Возрастные психологические особенности детей 4 5 лет: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 4-5 лет

Содержание

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 4-5 лет

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 4-5 лет

Возраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья. Кризис 3 лет остался позади, дети стали более эмоционально устойчивыми. Снижается утомляемость, фон настроения выравнивается, становится более стабильным, менее подверженным перепадам.

Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает.

К четырем годам эмоциональное развитие ребенка достигает такого уровня, что он может вести себя образцово. То, что дети способны к так называемому «хорошему» поведению, еще не значит, что оно постоянно будет таким.

 Если четырехлетний ребенок очень устал или перенес полный напряжения день, его поведение скорее напомнит поведение ребенка более младшего возраста. Это сигнал взрослому, о помощи — в данный момент на ребенка навалилось слишком много, чтобы он мог это вытерпеть. Ему нужны ласка, утешение и возможность некоторое время вести себя так, как если бы он был младше.

Важнейшими новообразованиями этого периода являются:

— завершение в основном процесса формирования активной речи

— выход сознания за пределы непосредственно воспринимаемой действительности.

ТО ЕСТЬ В ЭТОТ «ТИХИЙ» ПЕРИОД ПРОИСХОДИТ — активное формирования всех отделов мозга, отвечающих за восприятие мира и переработку информации, а также образного правого полушария. Т.е в этот период как раз формируются центры пространственного анализа и синтеза, благодаря которым позднее обеспечиваются обучение математике, языку, чтению и письму.

Дети этого периода испытывают острую потребность в движении. В случае неудовлетворения этой потребности, ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными.

В связи с чем такая острая потребность в движении у детей 4-5 лет?

Основные ресурсы мозга должны быть направлены на развитие сенсорно-моторной основы интеллекта: как можно больше впечатлений для различных органов чувств, постоянное упражнение в ловкости (бегать, прыгать, ползать, лазать и т.

п.) Благодаря правильно сформированному сенсорно-моторному базису такие сложные навыки как чтение, математика, письмо будут легко формироваться и автоматизироваться.

Поэтому в этот жизненный период особенно важно наладить разумный двигательный режим, насытить жизнь детей разнообразными подвижными играми, игровыми заданиями, танцевальными движениями под музыку, хороводными играми.

Могу сказать вам, что знание букв и цифр в этом возрасте НЕ является признаком хорошего интеллекта, скорее говорит об «обкрадывании» тех отделов мозга, которые должны в этот момент развиваться.

ВЗРОСЛЫЕ

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого.

Взрослый теперь представляет интерес в первую очередь как источник ЗНАНИЙ. Общение выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Начало великого периода «ПОЧЕМУЧЕК». Одни и те же вопросы дети задают по нескольку раз. Терпения.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен данного периода жизни ребенка.

Отрицательная оценка, если она неизбежна, может прозвучать только в ситуации индивидуального общения, когда её никто, кроме самого ребёнка, не слышит.

В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают.

У детей лучше, чем у взрослых, развита интуитивная способность улавливать чужое эмоциональное состояние, поскольку они не придают такого значения словам, как взрослые. Поэтому важно не упустить это благодатное время для развития у ребенка эмпатии, сострадания, общительности, доброты.

 

Для сопереживания и умения проявлять адекватные реакции на чужие эмоции ребенку нужен опыт совместного проживания своих эмоций и эмоций партнера по общению при различных по характеру эмоциональных воздействиях.

Ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать.

СВЕРСТНИКИ

Дети 4-5 лет начинают проявлять интерес к своим сверстникам как к партнёрам по игре. Мнение сверстника приобретает особую значимость. Совместная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, в магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.

Поэтому желательно организовывать формы взаимодействия детей, предполагающие сотрудничество, а не соревнование.

ФЕНОМЕН ВОЗРАСТА 4-5 ЛЕТ

«ЯБИДНИЧЕСТВО»

Именно к пяти годам мы замечаем многочисленные жалобы — заявления детей воспитателю или родителю о том, что кто-то делает что-то неправильно или кто-то не выполняет.

Нельзя расценивать такие заявления ребенка как «ябедничество» и отрицательно к ним относится. Между тем «заявление» ребенка свидетельствует о том, что он осмыслил требование как необходимое и ему важно получить авторитетное подтверждение правильности своего мнения, а также услышать от взрослого дополнительные разъяснения по поводу «границ» действия правила. Обсуждайте с ребенком случившееся, помогайте ему утвердиться в правильном поведении.

 

 

Педагог-психолог

МДОБУ «ДСКВ № 10»

  

 

 

 

Опубликовано 14.01.2015

Page not found — Сайт педагога-психолога «ПСИХОЛОГиЯ» Соловьевой Л.А.

Unfortunately the page you’re looking doesn’t exist (anymore) or there was an error in the link you followed or typed. This way to the home page.


Blog

  • 07/21/2019 — Дорогие коллеги! После длительного отпуска, связанного с ремонтом нашего детского сада, я снова в строю! Следите за новостями)
  • 11/22/2018 — Дорогие коллеги! Поздравляю Вас с нашим профессиональным праздником! Позитива, оптимизма, успехов в профессии!
  • 09/16/2018 — Уважаемые коллеги, посетители сайта! В конкурсе «Мой кабинет-моя гордость!» началось голосование! Участникам важен КАЖДЫЙ ваш голос!!!!
  • 09/03/2018 — Дорогие коллеги! Поздравляю Вас с началом учебного года! Терпения, вдохновения, творчества, инициативы!!!
  • 08/01/2018 — Дорогие коллеги! Приглашаю Вас принять участие в конкурсе «Мой кабинет-моя гордость!»
  • 03/07/2018 — Дорогие женщины, девушки, девочки! Поздравляю Вас с весенним женским праздником 8 Марта! Солнечного настроения, позитива, цветов!!!
  • 02/23/2018 — Дорогие мужчины, папы, дедушки! Поздравляем Вас с Днем защитников Отечества!
  • 11/26/2017 — От всей души и искреннего сердца желаю всем мамам, будущим и настоящим, крепкого здоровья, счастливых глаз, спокойных ночей, ласковых улыбок!
  • 10/23/2017 — Уважаемые родители подготовительной группы «Журавлик»! Приглашаю вас на тренинг «Мир наших эмоций» в рамках проекта «Шаг навстречу» 24 октября в 17ч.
    20мин.
  • 10/07/2017 — Победа в областном конкурсе «Лучший образовательный сайт». Награждение на губернаторском приеме ко Дню Учителя.
  • 09/27/2017 — Дорогие коллеги! С Днем дошкольного работника! Профессионального роста, новых идей, творческих задумок!
  • 09/01/2017 — Дорогие дети, родители, коллеги! Поздравляю каждого из вас с Днем знаний! Всем желаю новых побед, творческих успехов , реализации поставленных целей!
  • 07/05/2017 — Уважаемые гости моего сайта! Я ухожу в отпуск, не теряйте меня, встретимся 1 сентября!!!!
  • 06/13/2017 — Уважаемые родители детей, поступающих в детский сад! Для вас подготовлены консультации, которые помогут вам облегчить процесс адаптации вашего ребенка к ДОУ
  • 05/24/2017 — Уважаемые родители группы «Журавлик»! Приглашаю вас на консультацию по итогам диагностики психологической готовности детей к школе.
  • 05/17/2017 — Уважаемые родители группы «Солнышко»! Приглашаю вас на консультацию по итогам диагностики познавательной сферы детей. Приветствуется предварительная запись!
  • 03/16/2017 — Дорогие посетители моего сайта! Хочу поделиться с вами радостной новостью — мой сайт занял 1 место во II Всероссийском конкурсе сайтов “Я люблю свою работу 2017
  • 03/08/2017 — Дорогие девочки, девушки, женщины! Поздравляю Вас с праздником! Желаю весеннего настроения, улыбок и море цветов!!!
  • 02/16/2017 — Уважаемые родители! Вы можете вместе с детьми приступить к выполнению практической части в рамках проекта «Развиваемся вместе» по теме «Развиваем внимание»
  • 01/27/2017 — Уважаемые родители! Приглашаю вас и ваших детей поучаствовать в совместном интерактивном проекте «Развиваемся вместе!» по развитию познавательной сферы.
  • 01/18/2017 — Уважаемые родители! В связи с объявлением карантина тренинги отменяются, о дате новых встреч сообщу дополнительно! Здоровья вам и вашим деткам!
  • 01/11/2017 — Уважаемые участники проекта «Шаг навстречу!» Приглашаю вас на детско-родительский тренинг «В мире эмоций» 1 подгр. — 25.01., 2 подгр. — 26.01. в 17.30ч.
  • 12/23/2016 — Дорогие коллеги, родители, дети и гости моего сайта! Поздравляю ВСЕХ с наступающим Новым годом!!!
  • 12/11/2016 — Дорогие участники проекта «Шаг навстречу!», к сожалению нашей встречи в декабре не будет, потому что я в отпуске, жду вас в январе!!!
  • 11/23/2016 — Уважаемые родители, участники проекта «Шаг навстречу», приглашаю вас на детско-родительский практикум «Чудеса на песке»  29, 30 ноября 17.15ч.
  • 11/18/2016 — 15 ноября состоялся детско-родительский тренинг «Мы счастливы вместе» в старшей группе «Зайчик». Спасибо за позитив и активность. До новых встреч!
  • 11/10/2016 — Уважаемые родители старшей группы «Зайчик»! Приглашаю вас на детско-родительский тренинг «Мы счастливы, когда мы вместе» 15 ноября в 17.15ч
  • 10/12/2016 — Дорогие участники проекта «Шаг навстречу»! Приглашаю вас на тренинг  «Мы так похожи друг на друга».  18 октября — 1 подгр., 19 октября — 2 подгр. в 17.30ч.
  • 09/28/2016 — Уважаемые родители старшей группы! Закончилась диагностика познавательной сферы детей, приглашаю на консультацию ознакомиться с результатами.
  • 09/16/2016 — Дорогие родители! Приглашаю вас с детьми на первую встречу в рамках проекта «Шаг навстречу»! 20.09. — 1 подгруппа, 21.09. — 2 подгруппа в 17-30 ч.!
  • 09/07/2016 — Уважаемые коллеги! Дорогие родители! Поздравляю Вас с началом учебного года! Пусть он станет для нас ярким, интересным и плодотворным!

Психологические особенности детей 4-5 лет | Консультация по теме:

Психологические особенности детей 4-5 лет

У детей в этом возрасте сохраняется непроизвольность психических процессов. Важнейшими новообразованиями являются: завершение процесса формирования активной речи и выход сознания за пределы воспринимаемой действительности.

Мышление

В четыре года ребенок переходит на качественно новый уровень своего развития, у него начинается активный процесс образного мышления.

Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Дети способны упорядочить группы предметов по признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

В это время необходимо предлагать ребенку игры с геометрическими фигурами. Они мощно развивают умение моделировать, планировать. Учите ребенка отображать образец, готовую схему. В этом возрасте ребенок:

— складывает разрезные картинки, сначала из 2 и 3 частей путем зрительного соотнесения, увеличивая со временем количество частей

— складывает из кубиков целостную картинку

— собирает многосоставные фигуры из кубиков, конусов, пирамидок

— конструирует из лего по образцу

— собирает по схеме узор мелкой мозаикой

Эти игры к тому же развивают мелкую моторику руки. К ним полезно добавлять обведение любых вкладышей, их штриховку. Детям нравится лепить из пластилина и глины, разукрашивать картинки.

Память

Объем памяти возрастает. Дети запоминают до 7–8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание : помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. Активно развивается образная память и словесная. В процессе освоения речи и слушании и воспроизведении литературных произведений. Поэтому необходимо много читать ребенку и просить пересказывать прочитанное. Развивается воображение. Дети могут сами придумать небольшую сказку на заданную тему.

Внимание

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

Игры

Игра в этом возрасте проходит иначе, чем у младших дошкольников. Содержанием игры становятся отношения между людьми, роли, которые дети на себя взяли. Роли ярко очерчены и выделены. В 4 — 5 лет дети называют роль до начала игры. Конфликты, возникающие в игровой деятельности, чаще всего вызываются распределением ролей: кто кем будет. Появляются игровые действия, которые передают отношение ребенка к другим участникам игры. В процессе игры роли могут меняться.

Взаимоотношения

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.

Воображение

Воображение играет исключительную роль в психической жизни дошкольника. Отдельные предпосылки воображения складываются еще в раннем возрасте, однако наиболее интенсивно оно развивается именно а дошкольном возрасте. Дошкольник создает в игре воображаемую ситуацию, развивает ее, экспериментирует

Движения

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

Творчество

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5–6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Речь

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок.

. Ребенок начинает задавать массу вопросов, детей этого возраста иногда называю «почемучками». Это происходит потому, что ведущий мотив такого общения — познавательный. Взрослый для ребенка 4 -5 лет источник знаний, способный ответить на все вопросы.

Словарный запас ребенка среднего возраста составляет 1500-2000 слов

Появляются сложные предложения.

К пяти годам все звуки кроме Л,Р.

Ребенок способен пересказать сказку, прочитать стихотворение.

внимание+память+мышление+речь=Умный ребенок.

Если ребенок плохо говорит. Почему? Что делать?

Причины речевых нарушений:

  1. Патология беременности
  2. Родовая травма
  3. Заболевания в первые годы жизни
  4. Анестезия
  5. Анатомические нарушения в строении артикуляционного аппарата
  6. Наследственные факторы
  7. Неблагоприятные социально-бытовые условия

Основания для беспокойства:

  1. Грубые грамматические ошибки
  2. Грубые дефекты звукопроизношения

Как развивать речь малыша?

  1. Следите за своей речью: говорите выразительно и внятно;
  2. Ограничьте влияние телевизора и компьютера;
  3. Ежедневно читайте ребенку книги;
  4. Побуждайте к пересказу прочитанного;
  5. Поощряйте речевую активность ребенка, стремление задавать вопросы;
  6. Играйте с ребенком;
  7. Не подражайте неправильному произношению ребенка;
  8. Разумно подбирайте игрушки;
  9. Создайте комфортный психологический климат.

В этом возрасте можно играть с ребенком во всякого рода словесные игры. «Скажи наоборот», «Мама потерялась», «Доскажи словечко» и другие. Они хорошо развивают слуховой анализатор, то есть умение слышать и слушать. Идет активное запоминание новых слов, объединенных каким-либо признаком, пополняется активный словарь ребенка, развивается мозг. Если процесс обучения поставлен правильно, играючи, с шутками, с юмором, ребенок с удовольствием будет заниматься.

Ваша речь – образец для подражания!!!

Счастливых минут общения с детьми!!!!

Возрастные особенности детей 4-5 лет. | Статья (средняя группа) на тему:

Возрастные особенности детей 4-5 лет.

Малыш, благополучно переживший кризис трёхлетнего возраста, переход в новый этап своей жизни, отличающийся относительным затишьем. Несмотря на это, расслабляться родителям не нужно. Возрастные (психологические, интеллектуальные, физические) особенности детей 4-5 лет подскажут, в каком направлении двигаться, как развивать ребёнка и помогать ему в преодолении трудностей этого периода.

Психологическое развитие:

На данном этапе очень важную роль играют психологические особенности детей 4-5 лет, от которых зависит поведение и становление личности. Учитывая их, родители могут выстроить логическую и грамотную линию воспитания.

-Стремление к самостоятельности. Ребёнок этого возраста уже не нуждается в помощи и опёке взрослых. Открыто заявляет о своих правах и пытается устанавливать собственные правила.

-Этические представления. Как утверждают специалисты, особенности психологического развития детей 4-5 лет таковы, что дети этого возраста учатся понимать чувства других, сопереживать, выходить из трудных ситуаций в общении.

-Творческие способности. В 4-5 лет у ребёнка активно развивается воображение. Он живёт в собственном мире сказок, создаёт целые страны на основе своих фантазий. Там он является героем, главным действующим лицом, добивается недостающего ему в реальном мире признания.

-Страхи. Безудержность детской фантазии в 4-5 лет может порождать разнообразные страхи и кошмары.

-Социализация. Ребёнок вырывается их круга внутрисемейных отношений и вливается в море окружающего мира. Ему становится необходимым признание со стороны сверстников.

-Усложняется игровая деятельность. Игра продолжает диктовать и формировать психологические особенности ребёнка 4-5 лет, но она становится более многогранной. Она приобретает сюжетно-ролевую направленность: дети играют в больницу, магазин, войну, разыгрывают любимые сказки. В процессе они дружат, ревнуют, ссорятся, мирятся, взаимопомогают, обижаются.

Активная любознательность заставляет детей 4-5 лет задавать взрослым самые разнообразные вопросы обо всём на свете. Они всё время говорят, что-то обсуждают, не замолкая ни на минуту. Увлекательный разговор и занимательная игра — вот то, что им сейчас просто необходимо. Если вы оттолкнёте ребёнка в этот момент, можете навсегда отбить у него охоту чем-то интересоваться.

Дети этого возраста очень эмоционально воспринимают не только похвалу, но и замечания, они очень чувствительны и ранимы. Поэтому, наказывая и ругая их, слова нужно подбирать с большой осторожностью. Иначе это может спровоцировать у них развитие внутренних комплексов, препятствующих социализации и формированию полноценной личности.

К 5 годам их начинает интересовать половая принадлежность, они задаются вопросом отличия мальчиков и девочек друг от друга.

Родители, знающие возрастные психологические особенности своих детей в 4-5 лет, могут им помочь. В частности, блокировать их страхи, контролировать чересчур безудержную фантазию, увлекая их занимательными играми и познавательными беседами. Параллельно с психологическим, активно идёт интеллектуальное развитие, о котором нужно позаботиться особенно тщательно. Ведь от этого аспекта будет зависеть то, насколько успешен будет ребёнок в школе.

Интеллектуальные особенности:

Как мы выяснили, особенности психического развития предполагают активную любознательность у детей 4-5 лет. Это ведёт к формированию интеллекта и требует всяческой поддержки со стороны родителей. Если же они в ответ на вопросы крохи отмахиваются, не обеспечивают ему развивающие игры и полноценные познавательные беседы, важный момент может быть упущен навсегда и у ребенка может возникнуть задержка психического развития. Отсюда — нежелание ребёнка впоследствии учиться в школе. Поэтому стремитесь к развитию у своего малыша следующих навыков.

Математические умения:

-Определяет расположение предметов: сзади, посередине, справа, слева, вверху, внизу, спереди.

-Знает основные фигуры геометрии: круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник.

-Знает цифры от 0 до 9. Считает предметы, соотносит их количество с цифрой.

-Расставляет цифры в правильной последовательности и в обратной (от 1 до 5).

-Сравнивает разное количество предметов, понимает такие значения, как поровну, больше, меньше.

Логическое мышление:

Тип мышления, характерный для ребёнка в 4-5 лет, — наглядно-образный. Все его действия носят практический характер. На первом месте выступает наглядность. Но к концу 5 года мышление постепенно становится обобщённым и переходит в словесно-логическое.

-Увеличивается объём памяти.

-Повышается устойчивость внимания.

-Ребёнок находит отличия и сходства между картинками, предметами.

-Складывает по образцу постройки (пирамидка, конструктор) без посторонней помощи.

-Складывает разрезанную картинку в единое целое (частей должно быть от 2 до 4).

-Развитие нервных процессов позволяет ребёнку выполнять одно задание в течение нескольких (хотя бы 5) минут, ни на что постороннее не отвлекаясь. Это очень важная возрастная особенность.

-Вкладывает недостающие фрагменты полотна, картинок.

-Называет обобщающим словом определённую группу предметов. Находит лишний предмет и пары.

-Подбирает противоположные слова.

-Видит на картинке предметы, неправильно изображённые, объясняет, что именно не так.

Речевое развитие:

-Использует тысячу слов, строит фразы из 5-9 слов. Ребёнка в 4-5 лет должны понимать не только родители, но и посторонние люди.

-Знает особенности строения человека, что оно отличается от животного: называть части тела (ногти — когти, руки — лапы, волосы — шерсть).

-Употребляет множественное число.

-Находит предмет по описанию.

-Понимает значение предлогов.

-Знает профессии.

-Поддерживает беседу: отвечает на вопросы, правильно их задаёт.

-Пересказывает содержание сказки, рассказа. Учит наизусть стихи, потешки.

-Называет свои имя, фамилию, сколько лет, город, где живёт.

Советы родителям:

Учитывая все выше перечисленные особенности развития ребёнка 4-5 лет, родители смогут извлечь из них максимальную пользу, чтобы воспитать полноценную личность и качественно подготовить малыша к школе. Психологи и педагоги советуют в этом возрасте построить отношения со своим малышом следующим образом.

1.Запретов, правил и законов не должно быть очень много: в силу своих психических возрастных особенностей ребёнок не сможет выполнять их все. Напротив, если их будет запредельное количество, приготовьтесь к войне: малыш устроит протест.

2.Сдержанно реагируйте на справедливую обиду и гнев ребёнка.

Рассказывайте ему о своих чувствах, переживаниях. Так он будет лучше понимать вас и окружающих людей.

3.Разбирайте с ним особенности и детали любых сложных этических ситуаций, в которые он попадает во дворе и в детском саду.

4.Не перегружайте его совесть. Не нужно постоянно говорить ему об его ошибках: появится уничтожающее чувство вины, страх, мстительность, пассивность.

5.Ребёнку 4-5 лет не нужно рассказывать страшные истории, показывать ужастики, рассуждать о смерти и болезнях.

6.Интересуйтесь творческими особенностями и успехами своего малыша. Но не критикуйте.

7.Разрешайте ему как можно больше играть со своими сверстниками.

8.Отвечайте на любые вопросы, интересуйтесь его мнением. Подскажите способы самостоятельного поиска информации.

9.Играйте с ним дома.

10.Читайте книги.

11.Закрепляйте любые полученные знания.

Удачи!

МДОУ «Детский сад №9» г.Кимры Тверской области

В поведении и деятельности детей пятого года жизни появляется ряд новых черт, проявляющихся в физическом, интеллектуальном, социально-эмоциональном развитии.

Возросли физические возможности детей: движения их стали значительно более уверенными и разнообразными. Дошкольники испытывают острую потребность в движении. Поэтому в средней группе особенно важно наладить разумный двигательный режим, наполнить жизнь детей разнообразными подвижными играми, игровыми заданиями, танцевальными движениями под музыку, хороводными играми.

Эмоционально окрашенная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей среднего дошкольного возраста, которых отличает довольно высокая возбудимость. У детей активно проявляется стремление к общению со сверстниками. Воспитатель использует это стремление для налаживания дружеских связей между детьми, объединяя детей в небольшие подгруппы на основе общих интересов, взаимных симпатий. Своим участием в играх воспитатель помогает детям понять, как можно договориться, подобрать нужные игрушки, создать игровую обстановку.

Новые черты появляются в общении детей 4 – 5 лет с воспитателем. Дошкольники охотно сотрудничают со взрослыми в практических делах, но наряду с этим активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению. В своих познавательных интересах ребенок начинает выходить за рамки конкретной ситуации. Возраст «почемучек» проявляется в многочисленных вопросах детей к воспитателю: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?». На уровне познавательного общения дети испытывают острую потребность в уважительном отношении со стороны взрослого. Доброжелательное, заинтересованное отношение воспитателя к детским вопросам и проблемам, готовность обсуждать их на равных помогает, с одной стороны, поддержать и направить детскую познавательную активность в нужное русло, с другой – укрепляет доверие дошкольников к взрослому.

Ребенок пятого года жизни отличается высокой активностью. Это создает новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни. Развитию самостоятельности в познании способствует освоение детьми системы разнообразных обследовательских действий, приемов простейшего анализа, сравнения, умения наблюдать. Уделяя внимание развитию детской самостоятельности, воспитатель широко использует приемы индивидуального подхода, следуя правилу: не делать за ребенка то, что он в состоянии сделать самостоятельно. Но при этом воспитатель исходит из реального уровня умений, которые могут значительно различаться у разных детей.

У детей 4 – 5 лет ярко проявляется интерес к игре. Игра усложняется по содержанию, количеству ролей и ролевых диалогов. Игра продолжает оставаться основной формой организации жизни детей. Воспитатель отдает предпочтение игровому построению всего образа жизни дошкольников. Задача воспитателя – создать возможности для вариативной игровой деятельности через соответствующую предметно-развивающую среду: разнообразные игрушки, предметы-заместители, материалы для игрового творчества, рациональное размещение игрового оборудования. Примечательной особенностью детей является фантазирование, нередко они путают вымысел и реальность. Игровая мотивация активно используется воспитателем в организации деятельности детей. Все виды развивающих образовательных ситуаций проходят либо в форме игры, либо составлены из игровых приемов и действий. В силу особенностей наглядно-образного мышления среднего дошкольника, предпочтение отдается наглядным, игровым и практическим методам, слова педагога сопровождаются разнообразными формами наглядности и практической деятельностью детей.

У детей этого возраста наблюдается пробуждение интереса к правилам поведенияо чем свидетельствуют многочисленные жалобы-заявления детей воспитателю о том, что кто-то делает что-то неправильно или не выполняет какое-то требование. Поэтому среди воспитательных приемов большое место принадлежит личному примеру педагога, а также проективным оценкам – оценкам за предполагаемые будущие правильные действия ребенка.

У детей идет активное развитие и созревание эмоциональной сферы: чувства становятся более глубокими, устойчивыми; прежнее радостное чувство от общения с окружающими постепенно перерастает в более сложное чувство симпатии, привязанности. Поддерживая их, воспитатель специально создает ситуации, в которых дошкольники приобретают опыт дружеского общения, внимания к окружающим. Особенностью возраста является ранимость ребенка 4 – 5 лет.

На пятом году жизни начинается осознание детьми своей половой принадлежности. Задачей воспитателя является постепенное формирование представлений о поведении мальчика или девочки, их взаимоотношениях.

Словарь детей увеличивается до 2000 слов и более. В разговоре ребенок начинает пользоваться сложными фразами и предложениями. Дети любят играть словами, их привлекают рифмы, простейшие из которых дети легко запоминают и сочиняют им подобные.

Педагог развивает эстетические чувства детей. Много внимания уделяется развитию творческих способностей – в игре, в изобразительной, музыкальной, театрально-исполнительской деятельности. Внимательное, заботливое отношение воспитателя к детям, умение поддержать их познавательную активность и развить самостоятельность, организация разнообразной деятельности составляют основу правильного воспитания и полноценного развития детей в средней группе детского сада.

 

Возрастные особенности

Возрастные особенности детей средней группы (4-5 лет)

Возраст от четырех до пяти лет – возраст относительного затишья. Ребенок в целом стал спокойнее, покладистее, послушнее. Все более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру.Ребенок начинает осознавать себя в этом мире и начинает более чутко воспринимать отношение к себе окружающих. В период 4-5 лет у ребенка формируется такая важная черта, как самооценка. Это один из важных показателей развития личности. Процесс формирования самооценки зависит от активного общения с окружающим его миром и в первую очередь — со взрослыми. Ребенок копирует поведение родителей, старших братьев и сестер, особенно поведение, которое получает положительные отклики у окружающих.

Некоторые родители не учитывают изменившиеся с возрастом потребности детей и продолжают общаться с ними на прежнем уровне, пытаются занимать их теми же видами деятельности, что и раньше, хотя ребёнку они могут уже быть неинтересны. Такая позиция неблагоприятна для детского развития и обучения новым навыкам. Поэтому взрослые должны очень чутко относиться к предпочтениям своего чада, чтобы понимать, чем его можно заинтересовать.

К 4-5 годам у детей четко формируются преимущественные виды деятельности. Родители могут понаблюдать за своим чадом, выявить его таланты, чтобы как можно раньше начать развивать их. В соответствии с его талантами и интересами, ребёнка можно записать в кружки (рисования, лепки, гимнастики, плавания, лёгкой атлетики и т.п.).

Обычно в возрасте 4-5 лет в большинстве случаев наблюдаются различия в предпочтении игр и игрушек. Мальчики любят машинки, конструкторы, роботов, спортивные игры. Девочкам нравятся куклы, мягкие игрушки, творческие занятия. Но не стоит переживать, если ваши дети выбиваются из стандартных ситуаций и предпочитают игрушки противоположного пола. Приоритеты часто меняются, и такой случай в наше время не редкость. Чаще всего девочки уже более усидчивы, чем мальчики, поэтому воспитание мальчика 4-5 лет может даваться несколько сложнее, чем воспитание девочки того же возраста.

В этот период могут начать проявляться разные способности: девочки склонны запоминать больше стихов и песен, а мальчики – любят считать.

В целом поведение мальчиков в 4-5 лет характеризуется проявлением большей физической активности по сравнению с девочками, склонностью к коллективным спортивным играм.

В возрасте 4–5 лет быстро развиваются различные психические процессы: память, внимание, восприятие и другие. Важной особенностью является то, что они становятся более осознанными, произвольными: развиваются волевые качества, которые в дальнейшем обязательно пригодятся Типом мышления, характерным для ребенка сейчас, является наглядно- образное. Это значит, что в основном действия детей носят практический, опытный характер. Для них очень важна наглядность. Однако по мере взросления мышление становится обобщенным и к старшему дошкольному возрасту постепенно переходит в словесно-логическое. Значительно увеличивается объем памяти: он уже способен запомнить небольшое стихотворение или поручение взрослого. Повышаются произвольность и устойчивость внимания: дошкольники могут в течение непродолжительного времени (15–20 минут) сосредоточенно заниматься каким-либо видом деятельности. Учитывая вышеперечисленные возрастные особенности детей 4–5 лет, воспитатели дошкольных учреждений могут создать условия для продуктивной работы и гармоничного развития ребенка.

Восприятие.

В этом возрасте ребенок активно развивает способность восприятия и познания свойств предметов: измерение, сравнение путем наложения и прикладывания предметов друг к другу. Также продолжается исследование формы, цвета и величины предметов. А также вводятся такие категории как время (время суток, времена года), пространство (верх, низ, далеко, близко),  вкус, запах, звук и качество поверхности. Формируется представление об основных геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник, овал, многоугольник).

Внимание.

Устойчивость внимания увеличивается. Ребенок способен сосредоточить свою деятельность в течение 15-20 минут. При выполнение некоторых действий он может удержать в памяти несложное условие (инструкцию). Для развития этого навыка ребенку нужно научиться больше рассуждать вслух при выполнении задания. Тогда длительность удержания внимания будет расти.

Память.

Сначала у ребенка этого возраста развиваются навыки произвольного припоминания. То есть ребенок может целенаправленно припомнить картину произошедшего без точных деталей и временных ограничений. Далее развивается способность преднамеренного запоминания, и эта возможность у ребенка усиливается при ясности и эмоциональной мотивации действия, например запоминание необходимого набора игрушек для игры или «поделка – подарок маме». Важно при заучивании какого-либо материала чтобы ребенок понимал смысл данного материала. Таким образом, можно сказать. Что к 5 годам объем памяти ребенка постепенно возрастает и это дает возможность более четкого воспроизведения выученного материала. Дети способны запомнить поручения взрослых, принять задачу на запоминание.

Мышление.

В это время у ребенка начинает свое развитие образное мышление, с помощью которого дети способны использовать простые схематичные изображения для решения несложных задач (построение по схеме, лабиринты). Также развивается такое свойство как предвосхищение – способность сказать, что произойдет с предметами в результате их взаимодействия.У детей этого возраста преобладает наглядно-образное мышление, то есть представление предмета или действия с ним, неотрывно от самого предмета. А также находить различия и сходства между предметами.Появляется способность собрать картинку из 4 частей без опоры на образец. А также, усложняются категории обобщения (фрукты, овощи, одежда, транспорт, мебель, посуда, обувь).

Воображение.

Продолжает активно развиваться. Появляются такие способности как: оригинальность и произвольность (то есть возможность «придумывания» по собственному желанию). Ребенок может сам придумать сказку на заданную тему.

Развитие речи

В течение среднего дошкольного периода происходит активное развитие речевых способностей. Значительно улучшается звукопроизношение, активно растет словарный запас, достигая примерно двух тысяч слов и больше. Речевые возрастные особенности детей 4–5 лет позволяют более четко выражать свои мысли и полноценно общаться с ровесниками. Ребенок уже способен охарактеризовать тот или иной объект, описать свои эмоции, пересказать небольшой художественный текст, ответить на вопросы взрослого. На данном этапе развития дети овладевают грамматическим строем языка: понимают и правильно используют предлоги, учатся строить сложные предложения и так далее. Развивается связная речь.

Стоит отметить, что лучших успехов в воспитании можно добиться в случае тесного и доверительного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения, так как сотрудники садиков учитывают возрастные особенности детей 4–5 лет. Консультация для родителей является одним из путей такого взаимодействия. Взрослые члены семьи должны обладать хотя бы минимальной подготовкой в области психологии, чтобы лучше понимать своего ребенка.

психологические особенности развития ребенка в 4-5 лет — Детский сад №39

 В каждом возрастном периоде поведению, а также умственному развитию и интересам ребенка присущи особые психологические характеристики. В процессе развития знания и умственные способности ребенка постепенно углубляются, формируется отношение к окружающему миру, происходит становление личности ребенка.

   Основной и ведущей деятельностью пятилетнего ребенка является освоение различных норм и линий поведения взрослых. Это период подражания, своеобразная игра в пап и мам.

   Многие родители пристально наблюдают за поведением ребенка. Череда радости первым успехам сменяется рядом горьких неудач в процессе воспитания подрастающего поколения. К сожалению, родители не всегда способны адекватно оценить сложившуюся ситуацию в поведении ребенка. Не каждый может вспомнить себя в подобном возрасте и требуют от ребенка действий логичных с точки зрения взрослых людей.

   Следует понимать, что психология ребенка 4-5 лет и уровень его развития лишь в самом начале жизненного пути. Ребенку предстоит многому научиться. Он пока лишь копирует поведение родителей и окружающих его взрослых людей, не до конца осознавая процесс подражания.

   В четыре года ребенок уже уверенно держит в руках карандаш, рисует разные знакомые ему предметы окружающие его. Любит рисовать маму, папу и животных. Ребенку полезно раскрашивать познавательные картинки: овощи, фрукты, животных, транспорт, профессии людей и т. д. Необходимо развивать координацию движения, готовить руку ребенка к письму.  В этом возрастном периоде ребенок все еще ориентируется на подражание взрослым, он копирует их действия, манеру поведения, повторяет слова и выражения и даже интонацию в речи. Поэтому необходимо тщательно следить не только за тем, как вы общаетесь с ребенком, но и с окружающими.

   В период от четырех до пяти лет у ребенка формируются нравственные эмоции — чувство дружбы и долга, чуткость, доброта. Прежние эмоции становятся более глубокими — радостное чувство от общения с окружающими перерастает в чувство симпатии, привязанности — складывается система эмоциональных отношений.

   В этот возрастной период развивается память, закладываются основы мыслительной деятельности. Ребенок может делать самостоятельные суждения, высказывать свое мнение. В этом возрасте дети любят «игры-угадайки». Так же в этом возрасте ребенок любит слушать, как вы читаете ему книги. С ребенком нужно играть в игры, которые помогут ему сформировать собственное мнение, попробовать себя в какой-то роли. Для этой цели лучше всего подходят наборы врача, парикмахера, игрушечный телефон, кукольный домик с мелкой мебелью, машинки и т. д. В этом возрасте ребенок настолько легко схватывает все на лету и впитывает в себя, что его легко многому научить. Всегда поощряйте его любознательность, интерес к чему-либо, в процессе игры объясняйте все, что его интересует, рассказывайте что-то новое. Честно и доступно отвечайте на все его вопросы. Вместе рассматривайте одинаковые картинки, на одной из которых изменены малозаметные детали. Такую игру можно назвать «Что лишнее? », «Найди отличие? », «Чего не стало?». Не предъявляйте к ребенку повышенных требований, дети не способны заниматься больше 10 минут не отвлекаясь.

   Возраст четырех-пяти лет благоприятный период для развития имеющихся способностей — музыкальных, художественных, умственных, двигательных. Если ребенок проявляет особое внимание к чему-либо, следует поощрить и удовлетворить его интерес, помочь ему в выбранном им занятии. Неспособных детей не бывает, есть только те, чей потенциал был не замечен и не раскрыт. Важно не упустить момент и сделать это вовремя.

   В этом возрасте у ребенка присутствуют определенные страхи, он боится потерять любовь и внимание взрослых. Это проявляется в том, что у ребенка могут возникать различные фобии — он отказывается засыпать один, боится темноты и замкнутого пространства. Ваше пристальное внимание и забота помогут ему преодолеть страхи и неуверенность в себе. Больше общайтесь с ребенком, вызывайте у него разнообразные положительные эмоции. Общайтесь с ним на равных, ребенок это очень ценит. Как можно чаще принимайте участие в занятиях дома, на улице, во время игр, спортивных занятий. Хорошее воздействие на психологическое развитие ребенка оказывают ежедневные спокойные прогулки перед сном.

Вам как  родителям  малыша 4-5 лет важно:

  • Понять, каковы в вашей семье правила и законы, которые ребенку не позволено нарушать. Помнить, что законов и запретов не должно быть слишком много, иначе их трудно выполнить.
  • По возможности вместо запретов предлагать альтернативы. формулируя их так: «Тебе нельзя рисовать на стене, но можно на этом куске бумаги». Просто запреты рождают в ребенке либо чувство вины, либо злость и протест. Если вы что-то однозначно запрещаете ребенку, будьте готовы выдержать его справедливую злость или обиду по этому поводу
  • Говорить ребенку о своих чувствах, чтобы он лучше понимал, какую реакцию в другом человеке рождают те или иные его поступки. Быть готовыми к тому, чтобы разобраться вместе с ним в сложной этической ситуации. Самим жить в согласии с теми этическими принципами, которые вы транслируете ребенку.
  • Не перегружать совесть ребенка. Чрезмерное неодобрение, наказания за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, страх перед наказанием, мстительность. Может также развиваться пассивность, пропадать инициатива • Помнить о том, что не стоит при ребенке рассказывать различные страшные истории, говорить о тяжелых болезнях и смерти, потому что для некоторых детей подобная информация может стать сверхсильным раздражителем. Важно выслушивать ребенка, разделять с ним его страхи, позволяя ему проживать их вместе с вами
  • Предоставлять ребенку возможности для проявления его творчества и самовыражения. Интересоваться любым творческим продуктом, по возможности никак его не оценивая, ни положительно, ни отрицательно, предлагая самому ребенку оценить свое творчество.
  • Обеспечить ребенку возможность совместной с другими детьми игры, осознавая, что такая игра не только развивает его воображение и образное мышление, но и совершенно необходима для здорового эмоционального развития. Предлагать ребенку для игры не только законченные по своей форме игрушки, но и неоформленные предметы, не имеющие четкой функции: камушки, палочки, брусочки и т.д.
  • Понимать, что ребенок уже способен достаточно долго и увлеченно заниматься тем, что ему нравится, и ему бывает очень трудно прервать игру, поэтому о необходимости ее заканчивать стоит предупреждать его заранее
  • Быть открытыми к вопросам ребенка, интересоваться его мнением, превращая его жажду знания в способность самому найти ответы на интересующие его вопросы. Полезно обсуждать с ребенком любые события и явления, которые его интересуют, и на его языке формулировать результаты ваших совместных рассуждений и выводов. Каждый ребенок уникален, некоторые из них требуют огромного терпения от родителей. В свою очередь родители должны вникнуть в проблемы детей, потратить на них больше времени. Главная задача грамотно помочь ребенку в преодолении всех его страхов и проблем в поведении.

этапы развития: от 4 до 5 лет

Какие этапы развития должен достичь мой ребенок к 4–5 годам?

Прежде чем вы это узнаете, несколько спокойный трехлетний ребенок становится динамо-машиной энергии, напора, властности, агрессивности и вообще неприемлемого поведения. Возможно, вам напомнят о прежних испытаниях и невзгодах, через которые вы прошли, когда ему было два года. Также очевиден в это время огромный всплеск творческих идей, исходящих из детских умов и уст.Все это поведение и мышление помогут вашему ребенку построить надежный фундамент, когда он появится в мире детского сада.

Вот еще несколько важных моментов, на которые стоит обратить внимание.

Основные этапы движения

Основные этапы развития навыков владения руками и пальцами

  • Копирует треугольник и другие геометрические узоры

  • Рисует человека с телом

  • Печатает несколько букв

  • Одевается и раздевается без посторонней помощи

  • Использует вилку, ложку и (иногда) столовый нож

  • Обычно заботится о собственных туалетах

Языковые вехи

Когнитивные вехи

  • Можно считать десять и более предметов

  • Правильно называет не менее четырех цветов

  • Лучше понимает понятие времени

  • Знает о вещах, которыми ежедневно пользуются дома (деньги, еда, бытовая техника)

Социальные и эмоциональные вехи

  • Хочет порадовать друзей

  • Хочет быть похожей на своих друзей

  • Скорее согласится с правилами

  • Любит петь, танцевать и играть

  • Демонстрирует большую независимость и может даже навестить ближайшего соседа в одиночестве

  • Сознавая свою сексуальность

  • Умеет отличать фантазию от реальности

  • Иногда требовательны, иногда охотно сотрудничают

Наблюдение за здоровьем развития

Поскольку каждый ребенок развивается по-своему, невозможно точно предсказать, когда и как ваш собственный дошкольник совершенствует определенный навык.Перечисленные здесь этапы развития дадут вам общее представление об изменениях, которых вы можете ожидать по мере взросления вашего ребенка, но не беспокойтесь, если его развитие пойдет несколько иначе. Однако сообщите своему педиатру, если у вашего ребенка проявляются какие-либо из следующих признаков возможной задержки развития для этого возрастного диапазона.

  • Очень пугливое или робкое поведение

  • Демонстрирует крайне агрессивное поведение

  • Не может разлучиться с родителями без серьезного протеста

  • Легко отвлекается и не может сосредоточиться на какой-либо отдельной деятельности более пяти минут

  • Не проявляет особого интереса к играм с другими детьми

  • Отказывается отвечать людям в целом или отвечает только поверхностно

  • Редко использует фантазию или имитацию в игре

  • Большую часть времени кажется несчастным или грустным

  • Не занимается спортом

  • Избегает или кажется отчужденным от других детей и взрослых

  • Не выражает широкого спектра эмоций

  • Проблемы с едой, сном или пользованием туалетом

  • Невозможно отличить фантазию от реальности

  • Выглядит необычно пассивно

  • Невозможно понять команды, состоящие из двух частей, использующие предлоги («Поставь чашку на стол»; «Положи мяч под диван.”)

  • Не могу правильно назвать имя и фамилию

  • В разговоре не используются множественные числа или прошедшее время.

  • Не говорит о своей повседневной деятельности и переживаниях

  • Невозможно построить башню из шести-восьми блоков

  • Кажется, неудобно держать мелок

  • Не может снять одежду

  • Не может эффективно чистить зубы

  • Нельзя мыть и сушить руки

Информация, содержащаяся на этом веб-сайте, не должна использоваться вместо медицинской помощи и рекомендаций вашего педиатра.Ваш педиатр может порекомендовать лечение по-разному, исходя из индивидуальных фактов и обстоятельств.

Вехи для 5-летних | Детская больница CS Mott

Обзор темы

Дети обычно прогрессируют в естественной предсказуемой последовательности от одной вехи развития к другой. Но каждый ребенок растет и приобретает навыки в своем собственном темпе. Некоторые дети могут быть продвинутыми в одной области, например, в языке, но отстают в другой, например, в сенсорном и моторном развитии.

Вехи обычно делятся на пять основных областей: физический рост, когнитивное развитие, эмоциональное и социальное развитие, языковое развитие, а также сенсорное и моторное развитие.

Физический рост и развитие

Большинство детей в возрасте 5 лет:

  • Набрали около 4,4 фунта (2 кг) и выросли на 1,5 дюйма (4 см) до 2 дюймов (5 см) с момента своего четвертого дня рождения.

Чтобы увидеть высокие и низкие процентили нормального веса и роста, перейдите на сайт www.cdc.gov/growthcharts.

Мышление и рассуждение (когнитивное развитие)

Большинство детей в возрасте до 5 лет:

  • Знают свой адрес и номер телефона.
  • Распознает большинство букв алфавита.
  • Может сосчитать 10 и более предметов.
  • Знайте наименования не менее 4-х цветов.
  • Разберитесь в основных понятиях времени.
  • Знайте, для чего используются предметы домашнего обихода, например, деньги, еда или бытовая техника.

Эмоциональное и социальное развитие

Большинство детей в возрасте 5 лет:

  • Хотят нравиться своим друзьям и нравиться им, хотя иногда они могут плохо относиться к другим.
  • Большую часть времени соблюдайте правила.
  • Продемонстрируйте независимость.
  • Умеют отличать фантазию от реальности, но любят выдумывать и переодеваться.
  • Иметь разные способы игры в зависимости от пола. Большинство 5-летних мальчиков играют грубо или физически. Девочки того же возраста чаще участвуют в социальных играх.

Развитие речи

Большинство детей в возрасте 5 лет:

  • Поддерживают содержательный разговор с другим человеком.
  • Понимать отношения между объектами, например «мальчик, прыгающий через скакалку».
  • Используйте будущее время, например «Пойдем в зоопарк завтра!»
  • Часто называют людей (или объекты) по их отношению к другим, например «мама Бобби» вместо «миссис.Смит «
  • Говорить или рассказывать истории. У них практически нет проблем с тем, чтобы их понимали другие.

Сенсорное и моторное развитие

Большинство детей к 5 годам:

  • Кувыркаются и, возможно, прыгают.
  • Качели и взбираемся.
  • Запрыгнуть на одной ноге.
  • Пользуйтесь туалетом самостоятельно. Однако они все еще могут намочить постель.

К 5 годам большинство детей могут использовать свои руки и пальцы (мелкая моторика), чтобы:

  • Копировать треугольники и другие геометрические фигуры.
  • Нарисуйте человека с головой, телом, руками и ногами.
  • Одеваются и раздеваются сами по себе, хотя им может потребоваться помощь в завязке шнурков.
  • Напишите несколько маленьких и больших букв алфавита.
  • Ешьте вилкой, ложкой и, возможно, столовым ножом.

Кредиты

Текущий по состоянию на: 27 мая 2020

Автор: Healthwise Staff
Медицинское обозрение:
Джон Поуп, доктор медицины — педиатрия
Кэтлин Ромито — доктор медицины, семейная медицина
Луи Пеллегрино — доктор медицины — педиатрия развития
Сьюзен К.Ким MD — Педиатрия

По состоянию на 27 мая 2020 г.

Автор: Здоровый персонал

Медицинский обзор: Джон Поуп, доктор медицины — Педиатрия и Кэтлин Ромито, доктор медицины — Семейная медицина, Луи Пеллегрино, доктор медицины — Педиатрия развития и Сьюзан С. Ким, доктор медицины — Педиатрия

Вехи для 4-летних | Cigna

Обзор темы

Дети обычно прогрессируют в естественной предсказуемой последовательности от одной вехи развития к другой.Но каждый ребенок растет и приобретает навыки в своем собственном темпе. Некоторые дети могут быть продвинутыми в одной области, например, в языке, но отстают в другой, например, в сенсорном и моторном развитии.

Вехи обычно делятся на пять основных областей: физический рост, когнитивное развитие, эмоциональное и социальное развитие, развитие речи и сенсорное и моторное развитие.

Физический рост и развитие

Большинство детей к 4 годам:

  • Выручили около 4 шт.4 фунта (2 кг) и выросли примерно на 3 дюйма (8 см) с момента своего третьего дня рождения.

Чтобы увидеть высокие и низкие процентили нормального веса и роста, перейдите на сайт www.cdc.gov/growthcharts.

Мышление и рассуждение (когнитивное развитие)

Большинство детей к 4 годам:

  • Могу назвать свое имя и фамилию.
  • Понимает принцип счета и может знать некоторые числа.
  • Лучше понимать концепции времени.
  • Можно назвать несколько цветов.
  • Поймите разницу между одинаковыми и разными вещами.
  • Знают свой пол и могут определять пол других.
  • Поймите, что события связаны, хотя их интерпретация не всегда может быть логичной.Например, ребенок может понять логику, согласно которой стекло может разбиться при ударе о камень. Но он или она может бросить камень, думая, что на этот раз он не сломается (магическое мышление).
  • Знайте разницу между фантазией и реальностью. Но они по-прежнему играют в «притворство», что становится все более изобретательным. Они также могут размывать фантазии и реальность, когда находятся в состоянии стресса или сильных эмоциях. У них могут появиться новые страхи в результате активного воображения.

Эмоциональное и социальное развитие

Большинство детей к 4 годам:

  • Считайте себя целостными людьми с телом, разумом и чувствами.
  • Осознают, что им можно причинить физический вред, из-за чего они иногда очень чувствительны к своему телу.
  • Заинтересованы в новых впечатлениях.
  • Сотрудничать с другими детьми и с их помощью находить решения конфликтов.
  • Чередуйте требовательность и готовность к сотрудничеству.
  • Одевайтесь и раздевайтесь сами.
  • Представьте себя мамой или папой во время игры.
  • Заметно независимее.

Развитие речи

Большинство детей к 4 годам:

  • Используйте предложения из 5–6 слов.
  • Говорите достаточно ясно, чтобы посторонние могли их понять.
  • Может описать то, что с ними случилось.
  • Пойте песни.
  • Расскажите короткий рассказ, а также вспомните его части.

Сенсорное и моторное развитие

Большинство детей к 4 годам:

  • Встаньте на одну ногу.
  • Легко двигаться вперед и назад.
  • Может подниматься и спускаться по лестнице, не держась за что-либо для поддержки.
  • Прокатитесь на трехколесном велосипеде или велосипеде с обучающими колесами.
  • Бросать мяч сверху и иногда ловить отскочивший мяч. Они также могут пнуть мяч вперед.

К 4 годам большинство детей могут пользоваться руками и пальцами (мелкая моторика) до:

  • Построить башню из 10 блоков.
  • Нарисуйте круг и квадраты.
  • Нарисуйте человека из 2–4 частей.
  • Используйте ножницы.
  • Напишите несколько заглавных букв.

кредитов

Текущий по состоянию на: 27 мая 2020

Автор: Healthwise Staff
Медицинский обзор:
Джон Поуп, доктор медицины — Педиатрия
Кэтлин Ромито, доктор медицины, семейная медицина
Луи Пеллегрино, доктор медицины — педиатрия развития

По состоянию на: 27 мая 2020 г.

этапов развития за 5 лет

этапов движения

  • Стоит на одной ноге в течение десяти секунд или дольше
  • Прыжки, сальто
  • Качели, подъемы
  • Можно пропустить

Вехи в навыках рук и пальцев

  • Копирует треугольник и другие геометрические узоры
  • Рисует человека с телом
  • Печатает буквы
  • Одевается и раздевается без посторонней помощи
  • Использует вилку, ложку и (иногда) столовый нож
  • Обычно заботится о собственном туалете

Языковые вехи

  • Вспоминает часть истории
  • Говорит предложения, состоящие из более чем пяти слов
  • Использует будущее время
  • Рассказывает более длинные истории
  • Говорит имя и адрес

Познавательные вехи

  • Может сосчитать десять и более предметов
  • Правильно называет не менее четырех цветов
  • Лучше понимает понятие времени
  • Знает о вещах, которыми ежедневно пользуются в доме (деньги, еда, бытовая техника)

Социальные и эмоциональные вехи

  • Хочет доставить удовольствие друзьям
  • Хочет быть похожим на своих друзей
  • С большей вероятностью согласится rules
  • Любит петь, танцевать и действовать
  • Демонстрирует большую независимость и может даже навещать ближайшего соседа в одиночестве
  • Сознает сексуальность
  • Умеет отличать фантазию от реальности
  • Иногда требователен, иногда охотно сотрудничает

Наблюдение за здоровьем развития

Поскольку каждый ребенок развивается по-своему, невозможно точно предсказать, когда и как ваш собственный дошкольник совершенствует определенный навык. Перечисленные здесь этапы развития дадут вам общее представление об изменениях, которых вы можете ожидать по мере взросления вашего ребенка, но не беспокойтесь, если его развитие пойдет несколько иначе. Однако сообщите своему педиатру, если у вашего ребенка проявляются какие-либо из следующих признаков возможной задержки развития для этого возрастного диапазона.

  • Показывает крайне пугающее или робкое поведение
  • Показывает крайне агрессивное поведение
  • Не может расстаться с родителями без серьезного протеста
  • Легко отвлекается и не может сосредоточиться на какой-либо отдельной деятельности более пяти минут
  • Не проявляет особого интереса к играет с другими детьми
  • Отказывается отвечать людям в целом или отвечает только поверхностно
  • Редко использует фантазии или имитацию в игре
  • Большую часть времени кажется несчастным или грустным
  • Не занимается различными видами деятельности
  • Избегает или кажется отчужденным с другими детьми и взрослыми
  • Не выражает широкий спектр эмоций
  • Имеет проблемы с едой, сном или пользованием туалетом
  • Не может отличить фантазию от реальности
  • Кажется необычно пассивным
  • Невозможно понимать двухчастные команды с использованием предлогов («Поставь чашку на стол»; «Возьми мяч под диваном.»)
  • Не может правильно назвать ее имя и фамилию
  • Не использует во время разговора множественное число или прошедшее время должным образом
  • Не говорит о своей повседневной деятельности и опыте
  • Не может построить башню из шести-восьми блоков
  • Кажется, неудобно держать карандаш
  • Не может снять одежду
  • Не может эффективно чистить зубы
  • Не может вымыть и высушить руки

Когнитивные этапы развития

Когнитивные вехи представляют собой важные шаги вперед в развитии ребенка.На протяжении всей истории человечества младенцев часто считали простыми пассивными существами. До 20 века дети часто рассматривались просто как миниатюрные копии взрослых.

Только после того, как психологи вроде Жана Пиаже предположили, что дети на самом деле думают иначе, чем взрослые, и что люди начали рассматривать детство и юность как уникальный период роста и развития.

Взрослые часто игнорируют замечательные интеллектуальные способности младенцев и очень маленьких детей, но современные мыслители и исследователи обнаружили, что младенцы на самом деле всегда учатся, думают и исследуют окружающий мир.

Даже новорожденные младенцы активно воспринимают информацию и учатся новому. Младенцы не только собирают новую информацию о людях и окружающем их мире, но и постоянно открывают для себя что-то новое.

от рождения до 3 месяцев

Первые 3 месяца жизни ребенка — время чудес. Основные этапы развития в этом возрасте связаны с изучением основных органов чувств и более глубоким познанием своего тела и окружающей среды.

В этот период у большинства младенцев начинается:

  • Продемонстрировать упреждающее поведение, такое как укоренение и сосание на месте соска или бутылки
  • Обнаружение различий в высоте и громкости звука
  • Более четкое различение предметов на расстоянии 13 дюймов
  • Сфокусируйтесь на движущихся объектах, включая лица лица, осуществляющие уход
  • Видеть все цвета визуального спектра человека
  • Различать вкусы: сладкий, соленый, горький и кислый
  • Используйте мимику, чтобы реагировать на окружающую среду

От 3 до 6 месяцев

В раннем младенчестве способности к восприятию еще развиваются.В возрасте 3–6 месяцев у младенцев начинает развиваться более сильное чувство восприятия. В этом возрасте большинство малышей начинают:

  • Имитация мимики
  • Реагировать на знакомые звуки
  • Узнавать знакомые лица
  • Реагировать на выражения лиц других людей

От 6 до 9 месяцев

Заглянуть внутрь разума младенца — непростая задача. В конце концов, исследователи не могут просто спросить ребенка, о чем он думает в данный момент.Чтобы узнать больше о психических процессах младенцев, исследователи разработали ряд творческих задач, которые раскрывают внутреннюю работу детского мозга.

Исследователи обнаружили, что в возрасте 6–9 месяцев большинство младенцев начинают:

  • Подольше смотрите на «невозможные» вещи, такие как объект, подвешенный в воздухе
  • Определите различия между изображениями, изображающими разное количество объектов
  • Поймите различия между одушевленными и неодушевленными объектами
  • Используйте относительный размер объекта, чтобы определить, как далеко это

От 9 до 12 месяцев

По мере того, как младенцы становятся более физически развитыми, они могут глубже изучать окружающий мир.Сидение, ползание и ходьба — это лишь некоторые из физических вех, которые позволяют младенцам лучше понимать окружающий мир.

По мере приближения к 1 году большинство младенцев могут:

  • Наслаждайтесь просмотром книжек с картинками
  • Имитируйте жесты и некоторые основные действия
  • Манипулируйте объектами, переворачивая их, пытаясь вставить один объект в другой и т. Д.
  • Реагируйте с помощью жестов и звуков
  • Поймите концепцию постоянства объекта, идея о том, что объект продолжает существовать, даже если его нельзя увидеть

От 1 года до 2 лет

По достижении годичного возраста физическое, социальное и когнитивное развитие детей, кажется, растет не по дням, а по часам.Дети в этом возрасте проводят огромное количество времени, наблюдая за действиями взрослых, поэтому для родителей и опекунов важно подавать хороший пример поведения.

Большинство годовалых детей начинают:

  • Определите похожие предметы
  • Подражайте действиям и языку взрослых
  • Учите через исследование
  • Укажите на знакомые предметы и людей в книжках с картинками
  • Определите разницу между «Я» и «Ты»
  • Поймите и отреагируйте к словам

От 2 до 3 лет

В 2 года дети становятся все более самостоятельными. Поскольку теперь они могут лучше исследовать мир, большая часть обучения на этом этапе является результатом их собственного опыта.

Большинство двухлетних детей могут:

  • Определить собственное отражение в зеркале по имени
  • Имитировать более сложные действия взрослого (играть в дом, притворяться, что стирает и т. Д.)
  • Сопоставлять предметы с их использованием
  • Называть объекты в книге с картинками
  • Реагировать на простые направления от родителей и опекунов
  • Сортировать объекты по категориям (т.е., животные, цветы, деревья и т. д.)
  • Уложить колечки на колышек от наибольшего к наименьшему

От 3 до 4 лет

Дети становятся все более способными анализировать окружающий мир более сложными способами. Наблюдая за вещами, они начинают сортировать и распределять их по различным категориям, часто называемым схемами.

Поскольку дети становятся более активными в процессе обучения, они также начинают задавать вопросы об окружающем их мире.»Почему?» становится очень распространенным вопросом в этом возрасте.

В возрасте трех лет большинство детей могут:

  • Задавайте вопросы «почему» для получения информации
  • Продемонстрируйте осведомленность о прошлом и настоящем
  • Учитесь, наблюдая и слушая инструкции
  • Поддерживайте более длительный период внимания, примерно от 5 до 15 минут
  • Организуйте объекты по размеру и форме
  • Ищите ответы на вопросы
  • Узнайте, как сгруппировать и сопоставить объекты по цвету

От 4 до 5 лет

По мере приближения к школьному возрасту дети начинают лучше использовать слова, имитировать действия взрослых, считать и выполнять другие основные действия, которые важны для подготовки к школе.

Большинство четырехлетних детей способны:

  • Создавайте картинки, которые они часто называют и описывают
  • Сосчитайте до пяти
  • Нарисуйте фигуру человека
  • Назовите и определите много цветов
  • Рифма
  • Расскажите, где они живут

Помогите детям достичь вехи познания

Для многих родителей поощрение интеллектуального развития детей является предметом серьезной озабоченности. К счастью, дети с самого начала хотят учиться.Хотя образование скоро станет огромной частью жизни растущего ребенка, на эти ранние годы в основном влияют тесные семейные отношения, особенно с родителями и другими опекунами.

Это означает, что родители имеют уникальную возможность помочь своим детям научиться, думать и развиваться. Дома родители могут поощрять интеллектуальные способности своих детей, помогая им разобраться в окружающем мире. Когда младенец проявляет интерес к предмету, родители могут помочь ребенку потрогать и изучить предмет, а также сказать, что это за предмет.

Например, когда ребенок пристально смотрит на игрушечную погремушку, родитель может взять предмет и вложить его в руку младенца, сказав: «Грейси хочет погремушку?» а затем встряхните погремушку, чтобы продемонстрировать, что она делает.

По мере того, как дети становятся старше, родители должны продолжать поощрять своих детей к активному познанию мира. Постарайтесь проявить терпение к маленьким детям, у которых, кажется, возникает бесконечное множество вопросов обо всем, что их окружает. Родители также могут задавать свои собственные вопросы, чтобы помочь детям научиться более творчески решать проблемы.

Столкнувшись с дилеммой, задайте такие вопросы, как «Как вы думаете, что произойдет, если мы…?» или «Что может случиться, если мы…?» Позволяя детям придумывать оригинальные решения проблем, родители могут способствовать как интеллектуальному развитию, так и уверенности в себе.

Дети от 9 до 11 лет: возрасты и этапы развития молодежи

Понимание различных этапов развития молодежи поддерживает усилия по разработке программ для молодежи, так как способствует построению отношений между молодежью и взрослыми волонтерами

Понимание развития молодежи — мощный инструмент в установлении отношений с молодежью.В предыдущей статье мы изучили возрастную группу от 6 до 8 лет, изучив их физическое, социальное, эмоциональное и интеллектуальное развитие.

Для справки, физическое развитие означает рост тела и развитие моторики. Социальное развитие — это взаимодействие между детьми и их способность функционировать в социальных условиях. Эмоциональное развитие смотрит на то, как молодежь справляется со своими чувствами и выражает их. Наконец, интеллектуальное развитие — это то, как люди учатся.

По мере того, как мы переходим к возрастной группе от 9 до 11 лет, физическое развитие молодежи выходит на первый план. Они будут испытывать скачки роста с разной скоростью, что приближает их к подростковому возрасту. Обычно в этот период девочки начинают расти и созревать быстрее, чем мальчики.

В это время полезно проводить активные занятия. Практические мероприятия или занятия, в которых они находятся и движутся, — не ограничиваясь только сидением и прослушиванием — лучше всего.Молодежь в этом возрасте также приобретает более конкурентный характер между мальчиками и девочками. Старайтесь избегать действий, которые создают конкуренцию между гендерными группами. Выберите занятия, которые объединяют мальчиков и девочек в группу на равном игровом поле.

Дети в возрасте от 9 до 11 лет развиваются следующим образом:

Физический

  • У них наблюдается устойчивое развитие крупных мышц, сила, равновесие и координация.
  • Они очень активны, полны энергии
  • У полов будет разная скорость созревания; девочки будут взрослеть быстрее мальчиков
  • У них улучшится координация мелких мышц

Социальные

  • Обычно они считают авторитетом взрослых
  • Они следуют правилам из уважения к власти
  • Они верны группам, клубам, бандам и т. Д.
  • Им нравится кодировать языки и пароли
  • Они идентифицируют себя с лицами того же пола
  • Они предпочитают работать в группах при совместной деятельности
  • Они подходят к решению проблем в стиле переговоров, идя на компромисс со сверстниками

Эмоциональное

  • Они принимают убеждения родителей / семьи
  • Восхищаются и подражают старшей молодежи
  • Развивают навыки принятия решений
  • Начинают подвергать сомнению власть
  • Им нужно участие с заботливым взрослым
  • Им сложно сравнивать с другими

Интеллектуальная

  • Их академические способности сильно различаются
  • У них повышенная концентрация внимания, но у многих быстро меняются интересы
  • Они учатся здравому смыслу
  • Они судят об идеях безоговорочно, правильно или неправильно, не слишком терпят золотую середину
  • Интересуются коллекциями и увлечениями

Последствия разработки программ или взаимодействия с детьми от 9 до 11 лет:

Физический

  • Запланировать мероприятия, которые позволят им передвигаться примерно
  • Меняйте виды деятельности — не полагайтесь только на спорт, важны и общие физические нагрузки
  • Избегать соревнований между полами

Социальные

  • Уточнение и соблюдение разумных ограничений
  • Планируйте много времени, чтобы побыть с людьми своего пола
  • Групповая деятельность важна

Эмоциональное

  • Обеспечьте тихую коррекцию — индивидуально
  • Оставляйте положительные отзывы и ждите успехов
  • Избегайте общих похвал
  • Присутствовать на групповых мероприятиях, быть видимым, но быть на заднем плане
  • Обеспечить безопасность взрослого человека, который будет поддерживать границы

Интеллектуальная

  • Молодежь этой возрастной группы по-прежнему очень любит «практические» занятия
  • Помогать молодежи создавать группы / клубы с общими интересами или хобби
  • Изменяйте предлагаемые виды деятельности, чтобы увлечь быстро меняющиеся интересы

Клубы 4-H, спонсируемые через Расширение Университета штата Мичиган, являются идеальным способом предложить смешанные гендерные мероприятия в безопасной обстановке, не фокусируясь на соревнованиях между полами. Для получения дополнительной информации о росте и развитии детей в возрасте 9–11 лет обратитесь к преподавателю MSU Extension в вашем районе. В следующей статье из этой серии будет рассказано о раннем подростковом возрасте.

Вы нашли эту статью полезной?