Художественное развитие дошкольников: Консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа): Художественно-эстетическое развитие дошкольников в детском саду

Содержание

Художественное развитие дошкольников | Мама, папа и малыш!

Для того чтобы ребенок вырос духовно развитой личностью,  ему необходимо  с самого детства прививать чувство прекрасного, знакомить с предметами искусства, заинтересовать различными видами творческой деятельности.  Художественное развитие дошкольников  является достаточно сложным процессом, поэтому задание  воспитателей и родителей – вовремя выявить и направить детские таланты в нужное русло.  Как и когда следует начинать и каким образом действовать?

Давайте на примере этой статьи разберемся.

Что лежит в основе художественного развития дошкольника?

В большинстве случаев художественное  развитие  организовано  таким образом, что к  каждому ребенку  воспитатель находит особый личностный подход. В детском саду дошкольники занимаются рисованием, лепкой, аппликацией, танцами, пением.  «Каждый ребенок талантлив» — утверждение верное. В любой дошкольной группе детсада один ребенок лучше танцует, другой – имеет музыкальный слух, еще кто – то – рисует  «ну почти как художник» или с удовольствием разучивает роль в будущем театральном представлении…

Художественное  развитие дошкольников  включает  такие составляющие:

  • Изобразительное и декоративно – прикладное  творчество (то же рисование красками или карандашами, роспись пасхальных яиц, оригами). При этом у дошкольника развивается чувство цвета, умение сочетать различные компоненты, создавать композиции.
  • Музыкальное творчество. Дошкольник  имеет чувство ритма и слуха, «на лету схватывает мелодию», в точности повторяет ноты, заданные музыкальным руководителем во время разучивания новой песни.  Таких деток частенько назначают  солистами.
  • Театральное творчество. Ребенок одарен способностью выразительно передавать  эмоции и чувства посредством  мимики, слов и жестов.

Как формируется художественное развитие дошкольников?

Как известно, большее количество времени дошкольник проводит в стенах детского сада. Именно там ребенок получает первые навыки творчества, учится думать и анализировать.

В процессе формирования художественного развития дошкольников воспитатели ставят перед собой определенные цели. Давай рассмотрим на примере таблицы. 

Поставленные цели Что нужно делать

Сформировать навыки передачи своих эмоций и впечатлений от окружающего мира

Учить ребенка художественно воспринимать жизненные явления

Помогать дошкольнику  при создании образа окружающих его предметов

Помочь дошкольнику получить первый опыт в   изобразительном искусстве

Учить переносить на свое творение цвет, пропорции, внешний вид предмета. Например,  если ребенок рисует вазу, то он старается максимально точно передать на бумаге все параметры предмета.

Развить технические навыки

Учить  дошкольника работать с различными материалами, такими как карандаши, краски, фломастеры, пластилин.

Итак, мы видим, что большое значение в процессе художественного развития имеет то, насколько налажен творческий контакт между взрослым и ребенком.

Что касается родителей дошкольников, то им желательно:

  • Приобщать детей к искусству, посещая музеи и выставки
  • Поддерживать желание ребенка творить: рисовать, вырезать, клеить и лепить
  • Развивать музыкальные и творческие  наклонности дошкольника. Многие дети, например,  любят петь  «на публику». Важно  направить  и поддержать стремления ребенка в такой деятельности

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что художественное  развитие дошкольников – процесс долгий и трудоемкий. В наших силах сделать так, чтобы ребенок приобрел навыки, развил способности и научился мудрости познания окружающего мира.

Методическая разработка (старшая группа) на тему: «Художественно-эстетическое развитие дошкольников»

 «Художественно-эстетическое развитие»

Средства эстетического развития дошкольников.

Эстетическое воспитание детей осуществляется путем ознакомления детей с эстетикой быта, с прекрасным в труде, в природе, общественных явлениях, и средствами искусства.

Научить ребенка чувствовать и понимать красоту жизни — большая и трудная задача, которая требует длительной работы взрослых.
Стены родного дома, вещи, окружающие ребенка с первых лет жизни, обладают большой силой воздействия.

Удобная мебель, гармоничное сочетание цветовых пятен, предметы искусства, общий стиль оформления помещения — все это, воспринимаемое зрением, осязанием, находит отражение в памяти, сознании малыша.

Эстетика быта детского сада проявляется в художественной простоте, в продуманном подборе предметов обихода, где каждая вещь имеет свое место, где нет ничего лишнего. Окраска стен должна быть спокойной, светлых тонов. Требования к оформлению детского сада определяются задачами охраны жизни и здоровья детей, содержанием воспитательной работы с ними.

Главными среди них являются:

1.Целесообразность,практическая оправданность обстановки.

2.Чистота,простота,красота.

3.Правильное сочетание цвета и света, создающее зрительный контраст, обеспечивающий видимость каждого предмета. Например, бледно-желтые нарциссы рядом с синей водой аквариума усиливают красочность окружающего.

4.Все компоненты оформления должны составлять единый ансамбль.
Особое место в оформлении группы должно принадлежать изобразительному искусству: картинам, эстампам, предметам прикладного искусства. Это расширяет эстетические представления детей, создает основу понимания произведений искусства, доставляет художественное наслаждение, вызывает желание самому нарисовать узор, цветок, сделать красивую игрушку.

Изображенные на картинах сюжеты должны быть доступными пониманию детей. Это — труд людей, жизнь детского сада, пейзажи, натюрморты, жизнь птиц и животных, сказочный мир. Во всех группах могут быть использованы натюрморты, эстампы с изображением животных, картины со сказочной тематикой. Пейзажи рекомендуется использовать в средней, старшей и подготовительной к школе группах. Старшие дошкольники проявляют большой интерес к репродукциям картин знаменитых художников: «Грачи прилетели» Саврасова, «Золотая осень», «Март» Левитана, пейзажи Шишкина, «Аленушка», «Царевна и серый волк» Васнецова, «Девочка с персиками» Серова, «Сирень» Кончаловского и др.

В комнате следует иметь не более 2—3 картин. 

Хорошо, когда есть одна большая картина, особо привлекающая внимание детей, и две-три меньшего размера. Картины должны быть хорошо освещены, не мешать одна другой, поэтому не следует помещать их слишком близко.

Менять картины и эстампы следует с учетом времени года, задач воспитательной работы с детьми.

Например, хорошо вывешивать картины, связанные с темой предстоящей беседы, чтением художественного произведения, игрой.
Важное место в оформлении детского сада должно принадлежать произведениям народного прикладного искусства.

Во всех группах должна быть представлена хохлома (мебель в книжном уголке и один-два предмета, которые меняются). Хорошо иметь веселую дымковскую игрушку, жестовские подносы, произведения из керамики. Разумеется, мало окружить детей красивыми вещами, надо научить их видеть красоту, беречь ее, ценить. Поэтому воспитатель должен обращать их внимание на чистоту помещения, на красоту, которую вносят цветы, картины, поощрять попытки самих детей украсить комнату.

Всему этому надо учить постепенно. Например, наблюдая вместе с детьми за работой няни, воспитатель подводит их к выводу, что она не только следит за чистотой, но и создает уют в комнате. Хорошо убранное, сверкающее чистотой помещение становится красивым. И дети сами постепенно привыкают поддерживать чистоту и порядок сначала при помощи взрослых, затем по их напоминанию, а к старшей группе уже самостоятельно.
С первых лет жизни детей надо приучать к эстетике внешнего вида в сочетании с культурой поведения.

