Социальная ситуация развития это в психологии определение: социальная ситуация развития — это… Что такое социальная ситуация развития?

Содержание

Понятие социальной ситуации развития.

Проблема периодизации развития личности

Выготский. Три группы схем периодизации психического развития:

1. Периодизация детства на основе ступенчатообразного построения других процессов, так или иначе связанных с детским развитием. Биогенетический принцип. Существует строгий параллелизм между развитием человечества и развитием ребенка (онтогенез в кратком и сжатом виде повторяет филогенез). Периодизация в соответствии со ступенями воспитания и образования ребенка. Недостатки: внешний шаблон накладывается на внутренний процесс.

2. На основе выделения одного признака детского развития, как условного критерия членения на периоды. П.П.Блонский. Детство расчленяется на эпохи на основе дентиции, т.е. появления и смены зубов. Признаки, по которым выбрано основание: а) показательно для суждения об общем развитии ребенка; б) легко доступно наблюдению; в) объективно. Дентиция связана с особенностями конституции растущего организма: кальцификация и деятельность желез внутреннего развития. Порядок прорезывания зубов: беззубое детство, детство молочных зубов, детство постоянных зубов. Штерн. Схема на основании развития какой-нибудь одной стороны: раннее детство: игровая деятельность; период сознательного учения с разделением игры и труда; период юношеского созревания с развитием самостоятельности личности и планов дальнейшей жизни. Недостатки: 1. Субъективность. Критерий выбирается по субъективным основаниям; 2. Берется единый критерий, состоящий в каком-либо одном признаке. Но ценность этого признака с возрастом может меняться; 3. Установка на исследование внешних признаков детского развития, а не внутреннего существа процесса. Внутренняя сущность вещей и внешние их формы не совпадают.

3. Гезелл. Изменение внутреннего ритма и темпа психического развития, из определения текущего объема развития. Выделяет отдельные ритмические периоды развития, объединенные внутри себя постоянством темпа развития. Динамика детского развития – процесс замедления роста. Ошибка в том, что Геззел не видел в развитии качественных преобразований, развитие для него – это рост, увеличение того, что дано с самого начала. Односторонность – да темп замедляется, но им не все исчерпывается.

4. Принципы подлинной периодизации. Внутреннее изменение самого развития. Развитие – непрерывный процесс самодвижения, характеризующийся в первую очередь непрестанным возникновением и образованием нового, не бывшего на прежних ступенях. С материалистической точки зрения – развитие – это процесс, характеризующийся единством материальной и психической сторон, единством общественного и личного.

Критерий возраста – новообразования, которые характеризуют сущность каждого возраста. Новообразование – новый тип строения личности, ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношения к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период.

Динамика развития: изменения могут происходить резко, критически, и могут происходить постепенно, литически.

Стабильные периоды – нет резких сдвигов, микроскопические изменения личности.

Кризис – за короткий срок резкие и кардинальные сдвиги, меняется весь в целом. Границы не отчетливы, резкое обострение кризиса. Обнаруживается трудновоспитуемость ребенка.

Структура и динамика возраста. Возраст — целостное динамическое образование. В каждую возрастную эпоху – личность ребенка изменяется как целое в своем внутреннем строении, и законами изменения этого целого определяется движение каждой части.

Структура возраста:

Центральное новообразование – результат, продукт возрастного развития, ведущее понятие для всего процесса развития и характеризующее перестройку всей личности ребенка на новой основе. Вокруг него группируются частные новообразования. Процессы развития, связанные с центральным новообразованием – центральные линии развития, другие – побочные. Центральные и побочные линии могут от возраста к возрасту меняться местами (речь – центральная в раннем детстве, побочная в школьном). Возникновение, изменение и сцепление структурных новообразований характеризуют динамику возраста.

Роль среды в динамике возраста. Социальная ситуация развития – своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной.

Возникнув в сознательной личности ребенка, новообразования приводят к тому, что изменяется сама эта личность. Новая структура сознания неизбежно означает и новый характер восприятия внешней действительности в ней, новый характер восприятия внутренней жизни ребенка и внутренней активности его психических функций.

Социальная ситуация – исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течении данного периода. Закладывает формы и путь, следуя по которому ребенок приобретает новые свойства личности. Она определяет весь образ жизни ребенка, и его социальное бытие.

Изменения в сознании возникает на основе определенной, свойственной данному возрасту, формы его социального бытия. Возникающие новообразования приводят к перестройке всей структуры сознания и изменяют всю систему его отношений. Это приводит к необходимости смены и социальной ситуации развития. Ребенок стал другим существом – необходимо должна измениться социальная ситуация развития (ССР). Перестройка социальной ситуации развития составляет главное содержание критических возрастов.

Основной закон динамики возрастов. Силы, движущие развитие ребенка в том или ином возрасте, с неизбежностью приводят к отрицанию и разрушению самой основы развития всего возраста, с внутренней необходимостью определяя аннулирование ССР, окончание данной эпохи развития и переход к следующей, или высшей, возрастной ступени.

Леонтьев.

Обращается к понятию личность через понятие деятельность. Любая деятельность предметна, мотив деятельности – предмет. Представление о личности – представление о мотивационной сфере.


Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

Социальная ситуация развития — характеристика, периодизация и специфика

Социальная среда и психическое развитие

Определение ССР было введено советским психологом, основателем культурно-исторического подхода Львом Семёновичем Выготским. Автор придавал особое значение социально-культурной среде в онтогенезе психики и становлении социальной ситуации развития. В психологии этот подход занял центральное место для характеристики возрастной периодизации детского развития.

В своём подходе Л. Выготский рассматривает становление психики через взаимодействие двух составляющих: естественного созревания и культурной среды. Развитие высших психических функций происходит в процессе саморазвития и обусловлено взаимодействием индивида с социумом. Овладение «психическими орудиями», знаково-символической системой (языком, письмом), культурными ценностями и требованиями общества сначала происходит во внешней деятельности, а затем переходит на внутренний уровень осознания.

ССР — понятие, которое используется для отображения уровня психосоциального развития ребёнка. Оно помогает раскрыть такие особенности социального взаимодействия:

  • объективное место ребёнка в социальных отношениях, его соответствие требованиям окружающих людей;
  • осознание своей социальной позиции и взаимоотношений с социумом.

Достижения психического развития провоцируют возникновение новых задач в социальном взаимодействии, решение которых становится содержанием психики ребёнка. Постепенно накапливаются противоречия между старой и новой социальной позицией. Окружающие люди предъявляют более высокие ожидания к возможностям ребёнка. Такие конфликты решаются в опережающем развитии необходимых способностей, мышления, памяти, внимания, самооценки, саморегуляции. В то же время они порождают много задач и внутренних конфликтов, что приводит к возрастным кризисам.

Каждый кризис приводит к возникновению психических новообразований, позволяет перейти к следующему этапу личностного развития и способствует формированию новой социальной позиции. Важно понимать, что ССР реализуется только во взаимодействии с другими людьми.

Периодизация детства

Отношения с окружающим миром складываются по-особенному в разные года жизни ребёнка. Для более структурного понимания и выделения главных признаков социального взаимодействия Л. С. Выготским была создана возрастная периодизация, согласно которой детство делится на пять больших этапов.

Младенчество (от рождения до года)

Младенец кажется совершенно асоциальным существом, но это ошибочное мнение. В этом возрасте возникает совершенно специфическая,

глубокая и своеобразная социальность ребёнка, которая определяется двумя моментами:

  • младенец не в состоянии удовлетворить ни одну из жизненно важных потребностей без помощи взрослого, его первые контакты с действительностью социально опосредованы;
  • ребёнку недоступно основное средство социального общения — речь.

Эти два противоречия выступают двигателем психического развития в этом возрастном периоде.

Ребёнок остаётся биологически зависим от матери до конца младенчества, пока не научится ходить. Исходным пунктом развития сознания выступает психическая общность матери и младенца, что являет собой новообразование «пра-мы», которое Выготский назвал социальной ситуацией развития в младенческом возрасте.

Показателем состоявшейся ситуации развития «мы» является специфическая реакция на лицо матери — улыбка. Неразрывное единство проявляется в том, что ребёнок ничего не может без взрослого. Его социальное взаимодействие опосредовано ухаживающим за ним человеком: «Мы поели», «Мы погуляли». Такая неразрывность содержит в себе противоречие: ребёнку жизненно необходим взрослый, но в то же время он не имеет специфических средств воздействия на него. Это противоречие решается при разрушении старой ССР.

Общение в раннем возрасте

Первый год жизни подходит к концу, и ребёнок приобретает больше самостоятельности благодаря обучению ходьбе. Ситуация слитности со значимым взрослым под названием «мы» начинает распадаться на «ребенок — взрослый».

По мере развития способности ходить увеличивается автономность ребёнка в плане общения с внешним миром. Основной потребностью на этом возрастном этапе становятся действия с предметами, что развивает пространственное ориентирование.

Стоит отметить, что все способы действия с предметами и орудиями становятся доступны ребёнку благодаря взрослому, который обучает его и поддерживает. Предметная и социальная среда перестает быть одним целым, а специфику новой ССР можно описать формулой: «ребенок — предмет — взрослый».

В процессе обучения предметным действиям ребёнок постоянно обращается к взрослому за помощью, вниманием или требованием поиграть с ним. Складывается ситуативно-деловое общение, сущностный аспект которого — деловое сотрудничество на основе предметных взаимодействий в деятельности или игре. Основными характеристиками социального общения в раннем детстве выступают:

  • инициатива ребёнка в общении со старшими, желание получить внимание;
  • настойчивость в требовании от взрослого предметного сотрудничества и участия в делах ребёнка;
  • чувственное восприятие к оцениванию взрослым, различие позитивной и негативной оценки от значимого человека;
  • использование речи при взаимодействии со взрослым.

Второй и третий годы жизни характеризуются изучением выработанных человечеством способов манипуляций с предметами. Особенность ССР в этом возрасте заключается в том, что взрослый становится образцом специфично-человеческих предметных действий. Важным становится соучастие, то есть совместная практическая деятельность, а не просто манипуляции с предметами. Взрослый выступает как образец, как основное условие предметных действий для ребёнка раннего возраста.

Дошкольники: выход за пределы семьи

Ситуация совместной деятельности со взрослым распадается до начала дошкольного периода (в 3—7 лет), обогащается новыми формами и содержанием. «Система Я», которая становится центральным новообразованием, совместно с развитием речи способствует расширению круга общения.

Стремление быть как взрослый и несоответствие реальных возможностей вытекает в психическое противоречие. Общение со сверстниками приобретает более значимую роль, нежели на предыдущем возрастном этапе.

Психологический выход за пределы семьи формирует новую ССР, которую можно описать схемой «ребенок — взрослый (общественный)». Дошкольник начинает интересоваться взрослыми как носителями общественных функций: продавец, полицейский, воспитатель.

Подражание и желание быть «как взрослый» при объективной невозможности реализации этого желания порождает противоречие, которое решается в виде сюжетно-ролевой игры. Возможность примерять на себя разные образы, повторять действия, проигрывать воображаемую ситуацию позволяет малышу познавать мир взрослых.

Благодаря наступлению этапа сюжетно-ролевой игры появляется внеситуативно-познавательная форма общения. На первый план выступают не совместные предметные действия со взрослым, а теоретический аспект общения, информационное содержание разговора. Ребёнок видит в значимом человеке источник новых знаний, который может ответить на все вопросы и утолить познавательный интерес. Внеситуативный характер общения проявляется в том, что обсуждаются темы, не связанные напрямую с окружающим миром.

Под конец дошкольного возраста появляется внеситуативно-личностная форма общения, содержание которой сводится к миру людей, а не предметов. Ребёнка интересуют разные аспекты жизни взрослого, которые не видны ему непосредственно в этот момент.

Младший школьник и социум

Особенности школьного обучения в возрасте от 7 до 12 лет способствуют возникновению новой ССР, которая характеризуется возникновением произвольного поведения, формированием внутреннего плана действий и саморефлексии. Обучение становится ведущей деятельностью, в которой развиваются самооценка, дисциплина и контроль своих действий. Однако все эти новообразования формируются не сразу.

В первые дни школьного обучения ребёнок переживает стрессовую ситуацию, которая разрешается в период адаптации. В младшей школе многие межличностные контакты осуществляются через учителя.

Именно он помогает сформировать у ребёнка навыки самостоятельного обучения, контролирует процесс приобретения знаний, умений и навыков, помогает в формировании социальной позиции школьника, организовывает сотрудничество.

Выход ребёнка за рамки семьи, расширение круга значимых взрослых — это всё формирует новую ССР, которую кратко можно описать формулой «ребенок — взрослый — задача». Социальная роль учителя обязует его предъявлять детям важные требования, контролировать их выполнение и оценивать его качество. У ребёнка формируется внутренняя позиция школьника — социально важная роль. Успехи и неудачи в учебной деятельности влияют на систему отношений со взрослыми, родителями и сверстниками.

Статус ученика и ответственного человека требует от ребёнка активизации всех психических процессов: внимания, восприятия, памяти, воображения, мышления и речи. Развитие воли, целеустремлённости и саморегуляции сказывается на качестве социального взаимодействия в коллективе сверстников.

Подросток: стремление к взрослости

Особенность ССР в возрасте 12—17 лет заключается в личности подростка. Внешний мир остаётся неизменным: круг общения, семья, посещение школы. Изменения происходят во внутренней структуре личности и приводят к трансформации ССР.

Ведущей деятельностью у подростка становится интимно-личностное общение со сверстниками, которое является основой психосоциальной ситуации. Сильное влияние на межличностные взаимодействия оказывает самооценка подростка, которая в большей степени опирается не на своё «Я», а на мнение окружающих.

Отношения со взрослыми имеют двойственную природу. С одной стороны, подросток хочет быть независимым, с другой — не может полноценно обеспечить свою жизнь и нуждается в личностной и материальной поддержке. Этот внутриличностный конфликт разрешается в подростковом кризисе и переходе на этап юношества.

Таким образом, ССР — уникальный феномен, специфический для любого возраста. Это основной фактор и показатель психического и личностного роста ребёнка на каждом этапе развития.


Понятие социальной ситуации развития — Студопедия.Нет

 

К началу каждого возрастного периода складывается совершенно своеобразное, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Это отношение называют социальной ситуациейразвития в данном возрасте (понятие ввел Л. С. Выготский). Социальная ситуация развития — это исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии ребенка в течение возрастного периода. Она

полностью определяет формы и пути развития ребенка, виды деятельности, приобретаемые им новые психические свойства и качества. Социальная ситуация развития специфическая для каждого возраста, строго закономерно определяет весь образ жизни ребенка, или его социальное бытие. Центральным моментом при рассмотрении динамики психического развития был для Л. С. Выготского анализ социальной ситуации развития. Распад старой и возникновение основновой социальной ситуации развития, по мысли Выготского, и составляет главное содержание критических возрастов. Ребенок — часть социальной ситуации. Отношение ребенка к среде и среды к ребенку передается через его переживания и деятельность. Существенна не сама по себе ситуация, а то, как ребенок ее переживает. В одной и той же семье, в одной и той же ситуации мы встречаем у разных детей разные изменения развития, поскольку одна и та же ситуация неодинаково переживается разными детьми (Выготский Л. С.) Социальная ситуация развития может сильно различаться у детей одного возраста в связи с социальным расслоением в обществе.

 

Проблема обучения и развития в дет психологии. Понятие зоня ближайшего развити.

Существуют 3 подхода к данной проблеме:

1) Детское развитие независимо от процесса обучения. (Фрейд , Пиаже).

2) Обучение и развитие синонимы. (Торондайк , Уотсон , Кофка).

3) Обучение ведет за собой развитие. (Выготский , Эльконин , Давыдов).

Актуальный уровень развития— тот уровень развития психических функций, который существует на сегодняшний день (уже сформированные функции). То что ребенок умеет самостоятельно.

Зона ближайшего развития — те функции, которые находятся на стадии формирования и могут проявляться в специально созданных условиях. Потенциальное развитие ребенка (с взрослым).

 

 

Роль общения в развитии ребенка. Понятие госпитализма.

 

Лисина рассматривала общение как один из ведущих факторов псих разв ребенка. В её концепции понятия общение и комуникативная деятельность — синонимы.

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие производительные способности и качества. Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен, оставаться полу животным, лишь внешне, анатомо-физиологически напоминающим человека. Особенно большое значение для психического развития ребенка имеет его общение с взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает почти исключительно через общение, так как вплоть до начала обучения в школе, а ещё более определенно — до наступления подросткового возраста, он лишен способности к самообразованию и самовоспитанию.Психическое развитие ребёнка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию.

 

Понятие ведущей деятельности в отечественной психологии.

 

Деятельность — активное взаимодействие с окружающей действительностью в ходе которого человек удавлитворяет свои потребности.

Ведущая деятельность — деятельность , при реализации которой происходит возникновение и формирование основных психических новообразований человека , на той или иной ступени его развития. И закладываются основы для перехода к новой ведущей деятельности.

Признаки вед. Деятельности:

1. В ней возникают и дефференцируются другие виды деятельности.

2. В ней перестраиваются основные психические процессы.

3. Происходит изменение психических особенностей личности.

Основные виды деятельности:

1. Непосредственное общение младенца (0-1) со взрослым.

2. Предметно-манипулятивная деят. в раннем возрасте (1-3).

3. Сюжетно-ролевая игра дошкольного возраста (3-6,7).

4. Учебная деят. Школьника (7-11,12).

5. Интимно личностное общение в подростковом возрасте (11,12-15,16).

6. Профессионально-учебная деят. (15,16-20).

7. Трудовая деят. (20-…).

Содежание и форма ведущей деят. зависит от конкретных условий в которых протекает развитие ребенка.

 

понятие, основные характеристики и история возникновения : Labuda.blog


08.03.2019 Зорян Фрейдович Психология

Что такое социальная ситуация? Если на вопрос ответит хотя бы два человека из десяти это уже будет успех. Но к сожалению, в большинстве своем люди далеки от социологии. Предлагаем восполнить пробелы в знаниях! И выяснить не только понятие социальной ситуации, но и ее виды.

Терминология

Что же вкладывается в это понятие? Социальной ситуацией называют комплекс положений, обстоятельств и обстановки. При этом обстоятельством считается такое условие, которое определяет положение существования чего-либо.

Термин считается одним из самых важных понятий социальной психологии. Ситуацию можно рассматривать по-разному, например, как что-то, созданное человеком в процессе взаимодействия с окружающими. К ней так же можно отнестись, как к ситуации, которая существует автономно от участников или участника.

Как вы уже поняли, специалисты придерживаются разных точек зрения, поэтому стоит рассмотреть каждую.

Символический интеракционизм

В чем же суть? Приверженцы этой теории считают «обстановку» сценарием, который просто ждет своих актеров. Они обращают внимание на то, что со стороны можно наблюдать лишь за актерским восприятием социальной ситуации, то есть она имеет последствия для опыта и поведения. Также последователи считают, что практически все определения «обстановки» происходят через процесс общения. Специалисты считают, что участники контактируют между собой для того, чтобы сохранить взаимное понимание обстоятельств, которые сопровождающих их взаимодействие. То есть люди стремятся помогать друг другу в правильной идентификации собственной личности и уменьшать возникающие неудобства.

Чтобы было яснее, приведем наглядный пример: каждый человек ежедневно оказывается в какой-то «обстановке», необязательно это социальная чрезвычайная ситуация. Чаще имеется в виду работа или тусовка, словом, привычные действия. Естественно, что человек своим поведением старается соответствовать ситуации, при этом наблюдатели могут посчитать такую форму поведения противоречащей. Можно проанализировать поведение людей на нудистском пляже. Пример не относится к чрезвычайной социальной ситуации, скорее, к обычной жизненной. Итак, человек, который не является участником «обстановки», посчитает обнажение явно сексуальным, в то время как сами участники стараются нивелировать любые намеки на секс.

Таким образом, мнение, что ситуация — это то, что есть лишь в голове имеет место. То есть человек относится к происходящему сообразно своему мироощущению и устоям.

Независимая ситуация. Особенности

Примеров социальных ситуаций довольно много: одни говорят в пользу первой теории, а вот другие подтверждают правоту второй. В чем же заключается вторая теория? Ее сторонники считают, что ситуация существует автономно и не зависит от людей, которые в ней задействованы. Получается, что никто из людей не создает самостоятельно ситуации обучения, тренировки, продажи и прочего. По этой причине каждая из ситуаций имеет влияние на поведение людей, взаимодействующих друг с другом. Проще говоря, то как люди выражают свои чувства, устанавливают физический контакт, показывают эмоции, зависит от того, в какой ситуации человек оказался.

Некоторые специалисты утверждают, что повседневные ситуации имеют немалое количество черт, которые определяют сами по себе мысли людей, их поведение. Если так рассуждать, то субъективная природа для определения ситуации не подходит. А вот для того чтобы изучить объективную природу, придется немало потрудиться. Связано это, прежде всего, с тем, что классифицировать все «обстановки» попросту невозможно, ведь их огромное множество. Можно привести примеры социальных ситуаций по месту действия: на работе, дома, на отдыхе и так далее. Конечно, можно попытаться систематизировать их с типом отношений, как то: интимные, формальные, партнерские, конкурентные, но и здесь не все гладко. Рано или поздно может оказаться, что ситуация не подходит ни под одну категорию. Опять же разные индивиды не всегда могут оценить ситуацию одинаково. Например, одна и та же игра у любителя и профессионала вызовет разную оценку.

Специалисты попытались использовать и третий подход — характеристики восприятия. Что это значит? Ситуации делились по типу сложная-простая, невключенность-включенность, пассивность проявляется или активность, неприятная ситуация или приятная и так далее. Но опять же нельзя сказать, что такой способ помог на 100%. Все-таки невозможно классифицировать все на свете, нужно оставлять место для чего-то нового.

Факторы взаимодействия

Когда ученые Оксфордского университета занимались изучением видов социальных ситуаций, они выделили несколько факторов взаимодействия, которые помогают определить «обстановку»:

  1. Правила.
  2. Цели.
  3. Роли.
  4. Последовательность поведенческих актов. Примером послужит смена ролей слушающего и говорящего.
  5. Элементарные действия. Речь идет о невербальных и вербальных формах участия в содействии.
  6. Физическая среда. Ее элементами считаются границы ситуации. Это может быть улица, какое-либо закрытое помещение, площадь и прочее. Сюда же относятся физические качества среды, которые воздействуют на органы чувств (запахи, шум или цвет), пространственные условия, например, расстояние между кем-то или чем-то и реквизит (парты в школе или доска).
  7. Концепты-знания. Что это такое? То есть должны быть определенные категории, которые обеспечивают понимание любого вида социальной ситуации. Сюда относятся знания правил игры, обозначения фигур, узких терминов. Если брать изучаемый термин, то в нем такими концептами считаются представления о социальной структуре, о людях, об объектах, которые включены во взаимодействие, и элементах того самого взаимодействия.
  8. Речь и язык. Это касается определенных оборотов речи, словаря и интонаций, которые используют участники ситуации.
  9. Навыки и трудности. Что это значит? Под этим пунктом специалисты понимают все препятствия для контактирования, а также навыки, которые помогают их преодолеть.

Важно понимать, что ученые соединили вместе объективные и субъективные аспекты ситуаций.

Исследователи также считают наиболее важными цели. Поговорим подробнее.

Цели

Выше уже было отмечено, что цели занимают ключевое положение. Так происходит потому, что они рассматриваются в качестве независимых переменных. Получается, что другие параметры зависят именно от целей.

Кроме них, есть и другие значимые факторы, правда, они имеют меньшее значение. К этим факторам относится эмоциональная атмосфера, правила, умение преодолевать трудности на своем пути. Ярким примером является встреча друзей через много лет, общение научного руководителя и студента по поводу дипломной работы будет отличаться, в первую очередь, этими параметрами, а потом уже добавится разный стиль общения и прочее.

Особенности «обстановки»

К характеристикам социальной ситуации, которые воздействуют на поведение человека, можно отнести следующее:

  1. Незнакомая-знакомая.
  2. Ориентированная на общение-ориентированная на выполнение чего-либо.
  3. Неформальная-формальная.
  4. Глубокая включенность или поверхностная. Кстати, к глубокой относят в том числе и интимную включенность.

На основе этих самых характеристик и выделяются определенные типы ситуаций:

  1. Личностные контакты с родственниками и близкими друзьями.
  2. Официальные мероприятия.
  3. Случайные редкие встречи со знакомыми.
  4. Формальные контакты на работе и, например, в магазинах.
  5. Переговоры и конфликт.
  6. Несимметричные контакты, которые связаны с социальными навыками. Примером служит руководство, обучение, интервьюирование.
  7. Групповая дискуссия.

Примечательно, что такая классификация не является единственной. Социальная ситуация в странах может иметь разную типологию. Кстати, самой известной классификацией видов считается работа Эрика Берна. Она основывается на потребности структурирования времени. Берн предлагает шесть способов этого самого структурирования, которые делит на два пограничных случая и четыре основных.

Рассмотрим подробнее.

Классификация Берна

Его деление таково:

  1. Пограничный случай. Основной его особенностью является замкнутость. То есть человек психологически не дает какого-либо контакта, он погружен в собственные мысли. Подобное поведение воспринимается как норма лишь в том случае, если оно не стало привычкой.
  2. Повторяющиеся, привычные действия и ритуалы. Социальная ситуация и трудная жизненная ситуация невозможны без этого. Речь идет о действиях, носящих как формальный, так и неформальный характер. К первым можно отнести деловой этикет, а ко второй — приветствие, благодарность и прочее. Ритуалы нужны для того, чтобы поддерживать общение при этом не сближаясь.
  3. Времяпрепровождение. Речь идет о полуритуальных разговорах о проблемах и каких-то жизненных неурядицах. Такое общение носит повторяющийся характер, хотя его и трудно назвать предсказуемым. За разговорами проводят время на вечеринке, как правило, незнакомые люди или чтобы скоротать часы во время ожидания начала чего-то. Времяпровождение считается социально запрограммированным, ведь разговоры в это время допускаются только на некоторые темы. Целью такого общения является не только поддержание приятельских отношений, но и заведение новых знакомств и даже связей.
  4. Совместная деятельность. Речь идет о тех ситуациях, когда люди контактируют на работе, ведь им нужно хорошо выполнять поставленные задачи.
  5. Игры. Берн считает, что это самый сложный тип общения. А дело в том, что в игре одна сторона пытается превзойти другую и, соответственно, получить награду. Чтобы было понятнее приведем следующую схему: если человек просит утешения и, получив его, успокаивается, то он добился того, чего хотел. Но в ситуации когда человека утешили, а он обратил это против утешителя, то это называется игрой. Она отличается скрытой мотивацией участников игры. Ученый считает, что все важные контакты протекают в виде игры, которая составляет большую часть общения между людьми. Основной причиной игры является то, что в жизни у людей очень мало возможностей для близости. Например, на Западе искренность и откровенность не в почете, ведь ее можно использовать против человека. Опять же повторяющееся времяпрепровождение рано или поздно надоедает. Чтобы не подвергать себя опасности и избавиться от скуки люди начинают играть. Это и есть ключевое социальное значение игр. Как правило, люди выбирают партнеров и друзей из тех людей, которые играют в те же игры. Если человек начинает играть в другие игры, то из привычного общества его обычно изгоняют. Опять же игры нужны для поддержания душевного здоровья. Когда у людей не будет возможности играть, они впадут в отчаяние. Особенно это видно в семьях, когда один из супругов имеет лучше здоровье, а у второго оно ухудшается из-за отказа от игр. Объясняется это тем, что второй супруг с помощью игры поддерживал собственное психологическое равновесие.
  6. Вторым пограничным случаем является близость. Именно она становится замыкающим способом структурирования времени. Близостью считается свободное от игр общение, которое основывается на заинтересованности и отсутствии выгоды. Настоящая близость наступает в тот момент, когда скрытые мотивы и социальные схемы перестают быть важными. Человеческая близость является вершиной взаимоотношений между людьми, она приносит такое удовольствие, что даже людям с неустойчивым равновесием более не нужны игры. Прототипом близости можно назвать акт интимных или любовных отношений.

Кроме теорий ученых, есть еще такое понятие, как социальная ситуация развития ребенка. Об этом подробно далее.

Социальная ситуация развития

Что же это такое и почему под вопрос выделяется отдельная тема? Это понятие появилось не так давно и означает условия, в которых происходит поведенческое и психологическое развитие человека. Кстати, это понятие используется как единица измерения динамики развития детей. В чем же суть? Ученые выделяют две составляющей социального развития — переживание и деятельность. Если деятельность малыша наблюдать можно без особых усилий, то план переживаний зачастую не виден даже родителям. Уже давно доказано, что одну ситуацию дети переживают по-разному, даже близнецы. Например, один ребенок никак не отреагирует на конфликт родителей, а другой заработает себе невроз, потому как сам будет переживать. Опять же с возрастом ребенок на одну и ту же ситуацию может реагировать по-разному.

Ситуация развития меняется в начале возрастного периода. Как это следует понимать? Под конец того периода появляются новообразования социальной ситуации развития, среди которых выделяется центральное. Именно оно имеет наибольшее значения для становления другой стадии.

Подобная «обстановка» ставит перед малышом специфические задачи по развитию. Он же должен их разрешить, что и будет воспринято как совершенствование. Любые достижения малыша приводят к противоречию между старой социальной ситуацией развития ребенка и новой. Таким образом ломаются старые возводятся новые отношения с социумом.

Возрастная динамика изменения социальной ситуации дошкольного возраста или любого другого определяется освоением и принятием малышом новой позиции. Формируется новый статус ребенка и перестроение форм сотрудничества. Вызвано это готовностью окружения и психологической готовностью малыша.

Каждый возрастной этап характеризуется направлением выбора какой-то формы ведущей деятельности, позволяющей полнее реализоваться в социальной ситуации ребенка. Например, дошкольники обычно выбирают сюжетные игровые фильмы, младшие школьники — учебные фильмы, но которые имеют акцент на моделировании, подростки отдают предпочтение формам деятельности личностного самоопределения, старшие школьники — рождению зрелости и профессиональному определению. Примечательно, что формы деятельности не должны быть строго привязаны к возрасту. Если, будучи маленьким, ребенок вовлекается в какую-то деятельность, то с процессом развития и становления личности формула переворачивается. То есть малыш перестает вовлекаться в деятельность, а начинает сам выбирать деятельность, с помощью которой он развивается. Как правило, выбор делается исходя из того, какое место ребенок занимает в социальных отношениях. Из-за этого все психологи и призывают родителей помочь малышу найти его.

Вот так и объясняется социальная ситуация развития дошкольного, школьного и прочего возраста ребенка.

Три уровня общения

Так называется еще одна классификация соцситуаций. Три уровня появляются в зависимости от того, насколько человек вовлечен в преобразование отношений. Итак, выделяют уровни:

  1. Деловой.
  2. Социально-ролевой.
  3. Интимно-личностный.

Деловой уровень характерен тем, что людей объединяет совместная деятельность и интересы. Принципом деловых взаимоотношений является поиск средств повышения эффективности работы, рациональность. Важно понимать, что партнеры на этом уровне оцениваются по работоспособности и функциональным качествам. Общение на деловом уровне не предполагает психологического сближения.

Понятие социальной ситуации мы разобрали в самом начале статьи. И теперь с чистой совестью перейдем к дальнейшему разбору уровней. Социально-ролевой уровень очевиден в ситуационной необходимости. Например, люди общаются в транспорте, на улице, в общественных местах, в официальных учреждениях. Чтобы общение на этом уровне проходило хорошо, необходимо знать требования и нормы социальной среды. При этом коммуникация является анонимной и абсолютно неважно происходит ли она между незнакомыми, знакомыми или близкими людьми.

Интимно-личностный уровень подразумевает психологическую близость в особой форме. В этом случае участники стремятся удовлетворить свои потребности в понимании, сопереживании, сочувствии. Принципом этого уровня является доверительность, эмпатия.

Важно понимать, что для каждого уровня общения будет свойственно разное поведение. Например, социальная ситуация в обществе будет резко отличаться от той, что возникает при деловом общении. И так во всем.

Определение ситуации

Этот момент можно назвать важнейшим, ведь таким образом человек ориентируется в социальной среде. Определение «обстановки» считается самым важным структурообразующим пунктом межличностного взаимодействия. Социально-психологические ситуации любого уровня предполагают взаимодействие людей, которые заранее непохожи друг на друга, но при этом они зависят, ведь по отдельности осуществить намерения не получится. Согласно этой причине, между людьми возникает психологическое напряжение разной силы. Во время общения возникают критические моменты, которые обусловлены выбором цели взаимодействия, превращающие общение в предмет переговоров. В результате таких переговоров формируется своеобразное рабочее соглашение. Получается, что все приведенные выше типажи произрастают из возможности определения типичных ситуаций социального характера, которые возникают во время взаимодействия людей. Другими словами, есть сценарий у таких «обстановок», который известен членам определенной группы. Чтобы межличностная коммуникация проходила успешно, важно умение людей выделять типичные, социальные или стандартные ситуации и конструировать их с помощью действий. То насколько человек понимает уместность своего поведения, говорит о его социальной компетентности.

Межличностное пространство

Когда тип определен, например, это социальная ситуация семей, участники последней начинают выстраивать собственные позиции, которые позволяют достигать целей в конкретных обстоятельствах. Коммуникация станет успешной лишь в том случае, если участники создадут общую действительность.

Итак, что же понимается под межличностным пространством? Оно предполагает:

  1. Четкое определение временных и пространственных границ ситуации взаимодействия. За пределами этой ситуации позиция считается неуместной.
  2. Выбор позиции по отношению к другому человеку, проверка на прочность.
  3. Оформление занятой позиции через невербальные и вербальные средства коммуникации.

Обычно в межличностном пространстве выделяют горизонтальные и вертикальные характеристики. Вертикальная характеристика выражается в представлениях об обоюдном расположении партнеров, то есть пристройка к партнеру с какой-либо стороны.

Горизонтальная же составляющая выражается в использовании межличностных преград, которые стоят на пути сближения между людьми. Это могут быть как предметы типа стола, стула или какие-либо жесты. Ярким примером преграды считаются скрещенные руки, поза нога на ногу, перевод разговора на другие темы и прочее. Преградой также может стать закрытый тип личности у одного из собеседников.

Можно сказать, что то пространство, которое создается во время межличностного взаимодействия, является определяющим фактором получится наладить контакт или нет.

Заключение

Мы разобрали многие социально-психологические ситуации, которые могут встречаться на жизненном пути. Надеемся, теперь тема станет для вас гораздо понятнее. Прежде всего, стоит сказать, что невозможно разделить все ситуации по типам, ведь их очень много. Зато вполне реально знать основы психологии и благодаря этому понимать, как правильно действовать в той или иной ситуации.

Общество будет всегда, и никуда от него не деться, а потому каждый человек должен научиться взаимодействовать с другими людьми. Можно действовать интуитивно и методом ошибок и проб найти свою модель поведения, а можно запастись теоретическими знаниями. В любом случае всегда стоит помнить об уместности в той или иной ситуации. Если человек будет вести себя не так, как принято в конкретной группе, то вряд ли у него получится задержаться среди этих людей.

Безусловно, индивидуальность должна присутствовать и не нужно становиться серой массой, но границы дозволенного тоже должны быть. Помните, человек человеку — друг, а значит, мы должны уметь договариваться между собой. На то нам и дана речь в отличие от животных. Для этого человек и наделен эмпатией. Все в ваших руках.

Источник: fb.ru



Социальная ситуация развития — это, определение слова, понятие. Что такое Социальная ситуация развития, значение, словарь, энциклопедия

Социальная ситуация развития [лат. sociālis — общественный] — сущностная характеристика возрастного периода развития, введенная Л.С. Выготским. С. с. р. — это единственное и неповторимое, специфическое для данного возраста отношение между ребенком и средой. С. с. р. определяет весь образ жизни ребенка, его социальное бытие, особенности его сознания. С. с. р., как отношение между развивающимся субъектом и средой, определяет: 1) объективное место ребенка в системе социальных отношений и соответствующие ожидания и требования, предъявляемые к нему обществом (А.Н. Леонтьев)- 2) особенности понимания ребенком занимаемой им социальной позиции и своих взаимоотношений с окружающими людьми- отношение ребенка к своей позиции в терминах принятия — непринятия.

С. с. р. ставит перед субъектом на каждом возрастном этапе специфические задачи развития, разрешение которых и составляет содержание психического развития в данном возрасте. Достижения психического развития ребенка постепенно приходят в противоречие со старой С. с. р., что приводит к слому прежних и построению новых отношений с социальной средой, а следовательно к новой С. с. р. Вновь возникшее противоречие между новыми, более высокими социальными ожиданиями и требованиями к ребенку и его возможностями разрешается путем опережающего развития соответствующих психологических способностей. Таким образом, скачкообразное изменение С. с. р. выступает одним из существенных компонентов возрастных кризисов развития.

Анализ С. с. р. позволяет выделить «ближайшие» и «далекие» отношения ребенка к обществу (Л.С. Выготский), т. е. два плана отношений: отношения «ребенок — общественный взрослый», как представитель социальных требований, норм и общественных смыслов деятельности- отношения «ребенок — близкий взрослый и сверстник», реализующий индивидуально-личностные отношения. С. с. р. включает такие сферы взаимоотношений как семья, детский сад, школа, общение с близкими сверстниками, неформальные молодежные организации, дополнительные образовательные учреждения и др.

О.А. Карабанова

Психологическая энциклопедия

— термин Л.С. Выготского — структурный компонент психологического возраста. С.с.р. — специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и взрослым.

Психологическая энциклопедия

— специфическая для каждого возрастного периодасистема отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми. Социальная ситуация развития обусловливает образ жизни ребенка, его социальное…


Поделиться:

Социальная психология: определение, история, методы, приложения

Что такое социальная психология?

Социальная психология — это научное исследование того, как на мысли, чувства и поведение людей влияет реальное, воображаемое или подразумеваемое присутствие других (Allport 1998). По этому определению научный относится к эмпирическому методу исследования. Термины мысли, чувства и поведение включают в себя все психологические переменные, которые можно измерить у человека.Утверждение, что другие могут быть воображаемыми или подразумеваемыми, предполагает, что мы склонны к социальному влиянию, даже когда другие люди отсутствуют, например, когда мы смотрим телевизор или следуем внутренним культурным нормам.

Социальная психология — это эмпирическая наука, которая пытается ответить на множество вопросов о человеческом поведении, проверяя гипотезы как в лаборатории, так и в полевых условиях. Такой подход к области фокусируется на отдельном человеке и пытается объяснить, как другие люди влияют на мысли, чувства и поведение людей.

Относительно недавняя область, социальная психология, тем не менее, оказала значительное влияние не только на академические миры психологии, социологии и социальных наук в целом, но также повлияла на общественное понимание и ожидания человеческого социального поведения. Изучая, как люди ведут себя в условиях экстремального социального влияния или его отсутствия, были достигнуты большие успехи в понимании человеческой природы. Люди — существа социальные, поэтому социальное взаимодействие жизненно важно для здоровья каждого человека.Благодаря изучению факторов, которые влияют на социальную жизнь и того, как социальные взаимодействия влияют на индивидуальное психологическое развитие и психическое здоровье, появляется более глубокое понимание того, как человечество в целом может жить вместе в гармонии.

Подробнее о теориях социальной психологии.

Связи между социальной психологией и социологией

Социальная психология — это отрасль психологии, изучающая когнитивные, аффективные и поведенческие процессы людей под влиянием их членства в группах и взаимодействий, а также других факторов, влияющих на социальную жизнь, таких как социальный статус, роль и социальный класс.Социальная психология изучает влияние социальных контактов на развитие отношений, стереотипов, дискриминации, групповой динамики, конформности, социального познания и влияния, самооценки, убеждения, межличностного восприятия и влечения, когнитивного диссонанса и человеческих отношений.

Значительное количество социальных психологов являются социологами. Их работа в большей степени сосредоточена на поведении группы и, таким образом, исследует такие явления, как взаимодействия и социальные обмены на микроуровне, а также групповую динамику и психологию толпы на макроуровне.Социологов интересует человек, но в первую очередь в контексте социальных структур и процессов, таких как социальные роли, раса и класс, а также социализация. Они склонны использовать как качественный, так и количественный дизайн исследования. Социологов в этой области интересуют различные демографические, социальные и культурные явления. Некоторые из их основных областей исследований — социальное неравенство, групповая динамика, социальные изменения, социализация, социальная идентичность и символический интеракционизм.

Социальная психология связывает интерес психологии (с ее акцентом на личности) с социологией (с ее акцентом на социальных структурах).Большинство социальных психологов проходят подготовку по дисциплинам психологии. Психологически ориентированные исследователи уделяют большое внимание непосредственной социальной ситуации и взаимодействию между человеком и переменными ситуации. Их исследования имеют тенденцию быть в высшей степени эмпирическими и часто сосредоточены на лабораторных экспериментах. Психологов, изучающих социальную психологию, интересуют такие темы, как отношения, социальное познание, когнитивный диссонанс, социальное влияние и межличностное поведение. Два влиятельных журнала для публикации исследований в этой области — это The Journal of Personality and Social Psychology и The Journal of Experimental Social Psychology.Узнайте больше о социологической социальной психологии.

История социальной психологии

Дисциплина социальной психологии зародилась в Соединенных Штатах на заре двадцатого века. Первым опубликованным исследованием в этой области был эксперимент Нормана Триплетта (1898 г.) по феномену социальной помощи. В 1930-е годы многие гештальт-психологи, в частности Курт Левин, бежали в Соединенные Штаты из нацистской Германии. Они сыграли важную роль в развитии этой области как чего-то отдельного от поведенческих и психоаналитических школ, которые доминировали в то время, и социальная психология всегда сохраняла наследие их интересов в восприятии и познании.Отношения и различные явления в малых группах были наиболее часто изучаемыми темами в ту эпоху.

Во время Второй мировой войны социальные психологи изучали убеждение и пропаганду для американских военных. После войны исследователи заинтересовались множеством социальных проблем, включая гендерные вопросы и расовые предрассудки. В 1960-х годах рос интерес к множеству новых тем, таких как когнитивный диссонанс, вмешательство сторонних наблюдателей и агрессия. Однако к 1970-м годам социальная психология в Америке достигла кризиса.Были горячие дебаты по поводу этики лабораторных экспериментов, действительно ли отношения предсказывают поведение, и насколько наука может сделать

определение социальной ситуации | Социологический словарь открытого образования

Определение социальной ситуации

( существительное ) Правила интерпретации обстановки и социальных взаимодействий.

Социальная ситуация Произношение

Руководство по использованию произношения

Силлабификация: социальная ситуация

Аудио произношение

Фонетическое правописание

  • Американский английский — / sOH-shuhl sich-uh-wAY shuhn /
  • Британский английский — / sOH-shuhl sich-u-AY-shuhn /

Международный фонетический алфавит

  • Американский английский — / ˈsoʊʃəl ˌsɪʧuˈeɪʃən /
  • Британский английский — / ˈsəʊʃəl Note ˌstjʊˈ51
  • Usage
    • Множественное число: социальных ситуаций

    Связанные цитаты

    • «Мы не тезисы о том, что специфическая природа религии является простой« функцией »социальной ситуации слоя, который выступает в качестве ее характерного носителя, или что он представляет «идеологию» страты или что он является «отражением» материальной или идеальной ситуации интересов слоя »(Weber 1948: 269–70).
    • «Такое предположение, как мне кажется, игнорирует центральный факт девиации: она создается обществом. Я не имею в виду, как это обычно понимается, когда причины отклонения находятся в социальной ситуации девианта или в «социальных факторах», которые побуждают его действовать. Я имею в виду, скорее, что социальные группы создают отклонения, создавая правила, нарушение которых составляет отклонение , и применяя эти правила к определенным людям и навешивая на них ярлык посторонних.С этой точки зрения отклонение — это не качество действия, совершенного лицом, а, скорее, следствие применения другими правилами и санкциями к «правонарушителю». Девиант — это тот, к кому был успешно применен этот ярлык; девиантное поведение — это поведение, на которое люди так навешивают ярлык »(Becker 1963: 8–9).
    • «Символы помогают людям извлекать пользу из социальных взаимодействий. В социальных контактах интерпретация или определение данной ситуации каждым человеком становится объективной реальностью с точки зрения этого человека.Мы часто предполагаем, что то, что мы считаем «реальностью», разделяют другие; однако это предположение часто неверно »(Kendall 2006: 20).

    Дополнительная информация

    Связанные термины


    Ссылки

    Becker, Howard Saul. 1963. Аутсайдеры: исследования в области социологии отклонений . Нью-Йорк: Свободная пресса.

    Weber, макс. 1946. «Социальная психология мировых религий». Стр. 267–301 в От Макса Вебера: Очерки социологии , отредактированный и переведенный Х.Х. Герт и К. Райт Миллс. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.

    Кендалл, Диана. 2006. Социология в наше время: основы . 5-е изд. Бельмонт, Калифорния: Уодсворт.

    Цитируйте определение социального положения

    ASA — Американская социологическая ассоциация (5-е издание)

    Bell, Kenton, ed. 2014. «Социальная ситуация». В Социологический словарь открытого образования . Проверено 30 ноября 2020 г. (https://sociologydictionary.org/social-situation/).

    APA — Американская психологическая ассоциация (6-е издание)

    социальная ситуация.(2014). В К. Белле (ред.), Словарь социологии открытого образования . Получено с https://sociologydictionary.org/social-situation/

    Chicago / Turabian: Author-Date — Chicago Manual of Style (16-е издание)

    Bell, Kenton, ed. 2014. «Социальная ситуация». В Социологический словарь открытого образования . По состоянию на 30 ноября 2020 г. https://sociologydictionary.org/social-situation/.

    MLA — Ассоциация современного языка (7-е издание)

    «Социальная ситуация.» Социологический словарь открытого образования . Эд. Кентон Белл. 2014. Интернет. 30 ноября 2020 г. .

    теория социальной идентичности | Определение, история, примеры и факты

    Теория социальной идентичности , в социальной психологии, изучение взаимодействия между личной и социальной идентичностями. Теория социальной идентичности направлена ​​на определение и предсказание обстоятельств, при которых люди считают себя индивидуумами или членами группы.Теория также рассматривает последствия личной и социальной идентичности для индивидуального восприятия и группового поведения.

    Итальянский социальный клуб

    Итальянский социальный клуб в Клеркенуэлле, Ислингтон, Лондон.

    Деннис Марсико / Британская энциклопедия, Inc.

    История

    Теория социальной идентичности разработана на основе серии исследований, часто называемых минимальными групповыми исследованиями, проведенных британским социальным психологом Генри Тайфелем и его коллегами в начале 1970-х годов.Участников распределили по группам, которые были максимально произвольными и бессмысленными. Тем не менее, когда людей просили присваивать баллы другим участникам исследования, они систематически присуждали больше баллов членам группы, чем членам вне группы.

    Исследования минимальных групп были интерпретированы как показывающие, что простого действия по разделению индивидов на группы может быть достаточно, чтобы заставить их думать о себе и других с точки зрения членства в группе, а не как об отдельных людях.Этот вывод отклонялся от общепринятой в то время точки зрения, а именно, что объективный конфликт интересов является центральным фактором возникновения межгруппового конфликта.

    Таким образом, теория социальной идентичности возникла из убеждения, что членство в группе может помочь людям привить смысл в социальных ситуациях. Членство в группе помогает людям определить, кто они есть, и определить, как они относятся к другим. Теория социальной идентичности была разработана как интегративная теория, так как была направлена ​​на соединение когнитивных процессов и поведенческой мотивации.Изначально основное внимание уделялось межгрупповым конфликтам и межгрупповым отношениям в более широком смысле. По этой причине теория первоначально называлась теорией социальной идентичности межгрупповых отношений.

    Сэкономьте 50% на подписке Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сегодня

    Более поздние разработки ученика Таджфеля Джона Тернера и его коллег по когнитивным факторам, имеющим отношение к социальной идентификации, дополнительно уточнили, как люди интерпретируют свое собственное положение в различных социальных контекстах и ​​как это влияет на их восприятие других (например,ж., стереотипы), а также их собственное поведение в группах (например, социальное влияние). Эти разработки составляют теорию самокатегоризации или теорию социальной идентичности группы. Вместе теорию самоклассификации и теорию социальной идентичности можно назвать подходом социальной идентичности.

    Когнитивные процессы

    Теория социальной идентичности была разработана, чтобы объяснить, как люди создают и определяют свое место в обществе. Согласно теории, центральными в этом отношении являются три психологических процесса: социальная категоризация, социальное сравнение и социальная идентификация.

    Социальная категоризация относится к тенденции людей воспринимать себя и других с точки зрения определенных социальных категорий, то есть как относительно взаимозаменяемых членов группы, а не как отдельных и уникальных людей. Например, можно думать об определенном человеке, Джейн, как о феминистке, юристе или футбольном фанате.

    Социальное сравнение — это процесс, с помощью которого люди определяют относительную ценность или социальное положение определенной группы и ее членов. Например, школьные учителя могут рассматриваться как имеющие более высокий социальный статус, чем сборщики мусора.Однако по сравнению с университетскими профессорами школьные учителя имеют более низкий социальный статус.

    Социальная идентификация отражает представление о том, что люди обычно не воспринимают социальные ситуации как сторонние наблюдатели. Вместо этого их собственное представление о том, кто они и как они относятся к другим, обычно зависит от того, как они видят других людей и группы вокруг них.

    Тогда чья-то социальная идентичность рассматривается как результат этих трех процессов (социальной категоризации, социального сравнения и социальной идентификации).Социальная идентичность может быть определена как знание индивидом принадлежности к определенным социальным группам вместе с некоторой эмоциональной и ценностной значимостью членства в этой группе. Таким образом, в то время как индивидуальная идентичность относится к самопознанию, связанному с уникальными индивидуальными атрибутами, социальная идентичность людей указывает на то, кем они являются с точки зрения групп, к которым они принадлежат.

    Мотивация

    Согласно теории социальной идентичности, социальное поведение определяется характером и мотивацией человека как личности (межличностное поведение), а также принадлежностью человека к группе (т.е., межгрупповое поведение).

    Люди обычно предпочитают поддерживать положительный имидж групп, к которым они принадлежат. В результате процессов социальной идентичности люди склонны искать положительно ценные черты, отношения и поведение, которые можно рассматривать как характерные для их групп.

    Эта склонность может также побудить их сосредоточиться на менее благоприятных характеристиках чужих групп или преуменьшить важность положительных чужих характеристик. Тенденция отдавать предпочтение своим внутренним группам над релевантными чужими группами может влиять на распределение материальных ресурсов или результатов между членами внутри группы и за пределами группы, оценку продуктов внутри группы по сравнению с продуктами внешней группы, оценки внутри группы по сравнению с другими. производительность и достижения вне группы, а также сообщения о поведении внутри группы по сравнению с внешними членами группы.

    Стратегии повышения статуса

    Считается, что мотивация к установлению позитивной социальной идентичности лежит в основе межгруппового конфликта, поскольку члены неблагополучных групп стремятся улучшить положение своей группы и социальное положение, а члены благополучных групп стремятся защитить и сохраняют свое привилегированное положение.

    Согласно системе убеждений об индивидуальной мобильности, индивиды являются свободными агентами, способными переходить из одной группы в другую.Определяющей чертой системы является представление о том, что границы группы проницаемы, так что отдельные лица не связаны и не ограничиваются членством в группах в стремлении улучшить свое положение. Таким образом, возможности и результаты людей рассматриваются как зависящие от их талантов, жизненного выбора и достижений, а не от их этнического происхождения или социальных групп.

    Совершенно иная система убеждений, известная как система убеждений социальных изменений, утверждает, что изменения в социальных отношениях зависят от групп, изменяющих свое положение относительно друг друга.Безопасность статуса зависит от воспринимаемой стабильности и законности существующих различий в статусе между группами. Стабильность и легитимность имеют тенденцию взаимно влиять друг на друга: когда позиции могут быть изменены, существующие межгрупповые различия в статусе кажутся менее законными. И наоборот, когда ставится под сомнение легитимность существующих статусных различий между группами, воспринимаемая стабильность таких отношений, вероятно, будет подорвана.

    Две системы убеждений, в свою очередь, определяют, что люди, скорее всего, будут делать, когда они будут стремиться к более позитивной социальной идентичности.Теория социальной идентичности различает три типа стратегий повышения статуса: индивидуальная мобильность, социальная конкуренция и социальное творчество.

    Индивидуальная мобильность позволяет людям добиваться улучшения личного положения независимо от группы. Это также может быть решение на индивидуальном уровне для преодоления групповой девальвации.

    Социальная конкуренция — это стратегия на уровне группы, которая требует, чтобы члены группы сплотились и объединили силы, чтобы помочь друг другу улучшить свою совместную работу или результаты.

    Наконец, социальное творчество подразумевает, что люди изменяют свое восприятие положения в группе. Этого можно достичь, введя альтернативные измерения для сравнения, чтобы подчеркнуть то, как внутренняя группа положительно отличается от соответствующих чужих групп. Вторая возможность — переоценить существующие групповые характеристики для улучшения восприятия внутри группы. Третья возможность — сравнить свою группу с другой контрольной группой, чтобы текущее положение в группе выглядело более позитивным.

    Стратегии социального творчества обычно характеризуются как когнитивные стратегии, поскольку они изменяют восприятие людьми текущего положения своей группы, а не меняют объективные результаты. Тем не менее было продемонстрировано, что эти стратегии могут стать первым шагом к достижению социальных изменений. Поскольку стратегии социального творчества помогают сохранить идентификацию и положительное отношение к группе, даже если она имеет низкий статус, со временем эти стратегии могут дать членам группы возможность добиваться фактического улучшения положения своей группы

    Социальная психология — Определения и значение

    Социальная психология — это дисциплина психологии.Перед объяснением социальной психологии будет кратко представлена ​​общая психология. Психология всесторонне определяется следующим образом:

    « Психология — это исследование человеческого поведения и психических процессов». (Р.С. Фельдман)

    Психология изучает человеческое поведение в отношении основных психических процессов. Наше поведение всегда определяется нашим умственным процессом, таким как мышление, эмоции, чувства, познание, обучение, прошлый опыт и так далее.На эти лежащие в основе психические процессы также можно влиять внутреннее или внешнее влияние, что, в свою очередь, влияет на поведение человека. Следовательно, Психология пытается понять динамику человеческого поведения, а также психических процессов, например. что такое агрессивное поведение? Какие психические процессы участвуют в агрессивном поведении? Как наши воспоминания или социальный опыт вызывают умственные процессы, приводящие к агрессивному поведению?

    СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

    Социальная психология, подраздел психологии, изучает поведение людей в группах.Слово «социальный» означает по отношению к другим. Следовательно, он изучает поведение человека в присутствии других. Он пытается понять, почему мы ведем себя в присутствии других, как мы ведем себя и как на наше поведение влияют другие.

    Социальная психология разделена на две основные части:

    1. Изучение индивидуального поведения в группах
    2. Как на поведение человека влияют другие?

    Кимбл Янг определил социальную психологию следующим образом:

    «Социальная психология — это изучение поведения человека в группах и того, как на поведение, чувства и мысли человека влияют другие.”

    Мы ведем себя по-разному в разных социальных ситуациях. Мы ведем себя очень уважительно перед нашими родителями, но мы ведем себя очень смело и с энтузиазмом перед нашими друзьями. Студент очень спокойно сидит в библиотеке, но тот же студент очень возбужденно (танцует и кричит) в концертном зале. Студент может очень спокойно сидеть в классе, пока учитель читает лекцию, но один и тот же студент может вести себя совершенно по-разному, когда он находится со своими друзьями в кафетерии.

    Почему мы ведем себя по-разному перед разными людьми или в разных социальных ситуациях? Ответ в том, что другие влияют на нас — именно так на наше поведение влияют другие. Когда мы взаимодействуем с другими людьми, они влияют на наши чувства, эмоции и мысли, которые, в свою очередь, формируют наше поведение по отношению к ним. Если кто-то ведет себя агрессивно по отношению к нам, мы также можем вести себя агрессивно по отношению к нему. Социальная психология пытается понять, как на наше поведение, чувства и мысли влияют другие.

    Курт Левин , психолог, известный как отец современной социальной психологии, определил социальную психологию следующим образом:

    «Социальная психология — это научное исследование поведения человека в социальных ситуациях».

    Слова «поведение в социальной ситуации» означают ситуации, в которых задействовано больше людей. Мы по-разному ведем себя в разных социальных ситуациях. Мы можем петь песню, путешествуя в машине, но нам может быть очень неловко петь песню во всеуслышание во время поездки в общественном автобусе.Точно так же человек будет вести себя грустно в печальных случаях (например, в знак соболезнования в связи со смертью родственника), но тот же человек будет вести себя по-другому в счастливом случае (например, на свадьбе). Это потому, что каждая социальная ситуация имеет социальное влияние, которое соответственно влияет на наше поведение.

    Гордон Олпорт , американский психолог, определил социальную психологию следующим образом:

    «Психология — это научное исследование того, как на человеческое поведение, чувства и мысли влияет реальное, воображаемое или подразумеваемое присутствие других»

    В приведенном выше определении говорится о трех типах присутствия других людей:

    1. Фактическое присутствие
    2. Воображаемое присутствие
    3. Подразумеваемое присутствие

    1.Фактическое присутствие: Это просто означает физическое присутствие другого человека, например ведет себя в группе друзей в классе.

    2. Воображаемое присутствие: Это означает, что человек воображает присутствие других, которых нет физически и фактически. Например, вы готовите речь, которую произнесете через неделю перед множеством людей. Следовательно, репетируя свою речь дома, вы можете представить себе присутствие других людей, чтобы правильно подготовиться к произнесению речи.

    3. Подразумеваемое присутствие: Означает косвенное присутствие других лиц, которое подразумевается. На поведение и чувства человека также может влиять косвенное или подразумеваемое присутствие других людей, например смотреть телевизор или следовать усвоенным нормам. Например, просмотр грустной сцены в фильме также может вызвать у вас эмоции грусти и сочувствия. Точно так же наши внутренние культурные нормы влияют на наше поведение, даже если реальной социальной ситуации нет.

    Роберт Барон определил социальную психологию следующим образом:

    «Социальная психология — научное исследование природы и причин индивидуального поведения в социальных ситуациях»

    Приведенное выше определение почти такое же, как и предыдущее, но объясняет предмет социальной психологии немного иначе.Поведение человека в социальной ситуации является продуктом взаимодействия социальных причин (присутствие других, усвоенные нормы, отношения с другими, роль, статус и т. Д.) и психологических причин (умственные процессы, например, чувства, эмоции, мысли и т. Д.). Социальное взаимодействие предполагает взаимное влияние друг на друга. Следовательно, чувства, эмоции и поведение человека находятся под влиянием других людей во время взаимодействия с ними. Точно так же учебные нормы также являются продуктом социальных взаимодействий.Все эти факторы определяют поведение человека. Социальная психология пытается понять все эти причины человеческого поведения в социальных ситуациях.

    Определение социальной психологии: история и принципы

    Область социальной психологии быстро растет и оказывает все более важное влияние на то, как мы думаем о человеческом поведении. Газеты, веб-сайты и другие средства массовой информации часто сообщают о выводах социальных психологов, а результаты социально-психологических исследований влияют на решения в самых разных областях.Давайте начнем с краткой истории области социальной психологии, а затем перейдем к обзору основных принципов науки социальной психологии.

    История социальной психологии

    Наука социальная психология началась, когда ученые впервые начали систематически и формально измерять мысли, чувства и поведение людей (Kruglanski & Stroebe, 2011). Самые ранние социальные психологические эксперименты по групповому поведению были проведены до 1900 года (Triplett, 1898), а первые учебники по социальной психологии были опубликованы в 1908 году (McDougall, 1908/2003; Ross, 1908/1974).В 1940-х и 1950-х годах социальные психологи Курт Левин и Леон Фестингер усовершенствовали экспериментальный подход к изучению поведения, создав социальную психологию как строгую научную дисциплину. Левина иногда называют «отцом социальной психологии», потому что он изначально разработал многие важные идеи этой дисциплины, включая акцент на динамических взаимодействиях между людьми. В 1954 году Фестингер отредактировал влиятельную книгу под названием Research Methods in the Behavioral Sciences , в которой он и другие социальные психологи подчеркнули необходимость измерения переменных и использования лабораторных экспериментов для систематической проверки исследовательских гипотез о социальном поведении.Он также отметил, что в этих экспериментах может оказаться необходимым обмануть участников относительно истинного характера исследования.

    Область социальной психологии началась с таких пионеров, как Курт Левин и Леон Фестингер, и продолжается сегодня в исследовательских лабораториях по всему миру.

    Социальная психология была вдохновлена ​​исследователями, которые пытались понять, как немецкий диктатор Адольф Гитлер мог вызвать такое крайнее послушание и ужасное поведение своих последователей во время Второй мировой войны.Исследования конформизма, проведенные Музафиром Шерифом (1936) и Соломоном Ашем (1952), а также исследования послушания Стэнли Милгрэма (1974), показали важность давления конформизма в социальных группах и то, как люди, находящиеся у власти, могут создавать послушание, даже до такой степени, что заставляет людей причинять серьезный вред другим. Филип Зимбардо в своем известном «тюремном эксперименте» (Haney, Banks, & Zimbardo, 1973) обнаружил, что обычные студенты мужского пола, которые были наняты на роль охранников и заключенных в симулированной тюрьме, были настолько вовлечены в свои задания. , и их взаимодействие стало настолько жестоким, что исследование пришлось прекратить досрочно (Примечание 1.4 «Видеоклип 1»). Это исследование еще раз продемонстрировало силу социального окружения.

    Видеоклип 1

    (нажмите, чтобы посмотреть видео)

    Стэнфордский тюремный эксперимент, проведенный Филипом Зимбардо в 1960-х годах, продемонстрировал мощную роль социальной ситуации в поведении человека.

    Социальная психология быстро расширилась за счет изучения других тем. Джон Дарли и Бибб Латане (1968) разработали модель, которая помогает объяснить, когда люди помогают, а когда не помогают другим, нуждающимся, а Леонард Берковиц (1974) стал пионером в исследовании человеческой агрессии.Тем временем другие социальные психологи, в том числе Ирвинг Дженис (1972), сосредоточились на групповом поведении, изучая, почему умные люди иногда принимают решения, приводящие к катастрофическим результатам, когда они работают вместе. Тем не менее другие социальные психологи, в том числе Гордон Олпорт и Музафир Шериф, сосредоточились на межгрупповых отношениях с целью понимания и потенциального уменьшения возникновения стереотипов, предрассудков и дискриминации. Социальные психологи высказали свое мнение в 1954 г. по делу Brown v.Совет по образованию , дело Верховного суда, которое помогло положить конец расовой сегрегации в государственных школах США, и социальные психологи по-прежнему часто выступают в качестве свидетелей-экспертов по этим и другим вопросам (Fiske, Bersoff, Borgida, Deaux, & Heilman, 1991).

    Во второй половине 20-го века социальная психология расширилась в области отношений с особым упором на когнитивные процессы. За это время социальные психологи разработали первые формальные модели убеждения с целью понять, как рекламодатели и другие люди могут представить свои сообщения, чтобы сделать их наиболее эффективными (Eagly & Chaiken, 1993; Hovland, Janis, & Kelley, 1963).Эти подходы к установкам сфокусированы на когнитивных процессах, которые люди используют при оценке

    Глава 12 — Социальная психология Карточки

    Срок
    «Хэла сбила машина, когда он бегал трусцой? В самом деле? Что ж, меня это не удивляет, — прокомментировала Эрин. «Он никогда не носит светоотражающую одежду, поэтому держу пари, что водитель его даже не видел». Ответ Эрин иллюстрирует паттерн атрибуции, который называется:

    A)
    диффузия ответственности.

    Б)
    этноцентризм.

    C)
    правило взаимности.

    Г)
    обвинение жертвы.

    Определение
    Срок
    Дилан работает с шестью другими сотрудниками над составлением совместного отчета. Если он типичен для большинства людей в индивидуалистических культурах, вовлеченных в коллективную задачу, он, вероятно, будет:

    A)
    учитывать внешние, ситуативные факторы, если проект успешен, и винить себя, если проект терпит неудачу.

    B)
    работать намного усерднее, чем если бы он работал над проектом в одиночку.

    C)
    испытывают рост этноцентризма.

    D)
    затрачивает меньше усилий, чем если бы он работал над задачей в одиночку.

    Определение
    D)
    затрачивает меньше усилий, чем если бы он работал над задачей в одиночку.
    Срок
    _____ означает, как мы интерпретируем значение поведения других людей, как _____ означает, как на наше поведение влияют ситуационные факторы и другие люди.

    A)
    Социальная помощь; просоциальное поведение

    B)
    Групповая предвзятость; предвзятость вне группы

    C)
    Социальное познание; социальное влияние

    D)
    Информационное социальное влияние; нормативное социальное влияние

    Определение
    C)
    Социальное познание; социальное влияние
    Срок
    Нестор является членом клуба беговых лыж в своем колледже, но не является членом клуба горных лыж.С точки зрения основных социальных категорий, члены лыжного клуба Нестора — это _____, а члены горнолыжного клуба — _____.

    А)
    социальных бездельников; социальные фасилитаторы

    B)
    в группе; вне группы

    C)
    социальных фасилитаторов; социальные мокасины

    D)
    out-group; внутри группы

    Определение
    Термин
    Социальное безделье относится к:

    A)
    тенденции тратить меньше усилий на задачу, когда это групповое усилие.

    B)
    тенденция к присутствию других людей для повышения индивидуальной производительности.

    C)
    тенденция тратить больше усилий на задачу, когда это групповая работа.

    D)
    снижение самосознания и запретов, когда человек является частью группы, члены которой чувствуют себя анонимными.

    Определение
    A)
    тенденция тратить меньше усилий на задачу, когда это групповая работа.
    Срок
    Восприятие личности следует некоторым основным принципам. Что из перечисленного НЕ является одним из них?

    A)
    Ваше самовосприятие влияет на то, как вы воспринимаете других и как вы действуете на свое восприятие.

    B)
    Ваши цели в конкретной ситуации определяют объем и вид информации, которую вы собираете о других.

    C)
    Ваши реакции на других определяются не вашим восприятием их, а скорее тем, кем или чем они являются на самом деле.

    D)
    В каждой ситуации вы оцениваете людей частично с точки зрения того, как вы ожидаете, что они будут действовать в этой ситуации

    Определение
    C)
    Ваши реакции на других не определяются вашим восприятием их, а скорее тем, кто или что они на самом деле

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *