Воспитание ответственности у детей дошкольного возраста: Воспитание чувств ответственности у детей дошкольников

Содержание

Воспитание чувств ответственности у детей дошкольников

Воспитание чувств ответственности у детей дошкольников

Моральный облик личности во многом измеряется чувством ответственности. За себя, окружающих, к своим обязанностям. Это чувство не может возникнуть само по себе и требует направленного воспитания. И главное место отводится системе требований и постановке задач.

Формирование личной ответственности.
Личная ответственность упорядочивает поступки человека на протяжении всей жизни. На ее основе определяется отношение к социальным правилам и законам, выполняемой работе, происходит определение жизненных принципов и поведенческих направлений в обществе. Признание общественно важных норм как законов, выполнение поставленных целей и задач в соответствии с требованиями, признание неотвратимости ответственности за действия и поступки – показатели личности с хорошим уровнем личной ответственности.

Воспитание чувства ответственности у дошкольника.

•У младшего дошкольника чувство ответственности только зарождается. Все начинается с добросовестного выполнения задач, поставленных взрослыми и получает развитие в процессе дальнейшего воспитания и взаимодействия с окружающим миром.

•В старшем дошкольном возрасте ответственность становится формирующим качеством личности. В этом процессе важную роль начинает играть эмоциональное отношение ребенка ко взрослым и сверстникам. Дошкольник с удовольствием и тщательно выполняет задания, поручаемые взрослыми, которых он любит и уважает.

Грамотная мотивация.

Поощрение, одобрение, благодарность – именно эти составляющие помогут правильно мотивировать ребенка на общественно полезный труд. Поможет соблюдение простых правил:
1.Формирование ответственности начинается с воспитания добросовестного отношения к делу, терпения, настойчивости.
2.Мотивирующим фактором становится не оценка окружающих, а самооценка достижений и провалов.
3.При поручении задач ребенку важное значение имеет доверительный тон, деловое, партнерское отношение.

4.Избегать приказного тона и резких обращений в форме указаний и распоряжений. Лучше использовать более мягкие способы воздействия — предложение и просьба.
5.Реализация коллективных задач и общих целей хороший способ развития ответственности у детей любого возраста. При этом ребенок учится считаться с замыслами и чувствами сверстников, отвечать за свои решения и поведение не только перед взрослыми, но и перед товарищами.
Ежедневно ребенку приходится отказываться от своих занимательных дел и делать то, что совсем не хочется. Это предполагает привлечение определенных волевых усилий и самоограничение. Поэтому ответственность в дошкольном возрасте – начало реализации способности ребенка регулировать свое поведение в соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Однако эта способность не совсем развита даже у детей старшего дошкольного периода. Стимулировать уровень саморегуляции поможет мотивация. Вызвать у ребенка интерес к заданию и процессу выполнения – задача взрослого.
Для формирования самостоятельности и заинтересованности в исполнении поставленной задачи особое значение приобретает активация таких чувств у дошкольника как удовлетворенность и недовольство результатами личной и совместной деятельности, готовность отвечать за качество результатов работы. В коллективной деятельности исчезает разделение работы на свою и чужую, приходит осознание важности вклада каждого участника. Дети начинают советоваться друг с другом, проявлять личную инициативу, прислушиваться к мнению сверстников, принимают совместные решения.
Развитие чувства ответственности у дошкольников тесно связано с развитием таких нравственных чувств как симпатия и сочувствие. На этой основе начинается развитие следующих индивидуальных качеств – исполнительность и инициативность. Это уже начальная форма ответственности.

Психология воспитания детей дошкольного возраста

Содержание:
22.02.16 10:00 / 👁6529 (8 за неделю) / ⏱️8 мин. /

Для большинства мужчин и женщин ребенок – это огромное счастье и смысл жизни. А еще, это большая ответственность, о которой нельзя забывать ни на секунду. Ведь именно от мамы и папы зависит, каким вырастет ребенок, его ценности, привычки и склонности. Родить малыша – это половина дела. Не менее важно воспитать его, по возможности развить таланты и склонности и подготовить к жизни в этом мире.

Разумеется, детишек воспитывали на протяжении всего времени существования человеческого рода, но в отдельную науку эта область знаний выделилась лишь в 40-е годы прошлого столетия. Педагогическая психология занимается исследованием особенностей развития детей и различными вопросами, связанными с их воспитанием. Глобальной целью этой отрасли знаний является формирование гармоничной личности с учетом всех индивидуальных особенностей.

Про индивидуальные особенности здесь сказано совсем не случайно. Ведь каждый ребенок – это неповторимая личность, нуждающаяся в особом подходе. Об этом не стоит забывать, если мы не хотим покалечить психику малыша. Но все же психологи выделяют ряд возрастных особенностей, которые характерны для большинства детей. Именно о них и пойдет речь в данной статье. Точнее, о воспитании детей дошкольного возраста, в зависимости от их возраста и пола.

 

Как воспитывать малышей 2 лет

Воспитание двухлетки выглядит просто только для тех,

кто никогда не имел дела с этим беспокойным возрастом. А вот мамы и папы очаровательных карапузов знают обо всех сложностях и затруднениях на собственном опыте. Для двухлетних малышей характерны истерики, капризы и упрямство, которые частенько доводят взрослых до настоящего отчаяния. Для ребенка в этот период значение имеют лишь собственные чувства и желания, а не доводы родителей, пусть даже и самые разумные. Особенно нелегко смириться с подобным упрямством тем, кто уверен, что дети всегда должны слушаться старших.

С малышом в этом возрасте невероятно сложно договориться. Он может капризничать по любому поводу, закатывать истерики в попытках добиться своего и упрямо отталкивать любые попытки мамы и папы помочь ему. Взрослые в таких ситуациях нередко чувствуют себя беспомощными и не понимают, что же происходит с их чадом и как с ним себя вести.

Двухлетние детки уже довольно неплохо управляются со своим телом. По крайней мере, их двигательных навыков хватает на то, чтобы дотянуться до желаемой вещи или открыть приглянувшийся шкафчик. Стремительно развивается и речь ребенка, растет его активность в познании окружающего мира. Здесь родителям очень важно понять, что малыш ни в коем случае не хочет сделать что-то назло. А все капризы и упрямство – это малоприятный, но необходимый этап взросления, с которым нужно просто смириться и переждать.

 

Правила воспитания детей 3 лет

Психологи сходятся во мнении, что именно с трехлетнего возраста начинается формирование личности человека. Период этот непростой, требующий от взрослых недюжинного терпения и такта. В науке о воспитании существует даже специальный термин, описывающий все особенности данного возраста –

кризис трех лет. Малыш пытается адаптироваться к окружающему миру и понять, по каким правилам люди в нем живут. Тогда же закладываются и те особенности, которые будут составлять характер человека на протяжении всей его жизни.

7 Проблемные ситуации для дошкольников

«Человек»… Слово не только звучит гордо, но и для общества, коллектива имеет боль . ..

О чем же следует помнить родителям таких малышей? Нередко ребенок будет доводить до нервного истощения своими истериками и капризами. Вам будет казаться, что никаких сил терпеть все это больше не осталось. Но как раз терпение и будет залогом успешного преодоления кризиса. Постарайтесь не ругать капризничающего малыша, а спокойно сказать, что именно вас не устраивает в его поведении. Но не заостряйте внимание на конфликтных моментах, чтобы у ребенка не сформировалось чувство вины. По возможности переключите его на что-то занимательное и интересное.

Не давите на ребенка при помощи чрезмерной строгости и лишних запретов. Ни к чему хорошему это не приведет. И, конечно же, ни в коем случае нельзя бить ребенка и унижать его достоинство. Относитесь к нему как к взрослому, общайтесь на равных.

Ребенок в этом возрасте отчаянно стремится к самостоятельности и независимости. Но в силу небольшого жизненного опыта не всегда понимает, когда стоит настаивать на достижении своих целей, а когда лучше от них отказаться.

Поэтому взрослым стоит приложить все усилия, чтобы у ребенка были такие возможности для проявления активности и настойчивости, которые ему по возрасту. Идеально для этого подходят игры, увлекательные прогулки и развивающие занятия.

Разговаривайте с малышом, задавайте ему вопросы. Примите тот факт, что трехлетка может ответить «нет». То есть предоставьте ему право на принятие решения, на свободу выбора. Например, он может выбирать, какую одежду он наденет сегодня в детский сад, какой десерт будет есть или в какую игру играть.

Будьте гибкими в воспитании, поддерживайте выбор ребенка и учите нести за него ответственность. Отказывается есть в положенное время? Не настаивайте, а отставьте тарелку в сторону. Через некоторое время малыш проголодается и обязательно поест. Причем, без слез, криков и истерик.

 

Ребенку четыре года

Это достаточно сложный и важный этап для развития ребенка. В этом возрасте он уже является отдельной личностью со своими интересами, чувствами и стремлении. Малыш по-прежнему довольно эмоционален и импульсивен в своих желаниях, но все же его поведение становится более осознанным. С четырехлеткой уже можно и нужно договариваться.

Акцент в деятельности ребенка постепенно смещается с чисто двигательной активности в сторону познавательной. Именно в этом возрасте целесообразно заниматься рисованием, лепкой и прочими видами творчества. Но учитывайте, что детям еще очень сложно концентрировать свое внимание на чем-то в течение длительного времени, они очень легко отвлекаются. Полезны также занятия спортом, если к ним нет противопоказаний по состоянию здоровья. Не забывайте и о прогулках и играх на свежем воздухе. Это не только укрепит иммунитет малыша, но и разовьет его моторику и координацию движений. Многие в 4 года начинают обучать ребенка чтению и основам математики. Естественно, все занятия должны проходить в игровой форме и быть интересными для дошкольника.

Этот возраст характеризуется также невероятным количеством вопросов. Кажется, что любознательному малышу интересно буквально все! Некоторые из вопросов могут поставить родителей в тупик. Обязательно удовлетворяйте любопытство ребенка. Если не можете объяснить что-то немедленно, возьмите тайм-аут и вернитесь к этой теме чуть позже. В своих ответах избегайте ненужных деталей и лишних подробностей, которые могут быть недоступны пониманию малыша.

Психология воспитания детей

В 40-е годы прошлого века психологию воспитания детей стали относить к наукам. Она нацелена на поиск …

В этом возрасте дети нередко испытывают сложности с адаптацией в коллективе. Подчас взрослым это кажется чем-то несущественным, но для ребенка все серьезно. Определите, что именно мешает вашему сыну или дочке нормально общаться со сверстниками, и устраните этот пробел. Иногда в этом вопросе может потребоваться помощь грамотного специалиста.

Расширяется эмоциональный диапазон четырехлетки. Он уже может испытывать раздражение, стыд, грусть, печаль и тому подобные оттенки чувств. Не всегда у дошкольника получается самостоятельно справиться с негативными эмоциями. Научите его правильно выражать свои эмоции – словами, а не плохим поведением. Дети чрезвычайно чувствительны к похвале в свой адрес. Им жизненно важно, чтобы их достижения и успехи были замечены и оценены. Не забывайте об этом. Разумеется, не обойтись в процессе воспитания и без наказаний. Но они должны быть разумными и понятными для малыша. А самое главное, что ребенок ни в коем случае не должен сомневаться в том, что мама и папа его любят. Он должен расти в атмосфере любви и защищенности. Иначе велика вероятность возникновения заниженной самооценки, страхов и комплексов.

Есть ли какие-то нюансы в воспитании мальчиков и девочек? Разумеется! Многие родители сходятся во мнении, что с девочками иметь дело намного проще. Все-таки мягкость, гибкость и податливость у них в природе. С раннего возраста юной леди необходимо прививать любовь к чистоте, поощрять проявления женственности. Также очень важно говорить девочке о том, какая она умница и красавица. Это самым благотворным образом повлияет на ее самооценку.

Девочки отличаются неплохими способностями к анализу своих поступков. Но для этого им нужно спокойное состояние духа. Поэтому не спешите ругать свою дочурку за совершенный ею проступок. Лучше спокойно объясните, в чем она не права. Будьте уверены, что она воспримет это лучше, чем бурю эмоций и обвинений с вашей стороны.

По своей природе девочки весьма старательны и склонны доводить начатое ими дело до конца. Обязательно поощряйте эту черту характера и развивайте ее.

Мальчишки же более агрессивны и подвижны, чем их сверстницы. Они плохо переносят запреты, поэтому не увлекайтесь ими чересчур, чтобы не спровоцировать бунт. В воспитании мальчишки должен обязательно принимать участие мужчина. Идеально, если это будет папа, но в какой-то степени отца может заменить дядя или дед. Ребенок нуждается в поддержке со стороны взрослых.

Некоторые родители стремятся вырастить из своих наследников «настоящих мужчин». С ранних лет они отказывают ему в праве на слезы, на проявление чувств и слабости. Это огромная ошибка со стороны взрослых! Копить в себе негатив очень опасно, в будущем подобная сдержанность может обернуться серьезными проблемами со здоровьем.

Не пугайтесь, если увидите, что ваш сынишка играет с куклами, оставив в стороне машинки. Подобные игры чрезвычайно важны для освоения роли мужчины и отца.

 

Дети в пять лет. Как их воспитывать?

У ребенка продолжается период активного познания. Он пытается разобраться в себе, в окружающем мире и правилах, по которым живут и общаются другие люди. Дошкольник уже осознает некоторые закономерности социального поведения и пытается им соответствовать. Он способен в какой-то степени контролировать желания и эмоции, считаться с чувствами и планами других людей.

Детская психология для родителей

Детская и подростковая психология – это не только удел специалистов. Это волшебный ключик к за …

Пятилетка может полностью погрузиться в интересное для себя дело и довести его до конца, не отвлекаясь на посторонние раздражители. Совершенствуются и навыки самообслуживания, поэтому не стесняйтесь требовать, чтобы малыш убрал за собой игрушки, помыл кружку или застелил постель после сна.

Но все же самоконтроль ребенка далек от идеала. Не стоит ждать от дошкольника чудес сознательности. Правила и нормы он понимает, но не всегда находит в себе силы следовать им. Здесь необходима помощь и настойчивость со стороны взрослых.
В этом возрасте ребенок весьма чувствителен к тому, как окружающие воспринимают и оценивают его поведение. Ему важно соответствовать общепринятым нормам, быть принятым в обществе.

Проще всего пятилетке придерживаться всех правил в окружении близких и приятных людей, тех, кого он знает и кому доверяет. В этом возрасте дети должны много общаться со сверстниками, чтобы научиться общаться и взаимодействовать с ними. Оценки и мнения друзей очень важны для малыша – не менее, чем мнение взрослых. Он уже стремится выбирать товарищей по играм, а не довольствуется той компанией, которую подобрали для него мама и папа.

Родители отмечают, что детки в этом возрасте более спокойные и послушные, с ними намного легче управиться, чем, например, с трехлетками. Ребенок пяти лет готов к конструктивному диалогу и адекватно реагирует на разумные просьбы и требования взрослых. Но ему нужно обязательно объяснять суть запретов и причины наказаний, чтобы не спровоцировать возникновение обиды.

Ребенок продолжает задавать массу вопросов и нуждается в ответах и пояснениях. Поощряйте такой интерес к окружающему миру, не отговариваясь занятостью или усталостью. Постарайтесь выстроить такие отношения с сыном или дочкой, чтобы с любыми сомнениями и тревогами они, прежде всего, бежали к вам. В будущем, когда ребенок превратится в подростка, вы сполна оцените всю мудрость подобной стратегии.

Воспитание – это труд, постоянное внимание к ребенку и забота о его потребностях и душевном состоянии. В процессе воспитания обязательно нужно учитывать возрастные особенности ребенка, подстраиваться под них. То есть роль родителя требует немалой чуткости, терпения и гибкости. Не существует универсальных рецептов и советов. Просто исходите из природы своего малыша и постарайтесь создать для него атмосферу уюта, защищенности и психологического комфорта. Тогда он вырастет сильной и гармонично развитой личностью.

Оцените статью!
4 0

Дежурства как средство воспитания ответственности у детей дошкольного возраста

Дежурство – это сложная форма организации труда ребенка дошкольного возраста, где чувство ответственности выражено особенно ярко, чем где либо. Дежурство требует от ребенка большой самостоятельности, ответственности к порученному делу, умений, навыков, знаний последовательности работы. Дежурный ребенок ставится в условия обязательности выполнения трудовых действий. Он не может отказаться от дежурства, заняться чем-либо интересным по своему выбору. Педагогу важно в процессе труда дежурных формировать желание трудиться и у других детей, проявлять заботу о своих товарищах, о животных и растениях в уголке природы. И самое главное, воспитывать у ребенка чувство ответственности.

Согласно требованиям образовательных программ по дошкольному образованию дежурства вводятся во 2 младшей группе в конце года или в средней группе в начале учебного года. Эти указания отнюдь не противоречивы. Они исходят из опыта участия детей в поручениях. Ведь как показывает практика, если педагог дает детям поручения с начала учебного года во 2 младшей группе, добиваясь от детей самостоятельности, активности, желания участвовать в труде, то дежурство по столовой можно ввести в конце года во 2 младшей группе.

В данном возрасте педагог ставит перед детьми только одну цель: помочь няне накрыть на стол и позаботиться о тех детях, которые сидят рядом с дежурным. На каждый стол назначается свой дежурный. Он раздает ложки, ставит хлебницы, салфетницы, тарелки.

У детей 3-4 лет еще нет осознанности действий и поэтому ставить перед ними какие-либо требования не следует. Важно только создать у детей интерес к труду, создать эмоционально-положительный настрой на труд, поощрять попытки детей к самостоятельности.

