Темы по патриотическому воспитанию в детском саду: Методическая разработка на тему: Патриотическое воспитание в ДОУ

Содержание

План мероприятий ДОО по патриотическому воспитанию | Методические разработки

1. Утверждение плана мероприятий по патриотическому воспитанию в ДОУ

2. Непосредственно – образовательная деятельность: «Город, в котором я живу»

 — Беседа «Отрадный – город счастья».

 — Рассматривание фотографий с изображением памятных мест в городе.

— Рисование по замыслу (оформление коллективного альбома).

4. Непосредственно – образовательная деятельность: «Мой любимый детский сад»

— Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.

— Беседа о важности труда всех людей, работающих в детском саду.

— Выставка детских рисунков на тему  «Мой любимый детский сад».

5. Рассказ — беседа «Где мы живём?»                

 — презентация «Мой город Отрадный»

— краткая история возникновения герба города

— заучивание стихотворения  «О чем рассказывает герб»

-складывание мозаики «Наш герб»

6.Выставка рисунков и фотографий «Мой город»

7. Оформление уголков «Юные патриоты»

8. Непосредственно – образовательная деятельность: «Моя семья»

— Рассказы детей о членах семьи.

— Рассматривание альбома «Моя семья»

— Рисование на тему «Моя семья»

— Сюжетно-ролевая игра «Моя семья»

9. Игровое развлечение на подвижных играх и упражнениях «Я люблю свой детский сад»

10. Спортивное развлечение «Веселые старты для сильных и ловких» — (эстафеты с мячами, скакалками, велосипедами)

Методическая разработка по теме: Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников

Управление образованием администрации

Перелюбского муниципального района Саратовской области

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2 с.Перелюб Перелюбского муниципального района

Саратовской области »

ПОРТФОЛИО

Муниципальный этап Всероссийского профессионального конкурса

«Воспитатель года — 2017»

Петрушевич Ольга Александровна

Фамилия, Имя, Отчество

Воспитатель

( Должность, преподаваемый предмет)

МБДОУ «Детский сад №2 с.Перелюб

( Место работы, полное наименование ОУ,

Перелюбского муниципального района Саратовской области»

города, района)

413750, Саратовская область, с.Перелюб, пер.Дальний, д.14

( Указать полный адрес учреждения,

8(84575) телефон: 2-13-60

телефон / факс )

2017 год

Содержание:

  1. Актуальность, целенаправленность и системность педагогического опыта………………………………………………………………2
  1. Результативность и практическая значимость опыта…….10

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10

Актуальность, целенаправленность и системность педагогического опыта

Тема педагогического опыта

 «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников»

«Воспитание любви к родному краю,

к родной культуре, к родному городу,

к родной речи – задача первостепенной

важности, и нет необходимости это

доказывать. Но как воспитать эту

любовь? Она начинается с малого – с любви

к своей семье, к своему дому.

Постоянно расширяясь, эта любовь

к родному переходит в любовь  к своему

государству, к его истории, его прошлому

и настоящему, а затем ко всему

человечеству»

Д.С.Лихачев

Актуальность темы:

Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Знакомство с большой Родиной – Россией – является третьей основной ступенью нравственно-патриотического воспитания детей. Если человек заботится о Родине – значит, он является ее сыном, значит Россия для него – Родина

Цель:

Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества, формирование у них интереса к национальной культуре, обычаям, традициям.

Задачи патриотического воспитания дошкольников:

1. Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.

2. Формирование чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

3. Формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России.

4. Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово.

5. Воспитание гражданско-патриотических чувств посредством изучения государственной символики.  

Работа по нравственному воспитанию проводится регулярно и в системе. Большая роль отводится созданию условий, разнообразию приемов и методов в работе с детьми. Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми.

В своей работе используем различные технологии:

  • игровые,
  • информационные,
  • коммуникативные,
  • проблемные,
  • развивающего обучения,
  • консультативные,
  • визуальные,
  • проектные,
  • ИКТ.

В работе по нравственно- патриотическому воспитанию особое место отводим произведениям детской художественной литературе, русским народным играм, устному народному творчеству, народно-прикладному искусству.

Содержание работы по направлениям включает:

  • Формирование понятия у ребёнка семья, связь времён, составление родословной.
  • Знакомство с родным селом: значимыми объектами, природой, традициями, историей и наиболее значимыми историческими событиями своего села.
  • Знакомство с профессиями.
  • Знакомство с государственной символикой посёлка, районного центра, области, республики, других стран.
  • Знакомство с Россией, символикой России, наиболее значимыми историческими событиями народа.
  • Знакомство с героями сказок и их подвигами.
  • Знакомство с понятием патриотизм, героизм и их проявлениями.
  • Знакомство с устным народным творчеством: потешками, праздниками и обрядам, народным декоративно-прикладным искусством.
  • Развитие потребности в самостоятельном освоении окружающего мира путём изучения культурного наследия родного края и России. Формирование понятия у ребёнка семья, связь времён, составление родословной.

