Твердый звук р логопедические упражнения: ЛОГОПЕД ДОМА — Звук «Р»

Содержание

Подготовительные Упражнения для постановки звука Р | Методическая разработка по логопедии (1 класс) на тему:

  1. Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения

         Для правильного произношения нужны сильные, упругие и подвижные язык, губы, мягкое нёбо. Все эти речевые органы состоят из мышц. Необходимо тренировать мышцы языка и губ. Для этого и существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной.

Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом при постановке звуков.

  1. Методика выполнения упражнений  артикуляционной гимнастики
  1. Упражнения выполняются от простого к сложному.

Упражнения выполняются перед зеркалом в медленном темпе.

Каждое упражнение выполняют 10-15 раз, под счет 1-5, 1-10.

Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, но общая продолжительность занятия не должна превышать 10-15 минут.

Не стоит расстраиваться, если не будет получаться какое – то упражнение, пока ребёнок выполняет те задания, которые может. Выполнение доступных упражнений укрепит мышцы артикуляционного аппарата и приучит систематически выполнять зарядку.

Занятия должны проходить в игровой форме, соревнуясь, кто лучше сможет выполнить артикуляционное упражнение.  Можно привлечь любимую игрушку. Также любима детьми Сказка о Весёлом Язычке (придумывается из упражнений для конкретного звука).

  1. Развитие речевого дыхания

Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и правильное произношение звуков. Необходимо перед выполнением артикуляционной гимнастики делать 1-2 упражнения для развития речевого дыхания.

  1. Дыхательная гимнастика поможет выработать длительный плавный выдох и быстрее освоить труднопроизносимые звуки. Каждое упражнение выполняется не более 3-5 раз.
  1. Игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания

1.Футбол (к игре подготовьте поролоновый или ватный мячик диаметром 2-3см.

Футбольные ворота можно сделать из проволоки. )

а) Возьми поролоновый мячик, положи перед футбольными воротами. Забивай гол плавной струёй воздуха; а теперь забивай гол резкой, отрывистой струёй воздуха; посчитай, сколько голов ты забил.

б) Поиграй по – другому. Голы забивай с “лопаточки”:

положи широкий язык на нижнюю губу, проверь, получилась ли лопаточка; забивай гол с лопаточки плавной струёй воздуха; а теперь забивай гол с широкого языка резкой отрывистой струёй воздуха. Забей три гола сильной резкой струёй воздуха.

2. Снегопад (к игре подготовьте снежинки, вырезанные из тонкой папиросной бумаги, размером не больше ладошки ребёнка)

Возьми снежинку и положи её к себе на ладошку. Постарайся сдуть её, не надувая щёк.

3. Листопад (в игре используем сухие листья или листья деревьев, вырезанные из тонкой бумаги). Играем аналогично игре “Снегопад”.

4.Кораблик (к игре сделайте бумажный кораблик)                                                        Задача: сдуть кораблик с длинного стола.

5.Шторм в стакане – дуть на воду в стакане, в любой небольшой ёмкости, наблюдая за создаваемой рябью и волнами.

  1. 6.Покажи три фокуса (для игры подготовьте поролоновый или ватный шарик диаметром 2 – 2,5 см, прикрепите его на ниточку длиной 10 – 12 см)

Фокус первый:

— держи шарик перед губами;

— сделай трубочку из губ;

— выдыхай плавно через вытянутые вперёд губы;

  • смотри, как красиво шарик отлетает от твоих губ.

         Фокус второй:

— держи шарик перед губами;

— сделай лопаточку из языка;

— выдыхай плавно на шарик с лопаточки;

— смотри, как красиво шарик удерживается под углом, если сила воздушной струи не ослабевает.

        Фокус третий:

— держи шарик у носа;

— подними язык к верхней губе;

— выдыхай резко на кончик языка;

— смотри, как красиво шарик отлетает вверх;

  • покажи фокус три раза. Старайся!

7.Надувать воздушные шарики, дуть на карандаш, который катится по столу и т. п.

8.Ещё один Фокус
Положить на самый кончик носа маленький кусочек ватки. Язык в форме чашечки плотно прилегает к верхней губе. Нужно сдуть ватку с кончика носа.

9. Можно петь детские песенки, но вместо слов использовать слоги да-да-да, до-до-до, ду-ду-ду…(например, песенку Крокодила Гены).

  1. Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков р-рь
  2. Упражнения на ощущение вибрации кончика языка
  3. 1.Кучер

Произносить “тпру” губами, как бы останавливая лошадку.

2.Мотоцикл

При выполнении упражнения “Кучер” зажать язык лопаткой между зубами.

Упражнения на распластывание, уплощение кончика языка

1.Лопаточка

Улыбнуться, открыть рот. Широкий язык положить на нижнюю губу и удерживать на счёт до пяти.

2.Накажи непослушный язычок:

губами ”пожевать”, произнося “пя-пя-пя”;

зубами “пожывать”, произнося “та-та-та”.

  1. Общие артикуляционные упражнения и упражнения на умение удерживать кончик языка на бугорках за верхними зубами (альвеолах)
  2. 1. Качели
  3. Улыбнуться, открыть рот, на счёт «раз – два» поочерёдно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть – неподвижна.

2. Маляр

  1. Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть – неподвижна.

3. Чистим, считаем верхние зубки

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка двигать вправо — влево с внутренней стороны, «считаем» верхние зубы.

4. Лошадка

  1. Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Язык должен быть широким и кончик языка не должен подворачиваться внутрь. Нижняя челюсть – неподвижна.

5. Грибок
Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке.

6. Гармошка
Положение языка как в упр. «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка открывать и закрывать рот.

7. Барабан
Улыбнуться, открыть рот. Произносить звук д-д-д.

, в разных ритмах. Язык упирается в верхние зубы при произнесении этого звука, рот не должен закрываться

В следующих двух упражнениях — фиксация внимания на ощущениях кончика языка.

При произнесении [дзз] , [джжж] почувствовать “щекотливость” — небольшое дрожание кончика языка. При работе со звукосочетаниями [дз, дж]

8.  Пчёлка
Улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, длительно произнести звуки [дзззз]. Следить чтобы рот не закрывался.

9.Шмель

Улыбнуться, открыть рот. Произносить [джжжж], имитируя полет шмеля.

10.Машина буксует

Попеременное выполнение упражнений “Шмель” и ”Комарик”, получается звучание, как будто машина забуксовала. Закончить упражнение так, чтобы машина из ямы выбралась.

11.«Весёлый дождик» 

Произнеси твёрдо звуки Т-Д. Слышишь, как будто капельки падают и ударяются обо что-то твёрдое? Подставь левую ладошку, а пальцами правой показывай, как капли дождя – крупные, тёплые – падают на твою руку, сначала медленно, а потом всё быстрее и быстрее.

При этом взрослый произносит такие стихи:

Дождик капнул на ладошку — т-д, т-д…(правой рукой изобрази падающие капельки дождя, «дождик капает» на ладошку левой руки)

На цветок – т-д, т-д,.. (левой рукой изобрази цветок)

И на дорожку т-д, т-д… (из левой руки сделай дорожку)

Застучал по крыше он – т-д, т-д…(изобрази левой рукой крышу домика)

И раздался частый звон – т-д, т-д… (дождик пошёл сильнее)

12. Балалаечка
Основное упражнение. Во время длительного произнесения звука [д-д-д] или [з-з-з] (за верхними зубами) при приоткрытом рте быстрыми движениями соской, плоской ручки чайной ложки или просто чистым указательным пальцем (или мизинцем, кому как удобнее) самого ребёнка производить частые колебательные движения из стороны в сторону. Слышится вибрация и звук, подобный Р.

Закрепляем это ощущение, но пока не называем его звуком Р. Это просто новый звук.  По мере закрепления положения языка постепенно помогаем соской всё меньше и меньше, чтобы звук получался чище.


  1. Упражнения для развития подъязычной связки (уздечки)

Подъязычная уздечка должна иметь длину 1,5 см. Если уздечка укороченная, то нарушается произношение звуков, требующих поднятие языка вверх. Это звуки [ш-ж-щ-ч-л-ль-р-рь].

  1. Но не спешите подрезать уздечку. Она очень эластичная и растягивается от специального комплекса упражнений. Однако, если уздечка слишком укорочена, возможно и понадобится хирургическое вмешательство, т.к. это может стать причиной неровного роста зубов.
  2. Если уздечка слегка укорочена и это является причиной дефектного произношения звуков, выполняйте каждый день следующие упражнения:

1. Маляр

  1. Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть – неподвижна.

2. Барабан

  1. Улыбнуться, открыть рот. Произносить звук д-д-д. Язык упирается в верхние зубы при произнесении этого звука, рот не должен закрываться

3. Лошадка

  1. Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Язык должен быть широким и кончик языка не должен подворачиваться внутрь. Нижняя челюсть – неподвижна.

4. Грибок
Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке.

5.Гармошка

Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка от нёба открывать и закрывать рот.

Логопедические упражнения на звук «р»

Логопедические упражнения на звук «р»

Подготовительный этап

Занятие 1

Развитие пространственного восприятия
— Между кем ты сидишь? Кто сидит справа от тебя? Кто сидит слева от тебя?
Упражнения на дыхание. Развитие продолжительного плавного выдоха
«Наслаждаемся запахами духов». Вдох через нос и ровный, медленный выдох через рот.
«Футбол». Загнать ватный шарик в ворота.

Вытянуть губы «трубочкой» и подуть на ватный шарик, пытаясь загнать его в «ворота».
Мимико-артикуляционные упражнения
Прищуривание глаз. Попеременное закрывание и открывание глаз. «Спи, правый глазок. Просыпайся! Спи, левый глазок. Просыпайся! Спите сразу, оба глаза! Просыпайтесь!»
Упражнение на развитие подвижности нижней челюсти
— Рот — это домик нашего язычка. Губы — это дверки. Открываются и закрываются дверки домика, в котором живет язычок.
Широко открыть, а затем закрыть рот, плотно сжимая губы.
Упражнения для губ и щек
«Улыбка».
— Покажем, какие мы веселые и радостные. Растянуть губы в улыбке.
«Рупор».
— Представь, что ты капитан. Чтобы тебя услышали матросы, надо взять рупор, он усилит твой голос. Вытянуть губы широкой «трубочкой».
«Замесим тесто для оладьев». Движения губ и щек вправо-влево, вверх-вниз.
Упражнения для языка
«Испечем оладушек». Широко открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать под счет до 5—7.


«Почистим зубы».
— После еды надо почистить зубы. Рот открыт, губы в улыбке. Широким кончиком языка почистить верхние зубы с внутренней, а затем с внешней стороны.
«Вкусное варенье».
— Мы ели оладьи с вареньем. Оближи верхнюю губу.
Развитие голоса и переключаемости органов артикуляционного аппарата
«Играем с мячом». Произнесение слоговых сочетаний та-та-та-так, ты-ты-ты-тык, то-то-то-ток (ритмичное постукивание рукой по столу с ударением на последнем слоге).
«Играем в теннис». Произнесение слоговых сочетаний та-ту, та-ту, то-ты, то-ты с ритмичным движением кисти правой руки вперед-назад.
Развитие фонематического восприятия
Уточнение произносительного и слухового образа звука [р].
— Послушай, как рычит злая собака: рррррр. Такой звук ты будешь учиться произносить. У тебя непременно получится, если будешь стараться. Сейчас мы с тобой поиграем. Я буду произносить много разных звуков, а ты хлопни в ладошки, если среди них услышишь звук [р].
Игра «Поймай звук [р]». Выделение звука [р] на фоне других звуков, далеких по акустическим и артикуляционным признакам. Звуки: [с], [з], [р], [м], [ф], [в], [р]. Слоги са, ра, вы, ры, мо, ро, фы, ры, ку, ру, пу.
— Есть ли звук [р] в словах сом, каша, капуста? А в слове рак: (рука)?

Занятие 2

Развитие слухового восприятия и памяти
Отстукивание ритма на барабане.
Упражнения на дыхание
Выработка сильной воздушной струи.

«Ветерок кружит листочки».
Чей листок улетит дальше?
Катать по столу катушку или пузырек.
Упражнения для губ
«Поиграем на дудочке». Вытянуть губы узкой «трубочкой» и удерживать в таком положении под счет до 5—6. Можно произносить звук [у].
«Играем на большой трубе». Вытянуть губы широкой «трубочкой» и удерживать в таком положении под счет до 5—6.
Повторение упражнения «Месим тесто».
Упражнения для языка
«Щелканье».
— Чтобы блинчики испечь, включим мы электропечь.
«Печем блинчики». Просовывать между зубами тонкий распластанный язык. На языке должны оставаться следы от зубов.
«Вкусные блинчики». Облизать верхнюю губу широким языком.
«Губы с языком играют в прятки». «Спряталась верхняя губа». Закрыть верхнюю губу широким языком.
«Спрячем нижнюю губу». Закрыть нижнюю губу широким языком.
Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата. Сочетание речи с движением
Произнесение слоговых сочетаний с движением руки: та-то (кулак — ладонь), ту-ты (ладонь — ребро), та-то-ту (кулак — ребро — ладонь).
Развитие фонематического восприятия
Игра «Поймай звук». Звуки [ш], [ж], [р], [л], [р], [л’], [р], [л]. Слоги шла, ра, жу, ру, ра, ла.
Выкладываются и называются картинки по теме «Овощи».
— Найди картинки, в названиях которых есть звук [р]. Покажи крас-ный помидор, оранжевую морковь, зеленый горох.
Определение позиции звука [р] в словах помидор, росток, горох. Обозначение позиции звука [р] в «звуковом домике».

Занятие 3

Релаксационные упражнения
«Лошадки». Дети стоят на правой ноге, левая, согнутая в колене, касается носком пола. Руки перед грудью (напряжение), смена положения: уронить руки, встать на обе ноги (расслабление). Повторение со сменой положения ноги.
Упражнения на дыхание
«Лошадки фыркают». Сильно дуть на расслабленные губы до получения вибрации.
«Кучер останавливает лошадку». Набрав в легкие воздух, с силой выдувать его, заставляя вибрировать губы: прррррр.
Мимические упражнения
«Веселые — печальные». Рассматривание пиктограмм, изображающих лица людей в различных эмоциональных состояниях. Выразить состояние веселья и печали.
Упражнения для щек и губ
«Толстощекий хомячок». Хомячок несет за щеками зерно. Надувание обеих щек. Высыпал зерно. Втянуть щеки.
«Норка хомяка». Широкая «трубочка» с открытым ртом.
— Открой рот, вытяни губы вперед.
«Заборчик».
— На пути хомяка встретился вот такой заборчик. Улыбнись, сомкни и покажи все зубки.
Чередование широкой «трубочки» с последующим оскалом.
Упражнения для языка
«Язычок смотрит, какая сегодня погода». Широкий кончик языка поднять к носу и опустить на верхнюю губу.
«Веточки деревьев качаются». Широкий кончик языка сначала поднимается к носу, а затем опускается к подбородку.
«Поедем на лошадке за грибами». Присасывание языка к небу и по-щелкивание. Остановим лошадку. Вибрация губ: пррр.
«Приехали в лес, пробираемся сквозь бурелом». Просовывание языка между зубами.
«Приготовим лукошко для грибов». Загибание вверх кончика языка «чашечкой».
«Дятел стучит по дереву».
— В лесу увидели дятла. Послушай, как он стучит. Открой широко рот, подними язык за верхние зубы, постучи кончиком языка по «бугорочкам» (альвеолам), произнося: т-т-т-т, д-д-д-д-д, тд-тд-тд. Нижняя челюсть находится в спокойном состоянии.
Развитие переключаемоcти органов артикуляционного аппарата. Сочетание речи с движением
«Дятел подает сигнал своим птенцам». Произнесение слоговых сочетаний ды-ды-ды-ды-ды-дык, да-да-да-да-да-дак, до-до-до-до-до-док с ударением на последнем слоге.
«Дятлы здороваются с нами». Произнесение слогов ды-да, ды-да, ды-да, ду-до-ды, да-ду-ды на одном выдохе.
Развитие фонематического восприятия
Игра «Поймай звук [р]». Выделение звука [р] на фоне звуков, близких по акустическим и артикуляционным признакам. Звуки [л], [р], [ш], [р], [л’], [р’]. Слоги ра, ла, ша, ра, лу, ру, ли, ры.
— Найди и отложи картинки, в названиях которых есть звук [р]. Картинки даны по теме «Фрукты».
— Определи позицию звука [р] в словах груша, хурма, гранат. Покажи на звуковой линейке, где живет звук [р] в слове хурма.

Занятие 4

Развитие пространственного восприятия
— Куда пойдешь, что найдешь? Направо пойду — подосиновик найду, налево пойду — масленок найду.
Упражнение на дыхание
«Спутник». Дутье на маленький кусочек ваты («спутник»). Чей «спут-ник» поднимется выше?
«Буря». Улыбнуться, просунуть распластанный язык между зубами. Сильно выдувать воздух, заставляя вибрировать губы и язык.
Мимические упражнения
«Собираемся в отпуск». Изобразить грусть. Жаль расставаться с любимыми игрушками.
Упражнения для губ
«Поцелуй». Прощаемся с мамой. Вытягивание вперед сомкнутых губ.
«Шли-шли, к яме подошли». Втянуть губы «воронкой».
Упражнения для языка
«Поедем опять за грибами на лошадке». Лошадка цокает копытцами по мостовой. Цоканье с переменным темпом, язык вначале присасывается, а затем падает вниз.
— Широко открой рот, придержи рукой нижнюю челюсть, пощелкай языком. Останови лошадку.
Вибрация губ и языка.
«Белочка зовет бельчат».
— Увидели белочку. Послушай, как она зовет бельчат.
Кончик языка подводится под верхнюю губу и со щелканьем отрывается, втягиваясь вниз и назад.
«Грибок».
— Поможем белочке собрать грибов на зиму. Соберем грибки и повесим на сучок.
Присасывание языка к небу.
— Срезаю и кладу в корзинку лисичку, боровик, моховик, подосиновик (выкладываются картинки с изображением грибов).
«Сдуем листок с грибка». Сделать «грибок» и произнести звук [ц].
«Чашечка».
— Приготовь чашечку, я налью тебе чаю.
Округлить губы, высунуть язык изо рта и удерживать его в положении «чашечки».
«Дятел».
— Нас снова встречает дятел.
Открыть рот, поднять язык за верхние зубы и постучать по альвеолам, произнося звук [т].
Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата
— Обратно поедем на электричке. Слышу стук колес.
Произнесение звуков т-д-т-д, т-д-т-д.
Произнесение слогов та-да, та-да, та-да, та-да, ты-ды, ты-ды, ты-ды в сочетании с ритмичными постукиваниями указательными пальцами обеих рук по столу, а затем рисованием указательным пальцем правой руки ломаных линий.
Развитие фонематического восприятия
Определение позиции звука [р] в словах рысь, трава, бугор. Переме-щение кружочка — символа звука [р] в нужное окошко «звукового домика».

Занятие 5

Психогимнастика
— Изобрази неуклюжего моржа на суше и грациозного — в воде, изобрази кита в ледовом плену.
Упражнения на дыхание
Выработка сильной воздушной струи.
«Кит выбрасывает фонтан воды». Вибрация губ и языка.
Мимические упражнения
— Представь, что мы с тобой попали в Арктику. Очень замерзли.
Набрав в легкие воздух, с силой выдувать его, заставляя вибрировать губы с включением голоса: брррр.
Упражнения для губ
«Морж». В Арктике увидели моржа. Опустить уголки губ вниз.
Чередование улыбки и «трубочки». Из Антарктиды приплыл морской слон в гости к голубому киту. У него рот похож на раскрытый хобот слона. Голубой кит цедит воду сквозь усы. Растянуть губы в улыбке.
«Кашалот открыл рот и ловит планктон». Чередование широкой и узкой «трубочки».
«Полынья». Приоткрыть рот. Втянуть губы внутрь рта (губы напряжены). Вернуться в исходное положение и произнести несколько раз звук [п]. Губы расслаблены.
Упражнения для языка
«Киты подают сигналы». Цоканье с переменным темпом и со сменой положения губ. Расстояние между зубами должно быть не менее 1,5 пальцев.
«Киты качаются на волнах». Широко открыть рот, прижать боковые края языка к боковым верхним зубам почти до клыков, поднимать и опускать кончик языка, касаясь верхней и нижней десен.
Касаться кончиком языка то внутренней, то внешней поверхности резцов.
«Кит-нарвал пробивает лед своим длинным рогом». Прижать язык к верхним деснам, произносить звуки тттт, дддд, тд, тд, тд, тд.
«Киты плещутся». Они то поднимают, то опускают хвосты. Чередование «чашечки» и распластанного языка.
Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата
«Пароход на волнах». Произнесение слогов пта-пто, пты-пту, бда-бды, бду-бдо, пты-пту-пто, пты-пто-пту-пта в сочетании с волнообраз-ным движением пальцев рук.
Развитие фонематического восприятия
— Есть ли звук [р] в словах морж, рак, кальмар?
Отстукивание ритмического рисунка слов кальмары, морж, нарвал.
Игра «Поймай звук». Различение слов, близких по звучанию: ров — лов, жарко — жалко, рожки — ложки, рама — лама.

Занятие 6

Релаксация
«Строители». Поднимаем ведро с краской (напряжение). Опускаем ведро (расслабление). Держим тяжелый молоток (напряжение). Положили молоток (расслабление).
Упражнения на дыхание
Сильно подуть, стараясь прокатить маленькую машинку между двух кубиков.
Задувать на кончик языка, установленного «лопатой» и мягко, но плотно прикасающегося только к верхней губе, нижняя вместе с челюстью оттянута вниз.
Упражнения для губ и щек
«Сердитый индюк». Надуть обе щеки. Попеременное надувание обеих щек.
Упражнения для языка
«Болтушка». «Индюк сердится». Вышли по улице и увидели сердитого индюка. Округлить губы и производить быстрые движения языком вперед-назад, касаясь верхних зубов.
«Смастерим качели».
— Возьми молоточек, сейчас сделаем качели. Подними язык за верхние зубы, постучи кончиком языка по деснам, произнося д-т-д-т-д-т-дт-д-т.
Нижняя челюсть находится в спокойном состоянии.
«Качели».
— Покачаемся на качелях. Поднимать и опускать кончик языка, касаясь верхней и нижней десны. «Вверх — вниз, вверх — вниз, крепче, Оленька, держись!»
«Поставим чашечку на полку».
— Пришли домой, нам захотелось пить. Язык ровно лежит на нижней губе. А вот чашечка. Сделать «чашечку».
Чередование «чашечки» и распластанного языка.
Развитие фонематического восприятия
Есть ли звук [р] в словах телевизор, рак, ракета? Определение пози-ции звука [р] в словах.

Занятие 7

Релаксационные упражнения
«Лесорубы». Лесорубы рубят топором сучья (напряжение), положили топор (расслабление). Катят бревна, поднимают их на машину (напряжение), устали (потряхивание расслабленными руками).
Упражнения на дыхание
«Сдуй снежинку с носа». С силой подуть на язык, загнутый к верхней губе, стараясь сдуть ватку с носа.
«Ураган». Задувать на кончик языка, установленного «лопатой» и мягко, но плотно прикасающегося только к верхней губе, нижняя вместе с челюстью оттянута вниз.
Упражнения для языка
«Грибок». Присасывание языка к небу. Поднять язык к небу, до предела растянув уздечку. Удерживать язык в верхнем положении, пока не набежит слюна.
«Гармошка». Присосать язык к небу, затем попеременно открывать и закрывать рот.
«Качели внутри рта». Касаться верхних резцов то верхней, то нижней поверхностью языка.
«Ковш экскаватора». Удерживать язык «чашечкой» снаружи и внутри рта.
Установить лопатообразный язык, чтобы он касался боковыми краями верхних зубов, а самый кончик прикасался к верхней десне, производить вдох и выдох, не отрывая краев языка от зубов. Кончик язык то присасывается плотно к десне, то отбрасывается к верхним резцам. Шепотом барабанить кончиком языка.
Чередование «чашечки» и «лопаты».
«Маляр». Широко открыть рот, коснуться кончиком языка мягкого неба и провести им вперед-назад.
Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата и согласованной работы губ и языка
«Включаем электродрель». Произнесение слогов джжжа, джжжи, джжжо, джжжу, джа-джу, джи-джо.
Развитие фонематического восприятия
Определение позиции первого и последнего звука в словах Рома, Рая, Захар, Егор.
— Где ты услышал звук [р] в слове Рома?
Положить кружочек синего цвета в окошко «звукового домика», соответствующего позиции звука.
Постановка звука [р]
Положение органов артикуляционного аппарата
при правильном произнесении звука [р]
Форма губ и расстояние между резцами соответствуют положениям, при которых произносится последующий гласный звук. Передний край языка поднят к альвеолам верхних резцов. Между языком и альвеолами остается узкая щель, через которую проходит выдыхаемая воздушная струя, приводящая кончик языка в состояние дрожания.
Слуховое восприятие фонемы. Создание слухового образа звука
«Рычалочки».
«Мамы-звери учат детенышей рычать». Подражание рычанию сердитой собаки, щенка, тигра, тигренка, пантеры и др.
«Гром гремит».
Формирование зрительного образа звука [р]
Показ артикуляционного профиля. Показ положения органов артикуляции с помощью пальцев рук. Постучать пальчиками правой руки, сложенных в форме «чашечки», по бугоркам левой ладони.
Формирование кинестетического образа звука (ощущения положения органов артикуляции). Описание положения органов артикуляции.
«Рычалочка на палочке». Произнесение изолированного звука [р] с движением указательного пальчика по нарисованной спирали.

Постановка звука [р] по М.Е. Хватцеву (1959)

1. Производить выдыхаемым воздухом дрожание обеих губ, сначала шепотное, затем с голосом. В случае затруднения указательным пальцем быстро двигать вверх-вниз, задевая губы.
2. То же, но с помещенным между губами свободным кончиком языка. Сочетание этой вибрации с гласными [а], [у], [о], [ы].
3. Задувание на кончик языка, который плотно прикасается только к верхней губе. Задувание производится настолько сильно, чтобы вызвать вибрацию верхней губы совместно с кончиком языка.
4. Производить попеременное задувание на кончик языка, то сближенного с губами, то помещенного в зубной полости.
5. Широко открыть рот, присосать широкий язык к небу. Сильно задувать на кончик языка, стараясь вызвать вибрацию.
6. Поднять кончик языка к альвеолам и долго тянуть звук [з], при этом быстро двигать указательным пальцем по нижней части языка, ближе к его краю.
7. Произносить слоговое сочетание за с несколько удлиненным звуком [з]: зззз-за. В ходе многократного повторения слогов происходит перемещение переднего края языка вверх и вперед до получения акустического щелевого эффекта [р] в сочетании с гласным [а]. После этого производятся быстрые движения зондом слева направо и справа налево. В момент возникновения вибрации слышится звук [р].
После появления звука [р] отработать шепотную вибрацию: 1) далее производить рокотание на коротких толчкообразных выдохах; 2) развивать длительный рокот на разной высоте тона; 3) рокотать с постепенным усилением и ослаблением голоса.
8. Установить лопатообразный язык так, чтобы он касался боковыми краями верхних зубов, произносить: дз-з-з-з-з, дз-з-з-з-з-з-з, дз-з-з-з-з-з-з. Язык должен быть неподвижным за исключением самой маленькой части кончика языка.
Лопатообразный язык плотно прижать к верхним зубам и задувать на кончик языка.
9. «Барабан». Поднять язык за верхние зубы, постучать кончиком языка по деснам, произнося д-д-д-д-д. Нижняя челюсть в спокойном состоянии.
10. Быстрое повторение на одном выдохе звука [д], артикулируемом особым образом. При несколько открытом рте, при смыкании переднего края языка не с резцами, а с деснами или даже с альвеол

эффективные упражнения для постановки звука рь поэтапно

Многие специалисты считают, что ребенок уже в четыре года должен полностью выговаривать все звуки. Случается так далеко не всегда – малышу некоторые из них даются непросто. Чаще всего трудности ожидают при попытке осилить букву «р», которая считается одной из самых сложных в артикуляции. Родители нередко пытаются самостоятельно справиться с проблемой, совершая немало ошибок, которые потом специалистам приходится исправлять. Перед тем как научить ребенка говорить букву «р», следует ознакомиться с рекомендациями логопедов, изучить все правила обучения, разобраться в специальных упражнениях.

В каком случае произношение «р» считается неправильным

Многим родителям отлично известно, что с этим звуком приходится бороться дольше всего, причем без помощи специалиста иногда обойтись не получается. Ошибка, которую часто совершают взрослые члены семьи, – не принимают необходимых мер, если у малыша не получается выговаривать букву и он пытается заменить ее более простыми звуками. Не следует ожидать, что со временем все пройдет – чаще всего этого не случается.

Насторожиться и немедленно отправиться к логопеду рекомендуется в таких случаях:

  • выговаривая слово, букву «р» малыш пропускает;
  • произносится нужный звук гортанно, с небольшим акцентом, как во французском языке;
  • ребенок проглатывает окончания в словах, особенно если в них присутствует «трудная» буква;
  • кроха пытается поступить просто – заменить похожими звуками («л», «в»).

Чтобы научить свое любимое чадо говорить правильно, рекомендуется предварительно выяснить основную причину появления проблемы. Нередко случается, что достаточно устранить фактор, чтобы развитие разговорной речи значительно улучшилось.

Причины отсутствия правильного «р»

Есть несколько причин, провоцирующих сложности с развитием речи малыша. Некоторые из них у родителей получится устранить своими трудами в домашних условиях, для борьбы с другими придется обратиться к специалисту.

В любом случае, самостоятельно выяснять причину не рекомендуется. Лучше посетить логопеда, который поможет ее определить, порекомендует, какие меры предпринять, объяснит, какие упражнения будут наиболее эффективными.

Индивидуальное строение уздечки

Плохое развитие уздечки языка нередко становится причиной затруднений речи, часто пресекает все усилия малыша правильно выговаривать слова. Дефект не позволяет достать языком до верхнего неба, что препятствует воспроизведению звуков. Только специалисту под силу определить степень проблемы, логопед также решает, как воздействовать на проявление. В особо сложных случаях проводится хирургическое вмешательство.

Плохое развитие артикуляционного аппарата

При слабой работе мышечной ткани развитие речи также происходить будет с затруднениями, появится горловое произношение звука «р». Помочь здесь способны только специальные упражнения, которые проводить можно дома, предварительно проконсультировавшись с логопедом.

Проблемы в речевом слухе

Нарушения речевого слуха также приведут к проблемам с речью. Неправильное воспроизведение слов – не повод для смеха, с забавным произношением бороться нужно немедленно, иначе на исправление дефектов уйдет немало усилий и времени.

Неправильный прикус зубов

Если у малыша нарушен прикус, воспроизведение некоторых букв принесет немало сложностей. В первую очередь необходимо навестить логопеда, затем – стоматолога. Обычно после устранения дефекта происходит активное развитие речи.

Неправильное речевое дыхание

Один из дефектов, напрямую связанный с произношением – неправильный поток воздуха во время дыхания (при дизартрии, заболеваниях дыхательных путей). Исправлять проявление придется рядом упражнений, которые разрабатываются врачом индивидуально. Цель гимнастики – исправление нарушенного дыхания.

До какого возраста это должно исправиться

Зависят сроки исправления дефектов речи от причины, которая спровоцировала их проявление. Если серьезных нарушений нет, родители своевременно отреагировали на проблему, обычно к 4-5 годам малыш свободно разговаривает, произносит все звуки. Запоздание с визитом к логопеду, неправильное проведение занятий или их отсутствие приведут к тому, что на борьбу с дефектом уйдет несколько лет.

Когда нужна коррекция

Необходимо немедленно обратиться к специалисту, если ребенок не говорит или неправильно произносит букву «р». Логопед установит причину, поможет составить поэтапно индивидуальные занятия. Советоваться с врачом нужно регулярно – это позволит своевременно определить допущенные ошибки и сразу их исправить, применить другие способы постановки упрямого звука.

Этапы постановки звука «р»

Вопрос, который тревожит неопытных родителей, – что делать, если малыш вообще не выговаривает звук «р», коверкает его при произношении до неузнаваемости, даже если учим произносить его правильно? Ответ простой – посетить логопеда, приступить к ряду упражнений, цель которых – разработать речевой аппарат, поэтапно поставить букву «р», сформировать правильное произношение, довести его до автоматизма.

Не следует настаивать или заставлять малыша заниматься – подобные действия не приведут к хорошим последствиям. Ребенок со временем полностью откажется тренироваться, не будет прикладывать к этому никаких усилий. Единственный результат подобных занятий – впустую потерянное время.

Логопедические упражнения для буквы «р»

Перед тем как быстро научить ребенка говорить букву «р», рекомендуется разобраться в основных методиках, которые помогут исправить дефект. Не следует приступать сразу к нескольким из них – действовать следует поэтапно. Если есть возможность приобрести зонд логопедический, – отлично, он поможет при необходимости подкорректировать положение языка.

Самый простой вариант услышать долгожданную букву «р» от малыша – поставить ее, отталкиваясь от звука «ж». Упражнение простое, но придется повторять его много раз, чтобы добиться положительных результатов. Малыш должен произносить звук «ж-ж-ж-ж-ж», затем по команде родителей язычок продвинуть глубже внутрь рта. Если все сделано правильно, послышится короткое «р». Продолжать упражнение стоит ежедневно, доводя его до автоматизма, со временем вибрация языка будет происходить уже самостоятельно.

Если малыш четко и красиво произносит «д», можно попробовать поставить «р» от этого звука. Поэтапное проведение упражнения:

  1. Попросить кроху кончиком язычка упереться в бугорки во рту (альвеолы), на первых порах можно помогать ему специальным шпателем или чистым пальцем.
  2. Произносить букву «д», не отрывая языка от альвеол.
  3. Если сделать все правильно, появится вибрация, «д» превратится в нечеткое «р», которое придется доводить до автоматизма регулярными упражнениями.

После того как звук станет четким, переходить к произношению слогов, потом – к словам на «р».

Постановка мягкого звука «рь»

Артикуляция звука «рь» более сложная, чем у «р», поэтому переходить к этому этапу следует только после успешной постановки и автоматизации твердой буквы. Помогут здесь скороговорки, которые придется произносить ежедневно:

  • прилетели снегири, ри-ри-ри-ри;
  • зацвела в саду сирень, рень-рень-рень-рень;
  • траву косят косари, ри-ри-ри-ри;
  • растет береза на горе, ре-ре-ре-ре.

Придумать скороговорки или стихотворения можно самостоятельно или вместе с малышом, что принесет ему немало удовольствия.

Упражнения для улучшения речевого слуха

Перед тренировками для развития речевого слуха родителям рекомендуется подобрать несколько десятков слов, начинающихся на «л» и «р». Действия ребенка – поднимать руку, когда он слышит один из звуков. Начинать с «л», читать список слов, малыш при каждом услышанном звуке должен реагировать. Затем читать эти же слова, только рука уже поднимается на звук «р».

Не беда, если на первых порах ребенок путается и реагирует на «р» вместо «л» или наоборот. Регулярные упражнения по дифференциации речевого материала помогут ему разобраться в отличиях букв и правильно определять каждую из них на слух.

Артикуляционная гимнастика

Полезные занятия для малыша – упражнения на артикуляцию. Самое простое – «заборчик». Ребенок должен сомкнуть зубы, разжать губы. Правильное расположение – верхний ряд зубов немного нависает над нижним. Проследить, чтобы малыш сделал это правильно, при необходимости подсказать, исправить недочет. Зафиксировать положение на 5-10 секунд.

Продолжать гимнастику – оставить зубы в прежнем положении, губы вытянуть плотной «трубочкой». Оставаться в таком положении 4-8 секунд.

Для укрепления мышц языка рекомендуется еще одно занятие. Ребенок должен улыбнуться, немного приоткрыть рот, показать сомкнутые зубки. Постараться в таком положении пощелкать языком, резко прижимая его кончик к небу. Получится звук, напоминающий цоканье конских копыт.

Мимическая гимнастика

Выполнять задания лучше перед зеркалом. Малыш должен с помощью мимики показывать определенные чувства:

  • испуг – широко открыть глаза;
  • обиду – скривить губы, опустить кончики вниз;
  • удивление – подвигать вверх/вниз бровями;
  • радость – улыбнуться;
  • злость – нахмуриться.

Обязательно моргать глазами – одновременно или поочередно, прижмуриваться, щуриться.

Дыхательная гимнастика

Обязательно каждое из упражнений, которые позволят избавиться от горлового произношения, повторять по 3-5 раз ежедневно. Темп спокойный, ускоряться не нужно.

Первое задание малышу – сильно надуть щеки, чуть разомкнуть губы и медленно выпустить воздух. Язычком сильно прижаться к небу.

Второе задание – вдохи-выдохи. Делать это медленно, обязательно задерживать дыхание на 3-6 секунд.

Еще одно хорошее упражнение – медленно дышать. Вдыхать, одновременно приседать, выдыхать – подниматься.

Упражнение, которое нравится ребенку и улучшает дыхательные рефлексы, – дуть на свечу. Родителям придется запастись терпением, зажигать ее, малышу – приложить усилия, чтобы подуть и за один прием потушить.

Упражнения для растяжения уздечки языка

Для устранения врожденного дефекта необходима помощь логопеда – гимнастика разрабатывается индивидуально. Заниматься лучше в форме игры, иначе малыш быстро потеряет заинтересованность тренировками.

Отлично помогают растянуть уздечку попытки дотянуться язычком до кончика носа. Ребенок должен стараться максимально сильно, поэтому рекомендуется предложить соревнование, у кого это лучше получится. В день проводить занятие не менее пяти раз.

Еще одно эффективное игровое упражнение, позволяющее справиться с дефектом – предложить малышу попробовать кушать, как котенок. Можно просто воспроизводить движения, но лучше налить в тарелочку сгущенку и предложить ее «вылакать».

Для быстрого избавления от дефекта рекомендуется применить массаж. Делать его обязательно чисто вымытыми руками. Малыш должен открыть рот, поднять язычок вверх. Массировать легкими движениями уздечку, можно незначительно подтягивать к зубам. Лучше первые процедуры проводить под контролем логопеда – это позволит не допустить ошибок. Длительность манипуляций – не более трех минут в день.

Закрепление звука «р» в речи ребенка

Для закрепления результата и автоматизации звука рекомендуется проводить занятия после постановки «р» и «рь» ежедневно, причем не меньше 3-4 раз в день. Помимо мимической и артикуляционной гимнастики, укрепляющей мышечную ткань, повторять предложения, скороговорки, произносить стишки.

Последовательность тренировок:

  • произносить слоги, которые начинаютс

Игры и упражнения для вызывания звука [Р].

Игры-упражнения для вызывания звука [р].

Упражнения очень просты и хорошо подходят для тренировки подъема языка к альвеолам, а заодно тренируется и мелкая моторика.

            Упражнение «Веселый дождик»
        Произнеси твердо звуки [т-д].Слышишь, как будто капельки падают и ударяются обо что-то твердое? Подставь левую ладошку, а пальцами показывай, как капли дождя падают на твою руку, сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее.
        Дождик капнул на ладошку -т-д,т-д…         (правой рукой изобрази падающие капельки дождя)
        На цветок –т-д,т-д…                                                (левой рукой изобрази цветок)
        И на дорожку т-д,т-д….                                          (из левой руки сделай дорожку)
        Застучал по крыше он- -т-д,т-д….
        И раздался частый звон– т-д,т-д,т-д…          (дождик пошел сильнее).
        

        Играя, попробуй поменять руки и выучить стишок наизусть. Т-Д произносим утрированно (подчеркнуто). Исключаем работу челюсти.

        Упражнение «Песня Крокодила Гены»
        Мелодия песни хорошо подходит для тренировки подъема языка к альвеолам. Вначале песню поем только на слог ДА. В дальнейшем полезно использовать слоги ДЫ, ДЭ, ДО, ДУ. Можно чередовать слоги, учитывая желание ребенка. При закреплении звука [р] поем песенку на слог РА.

        Способы постановки звука [Р]:

        1 способ постановки звука [Р]:

        Способ постановки звука [Р] – старый и простой, как мир.

Выполняется в 3 приема:
1) присосать язык к твердому небу («Грибок»)
2) сделать глубокий вдох через нос (язык в том же положении)
3) сделать резкий короткий выдох через рот, направляя воздушную струю на язык и подключая голос. Описывать все это долго, но способ очень простой. Эффект достигается на контрасте (напряжение языка при присасывании и расслабление при резком выдохе). Это способствует вызыванию вибрации кончика.

2 способ постановки звука [Р]:

        Постановка звука [Р] при слабой воздушной струе.

        Способ подходит для тех детей, у кого отсутствует воздушная струя достаточной мощности, необходимая для вибрации кончика языка (как правило, у детей с заиканием). В основе лежит традиционный способ постановки с помощью шарикового зонда. А особенность в том, что ребенок находится в полулежачем положении, со слегка запрокинутой назад головой Язык поднят вверх, к альвеолам, ребенок произносит звук [Д] или сочетание ДЫ в быстром темпе. Зондом осуществляются быстрые движения под кончиком языка вправо-влево. Эффект достигается тем, что в положении лежа язык слегка оттягивается назад и ребенок вынужден более интенсивно выдыхать воздушную струю, что и заводит вибрацию в сочетании с манипуляциями зонда. Время на постановку звука уменьшается вдвое.

3 способ постановки звука [Р]:

        Постановка звука [Р] на вдохе.

        Условие – правильное и четкое произнесение звука [С]. Ребенок произносит длительно ССССС, а потом делает короткий вдох через рот, резко подняв и прижав язык к альвеолам, всасывает язык «как улитку в раковину». Если ребенок не коснется языком альвеол при вдохе, то звук не получится. Способ очень неожиданный, парадоксальный (ведь все нормальные логопеды ставят звуки «на выдохе»)

4 способ постановки звука [Р]:

        Постановка звука [Р] из межзубного положения.

        Предварительно отрабатывается положение «язык на верхней губе» и направленная воздушная струя.
        • Широкий край языка на верхней губе. В этом положении ребёнку предлагают дуть на кончик носа гудящим звуком, похожим на «В-В-В».
        • В дополнение к предыдущей позиции логопед указательным пальцем «играет» на нижней губе ребёнка, в результате чего струя воздуха приобретает вибрирующий характер. Этот эффект необходимо как следует отработать. Детям постарше можно предложить самостоятельное «исполнение» пальцем на губе.
        • Затем постепенно сокращать длительность прикосновения пальца, то убирая его, то возвращаясь. Добиваться вибрационного звучания от малейшего прикосновения к нижней губе (что-то похожее на «в-в-р-р-э-э…»)
        • Сохраняя ту же конфигурацию языка, во время выработанного вибрационного звучания, легко передвинуть язык за верхние зубы. Важно не терять форму языка! Этот приём взят из арсенала Смирновой Ирины Анатольевны, логопеда из Санкт-Петербурга. Она рекомендовала его для детей с дизартрией, так как в данном случае от ребёнка не требуется больших мышечных усилий, а, следовательно, не увеличивается спастика органов артикуляции.

5 способ постановки звука [Р]:

        Постановка звука [Р] от упражнения «БОЛТУШКА».

        Есть интересный игровой способ постановки звука [Р] от упражнения «Болтушка», хорошо знакомого детям. Способ доступен любому начинающему логопеду. Ребенок делает упражнение «Болтушка» (или «Индюк»): высунутый широкий язык на звуке [А] выполняет движения вперед-назад, скользя по твердому небу. В тот момент, когда язык касается альвеол слышен одноударный [Р]. Теперь осталось зафиксировать эту позицию и приступить к автоматизации [Р]. Как правило, очень скоро одноударный звук сам переходит в вибрант (дрожит кончик языка).

6 способ постановки звука [Р]:

        Постановка звука [Р]от звука [З].

        Обычно Р от звука З не ставят, т.к. считается, что они очень различны по артикуляции и не могут быть друг для друга опорными.
        Но попробовать можно. Секрет в том, что ребенок произносит [З] очень кратко, лишь дотрагиваясь языком до альвеол и при этом сильно дует на язык. Будет четко слышен сначала одноударный [Р], который потом сравнительно легко переходит в вибрант. Этот способ очень легкий и быстрый, особенно при горловом [Р].   Желаю успехов в его применении!

7 способ постановки звука [Р]:

        Постановка звука [Р] от звука [Ж].

        Все новое – это хорошо забытое старое. Способ постановки [Р], активно использовавшийся 30-40 лет назад.
        Все логопеды обожают вызывать звук [Р] с помощью всевозможных вибраций («моторчик» и ему подобные). Но есть дети, которые панически боятся зондов, палочек, сосок, чайных ложек и других подручных средств. Для них очень хорош следующий способ: ребенок произносит звук [Ж], длительно, на одном выдохе и при этом отодвигает кончик языка глубже в полость рта. Через секунду можно услышать одноударный [Р]. 

        После закрепления изолированного произнесения этого звука сразу переходят к проговариванию слогов со стечением ТР, ДР, НР, ЖР. Это способствует быстрому переводу одноударного [Р] в состояние вибрирующего звука. Способ себя оправдывает.

Редко используемые способы постановки звука Р.  
Постановка звука «р» от упражнения «Болтушка»

Упражнение для развития подвижности кончика языка. Суть заключается в том, что кончиком языка за альвеолами выполняем движения ВПЕРЕД-НАЗАД (пылесосим) и при этом включаем звук. При правильном выполнении слышится звук Р.Важен напор и направленность воздушной струи.


Постановка Р из положения языка на верхней губе.
Предварительно отрабатывается положение «язык на верхней губе» и направленная воздушная струя.  

Широкий край языка на верхней губе. В этом положении ребёнку предлагают дуть на кончик носа гудящим звуком, похожим на «В-В-В». 
В дополнение к предыдущей позиции логопед указательным пальцем «играет» на нижней губе ребёнка, в результате чего струя воздуха приобретает вибрирующий характер. Этот эффект необходимо как следует отработать. Детям постарше можно предложить самостоятельное «исполнение» пальцем на губе. Затем постепенно сокращать длительность прикосновения пальца, то убирая его, то возвращаясь. Добиваться вибрационного звучания от малейшего прикосновения к нижней губе (что-то похожее на «в-в-р-р-э-э…» Сохраняя ту же конфигурацию языка, во время выработанного вибрационного звучания легко передвинуть язык за верхние зубы. Важно не терять форму языка! 

Постановка звука [Р] на вдохе. . Способ очень неожиданный

Условие – правильное и четкое произнесение звука [С]. Ребенок произносит длительно ССССС, а потом делает короткий вдох через рот, резко подняв и прижав язык к альвеолам, всасывает язык «как улитку в раковину». Если ребенок не коснется языком альвеол при вдохе, то звук не получится. , парадоксальный (ведь все нормальные логопеды ставят звуки «на выдохе»)


Еще один способ.

Ребенок ставит язык на альвеолы, рот приоткрыт, губы напряжены, ребенок произносит – зззз, под нижней челюстью есть ямочка, и логопед совершает колебательные движения под подбородком.

 Основной этап постановки звука «Р»

После предварительной работы проводится непосредственно постановка звука «Р». Существуют самые разнообразные методики «вызывания» этого звука. Но цель любых упражнений, которые направлены на постановку звука «Р», заключаются в том, чтобы закрепить у ребенка навык постановки языка на верхние альвеолы. После чего сильной струей воздуха «вызывается» необходимый звук. Приемы постановки звука «Р» существуют самые разные, и материал продолжает регулярно пополняться логопедическими разработками. Предлагаем ознакомиться с некоторыми из способов, которые зарекомендовали себя эффективными и простыми в исполнении:

Упражнение «Дождик» основывается на постановке звука «Р» из звука «Д». Только нужно звук «Д» произносить «неправильно» – упираясь кончиком языка не в резцы, а в альвеолы. Сначала капает слабенький дождик – малыш произносит медленно «тд-тд-тд». Затем дождик стал сильнее – ребенок чаще произносит звуки. Все быстрее и быстрее капает дождь, превращаясь в ливень – произносится максимально быстрое «д-д-д». В этот момент просим ребенка подуть на язычок – появляется вибрация кончика языка и воспроизводится звук «др-р-р». Закрепит положение языка на альвеолах мотив песенки крокодила Гены, который напевается слогами «да», «ды», «до», «ду». Простой и проверенный способ научить правильно выговаривать звук «Р»: кончик языка на верхних альвеолах, производится вдох и резкий выдох струей воздуха на язык.

Поставить звук «Р» можно и от звука «Ж». Выдыхая, произносится звук «Ж», язык постепенно перемещается на альвеолы, происходит вибрация и появляется необходимый звук. Еще один простой способ вызвать звук «Р»: кончик языка упирается в альвеолы. Логопед прижимает широкие края языка к небу, не зажимая кончик. Выдыхая, струя провоцирует вибрацию и вызывает звук «Р».

Постановка звука «РЬ»

Постановка звука «Р» мягкого чаще всего происходит путем подражания после автоматизации твердого «Р». Делается это путем разучивания чистоговорок, основанных на слогах с мягким звуком «Р». Иногда ставят мягкий «РЬ» со слогов «ЗИ», «ЗЕ», «ЗЯ» постепенно заменяя «ЗЬ» на «РЬ». После чего отрабатывают звук в слогах. Механическая постановка звука Механическая постановка звука «Р» предполагает использование специального логопедического зонда. Чтобы поставить звук «Р» применяют шариковый зонд (№6). За неимением специального приспособления в домашних условиях используют медицинский шпатель или зубную щетку.

Как правильно применять зонд?

Зонды логопедические для постановки звука «Р» значительно уменьшают длительность занятий, фактически достаточно часто звук образовывается после первого использования инструмента. Как же правильно использовать зонд? Перед применением инструмента ставят звук «Р» от «Ж», но не разрабатывая вибрации. Затем, отработав фрикативный «Р», переходят к применению зонда. Ребенка просят произносить сильный звук «Ж» на верхних альвеолах. В этот момент логопед устанавливает зонд снизу языка в передней его части и производит частые, но аккуратные движения из стороны в сторону, вызывая тем самым вибрацию кончика языка и ставя звук «Р».

Автоматизация звука

Автоматизация звука «Р» подразумевает закрепление полученных навыков и отработки произношения звука в слогах и словах. Это достаточно длительный процесс, так как требует четкой систематизации и закрепления различных сочетаний и положений изучаемого звука. На этом этапе также уделяют внимание развитию фонетического слуха, выделяя звук из потока других звуков, слогов и слов.

План занятий можно составить следующим образом:

На первом закрепительном занятии отрабатывают звук «Р» методом подражания. Например, можно рычать как тигр, мурлыкать, изображать трактор и тому подобное. Рекомендуется потренироваться произносить звук с разной силой и длительностью.

Далее отрабатывают произношение звукосочетаний ТР, ДР.

Следующим этапом является овладение обратными слогами: АТР, ОТР, УТР и так далее. Только теперь можно переходить к открытым слогам, изучая чистоговорки и вставляя пропущенные слоги. Сложными в овладении являются сочетания нескольких согласных со звуком «Р»: «пра», «бра», «вра» и их вариации с иными гласными.

После овладения предыдущим этапом можно отрабатывать обратные слоги со стечением нескольких согласных: «фра», «кра», «гра» и их производные. Затем можно начинать работу со словами, применяя различные игровые приемы, например, изучая коротенькие рифмы, скороговорки, подбирая недостающие слова и другое. Этап автоматизации не исключает артикуляционные упражнения для постановки звука «Р».


Автор:  Новикова Т.И.

Автоматизация звука [Р]

Твёрдый согласный звук [Р] окрашен синим цветом (твёрдый согласный). Гласные звуки окрашены красным цветом.

При произнесении слогов нельзя разрывать звукосочетание [ДР]. Звук [Р], отделённый от звука [Д], сразу, без тренировочных упражнений, произнести невозможно, так как звук [Д] является опорой для удержания языка у нёба.

Звук [Р_] произносится длительно (см. артикуляция звука [Р]).

1) Произносить (читать) слоги со звукосочетанием [ДР_]

Образец: адр__, одр__, удр__, ыдр__, эдр__, идр__, едр__, ёдр__, юдр__, ядр__

Образец: др__а, др__о, др__у, др__ы, др__э

2) Произносить (читать) слова со звукосочетанием [ДР_]

Образец: кедр__, др__уг

  • драп
  • друг
  • дрова
  • драка
  • вдруг
  • дрозд
  • друзья
  • дрозды
  • дранка
  • дракон
  • другой
  • драчун
  • дрожать
  • дружина
  • дружный
  • ядро
  • бедро
  • выдра
  • ведро
  • кадры
  • подруга
  • квадрат
  • щедрый
  • бодрость
  • подросток

3) Произносить (читать) слоги со звуком [Р_]

Звук [Р_] произносится длительно (см. артикуляция звука [Р]).

Образец: ар__, ор__, ур__, ыр__, эр__, ир__, ер__, ёр__, юр__, яр__

4) Произносить (читать) слова со звуком [Р] в конце./h4>

Образец: мир__

  • вар
  • бор
  • бур
  • хор
  • шар
  • сор
  • мир
  • дар
  • жар
  • пир
  • тир
  • пар
  • комар
  • загар
  • забор
  • базар
  • бобёр
  • ковёр
  • шахтёр
  • костёр
  • пионер
  • боксёр
  • помидор
  • командир
  • офицер
  • мундир
  • монтёр
  • самовар
  • мухомор
  • пассажир

5) Произносить (читать) слова со звуком [Р] в середине

Образец: пар__та

  • карп
  • парк
  • март
  • борщ
  • корм
  • торт
  • баржа
  • карта
  • парта
  • корка
  • норка
  • зерно
  • бархат
  • фартук
  • зоркий
  • тормоз
  • куртка
  • мастер
  • пятёрка
  • дёргать
  • озёрный
  • форточка
  • дырчатый
  • перчатки

6) Произносить (читать) слоги

Образец: р__а, р__о, р__у, р__ы, р__э

7) Произносить (читать) слова со звуком [Р] в начале

Образец: р__ак

  • рак
  • рад
  • рот
  • ром
  • рог
  • ров
  • роза
  • роща
  • рота
  • рыба
  • рука
  • рысь
  • рынок
  • рукав
  • ручей
  • ружьё
  • рожки
  • рубка
  • радуга
  • родина
  • работа
  • ракета
  • рубаха
  • рыбаки
  • рубанок
  • радость
  • раковина
  • рукавица
  • расчёска
  • равнина

8) Произносить (читать) слова со звуком [Р] в середине

Образец: го-р__а

  • гора
  • нора
  • пора
  • перо
  • фара
  • мера
  • буран
  • гараж
  • парад
  • горох
  • пирог
  • народ
  • баранка
  • коробка
  • барабан
  • муравей
  • пёрышко
  • мундиры
  • макароны
  • кукуруза
  • карандаш
  • пирамида
  • помидоры
  • самовары

9) Произносить (читать) слова со стечением согласных

Образец: б-р-ат

  • брат
  • град
  • гром
  • груз
  • грач
  • враг
  • гранит
  • графин
  • грохот
  • грузди
  • прутик
  • крышка
  • граница
  • крапива
  • пружина
  • хранить
  • храпеть
  • просить
  • красный
  • крупный
  • прыгать
  • брусника
  • красавица
  • тропинка

10) Произносить (читать) слова с двумя звуками [Р]

Образец: р-аз-мер__

  • Простор,
  • разгар,
  • размер,
  • разговор,
  • квартира,
  • мрамор,
  • маршрут,
  • кругозор,
  • проверка,
  • развернуть,
  • разорвать,
  • проворный,
  • сортировать,
  • красноармеец,
  • фарфор,
  • прорубь,
  • оркестр,
  • прорыть,
  • аэродром,
  • дроворуб,
  • литература,
  • шаровары,
  • пробраться,
  • разбирать,
  • раскрывать,
  • разрывать,
  • разворачивать,
  • распороть.

11) Произносить (читать) словосочетания

Образец: Се-р__а-я во-р__о-на

  • Трудная работа.
  • Быстрая ракета.
  • Озорной воробей.
  • Кирпичный гараж.
  • Морская рыба.
  • Ровная дорога.
  • Дорогой подарок.
  • Крупная трата.
  • Царский трон.
  • Раннее утро.
  • Северный ветер.
  • Острый топор.
  • Красный гранат.
  • Ровный пробор.
  • Открытая фрамуга.
  • Чёрный грач.
  • Гром грохочет.
  • Срочный груз.
  • Крутой поворот.
  • 12) Проспрягать предложения

    Образец:

    • Я работаю поваром.
    • Ты работаешь поваром.
    • Он (она) работает поваром.
    • Мы работаем поварами.
    • Вы работаете поварами.
    • Они работают поварами.
    • Я играю в игру.
    • Я рублю дрова острым топором.
    • Я собираю рыжики в бору.
    • Я рву в огороде стручки гороха.

    13) Произносить (читать) предложения

    Образец: Се-р__гей р__у-бит др__о-ва

    • У Киры на руке шрам.
    • Метро украшено мрамором.
    • Ира рывком открывает фрамугу.
    • Рома работает в гараже шофёром.
    • Тропинка обрывается у оврага.
    • В порту разгружают пароходы.
    • С горы бежит ручей проворный.
    • Чёрная ворона каркает на крыше.
    • Мастеру поручили срочную работу.
    • На рынке продают разные фрукты.
    • В огороде дорожка заросла травой.
    • Зимой мы черпаем воду из проруби.
    • Барабанщик громко барабанит в барабан.
    • Подорожник растёт вдоль дорог и тропинок.
    • Рома, Вера и Юра собирают рыжики в бору.
    • Чёрные грачи ходят по борозде за трактором.
    • Острым топором Рома срубил трухлявую грушу.
    • Вороны, сороки и воробьи живут в городских парках.

    14) Произносить (читать) скороговорки

    • Краб крабу грабли сделал.
    • Трое трубачей трубили в трубы.
    • Проворонила ворона вороненка.
    • У Кондрата куртка коротковата.
    • Привёз Пров Егору во двор дров гору.
    • В тетради Кондрат начертил квадрат.
    • На горе Арарат растет крупный виноград.
    • До города дорога в гору, от города с горы.
    • На чужой сторонушке – рад родной воронушке.
    • Поросята были розовые – от загара стали бронзовые.

    15) Произносить (читать) и пересказывать текст

    Ворона и рак

    Поймала ворона рака. Сидит на вербе над озером, а рака во рту держит. Видит рак, что беда ему грозит. Как ему заставить ворону рот раскрыть?

    Хитрый рак хвалит родителей вороны: «Хорошо я помню твоего отца и мать. Добрые были птицы!»

    Ворона отвечает: «Угу». А рот не раскрывает. Рак продолжает: «Помню твоих братьев и сестер. Хорошие они птицы!»

    — Угу! – второй раз отвечает ворона, а рта не раскрывает.

    Тогда рак стал говорить про саму ворону. «Хорошие они все были. А всё не такие, как ты. Ты лучше их». – «А-га!» — радуется ворона и раскрывает рот. Рак падает в озеро.

    16) Выучить наизусть

    Загадка

    К нам во двор забрался крот,
    Роет землю у ворот.
    Тонна в рот земли войдёт,
    Если крот раскроет рот.

частей речевых упражнений — ExamPlanning%

Части речевых упражнений:

Все слова английского языка, написанные, произносимые или слышимые нами в повседневной жизни, являются частями речи.

Они классифицируются в соответствии с синтаксической функцией. Речь состоит из восьми частей.

  1. Существительное — Имя человека, места или вещи называется существительным.
  2. Местоимение — Слово, используемое вместо существительных.
  3. Глагол — сообщает о деятельности вещей и людей или их состоянии.
  4. Прилагательное — слово, определяющее существительное или местоимение.
  5. Наречие — слово, определяющее глагол, прилагательное или другое наречие.
  6. Предлог — Слово, показывающее отношение или связь существительного или местоимения с другим существительным или местоимением, называется предлогом.
  7. Соединение — используется для соединения слов или фраз.
  8. Междометие — Слово или звук, выражающий внезапные чувства или эмоции.

Чтобы решить это упражнение, вы должны определить существительное, местоимение, глагол, наречие, прилагательное, предлог, союз, междометие в данных предложениях.

  • Том пошел на рынок, чтобы купить книги (__________).
  • Он пошел на рынок , но (__________) не купил новые книги.
  • Мне понравилось (__________) ему (__________) больше, чем он мне нравится.
  • Шикарная девочка быстро танцевала (__________).
  • Она (__________) ест яблоки по утрам каждый день.
  • Когда он был и сидел (__________) на траве, его укусила змея.
  • Вы (__________) поймали его за руку.
  • богатая (__________) дама купила красивых (__________) ожерелий.
  • Ура! (__________) Я сдал экзамен.
  • Кот сидит под (__________) стулом.
  • Увы! (__________) Я не мог вас принять.
  • Корпус клетки изготовлен из железа пробы. (__________)
  • Это не ваша (__________) ручка ; это ее.
  • В кувшине (__________) осталось немного молока .
  • Джимми старательно выполняет (__________) свои обязанности.
  • Сделанный вами рисунок почти (__________) perfect.
  • Я не пойду на , если вы не разрешите (__________) .
  • Дорога на (__________) проехать.
  • Цветы пахнут сладко. (__________)
  • He часто (__________) ходит на пляж.

Ответы (попробуйте решить их самостоятельно, чтобы поправиться).

  1. Существительное
  2. Соединение
  3. Глагол, Местоимение
  4. Наречие
  5. Местоимение
  6. Глагол
  7. Местоимение
  8. Прилагательное, прилагательное
  9. Междометие
  10. Предлог
  11. Междометие
  12. Существительное
  13. Местоимение
  14. Предлог
  15. Глагол
  16. Наречие
  17. Соединение
  18. Предлог
  19. Прилагательное
  20. Наречие


Части речевых упражнений

Логопед.Логопедия — Цели Логопедические упражнения будут сосредоточены на: — программах восстановления почерка. — Реабилитация экспрессии.

Презентация на тему: «Логопедия. Логопедия — Цели Логопедические упражнения будут сосредоточены на: — программах восстановления почерка. — реабилитации экспрессии.» — стенограмма презентации:

1 Логопедия

2 Логопедия — Цели Логопедические упражнения будут сосредоточены на: — программах восстановления почерка.- Реабилитация экспрессии. — Дыхательные упражнения. Терапевту необходимо разработать программу упражнений, адаптированную к потребностям пациента. Необходимые программы упражнений по умолчанию Программа упражнений = последовательность упражнений Оценивается системой (если возможно) или терапевтом. Сохраняются результаты, чтобы к ним можно было обращаться всякий раз. Результаты сравниваются со временем для анализа эволюции пациента. Мотивация, вводимая во время упражнений и до / после тренировки

3 Логопедия — Сценарий 1  Объединение индивидуальной работы одного терапевта с одним пациентом:  45-минутные сеансы. Терапевт будет контролировать работу.  Подходящий интерфейс  Система восстановления почерка.  Система мотивации пациента.  Система оценки реакции пациента.  Данные сохраняются и используются всякий раз, когда  Сеанс повторяется с запланированной периодичностью.

4 Логопедия — Сценарий 2  Дома пациента:  Только терапия.  Система будет мотивировать пациента во время выполнения.  Система не будет оценивать ответы пациентов. Система не хранит рукописную информацию.  Никакого специального устройства не требуется.

5 Логопедия — Упражнения для письма от руки Упражнения по письму: модели рукописного ввода пациента с использованием шаблона: — Сетка с прямыми линиями. — Сетка с кривыми. — Сетка с прямыми и кривыми линиями. — Основной штрих прямых и кривых по линии: все эти упражнения можно выполнять в трех модальностях по шаблону. Повтор шаблона со ссылочными линиями Повторение шаблона без ссылочных линий.

6 Логопедия — Упражнения по почерку Упражнения по написанию: модели почерка пациента с использованием шаблона: — Графема: повторение основного штриха всей графемы (печатного письма) с опорными линиями. Графема (печатная буква) повторение прописных и строчных букв. Вся графема (печатная буква) повторение основного штриха курсивной буквой с опорными линиями. Повторение графемы прописными и строчными буквами курсивом без ссылок — копирование слов или фраз.- Диктант.


7 Логопедия — оценка почерка. Отдельное упражнение оценивается по шкале от 0 до 10. Программа упражнений оценивается по шкале от 0 до 10 (медиа). Оценка почерка: — Каждый человек получил свое личное письмо — Не существует объективного метода определения образца как измененного. — Субъективный анализ и опыт, чтобы решить, был ли изменен образец письма. — Лучший способ сравнить образец записи до болезни Паркинсона с новыми образцами.- Очень полезно хранить образцы во времени и сравнивать их. — Пациент видит свой старый образец почерка: очень полезный отзыв.

8 Логопедия — Оценка рукописного ввода Рукописный ввод Параметры рукописного ввода Параметры Ширина Обычный Меньший Крупнее Письмо Базовая линия Липкая Нет Липкая скорость Обычная Медленнее Быстрее Пропуск букв Да Нет Подстановка букв Да Нет Тремор инсульта Да Нет НАПРАВЛЕНИЕ РУЧНОЙ ПИСЬМО Горизонтальное направление рукописного текста Нет Наклон букв Нет Горизонтальное изменение направления письма Да Плавное изменение направления письма Да Нет Угол закругленных букв Да Нет Параметры, которые необходимо учитывать при оценке почерка при сравнении двух образцов одной и той же фразы, написанных в разное время:

9 Логопедия — Другие упражнения Упражнения по реабилитации выражения лица: — Выражение лица пациента против модели выражения лица одновременно: сравните оба, работая, чтобы сопоставить их.Дыхательные упражнения — техники мотивации для улучшения концентрации пациента во время выполнения упражнения. — Подсчет секунд, которые должен дуть пациент. — Цифровой спирометр можно использовать для измерения объема вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.

10 Логопедия — Рекомендации терапевта Методы мотивации, которые очень ценятся для повышения интереса пациентов. Программа для рукописного ввода: — Храните информацию о почерке, чтобы сравнивать образцы во времени.- «Загустители» для улучшения диаметра опоры и получения более широких штрихов. — Проблемы с движением пациента с болезнью Паркинсона: зона поддержки для письма большего размера — Пациенту с болезнью Паркинсона необходимо использовать запястье и предплечье и он должен прикладывать большее давление. запястье или рука — Ширина экрана не должна влиять на нормальное движение пациента — Вставьте экран в стол, чтобы писать на ровной поверхности — Экран большой? => Нескользит во избежание смещения запястья — Цифровая ручка = не требуется для изменения движений пациента.Упражнения для выражения лица: видеомодели и видео в магазине. Лицо пациента. Цифровой спирометр можно использовать в дыхательных упражнениях.

11 Логопедия — Технологии Графические планшеты: Сложность разработки: средняя Цена: средняя (50 — 500 €) Интерактивная доска: Сложность разработки: средняя Цена: высокая (400 — 4700 €) Сенсорные экраны и планшетные ПК: Сложность разработки: низкая Цена: средняя ( 200 €)

12 Логопедия — Технологии Цифровая ручка и цифровая бумага: Сложность разработки: средняя Цена: низкая (50-100 €) Диагностика Паркинсона с помощью программы для каллиграфии Сложность разработки: неизвестно Цена: неизвестно

III.Соединение речевых звуков

III. Соединение звуков речи
| |

6,1

Звуки в реальной речи редко произносятся сами по себе. Обычно они произносятся вместе с другими звуками в пределах отдельных слов и на стыках слов в фразах и предложениях. Чтобы произносить слово, состоящее более чем из одного звука, фразы или предложения, необходимо правильно соединить звуки.Существует несколько типов соединений, некоторые из которых являются общими для всех или многих языков, а другие характерны для отдельных языков. Механизм соединения звуков можно понять только после анализа этапов артикуляции звуков речи, произносимых изолированно.

6,2

Каждый речевой звук, произносимый изолированно, имеет три стадии: на скольжении (начальная стадия), стадия удержания (медиальная) и вне скольжения (расслабление; заключительная).

Скольжение — это этап, во время которого органы речи перемещаются из нейтрального положения, чтобы занять положение, необходимое для произношения согласного или гласного. Он не издает слышимого звука.

Стадия удержания, , во время которой органы речи удерживаются в течение некоторого времени либо в одном и том же положении, необходимом для произнесения звука (в случае несложного звука), либо перемещаются из одного положения в другое (в сложных звуках, таких как как дифтонгоиды, дифтонги и аффрикаты).

Off-Glide , при котором органы речи отводятся в нейтральное положение. Он не слышен для большинства звуков, за исключением некоторых взрывных, чье плавное скольжение дает звук взрыва перед гласной и в последней позиции слова перед паузой.

6,3

В английском языке существует два основных способа соединения двух соседних звуков речи:

I. Слияние () этапов

II.Взаимопроникновение () стадий

Тип соединения зависит от природы соединяемых вместе звуков.

Поскольку все звуки английского языка подразделяются на гласные и согласные, мы можем говорить о соединении:

а) Согласный к следующей гласной ( C + V ) [mi:] me ;

б) Гласная к следующему согласному ( V + C ) на ;

c) Две согласные ( C + C ) удар ;

г) Две гласные ( V + V ) реальность.

Объединение ступеней

6,4

Объединение этапов по сравнению с взаимопроникновением этапов является более простым и свободным способом объединения звуков вместе. Обычно это происходит, когда два соседних звука разной природы соединяются вместе. В этом случае конец предыдущего звука проникает в начало следующего звука. Конец первого звука и начало второго артикулируются почти одновременно. Во время слияния стадий одни органы речи отодвигаются от положения, занимаемого для произношения первого звука, а другие перемещаются, чтобы занять положение, необходимое для произношения второго звука.

Звуки в слиянии этапов, артикулированные:

а) Различные органы речи

б) разными частями языка

c) Как разными органами речи, так и разными частями языка


: 2015-09-10; : 76 |

ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ КЛАССЫ СЛОВ | VIII.Классифицируйте следующие существительные по количеству | Оценка и расчет исходных данных технологического процесса СТО службы спецавтомобилей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *