Воспитание художественное: Художественное воспитание — это… Что такое Художественное воспитание?

Художественное воспитание — это… Что такое Художественное воспитание?

   — формирование мировосприятия ребёнка средствами искусства. Может быть стихийным и педагогически направленным. Х.в. приобщает ребёнка к различным проявлениям искусства через их восприятие и их собственную творческую деятельность. Различные виды искусства являются частью окружающей ребёнка действительности и с первых лет его жизни влияют на воспитание чувств, вкусов и отношение к самой жизни. Подрастая, ребёнок входит в этот мир осознаннее, учась отбирать то, что наиболее близко его характеру. Включённое в образовательный процесс Х.в. устанавливает связь развивающейся личности с различными сторонами художественной культуры, делает возможным её осмысление. Другая сторона Х.в. — собственное художественное творчество ребёнка. Х.в. делает человека наследником культуры предков, но уже на современном уровне отношений к природе, человеку, обществу. Х.в. развивает зрение, слух, пространственные, цветовые, конструктивно композиционные способности. В перспективе это необходимо для любой профессии. Задачи Х.в. ребёнка в учебном процессе решаются с помощью взрослого посредника, способного организовать и руководить контактом ребёнка с миром прекрасного. Формирование принципов и методов целенаправленного Х.в. подрастающего поколения связано, с одной стороны, с процессами определения и осознания родовой, видовой, жанровой и социальной дифференциации искусств, а также с утверждением места художника в обществе, с другой — с определением общих принципов популяризации художественных знаний. Одним из ранних опытов в этом направлении стало многотомное сочинение итальянского архитектора и художника 16 в. Дж. Вазари «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих эпохи Возрождения» (1550, рус. пер., т. 1-4, 1956-70). В 18 в. в трудах Ф. Шиллера было определено отличие строго научного познания от научно-художественного. Тогда же, в связи с появлением жанра литературной популяризации научных знаний, немецким философом и писателем И.Г. Гаманом была поставлена проблема соответствия методов изложения знаний о науке и культуре психологическим особенностям юных читателей. Построенное на научном исследовании популярное повествование стало в 20 в. самым распространённым методом массового Х.в. (начиная с подросткового возраста) — в преподавании искусства в школе, в научно-популярной литературе, кинематографе, на телевидении, в музейной работе и др. В России попытки систематического Х.в. учащихся общеобразовательных школ предпринимались с 20-х гг. 19 в. гл.о. в лицеях и гимназиях. Во 2-й половине 19 в. Х.в. стало осуществляться и в начальной школе. На рубеже 19-20 вв. в работу по Х.в. включились педагогические общества, издательства, общедоступные музеи. В 1916 Институт истории искусств в Петрограде начал разработку проблемы школьного художественного образования и воспитания, подготовки преподавателей истории искусства. В первые годы советской власти были предприняты попытки создать систему, объединяющую различные формы популяризации искусства при ведущем значении урока в школе. В рамках единой трудовой школы была разработана (1918-19) программа художественного образования, предусматривавшая наглядное знакомство с памятниками изобразительного искусства, живописи, скульптуры и архитектуры. Получили распространение экскурсии; открывались художественные студии, кружки и школы. Ведущую роль в теоретической разработке содержания и методики проведения экскурсий сыграл А.В. Бакушинский. Его наблюдения совпадали с выводами, сделанными Н.И. Романовым (в то время директор Музея изящных искусств; ныне Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина), о воспитательной эффективности систематических экскурсий. Однако осуществить на практике программные замыслы всеобщего Х.в. детей средствами искусства долгое время не удавалось, т.к. с 20-х гг. школа была ориентирована на узкопрактическое образование учащихся и даже предмет «Рисование» в основном готовил учеников к урокам черчения. Серьёзная работа по Х.в. велась в основном вне школы — в художественных музеях, концертных залах и театрах (Н.И. Сац и др.). В 70-х гг. по инициативе и под руководством Союза художников и Союза композиторов лаборатории НИИ ХВ АПН приступили к разработке содержания Х.в. учащихся средствами искусства. Известность получили программа музыкального образования, разработанная под руководством Д.Б. Кабалевского, и программа художественного развития, разработанная под руководством Б.М. Неменского. Центральным звеном Х.в. в школе являются уроки музыки, изобразительного искусства, литературного чтения и др. Х.в. занимаются учреждения дополнительного образования детей (художественные и музыкальные школы, школы искусств, кружки, студии, дома детского творчества), а также музеи.

   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 313)

Воспитание художественное — Краткий словарь по эстетике

ВОСПИТАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ — формирование потребности в общении с искусством, способности воспринимать искусство во всем его жанрово-видовом многообразии и социально-исторической определенности, умения адекватно оценивать эстетические достоинства произведения искусства.

Художественное воспитание неотделимо от художественного образования как процесса приобщения человека к художественным ценностям, накопленным в ходе исторического развития человечества: «Если ты хочешь наслаждаться искусством, — то ты должен быть художественно образованным человеком». Художественное образование как условие и элемент художественного воспитания следует отличать от профессионального художественного образования — систематической подготовки к самостоятельной творческой деятельности в определенной области искусства. Вместе с тем стимулирование художественно-творческой активности человека в рамках самодеятельности также служит важным средством художественного воспитания.

Художественное воспитание, являясь важнейшей частью эстетического воспитания, способствует формированию эстетического сознания личности.

В истории философско-эстетической и педагогической мысли идеи худ. восп. тесно связаны с пониманием природы искусства, его функций в обществе, с пониманием сущности человека.

Представители эпохи Просвещения отстаивали мысль о социальном назначении искусства, развивали идеи, согласно которым искусство смягчает нравы, воспитывает человека в духе гражданских добродетелей, развивает творческую активность.

Одна из важнейших идей социалистов- утопистов заключается в признании необходимости массового приобщения к искусству, сочетания xуд. восп. с другими видами гражданского воспитания. Хотя мыслители прошлого внесли много ценного в разработку идей xуд. восп., подлинные условия и задачи xуд. восп. остались нераскрытыми в их теориях. Обращение к искусству, его воспитательной силе, по мнению мыслителей прошлого, должно предшествовать изменению социальных отношений в обществе Русские демократы, рассматривая искусство как зеркало жизни, считали его и «учебником жизни», важным средством образования и нравственного, социально-политического воспитания. Н. Г Чернышевский ближе всех из предшественников подошел к пониманию связи воспитания и социальных преобразований в обществе.

В настоящее время художественное воспитание, являясь составной частью эстетического воспитания, играет важную роль в деле воспитания человека.

Художественное воспитание использует все жанрово-видовое многообразие искусства, опирается на лучшие достижения мировой художественной культуры.

Для чего нам художественное воспитание?

Для чего нам художественное воспитание?

Вера РОЕСЕЛОВА (Прага, Чехия)
Скульптор, профессор Карлова университета в Праге
и Пражской Академии фотографии и кино


В начале февраля этого года жюри подвело итоги 5-го Международного конкурса живописи и графики для детей и молодёжи «На своей земле», проходящего под эгидой Министерства образования и Министерства культуры Республики Беларусь. По окончании работы жюри состоялась конференция, на которую меня пригласил организатор конкурса – общественная организация «Белоруский зелёный крест» – выступить перед участниками на тему «Xудожественное воспитание в детских школах искусств Чехии».

При наблюдении за работой жюри, которое отбирало лучшие работы участников конкурса, я поняла, насколько концепция художественного воспитания российских школ отличается от чешских. Поэтому я не знала, как примут мое выступление. Но меня встретил теплый приём и большой интерес к инновациям в методике преподавания изобразительного искусства.

Идея, благодаря которой наши учителя избрали отличный от традиционных методов обучения, была проста. Термин «художественное воспитание» сочетает в себе два понятия: художественное образование и художественное воспитание человека. Искусство затрагивает сокровенные чувства личности, и было бы неразумно не использовать это в воспитании учеников. Чешские учителя задумались, что главное – научить детей красиво нарисовать, например, натюрморт, или одновременно с художественным образованием воспитать мыслящего и чувственного человека? Направлять детей к эмпатическому восприятию, мышлению, умению задавать вопросы. Учить детей распознавать добро и зло, понимать собственную роль в жизни и ощущать ответственность за себя и окружающих. Воспитание в процессе обучения не угрожает художественному образованию, наоборот, воздейстие слова эффективно усиливает понимание и восприятие темы.

Мысль о необходимости отхода от традиционных методов обучения возникла вследствие неуместного поведения учителей в борьбе за призовые места на конкурсах детского художественного творчеста. Для достижения лучшего результата учителя часто помогали детям личными представлениями как в мотивации и корректурах, так и исправлениями в детских работах. Ребенок, таким образом, становился скорее инструментом в руках преподавателя, а не творцом. Мы решили прекратить подобную практику и с группой инициативных учителей начали искать новые направления в обучении.

Психическое и душевное развитие рабенка происходит одновременно в трех сферах: в сфере разума, в сфере ощущений и в сфере нравственной. Каждая из них состоит из нескольких этапов развития. Ребенок, развивающийся на каком-либо из этапов без наставника, не сможет достичь вершины своих возможностей и часто останавливается на половине пути своего развития. Обучение в школе, как правило, ориентировано на путь накопления знаний и умений. В нашем обучении мы уделяем также пристальное внимание воспитанию эмоционально-этических взглядов. В мотивации мы стали употреблять художественно- образные выражения, архитепические понятия, которые находят душевный отзыв в ребенке, помогают понять взаимосвязи и отношения в различных ситуациях.

Художественное образование включает в себя факты, опыт и навыки, которые можно объяснить, которым можно научить. Мы говорим о предмете. Он определяет границы для оценки произведений искусства на основе правил. Здесь можно указывать на правильность последовательности или на воздействие изобразительного языка в композиции, а при обучении учеников предупреждать ошибки. Если дети умеют отстаивать свое решение или самостоятельно исправлять свои ошибки, то коррекция не вызывает отрицательных эмоциональных реакций.

В субъективно настроенную творческую работу нельзя вмешиваться. Каждый из нас, каждый ребенок – уникальное существо, которое в свое творчество вкладывает свой внутренний мир. Каждый из нас воспринимает окружающий свет по-своему. Мы глубоко воспринимаем негативные ощущения. Позитивные стимулы мы не чувствуем, они нам кажутся сами собой разумеющимися. Боль же проникает глубоко вовнутрь и остается закрытой в подсознании. Если ребенок касается в своем творчестве каких-либо внутренних впечатлений, вмешательство извне ему мешает, он чувствует диссонанс с собственным воображением, он сопротивляется. Поэтому необходимо относится к ребенку терпимо, уважать его творческое самовыражение, его выразительные изобразительные средства. Не нужно без необходимости его исправлять, оставим инициативу ему.

Не говорим: «Положи желтый!», который на наш взгляд больше подходит. Говорим: «Если положишь темно-синюю, то изображение будет грустным, а если положишь розовую – будет нежным, серая принесет усталость и сонливость, а желтая рассветит рисунок. Выбери что подходит именно тебе».

Что здесь можно считать учебным материалом? Мы учим детей воспринимать, понимать и принимать искусство, художественные стили, направления, творчество отдельных мастеров. Знакомим детей с этим в течение их творческой работы на заданную тему. Позволим детям решать самим, какие контакты с искусством для них важны, какие направления, мастера, периоды в искусстве на них производят большее впечатление. Каждый из нас находит в искусстве что-то свое, личное, что гармонирует с нашим внутренним миром, эмоциями. В детском творчестве художественной работой может считаться как подтема, так и сюжет: поиск парафразы, анализ использованых оттенков, поиск основных линий в композиции, личные эксперименты ученика.

Большое впечатление на детей производят творческие занятия в галерее, где они учатся находить систему, порядок в представленной картине, учатся понимать ее композицию и средства ее выразительности. Учим детей понимать искусство, получать от него удовольствие, соприкасаться с ним всю жизнь. К самым важным навыкам подключен опыт работы с языком искусства. Язык искусства необходимо знать также как и грамматику в языке. Как мы различаем слоги и слова, так должны уметь понимать влияние различных свойств и качеств линии, структур поверхностей, пространства, формы, света и цвета. Конструкцию предложения мы можем сравнить с гармонической или контрастной композицией, с художественным ритмом, симметрией, равновесием в произведении, а также их нарушениям, которые делают содержание более ярким. Только сочетание предложений создает произведение искусства. Базой для изучения языка искусства является знание искусства 20 века, в котором по-новому раскрывается язык творчества, оставляющий в нас большой след.

Изобразительные этюды – это композиции, в которых ученики знакомятся с разнообразными вопросами изобразительного искусства, а в своих упражнениях творческим способом проверяют их значение для композиции. Младшие ученики при обучении мотивированы реальностью, но не формой, а идеей возможных событий (скорость автомобиля, шум на перемене, кошачье пение, вкус апельсина, запах цветов…). Старшие работают с основой композиционных законов (сколько оттенков имеет зеленый цвет, что смогут изобразить пять параллельных линий, ломаных , изогнутых, вариации для трех геометрических фигур, равновесие между пятном и структурой в заданном формате, спокойная и гармоничная композиции…). Таким образом воспитывается художественное мышление, которое проявляется в гармонии между сюжетом, композицией и художественной техникой.

К следующим знаниям и умениям относятся методика обучения рисованию, живописи и моделирования. Это не означает что работы должны быть выполнены с точностью фотоаппарата. Необходимо найти то, чем мы можем охарактеризовать увиденное: деталь, увеличенную деталь, часть модели, структуру, вариации размеров, вид сверху, вид сбоку и в перспективе, изобразить ту же модель используя различные художественные техники, искать способ трансформации одного предмета в другой. Наблюдать и творчески себя выражать. Нельзя применять такие методы как муштра, которая приведет ученика к пассивному отношению к обучению. Также важно каждому ребенку оставить его собственную манеру исполнения, субъективный взгляд, дать возможность выбора художественного исполнения – рисование углем, карандашом, пером, акварелью и др. Так изображение реальности будет живым и сильным.

Последним в области знаний и умений являются методы и приемы владения техниками рисования, живописи, графики и пространственного искусства (скульптуры и объекты). Важно не только владеть техникой изобразительного искусства, но и «думать в ней», представлять как будут выглядеть комбинированные техники в рисовании, структуры в пастельных тонах и чему дать предпочтение. Необходимо правильно использовать кисть, перо или резец, и знать, какой след оставит инструмент. Изучение техник означает эксперимент и еще раз эксперимент. При игре с красками или инструментами дети естественным путем учатся ими пользоваться и выбирать, что им поможет в качественном самовыражении.

Воспитание детей с помощью художественного образования состоит из двух процессов, которые можно развивать от рождения до зрелого возраста. Первый процесс означает развитие сенсибилиционных способностей у ребенка в отношении к собственному восприятию, умение понимать его. Чувственные восприятия являются наиболее эффективным стимулом для развития саморефлекции, так как они позволяют наилучшим способом понять самого себя. Общение с природой также связано с чувственным восприятием, эммоциональной реакцией. Общение с людьми требует дополнительного терпения из-за различия в мышлении, в поведении или в творческом самовыражении. Второй процесс касается социальных вопросов, которые развиваются в размышлениях о роли человека в обществе и в ответственности каждого из нас за жизнь на земле. Речь идет об отношениях в семье, между людьми, о помощи слабым и больным, об охране окружающей среды и культурного наследия и т.д.

Такой подход в обучении принес новые методы, которые были основаны на убеждении что искусство или детская художественная работа не только вопрос эстетического воспитания. Прежде всего это коммуникация между художественным произведением и человеком, где мы должны уметь прочитать и почувствовать его содержимое. Поэтому автор в своем творчестве должен уметь передавать свои мысли и чувства. К вопросу об обучении выражения содержания в творческой работе мы снова искали методы :

  • Проблемное мышление развивает интеллект, способность находить взаимосвязи и соединять их с ранее приобретенными знаниями. Это происходит при сравнении отдельных взглядов или с вариантами ответов на поставленные вопросы. Дети сами учатся задавать себе вопросы и отвечать на них, где необходимо эмпатическое отношение к окружающему миру.
  • Расширение тематики связано с проблебным обучением и предполагает ссылки на искусство, психологию, естественные науки, экологию, технологию и т.д. Здесь не идет речь о научной иллюстрации, а о стимуле к поиску новых форм художественного самовыражения в необычных представлениях, основанных на фактических данных. Это процесс, в котором на импульс ученик отвечает творческим продвижением к новым реалиям в искусстве.
  • Интерес к процессу отвлекает внимание от конечного результата: каким был ход урока, что ребенок открыл для себя, какой художественной техникой овладел, каким способом интерпретировал задание или до какой степени ученик сумел вдуматься в проблему. Результат работы является только документом процесса, который прошел во время урока.
  • Свобода художественного выражения и применение таких процессов как чувственное восприятие, фантазия, ассоциативное мышление или преобразование действительности, где основной упор ставится на индивидуальности. Применение же средств выразительности для достижения бездушного результата в художественном воспитании непринимаемы.
  • Творческое мышление во всех сферах жизни можно понимать как способность индивидуального мышления и самовыражения. Ее развитие стоит на основе экспериментирования и варьирования возможностей, использования альтернативного мышления и компонования. Поэтому она требует полной ликвидации пассивного пересказа или копирования оригиналов.
  • Самым ценным методом является проектовое обучение, где главной теме посвящено много уроков, которые касаются смысла темы с различных точек зрения – создание проектовой методики взаимосвязано с тем что одно прикосновение к теме не позволяет раскрыть ее более глубоко.

Я указала здесь на основные методы, регулирующие художественное образование детей и подростков в школах искусств в Чехии. В настоящее время мы изучаем язык искусства в фотографии, которые приносят отличные результаты, индивидуальные учебные программы, в которых учитель сам устанавливает способы обучения в связи с особенностями характера ученика, а также большому значению восприятию реальности.

Я приношу свои извинения за краткость. Я понимаю что некоторые моменты необходимо было бы раскрыть более подробно. Надеюсь, что краткое изложение о художественном образовании в Чехии могло бы быть интересным для читателя.

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста

Уже в дошкольном возрасте дети способны реагировать на красивое в окружающей их обстановке, музыку, поэзию, предметы изобразительного искусства, природу, сами стремятся рисовать, лепить, петь, танцевать, сочинять стихи. Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении — везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое учит сочувствию. Комическое помогает бороться с недостатками. Эстетическое воспитание — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей.

Эстетическое воспитание — понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания.

В свою очередь, эстетическое воспитание является частью всестороннего коммунистического воспитания детей. Особенно тесна его связь с нравственным воспитанием. Красота воспринимается ребенком как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков, красок, линий. Однако восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определенным отношением к нему.

Эстетическое восприятие неразрывно связано с чувствами, переживаниями. Особенностью эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающее от встречи с прекрасным.

Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувства ребенка, но и способствует развитию воображения и фантазии. Эстетическое воспитание — важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие. На формирование эстетического отношения детей к окружающему миру влияет развитие умения видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное. Так же следует воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного. Задачи дошкольного воспитания также направлены на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию, пению, движениям под музыку, развитие словесного творчества. Эстетическое воспитание детей осуществляется путем ознакомления детей с эстетикой быта, с прекрасным в труде, в природе, общественных явлениях, и средствами искусства. Научить ребенка чувствовать и понимать красоту жизни — большая и трудная задача, которая требует длительной работы взрослых. Для эстетического воспитания детей необходимы определенные условия. Прежде всего, это среда, в которой он живет и развивается. Это и окружающие его вещи, и внешний вид людей, и красивые отношения между людьми. Но детям недостаточно видеть красоту вокруг себя в разных ее проявлениях, но и стоит привлекать их внимание к этой красоте.

«Художественное воспитание есть процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве» [В. Н. Шацкая, 1987, 35]. Эстетическое же воспитание гораздо шире, оно затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений. Эстетическое воспитание формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством как его самым мощным средством. Эстетическое воспитание, используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности.

В книге «Ребенок в мире творчества» под редакцией Н. Варкки можно найти такую формулировку: «Педагогика определяет художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве» [Н. Варкки, 2003, 53].

Итак, художественно-эстетическое воспитание имеет деятельную и созидательную направленность, которое не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически и художественно развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, а без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах.

Главное — воспитать, развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности. Помимо формирования художественно-эстетического отношения детей к действительности и искусству, художественно- эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Оно способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.

Большинство исследователей выделяют следующие категории: эстетического восприятия, эстетического вкуса, эстетического идеала, эстетической оценки. Д. Б. Лихачев выделяет также эстетическое чувство, эстетическую потребность и эстетическое суждение [Д. Б. Лихачев, 1996, 42]. О таких категориях как эстетическая оценка, суждение, переживание мы упоминали ранее. Наряду с ними важнейшим элементом эстетического сознания является эстетическое восприятие.

Восприятие — начальный этап общения с искусством и красотой действительности. От его полноты, яркости, глубины зависят все последующие эстетические переживания, формирование художественно-эстетических идеалов и вкусов. Д. Б. Лихачев эстетическое восприятие характеризует, как: «способность человека вычленять в явлениях действительности и искусства процессы, свойства, качества, пробуждающие эстетические чувства» [Д. Б. Лихачев, 1996, 45]. Только так возможно полноценное освоение эстетического явления, его содержания, формы. Это требует развития у ребенка способности тонкого различения формы, цвета, оценки композиции, музыкального слуха, различения тональности, оттенков звука и других особенностей эмоционально-чувственной сферы. Развитие культуры восприятия есть начало художественно-эстетического отношения к миру.

Эстетические явления действительности и искусства, глубоко воспринятые людьми, способны порождать богатый эмоциональный отклик. Эмоциональный отклик, по мнению Д. Б. Лихачева, является основой художественно-эстетического чувства. Оно представляет собой «социально-обусловленное субъективное эмоциональное переживание, рожденное оценочным отношением человека к эстетическому явлению или предмету» [Д. Б. Лихачев, 1996, 53]. В зависимости от содержания, яркости эстетические явления способны возбуждать в человеке чувства духовного наслаждения или отвращения, возвышенные переживания или ужас, страх или смех. Д. Б. Лихачев отмечает, что, испытывая такие эмоции неоднократно, в человеке формируется эстетическая потребность, которая представляет собой «устойчивую нужду в общении с художественно-эстетическими ценностями, вызывающими глубокие переживания» [Д. Б. Лихачев, 1996, 48].

Еще одна категория художественно-эстетического воспитания — сложное социально-психологическое образование — эстетический вкус. Ю. Б. Борев определяет его, как «относительно устойчивое свойство личности, в котором закреплены нормы, предпочтения, служащие личным критерием для эстетической оценки предметов или явлений» [Ю. Б. Борев, 1988, 92]. Д. Б. Неменский определяет эстетический вкус, как «невосприимчивость к художественным суррогатам» и «жажду общения с подлинным искусством». Но нам более импонирует определение, данное Е. О. Гусевым. «Эстетический вкус — это способность непосредственно, по впечатлению, без особого анализа чувствовать, отличать подлинно прекрасное, подлинные эстетические достоинства явлений природы, общественной жизни и искусства» [Е. О. Гусев, 1978, 37].

Эстетический вкус формируется у человека в течение многих лет, в период становления личности. В дошкольном же возрасте о нем говорить не приходится. Однако это ни в коей мере не означает, что эстетические вкусы не следует воспитывать в дошкольном возрасте. Напротив, эстетическая информация в детском возрасте служит основой будущего вкуса человека. Ребенок имеет возможность систематически знакомиться с явлениями искусства. Воспитателю не доставляет трудности акцентировать внимание ребенка на эстетических качествах явлений жизни и искусства. Таким образом, постепенно у ребенка развивается комплекс представлений, характеризующих его личные предпочтения, симпатии.

Вся система художественно-эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребенка как в эстетическом и художественном плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Это достигается путем решения следующих задач: овладения ребенком знаниями художественно-эстетической культуры, развития способности к художественно-эстетическому творчеству и развития эстетических психологических качеств человека, которые выражены эстетическим восприятием, чувством, оценкой, вкусом и другими психическими категориями эстетического воспитания.

Литература:

1.      Азаров Ю. П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1985.-127с.

2.      Алексеев П. Г. Методологические принципы проектирования образовательных систем / П. Г. Алексеев // Проектирование в образовании: Проблемы, поиски, решения. — М.: Владос, 1994.-98 с.

3.      Алексеева М. М., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольника. М., 1998.-242с.

4.      Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996

5.      Варкки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников / Н. Варкки // Дошкольное воспитание. — 2003. — № 6. — С.57–67.

6.      Борев Ю. Б. Эстетика. М.: Изд-во полит.лит-ры, 1988.-178с.

7.      Борев Ю. Б. Эстетика. М.: Русь-Олимп: АСТ: Астрель, 2005.-829с.

8.      Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1980.-384с.

9.      Выготский Л. С. К вопросу о многоязычии в детском возрасте //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1996.

10.  Выготский Л. С. Мышление и речь /Ред. Г. Н. Шелогурова. М.: Лабиринт, 1996.

11.  Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Педагогика,1991.

12.  Григорович Л. А. Развитие творческого воображения. — М.,1997.-175 с.

13.  Гусев Е. О. Творческий процесс и художественное восприятие. Л., 1978.-94с.

14.  Лихачев Б. Т. Методологические основы педагогики / Б. Т. Лихачев. — Самара: Бахрах, 1998.

15.  Лихачев Д. Б. Теория эстетического воспитания школьников.

16.  Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. М., 1974.-с.287

17.  Фокина Т. Программа художественно-эстетического развития дошкольников / Т.Фокина // Дошкольное воспитание. — 1999.-№ 1.-с.35–38.

18.  Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н. А. Ветлугиной. — М.: Педагогика, 1992.

19.  Шацкая В. Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе, 1987.-184с.

20.  Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей дет.сада / Под ред. Н. А. Ветлугиной. — М.: Просвещение, 1995.

Основные термины (генерируются автоматически): эстетическое воспитание, искусство, эстетический вкус, эстетическое восприятие, ребенок, дошкольный возраст, красота, средство искусства, художественно-эстетическое воспитание, художественное воспитание.

Актуальность художественно-эстетического воспитания детей в современной системе дополнительного образования

Библиографическое описание:

Сюзева, Н. Ф. Актуальность художественно-эстетического воспитания детей в современной системе дополнительного образования / Н. Ф. Сюзева. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 89-94. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/275/13630/ (дата обращения: 22.10.2020).



Являясь важной и социально востребованной составляющей образовательного пространства, дополнительное образование детей требует сегодня к себе особого внимания, поиска новых форм и методов художественно-эстетического воспитания и развития духовно-нравственной, культурной личности на основе художественных ценностей, отвечающих требованиям последнего времени.

На современном этапе формирования инновационной экономики, когда в стране совершаются глубокие социально-экономические преобразования, происходит переоценка системы общественных отношений, существенные изменения претерпевает и система образования, которая является «основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны».

В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г». сказано, что стратегической целью государственной политики в области образования является «повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина». Одной из задач модернизации институтов системы образования как инструментов социального развития ставится «развитие и реализация культурного и духовного потенциала каждой личности и общества в целом». Для достижения качественных результатов в культурной политике России выделяется одно из приоритетных направлений «совершенствование системы поддержки детского и юношеского творчества».

Решение данной проблемы непосредственно связано с организацией дополнительного образования детей, которое является актуальным и необходимым звеном системы непрерывного образования, направленным на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, совершенствовании, и претерпевает сегодня качественный рост и динамичное развитие. Об этом говорит возросшее внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству нравственного и умственного развития, формирования всесторонне развитой, творческой личности.

Образовательное учреждение дополнительного образования детей — тип образовательного учреждения, основное предназначение которого — развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства. В его функции входит предоставление образования, являющегося дополнительным к основному общему образованию. Педагогическая ценность дополнительного образования детей заключается в том, что в основу его деятельности положены личностно-ориентированные подходы и технологии, которые позволяют решать проблемы детей как одаренных, так и имеющих отклонения от нормы развития, ослабленных; как самостоятельных, так и находящихся в зависимости от взрослых (инвалидов, сирот), социально незащищенных и правонарушителей.

Потому учреждения дополнительного образования, помимо обучения, воспитания и творческого развития личности, в своей деятельности позволяют решать ряд других социально значимых проблем, таких как:

‒ обеспечение занятости детей,

‒ их самореализации и социальной адаптации,

‒ формирование здорового образа жизни,

‒ профилактики безнадзорности, правонарушений и других асоциальных проявлений среди детей, подростков и молодежи.

Таким образом, дополнительное образование детей, осуществляя свою деятельность в образовательном пространстве страны, решает очень важные образовательные задачи:

‒ гуманизации образовательного процесса;

‒ вносит разнообразие дополнительных образовательных программ, удовлетворяющих разнообразные интересы детей;

‒ предоставляет детям, подросткам и молодежи свободный выбор образовательных учреждений дополнительного образования и дополнительных образовательных программ в соответствии с интересами, склонностями и способностями детей после получения ими основного общего образования;

‒ отвечает принципам непрерывности, дополнительного образования, преемственности дополнительных образовательных программ,

‒ предоставляет возможность сочетания образовательных программ и коррекции их в процессе освоения;

‒ осуществляет психолого-педагогическую поддержку индивидуального развития детей;

‒ создает комфортную образовательную среду через творческое сотрудничество педагогических работников и детей;

‒ сохраняет физическое и психическое здоровье детей, подростков и молодежи.

Художественно-эстетическое воспитание в исторической ретроспективе

Современная наука накопила достаточно большой опыт в изучении аспектов эстетического воспитания в различные исторические эпохи. Во все века эстетическое воспитание считалось важной частью формирования гармонически развитого человека. Основные принципы, содержание эстетического воспитания, значение искусства разрабатывалось философами античности. Аристотель, Демокрит, Платон, Пифагор, Сократ выделяли органическую связь эстетического и этического воспитания. Искусство, по мнению Аристотеля, обладает познавательными, воспитательными воздействиями, приносит людям эстетическое удовольствие. Он считал, что эстетическое воспитание обеспечивает гармоническое развитие личности, делает человека гражданином и способствует развитию разумной деятельности.

В Средневековье проводилась мысль о единстве эстетического, этического и интеллектуального воспитания, основным средством определялась музыка. В средневековых университетах преподавали семь свободных искусств. Овладение искусством стало составной частью образования человека.

Цели, задачи, содержание эстетического воспитания рассматривали И.Бецкой, К. Истомин, М. Ломоносов, Н. Новиков, Ф. Салтыков, В. Татищев и другие. В содержание эстетического воспитания они предлагали включать предметы эстетического цикла: танцы, музыку, виды искусства, литературу, рисование, пение, игру на инструментах. Новые формы организации учебного процесса, опиравшиеся на развитие способностей учащихся, предлагал Ломоносов.

Таким образом, были заложены основы эстетического образования в учебных заведениях России, в которых обращалось внимание на общеобразовательную, художественную, профессиональную подготовку, а также расширялась сфера внеучебной деятельности. При Московском университете появились классы художеств (рисование, музыка, театр), устраивались публичные музыкальные экзамены, театральные спектакли, концерты.

Н. И. Новиков далее развил идею о теории и практике эстетического воспитания в России. Он считал эстетическое воспитание частью умственного развития. Кроме того, он утверждал, что занятия изящным искусством нужно проводить не только с теми, кто имеет способности к ним, но и со всеми воспитанниками, что в процессе обучения следует детей приобщать к искусствам, воспитывать у них художественный вкус, развивать способности к созданию посильных эстетических ценностей.

Во второй половине XIX века ведущие русские педагоги К. Д. Ушинский, В. И. Водовозов, В. П. Острогорский и другие видели в эстетическом воспитании источник развития эстетических чувств, подчеркивали, что в каждом школьном предмете содержатся возможности эстетического воспитания. Они включали в обязательные предметы для изучения литературу, музыку, изобразительное искусство, природу, а также художественное творчество и детский театр.

Как видим, опыт зарубежной и русской эстетической и педагогической мысли составляет основу для развития современной педагогической науки. Идеи эстетического воспитания в русской педагогике прошли длительный путь развития и вступили в XX век обогащенными и содержательно разработанными. Общим итогом становления эстетического воспитания в России до XX века, можно считать выделение его в самостоятельную область воспитания, определение содержания и путей его осуществления в соответствии с уровнем общественного развития, состоянием эстетической и педагогической теории. Отмечается необходимость расширения участия в образовании пения, музыки, живописи, а также соединения изучения эстетических предметов с воспитанием художественного вкуса, знанием произведений искусства.

Достижением отечественной педагогики в советский период истории страны явилось создание системы эстетического воспитания на базе государственной системы образования и воспитания, которая включала дошкольное воспитание, обучение и воспитание в школе, техникуме, вузе, внешкольных учебных заведениях. Так был обеспечен целенаправленный систематический, основанный на преемственности всех звеньев системы образования процесс эстетического воспитания и образования.

Происшедшая перестройка в народном образовании после Октябрьской революции существенно изменила значение внеклассной воспитательной деятельности. Новой тенденцией в отечественной педагогике стало привлечение детей к внеурочной деятельности для развития творческих способностей. Отечественная педагогическая наука утверждала, что педагогическая деятельность тогда отвечает принципам воспитания, когда она направлена на раскрытие способностей каждого ребенка, ведет к выявлению творческих дарований личности, как субъекта формирования целостной, а не частичной личности, когда свободное развитие каждого становится условием свободного развития всех. Именно эти положения раскрывают в своих трудах П. П. Блонский, Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, В. А. Сухомлинский, С. Т. Шацкий и другие.

А. С. Макаренко придавал огромное значение эстетическому воспитанию, художественному развитию воспитанников. Он неоднократно отмечал, что дети должны быть активными участниками создания красивого в жизни, потому что, изменяя действительность, «по законам красоты», человек сам преображается.

Теоретические проблемы эстетического воспитания реализовывались на практике в опытных учреждениях Наркомпроса. Одна из первых станций была возглавляема С. Т. Шацким. Ее коллектив разработал систему эстетического воспитания, внеся значительный вклад в развитие теории воспитания различными видами искусства (музыка, изобразительное искусство, драматургия). В работе по искусству С. Т. Шацкий отводил важное место личности педагога, его культурному уровню. Он писал, что у педагога должны быть положительные эмоции, эстетический вкус, владение специальными навыками в искусстве (должен уметь хорошо петь, или играть на инструментах, или рисовать).

Замечательный отечественный педагог В. А. Сухомлинский за долгие годы наблюдений над детьми в разных сферах их деятельности сделал вывод о том, что через красоту в духовный мир ребенка входят чувства гуманизма, патриотизма, дружбы. В эстетическое воспитание В. А. Сухомлинский включал искусство, природу, окружающую действительность, быт. Он стремился к тому, чтобы дети научились чувствовать, понимать, ценить, а главное творить красоту в природе, искусстве, труде и человеческих отношениях. Художественное слово, музыку, самостоятельное творчество детей В. А. Сухомлинский считал важнейшими средствами воспитания чувств, они занимают центральное место в его педагогической системе. Теоретические положения В. А. Сухомлинского получили широкое распространение и применение в современной практике воспитания и образования.

Современные ученые — педагоги, такие как О. А. Апраксина, Н. А. Дмитриев, Д. Б. Кабалевский, Е. В. Квятковский, Б. Т. Лихачев, Б. М. Неменский, В. А. Разумный, В. К. Скатерщиков и другие изучали проблемы эстетического воспитания, искали пути их решения. Результатом их деятельности стали разработки в области определения и конкретизации принципов, функций, содержания и форм эстетического воспитания и образования, связь эстетического воспитания с творческой деятельностью.

Отечественная педагогика исходит из положений психологии (А. В. Запорожец, А. И. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн) о ведущей роли воспитания и обучения в развитии личности ребенка. Только целенаправленное эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение в художественную деятельность в тесной связи с требованиями жизни способно развить эстетическую воспитанность, способность ребенка понимать подлинное искусство, замечать красоту окружающего мира и самовыражаться в эстетическом творчестве.

Изучив опыт исследования философов, выдающихся отечественных и зарубежных педагогов в области эстетического воспитания, мы можем сделать выводы:

‒ во все времена, во всех народах эстетическому воспитанию и обучению детей, подростков и молодежи уделяется особое внимание;

‒ эстетическое воспитание рассматривается как составная часть развития личности;

‒ немаловажное значение имеет преподавание искусства для развития творческих способностей, формирования интереса к творческой деятельности;

‒ раскрывается потребность общества в подготовке педагогических кадров для осуществления эстетического воспитания детей.

Данные вопросы представляются объективно существующими внутри указанной проблемы и являются не менее характерными на современном этапе.

Значение художественно-эстетического воспитания в формировании творческой личности

Художественно-эстетическое воспитание, приобщая детей к миру искусства, выполняет очень важную образовательную функцию формирования личности подрастающего поколения. Оно является незаменимым инструментом развития духовно-нравственной, культурной личности, способной к самовыражению и индивидуальной художественно-творческой деятельности.

В программе развития воспитания в системе образования России на 2013 год, утвержденной Министерством образования, сказано, что духовно-нравственное становление школьников, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, государства. «Суть эстетического воспитания в активном, целенаправленном формировании и совершенствовании системы эстетических потребностей личности, той сферы ее духовной жизни, которую обобщенно принято называть эстетической культурой» (В. А. Разумный).

Проникновение культуры в образование предполагает такую организацию воспитательно-образовательного процесса, который направлен на удовлетворение культурных потребностей детей, развитие их художественно-творческих способностей, что в итоге приводит к формированию основ культуры ребенка. Художественно-эстетическое воспитание детей и подростков может успешно осуществляться, если в его основе лежит художественное обучение, что особенно актуально для дополнительного образования. Художественное обучение базируется на общих законах и принципах художественно-эстетического воспитания, сложившиеся в различных видах искусства, традиционных методах практической художественной педагогики.

На основе теоретического анализа философской, педагогической и психологической литературы, нормативно-правовых документов была конкретизирована структура художественно-эстетического воспитания в системе дополнительного образования детей. В данную структуру входят

‒ художественное воспитание, основанное на «формировании любви к искусству и потребности в общении с произведениями искусства»;

‒ эстетическое воспитание как «формирование способности к пониманию и переживанию прекрасного во всех сферах жизнедеятельности».

Сущность художественно-эстетического воспитания в учреждениях дополнительного образования детей следует рассматривать как социальное явление, как сложный многоуровневый процесс и как специально организованную деятельность, направленную на формирование потребности не только к активному, осознанному, деятельному общению с эстетически значимыми предметами и явлениями, но и к эстетическому преобразованию окружающей действительности посредством художественно-эстетической деятельности.

Б. Т. Лихачёв пишет, что эстетическое воспитание — это целенаправленный процесс творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности.

Цель эстетического воспитания, по мнению В. Н. Шацкой, служить формированию… способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а также стимулировать посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты. Автор важное место в эстетическом воспитании отводит искусству это видно из определения: «Искусство — это часть эстетической культуры, как художественное воспитание часть эстетического воспитания, часть важная, весомая, но охватывающая только одну сферу человеческой деятельности».

Пути модернизации современного художественно-эстетического образования

Принятие Концепции модернизации дополнительного образования детей РФ, явилось сегодня ответом системы образования на социальный заказ общества, поставившего вопрос о повышении эффективности дополнительного образования детей в плане эстетического воспитания. Поэтому цель эстетического воспитания, сегодня заключается в формировании эстетической культуры человека в контексте различных видов творческого познания действительности, в оптимизации созидательных качеств личности.

В связи с модернизацией системы образования современной России немаловажная роль отводится эстетическому воспитанию как одному из основных источников формирования у учащихся духовно-нравственных гуманистических ценностей. Мир прекрасного становится все более важным фактором сохранения целостного внутреннего мира личности. Эстетическое воспитание и художественное образование в совокупности призвано обеспечить гуманизацию и гуманитаризацию школы. В Федеральной программе развития образования указано: «Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности».

Процесс модернизации системы образования сопровождается переосмыслением отечественной и зарубежной образовательной теории и поиском новых путей развития художественно-эстетического образования и воспитания, гармонического развития личности. Сегодня, когда возрождается интерес к проблеме художественно-эстетического развития личности и возрастает понимание его роли в ситуации развития современного общества, повсеместно ведется научно-практический поиск путей модернизации образовательно-воспитательного процесса, форм организации художественно-эстетического воспитания детей, подростков и молодежи.

Практика работы показывает, что реализация технологии художественно-эстетического развития детей в образовательном пространстве дополнительного образования, обеспечивается соблюдением следующих организационно-педагогических условий, созданных педагогами:

  1. проектирование творческой личности ребёнка в образовательном пространстве учреждений дополнительного образования;
  2. осуществление педагогической деятельности на основе передового научного опыта, новейших методов и технологий в сотворчестве педагога и ребёнка;
  3. синтез художественных средств разных видов искусств;
  4. интеграция видов художественной деятельности в творческом процессе;
  5. проектирование и конструирование технологических карт художественно-творческого развития детей и т. д.

В Стратегии модернизации Российского образования в числе важнейших задач предусмотрено значительное улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся. Отмечено, что необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы.

Опираясь на накопленный опыт с целью достижения успеха в совершенствовании художественно-эстетического образования, сегодня остро ощущается необходимость осуществления целого комплекса мер:

1) Создание эффективной системы обновления художественно-эстетических образовательных услуг с учетом инноваций в современном российском образовании. Привлечение научного, методического и информационного сопровождения системы художественно-эстетического образования детей внедрение научных разработок (создание экспериментальных площадок, творческих лабораторий и т. д.), культурного потенциала территорий, педагогических и психологических аспектов.

2) Организация эффективной внутренней системы повышения профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования, обновление кадрового состава через систему поиска и привлечения творческих, инициативных специалистов-новаторов;

3) Нацеленность дополнительного образования на актуализацию воспитательного потенциала художественно-эстетического материала, формирование ценностных ориентаций подрастающего поколения, становление духовно-нравственных качеств личности.

4) Взаимодействие различных субъектов художественно-эстетической сферы, систем общего и дополнительного образования, учреждений организаций, творческих союзов, деятелей культуры и науки; Эффективность данного направления во многом будет зависеть от взаимодействия всех субъектов художественно-эстетического процесса, так как одна из особенностей современного художественно-эстетической деятельности функционирование на стыке основного и дополнительного образования.

5) Организация специальных конкурсов, фестивалей и выставок и модернизации уже существующих. Участие в конкурсных мероприятиях сопряжено с большими материальными затратами (аранжировки, фонограммы, создание экспозиций, организация выезда и так далее), что ограничивает количество участников, а следовательно, и возможности реализации творческого потенциала учащихся.

6) Совершенствование материально-технической базы учреждений дополнительного образования через привлечение средств из государственных и негосударственных источников. Развитие детского коллективного творчества затруднено отсутствием специального оборудования, а также средств для организации творческих поездок.

7) Широкая информированность населения о деятельности образовательных учреждений культуры в средствах массовой информации, связанная с потребностью формирования позитивного отношения к художественно-эстетическому образованию, повышения его статуса и конкурентоспособности.

Учитывая комплексный характер преобразований, происходящих в отрасли, целесообразно решать поставленные задачи в рамках ведомственных целевых программ с использованием программно-целевого метода бюджетного планирования, обеспечивающего эффективное решение системных проблем в отрасли.

Из вышеперечисленных фактов мы можем сделать следующий вывод, что решение вышеназванных позиций позволит:

‒ сформировать единое художественно-эстетическое образовательное пространство; обеспечить оптимальное взаимодействие систем общего и дополнительного образования, учреждений, организаций, творческих союзов, деятелей культуры и науки на развитие системы художественно-эстетического образования детей;

‒ создать систему непрерывного художественно-эстетического образования;

‒ обеспечить подрастающему поколению свободу выбора и доступности различных сфер направлений художественно-эстетического образования, удовлетворить потребность в самореализации творческого потенциала личности;

‒ создать востребованную систему художественно-эстетического образования, устойчивую к внешним социально-экономическим воздействиям;

‒ сохранить и модернизировать систему образовательных учреждений художественно-эстетической направленности;

‒ повысить профессиональную компетентность педагогов дополнительного образования, работающих в системе художественно-эстетического обучения и воспитания детей;

‒ актуализировать духовно-нравственный потенциал художественного наследия и культурных традиций территорий, реализовать воспитательный потенциал искусства как средства формирования нравственных принципов и идеалов личности и общества;

‒ повысить уровень воспитанности подрастающего поколения, создать условия для становления гражданской позиции и самореализации личности средствами искусства в современных социально-экономических условиях;

‒ совершенствовать материально-техническую базу образовательных учреждений, реализующих образовательные программы в области культуры искусства;

‒ обновить содержание и технологии художественно-эстетического образования с учетом развития массовых коммуникаций на основе интеграции традиционных и современных видов искусств, с использованием современных медиасредств и медиатехнологий.

Литература:

  1. Андрюкова М. Ю. Значение художественно-эстетического воспитания в системе дополнительного образования детей // Педагогическое мастерство: материалы Международной научной конференции (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 203–206. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2221/
  2. Дедяева Е. Г. Декоративно-прикладное искусство как фактор эстетического воспитания младших школьников в детском творческом объединении. // Социальная сеть работников образования nsportal.ru https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2017/10/23/dekorativno-prikladnoe-iskusstvo-kak-faktor-esteticheskogo
  3. Жукова С. Н. Эстетико-педагогический аспект профессиональной подготовки менеджеров в бизнес-образовании // Библиотека диссертаций dslib.net http://www.dslib.net/prof-obrazovanie/
  4. Исследование педагогических условий эстетического воспитания учащихся в технологическом образовании // Рефераты http://add.coolreferat.com/docs/index-180.html
  5. Козырева М. В. Значение художественно-эстетического воспитания детей в дополнительном образовании //ПИРАМИДКА http://piramidka.net/2014/12/14/
  6. Критерии эстетической воспитанности //Студопедия https://studopedia.ru/12_257640_kriterii-esteticheskogo-vospitaniya.html
  7. Медведь Э. И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования. Учебное пособие. — М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002. — 48
  8. Медведь Э. И. Психолого-педагогические основы эстетического воспитания. АНО ЦКОФР Центр координации образования и физического развития https://www.ckofr.com/pedagogika/283-psixologo-pedagogicheskie-osnovy-esteticheskogo-vospitaniya-medved?start=2
  9. Пути модернизации современного художественно-эстетического образования studwood.ru https://studwood.ru/1836178/pedagogika/
  10. Система дополнительного художественного образования и её роль в эстетическом воспитании детей Allbest https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00354577_1.html
  11. Теоретические основы эстетического воспитания учащихся в технологическом образовании Vuzlit.ru https://vuzlit.ru/558315/teoreticheskie_osnovy_esteticheskogo_vospitaniya_uchaschihsya_tehnologicheskom_obrazovanii
  12. М. В. Шакурова «Педагогическое сопровождение становления и развития социокультурной идентичности школьников» Наука/Педагогика http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13–00–01/dissertaciya-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-stanovleniya-i-razvitiya-sotsiokulturnoy-identichnosti-shkolnikov
  13. Эстетическое воспитание младших школьников во внеурочное время Allbest http://www.yaneuch.ru/cat_16/
  14. Эстетическое воспитание и образование в советский период МегаОбучалка http://megaobuchalka.ru/

Основные термины (генерируются автоматически): эстетическое воспитание, дополнительное образование, дополнительное образование детей, художественно-эстетическое воспитание, художественно-эстетическое образование, подрастающее поколение, Искусство, отечественная педагогика, развитие, творческая личность.

художественного образования — это … Что такое художественное образование?

Все языкиАнглийскийРусскийКитайскийНемецкийФранцузскийИспанскийШведскийИтальянскийЛатинскийФинскийКазахскийГреческийУзбекскийВаллийскийАрабскийБелорусскийСуахилиИвритНорвежскийПортугальскийВенгерскийТурецкийИндонезийскийПольскийКомиЭстонскийЛатышскийНидерландскийДатскийАлбанскийХорватскийНауатльАрмянскийУкраинскийЯпонскийСанскритТайскийИрландскийТатарскийСловацкийСловенскийТувинскийУрдуФарерскийИдишМакедонскийКаталанскийБашкирскийЧешскийКорейскийГрузинскийРумынское, МолдавскийЯкутскийКиргизскийТибетскийИсландскийБолгарскийСербскийВьетнамскийАзербайджанскийБаскскийХиндиМаориКечуаАканАймараГаитянскийМонгольскийПалиМайяЛитовскийШорскийКрымскотатарскийЭсперантоИнгушскийСеверносаамскийВерхнелужицкийЧеченскийШумерскийГэльскийОсетинскийЧеркесскийАдыгейскийПерсидскийАйнский языкКхмерскийДревнерусский языкЦерковнославянский (Старославянский) МикенскийКвеньяЮпийскийАфрикаансПапьяментоПенджабскийТагальскийМокшанскийКриВарайскийКурдскийЭльзасскийАбхазскийАрагонскийАрумынскийАстурийскийЭрзянскийКоми МарийскийЧувашскийСефардскийУдмурдскийВепсскийАлтайскийДолганскийКарачаевскийКумыкскийНогайскийОсманскийТофаларскийТуркменскийУйгурскийУрумскийМаньчжурскийБурятскийОрокскийЭвенкийскийГуардскийТаджикскийЛюбовскийМыбайкскийТаджикскийЛюбовныйТайловскийТаджикскийЛюксобайскийТаджикскийЛюксобайскийТаджикскийЛюбовныйКомбинистический

Все языкиРусскийАнглийскийДатскийТатарскийНемецкийЛатинскийКазахскийУкраинскийВенгерскийТурецкийТаджикскийПерсидскийИспанскийИвритНорвежскийКитайскийФранцузскийИтальянскийПортугальскийАрабскийПольскийСуахилиНидерландскийХорватскийКаталанскийГалисийскийГрузинскийБелорусскийАлбанскийКурдскийГреческийСловенскийИндонезийскийБолгарскийВьетнамскийМаориТагальскийУрдуИсландскийХиндиИрландскийФарерскийЛатышскийЛитовскийФинскийМонгольскийШведскийТайскийПалиЯпонскийМакедонскийКорейскийЭстонскийРумынское, МолдавскийЧеченскийКарачаевскийСловацкийЧешскийСербскийАрмянскийАзербайджанскийУзбекскийКечуаГаитянскийМайяАймараШорскийЭсперантоКрымскотатарскийОсетинскийАдыгейскийЯкутскийАйнский языкКхмерскийДревнерусский языкЦерковнославянский (Старославянский) ТамильскийКвеньяАварскийАфрикаансПапьяментоМокшанскийЙорубаЭльзасскийИдишАбхазскийЭрзянскийИнгушскийИжорскийМарийскийЧувашскийУдмурдскийВодскийВепсскийАлтайскийКумыкскийТуркменскийУйгурскийУрумскийЭвенкийскийЛожбанБашкирскийМалайскийМальтийскийЛингалаПе нджабскийЧерокиЧаморроКлингонскийБаскскийПушту

.

Художественное образование — Англо-Русский Словарь

en Иностранные студенты могут получить художественное образование в учреждениях Министерства культуры

MultiUn ru — Конн Смайт в Торонто никогда не нанимал французского игрока!

en Система внешкольного художественного образования направлена ​​на выявление, развитие и продвижение молодых талантливых людей

MultiUn ru Да, но кто из них так же хорош?

en Большое значение в Беларуси придается художественному образованию детей и развитию их творческих способностей

MultiUn ru Она пытается удержать меня от встреч с тобой и ты ей в этом помогаешь

en Среднее художественное образование сочетает в себе широкое общее образование с активной художественной практикой.

UN-2 ru & kmplot; -это графопостроитель алгебраических функций для & kde ;. Он имеет встроенный мощный интерпретатор. Вы можете построить разные функции одновременно и комбинировать их выражения для построения новых функций

ru В Беларуси большое значение придается художественному образованию детей и развитию их творческих способностей.

UN-2 ru Никого не щадить

en Основные художественные учебные заведения:

UN-2 ru Я позвонил, как только он ушел

en Художественные учебные заведения

UN-2 ru В Японии мы шумим, когда едим рамэн

en � Указ от 23 марта 2009 года о сокращенном расписании художественного образования.

UN-2 ru Как она могла оставаться а ногах?

en Основные художественные учебные заведения:

MultiUn ru Это твоя новая подружка?

en Он также обеспечивает художественное образование и обучение учителей.

UN-2 ru Два шестьдесят

en Художник Мирза Гадим Иревани, не имевший профессионального художественного образования, в основном прославился как портретист.

WikiMatrix ru Но, воспользовавшись моим авторитетом, кто-то из моей команды это сделал

en Иностранные студенты могут получить художественное образование в учреждениях, находящихся в ведении Министерства культуры.

UN-2 ru Что, к ней подъехала машина?

en Фрэнк Бересфорд родился в Дерби в 1881 году и имел продолжительное художественное образование.

WikiMatrix ru Я сделаю ход, а ферзь возьмёт меня

en Он также обеспечивает художественное образование и обучение учителей

MultiUn ru Времена я рассчитываю на твою поддержку, думаю, огневая мощь важнее, чем личные предпочтения

en И все же потребовалось еще несколько лет, чтобы собрать разрозненные преподавательские силы и заново построить художественное образование.

WikiMatrix ru Да, но кто из них так же хорош?

en Художник # годы обучения Скульптор # годы обучения Художественный педагог # годы обучения

MultiUn ru От разных женщин.- А у тебя не все дома

en Ситуация осложняется тем, что во внешкольных учреждениях есть восполнить недостаток художественного образования

MultiUn ru Великолепно!

en Для развития художественного образования и культурной информации

MultiUn ru Папа Конор заболел и я

en Сумма внебюджетных средств, заложенная в общую стоимость культурных и художественных образовательных учреждений, сегодня превышает # млн. Леев

MultiUn ru Брось, брось

en Основал художественные мастерские в Перми, Кудымкаре и Кунгуре, которые стали основой художественного образования в регионе.

WikiMatrix ru Нам нужно замаскировать запах этого Том Ка Гай

en В Республике Молдова имеется # дошкольных художественных учебных заведений для музыки, танцев и изобразительного искусства с # детьми

MultiUn ru А меня на охоту возьмёте?

en Конкурсные фонды Министерства образования, используемые для поддержки развития учреждений, специализирующихся на художественном образовании на начальном и среднем уровне;

УН-2 ru Быстро! Быстро! Залезайте!

en Среднее художественное образование предназначено для учащихся с особыми художественными способностями, поэтому перед зачислением учащиеся проходят специальную проверку своего таланта

MultiUn ru Походят по округу да и вернутся

en c) Конкурс Министерства образования средства, используемые для поддержки развития учреждений, специализирующихся на художественном образовании на уровне начальной и средней школы

MultiUn ru Это было божественное вмешательство

en Художественное образование он получил в Гетеборге у Саймона Фика, местного церковного художника, и стал художником. член Общества художников.

WikiMatrix ru Вам бы пришлось передать тайну кому- то, кому вы бы доверяли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *