Воспитание музыкально эстетическое: Вы точно человек?

Эстетическое воспитание на уроках музыки

Человек извечно стремится к красоте. Он любуется природой, украшает свое жилище, свою одежду, свой облик. Нет такого народа, которому неведомо было бы чувство прекрасного. Человек обладает способностью находить и ценить красоту, творить по ее законам.

Красота – сфера чувств, переживаний. Умение замечать и переживать красоту называется эстетическим чувством, которое воспитывается путем приобщения к прекрасному, лучшим ее образцам. Эстетические знания необходимы школьнику, они служат путеводителем по стране прекрасного.

В музыке необычайно ярко представлен эмоциональный мир человека, она наиболее чутка на чувство и ей доступно передавать его непосредственное живое движение. “Музыка, – писал Д. Шостакович, – способна выразить сокрушающий и мрачный драматизм, и упоенье счастьем, скорбь и экстаз, обжигающий гнев и ледяную ярость, меланхолию и бурное веселье, и не только все эти чувства, но и тончайшие их оттенки, переходы между ними, которые не могут быть высказаны словами и не доступны ни живописи, ни скульптуре”.

Великолепно схватил природу музыки немецкий эстетик В. Вакенродер: “В зеркале звуков человеческое сердце познает себя, именно благодаря им мы научаемся чувствовать чувства”. Лев Толстой: “Она, музыка, сразу, непосредственно переносит меня в то душевное состояние, в котором находится тот, кто писал музыку. Я сливаюсь с ним душою и вместе с ним переношусь из одного состояния в другое…”

Каждый учитель несет на себе груз ответственности не только по обучению по-своему предмету, но и воспитанию чувства прекрасного, духовного, возвышенного в детях. Сам процесс преподавания является разновидностью художественного творчества. Учитель должен быть интересным, артистичным, с выдумкой! Ему надо добиться, чтобы на урок дети шли, как на праздник души, радовались новым знаниям, новым навыкам, ценностям, живо откликались на порывы, умели самостоятельно, творчески мыслить, чутко реагировали на все вокруг происходящее, прочно стояли на моральных позициях.

Эстетическое воспитание в школе прослеживается на всех уроках, но наиболее благодатны для этого уроки эстетического цикла: изобразительного искусства, литературы, мировой художественной культуры, музыки.

Эстетика – это наука, которая изучает прекрасное в природе, обществе, в материальном и духовном производстве, закономерности развития и функционирования эстетического сознания и общие принципы творчества по законам красоты, в том числе законы развития и функционирования в обществе искусства как специфической формы отражения действительности.

Эстетическое воспитание во многом как бы программирует эмоционально-оценочное отношение человека к действительности, привлекая для своих целей искусство, т.е. ту область, в которой эстетическое начало жизни конденсируется с максимальной силой…

Искусство через организацию эстетических воздействий способствует формированию убеждений и сознательных действий человека, формированию гармонически развитой личности, сочетающей физическое совершенство с нравственной чистотой и духовным богатством.

Эстетическая культура – это не только способность воспринимать и ценить красоту в жизни и искусстве, но и активно, творчески претворять эту красоту в жизнь, творчески относиться к жизни во всех областях человеческой деятельности. Эстетическая культура человека – это часть его общего духовно-практического богатства.

Эстетические чувства, переживания, оценки возникают у человека в процессе всей его жизнедеятельности: в процессе работы, учебы, во время выполнения общественных обязанностей, на отдыхе, во время занятий спортом, при восприятии произведений искусства, в процессе участия в художественной самодеятельности. В процессе эстетического воспитания у человека формируется стремление к созданию красивых вещей, к свершению возвышенных дел и героических поступков.

Задача эстетического воспитания заключается не только в выработке эстетической культуры у человека, то есть выработке эстетических вкусов, понятий, представлений, переживаний. Задача состоит в том, чтобы человек боролся за красоту, творческое ее утверждение в труде, общественных отношениях в быту и искусстве и т.д.

Одним из важнейших средств эстетического воспитания является искусство, все его виды, жанры, формы. Искусство обращается к уму, воле и чувствам каждого отдельно взятого человека. Оно действует на человека путем создания определенных образов, характеристик, путем изображения конфликтов.

Музыкально-эстетическое воспитание обучающихся на уроках музыки происходит через вовлечение их в процесс собственного художественного созидания, направленного на познание и освоение окружающего мира.

Цели уроков заключаются в следующем:

  1. Всестороннее развитие личностного творческого потенциала школьника и на этой основе формирование его эстетической культуры.
  2. Оптимизация эвристического мышления и познавательной деятельности.
  3. Раскрытие преобразующей силы музыки и ее влияние на человека, на его отношение к окружающей действительности, на идейные, нравственные и эстетические идеалы, на формирование жизненной позиции.
  4. Овладение образным языком музыкального искусства посредством усвоения знаний, формирования умений и навыков с целью постижения имманентной сущности музыки, взаимосвязи ее со смежными видами искусства – литературой, живописью, архитектурой, театром, кино и др.
  5. Постижение сущности музыкальной интонации, ее драматургии через различные формы вокального (сольного, ансамблевого, хорового) и инструментального музицирования.

