Закономерности процесса воспитания: Закономерности и принципы воспитания в педагогике

Содержание

Закономерности и принципы воспитания в педагогике

Эффективность воспитательного процесса зависит от того, насколько хорошо владеет педагог знаниями о закономерностях и принципах воспитания и умеет их применить в каждодневной практике.

Закономерности воспитания

Замечание 1

Педагогические закономерности воспитания в педагогике – это отражение объективной реальности воспитательного процесса, имеющего устойчивые, повторяющиеся значимые общие свойства в определенных обстоятельствах.

Возможно выделить такие воспитательные закономерности:

  • воспитательный процесс осуществляется исключительно на основе активности ребенка и его взаимодействия с окружающей средой;
  • то, чем наполнена обучающая и развивающая деятельность, определяется актуальными индивидуальными потребностями конкретного ребенка на текущий момент развития его психики и умений;
  • усилия ребенка и педагога в совместном обучающем процессе находятся в прямо пропорциональной зависимости;
  • качественное развитие ребенка возможно при реализации его права на свободное выражение чувств и отношения в условиях доброжелательности и безопасности;
  • каждый эпизод воспитательной деятельности должен сопровождаться или заканчиваться проживанием ребенком ситуации успеха, поддерживаемой педагогом.

Перечисленные закономерности отражают современные требования к методам, инструментам и содержанию воспитательного и обучающего процессов. На данных закономерностях базируются основные принципы воспитания.

Требования к принципам воспитания

Определение 1

Принципы воспитания – это основные положения, являющиеся руководством для педагога в воспитательном и обучающем процессах.

Перечислим требования, которым должны соответствовать принципы воспитания:

  • обязательность. Данное требование диктует необходимость в полной мере и в обязательном порядке внедрять принципы воспитания в профессиональную деятельность;
  • комплексность. Здесь мы говорим о том, что на всех этапах воспитательной деятельности должны применяться все принципы одновременно;
  • равнозначность. Это требование перекликается с предыдущим. Не существует более важных или менее важных принципов воспитания: они все обязательны к реализации в равном объеме и с равной степенью внимания, что исключит нарушение воспитательного процесса.

Нужна помощь преподавателя?

Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Принципы воспитания

Персонификация

Множество современных исследований ясно свидетельствует о чрезвычайной важности учета индивидуальных характеристик и возможностей ребенка.

Определение 2

Персонификация – это воспитание с опорой на личностные качества: уже имеющиеся установки, предпочтения, ценностные ориентиры, «работающие» мотиваторы деятельности, направленность развития личности ребенка.

Принцип персонификации предполагает, что педагог:

  • находится в процессе постоянного изучения индивидуальных особенностей темперамента, черт характера, взглядов, привычек своих подопечных;
  • умеет распознать реальный уровень сформированности у ребенка образа мышления, мотивов, интересов, установок, отношения к жизни и труду;
  • регулярно привлекает каждого из подопечных к воспитательной деятельности, соответствующей текущим возможностям ребенка, но усложняющейся в процессе воспитания, что обеспечит необходимый прогресс в развитии личности;
  • своевременно выявляет и устраняет факторы, являющиеся препятствием для достижения целей; изменяет тактику воспитания согласно новым условиям;
  • осуществляет максимальную опору на активность собственной личности;
  • создает сочетание воспитания подопечных и самовоспитания личности;
  • способствует развитию самостоятельности, инициативы, творческой составляющей своих воспитанников.

Указанные меры дают возможность избежать грубого упрощения возрастного и индивидуального подходов, позволяют педагогу видеть глубже развитие процессов. Индивидуальных черт, которые должен учитывать педагог, множество; особенно мы выделим такие как восприятие, мышление, темперамент, память, речь, характер, воля.

Природосообразность

Общеизвестным фактом является то, что существенное значение для развития человека играют наследственные факторы. Вообще это является основополагающим принципом педагогики и носит название принципа природосообразности.

В общем данный принцип отражает отношение к каждому человеку как элементу природы, предполагает взятие за основу природных сил индивидуума и создание благоприятного фона для их развития. Существенный период времени принцип природосообразности в педагогике незаслуженно игнорировался. Современные модели воспитательного и обучающего процессов возвращаются к этому принципу, что дает возможность для педагогов точно понимать возможности учащихся. Применение принципа природосообразности нивелирует противоречие одинаковых программ, созданных с условием равенства всех обучающихся.

Культуросообразность

Определение 3

Принцип культуросообразности в педагогике – это учет в воспитательной и образовательной деятельности внешних условий, в которых пребывает человек, а также культуры общества в целом.

Последнее является базой развития нового поколения людей. Степень развития культуры общества формирует определенные требования для воспитания интеллигентных и образованных людей. Необходимо отметить, что возможна ситуация, когда принцип природосообразности и принцип культуросообразности вступают в противоречие друг с другом: в таком случае нужно противодействовать влиянию ложного образования и культуры. Человек является носителем культурно-исторических ценностей, и в процессе жизнедеятельности должен «впитывать» и развивать эти ценности, создавать новые культурные реалии. Т.е. по сути человек есть центр культуры, а сама культура – творение человека.

Гуманизация

Результатом гуманистического воспитания должно стать всестороннее развитие личности, основанное на гуманном способе взаимодействия всех участников педагогического процесса. Гармония развитой личности выражается в равновесии самости и социумности и предполагает изменения в рациональной и эмоциональной сферах. Собственно, достижение этой гармонии и есть цель гуманистического воспитания.

 Дифференциация

Определение 4

Дифференцированный подход подразумевает учет возрастных и индивидуальных особенностей человека.

Шпаргалка по педагогике (для педагогов)

Страница 9 из 90

9. Закономерности воспитания

Под закономерностями воспитания следует понимать устойчивые, повторяющиеся и существенные связи в воспитательном процессе, реализация которых позволяет добиваться эффективных результатов в развитии и формировании личности.

Закономерности воспитания выступают как основополагающие принципы или требования, на основе которых необходимо осуществлять учебно-воспитательную работу.

1. Единство целей, содержания и методов воспитания.

2. Неразрывное единство обучения и воспитания (в узком смысле) в целостном педагогическом процессе.

3. Воспитание личности происходит только в процессе включения ее в деятельность. Чтобы человек овладевал знаниями, ему необходимо осуществлять познавательную деятельность. Нельзя воспитать трудолюбие, коллективизм, не вовлекая воспитанника в трудовую деятельность, в межличностные отношения и решение коллективных проблем. Исходя из этого С.Т. Шацкий и А.С. Макаренко с полным основанием определяли воспитание как содержательную организацию жизни и деятельности воспитанников.

4. Воспитание есть стимулирование активности формируемой личности в организуемой деятельности. Данная закономерность обусловливается тем, что эффективное развитие и формирование личности происходит только при условии, если она проявляет высокую активность в организуемой деятельности.

Первопричиной активности человека являются те внутренние противоречия между достигнутым и необходимым уровнем развития, которые он переживает в различных жизненных обстоятельствах и которые побуждают его к деятельности и к работе над собой.

Искусство воспитания в этом случае состоит в том, чтобы учитель умел создавать педагогические ситуации для возбуждения у учащихся подобных внутренних противоречий и таким образом стимулировал их активность в различных видах деятельности.

Развивая потребностно-мотивационную сферу личности и создавая необходимые условия для формирования у нее здоровых потребностей, интересов и мотивов деятельности (поведения), представляется возможным стимулировать ее активность и добиваться надлежащего воспитательного эффекта.

6. В процессе воспитания необходимо проявлять гуманность и уважение к личности в сочетании с высокой требовательностью. Психологической основой этой закономерности является то, что характер отношений педагога и воспитуемой личности вызывает у последней определенные внутренние (эмоционально-чувственные) переживания и непосредственно сказывается на ее деятельности и развитии.

7. В процессе воспитания необходимо открывать перед учащимися перспективы их роста, помогать им добиваться радости успехов.

8. В процессе воспитания необходимо выявлять положительные качества учащихся и опираться на них.

9. В воспитании необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

10. Воспитание должно осуществляться в коллективе и через коллектив.

11. В процессе воспитания необходимо добиваться единства и согласованности педагогических усилий учителей, семьи и общественных организаций.

12. В процессе воспитания необходимо побудить ребенка к осуществлению самовоспитания.


ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПИТАНИЯ — это… Что такое ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПИТАНИЯ?

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПИТАНИЯ
устойчивые, повторяющиеся, существенные связи в воспитательном процессе, реализация которых позволяет добиваться эффективных результатов в развитии и формировании личности, а также зависимость уровня развития личности от целей, принципов, методов, содержания, форм и средств воспитания.

Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО. С.М. Вишнякова. 1999.

  • ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
  • ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ»

Смотреть что такое «ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПИТАНИЯ» в других словарях:

  • Закономерности воспитания (обучения) —     устойчиво повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения (воспитания).    (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. М., 2005. С. 416) …   Педагогический терминологический словарь

  • Воспитания осужденных психологический аспект — Воспитание осужденных подсистема всей системы воспитания в обществе, специфический процесс в исправительных учреждениях, в котором своеобразно преломляются закономерности и принципы воспитания, как то: соблюдение законности, гуманное и… …   Энциклопедия современной юридической психологии

  • ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА – — объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами пед. процесса. 3. п. п. могут обусловливаться соц. условиями (характер воспитания и обучения в конкретных исторических условиях… …   Педагогический словарь

  • ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ — ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ. Раздел педагогической психологии, исследующий закономерности формирования личности в процессе ее воспитания. Особое внимание П. в. уделяет психологическим закономерностям формирования нравственной сферы человека –… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Теория воспитания —     раздел педагогики, раскрывающий сущность, закономерности, движущие силы воспитания, его основные структурные элементы и методику.    (Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. М., 2005. С. 147)    Ч313 …   Педагогический терминологический словарь

  • Теория воспитания — раздел общей педагогики, раскрывающий сущность, закономерности, основные принципы, движущие силы воспитания, его основныеструктурные элементы, технологии, методы и формы, методику воспитательной деятельности. (2) …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ — раздел педагогики, раскрывающий сущность, закономерности, движущие силы воспитания, его основные структурные элементы и методику …   Педагогический словарь

  • Дошкольная педагогика —         отрасль педагогики, изучающая закономерности воспитания детей дошкольного, в том числе и раннего, возраста. Д. п. тесно связана с детской психологией (См. Детская психология), возрастной анатомией и физиологией, педиатрией, гигиеной, а… …   Большая советская энциклопедия

  • Психология образования — Педагогическая психология или психология образования  раздел психологии, изучающий методы человеческого обучения, эффективность выполнения ими образовательных задач, эффективность педагогических мер, психологические аспекты преподавания и т. д.… …   Википедия

  • Психология обучения — Педагогическая психология или психология образования  раздел психологии, изучающий методы человеческого обучения, эффективность выполнения ими образовательных задач, эффективность педагогических мер, психологические аспекты преподавания и т.  д.… …   Википедия


Закономерности и принципы воспитания

Закономерности воспитания

Замечание 1

Педагогические закономерности воспитания являются реальным отражением объективной реальности воспитательного процесса, который обладает устойчивыми общими свойствами в конкретных обстоятельствах.

Выделяют следующие воспитательные закономерности:

  • воспитание реализуется исключительно на основе активности ребенка и его взаимодействии с окружающей средой;
  • в процессе воспитания детей содержание деятельности определяется на определенный момент развития ребенка его актуальными потребностями ребенка;
  • пропорциональное соотношение усилий ребенка и педагога в их совместной деятельности;
  • ребенок свободно может выражать свои отношения и способен благоприятно развиваться только в условиях любви и чувства защищенности;
  • воспитательная деятельность должна сопровождаться или заканчиваться ситуацией успеха, переживаемой ребенком.

Помощь со студенческой работой на тему


Закономерности и принципы воспитания

Данные закономерности определяют основные принципы воспитания и выражают требования к содержанию, воспитательным формам и методам воспитательной работы.

Требования к принципам воспитания

Определение 1

Принципы воспитания представляют собой основные положения, которыми воспитатель руководствуется в процессе воспитания.

Основные требования, которые предъявляются к принципам воспитания:

  • обязательность требует обязательного, полного во¬площения принципов воспитания в практическую деятельность;
  • комплексность, предполагает одновременное применение принципов воспитания на всех этапах воспита¬тельного процесса;
  • равнозначность, среди принципов нет глав¬ных и второстепенных, одинаковое внимание ко всем принципам исключает нарушения в воспитательном процессе.

Принципы воспитания.

Персонификация

Последние исследования в психолого-педагогической области показали важное значение учета личностных характеристик и возможностей ребенка. Персонификация — это опора, прежде всего, на личностные качества: его ценностные ориентиры, направленность личности ребенка, жизненные планы, уже сложившиеся установки, преобладающие мотивы деятельности и поведения.

Принцип персонификации в воспитании требует от воспитателя:

  • постоянного изучения и знания индивидуальных особенностей темперамента, черт характера, взглядов, вкусов, привычек своих воспитанников;
  • умения диагностировать и знание реального уровня сформированности у ребенка образа мышления, мотивов, интересов, установок, отношения к жизни и труду;
  • постоянное привлечение каждого из воспитанников к посильной для него и постепенно усложняющейся по сложности воспитательной деятельности, которая обеспечивает прогресс в развитии личности;
  • своевременного выявления и устранения причин, мешающих достижению цели, изменение тактики воспитания в зависимости от новых условий;
  • максимальной опоры на собственную активность личности;
  • сочетания воспитания с самовоспитанием личности, помощь в выборе целей, методов и форм самовоспитания;
  • развития самостоятельности, инициативы, самодеятельности воспитанников.

Комплексное осуществление данных требований позволяет уйти от упрощенности возрастного и индивидуального подходов, позволяет воспитателю учитывать глубинное развитие процессов. Среди индивидуальных особенностей, на которые следует опираться воспитателю, особенно выделяются восприятие, мышление, темперамент, память, речь, характер, воля.

Природосообразность

В развитии человека огромную роль играют наследственные факторы. Это является основополагающим принципом педагогики. Данный принцип называется принципом природосообразности. В общем виде он означает отношение к любому человеку как части природы, опору на его природные силы и создание условий для его развития, взятых из природы. Долгий период времени принцип природосообразности в педагогике был забыт. Современная педагогика начального образования, возвращаясь к нему, добивается точного понимания возможностей учеников. Этот принцип позволяет устранить противоречие между одинаковыми обучающими программами, рассчитанными на равность всех учеников.

Культуросообразность

Принцип культуросообразности подразумевает учет в процессе воспитания и образования внешних условий, в которых находится человек, культуры общества. Состояние культуры общества выступает в качестве базы развития нового поколения людей. Степень развития культуры общества предъявляет к системе образования соответствующие требования для воспитания интеллигентных и образованных людей. Следует учитывать возможность противоречия между принципом природосообразности и принципом культуросообразности. И в случае конфликта необходимо противодействовать влиянию ложного образования и культуры. Человек, как носитель культурно-исторических ценностей, в процессе жизнедеятельности воспринимает, развивает эти ценности, стремится к созданию новых культурных реалий. Таким образом, человек — центр культуры, а сама культура является его творением.

Гуманизация

Гуманистическое воспитание ставит своей основной целью гармоничное развитие личности, предполагает гуманный характер отношений между всеми участниками педагогического процесса. В гуманизме развитие личности рассматривается как взаимосвязанные изменения в рациональной и эмоциональной сферах, которые характеризуют уровень гармонии самости и социумности. Достижение такой гармонии является основным направлением гуманистического воспитания.

Дифференциация

Дифференциация заключается в том, чтобы в воспитании учитывались возрастные и индивидуальные особенности человека.

Внешние и внутренние закономерности процесса воспитания

Рассмотрим некоторые закономерности. Можно выделить внешние и внутренние закономерности процесса воспитания. 

Первые характеризуют зависимость воспитания от общественных процессов и условий: социально-экономической и политической ситуации, уровня культуры в обществе, его потребностей в соответствующих специалистах, общепринятых и национальных воспитательных идеалов, ценностей и содержания воспитания и тому подобное. В Государственной национальной программе «Образование» определяется, что национальное воспитание в государстве должно быть направлено на формирование у молодежи и детей мировоззренческого сознания, идей, взглядов, убеждений, идеалов, традиций, обычаев, других социально значимых достижений отечественной и мировой духовной культуры. На первый план в воспитании граждан выходят потребности формирования у них ментальности, национального сознания и самосознания, любви к родине, родному языку, своему народу, его традициям, культуре, истории, с одной стороны, и привитие общечеловеческих ценностей – с другой.

Следовательно, внешние закономерности направлены на формирование личности воспитанника как сознательного украинского гражданина и предусматривающие:

развитие национальной гордости воспитанника;

учет лучших традиций воспитания народа;

единства общечеловеческого и национального в воспитании;

всестороннее развитие и удовлетворение духовных и материальных потребностей воспитанников.

Внутренние закономерности раскрывают связи и зависимости между компонентами процесса воспитания. Некоторые авторы определяют как частичные. Иначе говоря, – это зависимость между воспитательными влияниями воспитателей и конкретным отношением воспитанников к этим воздействиям, между идеалом, целью, содержанием воспитания и полученным результатом, между основными составляющими этого сложного социально-педагогического явления.

Одна из основных внутренних закономерностей воспитания – единство обучения, воспитания, развития и самосовершенствования воспитанников как одной из основных условий гармоничного формирования личности украинских граждан.

Воспитание должно не только развивать ум человека, а зажечь в нем жажду серьезного труда, без которой жизнь его не может быть ни достойным, ни счастливым, – подчеркивал К. Д. Ушинский. Эта закономерность выражает подход к личности воспитанника с таких позиций: воспитывая – обучай и развивай; обучая и развивая – воспитывай; обучая, развивая, воспитывая – самосовершенствуйся. 

О взаимосвязи воспитания и развития метко говорил Д. Локк: задача воспитания – не столько сообщать детям основательное знание наук, сколько расширить и построить их души лучше, чтобы они могли овладеть любой наукой, когда возьмутся за нее. 

В отношении самосовершенствования является уместной мысль Сократа о том, что воспитание – дело трудное, и улучшение его условий – одна из священных обязанностей каждого человека, ведь нет ничего важнее, как образованность своя и своих близких.

Следующая внутренняя закономерность – это определяющая роль деятельности и общения в воспитании, формировании личности воспитанника. Известные высказывания Конфуция о трех путях, которые ведут к знанию: путь размышлений — этот путь самый благородный), путь подражания — этот путь самый легкий) и путь опыта — этот путь самый тяжелый), а также мнение Ж. Ж. Руссо – истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях.

Следовательно, эта закономерность подтверждает существование прямой зависимости между характером деятельности и общения воспитателей и воспитанников и результативным компонентом процесса воспитания. В соответствии с этой закономерностью воспитатели во время организации и осуществления учебно-воспитательного процесса должны: 

– учитывать и всесторонне развивать индивидуально-психические качества воспитанников; 

– учитывать характер их будущей деятельности; 

– активно взаимодействовать с воспитанниками; 

– достичь сознательного участия воспитанников в учебно-воспитательной деятельности; 

– научно определять и формулировать дидактические и воспитательные цели и пытаться их реализовать.

В последние годы особое значение приобретает демократический и гуманный характер общения воспитанников, который учитывает традиции и обычаи народа, основывается на общечеловеческих ценностях. Этому способствуют уроки языка и литературы, где воспитанники учатся выражать свои мысли как устно, так и письменно. 

Данная закономерность отражает взаимосвязь между характером деятельности, общения воспитанников и результатом воспитательной работы. Поэтому методы, формы, методики воспитания должны соответствовать требованиям научно-методических рекомендаций, нормативных документов, назначению конкретного образовательно-воспитательного учреждения, актуальным учебным заданием. В связи с этим любая методика воспитательной работы имеет право на жизнь только тогда, когда она всесторонне учитывает конкретные обстоятельства жизнедеятельности каждого коллектива и направлена на решение главных его задач, учитывая индивидуально-психические особенности конкретного воспитанника и социально-психологические характеристики конкретного коллектива.

Целостность процесса воспитания и взаимозависимость его компонентов. Эта закономерность требует необходимость учета достижений развития современной педагогики и психологии в воспитании. Она должна отразиться в учебниках по педагогике, в методике воспитания различных образовательно-воспитательных систем, найти обоснование в содержании воспитания. Методы и формы организации воспитательной деятельности должны отвечать как современным воспитательным системам, требованиям, так и общечеловеческим ценностям, идеалам и традициям воспитания в украинском обществе. 

Нужен комплексный подход к определению содержания в организации воспитательного процесса и к оценке эффективности его результатов; умение видеть и анализировать это сложное социально-педагогическое явление не только за отдельными его составляющими, но и в целости, непрерывности и комплексности, помня о том, что изменения одного из составляющих процесса воспитания вызывают определенные изменения, к сожалению, не всегда положительные, в других. Например, когда воспитатель говорит о культуре речи и поведения питомца, а сам этих правил не придерживается, то заранее можно прогнозировать низкий Результат этого воспитательного воздействия. Или другой пример, когда воспитательные мероприятия проводятся в грязной аудитории, то они не только не достигают воспитательной цели, а наоборот – наносят вред воспитанию.

Зависимость результатов воспитания не только от воспитательной деятельности, но и от реальных условий, взаимодействия воспитателей и воспитанников в конкретных процессах и ситуациях. Суть этой закономерности заключается в необходимости учета в воспитательной работе разнообразных факторов формирования личности воспитанника. Недаром говорят, что воспитывает все: и люди, и окружающая среда, и вещи, и различные явления. Поэтому воспитатели должны создавать нормальные условия для удовлетворения социальных и духовных потребностей воспитанников, на высоком уровне организовывать учебно-познавательную деятельность, обеспечивать ее эффективность, координировать учебные, воспитательные и другие мероприятия. Всегда следует помнить о крепкий воспитательный потенциал любого социального окружения. Именно поэтому создание настоящего коллектива, который имеет значительные воспитательные функции – одна из главных задач воспитателей.

Знание этих закономерностей и их требований способствует приданию процессу воспитания более сознательного, гуманного, целенаправленного, систематизированного, организованного, всестороннего, эффективного и оптимального, национального характера. 

Воспитателю также необходимо знать проявления в воспитательном процессе дидактических, психологических, физиологических, социальных и других закономерностей. Безусловно, воспитательные закономерности основываются на этих закономерностях, но не заменяют их. Воспитание украинских граждан требует реализации всей совокупности педагогических закономерностей и разработка и обоснование основных составляющих процесса воспитания: цели, идеала, принципов, содержания, методов и форм, критериев оценки результативности воспитательных воздействий. Воспитатель должен учитывать их требования в ходе планирования и организации процесса воспитания и оценки его результатов.

Изучение английского в группе намного эффективнее, чем индивидуально

Изучение английского языка в группе или индивидуально? Что более эффективно? Как вы думаете, это разумно? Как мой ребенок может выучить его с четырьмя или пятью другими детьми? Как учитель может уделять каждому из них одинаковое внимание? Это вопросы, которыми родители, ученики и их мног…..


Что такое «род» в языке?

Примерно четверть языков мира использует род. С технической точки зрения род в языках — это всего лишь один из способов разделения существительных на классы или категории.

Существительное — это часть языка, котора…..


Программы обучения сотрудников

Как выглядит ваша программа обучения сотрудников? Если такая программа в вашей организации, или руководство предпочитает искать постоянно новых сотрудников?  

Действительная реальность к сожалению, показывает,. ….


ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Анисимова Анастасия Евгеньевна1, Гордеев Кирилл Сергеевич1, Жидков Алексей Андреевич1, Слюзнева Ксения Валерьевна1, Закунова Екатерина Дмитриевна1
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, студент

Библиографическая ссылка на статью:
Анисимова А.Е., Гордеев К.С., Жидков А.А., Слюзнева К.В., Закунова Е.Д. Закономерности и принципы воспитательного процесса // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/05/89785 (дата обращения: 09.06.2021).

Многие важные аспекты процесса воспитания раскрываются благодаря изучению и анализу закономерностей и принципов воспитания. Знание этих составляющих воспитательного процесса помогают педагогу лучше его понять и осуществить, быть более уверенным, дают опору. Они также позволяют спрогнозировать течение процесса воспитания и предугадать нежелательные ситуации.

Принципы воспитания – это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Именно на принципы должен опираться педагог при решение важных воспитательных задач. Они регулируют характер поведения педагога или воспитателя, стратегию его деятельности, мотивы его действий.

В педагогической практике выделяют шесть основных принципов воспитания, которые более или менее подтверждены опытом и исследованиями. Все они взаимодействуют и взаимно дополняют друг друга. Одним из основополагающих является принцип гуманистической направленности воспитания на развития личности.

Главная цель воспитания – развитие и раскрытие способностей и качеств человека, формирование его как личности. Отношение педагога к воспитаннику должно быть построено на доверительных отношениях, сотрудничестве. В таком подходе и проявляется гуманизация воспитания.

Принцип опоры на положительное в воспитаннике. Данный принцип основывается на том, что даже в очень трудном ученике есть положительные качества, способности, черты характера, на которые можно опереться и добиться изменений к лучшему. Педагогу следует порой даже в неправильных поступках, поведении находить возможность похвалить, поощрить, увлечь перспективой. Принцип связи воспитания с жизнью и трудом опирается на то, что содержание воспитание должно адаптировать молодежь к жизни, к общению в разных группах, разрешению различных конфликтов. Задача педагогов не только дать информацию и знания, но и научить применять ее в жизни.

Принцип общественной направленности подразумевает воспитание педагогом такого типа личности, который востребован обществом и государством. Педагог строит воспитательный процесс в соответствии с государственной стратегией воспитания.

Принцип личностно-ориентированного подхода главной целью ставит направленность на личностные качества, жизненные позиции, ценностные ориентации. Следуя данному принципу, педагог должен хорошо знать индивидуальные качества, черты характера, взгляды и вкусы воспитанников.

Принцип единства воспитательных воздействий (координации усилий) говорит о том, что все сферы, в которых человек воспитывается (семья, общество, образовательные организации), должны работать сообща, дополнять друг другая, увеличивая тем самым влияние на личность. Принципы воспитания имеют общие требования:

Обязательность. Принципы всегда требуют полного и обязательного выполнения, нарушение их ведет к снижению эффективности воспитания.

Комплексность. Одновременное применение всех необходимых принципов на всех этапах процесса воспитания.

Равнозначность. Все принципы равнозначны, среди них нет главных и второстепенных.

Закономерности воспитания – это объективно существующие повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между отдельными сторонами и явлениями воспитательного процесса. Они выступают как правила или требования, на основе которых необходимо строить

воспитательную работу.

1. Единство целей, содержания, методов воспитания.

Данная закономерность означает связь всех компонентов процесса воспитания. Все составляющие воспитания должны быть едины, дополнять друг друга, работать в системе, так как несоблюдение их связности делает процесс воспитания неэффективным, нарушает его.

2. Неразрывное единство воспитания и обучения.

Оба процесса направлены на развитие и формирование личности, поэтому они протекают неразрывно, что ведет к хорошим результатам и эффективности.

3. Воспитание личности происходит только в процессе включения ее в деятельность.

Такая закономерность означает, что для формирования полноценной личности недостаточно одних словесных объяснений, необходимо вовлекать воспитанников в деятельность для формирования у них опыта и практических знаний. В педагогике «деятельность – взаимосвязь с окружающей средой, направленная на ее познание, преобразование и одновременно на совершенствование собственной личности субъекта деятельности».

4. Воспитание есть стимулирование активности формируемой личности в организуемой деятельности.

Это означает, что эффективного формирования и развития личности можно добиться только в том случае, если она проявляет активности и самостоятельность в организуемой деятельности.

5. Проявление гуманности и уважения к личности в сочетании с высокой требовательностью.

Эта закономерность подразумевает то, что отношения между педагогом и воспитанником вызывают у последнего определенные чувства и эмоции, влияя на формирование его личности и развитие. Они должны быть доверительными, сотрудническими, но в тоже время требовать определенные результаты.

6. Необходимо открывать перед учащимися перспективы их роста, помогать им добиваться успеха.

Основой этой закономерности является стимулирование личности, так как хорошие перспективы роста всегда подстегивают на свершения.

7. Необходимо выявлять положительные качества учащихся и опираться на них.

В каждом воспитаннике есть что-то хорошее, необходимо это найти и, опираясь на это, добиться изменений к лучшему в формировании и развитии личности.

8. Необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

Возраст учащихся и индивидуальные особенности, и качества важно знать, так как от них зависит то, как будет построен воспитательный процесс, и какие методы воспитания будут применяться.

Закономерности и принципы играют большую роль в правильном и эффективном построении процесса воспитания. Они помогают лучше понять структуру воспитания, а именно закономерности определяют принципы и выражают через них требования к содержанию, методам и формам воспитательного процесса.


Библиографический список
  1. Костюк Г.С. Учебно-воспитательный процесс и психическое развитие личности. Киев, 2016
  2. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М., 2010.
  3. Безрукова В. С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 2017


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Анисимова Анастасия Евгеньевна»

ВОПРОС 1. Закономерности процесса воспитания.

Курс: «Теория воспитания»

ЛЕКЦИЯ 2 часа

Тема: «Закономерности, принципы и направления воспитания»

План лекции:

1. Закономерности процесса воспитания.

2. Характеристика основных принципов воспитания.

3. Направления воспитания.

«Нельзя чему-нибудь научить человека, можно только помочь ему обнаружить это внутри себя»

Г. Галилей

«Воспитание делает нас тем, чем мы являемся»

К.А. Гельвеций

 

ВОПРОС 1. Закономерности процесса воспитания.

Для практики воспитания важно связать закономерными отношениями эффективность (продуктивность) воспитательного процесса с теми его компонентами, которые оказывают наибольшее влияние на качество воспитания.

Некоторые исследователи теории воспитания склонны выделять законы воспитания как устойчивые, необходимые, повторяющиеся связи между явлениями, их зависимость друг от друга. Так В.М. Коротов, изучая педагогический опыт А.С. Макаренко и теоретическое наследие И.Ф. Козлова, называет три основных закона:

1. Закон параллельного педагогического действия: «В жизни детей нет ни одного факта, ни одного явления или отношения, которые помимо своего жизненного значения не имели бы значения воспитательного» (И.Ф. Козлов).

2. Единство воспитания и жизни детей: «Каковы содержание и характер жизнедеятельности детей, таковы процесс и результат их воспитания, и человек (люди) как результат воспитания – это продукт своей жизнедеятельности» (И.Ф. Козлов).

3. Закон исторической обусловленности воспитания, отражающий зависимость содержания воспитания от конкретного исторического периода, в котором новое поколение вступает в жизнь и овладевает опытом, который сложился на данный момент.

Большинство же исследователей говорят о закономерностях.

На воспитательный процесс влияют разные закономерности:

— философские;

— социологические;

— психологические;

-этические;

-эстетические и др.

Поэтому выделение педагогических закономерностей затруднено.

Под педагогическими закономерностями воспитания понимается «адекватное отражение объективной, то есть независимой от воли субъекта, действительности, воспитательного процесса, обладающего общими устойчивыми свойствами при любых конкретных обстоятельствах» (П.И. Пидкасистый).

Общие закономерности процесса воспитания выражают связи между важнейшими, наиболее крупными компонентами данного процесса.

Закономерности, которые определяют связи в отдельных компонентах системы, называют частными (конкретными). Воспитательный процесс как часть более общего педагогического процесса и подчиняется закономерностям данного процесса. Кроме того, в нем проявляются и связи, характерные для еще больших систем – развития и формирования.

Эффективность воспитательного процесса зависит от:

ü уровня социально-экономического, политического и культурного развития общества, состояния духовности;

ü единства и взаимосвязи воспитания и развития личности;

ü связи между воспитательным воздействием и активной деятельностью самого воспитанника, его собственной жизненной позицией, системой отношений с окружающей действительностью;

ü наличие позитивного внутреннего состояния;

ü сложившихся воспитательных отношений;

ü соответствия цели и организации действий, помогающих эту цель достигнуть;

ü соответствия социальной практики и характера (направленности, содержания) воспитательного влияния на воспитанников;

ü совокупного действия объективных и субъективных факторов;

ü интенсивности воспитания и самовоспитания;

ü активности его участников в педагогическом взаимодействии;

ü эффективности сопутствующих ему процессов развития и обучения.

ü качества воспитательного воздействия;

ü интенсивности воздействия на «внутреннюю сферу» воспитанника;

ü сочетания педагогического воздействия и уровня развития вербальных и сенсомоторных процессов воспитанников;

ü интенсивности и качества взаимоотношений между воспитанниками.

 

Педагогические закономерности воспитанияэто
адекватное отражение объективной, т.е. независимой от воли субъекта, действительности воспитательного процесса,
обладающего общими устойчивыми свойствами при любых
конкретных обстоятельствах.

Можно выделить следующие закономерности воспитания (Пидкасистый П.И., 1996):

— воспитание ребенка как формирование в структуре его личности социально-психологических новообразований совершается только путем активности самого ребенка. Мера его усилий должна соответствовать мере его возможностей. Любая воспитательная задача решается через активные действия: физическое развитие — через физические упражнения; нравственное — через постоянную ориентацию на самочувствие другого человека; интеллектуальное — через мыслительную активность, решение интеллектуальных задач;

— содержание деятельности детей в процессе их воспитания определяется на каждый данный момент развития актуальными потребностями ребенка. Опережая актуальные потребности, педагог рискует встретить сопротивление и пассивность детей. Если не учитывать возрастные изменения потребностей ребенка, то процесс воспитания затрудняется и нарушается;

— соблюдение пропорционального соотношения усилий ребенка и усилий педагога в совместной деятельности: на начальном этапе доля активности педагога превышает активность ребенка, затем активность ребенка возрастает, и на заключительном этапе ребенок все делает сам под контролем педагога. Совместно разделенная деятельность помогает ребенку ощутить себя субъектом деятельности, а это чрезвычайно важно для свободного творческого развития личности. Хороший педагог чувствует границы меры собственного участия в деятельности детей, умеет отойти в тень и признать полное право детей на творчество и свободный выбор;

— только в условиях любви и защищенности ребенок свободно и вольно выражает свои отношения, благоприятно развивается. Поэтому воспитание включает в свое содержание демонстрацию любви в адрес ребенка, умение понять, помочь ребенку, простить его оплошности, защитить;

— организуемая деятельность должна сопровождаться или венчаться ситуацией успеха, которую должен пережить каждый ребенок.

Ситуация успеха — это субъективное переживание достижений, внутренняя удовлетворенность ребенка самим участием в деятельности, собственными действиями и полученным результатом.

 

Условия создания ситуации успеха:

— положительное подкрепление — самое общее условие создания ситуации успеха;

воспитание должно носить скрытый характер, дети не должны чувствовать себя объектом приложения педагогических нравоучений, не должны постоянно осознавать свою подверженность продуманным педагогическим влияниям.

— скрытая позиция педагога, которая обеспечивается совместной деятельностью, интересом педагога к внутреннему миру ребенка, предоставлением ему личностной свободы, уважительным и демократичным стилем общения;

— целостность личности предписывает педагогам целостность воспитательных влияний.

 

детских шаблонов и как избавиться от нездоровых шаблонов

В течение многих лет мы слышали рассказы о друзьях, переживших трансформационный жизненный опыт в Институте Хоффмана, стационарном центре в винной стране Северной Калифорнии (к сожалению, без вина), который занимается устранением неразрешенных травм детства. В течение недели участники участвуют в серии сессий и семинаров, где они начинают выявлять вредные паттерны, запечатленные еще до того, как сформировался рациональный разум (возраст 7 лет), и то, как эти паттерны могут ограничивать их жизнь сейчас.

Заинтригованные, мы спросили сотрудника goop Кевина, хочет ли он поехать. Покинутый отцом в детстве, Кевин всегда отказывался признать, что это его даже беспокоило, отмахиваясь от боли с юмором и ограничивая свое собственное воздействие на боль и связь, удерживая любого, кто потенциально может вызвать ее, на безопасном расстоянии. Обеспокоенный и заинтригованный, он поехал на север, выключил свой iPhone и провел неделю, распаковывая «подсознательное негодование», которое он носил с собой годами.Хотя он не уточнил подробностей (то, что происходит в Институте Хоффмана, остается в Институте Хоффмана, поскольку никто не хочет портить опыт для людей, которые хотят уйти), но он признал, что многие из его пожизненных убеждений были против самого себя — что он недостойный, нелюбимый, глупый — передали его родители, которые узнали их в собственном детстве. Когда он появился, Кевин был другим человеком — более легким, счастливым и менее склонным к своим схемам защиты.

«Я понял, что жизнь — это выбор», — объясняет он.«Вы все время делаете выбор, хотя большинство выборов — это просто реакции. Я замедлился и нашел время, чтобы понять, как я действительно хочу ответить и что мне кажется истинным, при этом имея любовь и сострадание к другим, и, самое главное, самолюбие и сострадание ». Далее он объяснил, что его неделя в Хоффмане изменила динамику его взглядов на свою семью. «Я выбираю жить своей жизнью и избавляюсь от чувства обиды. Как я хочу жить и как хочу быть, это то, как я должен действовать — мне просто нужно быть самим собой.Кевин также появился с десятками новых друзей — тесно связанных друг с другом, у них есть регулярные контрольные звонки, когда они ориентируются в трансформациях, которые они совершают в своей жизни. Ниже Лиза Инграски, генеральный директор Hoffman, объясняет больше.

Вопросы и ответы с Лизой Инграски

квартал

Как определить, что на вас негативно влияют стереотипы детства? И все шаблоны плохие или некоторые хорошие?

А

Люди рождаются абсолютно беспомощными и зависят от своих родителей и опекунов в своем выживании. В детстве, зная, что о нас позаботятся, мы эмоционально привязываемся к ним. Чтобы чувствовать любовь и принадлежность, мы без разбора поглощаем их способы чувств и поведения и делаем их своими. Из-за нашей потребности в любви мы эмоционально связывались с ними в любом опыте, который они предлагали. Как бы сильно нас ни любили наши родители, они ни в коем случае не были идеальными; у них был свой собственный шаблонный образ жизни, которому они научились в детстве. И, к сожалению, мы были связаны с ними в их контрпродуктивном негативе, а также в том, что было жизнеутверждающим.Эти негативные способы восприятия, мышления и поведения — это то, что мы называем «паттернами». Выкройки всегда недостоверны и приводят к нежелательным последствиям.

Они включают убеждения, восприятия, суждения, потребности и желания о:

• Как получить любовь и одобрение
• Что такое жизнь
• Как относиться к другим
• Что такое духовность
• Роль работы и семьи

Позже мы часто обнаруживаем, что эти родительские паттерны (то есть правила и способы существования, которые мы впитывали, как губка в детстве) в конечном итоге работают против нас, взрослых.

Например, в одной семье улыбаться и быть хорошим может быть приемлемым образом жизни. Но позже в жизни, когда приходит время сказать трудную правду или постоять за себя, мы по умолчанию возвращаемся к «хорошему». Хотя нет ничего «плохого» в том, чтобы быть милым и делать это навязчиво, это не подлинный образец. Мы отказываемся от своего истинного «я» и проявляем поведение, которое, хотя и может принести нам одобрение, оставляет чувство пустоты и бессилия.

Вот еще несколько примеров:

• Вести себя хорошо, вместо того, чтобы честно столкнуться с конфликтом.
• Быть настолько навязчиво организованным, что приносится в жертву спонтанность.
• Так много внимания уделяется логике, что теряется эмоциональная связь.

Люди приходят к процессу Хоффмана, потому что у них есть шаблоны, которые им нужно изменить. Например: они продолжают вступать в отношения, но не могут брать на себя обязательства или становятся нуждающимися, властными, критическими или чрезмерно контролирующими.

В процессе Хоффмана участники приходят к пониманию того, что они, по сути, повторяют образ жизни родителей или восстают против него.Возможно, у человека, который не может взять на себя обязательства, был родитель, который бросил семью или имел любовные связи. Если они стали нуждаться в отношениях, они могли увидеть ту же динамику между своими родителями и т. Д.

В процессе Хоффмана мы смотрим на поведение и способы бытия, которые вызывают страдание. Например, если проблема связана с нуждами, Процесс помогает человеку заинтересоваться этим.

• От кого я научился быть таким?
• Кто был таким в детстве?
• Что я наблюдал между моими родителями?
• Были ли мои потребности настолько упущены в детстве, что я прохожу по жизни, ища любви, но постоянно нахожу только людей, которые бросают меня — как это делали мои родители? Я отказываюсь от себя и / или других?

В Процессе Хоффмана мы ищем свои паттерны, которые вызывают страдания и негативные последствия для нас самих и других, и которые присутствовали на протяжении всей нашей жизни.Цель не в том, чтобы избавиться от всех наших шаблонов, а в том, чтобы уменьшить их власть над нами и увеличить наш выбор и волю к действию. Быть хорошим и организованным — отличные навыки, но не в том случае, если это единственный наш выбор, и не если мы делаем их навязчиво и в ущерб нашим отношениям и жизненной силе.

Чтобы быть целостными, нам необходимо ощутить связь со всеми аспектами самих себя — эмоциями, интеллектом, телом и духовной сущностью.

квартал

Как вы можете осознанно воспитывать и защищать своих детей от наследования некоторых из этих вредоносных паттернов?

А

Очевидно, что зрелые и любящие взрослые становятся более зрелыми и любящими родителями.Лучший способ вырастить любящих, продуктивных, искренних, непосредственных детей до взрослой жизни — это моделировать эти способы существования. Наши дети делают то, что мы делаем, а не то, что мы говорим. Моделируем ли мы здоровые границы, силу и сострадание или моделируем отрицание, стресс, зависимость, скрытность и пренебрежение к себе? Все мы знаем, каково видеть, как наши дети идут по нашим стопам. Хорошая новость в том, что мы можем изменить свой путь. Это может быть отличной мотивацией для такой работы.

квартал

Для тех, кто не может пойти в Институт Хоффмана и выполнить там работу, есть ли способы, которыми вы можете воспользоваться самостоятельно, чтобы помочь в реализации этих паттернов вредоносного мышления?

А

Внимательность, осознанность, благодарность, медитация, молитва и служение — все это практики, которые могут уменьшить эффекты поведения, основанного на образцах.Есть множество способов узнать эти вещи.

Одним из преимуществ выполнения глубокой эмоциональной работы в такой обстановке, как процесс Хоффмана, является то, что он открывает путь к принятию таких жизнеутверждающих практик. Когда прошлое не мешает работе, появляется больше возможностей для глубоко позитивного и удовлетворительного поведения.

квартал

Как вы можете начать определять закономерности своих родителей, а затем отделиться друг от друга, особенно если они вам не служат?

А

Для начала нужно задать себе несколько сложных вопросов, чтобы повысить свою осведомленность:

• В каких сферах моей жизни я страдаю? Как я отношусь к себе, своим отношениям или карьере?
• Какие чувства я испытываю к этому? Это печаль, беспокойство, вина или гнев?
• Что мешает мне быть тем, кем я хочу быть?
• Где в моей изначальной семье я наблюдал такой образ жизни в детстве?
• Каковы последствия того, что я продолжаю оставаться таким?
• Почему я хочу измениться?
• Каким я вижу конкретную жизнь? Как я буду себя чувствовать и буду в этом видении?

В процессе Хоффмана мы проводим людей через четыре этапа опыта с каждым паттерном: осознание, выражение, прощение и новое поведение.Осознание того, где вы сейчас находитесь и где хотите быть в будущем, — это первый шаг к изменению шаблонного образа жизни.

квартал

Есть ли примеры положительного поведения, то есть те, которые можно передать нашим детям?

А

«Шаблоны», как мы используем термин в процессе Хоффмана, всегда имеют негативные последствия. Если поведение «выглядит хорошо» снаружи, но причиняет страдания нам или другим, это закономерность.

Мы надеемся научить людей тому, что то, что они моделируют, глубоко влияет на их детей.Итак, что вы хотите смоделировать? Мы надеемся вдохновить людей моделировать любовь, сострадание, спонтанность, творчество, прощение, зрелость, силу, смелость, выбор и подлинность, а не шаблоны и компульсивные способы существования.

квартал

Какие изменения переживают люди, приходящие к Хоффману? Он тонкий или трансформирующий?

А

Опубликованное университетское исследование процесса Хоффмана показывает стойкое уменьшение депрессии, беспокойства и враждебности в сочетании с устойчивым ростом эмоционального интеллекта, прощения, духовности и сострадания.Люди выходят из Процесса с глубоким опытом собственной стойкости, большим ощущением жизненных возможностей и более ярким выражением жизненных сил. Они нашли исцеление и прощение в прошлых обидах и гневе, и у них больше свободы и смелости, чтобы действовать, исходя из любви. Они переходят от того, чтобы руководствоваться страхами и закономерностями, к тому, чтобы быть более активными и способными внести свой уникальный вклад в мир. У них есть вновь обретенное чувство целостности.

Конечно, есть люди, которые приходят к Хоффману, которые уже находятся в процессе важного жизненного перехода — смена карьеры, развод, брак или проблемы со здоровьем.Часто их намерение состоит в том, чтобы узнать, чего они действительно хотят. Хотя это часто случается, мы всегда рекомендуем людям не вносить серьезных изменений в течение как минимум 60-90 дней после Процесса. Было бы мудро увидеть разницу, которую преобразованное «вы» вносит в жизнь. Мы поддерживаем людей, вносящих здоровые и обоснованные изменения, а не импульсивные и реактивные.

Не все трансформационные изменения, с которыми люди сталкиваются в результате Процесса, очевидны сразу, многие из них незначительны. Часто люди говорят что-то вроде: «После Процесса я не чувствовал необходимости смотреть столько ТВ» или «После Процесса я просто почувствовал желание начать практику медитации.«Возникают естественные и глубокие изменения. Это происходит из-за того, что мы более мирны с самими собой и более глубоко связаны с нашей собственной подлинностью.

Обучающие шаблоны для младенцев и детей ясельного возраста

Шаблонные задания можно легко реализовать с детьми в повседневной жизни естественным образом.

Дети любят находить закономерности в окружающем их мире. Шаблоны помогают детям понять изменения и то, что со временем происходит. Узоры — это вещи, которые логично повторяются, например, вертикальные полосы на свитере.Это могут быть числа, изображения или фигуры. Например, узор может быть сделан из пластмассовых животных, чередующихся двух- и четырехногих животных, или животных, которые плавают, и животных, которые летают.

Шаблоны помогают детям делать прогнозы, потому что они начинают понимать, что будет дальше. Они также помогают детям научиться устанавливать логические связи и использовать навыки рассуждения. Шаблоны можно найти повсюду в нашей повседневной жизни, и на них следует указывать маленьким детям. «Солнце взошло и зашло, а затем взошла и зашла луна.”

Не стоит недооценивать то, чему ребенок способен научиться во всех академических областях, включая математику. Малыши могут разыграть такие шаблоны, как прыжки влево, затем вправо, затем влево и затем вправо. Они могут наблюдать повторяющиеся паттерны, такие как стоящий блок, плоский лежащий блок, стоящий блок, плоский лежащий блок и т. Д. Они получают возможность копировать простые повторяющиеся паттерны, такие как зеленый, белый, зеленый, белый и т. Д. Со временем они смогут создавать свои простые выкройки.

Michigan State University Extension предлагает следующие идеи по расширению знакомства с маленькими детьми:

  • Используйте math talk: «Давайте хлопаем в такт этой песне.«На твоем свитере есть полосы. Красный, синий, красный, синий, красный, синий… »
  • Читайте книги и пойте песни и колыбельные с повторяющимися словами и фразами.
  • Имейте постоянный распорядок дня.
  • Опишите, что вы видите, что делает ребенок. «Я кладу блоки в ведро; вы их выбросили; Я кладу блоки; вы их выбросили ».

Книги, обучающие шаблонам:

  • «Десять маленьких кроликов» Вирджинай Гроссман
  • «Макс нашел две палки» Брайана Пинкни
  • «Близко, ближе, ближе» Шелли Ротнер
  • «Кисть природы: узоры и цвета вокруг You» Сьюзан Стокдейл

Другие ресурсы Национальной ассоциации образования детей младшего возраста:

Вы нашли эту статью полезной?