Развитие пространственного мышления дошкольников: Как развить логическое мышление у дошкольников: советы родителям

Содержание

Как развить логическое мышление у дошкольников: советы родителям

Логическим мышлением дети начинают полноценно овладевать к концу дошкольного возраста, после того как будут сформированы наглядно-действенный и наглядно-образный виды. Именно в таком порядке этапы развития мышления у детей соответствуют особенностям их психического развития: вначале маленький ребенок действует с предметами, познавая окружающий мир. Затем у него формируются образы предметов, и только после этого дошколенок начинает вникать в абстрактные понятия, которые составляют основу логики.

Важно: родителям не стоит торопить развитие логического мышления у маленького ребенка. Следует понимать, что это процесс постепенный и последовательный. Лучше обратить внимание на совершенствование наглядно-действенного мышления у детей раннего возраста, наглядно-образного у дошколят, как ступеней к формированию логики и ее форм: понятий, суждений, умозаключений.

Чтобы развитие логического мышления у детей дошкольного возраста достигло необходимого уровня к началу школьного периода, педагоги и родители должны приложить к этому определенные усилия.

Для решения вопроса, как развить логическое мышление, родителям нужно познакомиться с современными техниками и приемами.

Что нужно знать о процессах логического мышления?

Психологи подчеркивают, что уровень развития интеллекта ребенка в целом характеризуется уровнем развития логического мышления. Поэтому взрослым следует уделить самое пристальное внимание формированию у ребенка мыслительных процессов, знаний о причинно-следственных связях, умений делать умозаключения. Чтобы понять, как правильно организовать домашние занятия, нужно познакомиться с основными вопросами: что такое логика? какие ее процессы требуют необходимого формирования? как развивать логическое мышление? Логика — это наука о формах, методах интеллектуальной деятельности, включающая следующие операции:

  • Анализ. Представляет собой такую мыслительную операцию, когда при знакомстве с объектом идет разделение его на составные части. Дошколята получают эти умения сравнительно рано, при активном познании окружающего мира.
    Например, знакомя ребенка с новой игрушкой, взрослый подробно анализирует ее форму, цвет, размер, материал, назначение.
  • Синтез. Взаимосвязан с анализом, так как после детального рассмотрения объекта необходимо подвести итог.
  • С операциями сравнения, так же как и анализа, детей знакомят в младшем дошкольном возрасте, когда учат устанавливать сходства или различия между предметами.
  • Обобщение (объединение объектов по их основным признакам). Необходимо для умственного развития, так как дает возможность овладеть приемом классификации.
  • Абстракция. Одна из главных логических операций, представляет собой выделение существенных свойств объекта при отвлечении от несущественных, что ведет к усвоению понятий. Абстрагирование доступно старшим дошкольникам, имеющим определенные знания об окружающем мире и опыт взаимодействия с ним.

Правила развития логики у дошкольников

  1. Несмотря на то, что зачатки логики должным образом формируются только у старших дошколят, а в некоторых случаях в начале школьного обучения, более успешно процесс развития логического мышления будет проходить именно в игровой форме.
  2. Для достижения определенных результатов по развитию логики у детей важно знать о необходимости хорошо развитой психики: мышления, внимания, памяти, речи. Поэтому все техники, методики будут направлены на взаимосвязь развития логического мышления и других психических процессов.
  3. Взрослые должны понимать, что логика является высшей формой развития мышления, опирающегося на обширный уровень знаний об окружающей действительности, то есть интеллект. Все домашние занятия на логику у ребенка должны содержать разнообразный материал о предметах, явлениях, событиях мира, в котором живет ребенок.
  4. Родителям нельзя забывать о том, что развить логическое мышление у ребенка можно только в процессе постепенной и последовательной работы. Тренировки логических операций: понятий, суждений, умозаключений, должны начинаться с младшего дошкольного возраста, как только у ребенка появится определенный опыт окружающей жизни и развитая речь.

Как тренировать логическое мышление у детей

Для тренировки малышей, чтобы развитие логики началось как можно раньше, будут актуальны развивающие игры и упражнения.

Они помогут понять причинно-следственные связи, классификацию, обобщение. К ним можно отнести задания о животных и среде их обитания, окружающих предметах и их назначении, группировку предметов, сравнение по элементарным признакам: размеру, цвету, форме.

«Где чья мама?»

Задание по типу лото предполагает подбор карточек с изображением знакомых детям животных и их детенышей. Взрослый предлагает малышу рассмотреть картинки, изображающие курицу, кошку, собаку, корову, лошадь, козу, медведицу. Затем среди других карточек найти те, на которых нарисованы детеныши этих животных, и соединить их вместе. Спросить, как правильно назвать детеныша, если малыш затрудняется, обязательно проговорить все названия. Элементарные суждения у малышей помогут вызвать вопросы о том, кто вырастет из цыпленка, щенка, козленка. Для поддержания интереса к заданию прочитать веселые стишки:

У коровы сын, теленок,
Очень вежливый ребенок.
Мама учит малыша
Кушать травку не спеша.

А цыплята у курушки
Все похожи друг на дружку.
И девочки, и мальчики,
Словно одуванчики.

Глупый маленький козленок!
Он бодает всех с пеленок.
Что же делать нам, когда
Вырастут его рога.

«Кто скажет, кто знает, когда это бывает?»

Игра помогает развивать логику, проследить причинно-следственные связи между объектами природы, обогащает речь рассуждениями. Малышу показывают ряд сюжетных картинок с изображением времен года и предлагают разложить их в соответствии с признаками, например:

  • Сугробы; дети и взрослые одеты тепло; ребята катаются на санках; идет снег.
  • Капель, ручьи; мальчики пускают кораблики; среди снега первые подснежники.
  • Ярко светит солнце; дети купаются в реке; взрослые и малыши играют в мяч.
  • Идет дождь, пасмурное небо; птицы летят караваном; грибники идут с корзинками.

Вместе с ребенком поработав с карточками, взрослый спрашивает, когда бывают эти явления в природе. Учит малыша правильно обобщать ряд , рассуждать о смене времен года. Интересно подкрепить беседу загадками:

Зазвенели ручьи,
прилетели грачи.
Кто скажет, кто знает,
когда это бывает?

Долгожданная пора!
Детвора кричит: Ура!
Что ж за радость это?
Наступило (лето).

Дни стали короче,
Длинней стали ночи,

Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?

Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?

«Логические цепочки»

Подобные задания обычно предлагаются ребятишкам среднего и старшего дошкольного возраста, у которых есть опыт обобщения предметов. Однако, при достаточно простом игровом материале можно начинать обучение логическим операциям (классификации и обобщению) в младшем возрасте. Малыш составляет цепочки из предметов определенной группы, например, цветы, овощи, фрукты. Если ребенок затрудняется, родитель помогает назвать группу предметов обобщающим словом. Задание можно усложнить, если предложить среди группы картинок найти такую, которая дополняет уже построенную цепочку.

«Я начинаю, а ты продолжай…»

Классическая игра, которая предлагается ребятишкам всех возрастов, чтобы развить логику, способность к анализу. В каждой возрастной группе задания будут различаться по сложности. Малышам даются простые и доступные словосочетания. Взрослый начинает фразу, ребенок продолжает:

  • Сахар сладкий, а лимон (кислый).
  • Птица летает, а черепаха (ползает).
  • Слон большой, а зайчик (маленький).
  • Дерево высокое, а кустик (низкий).

Поддержать интерес ребенка к заданию поможет игра с мячом. Взрослый бросает мячик с началом фразы, ребенок возвращает с концовкой. Для старших дошколят подбираются сложные задания, требующие умозаключения:

  • Стол выше стула, значит стул (ниже стола).
  • После ночи наступает утро, значит утро (после ночи).
  • Камень тяжелее бумаги, значит бумага (легче камня).

«Что лишнее?»

Логическое задание, доступное всем деткам, хорошо развивает способность к обобщению, сравнению, классификации. Взрослый предлагает ребенку среди картинок, изображающих предметы определенной группы, найти лишнюю (предмет другой группы). Например, среди овощей — картинка с изображением фрукта, среди предметов мебели – карточка с одеждой.

Как развить логику у старших дошколят

Психологи на вопрос, как развить логику ребенка среднего и старшего дошкольного возраста, подчеркивают интенсивность и активность такой работы. К началу обучения в школе дети должны овладеть всеми логическими операциями: оперировать разнообразными понятиями, самостоятельно рассуждать и делать умозаключения. Тренировки должны стать постоянными, поэтому игры и упражнения желательно включать не только в особые занятия, но и в повседневную жизнь.

Важно: для того чтобы достичь высокого уровня развития детской логики, родители должны сделать интеллектуальное общение с ребенком образом жизни.

Этому могут способствовать как специальные задания, так и игры, организованные в семейном общении. Наиболее популярные из них рассчитаны на решение логических задач: «Составь фигуру из спичек», «Морской бой», «Крестики-нолики», пазлы, шахматы, головоломки. Во время прогулок в лесу родители обязательно должны обращать внимание детворы на разнообразие окружающей природы, учить видеть общее и частное у наблюдаемых объектов. Природа дает большие возможности для развития у ребенка умения находить и анализировать причинно-следственные связи: «Если на небе сгустились и потемнели облака, значит … (пойдет дождь)»; «Из желудей, лежащих под дубом, вырастут … (молодые дубки)»; «Составь биологическую цепочку (цветок-стрекоза-птица)».

«Играем в ассоциации»

Классические логические задания на нахождение ассоциаций предназначены, в основном, старшим дошкольникам. Если работа по развитию ребенка ведется на протяжении длительного времени, ассоциации будут доступны детишкам среднего дошкольного возраста. Задания расширяют кругозор, формируют умение обобщать, сравнивать, анализировать, классифицировать.

Задания для средних дошколят

Взрослый предлагает детям картинки с изображением предметов разных групп: обувь, одежда, мебель, бытовая техника. Ребенок должен объединить все карточки в различные группы, опираясь на общие признаки. Можно предложить детям поиграть с мячом, предлагая разные интересные задания:

  • «скажи наоборот (мягкий-твердый, большой-маленький, смеяться-плакать, зима-лето)»;
  • «назови похожий предмет (мяч-арбуз, солнышко-колобок, снег-пух, ежик-колючка)»;
  • «назови одним словом (яблоко, груша, слива – фрукты, помидор, огурец, перец – овощи, кресло, диван, шкаф – мебель)».

Классическая игра с мячом «Я знаю три овоща, фрукта…» помогает развивать логику, умение мыслить быстро, обогащает словарный запас.

Задания для старших дошкольников

Для развития знаний у ребенка об ассоциативных связях хорошо подойдут задания на построение логических цепочек:

  • «дополни ряды» — ребенку предлагают карточку с рядами однородных предметов, например, игрушки: юла, кубик, кукла, мишка; овощи: помидор, капуста, огурец; одежда: куртка, свитер, брюки. Малыш должен подбрать соответствующие карточки, дополнив ряд, а старшим ребятам предложить подрисовать предметы той же группы.
  • «составь ряд» — ребенку предлагается карточка с нарисованными предметами, которые расположены соответственным образом, например,

1 ряд – две куклы, два мишки, два мяча,
2 ряд – кукла, мишка, мяч и т.д.,
3 ряд – две куклы, мяч, два мишки, мяч.
Дошкольник должен составить самостоятельно ряды по подобию, используя заготовленные карточки или нарисовав их. Задание хорошо помогает формировать у ребенка операции обобщения, анализа, сравнения. В дальнейшем, когда дошколята освоят ассоциативные ряды, можно предлагать сложные задания:

  • загадай сам ряд,
  • отгадай недостающие предметы,
  • что неправильно в ряду.

Логические игрушки для семейного досуга

Большую помощь в развитии логического мышления у дошкольников окажут развивающие игрушки, в которые интересно играть всей семьей. Развитие ребенка будет проходить в непосредственной обстановке, что поможет родителям и поиграть, и поучить с увлечением свое чадо. Сейчас можно найти много логических игр и развивающих игрушек на детских порталах, специализированных магазинах. Малышей можно заинтересовать логическими вкладышами, которые расскажут о геометрических фигурах, научат манипулировать с ними; волшебными мешочками — помогут сформировать понятия; мозаиками — разовьют логическое воображение. С детьми постарше играют в игрушки-лабиринты, логические ловушки, которые учат искать нестандартные решения, разнообразные игры с правилами, расширяющие интеллектуальные возможности.

«Конструктор»

Самая популярная игрушка для семейного досуга. Разработаны разного вида конструкторы: из металла, дерева, магнитов, пластмассы. Главное, чтобы игрушка соответствовала возрасту ребенка, давала возможность действовать с ней самостоятельно. Родители вместе с ребенком рассматривают детали, учат правильно закрепить их. Хорошо организовать соревнование, кто быстрее и интереснее сделает поделку. Игрушка тренирует логическое мышление, воображение, обогащает словарный запас, развивает моторику.

Как развивать пространственное мышление

 Можно ли успешному школьнику обойтись только логикой? Нет. Логическое мышление – это левое полушарие.

Содержание

  1. Пространственное мышление ребёнка
  2. Задачи и упражнения на пространственное мышление

А у человека их два. Для успешного обучения они должны работать в тандеме. В мыслительной деятельности правое полушарие представляет пространственное мышление.

Полезно развить у дошкольника к школе представления о пространстве, воображение. Например, без развитого воображения вообще невозможно быть успешным ни в какой деятельности.

Пространственное мышление ребёнка

В интернете много хороших советов. Мы предлагаем материал, применяемый нами на практике и показавший удовлетворительные результаты в развитии необходимых качеств. Следует учесть, что самый лучший способ развития дошкольника – игра.

Что доступно всем родителям:
  1. Продуктивная детская деятельность: лепка, рисование, конструирование. Начинать лучше с лепки, так как получаем объёмные фигурки (трёхмерное пространство). Слепили и пробуем нарисовать (переход от объёма к плоскости). Или наоборот, есть картинка, попробуйте слепить нарисованный предмет. С конструированием – аналогично.
  2. Поделки из бумаги: объёмные (конструирование)
  3. Игры: шахматы (особенно) шашки, китайская игра «танграм», «Колумбово яйцо» и т. п.
  4. Рисование планов комнаты, квартиры (или дома), окружающей местности вместе с малышом. Или нарисуйте планы сами, а он пусть соотнесёт план и реальность. Полезно устраивать игры типа квестов: дети любят искать клады, ориентируясь по схемам.
  5. Отгадывание загадок. Опишите предмет, а малыш найдёт его по признакам. Развивающий момент: дошколёнку придётся выстраивать образ в уме.
  6. Куда-то направляясь, спросите у малыша, как лучше туда добраться.

Задачи и упражнения на пространственное мышление

Какие задания можно найти в том числе и на нашем сайте? Подобные занятия в принципе можно начинать с 4,5 лет, но все дети разные. Если не пошло, упростите. И упрощённый вариант не пошёл – откажитесь на некоторое время. Потом сможете предложить опять.

  1. Копирование орнаментов. Рекомендуемые нами узоры подойдут для 6-7 лет.
  2. Зеркальное дорисовывание предмета (дорисовать вторую половину точно также).
  3. Вырезание симметричных фигур (возможно уже со средней группы).
  4. Диктанты по клеточкам. Их можно выполнять по-разному: графические диктанты (простые и сложные), рисование по клеточкам.
  5. Словесные диктанты.
  6. Соединяя точки по последовательности цифр, получить рисунок объекта.
  7. Зеркально перерисовывать любые нарисованные вещи, буквы.
  8. Рисовать по заданию взрослого: нарисуй в левом верхнем углу листочка домик, в правом верхнем – солнышко, левом нижнем – флажок, правом нижнем кораблик. С этого задания мы начинаем.
  9. Всем известные лабиринты. Для малышей просто найти путь мишке к бочке мёда. Ребятам постарше 6-7 лет лабиринты проходить с условием. Например, проходя лабиринт не отрывать карандаша от бумаги от начала и до конца.
  10. Рамки-вкладыши (тоже разные).
  11. Описывать положение предмета, используя предлоги (кошка сидит на крыше, спрыгнет с крыши, спрячется под крыльцо и т. п.)
Игры для 5-7 лет

Для детей постарше 5-7 лет задания можно усложнить.

Точки в клетках

У психологов есть простой тест на выявление двигательного темпа шести-семилеток. На листе в клетку он выполняется построчно. Надо проставлять точки в каждой клетке строчки в максимально возможном темпе. Этот тест легко превращается в развивающее задание. Дополним простое проставление точек условиями:

  1. В первой строчке точки проставляются слева направо, во второй наоборот, в третьей снова слева направо и т. д.
  2. Точки можно проставлять чередуя сверху вниз и снизу вверх
  3. А можно как-то наискосок или как придумаете.

После такого упражнения дети прекрасно запоминают ещё до школы расположение в строчку и в столбик, упрощая себе школьную жизнь.

Расставь игрушки

Предложите детям набор мелких игрушек. Поставьте какую-нибудь игрушку на стол. Вы говорите, а они расставляют относительно её другие игрушки: слона дальше, кошку слева, свинью ближе и так далее.

Разложи фигуры

Приготовьте несколько геометрических фигур ( усложнение: разных по цвету и размеру). Пусть малыш по вашей инструкции их располагает. Аналогично предыдущему заданию. Только там объемные фигуры, а здесь плоские.

Разведчик

В этом упражнении тренируется ещё и память.

Инструкция. Посмотри внимательно на всю комнату. Запомни. Отвернись. Отвечай на вопросы: что стоит справа от дивана, какого цвета стол под телевизором, что стоит справа (слева) от кресла, сколько диванных подушек на диване, сколько на кресле, какого цвета диван и т. д.

Рисунок на спине

Рисуйте пальцем на спине малыша простые геометрические фигуры, буквы, цифры. Его задача понять, что нарисовано.

Волшебный мешочек

Играем с ясельной группы. В мешочек из ткани сложите мелкие фигурки животных, других игрушек. Задача дошкольника узнать предмет на ощупь.

Муха

Тоже известное упражнение. Разные варианты есть в интернете. Есть поле 9*9 клеток (для дошкольников 7*7 или 5*5). Игра в два этапа.

1 этап. Муха (игрушка или пуговица) садится в левый верхний угол и двигается по клеткам. Взрослый диктует: две клетки вниз, одна направо. Играющий передвигает муху согласно инструкции. И так далее.

2 этап. Движения мухи дошкольник производит в уме и сразу передвигает её в нужную клетку. усложнение: все действия, и саму муху, и поле игрок держит в уме. Положение мухи он говорит взрослому, и то отмечает его на игровом поле, а в итоге оно сравнивается с заготовкой. Когда игра освоена, можно играть 2-3 игрокам с ведущим.

Пространственное мышление и 1 класс

Чем поможет пространственное мышление ученику в школе?

  1. Он будет быстро ориентироваться в помещении и на местности, что придаст ему уверенности в себе.
  2. Будет легко запоминать местонахождение своих вещей. Не будет их терять.
  3. Сумеет быстро концентрироваться и легко запоминать информацию.

Это минимум, обеспечивающий успешность обучения на самом первом его этапе.

Развитие пространственного мышления у детей

РАЗВИВАЕМ ПРОСТРАНСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ

Становление мышления человека и его основных видов происходит в дошкольном и младшем школьном возрасте. Связано это с фазой активного интеллектуального развития и в данный период времени обучение происходит гораздо проще и эффективнее.

Огромное значение в возрасте 3-8 лет приобретает пространственное мышление. Особенно это стало актуальным в период современности, когда возросла роль схематичности, графических изображений, условных обозначений.

Пространственное мышление — это база, на которой строится большая часть учебной и впоследствии трудовой деятельности человека, поэтому развитие и формирование этого вида умственной активности очень важно для профессиональной успешности личности. В структуре психики человека оно отвечает за ориентацию в пространстве, создание в сознании человека образов пространства и использование их в процессе решения разнообразных задач.

Отличительной особенностью пространственного мышления является тот факт, что его единицей измерения служит образ, который заключает в себе специфические характеристики пространства: размер, форма, взаимоотношения между его частями, местонахождение в пространстве и т. п.

Как только ребенок начинает понимать принципы построения фигур, его способности производить арифметические действия резко улучшаются. Без этого вида мышления становится невозможным процесс запоминания, так как запоминаем мы не что иное, как образы.

Одним из главных направлений организации математического развития ребенка дошкольного возраста является целенаправленное развитие конструктивного мышления.

Понятие «конструктивное мышление» состоит из понятия мышления и его определения — конструктивное. В повседневной жизни прежде, чем приступать к какой-либо деятельности, мы четко представляем себе результат, раскладывая по полочкам все детали. В противном случае на выходе может получиться совсем не то, что задумывалось.

При чтении художественной литературы, в воображении создается целый кинофильм, оживляющий события книги. Это позволяет производить глубокий анализ произведения, и, конечно, процесс чтения становится более интересным.

2-3-летнему малышу не надо запрещать залезать под стол или в шкаф, сооружать пирамиду из папиных книжек и раскрашивать себя, изображая индейца. Ваш ребенок неосознанно пытается развить в себе задатки гения-математика, способности к логике. Возраст от 2 до 3 лет – это период активного знакомства с окружающим миром, овладения речью, предметные действия, продуктивная деятельность и творческое начало. Конструирование из строительного материала позволяет создать простые постройки: дорожки, домики, башенки и пр., развивая координацию движений, обогащая словарный запас.

В возрасте 3–4 лет у ребенка возрастает познавательная активность, заставляя его задавать многочисленные вопросы, чтобы получить новую информацию; появляется сознательное управление своим поведением; совершенствуются все психические процессы. Сверстники для ребенка

Развитие пространственного мышления у детей старшего дошкольного возраста

Развитие пространственного мышления у детей старшего дошкольного возраста

Никифорова Светлана Викторовна

Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, но он насыщен познанием; каждый день приносит ребенку что-то новое, неизведанное, становится близким и понятным ранее недоступное. Развитие ориентировки в пространстве является одной из важных сторон общего умственного развития ребенка. У дошкольников наблюдаются слабость пространственной ориентировки, нечеткость пространственных представлений. Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местоположения, удалённости, пространственных отношений между предметами). В понятие пространственной ориентации входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно ориентирующегося.

Какие игры и упражнения помогут освоить умение ориентироваться в пространстве?

В старшем дошкольном возрасте накапливается определенный чувственный опыт, восприятие представлений расширяется. Поэтому главным содержанием занятий становится самостоятельное моделирование пространства, его графическое изображение, ориентировка в двухмерном пространстве. Методика предлагает для заданий игровые упражнения — алгоритмы, требующие применения логического мышления:

  1. «Графический диктант»

Можно использовать для диктанта уже готовые тетради с заданиями. Или ребенку предлагается на листе бумаги обводить клеточки в соответствии с инструкцией: «четыре клеточки прямо, три клеточки вниз, одна клеточка вправо и т. д. (до тех пор, пока не получится изображение предмета) ». Потом изображение можно раскрасить. Кроме того, графические диктанты являются прекрасным средством развития мелкой моторики, необходимой при обучении письму.

  1. Настольные игры

Классикой в методике являются настольные игры для ориентировки в пространстве. Важное место занимают игры в ограниченном пространстве: шахматной доске, столе, журнале. Например, популярны «Ход конем», «Колумбово яйцо», «Разрезные картинки», «Сложи узор», головоломки.

Игра «Регулировщик»

Актуальна для закрепления правил дорожного движения

  • Поле для такой игры можно изготовить вместе с ребенком. Вычерчивается дорога, идущая в разных направлениях к определенному зданию (магазин игрушек, зоопарк), подбираются машинки. Ведущий (взрослый или ребенок) указывает путь «водителю»: прямо до светофора, вправо и т. д.

  • Аналогично проводится игра на игровом поле «Пройди по улице, перейди дорогу» с мелкими игрушками.

  1. «Лабиринт»

  • Задание направлено на восприятие и нахождение предмета в двухмерном пространстве. Так же, как и в предыдущих играх, изготавливается поле с начерченным лабиринтом, внутри которого находится игрушка. Игрок должен рисовать правильный путь с комментариями.

  • Как вариант, можно усложнить задание: «Найди самый короткий путь».

«Зеркало наоборот»

Играющие садятся напротив друг друга, ведущий объясняет, что все движения, которые он покажет, надо делать наоборот. Например, он прикасается левой рукой к правой щеке, игрок должен повторить наоборот; поднимает левую руку, ребенок ‒ правую .

  1. Словесные игры

Чтобы дошкольник активно пользовался ориентировочными понятиями, их нужно ввести в его активный словарь. Для этого предлагаются словесные игры:
 

  • «Скажи наоборот: вверх-…, влево-…, север-… » (как вариант проводится игра с мячом),

  • «Я начинаю, а ты продолжай» (взрослый начинает предложение с обозначения пространственного отношения, дошкольник продолжает, например, белые медведи живут на севере…).

 
В методике развития пространственного мышления представлено много заданий, которые можно использовать в работе с детьми. Развитое пространственное мышление впоследствии даст малышу существенное преимущество перед сверстниками – такие дети проще ориентируются в новой местности, проще справляются с новыми видами деятельности, что в конечном итоге приводит к их большей успешности – сначала в учебе, а затем и в трудовой деятельности.

Формирование пространственных представлений и пространственного мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи

Библиографическое описание:

Бурачевская, О. В. Формирование пространственных представлений и пространственного мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи / О. В. Бурачевская. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 202-205. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9747/ (дата обращения: 13.11.2020).

 

В статье описывается формирование пространственных представлений и пространственного мышления у дошкольников с ОНР. Анализируются основные модели формирования пространственных представлений и пространственного мышления. Рассматриваются особенности формирования пространственных функций у детей с речевыми нарушениями. Затрагиваются вопросы коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Ключевые слова: гнозис, праксис, ощущения, восприятие, метрические, топологические, координатные, структурно-топологические, проекционные, лингвистические представления, ориентировка в пространстве, пространственное мышление, перцептивная деятельность, общее недоразвитие речи (ОНР).

 

Важную роль в развитии пространственных представлений дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) играет развитие сенсорных процессов. В психолого-педагогических исследованиях установлено, что сенсорное развитие детей с ОНР значительно отстает и происходит неравномерно [3; 4; 8; 9]. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о снижении перцептивной деятельности детей с ОНР. У детей данной категории отмечается обедненный субъективный чувственный опыт, который не может являться полноценной основой для формирования высших психических функций, в том числе пространственных представлений. [4; 9].

Аналитический обзор психолого-педагогической литературы показал, что понимание концепта пространственных представлений и пространственного мышления рассматривается в различных аспектах: физиологический раскрывает межанализаторную основу формирования пространственных представлений [1]; нейропсихологический направлен на выявление механизмов возникновения и развития нарушений пространственных представлений, на установление их связи с мозговыми повреждениями, на определение уровневой организации и типологии пространственных представлений при отклоняющемся развитии, а также на уточнение понимания пространственных представлений как сложной многофакторной структуры психики, проявляющейся в разных видах деятельности [9]; лингвистический исследует языковые средства, используемые детьми при обозначении категорий пространства [5]; в психолингвистическом аспекте изучаются внутренние закономерности нарушений языкового механизма [6]; в психологическом аспекте рассматриваются пространственные представления как психическое явление, включенное во все познавательные процессы и активизирующее познавательную деятельность в процессе восприятия [7].

В исследованиях познавательной сферы отмечаются качественные отличия гностических функций у детей с нарушениями речи и их сверстников с нормальным речевым развитием. У детей с речевыми нарушениями имеется ряд особенностей оптико-гностических функций, снижены способности к переработке оптической информации в сравнении с детьми с нормальным речевым развитием. Отмечается своеобразие зрительного восприятия, характеризующееся конкретностью и ситуативностью, бедностью и недифференцированностью зрительных образов, инертностью и непрочностью зрительных следов, несформированностью целостного образа предмета и ситуации, а также отсутствием прочной и адекватной связи слова со зрительным представлением предмета [4; 9].

У детей с ОНР также наблюдается определенное своеобразие мыслительной деятельности, проявляющиеся в трудностях овладения анализом, синтезом (в том числе и пространственным), сравнением, классификацией; снижении уровня обобщений; недостаточном умении построения умозаключений по аналогии [2; 4; 6]. Дети с ОНР с трудом устанавливают причинно-следственные связи, в частности, на уровне пространственно-временных ориентировок. У детей данной категории затруднено понимание сложной словесной инструкции, вследствие того, что она сложна как по смысловому содержанию, так и по грамматическому оформлению, что связано с расстройствами перцептивного уровня восприятия, недоразвитием аналитико-синтетической деятельности, трудностью понимания сложных логико-грамматических конструкций [7; 8].

Одним из проявлений нарушений познавательной деятельности детей с ОНР различного этиопатогенеза является несформированность вербально-логического мышления, что в значительной степени обусловлено нарушением семантической стороны речи, проявляющимся, прежде всего, в нарушении понимания значения слова и в задержке формирования слова, как понятия. В связи с этим дети с ОНР испытывают значительные трудности в понимании категорий пространства, сложных логико-грамматических конструкций и в овладении пространственной терминологией [9, С. 48–51].

Дети с ОНР имеют своеобразие в развитии наглядно-образного мышления, причем степень выраженности его несформированности связан с тяжестью речевого нарушения [2; 6; 10]. В нейропсихологических исследованиях также отмечается, что недостатки наглядно-образного мышления у детей с ОНР могут иметь не только вторичный, но и первичный характер [8]. При этом констатируется, что первично остается сохранной наглядно-образная форма мыслительной деятельности, то есть понимание смысла наглядного материала, но изменяется уровень, на котором протекают некоторые операции, и степень их автоматизации в сторону их деавтоматизации и осознанности характера их протекания [9]. Также у детей с ОНР наблюдается низкий уровень наглядно-действенного мышления. Отмечается, что специфика наглядно-образного и наглядно-действенного мышления у дошкольников с ОНР негативно влияет на формирование пространственных представлений и пространственного мышления [4; 9].

Под пространственным мышлением в нейропсихологических исследованиях понимается особый вид мыслительной деятельности, обеспечивающей создание пространственных образов и оперирование ими в процессе решения практических и теоретических задач. Пространственные представления являются базой пространственного мышления, тогда как его содержанием является оперирование образами и их преобразование. В пространственном мышлении происходит постоянное перекодирование образов, т. е. переход от пространственных образов реальных объектов к их условно-графическим изображениям, от трехмерных изображений к двухмерным и обратно [8]. Формирование пространственного мышления происходит в ходе постепенного и последовательного усложнения типа оперирования пространственным образом. Вербальное и концептуальное обозначение пространства, сами проекционные представления позволяют формировать ориентировку в абстрактном плане и трехмерном пространстве [3].

У детей с ОНР установлены нарушения топологических представлений, что позволяет говорить о нарушениях пространственных представлений о целостном образе объекта, о неумении соединить части предмета в единое пространственное целое. Вероятно, это связано с нарушением пространственного анализа и синтеза, непониманием принципа пространственной обратимости (трудности соотнесения объемных форм с плоскостными). Также для детей с ОНР характерны нарушения представлений о прямой, координатные представления о горизонтали, что связано с ограниченным опытом в установлении пространственных отношений, трудностями понимания языковых конструкций, обозначающих данные свойства пространства и затруднениях в сохранении в зрительных образах данных свойств пространства [4]. У детей данной категории отмечаются нарушения представлений о пространственных отношениях между предметами как по горизонтальной, так и в отношениях по вертикальной и саггитальной оси, что характерно более ранним этапам онтогенеза. Понимание пространственных отношений между предметами является более доступным, так как связано с большей частотностью такой ориентировки в личном опыте детей, а также с большей доступностью к пониманию этих отношений. Для пространственного мышления детей с ОНР характерна фрагментарная стратегия анализа, трудности установления топологических, метрических, проекционных отношений в двухмерном и трехмерном пространстве [9]. Также у детей данной категории выявлены трудности понимания инструкций с пространственным значением, особенно сложных беспредложных грамматических конструкций с пространственным значением, что объясняется нарушениями симультанных квазипространственных синтезов.

Таким образом, пространственные представления и пространственное мышление дошкольников с ОНР значительно отстает от уровня сформированности у детей с нормальным речевым развитием. Психические процессы, участвующие в формировании пространственных представлений и пространственного мышления, у детей с ОНР качественно специфичны. В связи с тем, что пространственные представления и пространственное мышление формируются в соответствии с генезом отражения пространства, в тесной связи с развитием речи, в совместной со взрослыми и в самостоятельной деятельности детей в предметно-развивающей, необходимо создавать особые образовательные условия для работы в данном направлении с детьми с речевыми нарушениями. Так как дети старшего дошкольного возраста с ОНР затрудняются в ориентировке в пространственных характеристиках окружающей среды, испытывают трудности в освоении символико-моделирующих видах деятельности, то коррекционно-развивающая работа по формированию пространственных представлений и пространственного мышления является одним из аспектов профилактики специфических проявлений нарушений письменной речи в школьном возрасте.

 

Литература:

 

  1.    Ананьев, Б. Г. Особенности восприятия пространства у детей / Б. Г. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко. — М., 1974.
  2.    Бурачевская, О. В. Развитие пространственного гнозиса и праксиса у дошкольников с общим недоразвитием речи / О. В. Бурачевская // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 126–129.
  3.    Бурачевская, О. В. Пространственные и пространственно-временные представления как базовая составляющая психического развития ребенка / О. В. Бурачевская // Школьная педагогика. — 2016. — № 1. — С. 21–24.
  4.    Гантимурова, О. П. Развитие оптико-пространственных представлений у детей с ТНР /О. П. Гантимурова, И. Ф. Павалаки //А. Р. Лурия и психология XXI века: материалы II междунар. конф. (г.Москва, сентябрь 2002г.). — М.: МГУ, 2002. — С. 32–33.
  5.    Еливанова, М. А. Взаимосвязь когнитивного и речевого развития при освоении пространственных отношений у детей раннего возраста // Онтолингвистика: Некоторые итоги и перспективы. — СПб., 2006. — С. 58–66.
  6.    Косякова, О. О. Логопсихология / О. О. Косякова. — М.: Феникс, 2007.
  7.    Семаго, Н. Я. Пространственные представления ребенка // Школьный психолог, № 34, 2000.
  8.    Семенович, А. В. Пространственные представления при отклоняющемся развитии / А. В. Семенович, С. О. Умрихин. — М., 1998.
  9.    Цветкова, Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения. — М., 2000.
  10. Шипилова, Е. В. Основы логопсихологии / Е. В. Шипилова. — Ростов н/Д: Феникс, 2007.

Основные термины (генерируются автоматически): пространственное мышление, ребенок, представление, мыслительная деятельность, нарушение, нормальное речевое развитие, наглядно-действенное мышление, наглядно-образное мышление, пространственное значение, трехмерное пространство.

Развитие пространственного мышления у младших школьников при изучении геометрического материала

Введение

Согласно стандартам второго поколения, в начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Ведь обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет большую роль в формировании у младших школьников умения учиться. Новое содержание математического образования ориентировано главным образом на формирование культуры и самостоятельности, а также элементов учебной деятельности средствами и методами математики. В процессе изучения математического содержания у младших школьников формируются приёмы мыслительной деятельности, а именно анализа и синтеза, сравнения, классификации, абстрагирования и обобщения.

В настоящее время учителям начальной школы предлагается ряд обновлённых программ по математике, оснащенных учебно-методическими комплектами. Однако, не смотря на то, что необходимость изучения геометрического материала в курсе математики начальных классов и формирования на его основе пространственных представлений и пространственного мышления младших школьников не представляется спорной нив одной из сегодняшних методических систем обучения математике в начальных классах, структурный анализ содержания наиболее популярных на сегодня учебных пособий по математике, показывает крайне недостаточную содержательную разработанность этого вопроса в курсе математики начальных классов.

Формирование пространственных представлений у младших школьников не является прерогативой исключительно курса математики, так как образы, в которых формируется форма, величина, пространственное соотношение фигур в целом или их частей, выстраиваются в сознании ребёнка уже с самого раннего детства в результате манипулирования объектами и так называемыми сенсорными эталонами, полученными в результате обобщения чувственных данных в процессе специально организованного общения ребёнка с природой, окружающими людьми, и так далее. Однако в связи с тем, что «владение пространственными представлениями и наличие пространственного воображения … являются одним из основных критериев образованности учащегося в области математики», как утверждал Гибш, задача формирования этого вида мышления традиционно считается одной из задач математического образования ребёнка. Столь же традиционно эта задача связывается с изучением геометрического материала, как в начальной, так и в последующих звеньях обучения.

Интерес к проблеме формирования пространственных представлений у детей младшего школьного возраста на уроках математики вызван её актуальностью и недостаточной разработанностью. Математика способствует развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности; даёт реальные предпосылки для развития пространственных представлений учеников. Такому формированию способствует изучение геометрического материала. В настоящее время существует противоречие между наличием разработанных методов и приёмов формирования пространственных представлений на уроках математики и недостаточностью специальных заданий, способствующих развитию способностей учащихся начальной школы.

В связи с этим выявленная проблема формирования пространственного мышления у младших школьников – одна из фундаментальных проблем детской педагогики и психологии. Изучением данной проблемы занимались многие отечественные и зарубежные исследователи. Психолого-педагогическое осмысление этой проблемы проводились в работах Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, Е.В.Знаменской, Н.Ф.Талызиной, Д.Б.Эльконина, И.С.Якиманской; методическое осмысление – в работах А.М.Пышкало, В.А.Гусеева, С.Л.Альперович, Б.П.Эрдниева, М.В.Пидручного и других.

Каждый из исследователей предлагал свой, новый, взгляд на рассматриваемую проблему, тем самым, расширяя и углубляя её результаты исследований, были внедрены в педагогическую практику и успешно использовались учителями. Однако, сама проблема формирования пространственного мышления у младших школьников не исчезла из-за недостаточности учебных заданий, формирующих такое мышление.

В соответствии с этим была выделена цель исследования – показать эффективность  формирования пространственного мышления у младших школьников в процессе изучения геометрического материала.

Объектом исследования является процесс формирования пространственного мышления у младших школьников.

Предметом исследования геометрический материал как средство формирования у младших школьников пространственного мышления.

В связи с целью, предметом и объектом исследования были поставлены следующие задачи:

1.Изучить психолого-педагогические основы формирования пространственного мышления младших школьников.

2.Рассмотреть содержание геометрического материала в начальном курсе математики.

3.Проанализировать современные учебники с точки зрения приёмов работы с геометрическим материалом.

4.Раскрыть содержание и методику работы с геометрическим материалом в начальном курсе математики.

5.Составить систему учебных заданий, направленных на развитие пространственного мышления у младших школьников.

В ходе решени

Важность критического мышления для детей раннего возраста

Критическое мышление — важнейший жизненный навык. Узнайте, почему это так важно и как вы можете помочь детям освоить и применить эти навыки.

Мы используем навыки критического мышления каждый день. Они помогают нам принимать правильные решения, понимать последствия своих действий и решать проблемы. Эти невероятно важные навыки используются во всем, от составления головоломок до составления наилучшего маршрута к работе. Это процесс использования сосредоточенности и самоконтроля для решения проблем, а также для постановки целей и их достижения.Он использует другие важные жизненные навыки, такие как установление связей, понимание перспективы и общение. По сути, критическое мышление помогает нам принимать правильные и обоснованные решения.

Критическое мышление

В своей книге «Разум в процессе становления: семь основных жизненных навыков, необходимых каждому ребенку», автор Эллен Галински объясняет важность обучения детей навыкам критического мышления. Природное любопытство ребенка помогает заложить основу для критического мышления. Критическое мышление требует, чтобы мы воспринимали информацию, анализировали ее и выносили суждения, а такой тип активного участия требует воображения и любознательности.По мере того, как дети воспринимают новую информацию, они наполняют своего рода библиотеку в своем мозгу. Они должны подумать о том, как новая информация согласуется с тем, что они уже знают, или изменяет ли она какую-либо информацию, которую мы уже считаем правдой.

Поддержка развития критического мышления

Michigan State University Extension дает несколько советов, которые помогут вашему ребенку научиться критически мыслить и практиковать его.

  • Поощряйте любопытство .Страшная фаза «почему». Помогите им сформировать и проверить теории, экспериментировать и попытаться понять, как устроен мир. Поощряйте детей исследовать, задавать вопросы, проверять свои теории, критически оценивать результаты и думать об изменениях, которые они могли бы внести, или о том, что они могли бы сделать иначе.
  • Учитесь у других. Помогите детям глубже задуматься о вещах, привив им любовь к учебе и желание понять, как все работает. Найдите ответы на все вопросы своих детей «почему» с помощью книг, Интернета, друзей, семьи или других экспертов.
  • Помогите детям оценить информацию. Нам часто дают много информации одновременно, и важно, чтобы мы оценили эту информацию, чтобы определить, является ли она правдивой, важной и следует ли нам верить в нее. Помогите детям освоить эти навыки, научив их оценивать новую информацию. Попросите их подумать о том, откуда и от кого поступает информация, как она соотносится с тем, что они уже знают, и почему это важно или не важно.
  • Продвигать интересы детей. Когда дети глубоко увлечены темой или делом, они более увлечены и готовы экспериментировать. Процесс расширения их знаний открывает множество возможностей для критического мышления, поэтому поощрение этого действия помогает вашему ребенку инвестировать в их интересы. Будь то изучение грузовиков и транспортных средств или живой интерес к насекомым, помогите своему ребенку следовать их увлечению.
  • Обучать навыкам решения проблем. При работе с проблемами или конфликтами необходимо использовать навыки критического мышления, чтобы понять проблему и предложить возможные решения, поэтому научите их этапам решения проблем, и они будут использовать критическое мышление в процессе поиска решений проблем. .

Дополнительные статьи о развитии ребенка, успехах в учебе, воспитании детей и развитии жизненных навыков см. На веб-сайте MSU Extension.

Вы нашли эту статью полезной?