Намеченными целями обусловлены задачи уроков музыки как уроков искусства, уроков творчества:

1. Продуктивное развитие способности эстетического сопереживания действительности и искусства как умения вступать в особую форму духовного общения с эстетически преображенным миром человеческих чувств, эмоций, жизненных реалий.

Эстетическое сопереживание и связанный с ни

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников средствами музыкальной деятельности.

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников средствами музыкальной деятельности.

Печенкина Ольга Витальевна Музыкальный руководитель МАДОУ «ДС №362 г. Челябинска»

Эстетическое воспитание предусматривает введение дошкольников в мир художественной культуры: знакомство с деятелями культуры и их произведениями, а также осмысление детьми образов искусства. Одной из важнейших задач эстетического воспитания является приобщение детей к художественному творчеству и формирование художественно-творческих способностей. Все виды художественно-творческой деятельности тесно связаны с различными разделами работы, включёнными в педагогическую систему дошкольного воспитания. В процессе занятий по ознакомлению с окружающим миром, в том числе с природой, по развитию речи, при чтении произведений, при слушании музыки дети получают разнообразные впечатления, знания, представления, испытывают различные чувства.

Всё это составляет основу творчества. Большое значение в осуществлении интеллектуального и нравственно-эстетического воспитания детей и в развитии их творчества мы придаём интеграции всех видов искусства и художественно-творческих деятельностей.

 

Актуальность разработки проблемы интеграции применительно к эстетическому воспитанию дошкольников определяется тем, что интеграция позволяет объединять впечатления детей, углублять и обогащать образное содержание детского творчества через взаимосвязь образного содержания искусства и детской художественной деятельности. Интеграция разных видов искусства и разнообразных художественных деятельностей позволяет детям более глубоко и разносторонне осмыслить создаваемые ими образы, глубже осознать искусство и явление жизни.

Существуют компоненты, специфичные для каждой деятельности. К ним следует отнести способы и средства создания образа. Компоненты определяются спецификой того или иного вида искусства, лежащего в основе художественной деятельности.

Так, восприятие (слуховое, зрительное, тактильное) в той или иной деятельности выступает в качестве приоритетного, другие же могут лишь дополнять его: в музыкальной деятельности ведущим выступает слуховое и слухо-двигательное восприятие.

Воображение – это сложный психический процесс, основывающийся на образах восприятия, без которого невозможно осуществление любой художественно-творческой деятельности. Воображение развивается в процессе разнообразных деятельностей, когда дети придумывают дополнения к изображению, создаваемому по заданию педагога, картинку, рассказ, сказку, загадку, движения в танце и т.д. Для развития воображения используют разнообразные игры: словесные, изобразительные, музыкальные и др.

Музыка может использоваться в процессе занятий по изобразительной деятельности для создания хорошего настроения. С этой целью во время занятия может тихо звучать музыкальное произведение, близкое по теме тому, что изображают дети, или просто хорошая спокойная музыка.

Взаимосвязь изобразительной деятельности и музыки служит обогащению новым содержанием как одной, так и другой деятельности, способствует формированию более глубоких и осознанных знаний и представлений. Так, образы природы, музыки, театрализованной игры обогащают изобразительную деятельность детей: в их рисунках, например, появляются клоуны, если мы слушаем произведение «Клоуны» муз. Кабалевского; картины природы, если мы слушаем «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» композитора П.И. Чайковского, «Осеннюю песенку», слушая произведения П.И. Чайковского «Времена Года» и т.д. Это обогащает эмоциональный опыт детей, создаёт хорошее настроение, вызывает желание действовать самостоятельно и активно.

Образы предметов и объектов действительности, музыкальных и литературных произведений передаются в разных видах художественной деятельности по-своему, благодаря средствам выразительности (в рисовании это форма, линия, штрих, цвет и т. д.; в игре-драматизации – интонации, мимика, жесты, движения; в музыке – темп, динамические оттенки, ритмический рисунок и др.)

В исследовании С.П. Козыревой, посвящённом изучению взаимосвязи и изобразительной деятельности и музыки, определены пути осуществления взаимосвязи, способствующие эстетическому развитию дошкольников, обогащению их творчества новыми образами и содержанием. С этой целью использовались песня, инструментальная программная и непрограммная музыка. Песня, являясь синтетическим видом искусства, включает не только музыку, но и художественное слово, образы которого воздействуют на ребёнка, вызывая яркие, образные впечатления, положительное эмоциональное отношение к ним. Это определяет доступность песенного произведения для детей. Именно поэтому осуществление взаимосвязи следует начинать с песни. Она может быть использована как средство обогащения детского творчества уже с 2-3-х лет. Слушая

«Осеннюю песенку» муз. А.Александрова, сл. Н.Френкеля, дети с удовольствием рисуют, как кружатся в воздухе и падают на землю разноцветные осенние листочки. Песни как средство обогащения содержания детских рисунков, лепки, аппликаций можно широко использовать в разных возрастных группах. Прослушав произведение, дети высказывают свои впечатления о музыке, а затем в соответствии с этими впечатлениями создают изображения. Этот вид взаимосвязи интересен тем, что будит фантазию, рождает самые разные образы, обогащающие детское изобразительное творчество, что в свою очередь углубляет впечатления детей о музыкальных произведениях, способствует их запоминанию.