Принципы работы по патриотическому воспитанию:

  • личностно-ориентированного общения;
  • тематического планирования материала подачу изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, природа родного края, культура родного края, малая родина, родная страна;
  • наглядности;
  • последовательности;
  • занимательности;
  • от близкого к отдаленному;
  • от общего к частному, где каждое частное выступает перед ребёнком как проявление чего-то общего (а не само по себе), что обеспечивает смысловую взаимосвязь между разными аспектами содержания;
  • опора на опыт самих детей, реальные их дела и события в семье, детском саду, селе, стране;
  • взаимодействие с семьями.

Системность и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей

Тематические блоки:

Блок – «Семь Я», «Я и Моя семья», «Я и мои друзья», «Я и взрослые».

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, своим сверстникам. С целью воспитания у детей любви и уважения к мамам, папам, пожилым людям, умение понимать и анализировать, провели занятия на темы «7Я», «Пожилые люди», «Моя мама- лучше всех», «Дети и родители» и т.д.

Блок- «Культура и традиции»

Знакомим детей с традициями и бытом России. Знакомим с историей возникновения народных игрушек, с видами устного народного творчества. Используем в работе с детьми накопленный опыт работы по краеведению и ознакомлению с народным искусством. С этой целью провели занятия- развлечения  «Масленица», «Осенины», «Русские матрешки».

Блок — «Я и Родина».

Знакомство дошкольников с родным селом, областью и родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой, и эта работа, в основном, проводится вне занятий. Одна из главных задач, которую мы ставим перед собой при подготовке каждого занятия – подбор наглядного материала: репродукции картин, различные схемы, рисунки, фотографии из прошлых лет и современных достопримечательностей. Воспитывая у детей любовь к своему селу, подвожу их к пониманию, что их село — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего. Работу по ознакомлению детей с Родиной проводим поэтапно.

Блок — «Этих дней не смолкнет слава».

Мы проводим занятия, утренники, праздничные концерты о Великой Отечественной войне, солдатах Российской Армии. Дети совместно с родителями готовят подарки и праздничные открытки для ветеранов, воинам Российской армии. Мы воспитываем чувство гордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, вызываем желание быть похожими на сильных смелых российских воинов.

Блок – «Вижу чудное раздолье…», в котором расширяются представления детей о природных ресурсах родного края, воспитывается чувство ответственности, бережное отношение к природе. Ярким событием стали экскурсии в музей Боевой и трудовой славы, во время которых дети не только имеют возможность познакомиться с местностью, в которой они живут, но и любоваться самыми красивыми местами своей малой Родины. Традицией нашей группы стало в зимнее время забота о птицах нашего села. Во время прогулки дети со взрослыми вешают кормушки, наблюдают за зимними деревьями и следами зверей и птиц на участке. Во время прогулок  мы собираем разнообразный природный материал.

Блок – «Педагогическое сопровождение семьи».

В работе с семьёй опираемся на родителей не только как на помощников детского сада, но и как на равноправных участников формирования детской личности. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

 При работе с родителями использовались такие формы работы как:

 — анкетирование родителей «Мой ребенок, какой он?» (Приложение № 1 )

— индивидуальные консультации, беседы. (Приложение № 2)

— фотовыставки «Самое красивое место в нашем селе», «Праздники и развлечения в детском саду». (Приложение № 3)

— совместное творчество родителей и детей  — как стимул единения семьи (создание рисунков, аппликаций). (Приложение № 4)

— организация творческого конкурса чтецов для детей и родителей   дошкольного возраста «Милый сердцу уголок» (Приложение №  5)

  В нашем детском саду работа по ознакомлению с малой Родиной велась и ранее. Однако стало очевидно, что требуется систематизировать накопленный материал. Для улучшения работы по данному направлению была создана предметно-развивающая среда,  (Приложение № 6) способствующая развитию патриотического воспитания, формированию нравственных ценностей.

В рамках данной темы мною сделано следующее:

— разработаны конспекты НОД по ознакомлению дошкольников с малой Родиной  (улицами, достопримечательностями, социальными объектами) (Приложение № 7)  

— разработан цикл экскурсий, которые помогают систематизировать работу по формированию у детей дошкольного возраста положительного отношения к родному краю (Приложение № 8)

— оформлен альбом: «Природа родного края»  (Приложение № 9)

— разработан и систематизирован консультационный материал для родителей и педагогов. (Приложение № 10)

Результативность и

практическая значимость опыта


Результаты мониторинга по патриотическому воспитанию воспитанников на 2015-2016 учебный год.

Ф. И. ребёнка

Знает название родного края, домашний адрес, названия достопримечательностей, улиц родного города

Знает символику, флаг,

Герб, гимн России

Знает историю, культуру и традиции, может рассказать о жилище человека и предметах быта, имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках

Знает растительный и животный мир, имеет положительное отношение к окружающей среде

Средний балл

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Борисов Артём

2

2

1

2

1

2

2

2

1

2

Гайбалеева  Азалия

2

2

1

2

1

2

2

2

2

2

Данилкин Егор

3

3

3

3

3

3

2

3

3

3

Ильин Константин

3

3

3

3

2

3

2

3

2

3

Краснова Елизавета

2

2

2

2

1

2

1

2

1

2

Кудрявый Андрей

2

2

2

2

1

2

1

2

1

2

Маркуш Максим

3

3

2

2

2

3

2

3

2

3

Сабиров Игнат

2

2

1

2

2

2

1

2

1

2

Сурмин Илья

3

3

3

3

2

3

2

3

2

3

Ткачёва Ольга

3

3

3

3

3

3

2

3

3

3

Щукина Екатерина

2

2

1

2

1

2

2

2

2

2

Зорин Олег

3

3

3

3

3

3

2

3

3

3

Акимкин Артём

2

2

1

2

1

2

2

2

2

2

Завертяева Анна

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

Красовская Алина

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

Галкин Даниил

3

3

3

3

3

3

2

3

3

3

Смагина Варвара

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

Ярославцева София

2

2

1

2

1

2

2

2

2

2

Алямовская Ульяна

2

2

1

2

1

2

2

2

2

2

Дураев Станислав

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Козлов Александр

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

Швецова Анна

2

2

1

2

1

2

2

2

2

2

Степанова Анастасия

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

Астафьева Виолетта

2

2

1

2

1

2

2

2

2

2


3 балла-


Знает свое имя, фамилию, название села, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, знает и узнает флаг, герб, гимн России; называет народные праздники, предметы быта; называет природные богатства России; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.

2 балла –


Знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, улицы,; затрудняется назвать народные праздники; с помощью взрослого называет природные богатства России; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого. 

1 балл —


Не знает названия страны, села. Своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного села; плохо знает названия улиц; не может назвать народные праздники; природные богатства России; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.

Общая динамика показателей освоения воспитанниками средней группы системной работы по нравственно – патриотическому воспитанию по итогам внутреннего мониторинга за 2015 – 2016 учебный год.

 

На начало учебного года:

— высокий уровень — 17 %,

— средний уровень — 54%,

— низкий уровень — 29%.

На конец учебного года:

— высокий уровень — 42%,

— средний уровень — 54%,

— низкий уровень — 4%.

 

Заведующий МБДОУ  «Детский сад №2 с. Перелюб» _________Е.В.Маркуш

Вывод:

Данные проведенной диагностики показывают, что уровень знаний детей о малой Родине, повысился. В процессе познания малой Родины дети научились любить ее, любить и уважать людей, живущих рядом.

   Дети стали открытыми в проявлении чувств: они говорят о своей любви к городу, родной природе, проявляют уважение к ветеранам, людям-труженикам, проявляют желание узнавать историю родного края, любознательность. У детей развилось умение сравнивать и сопоставлять события и явления, появилось разграничение старого и нового, умение воспринимать конкретные исторические события, возрос познавательный интерес. В процессе работы по ознакомлению дошкольников с малой Родиной у детей обогатился и активизировался словарь, сформировался интерес к исследованию природы родного края, значительно расширилось представление об окружающем мире.

Заключение:

Самое сложное для воспитателя в ДОУ – построить процесс воспитания на патриотическую тему в рамках повседневной работы с детками. Подавать информацию ребенку нужно так, чтобы ему было понятно. Мы делаем это во время сюжетно-ролевых игр, развивающих занятий, утренников, на прогулке, даже на физкультуре.

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности, принципа совместной деятельности воспитателей и семьи. В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т.д. Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом. При рождении ребенок — чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди.

Методическая разработка: Педагогический совет «Система нравственно-патриотического воспитания в ДОУ»

Педагогический совет на тему:

«Система нравственно-патриотического воспитания в ДОУ».

Дата проведения:

Вид педсовета: тематический

Форма проведения: круглый стол

Цель:  Рассмотреть пути и способы  совершенствования системы работы по патриотическому воспитанию.

Предварительная работа:

  1. Проведение консультаций и семинара по данной теме.
  2. Тематический контроль «Организация работы ДОУ по формированию у дошкольников нравственно-патриотических чувств».
  3. Изучение материалов папки «Готовимся к педсовету».
  4. Анкетирование педагогов на тему «Моя система работы по патриотическому воспитанию дошкольников».
  5. Анкетирование родителей на тему «Патриотическое воспитание ребенка»
  6. Изготовление дидактических игр воспитателями по патриотическому воспитанию. 

Повестка дня.

  1. О результатах выполнения решений предыдущего пед.совета
  2. Выступление заведующего на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
  3. Выступление воспитателя 1 средней группы на тему «Воспитание любви к Родине средствами литературно-художественных произведений»
  4. Выступление воспитателя 2 средней группы на тему «Работа с родителями по патриотическому воспитанию»
  5. Выступление музыкального руководителя на тему «Роль  музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»
  6. Выступление физ.инструктора на тему «Патриотическое воспитание средствами физической культуры»
  7. Итоги тематической проверки на тему  «Организация работы ДОУ по формированию у дошкольников нравственно-патриотических чувств».
  8. Дискуссия на данную тему
  9. Итоги конкурса «На лучшую разработку дидактической игры по патриотическому воспитанию»
  10.  Проект решения пед.совета.

Ход педсовета

  1. Справка о результатах педсовета
  1. Выступление заведующего на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

Патриотизм (от греческого patris — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа.

Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек.

Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна.      Мы, взрослые, все учились в школе и прекрасно помним, какое значение имело когда-то воспитание подрастающего поколения в духе  патриотизма.

Изменения, прошедшие в нашем обществе в последние десятилетия  привели  к деформации этих понятий, лежавших в основании государства. Однако закон маятника возвращает нас к тем идеям, которые были связаны с историей нашей страны.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.

Еще классики педагогики, такие как Я.А.Каменский, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинский в своих трудах поднимали тему патриотического воспитания. Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Е.И. Водовозова считали, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста. К.Д. Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой.

Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Руководя деятельностью детей,  воспитатели формируем такие важные для русского человека черты, как любовь к родному краю, Родине, Российской Армии, истории, уважение к людям других национальностей. Знакомим детей с символами государства, историческими личностями, развиваем интерес к русским традициям и промыслам. Вы знаете, что любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям — отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу. Всему этому мы стараемся научить ребенка с самого младшего возраста.

Что такое нравственность? Нравственность (мораль)- совокупность норм и принципов (добро, милосердие, всеобщее счастье). Общечеловеческое содержание морали выражено в «золотом правиле» — «поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел бы чтобы они поступали по отношению к тебе».

 Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.

Сегодня актуальность этой проблемы очевидна. Проблемы семьи требуют комплексного решения, многовариантных подходов. Растет число неполных семей, и даже те семьи, которые фактически являются полными, мало уделяют внимания детям, родители решают свои «насущные» проблемы. В настоящее время эта задача актуальна и особенно трудна, т.к. в молодых семьях вопросы воспитания духовности и нравственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Вот почему образовательные учреждения должны делать всё возможное по преодолению духовно-нравственного опустошения детей и родителей, которое выражается сегодня в низком уровне культуры, сквернословии, пьянстве, в нежелании трудиться.

Система нравственно-патриотического воспитания охватывает все уровни воспитательной деятельности и реализуется через такие формы как:

— создание развивающей среды по нравственно-патриотическому воспитанию;

— тематические занятия;

— взаимодействие с родителями;

— взаимодействие с социумом (экскурсии по городу, району, в музей, в выставочный зал и др. ).

Говоря о воспитании нравственности и патриотизма, мы должны в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал Человеком с большой буквы, чтобы он мог отличать плохое от хорошего, чтобы его стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие в себе тех качеств и ценностей, благодаря которым мы твердо скажем о нем, что он патриот своей Родины.

Нравственное – патриотическое  воспитание – сложный педагогический процесс. Реализуя его основные задачи, педагоги ДОУ должны последовательно выстраивать свою работу, учитывать возрастные особенности детей и задействовать все виды детской деятельности. При этом активное участие родителей воспитанников в данном процессе также имеет немаловажное значение.

А вот какая работа проводиться у нас в детском саду по нравственно-патриотическому воспитанию,  мы с вами обсудим на сегодняшнем  педагогическом совете.

  1. Выступление  воспитателя 1 средней группы на тему «Воспитание любви к Родине средствами литературно-художественных произведений
  1. Выступление воспитателя 2 средней группы на тему «Работа с родителями по патриотическому воспитанию».
  1. Выступление музыкального руководителя на тему «Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников».
  1. Выступление физ.инструктора на тему «Патриотическое воспитание дошкольников средствами физической культуры».
  1. Справка по итогам тематической проверки.
  1. Дискуссия на тему «Нравственно — патриотическое воспитание дошкольников».

Воспитателям предлагается разбиться на четыре команды по 2-3 человека.

Каждой команде нужно прокомментировать педагогическую ситуацию и найти выход.

Педагогические ситуации.

  1.  В феврале в детских садах традиционно проводятся занятия, посвященные Дню защитника Отечества. На одном из занятий в старшей группе воспитатель спрашивает мальчиков, кем бы они хотели служить в армии. Ребята называют различные военные профессии: летчик, моряк, танкист, пограничник, подводник, артиллерист.

Миша в разговоре участия не принимает. Воспитатель побуждает его высказаться тоже: «Миша, а кем бы ты хотел быть?»

Миша: «А я в армию не пойду. Папа сказал, что там делать нечего!»

  1. На кануне празднования Дня Победы воспитатель рассказывает детям, что завтра вся группа отправиться на экскурсию к Могиле Неизвестного Солдата, и предлагает малышам принести из дома цветы.

На следующий день все ребята приходят в детский сад с букетами тюльпанов, гвоздик, нарциссов.

Педагог выводит детей на улицу, ребята строятся парами, показывают друг другу свои букеты, рассказывают, как они будут возлагать цветы к подножию памятника. Несколько ребят обращаются к педагогу: «А Ваня цветы не принес!»

  1. На праздничный утренник, посвященный Дню защитника Отечества, приглашены папы и дедушки. Для гостей были организованы различные конкурсы, в которых нужно было принимать участие ребенку и папе (или дедушке).

Аня, Дима и Ира за весь праздник не приняли участия ни в одном конкурсе, хотя пели и танцевали вместе со всеми детьми. Оказалось, что родители были заняты на работе и не смогли прийти на утренник.

  1. Педагог приглашает воспитанников подготовительной группы принять участие в организации экспозиции мини-музея. Тема выставки «Наши деды – славные победы». Целый месяц ребята приносили из дома письма и фотографии военных лет, фотоальбомы, предметы военной формы. С энтузиазмом раскладывали эти предметы на полочках, по несколько раз в день подходили к месту размещения экспонатов выставки, рассматривали их, обсуждали.

В один из дней воспитатель услышал фразу, оброненную кем-то из ребят: «А Ирина Андреевна (это няня группы, в которой бала организованна выставка) сказала, что мы принесли всяких вещей и ей теперь не удобно пыль протирать на полочках!»

Вопросы для дискуссии:

  1. Как вы считаете, от каких условий зависит пробуждение чувства любви к Родине?
  2. Почему, на ваш взгляд, формирование нравственно-патриотических чувств надо начинать с дошкольного возраста?
  3. Какова роль педагога в патриотическом воспитании дошкольника?
  4. Какую роль могут играть родители в воспитании дошкольника?
  5. Какие методы и приемы вы считаете наиболее удачными в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста?
  1. Итоги конкурса «На лучшую разработку дидактической игры по патриотическому воспитанию».

В соответствии с планом работы ДОУ  прошел конкурс  «На лучшую разработку дидактической игры по патриотическому воспитанию» с целью реализации годовой задачи по совершенствованию системы патриотического воспитания в ДОУ.

  1.  Проект решения педсовета
  1. Продолжить работу по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, используя новые технологии обучения и воспитания (метод проектного обучения, музейная педагогика, здоровьесбережение).
  2. Повышать уровень профессиональной компетенции педагогов через самообразование, активизацию педагогического мышления в соответствии с требованиями времени.
  3. Продолжать пополнять предметно-развивающую среду по нравственно-патриотическому воспитанию, в соответствии с возрастом детей.
  4. Продолжать  работу с  родителями по подготовке и проведению мероприятий на уровне ДОУ и города. Привлечь малоактивные семьи к воспитательно-образовательному процессу.

Статья на тему: Патриотическое воспитание в ДОУ

Патриотическое воспитание в ДОУ

(педагогический опыт)

  Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС довольно актуально в условиях современности. Это связано с установлением приоритетности материальных ценностей перед духовными в нашем обществе. Однако воспитание подрастающего поколения в рамках уважения и любви к Родине формирует нравственно здоровое, жизнеспособное население..Дошкольное детство важный период становления личности, период формирования у детей первых чувств патриотизма. Проблема патриотического воспитания чрезвычайно актуальна в дошкольной педагогике и независимо от политических реформ и общественных преобразований в стране главная задача детского сада — растить гражданина. Дети дошкольного возраста особо эмоциональны, пытливы, готовы к сопереживанию, у них идет процесс формирования личностных ориентиров, поэтому можно наиболее плодотворно проводить воспитательную работу. Этому также способствует особая подверженность дошкольников влиянию взрослых.

 Патриотическое воспитание в ДОУ проводится с целью воспитания любви к отечеству, ответственного отношения к окружающей природе и людям, становления устойчивой связи поколений. Формирование этих ценностей происходит в результате целенаправленной, систематической работы с ребенком. Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает следующие задачи: формирование нравственно-духовных особенностей личности; формирование чувства гордости за свою нацию; формирование почтительного отношения к национальным и культурным традициям своего народа; формирование либеральной позиции по отношению к ровесникам, взрослым, людям других национальностей.

    На базе нашего ОП «ЦРР — «детский сад «Светлячок» был создан кружок по патриотическому воспитанию «Юный друг кадета». Была разработана программа  для детей дошкольного  возраста. И не случайно была выбрана морская тематика, и решение назвать наш кружок в честь знаменитого флотоводца адмирала Ф.Ф. Ушакова, в прошлом тоже кадета, имевшего свои корни в Мордовии. С этого момента воспитанники, занимающиеся в кружке, стали называться моряками – ушаковцами. Также была разработана и сшита парадная форма моряка, смоделирован вымпел и личные значки юных друзей кадетов

 Основополагающей целью создания кружка является формирование у подрастающего поколения высоконравственных, высокоморальных и волевых качеств, достойных Гражданина своей Родины.

Основными задачами кружка являются:

1. Подготовка дошкольников к сознательному стремлению стать настоящим кадетом.

2. Формирование личности юного кадета через усвоение этических и нравственных норм, развитие определенного уровня эрудиции, активизации интереса к истории Отечества.

3. Физическое развитие воспитанников, формирование навыков дисциплины, самоорганизации и умения действовать в сложных и экстремальных ситуациях. 

4. Воспитание силы воли, мужества, стойкости, гражданственности и патриотизма.

5. Дать возможность каждому кадету проявить свои индивидуальные способности и воспитывать стремление к объединению усилий во имя достижения общей цели.

Программа по работе кружка рассчитана на 2 года. Занятия проводятся 1 раза в неделю продолжительностью 25 минут. Практические занятия чередуются с теоретическими. Используются различные формы проведения занятий: беседа, рассказ, разыгрывание проблемных ситуаций, игры, прослушивание аудиозаписей, просмотр видеоматериалов. В ходе реализации программы 1-го года, дети знакомятся с историей кадетского движения, биографией русского флотоводца Ф.Ф.Ушакова, изучают историю и природу родного края, обсуждают примеры поведения кадетов в повседневной жизни и в строю, а также занимаются строевой подготовкой.  

Второй год обучения включает в себя: усложнение упражнений строевой подготовки, ознакомление с правилами оказания первой медицинской помощи, хореографией, боевой славой русского народа; экскурсии в музей и к памятникам, пеший поход совместно с кадетами школы №6, посещение ветеранов ВОВ.

 4 мая этого года в преддверии празднования 73-й годовщины Великой Победы прошло второе торжественное мероприятие под названием «Посвящение в юные друзья кадетов». В торжественной обстановке воспитанники старшей группы «Акварелька» дали клятву кадета, после чего получили из рук своих наставников, кадетов школы имени Героя Советского Союза М. Г. Гуреева, вымпел и нагрудные значки ЮДК. Приветственное слово и поздравления в адрес новых полноправных членов кадетского братства были сказаны кадетами школы и их куратором майором в отставке П. В. Корчагиным. Из девяти кадетов школы, четверо – бывшие выпускники нашего детского сада.

 Также поздравил ребят начальник командного пункта воинской части № 84680, полковник Л. А. Далакян, папа одной из девочек, принятой в юные друзья кадетов.

            Со словами напутствия выступила очевидец Сталинградской битвы, труженица тыла, ветеран педагогического труда  Н. Г. Борисова. В канун Дня героев Отечества из уст Нины Григорьевны прозвучал призыв – сохранять память о доблестных воинах, погибших на полях битвы, как в прошлом столетии, так и в наши дни.

Это было значимое событие не только для детей, но и для их родителей, которые с неподдельным интересом наблюдали за происходящим в зале. Ребята же из других групп проявили огромный интерес к юным кадетам и высказали мнение о том, что они тоже хотели бы вступить в кадетское братство.

Немаловажную роль в воспитании патриотических чувств играет сотрудничество кадетов школы имени Героя Советского Союза М. Г. Гуреева с нашими воспитанниками, которое позволяет нам применять и распространять опыт позитивного, созидательного взаимодействия.

Воспитание патриотических чувств реализуется через участие детей в праздниках и традициях малой Родины. Совместно с музыкальным руководителем организуются обрядовые праздники и развлечения: «Рождество», «Масленица», «Пасха», «Троица».

           Во время экскурсий по родному городу и в краеведческий музей дети знакомятся с улицами, узнают об известных людях, c интересом рассматривают достопримечательности родного города.

        В доступной форме доводится до детского сознания значимость таких праздников как «День города», «День защитников отечества», «День матери», «День Победы», «День России» и других. Стало традицией каждый год ко Дню Победы и ко дню памяти Воинов – Афганцев, воспитанниками нашего детского сада возлагать цветы к памятнику воинов, погибших во время исполнения воинского долга.

       В дальнейшем я планирую продолжить работу по данной теме, поскольку считаю, что патриотизм – главная черта русского народа, он помогает воспитать чувства любви к Родному краю и окружающему миру. И от нас, взрослых, зависти, какими будут наши дети, что они унесут из детства.

О предстоящих уроках патриотизма в школах. Как воспитывать оппозицию

В Общественной палате началась разработка программы патриотического воспитания молодых и молодых россиян. Одна из его инициатив — введение в школах уроков патриотизма. Концепция все еще находится в стадии разработки, но уже объявлены некоторые рекомендации. Обсудим их, а также основные препятствия на пути массового патриотического воспитания в России.
О целях

Пожалуй, на первое место мы поставим вопрос о целесообразности патриотического воспитания в целом.В смысле «зачем воспитывать патриотизм». Сколько бы автор ни читал за последние годы программ, концепций и проектов молодежной политики — как ни странно, однозначного ответа на этот, казалось бы, решающий вопрос он не нашел. По сути, он тонет в длинных спорах о необходимости пропаганды традиционных семейных ценностей, толерантности и защиты окружающей среды.

Государство еще не начало заниматься воспитанием, но от каких-то патриотических бюрократических штампов уже хочется убежать.Нет однозначного ответа на простой вопрос: для каких целей мы намерены внедрять систему патриотического воспитания молодежи? Почему-то ответ кажется настолько очевидным, что его не принято обсуждать. Считается, что это нужно делать, потому что «патриотизм — это хорошо, это правильно, его нужно учить с детства».

Но постойте, построение всей государственной политики в области образования и культуры на столь расплывчатых формулировках кажется верхом формализма и сознательной гарантией того, что это не сработает.

Зачем понадобилась советская система образования, все понимают. Во-первых, чтобы отстоять право на само существование молодой республики, окруженной врагами и страдающей от диких внутренних противоречий и проблем. Затем — провести грандиозную индустриализацию, затем — выжить в великой войне, затем — оправиться от нее и предотвратить новую войну, возможно, еще более ужасную. И все это время — затем, чтобы воспитывать строителей нового, принципиально лучшего и непрерывно развивающегося мира, потому что только в таком мире стране не грозит опасность.

Нетрудно заметить, что даже в советское время перед воспитанием личности в разные периоды стояли вполне конкретные и очевидные задачи. В том числе и основные. А когда они перестали быть конкретными и очевидными, стали «неоднозначными» и формальными, тогда сам учитель перестал существовать.

Чтобы оформить документы по специфике, достаточно определиться с двумя простыми вещами:

— где мы сейчас находимся;

— и куда мы собираемся приехать.

То есть, если мы сейчас находимся на пороге большой войны и в будущем намерены стать победителями в ней, то на этой основе нужно строить систему патриотического воспитания.Чтобы мальчики мечтали стать пилотами, а не юристами. Причем девушки играли в полевых медсестрах, а не смотрели целый день тупое реалити-шоу о том, как подставить девушку и завести парня.

Если перед нами стоит задача реиндустриализации, то сделаем упор на популяризацию рабочих профессий всеми необходимыми мерами. Мы хотим сделать научный прорыв — тоже понятно, кого и как обучать. И так далее.

По теме

Однако, хотя ответы на два вышеуказанных вопроса не найдены, оказывается, что государству нужен не патриотизм, а лояльность.Однако сами авторы говорят так:

«… Одна из задач программы — грамотно отделить патриотизм от национализма и любых проявлений агрессии, ксенофобии. Часто под видом патриотизма детей уводят далеко вправо или, наоборот, влево. Патриотизм — очень «нежная» субстанция, самое сложное — сохранить золотую середину, чтобы не задеть те или иные чувства в нашей многонациональной и многоконфессиональной стране.

Это не фраза, не мысль и не «задача программы» — это остаток, свидетельствующий о том, что ее авторы ничего не поняли и буквально весь ценнейший (потому что свежий) опыт прошлый год пролетел мимо них со свистом, не касаясь.

Патриотизм не может быть «нежной серединой», это может быть только пофигизм. Патриотизм — это энергия, и он рождается в действии. Пятнадцать лет общество пребывает в сомнамбулическом состоянии, а слово «патриотизм» считается v

.

ТЕМЫ СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ДЕТСКОМ САДЕ — Уроки в детском саду

Изучение следующих четырех тем социальных исследований в детском саду помогает детям стать вдумчивыми, ответственными и активными гражданами и помогает им видеть ситуации с точки зрения других людей.

Студенты учатся определять различные роли и обязанности в своей среде, а также получают понимание своих ролей как членов общества. Они работают над тем, чтобы проявлять ответственное поведение, заботясь о своем непосредственном окружении, и становятся более заботливыми об окружающей среде в своих повседневных действиях.

В зависимости от того, где вы живете, результаты или стандарты обучения общественным наукам в детском саду могут отличаться от приведенных ниже.

Тема 1 — Мир, близкий к детям

Обычно дети младшего возраста работают на:
Kindergarten Social Studies Topics

  • демонстрирует понимание концепции изменений
  • называть изменения в своей повседневной жизни
  • наименование групп и мест, которые являются частью их жизни
  • с примерами способов сотрудничества людей e.г. обмен и по очереди
  • , в какой стране они живут.
  • называет знакомые места и ориентиры в своей школе и сообществе
  • Сходства и различия наименований семейств
  • с указанием лиц, осуществляющих уход в их собственных семьях

Тема 2 — Правила в своем мире

Обычно маленькие дети работают на:

  • с указанием их ролей и обязанностей как части класса и школьного сообщества
  • говорят о разнообразии ролей и обязанностей, которые они выполняют как члены классной комнаты и школьного сообщества
  • определение людей, которые принимают решения о том, что происходит в классе и в школе
  • участие в обсуждениях надлежащего поведения
  • с указанием некоторых ожиданий в классе и школе (e.г. в классе)
  • с указанием цели конкретных школьных ожиданий (например, безопасности)

Тема 3 — Что нужно людям и технологии, которые они используют

Обычно маленькие дети работают на:

  • с указанием индивидуальных потребностей человека — еда и вода, кров, одежда, безопасность и защита
  • работа по присвоению имен, проделанная в их сообществе
  • с примерами видов работы в семье, школе и сообществе
  • с примерами технологий, используемых в их жизни дома и в школе

Тема 4 — Их окружающая среда и способы ухода за ней

Обычно маленькие дети работают на:

  • Определение характеристик различных местных сред по фотографиям или другим изображениям
  • с указанием природных характеристик местной физической среды
  • определение характеристик местной физической среды, созданных людьми
  • может приводить примеры того, как на повседневную жизнь влияет окружающая среда во время прогулок или по изображениям e.г. погода
  • называет знакомые места и ориентиры в своей школе и сообществе
  • демонстрирует ответственное поведение при заботе о своем ближайшем окружении
  • проявляя заботу об окружающей среде и проявляя заботу об окружающей среде в своих действиях (например, сокращение, повторное использование, переработка; недопущение нарушения растений и животных в их естественной среде обитания)

.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ — Уроки в детском саду

В различных учебных программах используется аббревиатура «ЗАБОТА», означающая сложность, эстетику, ответственность и этику при обучении экологическому образованию.

Помогая детям понять, что есть много способов, которыми они могут участвовать в создании более здорового места для жизни на Земле, например, посадка саженца дерева может иметь долгосрочные последствия.

Ниже приводится краткое описание каждой темы в аббревиатуре CARE и раздел о том, как интегрировать списки навыков экологического образования в различные предметы.

Прокрутите вниз, чтобы увидеть задание для учащихся на основе книги Мелани Уолш «Десять вещей, которые я могу сделать, чтобы помочь своему миру».

Сложность

Environmental science skills

  • Есть естественные и человеческие системы, которые все взаимосвязаны.
  • Как учителя и ученики, как мы взаимодействуем с этими системами и влияем на них?

Эстетика

  • Помогите вашим ученикам научиться ценить мир природы, что побудит их узнавать и защищать окружающую среду.

Ответственность

  • Предоставьте учащимся возможность предпринять ответственные действия и изучить влияние своей деятельности на окружающую среду.

Этика

  • По мере того, как ваши ученики участвуют в мероприятиях по экологическому просвещению, они развивают понимание экологических проблем и формируют собственную экологическую этику.

Списки навыков экологического образования

Деятельность по экологическому образованию может быть интегрирована во все предметные области.Ниже перечислены рекомендуемые результаты обучения для молодых студентов.

Наука

Студенты работают над…

  • поделиться способами переосмысления, отказа, сокращения, повторного использования и переработки
  • с описанием особенностей местных растений и животных
  • сравнение местных растений и животных
  • с описанием атрибутов своего ближайшего окружения (детская площадка)

Общественные науки

Learning about the food chain
Студенты работают над…

  • демонстрирует понимание концепции изменения
  • определение групп и мест, которые являются частью их жизни
  • идентифицирующие характеристики различных локальных сред
  • Ответственное поведение при заботе о своем ближайшем окружении

Язык и математика

  • объединить вышеперечисленное с действиями по классификации, сравнению, подсчету и построению графиков
  • делать буклеты, таблицы или учебные пособия (см. Задание внизу страницы)

Здравоохранение и планирование карьеры

Студенты работают над…

  • определение возможностей для выбора
  • определяют методы, которые способствуют здоровью, включая здоровое питание, регулярную физическую активность, методы эмоционального здоровья и методы профилактики заболеваний

Физическая культура

Студенты работают над…

  • Использование на открытом воздухе не только как место для физических упражнений, но и для того, чтобы научиться заботиться об окружающей среде
  • участников ежедневно (e.g., пять раз в неделю) при физических нагрузках от умеренной до высокой
  • определение физической активности, которую им нравится делать

Драма, музыка и изобразительное искусство

Студенты работают над…

  • Выражение идей или опасений по поводу экологической проблемы с помощью драмы и песен
  • , демонстрирующие свои знания и способы решения проблем окружающей среды с помощью двухмерных и трехмерных изображений

Активность студенческой книги:


«Десять вещей, которые я могу сделать, чтобы помочь своему миру» Мелани Уолш — отличная книга, которая знакомит учащихся детских садов с деятельностью по экологическому просвещению.

После участия в секции по экологическому просвещению попросите учащихся составить учебник на основе книги Уолша, чтобы продемонстрировать свои новые знания.

  1. Измените заголовок, чтобы он соответствовал размеру вашего класса. НАПРИМЕР. «18 вещей, которые мы можем сделать, чтобы изменить наш мир»
  2. Сосредоточить внимание детей на их ближайшем окружении, школе, их домах и близлежащих парках
  3. Пусть каждый ребенок проиллюстрирует страницу на тонкой карточке или толстой бумаге
  4. Начинайте каждую страницу со слов «Я могу…»
  5. Попросите ученика нарисовать рисунок темным фетром, затем раскрасить мелком, чтобы не скрыть слова
  6. Помогите учащимся озвучить предложение
  7. Проделайте отверстие в каждой странице и вставьте металлическое кольцо, чтобы скрепить его
  8. Удачи вам, читая новую книгу!
.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о