В этом отношении одним из сильнейших средств воздействия является пример самого воспитателя, единство его внутренней и внешней культуры.
Мощным средством эстетического воспитания служит родная природа. Особенно ярко и глубоко воспринимается ее красота в детстве и, запечатленная в чувствах и мыслях, проносится через всю жизнь человека.

Воспитатель раскрывает детям мир природы, помогает им увидеть ее прелесть в капле росы на бутоне, и в переплетении трав, и в красках заката… Надо только видеть эту красоту самому и найти слова, доступные сердцу ребенка. Неоценимую помощь в этом ему окажут художественные произведения о природе, которые он должен хорошо знать и умело использовать.

Общественная жизнь, труд людей, с которыми ребенок постоянно сталкивается, также являются важным средством эстетического воспитания. Слаженный труд строителей вызывает у детей желание создать хорошую постройку, действовать дружно, быть внимательными друг к другу. Описание труда моряков, летчиков, учителей, врачей не только знакомит дошкольников с этими профессиями, но и вызывает желание подражать им. Все это отражается в их играх, способствует воспитанию нравственных и эстетических чувств.

Поэтому воспитатель основательно готовится к проведению экскурсий, в процессе которых дети получают и накапливают необходимый им чувственный опыт. Экскурсии при правильной подготовке и проведении расширяют кругозор дошкольников, учат их видеть, сопоставлять, обобщать, что составляет основу для развития творческого воображения и способностей. В процессе целевых наблюдений и экскурсий педагог обращает внимание детей не только на существенные черты того или иного явления, но и на красоту слаженного труда, преобразующего природу, на благородство взаимоотношений между людьми, построенных на взаимопомощи, товариществе и заботе друг о друге. То, что по-настоящему взволнует детей, обязательно отразится в их играх, рисунках, рассказах.
Улицы, здания, памятники также способствуют эстетическому и нравственному воспитанию детей. Знакомство с их красотой и своеобразием начинается с самого простого и близкого: со здания детского сада, со своей улицы.

С возрастом и накоплением знаний тематика ознакомления детей с достопримечательностями города, села расширяется.

И где бы ни жили дети, в старших группах их обязательно знакомят со столицей нашей Родины Москвой, ее Красной площадью.
В процессе этой работы воспитатели дают детям представления о некоторых архитектурных особенностях построек и ансамблей, обращают внимание на своеобразие отдельных форм и линий, на целесообразность архитектуры, на то, как она вписывается в природный пейзаж. Эти впечатления дети отражают в строительных играх. Их постройки становятся все более сложными и красивыми. Отдельные здания, мосты, вокзалы начинают объединяться в творчестве детей в ансамбли улиц.
Многогранным и неисчерпаемым средством эстетического воспитания является искусство. Оно знакомит детей с жизнью всей страны, воспитывает любовь к Родине, к ее честным, добрым, мужественным людям. Произведения искусства являются богатым источником радости, эстетического наслаждения, духовного обогащения.

Детям доступны многие его виды: литература, музыка, живопись, скульптура, театр, кино. Каждый вид искусства своеобразно отражает жизнь и оказывает свое особое влияние на ум и чувства ребенка.
С первых лет жизни детей сопровождает устное народное творчество, детская литература. Особое место в их жизни занимают сказки. Высокую оценку дал им А. С. Пушкин: «Что за прелесть эти сказки… каждая из них есть-поэма».Не все можно выразить словами. Есть такие оттенки чувств, которые глубже и полнее всего могут быть выражены в музыке. П. И. Чайковский писал: «Там, где бессильны слова, во всеоружии своем является более красноречивый язык — музыка». Музыка обостряет эмоциональную отзывчивость. Она необходима ребенку. «Детство так же невозможно без музыки, как невозможно без игры, без сказки» — в этом был убежден В. А. Сухомлинский.

Изобразительное искусство также необходимо ребенку.

Оно дает ему богатые  зрительные образы.
На праздниках в детском саду разные виды искусства воздействуют на детей в своеобразии и единстве. Праздники оказывают сильное впечатление на дошкольников, надолго сохраняются в их памяти и служат важным средством эстетического воспитания. Высоки требования, предъявляемые к искусству для детей. Произведения, которые отбираются для дошкольников, должны быть высокохудожественными, доступными для понимания, отвечать задачам коммунистического воспитания.
Художественный материал для каждой последующей возрастной группы постепенно усложняется в связи с углублением задач эстетического воспитания. Это учтено в «Программе воспитания в детском саду», где определены художественные произведения для каждой возрастной группы.
Наконец, очень важно качество исполнения художественных произведений для детей, от которого во многом зависит эстетическое воспитание ребенка.

Ведущее место в осуществлении эстетического воспитания принадлежит детскому саду. Но велика и роль семьи. Только при единстве воздействий детского сада и семьи возможно полноценное осуществление задач эстетического воспитания.

Не каждый из детей станет музыкантом или художником, но у каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования.

Воспитатель помогает семье создать необходимые условия для правильного эстетического воспитания детей. Он рассказывает о важности эстетики быта, советует, что читать детям, какие пластинки для слушания музыки приобрести, добивается, чтобы у ребенка в семье было все необходимое для проявления детского творчества: альбом, карандаши, краски, игрушки, книги. Установление преемственности в эстетическом воспитании детского сада и семьи формирует первоосновы духовной культуры, которой должен обладать человек.

Понятие, целевые ориентиры,  задачи художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.

Понятие художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.

Каждый взрослый и ребенок постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении — везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. В настоящее время проблема художественно — эстетического воспитания, развитие личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед ОУ.Б.Т. Лихачев дает определение эстетическому воспитанию, как целенаправленному процессу творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности. Эстетическое воспитание — это целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Стимулируя интегральный способ общения с миром, эстетическое воспитание учит ребёнка на всех уровнях его природно-культурной организации и во всех формах поведения гармонизировать мир и продукты своей деятельности, себя и своё общение с другими людьми.

Задачи художественно-эстетического развития в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования:

  • Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
  • Становление эстетического отношения к окружающему миру;
  • Формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
  • Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
  • Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

Целевые ориентиры художественно-эстетического развития 

•  Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в изобразительной деятельности.

•  Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к
разным видам изобразительной деятельности, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

•  Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, со
переживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет
свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.

•  Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.

•  Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым
другими.

•  Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в
разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет
подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.

•  Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать
свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей,
чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

•  У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

•  Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным
нормам поведения и правилам в изобразительной деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения.

•  Проявляет ответственность за начатое дело.

•  Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и
сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается
самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;
способен к принятию собственных решений, опираясь
на свои знания и умения в изобразительной деятельности.

•  Открыт новому, то есть проявляет стремления к получению знаний,
положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе.

•  Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства.

•  Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее многонациональности, важнейших исторических событиях.

•  Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.

•  Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.

Статья по теме: Художественно-творческое развитие дошкольников

ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕДОШКОЛЬНИКОВ

        Проблема художественно-творческого развития волнует умы учёных исследователей со времён античности. Этот феномен человеческой деятельности рассматривается многими учеными, как «наивысшее проявление человеческого бытия» (И. Кант, Ф. Шеллинг).

Как вырастить из ребенка творческую личность? Проблема развития детского творчества является одной из самых актуальных, ведь речь идет о формировании индивидуальной, единственной в своём роде , личности на первых этапах её становления.

Почти все дети любят рисовать, лепить, делать разнообразные поделки. Для дошкольника это не просто приятное время препровождения, но и идеальный способ для развития мелкой моторики. В современных педагогических и психологических исследованиях доказано, что занятия творчеством дает толчок умственному и эстетическому развитию детей в дошкольном возрасте.  Это отмечали в своих трудах М.А. Ветлугина, Т.С. Комарова, А.А. Венгер и др.

Художественное развитие детей дошкольного возраста позволяет родителям и воспитателям выявлять способности у одарённых детей. С помощью художественного развития можно развивать творческий потенциал всех детей без исключения. Ребенок ещё в дошкольном возрасте научится ценить прекрасное.

Самое важное условие для раскрытия творческих способностей детей -это создание общей атмосферы комфортности, свободы и увлеченности. Каждый ребёнок должен чувствовать себя успешным в своих творческих начинаниях.

Занятия изобразительной деятельностью с самыми маленькими имеют цель-развитие творческого начала, самостоятельности и активности, видеть и чувствовать красоту окружающего мира и сохранить свою индивидуальность в процессе социализации. На занятиях изобразительной деятельностью дети учатся видеть прекрасное во всех его проявлениях, постигают сущность добра и зла. Детей учат понимать и различать другие виды искусства.

Стремление к созиданию ради самопознания — это «встреча с собой» (А.А. Мелик-Пашаев). Психологи утверждают, что в своих работах ребёнок узнаёт, на что способен. Учёные отмечают, что детская художественно-творческая деятельность универсальна и подвижна (В.В. Давыдов), инициативна и бескорыстна (Н.Н. Подъяков), избыточна (В.А. Петровский).

В дошкольном возрасте для развития художественно-творческой деятельности важно практическое экспериментирование, через игру сказку, собственную фантазию.

Большую роль в формировании детского художественного творчества играет воображение. Воображение влияет на чувства, а чувства на воображение. Стремление маленьких творцов к новизне, получению новых знаний толкают на освоение новых способов изображения, к экспериментам с материалами, созданию новых художественных образов.

Доказано, что художественное творчество детей формируется в условиях организованного процесса. Необходима определённая основа для его развития. Но никакое усвоение и овладение опытом невозможно без творческой активности. Творчество – это обязательное условие для полноценного развивающего обучения.  Дошкольный возраст является сензитивным к художественно — творческой деятельности, он в полной мере способствует самоутверждению и самовыражению формирующейся личности. Художественное творчество ребёнка – дошкольника является созданием «собственного продукта», в который он вложил свои знания, умения, эмоции, воображение, в конце концов, свое личностное понимание поставленной задачи и пути её решения.

Огромное значение для художественно – творческого развития детей имеет «интерес». А.А. Блащук считает составными элементами: эмоциональные проявления, характеризующие познавательную и творческую активность, волевые усилия для получения результата творческой деятельности.

Учёные выделили три основных компонента художественно – творческой деятельности детей – дошкольников: восприятие, исполнительство и творчество. Исследователи (Н.А. Ветлугина, О.П. Рыданова, Т.С. Комарова, Т.К. Васильева) утверждают, что только при разумном сочетании этих компонентов происходит художественно – творческое развитие ребенка.

Для успешного художественно – творческого развития  нужно создать индивидуальные условия для каждого ребёнка. Сложность используемых приёмов и методов находится в прямой зависимости от возраста и особенностей психики малыша на разных уровнях его развития.

Детское художественное творчество может носить не только профессионально – ориентированный характер. Но и решать задачи социально – культурного развития ребёнка. Работу необходимо выстраивать таким образом, чтобы каждый ребёнок мог порадоваться своему собственному результату или совместному с другими детьми или взрослыми, поделиться своими достижениями друг с другом, взаимопомощи и взаимовыручке. Применение нестандартных приёмов, форм обучения позволяет развивать художественное мышление, творческое воображение, исследовательскую деятельность.

Эстетическое воспитание – воспитание чувств, на которых основано сознание и интеллект. Когда чувства находятся в гармонии с окружающим миром, формируется гармоничная всесторонне – развитая личность.  

Художественное развитие детей

Важность искусства в развитии ребенка трудно переоценить. В последние годы  школьные программы перешли к общим основным предметам чтению, русскому языку и математике, но как насчет художественного развития? Хотя некоторые могут считать художественное образование роскошью, научиться создавать и ценить визуальную эстетику может быть так же важно для ребенка, как и решение уравнений.

 

Художественное развитие детей через изобразительное искусство

 

Дети любят внимательно разглядывать даже обычные вещи, умение подмечать детали может хорошо повлиять на умение передавать это на бумаге и других материалах. Умение рисовать развивает внимание, память и усидчивость. Один очень интересный эксперимент, который вы можете попробовать, представляет собой как раз упражнение на внимательность. Попросите своих детей описать свою любимую игрушку и нарисовать ее. Обратите внимание на детали. Дети, скорее всего, нарисуют предмет символически, но обязательно задумаются, какие усы у кошки или какой формы ухо собаки, сколько перьев в хвосте попугая. Затем попросите их нарисовать картину, глядя на своего питомца или игрушку. Они будут очень внимательны. Вы будете очень удивлены тем, какая разница будет между этими двумя рисунками.

Просто давайте детям спокойно порисовать каждый день, не осуждая и не критикуя их творения. Не должно возникнуть и чувства, что они должны «производить продукт», учите просто следовать вдохновению и не огорчаться из-за неудач. В любом случае, рисование будет стимулировать детское воображение и обогащать жизнь новыми красками.

 

Художественное развитие детей через чтение книг

 

Чтение является фундаментальным навыком для функционирования в современном обществе. В школе детям прививают не только само умение складывать буквы в слова, но и любить родной язык и хорошую литературу. Многим знаком тот факт, что при обилии детской литературы дети не любят читать. Родители должны обратить на это внимание и с раннего возраста подавать личный пример, чтобы развитие малыша было гармоничным.

Чтение развивает ум. Обучение маленьких детей читать помогает им развивать свои языковые навыки. Чтение также помогает им научиться слушать. Нигде, как в книгах они не откроют столько новых вещей.

Чтение развивает воображение. Читая, ребенок может оказаться в любой точке мира. Он может почувствовать  себя царем или авантюристом, принцессой или волшебницей. Думая и переживая жизни героев, юный человечек ищет свое место в жизни, учиться жить и принимать важные решения.

Чтение стимулирует творчество. После чтения интересной захватывающей книги можно предложить ребенку придумать лучшее окончание или что-нибудь, что улучшило бы сюжет. Историю можно проиллюстрировать своими рисунками или составить другую с теми же персонажами.

 

Художественное развитие детей через прослушивание музыки

 

Не важно, обладает ли ваш ребенок выдающимися музыкальными данными или нет, исследования показывают, что обучение музыке благотворно влияет на умственное и духовное развитие детей. Недавние исследования показали, что музыка использует оба полушария мозга, что делает ее ценным инструментом развития. Музыка благотворно влияет на успехи ребенка в учебе, эмоциональное, физическое и духовное развитие.

Музыка влияет на развитие грамотности. Дети, которые поют, играют на музыкальном инструменте или слушают музыку под руководством учителя,  слышат и воспринимают ее по-новому. Это активизирует мозговую деятельности и все психические процессы.

Музыка пробуждает эмоциональность. Каждый ребенок нуждается в художественном «источнике питания», музыка может дать ему это. Звуки помогают чувствовать этот мир, восхищаться прекрасным, они способны пробудить все хорошее в человеке.

Музыка – это подарок, который вы можете дать своему ребенку, и он останется у него на всю жизнь.

 

Художественное развитие детей через просмотр фильмов

 

Иногда родители недовольны тем, что детей не оторвать от телевизора. Воспользуйтесь привычкой ребенка сидеть у телеэкрана и посмотрите вместе с ним хорошее семейное кино. Формируйте хороший вкус ребенка. В детских фильмах часто показывают мир глазами ребенка, они несут важную информацию для юного зрителя. Там можно найти ответы на вопросы, выбрать модель поведения и посмотреть на себя со стороны.

Совместный просмотр хороших фильмов благотворно влияет на психическое развитие ребенка: у него развивается уверенность в себе и чувство общности, вовлеченности в социум. Важно делиться мнением и впечатлениями после просмотра. Это имеет положительное влияние на восприимчивость детей к обучению, на их способность критически мыслить и грамотно излагать идеи. На сегодняшний момент существует великое множество документальных фильмов, которые развивают любознательность, повышают интеллектуальный уровень.

 

Художественное развитие детей через создание чего-либо своими руками

 

Создание творческих проектов, вообще, создание чего-то своими руками имеет важное значение для ребенка любого возраста. Часто эти попытки пугают родителей тестом в ковре, шалашом из одеял и подушек  и клеем в волосах. Тем не менее, мастерить поделки с детьми это очень увлекательно.

Манипулирование предметами с самого раннего возраста обеспечивает хорошую моторику. Это является основой для чистого и четкого письма. Со временем, после большего количества практики, пальцы малыша становятся способными управляться с ножницами, пластилином или напильником.

В дополнение к двигательным навыкам и выносливости, развивается творческий потенциал. Ребенок способен создавать настоящие произведения искусства.

В принципе, для создания поделки подходит все, что не является опасным для ребенка. Это могут быть повседневные вещи, такие как пакеты, прищепки или пробки, а также  природные материалы: камни, листья, ракушки или мох. В магазинах или специализированных магазинах, вы найдете огромное количество материалов: специальная бумага, войлок, поролон, бусины из стекла, дерева или пластика и т.д. Работа с различными материалами стимулирует творчество и способствует развитию мозга.

 

Художественное развитие детей должно стать важнейшей стороной воспитания и образования. Ребенок должен развиваться гармонично. Это происходит за счет развитие всего его потенциала и всех задатков. Обучение творчеству в разных его формах развивает визуально-пространственные навыки, предоставляет источник информации о мире. Художественное образование учит ребенка интерпретировать, критиковать и использовать визуальную информацию. В искусстве дети могут выразить себя и свою индивидуальность и стать полноценной личностью.

 

Автор статьи: Погодаева Ольга Александровна

Статья на тему: Особенности художественно — эстетического развития детей дошкольного возраста

Особенности художественно — эстетического развития детей дошкольного возраста

Эстетическое воспитание — это целенаправленный процесс творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности (Лихачёв Б. Т.)

Эстетическое воспитание — необходимое условие для формирования человека высокой культуры. Под эстетическим воспитанием педагогика понимает воспитание способности воспринимать, правильно понимать, оценивать и создавать прекрасное в жизни и искусстве .

Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством эстетического воспитания. Реализуя полноценное эстетическое воспитание и развитие ребенка, педагог обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал

Исследователи Выготский Л. С., Запорожец A. В., Зеньковский В. В., Леонтьев А. Н., Мухина B. С., Эльконин Д. Б.утверждают, что эмоционально-чувственные переживания составляют основу контактов ребенка с действительностью. Вне эмоционально-чувственного отношения к миру, вне развития этих отношений невозможно целостное развитие личности ребенка. Эстетическое отношение к окружающему формируется у ребенка в процессе жизни, в связи с его общим психическим развитием при определяющем влиянии воспитания. Психологи подчеркивают, что на общее психическое развитие ребенка оказывает влияние восприятие прекрасного в жизни и в искусстве.

Шацкая В. Н. ставит перед эстетическим воспитанием следующую цель: «Эстетическое воспитание служит формированию способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а также стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты» инают развиваться с самого раннего возраста в условиях социального окружения и активного педагогического руководства

Развитие детей раннего возраста следует рассматривать как подготовительный этап к эстетическому освоению окружающего мира. Начинается он с развития различительной чувствительности всего сенсорного аппарата и эмоционального отклика на восприятие наиболее ярких свойств и качеств предметов и явлений. Ребенок радостно реагирует еще только на отдельные наиболее яркие качества: на ритмические движения, музыкальные звуки, чистые яркие цветовые тона, на лицо матери, ее улыбку, ласковую речь. Весь первый год жизни активно совершенствуются сенсорно-эмоциональная восприимчивость детей. Постепенно на втором году жизни у детей происходит совершенствование восприятия: ребенок воспринимает не только свойства действительности, но и отдельные средства эстетической выразительности в некоторых произведениях искусства. У него возникают адекватные реакции на контрастные выразительные средства в произведениях искусства: веселую и грустную мелодию, быстрый и медленный темп, громкое и тихое звучание музыки и т.д

В младшем дошкольном возрасте происходят дальнейшие изменения в эстетическом развитии ребенка. Повышается восприимчивость к художественным произведениям, к некоторым элементам их художественной формы, например к ритму, рифме, цвету. У детей становятся более разнообразными реакции и на содержание произведения в целом, активно развивается подражание в простейших видах художественной и игровой деятельности, формируются новые интересы и потребности. Все это свидетельствует о наличии эстетического характера художественной деятельности малышей.

В среднем дошкольном возрасте происходит существенное развитие детского восприятия, его точности и дифференциальности. Вместе с тем эстетическое восприятие продолжает характеризоваться фрагментарностью; оно тесно связано с личным опытом ребенка, его интересами. У детей отчетливо проявляется стремление к творчеству, самостоятельному решению поставленной задачи в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности. Они становятся способными сознательно добиваться выразительности образа в танце, в пении, в драматизации .

К концу старшего дошкольного возраста постепенно у детей формируется эмоциональная отзывчивость на выразительные различные средства в их сочетании, на простейшие художественные образы. Они начинают не только видеть, но и осознавать первоначальные эстетические качества в произведениях искусства. У детей формируется интерес к прекрасному в окружающей жизни .

Эстетическая жизнь ребенка замечательна своим универсализмом — и этим наиболее отлична она от эстетической жизни взрослых: все прекрасное, в какой бы ни было оно форме, привлекает и увлекает его. Ребенок любит и музыку, и сказку, и рисование, и лепку, и танцы, и сценические представления. Ему совершенно чужда черта, столь часто встречающиеся у взрослых: он не знает нашего сосредоточения на одном — двух видах искусства — он любит все виды искусства.

Среди взрослых не мало людей, которые поклоняются прекрасному, когда оно предстает лишь в определенной форме — одни любят поэзию и равнодушны к музыке, к живописи, другие любят живопись, скульптуру, но не любят поэзии и т.д. Дети же любят все прекрасное — и эта универсальность эстетических интересов ребенка находит полное свое выражение в универсальности эстетической активности у детей: они любят, и рисовать, и петь, и лепить, и слушать сказки, играть на всех инструментах и танцевать. Ничто прекрасное не оставляет его равнодушным. Другая характерная черта детской эстетической жизни заключается в творческом ее характере: он никогда не может ограничиться эстетическим восприятием, он неизменно стремится к творчеству, пользуясь всеми доступными ему средствами .

Эстетическое воспитание имеет свои специальные задачи, которые делятся на две группы. Первая группа направлена на формирование эстетического отношения к окружающему миру. Предусматривается следующее: развивать умения видеть красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного. Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, музыкально-ритмическим движениям; развитие словесного творчества].

Каждой группе задач эстетического воспитания соответствуют свои методы. Первая группа задач направлена на приобщение детей к искусству, на развитие у дошкольников эстетического вкуса, понимание прекрасного. Ведущими методами для решения этих задач являются показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого. Показ, как метод воспитания, используется при первичном знакомстве с предметом эстетической действительности. Воспитателю важно определить объект показа и создать условия для того, чтобы внимание детей было сосредоточено на том, что им показывают].

При использовании этих методов очень важно, чтобы воспитатель умел показывать детям свои чувства, свое отношение, владел способами выражения чувств. Вторая группа задач связана с формированием навыков художественной деятельности. Для решения этих задач, в качестве ведущих, требуются практические методы: показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций. Важно находить такие методы и приемы, которые бы поддерживали у детей желание участвовать в художественной деятельности разных видов. Названные группы задач дадут положительный результат лишь при условии их тесной взаимосвязи в процессе реализации .

Таким образом, особенности эстетического развития детей дошкольного возраста действительно занимают важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ними стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом

Статья на тему: «Художественно-эстетическое развитие дошкольников по ФГОС»

Художественно-эстетическое развитие дошкольников

по ФГОС

Получить в детстве начало эстетического воспитания – значит на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству

Н.А. Ветлугина

В соответствии с ФГОС, эстетическое и художественное развитие имеет смысл расценивать как самостоятельные сферы развития ребёнка-дошкольника. Дети наделены природным естественным тяготением к открытию и познанию мира прекрасного, поэтому перед педагогом стоит задача по трансформации этого интуитивного чувства в осознанную деятельность.

Художественно-эстетическое развитие — процесс и результат становления и углубления способностей визуального и эмоционального восприятия красоты внешнего мира, сферы искусства, а также развитие самостоятельной творческой активности в мире прекрасного.

Программа для детей-дошкольников включает несколько этапов:

3–4 года — позитивная эмоциональная реакция на изображение при узнавании знакомых или ценных в понимании ребёнка предметов на картинке. Психоэмоциональный уровень развития, а также степень развития абстрактного мышления и воображения пока не позволяет говорить о восприятии художественного образа. Оценочная мотивация носит простой, житейский, субъективный характер, например, выбрал эту фотографию, потому, что на ней изображена игрушка, а она мне нравится.

5 лет — ребёнок не только обращает внимание, но и начинает осознанно воспринимать привлекательные эстетические качества произведения искусства. Дети в этом возрасте способны испытывать чувства эмоционального удовлетворения, созерцая цветовую палитру картины, реже они отреагируют на композиционное решение и особенности формы.

6–7 лет — воспитанники способны преодолеть ограниченность буквального восприятия внешних очевидных признаков изображённых объектов. Уровень развития образного мышления даёт возможность улавливать тонкую внутреннюю характеристику изображённых художественных предметов.

Условия, стимулирующие переход ребёнка на новый качественный уровень художественно-эстетического развития: грамотное обустройство материально-культурной пространственной среды, она должна включать объекты, привлекательные для созерцания и изучения; высокий уровень профессиональной компетентности и личностных качеств педагогического коллектива, осуществляющего эстетическое воспитание детей; интерес и внимание к творческим экспериментам ребёнка, желание заметить и услышать его мысли и переживания; продуманная целенаправленная педагогическая деятельность по организации эстетического восприятия воспитанников.

Цель эстетического воспитания в педагогическом определении:        

  • Формирование и совершенствование эстетического вкуса, воспитание чувства прекрасного.
  • Становление и развитие в личности ребёнка способности любить и ценить красоту окружающего мира, наслаждаться созерцанием прекрасного в сфере искусства и в обыденной жизни.
  • Выработка глубокого понимания и грамотной оценки объектов искусства.
  • Актуализация созидательных способностей личности и их воплощение в активной самостоятельной творческой деятельности по созданию прекрасного в жизни.
  • Формирование морально-этических общечеловеческих норм и ценностей, достижение высокого уровня общей эрудированности, расширение сферы эстетических интересов.
  • Осознанная творческая работа способствует развитию культуры мышления и речи, волевых качеств личности, навыков самоорганизации, внутреннего контроля и дисциплины.

Задачи художественно-эстетического развития уточняются в соответствии с особенностями возрастной психологи детей и делятся на четыре группы:

  • Развитие эмоциональной сферы эстетических чувств, личных приоритетов и интересов — формирование собственной коллекции художественных образов, благодаря чему внутренняя жизнь личности ребёнка приобретёт насыщенность и содержательность.
  • Знания и суждения — накопление базового арсенала эстетических знаний и внутреннего личного опыта чувственных переживаний, без которого невозможно пробуждение живого личного интереса к миру эстетических явлений. Для реализации этой задачи воспитанников вводят в мир эталонов сенсорного восприятия, красоты, эстетических категорий, эмоционального поведения и т. д.
  • Становление на основе приобретённых знаний и опыта социально-психологических качеств личности, позволяющих испытывать чувство эмоционального удовлетворения от восприятия эстетических объектов и явлений. При этом необходимо развить у ребёнка умение анализировать, критически и аргументировано оценивать любое произведение.
  • Воспитание и развитие способностей к созидательной деятельности в области искусства — проявление и совершенствование художественных, музыкальных, пластических сторон творческих наклонностей.

Принципы педагогической работы по художественно-эстетическому развитию:

  • Индивидуальный подход, основанный на уважении и внимании к психологическим и интеллектуальным особенностям воспитанников. Создание индивидуальных условий для развития предполагает разработку оптимальной траектории педагогической стратегии для каждого ребёнка с учётом его природных способностей и наклонностей.
  • Единство воспитательного и образовательного процесса. Этот принцип носит магистральный развивающий характер и обеспечивает целостность этического, эстетического и интеллектуального развития личности ребёнка.
  • Глубокая внутренняя связь детского творчества с реальной жизнью — определяет многообразие содержания, техник и методов организации и реализации художественной практики.
  • Интеграция различных видов искусства — способствует более глубокому и целостному познанию и пониманию явлений и объектов окружающего мира, разностороннему восприятию и гармоничному воплощению детского воображения и фантазии в музыкальной, речевой, театрально-сценической или изобразительной деятельности ребёнка.
  • Принцип народности и культуросообразности — помогает дошкольникам понять глубинные генетические связи между культурной картиной мира и традиционным самосознанием народа. Кроме того, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир воспитанников новыми познавательными фактами из жизни других стран и континентов, прививает навыки уважительного отношения к своеобразию и оригинальности жизнедеятельности и художественного творчества других народов.
  • Преемственность в художественно-эстетическом образовании и воспитании дошкольником и младших школьников.

Виды художественно-эстетического развития: 

  • Эстетическое общение — пробудит любознательность у детей, поможет им поверить в себя и ощутить вкус творческой активности, кроме того, разовьёт интерес к самопознанию, подготовит к осознанию смысла своего существования. Общение на темы возвышенного и прекрасного проявит в ребёнке желание нести добро и красоту в мир, дарить любовь и свет окружающим людям.
  • Контакт с природой — сформирует культуру дружеского стиля взаимоотношения с миром природы, поможет тоньше чувствовать и понимать богатство и уникальность окружающего мира, посеет семена чуткости в душе ребёнка.
  • Самостоятельная деятельность (музыка, поэзия, рисование, театр, ремесленное творчество) – теоретическое и практическое погружение в мир искусства научит ценить и понимать его, испытывать эстетическое наслаждение от общения с различными видами и жанрами искусства, сформирует художественные представления и ориентиры.
  • Организация предметно-пространственная среды — эстетически привлекательные вещи и предметы формируют вкус, создают настроение и атмосферу, стимулируют художественно-эстетическую работоспособность детей.
  • Проведение праздников и организация игр — воплощение эстетической идеи в интеграционном сплаве музыки, слова, декораций и пластики. Праздник позволяет объединить эстетическую и интеллектуальную сферы развития, усилить эмоциональный эффект художественного воздействия.
  • Радость рукотворного созидательного труда в саду или на клумбе.
  • Спортивные игры, формирование физической культуры тела.

Формы организации эстетического развития: 

  • Игровая деятельность — средство интеграции творческой деятельности ребёнка со всеми видами искусства.
  • Учебные занятия — обучение рисованию, музыке, конструированию, лепке, аппликации.
  • Выставка детских работ — позволяет продемонстрировать динамику, а также является мониторингом результатов образовательной работы.
  • Экскурсии — организация наблюдения и изучения различных объектов в природных условиях или в музеях.
  • Праздники — детские концерты, конкурсы, театральные тематические и литературные постановки и вечера, игры-развлечения, прогулки-сюрпризы, музыкальные сказки. 

Эстетическое развитие ребёнка в детском саду — это ежедневный труд во всех видах творческой деятельности малыша, таких как лепка, рисование, пение, конструирование. Помимо совершенствования природных способностей в области различных видов художественной деятельности, перед ребёнком открываются перспективы всестороннего развития личностных качеств, расширяется круг его познаний о мире и природе, облагораживаются мысли и чувства. Стоит помнить, что, так же как и этические, эстетические чувства не являются врождёнными, а требуют внимания и воспитания со стороны взрослых, окружающих ребёнка.

Консультация на тему: Художественно-эстетическое развитие дошкольников

Консультация для воспитателей.

«Художественно-эстетическое развитие дошкольников».

Воспитатель МАДОУ-ЦРР-Д/С №17, г Кропоткин: Решетникова И.А.

Актуальным направлением модернизации системы образования является художественно-эстетическое развитие, как одно из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личности. Осуществляя художественно- эстетическое развитие детей через музыкальную, изобразительную и театрализованную деятельность, педагоги помогают детям наиболее полно раскрыть себя, свои возможности, реализовать себя как творческую личность. На это нацеливает концепция дошкольного образования, где чётко определяются задачи перед педагогом о развитии творческого начала в детях, впоследствии так необходимого в жизни.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) .

В «Концепции дошкольного воспитания» отмечается, что «искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни — эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей».

Художественно-эстетическая деятельность – деятельность специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки, одним словом реализовать себя как творческая личность. На это нас нацеливает концепция дошкольного образования, где чётко определяются задачи перед педагогом о развитии творческого начала в детях, впоследствии так необходимого в жизни.

Основные компетенции педагога:

обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с каждым ребёнком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям.

К художественно-эстетической деятельности относится:

• Изобразительная деятельность;

• Музыкальное восприятие;

• Восприятие художественной литературы.

 В процессе художественной деятельности ребёнок получает широкие возможности для самовыражения, раскрытия и совершенствования творческих способностей.

 Художественно-эстетическая деятельность может осуществляться успешно, если будет:

— Тесная связь с искусством.

— Индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

— Взаимосвязь обучения и творчества, как фактор формирования творческой личности.

— Освоение детьми доступных им средств художественной выразительности.

— Интеграция разных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности детей.

— Создание эстетической развивающей среды.

К завершению дошкольного образования (к 7 годам) :

• ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности,

• ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;

• у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движения, может контролировать свои движения и управлять ими;

• ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.

• ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности

Все перечисленные характеристики являются необходимыми предпосылками для перехода на следующий уровень начального общего образования, успешной адаптации к условиям жизни в общеобразовательной организации и требованиям образовательной деятельности; степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования может существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка

Успешность художественно-эстетической деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности и находить оригинальные решения поставленных задач. У детей постоянно развивается творческое, гибкое мышление, фантазия и воображение. Творческий поиск в конкретном виде деятельности приводит к положительным результатам.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

— ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании, художественно-эстетической деятельности и др. ;

— ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности.

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Цель:

Формирование изобразительных навыков и умений, интереса к эстетической стороне окружающей действительности; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности.

Задачи:

Образовательные: Расширять набор материалов, которые дети могут использовать в рисовании. Предлагать соединять в одном рисунке разные материалы для создания выразительного образа.

Продолжать формировать умение передавать характерные движения человека и животных, создавать выразительные образы.

Расширять знания детей об изобразительном искусстве.

Развивающие: Развивать творчество детей.

Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции, расположение на листе бумаги).

Развивать представление о разнообразии цветов и оттенков, опираясь на реальную окраску предметов, декоративную роспись, сказочные сюжеты; учить создавать цвета и оттенки.

Воспитательные: Поощрять проявления творчества. Учить аргументировано и развернуто оценивать свои работы и работы сверстников, обращая внимание на обязательность доброжелательного и уважительного отношения к работам товарищей.

Содержание образовательной области

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной).

 Виды деятельности: изобразительная деятельность , музыкальная деятельность, конструктивно – модельная деятельность

 Изобразительная деятельность: лепка; рисование; аппликация.

 Рисование: прикладное рисование, сюжетное рисование, декоративное рисование, нетрадиционное рисование.

Лепка: пластилинография, отпечатки с поверхности.

Работа с шаблоном: барельеф, контур, мозаика.

Рисование пластилином: процарапывание, тестопластика.

Аппликация: предметная, сюжетная, пейзажная, декоративная.

 Конструктивно-модельная деятельность: конструирование строительным материалом (кубики, конструктор, мозаика), конструирование из бумаги (оригами, модульное оригами, аппликация из кругов, модульная аппликация), конструирование из природного материала.

 Формы работы: индивидуальная форма, фронтальная форма, звеньевая форма, работа в парах, коллективная работа.

 Методы: наглядные, практические, игровые, словесные

Коррекционно-развивающая работа: развитие эмоциональной сферы ребенка, сенсорных способностей, чувства ритма, композиции, фонематического слуха, крупной и мелкой моторики рук.

 Организация работы с семьей: совместные конкурсы, благотворительные ярмарки, коллективные работы, выставки, консультации для родителей, семейные праздники, театры, встречи с творческими людьми (художниками и композиторами)

Ожидаемые результаты

• Рисование: сформируется умение передавать в рисунке образы предметов, персонажей сказок, литературных произведений; выработаются навыки рисования контура предмета простым карандашом; научатся создавать сюжетные композиции; научатся составлять узоры по мотивам городецкой,  гжельской, хохломской росписи; научить ритмично располагать узор.

• Лепка: разовьется умение лепить с натуры и по представлению, научить передавать в лепке выразительность; сформируется умение лепить мелкие детали; научатся лепить птиц, животных и людей по типу народных игрушек; сформируется умение украшать узорами предметы декоративного искусства.

• Аппликация: научатся вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложенной гармошкой или пополам; сформируются аккуратное и бережное отношение к материалам.

• Конструктивно-модельная деятельность: научатся строить по рисунку, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал; разовьется умение работать коллективно, научатся объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять

    Работа по художественно-эстетическому развитию является частью целостного образовательного процесса и включает в себя всех участников: педагогов, детей, родителей. Основными педагогическими условиями реализации художественно-эстетического развития являются: создание и обновление предметно-развивающей среды; вариативность в выборе тем НОД, форм, средств, методов работы с детьми, предоставляемых материалов; взаимодействие с семьями воспитанников.

Так как предметно-развивающая среда играет большую роль в художественно-эстетическом развитии детей, то в групповых комнатах ДОУ педагоги организовали центры «Искусства», «Конструирования», «Игры», «Театра». Центры содержат разнообразный материал, пособия, игры. Эффективно используются раздевалки в групповых комнатах и коридоры: в них размещаются выставки детских рисунков.

Педагогами нашего ДОУ для детей созданы условия для развития творческой активности. Так, реализуя задачи по изобразительной деятельности, педагоги предоставляют детям право выбора материала для выражения своих замыслов, поощряют детское экспериментирование в построении композиции, направляют детей на использование различных нетрадиционных техник рисования. В процессе художественной деятельности ребёнок получает большие возможности для раскрытия и совершенствования творческих способностей. Для этого нашими педагогами была разработана программа с использованием нетрадиционной техники рисования, образовательный процесс которой строится на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей и, носит инновационный характер, так как в работе используются нетрадиционные методы.

Полученные знания складываются в систему. Дети учатся замечать изменения, возникающие от применения в процессе работы нестандартных материалов.

 Сравнивая результаты диагностики по изобразительной деятельности за несколько лет, мы пришли к выводу, что некоторые дети неуверенны в себе, им не хватает самостоятельности, но, несмотря на это показывают хорошие результаты по таким критериям, как умение правильно держать кисть, карандаш, наносить мазки краски узкой и широкой кистью; узнавать, называть основные цвета, оттенки красок и смешивать их; правильно использовать кисти, клей и пластилин в работе; изображать простейшие предметы и явления в действительности.

В основе современного образования лежит личностно – ориентированное обучение.

 Ведущее место в осуществлении художественно-эстетического развития детей конечно же принадлежит детскому саду. Но велика и роль семьи. Только при единстве воздействий детского сада и семьи возможно полноценное осуществление задач художественно- эстетического воспитания. Не каждый из детей станет музыкантом или художником, но у каждого ребенка нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования.

Пусть дети рисуют то, что поразило их воображение, вызвало восторг, удивление, чувство страха, грусти, открыло им красоту природы, искусства, чтобы период детства запомнился им как веселый праздник.

Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке. Решать возникшие проблемы. А это во многом зависит от нас.

Процесс познания творческий и наша задача — поддержать и развивать в ребёнке интерес.

Только от нас зависит. Будет ли жизнь ребёнка удивительной и интересной!

В дошкольном возрасте закладывается фундамент её творческого потенциала, её ценностные и эстетические установки.

У каждого человека есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. В детстве человек ищет возможности реализовать свой творческий потенциал, но, как правило, наталкивается на сопротивление среды и ближайшего окружения.

Через творчество человек может наиболее полно раскрыться как личность. Детские сады призваны помочь ребёнку раскрыть свои творческие способности через продуктивную деятельность. Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии, и ставит перед системой образования основную цель: воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию – то есть качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей.

этапов художественного развития дошкольников и детей ясельного возраста

Искусство является важным аспектом обучения в дошкольном образовании и должно быть тщательно продумано, чтобы поощрять художественное развитие и способствовать их признанию красоте своего мира. Искусство обогащает жизнь детей дошкольного возраста и младенцев, так как оно обеспечивает эти переживания в поисках смысла самих себя и окружающего их мира.

«В тот момент, когда ребенок сам, судя по тому, как он выглядит и чувствует, как рисовать линии на бумаге, он нашел то , что никогда не потеряет, он нашел искусство» — Р.Kellogg 1969th

Рода Келлогг взяла 100 000 рисунков маленьких детей карандашом, ручкой, мелком или кистью, и этот обширный студент помог нам в понимании художественного развития детей. Ее особенно интересовали рисунки маленьких детей, и она обнаружила, что дети продвигаются от каракулей к рисованию картинок с помощью встроенного спонтанного метода самообучения и будут продолжать до тех пор, пока детям не исполнится 5 лет, и только на более поздних стадиях развития. развитие, что дети могут рисовать под руководством и под руководством взрослых.

Kellogg также идентифицировал различные символы, нарисованные детьми из разных культур. Рисунок мандалы, представляющий собой простой круг или квадрат разделенных пересекающихся линий, создается детьми в разных частях света. Келлог также обнаружил, что дошкольники и младенцев, в отличие от детей старшего возраста, не подвержены влиянию своего искусства или подобных приятных вещей, но они двигают руками ощущение, что оно исходит изнутри, и с удовольствием создают движения и каракули, чтобы выразить Это.Имея это в виду, важно не заставлять их смотреть на физические объекты и пытаться скопировать их, но позволять им экспериментировать, творить по-своему, чтобы у них была возможность иметь свои собственные идеи и выражать чувства. .

Этапами художественного развития являются описываемая сцена, основная форма сцены и живописная сцена. Несмотря на то, что в их развитии прослеживается предсказуемая закономерность, дошкольники и детей младшего возраста проходят уровни по-разному и в своем собственном темпе.Эти этапы могут помочь родителям или учителям понять, как они работают с детьми, и составить рекомендации по планированию для конкретной группы детей.

Этапы развития Келлогга

1-я стадия каракулей
Это самые ранние рисунки маленьких детей. Это простые и случайные персонажи, созданные для удовольствия рисовать каракули. На этом этапе маленькие дети, не колеблясь, пытаются что-то изобразить, но им нравится писать на бумаге.

2-й этап базовой формы
Дети начинают рисовать с простых линий и фигур. Келлогг выделил несколько универсальных символов, которые будут использовать дети во всем мире. К ним относятся мандала, солнце, лестницы, спирали, волны и радуги. Эти символы использовались для общения и начала письма. Дети в этой фазе продолжают получать удовольствие.

3-й этап изображения
На этом этапе дети используют формы уровня 2, чтобы принимать символические изображения реальных людей и таких вещей, как дома, деревья и окна.Они начинают свои рисунки, чтобы рассказывать истории, и связанные с ними расширять свои рисунки принадлежат к новым значениям и пониманию, чтобы идентифицировать.

Позитивный и надлежащий уход за детьми дошкольного возраста и младенцами, имеющими опыт раннего творчества, может обеспечить прочную основу для дальнейшего развития и получения удовольствия от искусства.

См. Также: беспроводные телефоны со скидкой на детские подгузники без хлора Лучшие ставки по ипотеке Обнаружение шпионского ПО

.

15 лучших занятий для дошкольников

В то время как много говорится о радости иметь детей, никто не говорит о том, сколько воображения, энергии и усилий вложено в правильное воспитание ребенка. Родители должны не только учитывать потребности ребенка в образовании, питании и здоровье, но и обеспечивать занятия, которые помогут им изучить и раскрыть свою творческую сторону. Мы осознаем, что не все дети обладают художественными способностями очень высокого уровня, но даже в этом случае для детей важно иметь всесторонние интересы.Более того, вовлечение детей в художественную деятельность — это один из способов направить энергию ваших детей в правильное русло. Как вы думаете, почему существует так много идей для крутых детских игрушек, которые вы можете сделать сами, вовлекая их в процесс?

preschool art 7

preschool art 13

preschool art 5

Дело в том, что у большинства детей много энергии, и ее нужно направлять правильным образом. Для этого вам нужно убедиться, что у них есть дела, которые разнообразны, что означает, что вы включаете в себя то, что будет заниматься их умом, поддерживать их физически активными, а также обеспечивать некоторое развитие их творческой и художественной стороны.Очень важно, чтобы у вас было множество проектов для детей.

preschool art 45

preschool art 2

preschool art 3

Вы можете предложить детям слепить глиняные горшки, которые представляют собой простой художественный проект для детей, или вы можете попросить их сделать такие вещи, как легкие пасхальные поделки для детей, которые будут держать их в курсе событий. Если вы ищете лучшие занятия по искусству для дошкольников, вот некоторые из них:

Раскраска мелками

Приготовление фигурок из пластилина

preschool art 19

Картина по номерам

Покраска пальцем

preschool art 20

Растительные краски

Рисунок мелом

preschool art 21

Покраска и окраска яичной скорлупы

Цвета трафарета и заливки

preschool art 24

Свободное искусство мокрыми красками

Клейкая бумага, блеск

preschool art 31

Бумага для фальцовки арта

Картина ватными шариками

preschool art 33

Ложка для мороженого арт

Art с диаграммой

preschool art 35

Набивка носков для кукол

Ручная печать арт

preschool art 36

Отпечаток стопы арт

Акварель

preschool art 39

.

Этапы художественного развития

Понимание этапов художественного развития может помочь вам стать лучше в создании искусства. Это также может помочь вам стать более эффективным учителем рисования. Мы художественно развиваемся. Подобно тому, как мы развиваем другие навыки, такие как поэтапная речь и ходьба, мы развиваем артистические навыки таким же образом.

В 1947 году доктор Виктор Ловенфельд опубликовал книгу «Творческий и умственный рост», которая быстро стала учебником для преподавателей искусств. Ловенфельд утверждает, что есть шесть четко определенных стадий художественного развития , и что эти стадии можно наблюдать в произведениях искусства детей.Согласно Ловенфельду, шесть стадий художественного развития составляют:

Этап 1 — Этап каракулей (1-3 года)

Дети в этом возрасте занимаются рисованием. Между отметками и изображением на протяжении большей части этапа рисования нет никакой связи. Однако ближе к концу этого этапа дети могут начать давать оценки оценкам. Этот этап в основном посвящен получению удовольствия от простого нанесения отметок.

Этап 2 — Досхематический этап (3-4 года)

Дети на этой стадии художественного развития начинают видеть связи между фигурами, которые они рисуют, и физическим миром вокруг них.Круги и линии можно описать как людей или предметы, которые физически присутствуют в жизни ребенка. Именно на этом этапе ребенок впервые подключается к общению через свои рисунки.

Этап 3 — Схема этапа (5-6 лет)

На этом этапе дети четко приписывают формы объектам, которые они пытаются передать. Часто они разрабатывают схему для создания рисунков. В развитии рисунка есть определенный порядок.

Рисунки на этом этапе имеют четкое разделение между небом и землей. Часто небо — это синяя полоса вверху листа, а земля — ​​это зеленая полоса внизу.

Объекты часто размещаются на земле, а не плавают в космосе. Важные объекты часто рисуются крупнее, чем менее важные.

Этап 4 — Рассветный реализм (7–9 лет)

На этом этапе художественного развития дети начинают более критически относиться к своей работе.Стало очевидно, что структурированного порядка рисования объектов уже недостаточно. Хотя схема все еще используется для создания чертежей, она более сложна, чем схема, используемая на более ранних этапах. Можно увидеть перекрытие, и ощущение пространственных отношений более очевидно.

Этап 5 — Псевдонатуралистический этап (10–13 лет)

Использование ценности и света теперь очевидно на рисунках. Дети на этой стадии художественного развития очень критично относятся к собственному успеху.Успех определяется степенью реалистичности рисунка. Разочарование — обычное дело. На этом этапе исключительно важно поощрять студентов.

Этап 6 — Этап принятия решения (13-16 лет)

Дети на этом этапе решат продолжить рисование или рассматривать это как занятие без заслуг. Из-за присущего на этом этапе уровня самокритики многие дети (теперь молодые люди) рассматривают рисование как навык, которым они не обладают.

Другие же, однако, решают продолжить работу над своими навыками рисования и продолжают развиваться.Я думаю, что важно поощрять учеников продолжать рисовать, несмотря на их уровень навыков. Практикуясь, можно достичь любого уровня мастерства. Эта стадия художественного развития , пожалуй, самая важная для развития художника.

ОБНОВЛЕНИЕ: Недавно я добавил новый видеоподкаст на эту тему. Вот ссылка на видео — «Этапы художественного развития

». .

дошкольных уроков искусства — KinderArt

Дошкольное учреждение детей в возрасте (2, 3, 4 и 5 лет) нуждаются в возможности развивать свои растущие способности с помощью книг, игр, песен, естественных наук, математики и рисования.

Чего ожидать: 2-3 года:

Между вторым и третьим днями рождения дети начинают обращать внимание на печать, например на буквы в своих именах. Они также начинают различать рисунок и письмо и начинают рисовать на бумаге, делая некоторые отметки, похожие на буквы.Двух- и трехлетним детям необходимы занятия, которые помогут им развить координацию рук (например, держать в руках мелки и карандаши, собирать пазлы или нанизывать большие бусины).

Чего ожидать: 3-4 года:

К третьему и четвертому дням рождения у детей больше контроля над мелкими мышцами, чем у малышей, что отражено в их рисунках и каракулях. Они могут сопоставлять и сортировать похожие и непохожие друг на друга вещи, распознавать и распечатывать, а также могут «писать» или набрасывать сообщения.

Чего ожидать: 4-5 лет:

Между 4 и 5 днями рождения дети активны, получают больше удовольствия от групповых занятий и лучше контролируют мышцы. Они могут распознавать и писать цифры 1–10, распознавать такие формы, как круги, квадраты, прямоугольники и треугольники, а также могут писать некоторые буквы.

При работе с ребенком дошкольного возраста имейте в виду следующее:

  • Никогда не говорите своему ребенку, что рисовать или раскрашивать.
  • Не ремонтируйте рисунки ребенка. Может потребоваться практика, прежде чем вы сможете распознать то, что она нарисовала, но позвольте ей проявить творческий подход.
  • Предложите ребенку поговорить с вами о том, что он рисует, и назвать по имени каждый объект на картинке.
  • Дайте вашему ребенку много разных материалов для работы. Покажите ей, как использовать новые типы материалов.
  • Найдите занятие по искусству, которое подходит вашему ребенку, и позвольте ему сделать как можно большую часть проекта.
  • Разместите творчество вашего ребенка на видном месте у себя дома. Укажите на это посетителям, когда ваш ребенок будет рядом, чтобы услышать похвалу.

Мероприятия Ideal Arts для дошкольников:

Маленькие дети любят играть с тестом . Они могут сжимать и растирать его, придавая ему очаровательные формы. Помогая лепить пластилин, дети учатся измерять, учить и использовать новые слова.

Музыка — это способ общения, понятный всем детям.Им не обязательно следовать словам песни; им приятно просто слышать комфорт в вашем голосе или записи или танцевать под веселую мелодию.

Маленькие дети — художники прирожденные, а художественные проекты могут пробудить в них воображение и помочь детям выразить себя. Scribbling также подготавливает их к использованию письма для выражения своих идей.


Щелкните ЗДЕСЬ для уроков PreK Art

.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о