Задачи музыкального воспитания: Задачи, цели и методы музыкального воспитания

Содержание

Статья: Задачи музыкального воспитания | Образовательная социальная сеть

Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка (может быть, и формирует его вкусы и предпочтения). Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

Основными задачами музыкального воспитания можно считать:

1. Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.

 2. Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.

 3. Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно.

 4. Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.

 5. Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.

 6. Развивать творческое отношение к музыке прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок.

Это помогает выявлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на инструментах, петь, танцевать. Конечно, такие проявления более характерны для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

         Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности и др.В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы; учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию.

        Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни все три основные способности — ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма — выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются, это свидетельствует о музыкальности; у других позже, труднее. Наиболее сложно развиваются музыкально — слуховые представления — способность воспроизводить мелодию голоса, точно ее, интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства детей эта способность проявляется лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей, подчеркивает музыкант-психолог Б.М.Теплов, не является показателем слабости или тем более отсутствие способностей. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.

        В детском саду мы ежедневно занимаемся музыкальной деятельностью. Работаем над развитием музыкальных способностей, прививаем эстетический вкус. Детский сад и семья два главных коллектива, ответственных за развитие и воспитание ребенка. Музыкальное искусство имеет огромное значение в умственном, нравственном, эстетическом и физическом воспитании. Начинаем работать с детьми в возрасте от полутора лет и, провожаем их в школу. На этом этапе пути продолжительностью в шесть лет ребята систематически, последовательно занимаются всеми видами музыкальной деятельности. Учим детей петь, танцевать, слушать, играть на музыкальных инструментах. В процессе разучивания песен у детей развивается память, крепнут голосовые связки, умение правильно дышать. Идет постоянная работа над дикцией, ребенок учится правильно пропевать звуки, слова, предложения. Учим детей выразительно, ритмично, красиво танцевать. Выражать в танце свои чувства и эмоции. Дети учатся приглашать на танец друг друга и провожать после танца. Танцевать это очень полезно для здоровья, у ребенка развивается правильная осанка, в дальнейшем он будет чувствовать себя уверенно в любой ситуации. Так же прививаем любовь к классической музыке, расширяется кругозор. При систематическом слушании музыки у детей вырабатывается усидчивость, внимание это уже подготовка к школе и дальнейшей жизни. Мы видим в каждом ребенке таланты и способности, помогаем развивать их в дальнейшем.

       Музыка – средство воспитания, когда оно осознанно воспринимается ребенком. Человек, которому в детстве распахнули окно в мир прекрасного, умеет полнее и радостнее воспринимать жизнь, видеть мир многостороннее. И мы, взрослые, помогаем детям увидеть красоту в природе, в труде, учим волноваться и радоваться. Каждому родителю нужно помнить, что детей невосприимчивых к музыке нет. Обучая музыке, мы воздействуем на общее развитие и духовный мир ребенка.

     Музыкальные занятия с детьми всесторонне развивают и подготавливают их к обучению в школе. Для этого используются прогрессивные методы, которые позволяют развивать память, мышление и воображение с раннего возраста. Занятия музыкой влияют на интеллектуальное развитие, ускоряется рост клеток отвечающих за интеллект человека, влияет на эмоциональное самочувствие ребенка. Под действием музыки активизируются энергетические процессы организма, направленные на физическое оздоровление. Поэтому на музыкальных занятиях мы тщательно отбираем музыкальный материал.

     Развитие музыкальности у каждого ребенка свое, поэтому не нужно огорчаться, если у малыша не сразу, получается, петь и танцевать, для этого требуется время. На музыкальных занятиях мы развиваем каждого ребенка и подходим к каждому ребенку индивидуально. Большое внимание уделяется такому инструменту как – голос, именно голос способен стать основой музыкальной культуры человека в будущем. Здесь мы используем принцип “от простого к сложному”. Малыш подпевает, но очень осторожно, так как связки голоса тонкие и хрупкие. Обучая пению, мы учитываем физиологические особенности ребенка, методику работы над дыханием, темпом, дикцией. Песенный и танцевальный репертуар подбирается в соответствии с возрастной группой. Обучение предполагает индивидуальный подход и знание физиологии каждого возраста. Обучая навыкам и умениям играть на музыкальных инструментах, развиваем слух и эмоциональную отзывчивость. В младших группах дети подпевают взрослым, слушают, хлопают, топают. В старших группах детей учим петь хором, группами, водить хороводы, танцевать парами, мальчики учатся правильно приглашать девочек на танец. На музыкальных занятиях учим детей: любить петь песни, уметь слушать музыку разных жанров, правильно, красиво и эстетично двигаться. Хочется и родителям пожелать, чтобы дома, на отдыхе, во время прогулок со своими детьми уделяли внимание музыкальному воспитанию. И мы, взрослые, помогаем реально воспринимать действительность, не разрушая чудесный мир ребенка.

Консультация на тему: Лекция «Цели и задачи музыкального воспитания в детском саду»

МАДОУ детский сад № 9

Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад № 9

Лекция для родителей

«Музыкальное воспитание в детском саду»

Подготовила и провела музыкальный руководитель: Евтушенко О.В.

г. Наро-Фоминск 2017 год.

«Музыкальное воспитание в детском саду»

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Цели, задачи и содержание музыкального воспитания

2. Влияние музыки на развитие детей

2.1 Слушание

2.2 Пение

2.3 Музыкально-ритмическая деятельность

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

музыкальное воспитание детей в детском саду

Музыкальное воспитание  детей в детском саду является синтезом различных видов деятельности.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие ребенка: помимо того, что развивается певческий голос, чувство ритма, координация, формируется так же и эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. Только развивая эмоциональную сферу, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы.

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой.

Музыка — средство воспитания, когда оно осознанно воспринимается ребенком.. Каждому родителю нужно помнить, что детей невосприимчивых к музыке нет. Обучая музыке, мы воздействуем на общее развитие и духовный мир ребенка.

  1. Цели, задачи и содержание музыкального воспитания

Цель музыкального воспитания в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования: воспитание в детях способности воспринимать и понимать (в доступном объеме) произведения искусства: словесного, изобразительного и музыкального.

Основная цель музыкального воспитания в детском саду — подготовка к школе эстетически воспитанного и развитого ребенка, умеющего эмоционально воспринимать содержание музыкального произведения, проникаться его настроением, мыслями, чувствами.

Основными задачами музыкального воспитания можно считать:

  • Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.
  • Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.
  • Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно.
  • Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.
  • Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.
  • Развивать творческое отношение к музыке, прежде всего, в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок.

Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности и др.  На основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию.

Содержание музыкального воспитания дошкольника является приобщение его к разным видам музыкальной деятельности, формирование внимания и интереса к музыке. В этот период формируется, прежде всего, восприятие музыки. Оно занимает ведущее место в музыкальном воспитании детей в целом.

Чтобы запомнить что-либо, недостаточно пассивного слушания, нужен активный анализ музыки. Наглядные пособия на музыкальных занятиях дошкольников необходимы не только для более полного раскрытия музыкального образа, но и для поддержания внимания. Сухомлинский В.А. писал: «внимание маленького ребенка — это капризное «существо». Оно кажется мне пугливой птичкой, которая улетает подальше от гнезда, как только стремишься приблизиться к нему. Когда же удалось, наконец, поймать птичку, то удержать ее можно только в руках или клетке. Не ожидай от птички песен, если она чувствует себя узником. Так и внимание маленького ребенка: «если ты держишь его как птичку, то она плохой твой помощник».

Цели, задачи и содержание музыкального образования дошкольников определяют выбор методов музыкального образования.

Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному.

У некоторых уже на первом году жизни все три основные способности — ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма — выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются, это свидетельствует о музыкальности; у других позже, труднее.

Наиболее сложно развиваются музыкально — слуховые представления — способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее, интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства детей эта способность проявляется лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей не является показателем слабости или тем более отсутствие способностей. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно впервые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.

Музыке отводится особая роль в воспитании ребенка. С этим искусством человек соприкасается от рождения…

Целенаправленное музыкальное воспитание он получает в детском саду — а в последующем и в школе. Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. В музыкальном воспитании восприятие музыки детьми является ведущим видом деятельности. И исполнительство, и творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Сведения о музыке так же даются в опоре на ее «живое» звучание. Развитое восприятие обогащает все музыкальные способности детей, все виды музыкальной деятельности способствуют развитию способностей ребенка.

Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка. Он выделяет музыку из всех звуков и сосредотачивает на ней свое внимание. Следовательно, если музыка оказывает такое положительное влияние на ребенка уже впервые годы его жизни, то необходимо использовать ее как средство педагогического воздействия. К тому же музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого и ребенка, создает основу для эмоционального контакта между ними.


Влияние музыки на развитие детей

В детском саду мы ежедневно занимаемся музыкальной деятельностью. Работаем над развитием музыкальных способностей, прививаем эстетический вкус. Детский сад и семья два главных коллектива, ответственных за развитие и воспитание ребенка. Музыкальное искусство имеет огромное значение в умственном, нравственном, эстетическом и физическом воспитании. Начинаем работать с детьми в возрасте от двух лет, и, провожаем их в школу. На этом этапе пути продолжительностью в шесть лет ребята систематически, последовательно занимаются всеми видами музыкальной деятельности. Учим детей петь, танцевать, слушать, играть на музыкальных инструментах.

В процессе разучивания песен, самого пения у детей развивается память, крепнут голосовые связки, развивается звуковысотный и ладовый слух,  развивается умение правильно дышать. Идет постоянная работа над дикцией, ребенок учится правильно пропевать звуки, слова, предложения.

На музыкальных занятиях мы учим детей выразительно, ритмично, красиво танцевать. Выражать в танце свои чувства и эмоции. Дети учатся приглашать на танец друг друга и провожать после танца. Танцевать это очень полезно для здоровья, у ребенка развивается правильная осанка, в дальнейшем он будет чувствовать себя уверенно в любой ситуации.

Так же прививаем любовь к классической музыке, расширяется кругозор. При систематическом слушании музыки у детей вырабатывается усидчивость, внимание это уже подготовка к школе и дальнейшей жизни. Мы видим в каждом ребенке таланты и способности, помогаем развивать их в дальнейшем.

Музыкальные занятия с детьми всесторонне развивают и подготавливают их к обучению в школе. Для этого используется прогрессивные методы, которые позволяют развивать память, мышление и воображение с раннего возраста. Занятия музыкой влияют на интеллектуальное развитие, ускоряется рост клеток отвечающих за интеллект человека, влияет на эмоциональное самочувствие ребенка. Под действием музыки активизируются энергетические процессы организма направленные на физическое оздоровление.

Развитие музыкальности у каждого ребенка свое, поэтому не нужно огорчаться, если у малыша не сразу, получается, петь и танцевать, для этого требуется время. На музыкальных занятиях мы развиваем каждого ребенка и подходим к каждому ребенку индивидуально. Большое внимание уделяется такому инструменту как — голос, именно голос способен стать основой музыкальной культуры человека в будущем. Здесь мы используем принцип «от простого, к сложному». Малыш подпевает, но очень осторожно, так как связки голоса тонкие и хрупкие. Обучая пению, мы учитываем физиологические особенности ребенка, методику работы над дыханием, темпом, дикцией. Песенный и танцевальный репертуар подбирается в соответствии с возрастной группой. Обучение предполагает индивидуальный подход и знание физиологии каждого возраста. Обучая навыкам и умениям играть на музыкальных инструментах, развиваем слух и эмоциональную отзывчивость. В младших группах дети подпевают взрослым, слушают, хлопают, топают. В старших группах детей учим петь хором, группами, водить хороводы, танцевать парами, мальчики учатся правильно приглашать девочек на танец.

Большую пользу приносят музыкально-дидактические игры, которые  помогают развитию координации, эмоциональной отзывчивости, учат  ребенка действовать в заданной игровой ситуации, развивают чувство товарищества.

Восприятие у ребенка и у взрослого в силу различного музыкального и жизненного опыта не одинаково. Восприятие музыки детьми раннего возраста отличается непроизвольным характером, эмоциональностью. Постепенно, с приобретением некоторого опыта, по мере владения речью, ребенок может воспринимать музыку более осмысленно, соотносить музыкальные звуки с жизненными явлениями, определять характер произведения. У детей старшего дошкольного возраста с обогащением их жизненного опыта, опыта слушания музыки восприятие музыки рождает более разнообразные впечатления.

На каждом возрастном этапе наиболее яркие выразительные средства ребенок различает с помощью тех возможностей, которыми он обладает — движение, слово, игра и т.д. Следовательно, развитие музыкального восприятия должно осуществляться посредством всех видов деятельности.

2.1 Слушание

Данный вид музыкальной деятельности занимает первое место потому, что прежде чем исполнить песню или танец, ребенок слушает музыку. Получая с детства разнообразные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной классической и современной музыки, накапливает опыт восприятия музыки, различные по стилю, постигает «интонационный словарь» разных эпох.  Усвоение любого языка начинается в раннем детстве и музыкальный язык не является исключением. На протяжении всего дошкольного детства круг знакомых интонаций расширяется, закрепляется, выявляются предпочтения, формируются начала музыкального вкуса и музыкальной культуры в целом.

2.2 Пение

Для формирования музыкально-слуховых представлений важны знания о том, что музыкальные звуки имеют различную высоту, что мелодия складывается из звуков, которые движутся вверх, вниз или повторяются на одной высоте. Развитие чувства ритма нуждается в знании того, что музыкальные звуки имеют различную протяженность — бывают долгими и короткими, что они движутся, и их чередование может быть мерным или более активным, что ритм влияет на характер музыки, ее эмоциональную окраску, делает более узнаваемыми различные жанры. Дети старшего дошкольного возраста знакомятся и овладевают терминами: регистр, темп, фраза, часть, форте, пиано).

 Для развития исполнительства, творчества нужны специальные знания о способах, приемах исполнительства, средствах выразительности. Обучаясь пению, дошкольники приобретают знания, необходимые для овладения певческими навыками (звукообразование, дыхание, дикция и т.д.). Дошкольный возраст чрезвычайно благоприятен для становления основных певческих навыков. Если ребёнка учить петь с детства (при соблюдении осторожности в занятиях), его голос приобретает гибкость и силу, которые взрослому даются с трудом.

Учёт в вокальной работе типов детских певческих голосов приводит к значительно более высоким результатам в их вокальном, слуховом и общем музыкальном развитии. Ребенок в удобной для него тональности, соответствующей природе, типу его певческого голоса, поет значительно чище интонационно, гораздо свободнее и красивее, чем в неудобной.

Тип голоса ребенка, как и взрослого, может быть определен с достаточной достоверностью только после проведения специальной работы по его постановке.

Основная цель обучения детей пению — петь легко и звонко, интонационно чисто, музыкально и выразительно. Пение должно быть удобным, доставлять детям удовольствие.

2.3 Музыкально-ритмическая деятельность

Музыкальное движение можно считать ведущим видом музыкальной деятельности в дошкольном детстве, занимающим центральное место в системе музыкального воспитания дошкольников.

Ребёнок — существо двигательное по своей природе, ему свойственно находиться в движении. И воображение ребёнка, как об этом писал Выготский Л.С., имеет двигательный характер. Но воображение — главный момент творчества, а потому в музыкальном движении, в особенности творческом, формируются важнейшие творческие качества личности.

В музыкальном движении эффективно формируется вся система музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, чувство музыкального ритма, музыкальное мышление (репродуктивное и творческое).

Эффективно использовать этюды — сюжеты и этюды — настроения. Этюды — сюжеты строятся на основе художественного образа произведения. Они очень нравятся детям, понятны исполнителям и зрителям. Необходимо «прорисовывать» сюжетную линию, точно согласуя её с музыкой.

Этюды — настроения — это двигательное воплощение основного настроения музыкального произведения, контрастных эмоциональных состояний или градаций одного настроения. Прежде чем предложить детям такой этюд, подготовить детей эмоционально.

Обучение танцам является приоритетным направлением занятий по музыкальному движению. Систематически вести работу по ориентировке в пространстве, необходимую при овладении рисунка танца, что достигается многократным повторением в игровой форме.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дошкольный возраст — период, когда закладывается первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности, в том числе и музыке.

В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности:  

— восприятие,

— исполнительство, т

— творчество,

— музыкально-образовательная деятельность.

Поскольку дети проявляют склонности к определенным видам музыкальной деятельности. Важно заметить и развить у каждого ребенка стремление к общению с музыкой, в том виде музыкальной деятельности, к которому он проявляет наибольший интерес, в котором его способности реализуются наиболее полно. Это не означает, что остальные виды музыкальной деятельности не должны им осваиваться.

Таким образом, ребенок с самого раннего возраста нуждается в обогащении яркими художественными впечатлениями, знаниями, умениями выражать свои эмоции. Это способствует проявлению творчества в различных видах деятельности. Поэтому очень важно приобщать детей к музыке, живописи, литературе и, конечно, театру.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арисменди А.Л. Дошкольное музыкальное воспитание. / Общ.ред. М.Шуаре. — М.: Прогресс, 2011.

2. Веракса Н.Е. Методическое сопровождение педагогов ДОУ на пути перехода к ФГОС дошкольного образования // Дошкольное воспитание. — 2012. — № 2. — С.23-29.

3. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду — М.: Просвещение, 1981 г. — 240с.

4. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. — М.: Просвещение, 2010.

5. Давыдова М.А. Музыкальное воспитание в детском саду. Средняя, старшая, подготовительная группы. — Издательство: ВАКО, 2006. — 240с.

6. Кулагина Т.Ю., Серде Т.А. На пути к музыке: Методические рекомендации для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных учреждений. — изд.: Ульяновск: ИПК ПРО, 1999. — 72с.

7. Радынова О.П., Катинене А.И. Музыкальное воспитание дошкольников: Учебное пособие. — М.: Академия, 2011.

8. Сафонова О. Дошкольное учреждение: основы управления качеством образования // Дошкольное воспитание — № 12, — 2003. — С. 5 — 7

9. «Синтез» программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусств / под ред.К.В. Тарасовой — М.: ИНФРА, 1998. — 56с.

10. Тарасова К.В., Нестеренко Т.В., Рубан Т.Г., Трубникова М.А. Программа «Гармония» по музыкальному воспитанию дошкольников (3 — 7 лет). — М.: Центр Гармония, 2000. — 146с.

Консультация (средняя группа): Цели и задачи музыкального воспитания в ДОУ

ГБДОУ детский сад № 7

Калининского района

г. Санкт-Петербурга

Родителям на заметку

«Цели и задачи музыкального воспитания в детском саду»

Подготовила:

музыкальный руководитель

 Николаева Екатерина Александровна

Санкт-Петербург

2019

Цели и задачи музыкального воспитания детей в детском саду.

Музыкальное воспитание  детей в детском саду является синтезом различных видов деятельности.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие ребенка: помимо того, что развивается певческий голос, чувство ритма, координация, формируется так же и эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. Только развивая эмоциональную сферу, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы.

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой.

Музыка — средство воспитания, когда оно осознанно воспринимается ребенком. Каждому родителю нужно помнить, что детей невосприимчивых к музыке нет. Обучая музыке, мы воздействуем на общее развитие и духовный мир ребенка.

Основная цель музыкального воспитания в детском саду — подготовка к школе эстетически воспитанного и развитого ребенка, умеющего эмоционально воспринимать содержание музыкального произведения, проникаться его настроением, мыслями, чувствами.

Основными задачами музыкального воспитания можно считать:

  • Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.
  • Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.
  • Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно.
  • Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.
  • Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.
  • Развивать творческое отношение к музыке, прежде всего, в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок.

Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному.

У некоторых уже на первом году жизни все три основные способности — ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма — выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются, это свидетельствует о музыкальности; у других позже, труднее.

Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно впервые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.

           Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка. Он выделяет музыку из всех звуков и сосредотачивает на ней свое внимание. Следовательно, если музыка оказывает такое положительное влияние на ребенка уже впервые годы его жизни, то необходимо использовать ее как средство педагогического воздействия. К тому же музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого и ребенка, создает основу для эмоционального контакта между ними.

Влияние музыки на развитие детей

В детском саду мы ежедневно занимаемся музыкальной деятельностью. Работаем над развитием музыкальных способностей, прививаем эстетический вкус. Детский сад и семья два главных коллектива, ответственных за развитие и воспитание ребенка. Музыкальное искусство имеет огромное значение в умственном, нравственном, эстетическом и физическом воспитании. Начинаем работать с детьми в возрасте от двух лет, и, провожаем их в школу. На этом этапе пути продолжительностью в шесть лет ребята систематически, последовательно занимаются всеми видами музыкальной деятельности. Учим детей петь, танцевать, слушать, играть на музыкальных инструментах.

В процессе разучивания песен, самого пения у детей развивается память, крепнут голосовые связки, развивается звуковысотный и ладовый слух,  развивается умение правильно дышать. Идет постоянная работа над дикцией, ребенок учится правильно пропевать звуки, слова, предложения.

На музыкальных занятиях мы учим детей выразительно, ритмично, красиво танцевать. Выражать в танце свои чувства и эмоции. Дети учатся приглашать на танец друг друга и провожать после танца. Танцевать это очень полезно для здоровья, у ребенка развивается правильная осанка, в дальнейшем он будет чувствовать себя уверенно в любой ситуации.

Так же прививаем любовь к классической музыке, расширяется кругозор. При систематическом слушании музыки у детей вырабатывается усидчивость, внимание это уже подготовка к школе и дальнейшей жизни. Мы видим в каждом ребенке таланты и способности, помогаем развивать их в дальнейшем.

Музыкальные занятия с детьми всесторонне развивают и подготавливают их к обучению в школе. Занятия музыкой влияют на интеллектуальное развитие, ускоряется рост клеток отвечающих за интеллект человека, влияет на эмоциональное самочувствие ребенка. Под действием музыки активизируются энергетические процессы организма направленные на физическое оздоровление.

Развитие музыкальности у каждого ребенка свое, поэтому не нужно огорчаться, если у малыша не сразу, получается, петь и танцевать, для этого требуется время. На музыкальных занятиях мы развиваем каждого ребенка и подходим к каждому ребенку индивидуально. Большое внимание уделяется такому инструменту как — голос, именно голос способен стать основой музыкальной культуры человека в будущем. Здесь мы используем принцип «от простого, к сложному». Малыш подпевает, но очень осторожно, так как связки голоса тонкие и хрупкие. Обучая пению, мы учитываем физиологические особенности ребенка, методику работы над дыханием, темпом, дикцией. Песенный и танцевальный репертуар подбирается в соответствии с возрастной группой. Обучение предполагает индивидуальный подход и знание физиологии каждого возраста. Обучая навыкам и умениям играть на музыкальных инструментах, развиваем слух и эмоциональную отзывчивость. В младших группах дети подпевают взрослым, слушают, хлопают, топают. В старших группах детей учим петь хором, группами, водить хороводы, танцевать парами, мальчики учатся правильно приглашать девочек на танец.

Большую пользу приносят музыкально-дидактические игры, которые  помогают развитию координации, эмоциональной отзывчивости, учат  ребенка действовать в заданной игровой ситуации, развивают чувство товарищества.

На каждом возрастном этапе наиболее яркие выразительные средства ребенок различает с помощью тех возможностей, которыми он обладает — движение, слово, игра и т.д. Следовательно, развитие музыкального восприятия должно осуществляться посредством всех видов деятельности.

Слушание

Данный вид музыкальной деятельности занимает первое место потому, что прежде чем исполнить песню или танец, ребенок слушает музыку. Получая с детства разнообразные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной классической и современной музыки, накапливает опыт восприятия музыки, различные по стилю, постигает «интонационный словарь» разных эпох.  Усвоение любого языка начинается в раннем детстве и музыкальный язык не является исключением. На протяжении всего дошкольного детства круг знакомых интонаций расширяется, закрепляется, выявляются предпочтения, формируются начала музыкального вкуса и музыкальной культуры в целом.

Пение

Для формирования музыкально-слуховых представлений важны знания о том, что музыкальные звуки имеют различную высоту, что мелодия складывается из звуков, которые движутся вверх, вниз или повторяются на одной высоте. Развитие чувства ритма нуждается в знании того, что музыкальные звуки имеют различную протяженность — бывают долгими и короткими, что они движутся, и их чередование может быть мерным или более активным, что ритм влияет на характер музыки, ее эмоциональную окраску, делает более узнаваемыми различные жанры. Дети старшего дошкольного возраста знакомятся и овладевают терминами: регистр, темп, фраза, часть, форте, пиано). Дошкольный возраст чрезвычайно благоприятен для становления основных певческих навыков. Если ребёнка учить петь с детства (при соблюдении осторожности в занятиях), его голос приобретает гибкость и силу, которые взрослому даются с трудом.

Основная цель обучения детей пению — петь легко и звонко, интонационно чисто, музыкально и выразительно. Пение должно быть удобным, доставлять детям удовольствие.

Музыкально-ритмическая деятельность

Музыкальное движение можно считать ведущим видом музыкальной деятельности в дошкольном детстве, занимающим центральное место в системе музыкального воспитания дошкольников.

Ребёнок — существо двигательное по своей природе, ему свойственно находиться в движении. И воображение ребёнка, как об этом писал Выготский Л.С., имеет двигательный характер. Но воображение — главный момент творчества, а потому в музыкальном движении, в особенности творческом, формируются важнейшие творческие качества личности.

В музыкальном движении эффективно формируется вся система музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, чувство музыкального ритма, музыкальное мышление (репродуктивное и творческое).

Обучение танцам является приоритетным направлением занятий по музыкальному движению. Систематически вести работу по ориентировке в пространстве, необходимую при овладении рисунка танца, что достигается многократным повторением в игровой форме.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дошкольный возраст — период, когда закладывается первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности, в том числе и музыке.

В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности:  

— восприятие,

— исполнительство,

— творчество,

— музыкально-образовательная деятельность.

Поскольку дети проявляют склонности к определенным видам музыкальной деятельности. Важно заметить и развить у каждого ребенка стремление к общению с музыкой, в том виде музыкальной деятельности, к которому он проявляет наибольший интерес, в котором его способности реализуются наиболее полно. Это не означает, что остальные виды музыкальной деятельности не должны им осваиваться.

Таким образом, ребенок с самого раннего возраста нуждается в обогащении яркими художественными впечатлениями, знаниями, умениями выражать свои эмоции. Это способствует проявлению творчества в различных видах деятельности. Поэтому очень важно приобщать детей к музыке, живописи, литературе и, конечно, театру.

Материал по теме: Задачи музыкального воспитания дошкольников

Задачи для младшей группы

СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ

1. Приобщать детей к культуре слушания музыки, к основам музыкальной культуры, к различным направлениям музыкального искусства – произведениям народного, классического и современного репертуара, доступного детям младшего дошкольного возраста.

1. Формировать представления об отражении в музыке чувств, настроений образов, явлений окружающей жизни, связанных с их жизнедеятельностью, прежде всего в мире родного дома и семьи.

3. побуждать к эстетическому наслаждению в процессе слушания музыки,     развивать целостное музыкально-эстетическое восприятие высокохудожественных музыкальных произведений, элементарно воспринимать выразительность музыки (настроение, характер музыки, отдельные яркие интонации, художественный музыкальный образ).

4. Развивать музыкально-сенсорные восприятие: учить вслушиваться, выделять, различать, сравнивать отдельные выразительные отношения музыкальных звуков, контрастные по высоте, длительности, тембру, динамике.

5. Выражать свои музыкальные впечатления и отношение к характеру  и музыкальному образу прослушанной музыки в элементарных эстетических суждениях; побуждать моделировать (условно-образно) на фланелеграфе содержание и характер музыки.

ПЕВЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1. Развивать музыкально-эстетическое восприятие песен народного, классического и современного репертуара разнообразного характера и тематики.

2. Формировать музыкально-слуховые певческие представления, побуждать к целостному восприятию песни, познакомить с куплетной формой.

3. Учить воспринимать средства выразительности пения (настроение, характер музыки, некоторые чувства, интонации).

4. Побуждать к восприятию способов певческих умений: четкой, правильной дикции, напевного, протяжного звуковедения, слаженности пения.

5. Побуждать к сопереживанию характера и содержания, к эмоциональной отзывчивости на песни разного характера, имеющие конкретное содержание, связанное с жизнедеятельностью детей.

6. Развивать музыкально-сенсорное восприятие основных отношений музыкальных звуков, контрастных по высоте, длительности, динамическим отношениям, тембру.

7. Побуждать элементарно выражать музыкальные впечатления и свое отношение к характеру и содержанию прослушанной песни в суждениях, в исполнительской, творческой деятельности.

8. Беречь, охранять голос ребенка, побуждать сохранять правильную осанку во время пения.

9. Приобщать детей  к песенному творчеству, побуждать к музыкально-творческим проявлениям в пении.

МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1. Приобщать детей к музыкально-ритмической культуре, доступной для детей.

2. Развивать восприятие музыки и движений музыкальных игр, хороводов, танцев, детского народного, классического и современного репертуара различного характера и содержания, связанного с жизнедеятельностью детей в семье.

3. Формировать музыкально-двигательные представления.

4. Развивать целостное восприятие(музыки и движений) упражнений, игр, танцев, развивать интерес к ним.

5. Приобщать детей к музыкально-ритмической деятельности, по содержанию связанной с миром ребенка, понятной детям по форме, доступности движений, длительности исполнения.

6. Побуждать к выразительному исполнению движений, меняя их соответственно изменению частей музыкального произведения, запоминать их.

7. Побуждать к музыкально-творческим проявлениям в музыкально-игровой и танцевальной деятельности.

ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ

1. Развивать восприятие музыкальных произведений, исполненных на детских музыкальных инструментах и игрушках – металлофоне, бубне, барабане, треугольнике, дудочке, колокольчике и др.

2. Побуждать выразительно, эмоционально передавать характер музыки в игре на детских музыкальных инструментах и игрушках.

3. Побуждать ритмически верно передавать особенности музыкального образа несложного произведения, соблюдая необходимые темп, регистр, метроритм, динамические оттенки, подбирая соответствующий по тембру музыкальный инструмент.

4. Приобщать к основам правильных способов звукоизвлечения на треугольнике, бубне, барабане, колокольчике.

5. Побуждать к творческим импровизациям в соответствии с заданным содержанием, подбирая по тембру необходимые инструменты, исполняя соответствующие динамические оттенки и т.п.

Статья на тему: Консультация для родителей-Задачи музыкального воспитания.

Задачи музыкального воспитания

Музыка для ребенка — мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит свои воспитательные функции.

В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов. Он сосредоточивает свое внимание на услышанной мелодии, замирает на какое-то время, прислушивается, реагирует улыбкой, гулением, отдельными движениями, проявляет «комплекс оживления». Дети постарше обладают уже возросшими психическими способностями. Они осмысливают некоторые связи между явлениями, способны сделать простейшие обобщения — определить, например, характер музыки, назвать, по каким признакам сыгранная пьеса веселая, радостная, спокойная или грустная. Им понятны и требования: как надо спеть различную по характеру песню, как двигаться в спокойном хороводе или в подвижной пляске. Складываются также и музыкальные интересы: оказывается предпочтение тому или другому виду деятельности, жанру музыки.

К шести-семи годам наблюдаются первоначальные проявления художественного вкуса — способность дать оценку произведениям и их исполнению. Певческие голоса в этом возрасте приобретают звонкость, напевность, подвижность. Выравнивается диапазон, вокальная интонация становится более устойчивой. Если четырехлетние дети еще нуждаются в постоянной поддержке взрослого, то при систематическом обучении большинство шестилетних детей поет без инструментального сопровождения.

Действия детей на музыкальных занятиях направлены на выполнение учебных и творческих заданий. Они усваивают исполнительские навыки и импровизируют собственные незатейливые мелодии, а при исполнении различных танцев стремятся по-своему передать различные танцевальные движения, музыкально-игровые образы.

Разностороннее развитие личности ребенка обеспечивается благодаря тесной взаимосвязи эстетического воспитания с нравственным, умственным, физическим. Осуществлению идейно-нравственного воздействия помогают правильно разработанная программа и подобранные в соответствии с возрастными возможностями детей произведения. Но самое главное — это «школа чувств», которые формируются благодаря особому свойству музыки — вызывать сопереживание слушателей.

На музыкальных занятиях активизируется также познавательная и умственная деятельность. Дети о многом узнают, внимательно слушая произведение. Однако воспринимают они лишь самые общие его черты, самые яркие образы. При этом эмоциональная отзывчивость не утрачивает своего значения, если перед ребенком будут поставлены задачи вслушаться, различить, сравнить, выделить выразительные средства. Эти умственные действия обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний ребенка, придают им осмысленность.

Гармоничность музыкально-эстетического воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту, все творческие возможности растущего человека. Вместе с тем, усложняя педагогические задачи, нельзя злоупотреблять особой детской восприимчивостью. Само музыкальное искусство, его особенности выдвигают перед педагогом необходимость решения ряда специфических задач:

1. Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.

2. Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.

3. Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно.

4. Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.

5. Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.

6. Развивать творческое отношение к музыке прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок. Это помогает выявлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на инструментах, петь, танцевать. Конечно, такие проявления более характерны для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ.

Задачи музыкального воспитания в детском саду.

Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка (может быть, и формирует его вкусы и предпочтения). Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

Основными задачами музыкального воспитания можно считать:

  1. Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.

  2. Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.

  3. Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности,

формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно.

  1. Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности,

ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.

  1. Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.

  2. Развивать творческое отношение к музыке прежде всего в такой

доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок. 

Это помогает выявлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на инструментах, петь, танцевать. Конечно, такие проявления более характерны для детей среднего и старшего дошкольного возраста. 

Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности и др.В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы; учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию.

Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни все три основные способности — ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма — выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются, это свидетельствует о музыкальности; у других позже, труднее. Наиболее сложно развиваются музыкально — слуховые представления — способность воспроизводить мелодию голоса, точно ее, интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства детей эта способность проявляется лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей, подчеркивает музыкант-психолог Б.М.Теплов, не является показателем слабости или тем более отсутствие способностей. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.

В детском саду мы ежедневно занимаемся музыкальной деятельностью. Работаем над развитием музыкальных способностей, прививаем эстетический вкус. Детский сад и семья два главных коллектива, ответственных за развитие и воспитание ребенка. Музыкальное искусство имеет огромное значение в умственном, нравственном, эстетическом и физическом воспитании. Начинаем работать с детьми в возрасте от полутора лет и, провожаем их в школу. На этом этапе пути продолжительностью в шесть лет ребята систематически, последовательно занимаются всеми видами музыкальной деятельности. Учим детей петь, танцевать, слушать, играть на музыкальных инструментах. В процессе разучивания, пения у детей развивается память, крепнут голосовые связки, умение правильно дышать. Идет постоянная работа над дикцией, ребенок учится правильно пропевать звуки, слова, предложения. Учим детей выразительно, ритмично, красиво танцевать. Выражать в танце свои чувства и эмоции. Дети учатся приглашать на танец друг друга и провожать после танца. Танцевать это очень полезно для здоровья, у ребенка развивается правильная осанка, в дальнейшем он будет чувствовать себя уверенно в любой ситуации. Так же прививаем любовь к классической музыке, расширяется кругозор. При систематическом слушании музыки у детей вырабатывается усидчивость, внимание это уже подготовка к школе и дальнейшей жизни. Мы видим в каждом ребенке таланты и способности, помогаем развивать их в дальнейшем.

Музыка – средство воспитания, когда оно осознанно воспринимается ребенком. Человек, которому в детстве распахнули окно в мир прекрасного, умеет полнее и радостнее воспринимать жизнь, видеть мир многостороннее. И мы, взрослые, помогаем детям увидеть красоту в природе, в труде, учим волноваться и радоваться. Каждому родителю нужно помнить, что детей невосприимчивых к музыке нет. Обучая музыке, мы воздействуем на общее развитие и духовный мир ребенка. 

 Музыкальные занятия с детьми всесторонне развивают и подготавливают их к обучению в школе. Для этого используется прогрессивные методы, которые позволяют развивать память, мышление и воображение с раннего возраста. Занятия музыкой влияют на интеллектуальное развитие, ускоряется рост клеток, отвечающих за интеллект человека, влияет на эмоциональное самочувствие ребенка. Под действием музыки активизируются энергетические процессы организма, направленные на физическое оздоровление. Поэтому на музыкальных занятиях мы тщательно отбираем музыкальный материал. 

Развитие музыкальности у каждого ребенка свое, поэтому не нужно огорчаться, если у малыша не сразу, получается, петь и танцевать, для этого требуется время. На музыкальных занятиях мы развиваем каждого ребенка и подходим к каждому ребенку индивидуально. Большое внимание уделяется такому инструменту как – голос, именно голос способен стать основой музыкальной культуры человека в будущем. Здесь мы используем принцип “от простого, к сложному”. Малыш подпевает, но очень осторожно, так как связки голоса тонкие и хрупкие. Обучая пению, мы учитываем физиологические особенности ребенка, методику работы над дыханием, темпом, дикцией. Песенный и танцевальный репертуар подбирается в соответствии с возрастной группой. Обучение предполагает индивидуальный подход и знание физиологии каждого возраста. Обучая навыкам и умениям играть на музыкальных инструментах, развиваем слух и эмоциональную отзывчивость. В младших группах дети подпевают взрослым, слушают, хлопают, топают. В старших группах детей учим петь хором, группами, водить хороводы, танцевать парами, мальчики учатся правильно приглашать девочек на танец. На музыкальных занятиях учим детей: любить петь песни, уметь слушать музыку разных жанров, правильно, красиво и эстетично двигаться. Хочется и родителям пожелать, чтобы дома, на отдыхе, во время прогулок со своими детьми уделяли внимание музыкальному воспитанию. И мы взрослые помогаем реально воспринимать действительность, не разрушая чудесный мир ребенка.

Задачи музыкального воспитания

Задачи музыкального воспитания

Музыка для ребенка — мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит свои воспитательные функции.

В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов. Он сосредоточивает свое внимание на услышанной мелодии, замирает на какое-то время, прислушивается, реагирует улыбкой, гулением, отдельными движениями, проявляет «комплекс оживления». Дети постарше обладают уже возросшими психическими способностями. Они осмысливают некоторые связи между явлениями, способны сделать простейшие обобщения — определить, например, характер музыки, назвать, по каким признакам сыгранная пьеса веселая, радостная, спокойная или грустная. Им понятны и требования: как надо спеть различную по характеру песню, как двигаться в спокойном хороводе или в подвижной пляске. Складываются также и музыкальные интересы: оказывается, предпочтение тому или другому виду деятельности, жанру музыки.

К шести-семи годам наблюдаются первоначальные проявления художественного вкуса — способность дать оценку произведениям и их исполнению. Певческие голоса в этом возрасте приобретают звонкость, напевность, подвижность. Выравнивается диапазон, вокальная интонация становится более устойчивой. Если четырехлетние дети еще нуждаются в постоянной поддержке взрослого, то при систематическом обучении большинство шестилетних детей поет без инструментального сопровождения.

Действия детей на музыкальных занятиях направлены на выполнение учебных и творческих заданий. Они усваивают исполнительские навыки и импровизируют собственные незатейливые мелодии, а при исполнении различных танцев стремятся по-своему передать различные танцевальные движения, музыкально-игровые образы.

Разностороннее развитие личности ребенка обеспечивается благодаря тесной взаимосвязи эстетического воспитания с нравственным, умственным, физическим. Осуществлению идейно-нравственного воздействия помогают правильно разработанная программа и подобранные в соответствии с возрастными возможностями детей произведения. Но самое главное — это «школа чувств», которые формируются благодаря особому свойству музыки — вызывать сопереживание слушателей.

На музыкальных занятиях активизируется также познавательная и умственная деятельность. Дети о многом узнают, внимательно слушая произведение. Однако воспринимают они лишь самые общие его черты, самые яркие образы. При этом эмоциональная отзывчивость не утрачивает своего значения, если перед ребенком будут поставлены задачи вслушаться, различить, сравнить, выделить выразительные средства. Эти умственные действия обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний ребенка, придают им осмысленность.

Гармоничность музыкально-эстетического воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту, все творческие возможности растущего человека. Вместе с тем, усложняя педагогические задачи, нельзя злоупотреблять особой детской восприимчивостью. Само музыкальное искусство, его особенности выдвигают перед педагогом необходимость решения ряда специфических задач:

  1. Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.
  2. Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.
  3. Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно.
  4. Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.
  5. Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.
  6. Развивать творческое отношение к музыке прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок. Это помогает выявлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на инструментах, петь, танцевать. Конечно, такие проявления более характерны для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

20 важных преимуществ музыки в наших школах

20 важных преимуществ музыки в наших школах

composer ВЛАДГРИН | iStock | Thinkstock

Эта статья изначально была опубликована на веб-сайте программы бакалавриата.

Практически каждый наслаждается музыкой, будь то слушание, пение или игра на музыкальном инструменте. Но, несмотря на этот почти всеобщий интерес, многим школам приходится отказываться от программ музыкального образования. Это ошибка: школы теряют не только интересный предмет, но и предмет, который может обогатить жизнь и образование учащихся.Читайте дальше, чтобы узнать, почему музыкальное образование так важно и как оно приносит пользу даже не только ему самому.

1. Музыкальное обучение помогает развивать речь и рассуждение: Учащиеся, получившие раннее музыкальное образование, будут развивать области мозга, связанные с языком и рассуждением. Левое полушарие мозга лучше развито с помощью музыки, и песни могут помочь запечатлеть информацию в молодых умах.

2. Мастерство запоминания: Даже играя с нотами, студенты-музыканты постоянно используют свою память для исполнения.Навык запоминания может пригодиться учащимся в образовании и за его пределами.

3. Студенты учатся совершенствовать свою работу: Изучение музыки способствует развитию мастерства, и студенты учатся стремиться к созданию хорошей работы вместо посредственной. Это желание можно применить ко всем предметам обучения.

4. Повышенная координация: Студенты, которые тренируются на музыкальных инструментах, могут улучшить координацию рук и глаз. Так же, как при занятиях спортом, дети могут развивать моторику, играя в музыку.

5. Ощущение достижения: Научиться играть музыкальные произведения на новом инструменте может быть сложной, но достижимой целью. Студенты, достигшие даже самой маленькой цели в музыке, смогут гордиться своим достижением.

6. Дети продолжают учиться в школе: Приятный предмет, например музыка, может заинтересовать детей и развлечь их в школе. Студенты-музыканты, скорее всего, останутся в школе, чтобы добиться успехов в других предметах.

7. Успех в обществе: Музыка — это ткань нашего общества, а музыка может формировать способности и характер.Учащиеся группы или оркестра реже злоупотребляют психоактивными веществами в течение своей жизни. Музыкальное образование также может во многом способствовать интеллектуальному развитию детей.

8. Эмоциональное развитие: Ученики музыки могут быть более эмоционально развитыми, проявлять сочувствие по отношению к другим культурам. Они также имеют более высокую самооценку и лучше справляются с тревогой.

9. Учащиеся изучают распознавание образов: Дети могут развить свои математические навыки и навыки распознавания образов с помощью музыкального образования.Воспроизведение музыки предлагает повторение в увлекательном формате.

10. Лучшая оценка за SAT: Учащиеся, у которых есть опыт музыкального исполнения или высокая оценка, получают более высокие баллы за SAT. Один отчет указывает на 63 балла выше по вербальной и на 44 балла по математике для студентов музыкальных курсов.

11. Тонко настроенные слуховые навыки: Музыканты могут лучше обнаруживать значимые, несущие информацию элементы в звуках, например эмоциональное значение в детском плаче. Учащиеся, занимающиеся музыкой, могут лучше слушать слух и выделять предсказуемые закономерности из окружающего шума.

12. Музыка развивает воображение и интеллектуальное любопытство: Знакомство с музыкой в ​​раннем детстве может помочь развить положительное отношение к учебе и любознательность. Художественное образование развивает весь мозг и развивает воображение ребенка.

13. Музыка может расслаблять: Учащиеся могут бороться со стрессом, научившись играть музыку. Успокаивающая музыка особенно помогает детям расслабиться.

14. Музыкальные инструменты могут научить дисциплине: Дети, которые учатся играть на музыкальном инструменте, могут получить ценный урок дисциплины.Им нужно будет выделить время для практики и научиться дисциплинировать, чтобы научиться играть на своем инструменте.

15. Подготовка к творческой экономике: Инвестирование в творческое образование может подготовить учащихся к работе в 21 веке. Новая экономика создала больше артистических карьер, и в будущем эти рабочие места могут расти быстрее, чем другие.

16. Развитие творческого мышления: Дети, изучающие искусство, могут научиться мыслить творчески.Такое образование может помочь им решать проблемы, мыслить нестандартно и понимать, что правильных ответов может быть несколько.

17. Музыка может развивать пространственный интеллект: Учащиеся, изучающие музыку, могут улучшить развитие пространственного интеллекта, что позволяет им точно воспринимать мир и формировать мысленные образы. Пространственный интеллект полезен для продвинутой математики и многого другого.

18. Дети могут научиться работать в команде: Многие музыкальные образовательные программы требуют совместной работы в составе группы или оркестра.В этих группах студенты узнают, как работать вместе и строить дух товарищества.

19. Ответственный риск: Исполнение музыкального произведения может вызвать страх и беспокойство. Это научит детей рисковать и справляться со страхом, что поможет им добиться успеха и реализовать свой потенциал.

20. Повышение самооценки: При поддержке учителей и родителей учащиеся, играющие на музыкальных инструментах, могут развить чувство гордости и уверенности. Музыкальное образование также может улучшить общение учащихся.

Ссылка на оригинальную статью бакалавра

Учителя, родители, студенты и защитники музыки: ищете дополнительную информацию о преимуществах музыки? Ознакомьтесь с другими ресурсами:

Этот блог стимулировал появление новых идей для вашей музыкальной программы? Поделитесь ими на Amplify! Заинтересованы в перепечатке этой статьи? Ознакомьтесь с инструкциями по перепечатке.

Национальная ассоциация музыкального образования (NAfME) предоставляет ряд форумов для обмена информацией и мнениями, включая блоги и публикации на нашем веб-сайте, статьи и колонки в наших журналах и журналах, а также публикации на нашем портале для участников Amplify.Если не указано иное, взгляды, выраженные в этих СМИ, не обязательно отражают политику или взгляды Ассоциации, ее должностных лиц или ее сотрудников.

.

Почему музыкальное образование в школах важно?

# 2) Музыка — это способ общаться с другими людьми

Музыкальное образование также важно, потому что оно дает студентам возможность общаться с другими людьми. Дети от природы очень общительны, и важно поощрять их строить отношения, давая им возможность поделиться друг с другом опытом. Создание школьной группы или небольшого ансамбля или поощрение участия в хоре позволит детям вместе работать над конечным продуктом (например, выступлением в конце учебного года).Это способствует сближению и дает студентам возможность вспомнить вместе в будущем.

Неоднократно доказано, что совместная игра или слушание музыки людей всех возрастов способствует установлению связей. Импровизированный кружок игры на барабанах или прослушивание записанного музыкального произведения и наслаждение им может соединить людей через звук, пение и даже движение или танец. Подобные музыкальные переживания могут вернуть приятные воспоминания или создать новые!

# 3) Музыка объединяет множество различных предметов

Photo Source: https://www.bigstockphoto.com/image-109208591/stock-photo-group-of-pre-school-children-taking-part-in-music-lesson

Еще одна причина, по которой музыкальное образование так важно, заключается в том, что оно одновременно объединяет так много разных предметных областей.Музыкальное образование не только позволит детям развивать свои музыкальные навыки, но и даст им возможность поработать над своими математическими навыками, навыками чтения и письма, научными навыками и знаниями истории. Например, музыкальные размеры в музыке — отличный способ включить дроби, а анализ текста и написание песен позволят студентам поработать над своими способностями к чтению.

Кроме того, обсуждение того, как работают инструменты, будет включать информацию о физике звука, а изучение места музыки в обществе прольет свет на важные исторические события.Если учителя обеспокоены навыками своих учеников в других областях обучения, они с легкостью смогут включить их в музыкальный класс.

# 4) Музыка учит дисциплине

Музыка также научит детей развивать навыки управления временем и дисциплину. Если ожидается, что студенты будут изучать свои инструменты и практиковаться вне школы, они разовьют способность составлять график занятий. Они смогут сбалансировать любую другую деятельность, которую они делают в своей жизни.Приучение к дисциплине и управлению временем с раннего возраста принесет бесчисленное количество преимуществ для будущего ребенка. Например, если ребенок разовьет дисциплину в начальной школе, он сможет лучше сбалансировать рабочую нагрузку, которую он получит в старшей школе, и преуспеть в своих классах.

Отличие в классе средней школы может позволить учащемуся выбрать авторитетное высшее учебное заведение, которое он или она хотел бы посещать, что приведет к лучшим перспективам трудоустройства в зрелом возрасте.

# 5) Музыка снимает стресс

Photo Source: https://www.bigstockphoto.com/image-181438210/stock-photo-cute-girl-wearing-huge-wireless-headphones-pretty-child-listening-to-the-music-schoolgirl-having-f

Наконец, музыка — отличный способ снять стресс. Это важно для учащихся, которые могут чувствовать себя перегруженными школьными занятиями и пытаются сбалансировать внеклассные занятия. Исследования показали, что музыка может уменьшить выгорание и улучшить настроение. Когда учащиеся поступают в старшие классы школьной системы и начинают подумывать о поступлении в высшие учебные заведения, они могут чувствовать себя подавленными из-за необходимости держать свои оценки на высоком уровне.Даже молодые студенты могут испытывать стресс из-за того, что школьная программа требует все больше домашних заданий. У некоторых учеников также может быть стрессовая домашняя жизнь, и музыка предложит способ вырваться из этих ситуаций.

Кроме того, вы можете подумать о саундтреке к вашему классу, чтобы облегчить стресс и беспокойство ваших учеников. Это также может помочь создать целенаправленную учебную атмосферу.

Музыка имеет множество преимуществ для людей всех возрастов. Важно знать почему, чтобы мы могли продолжать выступать за сохранение музыкального образования в наших школах!

nataliewilson О себе:

Меня зовут Натали Уилсон, я заядлый меломан и гитарист, посвятивший свою жизнь тому, чтобы делиться тем, что я знаю, в моем блоге.В моем блоге вы найдете множество тем, включая обзоры, руководства и советы для музыкантов.

Посетите мой блог: MusicalAdvisors.com

Не стесняйтесь обращаться ко мне по адресу [email protected]

.

Музыка

Ковшовый барабан, как следует из названия, сделан из ковша. Барабан — это идиофон, поскольку весь инструмент вибрирует, производя звук. По нему просто нужно ударить или ударить, чтобы издал звук. Для создания разных цветов тона можно использовать много разных типов ведер. На одном ведре можно использовать разные техники для создания разных тонов. Самым распространенным ведром, используемым для забивания, является пластиковое ведро на 20 литров.

Результаты, требующие оценки

Студент:

  • 4.1 выступает в различных музыкальных стилях, демонстрируя понимание музыкальных концепций
  • 4.3 исполняет музыку, демонстрируя сольную и / или ансамблевую осведомленность
  • 4.4 демонстрирует понимание музыкальных концепций посредством исследования, экспериментирования, импровизации, организации, аранжировки и сочинения.
  • 4.5 отмечает композиции с использованием традиционных и / или нетрадиционных обозначений
  • 4.6 эксперименты с различными технологиями в процессе композиции
  • 4.7 демонстрирует понимание музыкальных концепций посредством слушания, наблюдения, реагирования, различения, анализа, обсуждения и записи музыкальных идей
  • 4.12 демонстрирует растущую уверенность и готовность участвовать в исполнении, сочинении и слушании.

Музыка 7-10 Syllabus © NSW Education Standards Authority (NESA) от имени Короны в праве штата Новый Южный Уэльс, 2003.

Детали задачи

Создайте композицию из 16 стержней для ковшовых барабанов.В композиции должно быть не менее 1–2 ритмичных остинато. Вам нужно будет выполнить свое сочинение для оценки.

Ваша композиция должна:

  • имеют устойчивый ритм
  • с обозначениями (минимум 2 штриха — по 1 на каждую секцию)
  • использование ковшового барабана / с
  • — всего 16 стержней в длину
  • включает две контрастные секции
  • .

Ресурсы

Следующие видео на YouTube демонстрируют, как играть на ведерном барабане.

Критерии оценки

Вас оценит, насколько хорошо вы:

  • Составьте свое произведение (включая техники, которые вы используете для улучшения композиции)
  • выступит солистом, демонстрируя понимание длительности.
  • демонстрируют понимание графических обозначений как в композиции, так и в исполнении.

Диапазон оценок критериев

  • От 9 до 10 баллов за:
    • Составляет успешную и впечатляющую композицию из 16 тактов, состоящую из нескольких частей.
    • Высокая производительность.
    • Демонстрирует высокий уровень понимания стандартных обозначений как в композиции, так и в исполнении.
  • От 7 до 8 баллов за:
    • Составил успешную композицию из 16 тактов, включающую несколько контрастных частей.
    • Работает с небольшими ошибками.
    • Демонстрирует детальное понимание стандартных обозначений как в композиции, так и в исполнении, хотя некоторые неточности могут быть очевидны в окончательной оценке.
  • От 5 до 6 баллов за:
    • Составляет композицию из 16 тактов с некоторыми контрастными частями.
    • Работает с некоторыми ошибками.
    • Демонстрирует понимание стандартных обозначений в композиции и исполнении.
  • От 3 до 4 баллов за:
    • Попытки составить композицию из 16 тактов.
    • Ошибки и / или проблемы с ритмом и временем могут быть очевидны в работе.
    • Демонстрирует базовое понимание стандартных нот как в композиции, так и в исполнении.В окончательной оценке может быть много неточностей.
  • От 1 до 2 баллов за:
    • Попытка сочинить музыкальное произведение.
    • Небольшие попытки исполнения или их отсутствие.
    • Демонстрирует ограниченное понимание стандартных обозначений.
.

История музыкального образования в США

В большинстве государственных школ по всей стране музыкальное образование является важной частью образовательного процесса. История музыкального образования в Соединенных Штатах началась до американской революции и достигла преобладания музыкального образования сегодня.

Музыкальное образование в колониях

Когда паломники и пуритане прибыли в Массачусетс, они принесли традицию пения псалмов.Согласно A Concise History of American Music Education Майкла Марка , первой напечатанной в Америке книгой, которая содержала музыку, была книга псалмов 1698 года.

Между тем светская музыка была разрешена и отмечена на Юге. Опытные музыканты путешествовали по плантациям, чтобы обучать детей и выступать перед частными аудиториями и церквями. Музыкальное образование было ограничено богатыми.

По мере роста северных колоний возрастала важность музыкальной грамотности в церкви.Преподобный Джон Тафтс основал первую американскую «школу пения» и опубликовал «Введение в пение псалмов » в 1721 году, чтобы вылечить болезнь музыкальной неграмотности. Мастера пения учили местных жителей петь по нотам в рамках движения школы пения.

Мелодии и Лоуэлл Мейсон

Одной из самых важных частей раннего американского музыкального образования была музыкальная тетрадь. Эти учебные тексты содержали хоровую музыку. По словам Марка, было издано около 1400 мелодий.

Лоуэлл Мейсон был уроженцем Массачусетса, он научился играть на органе, фортепиано, флейте и кларнете. Мейсон воспринял учение швейцарского реформатора образования Иоганна Генриха Песталоцци, чей подход изменил музыкальное образование в Америке. Мейсон верил в важность взаимоотношений ученика и учителя в музыкальном образовании. В 1832 году Мейсон основал Бостонскую музыкальную академию, первую в стране школу, полностью посвященную музыкальному образованию детей. Мейсон «был центральной фигурой в процессе принятия музыки в качестве школьного предмета», — пишет Марк.

Получите степень магистра музыкального образования в Интернете!

Развивайте навыки обучения музыке в различных условиях. Наша онлайн-программа на получение степени сертифицирована Национальной ассоциацией музыкальных школ (NASM) и не требует сертификата об образовании.

Учить больше

Движение школьного оркестра

Главной силой музыкального образования было движение школьных оркестров, которое выросло во второй половине 19 века. По мере того как количество студентов, обучающихся в государственных школах по всей Америке, росло, росло и количество музыкальных групп.Согласно New World Encyclopedia , марши, составленные директором US Marine Band Джоном Филипом Соуза, помогли повлиять на популярность групп. Школы начали выставлять мужские, а иногда и женские оркестры. Эти оркестры выступали на парадах, футбольных матчах и помогали развлекать солдат, вернувшихся с двух мировых войн.

Появление ассоциаций музыкального образования

Национальная ассоциация образования (NEA) имела музыкальное подразделение с 1894 года, но не было группы, посвященной только музыкальным педагогам, до 1907 года, когда землетрясение в Сан-Франциско отменило ежегодное собрание NEA.Филип К. Хайден, учитель музыки из Айовы, по данным Национальной ассоциации музыкальных педагогов (NAfME), рекомендовал провести собрание музыкального подразделения NEA в его городе. Более 100 человек посетили первое собрание организации, которая теперь известна как NAfME в апреле 1907 года.

На протяжении ХХ века группа стала влиятельной силой в музыкальном образовании. С 1930-х годов до Второй мировой войны организация боролась за то, чтобы «Усеянное звездами знамя» было легче петь, и придумала «правильный способ» петь национальный гимн.В 1952 году группа опубликовала «Билль о правах ребенка в музыке», который призвал детей получить бесплатную возможность исследовать свои музыкальные способности. Национальные стандарты музыкального образования были разработаны в 1994 году.

Музыкальное образование сегодня

Согласно отчету Национального центра статистики образования за 2012 год, 94 процента начальных школ и 91 процент средних школ предлагают обучение специально для музыки. Для большинства студентов, интересующихся музыкой, такая возможность есть.

Музыкальное образование будущего

В Университете Кэмпбеллсвилля мы предлагаем всестороннюю подготовку в области музыкального образования. С помощью нашего полностью онлайн-мастера музыки в музыкальном образовании вы можете развить навыки преподавания музыки в различных условиях. Программа сертифицирована Национальной ассоциацией музыкальных школ и не требует свидетельства об образовании.

.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о