![]() |
Рейтинг Строгость и наказание приводят к обратному эффекту – непослушанию и плохому поведению детей |
Исследования показывают, что большинство людей считают строгость и наказания лучшими способами воспитания детей. На самом же деле строгий, авторитарный стиль воспитания развивает у детей низкую самооценку и провоцирует плохое поведение. Попробуем разобраться в том, почему это происходит и какой стиль воспитания наиболее эффективен.
Строгое воспитание мешает детям научиться самодисциплине и ответственности. Жесткие рамки и ограничения дают лишь временный эффект и не позволяют ребенку взять ответственность за свое поведение. Нет ничего более ценного для ребенка, чем самодисциплина. Но она развивается только тогда, когда ребенку устанавливают рамки с любовью. Никому не нравится сильный контроль, поэтому нет ничего удивительного в том, что дети протестуют против ограничений. У таких детей нет стремления к хорошему поведению – они видят лишь контроль со стороны родителей.
Авторитарное воспитание и ограничения основаны на страхе. А это приводит к плохому поведению ребенка. Дети учатся на собственном жизненном опыте и примере родителей. Поэтому, если они делают то, что вы им скажете только по причине сильного страха – ваше воспитание ничем не отличается от запугивания. Когда вы кричите на детей, они учатся кричать на других. Когда вы применяете силу – они аналогичным образом учатся применять силу.
Дети, к которым применяют наказание, склонны к злости и депрессии. Это происходит потому, что авторитарное воспитание подразумевает неприятие родителями определенных аспектов психики ребенка и отсутствие помощи ему при возникновении сложных эмоций и чувств. Дети остаются один на один со своими эмоциональными импульсами и чувствуют себя одинокими.
Дети, которых воспитывают в строгости, уважают правоту сильного. Они учатся подчиняться, но не умеют формировать собственное мнение. В старшем возрасте они не ставят под сомнение авторитет лидеров, хотя это зачастую очень необходимо, они не берут ответственность за свои поступки, оправдываясь тем, что «делали как все» или их «заставили».
Дети, которых воспитывают в строгости, более склонны к неповиновению. Исследования показывают, что дети, воспитывающиеся в сильной строгости, в подростковом возрасте проявляют жестокость и неповиновение. Чтобы понять причины этого феномена, посмотрите, как он работает у взрослых. Каждого из нас воспитывали более или менее строго, и нам это не нравилось. В результате это приводит к проблемам с саморегуляцией. Мы злимся или возмущаемся, когда кто-то пытается нам указывать на то, что нужно делать. Иногда мы бунтуем против ограничений, которые сами же себе и устанавливаем. Также по результатам исследований, такие дети имеют склонность к ожирению.
Строгое воспитание заставляет детей больше врать. Если детей воспитывали по принципу «делай, как тебе сказано», они склонны попадать в неприятные ситуации. Также они вырастают искусными лжецами.
Авторитарное воспитание отдаляет родителей от детей. Родителям, которые наказывают своих детей, приходится подавлять своё природное сочувствие. Это делает взаимоотношения между ними более напряженными. Родителям в таких случаях намного сложнее воспитывать детей, потому что дети теряют интерес к тому, чтобы делать приятное своим родителем, да и справиться с ними становится сложнее. Строгое воспитание приводит к тому, что родители становятся несчастными. А дети, которых воспитывали строго, чувствуют обиду на родителей и испытывают недостаток любви во взрослой жизни.
Строгое воспитание не срабатывает, если дети ведут себя хорошо. По сути, оно убивает всё хорошее, что родители могут дать детям, и не дает им научиться управлять своими эмоциями.
Позволять ребенку всё, что он захочет – не выход. Психологи утверждают, что оптимальной стратегией является так называемое «авторитетное воспитание» или «ограничения с сочувствием». Мы должны устанавливать для ребенка определенные границы, но делать это с сочувствием. Дети соблюдают границы только тогда, когда вы устанавливаете их с любовью.
Это вовсе не означает, что такой стиль воспитания – нечто среднее между строгостью и вседозволенностью. Иногда родители действительно разрешают ребенку многое («Хорошо, ты можешь сегодня лечь спать попозже»), и, в то же время, наказывают его за проступки. Например, ставят в угол. Это не очень хороший способ воспитания, потому что родители вынуждены идти на компромисс, а дети, поскольку их наказывают, всё равно ведут себя плохо.
Все, что необходимо сделать родителям – установить разумные границы и озвучить свои ожидания. Это нужно делать с любовью и поддержкой. Сочетание ограничений и сочувствия – золотая середина, которая поможет правильно воспитать ребенка и поможет ему достичь максимальных результатов во всех сферах жизни.
Оцените публикациюРейтинг статьи: 5.00 из 5 на основе 1 оценки.
Ссылки по теме:
Мир
ОК
Вконтакте
Развитие ребенка
Строгое воспитание
В наше время принято считать, что родители воспитывали нас неправильно. Что все мы выросли травмированными, закомплексованными и несчастными, потому что строгое воспитание не подразумевало под собой понятия «личность», «выбор» и «свобода». Психологи и пособия для молодых родителей советуют давать ребенку больше свободы.
© DepositPhotos
Но наблюдения показывают обратное. Эрика Рассон, профессор Эссекского университета, провела исследование, которое показало, что у строгих и требовательных матерей вырастают успешные дети. Детальнее расскажет редакция «Так Просто!».
© DepositPhotos
Строгое воспитание
Сразу стоит заметить, что строгость не имеет ничего общего с физическим насилием. Здесь имеются в виду требовательность и ограничения, но никак не ремень и гречка. Исследование основано на опросе более 15 000 детей в возрасте 13–14 лет на протяжении 6 лет. Так вот, у детей, родители которых были очень строгими, намного больше настойчивости и уверенности в себе.
© DepositPhotos
Дети, у которых были назойливые и неуступчивые матери, зачастую заканчивали колледж и получали хорошую работу. Это может показаться странным, но у требовательных и строгих матерей дети становились успешными. Результаты исследования показали, что у девочек, матери которых слишком настойчивы, на 4 % меньше шансов забеременеть в юном возрасте.
© DepositPhotos
«Во многих случаях мы добиваемся успехов, делая то, что считаем наиболее удобным для нас, даже если это идет против воли наших родителей. Но как бы мы ни старались избегать наших родителей, любые их рекомендации влияют на принимаемые нами решения. Однако мы считаем, что всё решаем сами», — говорит Рассон.
© DepositPhotos
Даже глядя на примеры из нашей жизни, можно заметить, что исследования верны. Например, родители в ультимативной форме запрещали тебе общаться с Колькой из второго подъезда или с Танюхой, которая сидит на последней парте. И даже объясняли, почему именно этого не стоит делать.
Естественно, ты обходила все запреты и общалась с ними, но уже более пристально присматривалась к этим людям. В итоге вы всё равно переставали общаться, и ты понимала правоту родителей. Результат: в зрелом возрасте ты автоматически вычисляешь ненужных тебе людей.
Или пока твои подружки в 13–16 лет бегали по дискотекам и целовались с мальчиками, тебя заставляли делать уроки, играть на фортепиано, устанавливали комендантский час. В итоге подружки поступили в ПТУ или залетели, а ты стала студенткой хорошего вуза, познакомилась с представительным парнем и завела полезные знакомства. Снова строгие ограничения пошли на пользу.
Известно, что у детей, которых воспитывали строго, хорошее чувство ответственности. Ты незаметно для себя самой поддерживаешь порядок, оплачиваешь счета, вовремя посещаешь врача и делаешь еще тысячу мелких дел, которые заставляют других людей нервничать. А тебя нет. Ты просто к этому привыкла.
Совет редакции
Контролируй жизнь своего ребенка. Но не просто ограничивай его свободу или запрещай что-то, а объясняй, почему именно так. Конечно, он будет сопротивляться, особенно в подростковом возрасте, но в дальнейшей жизни твои правильные объяснения превратятся в его интуицию и правильную расстановку приоритетов. Вседозволенность рушит не только чью-то судьбу, она рушит целые нации. Ежовые рукавицы еще никому не навредили.
Расскажи нам в комментариях, каким методам воспитания детей ты отдаешь предпочтение. А также поделись интересным исследованием со своими друзьями в соцсетях!
Фото на превью depositphotos.
Держать ли детей в строгости: «за» и «против»
Быть строгим родителем полезно — у таких вырастают более успешные дети. К таким выводам пришла профессор Эссекского университета Эрика Расcон. В течение шести лет она опросила почти 15 тысяч подростков в возрасте от 13 до 14 лет. И пришла к неожиданному выводу: пусть даже жизнь со строгими родителями порой кажется подростку адом, в перспективе суровое воспитание пойдет ему на пользу.
Мнения «За»
Это мотивирует добиваться успехов
Профессор изучила данные о детях и их семьях и обнаружила, что у более успешных подростков чаще всего были очень требовательные мамы. Дети из таких семей чаще получают высшее образование и находят хорошую работу. А у девочек, которых воспитывали строгие мамы, был на 4% (немного, конечно, но все же) ниже риск забеременеть до совершеннолетия.
— Похоже, все дело в ожиданиях родителей от своего ребёнка, — уверена Эрика Расcон. — Часто мы добиваемся успеха именно потому, что делаем то, во что верим. И ожидания родителей работают так же: они влияют на нас, даже если мы внутренне противимся им.
Правда, отношения в таких семьях часто не слишком теплые — в подростковом возрасте дети часто начинают воспринимать своих слишком требовательных родителей как врагов. Впрочем, с возрастом это обычно проходит, отмечает исследовательница. Вчерашние подростки взрослеют и осознают, что именно наставления мам и пап помогли им добиться успеха, и начинают воспитывать своих собственных детей так же.
Ожидания и внимание помогают расти
Откуда же тогда такие выдающиеся результаты в британском исследовании? Разница, как всегда, в деталях. Само по себе строгое воспитание не гарантирует, что ребёнок поступит в элитный вуз, сделает карьеру и добьется всего в жизни. Но если родители ожидают всего этого от ребёнка, он способен добиться гораздо большего. Разница в том, что надо верить в способности — а не требовать результата. И тогда это становится самосбывающимся пророчеством.
Как работает этот механизм, показал американский психолог из Гарварда Роберт Розенталь. В 1966 году он с коллегами провелэксперимент в нескольких школах. Розенталь собрал учителей и сказал им, что в каждом из их классов есть несколько одаренных детей, которые должны вот-вот проявить свои способности. И раздал учителям списки с фамилиями «талантов», строго-настрого запретив им говорить об этом детям и вообще обсуждать с кем-либо.
Фишка была в том, что «одаренные» дети были отобраны абсолютно случайным образом. Однако, через восемь месяцев выяснилось, что их оценки и правда рванули вверх! Причем, совершенно заслуженно: тесты показали, что у этих детей был значимый прирост IQ. Всё остальное осталось прежним, изменились только ожидания учителей относительно результатов этих учеников.
Этот эксперимент породил целую волну исследований, а по его результатам была написана отдельная книга — «Пигмалион в классной комнате». Вывод из этой истории простой — вера в детей подталкивает их прикладывать усилия и достигать большего. А доброта и мягкость позволят почувствовать родительскую поддержку, если вдруг они упадут, не достигнув своих высот.
Мнения «Против»
Дети чаще врут и не умеют признавать ошибки
Так что теперь — держать детей в ежовых рукавицах и продыху им не давать? Другие эксперты уверены, что ничего хорошего из такой политики не выйдет.
— Практика показывает, что дети очень строгих родителей в подростковом возрасте начинают вести себя неожиданно, — рассказала семейный психолог Татьяна Ночкина в эфире Радио “Комсомольская правда”. — И родители очень удивляются — как так, такой послушный ребёнок был, что случилось? Дело в том, что подростки видят, как общаются со своими детьми другие взрослые. И понимают, что строгость и принуждение, особенно в том, что касается его личной жизни — это неправильно.
Более того, строгое воспитание подталкивает детей к вранью, уверена психолог. Дети боятся признаться родителям, что совершили ошибку. И это подталкивает их перекладывать вину на других и изворачиваться, вместо того, чтобы подумать, как её исправить.
— Ребенок, которого воспитывают в доброте, не боится признаться в своей ошибке, он может спокойно обратиться к родителю и попросить его помочь, — продолжает Татьяна Ночкина. — Но и полное отсутствие строгости приводит к тому, что ребёнок растет во вседозволенности, и не считается ни с родителями, ни с обществом, ни со своими учителями и друзьями.
Это провоцирует агрессию
Избыток строгости может привести и к более серьезным последствиям — например, к избытку агрессии у ребёнка. И на кого она направится — на самого себя или на окружающих — предсказать невозможно.
— Авторитарные родители не обращают внимания на мнение ребёнка — он, как оловянный солдатик: шаг в сторону — расстрел, — считает Татьяна Батышева, главный детский невролог Москвы. — Приказы, инструкции, жесткие рамки способствуют проявлению агрессии у ребёнка. Дети, вынужденные все время подчиняться, либо становятся пассивными и безинициативными (и у них потом выше шансы попасть в плохую компанию), либо они становятся агрессивными — в знак протеста против родителей.
Страдает самооценка
Мальчикам такое воспитание может навредить ещё больше. У всех детей в таких семьях часто страдает самооценка, они менее уверены в своем успехе и менее уравновешены. Но мальчиков все это подталкивает ещё и к насилию.
— Авторитарность родителей полностью исключает близкие, душевные отношения с детьми, — говорит Татьяна Батышева. — Ребенок остается изолированным от общества. И самое важное: он не знает, что такое родительская любовь.
Содержание:
В последние недели многие родители почувствовали: если не установить дисциплину, дети в буквальном смысле слова сядут им на голову, и о продуктивной работе из дома можно будет забыть. Как эффективнее всего управлять поведением ребенка? Обычно родители выбирают один из трех вариантов: вести себя строго, вести себя мягко и сотрудничать. Плохо ли быть мягким родителем? А строгим? И чему придется научиться, чтобы внедрить в жизнь семьи метод сотрудничества?

Строгие родители – страдают отношения
Вести себя строго — возможно, самый распространенный подход, касающийся дисциплины. Речь идет о навязывании воли взрослого человека ребенку. Например, вы настаиваете на том, чтобы малыш прибирался в комнате, и наказываете его, если он этого не делает.
Никому не нравится делать то, что решили за него другие, и ваш сын или дочь не исключение. Некоторые дети более покладисты, но уж точно не все. Такая расстановка сил ведет в тупик, к унижению и злости.
Опасность в том, что вы показываете пример того, как «быть правым», «быть жестким», и то, как вы сами плохо справляетесь с фрустрацией. Выдвигая настойчивые требования к своим отпрыскам, вы неосознанно учите их всегда настаивать на своей правоте, быть негибкими и нетерпимыми.
Затем вы попадаете в замкнутый круг взаимной неуступчивости, безвыходных ситуаций и разборок, либо все кончается отказом от общения. В долгосрочной перспективе это не лучший способ достижения спокойных отношений. Конечно, время от времени можно прикрикнуть: «Игрушки по местам, немедленно!», но пусть это будет исключение, а не обычная ваша манера общения.
Проявляя властность в общении с детьми, вы подвергаете риску их будущие отношения с руководством. Либо они будут сопротивляться любому сотрудничеству с властями, либо не смогут занять лидерские позиции, либо вы вырастите диктатора.
Итак, постоянное навязывание малышу своей воли — не лучший способ воспитания нравственного человека, готового сотрудничать с другими, и не годится для выстраивания хороших отношений с ним.
Мягкие родители – дети идут вразнос
Быть слишком мягким означает не устанавливать никаких норм для сына или дочери и не показывать, чего вы от них ожидаете. Часто такое отсутствие обозначенных родителями границ — либо их протест против чрезмерно опекающего, тревожного стиля воспитания, либо реакция на собственное детство под пятой авторитарных родителей.
Есть дети, способные самостоятельно установить стандарты и критерии своего поведения, но не все так могут. Ребенок, не понимающий, чего от него ждут, часто испытывает растерянность и неуверенность. Бывает, что из-за нежелания повторять модели воспитания наших родителей нас заносит в противоположном направлении, и мы вовсе не устанавливаем границ для ребенка.
Если хорошенько подумать, то становится понятно, что это реакция на прошлое, на поведение наших родителей, а не на ситуацию, с которой мы имеем дело сейчас, в настоящем.
Однако быть мягким вовсе не плохо. Часто это лучший выход. Порой разумно отказаться от своих требований к малышу, потому что он к ним еще не готов.
Например, для вашего старшего уборка не представляет труда, а вот его младший брат весь изноется, пока закончит. Вместо того чтобы устраивать битву, да еще такую, в которой не может быть победителей, а результатом станет лишь разрушение доброжелательного отношения друг к другу, примите как факт: малыш еще не готов делать то, чего вы от него хотите. Это означает — не настаивать на уборке игрушек.
Нет, это не равноценно тому, что вы уступили или сдались. Вы сознательно отложили выстраивание границ. Проявление мягкости может быть хорошим кратковременным решением, до тех пор пока ребенок не научится сотрудничать.

Учимся говорить с ребенком по-новому
Метод сотрудничества заключается в том, что вы и ваш ребенок объединяете усилия, чтобы решить проблему. При этом вы выполняете скорее роль советчика, чем диктатора. Это мой любимый подход, поскольку он подразумевает совместный поиск решения задачи.
Итак, что же такое метод сотрудничества и как он работает?
- Обозначьте проблему используя я-сообщение: «Мне нужно, чтобы в твоей комнате было чисто, и я бы хотела, чтобы ты в ней прибрался».
- Выясните, какие чувства выражает поведение ребенка. Ему, возможно, понадобится в этом ваша помощь. Например: «Тебе кажется несправедливым, что приходится убираться в комнате, когда у твоей подружки там вечно беспорядок?»; «Ты уже устал, и тебе кажется, что это никогда не кончится?».
- Валидируйте эти чувства. «Я понимаю, это кажется несправедливым» или «Поначалу любая большая работа кажется бесконечной».
- Устройте мозговой штурм в поисках решения. «Тем не менее мне нужно, чтобы в комнате было чисто. Какой самый легкий способ этого добиться?»
- Действуйте по плану, повторяя отдельные шаги столько раз, сколько понадобится.
И не судите своего ребенка.
Вторая стадия может оказаться очень коварной, поскольку у вас внутри все протестует против озвучивания того, что вы никоим образом не одобряете. Но не признавая чувств, которые вам не нравятся, вы добиваетесь только того, что дети в них упорствуют. Поскольку малыш еще не может выразить словами все, что он чувствует, возможно, придется использовать варианты ответов с множественным выбором, чтобы выяснить, какие эмоции таятся за проблемой, как в примере выше.
Определившись с чувствами ребенка, следует переформулировать проблему. Вариант: «В твоей комнате полный бардак, и если ты немедленно не приберешься, я выброшу все твои игрушки» ни на что не годен. Это угрозы и культивация чувства стыда, которые только усиливают сопротивление. Вместо этого проявите эмпатию.
Да, требуется практика, и часто кажется, что это противоречит здравому смыслу. Но у ваших детей нет другого способа научиться уважать чувства других, кроме наглядного примера уважения их собственных чувств.
Когда вы вместе ищете решение проблемы, важно отдать ребенку ведущую роль и не отмахиваться от вариантов, которые он предлагает. Он может заявить что-то вроде: «Можно оставить все как есть». Тогда попробуйте ответить: «Ну да, можно. Тебе, конечно, понравилось бы такое решение, но мне — нет. Мало того, что мне неуютно, когда игрушки валяются на полу, так я еще не представляю, как мыть пол в твоей комнате или раскладывать на полках чистую одежду, если к шкафу не пройти. Давай придумаем что-нибудь еще. Ты не торопись, подумай хорошенько».
Главное не умничать, предлагая варианты, иначе вы лишите малыша веры в свои силы.
«Я могу сейчас расставить игрушки по местам, потом отдохну, и ты поможешь разложить одежду, потому что мне трудно ее аккуратно складывать».
«Хорошо, меня устраивает. Позови меня, когда нужно будет складывать, и мы вместе попробуем придумать, как это лучше сделать».
Метод сотрудничества может показаться вам слишком затянутым. Однако важно помнить, что, помимо убранной комнаты, вы получаете отношения, в которых открыто выражаете свои чувства, а еще учитесь искать компромиссы и решать проблемы. Настоящий труд по воспитанию детей заключается не в уборке комнаты, а в том, чтобы быть рядом и помогать им развиваться.
Строгое воспитание: matveychev_oleg — LiveJournal

В наше время принято считать, что родители воспитывали нас неправильно. Что все мы выросли травмированными, закомплексованными и несчастными, потому что строгое воспитание не подразумевало под собой понятия «личность», «выбор» и «свобода». Психологи и пособия для молодых родителей советуют давать ребенку больше свободы.
Но наблюдения показывают обратное. Эрика Рассон, профессор Эссекского университета, провела исследование, которое показало, что у строгих и требовательных матерей вырастают успешные дети.
Сразу стоит заметить, что строгость не имеет ничего общего с физическим насилием. Здесь имеются в виду требовательность и ограничения, но никак не ремень и гречка. Исследование основано на опросе более 15 000 детей в возрасте 13–14 лет на протяжении 6 лет. Так вот, у детей, родители которых были очень строгими, намного больше настойчивости и уверенности в себе.
Дети, у которых были назойливые и неуступчивые матери, зачастую заканчивали колледж и получали хорошую работу. Это может показаться странным, но у требовательных и строгих матерей дети становились успешными. Результаты исследования показали, что у девочек, матери которых слишком настойчивы, на 4 % меньше шансов забеременеть в юном возрасте.
«Во многих случаях мы добиваемся успехов, делая то, что считаем наиболее удобным для нас, даже если это идет против воли наших родителей. Но как бы мы ни старались избегать наших родителей, любые их рекомендации влияют на принимаемые нами решения. Однако мы считаем, что всё решаем сами», — говорит Рассон.
Даже глядя на примеры из нашей жизни, можно заметить, что исследования верны. Например, родители в ультимативной форме запрещали тебе общаться с Колькой из второго подъезда или с Танюхой, которая сидит на последней парте. И даже объясняли, почему именно этого не стоит делать.
Естественно, ты обходила все запреты и общалась с ними, но уже более пристально присматривалась к этим людям. В итоге вы всё равно переставали общаться, и ты понимала правоту родителей. Результат: в зрелом возрасте ты автоматически вычисляешь ненужных тебе людей.
Или пока твои подружки в 13–16 лет бегали по дискотекам и целовались с мальчиками, тебя заставляли делать уроки, играть на фортепиано, устанавливали комендантский час. В итоге подружки поступили в ПТУ или залетели, а ты стала студенткой хорошего вуза, познакомилась с представительным парнем и завела полезные знакомства. Снова строгие ограничения пошли на пользу.
Известно, что у детей, которых воспитывали строго, хорошее чувство ответственности. Ты незаметно для себя самой поддерживаешь порядок, оплачиваешь счета, вовремя посещаешь врача и делаешь еще тысячу мелких дел, которые заставляют других людей нервничать. А тебя нет. Ты просто к этому привыкла.
СОВЕТ РЕДАКЦИИ
Контролируй жизнь своего ребенка. Но не просто ограничивай его свободу или запрещай что-то, а объясняй, почему именно так. Конечно, он будет сопротивляться, особенно в подростковом возрасте, но в дальнейшей жизни твои правильные объяснения превратятся в его интуицию и правильную расстановку приоритетов. Вседозволенность рушит не только чью-то судьбу, она рушит целые нации. Ежовые рукавицы еще никому не навредили.
Плюсы и минусы строгого воспитания — karpachoff.com
Понравилась статья? Поделитесь в социальных сетях
Что общего у Моцарта и Бетховена, кроме того, что они оба были великими композиторами? В контексте темы этой статьи ответ угадать нетрудно — они оба выросли в строгих, авторитарных семьях.
Восхищаясь гениальностью этих людей, мы можем сделать вывод, что их родители поступили правильно, буквально заставив сыновей с малых лет активно заниматься музыкой. Так родительская настойчивость привела юных дарований к успеху.
Почему же авторитарный стиль воспитания воспринимается современным обществом, как нечто негативное, устаревшее и неэффективное? Давайте разбираться.
Также читайте: Чего нельзя говорить ребёнку
Особенности авторитарного воспитания
Если вы решили воспитывать детей в строгости, советуем подробно изучить признаки авторитарного воспитания:
- Авторитарные родители берегут собственный авторитет в глазах ребенка. Им важно быть примером для подражания, чтобы никто не сомневался в их правоте и не задавался поиском альтернативных вариантов для родительских решений. Они имеют право на последнее слово в любом конфликте, их мнение, как правило, решающее.
- Такие родители всегда лучше знают, что хорошо, а что плохо для их детей. У них богатый жизненный опыт, широкий круг общения, большие возможности и устойчивый социальный статус. Они оплоты общества, пользуются уважением, а значит — считают, что знают больше других и могут управлять ходом событий.
- Авторитарные родители видят продолжение собственной исключительности в своих детях. У них просто не может быть неталантливых, ленивых, некрасивых и неуспешных отпрысков.
- Строгое воспитание не предполагает учета детских и подростковых кризисных периодов, слабостей, субъективных переживаний. Все это кажется несущественным по сравнению с глобальными целями, которые поставлены перед ребенком.
- Плохие оценки в школе — не повод для авторитарных родителей упрекать ребенка в недостатке умственных способностей. Единственной разумной, по их мнению, причиной неудачи является лень и недостаточная прилежность в учебе.
- Никаких полумер и посредственных результатов такие родители не приемлют. Для них ты или победитель (с максимальным результатом) или проигравший.
- Еще одна отличительная черта авторитарных родителей — планирование будущего своих детей. Они наперед знают, в какой вуз те поступят и какие специальности выберут. И очень огорчаются, если все идет не так, как было спланировано.
Плюсы и минусы
Чтобы понять, как авторитарное воспитание сказывается на детях, предлагаем вам оценить его преимущества и недостатки. Учтите, что некоторые воспитательные меры могут иметь отдаленные последствия, то есть приносить результаты не сразу, а спустя много лет.
«+»
Успехи в учебе.
У строгих родителей дети всегда или почти всегда демонстрируют значительные академические достижения. Ребенку просто не дают возможности заниматься чем-то другим, кроме учебы, представляя ее, как единственный и безальтернативный вариант самореализации и достижения поставленных целей.
И даже если поначалу дети бунтуют, пытаются найти время для отдыха, друзей и гаджетов, со временем они постепенно втягиваются в активную учебу. При условии неусыпного родительского контроля, конечно же.
Это интересно: статистика Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) показывает, что самые выдающиеся результаты — у детей из Китая и других стран Азии, а также у граждан США азиатского происхождения. Дело в том, что в Азии традиционный стиль воспитания — авторитарный. В китайских семьях приоритетной деятельностью ребенка считается учеба, и родители выдвигают жесткие требования к ее результатам.
Уверенность в себе.
Как ни парадоксально, но именно строгие родители воспитывают уверенных в себе людей. Ведь если ребенка не сломают жесткие порядки и тотальный контроль дома, то все трудности и ограничения самостоятельной жизни он будет воспринимать более стойко. Такой вышкол прививает способность не пасовать перед жизненными трудностями и буквально выгрызать зубами нужный результат.
Самоконтроль.
Подавление своих желаний — первое, чему учатся дети строгих родителей. Они отлично умеют засыпать, когда спать совсем не хочется. Легко отказываются от тусовок с друзьями. Делают то, что от них ожидают, а не то, чего хочется на самом деле. Высокая степень самоконтроля пригодится им во взрослой жизни — в работе и воспитании собственных детей.
Ответственность.
Дети строгих родителей способны о себе позаботиться, могут приготовить покушать, умеют ухаживать за одеждой, распоряжаться карманными деньгами и следить за порядком в комнате. Всему этому они научились благодаря требовательности взрослых. Авторитарные родители ставят детям посильные задачи и контролируют их выполнение. Это помогает развивать ответственность за собственные действия и их результат. Во взрослой жизни такой навык поможет избежать многих ошибок, принимать правильные и обоснованные решения, быть надежным и рассудительным человеком.
«—»
Склонность к депрессиям.
Дети, растущие в атмосфере тотального контроля, чрезмерной требовательности и давления со стороны родителей, более подвержены развитию психических расстройств. Клинический психолог из США Лора Маркхэм в своей книге «Мирные родители и счастливые дети» пишет о том, что излишняя строгость матери или отца вызывает чувство одиночества у ребенка — ему предстоит в одиночку выстоять против натиска взрослых. У таких детей появляется чувство неуверенности в собственной важности, в том, что родители его любят. Он не испытывает к ним привязанности, не чувствует себя членом семьи.
Бунтарство.
Чтобы не вызывать недовольство родителей, ребенок старается вести себя так, как от него требуют, подавляя свои истинные порывы и желания. Однако периодами мотивация быть паинькой ослабевает, и даже страх наказания не может их остановить. Тогда наступает период бунта. Он может быть как легким и иметь незначительные последствия, так и затяжным, масштабным. Например, в виде ухода из дома, прекращения любых контактов с родными, раннего брака/беременности, пристрастия к алкоголю или наркотикам.
Замкнутость и консервативность.
Живя в постоянных ограничениях, ребенок привыкает к тому, что от него ничего не зависит, все решают взрослые. Он теряет широту мышления, видит лишь навязанные пути, невольно отказываясь от возможности жить не так, как жили его родители. У такого человека присутствует эмоциональная отстраненность, поскольку опыта выражать свои чувства, делиться ими с окружающими у него попросту нет.
Агрессивность.
Есть два вида агрессивного поведения — физическое и психологическое. Первое выражается в физическом воздействии на окружающих — удары, толчки, шлепки и т. д. Второе — это моральное насилие в виде упреков, насмешек, язвительных комментариев и пр. Приверженцы строгого воспитания часто пользуются методами агрессивного воздействия, чтобы добиваться от детей полного послушания. Стоит ли удивляться, что спустя годы те демонстрируют отличное владение инструментами своих родителей.
Отчужденность.
Во взрослой жизни дети авторитарных родителей редко общаются с семьей. Пока они маленькие, такая модель отношений кажется им безальтернативной. Но как только их жизненный опыт покажет, что бывает и по-другому, растущее внутри недовольство неминуемо выплеснется — общение взрослых детей с авторитарными родителями или прекращается вовсе, или носит формальный характер. Ни о какой духовной близости речи не идет, хотя при этом родные могут искренне любить друг друга, но в каком-то своем, специфическом смысле.
Искаженные взгляды на мир.
Воспитанный в строгости ребенок черств к эмоциям окружающих, отличается низким уровнем эмпатии, в его арсенале — инструменты воздействия на окружающих, основанные на страхе, давлении, агрессии. Он не умеет выстраивать дружеские, любовные, доверительные отношения. Требует подчинения его правилам, а в случае отказа пребывает в искреннем замешательстве.
*****
Выбрав авторитарную модель воспитания, стоит трезво оценивать ее преимущества и недостатки. Придерживайтесь правила золотой середины, не перегибайте палку со строгостью и ограничениями. Используйте более мягкие методы воздействия, поощряйте ребенка за достижения, выражайте свою любовь. И помните, что никогда не поздно изменить свой подход к воспитанию, если промежуточные результаты оказались не такими, как вы ожидали.
Порицания достойны родители,
не желающие воспитывать своих детей
в строгих правилах. (Петроний Арбитр)
У каждого родителя свой подход к вопросу воспитания детей. Строгое воспитание – это неплохо, оно делает детей самостоятельными и дисциплинированными, но, если такое воспитание переходит в разряд авторитарного, то ни о какой самостоятельности речи идти не может. Авторитарный метод воспитания порождает комплексы и нервозность у детей. Весьма строгие и властные родители, осуществляя неусыпный контроль за каждым поступком ребенка и управляя его поведением, подавляют его волю. Авторитарные родители предъявляют очень высокие требования к детям, закрывая глаза на живое общение и душевный отклик.
Дети приходят в этот мир с открытым сердцем и живой душой. Они любопытны, жаждут всему научиться и со всем познакомиться. И очень часто натыкаются на ситуации, которые учат их одному из принципов выживания в современном мире. Каждый ребенок приходит в этот мир со своим темпераментом, определенным набором задатков и способностей, поэтому и подход нужен к каждому свой. Нельзя предъявлять ко всем детям одни и те же требования, тем более, подавлять своим авторитетом.
Несколько лет я наблюдаю за одной знакомой семьей, имеющей троих детей. Мама, Т.В., настоящий диктатор, требующий беспрекословного подчинения своей воле. Папа в воспитании детей практически не принимает участия в силу своей загруженности на работе, соглашаясь с методами жены. Все трое: мальчик и две девочки, разные. Каждый из них имеет свои особенности и генетические возможности. Все трое – очень способные и даже одаренные, в связи с тем, что родители – интеллигенты с высшим образованием. В семье – строгий распорядок дня, ранний подъем и ранний отбой, обед и ужин по часам. У детей имеется определенный круг обязанностей, невыполнение хотя бы одной из них влечет за собой жесткое наказание, иногда даже в виде ремня. Правила в семье, примерно, следующие:
– Встал – заправь за собой кровать!
– Мой руки перед едой!
– Когда я ем, я глух и нем!
– Ты обязан все доесть за собой!
– Поел – помой посуду!
– Убирай за собой одежду в шкаф!
– Во всем нужно слушаться взрослых!
– Обманывать нехорошо!
– Не смотри телевизор слишком близко и долго!
– За компьютером можно сидеть один час в день!
– После девяти часов вечера гулять нельзя!
– Ты обязан хорошо учиться!
– В школу нельзя краситься!
– Не шумите, мешаете соседям!
– Пока живешь в моем доме, выполняй мои требования!
– Своим поступком ты позоришь семью!
– Будешь наказан за нарушение режима!
По сути, ничего плохого в этих правилах нет, даже наоборот, много плюсов. Дети растут организованными, дисциплинированными и аккуратными, если не относиться к ним без фанатизма. Но в том-то и дело, что в этой семье любой перегиб наказуем, также мама не оставляет пространства для творчества и фантазии детей, подвергая критике любую неудачу или оплошность. Ни о какой поддержке, одобрении и похвале вообще говорить не приходится.
Старший сын Рома, как и свойственно первенцам, с детства был очень старательным, пытаясь во всем угодить родителям, рос неконфликтным ребенком, делал успехи в учебе. Спокойный, уравновешенный мальчик во всем слушался свою маму, боясь сделать хотя бы один неверный шаг в сторону. Страх, порожденный ее диктатом, все время мешал ему проявлять инициативу. В один прекрасный момент Ромке с задатками сильного характера и здравомыслия захотелось прервать цепь ограничений, придуманной мамой, и он научился обманывать. Сначала близких людей, а затем и всех остальных. В итоге потерял доверие к людям. Мальчик вырос добрым, дисциплинированным, пунктуальным и аккуратным, но неуверенным в себе, хитрым и недоверчивым. Имея огромный потенциал, так и не смог реализовать себя в жизни, отведя себе роль рядового инженера.
Марина, на два года младше своего брата, родилась с подвижной психикой, явно выраженный холерик. Живая, веселая, общительная, эмоциональная, она не смогла вынести давления со стороны матери и стала активно сопротивляться. Протест выражался в отказе от выполнения навязанных правил, нарушении режима, проявлении лени и грубом обращении с матерью. Упрямство – первая заявка ребенка на самостоятельность и требование признать в нем личность. Это естественная, закономерная реакция, свойственная большинству детей. Но и эта заявка была принята Т.В. в штыки, повлекла за собой усиление жесткого режима, подавление протеста насильственными методами. Такой подход способствует формированию у ребенка неуверенности в себе, низкой самооценки, нервозности. Жизнь матери и дочери превратилась в бесконечный конфликт, который длится по сей день. Пострадала и творческая энергия дочери, но Марина выросла хоть и неуверенной в себе, но сильной целеустремленной личностью, борцом за справедливость, с умением постоять за себя и окружающих, с активной жизненной позицией и стремлением к постоянному саморазвитию.

Самая младшая дочь Наденька родилась тихой, спокойной, умненькой девочкой. Ей тоже не нравился мамин режим, но один сильный воин за права детей в семье уже был. Куда уж меланхоличной Наде было тягаться со старшей сестрой. Обычно дети со слабой нервной системой, впечатлительные, возбудимые не остаются безучастными к строгим требованиям родителей, но и выполнять их также не могут. Может, поэтому Наденька и стала такой малоинициативной и инертной, находясь под постоянным прессом постоянной строгости и наблюдая безрезультатные попытки сестры улучшить ситуацию. Не желая получать все время ответную жестокость, младшая дочь предпочла оставаться в тени. В результате она так и замкнулась в себе, не позволяя эмоциям выходить наружу. В семье она автоматически стала любимым ребенком, ведь такие дети удобны для родителей. Но никто никогда не задумывался и не спрашивал, каково ей, хорошо или плохо, что она хочет и чего так боится. А боялась она много чего и втихаря плакала, обвиняя себя в собственной беспомощности. Выросла Надя тихой, скромной, неуверенной, опять же, покладистой, безотказной, аккуратной и отзывчивой к людям, только вот про себя совсем забыла.
Мама в данной ситуации применила один и тот же метод воспитания ко все детям, на выходе получились разные, но плачевные результаты. Несомненно, положительные моменты тоже есть: все дети воспитанные, порядочные, организованные, аккуратные, отзывчивые, добрые, чуткие. Но постоянные запреты, порицания, шлепки мешают осмыслить, что же на самом деле хорошо, а что плохо. Поэтому все трое детей постоянно путаются в жизни, сомневаясь в правильном выборе, ими руководит одна общая черта – неуверенность. Коль мама никогда особо не хвалила и не поощряла, дети бояться сделать опрометчивый шаг. Страх перед будущим – вот что еще их объединяет, а также отсутствие самостоятельности, ведь без маминого согласия не начиналось ни одного дела. Пострадало также эмоциональное развитие детей. Но никто из детей не смирился со строгим отношением мамы, каждый из них в силу индивидуальных особенностей нашел свой выход из ситуации, кто-то прикрывается ложью, кто-то бесконечно вступает в конфликт, а кто-то замыкается в себе. При этом все трое испытывают душевные страдания и угрызение совести, ведь врать нельзя, даже самому себе. Отсюда – высокий риск развития тревожных расстройств и приступов паники.
Авторитарное воспитание также препятствует развитию активности у детей, поэтому Рома, Марина и Наденька так и остаются рядовыми служащими.
Но выход всегда есть! Дети, получившие авторитарное воспитание, работают над собой, искореняя комплексы из детства. Всегда найдутся люди, которые помогут преодолеть страх и справиться с трудностями. Главное, открыться новым людям, новым идеям и новым, даже самым смелым поступкам. А начинать никогда не поздно!
Автор статьи Юлия Савельева
Источник Сибирский медицинский портал
Строгое образование на немецком
ru Скотт получил очень строгое образование.


ru Когда я был молодым, я получил образование строгого католика в школе-интернате.


ru Аббат должен быть одновременно нежным отцом и строгим учителем (ср. 2, 24), настоящим воспитателем.


ru Я имею в виду Саула, еврея Тарса, получившего образование у ног Гамалиила, строгого фарисея, и до своего обращения горький преследователь всех, кто верил в Иисус из Назарета как воскресший из мертвых.




ru Орган не согласен с норвежскими властями в том, что он применяет слишком строгий тест избирательности для учебных / образовательных программ


en Принцессы были хорошо образованы, но воспитаны в жестко строгом домашнем хозяйстве.


ru Я думаю, что реальная проблема заключается в том, что в государствах-членах существуют такие разные правила: некоторые страны применяют обучение и образование операторов в разных странах. очень строгим образом и, следовательно, имеют хорошее устойчивое использование пестицидов, но не все страны делают это.


ru В Турции единственное религиозное образование, которое допускается, находится под строгим контролем государства, тогда как во Франции разрешено широкое разнообразие религиозного образования, поддерживаемого частными лицами, и с 1959 года государство оплачивало большую часть расходов католической церкви на начальную школу.


ru В результате строгого соблюдения своего научного характера и интенсификации научных исследований и образования в сфере туризма AIEST смогла развиваться в самый приятный способ и приобрел положение уважения.






ru Чтобы сделать это положение эффективным, на мой взгляд, необходимо предположить, что оплачиваемая работа выходит за рамки этой концепции только в случае практической работы, выполняемой в контексте учебного курса в строгом смысле этого слова. Например, период опыта работы в процессе формального обучения, который также, и, возможно, в первую очередь, включает образовательные (теоретические) компоненты за пределами рабочего места заинтересованного лица.


ru Он / она отвечает за обеспечение того, чтобы день прошел гладко, за выполнение учебного плана и строгое соблюдение руководящих принципов и правил. Кроме того, Супервайзер и Консультанты по образованию имеют общий контроль.


ru Эти школы типа II и типа III будут аккредитованы в национальных школах, предлагающих европейскую программу обучения и предлагающих европейский бакалавриат при соблюдении строгих критериев образования.


ru Господин Президент, критика Австрии решения Европейского Суда о доступе к высшему образованию, о которой вы упомянули, на самом деле касалась, в основном, реальных проблем, возникших в результате решения суда и — по нашему мнению — чрезмерно строгое применение запрета на дискриминацию в сфере образовательной политики.


en Со строгой точки зрения бизнеса он превращал контрольные данные в основанную на обслуживании компанию, а не в аппаратную, и все больше убеждался, что компьютерный станет основным рынком в будущем.


ru Образование также должно обеспечиваться таким образом, чтобы соблюдались строгие ограничения дисциплины, отраженные в статье 28 (2), и поощрялось насилие в школе.


en Призывает турецкие власти, в этой связи, удвоить свои усилия, в частности для реализации этого подхода, и более принять более решительный подход к вопросу об иммунитете от судебного преследования и подчеркивает необходимость активизации образовательных программ, направленных на изменение отношения сотрудников полиции и вооруженных сил в целях обеспечения строгого соблюдения закона


ru 16.В этой связи призывает турецкие власти удвоить свои усилия по более эффективному осуществлению этого подхода и, в частности, более решительному подходу к вопросу об иммунитете от судебного преследования, и подчеркивает необходимость активизации образовательных программ, направленных на изменить отношение сотрудников полиции и вооруженных сил с целью обеспечения строгого соблюдения закона;


ru A. установить, в строгом соответствии со своими обязанностями по организации своих систем высшего образования, свои конституционные и бюджетные требования и принцип автономии высших учебных заведений, прозрачные системы оценки качества со следующими целями:


ru 4 Как фарисей, который получил образование «у ног Гамалиила и получил наставления в соответствии со строгостью закона предков», Павел уже немного знал Писание.


Внеочередная сфера деятельности Внеочередная сфера деятельности Внеочередная сфера деятельности en Ð / 48 / EEC «Об общей системе признания дипломов о высшем образовании, выдаваемых по завершении профессионального образования продолжительностью не менее трех лет» (1), поскольку государства, в которых они регулируются, устанавливают менее строгие требования к приобретение лицензии, предусмотренной в этой Директиве (см.Статья 1 (а) и статья 2).


и другие
учебные заведения образовательная биография в немецкой школьной системе происходит широко забытая реформа по открытию строгой немецкой системы отслеживания.


WordReference Английский-Итальянский словарь © 2020:
WordReference Английский-Итальянский словарь © 2020:
|