Звук л уроки логопеда: Постановка звука Л: логопедические упражнения в картинках

Содержание

Логопедические упражнения на звук [л]: домашние задания по логопедии

Содержание статьи

Маленькие дети часто искажают слова при разговоре, и некоторые звуки даются им особенно трудно. Что делать, если малыш не произносит звук [л]? Логопед определит причину речевого дефекта, назначит комплекс упражнений для его устранения. Но прежде чем идти к специалисту, родители могут попробовать самостоятельно позаниматься с ребенком. Не исключено, что уроков на дому будет достаточно.

Буква Л и звук [л]

Буква Л и звук [л]

Буква или звук?

Перед первым логопедическим занятием тщательно изучите теоретический материал, ознакомьтесь с основными предпосылками возникновения дефекта, методиками постановки звука и видами упражнений для закрепления успеха.

Пробелы в знаниях  родителей – основная причина неэффективности занятий. В  первую очередь, запомните, что логопед учит выговаривать не букву а звук [л].  Звуки речи на письме обозначаются буквами. Букву можно лишь написать, но не произнести или услышать. Несколько различных звуков могут обозначаться одной буквой при написании. В русском языке звуков больше, чем букв.  Называя звук буквой, вы даете ребенку неправильное представление о русской фонетической базе.

Ребенок эмоционально разговаривает

Ребенок эмоционально разговаривает

Причины неправильного произношения

Врачи выделяют  три основные причины, по которым у малыша возникают проблемы с произношением звука [л]:

  1. [л] не воспринимается ребенком на слух;
  2. имеется дефект в ротовой полости;
  3. недоразвитость мышечной ткани языка.

Часто родители чрезмерно требовательны к крохам. В 2-3 года ошибки при произношении слов с буквой Л логопеды считают нормальным явлением. Если в 4-6 лет  проблема не исчезла сама по себе, есть смысл задуматься о коррекционных занятиях.

Правильное положение речевого аппарата

Правильного положения органов артикуляции можно добиться следующим образом:

  • зубы не смыкаются;
  • боковые части языка не прилегают к коренным зубам верхнего ряда;
  • кончик языка находится в напряжении, он делает упор в основания передних зубов верхней челюсти или в десны над ними;
  • корень языка приподнят;
  • верхнее небо расположено так, что оно перекрывает отверстия носоглотки;
  • голосовые связки вибрируют.

Девочка на занятии у логопеда

Девочка на занятии у логопеда

Распространенные ошибки артикуляции

Ребенок произносит [л] неправильно, если он:

  • втягивает язык во внутреннюю часть ротовой полости. Так появляется звук [ы] – например, [ыотка] вместо [лотка] в слове «лодка»;
  • неверно располагая губы, ребенок говорит [в] вместо [л] – [увошать] вместо [лошать] в слове «лошадь»;
  • неправильно пропускает поток воздуха – [фук] вместо [лук], [уныпка] вместо [улыпка] в слове «улыбка».

Дети часто неосознанно заменяют ранее освоенный звук [р] на [л]. Во избежание  новых проблем с артикуляцией перед отработкой звука [р], потренируйте звук [л].

Девочка выполняет логопедические упражнения

Девочка выполняет логопедические упражнения

Подготовительные упражнения перед постановкой звука

Прежде чем переходить к основной части занятия, необходимо выполнить небольшую артикуляционную разминку.  Она состоит из пяти упражнений.

  1. «Ням-ням». Язык в форме лопатки, высунут наружу, губы неподвижны. Облизывайте верхнюю губу сверху вниз.
  2. «Индюшонок». Исходное положение речевого аппарата то же. Облизывая в быстром темпе верхнюю губу, пытайтесь произнести «бл-бл-бл».
  3. «Лошадка». Упражнение направлено на укрепление мышц ротовой полости. Имитируйте цокот копыт, пощелкивая языком возле передних зубов верхней челюсти.
  4. «Качели». Широко улыбнитесь, слегка приоткрыв рот. Попеременно упирайтесь кончиком языка в нижние и верхние зубы.
  5. «Гриб». Натяните языковую уздечку, упершись языком в небо. Зафиксируйте ненадолго положение.

Постановка звука [л]

Постановка звука [л]

Постановка звука [л]

В логопедии опираются на два основных способа постановки звука [л].

  1. Попробуйте вместе произнести [ы] – весело, протяжно, нараспев и т. д. Далее попросите повторить за вами короткие слова со слогом -лы-: клыки, лыжи, лыко, улыбка, слышать и т. д. В один прекрасный момент малышу удастся поймать межзубное положение языка, и он произнесет слово правильно. Когда это случится, заострите его внимание на том, куда должен упираться кончик язычка.
  2. Упражнение также выполняется совместно. Откройте рот так широко, чтобы были видны все зубы. Высуньте язык между зубами и произнесите [а]. Параллельно слегка сомкните челюсть, прижав кончик языка. Должен получится слог –ла-. Когда ребенок начнет чисто произносить [л], предложите ему переместить язык в верное положение.

Не забывайте, что перед вами еще маленький ребенок. Лучшие методы обучения для него – повторение действий взрослого и игра.  Не стоит наседать, если кроха не в настроении для занятий. Подогревайте интерес к урокам, объясняйте, что вы делаете и зачем. Начните с 1-2 занятий в день по 3 повтора.

Стишки с буквой Л для детей

Стишки с буквой Л для детей

Автоматизация звука

Доведение чистого произношения звука [л] до автоматизма – сложный и трудоемкий процесс тренировок. Когда звук поставлен, ребенок может успешно произносить его отдельно, но и пропускать в словах или слогах. Лучше начать с отработки мягкого звука [л’], а именно – слогов -лю-, -ля-, -ли-, -ле-. Как только слоги будут даваться ребенку легко, переходите к словам с этими слогами, например: олень, лиса, поля и т. д.

После словесной тренировки переходите к чистоговоркам, таким как:

  • ля-ля-ля – летние поля;
  • лю-лю-лю – молока налью;
  • ли-ли-ли – мы лису нашли.

Чистоговорки сменяются скороговорками.

  • Еле-еле Лена ела, есть из лени не хотела.
  • Великану малы Валины валенки.

Затем начинайте осваивать артикуляцию обратного типа: слоги –аль-, -яль-, -ель- и т. д. Схема тренировки остается прежней за одним исключением: на этом этапе нужно тщательно контролировать положение языка на деснах или зубах.

Твердый звук [л] дается детками сложнее. Методика ничем не отличается от той, что используется с мягким звуком, но количество подходов и повторений логопедических упражнений придется увеличить в несколько раз.

Занятие с детским логопедом

Занятие с детским логопедом

Правила проведения упражнений

Для  того чтобы ваши занятия соответствовали методическим и врачебным требованиям, необходимо соблюдать несколько правил.

  • Занятия проводятся ежедневно для успешного перехода полученного умения в навык.
  • Нельзя выполнять более 5 упражнений за занятие.
  • При подборе заданий нужно руководствоваться принципом «от простого к сложному».
  • Занятия проводят в форме игры.
  • Из 5 упражнений лишь одно должно быть новым для малыша. 4 остальных ему знакомы по предыдущим занятиям.
  • Занятие проводится только в сидячем положении.
  • Ребенок хорошо видит и свое лицо, и лицо взрослого, чтобы контролировать правильность выполнения задания. Лучше расположиться рядом с большим зеркалом.
  • Взрослый должен контролировать правильность выполнения упражнения.
  • Занятие проводится в непринужденной обстановке с позитивным настроем малыша.
  • Выделять и хвалить любые успехи малыша.

Ребенок лепит из пластилина

Ребенок лепит из пластилина

Другие способы развития речевого аппарата

Доказано, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и мелкую моторику рук, расположены по соседству. Между задержкой речевого развития и плохой координацией детских пальчиков наблюдается прямая зависимость.  Развивая речь ребенка, вы стимулируете механизмы развития мелкой моторики, и наоборот. Таким образом, для устранения трудностей в артикуляции звуков необходимо играть с малышом в пальчиковые игры. Методические пособия богаты примерами домашних заданий по логопедии на основе пальчиковых игр для детей младшего дошкольного возраста:

  • лепка из пластилина или глины;
  • рисование, разукрашивание, творческая работа с рисунками;
  • игры с камешками, бусинами, шариками;
  • нанизывание бусин или пуговиц на нитку;
  • завязывание узлов на веревке;
  • застегивание пуговиц, крючков, молний;
  • конструирование;
  • собирание паззлов;
  • складывание кубиков и пирамидок;
  • игры с водой и песком;
  • аппликация.

Подобные игры имеют свои особенности проведения.

  • Сочетание игр и упражнений для развития речи. Игры не проводятся молча. Каждое действие озвучивается и проговаривается.
  • Регулярные тренировки. Пальчиковым играм должно быть отведено отдельное время в распорядке дня ребенка.
  • Важна энергичность движений и максимальная двигательная нагрузка на детские пальчики.
  • Непродолжительность занятий.

Игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук, также помогают детям научиться понимать содержание стихов, различать ритм речи.  Формирование тонких движений детских пальчиков способствует созреванию зрительно-моторной координации, готовности руки к письму.

Занятия не будут иметь успеха без максимального включения родителей в процесс обучения. Научитесь заново вместе с ребенком произносить сложные звуки. Подключите фантазию, чтобы заинтересовать его. Превратите обычное упражнение в веселую забаву, и результат не заставит долго ждать!

Конспект логопедического занятия. Постановка звука [л].

Конспект логопедического занятия. 

Постановка звука [л].

Тема: «Звук [л]».

Цели:

I. Образовательно-развивающие

1. Дать понятие о правильной артикуляции звука [л], используя артикуляционный профиль звука и показ логопеда.

2. Дать характеристику звука [л] и соотнести звук с буквой.

3. Сформировать правильный артикуляционный уклад звука [л].

4. Постановка звука [л] с использованием совместной ручной модели логопеда и ребенка.

5. Отработка правильного произношения звука [л] в открытых слогах, словах.

II. Коррекционно-развивающие

Развивать направленную воздушную струю.

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Развивать общую моторику.

Развивать артикуляционный праксис (массаж лица, артикуляционная гимнастика для губ, языка).

Развивать мимические мышцы языка.

Развивать фонематический слух.

III. Воспитательные

Воспитывать желание, стремление говорить звук [л] правильно.

Воспитывать усидчивость.

Оборудование: профиль артикуляционного звука [л], кукла, картинки и изображением 6-8 предметов, методическое пособие на воспитание воздушной струи, бабочка, мяч, лото, инструмент.


Ход занятия 


— Сели правильно. Спинку выпрямили, руки положили на стол.

Мы будем разговаривать

Мы будем проговаривать.

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

— Сегодня нам предстоит очень большая работа, поэтому будь очень внимательна и старательно выполняй все инструкции.


2. Развитие общей моторики 


— Сначала сделаем упражнения.

— Повторяй за мной


Тик-так, тик-так

Я умею делать так


Влево – тик, вправо – так

Тик-тик. Так-так.


По 2 наклона головы влево и вправо

В полуприсяде 2 наклона туловища влево и вправо

——//——

По 2 наклона головы влево и вправо


3. Развитие мелкой моторики 


Пальцы дружная семья

Друг без друга им нельзя

(сгибание и разгибание кулаков)

Вот большой!

А это – средний.

Безымянный и последний

Наш мизинец, малышок!

У-У-У-У! Указательный забыли

Чтобы пальцы дружно жили

Будем их соединять

И движения выполнять

(соединяем все пальцы с большим)

Мы рога козы покажем

И рога оленя даже

Мы про зайку не забудем

Ушками водить мы будем.

Чтобы четко говорить

Надо с пальцами дружить!

(соединяем все пальцы с большим). 


4. Массаж лица 


Поглаживающий массаж:

Самомассаж лба. Поглаживать лоб кончиками пальцев обеих рук от середины лба к ушам. Повторить 4-6 раз.

Самомассаж верхней части лица. Кончиками пальцев обеих рук поглаживать от спинки носа к ушам. Повторить 4-6 раз.

Самомассаж средней части лица. Кончиками пальцев обеих рук поглаживать от середины верхнего надгубного пространства к ушам. Повторить 4-6 раз.

Самомассаж верхней и нижней губы. Натягивая то верхнюю, то нижнюю губу на зубы, массировать кончиками пальцев от середины губы к ушам.

Самомассаж нижней челюсти. Поглаживать от середины подбородка сначала тыльными сторонами кисти обеих рук до ушей, затем ладонями от ушей обратно к середине подбородка. Повторить 4-6 раз.


5. Работа над дыханием 


— Ручку на животик

Вдох через рот, выход через нос,

Вдох через рот, выдох через рот,

Вдох через нос, выход через рот губы трубочкой


6. Развитие мимических мышц лица 


— Посмотри на гномиков, какие у них различные выражения лиц. Это сердитое (показ гномика), это удивленное (показ гномика) и т.д. попробуй сделать такие же выражения лиц. 


7. Объявление темы занятия 


— Сегодня у нас очень необычный гость: клоун Лоло. Вот вы и познакомились. Он будет сегодня выполнять все ваши задания.

— Какой звук чаще повторяется в этом стихотворении?

Спал я, спал,

Спать устал,

Взял да встал

Постоял, постоял,

Снова устал

И опять поспал.

— Правильно, сегодня будем учиться красиво и правильно говорить звук [л]. 


8. Артикуляционная гимнастика 


— Чтобы его правильно говорить нужно сделать несколько упражнений. 

Упражнения для нижней челюсти.

Молоточек (вверх-вниз).

Пила (вправо-влево).

Молодец. 


Упражнения для губ.

Улыбка. 


— Что мы делаем в цирке, когда выступает клоун? (смеемся, улыбаемся)

— Как? (губы сомкнуты, удержание губ в улыбке) 3 раза.

Картинка.

Мы веселые лягушки,

Губы тянем прямо к ушкам.

Заборчик.

Картинка.

«Хоботок».

Картинка.

Подражаю я слону

Губы хоботком тяну.

Улыбка – хоботок.

— А теперь сделаем попеременно улыбку – хоботок (под счет 3 раза).

Ребята – лягушата,

Ребята – слонята. 

Упражнения для языка.

Лопаточка (картинка).

Язык похож на лист,

Что упал с березы вниз

Мягкий, круглый,

Плоский – будто лист березы.

— Открой рот и положи язык на нижнюю губу (3 раза).

2. Иголочка (картинка).

Вдруг закапал

Дождик колкий

Стал он тонкий

Как иголка.

— Рот открыт, язык узкий, направлен вперед (3 раза).

Маляр (картинка).

Потолок побелеем мы.

Мы сегодня маляры.

— Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба (3 раза).

4. Грибок (картинка).

— Рот открыт. Язык присосать к небу (3 раза). 

Воспитание воздушной струи.

— На нашего клоуна села бабочка. Нам нужно, чтобы бабочка улетела.


9. Анализ артикуляции звука 


— Чтобы правильно произносить звук [н], нужно знать, в каком положении находятся губы, зубы.

— В каком положении находятся губы (в легкой улыбке).

— Зубы? (видны, разомкнуты).

— Кончик языка находится за верхними зубами. Упирается в них. Он узкий.

— Воздушная струя идет по бокам языка между языком и щекой. 


10. Характеристика звука. 


— Звук согласный или гласный? Почему?

— Звонкий или глухой?

— Положи мне руку на горло и почувствуй – горлышко дрожит.

— Значит звук какой?

— Твердый. 


11. Развитие фонематического слуха. 


— Положи фишку, когда услышишь звук [л].

А ветер щеки толстые

Надул, надул, надул

И на деревья пестрые

Подул, подул, подул.

— Сколько получилось? Молодец.

— Положи фишку, когда услышишь звук [л] в словах. 

Лужа, кепка, стул, полка, вещь, птица, плен.

— Если услышишь звук [л] среди слогов, подними левую руку.

За, ко, ло, лу, илу, со, ла, пи, лы.

— Если услышишь среди звуков звук [л], подними правую руку.

А, о, и, л, к, ш, л, с, лл.

— Игра «Лото».

На большом листе изображены шесть предметов: рожки-ложки, Луша-лужа, рак-лак. Эти же предметы изображены на маленьких карточках. Ребенок берет карточку, называет предмет, изображенный на ней, ищет соответствующий предмет на карте, далее ищет карточку со словом, отличающимся от предыдущего предмета одним звуком, называет и ищет этот предмет на большой карте. Когда обе карточки найдены, ребенок определяет, в чем отличие. 


12. Постановка звука. 


1. По подражанию.

Сейчас мы с тобой немного поиграем. Клоун к нам прилетел на самолете.

Улетел самолет высоко за облака, не видно его, только слышно как он гудит: лллл…. (зв. длительно).

2. От артикуляционной гимнастики.

— Губы в легкой улыбке.

— Зубы видны, разомкнуты.

— Язык за верхними зубами, кончик языка упирается в них, он узкий.

— Воздушная струя идет по бокам, она теплая.

3. От межзубного.

— Как гудит пароход? (ыы).

— Повторим.

— Положи широкий язык между зубами, прикусите его слегка и погудите, как пароход: ы-ы-ы.

— Пароход может давать несколько гудков.

— Убрать язык за верхние зубы.

4. Механическая помощь.

Удержание языка указательным пальцем, или зондом за верхние зубы.

5. Чтобы правильно научиться произносить звук [л], твой кончик языка должен с силой упираться в верхние резцы (или альвеолы). Вот так (используется совместная ручная модель логопеда и ребенка). Четыре пальца твоей левой руки – это «верхние зубы». Моя правая рука – это «язык». Я с силой буду надавливать правой рукой – «языком» в пальцы – «зубы» твоей левой руки и одновременно произносить звук [л] (Показ логопеда, привлечь внимание ребенка к зеркалу. Затем логопед и ребенок меняются «ролями».) 


13. Закрепление в изолированном виде. 


Произносим красиво, гудим как самолеты. 


14. Закрепление в слогах. 


Клоун решил показать нам номер с мячом, а на нем какие-то слоги.

Обратные: ал, ол, ул, ыл.

Между гласными (на другой стороне шарика): ала, оло, улу, ылы.

На шариках клоуна написаны стечения: олн, алн, улн, ылн.


15. Закрепление в словах, во фразовой речи. 


Ла-ла-ла, ла-ла-ла,

Мила маме помогла.

Лы-лы-лы, лы-лы-лы,

Мила вымыла полы.

Ло-ло-ло, ло-ло-ло

Ловко вымыла стекло.

Лу-лу-лу, Лу-лу-лу,

Милочка полола лук.

— Лото « Инструменты»

— На маленьких карточках нарисованы молоток, пила, лом.

— Те же инструменты изображены на общей карте. Ребенок может положить маленькую карточку на общую после того, как правильно повторит стишок об инструменте.

Молоток. 


Молоток стучал, стучал,

Гвозди в доску загонял.

Колотил он с толком,

Получилась полка.

Лом.

Лом ломает

Толстый лед.

Лом ломать

Не устает.

Пила. 


Пилит толстый ствол пила,

Накалилась добела.


16. Итог занятия 


— С каким звуком мы сегодня познакомились?

— Какой это звук? При произнесении звука [л] где находятся губы, зубы?


17. Домашнее задание. 


Дома, пожалуйста, утром и вечером делай упражнения, которые мы сегодня выучили. 

Как научить ребенка говорить букву «Л» твердую и мягкую: упражнения и советы логопеда

Фото 1

Не выговаривание звука [Л’] — самый частый недостаток детской речи. Малыш может заменять неудобную букву другой согласной или звуком, говоря вместо “лужа” – “вужа”, “плаваю” – “пуаваю” либо вообще её игнорировать: “лев” – “ев”, “лиса” – “иса”.

До пятилетнего возраста отсутствие ряда букв в лексиконе младенца не является большой проблемой. Однако дефект речи нужно исправлять быстро, не затягивая ситуацию.

Как научить ребенка говорить букву Л, чтобы к школе его речь была правильной?

Почему ребенок неправильно произносит звук?

Звук [Л’] считается сложным и осваивается крохой в последнюю очередь.

Если к 5 годам речевые нарушения сохраняются, то возможно причина кроется в следующих ситуациях:

Фото 2

  • кто-то из близких произносит “Л” неправильно, а малыш ему подражает;
  • слабое фонематическое восприятие. 3-5 летний малыш уже различает на слух все виды согласных: шипящие, глухие, звонкие и др. Даже когда он не может их правильно произнести, то на картинке должен верно указать мышку или мишку. Если у крохи неразвит фонематический слух, в дальнейшем обязательно возникнут трудности с письмом и чтением. Различать все звуки нужно уметь к 4 годам;
  • семья разговаривает на 2-х языках. Это всегда риск для развития речевых нарушений. В этой ситуации считается нормой, если оба языка осваиваются с небольшой задержкой;
  • короткая уздечка языка. В норме для 5-6 летних деток её длина должна составлять 8 см. Если выявлено укорочение или утолщение уздечки, то обязательно будут сложности с произношением “Л”. Проблема решается либо хирургическим путём, либо консервативно при помощи артикуляционной гимнастики.

Выяснить причину неправильного произношения поможет консультация логопеда или стоматолога.

Специалисты отмечают, что только 10% малышей в возрасте 4-5 лет могут чисто проговаривать звук [Л’].

Как правильно организовать занятия в домашних условиях?

Если логопед не обнаружил у малыша проблем с артикуляционным аппаратом, можно попробовать поставить звук [Л’] в домашних условиях. Чтобы упражнения по коррекции были эффективными, родители должны помнить, что лучший способ обучения ребёнка — игра.

Вот несколько простых правил, соблюдение которых сделает уроки увлекательными и результативными:

Фото 3

  • разговаривать с ребёнком на равных и уважительно, отвечать на все его вопросы. Это поднимет его самооценку и простимулирует к дальнейшему обучению;
  • чётко и внятно произносить каждое слово или слог. Родитель — пример для подражания, и малыш постарается повторить звуки правильно;
  • проводить занятия в форме сказок, разыгрывая маленький спектакль. Это увлекает ребёнка, и любая информация усваивается им лучше и легче;
  • не затягивать обучение. Если чувствуется, что малыш утомился, следует прекратить уроки. Не рекомендуется проводить занятия в качестве наказания, – как воспитательная мера, это не принесет никакого результата;
  • очень важна регулярность упражнений. Их следует проводить 3-5 раз в день. Для уроков лучше выбирать время, комфортное для ребёнка, так можно добиться ощутимых успехов.

Необходимо ценить в малыше личность, не насмехаться над ним. Хвалить за каждый, даже самый незначительный успех и он быстро научится правильно произносить непослушную букву “Л” без посторонней помощи.

Правильная артикуляция

Скорректировать неправильное произношение звуков поможет артикуляционная гимнастика. Она необходима, чтобы натренировать язык, растянуть уздечку, размять губы и щёчки малыша. Всё это подготовит его речевой аппарат к чёткому и твёрдому выговариванию слов.

Фото 4Основы правильной артикуляции:

  • губы растянуты в улыбке, зубки чуть прикрыты. Кончик языка упирается в верхние центральные резцы или десну;
  • освоение речевого дыхания: ребёнок издаёт звук, сильная струя воздуха огибает языка и выходит изо рта. Это важный момент. Речь происходит на выдохе, поэтому неправильное распределение воздуха сильно искажает произношение. Развить дыхание помогает игра с мыльными пузырями. Важно, чтобы кроха набирал воздух в лёгкие, а не в щёки;
  • голосовые связки сомкнуты. Прислонить ладонь к горлу: при произношении звука [Л’] будет чувствоваться вибрация.

Дети — большие любители погримасничать, можно использовать это, обучая ребёнка правильному выговариванию буквы “Л”:

  • улыбка. Попросить кроху широко улыбнуться, не разжимая при этом губы. Продержаться нужно 8-10 сек. Повторять упражнение 6-7 раз в день;
  • лошадка. Малыш старается имитировать цоканье копыт. Пусть ребёнок улыбнётся, приоткрыв ротик, и в таком положении пощёлкает языком, сначала медленно, затем всё быстрее. Работать должен только язык, нижняя челюсть не двигается;
  • маляр. Язык поглаживает нёбо, как будто красит его. Движения: от зубов и вглубь рта;
  • качели. Поочередно толкать кончиком языка верхние и нижние зубы, постепенно увеличивая темп. Нужно сделать 6-8 повторов. Цель упражнения — научиться быстро менять положения языка. Этот навык пригодится для осваивания слогов, где буква “Л” сочетается с гласными: “ла”, “ло”, “ил”, “ул” и др.;
  • варенье. Ротик приоткрыт. Языком малыш облизывает верхнюю губу: вверх-вниз. Нижняя челюсть при этом не должна двигаться. Если упражнение не получается, то сперва надо научить кроху держать расслабленный, высунутый язык на нижней губе. Можно предложить посоревноваться с крохой, кто дольше продержится в этом положении. Затем язычок можно поднять, дотрагиваясь им до верхней губы;
  • трубочка. Сворачивать язык в трубочку как можно сильнее;
  • чистим зубы. Двигать язык по внутренней стороне верхнего ряда зубов: справа-налево и обратно;
  • ветерок. Рот приоткрыт в улыбке. Ребёнок прикусывает язык и выдувает воздух. Должно образоваться 2 струи. Для проверки правильности выполнения упражнения, можно поднести ко рту пёрышко или ленточку, это простимулирует и разнообразит занятие ребенка;
  • пароходный гудок. Малыш открывает рот и длительно произносит звук [Ы’]. При этом кончик языка опущен и находится в глубине рта, а его спинка приподнята к нёбу;
  • грибок. Выполняется путем сильного прижатия языка к нёбу.

Все упражнения проводятся вместе перед зеркалом: малыш должен видеть движения родителей и повторять их. Цель занятий — развить подвижность языка и правильно отрегулировать воздушный поток на выдохе.

Пошаговая инструкция, как научить малыша правильно выговаривать букву

Прежде чем обращаться за помощью логопеда, можно попробовать самостоятельно научить ребёнка правильному произношению:

Фото 5

  • первый шаг: показать малышу, как правильно выговаривать букву “Л”: язычок прижат к верхним зубам, губы улыбаются, зубки чуть-чуть видны. Если при этом нужное произношение не достигается, можно научить ребёнка отрывисто и чётко произносить звук [Ы’]. Когда этот этап будет освоен, двигаются дальше;
  • шаг второй. Мягкий звук [Л’] легко даётся, если освоено его твёрдое произношение. Как научить ребёнка выговаривать “Л” твёрдую – зажать (прикусить) кончик языка зубами и попросить его сказать “Ы”;
  • третий шаг. После того как правильное звучание было услышано, малыш переводит кончик языка снова к верхним зубкам и отрабатывает чёткое произношение;
  • шаг четвёртый. К букве “Л” добавляются гласные звуки: “ла”, “лу”, “лы”, “ло” и др. После успешного освоения прямого сочетания, переходят к навыкам обратного произношения звуков – “ал”, “ул”, “ыл”, “ол”;
  • шаг пятый. Закрепление материала. Когда малыш освоил звучание слогов и слов, можно подобрать стихи, где буква “Л” встречается часто.

Доктор Е.Комаровский рекомендует петь вместе с ребёнком. Гармоничные звуки не только научат кроху менять ритм и тональность, но и разовьют речевой аппарат. Лепка, рисование тонкими карандашами, вырезание аппликаций, пальчиковые игры, всё это способствует интеллектуальному развитию малыша и стимулирует нервные окончания, улучшая становление речевых навыков.

Первое время надо следить за тем, чтобы малыш чаще использовал звук [Л’] в своем лексиконе, пока привычка не перерастёт в навык.   

Когда необходима помощь логопеда?

Иногда домашние занятия по корректировке звуков не дают результата, причины могут быть следующие:

  • русский язык в семье не является родным, поэтому взрослые говорят с акцентом;
  • малыш не смог освоить правильное произношение после длительных упражнений;
  • кто-то из взрослого окружения имеет дефект дикции и не может проводить занятия.

Поскольку устранить проблему самостоятельно не получилось, следует обратиться к помощи специалиста. Постановка звуков — это особое мастерство, которое приходит только с опытом.

Логопед осмотрит и прослушает маленького пациента и предложит посетить индивидуальные занятия или обучение в группе. Задача родителей — суметь увлечь ребёнка, стимулируя ходить на тренинги. Даже если у малыша пока нет успехов, всё равно его надо хвалить и поддерживать эмоционально.

Видео по теме

Как научить ребенка выговаривать букву “Л”:

Правильному произношению буквы “Л” в разговоре, следует уделять особое внимание, поскольку в нашем языке смысловую нагрузку несут именно согласные.

Благодаря им, а не гласным звукам, речь человека становится понятной. Не важно где проходят занятия, дома или с логопедом, главное — выполнять их регулярно по 15-20 мин в день. Только так можно добиться хорошего результата.

Логопедическое занятие на тему» «Постановка звука Л»

Тема: Звук [Л]

Цель: Автоматизация звука [Л] в обратных слогах, словах с обратными слогами.

Задачи: Коррекционно-образовательные:

— Закрепить правильный артикуляционный уклад звука [Л].

— Закрепить произношение звука [Л] в словах в начале и конце.

Коррекционно-развивающие:

— Закрепить умение согласовывать существительное среднего рода с числительными.

— Развивать целостность восприятия.

— Развивать мелкую и общую моторику.

— Развивать фонематический слух, зрительное внимание и восприятие, воображение.

Коррекционно-воспитательные:

— Воспитывать усидчивость, самоконтроль.

— Воспитывать отзывчивость, желание помогать.

Оборудование: компьютер, презентация, зеркало.

Ход занятия.

1. Организационный момент

Слайд 2

Логопед: — К нам на занятие сегодня снова пришел Лунтик. Он предлагает нам вместе с ним отправиться в путешествие, на сказочную полянку, где живут его друзья.

Назови первый звук в имени Лунтика.

Ребенок. — Звук [Л].

Логопед: — Правильно, сегодня вместе с Лунтиком мы будем продолжать упражняться произносить звук [Л]. Но, чтобы в путешествии наши глаза не устали, давай их потренируем.

2. Гимнастика для глаз.

Слайд 2

Вместе с Лунтиком втроем мы по улице идём (движения руками).
Глазки вверх ты подними – и на облака смотри.
А теперь опустим вниз – что там в речке? Присмотрись.
Глазки – вверх, и глазки – вниз,
Глазки – вверх, и глазки – вниз.
Солнце в небе светит ярко,
Мы зажмуримся! Как жарко! 
Открываем – закрываем,
Открываем – закрываем,
Очень весело играем!
А теперь пора обратно,
Шагать вместе – так приятно!

3. Артикуляционная гимнастика.

Слайд 3-7

Логопед: — Ты хочешь побывать на сказочной полянке? Но для того, чтобы отправиться в путь, нам нужно сделать гимнастику для нашего язычка, давай научим и Лунтика!

Упражнения для языка:

«Улыбка»широко разводим уголки губ, обнажив сжатые зубы. Возвращаем губы в спокойное положение. Повторять упражнение 3-4 раза.

Наша Маша озорница тянет губки к ушкам.

-Посмотрите, — говорит.

-Я теперь — Лягушка!

«Блинчик»положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу, следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 сек.

Язык, как блинчик, положи,

И под счет его держи,

Раз, два, три, четыре, пять,

Язык надо расслаблять.

«Парус»улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении под счёт до восьми, потом до десяти. Опустить язык и повторить упражнение 2-3 раза.

Лодочка под парусом по реке плывет,
На прогулку лодочка малышей зовёт.

«Вкусное варенье»высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. Повторить 5-6 раз.

Если у Маши плохое настроение, Ест наша Маша вкусное варенье.
Надо верхнюю губу вареньицем намазать,
Широким язычком облизнуть все сразу.

«Лошадка»присосать язык к небу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно, тянуть подъязычную связку. Проделать 5-6 раз.

Цокает лошадка
По дорожке громко. Язычком пощёлкай,
Тоже будет звонко!

4. Закрепление изолированного произношения звука [Л]

Слайд 8

Логопед: — Ну, теперь можно отправляться в путь!

Перед нами широкая река, как нам перебраться через неё?

Ребенок: — На лодке.

Л: — Правильно, нам нужна лодка.

Садимся в лодку плывем: «Л-л-л-л».

(Ребенок долго произносит звук [Л]).

5. Автоматизация [Л] в слогах.

Слайд 9-11

Логопед: — Вот мы и добрались до полянки! Здесь живет Лунтик и его друзья. Ты знаешь кто это? (Ребёнок рассматривает слайд, называет друзей Лунтика).

Логопед: — Посмотри, сколько на этой полянке красивых цветов. Давайте соберем их для Лунтика. А пока собираем, повторяй за мной слоги:
ЛА-ЛА-ЛА
ЛО-ЛО-ЛО
ЛУ-ЛУ-ЛУ
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ

6. Произношение звука [Л] в обратных слогах.

Слайд 12-15

Логопед: — Лунтик очень любит произносить чистоговорки. Давай вместе с ним их проговорим.

В речку мяч упал — АЛ-АЛ-АЛ.

Мы забили гол — ОЛ-ОЛ-ОЛ .

Лунтик сел на стул — УЛ-УЛ-УЛ.

Павел полы мыл — ЫЛ-ЫЛ-ЫЛ.

7. Развитие фонематического восприятия.

Слайд 16-17

Логопед: — Мила торопилась в гости к нам на полянку, хотела с нами поиграть, но уронила свою корзинку с игрушками, давай поможем ей собрать все обратно.

Игра «Помоги Миле» Логопед: — Выбирай и называй только те игрушки, в названии которых ты слышишь звук [Л]. Слова: лось, лошадка, лопатка, зайчик, мышка, котёнок. Логопед: — Мила говорит тебе: «Большое спасибо».

8. Физкультминутка. Слайд 17

На волшебном на лугу (показать руками)

Разные цветочки.

На лужок я побегу (лёгкий бег на месте)

Через лужи, кочки. (прыжки на месте)

Я понюхаю цветы, ( наклон вперёд и вдох через нос)

Полюбуюсь солнцем. (поднять голову кверху и руки)

Улыбнусь тебе, и ты,

И вместе улыбнёмся (улыбнуться друг другу).

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке (Подскоки на правой ноге.)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге.)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим. (Бег на месте.)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки. (Прыжки на месте на обеих ногах.)

Стоп. Немного отдохнем.

И домой пешком пойдем. (Ходьба на месте.)

9. Автоматизация звука [Л] в конце слова.

Слайд 19

Логопед: — У Лунтика есть любимая игрушка «Веселый поезд».
В этом поезде путешествуют пассажиры, в названии которых есть звук [л]. Предлагаю назвать их.
Слова: осел, козел, орёл, сокол.

10. Формирование навыка звукового анализа.

Слайд 20

Логопед: — Лунтик хочет с нами поиграть. Нам необходимо разложить вещи по лукошкам: первое — слова, где Л в начале слова, второе — слова, где Л в конце слова.

Слова: лапоть, лампа, ложка, лупа, пенал, мел, стул.

11. Автоматизация звука Л в словах.

Слайд 21

Логопед: — Пока мы играли, уже стемнело. В это время Лунтик любит смотреть в свой телескоп и наблюдать за небом. Назови, что увидел Лунтик?
Ребенок называет появляющиеся на экране картинки
Л: Молодец! Ты все назвал правильно.

12.Итог.
На сегодня Лунтик и его друзья прощаются с тобой. Им было очень интересно с тобой играть, но им уже пора идти.

С каким звуком мы играли? Что тебе понравилось?

План-конспект на тему: индивидуальные занятия логопеда звук Л

МОКУ Падунская общеобразовательная школа-интернат «Психолого-педагогической поддержки»

Учитель – логопед Хоружий Надежда Владимировна, 2016 г декабрь 

Конспект   индивидуального  занятия

по  формированию фонетической стороны речи

Тема: «Автоматизация звука Л в стихах, тексте»

  Цели занятия: 

   1) Коррекционно-образовательные: Автоматизация звука Л в стихах, тексте.

     2) Коррекционно-развивающие: 

— развитие логического мышления;

— развитие мелкой и артикуляционной моторики;

— развитие фонематического восприятия.

     3) Коррекционно-воспитательные: формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии.

Лексический материал: стихи и текст со звуком Л.

Ход занятия.

1.Пальчиковая гимнастика

Начинаем мы рассказ  (вращать кистями рук)

Десять пальчиков у нас (сжимать и разжимать пальцы рук)

Старшие братишки – умные мальчишки (сжать кулачки, оставить большие пальцы и вращать ими)

Средним братцам только бы подраться (кулачки прижать друг к другу, выпрямить средние пальцы и постучать подушечками средних пальцев друг об друга)

Ну, а вы, малыши, обнимитесь от души (сжать кулаки, отставить мизинцы и сцеплять их попеременно)

2. Артикуляционная гимнастика.

1.Наказать непослушный язык.

Цель. Вырабатывать умение расслаблять мышцы языка.

Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами,  произносить звуки «пя — пя — пя…».  Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти — десяти.

2.Вкусное варенье.

Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш.

Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

3.Пароход гудит

Цель. Выработать подъем спинки языка вверх.

Описание. Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход).

Методические указания. Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.

3.Закрепления произношения звука Л в чистоговорках

Закончи каждую чистоговорку словом со звуком Л. Проговори чистоговорки 3—5 раз.

Ла-ла-ла, ла-ла-ла,        вот высокая … (скала).

Ло-ло-ло, ло-ло-ло,        в лодке сломано … (весло).

Лу-лу-лу, лу-лу-лу,        я бегом бегу к … (столу).

Лы-лы-лы, лы-лы-лы,        в доме новые … (полы).

Лат-лат-лат, лат-лат-лат,        маме купим мы … (халат),

Пло-пло-пло, пло-пло-пло,        белочка нашла … (дупло).

Лас-лас-лас, лас-лас-лас,        Слава смелый … (водолаз).

Олка-олка-олка,        над столом есть … (полка).

Улка-улка-улка,        на тарелке … (булка).

Илка-илка-илка,        в мойке нож и … (вилка).

4. Закрепление звука Л в рифмовках.

                                    ФУТБОЛ

Ол-ол-ол-ол,        очень любим мы футбол.

                                      Лы-лы-лы-лы,                                 забиваем мы голы.

                                     Лу-лу-лу-лу,                                возле окон, на полу.

Ол-ол-ол-ол,        вот какой забили гол!

Ла-ла-ла-ла,        не заметил я стекла.

Ло-ло-ло-ло,        очень тонкое стекло!

Лу-лу-лу-лу,        мы не били по стеклу!

Ла-ла-ла-ла,        только нет в окне стекла.

ПОМОГЛА!

Ла-ла-ла, ла-ла-ла,        как-то Мила пол мела.

Ло-ло-ло, ло-ло-ло,        видит, на полу стекло.

Лу-лу-лу, лу-лу-лу,        сто осколков на полу.

Лы-лы-лы, лы-лы-лы,        Мила подмела полы.

Ла-ла-ла, ла-ла-ла,        Мила маме помогла.

5. Закрепление произношения звука Л в рассказах

      Четко, выделяя звук Л, повтори сначала каждое предложение за взрослым, а затем весь                      рассказ целиком. После уточнения смысла текста назови все слова со звуком Л.

                                                                   ДОБРАЯ ЗЛАТА

Злата сидела на скамейке и ела булку с колбасой. Подошла к Злате бездомная собака. Она поглядела на колбасу, потом на Злату и тихо заскулила. По глазам собаки было видно, что она давно не ела. Злата отломила половину булки и отдала голодной собаке. Та моментально все съела. Затем потянулась к Злате и стала ласково лизать ее ладони.

План-конспект занятия (логопедия, подготовительная группа) по теме: Конспект логопедического занятия «Звук Л»

 Цели:

Образовательные:

— закреплять слуховой и моторный образ звука [Л];

— автоматизировать звук [Л] изолированно, в слогах, словах и предложениях;

— учить анализировать артикуляцию звука и давать ему характеристику;

— совершенствовать навыки звукового анализа;

Коррекционные:

— развивать артикуляционную моторику, используя артикуляционную гимнастику;

— развивать фонематический слух и восприятие;

— развивать общую моторику, используя физминутку;

— развивать мелкую моторику, использую пальчиковую гимнастику;

— закреплять умения согласовывать имена существительные с числительным;

— закрепить умение делить слова на слоги;

Воспитательные:

— воспитывать желание говорить правильно и красиво;

— побуждать интерес к логопедическим занятиям;

— воспитывать у детей активность на занятии.

Ход занятия:

  1. Орг. момент.

— Ребята сегодня к нам на занятие придет один необычный сказочный герой, а кто это вы узнаете, собрав картинку (Дети собирают разрезную картинку)

— Вы узнали кто это? (Лунтик)

— Ребята, у нас получилась целая картинка? (Нет)

Стук в дверь. Вносится письмо от Лунтика.

Здравствуйте ребята!

Пишет вам ваш друг Лунтик. Я спешил к вам в гости и приземлился на полянке. Но какой-то нехороший лесной житель заколдовал меня. Ребята помогите расколдовать меня.

— Целая картинка не получилась, потому что Лунтика заколдовали. Он торопился к нам в гости и решил пойти через лес и его там заколдовали.

— А расколдовать его поможет наша дружба. Нам надо отправиться в путешествие, чтобы собрать недостающие части картинки и расколдовать Лунтика.

II. Артикуляционная гимнастика.

— Нам предстоит дальняя дорога, чтобы нам подготовиться, давайте сделаем зарядку для языка:

— «Парус»

Улыбаюсь, рот открыт:

«Парус» там уже стоит

Прислоню язык смотри

К зубкам верхним изнутри

(показ картинки парус)

— «Иголочка»

Улыбаюсь: вот шутник-

Узким-узким стал язык

Меж  зубами, как сучок

Вылез длинный язычок.

(показ картинки иголочка)

— «Качели»

«Чашкой » вверх

И «чашкой» вниз

Гнётся мой язык –

Артист.

 (показ картинки качели)

— «Футбол»

Щёк своих не надуваю

Мяч в ворота загоняю.

(показ картинки футбол)

— «Часики»

Влево – вправо кончик ходит, будто места не находит.

(показ картинки часы)

III. Мелкая моторика.

— А  теперь разомнём пальцы. Игра «С ветки ягоды снимаю».

 IV. Характеристика звука [Л].

— Ребята, какой первый звук в имени Лунтик? ([Л]). Это любимый звук Лунтика. Чтобы попасть в волшебный лес, нам нужно всё знать о звуке [Л].

— Кто скажет, какой это звук? (согласный, твёрдый, звонкий)

— В каком положении язык? (упирается за верхние зубы)

— Когда мы его произносим, в каком положении губы? (в улыбке)

— Зубы открыты или закрыты? (открыты)

V.  Звукоподражание

— Ребята, а на чём можно отправиться в путешествие? (на самолёте, пароходе)

Сначала мы полетим на самолёте (Л-Л-Л-Л). А теперь поплывём на пароходе (Л-Л-Л-Л). А теперь немного пройдём пешком.

VI.  Закрепление в чистоговорках.

— Чтобы нам было не скучно идти, мы будем повторять весёлые стишки:

ЛА-ЛА-ЛА — лапа

ЛА-ЛА-ЛА – ландыш

ЛА-ЛА-ЛА – ласточка

ЛО-ЛО-ЛО – лось

ЛО-ЛО-ЛО – лодка

ЛУ-ЛУ-ЛУ – лук

ЛУ-ЛУ-ЛУ – луна

Появляется Леший.

— Что это вы расшумелись в моём лесу? Зачем пришли сюда?

Логопед: К нам в гости должен был прийти один необычный сказочный герой, но его заколдовали. Ты не знаешь, кто это сделал?

Леший: Не знаю. Это не я заколдовал Лунтика.

Логопед: Как тебе не стыдно, это же наш друг.

Леший:  Я увидел неведомую зверушку и заколдовал. Нечего ходить по моему лесу. Я не знал, что он ваш друг и идёт к вам в гости.

Логопед: Теперь ты знаешь, расколдуй и отпусти Лунтика.

Леший:  Я хочу посмотреть, что умеете вы. Я хочу, чтобы вы выполнили мои трудные задания. Если справитесь. Расколдую вашего Лунтика. За каждое выполненное задание я буду вам давать часть разрезной картинки.

Логопед: — Ребята, выполним трудные задания Лешего? (да).

VII.  Игра «Найди конверт».

Леший: — Я для каждого из вас приготовил задания. Эти задания лежат в конвертах, но я их вам не дам. Вам самим нужно найти их.

Логопед: — Даша, твой конверт лежит под ёлкой. Данил, твой конверт лежит на столе. Ксюша, твой конверт лежит на стуле. Данил, твой конверт лежит на диване.

Дети садятся за столы. Логопед спрашивает у детей, где они нашли свои конверты.

VIII. Игра «Четвёртый лишний».

Дети выбирают лишнюю картинку. Три картинки со звуком [Л], четвёртая с другим звуком.

IX.   Игра «Придумай предложение».

Дети придумывают предложение с одной картинкой из задания № 8.

X.     Игра «Домик»

Определение позиции звука [Л] (картинки из задания №8)

За выполненную работу Леший даёт часть разрезной картинки.

XI.  Физминутка.

XII. Игра «Чудо дерево».

Леший: У меня в лесу растёт чудо-дерево, посмотрите дерево без листочков. Вам нужно его украсить.

Логопед: — Ребята, давайте украсим дерево картинками со звуком [Л]. Дети выбирают картинки со звуком [Л] и вешают на дерево.

XIII. Игра «Вспомни и назови».

Дети отворачиваются от дерева и называют картинки, которыми украсили дерево.

Дети получают вторую часть разрезной картинки.

XIV. Игра «Поймай рыбку».

Леший: — Ребята, а вы умеете рыбу ловить? (да). Нужно не просто наловить рыбы, но и разложить по вёдрам.

Логопед: нужно поймать рыбку с картинкой и положить в нужное ведро. В первое ведро кладём рыбку с картинкой из одного слога, во второе ведро — из двух слогов, в третье – из трёх (ребёнок «ловит» рыбку, делит на слоги и кладёт в нужное ведро).

За выполненную работу Леший даёт третью часть разрезной картинки.

XV. Игра «Придумай слово со звуком [Л]».

Леший: — А вы умеете придумывать слова? Лунтик очень любит звук [Л]. Придумайте много слов со звуком [Л], за каждое слово вы будете получать фотографию Лунтика.

XVI. Игра «Посчитай».

Дети считают, сколько фотографий (один Лунтик, два Лунтика … и т. д.)

За выполненную работу Леший даёт четвёртую часть разрезной картинки.

XVII. Итог.

Давайте составим нашу картинку. Появляется игрушка Лунтик.

Логопед: — Ребята, Лунтик вам очень благодарен, что вы его расколдовали. Он с вами встретился и решил остаться у нас в группе погостить.

Давайте Лешему подарим портрет звука [Л] – букву [Л]. Дети раскрашивают готовую букву [Л].

 

Конспект занятия учителя-логопеда «Звук и буква «Л»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ № 16 «ЛАСТОЧКА»

Конспект логопедического занятия

«Звук и буква «Л» .

Учитель – логопед

Багдасарова Елена Николаевна

Тема: Звук и буква Л

Старшая группа

Цель: Знакомство с буквой Л.

Задачи:

Образовательные:

  • Знакомство со звуком [Л], как согласным звуком, и его условным обозначением — синий круг;

  • Уточнить артикуляцию звука [Л].

Коррекционные:

  • Развивать речевую моторику, фонематическое восприятие и фонематический анализ,

  • Формировать зрительное восприятие, пространственную ориентировку, мелкую моторику.

Воспитательные:

Оборудование: зеркала, разрезные буквы (Л, У, О, А, М, С), игрушка- Лунтик синий кружочек, красный кружочек, фишки-пазлы, игрушки (лимон, лошадь, лев, ложка, яблоко, вилка, кукла, слон, тарелка, стул)

Ход занятия

Орг. момент

Прозвенел уже звонок,

Позвал детей всех на урок.

Друг на друга посмотрели

И за парты тихо сели.

Психологический настрой.

– Посмотрите внимательно на изображение солнышка. Какое вам больше нравится – 1-е,  2-е, 3-е?

На доске изображение солнышка (веселое, грустное, задумчивое.)

(Ответы детей.)

– Мне нравится ваше настроение, мы еще вернемся к этим изображениям в конце урока.

Посмотрите, ребята , какой герой сегодня с нами будет путешествовать.

Дети слушают текст.

— Однажды на Луне родился необычный малыш. Родился  и прилетел на Землю. Когда он летел, то упал прямо в бассейн нашего сада не лед. Этот малыш пока многого не знает. Мы буем путешествовать вместе с ним и помогать ему, узнавать все новое.

Актуализация пройденных знаний

Ребята, Лунтик нашел вот такие льдинки-снежинки. И не может понять, что на них изображено. Что это? Буквы.

— Какая еще есть сестренка у буквы? Звук.

— Чем буква отличается от звука?

Букву – видим и пишем, а звук – слышим и говорим .

Переворачивают лист и называют букву.

— Какие бывают звуки?

-Гласные и согласные

— Разбейте буквы, изображенные на листочках на 2 группы. Назовите буквы  и дайте им характеристику.

а – гласный,

у – гласный,

м – согласный, звонкий,

о – гласный,

с – согласный, глухой,

х – согласный, глухой,

ш – согласный, глухой,

р- согласный,звонкий

Сообщение темы

— Скажите, с какого звука начинается имя нашего сказочного героя? Со звука Л.

— А в какую группу мы  добавим эту букву? Кто-нибудь знает? Мы ее не изучали. Нет.

А почему?

 —  С каким звуком и буквой мы сегодня познакомимся на занятии? Со звуком и буквой Л, л.

Итак, сегодня мы с вами знакомимся с новым звуком [Л].

Работа по теме

-Они что-то несут нам. Это картинки. Что изображено на картинках?

Лиса, лист, лошадь, лук.

—  С какого звука начинаются все эти слова?

Со звука Л.

— Дайте характеристику звуку [л]. Расскажите  Лунтику о звуке [л]. Согласный, звонкий (кладут  руки на горло и проверяют)

Лунтик хочет поиграть с нами в игру «Угадай, где звук». Я буду называть слово, а вы должны угадать, где находится  буква л, в начале, в середине или в конце слова.

Лыжи — ?

Ложка — ?

Стол — ? В начале слова

— Ребята, посмотрите что изображено на снежинке? Буква

— Ребята, это буква Л. Дети отвечают

— Скажите, на что она  похожа?

— Из каких элементов  состоит печатная буква Л? Из  двух палочек.

 Физминутка

Буквой Л, расставим ноги

Словно в пляске-руки в боки

Наклонились влево, вправо

Влево-вправо, влево-вправо.

Получается на славу.

Пальчиковая гимнастика

Вышли пальчики гулять. 1,2, 3,4,5

Вышли пальчики во двор Бабу снежную слепили

Птичек крошками кормили.

С горочки катались,

А потом в снегу валялись.

Все в снегу пришли домой

Съели суп и спать легли.

— Посмотрите, что у Лунтика лежит? Листы бумаги.

На этих листах задание для вас.

Раскрасьте букву Л и найдите ее среди других букв. Выполняют задание

(Приложение 1)

 

Закрепление изученного

— Ребята, мы с Лунтиком устроили такой шум, что из пруда вылез Пискарь Иванович. Он ругается и просит, чтобы мы вели себя по тише. И в этом он нам поможет. Он приготовил загадки для нас.

Загадки «Доскажи словечко»:

1.На скамейке у ворот

Лена горько слезы… (льет)

2.Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую… (лису).

3.У себя в саду Андрейка

Поливал цветы из… (лейки).        

4.Заставил плакать всех вокруг

Хоть он и не драчун, а… (лук).

Ла-ла-ла — есть у дворника

МЕТЛА.

Ла-ла-ла — над цветком жужжит ПЧЕЛА.

Ло-ло-ло — мыли с мылом мы СТЕКЛО.

Лу-лу-лу — не могу найти ПИЛУ

Ла-ла-ла сняли скатерть со СТОЛА

Ол-ол-ол- вратарю забили ГОЛ.

Лы-лы-лы- стали туфли мне МАЛЫ

Лу-лу-лу — нитку вденем мы в ИГЛУ.

А еще он принес листочки с картинками. Надо соединить только те картинки с буквой Л, которые начинаются на эту букву.

Соединяют картинки с буквой.

(Приложение 2)

 

Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с заданием. Пискарь Иванович возвращается домой. А Лунтик так устал, что заснул под листочком цветка. Мы не будем ему мешать,  а на следующем уроке с ним встретимся.

Итог

Посмотрите, как ярко светит солнышко. Посмотрите еще раз на наши солнышки и скажите, какое сейчас у вас настроение?

— С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились? Со звуком [л] и буквой Л.

— Какая это буква? Она согласная и звонкая.

— На что она похожа? 

Планы уроков логопедии

Добро пожаловать

Speech Therapy Lesson Plans Спасибо за использование планов уроков логопеда Speech Buddies! Вы найдете их чрезвычайно полезными для всех типов студентов: в клинике, школе или дома. Эти планы уроков разработаны для отражения традиционной «иерархии» практики, уходящей корнями в десятилетия исследований и являющейся профессиональным стандартом для планов уроков по логопеду. Каждая книга содержит 32 упражнения, которые следует выполнять 4 раза в неделю в течение 8 недель.

И когда ваши ученики овладеют своим звуком, «сертифицируйте» их как мастеров Speech Buddies этими забавными сертификатами.

Как организованы уроки?

Уроки начинаются просто и постепенно, и по мере того, как ученик, с которым вы работаете, становится более точным в воспроизведении звука (ов) для задания, он становится более сложным и требовательным. Каждый урок нацелен на одно из следующего: выделение и слоги, слова, слова в предложениях и разговор. В начале практики ваш ученик попытается произнести звук изолированно (например,г. «Ssss») или в слогах, и будет очень сильно полагаться на Инструменты Speech Buddies для правильного воспроизведения звука. По мере того, как он становится более точным, упражнения становятся более сложными, поскольку он сосредоточен на целых словах. Как только будет установлено, что ученик владеет разговором примерно на 80%, этот звук будет считаться «обработанным».

Как пройти каждый урок?

За каждое задание урока:

  1. Следуйте инструкциям по использованию инструмента Speech Buddies для этого элемента.По мере того, как ваш ученик продвигается по урокам и становится более точным в своих постановках, инструмент Speech Buddies можно использовать все реже, но это отражается на том, как структурированы уроки.
  2. Попросите учащегося повторить за вами звук или слово.
  3. После того, как ваш ученик попытался произнести звук, просто запишите, был ли этот элемент, по вашему мнению, правильным или неправильным.
  4. Продолжайте изучать каждый урок, пока не будут выполнены все 40 пунктов, используя дополнительное место в нижней части страницы урока для заметок.

Не пропустить вперед!

Важно, чтобы вы не пропускали никаких уроков. Даже если вашему ученику кажется, что уроки неторопливы, эта дополнительная практика, несомненно, поможет ему на заключительном этапе терапии: овладении звуком (звуками) в разговоре. С другой стороны, если вы чувствуете, что вашему ученику нужно дополнительное время на определенном уровне, вы можете повторить урок или два на данном уровне (например, выделение и слоги, слова), прежде чем продолжить. Тем не менее, рекомендуется максимально придерживаться последовательности уроков.

Удачи и благодарности за проявленный интерес к Speech Buddies!

С уважением,

Speech Therapy Lesson Plans
Горди Роджерс, M.S. CCC-SLP
Речевой патолог
Главный научный сотрудник
Articulate Technologies, Inc.

.

Чем занимается логопед? Как стать логопедом.

Логопед (или логопед) помогает пациенту с проблемами глотания или коммуникативными расстройствами, вызванными потерей слуха, инсультом, травмами мозга, врожденными дефектами или множеством других медицинских диагнозов, которые могут вызвать затруднения глотания или нарушения речи. Логопеды занимаются диагностикой и лечением пациентов. Они проверяют начальные способности человека и со временем улучшают их с помощью лечения и различных вмешательств.Акцент на коммуникативные навыки, включая язык, познание и социальные способности.

Посмотреть видео:

Как стать логопедом

speech therapist working with a child speech therapist working with a child

Логопед должен получить степень магистра, однако сначала нужно получить степень бакалавра. Нет конкретной степени бакалавра, которая требуется для программ по патологии речи для выпускников, но рекомендуется, чтобы вы включали общение, языковые искусства или связанные с ними курсовые работы при получении степени бакалавра.

Во время обучения в аспирантуре вы получите курсовую работу по развитию речи и языка, возрастным расстройствам речи, альтернативным методам общения и расстройствам глотания. Обе эти степени можно получить в государственном или частном колледже и университете. Чтобы работать логопедом, вы также должны получить лицензию в штате, в котором вы планируете практиковать. Требования к практике логопеда в каждом штате различаются. Для получения дополнительной информации обратитесь в государственный лицензионный офис по месту вашего проживания.

Должностная инструкция логопеда

Логопеды ставят диагноз и разрабатывают лечение для людей с проблемами речи или общения. Они применяют методы лечения и вмешательства на основе собственной оценки проблемы и рекомендаций, которые они получают от социальных работников, врачей или психологов.

В рамках обследования пациента логопед проводит специальные тесты. Эти оценки могут быть стандартизованными, нестандартными или основанными на наблюдаемых наблюдениях.Они пишут и ведут текущую документацию по каждому случаю от первоначальной оценки до постановки диагноза, лечения, прогресса или корректировок и выписки пациента. Они координируют планирование, ведение дел, написание планов уроков или завершают любые документы, необходимые для составления документации. Они помогают пациенту эффективно общаться с помощью таких вспомогательных средств, как чтение по губам, язык жестов или улучшение голоса, используя различные методы и стратегии.

В обязанности логопеда входит также лечение пациентов с участием и / или обучением членов семьи. Логопед собирает информацию из нескольких соответствующих источников и может задокументировать и / или записать полученные данные в электронной или письменной форме. Они должны оставаться технически актуальными и использовать новую информацию о работе. Было бы важно, чтобы логопед помогал другим и заботился о них, оказывал эмоциональную поддержку, оказывал медицинскую помощь и устанавливал межличностные отношения.

Логопедам необходимы знания в области психологии, включая английский язык, правописание, структуру, содержание и композицию. Им также необходимо пройти обучение консультированию, методам терапии и медицине. Они должны обладать сильной социальной восприимчивостью, иметь хорошее решение и рассудительность и должны быть активными слушателями.

Бесплатные ресурсы для учителей и студентов

Американская ассоциация речевого слуха (ASHA)

На сайте ASHA.org есть информативная статья, которая также может помочь вам спланировать свое обучение в качестве аудиолога.Посетите их веб-страницу «Планирование вашего образования в области коммуникационных наук и расстройств» (ссылка открывается в новом окне). Вы также можете узнать больше о логопедии на их веб-странице «Патология речи» (ссылка откроется в новой вкладке). Примечание. На этой странице есть встроенное видео YouTube, которое может не воспроизводиться, если вы подключены к интернет-сети школьного округа. Возможно, вам придется снова посетить эту страницу, когда вы находитесь в другой сети.

Расшифровка видео о карьере логопеда

Что общего может иметь шепелявый второклассник и пожилой человек, выздоравливающий после инсульта? Им обоим могут потребоваться услуги логопеда, чтобы улучшить их способность говорить и четко произносить слова.Логопеды (иногда их называют логопедами) диагностируют и лечат расстройства общения и глотания у детей и взрослых, которые могут быть неспособны говорить или иметь проблемы с ритмом и беглостью речи, такие как заикание.

Речевые патологи оценивают особенности проблем с речью, языком или глотанием. Затем логопеды разрабатывают индивидуальный план лечения для удовлетворения функциональных потребностей — от проблем с произношением или резких тонов до улучшения словарного запаса и структуры предложений.Патологоанатомы также проводят пациентов с помощью упражнений, которые укрепляют или развивают мышцы, используемые для глотания. Они консультируют пациентов и их семьи о том, как справиться с болезнью пациента.

Большинство речевых патологов работают полный рабочий день, хотя некоторые должности работают неполный рабочий день. Большинство из них работают в школах, где обычно ездят между школами в течение недели или в медицинских учреждениях. Патологам, владеющим речевым языком, обычно требуется как минимум степень магистра, включая контролируемый клинический опыт.Для поступления в аспирантуру может потребоваться конкретная курсовая работа, но не специальность в колледже. Во всех штатах для патологов речевого языка требуется удостоверение личности либо лицензия, либо регистрация, в зависимости от штата.

Цитирование статей

Бюро статистики труда, Министерство труда США, Справочник по профессиональным перспективам, Патолог речи.

Национальный центр развития O * NET. 29-1127.00. O * NET в сети.

Видео о карьере находится в общественном достоянии США.S. Департамент труда, занятости и обучения администрации.

.

Практика звука L — Инструмент для общения со львом

Зарегистрируйтесь через Facebook


ИЛИ

Зарегистрируйтесь по электронной почте Регистрируясь, я соглашаюсь с Условиями использования и политикой Speech Buddies.

Условия использования:

Пожалуйста, внимательно прочтите эти Условия использования, прежде чем пользоваться услугами Speech Buddies, Inc.

Краткое описание услуги

Игры Speech Buddies Connect и Speech Buddies позволяют пользователям общаться с другими пользователями на платформе.Мы определяем пользователей как «логопедов», «логопедов» и «родителей». Цель Speech Buddies Connect — дать возможность родителям, ищущим услуги логопеда для своих детей, связываться и общаться с лицензированными речевыми патологами, которые предоставляют речевые услуги. Speech Buddies Games позволяет ученикам практиковать онлайн-упражнения, которые могут помочь улучшить их речь и артикуляцию. Игры Speech Buddies могут использоваться учащимися, родителями и патологами речи.

Используя эту услугу, вы соглашаетесь с тем, что:

  • В вашем штате или стране вы имеете лицензию на оказание речевых услуг в качестве патолога речи, помощника патолога речи, логопеда или другого специалиста в области здравоохранения.
  • У вас есть необходимое разрешение от ученика и родителей, если это необходимо, на оказание речевых услуг.
  • У вас есть разрешение выполнять уроки и упражнения с данным учеником.
  • Вы не будете приглашать участников Speech Buddies Connect для иных целей, кроме предоставления услуг частной речи и языковой терапии.
  • Вы будете поддерживать уважительное и профессиональное общение во время общения со всеми без исключения членами сообщества Speech Buddies.

Политика конфиденциальности Speech Buddies

  • Speech Buddies, Inc. принимает разумные меры для защиты вашей личной информации при передаче вашей информации со своего компьютера на наш сайт, а также для защиты такой информации от потери, неправомерного использования и несанкционированного доступа, раскрытия, изменения или уничтожения.Однако никакая передача через Интернет никогда не бывает полностью безопасной или безошибочной. В частности, электронная почта, отправляемая на этот сайт или с этого сайта, может быть небезопасной, и поэтому вам следует проявлять особую осторожность при принятии решения о том, какую информацию вы отправляете нам по электронной почте.
  • Speech Buddies, Inc. использует информацию, которую вы предоставляете или которую мы собираем, для работы, обслуживания, улучшения и предоставления всех функций, информации и услуг, имеющихся на Веб-сайтах. Мы будем использовать ваш адрес электронной почты без дополнительного согласия в административных целях, в целях обслуживания клиентов, для решения проблем, связанных с нарушением прав интеллектуальной собственности, правами на конфиденциальность или клеветой.
  • Speech Buddies, Inc. использует всю информацию, которую мы собираем, для понимания и анализа тенденций использования и предпочтений посетителей веб-сайтов, для улучшения работы и внешнего вида веб-сайтов, а также для создания новых функций и функций.
  • Speech Buddies, Inc. может использовать «автоматически собираемую» информацию и информацию «cookie», чтобы: (а) запомнить вашу информацию, чтобы вам не приходилось повторно вводить ее во время вашего посещения или при следующем посещении Веб-сайтов; и (б) отслеживать совокупные показатели использования сайта, такие как общее количество посетителей и просмотренных страниц.
  • Speech Buddies, Inc. не продает, не обменивает, не сдает в аренду или не передает вашу личную информацию другим организациям для их маркетинговых или рекламных целей без вашего явного согласия.
  • Speech Buddies, Inc. может раскрывать автоматически собираемую и другую агрегированную информацию, не позволяющую установить личность, заинтересованным третьим сторонам, чтобы помочь таким сторонам понять использование, просмотр и демографические модели для определенных программ, контента, услуг, рекламы, рекламных акций и / или функциональные возможности на Веб-сайтах.
  • Speech Buddies, Inc. работает с некоторыми авторизованными поставщиками услуг для предоставления нам хостинга и обслуживания веб-сайтов, а также других услуг. Speech Buddies, Inc. требует, чтобы эти поставщики услуг защищали личную информацию, которую вы нам предоставляете. В той степени, в которой эти поставщики услуг должны выполнить свои договорные обязательства перед Speech Buddies, Inc .; эти третьи стороны могут иметь доступ или обрабатывать вашу личную информацию.Speech Buddies, Inc. обычно ограничивает использование вашей личной информации целями, для которых она была предоставлена.
  • Speech Buddies, Inc. также может раскрывать информацию о Пользователях, если это требуется по закону или при добросовестном предположении, что такие действия необходимы для соблюдения государственных и федеральных законов или ответа на постановление суда, судебную или другую повестку в суд, или ордер. В некоторых случаях мы можем раскрывать такую ​​информацию без предварительного уведомления пользователей.
  • Speech Buddies, Inc. также оставляет за собой право раскрывать информацию о Пользователях, которая, по нашему добросовестному мнению, является подходящей или необходимой для принятия мер предосторожности против ответственности; защищать Speech Buddies, Inc. от мошенничества, злоупотреблений или незаконного использования; для расследования и защиты от любых претензий или обвинений третьих лиц; для оказания помощи государственным правоохранительным органам; для защиты безопасности или целостности Сайтов; или для защиты прав, собственности или личной безопасности Speech Buddies, Inc., наших пользователей или других лиц.


Уже есть аккаунт? Войти в систему

Ваше сообщение не будет отправлено, пока вы не зарегистрируетесь или не войдете в систему.

Пожалуйста, выберите тип своей учетной записи, чтобы продолжить, спасибо!

Я родитель


ИЛИ

Я логопед .

Логопедические инструменты для артикуляции

Зарегистрируйтесь через Facebook


ИЛИ

Зарегистрируйтесь по электронной почте Регистрируясь, я соглашаюсь с Условиями использования и политикой Speech Buddies.

Условия использования:

Пожалуйста, внимательно прочтите эти Условия использования, прежде чем пользоваться услугами Speech Buddies, Inc.

Краткое описание услуги

Игры Speech Buddies Connect и Speech Buddies позволяют пользователям общаться с другими пользователями на платформе.Мы определяем пользователей как «логопедов», «логопедов» и «родителей». Цель Speech Buddies Connect — дать возможность родителям, ищущим услуги логопеда для своих детей, связываться и общаться с лицензированными речевыми патологами, которые предоставляют речевые услуги. Speech Buddies Games позволяет ученикам практиковать онлайн-упражнения, которые могут помочь улучшить их речь и артикуляцию. Игры Speech Buddies могут использоваться учащимися, родителями и патологами речи.

Используя эту услугу, вы соглашаетесь с тем, что:

  • В вашем штате или стране вы имеете лицензию на оказание речевых услуг в качестве патолога речи, помощника патолога речи, логопеда или другого специалиста в области здравоохранения.
  • У вас есть необходимое разрешение от ученика и родителей, если это необходимо, на оказание речевых услуг.
  • У вас есть разрешение выполнять уроки и упражнения с данным учеником.
  • Вы не будете приглашать участников Speech Buddies Connect для иных целей, кроме предоставления услуг частной речи и языковой терапии.
  • Вы будете поддерживать уважительное и профессиональное общение во время общения со всеми без исключения членами сообщества Speech Buddies.

Политика конфиденциальности Speech Buddies

  • Speech Buddies, Inc. принимает разумные меры для защиты вашей личной информации при передаче вашей информации со своего компьютера на наш сайт, а также для защиты такой информации от потери, неправомерного использования и несанкционированного доступа, раскрытия, изменения или уничтожения.Однако никакая передача через Интернет никогда не бывает полностью безопасной или безошибочной. В частности, электронная почта, отправляемая на этот сайт или с этого сайта, может быть небезопасной, и поэтому вам следует проявлять особую осторожность при принятии решения о том, какую информацию вы отправляете нам по электронной почте.
  • Speech Buddies, Inc. использует информацию, которую вы предоставляете или которую мы собираем, для работы, обслуживания, улучшения и предоставления всех функций, информации и услуг, имеющихся на Веб-сайтах. Мы будем использовать ваш адрес электронной почты без дополнительного согласия в административных целях, в целях обслуживания клиентов, для решения проблем, связанных с нарушением прав интеллектуальной собственности, правами на конфиденциальность или клеветой.
  • Speech Buddies, Inc. использует всю информацию, которую мы собираем, для понимания и анализа тенденций использования и предпочтений посетителей веб-сайтов, для улучшения работы и внешнего вида веб-сайтов, а также для создания новых функций и функций.
  • Speech Buddies, Inc. может использовать «автоматически собираемую» информацию и информацию «cookie», чтобы: (а) запомнить вашу информацию, чтобы вам не приходилось повторно вводить ее во время вашего посещения или при следующем посещении Веб-сайтов; и (б) отслеживать совокупные показатели использования сайта, такие как общее количество посетителей и просмотренных страниц.
  • Speech Buddies, Inc. не продает, не обменивает, не сдает в аренду или не передает вашу личную информацию другим организациям для их маркетинговых или рекламных целей без вашего явного согласия.
  • Speech Buddies, Inc. может раскрывать автоматически собираемую и другую агрегированную информацию, не позволяющую установить личность, заинтересованным третьим сторонам, чтобы помочь таким сторонам понять использование, просмотр и демографические модели для определенных программ, контента, услуг, рекламы, рекламных акций и / или функциональные возможности на Веб-сайтах.
  • Speech Buddies, Inc. работает с некоторыми авторизованными поставщиками услуг для предоставления нам хостинга и обслуживания веб-сайтов, а также других услуг. Speech Buddies, Inc. требует, чтобы эти поставщики услуг защищали личную информацию, которую вы нам предоставляете. В той степени, в которой эти поставщики услуг должны выполнить свои договорные обязательства перед Speech Buddies, Inc .; эти третьи стороны могут иметь доступ или обрабатывать вашу личную информацию.Speech Buddies, Inc. обычно ограничивает использование вашей личной информации целями, для которых она была предоставлена.
  • Speech Buddies, Inc. также может раскрывать информацию о Пользователях, если это требуется по закону или при добросовестном предположении, что такие действия необходимы для соблюдения государственных и федеральных законов или ответа на постановление суда, судебную или другую повестку в суд, или ордер. В некоторых случаях мы можем раскрывать такую ​​информацию без предварительного уведомления пользователей.
  • Speech Buddies, Inc. также оставляет за собой право раскрывать информацию о Пользователях, которая, по нашему добросовестному мнению, является подходящей или необходимой для принятия мер предосторожности против ответственности; защищать Speech Buddies, Inc. от мошенничества, злоупотреблений или незаконного использования; для расследования и защиты от любых претензий или обвинений третьих лиц; для оказания помощи государственным правоохранительным органам; для защиты безопасности или целостности Сайтов; или для защиты прав, собственности или личной безопасности Speech Buddies, Inc., наших пользователей или других лиц.


Уже есть аккаунт? Войти в систему

Ваше сообщение не будет отправлено, пока вы не зарегистрируетесь или не войдете в систему.

Пожалуйста, выберите тип своей учетной записи, чтобы продолжить, спасибо!

Я родитель


ИЛИ

Я логопед .

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о