Японское воспитание: Правда ли, что японцы детей не воспитывают? | Материнство

Содержание

Традиции воспитания девочек в Японии

3 марта в Японии отмечается Праздник девочек — «Хина мацури».

В Японии, как и во многих странах, половые различия находят отражение в речи, фасоне одежды, выборе рабочих мест, стиле поведения и т.п. Выражение «рёсайкэмбо», которое означает «хорошая жена и разумная мать», часто применялось в отношении женщин в прошлом. Оно не так распространено сегодня, но укоренилось в подсознании японцев. В период Эдо (1600 – 1868) воспитание женщин преследовало цель подготовить из них «хороших жен», способных заниматься домашним хозяйством и рожать много детей. Теории рёсайкэмбо тогда еще не было, так как женщины не отвечали за обязательное образование их детей.

Требования общества к женщинам изменились в эру Мэйдзи (1868 – 1912) с введением системы всеобщего обязательного образования. Выражение «рёсайкэмбо» вошло в обиход как раз в это время, когда женщины в дополнение к своим супружеским и домашним обязанностям стали отвечать за образование своих детей. Быть хорошей женой во времена Мэйдзи означало стать опорой для мужа, тогда как в период Эдо женщины должны были просто подчиняться супругу. Система образования в эру Мэйдзи делала упор на обучение девочек наравне с мальчиками, так как считалось, что им предстоит стать матерями и оказывать решающее влияние на учебу детей. Кроме того, они могли стать хорошими преподавателями. В результате женщины играли заметную роль в среде хорошо образованных и воспитанных японцев, и сегодня широко распространено мнение, что женское образование стало одним из важнейших факторов быстрой индустриализации Японии.

В период Тайсё (1912 – 1926) поощрялось стремление женщин заниматься бизнесом, так как это считалось полезным для их социализации; деловая женщина к тому же начинала лучше понимать своего мужа. Однако идеи рёсайкэмбо сохранялись, и женщинам не позволялось ни в чем превосходить мужчин.

В настоящее время, несмотря на то, что более половины замужних женщин работают, стереотип рёсайкэмбо продолжает оказывать сильное влияние.

Ожидая от женщин соответствия эталону «хороших жен и разумных матерей», японское общество не отказывается от давней традиции разделения ролей для лиц мужского и женского пола, а именно: работающий мужчина и женщина, занимающаяся домашним хозяйством.

Согласно японским традициям, воспитывать мальчиков и девочек надо по-разному. Во всех семьях, где есть девочки, можно наблюдать так называемый социальный стереотип «изнеженности». Он проявляется в разной форме. Во-первых, почти у всех маленьких девочек есть нарядно одетые куклы, называемые рика-тян нингё. Эти куклы обладают идеальной фигурой, отражающей представление японцев о женственности. Поэтому девочки стремятся походить на этих кукол и отождествляют себя с ними. В дополнение к этим наряженным куклам имеется множество игрушек, символизирующих традиционное предназначение женщин: миниатюрные модели швейных машин, кухонная утварь и предметы ухода за домом. Кроме того, многие японские мамы любят надевать на своих дочерей розовые или красные юбки и кружевные кофточки.

Они хотят, чтобы их дочери были «изящными», и девочки тоже стараются быть женственными, как того ждет от них общество.

Даже на таких церемониях, как День совершеннолетия или свадьба, матери нередко сами занимаются нарядами дочерей, хотя эти молодые женщины уже далеко не дети. Фурисодэ (кимоно с длинными рукавами), которое японка надевает в День совершеннолетия, – наряд традиционный и дорогой, но родители все же тратятся на него, потому что такое кимоно подчеркивает красоту девушки и свидетельствует о состоятельности ее семьи. Дочери надевают эти одежды, потому что так принято в обществе и этого хотят их родители, даже если это кимоно они будут носить всего один день.

Кроме внимания к своей одежде, матери требуют от дочерей участия в работе по дому, но редко заставляют заниматься этим своих сыновей. Они надеются, что дочки станут «хорошими женами», которые будут прислуживать своим мужьям.

Ученицы начальной школы читают больше книг, чем их сверстники-мальчики. Девочки читают волшебные сказки, биографии известных женщин или рассказы для молодых девушек и стараются подражать героиням прочитанного. Популярны среди юных японок и различные клубы, кружки шитья, многие из них после занятий в школе учатся играть на пианино или искусству каллиграфии. Но есть некоторые виды внеклассных занятий, которые девочкам не рекомендуются. К ним относятся футбольные, баскетбольные и другие подобные секции. Школьницы, правда, могут быть «менеджерами» этих занятий или в группах поддержки подбадривать мальчиков, занимающихся в этих секциях.

Удивительно мощное воздействие на юных японцев оказывает телевидение: в популярных мультипликационных сериалах симпатичные юные герои бьются со всякой нечистью, защищая женщин и детей от опасности. Девушки в этих сериалах помогают героям, все они с длинными волосами, большими глазами, идеально сложены и обаятельны. Они или подруги главного героя, или ухаживают за слабыми и больными. В этих телесериалах пропагандируется откровенно мужской взгляд на предназначение женщин: им надлежит быть покорными, добрыми и привлекательными.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Дрессировка и воспитание японский хин

Воспитание собаки заключается в выработке корректного поведения.

Это является базисом для успешной дрессировки. Дрессировка – это комплекс мероприятий направленные на обучение определенных команд. Начинать воспитывать щенка необходимо с самых первых дней появления его в доме. Если вы занимаетесь со своим питомцам с самого раннего возраста, то вы верном пути.

Японский хин родом из Азии, где он был выведен в качестве компаньона более тысячи лет. Он был популярным членом китайского и японского императорских дворов, и именно в Японии он приобрел свой внешний облик, такой какой мы видим сейчас. Эта порода элегантна и изящна, кротка и игрива.

Содержание

Когда начинать воспитание собаки

Как только в вашем доме появился щенок породы японский хин, то сразу же начинайте выстраивать отношение с ним. С первого дня необходимо обеспечить его всем необходимым: миски для воды и еды, ошейник, поводок, лежанка, подходящий корм, игрушки и конечно же лакомства. Вам необходимо уделять ему достаточно много внимания, для того чтобы он чувствовал себя в безопасности и начал вам доверять.
С самого раннего возраста щенка японского хина необходимо знакомить с командами. Кроме того в первые месяцы необходимо изучать команды как дома, так и на улице. Сперва щенок должен запомнить свою кличку. Как подобрать подходящую кличку мы писали в одной из наших статей. Имя должно быть короткое, легко запоминаемое и называть пса только им. Когда уже питомец освоит свою кличку и наконец начнет откликаться, то переходим к командам. К 3-м месяцем он должен освоить следующие команды: «Фу!», «Ко мне!», «Место!», «Рядом!» и «Апорт!»(не обязательно). После можно переходить к остальным, конечно ели они вам нужны.

Особенности породы японский хин

Японский хин легко подается дрессировки и при желании их можно научить исполнять различные смешные трюки.

Как воспитать щенка японского хина

В том случае, если Вы будете обучать питомца правильно, тогда со временем Вы получите послушного пса, который будет выполнять все команды и радовать Вас ежедневно. Специалисты считают, что на восприимчивость японского хина к выполнению различных команды могут влиять некоторые факторы:
  • темперамент питомца — скорость реакции питомца на раздражители, как на положительные, так и на отрицательные;
  • характер — как именно собака противостоит разнообразным неприятным воздействиям;
  • послушность — способность собаки к принятию лидерства человека;
  • бдительность — скорость с которой пес замечает потенциальную опасность, как в отношении себя, так и в отношении хозяина;
  • агрессивность — способность питомца враждебно реагировать на потенциальную опасность;
  • любопытство — интерес, который вырабатывается когда собака чувствует, слышит и видит что-либо;
  • общительность — способность взаимодействия с людьми;
  • собственничество — интерес, проявляемый животным к определенным предметам, к примеру к игрушкам.
От того, какие именно черты преобладают в характере щенка японского хина, зависит то, насколько быстро Ваша собака будет изучать команды. Обратив внимание на черты характера своего животного, можно найти подход к нему и скорректировать поведение в тех или иных ситуациях.
  • Расторопность ни к чему не приведет. Не стоит пытаться обучить щенка японского хина всем командам одновременно, необходимо изучать команды поочередно. Необходимо обзавестись терпением и методично действовать. Не следует ругать питомца в тот момент, когда он допускает ошибки, а когда у него что-либо получается, тогда питомца следует поощрять.
  • Не бить. Запрещено применять физическое наказание по отношению к питомцу до того момента, пока ему не исполнится три месяца. Следует ограничится сменной интонации, но не допускать криков. После того, как щенку японского хина исполнится три месяца, разрешено в качестве наказания использовать легкий шлепок, произнося фразу «Фу». Наказывать необходимо сразу, как животное совершит проступок, а не после него, так как животное просто не поймет за что именно был наказан.
  • Последовательность
    . Главная цель — это достижение того, что питомец выполняет команду с первого раза. Команды следует произносить четко и ровным голосом, для того чтобы собака понимала и слушалась Вас. К воспитанию собаки следует привлекать всех членов семьи, но действовать необходимо заодно. Запрещено допускать ситуации, при которых Вы ругаете щенка, а другой член семьи его хвалит или просто не обращает внимание.
  • Балуйте. Не забывайте награждать щенка японского хина различными лакомствами и похвалами, когда он выполнил то, что от него требовалось.

Базовые команды

Одни команды вы будете использовать чаще, другие — реже. Но все равно они пригодятся, чтобы легко взаимодействовать с японского хина и даже обезопасить его в различных ситуациях.
  • Апорт. Одна из самых сложных команд.
    Многие воспринимают ее весьма легкой и простой, но с многими собаками придется попотеть. Данный навык используется для других упражнений: обыск, поиск, выбор предмета и многие другие. Обычно все они используются на службе. При отработке команды используется «Апорт» и «Дай», а также применяется жест.
  • Дай. По команде «Дай» собака должна отдать предмет.
  • Лежать. Связующая команда, которую необходимо выучить для других команд. Кроме того она не помешает дома или на улице.
  • Ко мне. Эту команду вам придётся использовать довольно часто. Так что начните с нее сразу же после того, как щенок японского хина выучил свою кличку. Никогда не зовите собаку, чтобы наказать, и не ругайте, если она подошла сама, даже нашкодив перед этим. Такое поведение с вашей стороны может оттолкнуть животное.
  • Место. Щенок или взрослая собака должна чётко знать, в какой точке расположено его место. Спать он может где угодно, если вы конечно разрешаете, но данную команду должен знать.
    Использовать её можно и вне дома, обозначив место поводком или любимой игрушкой.
  • Рядом. Обучить своего любимца команде «Рядом» возможно в любом возрасте , будь это взрослая собака или маленький щенок. С переездом в новый дом сразу же стоит задуматься о дрессировке своего щенка.
  • Сидеть. Одна наверно из самых первых команд, которую должен усвоить щенок японского хина.
  • Стоять. Команда пригодиться в быту, к примеру для расчесывания пса.
  • Фу. Запрещающая команда является одной из самых обязательных и приручение к нему начинается с первого дня появления щенка в доме. Требование команды «Фу!», «Нельзя!», «Нет!» — немедленно прекратить нежелательное действие.

Воспитание собаки

Воспитание — это процесс формирования поведения японского хина приемлемого для владельца, когда данное поведение не регламентируется командами. Во время воспитания у собаки складываются отношения с хозяином, членами семьи, прохожими, формируется поведение в доме, на улице, отношения с другими собаками. Процесс воспитание начинается сразу, как собака впервые появилась в доме и продолжается всю жизнь собаки. В независимости от породы собаки, она должна быть воспитана. Также, как люди не любят не воспитанных людей, так же и собаки должны знать что можно, а что нельзя.

Воспитание собаки — это довольно сложный процесс, который не ограничивается выучиванием всего лишь нескольких команд. Главная цель воспитание заключается в тм, что собака должна стать приятной в общении. Кроме того, она должна быть в некоторых моментах управляемой, иначе владельцу собаки будет очень тяжело. В широком смысле слова, воспитание собаки заключается в том, чтобы научить собаку таким командам, как «Плохо» и «Нельзя». Но кроме этого собака должна знать, что хорошо, а что плохо, даже в те моменты, когда хозяина нет рядом.

Некоторые считают, что японского хина понимает лишь команды, но не может обобщать. В этом убеждены лишь те, кто как правило никогда не имел собак, а их изучением занимался только в лабораторных условиях, в которых у собак не получалось полностью показать свой потенциал, а также те, кто из-за своих личных качеств не смогли наладить отношение с питомцем. В реальной жизни, японского хина является стайным животным и поэтому, как и любое другое стайное животное нуждается в общении с членами своей семьи. В данной ситуации членами семьи собаки, являются люди. Довольно глупо думать то, что если пес ласкается к Вам, то это означает то, что у него чешется шкурка. Для того, чтобы у собаки нормально функционировала нервная система, ей необходима ласка, любовь, общение, похвала. Кроме того, в обязательном порядке требуются так называемые «тормозящие факторы, потому что если собаке будет все позволено, тогда это ни к чему хорошему не приведет.

При воспитание щенка японского хина следует обратить внимание на генетические особенности породы. Семья — это стая, в которой должен быть вожак, в данном случае вожаком, является человек. Вожак наказывает, играет, кормит, ласкает, хвалит и ругает. Все остальные члены семьи хозяина выстроены по рангу. В тот момент, пока щенок маленький, все остальные члены семьи для него старшие. Однако в процессе взросления, примерно к году, собака начинает искать свое место в иерархической пирамиде. Естественно, она постарается занять ступеньку, находящуюся как можно выше. Она может это сделать с помощью силы, в случае с большими собаками, либо при помощи хитрости, так поступают маленькие собачки. Чем собака не воспитаннее, тем тяжелее будет происходить данный процесс.

В том случае, если хозяин с первых дней будет показывать своему питомцу, что прав тот, кто обладает силой, тогда из него получится хилый невротик или же злобный зверь, с которым вы врят ли будете общаться с радостью. Щенок японского хина в обязательном порядке должен понимать, что он обязан слушаться людей, так как они его любят, кормят, воспитывают. Понять то, что запреты это не прихоть хозяина, а способ оградить всех от неприятностей.

Главным воздействием на собаку должен быть голос. С первых дней нахождения в Вашем доме, щенок должен осознавать, что Вы его любите, а если Вы повышаете голос, тогда это значит, что он что-то делает не так. Одним из лучших стимулов для питомца считается лакомство, которое следует выдавать за хорошее поведение и слушание команд.

 

Дрессировка и воспитание японского шпица

  • Японский шпиц

Воспитание собаки заключается в выработке корректного поведения. Это является базисом для успешной дрессировки. Дрессировка – это комплекс мероприятий направленные на обучение определенных команд. Начинать воспитывать щенка необходимо с самых первых дней появления его в доме. Если вы занимаетесь со своим питомцам с самого раннего возраста, то вы верном пути.

Японский шпиц – это маленький семейный компаньон с сердцем большого сторожевого пса. Эта порода похожа на белых шпицев или маленьких самоедов, но японские шпицы были выведены в Японии. Хотя эта порода не признана американским клубом собаководства, она принята многими другими клубами собаководства по всему миру.
Японские шпицы умны, легко поддаются дрессировке, не требуют особого ухода и отлично ладят с детьми. Из них получаются хорошие квартирные собаки, пока хозяева удовлетворяют их потребности в физических упражнениях, и у них довольно низкие потребности в уходе, несмотря на внешний вид их великолепного белого меха. Собаки этой породы защищают свои всех членов семьи, даже несмотря на то, что они небольшого роста, и они, как известно, лают, когда незнакомцы входят на их территорию, не отступая. Если вы хотите собаку, которая будет преданным членом семьи с храбрым сердцем как у льва, то эта собака для вас.

Содержание

Когда начинать воспитание собаки

Как только в вашем доме появился щенок породы японский шпиц, то сразу же начинайте выстраивать отношение с ним. С первого дня необходимо обеспечить его всем необходимым: миски для воды и еды, ошейник, поводок, лежанка, подходящий корм, игрушки и конечно же лакомства. Вам необходимо уделять ему достаточно много внимания, для того чтобы он чувствовал себя в безопасности и начал вам доверять. С самого раннего возраста щенка японского шпица необходимо знакомить с командами. Кроме того в первые месяцы необходимо изучать команды как дома, так и на улице. Сперва щенок должен запомнить свою кличку. Как подобрать подходящую кличку мы писали в одной из наших статей. Имя должно быть короткое, легко запоминаемое и называть пса только им. Когда уже питомец освоит свою кличку и наконец начнет откликаться, то переходим к командам. К 3-м месяцем он должен освоить следующие команды: «Фу!», «Ко мне!», «Место!», «Рядом!» и «Апорт!»(не обязательно). После можно переходить к остальным, конечно ели они вам нужны.

Особенности породы японский шпиц

Японский шпиц легко подается дрессировке. Если собака доверяет и любит своего хозяина, то трудностей в обучении не возникнет.

Как воспитать щенка японского шпица

В том случае, если Вы будете обучать питомца правильно, тогда со временем Вы получите послушного пса, который будет выполнять все команды и радовать Вас ежедневно. Специалисты считают, что на восприимчивость японского шпица к выполнению различных команды могут влиять некоторые факторы:
  • темперамент питомца — скорость реакции питомца на раздражители, как на положительные, так и на отрицательные;
  • характер — как именно собака противостоит разнообразным неприятным воздействиям;
  • послушность — способность собаки к принятию лидерства человека;
  • бдительность — скорость с которой пес замечает потенциальную опасность, как в отношении себя, так и в отношении хозяина;
  • агрессивность — способность питомца враждебно реагировать на потенциальную опасность;
  • любопытство — интерес, который вырабатывается когда собака чувствует, слышит и видит что-либо;
  • общительность — способность взаимодействия с людьми;
  • собственничество — интерес, проявляемый животным к определенным предметам, к примеру к игрушкам.
От того, какие именно черты преобладают в характере щенка японского шпица, зависит то, насколько быстро Ваша собака будет изучать команды. Обратив внимание на черты характера своего животного, можно найти подход к нему и скорректировать поведение в тех или иных ситуациях.
  • Расторопность ни к чему не приведет. Не стоит пытаться обучить щенка японского шпица всем командам одновременно, необходимо изучать команды поочередно. Необходимо обзавестись терпением и методично действовать. Не следует ругать питомца в тот момент, когда он допускает ошибки, а когда у него что-либо получается, тогда питомца следует поощрять.
  • Не бить. Запрещено применять физическое наказание по отношению к питомцу до того момента, пока ему не исполнится три месяца. Следует ограничится сменной интонации, но не допускать криков. После того, как щенку японского шпица исполнится три месяца, разрешено в качестве наказания использовать легкий шлепок, произнося фразу «Фу». Наказывать необходимо сразу, как животное совершит проступок, а не после него, так как животное просто не поймет за что именно был наказан.
  • Последовательность. Главная цель — это достижение того, что питомец выполняет команду с первого раза. Команды следует произносить четко и ровным голосом, для того чтобы собака понимала и слушалась Вас. К воспитанию собаки следует привлекать всех членов семьи, но действовать необходимо заодно. Запрещено допускать ситуации, при которых Вы ругаете щенка, а другой член семьи его хвалит или просто не обращает внимание.
  • Балуйте. Не забывайте награждать щенка японского шпица различными лакомствами и похвалами, когда он выполнил то, что от него требовалось.

Базовые команды

Одни команды вы будете использовать чаще, другие — реже. Но все равно они пригодятся, чтобы легко взаимодействовать с японского шпица и даже обезопасить его в различных ситуациях.
  • Апорт. Одна из самых сложных команд. Многие воспринимают ее весьма легкой и простой, но с многими собаками придется попотеть. Данный навык используется для других упражнений: обыск, поиск, выбор предмета и многие другие. Обычно все они используются на службе. При отработке команды используется «Апорт» и «Дай», а также применяется жест.
  • Дай. По команде «Дай» собака должна отдать предмет.
  • Лежать. Связующая команда, которую необходимо выучить для других команд. Кроме того она не помешает дома или на улице.
  • Ко мне. Эту команду вам придётся использовать довольно часто. Так что начните с нее сразу же после того, как щенок японского шпица выучил свою кличку. Никогда не зовите собаку, чтобы наказать, и не ругайте, если она подошла сама, даже нашкодив перед этим. Такое поведение с вашей стороны может оттолкнуть животное.
  • Место. Щенок или взрослая собака должна чётко знать, в какой точке расположено его место. Спать он может где угодно, если вы конечно разрешаете, но данную команду должен знать. Использовать её можно и вне дома, обозначив место поводком или любимой игрушкой.
  • Рядом. Обучить своего любимца команде «Рядом» возможно в любом возрасте , будь это взрослая собака или маленький щенок. С переездом в новый дом сразу же стоит задуматься о дрессировке своего щенка.
  • Сидеть. Одна наверно из самых первых команд, которую должен усвоить щенок японского шпица.
  • Стоять. Команда пригодиться в быту, к примеру для расчесывания пса.
  • Фу. Запрещающая команда является одной из самых обязательных и приручение к нему начинается с первого дня появления щенка в доме. Требование команды «Фу!», «Нельзя!», «Нет!» — немедленно прекратить нежелательное действие.

Воспитание собаки

Воспитание — это процесс формирования поведения японского шпица приемлемого для владельца, когда данное поведение не регламентируется командами. Во время воспитания у собаки складываются отношения с хозяином, членами семьи, прохожими, формируется поведение в доме, на улице, отношения с другими собаками. Процесс воспитание начинается сразу, как собака впервые появилась в доме и продолжается всю жизнь собаки. В независимости от породы собаки, она должна быть воспитана. Также, как люди не любят не воспитанных людей, так же и собаки должны знать что можно, а что нельзя.

Воспитание собаки — это довольно сложный процесс, который не ограничивается выучиванием всего лишь нескольких команд. Главная цель воспитание заключается в тм, что собака должна стать приятной в общении. Кроме того, она должна быть в некоторых моментах управляемой, иначе владельцу собаки будет очень тяжело. В широком смысле слова, воспитание собаки заключается в том, чтобы научить собаку таким командам, как «Плохо» и «Нельзя». Но кроме этого собака должна знать, что хорошо, а что плохо, даже в те моменты, когда хозяина нет рядом.

Некоторые считают, что японского шпица понимает лишь команды, но не может обобщать. В этом убеждены лишь те, кто как правило никогда не имел собак, а их изучением занимался только в лабораторных условиях, в которых у собак не получалось полностью показать свой потенциал, а также те, кто из-за своих личных качеств не смогли наладить отношение с питомцем. В реальной жизни, японского шпица является стайным животным и поэтому, как и любое другое стайное животное нуждается в общении с членами своей семьи. В данной ситуации членами семьи собаки, являются люди. Довольно глупо думать то, что если пес ласкается к Вам, то это означает то, что у него чешется шкурка. Для того, чтобы у собаки нормально функционировала нервная система, ей необходима ласка, любовь, общение, похвала. Кроме того, в обязательном порядке требуются так называемые «тормозящие факторы, потому что если собаке будет все позволено, тогда это ни к чему хорошему не приведет.

При воспитание щенка японского шпица следует обратить внимание на генетические особенности породы. Семья — это стая, в которой должен быть вожак, в данном случае вожаком, является человек. Вожак наказывает, играет, кормит, ласкает, хвалит и ругает. Все остальные члены семьи хозяина выстроены по рангу. В тот момент, пока щенок маленький, все остальные члены семьи для него старшие. Однако в процессе взросления, примерно к году, собака начинает искать свое место в иерархической пирамиде. Естественно, она постарается занять ступеньку, находящуюся как можно выше. Она может это сделать с помощью силы, в случае с большими собаками, либо при помощи хитрости, так поступают маленькие собачки. Чем собака не воспитаннее, тем тяжелее будет происходить данный процесс.

В том случае, если хозяин с первых дней будет показывать своему питомцу, что прав тот, кто обладает силой, тогда из него получится хилый невротик или же злобный зверь, с которым вы врят ли будете общаться с радостью. Щенок японского шпица в обязательном порядке должен понимать, что он обязан слушаться людей, так как они его любят, кормят, воспитывают. Понять то, что запреты это не прихоть хозяина, а способ оградить всех от неприятностей.

Главным воздействием на собаку должен быть голос. С первых дней нахождения в Вашем доме, щенок должен осознавать, что Вы его любите, а если Вы повышаете голос, тогда это значит, что он что-то делает не так. Одним из лучших стимулов для питомца считается лакомство, которое следует выдавать за хорошее поведение и слушание команд.

 

Воспитание детей в Японии | Anthropology

[71]

Современная японская семья сохраняет ряд специфических особенностей, главная из которых — патриархальность. Несмотря на заметные [72] изменения, происшедшие в японском обществе в последнее время (юридически равноправие полов было закреплено еще в Конституции 1946 г.), японкам до равноправия с мужчинами еще далеко. Патриархальность, как неотъемлемый компонент японского мировоззрения врывается в современность из глубины веков, в том числе и через лингвистические особенности японского языка. Так, широко употребительным словом по отношению к своей жене является существительное канай (букв. «внутри дома»), в то время как к мужу принято обращаться сюдзин (букв. «главный человек», «хозяин»). Таким образом, традиционная идея о разделении жизненных ролей по половому признаку — мужчина работает вне дома, женщина ведет хозяйство и воспитывает детей — все еще торжествует в Японии. Нет в японском языке и слов «брат» и «сестра». Вместо этого находим ани («старший брат») и отоото («младший брат»), анэ («старшая сестра») и имоото («младшая сестра»). Поэтому идея выше- и нижестоящего никогда не покидает сознания ребенка; уже сам порядок его появления в семье накладывает отпечаток на формирование характера. И, несомненно, до тех пор, пока будет жить в народе буддийская доктрина о том, что рождение мужчиной или женщиной — это результат соответственно благовидных или неблаговидных поступков, совершенных в прошлой жизни, чувство превосходства у японских мужчин будет сохраняться.

Концепция семьи в Японии подчеркивает непрерывность семейной линии, затухание которой воспринимается как страшное бедствие. А отсюда и вытекает очень бережное, любовное отношение к своим и чужим детям, их здоровью, личностному развитию.

Образ матери в Японии прежде всего связан в умах японцев с тем смыслом, который заключен в слове амаэ. Японскому слову амаэ трудно подыскать аналог в русском языке. Оно означает чувство зависимости от матери, переживаемое японскими детьми как нечто желательное. Глагол амаэру означает «воспользоваться чем-либо», «быть избалованным», «искать покровительства». Этими словами японцы выражают отношение к матери. Они положительно рассматривают стремление детей к родительской опеке (это стремление, по мнению большинства японцев, бережет ребенка от влияния плохой компании, употребления наркотических и психотропных средств), такую же оценку в их сознании получает и ответное действие родителей по отношению к детям. Основной смысл первичной социализации в Японии может быть сформулирован несколькими словами: отсутствие для малышей каких-либо ограничений. Воспитательная доктрина в Стране Восходящего Солнца, отмечал Г. Востоков, применяется к детям «с такой мягкостью и любовью, что не действует угнетающим образом на душу детей. Никакой ворчливости, никаких строгостей, почти полное отсутствие телесных наказаний; давление на детей оказывается в такой мягкой форме, что кажется, будто дети сами себя воспитывают, и что Япония — детский рай, в котором нет даже запрещенных плодов… [73] Подобное отношение к детям в Японии не изменилось: родители ведут себя сегодня с детьми так же, как и раньше» 1.

Японка склонна регулировать поведение ребенка посредством воздействия на чувства и на возможные последствия поступка; она избегает конфронтации с волей и желанием ребенка и чаще выражает свое недовольство косвенно. Она пытается расширить эмоциональный контакт с ребенком, рассматривая его как основное средство контроля.

Японская мать избегает утверждения своей власти, поскольку это ведет к отчуждению ребенка от матери. Для нее самым важным является демонстрация на собственном примере правильного поведения в обществе, а не вербальное общение с детьми. Японская женщина делает акцент на проблемах эмоциональной зрелости, податливости, гармоничному взаимоотношению с другими людьми. Именно для этого ребенка и отправляют в дошкольные учреждения.

Детский сад и ясли — это места, где дети проводят большую часть своего времени и где, соответственно, оказывается влияние на формирование их характера. Но для определения ребенка в ясли и детский сад (работающий с 8 утра и до 6 вечера) нужно доказать, что оба родителя работают больше четырех часов в день. Причем доказать это нужно с документами в руках, а потом два раза в год подтверждать, что служебная нагрузка остается на прежнем уровне 2. И это требование — согласно проведенным в стране опросам — является главным недостатком дошкольного образования в Японии (см. приложение №2). Основной целью, ставящейся перед детским садом, является «умственное развитие детей, укрепление их физического здоровья, обеспечение благоприятной окружающей обстановки, в которой дети могли бы чувствовать себя комфортно, безопасно, и которая способствовала бы раскрытию их индивидуальных способностей в полной мере» 3. Такова общая цель, которая ставится перед всеми детскими садами страны (разработкой воспитательной доктрины дошкольников в Японии занимается Всеяпонский центр по координации деятельности дошкольной педагогики). Эта общая цель в свою очередь распадается на вполне определенные задачи, которые перед наставниками в воспитании детей определенного возраста.

Так основной задачей для самых маленьких является пробуждение уверенности в себе, своих силах и приобретение ими необходимых жизненных навыков путем обучения их языку в благоприятной обстановке. У годовалых детей часто возникают «конфликтные» ситуации из-за игрушек. Однако даже ссоры являются важным элементом межличностных отношений, [74] так как по мнению Масару Ибука (автора новейших концепций воспитания и обучения детей в раннем возрасте) «ссоры важны потому, что они развивают личную инициативу. Вмешиваться в ссоры детей — значит мешать развитию инстинкта жить в коллективе» 4. Итак, уже на первом году общения у детей стараются выработать стабильные групповые отношения, когда каждый может «высказать свое критическое отношение к тому, что ему не нравится, выслушать совет, осмыслить реакцию товарища и т. д.» 5

Известно, что 2 года — это такой возраст, когда происходит развитие речи, в игровых ситуациях формируются основные двигательные навыки. Итоги психологических исследований свидетельствуют о том, что манипуляция тесно коррелирует с интеллектом. Поэтому в этом возрасте дети активно вовлекаются в манипулятивную деятельность. Большое внимание уделяется прикладному творчеству: рисованию, аппликации, оригами, оятори (умение плести из натянутой на пальцы тоненькой веревочки замысловатые узоры и узелки). Такие занятия прекрасно развивают мелкую моторику пальцев рук, которая совершенно необходима японскому школьнику для написания иероглифов.

Целью воспитания трехлеток является интенсификация работы по формированию представлений об обязанностях и их распределении путем различных игровых ситуаций, имитирующих разнообразные стороны жизни. Едва ли не самым важным инструментом воспитания маленького японца является хоровое пение. Именно хоровое, так как выделять отдельного японского ребенка из группы, по японским меркам, крайне непедагогично. Детское хоровое пение — один из основных методов развития чувства единства с коллективом, и поэтому оно играет такую большую роль в воспитании полноценного члена будущего японского общества.

Четырехлетних детей обучают отличать доброе от злого, быть оптимистами.

Пятилетние дети воспитываются под девизом «Каждый может стать лидером!». Для этого перед детьми выдвигаются требования, являющиеся обязательными к исполнению: самому себя обслуживать, быть неприхотливым в пище, самостоятельно составлять планы какой-либо деятельности и выполнять их дружно и весело.

Нисино Маюми (доктор педагогики, научный сотрудник Государственного института педагогических исследований при Министерстве просвещения Японии) рассказывает, что «у японцев понятия философии образования, воспитания, формирования человека самым тесным образом связаны между собой. Традиционно цель обучения в японской школе больше [75] воспитательная, чем образовательная, ибо в народе считается, что намного лучше быть хорошим человеком, чем ученым» 6.

Эта цель реализуется в учебном плане государственных начальной и младшей средней школ посредством таких специфических предметов, как дотоку кеику — моральное воспитание и специальная школьная деятельность — гакко токубэцу кацудо. В европейских же странах преобладает исключительно предметное обучение.

Процесс становления человека как личности, вхождение его в традиционную культуру народа, приобщение к принятым нормам в раннем детстве дает свои положительные результаты. В Японии проводится целый ряд праздников для детей, которые позволяют формировать у них чувство сопричастности к традициям своей страны. Традиционные синтоистские и буддийские обряды сопровождают маленького японца с момента рождения и всю жизнь. К числу подобных обрядов относится и такой, который совершается на седьмой день после рождения и называется сития — «седьмая ночь» или надзукэ-но иваи — »праздник по случаю выбора имени ребенку». При выборе имени внимание обращается на значение и благозвучие иероглифов, которым оно записывается. Выбранное имя пишется на бумаге, которую помещают либо в изголовье кроватки, либо отдают родственникам вместе с двумя моти — рисовыми лепешками красного и белого цветов. В некоторых районах страны в этот день новорожденного впервые выносят из дома, кое-где это делается позже.

Спустя 100 дней после рождения ребенка впервые несут в храм. Когда ребенку исполняется год, перед ним раскладывают различные предметы (например, счеты, серп, кисточку для письма и т. д.) И по тому, какую вещь он возьмет первой, говорят о его будущем.

Традиционно в Японии отмечают большое количество детских праздников. Это и хинамацури — праздник девочек, и кодомо-но хи — »праздник мальчиков» и церемонии по случаю достижения детьми трех, пяти и семи лет (ситигосан). Именно в этот день на девочек, достигших 3-х и 7-и летнего возраста, надевают кимоно (часто впервые), пышно украшают волосы. Мальчиков 3-5 лет одевают в монцуки — короткое верхнее кимоно с фамильным гербом, и хакама — часть японского официального костюма в виде широких шаровар. Дети вместе с родителями идут в храм, где совершается праздничное богослужение, с целью умилостивить богов, для предоставления ими права на дальнейшее существование ребенка.

Особых рецептов физического воспитания японских детей нет. Просто ему (как и заботе о здоровье учеников) уделяется большое внимание. Преимущество отдается большому объему физической нагрузки, разнообразным подвижным играм, особо популярными являются такие [76] спортивные игры, как салки, скакалки, догонялки, эстафеты. Причем, по-видимому, самое удивительное заключается в том, что и воспитатели, и учителя участвуют в этих играх наравне с детьми. И даже не всегда выигрывают. Обычным явлением в детских садиках и школах являются ежедневные (в хорошую погоду) экскурсии, походы, осанпо — пешеходные прогулки по окрестностям.

Особо тщательно разрабатывается также меню для детишек — пища очень разнообразна и обязательно включает в себя молоко, молочные продукты, овощи, фрукты. Рассчитывается даже витаминно-минеральный состав блюд и их калорийность (она не должна превышать 600 — 700 калорий за один обед). Советы о «вкусной и здоровой пище» даются родителям воспитателями и даже заведующими детских учреждений. В частности, указывается, что в обэнто — коробочке с обедом, которую каждая мама должна приготовить ребенку утром — должно быть 24 вида продуктов, рис не должен разваливаться, а быть липким…

В Японии в каждом учебном заведении работает целый коллектив медицинских работников: доктор, медицинская сестра, стоматолог, фармацевт, куратор здоровья.

Японский метод закаливания, заключающийся в том, что ребенок должен быть максимально приближен к природным условиям выживания, то есть зимой стойко переносить холод, а летом терпеть жару, в целом оправдывает себя.

Наряду с повышением природной сопротивляемости детского организма одним из основных и очень привлекательных элементов воспитания является приучение ребенка к телесное чистоте. Культ чистоты проявляется не только в чистых руках, но и в чистом теле, чистом белье и одежде, чистых волосах и зубах.

Таким образом, воспитание маленьких детей в Японии не всегда благоприятствует развитию творческих способностей человека, но умело формирует в ребенке понятие о человеческом общежитии, воспитывает физически и психически здорового человека, умеющего работать в коллективе, четко выполняя предписания и не мешая окружающим.

В 1995 г. на международной конференции в Токио было принято решение об организации Азиатской ассоциации сравнительной педагогики. В Японии только в 1980 г. было опубликовано свыше 360 книг и статей по этой тематике 7.

Исходя из этих данных, можно сделать вывод, что нельзя рассматривать японскую практику воспитывающего обучения как нечто раз и навсегда сложившееся и неизменное. Японцы с большим интересом и несомненной пользой для себя изучают традиции, нормы, воспитательные [77] приемы других стран. Перенимая их в допустимой степени, учатся на чужих ошибках, стремясь максимально уменьшить свои. В ходе реализации 3-й образовательной реформы, проводимой в стране с 1984 г., гораздо больше внимания уделяется личности, индивидуальности каждого ученика. Это ведет к определенной трансформации воспитательных традиций японского общества. Но лишь к частичному изменению, а не отказе от них.


Динамика изменения количества школ и суммы государственных субсидий

Источник: официальный сайт Министерство образования, культуры и спорта Японии (Момбусё): http://www.monbu.go.jp/
  • [1] Пронников В.А., Ладанов И.Д. Японцы (этнопсихологические очерки). М, 1996. С. 126-127.
  • [2] Белоконева О. Осторожно: зарубежная педагогика. // Обруч №6, 1999. С. 11.
  • [3] Информационный бюллетень детского сада «Аодзора» г. Уцуномия (на англ.яз.) 1999. С. 4.
  • [4] Масару Ибука. После трех уже поздно. М., 1992. С. 48.
  • [5] Детский сад в Японии (пер. с яп.). М., 1987. С. 39.
  • [6] Боярчук Ю.В. Воспитательная работа в японской школе // Педагогика, №8, 1999. С. 85.
  • [7] Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учебное пособие для ВУЗов. М., 1999. С. 4.

Уникальные методы обучения детей в Японии

У японцев много особенностей: детей они воспитывают иначе, чем это делают в Европе. Вполне возможно, именно этот факт делает Японию такой крутой и успешной страной, побывать в которой мечтают практически все.

Рассказываем об уникальной системе образования, из которой мы могли бы многое перенять.

Сначала манеры — потом знания

Японские школьники не сдают экзаменов до 4-го класса (когда им исполняется 10 лет), только пишут небольшие самостоятельные. Считается, что в первые три года обучения академические знания — это не самое главное. Акцент делается на воспитании, детей учат уважению к другим людям и животным, великодушию, способности к сочувствию, поиске истины, самоконтролю и бережному отношению к природе.

Начало учебного года приходится на 1 апреля

Когда в большинстве стран дети заканчивают учебу, японцы отмечают свое 1 сентября. Начало года совпадает с одним из самых красивых явлений — цветением сакуры. Так они настраиваются на возвышенный и серьезный лад. Академический год состоит из трех триместров: с 1 апреля по 20 июля, с 1 сентября по 26 декабря и с 7 января по 25 марта. Таким образом, японцы отдыхают 6 недель на летних каникулах и по 2 недели зимой и весной.

В японских школах нет уборщиц, ребята сами убирают помещения

Каждый класс по очереди убирает кабинеты, коридоры и даже туалеты. Так ребята с ранних лет учатся работать в коллективе и помогать друг другу. К тому же после того как школьники потратили столько времени и труда на уборку, им вряд ли захочется мусорить. Это учит их уважению к своему труду, а также труду других людей и бережному отношению к окружающей среде.

В школах готовят только стандартизированные обеды, которые дети съедают в классе вместе с другими учениками

В начальной и средней школе для ребят готовят специальные ланчи, меню которых разрабатывают не только повара, но и медицинские работники, чтобы еда была максимально здоровой и полезной. Все одноклассники обедают вместе с учителем в кабинете. В подобной неформальной обстановке они больше общаются и выстраивают доброжелательные отношения.

Огромной популярностью пользуется дополнительное образование

Уже в начальных классах дети начинают посещать частные и подготовительные школы, чтобы попасть в хорошую среднюю, а потом и старшую школу. Занятия в таких местах проходят по вечерам, и в Японии очень типичное явление, когда в 21:00 общественный транспорт заполняют дети, которые спешат домой после дополнительных уроков. Они занимаются даже по воскресеньям и на каникулах, учитывая, что в среднем школьный день длится от 6 до 8 часов. Неудивительно, что по статистике в Японии почти нет второгодников.

Помимо обычных уроков школьников учат искусству японской каллиграфии и поэзии

Принцип японской каллиграфии, или шодо, очень прост: бамбуковую кисть макают в чернила и плавными мазками рисуют иероглифы на рисовой бума

Как происходит воспитание детей по-японски

Японская мама приходит в парикмахерскую с маленьким сынишкой. Сначала карапуз терпеливо ждет, пока она закончит все процедуры, а потом, не выдержав скучного ожидания, начинает открывать баночки с кремами и рисовать на зеркале замысловатые узоры. Все смотрят на него с улыбкой, и никто не делает замечания: маленькому ребенку можно все.

Всему свое время

Период «вседозволенности» у малыша продолжается всего до 5 лет. До этого возраста японцы обращаются с ребенком, «как с королем», с 5 до 15 лет – «как с рабом», а после 15 – «как с равным». Считается, что пятнадцатилетний подросток — это уже взрослый человек, который четко знает свои обязанности и безукоризненно подчиняется правилам. В этом заключается парадокс японского воспитания: из ребенка, которому в детстве разрешали все, вырастает дисциплинированный и законопослушный гражданин.

Однако торопиться с перенесением японских методов воспитания в российскую действительность не стоит. Было бы неправильно рассматривать их в отрыве от мировоззрения и образа жизни японцев. Да, маленьким детям в этой стране разрешают все, но в 5-6 лет ребенок попадает в очень жесткую систему правил и ограничений, которые четко предписывают, как надо поступать в той или иной ситуации. Не подчиняться им невозможно, поскольку так делают все, и поступить по-другому — означает «потерять лицо», оказаться вне группы. «Всему свое место» — один из основных принципов японского мировоззрения. И дети усваивают его с самого раннего возраста.

Традиции и современность

Традиционная японская семья – это мать, отец и двое детей. Раньше семейные роли были четко дифференцированы: муж – добытчик, жена – хранительница очага. Мужчина считался главой семьи, и все домашние должны были беспрекословно ему подчиняться. Но времена меняются. В последнее время сказывается влияние западной культуры, и японские женщины все больше пытаются совмещать работу и семейные обязанности. Однако до равноправия с мужчинами им еще далеко. Их основным занятием по-прежнему остается дом и воспитание детей, а жизнь мужчины поглощена фирмой, в которой он работает.

Такое разделение ролей находит отражение даже в этимологии. Широкоупотребительным словом по отношении к жене является существительное канай, которое буквально переводится «внутри дома». А к мужчине принято обращаться сюдзин – «главный человек», «хозяин». Субординация прослеживается и в отношениях к детям. В японском языке нет слов «брат» и «сестра». Вместо них говорят ани («старший брат») и отоото («младший брат»), анэ («старшая сестра») и имоото («младшая сестра»). Поэтому идея выше- и нижестоящего никогда не покидает сознание ребенка. Старшего сына заметно выделяют среди остальных детей, он считается «наследником престола», хотя престол – это всего-навсего родительский дом. У старшего ребенка больше прав, но соответственно и больше обязанностей. Раньше браки в Японии заключались по сговору: мужа и жену выбирали родители, принимая во внимание социальное и имущественное положение. Сейчас японцы все чаще женятся по взаимной симпатии. Но родительский долг явно превалирует над эмоциональными связями.

В Японии тоже бывают разводы, но их процент значительно ниже. Сказывается ориентация японцев на групповое сознание, при котором интересы группы (в данном случае семьи) ставятся выше индивидуальных. Воспитанием ребенка занимается мама. Отец тоже может принять участие, но это бывает редко. Амаэ – так называют матерей в Японии. Этому слову трудно подобрать аналог в русском языке. Оно означает чувство зависимости от матери, которое воспринимается детьми как нечто желательное. Глагол амаэру означает «воспользоваться чем-то», «быть избалованным», «искать покровительства». Он передает суть отношений матери и ребенка. При рождении малыша акушерка отрезает кусок пуповины, высушивает его и кладет в традиционную деревянную коробочку размером чуть больше спичечного коробка. На ней позолоченными буквами выбито имя матери и дата рождения ребенка. Это символ связи мамы и младенца.

В Японии редко увидишь плачущего кроху. Мать старается сделать так, чтобы у него не было для этого повода. Первый год ребенок как бы остается частью тела матери, которая целыми днями носит его привязанным за спиной, ночью кладет спать рядом с собой и дает грудь в любой момент, когда он захочет. Японская промышленность даже выпускает специальные куртки со вставкой на молнии, которая позволяет носить спереди ребенка. Когда малыш подрастет, вставка отстегивается, и куртка превращается в обычную одежду. Ребенку ничего не запрещают, от взрослых он слышит только предостережения: «опасно», «грязно», «плохо». Но если он все-таки ушибся или обжегся, мать считает виноватой себя и просит у него прощения за то, что не уберегла. Когда дети начинают ходить, их тоже практически не оставляют без присмотра. Мамы продолжают следовать за своими карапузами буквально по пятам. Нередко они организуют детские игры, в которых сами становятся активными участницами. Папы появляются на прогулке только в выходные, когда вся семья выезжает в парк или на природу. А в плохую погоду местом проведения семейного досуга становятся крупные торговые центры, где есть игровые комнаты.

Мальчики и девочки воспитываются по-разному, ведь им предстоит выполнять различные социальные роли. Одна из японских поговорок гласит: мужчина не должен заходить на кухню. В сыне видят будущую опору семьи. В один из национальных праздников – День мальчиков – в воздух поднимают изображения разноцветных карпов. Это рыба, которая может долго плыть против течения. Они символизируют путь будущего мужчины, способного преодолевать все жизненные трудности. Девочек же учат выполнять домашнюю работу: готовить, шить, стирать. Различия в воспитании сказываются и в школе. После уроков мальчики обязательно посещают различные кружки, в которых продолжают образование, а девочки могут спокойно посидеть в кафе и поболтать о нарядах.

Самое страшное – одиночество

Японцы никогда не повышают на детей голос, не читают им нотаций, не говоря уже о телесных наказаниях. Широко распространен метод, который можно назвать «угрозой отчуждения». Самым тяжелым моральным наказанием является отлучение от дома или противопоставление ребенка какой-то группе. «Если ты будешь так себя вести, все станут над тобой смеяться», — говорит мама непослушному сынишке. И для него это действительно страшно, так как японец не мылит себя вне коллектива. Японское общество – это общество групп. «Найди группу, к которой бы ты принадлежал, — проповедует японская мораль. — Будь верен ей и полагайся на нее. В одиночку ты не найдешь своего места в жизни, затеряешься в ее хитросплетениях».

Вот почему одиночество переживается японцами очень тяжело, и отлучение от дома воспринимается как настоящая катастрофа. Японка никогда не пытается утвердить свою власть над детьми, так как, по ее мнению, это ведет к отчуждению. Она не спорит с волей и желанием ребенка, а выражает свое недовольство косвенно: дает понять, что ее очень огорчает его недостойное поведение. При возникновении конфликтов, японские мамы стараются не отстраниться от детей, а, наоборот, усилить с ними эмоциональный контакт. Дети же, как правило, настолько боготворят своих матерей, что испытывают чувство вины и раскаяния, если доставляют им неприятности.

Отношение к раннему развитию

Японцы были одними из первых кто начал говорить о необходимости раннего развития. Полвека назад в стране вышла книга «После трех уже поздно», которая совершила переворот в японской педагогике. Ее автор, Масару Ибука – директор организации «Обучение талантов» и создатель всемирно известной фирмы «Сони». В книге говорится о том, что в первые три года жизни закладываются основы личности ребенка. Маленькие дети обучаются всему намного быстрее, и задача родителей – создать условия, в которых ребенок сможет полностью реализовать свои способности.

В воспитании необходимо следовать следующим принципам: стимулировать познание через возбуждение интереса малыша, воспитывать характер, способствовать развитию творчества и различных навыков. При этом ставится задача не вырастить гения, а дать ребенку такое образование, чтобы «он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым». Сейчас такая точка зрения кажется очевидной, но в середине 1950-х она звучала революционно.

Идем в детский сад

Обычно японская мама сидит дома, пока малышу не исполнится три года, после чего его отдают в детский сад. В Японии есть и ясли, но воспитание в них маленького ребенка не приветствуется. По всеобщему убеждению, за детьми должна ухаживать мать. Если женщина отдает ребенка в ясли, а сама идет работать, то ее поведение часто рассматривается как эгоистическое. О таких женщинах говорят, что они недостаточно преданы семье и ставят на первое место свои личные интересы. А в японской морали общественное всегда превалирует над личным.

Виды детских садов

Детские сады Японии делятся на государственные и частные. Хойкуэн – государственный ясли-сад, в который принимают детей с 3-х месяцев. Он открыт с 8 утра до 6 вечера и полдня в субботу. Чтобы поместить сюда ребенка, нужно обосновать это очень вескими причинами. В частности, принести документы о том, что оба родителя работают больше 4-х часов в день. Детей устраивают сюда через муниципальный отдел по месту жительства, а оплата зависит от доходов семьи. Другой вид детских садов – етиэн. Эти сады могут быть как государственными, так и частными.

Дети находятся здесь не более 7 часов, обычно с 9 утра до 2 часов дня, а мама работает менее 4-х часов в день. Особое место среди частных садов занимают элитные, которые находятся под опекой престижных университетов. Если ребенок попадает в такой детский сад, то за его будущее можно не волноваться: после него он поступает в университетскую школу, а из нее, без экзаменов, в Университет. Университетский диплом является гарантией престижной и хорошо оплачиваемой работы. Поэтому попасть в элитный садик очень сложно. Родителям поступление ребенка в такое заведение стоит огромных денег, а сам ребенок должен пройти достаточно сложное тестирование.

Интерьер

Обстановка внутри детского сада выглядит, по нашим меркам, очень скромно. Войдя в здание, посетитель попадает в большой коридор, с одной стороны которого находятся раздвижные окна от пола до потолка, а с другой — раздвижные двери ( вход в комнаты). Как правило, одна комната служит и столовой, и спальней, и местом для занятий. Когда приходит время сна, воспитатели достают из встроенных шкафов футоны – толстые матрацы — и раскладывают их на полу. А во время обеда в эту же комнату из коридора вносят крошечные столики и стульчики.

Пища

Питанию в детских садах уделяется особое внимание. Меню тщательно разрабатывается и обязательно включает в себя молочные продукты, овощи и фрукты. Рассчитывается даже витаминно-минеральный состав блюд и их калорийность. Если детский сад отправляется на целый день на прогулку или экскурсию, каждая мама должна приготовить своему ребенку обэнто – коробочку с обедом. Но если мы в подобных случаях ограничиваемся котлеткой с овощами или просто бутербродами, то искусство японской мамы достойно восхищения. Такой обед должен соответствовать обязательным требованиям, а именно: включать в себя 24 (!) вида продуктов, рис при этом должен быть липким, а не разваливаться, не должна присутствовать свекла. Всю еду желательно не покупать в магазине, а приготовить своими руками и красиво разложить в коробочке, чтобы ребенок получил еще и эстетическое удовольствие.

Отношения в коллективе

Группы в японских детских садах маленькие: 6-8 человек. И каждые полгода их состав переформировывается. Делается это для того, чтобы предоставить малышам более широкие возможности для социализации. Если у ребенка не сложились отношения в одной группе, то вполне возможно, он приобретет друзей в другой. Воспитатели также постоянно меняются. Это делается для того, чтобы дети не привыкали к ним слишком сильно. Такие привязанности, считают японцы, рождают зависимость детей от своих наставников.

Бывают ситуации, когда какой-то воспитатель невзлюбил ребенка. А с другим педагогом сложатся хорошие отношения, и малыш не будет считать, что все взрослые его не любят. Какие занятия проходят в детском саду? Детишек учат читать, считать, писать, то есть, готовят к школе. Если ребенок не посещает детский сад, такой подготовкой занимается мама или специальные «школы», которые напоминают российские кружки и студии для дошкольников.

Но основная задача японского детского сада — не образовательная, а воспитательная: научить ребенка вести себя в коллективе.

В дальнейшей жизни ему придется постоянно находиться в какой-то группе, и это умение будет необходимо. Детей учат анализировать возникшие в играх конфликты. При этом нужно стараться избегать соперничества, поскольку победа одного может означать «потерю лица» другого. Самое продуктивное решение конфликтов, по мнению японцев, — компромисс. Еще в древней Конституции Японии было записано, что главное достоинство гражданина – умение избегать противоречий. В ссоры детей не принято вмешиваться. Считается, что это мешает им учиться жить в коллективе.

Важное место в системе обучения занимает хоровое пение. Выделять солиста, по японским представлениям, непедагогично. А пение хором помогает воспитывать чувство единства с коллективом. После пения наступает очередь спортивных игр: эстафеты, салки, догонялки. Интересно, что воспитательницы, вне зависимости от возраста, участвуют в этих играх наравне с детьми. Примерно раз в месяц весь детский сад отправляется на целый день в поход по окрестностям. Места могут быть самые разные: ближайшая гора, зоопарк, ботанический сад. В таких походах дети не только узнают что-то новое, но и учатся быть выносливыми, стойко переносить трудности Большое внимание уделяется прикладному творчеству: рисованию, аппликации, оригами, оятиро (плетение узоров из тонкой веревочки, натянутой на пальцы).

Эти занятия прекрасно развивают тонкую моторику, которая необходима школьникам для написания иероглифов. В Японии не сравнивают детей между собой. Воспитатель никогда не будет отмечать лучших и ругать худших, не скажет родителям, что их ребенок плохо рисует или лучше всех бегает. Выделять кого-то не принято. Конкуренция отсутствует даже в спортивных мероприятиях – побеждает дружба или, в крайнем случае, одна из команд. «Не выделяйся» — один из принципов японской жизни. Но он не всегда приводит к положительным результатам.

Обратная сторона медали

Основная задача японской педагогики – воспитать человека, который умеет слажено работать в коллективе. Для жизни в японском обществе, обществе групп, это необходимо. Но перекос в сторону группового сознания приводит к неумению самостоятельно мыслить. Более того, идея соответствия единому стандарту настолько прочно укореняется в сознании детей, что если кто-то из них и высказывает собственное мнение, он становится объектом насмешек или даже ненависти. Это явление сегодня особенно распространено в японских школах и получило название «идзимэ» (понятие, близкое нашей армейской «дедовщине»). Нестандартного ученика травят, часто избивают. Японцы и сами прекрасно видят негативные стороны своей педагогической системы.

Сегодня в печати много говорится об «острой потребности в творческой личности» и необходимости выявлять одаренных детей уже в раннем возрасте. Но проблема пока остается нерешенной. Наблюдаются в Стране Восходящего Солнца и явления, которые свойственны в том числе России: растет инфантилизм подростков, возникает неприятие молодежью критики со стороны взрослых, проявляется агрессия по отношению к старшим, в том числе и к родителям. Но чуткое и заботливое отношение взрослых к детям, внимание к проблемам нового поколения, ответственность родителей за судьбу ребенка – качества, которым вполне можно поучиться у японцев, несмотря на все различия в менталитете

Источник: www.2mm.ru

Японский стиль воспитания — и отличия от западного

Экспаты и иностранцы, посещающие Японию, часто удивляются тому, как ведут себя японские дети; Жители Запада обычно сообщают о таких вещах, как меньше суеты, более зрелое поведение и большая самодостаточность, чем дети в их родных странах. И, учитывая количество иностранцев, делающих подобные наблюдения, обычно существует столько же теорий относительно того, почему японские дети такие, какие они есть; например: «Японский стиль воспитания должен быть строгим»; «Япония настолько безопасна, что дает детям больше возможностей научиться независимости с раннего возраста»; «Японские матери не рожают своих детей так часто, как западные родители.”

Нет никаких сомнений в том, что развитие ребенка является сложным процессом, на который влияет широкий спектр факторов (например, культура, темперамент ребенка, уникальный стиль матери и т. Д.), Поэтому неудивительно, почему вопросов больше, чем ответов.

Вдобавок ко всему, очень показательно слово gaijin (буквально означающее «посторонний человек» и используемое японцами при обращении к иностранцам); «Посторонние» в Японии действительно остаются в неведении, что заставляет многих прибегать к домыслам, основанным только на общественных наблюдениях.

Какой типичный японский стиль воспитания?

Хайди Келлер известна тем, что выделяет два типа стилей воспитания: проксимальный и дистальный . Короче говоря, проксимальный стиль воспитания связан с постоянным и продолжительным телесным контактом между матерью и ребенком, тогда как дальний стиль воспитания делает упор больше на зрительный контакт и общение через выражение лица и слова.

Проксимальный стиль воспитания распространен в Японии .Таким образом, совместный сон, совместное купание и игра, ориентированная на физический контакт между матерью и ребенком, являются нормой.

Японские матери также известны своим упреждающим прогнозом потребностей своего ребенка, поэтому предотвращение суеты является приоритетной задачей. Японские матери также находятся со своими детьми почти всегда в течение первых двух лет жизни. Фактически, одно исследование показало, что японских матерей в среднем проводят 2 часа в неделю вдали от ребенка , по сравнению с американскими матерями, которые проводят вне дома 24 часа.Такие вещи, как няни, вечера в кино вдали от ребенка или поездки на выходные только для мамы и папы, не являются обычным явлением и не очень хорошо принимаются в японской культуре. Если вы хотите быть уважаемой матерью в Японии, ожидается, что ваш ребенок будет получать все ваше внимание в течение первых двух лет, минимум (однако, мать остается дома полный рабочий день становится все менее распространенной, поскольку все больше и больше женщин приход и пребывание в рабочей силе, чем когда-либо прежде).

Жители Запада воспринимают японский стиль воспитания детей как баловство.На Западе матери обычно начинают влиять на своих детей (сознательно и бессознательно), поощряя независимость. Считается, что западный ребенок изначально зависит от матери, и его нужно научить самостоятельности. Один из способов добиться этого — ценить и поощрять самовыражение. Для западной матери позволить ребенку стать суетливым — значит позволить ребенку развить важнейшие навыки самовыражения и уверенности; Попытка вообще предотвратить суету значила бы лишить ребенка очень важного урока.

Японские матери склонны рассматривать своего ребенка как изначально отключенного от семьи, нуждающегося в полной зависимости от матери. Результат — почти слияние двух умов; линии и границы стираются, и желания ребенка становятся почти материнскими, и наоборот.

Каков результат японского стиля воспитания?

Чтобы понять последствия типичного японского стиля воспитания (проксимального стиля воспитания), сначала важно понять термин саморегуляция . Саморегуляция относится к способности контролировать и контролировать собственные эмоции, поведение, мысли и внимание. Отличным примером этого является тест Marshmallow:

.

Саморегулирование можно рассматривать по-разному. Например, слушая инструкцию родителя, способность восстанавливаться после эмоционального стресса самостоятельно, или быть в состоянии продолжать на задаче, даже после нескольких неудачных попыток.

Прекрасный пример саморегулирования у японских детей можно увидеть в этом клипе из «Хадзиметэ но Оцукай» или «Мое первое поручение.«Hajimete no Ostukai» — популярный японский телесериал, представляющий собой реалити-шоу о двух братьях и сестрах, которым родители приказали поехать в город впервые. Дети, выбранные для каждой серии, потрясающе молоды, как для западной, так и для японской культур (хотя нечасто можно увидеть детей, гуляющих по улицам в Японии, это тоже не редкость). В этом конкретном эпизоде ​​вы можете увидеть, насколько хорошо справляются братья и сестры. Имейте в виду, насколько интенсивен этот день для двух братьев и сестер, впервые проводящих часы в городе в одиночестве.

Саморегулирование на работе:

Хайди Келлер, помимо определения двух различных стилей воспитания, обнаружила высокую корреляцию между проксимальным стилем воспитания (японский стиль воспитания) и ранним развитием саморегуляции. Итак, в целом японские дети в более раннем возрасте лучше справляются с саморегуляцией, чем большинство западных детей. Келлер также обнаружил высокую корреляцию между дистальным стилем воспитания (западный стиль воспитания) и ранним развитием самопознания .

Что такое самопознание? Самопознание — это способность понимать, что свои мысли и эмоции отличаются от других в этом мире.

Пройдите тест на зеркало, например:

Итак, западные дети, хотя и не так хорошо разбираются в саморегулировании , как японские дети, могут раньше видеть себя игроками в своей среде; они начинают осознавать, что имеют влияние и контролируют свое окружение: «Я плачу, меня кормят.«Я ною, и мама меня забирает».

Западные младенцы постепенно становятся хозяевами своего окружения через напористость и самовыражение (самопознание). Японские младенцы, с другой стороны, на собственном опыте знают, что «мама всегда рядом, и она всегда понимает, что мне нужно, плачу я или нет». Японские младенцы становятся мастерами сдерживания своих эмоций и ожидания, пока мама удовлетворит их потребности (саморегулирование).

Понимание влияния ближнего и дальнего стилей воспитания на развитие ребенка помогает понять, почему жители Запада обычно наблюдают у японских детей больше спокойствия и послушания.Но это еще не все.

Важность сочувствия

Рассмотрение того, как собственные действия влияют на других, имеет решающее значение для поддержания одной из самых ценных вещей в Японии: групповой гармонии. Это делает сочувствие ядром японской культуры и, что неудивительно, основой японского воспитания. В то время как западные родители обычно требуют от своих детей подчинения (например, посредством словесных команд и наказания), японские матери известны тем, что постоянно рассказывают своим детям, как их действия влияют на чувства других или даже на чувства объектов.Японские дети с раннего возраста начинают осознавать важность рассмотрения других, прежде чем действовать.

Дисциплина в Японии

Япония часто рассматривается как строгая культура, что заставляет многих иностранцев подозревать строгие правила и их соблюдение со стороны японских родителей дома. Однако это не всегда так. В то время как западные родители больше ориентированы на соблюдение правил и последовательность принуждения, японские родители, как правило, больше уступают правилам и не слишком полагаются на наказания.Вместо этого японские дети входят в небольшие группы (школа, кружки после уроков, спортивные секции и т. Д.), Что подчеркивает важность сотрудничества и гармонии. Социальное давление со стороны этих групп действует как навесные правила, косвенно требуя соблюдения и обучая детей правильному поведению и послушанию.

Культура и дети

Культура начинает влиять на детей еще до их рождения, начиная от продуктов, которые ест мать, и заканчивая звуками, которые они начинают слышать в утробе матери.После рождения детей влияние культуры стремительно возрастает. Выбор времени для развития определенных навыков у детей зависит от значения, которое культура придает этому определенному навыку. Итак, в Японии, где ценятся такие вещи, как сочувствие и ограничение проявления эмоций, можно ожидать, что у детей эти навыки разовьются очень рано. Или, в США, где ценят человека и важны такие навыки, как самовыражение и напористость, можно ожидать, что американские дети разовьют эти навыки на ранней стадии по сравнению с Востоком.

Итак, какой стиль воспитания лучше? Это неправильный вопрос, который уводит нас еще дальше от того, чтобы отбирать что-то очень ценное из межкультурного сравнения. Вместо этого, возможно, лучше задать следующие вопросы: что я могу извлечь из этого? Есть что-нибудь, о чем я хочу узнать больше? Могу ли я чему-то научиться у японского стиля воспитания и включить его в свою жизнь? Что для меня выделилось больше всего и почему? Что нового я узнал о своей культуре?

Также важно напоминать себе, что культурология дает много обобщений.Это неизбежно. Возможные последствия подобных сравнений заключаются в том, что они могут побудить читателей к стереотипам. Пожалуйста, осознавайте это в себе, понимая, что это японская и американская культура в целом. Конечно, в каждой стране существует множество субкультур, и хотя большинство из них может соответствовать этим выводам, не все.

Даже если кто-то не интересуется другими культурами, подобные сравнения — по крайней мере, способ лучше понять наши собственные ценности, которые мы часто просто принимаем и бессознательно преследуем.

Список литературы

Анатомия зависимости

Социализация родителей и детей в различных культурах. Vol. 5: Ежегодные достижения в прикладной психологии развития, 35-51

Кожа: осязание как добродетель в Центрально-Восточной Индии. HAU: Journal of Ethnographic Theory, 1 (1), 179–209.

Последствия раннего воспитания для развития: самопознание и саморегуляция в трех культурных сообществах.

Антецеденты саморегуляции: перспективы развития. Психология развития, 18 (2), 199-214.

Расположение ребенка в контексте: отношения привязанности и саморегуляция в разных культурах.

Развитие близких отношений в Японии и США: пути симбиотической гармонии и порождающего напряжения.

Спальные места для младенцев и культурные ценности современных японских матерей.

Японский перевод этого сообщения можно найти на сайте madameriri.com. Спасибо, Риёко-сан!

Японский способ воспитания детей | Советы для родителей | Японский способ воспитания детей

«Битва через год после того, как я переехала в Токио с мужем и двумя мальчиками, мой 6-летний сын исчез с улицы.Нет, его не схватили, и он не упал в воронку. Он просто ушел, пока я не обращал внимания. Во время нашей краткой разлуки я, конечно, волновался — я из Индии. Но когда я наконец нашел его, рыдающего возле круглосуточного магазина Sunkus, ко мне подошла бабушка и сказала, чтобы я не волновался, потому что он никогда не подвергался реальной опасности, потому что мы были в Токио, и дети его возраста пробираются по окрестностям. большой город все время один.

Опыт индийской матери, рассказанный на видео через Интернет.Это одна из первых вещей, которую вы узнаете о воспитании детей в Японии: даже очень маленькие дети должны быть достаточно независимыми и самостоятельными, чтобы ходить в школу без сопровождения, даже если для этого нужно ехать на городском автобусе или поезде и пересекать оживленные улицы. Чрезвычайно низкий уровень преступности в стране означает, что она безопасна, и родители считают, что общине можно доверять, чтобы она сама позаботилась о себе.

Несколько интересных фактов о японском воспитании детей:

Не говори о своих детях: В то время как мы, матери в Индии, с удовольствием рассказываем о наших трудностях в воспитании детей, японские женщины, как правило, хранят личное личное в тайне, делясь только со своими близкими.И простое упоминание о том, что ваш ребенок ходит на так много внеклассных занятий или посещает эту академию, может показаться хвастливым. Но не заблуждайтесь: воспитание детей в Японии является гиперконкурентным, и существует большое давление, чтобы ваши дети попали в подходящие школы. Подготовка к вступительным экзаменам также идет интенсивно.

Практикуйте воспитание с экстремальной привязанностью: Вы можете отправить шестилетнего ребенка в одиночку, но воспитание с привязанностью является нормой в домашних условиях.Мамы обычно берут своих младенцев с собой повсюду, на слинге или переноске типа Baby Bjorn, носят их по дому, в магазины и даже ездят на велосипеде по городу. (В курортном городке Нагано я видел папу на лыжах с младенцем в розовом зимнем комбинезоне, привязанным к его спине.) Эта физическая близость во многих отношениях выражает привязанность; нет поцелуев или объятий.

Следите за их самовыражением: Это послание, которое японские родители прививают своим детям с самого начала: всегда думать о других людях и действовать соответствующим образом, прежде всего, чтобы помочь сохранить мир.Где бы мы ни были — в ресторане, музее или торговом зале, на забитой пешеходной улице или на популярной пешеходной тропе, я видел японских детей, спокойных и сдержанных, в то время как мои мальчики толкали друг друга или мчались мимо маленьких старушек с тростью, шумно с разговором. (Необязательно кричать, чтобы вас услышали из-за тишины токийской толпы.) В Бруклине такое поведение воспринималось как добродушная шумность; в Токио это казалось просто диким.

Файл фото.Изображение предоставлено Pixabay

Время обеда для детей: Японские мамы устанавливают высокие стандарты в отношении блюд из коробок бенто для своих детей, рано вставая, чтобы приготовить тщательно продуманный набор полезных для здоровья блюд, которые тоже выглядят красиво: рыба, овощи, тофу, водоросли, рисовые шарики в форме животных или растения. Не справитесь, и учитель может что-то сказать. С самого начала японские студенты осознают важность ответственности, независимости и общности через практические навыки, применяемые и применяемые в классе.Приходит обед, и студенты начинают переставлять парты, как им заблагорассудится. Большинство смотрят друг на друга и сгруппированы в группы. Затем все надевают фартуки и маски. Назначенные на обед ученики спускаются на школьную кухню и приносят кастрюли и сковороды с едой, чтобы принести их в классы. Они благодарят поваров, говоря «Итадакимасу!» в унисон, что примерно переводится как «Я смиренно принимаю». После обеда время уборки. Студенты собирают веники и тряпки. Они убирают коридоры, лестницы и всю школу.

В Японии каждый должен стать владельцем. По словам культурного антрополога Дуэйна Диксона, у них есть идея «групповой зависимости», когда можно положиться на каждого члена общества, чтобы помочь сообществу, особенно во время чрезвычайных ситуаций или бедствий.

Родители играют незаменимую роль в жизни своих детей. Без родителей фаза взросления детей замедлилась бы. Стиль воспитания определяется историей развития, образованием и личностью родителей; поведение ребенка.Кроме того, родители из разных культур, из разных социальных слоев и из разных этнических групп по-разному воспитывают своих детей. В любом случае поведение и психологическое развитие детей связаны со стилем воспитания, в котором они воспитываются. Стили воспитания в разных странах разные. Но если отбросить культурные разрывы, воспитание неизбежно приведет к несовершенству. Несомненно одно сходство: все родители хотят лучшего для своей семьи. Цель этих статей — лучше понять, как взаимодействуют различные родительские процессы и модели поведения, чтобы влиять на различные результаты ребенка в различных социальных контекстах.

(Автор является основателем и генеральным директором Learning Arena, компании электронного обучения)

Культурное воспитание: японский стиль воспитания

Многие из нас поражены по тому, как японские дети всегда так спокойны и контролируются, даже когда они публично.Японцы считают детей такими же добродетельными и невинными, как они считал, что только внешний мир является основным элементом, влияющим на молодежь изменить (Lombardo, 2014). Используется уникальный подход к воспитанию, чтобы обеспечить тщательную обрезку, воспитание и обучение.

Первый родители будут учить детской зависимости , где матери со своими дети, почти всегда, в течение первых двух лет жизни ребенка. Японский только матери потратили d в среднем 2 часа в неделю от их ребенка, так что вещей, таких как няни, вечера кино от ребенка, или поездки только для родителей — не обычное дело и принято в японской культуре.Связь между матерью и ее ребенком сильна потому что они спят и купаются вместе, пока ребенку не исполнится 12 лет. Матери также часто несут ответственность за дисциплинировать детей, объясняя последствия действий ребенка с гнев не проявляется.

После создания прочной связи матерям становится легче научите ребенка самостоятельности . Кроме того, из-за безопасности а низкий уровень преступности в Японии позволяет родителям отпускать своего ребенка домой пешком, садитесь в метро или автобус и бегайте по делам в одиночку.Тем самым родители не будут с ребенком, чтобы он научился решать проблемы сами по себе. Японские родители также ожидают, что дети будут выполнять больше работы по дому. по сообщению ABC News. Поэтому с руководство родителей и безопасное окружение позволяют детям возможность быть более самостоятельными.

Самодисциплина также является важной ценностью, которой японские родители учат их ребенок, термин, используемый для слова «дисциплина» — это « сицукэ ».По словам Нобуко Учида, многие японские родители предпочитают преподавать их дети ‘ shitsuke ‘ вместе занимаясь повседневными делами, например, готовя еду, беседовать вместе. Дети, как правило, учатся вести себя в разных обстоятельствах, следя за тем, как они родители действуют, а не учатся через исправления или критику. Кроме того, школы также поощряют « сицукэ » заставляя своих учеников убирать свой класс и мыть посуду каждый день. Этот побуждает ребенка шаг за шагом научиться убирать за собой и подготовьте их к будущему.

Японские дети также учатся групповой ориентации где индивидуум менее важен, чем группа. Вот почему дети сознательны их приняли в группу, и они будут рассматривать свои действия так что это не повлияет на других и не расстроит их. Итак, когда они плохо себя ведут, японские родители часто жалуются: «Ты заставляешь меня чувствовать плохой. Ты заставляешь меня стыдиться ». или «Что подумают другие? Что будет другим люди говорят?» Следовательно, японское общество упорядочено, мирно и гармоничны, потому что детей воспитывают думать о том, как их отношение влияет на их родителей и других людей.

Очевидно, что Япония практикует коллективистскую культуру , что ценят взаимозависимость, где они учатся быть ориентированными на группу и сознательными о принятии в группу. Помимо этого, они также зависят от их матери, которые тратят только дней в среднем из 2 часа в неделю от них. Наконец, японцы очень прислушиваются к авторитету, поэтому Япония так безопасно, люди воспитаны и держат свою страну в чистоте потому что авторитет играет важную роль в их жизни.

Источник: http://plantingseedsbook.org/japanese-child-rearing-practices/
http://www.brianlosullivan.com/blog/japanese-parenting-style/ .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *