов
  • навыки управления гневом
  • эмоциональная грамотность

2. Вторичная профилактика

Это нацелено на студентов, которые подвержены риску развития антиобщественных тенденций и вовлечения их в индивидуальные занятия, в том числе:

  • специализированное репетиторство
  • уроки социальных навыков в малых группах
  • консультирование
  • наставничество

3.Третичная профилактика (лечение)

Третий шаг — продолжение интенсивного консультирования. Это относится к антисоциальным студентам и студентам с хроническими моделями правонарушений и агрессии. Центр предлагает семьям, консультантам, учителям и другим людям координировать усилия по лечению детей с антиобщественным поведением.

К другим способам лечения антисоциального поведения относятся:

  • обучение навыкам решения проблем
  • когнитивно-поведенческая терапия
  • поведенческое семейное вмешательство
  • семейная терапия и подростковая терапия

Родители также могут пройти обучение родительскому управлению для решения любых негативных проблем с воспитанием детей. это может способствовать антиобщественному поведению ребенка.

Исследования показали, что тепло и привязанность, разумная дисциплина и авторитетный стиль воспитания имеют положительные результаты для детей. Это может помочь им создать позитивные отношения и улучшить успеваемость в школе.

Для детей и подростков нормально проявлять некоторые антиобщественные наклонности, такие как замкнутость или легкое бунтарство. Но для некоторых детей эти тенденции могут указывать на нечто более тревожное.

Поговорите со своим ребенком, если вас беспокоит его поведение, чтобы вы могли лучше понять, что происходит с его точки зрения.Обязательно поговорите с врачом, чтобы разработать эффективный план лечения антиобщественного поведения вашего ребенка.

Важно решать проблемы поведения как можно раньше, чтобы предотвратить более серьезный диагноз в будущем.

.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о