Начиная со 2 младшей группы необходимо формировать представления о значимости труда, об очередности действий при выполнении порученного дела.

Педагог должен учить детей работать, не отвлекаясь, не суетиться, не спешить. При этом педагог использует напоминание, сопровождая действия ребенка: «Разложи сначала всем ложки, а потом поставишь тарелки».

Для детей нерешительных, медлительных особенно важна поддержка и поощрение педагога. Таких детей необходимо чаще ободрять, поощрять: «Молодец, Оля, ты правильно поставила салфетницы, на середину стола. Всем детям будет удобно их доставать».

Доброе слово, Ваше наставление поможет ребенку побороть свою нерешительность, робость, выполнить дело в срок.



Другие же дети наоборот, действуют слишком самостоятельно, решительно. Таких детей не следует часто приводить в пример, захваливать, всякий раз поручать дежурства. К таким детям необходимо предъявлять чуть повышенные требования (к качеству организации). «Посмотри, Катя, ты аккуратно поставила хлебницы? Всем детям будет удобно брать хлеб?»

Во 2 младшей и средней группах дети особенно нуждаются в индивидуальном обучении, постоянном контроле за их действиями. Напоминание педагога, а иногда и требование закончить работу, вырабатывает у ребенка привычку выполнять работу до конца.

Одним из эффективных приемов формирования желания трудиться во 2 младшей группе является совместный труд детей со взрослыми. Первое время педагог сам включается в дежурства и по мере надобности направляет действия детей. Игровые приемы особенно широко должны использоваться во 2 младшей и средней группах.

В средней группе в оценке результатов выполнения ребенком задания также эффективны игровые приемы. Здесь не обойтись без кукольных персонажей. Эти приемы позволяют педагогу долгое время поддерживать внимание ребенка, чтобы в это время рассказать подробнее о последовательности труда, дать оценку того, как выполнено задание. Интересны для детей дидактические игры, типа «Угостим куклу Катю», где еще раз оценивается умение детей и чувства ответственности. В процессе труда дежурных педагог пользоваться такими приемами, как показ, объяснение, мотивировка каждого требования к действиям ребенка. Особенно широко используется в младшей группе поощрение.

Важную роль в руководстве дежурствами детей 3-5 лет играет оценка труда детей. Надо найти обязательно что-то положительное в их поведении и деятельности, даже если ребенок на первых порах не всегда справляется с работой. «Молодец, Саша, ты хорошо научился поливать цветы. Только не забывай после работы ставить лейку на место»,



Воспитание ответственности – важное дело, требующее терпения, педагогического мастерства. И необходимо, начиная со средней группы, воспитывать ответственность за выполнение порученного дела, желание сделать работу, чтобы было приятно всем.

В средней группе объем работы дежурных увеличивается. Дежурные уже самостоятельно должны раскладывать вилки, ставить салфетницы, хлебницы, раздавать второе блюдо, собирать посуду.

Конечно, дежурство для детей очень сложная деятельность. Поэтому обучающие приемы здесь недостаточны. Необходимо тщательно продумывать организацию каждого вида труда. В уголке «Мы дежурим», в уголке природы должно быть все необходимое оборудование. Дежурные должны хорошо знать, где что находится.

В средней группе один дежурный обслуживает один стол, поэтому дежурства повторяются чаще и тем самым лучше усваиваются детьми необходимые навыки. У детей средней группы формируются элементарные формы сотрудничества: не мешать друг другу, уступать дорогу, спокойно ждать своей очереди у раздаточного стола. Необходимо постоянно напоминать детям, что они несут ответственность за выполнение своих обязанностей, которые они должны хорошо знать.

Педагогу при назначении дежурного следует учитывать индивидуальные особенности детей, уровень их трудовых навыков.

Дети средней группы еще не очень охотно трудятся, поэтому нужно терпеливо относиться к их желанию, вызывать интерес к работе дежурных, используя разнообразные приемы: пояснения, указания, поощрение, объяснение, чаще проводить дидактические игры. Важно показать детям рациональные действия в работе дежурных (посуду собирать сразу по несколько предметов). Не стоит обращать внимание на неудачи дежурных, лучше лишний раз показать, как необходимо действовать (нести стопку тарелок, сметать крошки). Педагогу необходимо напоминать дежурному, по какому проходу между столами удобнее ходить, чтобы избежать столкновений между двумя дежурными. Воспитатель должен регулировать темп работы дежурных (второе блюдо подавать, когда пустая тарелка поставлена на середину стола, не стоять перед ребенком, ожидая, пока он доест).

Привлекая детей к дежурству, педагог должен стремиться найти убедительные доводы для обеспечения полезности и необходимости труда: не польешь цветы – они могут завянуть, забудешь покормить рыбок – они останутся на весь день голодными.

Важно обращать внимание детей на то, что если дежурные будут добросовестно относиться к своим обязанностям, то это будет приятно всем детям, и самим дежурным. Нужно терпеливо, по несколько раз повторять детям, что работа дежурных нужна для детей всей группы, что товарищи всегда поступают так, проявляя заботу друг о друге.

Воспитание ответственности в ходе дежурств детей невозможно без систематического контроля со стороны педагога.

Приемы обучения дежурству в старшей и подготовительной группах те же, но имеют несколько иной смысл. Например, поощрения. Нужно хвалить ребенка в том случае, если видно, как выполняется действие (качественно, с чувством ответственности или нет).

Конечно, нельзя недооценивать такие приемы, как пояснение, разъяснение, указания, объяснение.

Немаловажную роль в воспитании ответственности играет умение педагога научить детей договариваться, согласовывать свои действия с действиями товарищей, свои умения с умениями других.

Детей старшей и подготовительной групп следует учить выполнять свою работу и наблюдать за работой своего товарища, в нужную минуту приходить ему на помощь; напоминать, что результат труда важен как одному, так и другому дежурному.

Чувство ответственности необходимо формировать не только во время дежурства детей по столовой, но и в ходе дежурства по уголку природы и по занятиям. Число дежурных должно определяться с учетом количества растений в уголке природы, объемом работы, видом занятия (математика – большое количество раздаточного материала, дежурит большее количество детей).

Важно и в этом виде труда воспитывать у детей ответственное отношение к порученному делу, стремление сделать его качественно, довести до конца. Необходимо вызывать интерес у детей к живым объектам, научить ребенка ухаживать за каждым из этих объектов, чаще рассказывать об особенностях поведения и внешних признаках животных.

 

Консультация для родителей «Воспитание ответственности у детей»


Консультация для родителей

«Воспитание ответственности у детей»

 

Каждому из родителей хотелось бы,

чтобы их ребенок вырос ответственным человеком,

способным отвечать за свои поступки.

 Конечно, чувство ответственности –

это характеристика зрелой личности.

 Но закладывается оно именно в детские годы.

Юлия Василькина
Психолог

Ответственность — это положение, при котором человек отдает полный отчет в своих действиях и принимает на себя вину за последствия в исходе порученного дела, в выполнении каких-нибудь обязанностей, обязательств. Ответственный человек осознает себя как причину совершаемых им поступков, он инициирует изменения в собственной жизни и готов отвечать за то, к чему они приведут.

Возраст ответственности

Для дошкольного возраста характерна малая степень развития самосознания. Чтобы быть по-настоящему ответственным, ребенок должен уметь прогнозировать последствия, т.е. знать, какое поведение одобряется, а после какого наступают санкции. Но дошкольник к этому пока полностью не готов. Он постепенно узнает правила и нормы нашего взрослого общества, и именно это знание — основа ответственного поведения в будущем. Но родители часто склонны думать, что ребенок — это просто маленький взрослый, который «все понимает», но не делает то ли из вредности, то ли от лени, то ли из упрямства. И требуют от ребенка того, что он дать не в состоянии, исходя из особенностей своего возраста. До 2 лет— возраст, когда ребенок не способен проследить связи между своими действиями и наступившими последствиями. Для него всякое последствие наступает «вдруг». Он ориентируется на то, какую реакцию выдает его мама и другие близкие, и постепенно «заучивает» то, что делать не стоит, но лишь потому, что это многократно вызывало негативную реакцию. Подлинной ответственности ни за внешний вид, ни за игрушки быть не может, и не стоит ее требовать. Пока малышу нужен взрослый, «проводник», который поможет разобраться в этом непростом мире. От 2 до 3,5 лет — это период, в который у большинства детей наступает так называемый «кризис трех лет». Как правило, он начинается около 2,5 лет. Поведение ребенка часто похоже на провокацию: он, зная запреты, «проверяет», действительно ли нельзя то, что «нельзя». В этот период очерчиваются границы желательного и порицаемого поведения, и чем четче они будут обозначены, тем больше будет у ребенка «опор», чтобы понять, какое поведение считается ответственным, а какое — нет. Пока ребенок находится в кризисе, может казаться, что он стал полностью безответственным. Раньше ему нравилось быть в чистой одежде, а теперь он обмазался вареньем и смотрит, как вы отреагируете. Или он охотно помогал убирать игрушки, а теперь вы слышите его решительное «нет!». Не стоит пугаться и думать, что ребенок окончательно «испортился» и будет расти безответственным человеком. Этот период пройдет, и личностный рост малыша станет очевидным. А пока старайтесь четко демонстрировать ребенку существующие правила, которые должны быть неизменны и не зависеть ни от вашего настроения, ни от вызывающего поведения ребенка (например, если кошку нельзя тискать, то уж нельзя никогда, ни тогда, когда вы разговариваете по телефону, ни тогда, когда он демонстрирует свое недовольство криком). 3,5-5 лет  это время хорошо подходит для начала развития ответственного поведения. Конечно, остается много областей, где родители должны продолжать контролировать поведение ребенка и подсказывать ему, как следует поступить. Но уже можно выделить несколько областей, за которые ребенок должен нести ответственность. Это может быть, например, ответственность за собственные игрушки и вещи («сам потерял, сам и ищи»), простые домашние обязанности (перед семейным обедом положить на стол ложки для всех). Таких областей должно быть пока немного, ведь это лишь первые шаги постижения ответственности, но они должны быть обязательно. В этом возрасте большинство детей уже посещают детские сады, и там им прививается определенная ответственность: за сохранность своих вещей, за обращение с общими игрушками, за соблюдение правил группы. Если малыш не посещает сад, то родители обязательно должны признавать его личную ответственность в некоторых делах. Если родители считают его еще «слишком маленьким» и не позволяют иметь личных зон ответственности, то это может привести к тому, что малыш привыкнет быть ведомым. Стоит отметить, что ребенок этого возраста оценивает поступки (свои и чужие) только по последствиям, которые они несут. Если внешне правильный поступок несет для ребенка проигрыш, а не выигрыш, то это поведение не закрепится. Например, 4-летний Саша сам убирает свои игрушки, но у него своя «система», которая не нравится маме. После Сашиной уборки мама, ворча, перекладывает все игрушки. Очевидно, что после правильного поведения (уборки игрушек) для Саши наступают негативные последствия (мама ругается). Чувство ответственности за свои вещи угасает, Саша сразу предпочитает перепоручить уборку маме. Возраст 5-7 лет характеризуется тем, что ребенок становится все более ответственным. В большинстве случаев он отдает себе отчет в том, какое поведение будет одобряться, а какое — нет. В этом возрасте дети учатся оценивать поступки не только по критерию, какие последствия они повлекли за собой, но и по тому, какие внутренние мотивы были у человека, совершающего тот или иной поступок. Например, в старшей группе детского сада обсуждается рассказ о том, как девочка, решив помочь маме, стала протирать пыль и случайно разбила вазу, за что мама ее ругала. Дети, которые пока находятся на более ранней ступени и умеют оценивать поведение лишь по последствиям, скажут, что девочка совершила однозначно плохой поступок, учитывая лишь разбитую вазу и недовольство ее мамы. Дети, у которых уже начала формироваться данная способность, скажут, что поведение девочки было правильным, т.к. она старалась помочь маме, делала доброе дело. Именно эта формирующаяся способность понимать собственные и чужие внутренние мотивы поведения является основой будущей ответственности. У кого-то из детей она начинает (только начинает!) формироваться в 5-7 лет, а у кого-то лишь ближе к 10-11 годам. Требовать от дошкольника 5-7 лет слишком большого уровня ответственности было бы неправильно. В этом возрасте ребенок должен иметь собственные «зоны ответственности», связанные с личными вещами и игрушками, сохранением достойного внешнего вида, понимать важность бережного отношения к природе и вещам, принадлежащим другим, иметь начальные представления о собственной ответственности за здоровье. Но все это еще далеко не на нашем, взрослом уровне. Эти понятия только формируются, и ошибки неизбежны. Например, малыш вполне может не учесть, что не стоит ставить сок рядом с клавиатурой компьютера. Или что не нужно «помогать» маме, самостоятельно попытавшись пересадить цветы. Взрослый сейчас должен быть внимательным наставником, к которому ребенок может обратиться, направляющий (но не толкающий!) в нужном направлении, Взрослого уровня ответственности все дети достигают в разном возрасте. Для кого-то это 17-18 лет, но гораздо чаще это возраст около 25 лет. Именно в этот период происходит осознание полной личной ответственности за собственную жизнь. Однако остаются люди, которые уклоняются от ответственности, даже перешагнув за тридцатилетний рубеж. Что можно сделать, чтобы ваш ребенок не оказался в их числе?

Зоны ответственности

Для начала нужно определить, какие важные зоны ответственности есть в жизни дошкольника. Они все достойны того, чтобы их развивать. Возможно, в разные периоды разные зоны ответственности будут главенствовать в вашей воспитательной позиции, но так или иначе дошкольный возраст — это время, когда «зернышки» каждой из них должны быть «посажены».

  • Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь. Это одна из базовых зон ответственности, на формирование которой родители должны обратить пристальное внимание. Она начинает развиваться около 2,5-3 лет, когда ребенок начинает осознавать: определенные его действия несут опасность для него. Некоторые зоны родители ограничивают достаточно жестко: электричество, горячие предметы, большая высота — под запретом. Но в некоторых областях они уже взывают к чувству ответственности ребенка: «Сейчас нужно принять это лекарство. Оно нужно, чтобы ты выздоровел. Ты ведь хочешь выздороветь?». Это постепенно развивает сознательность ребенка, помогает проследить ему причинно-следственную связь между его решением и теми последствиями (позитивными или негативными), которые могут быть.

  • Ответственность за действия, связанные с благополучием близких и других людей. Помните: «Мама спит, она устала, ну и я играть не стала… «? Это стихотворение о том, как девочка сознательно выбрала такое поведение, чтобы не мешать уставшей маме. Это поведение, ответственное по отношению к близким людям. Оно создает будущую основу для строительства отношений с множеством людей, начиная от самых родных до совсем незнакомых. Конечно, маленькому человечку порой трудно ограничить свою активность, учесть интересы близких. Но, например, разница между озорным трехлеткой и «серьезным» первоклассником в этом аспекте очевидна. Но только в том случае, если родители обращают на это внимание, стараются, чтобы ребенок понял: его поведение влияет на отношение к нему других людей.

  • Ответственность за домашних любимцев. Если у вас в доме живет животное, то ребенок должен иметь обязанности (пусть небольшие, но ежедневные) по уходу за ним. Собственные обязанности могут иметь даже дети 3 лет (например, помочь маме вымыть кормушку). Правда не стоит возлагать на ребенка слишком большие обязанности. Ребенок этого возраста легко отвлекается, имеет малое представление о понятии времени, поэтому обязанности по кормлению животного лучше на него не возлагать.

  • Ответственность за собственные вещи. Чем старше становится ребенок, тем больше его ответственность, связанная с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате. Что касается игрушек, то малыш начинает понимать свою от-ветственность за их состояние примерно в 3 года. До этого он может в гневе бросать игрушку, если у него что-то не получилось. Но трехлетний малыш после маминого на-поминания «не бей, а то сломается» достаточно быстро успокаивается. С возраста около 3 лет важно приучать ребенка нести ответственность за содержание своего «хозяйства» в порядке. Конечно, этап сознательной уборки наступит еще не скоро, ближе к школьному возрасту, а может и позже. Но родители могут подойти к этому процессу творчески и организовать уборку и игру одновременно.

  • Ответственность за данное слово и принятое решение. В общем-то, это широкое понятие, и его можно применить к любому из пунктов, И родители обычно обращают свое внимание на важность того, чтобы ребенок «держал слово». «Ты обещал убрать игрушки, держи свое слово!» -такие фразы часто звучат из уст родителей. Они во многом необходимы, чтобы ребенок понимал: за те слова, которые он говорит, и те обещания, которые дает, он несет ответственность.

  • Ответственность за собственные успехи, а особенно неудачи. Необходимо обращать внимание ребенка на важность его личных усилий для достижения чего-либо. Это начинается еще в возрасте до 1,5-2 лет, когда ребенок учится сам кушать, а потом и одеваться. Внимательные родители поощряют успехи ребенка, но не спешат ему помочь, когда что-то не получается. И в будущем, когда малыш познает мир самых разных вещей и игрушек, лучше не излишествовать с помощью. Пусть сам добьется того, чтобы блоки от конструктора встали на свое место, яблоко оказалось вымытым, а постель заправленной. Вы можете помочь советом, что-то подсказать, но делать за ребенка — значит блокировать его собственную ответственность за процесс.

  • Экологическая ответственность. К сожалению, об этом виде ответственности родители все чаще забывают. Как нехорошо, когда ребенок бросает на землю обертку от шоколадки или дергает ветви деревьев, а идущий рядом взрослый никак не реагирует на это! Обязательно обращайте внимание на то, насколько аккуратен ребенок на улице, обозначайте важность бережного отношения к природе.

Друзья ответственности

5-летний Витя — застенчивый мальчик, обычно он ведет себя тихо и незаметно. Если Витя вдруг попадает в компанию заядлых озорников и принимает участие в какой-то проказе, то, будучи наказанным вместе со всеми товарищами, начинает жаловаться и говорить, что это не он все придумал, называет имена «зачинщиков». А вот Кирилл — частый организатор разного рода озорства — никогда не жалуется и тем более не плачет, когда его наказывают. Очевидно, что озорник Кирилл готов нести ответственность за свое поведение, а тихий Витя — нет. Характер ребенка, без сомнения, влияет на то, будет ли развиваться ответственность. Но характер — это не что-то «заданное» изначально, по факту рождения. Воспитательная позиция родителей развивает или подавляет развитие качеств, которые заложены при-родой. Итак, какие же качества влияют на то, чтобы ребенок рос ответственным?

  • Инициативность. Ребенок, опасающийся проявить собственную инициативу, никогда не станет по-настоящему ответственным взрослым. Он будет тянуть время, не принимая никакого решения, и иногда такое поведение принимают за сверхответственность, но на деле это просто боязливость. Поэтому ребенку-дошкольнику стоит позволять проявлять инициативу в различных делах. Часто эти дела воспринимаются взрослыми как «безобразие» или проказы (например, когда ребенок стирает свою маечку, высыпав в таз всю пачку порошка), но они необходимы, для детского развития. Для развития инициативности нужно, чтобы запретов было не слишком много, но они носили характер обязательного выполнения. Также у ребенка должно быть пространство для реализации собственных замыслов, будь то строительство крепости из диванных подушек или оклеивание наклейками своего шкафа.

  • Стремление к самостоятельному принятию решений. Если ребенок хочет надеть синие джинсы, а не бежевые шорты, стоит ему это позволить, пусть даже ему будет немного жарко, Пусть он поймет, что его решения не всегда верны и нужно учитывать информацию, которую он может получить от других (например, когда вы ему сообщаете, что на улице жарко). Пусть он сам выбирает, какой краской рисовать, что именно лепить из пластилина и какую игрушку он хочет получить в подарок. Очень важно, чтобы у ребенка накапливался опыт самостоятельного принятия решений и последствий, которые они за собой несут.

  • Умение быть критичным к собственным действиям и воспринимать критику других. Сначала ребенок учится воспринимать критику близких взрослых, а затем (в возрасте около 5 лет) становится более критичным к своим собственным поступкам. Сначала малыш начинает понимать: его действия привели к определенному (например, негативному) результату, а уж потом развивается способность предугадывать результат. Родителям детей-дошкольников нужно обращать внимание, чтобы эта оценка действий ребенка не была слишком резкой, чтобы не снизить инициативность или самостоятельность. Критика необходима, но она должна быть доброжелательной и завершаться на позитивной ноте.

  • Умение анализировать свое поведение с точки зрения социальной правильности. Следование многим нормам усваивается с раннего возраста бессознательно. Но, ближе к школьному возрасту, ребенок начинает задумываться, правильно ли он поступает в общении со своими сверстниками и взрослыми. Не обиделась ли бабушка, когда я с ней не поздоровался? Такие вопросы начинают волновать детей, особенно после 5 лет. Они начинают понимать, что их поведение влияет на настроение близких людей.

  • Хороший самоконтроль. Люди, способные контролировать свое поведение, проявление чувств, ответственнее, чем импульсивные и порывистые. Контроль связан с процессами возбуждения и торможения в головном мозге. Если они уравновешены, то самоконтроль хороший. У детей до 3,5 лет процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, поэтому им трудно контролировать свои желания и эмоции. Именно поэтому от детей этого возраста еще очень трудно требовать ответственного поведения. Но дальше самоконтроль становится лучше, хотя сильно зависит от особенностей темперамента ребенка.

  • Осмотрительность. Не стоит путать это качество с боязливостью. Здоровая осмотрительность просто необходима для того, чтобы принимать ответственные, продуманные решения.

Стратегия воспитания

Карина, Лида и Маша — мамы 5-летних детей, они часто встречаются на детской площадке. Их занимают вопросы воспитания детей. Карина утверждает, что детям нужно давать свободу, но свобода без ограничений — это вседозволенность. Лида говорит, что ребенок должен расти свободно, почти без запретов, чтобы вырасти творческим человеком. Ну а Маша твердо отстаивает свою линию воспитания: ребенок еще мал, чтобы знать, что хорошо, а что плохо, и все должны решать родители. Кто же прав? Формирование ответственности начинается со стиля родительского воспитания: авторитетного, попустительского или авторитарного.

  • Авторитетный родитель соединяет высокую степень контроля с принятием и поддержкой растущей самостоятельности детей; существуют четкие правила поведения, и родитель обсуждает их с ребенком. У таких родителей вырастают самые ответственные дети.

  • Родители попустительского стиля почти не ограничивают поведение детей, а когда пытаются ограничить, делают это настолько неуверенно, что ребенок не слушается. В семье сохраняется добрая, сердечная атмосфера. Но такие дети испытывают трудности в ситуациях, когда нужно сдержать свои порывы или отложить удовольствие ради дела.

  • Авторитарный стиль родительского поведения заключается в жестком контроле над поведением детей, которые исключены из процесса принятия решений. Чтобы ни случилось, «порядок есть порядок». Такой стиль воспитания приводит к подавлению инициативности и стремлению принимать собственные решения из страха перед наказанием. И. в конечном итоге, либо выросший ребенок начинает бунтовать и приобретает самостоятельность, порвав все связи с родителями, либо остается безответственным исполнителем на всю жизнь.

«Золотой серединой» является, конечно, авторитетный стиль воспитания, т.к. в нем сбалансированы необходимый контроль за поведением ребенка и предоставление ему разумной самостоятельности.

Кирпичики ответственности

Поручение посильных дел. Подумайте и четко определите сначала для себя, какие обязанности по силам вашему ребенку. Сделайте карточки с изображением этих обязанностей. Вы можете их нарисовать, вырезать подходящие картинки из журнала или просто сфотографировать вашего ребенка за исполнением определенной обязанности. Например, обязанность убирать игрушки может быть изображена как ящик с игрушками. Обязанность полить цветы — как лейка рядом с горшком с цветами. На каждое дело — по карточке. Карточек может быть столько, сколько дел вы считаете посильными для вашего малыша. Напоминание и контроль. Малыши — очень отвлекаемые существа, и за просмотром мультика или интересной игрой они вполне могут забыть об обязанностях. Чтобы напомнить им не обязательно словами, т.к. постоянные напоминания изматывают и родителей, и детей, вы сделали карточки. Прикрепите их на магнитную доску или холодильник в том количестве, каком они должны быть исполнены сегодня. Пусть «крупных» дел наберется не больше 1-2 в день для трехлетнего малыша и не более 4~5 Для шестилетнего. На следующий день какое-то из заданий (главное, чтобы не все сразу) может быть заменено на другое, поэтому и карточек нужно больше, чем рекомендованное количество заданий в день. Если вы понимаете, что ребенок забыл о важном задании, просто подведите его к карточкам и спросите, все ли он сделал? Поощрение и санкции. Это исключительно важный момент, без которого вся система теряет смысл. Договоритесь с малышом, что каждое выполненное дело будет отмечаться на карточке появлением магнитика, например, в форме забавной зверушки или буквы. Тогда ему будет легко отследить, какие дела сделаны, а какие еще нет. Если к концу дня не все дела оказались выполненными, то наступают санкции. Мягкий вариант — малыш просто не получает ожидаемого числа магнитиков. Более строгий вариант — он получает магнитов меньше на столько, сколько дел он не выполнил. По истечении недели он может обменять магниты на какую-то привилегию, о чем также должно быть заранее известно ребенку. Чем понятнее для малыша условия, тем легче будет ему и вам. Важно! В этой системе обязательно должна быть четкость, иначе она не принесет результатов. Эта система основана на методе позитивного подкрепления: в поведении ребенка закрепляется то, что ведет к хорошим последствиям, и изживается то, что ведет к неприятным. Чтобы увидеть первые результаты, нужно будет как минимум 7-10 дней. Стойкие же результаты достигаются при продолжительном использовании.

Тактика воспитания ответственности

  • Буду как мама! Основа детской ответственности — это ответственное поведение его близких людей. Жизненная позиция ответственных людей видна в каждой мелочи, и ребенок впитывает ее естественно, без усилий, Такие родители всегда выполняют обещания, данные детям. Малыш видит, как ответственно относится его мама к работе или домашним обязанностям и в играх копирует именно такое поведение, делая его основой собственного характера.

  • Поощрения и санкции. Этот метод строится на теории положительного подкрепления: то, что несет позитив, закрепляется в поведении, а то, что несет негатив, -избегается. Предположим, вы решили, что ребенок должен сам убирать свою одежду в шкаф, а не бросать на стуле. Некоторым детям достаточно эмоциональной реакции родителей, для них улыбка — это награда, а сдвинутые брови — наказание. Такие дети тонко чувствуют состояние родителей и опираются на него в своем поведении. Но далеко не все дети способны на это. Поэтому можно применять другие методы поощрения и санкций. Например, выдавать цветные магнитики каждый раз, когда ребенок сам вспомнил о своих обязанностях (их в конце недели можно будет обменять на какую-то привилегию, например, на поход в парк аттракционов). А в случае, если он забывает об обязанностях, можно договориться, что он будет петь «В траве сидел кузнечик», Игра становится интереснее, если ребенок также следит за вашим поведением: если вы бросили одежду на стул, он также может потребовать исполнения «Кузнечика». В этом случае санкции воспринимаются как более справедливые, т.к. правила едины для всех.

Есть также понятие так называемых «естественных санкций». Например, ребенок забыл поставить просушить обувь, и к вечерней прогулке сапоги остались мокрыми. В этом случае для малыша наступают эти самые естественные санкции: ему не в чем идти гулять. Но важно при этом, чтобы речь шла об обязанностях из оговоренной и хорошо известной обеим сторонам «зоны ответственности» ребенка. Если сапоги обычно ставит сушить мама, а тут забыла и решила переложить свою ответственность на малыша, то это не «естественные санкции», а поведение, привносящее путаницу в воспитание ответственности, Ребенок должен принимать последствия только за то, за что он действительно отвечает.

  • Как в сказке. Еще один метод, близкий детскому восприятию, — это чтение и обсуждение литературных произведений. Замечательные произведения на эту тему, например, «Незнайка» Н. Носова и стихотворный цикл «Младший брат» А. Барто. Практически в любой книге или мультфильме можно найти тему ответственности в поведении персонажей. Обращайте внимание на эти эпизоды, обсуждайте с ребенком. Может быть вы вместе придумаете свою сказку о том, как Зайчишка учился быть более самостоятельным и ответственным?

  • Учимся, играя! Игра для дошкольников — это ведущая деятельность. Самый эффективный способ вложить что-то полезное в детскую голову — это поиграть с ним. Например, ежевечернюю уборку также можно превратить в игровой процесс: поставить машинки в гараж и положить кукол спать. Можно посоревноваться с малышом, кто больше уберет игрушек, только важно дать ему победить!

Важно помнить, что личность малыша только формируется, и полной ответственности от него ждать не приходится, да и не нужно, т.к ответственность — это большая нагрузка даже для взрослой личности, и ребенок к ней пока не готов. Нужно деликатно и терпеливо закладывать основы ответственности, которые обязательно разовьются в более позднем возрасте. И, конечно, главное для ребенка — это видеть пример близкого взрослого: ответственного, самостоятельного, в меру требовательного, но готового предоставить необходимую самостоятельность.

 

Как воспитать ответственность у ребенка с рождения?

Если перефразировать знаменитые строки А.С. Пушкина, охото воскликнуть: «Ответственность… как много в этом звуке!». А ведь на самом деле много, причем настолько, что иногда особенно молодые родители, пытаясь привить это чувство своим чадам, начинают путаться, размывая понятия и раздергивая его. Так, не заботясь о душевном равновесии ребенка, они настаивают, чтобы обязательно был порядок на полке с игрушками. Вместо того чтобы позаботиться о чистоте мыслей и помыслах своего ребенка, они настаивают на чистоте гигиенической или в школьных вещах: дневниках, тетрадках, портфеле. В самом деле это только составные пазлы, а не первооснова ответственности…Что же на самом деле это такое и как воспитать ответственность у ребенка? Давайте разложим все по полочкам, беря за основу определение «безответственность» — неумение дать ответ, оценить сделанный поступок и сделать его самостоятельно.

Забота — как первооснова ответственности

К сожалению, ответственность – не врожденное чувство и даже не привитое, а именно воспитанное, причем таким образом, чтобы человек сам хотел ее ощутить и проявить. Психологи определяют ее как искреннее (!), абсолютно добровольное, самостоятельно осмысленное действие, или решение за что-то либо кого-то нести ответ, проявлять заботу, быть готовым к тому, чтобы взять вину за проступок на себя, и достойно принять награду за достижение и успехи (и в первую очередь – моральное вознаграждение). А как воспитать ответственность у ребенка, чтобы он таким вырос?

Это чувство может родиться и развиться только тогда, когда человек постоянно имеет перед глазами пример, подтвержденный поступками. Поэтому прежде, чем воспитывать, а тем более ждать проявления ответственности у ребенка, покажите и докажите ему ее необходимость. Самый простой способ – забота о своем малыше – искренняя и неподдельная. Первый и самый, пожалуй, важный шаг к воспитанию и осознанию ответственности – осмысление ребенком своей ценности и необходимости.

Как воспитать ответственность у ребенка на примерах

Человек, никогда не испытывавший заботу, просто не в состоянии проявлять ее по отношению к другим. Но при этом она должна быть положительно-мотивационной. Как воспитать ответственность у ребенка? Проще всего это пояснить на таких примерах-сравнениях:

  • ребенок, желая побыстрее перейти дорогу, не смотрит по сторонам. Одна мама при этом дергает его за руку и кричит, что есть мочи: «Недоумок! Вытаращил глаза, а по сторонам не смотришь! Тебя же могли задавить! А человеку потом отвечать!». Вторая: «Малыш, подожди, нужно сначала посмотреть влево, затем – вправо, и только если там нет подъезжающих машин – перейти. Иначе всем будет очень больно и плохо!»;
  • карапуз, увлеченно рисуя красками, весь извозился, да еще и потянулся к братику или сестре, не выпусти из рук кисточку. Реакция первой мамы: «Извозюкался как свинтус! Немедленно брось кисточку и вымой руки!» Второй: «Котенок, осторожней, ты можешь капнуть краской на сестренку/братика. Как ты считаешь, ему/ей это понравится?»
  • малыш поймал в траве ящерицу и, желая разглядеть ее повнимательней, растягивает во всю длину. Мама номер один возмущенно кричит: «Выкинь эту гадость немедленно! Еще укусит или какая-то зараза прицепится». Номер два: «Солнышко, она живая, маленькая, будь осторожен – не делай ей больно».

И та, и другая мама проявляет заботу. Вот только первая полностью демотивирует своей заботой малыша, убивая в нем возможность сопереживать, отвечать за самого себя. Вторая – мотивирует ответственность: пойми и осознай, как твой поступок может повлиять на ситуацию. Если ты будешь немилосерден, невнимателен и не станешь отвечать за то, что сделал. В первом случае малыш вынуждено подчиняется. Будучи абсолютно убежден, что его не любят – постоянный грубый запрет, воспринимается именно как отрицание любви. Во втором он, принимая любовь, учится любить.

Как воспитать ответственность у ребенка и с какого возраста начинать

С какого именно возраста нужно начинать воспитывать чувство ответственности? С двух лет. Как правило, именно к этому возрасту кроха может давать себе отчет, что поступок взаимосвязан с последствием – имеет навыки первичного анализа. До двух лет он только наблюдатель родительской реакции на то или иное свое действие.

Но это совсем не обозначает, что на ребенка сразу нужно сбрасывать груз «должен, можешь, нужно». Как воспитать ответственность у ребенка? Его самосознание лишь в начальной стадии, и настолько хрупкое, что его можно сравнить с первым льдом. Добавьте ему крепости: расставлением точных и верных акцентов, примером (в том числе и сказочно-мультяшным), терпеливо-спокойным разъяснением. И даже если его реакцией на ваши старание будет противодействие (а оно обязательно будет – дети так устроены: проверять сказанное обратным), вам нужно спокойно и точно разграничить (и делать это ежечасно и ежедневно) черту между:

  • хочу-могу;
  • приемлемо-плохо.

Например, стало интересно, почему это нельзя собаку или кошку тянуть за хвост – потянул – цапнула. Объяснить: ей было больно – стало больно тебе, она испугалась – теперь тебе страшно. И делать это нужно не поглаживая малыша: «ты мой бедненький». А спокойно, и твердо: действие порождает следствие (обязательно обняв его, прижав к себе и подув на ранку).

Как воспитать ответственность у ребенка? Активизировать воспитание чувства ответственности следует с 3,5 лет. С этого возраста ребенку уже можно и очень нужно давать посильные ему поручения. Как вариант: «Назначаем тебя ОТВЕТСТВЕННЫМ за сбор тарелок», «ты, как самый главный и аккуратный ОТВЕЧАЕШЬ за цветочек на подоконнике». И обязательно похвалить: «Как быстро же ты справился!», «Цветочек даже позеленел от счастья. А все потому, что ты его полил».

Не донес тарелку, пролил воду – не спешите ругать! Малыш – не робот, все сделать точно и с первого раза ему трудно. Подскажите и покажите, как нужно, дополняя объяснение примерно такой фразой: «как ты думаешь, если мы вытрем воду, чтобы никто не поскользнулся, будет лучше или пусть так останется?». Крохе необходим выбор – осознанное понимание.

Начал — выполни

Когда ребенку исполнится 5 лет, нужно ввести в его сознание слово «должен». Самый простой пример: начал дело – должен довести его до конца, дал кому-то слово (пообещал держать ответ) – должен его выполнить. Хороший помощник в этом деле – сказки. В ней главные герои всегда держат слово.

Как это сделать на практике? Посадите с подросшим малышом какое-то зернышко или луковичку, мотивируя его взять на себя ответственность по уходу за подрастающим растением. Наблюдайте, как он это делает, но не вмешивайтесь.

Если растение по каким-то причинам не вырастает или болеет, не спешите ругать малыша, дескать вовремя не полил, землю не разрыхлил… Поддержите его, подчеркивая, что вы ничуточки не сомневаетесь, полностью уверены, что у такого ответственного человечка все получится, «вот только здесь немножко подправим, и там я тебе помогу – так ведь будет лучше, да?». Он сам должен понять, насколько растение от него зависимо.

Вывод

Привыкая отвечать за свои поступки, малыш проникается ответственностью и аккумулирует это чувство в себе. Вы же со своей стороны должны проявить родительскую любовь, направлять и корректировать его. Именно так – в тандеме – рождается и пускает корни ответственность. Вот такой получился продолжительный ответ на вопрос, как воспитать ответственность у ребенка?

[rev_slider alias=»кнопка1″][/rev_slider]

Поставьте оценку этому посту

10 простых правил от детского психолога

Психолог, педагог и специалист по развитию ребенка Виктория Мараховская уверена, что ответственность у детей нужно воспитывать начиная с четырех-пяти лет. Для начала можно предложить малышу убрать за собой игрушки. В этом возрасте надо обязательно поощрять эти действия похвалой.

Вот увидишь, после 8 лет подросший ребенок уже сможет самостоятельно убирать в комнате и вымыть за собой посуду.

Подростка же можно просить сходить в магазин, убрать во всей квартире, следить за младшими сестрами-братьями, самостоятельно выполнять домашнее задание.

Особенно важно воспитывать ответственность с самого маленького возраста, ведь она — залог формирования самостоятельности у малыша и свободной личности.

Что же делать родителям, чтобы воспитать ответственность?

  1. Первое и главное правило! Родители — пример для детей. Если взрослые не проявляют ответственности, ребенок даже и не узнает о ней.
  2. Ответственность воспитывается осознанно и последовательно. Все твои действия должны быть такими!
  3. У ребенка должны быть посильные задания, за выполнение которых он будет отвечать. При невыполнении поручений, маленький человек должен сам почувствовать последствия безответственности. Не старайся все исправить, и не берись выполнять все за малыша. Обязательно обсуди причины и последствия неприятной ситуации, поговори о важности этой задачи.
  4. Дай право выбора. Всегда предлагай малышу несколько задач на выбор. И не забывай обсудить пути их выполнения.
  5. Пока ребенок маленький учи его уважать других людей, расскажи о сочувствии, о доброте и взаимовыручке, и о том, что некоторые его действия могут причинить неудобства другим людям.

    Читай также: Почему он неуклюжий? Диспраксия у ребенка: диагноз, который все объясняет

  6. Самоконтроль. Ребенок должен учиться саморегуляции и контролю событий в собственной жизни. Его не нужно до 18 лет будить в школу, спрашивать, выполнено ли домашнее задание, собран ли портфель. Договоритесь, что с определенного возраста — он ​​сам хозяин своих дел. Однако дай знать ребенку, что ты всегда поддержишь его в любом случае.
  7. Ребенок — равноправный член семьи. Если у него будут обязательства, он будет чувствовать свою значимость.
  8. Развивай и поощряй инициативу в принятии решений.
  9. Планирование времени. Чтобы выполнить все поручения, необходимо научиться расставлять приоритеты — сформируйте вместе режим и план дня.
  10. Готовь ребенка ко взрослой жизни. Начинай с детского возраста подводить ребенка к мысли, что когда ему исполнится 18 лет, он станет взрослым и полностью самостоятельным, будет работать, оплачивать свои счета. Но говори об этом с уверенностью, что у твоего крохи обязательно все получится! 

 

Виктория Мараховская

Психолог, педагог и специалист по развитию ребенка 

instagram

 

 

 


фото: shutterstock

Дошкольное образование в США

Во всем мире принято считать, что дошкольное образование приносит пользу детям. Конференция, спонсируемая ООН в начале 90-х годов, подчеркнула важность обучения детей в первые годы их умственного развития. По словам докладчиков конференции, образовательные программы, разработанные для детей дошкольного возраста, могут снизить процент отсева детей из школы в будущем, улучшить познавательные способности детей и другие функции мозга, а также улучшить общее качество жизни.Чтобы удовлетворить потребности детей, особенно в Соединенных Штатах, больше внимания уделяется дошкольным образовательным программам и программам дневного ухода, поскольку оба родителя все чаще работают вне дома. Поскольку все больше детей получают дошкольное образование в детских садах и дошкольных учреждениях, важно проанализировать эффективность и будущее этих программ.

Дошкольное образование в США

В Соединенных Штатах большинство образовательных программ, финансируемых за счет налогов, организуются и управляются на местном уровне и уровне штата.Фактически, только около 10 процентов денег, выделяемых на образование, выделяется федеральным правительством. Остальные 90 процентов финансирования поступают от государственных и муниципальных органов власти и частных организаций. Поскольку большая часть образования осуществляется на местном уровне, законодательные органы штатов и местные школьные округа определяют учебные планы и стандарты тестирования. Частные школы обычно разрабатывают свои собственные учебные программы и стандарты.

Новые тенденции в дошкольном образовании в США

Поскольку большинство программ дошкольного образования находятся в ведении частных организаций, на уровне штата и на федеральном уровне предоставляется больше средств, чтобы дать детям возможность посещать дошкольные учреждения, особенно детям из семей, живущих за чертой бедности. .Федеральное финансирование дошкольных программ обычно поступает в виде грантов Title-I, распределяемых Министерством образования США. Аналогичным образом, больше денег выделяется на программу Head Start и другие дошкольные программы после того, как Конгресс США принял Закон «Ни одного отстающего ребенка». Программа Head Start и другие дошкольные программы предназначены для подготовки детей младшего возраста к формальному начальному и среднему образованию. Особое внимание уделяется работе с детьми из групп риска или с детьми с особыми потребностями.Фактически, деньги предоставляются в виде грантов для дошкольного образования на специальное образование для финансирования дошкольных программ для детей с особыми потребностями. Поэтому, поскольку уже существует множество частных программ для детей, родители которых могут позволить себе обучение, федеральное правительство прилагает больше усилий для финансирования программ для детей, родители которых не могут позволить себе обучение в частных дошкольных учреждениях. Несмотря на то, что прилагаются усилия, чтобы сделать дошкольное образование доступным для всех американских детей, плата за дошкольное обучение продолжает расти.Годовая плата за обучение в некоторых дошкольных учреждениях сопоставима с годовой оплатой за обучение в университетах Лиги плюща. Повышение стоимости обучения в дошкольных учреждениях затрудняет для родителей отправку своих детей на эти программы. В отличие от Соединенных Штатов, европейские страны используют государственные деньги для финансирования дошкольных учреждений.

Заключение

Хотя конкуренция между дошкольными учреждениями является одним из способов снижения стоимости обучения, необходимо принять меры правительства, чтобы сделать дошкольное образование более доступным для детей любого происхождения, будь то этническое, экономическое или социальное.Инвестиции в дошкольное образование принесут пользу отдельным детям и обществу в целом.

Узнать больше о дошкольном учреждении

Frontiers | ICF-CY как основа для понимания участия детей в дошкольных учреждениях

  • 1 РЕБЕНОК, Школа образования и коммуникации, Университет Йёнчёпинга, Йёнчёпинг, Швеция
  • 2 Шведский институт исследований в области инвалидности, Университет Йёнчёпинга, Йёнчёпинг, Швеция

Участие в дошкольном образовании предсказывает развитие, обучение и благополучие детей в более поздние школьные годы.Время, в течение которого дети занимаются деятельностью и социальным взаимодействием, является условием дошкольного включения. Вовлеченность — это часть конструктивного участия, которое определяется посещаемостью и вовлеченностью. Два предложенных основных параметра вовлеченности были определены как важные при оценке участия детей в дошкольной деятельности. Поскольку вовлечение является ключевым вопросом в вовлечении всех детей, а дошкольное образование становится для них общим контекстом, становится все более важным понимать концепцию вовлечения в этих условиях.В Швеции большинство детей посещают дошкольные учреждения, но дети, нуждающиеся в особой поддержке, как правило, не получают достаточной поддержки для повседневного функционирования. Это исследование было направлено на концептуальную концепцию участия детей в дошкольных учреждениях с помощью ICF-CY в качестве основы для уточнения основных и связанных с развитием аспектов взаимодействия, включенных в опросник взаимодействия с детьми (CEQ). Содержание CEQ было определено посредством процессов связывания на основе правил связывания ICF с некоторыми исключениями. Были признаны конкретные проблемы и решения.Чтобы определить параметры взаимодействия в ICF-CY, элементы CEQ, относящиеся к главам ICF-CY, были интегрированы в двухмерную модель взаимодействия. Результаты показали, что вовлеченность, измеряемая для дошкольного возраста, в основном связана с обучением и применением знаний, относящихся к деятельности и участию, но эта связь выявила недостающие области. Более широкие перспективы повседневного функционирования детей требуют расширенной оценки с учетом взаимных влияний между деятельностью, участием, функциями тела и контекстными факторами.В отношении основного и развивающего участия полученные данные подчеркивают важность для дошкольного персонала обращать внимание на то, как дети делают что-то, а не только на то, что они делают. Действия, связанные с основным взаимодействием, включают базовые навыки; те, которые связаны с вовлечением в процесс развития, предъявляют к ребенку более высокие требования. Связь проблем, связанных с дошкольным воспитанием, не соответствовала тем, о которых сообщалось в отношении здоровья ребенка. Использование ICF-CY в качестве основы с общим языком может привести к открытому обсуждению между людьми, окружающими ребенка, прояснить различные точки зрения и знания людей и облегчить принятие решений о том, как оказывать поддержку ребенку в повседневных жизненных ситуациях в дошкольном учреждении. и дома.

Введение

Исследователи раннего детства предположили, что участие детей в дошкольных учреждениях является сильным предиктором для обучения, развития и благополучия в более поздние школьные годы (Hamre and Pianta, 2001; Belsky et al., 2007; Ladd and Dinella, 2009; Chien et al. , 2010; Fuhs et al., 2013). Вовлеченность определяется как время, в течение которого дети активно взаимодействуют с материальными, другими людьми или ситуацией (McWilliam and Bailey, 1992; De Kruif and McWilliam, 1999). Вовлеченность, по-видимому, является важным компонентом развития и обучения детей, нуждающихся в особой поддержке в дошкольном возрасте (Dunst et al., 2006; Прамлинг Самуэльссон и Йоханссон, 2006 г.). Его можно рассматривать как ключевой компонент в выявлении детей, нуждающихся в особой поддержке в дошкольном возрасте (Almqvist, 2006). Другими словами, chil

Почему дошкольное образование важно?

Дошкольное образование — это термин, который относится к периоду времени от рождения ребенка до момента его поступления в детский сад, по словам доктора Джессики Альварадо, директора академической программы бакалавриата по развитию детей младшего возраста в Национальном университете.По словам Альварадо, это важное время в жизни детей, потому что именно тогда они впервые узнают, как взаимодействовать с другими, включая сверстников, учителей и родителей, а также начинают развивать интересы, которые останутся с ними на протяжении всей их жизни.

Но Альварадо говорит, что существует распространенное заблуждение, что дошкольное образование — это только обучение базовым навыкам. «Это гораздо больше, — говорит она. «Это время, когда дети осваивают важные социальные и эмоциональные навыки, и между ребенком, их родителями и учителем формируются партнерские отношения.Когда это делается успешно, это закладывает основу для продолжения этого процесса на протяжении всего обучения ребенка ».

Страны всего мира осознают важность дошкольного образования. ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры) — это международный руководящий орган, миссия которого состоит в том, чтобы «способствовать построению мира, искоренению бедности, устойчивому развитию и межкультурному диалогу посредством образования». Вот что организация говорит о важности дошкольного образования:

«Воспитание и образование детей младшего возраста (ВОДМ) — это больше, чем подготовка к начальной школе.Он направлен на комплексное развитие социальных, эмоциональных, когнитивных и физических потребностей ребенка с целью создания прочной и широкой основы для непрерывного обучения и благополучия. У ВОДМ есть возможность воспитать заботливых, способных и ответственных будущих граждан ».

Какие конкретные результаты дает дошкольное образование для будущего ребенка?

Как объясняет Альварадо, результаты различаются, но все они были положительными.«Исследования рассматривали все, от широких социальных преимуществ дошкольного образования до чего-то столь же конкретного, как результаты обучения STEM (наука, технология, инженерия и математика), и то, как знакомство детей с этими темами на раннем этапе может иметь длительное влияние», — говорит.

Она также подчеркивает важность поощрения педагогов дошкольного воспитания к тому, чтобы действительно узнать своих учеников и каждый из их конкретных интересов. «Когда [учителя] делают это, эти отношения могут реально влиять на учеников изо дня в день и укреплять доверие — и исследования показали, что когда дети чувствуют себя комфортно и доверяют окружающим их людям, они учатся быстрее и успешнее», — говорит она.

Участие родителей также является важным компонентом этого процесса построения отношений, и Альварадо говорит, что для учителей на этом уровне важно тесно сотрудничать с семьями. «Когда партнерство между учителями и семьей оказывается успешным, мы видим, что это позитивно отражается во всем жизнь ребенка », — объясняет она.

Каково работать в дошкольном образовании?

По словам Альварадо, тот, кому нравится работать с детьми и хочет оказывать долгосрочное влияние на их жизнь, вероятно, будет счастлив, сделав карьеру в дошкольном образовании.«Помогать детям учиться и расти — большая часть этого, но эта область также предоставляет множество возможностей для саморазвития — не только в ваших знаниях, но и в целом в вашем социальном эмоциональном росте. Это может помочь вам развить лидерские качества и стать рефлексивным практиком ».

Если вы хотите сделать карьеру в сфере дошкольного образования, первым делом нужно получить степень бакалавра. В дополнение к тому, что требуется в вашей программе получения степени, могут быть курсовые работы для штата или страны.В зависимости от того, где вы хотите работать, будь то в США или за границей, вам следует связаться с Департаментом образования штата или Министерством образования страны, чтобы узнать о любых курсах или требованиях к лицензированию для конкретной местности.

С какими проблемами сталкиваются люди, работающие в сфере дошкольного образования?

Альварадо говорит, что одна из самых больших проблем, с которыми сталкиваются педагоги, — это найти правильный баланс между индивидуальной работой с детьми и управлением большой группой в целом.«Например, если вы работаете в классе, вы могли бы действительно сосредоточиться на изучении конкретных интересов и потребностей ребенка, в то время как у вас есть много других детей, которым также нужно ваше внимание».

Определение того, как применять и внедрять стандарты классной комнаты, также может быть проблемой для новых учителей. «Я немного сошла с ума от составления графиков в первый год, — говорит она, — но чем дольше я была в этой области, тем больше я могла сделать глубокий вдох и понять, что мне не нужно быть таким трудным. на себе.”

Она рекомендует учителям не ругать себя за ошибку. «Не пытайтесь быть идеальным, — говорит она. «Более важно, чтобы вы просто продолжали идти».

Как учителя могут улучшить результаты обучения детей в этом возрасте?

Чтобы добиться наилучших результатов в дошкольном образовании, Альварадо настоятельно предлагает работающим учащимся естественные любопытства в планы уроков. «Да, мы хотим взглянуть на стандарты», — говорит она.«Да, есть флажки, которые нам нужно проверить, но большая часть того, что мы делаем с маленькими детьми, — это анализ их интересов и использование этих интересов для более активного вовлечения их в обучение».

Альварадо объясняет, что учителя могут брать темы или предметные области, которые интересуют отдельных учеников, и расширять их с помощью занятий в классе или дома. Ориентация на эти области может помочь ученикам развить навыки критического мышления, позволяя им давать более сложные ответы, чем « да или нет.» Чтобы проиллюстрировать эту технику, Альварадо описывает студента, который проявил страсть к насекомым.Сначала она говорит, что была застигнута врасплох и не знала, что делать, но затем она поняла, что может использовать этот интерес к ошибкам, чтобы заинтересовать ребенка рядом других предметов, помимо науки. «Там могла быть математика, языковое искусство — на самом деле речь шла об использовании конкретных интересов ребенка, чтобы открыть для них новые двери».

Почему учащиеся должны делать карьеру в дошкольном образовании?

Дошкольное образование — это широкий и разнообразный карьерный путь.Альварадо считает, что если вам нравится работать с детьми и вы готовы выполнить работу, необходимую для получения степени, вы найдете это вознаграждением.

Это также развивающаяся область.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *