План мероприятий ДОО по патриотическому воспитанию | Методические разработки
1. Утверждение плана мероприятий по патриотическому воспитанию в ДОУ
2. Непосредственно – образовательная деятельность: «Город, в котором я живу»
— Беседа «Отрадный – город счастья».
— Рассматривание фотографий с изображением памятных мест в городе.
— Рисование по замыслу (оформление коллективного альбома).
4. Непосредственно – образовательная деятельность: «Мой любимый детский сад»
— Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.
— Беседа о важности труда всех людей, работающих в детском саду.
— Выставка детских рисунков на тему «Мой любимый детский сад».
5. Рассказ — беседа «Где мы живём?»
— презентация «Мой город Отрадный»
— краткая история возникновения герба города
-складывание мозаики «Наш герб»
6.Выставка рисунков и фотографий «Мой город»
7. Оформление уголков «Юные патриоты»
8. Непосредственно – образовательная деятельность: «Моя семья»
— Рассказы детей о членах семьи.
— Рассматривание альбома «Моя семья»
— Рисование на тему «Моя семья»
— Сюжетно-ролевая игра «Моя семья»
9. Игровое развлечение на подвижных играх и упражнениях «Я люблю свой детский сад»
10. Спортивное развлечение «Веселые старты для сильных и ловких» — (эстафеты с мячами, скакалками, велосипедами)
Методическая разработка по теме: Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников
Управление образованием администрации
Перелюбского муниципального района Саратовской области
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №2 с.Перелюб Перелюбского муниципального района
Саратовской области »
ПОРТФОЛИО
Муниципальный этап Всероссийского профессионального конкурса
«Воспитатель года — 2017»
Петрушевич Ольга Александровна
Фамилия, Имя, Отчество
Воспитатель
( Должность, преподаваемый предмет)
МБДОУ «Детский сад №2 с.Перелюб
( Место работы, полное наименование ОУ,
Перелюбского муниципального района Саратовской области»
города, района)
413750, Саратовская область, с.Перелюб, пер.Дальний, д.14
( Указать полный адрес учреждения,
8(84575) телефон: 2-13-60
телефон / факс )
2017 год
Содержание:
- Актуальность, целенаправленность и системность педагогического опыта………………………………………………………………2
- Результативность и практическая значимость опыта…….10
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 9
Приложение 10
Актуальность, целенаправленность и системность педагогического опыта
Тема педагогического опыта
«Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников»
«Воспитание любви к родному краю,
к родной культуре, к родному городу,
к родной речи – задача первостепенной
важности, и нет необходимости это
доказывать. Но как воспитать эту
любовь? Она начинается с малого – с любви
к своей семье, к своему дому.
Постоянно расширяясь, эта любовь
к родному переходит в любовь к своему
государству, к его истории, его прошлому
и настоящему, а затем ко всему
человечеству»
Д.С.Лихачев
Актуальность темы:
Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Знакомство с большой Родиной – Россией – является третьей основной ступенью нравственно-патриотического воспитания детей. Если человек заботится о Родине – значит, он является ее сыном, значит Россия для него – Родина
Цель:
Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества, формирование у них интереса к национальной культуре, обычаям, традициям.
Задачи патриотического воспитания дошкольников:
1. Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.
2. Формирование чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
3. Формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России.
4. Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово.
5. Воспитание гражданско-патриотических чувств посредством изучения государственной символики.
Работа по нравственному воспитанию проводится регулярно и в системе. Большая роль отводится созданию условий, разнообразию приемов и методов в работе с детьми. Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми.
В своей работе используем различные технологии:
- игровые,
- информационные,
- коммуникативные,
- проблемные,
- развивающего обучения,
- консультативные,
- визуальные,
- проектные,
- ИКТ.
В работе по нравственно- патриотическому воспитанию особое место отводим произведениям детской художественной литературе, русским народным играм, устному народному творчеству, народно-прикладному искусству.
Содержание работы по направлениям включает:
- Формирование понятия у ребёнка семья, связь времён, составление родословной.
- Знакомство с родным селом: значимыми объектами, природой, традициями, историей и наиболее значимыми историческими событиями своего села.
- Знакомство с профессиями.
- Знакомство с государственной символикой посёлка, районного центра, области, республики, других стран.
- Знакомство с Россией, символикой России, наиболее значимыми историческими событиями народа.
- Знакомство с героями сказок и их подвигами.
- Знакомство с понятием патриотизм, героизм и их проявлениями.
- Знакомство с устным народным творчеством: потешками, праздниками и обрядам, народным декоративно-прикладным искусством.
- Развитие потребности в самостоятельном освоении окружающего мира путём изучения культурного наследия родного края и России. Формирование понятия у ребёнка семья, связь времён, составление родословной.
Принципы работы по патриотическому воспитанию:
- личностно-ориентированного общения;
- тематического планирования материала подачу изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, природа родного края, культура родного края, малая родина, родная страна;
- наглядности;
- последовательности;
- занимательности;
- от близкого к отдаленному;
- от общего к частному, где каждое частное выступает перед ребёнком как проявление чего-то общего (а не само по себе), что обеспечивает смысловую взаимосвязь между разными аспектами содержания;
- опора на опыт самих детей, реальные их дела и события в семье, детском саду, селе, стране;
- взаимодействие с семьями.
Системность и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей
Тематические блоки:
Блок – «Семь Я», «Я и Моя семья», «Я и мои друзья», «Я и взрослые».
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, своим сверстникам. С целью воспитания у детей любви и уважения к мамам, папам, пожилым людям, умение понимать и анализировать, провели занятия на темы «7Я», «Пожилые люди», «Моя мама- лучше всех», «Дети и родители» и т.д.
Блок- «Культура и традиции»
Знакомим детей с традициями и бытом России. Знакомим с историей возникновения народных игрушек, с видами устного народного творчества. Используем в работе с детьми накопленный опыт работы по краеведению и ознакомлению с народным искусством. С этой целью провели занятия- развлечения «Масленица», «Осенины», «Русские матрешки».
Блок — «Я и Родина».
Знакомство дошкольников с родным селом, областью и родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой, и эта работа, в основном, проводится вне занятий. Одна из главных задач, которую мы ставим перед собой при подготовке каждого занятия – подбор наглядного материала: репродукции картин, различные схемы, рисунки, фотографии из прошлых лет и современных достопримечательностей. Воспитывая у детей любовь к своему селу, подвожу их к пониманию, что их село — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего. Работу по ознакомлению детей с Родиной проводим поэтапно.
Блок — «Этих дней не смолкнет слава».
Мы проводим занятия, утренники, праздничные концерты о Великой Отечественной войне, солдатах Российской Армии. Дети совместно с родителями готовят подарки и праздничные открытки для ветеранов, воинам Российской армии. Мы воспитываем чувство гордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, вызываем желание быть похожими на сильных смелых российских воинов.
Блок – «Вижу чудное раздолье…», в котором расширяются представления детей о природных ресурсах родного края, воспитывается чувство ответственности, бережное отношение к природе. Ярким событием стали экскурсии в музей Боевой и трудовой славы, во время которых дети не только имеют возможность познакомиться с местностью, в которой они живут, но и любоваться самыми красивыми местами своей малой Родины. Традицией нашей группы стало в зимнее время забота о птицах нашего села. Во время прогулки дети со взрослыми вешают кормушки, наблюдают за зимними деревьями и следами зверей и птиц на участке. Во время прогулок мы собираем разнообразный природный материал.
Блок – «Педагогическое сопровождение семьи».
В работе с семьёй опираемся на родителей не только как на помощников детского сада, но и как на равноправных участников формирования детской личности. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.
При работе с родителями использовались такие формы работы как:
— анкетирование родителей «Мой ребенок, какой он?» (Приложение № 1 )
— индивидуальные консультации, беседы. (Приложение № 2)
— фотовыставки «Самое красивое место в нашем селе», «Праздники и развлечения в детском саду». (Приложение № 3)
— совместное творчество родителей и детей — как стимул единения семьи (создание рисунков, аппликаций). (Приложение № 4)
— организация творческого конкурса чтецов для детей и родителей дошкольного возраста «Милый сердцу уголок» (Приложение № 5)
В нашем детском саду работа по ознакомлению с малой Родиной велась и ранее. Однако стало очевидно, что требуется систематизировать накопленный материал. Для улучшения работы по данному направлению была создана предметно-развивающая среда, (Приложение № 6) способствующая развитию патриотического воспитания, формированию нравственных ценностей.
В рамках данной темы мною сделано следующее:
— разработаны конспекты НОД по ознакомлению дошкольников с малой Родиной (улицами, достопримечательностями, социальными объектами) (Приложение № 7)
— разработан цикл экскурсий, которые помогают систематизировать работу по формированию у детей дошкольного возраста положительного отношения к родному краю (Приложение № 8)
— оформлен альбом: «Природа родного края» (Приложение № 9)
— разработан и систематизирован консультационный материал для родителей и педагогов. (Приложение № 10)
Результативность и
практическая значимость опыта
Результаты мониторинга по патриотическому воспитанию воспитанников на 2015-2016 учебный год.
Ф. И. ребёнка | Знает название родного края, домашний адрес, названия достопримечательностей, улиц родного города | Знает символику, флаг, Герб, гимн России | Знает историю, культуру и традиции, может рассказать о жилище человека и предметах быта, имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках | Знает растительный и животный мир, имеет положительное отношение к окружающей среде | Средний балл | ||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | ||
Борисов Артём | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | |
Гайбалеева Азалия | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |
Данилкин Егор | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | |
Ильин Константин | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | |
Краснова Елизавета | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | |
Кудрявый Андрей | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | |
Маркуш Максим | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | |
Сабиров Игнат | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | |
Сурмин Илья | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | |
Ткачёва Ольга | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | |
Щукина Екатерина | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |
Зорин Олег | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | |
Акимкин Артём | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |
Завертяева Анна | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | |
Красовская Алина | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | |
Галкин Даниил | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | |
Смагина Варвара | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | |
Ярославцева София | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |
Алямовская Ульяна | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |
Дураев Станислав | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
Козлов Александр | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | |
Швецова Анна | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |
Степанова Анастасия | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | |
Астафьева Виолетта | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
3 балла-
Знает свое имя, фамилию, название села, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, знает и узнает флаг, герб, гимн России; называет народные праздники, предметы быта; называет природные богатства России; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.
2 балла –
Знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, улицы,; затрудняется назвать народные праздники; с помощью взрослого называет природные богатства России; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.
1 балл —
Не знает названия страны, села. Своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного села; плохо знает названия улиц; не может назвать народные праздники; природные богатства России; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.
Общая динамика показателей освоения воспитанниками средней группы системной работы по нравственно – патриотическому воспитанию по итогам внутреннего мониторинга за 2015 – 2016 учебный год.
На начало учебного года:
— высокий уровень — 17 %,
— средний уровень — 54%,
— низкий уровень — 29%.
На конец учебного года:
— высокий уровень — 42%,
— средний уровень — 54%,
— низкий уровень — 4%.
Заведующий МБДОУ «Детский сад №2 с. Перелюб» _________Е.В.Маркуш
Вывод:
Данные проведенной диагностики показывают, что уровень знаний детей о малой Родине, повысился. В процессе познания малой Родины дети научились любить ее, любить и уважать людей, живущих рядом.
Дети стали открытыми в проявлении чувств: они говорят о своей любви к городу, родной природе, проявляют уважение к ветеранам, людям-труженикам, проявляют желание узнавать историю родного края, любознательность. У детей развилось умение сравнивать и сопоставлять события и явления, появилось разграничение старого и нового, умение воспринимать конкретные исторические события, возрос познавательный интерес. В процессе работы по ознакомлению дошкольников с малой Родиной у детей обогатился и активизировался словарь, сформировался интерес к исследованию природы родного края, значительно расширилось представление об окружающем мире.
Заключение:
Самое сложное для воспитателя в ДОУ – построить процесс воспитания на патриотическую тему в рамках повседневной работы с детками. Подавать информацию ребенку нужно так, чтобы ему было понятно. Мы делаем это во время сюжетно-ролевых игр, развивающих занятий, утренников, на прогулке, даже на физкультуре.
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности, принципа совместной деятельности воспитателей и семьи. В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т.д. Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом. При рождении ребенок — чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди.
Методическая разработка: Педагогический совет «Система нравственно-патриотического воспитания в ДОУ»
Педагогический совет на тему:
«Система нравственно-патриотического воспитания в ДОУ».
Дата проведения:
Вид педсовета: тематический
Форма проведения: круглый стол
Цель: Рассмотреть пути и способы совершенствования системы работы по патриотическому воспитанию.
Предварительная работа:
- Проведение консультаций и семинара по данной теме.
- Тематический контроль «Организация работы ДОУ по формированию у дошкольников нравственно-патриотических чувств».
- Изучение материалов папки «Готовимся к педсовету».
- Анкетирование педагогов на тему «Моя система работы по патриотическому воспитанию дошкольников».
- Анкетирование родителей на тему «Патриотическое воспитание ребенка»
- Изготовление дидактических игр воспитателями по патриотическому воспитанию.
Повестка дня.
- О результатах выполнения решений предыдущего пед.совета
- Выступление заведующего на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
- Выступление воспитателя 1 средней группы на тему «Воспитание любви к Родине средствами литературно-художественных произведений»
- Выступление воспитателя 2 средней группы на тему «Работа с родителями по патриотическому воспитанию»
- Выступление музыкального руководителя на тему «Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»
- Выступление физ.инструктора на тему «Патриотическое воспитание средствами физической культуры»
- Итоги тематической проверки на тему «Организация работы ДОУ по формированию у дошкольников нравственно-патриотических чувств».
- Дискуссия на данную тему
- Итоги конкурса «На лучшую разработку дидактической игры по патриотическому воспитанию»
- Проект решения пед.совета.
Ход педсовета
- Справка о результатах педсовета
- Выступление заведующего на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
Патриотизм (от греческого patris — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа.
Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек.
Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Мы, взрослые, все учились в школе и прекрасно помним, какое значение имело когда-то воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма.
Изменения, прошедшие в нашем обществе в последние десятилетия привели к деформации этих понятий, лежавших в основании государства. Однако закон маятника возвращает нас к тем идеям, которые были связаны с историей нашей страны.
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.
Еще классики педагогики, такие как Я.А.Каменский, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинский в своих трудах поднимали тему патриотического воспитания. Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Е.И. Водовозова считали, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста. К.Д. Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой.
Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Руководя деятельностью детей, воспитатели формируем такие важные для русского человека черты, как любовь к родному краю, Родине, Российской Армии, истории, уважение к людям других национальностей. Знакомим детей с символами государства, историческими личностями, развиваем интерес к русским традициям и промыслам. Вы знаете, что любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям — отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу. Всему этому мы стараемся научить ребенка с самого младшего возраста.
Что такое нравственность? Нравственность (мораль)- совокупность норм и принципов (добро, милосердие, всеобщее счастье). Общечеловеческое содержание морали выражено в «золотом правиле» — «поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел бы чтобы они поступали по отношению к тебе».
Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.
Сегодня актуальность этой проблемы очевидна. Проблемы семьи требуют комплексного решения, многовариантных подходов. Растет число неполных семей, и даже те семьи, которые фактически являются полными, мало уделяют внимания детям, родители решают свои «насущные» проблемы. В настоящее время эта задача актуальна и особенно трудна, т.к. в молодых семьях вопросы воспитания духовности и нравственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Вот почему образовательные учреждения должны делать всё возможное по преодолению духовно-нравственного опустошения детей и родителей, которое выражается сегодня в низком уровне культуры, сквернословии, пьянстве, в нежелании трудиться.
Система нравственно-патриотического воспитания охватывает все уровни воспитательной деятельности и реализуется через такие формы как:
— создание развивающей среды по нравственно-патриотическому воспитанию;
— тематические занятия;
— взаимодействие с родителями;
— взаимодействие с социумом (экскурсии по городу, району, в музей, в выставочный зал и др. ).
Говоря о воспитании нравственности и патриотизма, мы должны в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал Человеком с большой буквы, чтобы он мог отличать плохое от хорошего, чтобы его стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие в себе тех качеств и ценностей, благодаря которым мы твердо скажем о нем, что он патриот своей Родины.
Нравственное – патриотическое воспитание – сложный педагогический процесс. Реализуя его основные задачи, педагоги ДОУ должны последовательно выстраивать свою работу, учитывать возрастные особенности детей и задействовать все виды детской деятельности. При этом активное участие родителей воспитанников в данном процессе также имеет немаловажное значение.
А вот какая работа проводиться у нас в детском саду по нравственно-патриотическому воспитанию, мы с вами обсудим на сегодняшнем педагогическом совете.
- Выступление воспитателя 1 средней группы на тему «Воспитание любви к Родине средствами литературно-художественных произведений
- Выступление воспитателя 2 средней группы на тему «Работа с родителями по патриотическому воспитанию».
- Выступление музыкального руководителя на тему «Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников».
- Выступление физ.инструктора на тему «Патриотическое воспитание дошкольников средствами физической культуры».
- Справка по итогам тематической проверки.
- Дискуссия на тему «Нравственно — патриотическое воспитание дошкольников».
Воспитателям предлагается разбиться на четыре команды по 2-3 человека.
Каждой команде нужно прокомментировать педагогическую ситуацию и найти выход.
Педагогические ситуации.
- В феврале в детских садах традиционно проводятся занятия, посвященные Дню защитника Отечества. На одном из занятий в старшей группе воспитатель спрашивает мальчиков, кем бы они хотели служить в армии. Ребята называют различные военные профессии: летчик, моряк, танкист, пограничник, подводник, артиллерист.
Миша в разговоре участия не принимает. Воспитатель побуждает его высказаться тоже: «Миша, а кем бы ты хотел быть?»
Миша: «А я в армию не пойду. Папа сказал, что там делать нечего!»
- На кануне празднования Дня Победы воспитатель рассказывает детям, что завтра вся группа отправиться на экскурсию к Могиле Неизвестного Солдата, и предлагает малышам принести из дома цветы.
На следующий день все ребята приходят в детский сад с букетами тюльпанов, гвоздик, нарциссов.
Педагог выводит детей на улицу, ребята строятся парами, показывают друг другу свои букеты, рассказывают, как они будут возлагать цветы к подножию памятника. Несколько ребят обращаются к педагогу: «А Ваня цветы не принес!»
- На праздничный утренник, посвященный Дню защитника Отечества, приглашены папы и дедушки. Для гостей были организованы различные конкурсы, в которых нужно было принимать участие ребенку и папе (или дедушке).
Аня, Дима и Ира за весь праздник не приняли участия ни в одном конкурсе, хотя пели и танцевали вместе со всеми детьми. Оказалось, что родители были заняты на работе и не смогли прийти на утренник.
- Педагог приглашает воспитанников подготовительной группы принять участие в организации экспозиции мини-музея. Тема выставки «Наши деды – славные победы». Целый месяц ребята приносили из дома письма и фотографии военных лет, фотоальбомы, предметы военной формы. С энтузиазмом раскладывали эти предметы на полочках, по несколько раз в день подходили к месту размещения экспонатов выставки, рассматривали их, обсуждали.
В один из дней воспитатель услышал фразу, оброненную кем-то из ребят: «А Ирина Андреевна (это няня группы, в которой бала организованна выставка) сказала, что мы принесли всяких вещей и ей теперь не удобно пыль протирать на полочках!»
Вопросы для дискуссии:
- Как вы считаете, от каких условий зависит пробуждение чувства любви к Родине?
- Почему, на ваш взгляд, формирование нравственно-патриотических чувств надо начинать с дошкольного возраста?
- Какова роль педагога в патриотическом воспитании дошкольника?
- Какую роль могут играть родители в воспитании дошкольника?
- Какие методы и приемы вы считаете наиболее удачными в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста?
- Итоги конкурса «На лучшую разработку дидактической игры по патриотическому воспитанию».
В соответствии с планом работы ДОУ прошел конкурс «На лучшую разработку дидактической игры по патриотическому воспитанию» с целью реализации годовой задачи по совершенствованию системы патриотического воспитания в ДОУ.
- Проект решения педсовета
- Продолжить работу по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, используя новые технологии обучения и воспитания (метод проектного обучения, музейная педагогика, здоровьесбережение).
- Повышать уровень профессиональной компетенции педагогов через самообразование, активизацию педагогического мышления в соответствии с требованиями времени.
- Продолжать пополнять предметно-развивающую среду по нравственно-патриотическому воспитанию, в соответствии с возрастом детей.
- Продолжать работу с родителями по подготовке и проведению мероприятий на уровне ДОУ и города. Привлечь малоактивные семьи к воспитательно-образовательному процессу.
Статья на тему: Патриотическое воспитание в ДОУ
Патриотическое воспитание в ДОУ
(педагогический опыт)
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС довольно актуально в условиях современности. Это связано с установлением приоритетности материальных ценностей перед духовными в нашем обществе. Однако воспитание подрастающего поколения в рамках уважения и любви к Родине формирует нравственно здоровое, жизнеспособное население..Дошкольное детство важный период становления личности, период формирования у детей первых чувств патриотизма. Проблема патриотического воспитания чрезвычайно актуальна в дошкольной педагогике и независимо от политических реформ и общественных преобразований в стране главная задача детского сада — растить гражданина. Дети дошкольного возраста особо эмоциональны, пытливы, готовы к сопереживанию, у них идет процесс формирования личностных ориентиров, поэтому можно наиболее плодотворно проводить воспитательную работу. Этому также способствует особая подверженность дошкольников влиянию взрослых.
Патриотическое воспитание в ДОУ проводится с целью воспитания любви к отечеству, ответственного отношения к окружающей природе и людям, становления устойчивой связи поколений. Формирование этих ценностей происходит в результате целенаправленной, систематической работы с ребенком. Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает следующие задачи: формирование нравственно-духовных особенностей личности; формирование чувства гордости за свою нацию; формирование почтительного отношения к национальным и культурным традициям своего народа; формирование либеральной позиции по отношению к ровесникам, взрослым, людям других национальностей.
На базе нашего ОП «ЦРР — «детский сад «Светлячок» был создан кружок по патриотическому воспитанию «Юный друг кадета». Была разработана программа для детей дошкольного возраста. И не случайно была выбрана морская тематика, и решение назвать наш кружок в честь знаменитого флотоводца адмирала Ф.Ф. Ушакова, в прошлом тоже кадета, имевшего свои корни в Мордовии. С этого момента воспитанники, занимающиеся в кружке, стали называться моряками – ушаковцами. Также была разработана и сшита парадная форма моряка, смоделирован вымпел и личные значки юных друзей кадетов
Основополагающей целью создания кружка является формирование у подрастающего поколения высоконравственных, высокоморальных и волевых качеств, достойных Гражданина своей Родины.
Основными задачами кружка являются:
1. Подготовка дошкольников к сознательному стремлению стать настоящим кадетом.
2. Формирование личности юного кадета через усвоение этических и нравственных норм, развитие определенного уровня эрудиции, активизации интереса к истории Отечества.
3. Физическое развитие воспитанников, формирование навыков дисциплины, самоорганизации и умения действовать в сложных и экстремальных ситуациях.
4. Воспитание силы воли, мужества, стойкости, гражданственности и патриотизма.
5. Дать возможность каждому кадету проявить свои индивидуальные способности и воспитывать стремление к объединению усилий во имя достижения общей цели.
Программа по работе кружка рассчитана на 2 года. Занятия проводятся 1 раза в неделю продолжительностью 25 минут. Практические занятия чередуются с теоретическими. Используются различные формы проведения занятий: беседа, рассказ, разыгрывание проблемных ситуаций, игры, прослушивание аудиозаписей, просмотр видеоматериалов. В ходе реализации программы 1-го года, дети знакомятся с историей кадетского движения, биографией русского флотоводца Ф.Ф.Ушакова, изучают историю и природу родного края, обсуждают примеры поведения кадетов в повседневной жизни и в строю, а также занимаются строевой подготовкой.
Второй год обучения включает в себя: усложнение упражнений строевой подготовки, ознакомление с правилами оказания первой медицинской помощи, хореографией, боевой славой русского народа; экскурсии в музей и к памятникам, пеший поход совместно с кадетами школы №6, посещение ветеранов ВОВ.
4 мая этого года в преддверии празднования 73-й годовщины Великой Победы прошло второе торжественное мероприятие под названием «Посвящение в юные друзья кадетов». В торжественной обстановке воспитанники старшей группы «Акварелька» дали клятву кадета, после чего получили из рук своих наставников, кадетов школы имени Героя Советского Союза М. Г. Гуреева, вымпел и нагрудные значки ЮДК. Приветственное слово и поздравления в адрес новых полноправных членов кадетского братства были сказаны кадетами школы и их куратором майором в отставке П. В. Корчагиным. Из девяти кадетов школы, четверо – бывшие выпускники нашего детского сада.
Также поздравил ребят начальник командного пункта воинской части № 84680, полковник Л. А. Далакян, папа одной из девочек, принятой в юные друзья кадетов.
Со словами напутствия выступила очевидец Сталинградской битвы, труженица тыла, ветеран педагогического труда Н. Г. Борисова. В канун Дня героев Отечества из уст Нины Григорьевны прозвучал призыв – сохранять память о доблестных воинах, погибших на полях битвы, как в прошлом столетии, так и в наши дни.
Это было значимое событие не только для детей, но и для их родителей, которые с неподдельным интересом наблюдали за происходящим в зале. Ребята же из других групп проявили огромный интерес к юным кадетам и высказали мнение о том, что они тоже хотели бы вступить в кадетское братство.
Немаловажную роль в воспитании патриотических чувств играет сотрудничество кадетов школы имени Героя Советского Союза М. Г. Гуреева с нашими воспитанниками, которое позволяет нам применять и распространять опыт позитивного, созидательного взаимодействия.
Воспитание патриотических чувств реализуется через участие детей в праздниках и традициях малой Родины. Совместно с музыкальным руководителем организуются обрядовые праздники и развлечения: «Рождество», «Масленица», «Пасха», «Троица».
Во время экскурсий по родному городу и в краеведческий музей дети знакомятся с улицами, узнают об известных людях, c интересом рассматривают достопримечательности родного города.
В доступной форме доводится до детского сознания значимость таких праздников как «День города», «День защитников отечества», «День матери», «День Победы», «День России» и других. Стало традицией каждый год ко Дню Победы и ко дню памяти Воинов – Афганцев, воспитанниками нашего детского сада возлагать цветы к памятнику воинов, погибших во время исполнения воинского долга.
В дальнейшем я планирую продолжить работу по данной теме, поскольку считаю, что патриотизм – главная черта русского народа, он помогает воспитать чувства любви к Родному краю и окружающему миру. И от нас, взрослых, зависти, какими будут наши дети, что они унесут из детства.
О предстоящих уроках патриотизма в школах. Как воспитывать оппозицию
О целях
Пожалуй, на первое место мы поставим вопрос о целесообразности патриотического воспитания в целом.В смысле «зачем воспитывать патриотизм». Сколько бы автор ни читал за последние годы программ, концепций и проектов молодежной политики — как ни странно, однозначного ответа на этот, казалось бы, решающий вопрос он не нашел. По сути, он тонет в длинных спорах о необходимости пропаганды традиционных семейных ценностей, толерантности и защиты окружающей среды.
Государство еще не начало заниматься воспитанием, но от каких-то патриотических бюрократических штампов уже хочется убежать.Нет однозначного ответа на простой вопрос: для каких целей мы намерены внедрять систему патриотического воспитания молодежи? Почему-то ответ кажется настолько очевидным, что его не принято обсуждать. Считается, что это нужно делать, потому что «патриотизм — это хорошо, это правильно, его нужно учить с детства».
Но постойте, построение всей государственной политики в области образования и культуры на столь расплывчатых формулировках кажется верхом формализма и сознательной гарантией того, что это не сработает.
Зачем понадобилась советская система образования, все понимают. Во-первых, чтобы отстоять право на само существование молодой республики, окруженной врагами и страдающей от диких внутренних противоречий и проблем. Затем — провести грандиозную индустриализацию, затем — выжить в великой войне, затем — оправиться от нее и предотвратить новую войну, возможно, еще более ужасную. И все это время — затем, чтобы воспитывать строителей нового, принципиально лучшего и непрерывно развивающегося мира, потому что только в таком мире стране не грозит опасность.
Нетрудно заметить, что даже в советское время перед воспитанием личности в разные периоды стояли вполне конкретные и очевидные задачи. В том числе и основные. А когда они перестали быть конкретными и очевидными, стали «неоднозначными» и формальными, тогда сам учитель перестал существовать.
Чтобы оформить документы по специфике, достаточно определиться с двумя простыми вещами:
— где мы сейчас находимся;
— и куда мы собираемся приехать.
То есть, если мы сейчас находимся на пороге большой войны и в будущем намерены стать победителями в ней, то на этой основе нужно строить систему патриотического воспитания.Чтобы мальчики мечтали стать пилотами, а не юристами. Причем девушки играли в полевых медсестрах, а не смотрели целый день тупое реалити-шоу о том, как подставить девушку и завести парня.
Если перед нами стоит задача реиндустриализации, то сделаем упор на популяризацию рабочих профессий всеми необходимыми мерами. Мы хотим сделать научный прорыв — тоже понятно, кого и как обучать. И так далее.
По теме
Однако, хотя ответы на два вышеуказанных вопроса не найдены, оказывается, что государству нужен не патриотизм, а лояльность.Однако сами авторы говорят так:
«… Одна из задач программы — грамотно отделить патриотизм от национализма и любых проявлений агрессии, ксенофобии. Часто под видом патриотизма детей уводят далеко вправо или, наоборот, влево. Патриотизм — очень «нежная» субстанция, самое сложное — сохранить золотую середину, чтобы не задеть те или иные чувства в нашей многонациональной и многоконфессиональной стране.
Это не фраза, не мысль и не «задача программы» — это остаток, свидетельствующий о том, что ее авторы ничего не поняли и буквально весь ценнейший (потому что свежий) опыт прошлый год пролетел мимо них со свистом, не касаясь.
Патриотизм не может быть «нежной серединой», это может быть только пофигизм. Патриотизм — это энергия, и он рождается в действии. Пятнадцать лет общество пребывает в сомнамбулическом состоянии, а слово «патриотизм» считается v
.ТЕМЫ СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ДЕТСКОМ САДЕ — Уроки в детском саду
Изучение следующих четырех тем социальных исследований в детском саду помогает детям стать вдумчивыми, ответственными и активными гражданами и помогает им видеть ситуации с точки зрения других людей.
Студенты учатся определять различные роли и обязанности в своей среде, а также получают понимание своих ролей как членов общества. Они работают над тем, чтобы проявлять ответственное поведение, заботясь о своем непосредственном окружении, и становятся более заботливыми об окружающей среде в своих повседневных действиях.
В зависимости от того, где вы живете, результаты или стандарты обучения общественным наукам в детском саду могут отличаться от приведенных ниже.
Тема 1 — Мир, близкий к детям
Обычно дети младшего возраста работают на:
- демонстрирует понимание концепции изменений
- называть изменения в своей повседневной жизни
- наименование групп и мест, которые являются частью их жизни
- с примерами способов сотрудничества людей e.г. обмен и по очереди
- , в какой стране они живут.
- называет знакомые места и ориентиры в своей школе и сообществе
- Сходства и различия наименований семейств
- с указанием лиц, осуществляющих уход в их собственных семьях
Тема 2 — Правила в своем мире
Обычно маленькие дети работают на:
- с указанием их ролей и обязанностей как части класса и школьного сообщества
- говорят о разнообразии ролей и обязанностей, которые они выполняют как члены классной комнаты и школьного сообщества
- определение людей, которые принимают решения о том, что происходит в классе и в школе
- участие в обсуждениях надлежащего поведения
- с указанием некоторых ожиданий в классе и школе (e.г. в классе)
- с указанием цели конкретных школьных ожиданий (например, безопасности)
Тема 3 — Что нужно людям и технологии, которые они используют
Обычно маленькие дети работают на:
- с указанием индивидуальных потребностей человека — еда и вода, кров, одежда, безопасность и защита
- работа по присвоению имен, проделанная в их сообществе
- с примерами видов работы в семье, школе и сообществе
- с примерами технологий, используемых в их жизни дома и в школе
Тема 4 — Их окружающая среда и способы ухода за ней
Обычно маленькие дети работают на:
- Определение характеристик различных местных сред по фотографиям или другим изображениям
- с указанием природных характеристик местной физической среды
- определение характеристик местной физической среды, созданных людьми
- может приводить примеры того, как на повседневную жизнь влияет окружающая среда во время прогулок или по изображениям e.г. погода
- называет знакомые места и ориентиры в своей школе и сообществе
- демонстрирует ответственное поведение при заботе о своем ближайшем окружении
- проявляя заботу об окружающей среде и проявляя заботу об окружающей среде в своих действиях (например, сокращение, повторное использование, переработка; недопущение нарушения растений и животных в их естественной среде обитания)
.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ — Уроки в детском саду
В различных учебных программах используется аббревиатура «ЗАБОТА», означающая сложность, эстетику, ответственность и этику при обучении экологическому образованию.
Помогая детям понять, что есть много способов, которыми они могут участвовать в создании более здорового места для жизни на Земле, например, посадка саженца дерева может иметь долгосрочные последствия.
Ниже приводится краткое описание каждой темы в аббревиатуре CARE и раздел о том, как интегрировать списки навыков экологического образования в различные предметы.
Прокрутите вниз, чтобы увидеть задание для учащихся на основе книги Мелани Уолш «Десять вещей, которые я могу сделать, чтобы помочь своему миру».
Сложность
- Есть естественные и человеческие системы, которые все взаимосвязаны.
- Как учителя и ученики, как мы взаимодействуем с этими системами и влияем на них?
Эстетика
- Помогите вашим ученикам научиться ценить мир природы, что побудит их узнавать и защищать окружающую среду.
Ответственность
- Предоставьте учащимся возможность предпринять ответственные действия и изучить влияние своей деятельности на окружающую среду.
Этика
- По мере того, как ваши ученики участвуют в мероприятиях по экологическому просвещению, они развивают понимание экологических проблем и формируют собственную экологическую этику.
Списки навыков экологического образования
Деятельность по экологическому образованию может быть интегрирована во все предметные области.Ниже перечислены рекомендуемые результаты обучения для молодых студентов.
Наука
Студенты работают над…
- поделиться способами переосмысления, отказа, сокращения, повторного использования и переработки
- с описанием особенностей местных растений и животных
- сравнение местных растений и животных
- с описанием атрибутов своего ближайшего окружения (детская площадка)
Общественные науки
Студенты работают над…
- демонстрирует понимание концепции изменения
- определение групп и мест, которые являются частью их жизни
- идентифицирующие характеристики различных локальных сред
- Ответственное поведение при заботе о своем ближайшем окружении
Язык и математика
- объединить вышеперечисленное с действиями по классификации, сравнению, подсчету и построению графиков
- делать буклеты, таблицы или учебные пособия (см. Задание внизу страницы)
Здравоохранение и планирование карьеры
Студенты работают над…
- определение возможностей для выбора
- определяют методы, которые способствуют здоровью, включая здоровое питание, регулярную физическую активность, методы эмоционального здоровья и методы профилактики заболеваний
Физическая культура
Студенты работают над…
- Использование на открытом воздухе не только как место для физических упражнений, но и для того, чтобы научиться заботиться об окружающей среде
- участников ежедневно (e.g., пять раз в неделю) при физических нагрузках от умеренной до высокой
- определение физической активности, которую им нравится делать
Драма, музыка и изобразительное искусство
Студенты работают над…
- Выражение идей или опасений по поводу экологической проблемы с помощью драмы и песен
- , демонстрирующие свои знания и способы решения проблем окружающей среды с помощью двухмерных и трехмерных изображений
Активность студенческой книги:
«Десять вещей, которые я могу сделать, чтобы помочь своему миру» Мелани Уолш — отличная книга, которая знакомит учащихся детских садов с деятельностью по экологическому просвещению.
После участия в секции по экологическому просвещению попросите учащихся составить учебник на основе книги Уолша, чтобы продемонстрировать свои новые знания.
- Измените заголовок, чтобы он соответствовал размеру вашего класса. НАПРИМЕР. «18 вещей, которые мы можем сделать, чтобы изменить наш мир»
- Сосредоточить внимание детей на их ближайшем окружении, школе, их домах и близлежащих парках
- Пусть каждый ребенок проиллюстрирует страницу на тонкой карточке или толстой бумаге
- Начинайте каждую страницу со слов «Я могу…»
- Попросите ученика нарисовать рисунок темным фетром, затем раскрасить мелком, чтобы не скрыть слова
- Помогите учащимся озвучить предложение
- Проделайте отверстие в каждой странице и вставьте металлическое кольцо, чтобы скрепить его
- Удачи вам, читая новую книгу!