Эффективность осуществления эстетического воспитания в целом и развития художественно-творческих способностей в частности, с нашей точки зрения, определяется взаимосвязанным использованием всех средств эстетического воспитания и разнообразных художественно-творческих деятельностей (игровой, изобразительной, театрализованной, художественно-речевой, музыкальной).

Механизмом интеграции является образ, создаваемый средствами разных видов искусства, художественной деятельности:

– в литературе средство выразительности – слово (образные определения, эпитеты, сравнения);

– в театрализованной деятельности выразительные средства драматизации – движения, жесты, мимика, голос, интонация;

– в изобразительной деятельности – рисунок (форма, величина, цвет), лепка (форма, объём, пропорции), аппликация (форма, цвет, композиция);

– в музыке – мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация и др.

Все художественно-творческие виды деятельности выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимая нервное напряжение, страхи, вызывают радостное приподнятое настроение, успокаивают, создают обстановку эмоционального благополучия.

Формирование творческой личности, создание эмоционально благоприятной обстановки для каждого ребенка, обеспечивающей его духовное развитие, предполагают усиление внимания к эстетическому воспитанию и развитию творческих способностей ребенка, развитию его личностных качеств.

Музыкальное воспитание, музыкальная деятельность – одна из центральных составляющих эстетического воспитания – играет особую роль во всестороннем развитии дошкольника, которая определяется спецификой музыки как вида искусства, с одной стороны, и спецификой детского возраста – с другой.

«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности… Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека», – писал о музыке В.А. Сухомлинский. Музыка развивает сферу чувств, способствует самопознанию. Она оказывает одно из самых сильных эмоциональных воздействий на человека: заставляет радоваться и страдать, мечтать и грустить, думать, учит разбираться в окружающем мире, людях, их взаимоотношениях. Она может увести в мир грез, оказаться враждебной, но может оказать и положительное воспитательное воздействие даже в тех случаях, когда все другие средства неэффективны.

Музыка является активно действенным средством эмоциональной коррекции, помогает детям войти в нужное эмоциональное состояние. Она влияет и на ритм дыхания, и на работу сердца. Когда музыка служит фоном, на котором развивается игровое действие, она усиливает эмоции и делает более яркими образные представления детей (импровизация типа «Дождик» «Листики», «Снежинки» и т.д.).

Музыка помогает и развивает умения распознавать эмоции, в чем наглядно можно убедиться на следующем примере. Детям заранее раздаются карточки с изображением различных вариантов мимики, отражающей чувство радости, гнева, грусти, удивления. После прослушивания музыкального фрагмента они поднимают одну из мимических карт, которая в наибольшей степени отвечает эмоциональному содержанию мелодии. Совпадение изображения на карточке с характером музыки свидетельствует об адекватности эмоционального восприятия.

Музыка, оказывая сильное эмоциональное воздействие на детей, способствует и интеллектуальному развитию ребенка. Слушая музыкальные произведения, ребенок приобретает знания и представления о мире. При слушании музыки дети начинают выделять ее настроение, эмоциональную окраску: радость, грусть. Помогают пониманию эмоционального направления музыки и проводимые с детьми специальные игры и упражнения.

Музыкальное воспитание – уникальное средство формирования этого единства, поскольку оно оказывает огромное влияние не только на эмоциональное, но и на познавательное развитие ребенка, ибо музыка несет в себе не только эмоции, но и огромный мир идей, мыслей, образов.

В процессе музыкального воспитания дети познают музыку разного характера (веселая, грустная, медленная, быстрая и т.д.) и не просто познают, а воспринимают и усваивают специфику разных произведений: авторская или народная песня; колыбельная, плясовая, полька, вальс, марш и т.д. Слушая музыку, ребенок ее анализирует, относит к определенному жанру.

Основа формирования музыкальной культуры детей – это сама музыка как вид искусства. Важно, чтобы ее содержание было доступно детям, вызывало эмоциональный отклик. Музыка развивает ребенка умственно. Она отражает многие жизненные процессы, которые обогащают представления детей об обществе, о природе, о быте и традициях.

Л.C. Выготский писал: «… музыкальное произведение вызывает в человеке, который слушает музыку, целый сложный мир переживаний и чувств. Это расширение и углубление чувств, творческая его перестройка и составляет психологическую основу музыки».

Ядром музыкальной культуры дошкольника является его музыкально-эстетическое сознание, которое формируется во всех видах музыкальной деятельности: восприятии, исполнительстве, творчестве, музыкально-образовательной деятельности при овладении определенными знаниями, умениями, навыками.

Индивидуальные проявления музыкальных способностей у одних детей выражены очень ярко (что является, конечно, признаком наличия природных задатков), у других – нет. Но это не следует рассматривать как доказательство отсутствия у ребенка музыкальных способностей. Дело в том, что проявление музыкальных способностей зависит и от природных задатков, и от воспитания.

Воспитание музыкальной культуры детей дошкольного возраста невозможно без развития у них музыкальных способностей в процессе музыкальной деятельности. Чем она активнее и разнообразнее, тем эффективнее протекает процесс музыкального развития и, следовательно, успешнее достигается цель музыкального воспитания. Таким образом, развитие музыкальных способностей является существенной предпосылкой успешного формирования музыкальной культуры.

Содержание песен и авторских, и народных несет нравственный заряд. Дети из песен узнают о природе, о дружбе, как живут люди. Через содержание музыкальных произведений дети знакомятся с взаимоотношениями, обрядами, с трудом взрослых и т.д. Так, например, в песне «Урожайная» муз. Филиппенко поется о труде, а в песне «Осенние дорожки» – о природе, песня-танец «Разноцветная игра» – о дружбе детей.

Воспитание любви, заботы, хороших, добрых взаимоотношений, общая деятельность объединяют детей, приобщают ребенка к нравственно-эстетической культуре. Именно через русскую народную песню маленький человек получает первые представления о культуре русского народа. Яркие художественные образы, четкая композиция, изобразительные средства языка народных песен способствуют глубокому восприятию детьми нравственно-эстетических идей, отразивших представления народа о духовной красоте.

Значение музыкальной деятельности для нравственно-эстетического воспитания заключается и в том, что занятия музыкой проходят в коллективе детей, и это соответствует особенностям детской исполнительской деятельности. К.Д. Ушинский отмечал, что хоровое пение особо сближает всех поющих и объединяет их общими переживаниями в «одно сильно чувствующее сердце». В условиях совместного пения, движений под музыку хорошо чувствуют себя и неуверенные дети. Этим создаются оптимальные условия для развития каждого.

Музыкальная деятельность играет большую роль в воспитании эстетических чувств дошкольника. Специфика музыкальных занятий дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Значение развития музыкальных способностей состоит в том, что они дают детям возможность успешно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности и обеспечивают осознание особенностей языка музыки, строения музыкальной речи.

Музыка обладает своим «языком», своей «речью». Важно не просто научить ребенка выразительно, чисто петь, двигаться под музыку. Музыка и связанная с ней деятельность могут вызвать в ребенке особую потребность – желание «общаться» с нею, а по мере возможности и «рассуждать» о ней.

Таким образом, музыкально-эстетическое воспитание есть не самоцель, а средство всестороннего, гармонического развития личности. Интерес детей к музыкальной деятельности, имеющий большое значение для всестороннего развития личности ребенка, с годами не ослабевает, а все более увеличивается.

< Предыдущая   Следующая >

Музыка как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста

МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Мартьянова Н.А.

Детский сад № 182 «Золотой ключик» АНО ДО «Планета детства «Лада»

г. Тольятти, Самарской обл.

В данной статье освещается цель работы педагогов детского сада – развитие и воспитание гармоничной личности. Формирование эстетических вкусов и эстетических чувств посредством образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» Цели, задачи, методы с учетом ФГОС и программы «Детство» образовательной области «Музыка» в развитии музыкально – эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

Возраст ребенка до школы считается как «копилка» развития его духовности, формирования личностных ценностей, накопление и впитывание тех знаний, которые мы, взрослые, вкладываем в каждого человека. И, безусловно, очень важно то, какой материал закладывается в эту «копилку». Музыка ведет ребенка в мир волнующих, радостных переживаний. Высокохудожественная музыка, доступная возрасту ребенка для восприятия и осознания, сопереживания, открывает ему путь эстетического развития.

Эстетическое развитие ребенка включает в себя формирование эстетических вкусов и эстетических чувств. Роль музыки в формировании у детей способности воспринимать прекрасное в окружающей действительности очень высока. Через высокохудожественные произведения педагог должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на неё, к пониманию и формированию эстетических представлений. Использование интеграции искусств в эстетическом воспитании дошкольников развивает способности воспринимать один и тот же объект окружающей действительности, но с различных точек зрения, различными, присущими только конкретному виду искусства средствами выразительности, видений, суждений, оценок. И, если рассматривать развитие эстетических способностей ребенка через музыкальное восприятие, нужно как можно раньше открыть перед ребенком дверь в этот мир, надо развивать у него способности, позволяющие успешно проявлять себя в музыкальной деятельности.

Развитие эстетического восприятия музыки требует определенной системы и последовательности. Применительно к детям дошкольного возраста восприятие музыки возможно путем подбора соответствующих произведений. Овладение первоначальными навыками восприятия обогащает чувство прекрасного, развивает инициативу, желание действовать самостоятельно.

Задачи и содержание музыкального воспитания дошкольников определяются общими целями всестороннего развития личности, развитие эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения, воспитание любви к музыке, развитие музыкальных способностей, формирование музыкального вкуса. Раскрытие художественно-творческих способностей детей.

Познавательные задачи формируют развитие музыкальных способностей, музыка обогащает детей переживаниями. Разнообразное содержание произведений побуждает ребенка к сопереживанию, активизирует его чувства. Задачи эстетического воспитания реализуются в основном в деятельности познавательно-эстетического цикла и в процессе театрально-игровой деятельности.

Через непосредственно образовательную деятельность в детском саду (музыка, хореография, изобразительная деятельность, театральная деятельность) происходит формирование эстетического отношения к природе, к ценностям культуры; развитие чувственного восприятия окружающего мира, воображения; развитие эмоционально — эстетического восприятия: художественных и музыкальных произведений классиков, позволяет активнее воспитывать эстетическое развитие дошкольника.

Музыкальная деятельность определяет задачи музыкального образования и воспитания детей:



  • развитие музыкального восприятия; формирование музыкальной культуры и музыкально-эстетического вкуса; приобретение детьми знаний, умений и способов музыкальной деятельности, развитие способностей самостоятельного знакомства с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания,

  • развитие музыкальных способностей,

  • воспитание музыкального и эстетического вкуса,

  • развитие интереса и любви к музыке своего народа и к национальной музыке других народов с целью ознакомления с их духовной культурой,

  • приобщение ребёнка к народной, классической и современной песне, формирование интереса и любви к пению, хоровому исполнительству;

  • формирование умения использовать полученные знания и навыки в быту и на досуге.

В нашем детском саду педагогами был разработан проект «Дети земли Поволжья», в котором через все виды деятельности: непосредственно образовательную деятельность, совместную деятельность педагога и воспитанника, самостоятельную деятельность дошкольника, совместную деятельность с родителями решались задачи многонационального толерантного отношения ко всем народам, проживающим на берегах Средней Волги: русских, татар, чувашей, мордвы. Были разучены народные фольклорные песни этих национальностей, танцы, игры, прочитаны рассказы и сказки народов среднего Поволжья. Всё это вызвало большой интерес как у воспитанников, их родителей и педагогов. И, как конечный результат этого проекта, был проведен интересный досуг «Мы волжане». Издано учебно-методическое пособие «Дети земли Поволжья», в котором был обобщен опыт нашего детского сада.

Результативность специально организованных мероприятий несомненна: средства искусства действительно могут оказывать на детей дошкольного возраста свое неограниченное воздействие. Правильно организованная, нацеленная на ребенка деятельность, вызывает неподдельный интерес и отклик в каждом дошкольнике. Эмоционально насыщенный материал оставляет глубокий отпечаток в душе ребенка, который в будущем станет основой становления эстетического вкуса, идеала, отношения, переживания, а со временем эстетическое чувство к искусству отложит свой отпечаток и на отношении к жизни, действительности.

Продолжая тему музыкального воспитания дошкольника, нужно непременно разобрать методы музыкального воспитания: они зависят от конкретных учебных задач, от характера различных видов музыкальной деятельности. Ведущими методами для решения задач, направленных на приобщение детей к искусству, на развитие у дошкольников эстетического вкуса, понимание прекрасного, являются показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого. Н. А. Ветлугина, исходя из задач и сущности музыкально — эстетического воспитания, разработала четыре педагогических метода:


  • метод побуждения к сопереживанию и эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире, направленный на обогащение эмоционально-чувственного опыта ребёнка;

  • метод убеждения в процессе формирования эстетического восприятия;

  • метод упражнения в практических действиях;

  • метод поисковых ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям.

Выбор методов музыкального воспитания детей зависит от творческого подхода педагога, возрастных особенностей детей, уровня развития их музыкального и жизненного опыта.

В дошкольном возрасте следует развивать слуховое восприятие детей, использовать словесный метод со всеми его приемами. Объяснения даются четко и кратко. Указания делаются во время восприятия музыкальных произведений, музыкальных игр и хороводов, выполнения упражнений, инсценировок, а также перед какой-либо деятельностью.

Поэтическое слово помогает раскрыть образ музыкального произведения, беседа с детьми перед восприятием и после восприятия музыкального произведения развивает мышление воспитанника. Внесение игрушки используется как методический атрибут игры, а иллюстрации тогда, когда нужно усилить впечатления, восприятия детей. Показ певческих приемов, движений игр, плясок применяется не только педагогом, но и самими детьми. Чтобы развить эстетическое отношение к музыке, вызвать интерес к ней, потребность общения со звуковыми образами, надо научить детей активно действовать, внимательно слушать, различать и сравнивать характерные особенности звучания, своеобразие ритма, улавливать нюансы.

Для решения задач формирования навыков художественной деятельности требуются практические методы: показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций. Знания и навыки, приобретенные детьми в процессе обучения, помогают им активно проявлять себя в пении, танце, игре на инструментах и, таким образом, успешно решать воспитательные задачи общего и музыкально-эстетического развития.

Б.М. Теплов, исследуя художественные способности, установил, что в основе восприятия всех искусств лежит эстетическое переживание содержания произведения. Чтобы понять музыкальное произведение, важно его эмоционально пережить и уже на этом основании поразмыслить над ним. В восприятии музыки главная роль принадлежит эмоциям. у ребенка дошкольного возраста при восприятии музыки преобладают эмоции, которые внешне выражены ярче, чем у взрослых. Внешние проявления детей тесно связаны с их внутренними переживаниями. Музыкальное произведение может быть оценено на основе одних эмоций без осознания того, что в нем выражено. В сознании ребенка идет оценивание музыки, которое может быть положительным и отрицательным. В этих переживаниях формируются признания ценности музыки, эстетическое к ней отношение, происходит духовное обогащение личности.

Широко используя технические средства обучения и современное мультимедийное оборудование, педагог может организовать и просмотр видеофильмов, слайдов, учебных фильмов, фотографий, репродукций с картин художников во время проведения любых видов деятельности с воспитанниками. Этот специально подобранный педагогом материал помогает более глубокому освоению детьми красоты и своеобразия различных видов искусства.

Задача Программы детского сада — способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи, пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. При построении педагогического процесса образовательное содержание программы «Детство» педагоги осуществляют в повседневной жизни, в совместной с детьми деятельности, путем интеграции естественных для дошкольника видов деятельности, главным из которых является игра. Игра становится содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приемы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольниками.

Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка. Каждый ребенок развивается в своем темпе; задача воспитателя — бережно относиться к этому процессу, создавать условия для естественного индивидуального личностного роста.

В развитии эстетически развитой личности, реализации задач в осуществлении интеллектуального и нравственно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста имеет интегрирование искусства разных видов художественной деятельности.

Под интегрированием в педагогической практике понимается сочетание различных видов искусства, необходимое для решения определенных учебно-воспитательных задач.

Интеграция очень актуальна, так как:


  • интегрированные занятия способствуют глубокому проникновению детей в смысл слова, мир красок и звуков;

  • помогает формированию грамотной устной речи, ее развитию и обогащению;

  • развивает эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства;

  • воздействует на формирования художественно-творческих и музыкальных способностей ребенка.

Цель интеграции «художественно – эстетической» области – научить ребенка видеть мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны, воспринимать окружающее через мир музыки и живописи. А задача — повышение эффективности художественно-эстетического воспитания; побуждение интереса к творчеству, умению выражать свои мысли, чувства в речи, рисунке; формирование умения использовать накопленный опыт для действий в определенной ситуации; научить выделять главное из общего потока информации.

В процессе восприятия художественных произведений, произведений музыкального и изобразительного искусства дети способны осуществлять выбор (произведений, персонажей, образов), что им больше нравится, обосновывая его с помощью элементов эстетической оценки. Они эмоционально откликаются на произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников предполагает:


  • развитие предпосылок ценностно — смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического

  • отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах

  • искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

  • стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

  • реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной,

  • конструктивно-модельной, музыкальной).

Реализуя задачи программы художественно – эстетического раздела «Музыка», в ходе всех видов деятельности (непосредственно образовательной, совместно воспитанников с педагогом, самостоятельной деятельности детей) совершенствуется качество музыкальной деятельности. Творческие проявления становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми). В продуктивной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведет за собой изображение).

Музыкально-художественная деятельность характеризуется большой самостоятельностью. Развитие познавательных интересов приводит к стремлению получить знания о видах и жанрах искусства (история создания музыкальных шедевров, жизнь и творчество композиторов и исполнителей). Дошкольники начинают проявлять интерес к посещению театров, понимать ценность произведений музыкального искусства.

Задачи образовательной области «Художественно — эстетического развития»


  • воспитывать слушательскую культуру детей, развивать умения понимать и интерпретировать выразительные средства музыки.

  • формировать умения общаться и сообщать о себе, своем настроении с помощью музыки.

  • развивать музыкальный слух — интонационный, мелодический, гармонический, ладовый; обучать элементарной музыкальной грамоте.

  • развивать координацию слуха и голоса, формировать начальные певческие навыки.

  • способствовать освоению детьми приемов игры на детских музыкальных инструментах.

  • способствовать освоению элементов танца и ритмопластики для создания музыкальных двигательных образов в играх и драматизациях.

  • стимулировать желание ребенка самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью.

Содержание образовательной области «Художественно — эстетическое развитие». Распознавание настроения музыки на примере высокохудожественных произведений композиторов классиков, народной музыки, фольклора. Понимание того, что чувства людей от радости до печали отражаются во множестве произведений искусства, в том числе и в музыке. Анализ музыкальной формы двух- и трехчастных произведений. Понимание того, что музыка может выражать характер и настроение человека (резвый, злой, плаксивый). Определение музыки разных композиторов: западноевропейских (И.-С. Баха, Э.Грига, И. Гайдна, В.-А. Моцарта, Р. Шумана и других) и русских (Н. А. Римского-Корсакова, М. И. Глинки, П. И. Чайковского и других).

Владение элементарными представлениями о биографиях и творчестве композиторов, о истории создания оркестра, о истории развития музыки, о музыкальных инструментах. Различение музыки разных жанров. Знание характерных признаков балета и оперы. Различение средств музыкальной выразительности (лад, мелодия, метроритм). Понимание того, что характер музыки выражается средствами музыкальной выразительности.

Результаты образовательной деятельности. Достижения ребенка:


  • Развита культура служительского восприятия.

  • Ребенок любит посещать концерты, музыкальный театр, делиться впечатлениями.

  • Музыкально грамотен, имеет представления о жанрах и направлениях классической и народной музыки, творчестве разных композиторов.

  • Проявляет себя во всех видах музыкальной исполнительской деятельности.

  • Участник всех видов тк театрализации (инсценирование, постановка этюдов, спектаклей).

К концу старшего дошкольного возраста ребенок может более сосредоточенно слушать музыкальные и литературные произведения, рассматривать произведения изобразительного искусства, глубже их воспринимать, сопереживать, сочувствовать положительному, доброму и осуждать зло. У ребенка развивается музыкальный и поэтический слух. Он не только замечает выразительно-изобразительные средства в различных произведениях искусства, но и умеет объяснить их необходимость в данном жанре, осознанно воспринимая жанровое своеобразие различных видов искусства. У детей появляются устойчивые предпочтения к определенным жанрам музыкальных, литературных и изобразительных произведений.

Таким образом: музыка — как средство эстетического воспитания в дошкольном учреждении реализуется в образовательной деятельности художественного цикла (музыкальном, рисовании, развитии речи).


Литература:

  1. Болотина Т.В. Конвенция о правах ребенка и законодательство Российской Федерации в вопросах, ответах и комментариях. – М.: ЦГЛ, АПК и ПРО, 2004.– 48с.

  2. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учебник для учащихся педагогических училищ по спец. 03.08 «Дошкольное воспитание» /Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комиссарова Л.Н. и др./ — М.: Просвещение, 1989. – 270 с.

  3. Ветлугина Н.А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка. – М.: Просвещение, 1989 – 207с.

  4. Виноградов Л.В. Развитие музыкальных способностей у дошкольников. С.-П., 2009. – 160 с.

  5. Интегрированные занятия. М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.

  6. Дубровская Е.А. Руководство процессом музыкального воспитания в дошкольных учреждениях – М., Просвещение, 1983. – 268 с.

  7. Музыкальный руководитель. – 2009. — № 2 – 2 с.

  8. Музыкальный руководитель. – 2009. — № 3 – 2 с.

  9. Мерзлякова С. Роль интегрированных занятий в развитии дошкольников. // Музыкальный руководитель. –2010. — №2 – 2 с.

  10. Мерзлякова С. Комплексные и интегрированные занятия. // Музыкальный руководитель. –2008. — №3 – 3 с.

  11. Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» (авторский коллектив: /В.И.Логинова , Т.И.Бабаева, Н. А. Ножкина и др./,2005г.210с.

  12. Теплов К.В. Психология индивидуальных различий: в 2 т. / К. В. Теплов. – М.: 1985. – Т. 1. – 194 с.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Список академических дисциплин, которые преподает наша кафедра

Список академических дисциплин, которые предоставляет наша кафедра

  • Педагогика
  • Педагогические технологии
  • Преемственность и жизнеспособность начального образования
  • Проблемы плохой успеваемости в школе
  • Психолого-педагогическая диагностика детей
  • Психолого-педагогическая поддержка учащихся младших классов в учебном процессе
  • Развитие творческой личности учащихся начальных классов
  • Ранняя диагностика неисправностей и консультация
  • Ручной труд как инструмент развития творческих способностей учащихся начальной школы
  • Система образования Астраханской области
  • Современные образовательные технологии
  • Специальная (коррекционная) дошкольная педагогика
  • Теория и методика обучения
  • Теория и техника игры
  • Образовательные технологии в образовательных учреждениях Астраханской области
  • Экологическое образование в начальной школе
  • Актуальные вопросы дошкольного образования
  • Инструменты вербальной и невербальной коммуникации
  • Воспитание детей на основе народных традиций
  • Диагностика особенностей развития и психофизическая коррекция
  • Дошкольная педагогика
  • Живопись
  • Исторические аспекты воспитания детей с нарушениями развития
  • Историко-теоретические основы коррекционной педагогики
  • История образования Астраханской области
  • История образования и педагогических доктрин
  • История педагогики и образования
  • Комплексные сенсорные и интеллектуальные расстройства
  • Художественная композиция
  • Концепции эстетического воспитания
  • Коррекционная педагогика с основами специальной психологии
  • Коррекционная работа с детьми младшего школьного возраста
  • Коррекционная ритмика
  • Коррекционно-педагогические системы воспитания детей дошкольного возраста
  • Исправление устной и письменной речи студентов
  • Культура межнационального общения
  • Логопедические технологии
  • Логопедическая мастерская
  • Логопедическая психология
  • Межнациональные контакты среди детей дошкольного возраста
  • Менеджмент в образовании
  • Методика музыкального воспитания
  • Техника преподавания искусств
  • Методика преподавания строительства
  • Методика обучения произношению детей с нарушениями слуха
  • Методика обучения ручным ремеслам
  • Методика преподавания с мастерской
  • Методика развития пространственной ориентации детей с нарушениями зрения
  • Методика речевого развития детей дошкольного возраста с нарушениями слуха
  • Методика развития слухового восприятия детей дошкольного возраста с нарушениями слуха
  • Методика физического воспитания детей с отклонениями в развитии
  • Методология и техника исследования
  • Моделирование в деятельности учителей
  • Музыкально-эстетическое воспитание
  • Общие основы педагогики
  • Методика развития речи
  • Управление документацией в дошкольном учреждении
  • Обустройство исправительно развивающей среды
  • Организация предметной развивающей среды в специализированных учебных заведениях
  • Организация хозяйственной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях
  • Основы саморазвития личности
  • Особенности развития аномальных детей
  • Педагогика начального образования
  • Педагогическая диагностика в дошкольном образовании
  • Педагогическое мастерство
  • Правовые основы управления образованием
  • Проблемы образования детей с опорно-двигательного аппарата Заболевания
  • Проблемы эстетического воспитания детей в современных условиях
  • Психология художественного творчества
  • Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения
  • Развитие независимого познания
  • Нормальное и патологическое развитие речи
  • Рисунок
  • Семейная педагогика и домашнее воспитание детей ясельного возраста
  • Семейное воспитание детей с нарушениями речи
  • Современные системы дошкольного образования за рубежом
  • Социализация и социальная адаптация детей
  • Теория и методика приобщения детей к реальной общественной жизни
  • Теория и методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
  • Теория обучения
  • Технические инструменты для диагностики и исправления слуха и речи
  • Технология взаимодействия с семьями детей с нарушениями развития
  • Учет индивидуальных особенностей детей на уроках изобразительного искусства
  • Философские концепции художественного творчества
  • Экспертные оценки в образовании
  • Художественная презентация в школе
  • Этническая педагогика
  • Развитие художественных потребностей учащихся младших классов
  • Гендерные особенности обучения в начальной школе
  • Инновационные процессы в современной системе высшего образования России
  • Основы деловых коммуникаций
  • Традиционные и новые технологии обучения студентов методам освоения учебных курсов
  • Основы эрготерапии
  • Притчи как средство обучения детей
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Личностно-ориентированный подход в образовании
  • Порядок работы секции
  • Организация музыкально-эстетических мероприятий

Эстетическое образование — LETRAS.MUS.BR

menu buscar
    Página Inicial E Esthetic Education Ouvir Aleatório Adicionar aos Favoritos Опции
    1. Ir для радио-до-художника
    1. Compartilhar Facebook Twitter

      Копия ссылка

    Compartilhar no Facebook Compartilhar no Twitter

    exibições 968 ​​

  • 0 eduçar 2000 записей 2000 записей 2000 слов / 100 Criar

    Copiar link

    1. Beautiful
    2. Get Yourself Together
    3. Gonzo the Clown
    4. Horrible Disaster
    5. Я бы умер за вас
    6. Love
    7. Mr.Президент

    % PDF-1.5 % 1 0 obj >>>] / ON [36 0 R] / Order [] / RBGroups [] >> / OCGs [36 0 R 76 0 R] >> / Страницы 2 0 R / Тип / Каталог >> endobj 75 0 объект > / Шрифт >>> / Поля 80 0 R >> endobj 35 0 объект > поток заявка / pdf

  • шт
  • 2018-05-13T15: 19: 25 + 08: 00Microsoft® Word 20102018-07-12T22: 10: 32 + 02: 002018-07-12T22: 10: 32 + 02: 00Microsoft® Word 2010uuid: bae3cc8f-6c02-4cab- ac3c-0cd1957776fbuuid: 05399e8c-3bfe-4e64-a145-2992ad1c0806 конечный поток endobj 2 0 obj > endobj 3 0 obj > / MediaBox [0 0 595.2 842] / Родитель 2 0 R / Ресурсы> / Font> / ProcSet [/ PDF / Text] / XObject >>> / Tabs / S / Type / Page >> endobj 18 0 объект > / MediaBox [0 0 595.2 842] / Parent 2 0 R / Resources> / Font> / ProcSet [/ PDF / Text] / XObject >>> / Tabs / S / Type / Page >> endobj 22 0 объект > / MediaBox [0 0 595.2 842] / Parent 2 0 R / Resources> / Font> / ProcSet [/ PDF / Text] / XObject >>> / Tabs / S / Type / Page >> endobj 24 0 объект > / MediaBox [0 0 595.2 842] / Parent 2 0 R / Resources> / Font> / ProcSet [/ PDF / Text] / XObject >>> / Tabs / S / Type / Page >> endobj 124 0 объект > поток HWmoF.wv6n / NŷjKo8ǕOz [֛ L3j4J1Fyƣ`e (μŦ7: zëM] T {At 硧 «oYG7 Nw / A $? Ty; exO _ ~ D0 {V K ߰ gӳ ۀ) ER B} * ѧ? P> E) @h (ݡ iʎzI

    Об эстетическом воспитании | Институт Максин Грин

    Максин, около 1940 г. и отрывок из дневника

    Что еще Грин говорит об эстетических встречах в своих работах? Вот еще отрывок из «Вариаций:

    ». «Я думаю, мы должны понять, что картины, танцы, музыкальные произведения, стихи и все остальное сознательно созданы ради такого опыта.По этой причине их иногда называют привилегированными объектами. Но если они возникнут для вас как эстетические объекты или события, на них также нужно обратить особое внимание. Они не открываются автоматически, как яблоки и вишни на подставке для фруктов; они должны быть реализованы как эстетические объекты, и это имеет прямое отношение к вам … Я хочу сказать, что если картина, танцевальное представление или пьеса должны существовать для вас как эстетический объект или событие, они должны уделять особое внимание.Вы должны полностью присутствовать в нем — сосредоточить на нем свое внимание и, опять же, позволить ему существовать отдельно от вашей повседневности и ваших практических забот. Я не имею в виду, что вы, как живой человек со своей биографией, своей историей, должны отсутствовать. Нет, вы должны присутствовать в своей личности, встречаясь с работой во многом так же, как и с другими людьми.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *