Упражнение на букву р: Домашние упражнения на букву р для детей

Содержание

Домашние упражнения на букву р для детей

После года ребенок начинает пробовать произносить слова, в два — предложения, а в три — уже выстраивает свою речь осознанно. Некоторым малышам очень сложно выговаривать звук «р». Случается и так, что и взрослому человеку эта буква не кажется легкой в произношении. Как научить ребенка говорить букву р в домашних условиях упражнения, помогающие закреплению навыка, тренировки и артикуляционная гимнастика — обо всем можно узнать из данной статьи.

Логопедические занятия дома на букву «р»

В логопедии много уроков связаны со звуком «р». Однако занятия можно проводить дома и без логопеда.

Как можно дома научить ребенка говорить букву р — выстроить грамотно план работы, который состоит из нескольких частей.

Артикуляционная гимнастика дома

Важно! К шести годам, когда малыш готов идти в первый класс, детский речевой аппарат должен хорошо натренирован. Букву «р» к этому возрасту детям обычно просто проговаривать. Если есть проблемы выговаривания согласных ,следует обязательно обращаться к специалистам.

Логопедические занятия дома:

  • Обязательно начинаются с разминки, артикуляционной гимнастики. Одновременно развивается речевое дыхание.
  • Затем следует разминка языка.
  • И только после этого можно приступать к работе над произношением буквы.

Советы логопеда

Занятия с логопедом на букву р всегда выстраиваются поэтапно. Поэтому, домашнее обучение также следует научиться проводить последовательно, не требуя от малыша сразу большого результата.

Важно разговаривать с малышом как моно чаще: на прогулке, дома, перед сном, в гостях. Обязательно и ежедневно тренироваться, читать детские книжки вслух.

Дополнительная информация! Нельзя перебивать ребенка, если он пытается что-то сказать, а произношение дается с трудом. Следует выслушать до конца все, что он хотел сказать, повторить за ним, исправляя ошибки. А самые трудные слова четко проговорить отдельно, затем — с ребенком.

Упражнения для постановки буквы «р»

Упражнения для буквы р для детей следует проводить ежедневно, желательно в игровой форме. Лучше всего будет проводить занятия утром и вечером и обязательно сидеть перед зеркалом, чтобы малыш видел работу своих губ. Сначала родитель показывает на своем примере, как произносить буквы правильно, после — ребенок повторяет. Все уроки проводятся в дружелюбной обстановке, никаких криков и скандалов допускать нельзя, чтобы избежать негативного опыта.

Подготовка речевого аппарата

В работе с упражнениями для произношения буквы р для детей есть множество нюансов. И, конечно, изначально следует подготовить речевой аппарат к работе. Начало тренировок — артикуляционная гимнастика.

Подготовка к дальнейшей работе над произношением

Обратите внимание! Упражнения делаются всегда перед зеркалом вместе с малышом. Так ему проще повторять за родителями. Тренировки выполнять ежедневно, повторяя каждое упражнение по 6-8 раз. Помнить о том, что детская нервная система формируется до десяти лет, поэтому, при первых признаках усталости и раздражения стоит делать короткий перерыв.

Гимнастика преследует цели:

  • Развить подвижность языка. Делаются различные упражнения, чтобы язык был широким, узким, поднимают и опускают его, касаются поочередно щек.
  • Развить подвижность губ. Упражнения «Клоун», «Пятачок», «Обезьяна».
  • Развить навык удержания нижней челюсти в определённом положении. Ребенок пытается ее выдвинуть вперед и зафиксировать и обратно.
Трудности произношения «р»

Почему буква вызывает трудности:

  • Часто она находится между гласными в словах.
  • Ребенку сложно ее произнести правильно, он заменяет ее на «л», «ы», «й», поскольку не имеет верного навыка произношения,
  • Малыш не может достаточно твердо произнести звук, возникает грассирование (подобно французскому языку) или сильная вибрация (картавость).
  • Произношение получается «в нос». Это происходит по причине того, что малыш не знает, где должен находится кончик языка при выговаривании.
Тренировка мышц языка

В упражнениях для звука р для детей всегда присутствует разминка языка:

Упражнения для языка из логопедии

  • «Качели». Широко открыть рот, поднимать и опускать язык вверх и вниз, касаясь зубов и задерживаясь по 20 секунд в одном положении.
  • Облизывать губы языком по часовой стрелке и наоборот.
  • «Маляр». Рот закрыт, языком внутри водить по небу, щекам и зубам.
  • «Лошадка». Ребенок цокает языком, подражая лошадке.
  • «Слоник». Вытянуть губы вперед, втянуть воздух, как будто слон набирает воду, затем на выдохе выпустить воздух.
Комплекс упражнений для растяжения уздечки языка

Логопедические занятия на букву р зачастую сопровождаются упражнениями для растяжения уздечки языка, поскольку проблемы с выговариванием звука могут крыться именно в короткой уздечке.

Упражнения всегда выполняются медленно:

  • Широко открыть рот, оставив неподвижным. Язык двигается по небу от зубов к горлу.
  • «Футбол». Открыв рот, малыш дотрагивается до правой и левой щеки по очереди, напрягая сильно кончик языка.
  • «Котенок». Это самое любимое упражнение у детей. На блюдечко налить любимое лакомство и попросить языком слизывать его.
  • «Гармошка». Язык сильно прижать к нёбу. Затем открывать и закрывать рот, язык остается при этом неподвижным.

Упражнения для растяжения уздечки языка

Комплекс упражнений, развивающих речевой аппарат

Развивая речевой аппарат, следует помнить о дыхании.

Дыхательная гимнастика:

  • Сделать вдох, а затем попробовать «задуть свечу», делая легкий выдох.
  • «Праздничный торт именинника». Сделать вдох, а на выдохе постараться задуть как можно больше воображаемых свечей. Воздух нельзя добирать.
  • После вдоха на выдохе произнести: «какой ароматный цветок».
  • После вдоха на выдохе произносить звук «ссс», а затем перейти на «ррр».
  • На выдохе имитировать звучание ветра — звук «ввв».
  • На выдохе имитировать самовар — «пых-пых-пых».
  • На выдохе произносить скороговорки.

Также можно использовать для разминки пассивную гимнастику. Детям особенно нравится работать в парах с братьями, сестрами или с родителем.

Пассивная артикуляционная гимнастика

Постановка звука «р» с детьми

Самым главным этапом в логопедических упражнениях для буквы р выступает постановка звука. Она делится на три этапа:

  • Научиться произносить уверенно звук отдельно.
  • Добавить произношение слогов, слов,
  • Лишь после приступать к предложениям и скороговоркам.
Техника постановки звука

Постановка буквы «р» делится на постановку букв «р» и «рь». Сначала следует научиться произносить успешно твердую «р». Для этих целей выполняются все упражнения, описанные выше.

постановка мягкого «рь» происходит за счет проговариваний чистоговорок. Их можно придумать самим или использовать следующие:

  • Стоит дуб на горе — ре-ре-ре,
  • А н аветке снегири — ри-ри-ри,
  • А коса у косаря — ря-ря-ря,
  • Я всем правду говорю — рю-рю-рю.

Прибор, помогающий постановке буквы р

Для усложнения задачи можно использовать специальные приборы или палочки, которые ребенок будет держать губами.

Задания для формирования правильного произношения

7 заданий для правильного произношения буквы «р»:

  • «Часы с кукушкой». Малыш с широко открытым ртом вытягивает язык к верхней губе, после — за зубы к бугоркам.
  • «Дрожалка». Малыш учиться дрожанию языка за счет выпускания воздуха на выдохе и касания языком губ.
  • «Рожица». Широко улыбаясь, следует кусать кончик языка.
  • «Лошадка». Подражание цоканию лошадки.
  • «Барабанщик». Широко открыть рот и попытаться сказать «д». Тогда ребенок коснется альвеол и поймет правильное положение языка при произношении «р».
  • «Зубная щетка». «Чистить» зубы языком со внутренней стороны зубов.
  • «Присоска». «Приклеить» язык к небу, держать плотно, открывать и закрывать рот, не убирая языка.
Развитие артикуляции

Развитию артикуляции следует уделить время. Она поможет натренировать выдох, растянуть уздечку языка и укрепить его в верхнем положении.

Очень важно, чтобы малыш научился мощному выдоху. В этом ему помогут мыльные пузыри. Это и увлекательно, и полезно одновременно. Также можно использовать шарик от пин-понга — малыш должен суметь загнать его в ворота. Это сформирует правильную воздушную струю на выдохе.

Упражнения для артикуляции схожи с теми, что используются в артикуляционной гимнастике.

Закрепление результата

Немаловажно не только научить малыша правильному навыку произношения, но и закрепить результат после плодотворной работы.

Упражнения для автоматизации звука

Последним этапом в логопедических занятиях на звук р считают автоматизации звука.

Она включает несколько упражнений, которые проводятся в игровой форме:

  • Использование карточек, на которых написаны слова с буквой «р». При неверном произношении сказать правильно слово, затем убрать карточку. В следующий раз при верном выговаривании буквы похвалить малыша, а карточку заменить на новую.
  • «Запомни порядок». Используются те же карточки. 5 из них выкладываются в ряд, малыш запоминает их последовательность. После отворачивается и пытается произнести слова в том порядке, в каком они лежали.
  • Стихотворения. Желательно учить их сразу наизусть и на прогулке как можно чаще произносить.
Скороговорки

В логопедических заданиях на букву р часто используют скороговрки:

  • «Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет»,
  • «На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора»,
  • «Проворонила ворона вороненка».

Дополнительная информация! Постоянное прослушивание и повторения ребенком скороговорок — мягкая тренировка его внимательности. Он обретает навык слушания. Это благоприятно сказывается на дальнейшем обучении дошкольника, где придется учить гораздо больший объем информации.

Когда нужна помощь логопеда

Помощь логопеда может понадобиться тогда, когда:

  • Малыш в 4-5 лет нечетко произносит звуки,
  • Говорит мягко, невнятно, «глотает» звуки,
  • В 6 лет не произносит правильно звуки,
  • Говорит с запинками, не может ответить на вопрос, переставляет и путает слога.

Занятия с малышом будут увлекательны, познавательны и для него, и для взрослого. Самое главное — проявить внимательность и терпение, научиться слышать ребенка и помогать ему преодолевать трудности.

Логопедические упражнения на букву р в домашних условиях

После года ребенок начинает пробовать произносить слова, в два — предложения, а в три — уже выстраивает свою речь осознанно. Некоторым малышам очень сложно выговаривать звук «р». Случается и так, что и взрослому человеку эта буква не кажется легкой в произношении. Как научить ребенка говорить букву р в домашних условиях упражнения, помогающие закреплению навыка, тренировки и артикуляционная гимнастика — обо всем можно узнать из данной статьи.

Логопедические занятия дома на букву «р»

В логопедии много уроков связаны со звуком «р». Однако занятия можно проводить дома и без логопеда.

Как можно дома научить ребенка говорить букву р — выстроить грамотно план работы, который состоит из нескольких частей.

Артикуляционная гимнастика дома

Важно! К шести годам, когда малыш готов идти в первый класс, детский речевой аппарат должен хорошо натренирован. Букву «р» к этому возрасту детям обычно просто проговаривать. Если есть проблемы выговаривания согласных ,следует обязательно обращаться к специалистам.

Логопедические занятия дома:

  • Обязательно начинаются с разминки, артикуляционной гимнастики. Одновременно развивается речевое дыхание.
  • Затем следует разминка языка.
  • И только после этого можно приступать к работе над произношением буквы.

Советы логопеда

Занятия с логопедом на букву р всегда выстраиваются поэтапно. Поэтому, домашнее обучение также следует научиться проводить последовательно, не требуя от малыша сразу большого результата.

Важно разговаривать с малышом как моно чаще: на прогулке, дома, перед сном, в гостях. Обязательно и ежедневно тренироваться, читать детские книжки вслух.

Дополнительная информация! Нельзя перебивать ребенка, если он пытается что-то сказать, а произношение дается с трудом. Следует выслушать до конца все, что он хотел сказать, повторить за ним, исправляя ошибки. А самые трудные слова четко проговорить отдельно, затем — с ребенком.

Упражнения для постановки буквы «р»

Упражнения для буквы р для детей следует проводить ежедневно, желательно в игровой форме. Лучше всего будет проводить занятия утром и вечером и обязательно сидеть перед зеркалом, чтобы малыш видел работу своих губ. Сначала родитель показывает на своем примере, как произносить буквы правильно, после — ребенок повторяет. Все уроки проводятся в дружелюбной обстановке, никаких криков и скандалов допускать нельзя, чтобы избежать негативного опыта.

Подготовка речевого аппарата

В работе с упражнениями для произношения буквы р для детей есть множество нюансов. И, конечно, изначально следует подготовить речевой аппарат к работе. Начало тренировок — артикуляционная гимнастика.

Подготовка к дальнейшей работе над произношением

Обратите внимание! Упражнения делаются всегда перед зеркалом вместе с малышом. Так ему проще повторять за родителями. Тренировки выполнять ежедневно, повторяя каждое упражнение по 6-8 раз. Помнить о том, что детская нервная система формируется до десяти лет, поэтому, при первых признаках усталости и раздражения стоит делать короткий перерыв.

Гимнастика преследует цели:

  • Развить подвижность языка. Делаются различные упражнения, чтобы язык был широким, узким, поднимают и опускают его, касаются поочередно щек.
  • Развить подвижность губ. Упражнения «Клоун», «Пятачок», «Обезьяна».
  • Развить навык удержания нижней челюсти в определённом положении. Ребенок пытается ее выдвинуть вперед и зафиксировать и обратно.
Трудности произношения «р»

Почему буква вызывает трудности:

  • Часто она находится между гласными в словах.
  • Ребенку сложно ее произнести правильно, он заменяет ее на «л», «ы», «й», поскольку не имеет верного навыка произношения,
  • Малыш не может достаточно твердо произнести звук, возникает грассирование (подобно французскому языку) или сильная вибрация (картавость).
  • Произношение получается «в нос». Это происходит по причине того, что малыш не знает, где должен находится кончик языка при выговаривании.
Тренировка мышц языка

В упражнениях для звука р для детей всегда присутствует разминка языка:

Упражнения для языка из логопедии

  • «Качели». Широко открыть рот, поднимать и опускать язык вверх и вниз, касаясь зубов и задерживаясь по 20 секунд в одном положении.
  • Облизывать губы языком по часовой стрелке и наоборот.
  • «Маляр». Рот закрыт, языком внутри водить по небу, щекам и зубам.
  • «Лошадка». Ребенок цокает языком, подражая лошадке.
  • «Слоник». Вытянуть губы вперед, втянуть воздух, как будто слон набирает воду, затем на выдохе выпустить воздух.
Комплекс упражнений для растяжения уздечки языка

Логопедические занятия на букву р зачастую сопровождаются упражнениями для растяжения уздечки языка, поскольку проблемы с выговариванием звука могут крыться именно в короткой уздечке.

Упражнения всегда выполняются медленно:

  • Широко открыть рот, оставив неподвижным. Язык двигается по небу от зубов к горлу.
  • «Футбол». Открыв рот, малыш дотрагивается до правой и левой щеки по очереди, напрягая сильно кончик языка.
  • «Котенок». Это самое любимое упражнение у детей. На блюдечко налить любимое лакомство и попросить языком слизывать его.
  • «Гармошка». Язык сильно прижать к нёбу. Затем открывать и закрывать рот, язык остается при этом неподвижным.

Упражнения для растяжения уздечки языка

Комплекс упражнений, развивающих речевой аппарат

Развивая речевой аппарат, следует помнить о дыхании.

Дыхательная гимнастика:

  • Сделать вдох, а затем попробовать «задуть свечу», делая легкий выдох.
  • «Праздничный торт именинника». Сделать вдох, а на выдохе постараться задуть как можно больше воображаемых свечей. Воздух нельзя добирать.
  • После вдоха на выдохе произнести: «какой ароматный цветок».
  • После вдоха на выдохе произносить звук «ссс», а затем перейти на «ррр».
  • На выдохе имитировать звучание ветра — звук «ввв».
  • На выдохе имитировать самовар — «пых-пых-пых».
  • На выдохе произносить скороговорки.

Также можно использовать для разминки пассивную гимнастику. Детям особенно нравится работать в парах с братьями, сестрами или с родителем.

Пассивная артикуляционная гимнастика

Постановка звука «р» с детьми

Самым главным этапом в логопедических упражнениях для буквы р выступает постановка звука. Она делится на три этапа:

  • Научиться произносить уверенно звук отдельно.
  • Добавить произношение слогов, слов,
  • Лишь после приступать к предложениям и скороговоркам.
Техника постановки звука

Постановка буквы «р» делится на постановку букв «р» и «рь». Сначала следует научиться произносить успешно твердую «р». Для этих целей выполняются все упражнения, описанные выше.

постановка мягкого «рь» происходит за счет проговариваний чистоговорок. Их можно придумать самим или использовать следующие:

  • Стоит дуб на горе — ре-ре-ре,
  • А н аветке снегири — ри-ри-ри,
  • А коса у косаря — ря-ря-ря,
  • Я всем правду говорю — рю-рю-рю.

Прибор, помогающий постановке буквы р

Для усложнения задачи можно использовать специальные приборы или палочки, которые ребенок будет держать губами.

Задания для формирования правильного произношения

7 заданий для правильного произношения буквы «р»:

  • «Часы с кукушкой». Малыш с широко открытым ртом вытягивает язык к верхней губе, после — за зубы к бугоркам.
  • «Дрожалка». Малыш учиться дрожанию языка за счет выпускания воздуха на выдохе и касания языком губ.
  • «Рожица». Широко улыбаясь, следует кусать кончик языка.
  • «Лошадка». Подражание цоканию лошадки.
  • «Барабанщик». Широко открыть рот и попытаться сказать «д». Тогда ребенок коснется альвеол и поймет правильное положение языка при произношении «р».
  • «Зубная щетка». «Чистить» зубы языком со внутренней стороны зубов.
  • «Присоска». «Приклеить» язык к небу, держать плотно, открывать и закрывать рот, не убирая языка.
Развитие артикуляции

Развитию артикуляции следует уделить время. Она поможет натренировать выдох, растянуть уздечку языка и укрепить его в верхнем положении.

Очень важно, чтобы малыш научился мощному выдоху. В этом ему помогут мыльные пузыри. Это и увлекательно, и полезно одновременно. Также можно использовать шарик от пин-понга — малыш должен суметь загнать его в ворота. Это сформирует правильную воздушную струю на выдохе.

Упражнения для артикуляции схожи с теми, что используются в артикуляционной гимнастике.

Закрепление результата

Немаловажно не только научить малыша правильному навыку произношения, но и закрепить результат после плодотворной работы.

Упражнения для автоматизации звука

Последним этапом в логопедических занятиях на звук р считают автоматизации звука.

Она включает несколько упражнений, которые проводятся в игровой форме:

  • Использование карточек, на которых написаны слова с буквой «р». При неверном произношении сказать правильно слово, затем убрать карточку. В следующий раз при верном выговаривании буквы похвалить малыша, а карточку заменить на новую.
  • «Запомни порядок». Используются те же карточки. 5 из них выкладываются в ряд, малыш запоминает их последовательность. После отворачивается и пытается произнести слова в том порядке, в каком они лежали.
  • Стихотворения. Желательно учить их сразу наизусть и на прогулке как можно чаще произносить.
Скороговорки

В логопедических заданиях на букву р часто используют скороговрки:

  • «Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет»,
  • «На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора»,
  • «Проворонила ворона вороненка».

Дополнительная информация! Постоянное прослушивание и повторения ребенком скороговорок — мягкая тренировка его внимательности. Он обретает навык слушания. Это благоприятно сказывается на дальнейшем обучении дошкольника, где придется учить гораздо больший объем информации.

Когда нужна помощь логопеда

Помощь логопеда может понадобиться тогда, когда:

  • Малыш в 4-5 лет нечетко произносит звуки,
  • Говорит мягко, невнятно, «глотает» звуки,
  • В 6 лет не произносит правильно звуки,
  • Говорит с запинками, не может ответить на вопрос, переставляет и путает слога.

Занятия с малышом будут увлекательны, познавательны и для него, и для взрослого. Самое главное — проявить внимательность и терпение, научиться слышать ребенка и помогать ему преодолевать трудности.

16 июля 2018

Аверьянова Света

Произношение твердого и мягкого звука «р» редко дается детям легко. В логопедии для «л» и «р» существует даже особая «поблажка»: если для основного алфавита норма становления находится в пределах 4 лет, то для «л» и «р» специалисты отводят еще два дошкольных года — до 6 лет.

При подготовке к школе педагоги особенно акцентируют внимание родителей на том, как научить ребенка говорить букву «Р». В школьном обучении некорректное произношение может стать для малыша проблемой, в первую очередь психологической, а затем и коммуникативной. Исправить ситуацию может внимательное отношение к детской речи в 2-4 года.

Отклонения в звуке «р»

Постановка звука «р» даже при нормальном развитии ребенка может происходить через употребление других, близких по артикуляции или звучанию звуков (зашумление речи). И если проблема р-произношения есть, она становится наиболее актуальной в первом классе.

Одноклассники могут подтрунивать над картавящим или лэ-кающим сверстником. Это довольно неприятно и психологически давит на первоклашку. Но исправить произношение «р» можно в любом возрасте, если для этого нет физиологических ограничений.

При правильном произношении кончик языка вибрирует, а сам язык при этом слегка подвернут кверху. Неправильное произношение «р» может быть очень разным в зависимости от способа подмены звука, который выбрал ребенок:

  • Подмена р=л: [р]ыба=[л]ыба, вы[р]ос=вы[л]ос, саха[р]=саха[л].
  • Подмена р=в: [р]ыба=[в]ыба, вы[р]ос=вы[в]ос, саха[р]=саха[в].
  • Подмена р=г: [р]ыба=[г]ыба, вы[р]ос=вы[г]ос.
  • Подмена р=й: [р]ыба=[й]иба, вы[р]ос=вы[й]ос, саха[р]=саха[й].
  • Подмена р=[__] [р]ыба=[__]ыба, вы[р]ос=вы[__]ос, ко[р]ова=ко[__]ова.
  • Горловой или гортанный [р], свойственный французам и немцам, получается, когда у ребенка при произношении «р» вибрирует мягкое небо или язычок. Похожий на французский звук называют грассирующим.
  • Без вибрации возникает англоязычный звук, характерный для буквы R.
  • Редкие случаи: когда вместо [р] малыш произносит [н] или глубокое [ы], использует вибрацию губ (кучерское «пррр»), создает боковую вибрацию или носовой [р].

Автоматизация звука происходит довольно быстро, а переучивать артикуляционный аппарат придется сложно и длительно. Если около 5 лет ребенок все еще неправильно говорит «р», испытывает трудности в разделении, соединении «р» и других звуков, постарайтесь как можно внимательнее отнестись к чистоте речи своего чада.

Поэтому при первых признаках некорректного звучания помогите ребенку справиться с проблемой «рычания». Тем более что в большинстве случаев достаточно выучить несколько упражнений для домашнего применения и периодически уделять им время.

Почему дети плохо рычат

Сложность воспроизведения звуков, в том числе «р», в их постоянной звонкости. В речи ребенку бывает трудно справляться именно с соединением сонорных между собой, с гласными, с глухими, с шипящими. Это проблема артикуляционного характера (не может выговаривать звукосочетания) и чаще всего преодолевается тренировкой языка, щек, губ и неба.

Когда же отдельно взятый «р» не удается произнести правильно, то есть порычать, нужно разбираться в причинах.

Они могут быть скрыты как в особенностях анатомии речевого аппарата, так и в общих темпах психоречевого развития.

Совет родителям. Если вы неопытный родитель и никогда не сталкивались с постановкой звуков у дошкольников, то лучше будет получить хотя бы одну логопедическую консультацию, чтобы быть уверенным, что домашние упражнения будут эффективными.

1. Анатомические признаки

  • снижение подвижности языка;
  • слабое развитие мышц губ и щек;
  • неправильный прикус;
  • особенное строение уздечки (подъязычной связки).

Анатомические проблемы решаются массажем, артикуляционной гимнастикой, растяжением уздечки или хирургическим вмешательством. О целесообразности последнего необходимо говорить с врачом-логопедом.

Артикуляционная гимнастика детям обычно нравится. Поскольку на время такого занятия родители вынуждены снять запрет на гримасы, высовывание языка и страшные рожицы. Полезные шалости с мимическими мышцами помогают укрепить артикуляционный аппарат, сделать его более подвижным, и это улучшит чистоту речи в целом.

2. Особенности восприятия звуков

Если в речи дошкольника буквы то и дело запутываются, переставляются местами, выпадают из слов, можно заподозрить нарушения фонематического слуха. С другой стороны, причиной проблем произношения может оказаться банальное подражание кому-то из членов семьи или старших товарищей.

Случай из практики. У девочки с ослабленным зрением оказался абсолютный музыкальный слух. Но при этом речевой аппарат обладал удивительной инертностью.

Когда девочка играла с песком на пляже, ее няня произнесла фразу: «Теперь это все нужно разровнять». Малышка попыталась повторить новое слово, и получилось: «раз-вар-нять». Как ни пыталась няня исправить произношение, ничего не выходило. Пришлось подсказать няне, что нужно подменить слово на «попроще»: ров-ный, вы-рав-ни-вать, раз-рав-ни-вать. После нескольких повторов в медленном темпе девочка стала верно произносить и читать слова по слогам: «раз-ров-нять», а затем и без труда соединила все звуки.

 3. Лор-заболевания

Иногда причиной становится неправильное дыхание (слабый вдох чаще встречается у девочек) или лор-болезни: аллергический насморк, ринит, тонзиллит, ангина, аденоиды, полипы, парезы. В каждом случае должно быть подобрано уникальное индивидуальное лечение и комплекс логопедических упражнений для восстановления функции речевого аппарата.

4. Дизартрия

Отдельным пунктом следует выделить нарушения неврологического характера. От иннервации мышц и связок зависит не только чистота дикции, но и сама возможность произносить звуки.

Постановка твердого звука

Для начала посмотрите небольшое видео, в котором логопед показывает, как с помощью нескольких упражнений поставить ребенку звук Р.

Логопедические упражнения обязательно нужно выполнять дома в течение дня. Для каждого комплекса индивидуально устанавливается частота и кратность повторений. Давайте ребенку короткие и простые инструкции, как в наших примерах.

Упражнения для дыхания

Упражнения для губ

Упражнения для языка

Упражнения для растяжки уздечки язычка

Обычно массаж и специальные упражнения помогают растянуть короткую уздечку языка. Проводить эти занятия лучше в игровой форме. Немного терпения, и заветный «р» появится.

  • «Котенок». Котенок кушает молоко, зачерпывая его языком. Можешь показать как?
  • Домашний массаж. После того как логопед покажет варианты коррекции уздечки, массаж можно выполнять дома.

Игры-занятия

Готовый сценарий — специально для занятых родителей. Играйте ежедневно по 5-10 минут, не более. Избегайте оценочных фраз типа «Не так!», «Неверно!». Правильнее сказать: «Тебе будет удобнее вот так», «Лучше так», «Попробуй вот так». Показывайте образец выполнения задания. Любое последующее занятие начинается с 5-минутного повторения уже отработанных звуков.

Поощряйте старание ребенка, его стремление выполнить упражнение, самостоятельно изменить сюжет игры. Найдите хорошие слова для того, что происходит здесь, сейчас и именно с этим ребенком. Не вспоминайте вчерашние успехи и недочеты. Проговаривайте, что именно получилось у ребенка сегодня.

Сценарий 1
  1. «Веселые скачки». Соревнование всадников. Чья «лошадка» быстрее и громче цокает копытами, тот и победил. Звук копыт изображаем щелканьем языка.
  2. «Птичий двор». Изобразить звуки жителей птичьего двора. Пусть их предложит ребенок. Основная цель этого упражнения — научить малыша копировать сердитого индюка. Должно получиться что-то вроде [бл-бл-бл!], если язык быстро движется между губами вперед-назад.
  3. Мы немного задержались на птичьем дворе. Начинается буря.

    Подул ветер. Нащупай язычком бугорки за верхними зубами (взрослый показывает). Сильно не прижимай язык к бугоркам. Теперь растяни губы, как будто улыбаешься, и сильно дуй! Можно таким способом сдувать легкие предметы — их уносит буря. Важно добиться звука, напоминающего [тррр].

Сценарий 2

Игры на повторение логично переходят в новый сюжет с новыми упражнениями. Например, сегодня мы запрягли лошадку в повозку (карету, сани…), и управляет ею кучер.

  1. «Кучер». Лошадка сегодня уж очень резво скачет. Нужно ее остановить. Что произносит кучер, когда собирается остановить повозку? [Пррр]. Звук получается при вибрации губ.
  2. «Барабан». Продолжаем улыбаться. Барабаним, ударяя кончиком языка по бугоркам на верхнем небе. При этом произносим звук [д]. Нижняя челюсть не должна двигаться.
  3. «Блинчик». Упражнение помогает отработать оптимальную форму языка — широкую. Взрослый демонстрирует выполнение задания с помощью зеркала. Широкий расслабленный язык лежит на нижней губе, как блинчик на тарелке.
  4. Это же упражнение выполняется с улыбкой. Такой же широкий язычок нужно не спеша поднять к верхним зубам и нащупать им бугорки. Затем медленно и широко положить его на верхнюю губу.
Сценарий 3

Не забываем о повторении изученного и продолжении сюжетной линии игры, вплетая в нее новые упражнения.

  1. Сегодня «Заводи автомобильный двигатель». Это упражнение должно быть тщательно проработано взрослым. Важно воспользоваться зеркалом. Широкий язык поднимаем на верхние бугорки и проговариваем частый повторяющийся «д»: [дддддд]. В тот же момент указательным пальцем нужно передвигать язык вправо-влево под кончиком языка. Постепенно звук [ддддд] переходит в [ддррр].

Замечание. Из гигиенических соображений вместо пальца можно использовать чайную ложку.

Упражнение повторяйте как можно чаще. Первое время перед зеркалом. Как только звук станет устойчивым, от вспомогательных предметов можно постепенно отказываться.

Мягкий «р» — [р’]: [р’]аба, [р’]ис, слова[р’]

Специалисты утверждают, что когда освоен твердый «р», с мягким уже не возникает сложностей. Если на отработку твердого «р» может уйти 5-6 занятий, то для мягкого достаточно и одного. Все остальное время до школы родителям важно работать вместе с чадом, чтобы автоматизировать все звуки алфавита в комплексе.

При произнесении мягкого [р’] немного изменяется положение языка — спинка его поднимается несколько выше к небу, перемещается вперед к зубному ряду, а уголки губ растягиваются чуть шире, чем при твердом произношении этого же звука. Начать освоение [рь] лучше с буквосочетаний и слогов.

  1. Начните со слогов в порядке усложнения: [ри], [ре], [ря], [ре], [рю]. Для детей с хорошими музыкальными данными вполне можно эту последовательность петь в гаммах.
  2. Закрепите результат. Кратное повторение на скорость одного слога — отличная игра для развития дикции дошколят: ри-ри-ри, ре-ре-ре.
  3. Найдите слова. Попросите ребенка подобрать слова с этими слогами, например: рифма, репка, рябчик, рева, рюша.
  4. С парными согласными: д/т, б/п, г/к: дрема, дряблый, три, тряпка, трюм, зарядка.

Уже на этом этапе у малыша все будет хорошо получаться, поскольку основной — твердый — звук уже поставлен. Пора переходить к словам и предложениям на автоматизацию произношения. В работе с дошкольником не стоит рассказывать ему о твердых и мягких звуках: просто предложите сравнить «р» в словах «карандаш» и «корешок».

Упражнения для закрепления навыка

Навык — это результат обучения, устойчивое автоматическое выполнение какого-либо действия. Автоматизировать навык, значит путем многократного повторения и тренировки довести его до состояния, когда он выполняется «не задумываясь». Для этого совершенно не обязательно муштровать ребенка одними и теми же упражнениями. Устное народное творчество располагает огромным дидактическим материалом.

Разминка

Для разминки вспомните все слоги: [ра], [ря], [ро], [ре], [ру], [рю], [ры], [ри], [рэ], [ре]. Повторите для всех них пункты 2, 3, 4 и приступайте к занимательным играм со словами в поговорках, пословицах, скороговорках и чистоговорках!

Маленький секрет. Запаситесь воздушными шарами! Дети очень любят их. Надувание шариков способствует развитию легких, действует как дыхательная гимнастика, улучшает голос, укрепляет мышцы щек и губ.

Применяй рычащие слова

Пословицы и поговорки — прекрасный повод обсудить с малышом вопросы морали и проработать воспитательные темы, а повторение рычащих и шипящих произойдет само собой. Например, предложите обсудить такие народные высказывания:

  • Без т[ру]да не вытащить и [ры]бку из п[ру]да.
  • Где тонко, там и [рвё]тся.
  • [Ре]ка с [ру]чейка начинается.
Скороговорки

Заставлять дошкольника что-либо делать — неэффективная стратегия, а вот втянуть его в соревнования — замечательная идея. Почему бы не использовать для семейного р-батла заранее заготовленные карточки с заданиями?

Возьмите хотя бы историю про «Карла и Клару» или «Траву на дворе».

Скороговорки на «Р» не редкость и в специальной литературе и пособиях для родителей. Используйте любые из них или вот эти примеры о птицах:

  • Пе[ре]пелка пе[ре]пелят п[ря]тала от [ре]бят.
  • Т[ри] со[ро]ки-та[ра]т[ор]ки та[ра]т[ор]или на г[ор]ке.
  • Хит[ру]ю с[оро]ку поймать — м[оро]ка, а с[оро]к с[оро]к — с[оро]к м[оро]к.

 Чистоговорки

В отличие от скороговорок, методика чистоговорки не предполагает быстроту: нужно произносить так, чтобы не ошибаться в звуках, четко проговаривать каждый слог и звук. Объясните ребенку задание и придумайте вознаграждение за чистую речь. А вот пара примеров для начала:

  • Жует п[оро]сенок м[ор]ковку сп[ро]сонок. Ба[ра]шек ба[ра]нку г[ры]зет споза[ра]нку.
  • Во дв[оре] на [тро]ту[аре] т[ри] по[дру]жки [ри]совали. Зам[ер]ла в[оро]на: «К[ар]! [Ра]з[ри]сован [тро]ту[ар]!»

Дифференциация звуков

Чтобы [р] не конфликтовал с другими согласными, особенно, с сонорными, нужно автоматизировать не только трудный звук, но и его сочетания с другими. Так, для дифференциации «р» применяют слова, отличающиеся на одну букву. Пары слов, подходящие для дифференциации «р»:

  • Рожь — ложь
  • Лак — рак
  • Лаз — раз.

В течение дня на упражнения для дикции должно уходить около 20-30 минут. Эффективнее, когда это время разбито на короткие эпизоды, игры, занимательные задания по 5-7 минут. Для ребенка от 3 до 7 лет гораздо интереснее играть и общаться со взрослыми, чем выполнять бессмысленные повторы, поэтому отдавайте предпочтение именно игровым методам. Подойдут также детские стихи, шуточный стишок и логоритмическая песенка по теме занятия.

Совет. Поиграйте в метаграммы: как, к примеру, сделать из реки море? Очень просто: [ре]ка — [ру]ка — лука — лужа — ложа — лоза — поза — по[ра] — го[ра] — го[ре] — мо[ре]. Заодно можно посчитать в пределах десяти: сколько шагов потребовалось для превращения? Со скольких попыток удалось подобрать цепочку?

Исправлять неправильное звукопроизношение и ставить корректное нужно скоро, но не быстро. Если вы намерены самостоятельно исправить речь у ребенка, то действуйте последовательно и методично. Чтобы не потеряться в современном потоке информации, на каждом этапе сверяйтесь с рекомендациями проверенных источников: консультацией логопеда, специализированной литературой или официальными публикациями детских психологов.

Старайтесь правильно выбирать время для занятия — когда ребенок в хорошем настроении и готов к сотрудничеству в игре. Разговаривать с ним о звуках лучше в процессе изучения книг и сказок, упражнений с кубиками, кассой букв и алфавитом. Объясните, что язычок следует приучать к работе, как и любые другие мышцы, не переставать тренироваться, как и в спорте. Факт, что язык — мышца, может стать для почемучки большим открытием!

Если не получается. Не всегда дошколята податливы в учении и тренировках. Когда что-то идет не так, родителям нельзя паниковать и нервничать в присутствии детей. Прервите занятие, успокойтесь и возвращайтесь к любимому детенышу в хорошем настроении.

Еще один важный совет: исключите дурной пример или заострите внимание ребенка на том, что подражать такому примеру — плохо. Иногда дети прекращают картавить, когда понимают, что это вызывает насмешки и излишнее внимание.

Важно! Стоит ли формировать у ребенка чувство стыда за его ошибки? Конечно, нет! Вместо того чтобы сделать замечание в стиле «Ты опять ошибся», обратите ситуацию в шутку. Многие фразы запоминаются всей семье и превращаются в веселое воспоминание. Вот примеры из недавней практики: тренер Варений Никанаевич (Валерий Николаевич), дедушка Усран (Руслан).

Логопед и детский сад

Если воспитатели детского сада или учитель начальной школы отмечают у ребенка особенности дикции, недостаточную чистоту речи или особенности звуковосприятия, не пренебрегайте организованными дополнительными занятиями внутри образовательного учреждения. В отдельно сформированной группе, где у всех деток есть речевые недостатки, им намного комфортнее заниматься без стеснения и страха ошибиться.

Логопедический урок строится так, чтобы каждый малыш принял в нем максимальное участие. Обычно на каждом этапе от организационного момента до физкультминутки штатный логопед применяет специальные игры и упражнения, которые помогают детям раскрепоститься и научиться говорить по-новому.

Улучшение дикции у здорового и нормально физически развитого ребенка происходит уже после первых занятий. Но нужно научить его не только механически воспроизводить звуки, но и понимать значения слов, ощущать разницу в смыслах. Это ускорит и обогатит процесс обучения.

Когда нужно обратиться к специалисту

Логопед — не детский врач. Это функциональный специалист. Логопедические курсы доступны и недороги, а вот практический опыт работы с детьми 4-5 лет и стажировки намного важнее для такого специалиста. Не каждый логопед допущен к работе с массажными инструментами и постановке диагнозов вроде дизартрии.

Лучше искать детского специалиста (естественно, с высшим образованием!) в специализированных учреждениях и обязательно проверять рекомендации и отзывы. При наличии неврологических диагнозов и задержки развития больше подойдет логопед-дефектолог, особенно если ребеночек с самого детства развивается не как все.

Специалист в первую очередь поможет быстро разобраться с типом и причиной нарушения. Хорошо, если логопед объяснит вам в деталях, что именно не так с речевым аппаратом. Тогда вы и сами сумеете правильно строить речевое общение с ребенком, чтобы помогать ему осваивать звукопроизношение в бытовых заботах. Основные задачи логопеда по порядку:

  1. Подробно изучить историю развития маленького пациента.
  2. Выяснить в ходе беседы с родителями и занятия с ребенком, с каким типом речевого нарушения предстоит работать.
  3. Предложить эффективные приемы и средства коррекции речи.
  4. Достичь результата и пр

Картавость, как избавиться от картавости, упражнения, техника речи | Стать радиоведущим | Попасть на радио, работа на радио

Может ли человек с дефектами речи работать на радио? Ответ очевиден, конечно, нет. Однако что делать, если отдельные буквы не выговариваются, а работать в эфире, ну, очень хочется. В этом случае есть 2 пути: придумать себе авторскую программу, в которой ваша картавость или иной дефект будут изюминкой, вспомните «Шоу Шепелявых», или срочно заниматься с логопедам. Сегодня я расскажу вам эффективные методы борьбы с картавостью.

Основные причины картавости:

  1. укороченная уздечка, ограничивающая движение вверх кончика языка и передней части спинки языка
  2. слабость мышц языка
  3. неумение выполнять языком произвольные целенаправленные движения
  4. нарушения фонематического слуха.

Учимся правильно произносить букву «Р»

Конечно, если произнести слово «трактор» у вас не получилось в детстве, сделать это сейчас будет гораздо труднее, но тем не менее. Чтобы произнести «Р», вам нужно кончик языка поднять к нёбу, но до него не дотронутся. Потом краями языка коснутся верхних зубов. Когда вы подадите струю воздуха, кончик языка задрожит и получится буква «Р». Самая большая ошибка – горловое произношение буквы «Р». Так разговаривают французы, нам же с вами необходимо работать кончиком языка.

Закрепляем навык упражнениями:

  1. «Чистим зубы»
    Широко раскройте рот, улыбнитесь и постарайтесь почистить верхние зубы с внутренней стороны. Для этого языком нужно двигать влево — вправо.
  2. «Гладим небо, то есть нёбо»
    Вновь широко открываете рот и кончиком языка гладите нёбо вперёд-назад, следите за тем, чтобы язык возвращался к корням верхних зубов.
  3. «Воздушный бой»
    Открываете рот, укладываете язык на нижнюю губу и произносите звук «Ф» так, чтобы струя воздуха была узкой, а не широкой. Это поможет выработать длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
  4. «Сладкоежка»
    Откройте рот, зафиксируйте нижнюю челюсть руками так, чтобы она не двигалась. Теперь исключительно широким языком попытайтесь облизнуть верхнюю губу сверху — вниз. Не забывайте, челюсть не должна вам помогать приподымать язык.
  5. «Индюк»
    Открываете рот, на нижнюю губы укладываете широкой язык. Ваша задача — в быстром темпе облизывать губу по направлению вперёд-назад и добавлять голос, чтобы получился звук, похожий на болботание индюка.
  6. «Барабан»
    Вновь открываете рот, выясняете в интернете, где находятся верхние альвеолы зубов, и ударяете в них языком, произнося при этом звук «d».

Автоматизация звука «Р»

Когда вы заставите свой язык принимать правильное положение для того, чтобы произносить «Р» вам нужно будет закреплять навыки. Это стоит делать постепенно. Вначале говорите букву в изолированном звучании, потом в слогах, словах, фразах и, наконец, предложениях.

Предлагаю вам следующий комплекс:

Р-р-р-р-р Рь-рь-рь-рь Ри-рэ-ра-ро-ру-ры Лри-лрэ-лра-лро-лру-лры

Слова:

ударный слог, начало слова: Раб, розовый, рысь, руль ударный слог, середина слова: Гора, перо, нарыв, кенгуру безударный слог, начало слова: Работа, рыбак, рысак, руно, руда безударный слог, середина слова: фара, мера, пары, горы, папирус, карусель

Автоматизация «Р» в сложных словах

Фарфор бутерброд, транспортер температура рассортировать, группировка, развернуть, растирание, администратор.

Скороговорки:

В грозу от груза арбузов развалился кузов. Два дровосека, два дроворуба, два дровокола отточили топоры. Топоры остры-то до поры, До поры остры топоры. Рыла свинья белорыла, тупорыла; Полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла, до норы не дорыла. На то хавронье и рыло, чтобы она рыла. Скороговорун скороговорил, выскороговаривал, что все скороговорки перескороговорит, перевыскороговорит. Но заскороговорившись, выскороговаривал, Что всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить.

Настоятельно советую прочитать и статью «Картавость & радио» Профессиональный логопед с 18- летним стажем отвечает на наболевшие вопросы и публикует свои контакты.С ней можно списаться.

Юлиана Романова
Пройти кураторский курс Юлианы о голосе, радио и выступлениях: 
http://persona.smart.tilda.ws/  

Другие статьи по теме:

Ребенок не выговаривает букву Р

Каждый родитель стремиться, чтобы ребенок научился правильно писать, читать и конечно же говорить. Многие непоседы спокойно воспроизводят все звуки с раннего возраста, а для некоторых вызывает массу сложностей. Особенно это касается сложнейшей буквы «р».

И когда родители сталкиваются с логопедической проблемой, то начинают сразу же задаваться вопросами: как научить ребенка выговаривать букву «р», в каком возрасте следует обратить на это особое внимание и по какой причине происходят сложности произношения?

Логопеды отмечают, что идеальным вариантом является, когда малыш начинает четко произносить букву в 5-ти летнем возрасте. И если до этого периода в речевом арсенале ребенка присутствует буква «л», то немного логопедических упражнений поставят правильную речь. Некоторые дети к 6-ти годам самостоятельно выговариваются и не имеют в дальнейшем ни каких трудностей в произношении.

Основные причины, которые мешают ребенку выговаривать букву «р»

Прежде чем приступать к коррекции речи, следует разобраться в причинах, которые мешают правильному произношению.

  1. Уздечка, расположенная под языком. Если она слишком короткая, то мешает правильно жестикулировать языком и во время произношения звука можно услышать картавость. Ранее эту проблему решали в стоматологии методом подрезания уздечки. Современная медицина предлагает специальные упражнения, направленные на ее разработку.
  2. Ребенок начал разговаривать после 3-х летнего возраста. Это становиться причиной слабого развития артикуляционного аппарата.
  3. Плохой слух. Малыш в силу своей физиологической особенности повторяет слова так, как он слышит. И чаще всего они не являются правильными.
  4. Особенности дыхательной системы. Это может быть воспалительные процессы, аденоидов или насморк. Как правило, после устранения проблемы, ребенок начинает полноценно выговаривать сложную букву.

Если вовремя обратить внимание на сложившуюся ситуацию и начать заниматься с ребенком, то уже в скорости малыш сможет выговаривать все звуки правильно и четко.

Терпение — залог успеха

Для того, чтобы ребенок занимался с удовольствием, и терапия давала положительную динамику, то любящим родителям следует придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Набраться терпения. Не стоит думать, что после первого занятия малыш правильно заговорит. Для начала достаточно изучить простейшие слоги. Например, «ра», «ру», «ры», где буква будет стоять в начале слова или слога.
  2. Игра. Любое занятие на развитие речи должно проходить в игровой форме. Если всячески заставлять ребенка, то он начнет противостоять этому и в результате полностью отказаться от упражнений. Например, можно поиграть в логопедические игры на улице или детской площадке.
  3. Настроение. Нужно убедиться, что малыш положительно настроен и готов заниматься. Если он начинает упрямиться и капризничать, то лучше отложить упражнение и провести позже.
  4. Постоянство. Если уделять упражнениям 15 мин. в день, то результаты будут видны уже через несколько недель. Некоторые родители заблуждаются, думая, что лучше посидим подольше один день, чем каждый день отвлекаться на занятия. Такой метод приведет к нежеланию малыша к занятиям.

Родителям важно показывать пример своим детям, стараться все повторять и помогать своему маленькому чаду. Как правило дети, любят копировать действия взрослых и с удовольствием впитывают в себя как губки.

Логопедические упражнения в домашних условиях

На сегодняшний день найти логопеда не составит никакого труда. В садах есть специализированные группы, в которых основной акцент ставится на коррекцию речи. Также можно обратиться в специализированные центры. Однако все это требует времени и финансовых затрат. Тогда становиться логический вопрос: как научить выговаривать букву «р» в домашних условиях?

В первую очередь необходимо поставить звук «р». Это возможно сделать прибегнув к артикуляционной гимнастике. Основная задача такой терапии заключается в укреплении мышц языка, щек и губ.

Отдельные упражнения направляются на тренировку дыхания, которое необходимо в произношении буквы.

Для этого в помощь пригодятся следующие предметы:

  • Мыльные пузыри;
  • Воздушные шарики;
  • Шарики для пин-понга.

Такой арсенал точно заинтересует малыша, и он с удовольствием будет принимать участие в игре.

  1. Кто быстрее надует шарик. Здесь важно присутствие всей семьи, чтобы у ребенка был стимул выиграть. Надувание шариков активирует все лицевые мышцы и хорошо разрабатывает дыхание
  2. Сила дыхания. Для этого расставляются в ряд шарики для пин-понга, ребенок должен набрать полный рот воздуха и со всей силой выдуть как можно дальше свой шар.
  3. Кто больше. Нужно по очереди с малышом надувать мыльные пузыри. И у кого он получиться больше, того и победа.

Во время игр старайтесь поддаваться малышу. Частые победы вызовут огромный интерес перед играми. И в скорости кроха сам будет просить повторить забавные состязания.

Далее для подготовки речевого аппарата следует регулярно повторять следующие упражнения:

  1. Рот нужно раскрыть, как будто сильно захотелось зевать и раскачивать язычок то вверх, то вниз. При этом кончик языка необходимо задержать на 15 секунд упираясь зубы. Такое упражнение способствует разработке подъязычной уздечки и укреплению всех мышц ротовой полости.
  2. Язык держим в широком состоянии и пытаемся облизать верхнюю губу. Можно представить что нужно слизать вкуснейший крем, который остался после съедения торта. Повторяется упражнение несколько раз с интервалом 10-15 секунд.
  3. Упражнение «Малярная кисточка». Нужно представить, что язык является кисточкой для рисования, и ей необходимо тщательно выкрасить небо, щечки и губки.
  4. «В поймай язычок». Задача ребенка, как можно дальше высунуть язык и быстро поймать его губами, при этом выдыхая воздух.
  5. «Как скачет лошадка?». Для этого щелкаем языком о верхнее небо, при этом должны выходить звуки напоминающие скачки лошадок. Однако для некоторых деток такое упражнение может показаться сложным, но уже через несколько тренировок все должно получиться.
  6. «Спрятать язычок». Ребенок должен как бы приклеить язычок к нему на несколько секунд, чтобы его не нашел волчок. Это занятие развивает подъязычную уздечку.
  7. «Считаем зубки язычком». Малыш должен провести языком влево и вправо по внутренней стороне зубов и постараться посчитать их. Если кроха еще не владеет счетом, то можно предложить ему почистить зубки кончиком язычка.
  8. «Летит комарик». Малыш должен выдвинуть язычок за передние зубки и попробовать в этом положении произнести звук «з». После язык спрятать за зубки упершись в них и небо, и также произнести «з».

Такие логопедические игры позволяют укрепить мышцы и растянуть подъязычную уздечку. Все упражнения следует повторять ежедневно, только в этом случае возможна коррекция речи.

Однако это только дает возможность подготовить ребенка к произношению буквы «р». Для полной отработки речевой коррекции необходимы вспомогательные упражнения.

Помощь ребенку в постановке речевых дефектов

У каждого малыша, звук «р» в негласно ассоциируется с работающим машинным мотором, рычанием животных или автоматные очереди. Поэтому ребенку можно предложить поиграть в интересные игры, во время которых он сможет тренировать укреплять речевой аппарат и весело проводить время.

  1. «Гонки». Выстроившись в одну шеренгу с родителями, братьями или сестрами, нужно «завести мотор», то есть должен исходить звук «дррр». Также не лишним будет издавать его все громче и громче. Это позволяет формировать правильное дыхание. Теперь набрав обороты нужно доехать до финишной прямой. В период езды также следует эмитировать автомобильные звуки. Если малыш во время игры не произносит звуки, то моно сказать ему, что его машина сломалась и сходит с трассы. Такой неожиданный поворот событий, конечно, немного расстроит кроху, но уже в следующем турнире он приложит все свои усилия, чтобы одержать победу.
  2. «Полицейский». Эта игра будет интересна как мальчикам, так и девочкам. Ведь каждый хочет защитить людей от злых преступников. Для этого папа может стать злым персонажем, которого дети будут преследовать, эмитируя звуки автомата (тра-та-та, тра-та-та).
  3. Веселый зоопарк. Можно предложить ребенку поиграть в зверей, которые живут в зоопарке, и общаются между собой с помощью рычания. Например, лисичка с медведем или тигр с волком.

Следует помнить, что вынуждать ребенка поиграть в ту или иную игру не принесет никаких результатов. Ему может быстро наскучить родительские развлечения, и он просто напросто откажется от игры. Всегда предлагайте развлечения учитывая интересы своего малыша. Если ему нравиться играть в машинки, то игра с солдатиками будет неуместна.

Оттачиваем букву «р» в домашних условиях

К наиболее распространенным и эффективным упражнениям в домашних условиях можно отнести:

  1. Ребенок должен открыть рот, и прижать язычок к верхним зубам и ритмично произносить буку «д». Через несколько секунд упражнение прекращают. Теперь малыш в таком же положении произносит букву на сильном выдохе.
  2. Для следующего упражнения понадобиться обыкновенная соска или специальный шпатель. Кроха, приоткрыв рот произносит букву «л», а родитель во время этого подсовывает соску под язык и проводит по уздечке. Таким образом, начинает непроизвольно получаться буква «р». Такая методика позволяет растянуть уздечку и правильно поставить язык.
  3. Ребенок, широко отодвинув рот, язык отодвигает назад и произносит букву «з», мама во время этого должна с помощью соски двигать подъязычную уздечку. Если упражнение правильно делается, то на выдохе образуется четкий звук «р».

Все упражнения достаточно просты, что позволяет каждому родителю помочь своему ребенку без посторонней помощи.

Советы и рекомендации специалистов

Дети – это маленькие непоседы, которые готовы все повторять за своими родителями. Поэтому будет замечательно, если мама или папа на своем примере продемонстрируют сложную букву «р».

Во время логопедических игр нужно родителям находится напротив своего ребенка, чтобы он не только слышал, но и видел, что от него хотят.

Перед началом занятия можно попросить малыша взять свои любимые игрушки, которые будут слушать его достижения. Или рассадить на диване, чтобы ребенок помог им научиться правильно говорить.

Никогда не заставляйте малыша делать не понравившееся ему упражнение. Есть множество других интересных игр, которые также эффективно корректируют речевые особенности.

Для ребенка будет весьма интересно заниматься, если это будет проходить не за партой, а например, на мягком ковре или удобном диване. Летом можно выносить подстилку на улицу и совмещать прогулку на свежем воздухе с полезными развлечениями.

Если мама услышала, что малыш, хоть и нечетко, но уже начал произносить долгожданную букву, то значит пора переходить на слоги. Лучше всего, чтобы буква «р» стояла в начале слова или слога. Так намного легче ребенку будет тренироваться (ра, ро, ры, ру). Далее можно продолжить словами из нескольких букв (рак, рыба, ров).

После этого акцент ставится на произношение буквы «р» в середине слога. В этом случае, родителям потребуется обзавестись терпением, так как малыш не сразу сможет это постичь.

Некоторые родители, столкнувшись с подобной проблемой у ребенка, начинают бить тревогу и бежать по врачам. Однако не стоит пугать малыша, а просто уделить ему несколько минут, и он быстро освоит речевые тонкости и порадует успехами.

Также стоит помнить, что постоянное общение с малышом позволяет ему расширять лексический запас и тренировать произношение. Регулярно читайте книги, учите небольшие стишки, просите кроху чтобы от рассказывал, что делает или во что хочет поиграть.

Никогда не ругайте маленького непоседу, что у него не получается правильно выговорить такую сложную букву. Совместное желание и труд быстро принесут положительные результаты, и малыш уже не будет отставать от своих сверстников.

Автоматизация звука Р в словах со стечением «ТР», «ДР».


Предлагаю читателям сайта ЛогопедРунет подборку для автоматизации звука [Р]!

Статья будет разбита на части с учетом этапов постановки и автоматизации звука [Р].

Материал для автоматизации самого сложного звука [Р] будет полезен практикующим логопедам. Также этой подборкой могут воспользоваться родители, желающие помочь ребенку быстро и качественно ввести в речь звук [Р].

 

логопед-дефектолог
Наталья Игоревна Кулакова
ведущая проекта  http://LogopedRunet.ru

 

 

Звук [Р] в слогах «тр» и «др»:

Тра – тра – тра                      Дра – дра – дра                     Атр – атр – атр                     Адр – адр – адр

Тры – тры – тры                   Дры – дры – дры                  ытр – ытр – ытр                    ыдр – ыдр – ыдр

Тро – тро – тро                     Дро – дро – дро                    отр – отр – отр                      одр – одр – одр

Тру – тру – тру                      Дру – дру – дру                    утр – утр – утр                      удр – удр – удр

Трэ – трэ – трэ                      Дрэ – дрэ – дрэ                     этр – этр – этр                       ээдр – эдр – эдр

 

Автоматизация звука [Р] в сочетаниях «тр» и «др» в словах:

* Трап, тралл, травы, травка, трасса, тракт, трата, матрас, тетрадь, трос, троль, трое, тройка, трость, тропик, трогать, тропка, матрос, метро, ситро, патрон, труд, трубка, трудный, трус, трудности, трусость, трудно, трубы, ватрушка, петрушка, поутру, сотру, сотрудник, отрывок, шатры, отрыжка.

* Трава, трамвай, трамплин, траншея, трагедия, отражение, витражи, тропа, Трофим, тростник, тропинка, троллейбус, утро, хитрость, труба, трусишка, трушу, трубит, трубач, трубочист, отруби, трын-трава, осётры, гетры, метры, осмотры, литры, театры, педиатры, ветры, хитрый, отрывать.

* Театр, педиатр, Пётр, осётр, фетр, центр, метр, литр, осмотр, фильтр.

* Драка, дранка, драп, драить, квадрат, удрал, отодрать, дровни, дробь, дрожь, дрожжи, дротик, дрозд, дробный, ведро, бедро, ядро, космодром, подросток, друг, дружба, дружно, подружка, подруга, дрыгать, надрыв.

* Драчун, драже, дракон, дразнить, вёдра, выдра, пудра, недра, эскадра, подражать, дрова, дрозды, дрожать, дровосек, бодро, мудро, мудрость, другой, дружина, друзья, дружить, водрузить, кадры, кедры, щедрый, подрывать.

* Сидр, кадр, кедр, бодр.

 

Автоматизация звука [Р] в сочетаниях «тр» и «др» в предложениях:

Повтори предложения:

* Трофим трубил в трубу. На траве не видно тропки. Отец потрошил осётра. Петрушка ест ватрушку. В трамвае сидят трое. Матросы тянут трос. Уважайте труд, любите труд! У метро кинотеатр для детей. На остановке стоит трамвай. У Петра много друзей. Трофим дрожит от холода. Подросток несёт ведро. Трофим поит лошадь из ведра. На траве лежат дрова. На ветках сидят дрозды. Я слушал с друзьями дружное пение дроздов. Тропка на травке, травка на тропке. Трое трубачей трубят в трубы.

 

 

Повтори чистоговорки. Чётко произноси звук [Р]:

 

Тру – тру – тру — встану рано поутру.

Тра – тра – тра — в детский сад идём с утра.

Тра – тра – тра — а мы поём с утра.

Тру – тру – тру — дрожат листочки на ветру.

Тро – тро – тро — в садик ехали в метро.

Тры – тры – тры — плывут большие осетры.

Тры – тры – тры — в сказках гномики хитры.

 

 

Выучить наизусть стихотворения. Следить за чётким произношением звука [Р]:

 

Труба трубит, труба поёт.                                Подруга выдра у бобра.

Идёт по улице народ.                                        Она проворна и хитра.

Трубач трубит в трубу не зря:                         Бобёр и выдра поутру

Сегодня первое сентября!                                 Играют в новую игру.

Продолжение материалов по автоматизации звука [Р] читайте в статье

«Автоматизация звука [Р] в прямых слогах и словах»


Советую прочитать дополнительно по этой теме

советы логопеда. 🚩 Воспитание и обучение ребенка

В современной логопедии накоплен значительный опыт по исправлению или постановке звука «р» у взрослых и детей. Существует ряд логопедических упражнений, выполнение которых помогает справиться с проблемой правильного произнесения звука «р».

Подготовительные упражнения связаны с разработкой мышц языка, участвующих при произнесении звука «р». Чтобы проверить мышцы языка, достаточно попробовать достать кончиком языка до носа или подбородка. Если вам трудно это сделать, то мышцы языка слабые и их надо укрепить с помощью упражнений.

Налейте в небольшую емкость чистую воду и попробуйте вылакать ее как кошка. Упражнение может показаться простым, но это не так. Логопеды считают, что выполняя это упражнение ежедневно по 5-10 минут, вы значительно укрепите мышцы языка.

Попробуйте имитировать цоканье языком, прижав его плотно к верхнему небу. Цоканья должны быть громкими и звонкими.

Перед открытым зеркалом откройте рот и совершайте языком движения от верхнего неба к нижнему. В этом упражнении важно контролировать движение языка вверх-вниз.

Двигайте языком по верхней и нижней челюсти, имитируя чистку зубов. Важно почувствовать каждую мышцу языка.

Такие упражнения позволяют развить атрофированные по разным причинам мышцы языка, которые участвуют в образовании звука «р». Язык со временем привыкнет к определенному положению и будет автоматически выполнять свои функции. Важно отработать навык до автоматизма.

Выдыхайте воздух так, чтобы губы дрожали. Сначала это упражнение надо делать шепотом, потом с голосом. Так наш артикуляционный аппарат учится произносить дрожащие звуки.

Поднимите кончик языка к верхнему небу, чтобы произнести звук «д». Быстро произносите звук «д», ударяя по верхнему небу. Звук «д» по способу образования схож со звуком «р». Поэтому вам будет проще научиться произносить звук «р» из этой позиции. В этом упражнении вы автоматизируете навык правильной постановки языка при произнесении звука «р».

Четко и быстро прижимайте и отрывайте кончик языка от верхнего неба. При этом вы услышите звук «т». Затем сделайте выдувание воздуха через ротовую щель, вызывающее трепетание кончика языка. Если делать правильно, то у вас получится звук «р».

Максимально расслабьте язык и высуньте его. Произносите звук «а», двигая языком вперед-назад. Язык должен скользить по верхнему небу. Когда язык будет касаться альвеол, вы услышите короткий «р». Необходимо зафиксировать эту позицию и отработать до автоматизма.

При регулярном выполнении упражнений вы получите довольно быстрый и устойчивый результат. Начинать автоматизацию звука «р» желательно со слов, в которых звук «р» находится в начальном слоге. Далее можно переходить к более сложным словам. Не забывайте про скороговорки, которые позволят вам в короткие сроки автоматизировать произнесение звука «р».

Электронная почта / письмо и упражнения со словарем

  • Уровень: выше среднего

    Узнайте, как писать и какие лексики и фразы использовать в официальном электронном письме / письме-запросе.


  • Уровень: средний

    Добавляет словарный запас, чтобы вежливо сказать, что вы не можете присутствовать на мероприятии (например, Встреча, Презентация и т. Д.).


  • Уровень: средний

    В этом упражнении рассматривается английский словарный запас и фразы, используемые для написания как официальных, так и менее формальных деловых писем с приглашениями.


  • Уровень: выше среднего

    Узнайте, как писать и какие лексики и фразы использовать в официальном электронном письме / ответном письме.


  • Уровень: средний

    Показывает и объясняет, что вам нужно сделать, чтобы быстрее и проще писать друзьям на английском языке.


  • Уровень: все уровни

    Быстро и легко пополняйте словарный запас, который вы используете во всех своих текстах, с помощью этого списка официальных и профессиональных синонимов часто используемых английских слов и фраз.


  • Уровень: все уровни

    Не упражнение, а примеры 17 различных типов деловых писем на английском языке.


  • Уровень: ниже среднего

    Показывает и объясняет словарный запас названий людей в электронном письме / письме и как произносится адрес электронной почты.


  • Уровень: средний

    Узнайте, что сказать, какие лексики и фразы использовать в начальной части электронного письма / письма.


  • Уровень: средний

    Узнайте, что сказать, какие лексические слова и фразы использовать в заключительной части электронного письма / письма.


  • Уровень: средний

    Узнайте, как писать, и какие лексику и фразы использовать в нейтральном или менее формальном электронном письме с запросом.


  • Уровень: средний

    Узнайте, как писать и какие лексики и фразы использовать в менее формальных ответных письмах.


  • Уровень: выше среднего

    Выучите как писать, так и какие лексики и фразы использовать в официальной письменной жалобе.


  • Уровень: выше среднего

    Выучите как писать, так и какой словарный запас и фразы использовать в официальном письменном извинении.


  • Уровень: выше среднего

    Узнайте, как вежливо не согласиться с кем-либо по электронной почте / письмом на английском языке, и какие официальные слова / фразы вы можете использовать для этого.


  • Уровень: средний

    Узнайте, как лучше всего сообщать плохие новости в деловых письмах или письмах.


  • Уровень: средний

    В этом упражнении показано, как попросить кого-нибудь о помощи по электронной почте.


  • Уровень: средний

    В этом упражнении рассматривается структура, английский словарный запас и фразы, используемые для написания нескольких типов деловых писем с благодарностью.


  • Уровень: выше среднего

    В этом упражнении объясняется, как по электронной почте убедить кого-нибудь прийти на встречу, на которую они не могут пойти.


  • Уровень: выше среднего

    В этом упражнении рассматривается словарь / фразы, используемые в электронных письмах о хороших последующих продажах как бизнес-клиентам, так и некоммерческим клиентам.


  • Уровень: выше среднего

    В этом упражнении объясняется, как написать хорошее электронное письмо для клиента после того, как он что-то купил или заказал у вас.


  • Уровень: выше среднего

    В этом упражнении рассматривается структура и словарный запас, который следует использовать для написания убедительного делового предложения по электронной почте.


  • Уровень: Продвинутый

    Это упражнение объясняет, как писать, структурировать и что включать в бизнес-отчет.


  • Уровень: выше среднего

    Это упражнение покажет вам профессиональные и формальные английские слова и фразы, которые можно использовать в деловых отчетах.


  • Уровень: выше среднего

    В этом упражнении рассматривается как структура, так и словарный запас, который следует использовать, когда вы отправляете кому-либо обратную связь по электронной почте.


  • Уровень: выше среднего

    В этом упражнении рассматривается структура и словарный запас, который следует использовать при написании делового электронного письма или письма с отказом кому-либо.


  • Уровень: средний

    Это упражнение по написанию эссе объясняет, что нужно делать, чтобы выбрать лучшие причины для использования при написании эссе.


  • Уровень: средний

    Это упражнение по написанию эссе объясняет, что вам нужно сделать, чтобы составить хорошее эссе, и почему это важно.


  • Уровень: средний

    В этом первом из двух упражнений по написанию эссе вы выучите профессиональные слова и фразы / выражения, которые вы сможете использовать в своих собственных эссе.


  • Уровень: средний

    В этом втором из двух упражнений по написанию эссе вы выучите более профессиональные слова и фразы / выражения, которые вы сможете использовать в своих собственных эссе.


  • Официальное письмо Упражнение по письму ответы изучение английского языка

    Ответы к упражнению

    Все ответы к упражнению Формальное письмо

    Упражнение 13 вопросов по написанию официальных писем

    1.В американском английском используются слова «искренне твое» чаще, чем в британском. Верно / Неверно

    2. Слово «действительно» более распространено в американском английском, чем в британском. Верно / Неверно

    3. Вы указываете адрес человека, которому вы пишете, в верхнем правом углу письма. Верно / Неверно

    4. Если вы не знаете имени человека, с уважением подпишите его. Верно / Неверно

    5.Это правильно закончить письмо, я с нетерпением жду вашего ответа. Верно / Неверно

    6. 4/8/13 — правильный способ указать дату. Верно / Неверно

    7. Лучше всего напечатать свое имя над подписью. Верно / Неверно

    8. В первом абзаце вы должны написать несколько вежливых строк, чтобы выразить свое восхищение человеком, которому вы пишете. Верно / Неверно

    9. Первый абзац должен просто указать причину вашего письма. Верно / Неверно

    10. В последнем абзаце следует указать, какие действия вы ожидаете от человека. Верно / Неверно

    11. Вы должны использовать per pro или pp, если вы подписываете письмо для кого-то другого. Верно / Неверно

    12. Дорогой мистер Майкл Браун, это правильный способ начать письмо. Верно / Неверно

    13. буквы cc обозначают точную копию Верно / Неверно

    Уроки, связанные с упражнением

    Чтобы просмотреть любой из уроков ниже, щелкните ссылку.

    Написание букв Урок английского

    Business Letters Урок английского языка

    Формальное письмо. Упражнение. Изучение английского.

    Easy pace Learning Online Dictionary и как пользоваться словарями

    Щелкните следующую ссылку, чтобы открыть онлайн-словарь английского языка — Урок английского

    Форум Easy Pace Learning



    английских книг, чтобы скачать бесплатно

    Скачать словари в pdf БЕСПЛАТНО

    Рабочих листов по английскому


    «Друг только что рассказал мне о вашем веб-сайте.Столько отличного материала! Я уверен, что буду часто им пользоваться, когда начнется школа. Спасибо за предоставление этого замечательного ресурса «. — Энн Мари Г., Уилмингтон, Северная Каролина. 02.08.12

    EnglishForEveryone.org — это ваш ресурс для распечатанных рабочих листов на английском языке. Слева на этой странице вы найдете указатель, содержащий сотни качественных учебных материалов. Чтобы открыть PDF-файл для печати, просто щелкните по выбранной теме, а затем выберите нужный рабочий лист из ссылок на этой странице. Вы можете использовать любые материалы на этом веб-сайте без разрешения, при условии соблюдения нашей строгой политики в отношении авторских прав.Если вы хотите поблагодарить нас, расскажите своим друзьям об этом веб-сайте и рассмотрите возможность ссылки на наши веб-страницы (см. Наши Условия использования, чтобы узнать, как это сделать). Мы ценим ваш интерес и поддержку и надеемся, что наши материалы будут полезны для использования в классе или дома.

    Начальная школа (K-12), общеобразовательная школа (GED), английский как второй язык (ESL), и все, кто желает улучшить свои знания английского языка, должны иметь возможность воспользоваться этим сайтом. Мы предлагаем широкий выбор точных и кратких ресурсов по развитию навыков, ориентированных на разные уровни способностей.Мы надеемся, что вы найдете наши ресурсы визуально привлекательными, простыми, легкими для поиска и способными передать суть английского языка. Для доступа к этим ресурсам регистрация не требуется. Наши распечатываемые рабочие листы и интерактивные викторины постоянно тестируются и уточняются в классе, чтобы сделать их максимально понятными и плавными. Каждый рабочий лист составлен таким образом, чтобы максимально использовать пространство страницы и экономить бумагу на принтере / копировальном аппарате.

    Интернет казался лучшей платформой для запуска англоязычного ресурса такого типа из-за его широкой доступности.Простой дисплей и понятная структура навигации веб-сайта упрощают понимание для начинающих пользователей и новичков, говорящих по-английски. Хотя этот веб-сайт создан для максимально возможной помощи учащимся, учителя и родители могут счесть его особенно полезным.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *