Развитие форм общения младенца: Развитие форм общения младенца. Развитие предличностных образований у младенца — Студопедия

Развитие форм общения младенца. Развитие предличностных образований у младенца.

Для новой активности ребенка открыт только один путь к внешнему миру — путь, пролегающий через взрослого человека. Если физически ребенок отделяется от матери в момент родов, то биологически он зависит от нее до самого конца младенческого периода, пока не научится самостоятельно ходить, а его психологическая эмансипация от матери наступит вообще только в раннем детстве. Поэтому основное новообразование младенческого возраста — это первоначальное сознание психической общности со взрослым, с матерью, предшествующее выделению собственного «Я».

Первоначально необходимость связи младенца со взрослым приводит (при отсутствии речи) к появлению особых, неречевых форм их общения. Первой формой такого общения является эмоциональная реакция ребенка на взрослого в «комплексе оживления» (начало младенчества). Она создает основу для возникновения и развития других форм общения, в частности для возникновения подражания звукам и понимания речи окружающих взрослых.

В младенческом возрасте большинство эмоциональных реакций ребенка на взрослого условно можно именовать пассивными реакциями общения — они вызываются активностью самих взрослых, а не ребенка. Во втором полугодии появляются первые обратные реакции: ребенок начинает делать попытки привлечь к себе взрослого, «заигрывает» с ним, тянет ручки к подошедшему, кричит или хнычет, если на него не обращают внимания. Появление этих первых реакций свидетельствует о возрастающей к концу младенческого возраста потребности в общении со взрослым.

С этого момента общение будет развиваться в сторону двустороннего контакта, и это нужно подкреплять. Чем чаще в ответ на свои сигналы ребенок будет получать доброжелательную реакцию взрослого, тем легче он освоит способ, позволяющий вызывать соответствующие действия взрослых на свои потребности. Одновременно в таком контакте ребенок познает себя и разнообразные действия с предметами.

Общение детей первых лет жизни подробно изучалось лабораторией М. И. Лисиной. Для изучения у детей развития потребности в общении ею выделены несколько критериев, позволяющих надежно судить о наличии такой потребности у ребенка. Это: 1) внимание и интерес ребенка ко взрослому: в этом обнаруживается направленность ребенка на познание взрослого и тот факт, что взрослый становится объектом особой активности детей; 2) эмоциональные проявления ребенка в отношении ко взрослому: в них обнаруживается оценка взрослого ребенком; 3) инициативные действия ребенка, направленные на то, чтобы проявить себя, привлечь к себе взрослого; 4) реакция ребенка на отношение к нему взрослого, вкоторой обнаруживаются самооценка детей и восприятие ими оценки взрослого.

Общение ребенка, особенно маленького, со взрослым протекает в форме действий. Действие характеризуется целью, на достижение которой оно направлено, и задачей, которую оно решает. Действие состоит из еще более мелких психологических элементов — средств (операций) общения. Изучение общения ребенка и взрослого привело к выделению 3 групп средств общения: 1) экспрессивно-мимические средства, 2) предметно-действенные средства, 3) речевые операции.

Анализ показал, что отдельные линии, характеризующие разные аспекты общения, сплетаясь, порождают несколько закономерно сменяющих друг друга этапов, на которых деятельность общения выступает в целостной, качественно своеобразной форме. Форму общения характеризуют 5 параметров: 1) время ее возникновения; 2) место, занимаемое данной формой общения в системе более широкой жизнедеятельности ребенка; 3) основное содержание потребности, удовлетворяемой ребенком в ходе данной формы общения; 4) ведущие мотивы, побуждающие ребенка на определенном этапе к общению с окружающими взрослыми людьми; 5) основные средства общения, с помощью которых в пределах данной формы общения осуществляется контакт ребенка со взрослыми.

До 6 мес мотивы общения ребенка со взрослым в основном личностные. Деловые поглощаются ими полностью. Познавательные мотивы занимают второстепенное место; их содержание определяется тем, что взрослый человек служит для ребенка основным объектом познания, а также фактором, организующим первые исследовательские акты. Операции, с помощью которых осуществляется общение, относятся к категории экспрессивно-мимических средств общения.

С развитием хватания, манипулирования предметами ситуативно-личностное общение начинает изживать себя. Умеющий действовать с предметами ребенок занимает новую позицию в системе ребенок-взрослый. От 6 мес до 2 лет формируется ситуативно-деловой вид общения, протекающий на фоне практического взаимодействия ребенка и взрослого. О нем мы поговорим при анализе раннего детства.


Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

43. Развитие форм общения младенца. Развитие предличностных образований у младенца.

Ведущая деятельность младенческого возраста — эмоциональное общение со взрослым. Ребенок в этом возрасте является слабым и совершенно беспомощным. Хотя, родившись, он отделился от матери физически, но биологически еще связан с ней. Ни одной своей потребности он не может удовлетворить самостоятельно: его кормят, купают, одевают в сухое и чистое, перемещают в пространстве, следят за его здоровьем. И, наконец, с ним общаются. Такая беспомощность, полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной ситуации развития младенца.

