Художественно эстетическое развитие старших дошкольников: Арактеристика художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

Содержание

Арактеристика художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

ХАРАКТЕРИСТИКА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В.Н. Кетова, студент

Нижневартовский государственный университет (Россия, г. Нижневартовск)

Аннотация. В последнее время можно часто услышать, что дети менее творческие, меньше думающие, фантазирующие, являющиеся больше потребителя, чем творцами. Действительно, в нашем современном мире творчество человека играет немалую роль. В научной статье дается понятие, виды художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста и методы работы с детьми по каждому виду художественно-эстетическому развитию.

Ключевые слова: художественно-эстетическое развитие, виды художественно-эстетического развития.

Модернизация российского образования — одно из приоритетных направлений политики государства, доминирующая цель которого — создание устойчивого механизма развития всей системы образования. Ведущая задача образовательной политики в России состоит в обеспечении качественного образования на всех уровнях: дошкольного, начального и общего, профессионального образования [6].

В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) одной из задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является развитие творческих способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Федеральный государственный стандарт направлен на общий итог — социализацию ребёнка, потребность в творчестве, развитие любознательности, мотивацию в достижении успеха.

Художественно-эстетическое развитие подразумевает:

— развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и осмысливания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

— развитие эстетического отношения к окружающему миру;

— формирование элементарных представлений о видах искусства;

— восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

— побуждение сопереживания персонажам художественных произведений;

— реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.

) [7].

Отечественные ученые Н.А. Ветлу-гина, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Лихачев, Б.М. Неменский, Б.М. Теплов,

Е.А. Флерина работали над изучением вопроса художественно-эстетического развития дошкольников. Значительная доля исследователей обозначают такие составляющие художественно-эстети-ческого развития: эстетическое восприятие, эстетический вкус, эстетический идеал, эстетическая оценка. Д.Б. Лихачевым было выделено еще одно, эстетические чувства — эстетическая потребность и эстетическое суждение. Все многообразие системы художественно-эстетического развития направлена не только на всестороннее развитие дошкольника как в эстетическом и художественном плане, но и так же в духовном, нравственном и интеллектуальном.

В своих исследованиях Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев и др. отмечают, что в старшем дошкольном возрасте, в сравнении с ранним детством, образуется новый тип деятельности — творческий. Оригинальность этого вида деятельности заключается в том, что он обладает возможностью двигаться от мысли к ситуа-

ции, а не наоборот, как было ранее. Давая характеристику особенности творчества детей старшего дошкольного возраста, педагоги и психологи отмечают ее специфичность. Большинство из составляющих творчества в данном возрасте только-только начинают формироваться.

К.Д. Ушинский говорил: «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями». Изобразительное искусство, по его мнению, является одним из лучших средств развития наблюдательности, а вместе с тем и памяти, мышления, воображения [2].

У ребенка старшего дошкольного возраста просыпается рвение проникать во все многообразие окружающего мира. Основными видами художественно-эстетического развития старшего дошкольного возраста являются: художественная творческая деятельность (изобразительное творчество, театрализованное, музыка, танцы, песенное, литературное, декоративно-прикладное, архитектурное, техническое творчество и др. ). Вот, некоторые из них: Театрализованные игры — эффективный способ решение вопроса развития творчества детей. Включение таких игр во все режимные моменты в детском саду способствует решению следующих задач: активизации творческого потенциала детей; умению детей применять выразительные средства (интонация, мимика, жест, поза, походка) для передачи образа.

Например, есть такая игра, называется «Кругосветное путешествие». Цель данной игры — уметь оправдывать свое поведение; развить умение фантазировать, расширять знания дошкольников. Суть игры в том, что дети отправляются в кругосветное путешествие. Они сами придумывают, по какому пути они пойдут — по горам, по пустыне или через лес — и в соответствии с действительностью корректируют свои действия.

В старшем дошкольном возрасте основой приобретения музыкальных впечатлений является не только музыкальный педагог, но и сам большой мир музыки. Ребенку старшего дошкольного возраста необходимо продемонстрировать, как можно

использовать полученные ранее средства (музицирование, голос, движения).

Лепка тоже обладает большим значением в развитии и воспитании старшего дошкольника. Она оказывает благоприятное воздействие на полное развитие ребёнка, улучшает зрительное восприятие, память, образное мышление.

Правильно организованная работа по лепке и заботливое отношение к ней педагога дает результат того, что дети с огромным энтузиазмом лепят интересные предметы, применяющиеся ими для игры. Независимость детей в период данных занятий выражается в том, что они сами, без помощи взрослых придумывают идею будущего предмета, и в месте с тем нужное количество пластилина [2].

Обычно дети такого возраста предпочитают рисовать, получая возможность передать то, что им понравилось, что вызвало у них интерес, вызвало у них энтузиазм.

Рисунки могут быть самыми разнообразными по содержанию: это жизненные воспоминания детей, рисунки к мультфильмам, фильмам. Так рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут различаться уникальностью, оригинальностью. Дети в таком возраста человека изображают более пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.

Для эстетическо-художественного развития может быть полезна обогащенная изобразительная деятельность: в рисунках дети имеют все шансы показать всевозможные сюжеты; с детьми необходимо беседовать о замысле этих сюжетов, давать новые интересные для них темы, знакомить с разными видами изобразительного искусства (мелкой пластикой, графикой, живописью, скульптурой, декоративно-прикладным искусством), оказывать влияние на изобразительную деятельность. Дети будут знать жанры искусства, видеть многообразия линий, форм, будут определять цветовой колорит, композицию [4].

О.М. Дьяченко призывает приучать детей выполнять задуманное, выражать соб-

ственные образы, «и вы увидите, как постепенно он начнет испытывать радость творчества, никак не замыкаясь в собственных фантазиях, а открывая себя все полнее в творческом созидании» [2].

В конце старшего дошкольного возраста ребенок становится более усидчивым и может направлено слушать музыкальные и литературные произведения, анализировать продукты художественного творчества еще глубже их воспринимать, сопереживать, сочувствовать, сострадать положительному, хорошему и осуждать зло. У ребенка формируется музыкальный и поэтический слух. Он не только подмечает выразительно-изобразительные средства в различных произведениях искусства, но и может рассказать, для чего они необходимы в этом жанре, осмысленно воспринимая жанровое многообразие различных видов искусства.

У старших дошкольников возникают постоянные предпочтения к конкретным жанрам музыкальных, литературных и изобразительных творений.

Увы, традиционное обучение детей старшего дошкольного возраста по художественно-эстетическому развитию основывается на подражательной основе, поэтому в основном состоит из репродуктивных приемов обучения. Работа ребенка в образовательной деятельности чаще всего лишь исполнительская, а не развивающая. Поэтому, по этой причине, полагаем, что

художественно-эстетического развития старшего дошкольного возраста. К тому же кружковая деятельность еще больше углубляет и расширяет навыки и умения детей. Результативность кружковой работы содержится в способности руководителей кружков поддерживать и развивать интерес старшего дошкольника к личным успехам и результатам.

В процессе художественно — эстетического развития у детей высвобождается душевная энергия, живущая в каждом человеке. Данная энергия дает нам ощущение гармонии, необходимое как взрослому, так и ребенку, поскольку каждый человек по своей сущности — творец. Но еще более важным для ребенка является то, что его творчество делается существенным составляющим в его самопознании. Ребенок обучается лицезреть красоту окружающего его мира и, напротив, его несовершенство, которое ему захочется наполнить своим творчеством для того, чтобы мир вокруг стал немножко лучше. В результате творческой деятельности дошкольник развивается эмоционально и интеллектуально, определяет свое отношение к жизни и находит свое место в ней, приобретает опыт коллективного общения, взаимодействия и совершенствует умения работы с различными предметами и материалами, учится владеть телом, голосом, речью.

кружковая работа является источником

Библиографический список

1. Гогобридзе А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения / Под ред. А. Г. Гогобридзе, О.В. Солневой. — СПб.: Питер, 2015. — 464 с.

2. Егорова Н. Приглашение к творчеству // Дошкольное воспитание — 1999. — №1. -С. 3-6

3. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогических дошкольных учреждений. — М.: ВЛАДОС, 2001.

4. Комарова Т. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать? // Дошкольное воспитание — 2005. — №2. — С. 80-87.

5. НиколаеваЕ.И. Психология детского творчества — СПб.: Речь, 2006

6. Телегина И.С. Художественное образование детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГТ // Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАО-Югры и НВГУ: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. (г. Нижневартовск, 26 марта 2013г.) / Отв. ред. Г.Н. Артемьева. — Нижневартовск: Изд-во НВГУ, 2013. — С. 105-107.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М.: Просвещение, 2013.

CHARACTERISTICS OF ARTISTIC-AESTHETIC DEVELOPMENT OF CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE

V.N. Ketova, student Nizhnevartovsk state university (Russia, Nizhnevartovsk)

Abstract. Lately we often hear that children are less creative, less thoughtful, fantasizing, being more consumers than creators. Indeed, in our modern world, human creativity plays an important role. The article provides a definition, the types of artistic and aesthetic development of preschool children and methods of work with children for each type of artistic and aesthetic development.

Keywords: artistic and aesthetic development, the types of artistic and aesthetic development.

Анализ современной дошкольной образовательной организации в части художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста



Анализируется художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в образовательной организации. Выделены существенные признаки, касающиеся художественно-эстетического развития дошкольников и на основе изученного сделаны выводы о состоянии данного вопроса.

Ключевые слова: художественно-эстетическое развитие, образовательная организация, дошкольники.

С момента введения, а затем реализации ФГОС ДОО особенно возрастает внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического развития как важнейшему средству формирования картины мира, отношения к средству нравственного и интеллектуального воспитания, т. е. как средству формирования разносторонней, духовно богатой личности. Идея формирования личности и художественно-эстетической культуры в ней, отмечают многие ученые, исследователи, деятели культуры, такие как А. Адлер, Е. М. Беспаленко, Л. С. Выготский, Н. С. Махина, A. M. Новиков, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский и др. Считается, что наиболее благоприятным для этого является старший дошкольный возраст [1]. [2]. [3].

Цель исследования — провести анализ современной дошкольной образовательной организации в части художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.

Задачи: изучить программу развития дошкольной образовательной организации, выделить существенные признаки, касающиеся художественно-эстетического развития дошкольников и на основе изученного сделать заключение о состоянии данного вопроса.

Методы исследования и испытуемые

В исследовании приняли участие дошкольники МБДОУ «Центр развития ребёнка — детский сад № 189» г. Воронежа.

Проводился анализ программного обеспечения по художественно-эстетическому развитию дошкольников, анализ мероприятий и уровень сформированности компетенций дошкольников.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников осуществляется через реализацию направлений: конструирование, рисование, лепка, аппликация, ручной труд, музыкальное развитие.

Обсуждение результатов

Музыкальная культура дошкольников формирующееся на основе эмоциональной отзывчивости на высокохудожественные произведения музыкального искусства, музыкально-образного мышления и воображения. Большое значение уделяется накоплению интонационного познавательно-ценностного опыта в творческой музыкальной деятельности, развития всех компонентов музыкально-эстетического сознания эстетических эмоций, чувств, интересов, потребностей, вкуса, представлений об идеале (в доступных возрасту границах), рождающего эмоционально-оценочное отношение ребенка к музыке, актуализирующего в проявлениях эстетической и творческой активности.

Музыкальный руководитель при проведении непосредственной образовательной деятельности решает задачи по обучению и слушанию мировой классической музыки, раскрывает детям специфику языка музыки и связи искусства с жизнью; формирует музыкальное мышление, способствующее общему интеллектуальному развитию ребенка.

В дошкольной организации проводятся музыкальные праздники, фестивали, развлечения; организуются инсценированные массовые праздники на свежем воздухе, такие как «Масленица», «Колядки», «Весенние сказки» и др.

Сильная сторона музыкального развития: проводится интегрированная образовательная деятельность с детьми. Музыкальный репертуар соответствует физическим и психическим особенностям ребенка, выполняет эстетические и общеобразовательные задачи. У детей формируются основы музыкально-эстетического сознания и музыкальной культуры. Музыка способствует этнокультурному воспитанию, толерантности, не ущемления интересов детей иного вероисповедания.

Анализ изобразительной деятельности показал, что педагоги строят образовательную деятельность с детьми индивидуально и фронтально. Создаются условия для развития творческих способностей каждого ребенка, поддерживается детская инициатива, дает простор для фантазии при рисовании на свободные темы.

Воспитатели прививают детям чувство прекрасного, формируют умение замечать красивое в жизни и явлениях природы, в человеке и его труде, в произведениях искусства (живописи, графике, скульптуре, произведениях декоративного искусства). Используется техника монотипии. Используются как пальцы рук, так и вся ладошка ребенка. При проведении образовательной деятельности педагоги используют игровые приемы: игры-драматизации, внесение игрушек-персонажей, беседы с детьми от лица персонажей, создание ситуаций образных сравнений — помогают раскрыть творческие способности ребёнка, его наблюдательность, фантазию, воображение. В процессе рисования ставится проблемная задача или создается проблемная ситуация, которая требует творческого и поискового пути ее решения.

По результатам изучения изобразительной деятельности следует сделать вывод. Сильная сторона художественно-эстетического развития детей старшего возраста на образовательных событиях по изобразительному искусству строится согласно возрастным требованиям и требованиям программы.

Конструирование — это наиболее часто используемое в образовательной деятельности занятие дошкольников. Дети вместе с воспитателем конструируют по образцу, произвольно, в игровых событиях.

Лепка включена в календарь образовательных событий, пользуется большим интересов у детей. Наиболее привлекательным является лепка из соленого теста и глины.

Аппликация как вид искусства используется часто, детские работы выставляются на обозрение.

Выводы: Таким образом, художественно-эстетическое развитие дошкольников осуществляется в достаточной мере. Кроме того, художественно-эстетическое развитие призвано воспитывать дошкольников, закладывая с детского возраста осознанно воспринимать привлекательные эстетические качества произведений искусства и культуры. По мнению Л. С. Выготского смысл эстетического воспитания в том, чтобы «вести за собой развитие» [3].

Анализ современной дошкольной образовательной организации в части художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста позволил получить следующие данные:

– в образовательной организации художественно-эстетическое развитие дошкольников поставлено на высоком педагогическом уровне.

– необходимо акцентировать внимание на методах, способах и приемах работы в процессе освоения декоративно-прикладного творчества детьми с ОВЗ;

– в образовательной организации созданы благоприятные условия, стимулирующие детское художественное творчество в условиях реализации ФГОС дошкольного образования;

– формируется кластер, объединяющий различные виды художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.

В ходе проведения анализа установлено, что процесс художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста проходит следующие этапы: подача образовательной информации на образовательных событиях;

организация самостоятельной работы детей в рамках развития инициативы; установление обратной связи в образовательном процессе; коррекция уровня художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, проанализированный комплекс педагогических условий художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста ориентирован на требования, предъявляемые ФГОС и с целью повышения качества предоставления образовательных услуг в данном направлении.

Литература:

  1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. «Академический проект», «Гаудеамус» 2015 г.-240 с.
  2. Беспаленко Е. М. Новые взгляды на творческие способности. Вестник ВОИПКРО выпуск № 11, Воронеж-2004, с.96–103.
  3. Выготский, Л. С. Психология искусства: анализ эстетической реакции [Текст]. / Л. С. Выготский. 5-е изд. — Москва: ЛАБИРИНТ, 2004.-413 с.
  4. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст]: подготовительная к школе группа / Т. С. Комарова. — М.: Мозаика-Синтез, 2014. — 101 с.: л. цв. ил. — (Библиотека. Программы от рождения до школы). — ISBN 978–5–4315–0459–4
  5. Лыкова, И. А. Проектирование образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» [Текст]: новые подходы в условиях введения ФГОС ДО / И. А. Лыкова. — М.: Изд. дом «Цветной мир», 2014. — 136 с.: ил. — ISBN 978–5–4310–0168–0

Основные термины (генерируются автоматически): художественно-эстетическое развитие детей, художественно-эстетическое развитие дошкольников, дошкольный возраст, образовательная организация, ребенок, образовательная деятельность, старший дошкольный возраст, художественно-эстетическое развитие, изобразительная деятельность, музыкально-эстетическое сознание.

Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения составлению коллажа

Библиографическое описание:

Кирильчук, Т. И. Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения составлению коллажа / Т. И. Кирильчук. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 37-39. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/215/12512/ (дата обращения: 06.06.2021).



В статье рассмотрены теоретико-методические аспекты осуществления художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста. Раскрыта специфика и техника «коллаж» как средства художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Ключевые слова: коллажирование, дошкольное ㅤобразовательное ㅤучреждение. художественно-эстетическая культура

Постановка проблемы. ㅤИсследование и анализ философской, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы, материалов и публикаций в педагогической и периодической печати, изучение педагогического и опыта работы с коллажем. Эмпирические методы связаны с анкетированием, целенаправленным наблюдением, индивидуальными и групповыми беседами с детьми старшего дошкольного возраста, пробными выборочными исследованиями. Частные эмпирические методы дополняются общими методами этого уровня: опытно-поисковой работой, включающей организацию констатирующего этапа по определению начального уровня художественно-эстетической культуры.

Анализ литературы. В настоящее время в педагогической литературе накоплен ㅤпроблемы формирования художественно-эстетической культуры нашли отражение в работах Ю. Б. Борева, М. А. Верба, С. А. Герасимова, Н. И. Киященко, Б. Т. Лихачева богатый исследовательский материал, обращенный к ㅤпроцесса в образовательных организациях ㅤ

Цель статьи — раскрыть цели и задачи эстетического развития детей дошкольного возраста посредством коллажа.

Актуальность проблемы художественно-эстетического развития старших дошкольников определяется поиском новых педагогических средств в организации образовательного процесса в ДОУ. Выделение проблемы становления художественно-эстетической культуры в качестве ключевой в саморазвитии личности дошкольника

Развитие теории и практики художественно-эстетического развития, цели, содержание и формы художественно-эстетического развития тесно связаны и зависят от доминирующих нравственных, эстетических представлений, от этнических особенностей, культурных и художественных традиций и обычаев, природных условий. Значимость эмоционально-образных воздействий и переживаний для формирования человека была замечена, вероятно, ещё в первобытном обществе, когда в освоении мира преобладало чувственное постижение. Оно вместе со специфическим магическим объяснением действительности становилось основой и для создания художественных образов предметов труда и быта, а также отражалось в связанных с культами обрядах, играх, обучающих действиях.

Накопление и обобщение теоретических представлений о природе эстетического в искусстве и в действительности, о его влиянии на развитие человека привели в середине XVIII в. к выделению эстетики как самостоятельной отрасли науки (название дано немецким философом Баумгартеном). Развитие искусствознания в Европе позволило глубоко раскрыть природу искусства и выявить особенности эстетической культуры человека. Немецкий историк искусства И. Г. Винкельман одним из первых показал, что изучение искусства может быть главным средством воспитания хорошего вкуса и нравственного поведения. Г. Э. Лессинг раскрыл познавательно-воспитательные возможности театра, поэзии, скульптуры, их значение для становления личности гражданина («Гамбургская драматургия», «Лаокоон»). Значение искусства в становлении национальных культур осмыслил И. Г. Гердер. Рассматривая искусство как произвольную «игру» сущностных сил человека, И. Кант сформулировал принцип автономности искусства и эстетического, обосновал природу эстетического суждения («суждения вкуса») [59].

Художественно-эстетическое развитие осуществляется на всех этапах возрастного развития личности. Чем раньше она попадает в сферу целенаправленного художественно-эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность. С самого раннего возраста через игровую деятельность ребенок приобщается к познанию окружающего мира, через подражание овладевает элементами культуры действий и общения с людьми.

Игра — первичный и весьма продуктивный способ пробуждения творческих потенций, развития у ребенка воображения и накопления первых эстетических впечатлений. Получаемый через общение и деятельность опыт формирует у детей дошкольного возраста элементарное эстетическое отношение к действительности и к искусству [9].

Непрерывный процесс совершенствования дошкольного образования требует проведения фундаментальных исследований, имеющих целью раскрытие внутреннего мира растущего человека, его художественно-эстетических и творческих способностей, наряду с когнитивным, социальным и духовным развитием детей старшего дошкольного возраста (И. Е. Емельянова, А. М. Матюшкин, Л. В. Трубайчук и др.). [53]

В условиях модернизации отечественного образования, российские дошкольные образовательные учреждения должны активно перестраивать собственную работу в соответствии с новым регламентирующим документом — Федеральным государственным образовательным стандартом к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГОС ДО). [2

Иными словами, ребенок-дошкольник «целостен», поэтому и формирование целостной картины мира как одной из главных задач психолого-педагогической работы в сфере дошкольного образования должно осуществляться адекватными для него способами: не расчленением, не разделением на отдельные составляющие, а интегративно, то есть через взаимодействие, взаимопроникновение, «пронизывание» образовательных областей [2].

Мы уже отметили, что очень трудно формировать эстетические идеалы, художественный вкус, когда человеческая личность уже сложилась. Художественно-эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве. Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста. Б. Т. Лихачев пишет: «Период дошкольного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни». Автор подчеркивает, что именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношений к миру, которые постепенно превращаются в свойства личности. Сущностные нравственно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь.

В дошкольном возрасте дети начинают руководствоваться в своем поведении, в оценках, даваемых себе и другим людям, определенными нравственными нормами. У них формируются более или менее устойчивые моральные представления, а также способность к нравственной саморегуляции. Одна из особенностей художественно-эстетического развития в старшем дошкольном возрасте связана с изменениями, происходящими в сфере познавательных процессов дошкольника. Например, формирование эстетических идеалов у детей, как части их мировоззрения, сложный и длительный процесс. Это отмечают все педагоги и психологи, упомянутые выше.

Таким образом, под художественно-эстетическим развитием детей старшего дошкольного возраста под средствами коллажа, нами понимается наиболее специфическое для художественной деятельности, а именно: развитие художественно-эстетического восприятия и представления в передаче композиции, умение оценить художественный материал и передать художественный образ в работе с помощью подручных материалов; умение грамотно, точно и аккуратно исполнять художественные комбинации; умение импровизировать на знакомую тему, желание сочинять художественные композиции; этическое отношение к сверстникам и взрослым.

Метод коллажа позволяет снять шаблонное восприятие, расширить диапазон поиска гармонии и контрастов в окружающем мире и художественном творчестве. Метод коллажа направлен на снятие ограничений восприятия, касающихся цвета, формы, фактуры и текстуры предметов. Когда функция зрительного восприятия расширена, мозг демонстрирует более эффективную способность к восприятию и переработке визуальных форм и образов окружающей среды, что является профессиональным качеством дизайнера.

Структура метода коллажа и его функции находятся в прямой зависимости. Метод коллажа выполняет такие функции как приращение новых знаний в процессе приобретения опыта творческой деятельности, регуляция познавательных и творческих процессов, установление последовательности, характера учебно-творческих действий. Данные функции метода коллажа — познавательная, нормативная и инструментальная — определяют и его структурные компоненты. [7, с. 24 -28]. Коллаж — это техника и вид изобразительного искусства, заключающиеся в создании живописных или графических произведений путем наклеивания на какую-либо основу материалов, фрагментов, отличающихся от нее цвету и фактуре (фотографии, глянцевые журналы, бумага разных фактур, ткань, веревка, кружево, кожа, бусы, дерево, кора, фольга, растения, металл и многое др. ). Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике.

Коллаж — сочетание абсолютно разнородных материалов, которые гармонично дополняют друг друга, располагаясь не только в плоскости, но и в объёме, и образуют композиционное единство, выражающее эмоциональную идею художественного произведения [7] В коллаже можно комбинировать самые разные техники, сочетать аппликацию и живопись, использовать разные предметы — все работает на то, чтобы создать свой неповторимый образ, найти подходящие средства для воплощения замысла. Важно дать детям возможность проявить свои способности, реализовать творческие замыслы; а наличие разнообразного подручного материала, используемого в коллажной технике, обеспечивает развитие творческой деятельности школьников. Коллаж обладает большим развивающим потенциалом. Развивающий компонент предусматривает развитие психических процессов — эстетического сознания, памяти, творческого воображения, ассоциативного мышления; развитие интеллектуальных и познавательных способностей ребенка; эмоциональных, творческих, художественно-эстетических качеств ребенка.

Литература:

  1. Алиев, Ю. Б. Основы эстетического воспитания: пособие для учителя / Ю. Б. Алиев. — М.: Просвещение, 1986. — 238 с.
  2. Антипова, А. М. Взаимосвязь теоретико-литературных и эстетических категорий и понятий в школьном курсе литературы: дис. … д-ра пед. наук / А. М. Антипова. — М., 2005. — 405 с.
  3. Арт-терапия в эпоху постмодерна. / Под ред. А. И. Копытина. — СПб.: Речь, 2002. — 224 с.
  4. Бакулина Л. Ю. Интеграция образовательного процесса на основе художественно-эстетического воспитания дошкольников» [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников.

Основные термины (генерируются автоматически): старший дошкольный возраст, художественно-эстетическая культура, художественно-эстетическое развитие, художественно-эстетическое развитие детей, дошкольное образование, дошкольный возраст, метод коллажа, коллаж, окружающий мир, развитие.

Ключевые слова

коллажирование, дошкольное ㅤобразовательное ㅤучреждение. художественно-эстетическая культура

Похожие статьи

Художественноэстетическое развитие детей дошкольного

Художественноэстетическое развитие детей дошкольного возраста. Автор: Кабанова Наталья Николаевна.

Дошкольный возраст является наиболее сензитивным для формирования художественноэстетической культуры.

Художественноэстетическое развитие дошкольников…

дошкольный возраст, художественноэстетическое развитие, художественноэстетическое развитие детей среднего, способность, художественная деятельность, музыкальное творчество. ..

Сущность и механизмы

художественноэстетического развития

дошкольный возраст, художественноэстетическое развитие, художественноэстетическое развитие детей среднего, способность, художественная деятельность, музыкальное творчество…

Развитие художественноэстетических способностей детей

Развитие художественноэстетических способностей детей дошкольного возраста посредством формирования функций движений кистей рук.

«Человек, развитый эстетически с малых лет, ко всему в мире относится как к живому и ценному самим фактором своего…

«Осенние листья». Методическая разработка организованной…

Художественноэстетическое развитие.

Методическая разработка организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста.

Использование изобразительного материала для

развития

Развитие художественноэстетических способностей детейРазвитие художественноэстетических способностей детей дошкольного возраста посредством формирования функций движений кистей рук.

Роль

художественноэстетической деятельности дошкольников…

Дошкольный возраст — время активной социализации ребенка, развития общения со взрослыми и сверстниками, пробуждение нравственных и эстетических чувств, вхождение в культуру.

Художественноэстетическое развитие детей дошкольного

Художественноэстетическое воспитание детей дошкольного

Художественноэстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения составлению коллажа.

О значении

развития художественноэстетических

О значении развития художественноэстетических способностей дошкольника. Автор: Пучкова Елена Викторовна.

ребенок, изобразительная деятельность, творчество, рисунок, рисование, окружающий мир, дошкольный возраст, детское рисование, художественное творчество…

Материалы методического объединения «ФГОС дошкольного образования. Раздел основной образовательной программы дошкольной образовательной организации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие, раздел «Изобразительная деятельность»»

1. Восточный административный округ. ГБОУ Гимназия № 1476.

Темы выступлений:

1. «Содержание основной образовательной программы дошкольной образовательной организации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», раздел «Изобразительная деятельность»», старший воспитатель Н. В. Харитонова.

2. «Восприятие как необходимая часть художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста», педагог-психолог И. А. Содомова.

3. «Формирование эстетического отношения к окружающему у детей с ОВЗ (ТНР) в процессе реализации АООП», учитель-логопед  А. С. Попова.

4. Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе на тему «Бабочки на лугу», воспитатель Е. В. Гузенко.

С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/0Bwy77u-Zt1Fwck4td3NtaEYxYU0?usp=sharing

2. Восточный административный округ. ГБОУ СОШ № 1852.

Темы выступлений:

1. «Личностно ориентированный подход в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста», старший воспитатель В. И. Грашина.

2. «Русская матрёшка как средство художественно эстетического развития детей старшего дошкольного возраста», воспитатели Т. Г. Левкина, С. В. Казакова.

3. «Формирование творческой активности детей дошкольного возраста средствами плоскостного конструирования», воспитатели ГБОУ Школа № 1269 Е. И. Павлова, Л. В. Кирянина.

4. «Использование элементов детского дизайна в создании образовательного пространства в дошкольных группах», воспитатели А. Ю. Попова, Л. Н. Драгунова.

5. «Нетрадиционные методы рисования в старшем дошкольном» возрасте», воспитатели Л. М. Завражнова, Е. В. Гаврилова.

6. «Пластилинография как средство развития художественных и творческих способностей дошкольников», воспитатель ГБОУ ММГ В. А. Дмитриева.

7. «Художественно-эстетическое развитие детей средствами проектной деятельности. Проект «Животные жарких стран»», воспитатели В. А. Круть, М. Ю. Ромашкова.

8. Материалы мастер-классов:

— «Пластинография. Букет в корзине», воспитатель ГБОУ ММГ В. А. Дмитриева;

— «Рисование пейзажа акварелью детьми старшего дошкольного возраста», воспитатель М. Ю. Ромашкова.

С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/0Bwy77u-Zt1FwT09QWmZ1bDlERDg?usp=sharing

3. Западный административный округ. ГБОУ Гимназия № 1542.

Темы выступлений:

1. «Изобразительное творчество дошкольников как культурная практика», воспитатель И. С. Морозова.

2. «Стадии развития детского рисунка», педагог-психолог С. С. Григорьева.

3. «Организация развивающей предметно-пространственной среды по художественно-эстетическому развитию», воспитатели Н. С. Баринова, Е. П. Гнидюк.

4. Материалы мастер-класса «Бумагопластика», воспитатель Л. С. Хохлова.

5. Непрерывная образовательная деятельность:

— в младшей группе на тему «В гости к нам пришла матрёшка», воспитатель Н. В. Шишкина;

— в подготовительной группе на тему «Творческая мастерская народных промыслов», воспитатель И. Н. Федоренко.

С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/0Bwy77u-Zt1FwNHR2TmkzQjI0RGM?usp=sharing

4. Западный административный округ. ГБОУ  Гимназия № 1596.

Темы выступлений:

1. «Планирование и организация работы по изобразительной деятельности в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», старший воспитатель С. А. Котова.

2. Практический материал:

2.1. Конспекты непрерывной образовательной деятельности:

— во второй младшей группе на тему «Весёлый поезд», воспитатели В. В. Надейкина, Л. Н. Михеева;

— в средней группе по конструированию из бумаги с элементами оригами на тему «Волшебные птицы Весны», старший воспитатель С. А. Котова, воспитатели М. В. Селиверстова, Т. С. Вавилова;

— в старшей группе по аппликации на ткани на тему «Большое африканское путешествие», воспитатели Л. И. Огурцова, А. Х. Чебакова;

— в подготовительной группе на тему «О чём рассказал телескоп», воспитатели Т. В. Капкина, Т. И. Марьина.

2.2. Материалы мастер-класса на тему «Метод художественного конструирования в работе с детьми дошкольного возраста», педагог дополнительного образования Е. И. Коверя.

С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/0Bwy77u-Zt1FwSWppR2VqdldCdmM?usp=sharing

5. Западный административный округ. ГБОУ  Школа № 1434.

Темы выступлений:

1. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Раздел основной образовательной программы дошкольной образовательной организации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», раздел «Изобразительная деятельность»», старший воспитатель Н. В. Голощук.

2. «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования бросового материала», педагог дополнительного образования Н.  В. Бакунина.

3. «Приобщение детей к искусству», воспитатели О. Г. Сабаева, С. В. Семенова.

4.  «Миллефиори – удивительная техника работы с пластилином в детском саду», воспитатель Т. С. Орешина.

5. «Волшебный мир салфеток», воспитатель О. Б. Сокова.

6. «Развитие творческих способностей и одарённости детей посредством дополнительного образования», педагог дополнительного образования И. А. Токарева.

7. «Увлекательное рисование нетрадиционными техниками с детьми 4–7 лет», педагог дополнительного образования М. К. Филюшина.

8. «Художественно-эстетическое развитие детей раннего возраста», педагог дополнительного образования Н. Ю. Чекменёва.

9. Материалы мастер-класса по рисованию на тему «Весенний пейзаж», воспитатель З. А. Костенко.

10. Конспекты непрерывной образовательной деятельности:

— для разновозрастной группы на тему «Создание картины-иллюстрации к сказке «Колобок»», воспитатель А. Ю. Смирнова;

— для детей старшей группы на тему «Весёлый праздник – Пасха», воспитатель А. Ю. Срывкина.

С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/0Bwy77u-Zt1FweVo2QjRNTDBWUlE?usp=sharing

6. Северный административный округ. ГБОУ Школа № 2098.

Темы выступлений:

1. «Использование компьютерных технологий в работе с дошкольниками», воспитатель Н. Л. Мамаева, педагог дополнительного образования А. Л. Воробьёва.

2. «Использование метода сотворчества работе с младшими дошкольниками», воспитатель А. А. Развалова.

3. «Использование фактурной бумаги в процессе аппликации», воспитатель О. Ю. Трандина.

4. «Использование технологии «квест» как интерактивной образовательной среды для активизации творческой активности у детей дошкольного возраста», воспитатель Н. А. Соколова.

5. «Изображение человека детьми дошкольного возраста», воспитатель Ю. А. Мамонтова.

6. Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Город мастеров», музыкальный руководитель Л. Е. Коломина.

 С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/0Bwy77u-Zt1FwMTlGckgyMHRXU3c?usp=sharing

7. Северо-Западный административный округ. ГБОУ Школа № 1874.

Темы выступлений:

1. «ФГОС ДО. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие», раздел  «Изобразительная деятельность»», старший воспитатель М. Н. Васильева.

2. «Технологии развития детского изобразительного творчества в условиях реализации ФГОС ДО», воспитатель Е. И. Птушка.

3. «Организация самостоятельной художественно-творческой деятельности дошкольников», воспитатели Г. В. Чемоданова, В. В. Шильцина.

4. «Формирование конструирования как универсальной умственной способности, лежащей в основе творчества», воспитатель И. Н. Казакова.

5. «Взаимодействие с родителями по художественно-эстетическому развитию дошкольников», воспитатель  С. В. Ермакова.

6. «Кинетический песок. Развитие творческих способностей дошкольников», воспитатель Е. В. Лапотникова, старший воспитатель С. А. Аванесова.

7. Конспекты непрерывной образовательной деятельности:

— в старшей группе на тему «Золотая хохлома», воспитатель В. В. Шильцина, музыкальный руководитель О. Ф. Безлепкина;

— в подготовительной группе на тему «Чудо-песок», воспитатель Е. В. Лапотникова, старший воспитатель  С. А. Аванесова.

С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/0Bwy77u-Zt1FwSHl1WFJnWUdPZzg?usp=sharing

8. Северо-Восточный административный округ. ГБОУ Школа № 1412.

Темы выступлений:

1. «Ознакомление дошкольников с искусством», воспитатель Н. Л. Мамыкина.

2. «Изотерапия – зеркало души», педагог-психолог А. Ю. Зозулинская.

3. «Создание условий художественно-эстетического развития детей», воспитатели Т. В. Соколкова, Н. Н. Мареева.

4. «Мастер-класс как форма взаимодействия семьи и детского сада», воспитатели Е. В. Потапова, А. Ю. Шевчук.

5. «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством аппликации по технике Айрис Фолдинг», воспитатели Н. В. Жукова, Н. С. Киреева.

6. «Пластилинография как метод развития мелкой моторики у детей»,  воспитатели Н. В. Остологова, Е. И. Чернышова.

7. «Использование нетрадиционной техники рисования в детском саду», воспитатель Т. В. Борисова.

С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/0B17F1yvuel8bZVFRbXdpTDNFSDg?usp=sharing

9.  Северо-Восточный  административный округ. ГБПОУ «1-й МОК».

Темы выступлений:

1. «ФГОС ДО. Раздел основной образовательной  программы дошкольной образовательной организации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», раздел «Изобразительная деятельность»», старший воспитатель Ю. В. Мамелина, воспитатель И. А. Легашова.

2. «Методика рисования домов в разных возрастных группах», воспитатель И. А. Легашова.

3. Конспекты непрерывной образовательной деятельности по рисованию:

— в младшей группе на тему «Пушистые цыплята», воспитатель Т. А. Гарбузова;

— в подготовительной к школе группе на тему «Маки», воспитатель Ф. А. Куценко;

— в подготовительной к школе группе на тему «Роспись жостовского подноса», воспитатель Н. М. Силкина.

С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/0Bwy77u-Zt1FwMUIwQ2g2QlRvNjA?usp=sharing

10. Северо-Восточный  административный округ. ГБОУ  Гимназия № 1503.

Темы выступлений:

1. «Использование разнообразных изобразительных материалов для развития творческих способностей детей», воспитатели  Е. А. Лубина, В. В. Улитина.

2. «Современные образовательные технологии в системе работы по ознакомлению детей с народно-прикладным искусством», воспитатель Е. В. Хамидуллина.

С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке: https://drive. google.com/drive/folders/0Bwy77u-Zt1FwVHhOeURBQ1haWWc?usp=sharing

11. Северо-Восточный  административный округ. ГБОУ Школа № 285.

Темы выступлений:

1. «ФГОС дошкольного образования. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Раздел «Изобразительная деятельность»», старший воспитатель Н. А. Атрощенко.

2. «Использование проектной деятельности в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста. Творческий проект «Сказка, оживи», социальный педагог А. В. Витухина.

3.  «Нетрадиционные техники в работе с бумагой», воспитатель В. Н. Чуканова.

С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/0Bwy77u-Zt1FwQ3dqQzFQakJVWFE?usp=sharing

12. Северо-Восточный  административный округ. ГБОУ Гимназия № 1577.

Темы выступлений:

1. «Изобразительная деятельность. Лепка», воспитатель А. К. Клубкова.

2. «Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста», воспитатель О. Е. Королева.

3. «Изобразительная деятельность. Аппликация», воспитатель О. С. Яковлева.

4. Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему «Путешествие в мир искусства», воспитатель М. А. Федотова, педагог-организатор Е. Г. Ильичева.

С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/0Bwy77u-Zt1FwZ2NtMWpxMnA3MnM?usp=sharing

13. Северо-Восточный  административный округ. ГБОУ ЦО № 1449.

Темы выступлений:

1. «Развитие и реализация творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных технологий изобразительной деятельности», воспитатель С. В. Стручкова.

2. «Пластилинография как средство развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста», воспитатель Т. Е. Чиканова.

С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/0Bwy77u-Zt1FwR2FfOVJzczlnVnM?usp=sharing

14. Южный административный округ. ГБОУ Школа № 1034.

Темы выступлений:

1. «Развитие творческих способностей ребёнка с ограниченными возможностями», учитель-логопед М. Б. Рабинович, воспитатель  Л. З. Гудкова.

2. Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по изобразительному искусству, воспитатели Е. Е. Евсеенкова, Г. Е. Зорина.

С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/0Bwy77u-Zt1FwaFp3ckNneF9DV2M?usp=sharing

15. Юго-Восточный административный округ. ГБОУ Школа № 2092.

Темы выступлений:

1. «ФГОС дошкольного образования. Образовательная область «Художественно-эстетическое  развитие», раздел «Изобразительная деятельность»», старший методист Г. Р. Гасанова.

2. «Виртуальные экскурсии в музей как средство формирования у дошкольников эстетических чувств», воспитатель Х. Р. Баладзе.

3. «Приобщение детей к истокам народного творчества посредством изобразительной деятельности», методист А.  З. Сунгатуллина.

4. «Дидактические игры для художественно-эстетического развития через декоративно-прикладное искусство», воспитатель О. О. Семикоп.

5. «Театр своими руками», воспитатель Е. С. Помазкова.

6. Конспект непрерывной образовательной деятельности по рисованию для детей средней группы «Одуванчик», воспитатель Е. А. Захарова.

7. Видеоматериал по сюжетно-ролевой игре на тему «Художественная галерея», воспитатели С. С. Микешина, Е. И. Сергеева, О. В. Леонтьева.

С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/0Bwy77u-Zt1FwODRLZzFyd2RBVFE?usp=sharing

16. Юго-Восточный административный округ. ГБОУ Гимназия № 491.

Темы выступлений:

1. «ФГОС дошкольного образования. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие», раздел «Изобразительная деятельность»», заведующий дошкольным отделением Е. А. Смирнова, воспитатель Е. С. Капитанова.

2. «Изобразительная деятельность. Рисование», воспитатель Л. Е. Ковалевич.

3. «Аппликация в детском саду: развитие мышления, чувства пропорции, мелкой моторики», воспитатели Г. К. Виноградова, Т. А. Литвиненко.

4. «Лепка в детском саду: развитие образных представлений, конструктивных способностей, воображения», воспитатель А. В. Серова.

5. «Декоративно-прикладное искусство как одно из средств развития творческих способностей детей дошкольного возраста», воспитатель А. Ф. Николаева.

6. Конспект непрерывной образовательной деятельности по рисованию в старшей группе на тему «Городецкие чудеса», воспитатель Л. П. Сиваченко.

С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/0Bwy77u-Zt1FwMHRFcjhZcTFJbXM?usp=sharing

17. Юго-Западный административный округ. ГБОУ Школа № 1492-1.

Темы выступлений:

1. План-конспект мастер-класса на тему «Изготовление заколки из атласных лент», воспитатель Г. М. Наврузбекова.

2. Конспекты непрерывной образовательной деятельности:

— в младшей группе по аппликации на тему «Ракета к полёту готова», воспитатель Л. А. Медведева;

— в подготовительной к школе группе на тему «Пасхальное яйцо», воспитатель  К. А. Жаркова, учитель-логопед Н. А. Михеева.

С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/0Bwy77u-Zt1FweDBPZFhhV1lsclU?usp=sharing

18. Юго-Западный административный округ. ГБОУ Школа № 1492-2.

Темы выступлений:

1. План-конспект мастер-класса для воспитателей «Волшебная глина», воспитатели Е. В. Дьячкова, Т. В. Баюкина.

2. Конспекты непрерывной образовательной деятельности:

— в подготовительной к школе группе по рисованию «Дерево желаний», воспитатель Н. В. Шишаева;

— в подготовительной к школе группе на тему «Космическое путешествие», воспитатель Л. Я. Калинина.

С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке: https://drive. google.com/drive/folders/0Bwy77u-Zt1FwbEpZMXZuLXF6b1U?usp=sharing

19. Юго-Западный административный округ. ГБОУ Школа № 46.

Темы выступлений:

1. «ФГОС ДО. Раздел основной образовательной программы дошкольной образовательной организации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», раздел «Изобразительная деятельность»», старший воспитатель Е. А. Ложкина.

2. «Народное искусство – средство художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста», воспитатель И. В. Мишина, музыкальный руководитель И. М. Володькина. 

3. «Аппликация из ткани как средство развития художественного творчества детей дошкольного возраста», воспитатель Н. Р. Сапронова.

4. Конспекты непрерывной образовательной деятельности:

— в младшей группе на тему «Цыпленок», воспитатель Ю. В. Баженова;

— в подготовительной школе группе на  тему ««Космический пейзаж», воспитатель И. В. Головлева.

С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке: https://drive. google.com/drive/folders/0Bwy77u-Zt1FwT2F5SW51QXBhUUE?usp=sharing

                                                                                               

Программа «Цвет творчества»

Пояснительная записка

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования включает пять образовательных областей, одной из которых является художественно-эстетическое развитие, которое «предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового воспитания и понимания детьми произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)».

Основными видами детской деятельности дошкольного периода являются игровая и продуктивная. Продуктивной деятельностью в дошкольном образовании называют деятельность детей под руководством взрослого, в результате которой появляется определенный продукт.

Цель: всестороннее развитие творческих способностей детей через продуктивные виды деятельности.

Для реализации намеченной цели были определены следующие задачи.

Образовательные:

  • формировать навыки работы с различными материалами;
  • способствовать овладению разными технологическими приемами.

Развивающие:

  • развивать фантазию, внимание, воображение;
  • знакомить с сенсорными эталонами;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • активизировать словарь.

Воспитательные:

  • воспитывать художественный вкус;
  • воспитывать чувство ответственности, коллективизма;
  • воспитывать аккуратность, трудолюбие, целеустремленность;
  • вызывать положительные эмоции.

Актуальность разработки и осуществление данной программы определяются необходимостью способствовать развитию и саморазвитию подрастающей личности ребенка. Способность к творчеству — отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавая, преумножать ее дары, не нанося ей вреда.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве, — залог будущих успехов. Желание творить — внутренняя, естественная потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью и непосредственностью. Взрослые должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. «Цвет творчества» — название программы включает в себя два понятия, которые непосредственно направлены на развитие воображения и творческих способностей в качестве определяющей цели. Уникальность и значимость изобразительной деятельности в том, что она развивает эмоционально-нравственную и сенсорную культуру ребенка, пробуждает способность видеть, ценить и создавать красоту в жизни и искусстве.

Цвет — одно из наиболее ярких выразительных средств в дошкольном возрасте. Используя его, дети могут передать свое отношение, свои чувства к тому, что изображают. Мышление ребенка более образно и конкретно, чем мышление большинства взрослых, поэтому он и использует изобразительную деятельность как способ осмысления действительности и своих взаимоотношений с нею.

Творчество — создание новых ценностей, «продолжение и замена детской игры». Для того чтобы ребенок мог творить, сначала нужно его научить, как переносить на бумагу то, что возникло в воображении. Если этого не сделать, замечательные детские фантазии, которые возникли в сознании ребенка, могут превратиться в бессмысленную мазню, которая вызовет у него разочарование и может даже оттолкнуть от занятий. Психологи считают, что эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка тесно связаны с тем, как и что он рисует. Это не совсем верно. Ребенок в силу того, что он не знаком с изобразительной техникой, просто не может выразить то, что он чувствует и понимает.

Задача педагога — научить ребенка этому. По аналогии с музыкой, в которой необходимы знания музыкальной грамоты и владение инструментом для того, чтобы выразить определенные эмоции, в изобразительной деятельности также необходимы знания и владение основами техники. Только после овладения ребенком хотя бы элементарными основами изобразительного искусства можно говорить об отражении в работе его эмоционального и интеллектуального уровня и о восприятии цвета. Фантазируя, дети из реального мира попадают в придуманный. Увидеть его могут лишь они. Только в детстве облака, плывущие по небу, превращаются в «белоснежных лошадок», а небо помещается в бутоне цветка. Вспомните, какое значение ребенок придает своим «драгоценностям»: камешкам, гвоздикам, кусочкам кружева, бусинкам, пуговицам.

На взгляд взрослого это ненужные вещи и предметы, а для ребенка они ценнее и значимее, чем настоящие дорогие игрушки. Так почему бы эти необычные материалы не включить в детское творчество? Именно то, что ближе и понятнее ребенку, должно помочь ему в изобразительной деятельности. Ведь все, что попадает в руки ребенка, вызывает у него стремление посмотреть, ощупать, изучить. Каждая новая вещь — открытие, каждый новый навык — достижение и предмет гордости.

В процессе работы ребенок открывает для себя такие понятия, как «линия», «цвет», «форма», «ритм». Это порой происходит неосознанно, интуитивно, без заучивания законов и правил. Ребенок использует возможности ритма и цвета, не имея предварительных знаний о них, он просто увлекается доступным ему на данный момент материалом. Чтобы ребенок лучше представлял, осознавал, что он делает, и знал, какой затем получит результат, необходимо направлять его практические действия. При этом крайне важно помнить, что направлять ребенка — это не значит ограничивать его строгими рамками, лишать свободы самовыражения, творчества и поисков способов передачи своих ощущений, чувств, переживаний. Любой предмет, даже совершенно неприметный в обычной жизни, в руках ребенка оживает, преображается и несет смысловую нагрузку. Например, веточка кустарника, окрашенная белой краской, в одном случае может стать деревом, а в другом — морским кораллом, а кружево из белоснежного айсберга превращается в крыло бабочки.

Детская работа не должна быть только живописной или графической. Она может и должна включать в себя и другие изобразительные материалы. Данная программа — пособие для воспитателей дошкольных учреждений и руководителей кружков, изостудий, на практике осваивающих новые виды работы с детьми дошкольного возраста и стремящихся как можно полнее ознакомить их с прекрасным и удивительным миром искусства, приобщить к художественной деятельности, развить их творческие способности. Представленный материал будет интересен и для начинающего педагога, который на практике сталкивается с различными программами и педагогическими позициями в области изобразительной деятельности. Новые знания помогут выработать свою творческую линию на основе теоретических и практических подходов, которые рассматривает автор.

Искусство в дошкольном возрасте рассматривается как средство освоения, открытия мира в многообразных формах его проявления. В период дошкольного детства именно изобразительная деятельность наиболее ярко способствует развитию личности ребенка, активному познанию им окружающего мира, воспитанию умения творчески передавать свои впечатления в художественной форме. В связи с этим перед педагогом сегодня стоит важная задача: заложить основы развития личности, его творческого потенциала, реализоваться которой предстоит в будущем. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.

Совершенствование творческого процесса и повышение развивающего эффекта в изобразительной деятельности, образовательной работе с детьми не может осуществляться без разработки инновационных технологий.

Можно выделить следующие причины появления инноваций в дошкольном образовании: научные разработки; социокультурная среда — потребность дошкольных образовательных учреждений в новых изобразительных системах; творческая вариативность педагогов; заинтересованность родителей в достижении положительной динамики в художественном развитии детей. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в изобразительной практике, ориентированные на личность ребенка, развитие его способностей.

Содержание

  1. Целевой раздел ……………………………………………………………………………4

1.1. Пояснительная записка ……………………………………………………………………..4

1.2. Цели и задачи программы. Педагогические принципы …………………………….7

1.3. Планируемые результаты освоения программы для каждой возрастной

группы и целевые ориентиры для подготовительной к школе группы …………….15

1.4. Взаимодействие с родителями ……………………………………………………………22

  1. Содержательный раздел ………………………………………………………………..25

2.1. Характеристики ступеней программы …………………………………………………..25

2.2. Виды заданий по изобразительной деятельности в детском саду ……………..69

2.3. Особенности восприятия цвета детьми дошкольного возраста . ………………..78

  1. Организационный раздел ……………………………………………………………….93

3.1. Рекомендации по организации изобразительной студии ………………………….93

3.2. Материалы, применяемые в изобразительной деятельности …………………….95

3.3. Технологии работы …………………………………………………………………………..105

3.4. Дизайн для дошкольников …………………………………………………………………148

Комплект-модуль книг программы «Цвет творчества» ………………………………….157

Литература ……………………………………………………………………………………………159

Тема: «Художественноэстетическое. средствами дидактических игр»

Проект «Ах ты Русь широкая!»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 10 Проект «Ах ты Русь широкая!» Автор проекта: Ухвакова Е. В. Цель: «Развитие художественно-творческих способностей детей 6 7 лет

Подробнее

Комплексно-целевая программа.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад 122 «Лучистый». Комплексно-целевая программа. «Развитие детского художественного творчества через различные

Подробнее

«Художественно-эстетическое воспитание»

«Художественно-эстетическое воспитание» Это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности. (Д.Б.

Подробнее

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Матрешка народная игрушка» младшей группы «Ромашка Воспитатель: Т.В.Подмазова 2017г «Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником

Подробнее

Составила: Шепелева С.

Н. воспитатель ИЗО

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детство» «Центр развития ребенка» города Калуги необособленное структурное подразделение «Бережок» Составила: Шепелева С.Н. воспитатель ИЗО

Подробнее

Долгосрочный проект «Народные промыслы»

Долгосрочный проект «Народные промыслы» (для детей старшей группы) Составил: воспитатель по изобразительной деятельности Гаврилюк Н. И. В рамках этого проекта дошкольники познакомились с городецкой, гжельской

Подробнее

КОМПЛЕКСНО-ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА на уч. г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ БРЯНСКОЙ ГОРОДСКОЙ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 25 «ПОДСНЕЖНИК» Г. БРЯНСКА 241050, г. Брянск, улица

Подробнее

Подготовила: Жучкова Т.

В.

ГБОУ Школа 1056 Дошкольное отделение 4 Творческий патриотический проект «Мастера земли русской» (знакомство с дымковской и филимоновской игрушкой). Подготовила: Жучкова Т.В. Проблема нашего времени недостаточная

Подробнее

Проект «Ах ты Русь широкая!»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 10 Проект «Ах ты Русь широкая!» Автор : Ухвакова Е.В. АКТУАЛЬНОСТЬ: Необходимым условием построения современной системы эстетического

Подробнее

План по инновационной работе

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа 1874» (дошкольное отделение «Аистёнок») План по инновационной работе Тема: «Формирование духовности и общечеловеческих ценностей

Подробнее

Паспорт мини-музея «Дивная роспись»

Паспорт мини-музея «Дивная роспись» МБДОУ 57 г. Красноярск 2017 г. «Богата и привольна Родина моя И промыслом народным славится она. Есть Тула, Гжель и Суздаль И Павловский Посад, Загорская матрешка, И

Подробнее

МИНИ-МУЗЕЙ «РУССКАЯ МАТРЁШКА»

Презентация проекта по нравственно-патриотическому воспитанию МИНИ-МУЗЕЙ «РУССКАЯ МАТРЁШКА» Матрёшка-русская красавица В нарядах чудных хороша! Хранит секрет и улыбается В её разгадке-русская душа! Воспитатель:

Подробнее

«РАСТИМ ДЕТЕЙ ПАТРИОТАМИ»

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» на заседании М/О Зам.директора по УВР Директор ГКОУ СКОШИ 52 «Начальная школа» Камелева Н.О. от 2016г. 2016г. Подвальная Е.В. 2016г. «РАСТИМ ДЕТЕЙ ПАТРИОТАМИ» Программа

Подробнее

Проект «Народная игрушка»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Чановский детский сад 1 Проект «Народная игрушка» Выполнила: воспитатель второй младшей группы Нещеретная Н. И. р.п. Чаны 2017г. «Считается,

Подробнее

Педагогический проект «Матрешка»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 3 с. Верхнеяркеево муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан Педагогический проект «Матрешка» Воспитатель:

Подробнее

Творческий проект. «Нежно голубое чудо».

Г. Санкт Петербург Петроградский район ГБДОУ 43 Творческий проект «Нежно голубое чудо». Автор проекта: воспитатель Галигузова Е. Н. Участники проекта: дети, родители, воспитатель. Вид проекта: творческий.

Подробнее

«Этот удивительный простой карандаш»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕНТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД 9 «ЧЕБУРАШКА» Г. МИЧУРИНСКА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ 393760, Тамбовская область, город Мичуринск, улица Украинская, дом 42, т. 8 (47545)

Подробнее

Коллективный проект с детьми 5-7 лет

Коллективный проект с детьми 5-7 лет «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К РУССКОМУ НАРОДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ» Руководители проекта: Руководитель по изодеятельности Бизунова Н.А., Воспитатель подготовительной

Подробнее

РУБРИКА: ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Фофанова Л.В. Устное народное творчество на занятиях изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста // Академия педагогических идей «Новация». 2017. 01 (январь). АРТ 01-эл. 0,3 п. л. URL: http://akademnova.ru/page/875548

Подробнее

Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников посредством кружковой работы | Дошкольное образование

Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников посредством кружковой работы

Автор: Антонова Верита Сергеевна

Организация: Детский сад № 38

Населенный пункт: Пермский край, г. Березники

Аннотация: в данной статье рассматриваются особенности художественно-эстетического развития старших дошкольников посредством кружковой работы, предлагается термин художественно-эстетического развития, изобразительной деятельности.

 

Дошкольный возраст играет исключительно важную роль в общей системе образования. Это то звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры.

Важнейшей задачей современного дошкольного учреждения становится формирование полноценной и хорошо развитой личности. Это происходит за счет охвата, реализации и освоения следующих образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое и художественно-эстетическое развитие. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирования сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельно творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др. ) [1, стр. 7].

Рост исследований к проблеме художественно-эстетического развития дошкольников находит отражение в искусствоведении, психологии и научной литературе по педагогике. Над вопросом художественно-эстетического развития работали такие отечественные ученые, как Н.А. Ветулгина, Б.М. Неменский, Е.А. Флерина и др. В соответствии с ФГОС ДО к художественно-эстетической деятельности, направленной на развитие ребенка в рамках ДОУ относится музыкальная деятельность, художественная литература и изобразительная деятельность.

В разработанной воспитателем дополнительной образовательной программе «Радуга красок» художественно-эстетическое развитие осуществляется непосредственно через изобразительную деятельность дошкольников. В современной литературе термин «изобразительная деятельность» носит множество трактовок. Например, Т.С. Комаровой изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности [2, стр. 7]. По мнению Н.В. Микляева изобразительная деятельность — деятельность, которая носит моделирующий характер и художественно образное воплощение [3]. Согласно исследованиям Е.А. Екжановой изобразительная деятельность — это первый продуктивный вид деятельности, с помощью которого ребенок передает свои впечатления от окружающего его мира, выражает на бумаге, в глине и других материалах свое отношение ко всему происходящему [4].

Таким образом, изобразительная деятельность – продуктивный вид деятельности, позволяющий специфически образно познать окружающую действительность, передать впечатления человека с помощью большого разнообразия материалов.

Для эстетическо-художественного развития может быть полезна обогащенная изобразительная деятельность: в рисунках дети имеют все шансы показать всевозможные сюжеты; с детьми необходимо беседовать о замысле этих сюжетов, давать новые интересные для них темы, знакомить с разными видами изобразительного искусства (мелкой пластикой, графикой, живописью, скульптурой, декоративно-прикладным искусством), оказывать влияние на изобразительную деятельность. Дети будут знать жанры искусства, видеть многообразия линий, форм, будут определять цветовой колорит, композицию [5, стр. 51]. Согласно А.А. Митулигиной основными видами изобразительной деятельности является рисование, аппликация, лепка, художественный труд. Для старшей и подготовительной групп автор рекомендует использовать различные виды материалов: угольный карандаш, цветные мелки, пастель, сангину, которые расширяют изобразительные возможности детей [6, стр.68].

Таким образом, успешность дошкольника в изобразительной деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные навыки, умения, знания в процессе и находить оригинальные решения поставленных задач. У детей постоянно развивается творческое мышление, фантазия и воображение.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность кружковой работы как средства формирования художественно-эстетического развития дошкольников.

Гипотеза: кружковая работа является эффективным средством формирования художественно-эстетического развития дошкольников при следующих условиях:

1. При отборе различных нетрадиционных техник изобразительного искусства с учетом их направленности художественно-эстетическое развитие дошкольников.

2.При реализации различных нетрадиционных техник и приемов изобразительного искусства будут учтены возрастные и индивидуальные особенности детей.

3.Внедрение и усложнение композиции работ, техник, приемов будет организовано поэтапно, что обеспечит постепенное художественно-эстетическое развитие дошкольников.

Методологическую основу исследования составили: положения, выдвинутые в работах В.А. Белянкиной, Л.А. Ивановой, Л.Н. Волковой, исследуемых кружковую работу как одно из средств художественно-эстетического развития дошкольников. Проблема художественно-эстетического развития старших дошкольников посредством кружковой работы также подробна описана и рассмотрена в работах Н.А. Луцака, С.Г. Балантаевой, А.Н. Шориковой, С.В. Стецкой, Е.Ю. Щербаковой и др.

С целью выявления уровня сформированности художественно-эстетического развития воспитанников старшей группы было проведено экспериментальное исследование.

Исследование проводилось на базе МАДОУ «Детский сад № 38» г. Березники, Пермского края. Всего в исследовании приняло участие 14 детей старшей группы. В качестве методики в нашей работе применялась методика Н.В. Шайдуровой для оценки уровня художественно-эстетического развития воспитанников старшей группы.

По первоначальным полученным данным уровень художественно-эстетического развития дошкольников находится на низком уровне: отсутствие некоторой ориентировки в изображениях, части целого расположены хаотично, отсутствует стремление к полному раскрытию замысла рисунка, воспитанники мало проявляют самостоятельности в изобразительной деятельности и др. В ходе данного исследования разработана дополнительная образовательная программа «Радуга красок», направленная на художественно-эстетическое развитие, в структуре которой предложены различные виды занятий, содержащие нетрадиционные техники и приемы рисования: кляксография, тычкование ватными палочками, печатание (листьями, картофелем и пр. ), набрызг, рисование пальчиками, свечами, акварелью, гуашью, создание композиций из сыпучих веществ (соль, песок) и т.д. Применяя данные приемы и техники рисования дошкольники могут создать достаточно большое количество композиций высокого уровня, а также повысить уровень художественно-эстетического развития. При разработке программы был проведен отбор интересных заданий для дошкольников с учетом их направленности на художественно-эстетическое развитие воспитанников и с учетом возрастных особенностей и возможностей дошкольника. Главной формой работы на занятиях является специально организованная образовательная деятельность, которая осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Таким образом, данное исследование показывает практическую значимость изучаемой проблемы. Результаты изучения данной проблемы позволяют сделать вывод, что художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством кружковой работ не исчерпывает актуальности проблемы, а требует новых подходов и форм работы.

 

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт

https://fgos.ru/ [электронный ресурс] Режим доступа: file:///C:/Users/%D0%92%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B0/Downloads/fgos_ru_doshk.pdf.pdf (доступ свободный; 27.11.2018)

  1. Комарова Т.С. Значение изобразительной деятельности детей для их

всестороннего развития [Текст] / Т.С. Комарова // Педагогическое образование и наука. – 2015. – № 3. – C. 6-14.

  1. Микляева Н. В. Интеграция образовательного процесса на основе

художественно-эстетического воспитания [Текст] / Под ред. Н. В. Микляевой. – М.: ТЦ «Сфера», 2013. – 128 с.

  1. Екжанова Е.А. Изобразительная деятельность в системе воспитания и обучения дошкольников с умственной недостаточностью (умственно отсталые дети и дети с задержкой психического развития): дис. на соискание уч. степени доктора пед. наук, Московский государственный социальный университет. – Москва. – 2003. – 372 с .
  2. Кетова В.Н. Характеристика художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста [Текст] / В.Н. Кетова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2016. – № 4. – C. 50 – 53.

Митуликина А.А, Художественно-эстетическое развитие дошкольников в процессе изобразительной деятельности [Текст] / А.А. Митлукина // Вестник Академии знаний. – 2016. – № 2(17). – C. 64 – 71.

Приложения:

  1. file0.docx.. 28,7 КБ
Опубликовано: 06.12.2019

Искусство творить: почему искусство важно для развития детей в раннем возрасте

Изучение искусства — это не только развлечение и развлечение, но и познавательная деятельность. Вот несколько советов, как вырастить начинающего художника.

Дети от природы любопытны. С того момента, как они обретают контроль над своими конечностями, они работают, чтобы выйти в мир, чтобы увидеть, как все это работает. Они исследуют, наблюдают и имитируют, пытаясь понять, как работают вещи и как контролировать себя и свое окружение.Это неограниченное исследование помогает детям формировать связи в своем мозгу, помогает им учиться, а также весело.

Искусство — это естественное занятие, поддерживающее эту свободную игру детей. Свобода манипулировать различными материалами органичным и неструктурированным способом позволяет исследовать и экспериментировать. Эти художественные начинания и самостоятельные исследования не только веселые, но и познавательные. Искусство позволяет молодежи практиковать широкий спектр навыков, полезных не только для жизни, но и для обучения.

Навыки, которые практикует молодежь при участии в художественной деятельности, включают:

  • Мелкая моторика . Карандаши, мелки, мел и кисти помогают детям развивать мелкую моторику. Эта разработка поможет вашему ребенку писать, застегивать пальто и выполнять другие задания, требующие контролируемых движений.
  • Познавательное развитие . Искусство может помочь детям научиться и практиковать такие навыки, как формирование рисунка и причинно-следственная связь (например, «Если я очень сильно нажимаю мелком, цвет становится темнее».»). Они также могут практиковать навыки критического мышления, составляя мысленный план или картину того, что они намереваются создать, и следуя своему плану.
  • Математические навыки. Дети могут учиться, создавать и понимать такие понятия, как размер, форма, сравнение, счет и пространственное мышление.
  • Знание языков. По мере того, как дети описывают и делятся своими произведениями искусства, а также своим процессом, они развивают языковые навыки. Вы можете стимулировать это развитие, активно выслушивая и задавая в ответ открытые вопросы.Это также отличная возможность выучить новые словарные слова, касающиеся их проекта (например, текстуры).

Свобода выражения не только помогает молодежи развить важные навыки, но и полезна для общего здоровья и благополучия. Предоставление ребенку возможности творчества поможет снять стресс и проработать все, что происходит в его жизни. Поощряя художественное самовыражение, вы можете облегчить обучение.

Хотите поддержать творческий путь вашего ребенка? Вот несколько советов от Отделения Университета штата Мичиган:

Расскажите ребенку об его работе. Часто бывает трудно расшифровать детские рисунки, даже если ребенок точно знает, что это такое. Когда мы спрашиваем: «Что это?» мы говорим, что он должен выглядеть как то, что мы узнаем. Вместо этого задавайте открытые вопросы, например «Расскажите мне о своей фотографии». Вы также можете описать конкретные вещи, которые делает ваш ребенок, например: «Вы делаете короткие линии, я вижу, вы используете красный, зеленый и синий». Вы также можете описать действия вашего ребенка или материалы, которые он использует, сказав такие вещи, как: «Вы используете мягкую кисть, я заметил, что вы делаете маленькие кружочки, вы используете два карандаша одновременно!»

  • Подражайте своему ребенку . Вместо того, чтобы рисовать свою картинку, сядьте с ребенком и подражайте его действиям. Нарисуйте большие каракули, маленькие линии или потренируйтесь рисовать круги. Если ваш ребенок сосредоточен на том, что вы рисуете, или на том, насколько «хороша» ваша картинка, у него меньше шансов проявить творческое воображение самостоятельно.
  • Возможность выбора . Соберите для своего ребенка широкий спектр материалов, например, краски, цветные карандаши, мел, пластилин, маркеры, мелки, масляную пастель, ножницы и штампы. Смешайте его, добавив неожиданные материалы, такие как ватные палочки, динозавров, сухие макароны или бобы.
  • Поддержите, а не ведите. Вы когда-нибудь замечали, что занятия становятся намного менее увлекательными, когда их кто-то продиктовал? То же самое и с детьми — пусть они сами решают, какие материалы они хотят использовать и как и когда их использовать. Может быть, они захотят отделить бумагу от мелка и использовать ее вдоль бумаги вместо того, чтобы писать кончиком.
  • Держите его открытым. Вместо того, чтобы сидеть и обдумывать конкретный план или результат, позвольте вашему ребенку исследовать, экспериментировать и использовать свое воображение.Они могут устроить большой беспорядок или несколько раз передумать — все это часть творческого процесса.
  • Сосредоточьтесь на процессе, а не на продукте . Поощрение вашего ребенка к действию неструктурированного искусства помогает ему работать с внутренней мотивацией. Он учит их свободно выражать свои мысли, не беспокоясь о том, что думают другие. Если конечному продукту уделяется много внимания или мы тратим много энергии на восхваление конечного результата, ребенок с большей вероятностью будет делать что-то, чтобы получить ваше одобрение, вместо того, чтобы делать то, что он хочет.Часть сосредоточения на процессе включает в себя поощрение усилий; исследование и усилия важнее конечного продукта. Обратите внимание на их упорный труд!
  • Давай. Пока ребенок в безопасности (т. Е. Не бегает с ножницами), позвольте ему исследовать. Они могут тратить большую часть времени на то, чтобы затачивать цветные карандаши, вместо того, чтобы рисовать ими. Дети учатся, играя, исследуя, методом проб и ошибок. Когда мы даем им свободу открывать, они учатся создавать и экспериментировать новыми и новаторскими способами.

Заставьте вашего ребенка творить и учиться. Все, что вам понадобится, — это кисть и непредвзятость.

Другие статьи о развитии ребенка, воспитании детей и многом другом можно найти на веб-сайте MSU Extension.

Вы нашли эту статью полезной?