Потребность в общении у ребенка появляется рано, примерно в 1 месяц, после кризиса новорожденности (по некоторым данным, в 2 месяца). Комплекс оживления при появлении мамы (или другого близкого человека, ухаживающего за ребенком) показывает возникновение потребности в общении, которая должна как можно более полно удовлетворяться. Непосредственно-эмоциональное общение со взрослым создает у ребенка радостное настроение и повышает его активность, что становится необходимой основой для развития его движений, восприятия, мышления, речи.

Дети, оказавшиеся в больнице или детском доме, отстают в психическом развитии. До 9-10 месяцев они сохраняют бессмысленный, безразличный взгляд, устремленный вверх, мало двигаются, ощупывают свое тело или одежду и не стремятся схватить попавшиеся на глаза игрушки. Они вялы, апатичны, не испытывают интереса к окружающему. Речь появится у них очень поздно. Более того, даже при хорошем гигиеническом уходе дети отстают в своем физическом развитии. Эти тяжелые последствия недостатка общения в младенчестве получили название

госпитализма.

Этапы развития личности в младенческом возрасте Первым личностным образованием выступает активная позиция ребенка по отношению к людям, предметному миру и себе самому. Являясь исходным личностным образованием, фундаментом будущей личности, активность определяет дальнейшие пути личностного развития ребенка, без нее этот процесс искажается или становится невозможным. К 4 месяцам активность детей, воспитывающихся в семье, уже отчетливо проявляется во всех видах отношений. Они инициативны, открыты, доброжелательны, доверчивы к окружающим людям, проявляют высокий уровень любознательности к предметному окружению, жизнерадостны, требовательны, настойчивы, с интересом и радостью воспринимают свое зеркальное отражение, — все это в совокупности свидетельствует о положительном самоощущении, сформировавшемся первичном отношении к себе. В первом полугодии между ребенком и близкими взрослыми складываются аффективно-личностные связи — особого рода привязанность, основанная на эмоциональном общении и проявляющаяся в стремлении к сопереживанию. Эти связи и составляют суть первого предличностного образования. Иная картина наблюдается у воспитанников домов ребенка. Хотя они и проявляют положительные эмоции по отношению к взрослым, но их инициативность снижена, репертуар положительных эмоций беден, при общении они демонстрируют однообразное поведение. В познании предметного мира они еще менее инициативны и любознательны. А в отношении к себе и вовсе инертны: нет ни жизнерадостности, ни требовательности, ни радости при виде своего отражения в зеркале. Вместо формирования активной позиции у детей развивается пассивность. Во втором полугодии жизни младенец овладевает манипулятивной деятельностью, и этот фактор начинает содействовать личностному развитию. Оттого, насколько успешно он справляется с подобной деятельностью, зависит его самоощущение. Сравните поведение малыша в случае положительного результата — сумел дотянуться до игрушки, разобрать ее на части или вытащить из коробочки — с тем, когда ему ничего не удается. Очевидно, что первая ситуация помогает ребенку почувствовать себя более уверенным, способным что-то совершить — это формирует настойчивость в преодолении последующих затруднений. Если неудачи повторяются из раза в раз, малыш ощущает себя неумелым, он не уверен в своих силах и гораздо быстрее прекращает попытки справиться с затруднительной ситуацией.

Развитие форм общения младенца. Развитие предличностных образований у младенца. — Студопедия

Для новой активности ребенка открыт только один путь к внешнему миру — путь, пролегающий через взрослого человека. Если физически ребенок отделяется от матери в момент родов, то биологически он зависит от нее до самого конца младенческого периода, пока не научится самостоятельно ходить, а его психологическая эмансипация от матери наступит вообще только в раннем детстве. Поэтому основное новообразование младенческого возраста — это первоначальное сознание психической общности со взрослым, с матерью, предшествующее выделению собственного «Я».

Первоначально необходимость связи младенца со взрослым приводит (при отсутствии речи) к появлению особых, неречевых форм их общения. Первой формой такого общения является эмоциональная реакция ребенка на взрослого в «комплексе оживления» (начало младенчества). Она создает основу для возникновения и развития других форм общения, в частности для возникновения подражания звукам и понимания речи окружающих взрослых.

В младенческом возрасте большинство эмоциональных реакций ребенка на взрослого условно можно именовать пассивными реакциями общения — они вызываются активностью самих взрослых, а не ребенка. Во втором полугодии появляются первые обратные реакции: ребенок начинает делать попытки привлечь к себе взрослого, «заигрывает» с ним, тянет ручки к подошедшему, кричит или хнычет, если на него не обращают внимания. Появление этих первых реакций свидетельствует о возрастающей к концу младенческого возраста потребности в общении со взрослым.


С этого момента общение будет развиваться в сторону двустороннего контакта, и это нужно подкреплять. Чем чаще в ответ на свои сигналы ребенок будет получать доброжелательную реакцию взрослого, тем легче он освоит способ, позволяющий вызывать соответствующие действия взрослых на свои потребности. Одновременно в таком контакте ребенок познает себя и разнообразные действия с предметами.

Общение детей первых лет жизни подробно изучалось лабораторией М. И. Лисиной. Для изучения у детей развития потребности в общении ею выделены несколько критериев, позволяющих надежно судить о наличии такой потребности у ребенка. Это: 1) внимание и интерес ребенка ко взрослому: в этом обнаруживается направленность ребенка на познание взрослого и тот факт, что взрослый становится объектом особой активности детей; 2) эмоциональные проявления ребенка в отношении ко взрослому: в них обнаруживается оценка взрослого ребенком; 3) инициативные действия ребенка, направленные на то, чтобы проявить себя, привлечь к себе взрослого; 4) реакция ребенка на отношение к нему взрослого, вкоторой обнаруживаются самооценка детей и восприятие ими оценки взрослого.


Общение ребенка, особенно маленького, со взрослым протекает в форме действий. Действие характеризуется целью, на достижение которой оно направлено, и задачей, которую оно решает. Действие состоит из еще более мелких психологических элементов — средств (операций) общения. Изучение общения ребенка и взрослого привело к выделению 3 групп средств общения: 1) экспрессивно-мимические средства, 2) предметно-действенные средства, 3) речевые операции.

Анализ показал, что отдельные линии, характеризующие разные аспекты общения, сплетаясь, порождают несколько закономерно сменяющих друг друга этапов, на которых деятельность общения выступает в целостной, качественно своеобразной форме. Форму общения характеризуют 5 параметров: 1) время ее возникновения; 2) место, занимаемое данной формой общения в системе более широкой жизнедеятельности ребенка; 3) основное содержание потребности, удовлетворяемой ребенком в ходе данной формы общения; 4) ведущие мотивы, побуждающие ребенка на определенном этапе к общению с окружающими взрослыми людьми; 5) основные средства общения, с помощью которых в пределах данной формы общения осуществляется контакт ребенка со взрослыми.

До 6 мес мотивы общения ребенка со взрослым в основном личностные. Деловые поглощаются ими полностью. Познавательные мотивы занимают второстепенное место; их содержание определяется тем, что взрослый человек служит для ребенка основным объектом познания, а также фактором, организующим первые исследовательские акты. Операции, с помощью которых осуществляется общение, относятся к категории экспрессивно-мимических средств общения.

С развитием хватания, манипулирования предметами ситуативно-личностное общение начинает изживать себя. Умеющий действовать с предметами ребенок занимает новую позицию в системе ребенок-взрослый. От 6 мес до 2 лет формируется ситуативно-деловой вид общения, протекающий на фоне практического взаимодействия ребенка и взрослого. О нем мы поговорим при анализе раннего детства.

Развитие форм общения младенца.

Ведущая деятельность младенческого возраста — эмоциональное общение со взрослым. Ребенок в этом возрасте является слабым и совершенно беспомощным. Хотя, родившись, он отделился от матери физически, но биологически еще связан с ней. Ни одной своей потребности он не может удовлетворить самостоятельно: его кормят, купают, одевают в сухое и чистое, перемещают в пространстве, следят за его здоровьем. И, наконец, с ним общаются. Такая беспомощность, полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной ситуации развития младенца.

Потребность в общении у ребенка появляется рано, примерно в 1 месяц, после кризиса новорожденности (по некоторым данным, в 2 месяца). Комплекс оживления при появлении мамы (или другого близкого человека, ухаживающего за ребенком) показывает возникновение потребности в общении, которая должна как можно более полно удовлетворяться. Непосредственно-эмоциональное общение со взрослым создает у ребенка радостное настроение и повышает его активность, что становится необходимой основой для развития его движений, восприятия, мышления, речи.

Дети, оказавшиеся в больнице или детском доме, отстают в психическом развитии. До 9-10 месяцев они сохраняют бессмысленный, безразличный взгляд, устремленный вверх, мало двигаются, ощупывают свое тело или одежду и не стремятся схватить попавшиеся на глаза игрушки. Они вялы, апатичны, не испытывают интереса к окружающему. Речь появится у них очень поздно. Более того, даже при хорошем гигиеническом уходе дети отстают в своем физическом развитии. Эти тяжелые последствия недостатка общения в младенчестве получили название госпитализма.

Этапы развития личности в младенческом возрасте

Первым личностным образованием выступает активная позиция ребенка по отношению к людям, предметному миру и себе самому. Являясь исходным личностным образованием, фундаментом будущей личности, активность определяет дальнейшие пути личностного развития ребенка, без нее этот процесс искажается или становится невозможным.

К 4 месяцам активность детей, воспитывающихся в семье, уже отчетливо проявляется во всех видах отношений. Они инициативны, открыты, доброжелательны, доверчивы к окружающим людям, проявляют высокий уровень любознательности к предметному окружению, жизнерадостны, требовательны, настойчивы, с интересом и радостью воспринимают свое зеркальное отражение, — все это в совокупности свидетельствует о положительном самоощущении, сформировавшемся первичном отношении к себе. В первом полугодии между ребенком и близкими взрослыми складываются аффективно-личностные связи — особого рода привязанность, основанная на эмоциональном общении и проявляющаяся в стремлении к сопереживанию. Эти связи и составляют суть первого предличностного образования.

Иная картина наблюдается у воспитанников домов ребенка. Хотя они и проявляют положительные эмоции по отношению к взрослым, но их инициативность снижена, репертуар положительных эмоций беден, при общении они демонстрируют однообразное поведение. В познании предметного мира они еще менее инициативны и любознательны. А в отношении к себе и вовсе инертны: нет ни жизнерадостности, ни требовательности, ни радости при виде своего отражения в зеркале. Вместо формирования активной позиции у детей развивается пассивность.

Во втором полугодии жизни младенец овладевает манипулятивной деятельностью, и этот фактор начинает содействовать личностному развитию. Оттого, насколько успешно он справляется с подобной деятельностью, зависит его самоощущение. Сравните поведение малыша в случае положительного результата — сумел дотянуться до игрушки, разобрать ее на части или вытащить из коробочки — с тем, когда ему ничего не удается. Очевидно, что первая ситуация помогает ребенку почувствовать себя более уверенным, способным что-то совершить — это формирует настойчивость в преодолении последующих затруднений. Если неудачи повторяются из раза в раз, малыш ощущает себя неумелым, он не уверен в своих силах и гораздо быстрее прекращает попытки справиться с затруднительной ситуацией.

Развитие форм общения младенца.

Ведущая деятельность младенческого возраста — эмоциональное общение со взрослым. Ребенок в этом возрасте является слабым и совершенно беспомощным. Хотя, родившись, он отделился от матери физически, но биологически еще связан с ней. Ни одной своей потребности он не может удовлетворить самостоятельно: его кормят, купают, одевают в сухое и чистое, перемещают в пространстве, следят за его здоровьем. И, наконец, с ним общаются. Такая беспомощность, полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной ситуации развития младенца.

Потребность в общении у ребенка появляется рано, примерно в 1 месяц, после кризиса новорожденности (по некоторым данным, в 2 месяца). Комплекс оживления при появлении мамы (или другого близкого человека, ухаживающего за ребенком) показывает возникновение потребности в общении, которая должна как можно более полно удовлетворяться. Непосредственно-эмоциональное общение со взрослым создает у ребенка радостное настроение и повышает его активность, что становится необходимой основой для развития его движений, восприятия, мышления, речи.

Дети, оказавшиеся в больнице или детском доме, отстают в психическом развитии. До 9-10 месяцев они сохраняют бессмысленный, безразличный взгляд, устремленный вверх, мало двигаются, ощупывают свое тело или одежду и не стремятся схватить попавшиеся на глаза игрушки. Они вялы, апатичны, не испытывают интереса к окружающему. Речь появится у них очень поздно. Более того, даже при хорошем гигиеническом уходе дети отстают в своем физическом развитии. Эти тяжелые последствия недостатка общения в младенчестве получили название госпитализма.

Этапы развития личности в младенческом возрасте

Первым личностным образованием выступает активная позиция ребенка по отношению к людям, предметному миру и себе самому. Являясь исходным личностным образованием, фундаментом будущей личности, активность определяет дальнейшие пути личностного развития ребенка, без нее этот процесс искажается или становится невозможным.

К 4 месяцам активность детей, воспитывающихся в семье, уже отчетливо проявляется во всех видах отношений. Они инициативны, открыты, доброжелательны, доверчивы к окружающим людям, проявляют высокий уровень любознательности к предметному окружению, жизнерадостны, требовательны, настойчивы, с интересом и радостью воспринимают свое зеркальное отражение, — все это в совокупности свидетельствует о положительном самоощущении, сформировавшемся первичном отношении к себе. В первом полугодии между ребенком и близкими взрослыми складываются аффективно-личностные связи — особого рода привязанность, основанная на эмоциональном общении и проявляющаяся в стремлении к сопереживанию. Эти связи и составляют суть первого предличностного образования.

Иная картина наблюдается у воспитанников домов ребенка. Хотя они и проявляют положительные эмоции по отношению к взрослым, но их инициативность снижена, репертуар положительных эмоций беден, при общении они демонстрируют однообразное поведение. В познании предметного мира они еще менее инициативны и любознательны. А в отношении к себе и вовсе инертны: нет ни жизнерадостности, ни требовательности, ни радости при виде своего отражения в зеркале. Вместо формирования активной позиции у детей развивается пассивность.

Во втором полугодии жизни младенец овладевает манипулятивной деятельностью, и этот фактор начинает содействовать личностному развитию. Оттого, насколько успешно он справляется с подобной деятельностью, зависит его самоощущение. Сравните поведение малыша в случае положительного результата — сумел дотянуться до игрушки, разобрать ее на части или вытащить из коробочки — с тем, когда ему ничего не удается. Очевидно, что первая ситуация помогает ребенку почувствовать себя более уверенным, способным что-то совершить — это формирует настойчивость в преодолении последующих затруднений. Если неудачи повторяются из раза в раз, малыш ощущает себя неумелым, он не уверен в своих силах и гораздо быстрее прекращает попытки справиться с затруднительной ситуацией.

Общение младенцев, грудничков. Эмоционально-практическая форма общения младенцев

Возрастная динамика общения и совместной деятельности дошкольников заключается в росте содержательности, избирательности, стабильности отношений; в развитии потребности в общении и сотрудничестве, их интенсивности и ориентированности на интересы сверстников.

С 3-х месяцев жизни закладывается основа как общения, так и совместной деятельности со сверстниками.

Коллектив исследователей под руководством А. Г. Рузский выделяет три формы общения с ровесниками в дошкольном возрасте: эмоционально-практическое, ситуативно-деловое, внеситуативно-деловая.

Сначала контакты детей со сверстниками возникают на удовлетворение потребностей в активности и новых впечатлениях. Под влиянием организующих воздействий взрослого, на основе других потребностей ребенка происходит первичное оформление потребности детей в общении с ровесниками.

У новорожденного общение с ровесниками имеет выразительный субъективный характер, ограничиваясь непосредственными эмоциональными связями. Положительные эмоциональные реакции ребенка возникают при восприятии ровесника как интересного объекта познания; ребенок чутко реагирует на настроение сверстника, проявляется эффект заражения эмоциями.

Признаком первых проявлений потребности в общении со сверстником (Г. В. Пантюхин, К. Л. Печора, Э. Л. Фрухт) считают первые контакты между детьми, которые возникают с 3 месяцев. Содержанием этого контакта есть интерес и удовольствие при наблюдении за ровесником. Дальнейшее развитие общения со сверстником связан с возникновением у младенца комплекса оживления в контексте его общения со взрослым. Комплекс оживления отношению ровесника наблюдается примерно с 5 месяцев. Развитие способности ребенка манипулировать предметами приводит к тому, что начинается развитие совместного действия дошкольника со сверстником. Во втором полугодии первого года жизни влияние ровесника находит отражение в действиях ребенка, который подражает им за ровесником, эпизодически включается в его действие: один ребенок держит в руке игрушку, другая прикасается к ней, пытается вернуть. Т.е. состоят деловые контакты между детьми в форме совместных предметно-практических и игровых действий.

До конца немовлячого возраста формируется отчетливое познавательное отношение к ровесникам: малыш касается его лица, дергает одежду, волосы, «пробует на вкус» его пальчики — относится как к физическому объекту. Вместе малыш улыбается другому ребенку, несет ей игрушки, подобно тому, что он делает в общении со взрослым.

Стремление к общению со сверстниками носит ситуативный и невнятный характер. Дети обращают внимание на сверстников, если они оказываются в поле их восприятия, но инициативы в поиске партнера среди сверстниц не проявляют. С этим связана мысль большинства психологов, общение между сверстниками до года в собственном смысле этого понятия отсутствует. На этом этапе создаются фундамент для появления собственно общения с ровесниками в раннем возрасте.

Первая форма общения со сверстниками — эмоционально-практическая — возникает до 2-х лет. При этом потребность в общении со сверстником выражена все еще слабо — она ​​является четвертым по значению после нужд в активном функционировании, в общении со взрослыми, в новых впечатлениях.

Первый содержание потребности в общении со сверстником заключается в стремлении ребенка к соучастию в развлечениях и забавах, где возникает возможность самовыражения. В группах детей возникает общий эмоциональный фон: они вместе смеются, бегают, кричат.

Характерны отдельные эпизоды общения, нечастые контакты между сверстниками. Дети увлеченно играют в одиночестве с игрушками, не требуя общения с ровесниками.

В раннем возрасте возникает передспивробитництво с ровесниками (Коломинский Я. Л.), характерна игра рядом, но не вместе. Возрастает роль речи.

Вклад этой формы общения со сверстником в развитие заключается в усвоении ребенком способов и мотивов познавательной деятельности, в содействии выявлению инициативы, в расширении спектра эмоций.

Навигация по записям

43. Развитие форм общения младенца. Развитие предличностных образований у младенца.

Для новой активности ребенка открыт только один путь к внешнему миру — путь, пролегающий через взрослого человека. Если физически ребенок отделяется от матери в момент родов, то биологически он зависит от нее до самого конца младенческого периода, пока не научится самостоятельно ходить, а его психологическая эмансипация от матери наступит вообще только в раннем детстве. Поэтому основное новообразование младенческого возраста — это первоначальное сознание психической общности со взрослым, с матерью, предшествующее выделению собственного «Я».

Первоначально необходимость связи младенца со взрослым приводит (при отсутствии речи) к появлению особых, неречевых форм их общения. Первой формой такого общения является эмоциональная реакция ребенка на взрослого в «комплексе оживления» (начало младенчества). Она создает основу для возникновения и развития других форм общения, в частности для возникновения подражания звукам и понимания речи окружающих взрослых.

В младенческом возрасте большинство эмоциональных реакций ребенка на взрослого условно можно именовать пассивными реакциями общения — они вызываются активностью самих взрослых, а не ребенка. Во втором полугодии появляются первые обратные реакции: ребенок начинает делать попытки привлечь к себе взрослого, «заигрывает» с ним, тянет ручки к подошедшему, кричит или хнычет, если на него не обращают внимания. Появление этих первых реакций свидетельствует о возрастающей к концу младенческого возраста потребности в общении со взрослым.

С этого момента общение будет развиваться в сторону двустороннего контакта, и это нужно подкреплять. Чем чаще в ответ на свои сигналы ребенок будет получать доброжелательную реакцию взрослого, тем легче он освоит способ, позволяющий вызывать соответствующие действия взрослых на свои потребности. Одновременно в таком контакте ребенок познает себя и разнообразные действия с предметами.

Общение детей первых лет жизни подробно изучалось лабораторией М. И. Лисиной. Для изучения у детей развития потребности в общении ею выделены несколько критериев, позволяющих надежно судить о наличии такой потребности у ребенка. Это: 1) внимание и интерес ребенка ко взрослому: в этом обнаруживается направленность ребенка на познание взрослого и тот факт, что взрослый становится объектом особой активности детей; 2) эмоциональные проявления ребенка в отношении ко взрослому: в них обнаруживается оценка взрослого ребенком; 3) инициативные действия ребенка, направленные на то, чтобы проявить себя, привлечь к себе взрослого; 4) реакция ребенка на отношение к нему взрослого, вкоторой обнаруживаются самооценка детей и восприятие ими оценки взрослого.

Общение ребенка, особенно маленького, со взрослым протекает в форме действий. Действие характеризуется целью, на достижение которой оно направлено, и задачей, которую оно решает. Действие состоит из еще более мелких психологических элементов — средств (операций) общения. Изучение общения ребенка и взрослого привело к выделению 3 групп средств общения: 1) экспрессивно-мимические средства, 2) предметно-действенные средства, 3) речевые операции.

Анализ показал, что отдельные линии, характеризующие разные аспекты общения, сплетаясь, порождают несколько закономерно сменяющих друг друга этапов, на которых деятельность общения выступает в целостной, качественно своеобразной форме. Форму общения характеризуют 5 параметров: 1) время ее возникновения; 2) место, занимаемое данной формой общения в системе более широкой жизнедеятельности ребенка; 3) основное содержание потребности, удовлетворяемой ребенком в ходе данной формы общения; 4) ведущие мотивы, побуждающие ребенка на определенном этапе к общению с окружающими взрослыми людьми; 5) основные средства общения, с помощью которых в пределах данной формы общения осуществляется контакт ребенка со взрослыми.

До 6 мес мотивы общения ребенка со взрослым в основном личностные. Деловые поглощаются ими полностью. Познавательные мотивы занимают второстепенное место; их содержание определяется тем, что взрослый человек служит для ребенка основным объектом познания, а также фактором, организующим первые исследовательские акты. Операции, с помощью которых осуществляется общение, относятся к категории экспрессивно-мимических средств общения.

С развитием хватания, манипулирования предметами ситуативно-личностное общение начинает изживать себя. Умеющий действовать с предметами ребенок занимает новую позицию в системе ребенок-взрослый. От 6 мес до 2 лет формируется ситуативно-деловой вид общения, протекающий на фоне практического взаимодействия ребенка и взрослого. О нем мы поговорим при анализе раннего детства.

форм связи

Связь означает передачу сообщений от одного к другому через любой носитель. Существуют различные уровни общения, такие как внутриличностное общение, межличностное общение, групповое общение и массовое общение.

Массовая коммуникация играет жизненно важную роль, потому что она охватывает очень большое количество аудитории. В основном, массовая коммуникация имеет две формы, одна из которых — межличностное общение, а другая — медиа-коммуникация.

Пять основных форм общения :

  • Внутриличностное общение
  • Dyadic Communication
  • Small Group Communication
  • Общественная связь
  • Массовая связь

Рис.А. Внутриличностное общение

Внутриличностное общение — это общение, которое происходит самостоятельно. Здесь и Источник (отправитель) и получатель только один. Итак, обратная связь работает без перерыва. Пример: человек может общаться через боль, мышление, чувства и эмоции и т. Д.

Рис. Б. Диадическая связь

В диадическом общении два человека вовлечены в этот процесс общения. Здесь источник становится получателем, а получатель становится источником из-за динамического процесса связи, когда обратная связь распределяется между источником и получателем.

Рис. C. Связь в малых группах

Более двух участников, вовлеченных в процесс общения, станут групповым общением. Если в групповом общении участвует наименьшее количество людей, это называется групповым общением. В этом процессе общения каждый становится источником, а также получателем посредством обмена информацией и дает обратную связь другому.

Рис. D. Общественная связь

В публичном общении Источник или сообщения от одного человека будут охватывать или получать огромное количество аудитории.Но в этом общении нет никакой взаимной обратной связи между источником и получателем, как общение в малых группах, и оно сосредоточено только на говорящем.

Рис. E. Массовая связь

В массовой коммуникации, в основном, большое количество аудитории, и все они не могут быть сгруппированы в одном месте, поэтому нам нужен определенный инструмент или технология для процесса коммуникации. Но в массовой коммуникации нет прямого доступа с получателем. Для этого им нужны такие СМИ, как газета, радио, телевидение и интернет.Здесь отзывы зрителей очень меньше или задерживаются.

,
Развитие младенцев — нарушения коммуникации 330 с капустой в университете Бригама Янга
Продолжить с Google

Чтобы войти через Google, пожалуйста, включите всплывающие окна

Продолжить с Facebook

Чтобы войти через Google, пожалуйста, включите всплывающие окна

или

У вас нет аккаунта? Зарегистрироваться

Продолжить с Google

Чтобы зарегистрироваться в Google, пожалуйста, включите всплывающие окна

Продолжить с Facebook

Чтобы зарегистрироваться в Google, пожалуйста, включите всплывающие окна

или

Зарегистрируйтесь по электронной почте

Зарегистрируйтесь через Google или Facebook

или

Имя

Электронная почта

Пароль

День рождения

?

Чтобы зарегистрироваться, вам должно быть не менее 13 лет.Другие люди не увидят твой день рождения.

Месяц январь февраль марш апрель май июнь июль августейший сентябрь октября ноябрь Декабрь

День 12345678910111213141516171819202122232425262728293031

Год

зарегистрироваться ,

Развитие младенцев и малышей | Британика

Развитие детей грудного и раннего возраста , физический, эмоциональный, поведенческий и умственный рост детей в возрасте от 0 до 36 месяцев.

развитие ребенка Примерно в 12 недель дети обычно могут поднимать голову. © FatCamera / iStock.com

Британика Викторина

Тело человека

Какие из этих желез производят слезы?

Различные вехи характеризуют каждую стадию развития младенцев (от 0 до 12 месяцев) и малышей (от 12 до 36 месяцев).Хотя большинство здоровых младенцев и детей ясельного возраста достигают каждого рубежа за определенный промежуток времени, существует много различий в том, насколько широким может быть это окно. Например, культура, окружающая среда, социально-экономический статус и генетические факторы могут влиять на то, когда младенец или малыш начнут ползать, ходить или разговаривать. Дети, страдающие от недоедания, которым не хватает социальных стимулов или которые не имеют доступа к надлежащему медицинскому обслуживанию, могут развиваться медленнее, чем дети в более обогащенной среде. Опасения по поводу развития младенцев или малышей возникают, когда вехи отсутствуют или значительно задерживаются, поскольку такие ситуации могут сигнализировать о физическом или психическом состоянии.Выявление проблем на ранних этапах развития имеет жизненно важное значение для здоровья ребенка. Хотя родители часто первыми высказывают опасения, учителя и работники по уходу за детьми могут обнаружить проблемы, которые родители не заметили или боялись признать. Они могут также быть в состоянии идентифицировать подвергшихся насилию или пренебречь детей, которые показывают ненормальное развитие.

В начале 20-го века ученые, занимающиеся вопросами развития детей, начали понимать, что дети — это не просто «маленькие взрослые», а люди с уникальными личностями и особыми потребностями.В 1920-х и 30-х годах швейцарский психолог Жан Пиаже разработал теорию о том, что познавательные способности детей развиваются в четыре этапа. Согласно Пиаже, сенсомоторная стадия характеризовала первые два года жизни, в течение которых ребенок также осознает постоянство существования объектов в его или ее окружающей среде. Работа русского психолога Льва С. Выготского, которая дошла до англоязычной аудитории примерно в то же время, что и исследования Пиаже, позволила понять, как дети думают и развивают язык.

В 1933 году в Соединенных Штатах было создано Общество исследований в области развития ребенка (SRCD) для применения новых концепций развития ребенка в целях улучшения жизни детей в стране. Первоначально общество сосредоточилось на понимании того, как бедность и социальная депривация влияют на развитие, с целью использования этих знаний для разработки политики и программ по смягчению негативных последствий бедности. В 1964 году президент США Линдон Б. Джонсон начал свою войну с бедностью, а в 1965 г.S. Конгресс учредил программу Head Start, которая продвигает «готовность к школе» для детей от рождения до пяти лет. Программа направляет свои усилия на детей из малообеспеченных семей и предлагает медицинскую, пищевую и социальную поддержку зачисленным детям и семьям.

Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 года с вашей подпиской. Подпишитесь сегодня

В течение нескольких часов после нормального рождения большинство младенцев бдительны и начинают реагировать на свое окружение. Несмотря на незрелость, все системы организма работают.Младенцы имеют способность глотать, сосать, давиться, кашлять, зевать, моргать и удалять отходы. Слух хорошо развит, но требуется несколько лет, чтобы зрение достигло уровня взрослого. Исследования, проведенные на новорожденных, показывают, что новорожденные уже могут отличать лица, похожие на фигуры, от прямых линий. Рефлекторный рефлекс также очевиден, и новорожденные реагируют на внезапные неожиданные движения и громкие звуки. Захватывающий рефлекс позволяет даже самым маленьким детям держаться за чей-то палец. Обоняние и вкус также очевидны, и младенцы отворачиваются от неприятных запахов и выражают предпочтения сладких вкусов над горькими.

Физически, головы большие пропорционально остальному телу. Средняя масса тела при рождении варьируется от 2,5 до 4,5 кг (от 5,5 до 10 фунтов), а длина варьируется от 45,7 до 53,3 см (от 18 до 21 дюйма). После потери от 5 до 7 процентов веса при рождении дети начинают набирать в среднем от 142 до 170 граммов (от 5 до 6 унций) в неделю. В течение следующих нескольких дней у младенцев развиваются свои собственные паттерны, которые сменяются сном на плач до бодрствования и возвращаются ко сну. Маленькие дети спят в положении плода; когда их кладут на спину, вероятность синдрома внезапной детской смерти (СВДС) уменьшается.Многие дети спят от трех до четырех часов между кормлениями, первоначально требуя от 6 до 10 кормлений в день.

Плач и суета являются основными формами общения для младенцев. Исследования показывают, что дети хорошо реагируют на «разговоры ребенка», которые считаются необходимыми для развития языка. Младенцы реагируют на прикосновения и поворачиваются к голосу, особенно к голосу матери, и ищут грудь или бутылочку. Им нравится, когда их держат близко к сердцу, и плотно заворачивать их в одеяла (пеленание) часто бывает утешительно.Несчастный младенец может также успокоиться от тихих звуков, которые напоминают им о звуках, слышимых в утробе матери.

Между двумя и тремя месяцами, рефлексы новорожденных начинают исчезать. Если этого не происходит, это может быть признаком неврологических проблем. На этом этапе дети меньше плачут и начинают проявлять социальную улыбку. Они развлекаются, открывая свои пальцы рук и ног. Любимые игрушки — это мобильные телефоны и погремушки, а детям нравятся такие игры, как прощай и пирожные. Привязанность к родителям и основным попечителям — это нормально.Около восьми или девяти месяцев возникают проблемы с разлукой, и дети возражают против того, чтобы быть вдали от родителей или опекунов.

К четырем месяцам зрение улучшается, и младенцы обращают внимание на яркие предметы, предпочитая основные цвета, особенно красный. В одном исследовании младенцы, у которых были показаны симметричные и асимметричные лица, отдали предпочтение симметрии лиц, которые были определены взрослыми как «привлекательные». Однако в возрасте от пяти до восьми месяцев младенец предпочитал асимметрию.Молодые дети, которые предпочитали согласные музыкальные тона, реагировали на изменения ритма к восьми месяцам. Дети учатся подражанием, и то, насколько хорошо дети и дети учатся имитировать других, является жизненно важным ключом к отслеживанию здорового развития. Одним из первых признаков подражания младенцам является улыбка с улыбкой. Позже, дети учатся подражать другим выражениям лица и звукам.

По мере роста нормальных детей окружность головы и груди становится относительно равной. Младенцы учатся переворачиваться с одной стороны на другую в положении лежа.Они прогрессируют, чтобы сидеть в одиночестве и ползать. Потянувшись за чьими-то руками или мебелью, следует стоять один. К концу первого года многие дети сделали свои первые шаги. После вздохов раннего детства, дети старшего возраста произносят простые звуки и начинают произносить такие слова, как дада , мама и до свидания . Теперь ребенок может собирать небольшие кусочки пищи и манипулировать ложкой и детской чашкой. Младенцы пытаются причесаться и переворачивать страницы книг.Они наслаждаются песнями и стихами и могут пытаться танцевать и петь. На этом этапе дети очень общительны и любят участвовать в семейной жизни. Они понимают одобрение и присоединятся к хлопанию в ладоши. Некоторые младенцы также проявляют независимость, сопротивляясь, бить ногами или кричать. В некоторых культурах такая независимость строго не поощряется, тогда как другие считают ее нормальной.

,
Младенцы признают иностранные языки как форму общения — ScienceDaily

Младенцы признают, что речь на языке, не являющемся их собственным, используется для общения, находит новое исследование психологии. Результаты, которые появляются в журнале Cognition , предлагают новое понимание того, как обрабатывается язык в молодом возрасте.

«К своему первому дню рождения дети понимают, что иностранные языки могут передавать информацию между людьми, даже если сами дети не понимают иностранный язык», — объясняет Афина Вулуманос, доцент кафедры психологии Нью-Йоркского университета и автор исследования. ,«Это говорит нам о том, что обработка младенцами формальных аспектов языка, таких как звуки речи и изучение слов, отделена от обработки младенцами коммуникативных аспектов языка — в частности, передачи информации».

Уже давно установлено, что дети понимают, что речь на их родном языке позволяет говорящим общаться. Менее ясно, ограничено ли это понимание их родным языком — распространяется ли оно на не родные языки, с которыми дети не имеют опыта?

Чтобы ответить на этот вопрос, Вулуманос провел серию экспериментов, в которых 12-месячные дети видели, как актеры-люди общаются разными способами.Ответы младенцев, то есть их взгляд, были записаны наблюдателем. Длина взгляда является широко используемым измерением для определения понимания детьми языка и понятий.

В экспериментах младенцы видели, как актер-коммуникатор неоднократно выбирал один из двух объектов. Когда Коммуникатор больше не мог достичь цели, но второй игрок, Получатель, мог, Коммуникатор озвучивал бессмысленную фразу на английском (родной язык младенцев), испанском (ритмически различающийся) или русском (структурно отличающийся) или гудящем (неречевая вокализация).Младенцы раньше не сталкивались с испанским или русским языком.

На всех трех языках, родных и не родных, но не жужжащих, дети выглядели длиннее, когда Получатель дал Коммуникатору нецелевую цель по сравнению с целевым объектом. Напротив, когда коммуникатор гудел, младенцы одинаково смотрели на нецелевые и целевые результаты. Просматривая дольше, когда Получатель передавал нецелевой объект, младенцы, казалось, осознавали, что имело место недопонимание или что словесное взаимодействие имело какую-то коммуникативную ценность, даже если оно не было на их родном языке.

«Эти результаты показывают, что младенцы могут обобщать, помимо своего конкретного опыта, свой родной язык, чтобы признать, что все языки могут позволять людям общаться», объясняет Вулуманос. «К 12 месяцам младенцы с трудом сопоставляют не родные слова с объектами или различают большинство не родных контрастов речи, но они могут понять, что не родные языки могут передавать информацию другим».

Этот проект был поддержан Национальным институтом здоровья детей и развития человека Юнис Кеннеди Шрайвер, который является частью Национального института здоровья (R01HD072018).

История Источник:

Материалы предоставлены Нью-Йоркским университетом . Примечание: содержимое может быть отредактировано по стилю и длине.

,

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о