Сенсорное развитие детей: Сенсорное развитие детей раннего возраста

Содержание

Сенсорное развитие детей раннего возраста

Предпосылка к успешному обучению

Только что рожденный на свет ребенок уже сразу готов взаимодействовать с окружающим миром: он наблюдает за окружающей действительностью, улавливает звуки, чувствует температурные колебания. В переводе с латыни термин сенсорика «sensus» — это восприятие.

Сенсорное восприятие – это знакомство ребенка с особенностью окружающих предметов с помощью чувственных органов (зрение, слух, осязание, обоняние, вкусовые рецепторы) и дальнейшее формирование индивидуальной картины мира. Ознакомление с действительностью у ребенка происходит с восприятия явлений окружающей среды и свойств предметов, находящихся вокруг нас. На воспринимаемых образах формируется мыслительная деятельность, воображение, запоминание. От целостности восприятия напрямую зависит дальнейшее умственное развитие малыша.

На этапе раннего детства дети особенно восприимчивы к сенсорным воздействиям. Неправильное сенсорное развитие очень трудно, а порой, невозможно, компенсировать.

Сенсорное восприятие — главный источник к познанию и заслуженно считается фундаментом в этой сфере.

В зависимости от воспринимаемых явлений восприятие разделяется на следующие виды:

  • восприятие формы: возможно различение предметов ребенком еще до года;
  • восприятие величины;
  • цветовое восприятие;
  • восприятие пространства: происходит через визуальное наблюдение за предметами и за их перемещением, происходящих с ними изменений, пропорций и их положения при движении;
  • временное восприятие;
  • восприятие телесных манипуляций;
  • восприятие звука: происходит через прослушивание музыкальных произведений, человеческой речи, звуков, издаваемых животными.
  • и т.д.

Все разновидности восприятия дети усваивают в разном возрасте с опорой на ранее приобретенные знания и представления. Для правильного построения восприятия существует целая система обучающих приемов, опирающихся на психологические закономерности.

Роль сенсорного развития для малышей

Сенсорное развитие ребенка – это усвоение понятий о предметных свойствах (форме, цвете, величине) и формирование восприятия. Оно является основой развития умственных способностей и оказывает прямое воздействие на дальнейшее обучение.

В будничной жизни малыш осваивает разновидности форм, красок, материалов и остальных свойств предметов и явлений, слушает музыкальные произведения и разглядывает живопись. При отсутствии руководства взрослых он воспринимает все так, как у него получается. Самостоятельное усвоение нередко бывает неполноценным. Поэтому необходим контроль и помощь со стороны взрослого. Только взрослому под силу показать малышу всю красоту и многообразие нашего мира, а также помочь правильно усвоить и закрепить словесно свойства предметов, явлений. Для сенсорного развития детей раннего возраста нужно организовать соответствующее обучение, сделать его многоступенчатым, постепенно продвигаясь вверх. 

Одной из целей сенсорного развития является формирование у малышей определенных эталонов. Формирование правильных эталонов очень важно для дальнейшего обучения. И этот процесс не закончиться детством, а будет продолжаться на протяжении всей нашей жизни. Ведь малышу необходимо не только правильно определять и называть различные свойства предметов, но и иметь знания об их разнообразии и, самое главное, уметь применять эти знания для анализа различных свойств предметов, объектов, явлений в различных ситуациях. Например, цветовым эталоном будут семь цветов радуги, эталон формы – простейшие фигуры.

Важность сенсорного развития неоценима. При правильном обучении необходимо разрабатывать и использовать способы развития восприятия, основной целью которых будет вооружение ребенка культурой сенсорного воспитания.

Развиваемые посредством сенсорики умения и навыки

Начальные знания и умения малыша в различных сферах складываются в результате наблюдений за характерными признаками предметов и должны использоваться в последующей деятельности.

  1. Для придания изображаемому предмету в рисовании сходства с настоящим необходимо заметить его цветовые особенности и определить форму.
  2. Для сооружения конструкции из кубиков требуется исследование образца постройки.
  3. Умение ориентироваться во внешних свойствах предметов, и характере их изменения дает знания о природных явлениях.
  4. Получение первоначальных знаний о геометрических формах формирует первоначальные математические представления.

Сенсорное развитие детей раннего возраста позволяет познакомить малыша с основными цветовыми признаками предметов, различая их по форме и величине. Их усвоение дает толчок к формированию способностей к определенным видам творчества.

Этапы сенсорного познания

У детей в период раннего детства формируется определенное качество сенсорной культуры. Отталкиваясь от вышесказанного, сенсорное воспитание выдвигает разные цели для их дальнейшей реализации.

В младенческом возрасте до достижения детьми годовалого возраста, сенсорное воспитание занимает первостепенную позицию и практически может считаться единственным видом воспитания. В это время важно дать малышу первоначальные знания о многообразии внешних явлений, учить заострять внимание на свойствах предметов. Когда малыш учится хватать, выполняя определенные движения, приспособить их к форме предметов, их размеру и расположению. Сенсорное воспитание важно как для развития органолептической деятельности, так и для общего психофизического развития. У младенцев, испытывающих «сенсорное голодание», часто наблюдаются недостатки в развитии.

Когда малышу исполняется год, сенсорные задачи значительно усложняются. Накапливается знание о внешних свойствах предметов. В течение года нужно познакомить малыша с 6-ю цветами (из цветовой гаммы исключаем голубой), а также черным и белым. В игровой форме осуществляем знакомство с геометрическими простыми формами. Постарайтесь, чтобы дети усвоили и начали понимать значение терминов «форма», «цвет» и «такой же».

В период 2-3 года малыш пробует произвести некоторые действия, которые преследуют определенную цель: составить простой узор из элементов мозаики, в хаотической последовательности нарисовать рисунок, соорудить элементарные конструкции из кубиков. Это первые попытки ребенка воссоздать какой-то воображаемый предмет, объект. На первых порах обучения важно, чтобы ребенок обращал внимание на свойства предметов при совершении определенной деятельности. К концу 3-го года при положительной динамике развития ребенок способен находить отличия по цвету, величине, форме, положении в пространстве, находить различия в звучании и тембре голоса, узнавать знакомые мелодии.

Игры, используемые для тренировки

В младенческом возрасте создаются условия, позволяющие малышу непроизвольно следить за предметами яркого цвета (лучше, чтобы они находились в движении). Для развития хватательных движений в свободном доступе должны находиться предметы, различные по форме и размеру. Предложите послушать, как стучит барабан и поет дудочка, дайте ему смять бумагу, погладить и потрогать отличающиеся по структуре материалы и вещи. Ребенок должен усвоить, что шарик может катиться, а кубики можно ставить друг на друга. Предложите малышу игрушки со звуком или сами озвучьте их, играть в игры, сопровождаемые словесно, наподобие «Ладушек» и «Пряток».

Возраст 1-2 года должен сопровождаться такими занятиями, как раскладывание предметов по группам одной формы, проталкивание вкладышей в отверстия определенной формы. Чтобы развивать и закреплять знание цвета, группируйте разноцветные предметы.Для развития представлений о величине поиграйте с матрешками, пирамидами.

Для малыша 2-3 лет полезно приобрести парные картинки, набор геометрических фигурок. Существует множество игр, например «Найди такой же», «Подбери фигуру», «Маленький и большой» и т. д. Использование пособия из магазина необязательно, можно изготовить их вместе с малышом и заниматься с ними.

Консультация по теме: Сенсорное развитие детей дошкольного возраста.

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста.

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

 Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.

 Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

 В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности.

В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета, материала. Конструирование требует тщательного исследования формы предмета (образца), его структуры и строения. Ребенок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить объективные представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух — точное дифференцирование речевых звуков — и зрительное восприятие начертания букв. Эти примеры легко можно было бы возвести в n-ную степень.

Усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон — это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов — это адекватное использование их в качестве “единиц измерения” при оценке свойств веществ.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

Таким образом, можно выделить основные задачи в сенсорном развитии и воспитании детей от рождения до 6 лет.

На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.

На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

Начиная, с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.

Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.

Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

В младшем и среднем дошкольном возрасте у детей складываются представления о соотношениях по величине между тремя предметами (большой — меньше — самый маленький). Ребенок начинает определять знакомые ему предметы как большие или как маленькие независимо от того, сравниваются ли они с другими. Например, четырехлетний ребенок может расставить «по росту» игрушки от самой большой к самой маленькой. Может утверждать, что «слон большой», а «муха маленькая», хотя он их и не видит в данный момент.

 В старшем дошкольном возрасте у детей складываются представления об отдельных измерениях величины: длине, ширине, высоте, а также о пространственных отношениях между предметами. Они начинают обозначать, как предметы располагаются относительно друг друга (за, перед, сверху, снизу, между, слева, справа и т. п.). Важно, чтобы дети овладели так называемыми глазомерными действиями. Это происходит, когда дошкольники овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту, форму, объем предметов. После этого они переходят к решению задач «на глаз». Развитие этих способностей тесно связано с развитием речи, а также с обучением детей рисованию, лепке, конструированию, то есть продуктивным видам деятельности. Продуктивная деятельность предполагает умение ребенка не только воспринимать, но и воспроизводить особенности цвета, формы, величины предметов, их расположение относительно друг друга в рисунках и поделках. Для этого важно не только усвоение сенсорных эталонов, но и развитие уникальных в своем роде действий восприятия.

Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения, которые помогут раскрыть творческий потенциал ребенка, обогатят его эмоциональный мир.

Осязание. Развить тактильные ощущения, помогут следующие игры:

 «Поймай киску»

 Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.

«Чудесный мешочек»

 В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

«Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)

 Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.

«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»

 Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.

 По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.

«Узнай фигуру»

 На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.

«Узнай предмет по контуру»

 Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру.

«Догадайся, что за предмет»

 На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.

«Найди пару»

 Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью.

 Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.

«Что внутри?»

 Ребенку предлагают воздушные шарики, содержащие внутри различные наполнители: воду, песок, муку с водой, горох, фасоль, различные крупы: манку, рис, гречку и др. Можно использовать воронку для наполнения шариков. Шарики с каждым наполнителем должны быть парными. Ребенок должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями.

 Дополнительно можно небольшое количество каждого наполнителя поместить в тарелочках. В этом случае надо будет еще соотнести каждую пару с соответствующим наполнителем, т.е. определить, что находится внутри шариков.

«Отгадай цифру» (букву)

 На спине ребенка обратной стороной карандаша (или пальцем) пишут цифру (букву). Ребенок должен определить, что это за символ.

 «Что это?»

 Ребенок закрывает глаза. Ему предлагают пятью пальцами дотронуться до предмета, но не двигать ими. По фактуре нужно определить материал (можно использовать вату, мех, ткань, бумагу, кожу, дерево, пластмассу, металл).

«Собери матрешку»

 Двое играющих подходят к столу. Закрывают глаза. Перед ними две разобранные матрешки. По команде оба начинают собирать каждый свою матрешку — кто быстрее.

«Золушка»

 Дети (2-5 человек) садятся за стол. Им завязывают глаза. Перед каждым кучка семян (горох, семечки и др.). За ограниченное время следует разобрать семена на кучки.

«Угадай, что внутри»

 Играют двое. У каждого играющего ребенка в руках непрозрачный мешочек, наполненный мелкими предметами: шашками, колпачками ручек, пуговицами, ластиками, монетами, орехами и др. Педагог называет предмет, игроки должны быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой держать мешочек. Кто быстрее это сделает?

Зрение.

       Дети очень наблюдательны. Учите детей по-разному смотреть на один и тот же объект: через стекло, воду, целлофан, цветное стекло, лупу; с различного расстояния и под разным углом зрения: издалека, вблизи, в перевернутом виде, снизу вверх и сверху вниз. Например, возьмите любой комнатный цветок в горшке. Сначала предложите ребенку нарисовать его, бросив лишь беглый взгляд. Второй рисунок сделаем после пристального изучения этого растения. Третий — нарисуем свои ощущения после ощупывания цветка с закрытыми глазами. Четвертый получается после рассматривания объекта через увеличительное стекло, пятый — через банку с цветной водой, и т. д. Разложите на столе или на полу серию этих рисунков, и пусть малыш расскажет вам о своих ощущениях. Так он учится запоминать эти ощущения и уметь пользоваться ими в жизни.

Слух.

        Научите ребенка распознавать звуки. Сделать это можно, например, при помощи такой игры. В одинаковые непрозрачные бутылочки положите самые разные предметы: рис, фасоль, перец, речной песок, камушки, канцелярские кнопки, пуговицы, горох и др. Предложите малышу потрясти каждый пузырек и нарисовать то, что он услышал.

         А можно организовать занятие совсем по-иному. Включите зажигающую своим ритмом и темпераментом музыку, например этническую. Предложите ребенку взять импровизированные музыкальные инструменты: банки с водой; бутылки с горохом; металлическую бумагу, наждачную бумагу, деревянные ложки, металлические ложки, бубны, колокольчики, расчески, резиновые шары, пластмассовые бусы. Пусть он дополнит новыми звуками мелодию, уловив ее настроение.

Вкус.

        «Вкусное путешествие».

         Попросите ребенка закрыть глаза, чтобы зрительные образы не мешали работе мышления и воображения. Предложите попробовать какой-нибудь съедобный предмет с необычным вкусом, желательно такой, который он раньше не пробовал. Пусть теперь ребенок нарисует свое ощущение и возникший внутренний образ. Другими словами, ощущения от вкуса могут преломляться в изобразительный мотив. Дети любят дополнять полученное изображение интересной историей: в данной истории главным героем будет вкусовой образ.

Обоняние.

        Поговорите с ребенком о том, насколько обогащают и оживляют нашу жизнь запахи. Обсудите самые приятные и неприятные запахи. Обращайте внимание на разные запахи, совершая прогулку.

        «Что нам подскажет запах?». В пустые не прозрачные бутылочки поместите вещества с характерными запахами: духи, ванилин, мыло, лепестки розы, лук, чеснок, кофе, апельсиновая корка, мята и т. д. Научите ребенка правильно нюхать вещества: держа емкость с запахом на небольшом расстоянии от носа, втягивая ноздрями воздух, нагоняя запах из пузырька к носу ладонью руки. Ребенок должен понюхать все пузырьки и выбрать запах, который ему больше всего понравился. Приятный запах притягивает ребенка и ненавязчиво провоцирует на раскрытие и обретение новых чувственных ощущений.

 Попросите ребенка закрыть глаза и впитывать аромат, общаться с ним. После чего можно начать работу над созданием чувственного образа: нарисовать рисунки с помощью кистей и красок, а возможно, и пальцев рук. Это могут быть сказочные картины природы, фантастические существа, инопланетные жители, цветы, пейзажи, люди. Если ребенок сочинит историю к рисунку, это усилит и конкретизирует выраженный на бумаге чувственный образ.

 Совершая путешествие в волшебный мир музыки, звуков, мир вкуса, обоняния и осязания, вы не только будете способствовать гармоничному развитию ребенка, но и откроете для себя все многообразие окружающего и внутреннего мира.

Сенсорное развитие ребенка – на бэби.ру!

С первых дней жизни малыш развивается и познает мир. Происходит это благодаря слаженной работе сенсорных анализаторов (органов чувств).

То, как чувствует дитя: слышит, видит, ощущает вкус или запах — влияет на правильное, полноценное формирование его умственных способностей. Полноценное сенсорное развитие ребенка способствует его успешному обучению в детском саду и школе, пригодится для многих видов трудовой деятельности, обеспечит психоэмоциональное благополучие. В каждом возрасте ребенка у сенсорного воспитания свои цели.

Формирование анализаторов

Правильное понимание формы, расположения в пространстве, цвета, звучания, размера, аромата приходит со временем. Особое влияние на развитие маленького человека оказывают зрение, слух, осязание и мышечная (моторная) деятельность. Каждый ребенок индивидуален. Динамика развития анализаторов у разных детей может быть различной, но примерные сроки знать нужно.

Развитие зрения

В первые дни после рождения кроха редко открывает глаза, прищуривается от яркого освещения. Слепящий свет ему неприятен. Мир воспринимается им в размытом виде.

Постепенно ребенок начинает различать красный, желтый, зеленый, синий цвета. В полугодовалом возрасте добавляются коричневый, белый и черный. Увиденная картинка воспринимается малышом плоско, без признаков объема. Предметы малыш видит только на близком расстоянии. Лишь в год он способен выделять образы на отдалении в один метр. Рост глазного яблока продолжается до пяти лет.

Рассматривать и хватать игрушки, лица ребенок начинает в четыре месяца, узнавать людей — в пять-шесть месяцев, понимать мимику и жесты окружающих — в год. В первые месяцы жизни малыш плохо фиксирует взглядом предмет, путает верх и низ. Все эти явления связаны с недоразвитием нервной системы ребенка в ранний период жизни.

Слуховое развитие

Слух у ребенка имеется с рождения, но развит он слабо. Многие считают, что новорожденный появляется на свет глухим, но ведь от резких звуков кроха вздрагивает, прекращает плакать.

Слух малыша формируется постепенно:

  • До одного месяца реакция на звук отсутствует.
  • С одного-полутора месяцев ребенок фиксирует взгляд на звучащей игрушке, распознает голоса людей. Особенно бурно он реагирует на голос мамы.
  • В шесть месяцев кроха узнает по голосу близких, поворачивает голову в сторону звучания.
  • Начиная с семи месяцев малыш понимает, когда обращаются к нему.

К одному-двум годам ребенок начинает лучше дифференцировать разные звуки, их высоту. Низкие тона дети воспринимают лучше, чем высокие. Острота слуха улучшается с возрастом, слух формируется до 20 лет.

Осязание

Специфический орган осязания человека — рука, в особенности ведущая. Связано это с тем, что чувствительность к прикосновению, давлению на кончиках пальцев и ладони гораздо выше, чем на других участках тела. Начиная с рождения с помощью руки малыш активно познает мир. Он тянется за интересующими его предметами, хватает их.

До младшего школьного возраста дети познают окружающую действительность, свойства и качества предметов путем осязания, поднимая, хватая, вертя и передвигая их.

Моторика

До полутора месяцев движения малыша нецеленаправленны, хаотичны.

С трех месяцев двигательная активность возрастает. Ребенок оживленнее реагирует на яркий свет и громкие звуки.

Полугодовалый малыш с силой хватает и хорошо удерживает предметы.

В семь месяцев дитя хлопает в ладоши, перемещает предметы из руки в руку.

В девятимесячном возрасте малыш может манипулировать несколькими игрушками, стучать ими и бросать их.

В год ребенок с удовольствием играет со сверстниками и взрослыми.

Таким образом происходит формирование особенно важных для развития ребенка анализаторов. Рекомендуется знать этапы развития сенсорики малыша, чтобы не упустить отклонения.

Восприятие детей раннего возраста

Сенсорное развитие детей раннего возраста улучшает логическое мышление. Период с одного до трех лет наиболее благоприятен для совершенствования всех органов чувств ребенка, получения знаний об окружающем мире. Вот что доступно для понимания малышам этого возраста:

  • Температурные понятия — холодное и горячее.
  • Величина предмета (большой, маленький, средний).
  • Девять цветов спектра.
  • Геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник.
  • Вкус (сладкий, соленый, кислый, горький).
  • Тип запаха (легкий, тяжелый, горький, сладкий).
  • Звуки родной речи.

В этот период у крохи формируются вкусовые предпочтения. Вкусную пищу малыш способен определить по запаху, от невкусной откажется, даже не попробовав ее.

Какие занятия полезны

До трех лет ребенок быстро усваивает информацию, но он неусидчив, поэтому занятия должны проходить в игровой форме. Сенсорное развитие в этот период стимулирует речь, помогает расширить словарный запас.

Для улучшения сенсорной чувствительности малышам этого возраста будет полезно играть с игрушками из разного материала: пластика, дерева, резины. Это поможет научиться определять предметы на ощупь. Можно предложить ребенку разные по жесткости игрушки во время купания.

Сенсорному развитию важно ежедневно уделять внимание. Полезно заниматься с малышом лепкой из пластилина, фольги, теста. На примере воды нужно показать разницу между холодным и горячим.

С маленькими детьми важно как можно чаще играть в пальчиковые игры. Это улучшает сенсорное развитие, тренирует мелкую моторику. Благодаря пальчиковой гимнастике быстрее развиваются речь и мышление.

Читайте также:

Развитие сенсорики у детей-дошкольников

В этот период игровые манипуляции сменяются обследовательской познавательной деятельностью. Ребенок пытается разобраться, из каких частей состоит предмет, каково их назначение, насколько они подвижны и связаны между собой. В этот период основным становится зрительное восприятие.

Развитие сенсорики в младшем возрасте

В три-четыре года ребенок знает названия всех цветов, различает иногда их оттенки. Улучшается координация движений, связанная со зрением. Малыш умеет собирать несложные пазлы, пирамиды, конструкторы. Трехлетним деткам интересно разучивать песенки, стишки, потешки.

До четырех лет малыши с интересом разбираются с объемом и формой предметов, размером, сопоставляют явления и предметы. Улучшается слуховое восприятие. Малыши легко запоминают потешки, песенки, стихи. Дети младшего возраста могут узнавать мелодии и отбивать  такт, танцевать под музыку и петь, прохлопывать ладошками ритм.

Средний дошкольный возраст

С четвертого года жизни у детей формируются типичные для этого возраста сенсорные понятия. В речи закрепляются представления о цвете, геометрических фигурах, соотношении величин разных предметов. Вне зависимости от того, сравниваются ли между собой предметы, малыш называет их большими и маленькими. Ему уже не нужно видеть, чтобы понять, что меньше. Малыш расставляет игрушки по росту.

Сенсорика старших дошкольников

В возрасте шести-семи лет ребенку доступны понятия длины, ширины, высоты. Он может разобраться в расположении предметов в пространстве по отношению друг к другу и обозначить их положение (за, между, спереди, сзади, слева-справа).

Занятия для улучшения сенсорики детей дошкольного возраста направлены на закрепление пройденного материала и улучшение качества ранее изученного. Звуки, вкус, запах в этот возрастной период уже воспринимаются полноценно. Неаккуратность детей, нескоординированность указывают на то, что еще не сформировалось осязание. К семи годам развитие анализаторов уже мало чем отличается от этого показателя у взрослых.

Нарушение сенсорного развития

При поражении коры головного мозга, отвечающей за восприятие, у ребенка возникают те или иные нарушения сенсорного развития. К ним относят расстройства двигательной активности, зрения и слуха.

Вот основные причины появления нарушений сенсорного развития детей:

  • Травмы головы и спины.
  • Вирусные инфекции матери во время беременности и ребенка в раннем возрасте.
  • Патологии во время беременности и родов.
  • Недоношенность детей.
  • Половые инфекции родителей.

Проявляются нарушения обычно в невозможности выполнения осознанных движений, отсутствии реакции на звук и свет, нарушении речи или ее отсутствии.

При каких заболеваниях наблюдаются нарушения сенсорики

Вызвать отклонения восприятия информации могут разные заболевания. Вот некоторые из них:

                       Заболевание

                  Сенсорные нарушения

Детский церебральный паралич. Парезы

При наличии гиперкинетической формы ДЦП снижается острота слуха. Чаще всего ребенок не слышит высокие по частоте звуки, не проговаривает их. Плохо обучается чтению, письму.

Умственная отсталость

Физическое и психическое развитие ребенка с олигофренией усиливает нарушения восприятия. Чем тяжелее степень умственной отсталости, тем более выражено нарушение сенсомоторики.

Аутизм (РАС)

Дети могут очень остро видеть или слышать либо их чувствительность к раздражителям снижена. Благодаря обостренному восприятию цвета или звука некоторые дошкольники проявляют сверхспособности. Одним детям с расстройством аутистического спектра (РАС) великолепная зрительная память позволяет запоминать огромные объемы информации, цитировать по памяти литературные произведения; другим острый слух помогает имитировать голоса людей. Но иногда гиперчувствительность является тяжелым испытанием для ребенка: он не может выносить шум, яркое освещение, определенные запахи, вкусы. Всё это вызывает нервные срывы, приступы агрессии или самоагрессии, усугубляет проблемное поведение.

Глухота, слепота.

Нарушения обычно заметны с раннего возраста. Дети выделяются неуклюжестью, неправильным произношением части звуков, затрудненностью речи или ее отсутствием.

Проблемы с сенсорным восприятием мешают ребенку обучаться в саду и школе, общаться с другими детьми. Любое нарушение сенсорики может вызвать задержку речевого развития или грубое нарушение речи.

Как улучшить восприятие

Для развития сенсорных способностей есть специальные дидактические игры, упражнения. С их помощью обогатится внутренний мир ребенка, раскроются его возможности.

Улучшить осязание можно с помощью предметов разной величины, формы, спрятанных в «чудесном мешочке». Малыш должен на ощупь понять и назвать то, что он нашел. Хороши будут игры на определение фактуры разных образцов тканей. Также можно угадывать, из чего сделаны предметы: из стекла (бутылка), резины (мяч), пластика (игрушка), кожи (перчатки). Интересны и полезны занятия с резиновыми шариками, заполненными крупами, водой или песком.

Для улучшения зрительных функций научите ребенка смотреть на предмет через прозрачное или темное стекло, лупу, целлофан. Можно предложить малышу нарисовать цветок или игрушку по памяти, дав посмотреть на нее несколько секунд. Потом пусть повторит рисунок после детального рассмотрения, в следующий раз — после ощупывания предмета с закрытыми глазами, а после — рассмотрев предмет через банку с окрашенной жидкостью.

Читайте также:

Для развития слухового восприятия пригодятся непрозрачные бутылочки с разным содержимым: горохом, кнопками, монетами, фасолью, ракушками, пуговицами. Ребенок должен потрясти емкость и нарисовать то, что он слышал.

Вкусовую чувствительность обострят занятия с известными и неизвестными на вкус продуктами. Положите в рот малыша кусочек пищи — он должен угадать, что съел.

Ароматы обогащают жизнь ребенка, оживляют его существование. Развитию обоняния способствуют игры на определение приятного/неприятного запаха. Можно дать малышу понюхать пузырьки с разными ароматами и узнать, какой из запахов ему нравится больше. Спросите, чем пахнет: например, духами, ванилином, цитрусовыми или уксусом.

Помогите малышу лучше понять мир запахов, вкусов, звуков, приятной музыки. Приучайте ребенка мыть посуду, поливать цветы, вытирать пыль, помогать на приусадебном участке. Отлично развивает сенсорику общение с животными. Старайтесь задействовать все органы чувств. Благодаря всему этому ребенок будет развиваться гармонично.

Читайте также:

Фото: Рexels, Depositphotos

особенности формирования способностей младших и старших дошкольников

фото 1Сенсорное развитие – это развитие у ребенка чувственного восприятия окружающего мира.

Ощущение цвета, формы, размера предметов, ощущение пространства и времени – все это относится к чувственному (сенсорному) восприятию.

А дошкольный возраст лучше всего подходит для такого развития.

Этапы

Прежде чем говорить об этапах сенсорного развития детей дошкольного возраста, следует дать определение тому, кто такой дошкольник. Это ребенок в возрасте от 3 до 7 лет.

Этапы сенсорного развития дошкольников:

  1. 1-й этап (3–4 года). Ребенок знакомится с основными цветами спектра, знает формы плоских предметов (овал, круг, квадрат, прямоугольник), знакомится объемными фигурами (шар, куб). На этом этапе малыш учится тактильному восприятию формы объемных предметов. Например, детям такого возраста можно продолжить определить форму шарика или кубика спрятанных в «волшебный» мешочек. В этот же период дети осваивают восприятие размера: «большой» – «маленький», «высокий» — «низкий», «узкий» — «широкий» и т. д.
  2. 2-й этап. (4–5 лет). На этом этом этапе малыш углубляет свои знания цветов, учится различать оттенки. Для него уже существует понятие «светлее – темнее». Ребенок уже уверенно различает плоские и объемные предметы, а также может сравнивать их по форме и объему. Появляется понятие плоской и объемной фигуры.
  3. 3-й этап (5–7 лет). В этом возрасте малыш умеет анализировать цвета, формы, объем предметов. Он может различать и называть множество оттенков, появляется понятие о взаимосвязи цветов. Дети уже умеют анализировать сложную форму, разбивать ее на составляющие, улучшают свои навыки анализа и синтеза.

Младшие дошкольники (4–5 лет)

фото 2Говоря о детях этого возраста, обязательно стоит упомянуть об изменениях в игровой деятельности.

Теперь в игре появляются роли и смысл. При этом малыши четко отделяют себя от выбранных ролей.

Рисунки детей от 4 до 5 лет становятся более детализированными и конкретными.

Если это человек, то у него обязательно будут руки, ноги, голова и даже одежда. Теперь дети способны рисовать геометрические фигуры, вырезать и называть их, делать аппликации.

Навыки конструирования усложняются и детализируются, что говорит о развитии пространственного восприятия.

На данном этапе усовершенствуется мелкая и крупная моторика, координация движений, анализ и синтез. К концу пятого года жизни ребенок не просто различает форму, он уже способен абстрагировать. Например, малыш уже может назвать форму, на которую похож тот или иной предмет, выделить из сложных форм более простые, упорядочить предметы по определенному признаку (величина, цвет, размер, форма).

Совершенствуется и восприятие пространства. Ребенок прекрасно ориентируется в таки понятиях как «ближе» — «дальше», «над» — «под», «внутри» – «снаружи» и т.д.

Речевое восприятие также становится более совершенным, улучшается произношение звуков, дикция, запоминание новых слов и выражений. Ребенок умеет имитировать голоса животных, интонацию других людей, персонажей сказок и мультфильмов.

Все это говорит о том, что у малыша 4–5 лет совершенствуется сенсорное восприятие практически всех сфер жизни.

Справка: специалисты заметили, что дети, с которыми проводились занятия в направлении развития сенсорики быстрее адаптируются в школе, лучше усваивают материал, имеют более высокую успеваемость.

Старшие дошкольники (6–7 лет)

фото 36-7 лет – это период, когда сенсорное развитие с новой силой набирает обороты.

Как это происходит? Ребенок становится более внимательным.

Он уже может управлять своим вниманием и взором.

Например, если период внимания у малыша 4-5 лет составляет около 6 минут, то в 6–7 лет это период будет равен 10–12 минутам.

Но в то же время такие дети еще не способны проникнуть в суть вещей, они по-прежнему сосредоточены на форме.

Еще одна особенность этого возраста – не расчлененность восприятия. Ребенок видит только поверхностную информацию и пока не умеет проникать в суть вещей. Это хорошо показывает простой опыт. Перед группой детей положили 2 ряда пуговиц одинакового размера, в одном ряду было семь пуговиц, в другом 10. В тот ряд, где было 7 пуговиц под каждую из них подложили еще по одной, такого же размера и формы. Затем спросили малышей: «В каком ряду пуговиц больше?». Практически все дети показали на ряд из 10 пуговиц, так как он был визуально длиннее.

Кроме того, дети 6-7 часто путают слова сходные по написанию и звучанию, но совершенно разные по смыслу, например, «поставил» и «подставил». Это связано с тем, что в это период у них слабо развита аналитическая функция и детям трудно целенаправленно и углубленно анализировать и воспринимать. Визуальная составляющая все-таки остается приоритетной на данном этапе.

Что касается восприятия времени и пространства, то у детей этого возраста оно имеет свои особенности. Они с трудом воспринимают большие отрезки времени. Например, период динозавров и 80 лет будет воспринят ими совершенно одинаково, ведь у детей пока отсутствует временное абстрагирование.

Внимание! На данном этапе педагогу очень важно научить малышей правильно воспринимать и оценивать пространственные и временный категории и значения.

Игры для развития способностей

Для того чтобы у детей развивались сенсорные способности, существует множество игр и упражнений:

  1. Игра для развития тактильных ощущений «Узнай фигуру». В мешочек кладут несколько различных фигур, а затем на столе раскладывают такие же. Педагог показывает малышам фигуру и просит их достать из мешочка такую же. Дети на ощупь должны найти нужную фигуру в мешочке. Занятие предназначено для малышей 3-4 лет.
  2. Упражнение для развития слухового восприятия. В несколько стеклянных бутылочек насыпают самые разные предметы: горох, фасоль, песок, камешки, пуговицы и др. Затем малышу предлагают потрясти каждую бутылочку и нарисовать, то, что он услышал. Дети 4-5 лет прекрасно справляются с этой задачей, так как она предназначена именно для них.
  3. Упражнение для развития зрительного восприятия. Для этого берут любой прозрачный предмет: бутылку из цветного стекла, банку с окрашенной водой, лупу и т. д. и просят ребенка посмотреть на комнатный цветок через каждый их эти предметов. Затем можно просить малыша поделиться своими ощущениями и нарисовать цветок, таким, каким он видел его сквозь эти предметы. В результате получится несколько рисунков, которые потом можно обсудить. Игра рассчитана на детей 5-7 лет.

Полезное видео

Рекомендуем также посмотреть полезное видео в тему:

Некоторые спросят, зачем развивать сенсорику? Ответ прост — такие занятия включают в себя гораздо больше чем кажется на первый взгляд. Они помогают в раскрытии талантов и способностей, учат взаимодействию со сверстниками, развивают образное мышление, воображение, абстрагирование.

Консультация (младшая группа) на тему: Сенсорное развитие детей раннего возраста.

               Сенсорное развитие детей раннего возраста

        С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, необходима тренировка органов чувств с самого рождения – только в этом случае развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности.

        Мы поговорим о том, как можно наилучшим образом познакомить детей раннего возраста (1,6 -3 года) с такими значимыми признаками предметов, как цвет, форма, величина и количество. Что же такое сенсорное развитие? Сенсорные ощущения могут быть разными:

• зрительные ощущения – ребенок видит контраст между светом и темнотой, различает цвета и оттенки, форму и величину предметов, их количество и расположение в пространстве;

• слуховые ощущения – ребенок слышит разнообразные звуки – музыку, звуки природы, шумы города, человеческую речь, и учится их различать;

• осязательные ощущения – ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания различные по фактуре материалы, поверхности различных по величине и форме предметов, гладит животных, обнимает близких ему людей;

• обонятельные ощущения – ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира;

• вкусовые ощущения – ребенок пробует и учится различать на вкус разнообразные продукты питания и блюда.

Разные сенсорные ощущения различаются по степени значимости в жизни человека. Доминирующее значение имеют зрительные и слуховые ощущения.

           Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира. Необходимо предоставить ребенку для восприятия как можно больше разнообразных сенсорных впечатлений, а также обучить его действиям – осматриванию,  выслушиванию, ощупыванию, опробыванию и другому. Взрослому под силу помочь малышу увидеть красоту и многообразие окружающего мира,  а также воспринимать сенсорные впечатления более осознанно – запоминать, дифференцировать, называть, использовать знания о свойствах предметов и явлений в различных ситуациях.

       Но научить ребенка обследовать предметы и воспринимать их свойства еще недостаточно. Необходимо определить отношение выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Для этого ребенку нужны мерки, с которыми можно сравнить то, что он в данный момент воспринимает – сенсорные эталоны.

         Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы внешних свойств предметов. Сенсорные эталоны сложились исторически и с ними сравнивают, сопоставляют результаты восприятия. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система мер (в повседневной жизни величина часто определяется на глаз, способом сравнения одного объекта с другим, то есть является относительной). В слуховом восприятии эталонами являются звуковысотные отношения, фонемы родного языка, музыкальные ноты и др. Свои виды эталонов имеются во вкусовом восприятии – это четыре основных вкуса (солёный, сладкий, кислый, горький) и их сочетания.             В обонятельном восприятии имеет место узкоспециальное деление запахов на сладкие и горькие, свежие, легкие и тяжелые запахи и т.п.

Формирование у детей сенсорных эталонов имеет большое значение в сенсорном воспитании. Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства.

      Знание сенсорных эталонов учит пользоваться представлениями о разновидностях каждого свойства для анализа и выделения свойств самых различных предметов в различных ситуациях, то есть использовать их в качестве «единиц измерения». А начинаем мы знакомить малыша с сенсорными эталонами уже в раннем возрасте. Слово играет большое значение при усвоении сенсорных эталонов. В процессе восприятия ребенок накапливает зрительные, слуховые, осязательные (тактильные), вкусовые и обонятельные образы. Но при этом необходимо, чтобы свойства и отношения предметов, которые ребенок воспринимает, были соединены – обозначены словом, что помогает закрепить в представлении образы предметов, сделать их более стойкими, четкими. Если образы восприятия закреплены в слове, их можно вызвать в представлении ребенка и тогда, когда от момента восприятия прошло некоторое время, а объект восприятия уже отсутствует в поле зрения. Для этого достаточно произнести соответствующее слово-название. Таким образом, именно при помощи слова удается закрепить полученные образы восприятия, формируя на их основе представления.

       Особая важность сенсорного развития ребенка раннего возраста объясняется тем, что активное изучение сенсорных свойств объектов окружающего мира – одна из приоритетных задач развития малыша. На втором-третьем году жизни у ребенка начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов.          Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. Поэтому в раннем возрасте имеет смысл проводить специальные занятия по сенсорному развитию. Основная задача таких занятий – накопление разнообразного сенсорного опыта. Это тот необходимый фундамент, на котором на следующих этапах обучения становится возможным систематизация накопленных опыта и знаний, их осознание, расширение, а также использование в разнообразных ситуациях (как во время обучения, так и в жизни).

       Малыша следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств:

• цвет – красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый, черный и белый;

• форма – круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник;

• величина – большой, маленький, средний, одинаковый (такой же) по величине;

• звуки – звучание различных детских музыкальных инструментов, музыкальных произведений, человеческой речи различной громкости;

• элементарное количество (без счета) – много, мало, один, ни одного, столько же;  и т.д.

        Знакомя малыша с различными свойствами предметов, помните, что пока не следует в обязательном порядке добиваться запоминания и употребления названий этих свойств. Главное, чтобы ребенок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними. Взрослый, занимаясь с ребенком, употребляет названия форм и цветов, но не требует этих названий от малыша. В этой статье подробно описаны методы знакомства детей раннего возраста с наиболее значимыми признаками предметов – цветом, формой, величиной и количеством. Не стоит при этом забывать о других признаках предметов – вес, фактура, температура, звучание, вкус и запах, однако их изучение выходит за рамки данной статьи.         Основные признаки предметов мы предлагаем изучать на разных уровнях, с постепенным повышением сложности: сначала это практический уровень, когда малыш имеет возможность манипулировать предметом или игрушкой; затем мы используем картонные фигурки и карточки из настольных игр, которые ребенок также может брать в руки, перекладывать их; только после прохождения двух предыдущих уровней становится возможным выполнение графических заданий, а также выполнение устных упражнений. Изучение признаков предметов в ходе занятий рисованием, лепкой, аппликацией и конструированием также требует отдельного разговора.

Знакомство с цветом

В отечественной педагогике принят такой порядок различения цветов – в виде последовательной смены этапов:

1. Сравнение предметов по цвету (без называния):

• Практическое соотнесение – это сравнение предметов при их непосредственном сближении: Этот кубик такой? Правильно, такой. Нет, не такой!

• Зрительное соотнесение – восприятие цвета на расстоянии: Дай такой кубик! Найди такой же по цвету! Взрослый показывает образец цвета и просит ребенка найти предметы или картинки такого же цвета (образец остается у взрослого). Малыш учится воспринимать цвет не только реальных предметов, но также фигур и картинок.

На этих этапах обучения знанию цветов спектра, взрослый не требует знания названий цвета от ребенка и сам называет цвета после выполнения ребенком задания.

2. Называние цвета – закрепление представлений о цвете в слове-названии: ребенок не только различает цвета, но и определяет их по названию, а в последующем называет их сам. Взрослый на занятии многократно повторяет названия цветов, побуждая ребенка повторить и запомнить их. Дай красный кубик. А этот кубик какой по цвету? Правильно, синий.

          Изучать цвета и закреплять знания о цветах можно несколькими разными способами:

— используя специальные дидактические игрушки и игры, направленные на изучение цветов – цветные пирамидки, цветное лото и др.;

— рассматривая и сравнивая по цвету реальные предметы – игрушки, овощи и фрукты, одежду и др.;

— рассматривая картинки в книжках;

— в процессе занятий продуктивными видами деятельности – рисованием, лепкой, аппликацией;

— предлагая малышу разнообразные обучающие раскраски.

          Здесь вы найдете описание игр с дидактическими игрушками и настольными играми, которые помогают познакомить малыша с цветом. Начинайте обучение с 4-х цветов: красный, желтый, зеленый и синий. Только после того, как ребенок научится без труда узнавать и различать эти основные цвета, запомнит их названия, можно постепенно добавлять следующие цвета: белый и черный, оранжевый, коричневый, фиолетовый. Во время занятий постоянно называйте цвета, чтобы ребенок имел возможность хорошо запомнить их названия, однако в раннем возрасте не советуем требовать от ребенка самостоятельного называния цветов: если называет – хорошо, а если нет – научится позже.

Игры с использованием игрушек и предметов

Счётные палочки

Подберите набор счётных палочек двух контрастных цветов и высыпьте их на столе перед малышом. Затем справа положите палочку одного цвета, а слева – палочку другого цвета и предложите ребенку рассортировать палочки по цвету: Давай разложим палочки на две кучки – сюда все такие, а сюда – вот такие! После выполнения ребенком задания подведите итог: Ты все правильно разложил – здесь все зелёные палочки, а здесь – все розовые. Молодец!

Построй башню!

Для игры нужны кубики одинаковой величины двух контрастных цветов – по 3-4 кубика каждого цвета. Предложите малышу построить башню определенного цвета: Давай построим башню такого цвета! Найди такой же кубик! – покажите малышу кубик определенного цвета, побуждайте принести другой кубик такого же цвета. Затем помогите ребенку приложить кубик к тому, что уже стоит в основании башни и сравнить «такой – не такой». Если «такой» – кубик можно ставить сверху. Если «не такой» – предложите малышу попытаться выбрать похожий кубик еще раз. В следующий раз проведите игру с использованием большего количества кубиков разных цветов.

Найди колечко!

Для игры нужна деревянная пирамидка с колечками основных цветов (по 2 колечка каждого цвета). Предложите малышу разобрать пирамидку и перемешать разноцветные колечки. Затем покажите одно колечко и попросите найти колечко такого же цвета:Найди такое же по цвету колечко! Помогите малышу сличать цвета – подносить к колечку-образцу поочередно другие колечки, обозначая результаты сравнения словами «такой – не такой»: Такой цвет? Не такой! И это не такой! Вот – такой! Это желтые колечки! (назовите цвет после достижения результата, когда пара найдена) Продолжайте с колечками другого цвета.

Разноцветные пирамидки

Подберите для малыша игрушку, в которой на стержни, расположенные в ряд, надеваются разноцветные шарики или колечки. Сначала вместе с малышом снимите шарики со стержней, поиграйте с ними, перемешайте. Затем наденьте на стержни по одному шарику разных цветов и предложите ребенку надеть остальные шарики: Сюда надень все такие шарики, сюда – такие, а на этот стержень – вот такие. После выполнения ребенком задания, назовите цвета: Ты всё правильно сделал! Здесь красные шарики, здесь жёлтые, а здесь – синие!

Игры с использованием фигур и картинок

Найди цветок для бабочки!

Для игры нужны вырезанные из картона фигурки цветов и бабочек красного, синего, желтого, зеленого цвета. Разложите цветы на столе или на полу в комнате и предложите малышу помочь бабочкам найти свои цветы: Посади бабочку на такой цветок, чтобы её не было видно, и никто не смог ее поймать (увидеть, найти)! После выполнения ребенком задания подведите итог и назовите цвета: Жёлтая бабочка села на желтый цветок. Синяя бабочка села на синий цветок. И т.д. Все бабочки спрятались. Молодец! Также попросите ребенка найти предмет по названию цвета: Найди красную бабочку. А где синий цветок? Покажи! В дальнейшем можно добавлять фигурки других цветов.

Выбери цветную картинку!

Разложите перед ребенком несколько картинок, различающихся цветом – например, красный, синий, желтый цветы. Попросите малыша найти цветок заданного цвета:Найди красный цветок! Дай синий цветок!

Подбери пару по цвету!

Разложите на столе картинки – красный и синий домики, красная и синяя машинки. Предложите малышу подобрать пары по цвету: Посмотри: это домики, а это машинки. Машинки едут к своим домикам. Подбери каждому домику свою машинку. (приложите к карточке с изображением красного домика картинку с изображением синей машинки)Такая картинка? Нет не такая. (приложите к красному домику красную машинку) Такая картинка? Да, такая! Красный домик и красная машинка. А вот синий домик и синяя машинка. Помогите приложить картинки друг к другу для сравнения цвета, а затем положить рядом на столе. Называйте цвета только в конце игры. Игру можно продолжать с другими картинками, постепенно увеличивая количество цветов в игре.

Сортировка по цвету

Перемешайте разноцветные картинки и предложите ребенку разложить их по цветам:Посмотри, разноцветные картинки перемешались. Давай разложим картинки по цветам. Сюда все красные картинки, сюда все желтые картинки, сюда все синие картинки, а сюда все зеленые картинки. Картинки можно раскладывать как на кучки, так и рядами. Количество цветов и картинок каждого цвета в игре можно уменьшать и увеличивать в зависимости от возраста и возможностей ребенка.

Цветное лото

В игре принимают участие два игрока (ребенок и взрослый) и больше – каждый игрок получает по большой карте лото, маленькие карточки-картинки перемешиваются на столе или выкладываются стопкой. Взрослый достает по одной карточке: У кого большая красная карта – тот будет собирать красные картинки. У кого большая зеленая карта – тот будет собирать зеленые картинки. Вот зеленый дом. У кого такая картинка?И т.д. Усложняя игру, предлагайте подбирать картинки уже не зрительно, а только на слух, ориентируясь на название цвета.

Четвёртый лишний

Разложите перед малышом 4 разных изображения на карточках, 3 из которых одинакового цвета, а одно – другого цвета. Попросите ребенка найти лишнюю карточку и убрать ее. Если речевые возможности малыша позволяют, попросите объяснить, почему он выполнил задание именно так. В конце игры обязательно подведите итог:Правильно, здесь все синие картинки. А это – желтая картинка. Желтая картинка лишняя. Продолжайте игру с другими четверками картинок.

«Цветной» диктант

В этой игре малыш учится подбирать картинку по цвету, ориентируясь на слово-название цвета – составлять ряд картинок под диктовку. Например, разноцветные машинки: Разноцветные машинки выезжают на дорогу. Давай расставим машинки в ряд! Сначала на дорогу выезжает желтая машинка – вот так. За ней едет красная машинка. Найди красную машинку и положи картинку рядом с желтой. Следом едет синяя машинка. И т.д. При необходимости помогите ребенку разложить карточки в ряд на столе или на полу. Количество цветов в этой игре можно постепенно увеличивать. Таким же образом можно играть с другими картинками: сделать улицу из разноцветных домиков, посадить на клумбу разноцветные цветочки, построить в ряд разноцветных гномиков.

Изучение преимуществ сенсорной игры


С рождения до раннего детства дети используют свои пять органов чувств, чтобы исследовать и пытаться понять мир вокруг них.

Это важная часть раннего развития детей, и предоставление детям возможностей активно использовать свои чувства, когда они исследуют свой мир с помощью «сенсорной игры», имеет решающее значение для развития мозга.

Обучение через сенсорное исследование естественным образом дается младенцам и детям младшего возраста, что имеет смысл, если учесть, что навыки, на которые они будут полагаться для понимания объектов, пространств, людей и взаимодействий, еще не полностью развиты.

Когда мы взрослые, наши органы чувств предоставляют нам жизненно важную информацию, которую мы используем для принятия решений тысячи раз в день. Мы можем воспринимать эту способность как должное и почти не замечать ее, но именно по этой причине так важно помогать детям познавать свои чувства.


Итак, что такое сенсорная игра?
Поднимать предметы и ощущать их текстуру люди часто ассоциируют с сенсорной игрой, но это гораздо больше, чем прикосновение.

Сенсорная игра включает в себя любую деятельность, которая стимулирует осязание, обоняние, вкус, зрение и слух у маленького ребенка, а также все, что задействует движение и равновесие.

Сенсорная игра на самом деле ограничена только вашим собственным воображением, и, конечно же, здравый смысл используется в отношении материалов и типов игры, соответствующих возрасту и способностям вашего ребенка.

Вот несколько примеров для начала:

  • Сенсорная игра для младенцев — наблюдение за всплыванием пузырьков и ощущение их приземления на кожу или сморщивание цветной бумаги, чтобы услышать шум, почувствовать контуры и увидеть, как изменяются формы
  • Сенсорная игра для малышей — наблюдение за светом и тенью, создаваемыми светом факела на объектах разной формы и размера, или наблюдение за смешением цветов и формированием узоров путем рисования пальцами или рисования губкой (краской, безопасной для детей)
  • Сенсорная игра для детей дошкольного возраста — создание фигур и игра с кинетическим песком, или игра с музыкальными инструментами и слушание тона и высоты звука, когда они мягко или сильно ударяют или дуют через инструменты
Вероятно, самый простой способ помочь детям задействовать свои чувства — это поиграть на улице с природой, полной красок, движений, текстур, звуков и запахов.

Преимущества сенсорной игры
В сенсорной игре всегда происходит гораздо больше, чем кажется на первый взгляд.

Сенсорные занятия, помимо развлечения и интереса для младенцев и маленьких детей, побуждают детей исследовать и исследовать. Кроме того, эти занятия помогают детям использовать «научный метод» наблюдения, формирования гипотез, экспериментов и выводов.

Сенсорная деятельность также позволяет детям уточнить свои пороги для различной сенсорной информации, помогая их мозгу создавать более сильные связи с сенсорной информацией и узнавать, какие полезные, а какие можно отфильтровать.

Например, ребенку может быть трудно играть с другими детьми, когда в его окружении слишком много всего происходит с противоречивыми шумами или взглядами.

С помощью сенсорной игры ребенок может научиться блокировать шум, который не важен, и сосредоточиться на игре, которая происходит со своим сверстником.

Другой пример — ребенок, который особенно привередлив в еде с влажной консистенцией, например, спагетти.

Использование сенсорной игры может помочь ребенку прикасаться, нюхать и играть с текстурой в окружающей среде с небольшими ожиданиями.По мере того, как ребенок развивает доверие и понимание этой текстуры, она помогает выстраивать в мозгу позитивные пути, позволяющие говорить о том, что употребление этой пищи безопасно.

Другие причины, по которым сенсорная игра полезна для детей, включают:

  • Помогает наладить нервные связи в мозге
  • Способствует развитию моторики
  • Поддерживает языковую разработку
  • Он поощряет «научное мышление» и решение проблем.
  • Это может включать в себя осознанные занятия, полезные для всех детей
Желание участвовать в сенсорной игре естественно для детей, и его следует поощрять и поддерживать как дома, так и в условиях раннего обучения.

Сенсорная игра является важной частью всех программ раннего обучения в центрах Goodstart, и благодаря новой государственной субсидии по уходу за детьми (начиная со 2 июля) высококачественное раннее обучение теперь может быть более доступным для вашей семьи.


От рождения до пяти лет, Творчество, Раннее обучение, Консультации экспертов, Изучение, Веселые мероприятия, Воображение, Исследования, Подготовка к школе, Наука, Речь .

Сенсорная интеграция | 7 чувств в развитии ребенка

Что такое сенсорная интеграция?

Сенсорная интеграция — это процесс, с помощью которого мы получаем информацию через наши органы чувств, систематизируем эту информацию и используем ее для участия в повседневной деятельности.

Пример сенсорной интеграции:

  • Ребенок нюхает еду, когда подносит ее ко рту
  • Дегустация
  • Ощущение текстуры
  • Определяет, что это за еда и хотят ли они еще

sensory_processing

Знаете ли вы, что существует 7 чувств?

Вы правильно прочитали! Большинство людей думают, что смыслов всего пять, но на самом деле их семь! Так что же такое 7 чувств?

  • Прицел (Обзор)
  • Слух (слуховой)
  • Запах (обонятельный)
  • Вкус (Вкусный)
  • Сенсорный (Тактильный)
  • Вестибулярный (движение): чувство движения и равновесия, которое дает нам информацию о том, где находятся наша голова и тело в пространстве.Помогает нам оставаться в вертикальном положении, когда мы сидим, стоим и ходим.
  • Проприоцепция (Положение тела): ощущение телесного осознания, которое сообщает нам, где наши части тела находятся относительно друг друга. Это также дает нам информацию о том, сколько силы нужно использовать, что позволяет нам делать что-то вроде разбивания яйца, не раздавливая яйцо в наших руках.

seven_senses_graphic

Так как же все это вместе? Вот пример сенсорной интеграции во время игры в бейсбол:

Представьте, что вы играете в бейсбол и готовы к битой.Вы используете свое вестибулярное чутье, чтобы принять стойку для отбивания мяча, и проприоцепцию, чтобы почувствовать, где находятся ваши руки, где находятся ваши ноги и как вам следует замахнуться, чтобы войти в контакт с мячом. Затем вы видите, как мяч приближается к вам, и вы замахиваетесь. Вы слышите, как мяч ударяется о биту, и вы знаете, что попали в нее, поэтому начинаете бежать! Вы продолжаете слушать и смотреть, как видите, как другие игроки пытаются достать мяч и пометить вас. Вы видите, что приближаетесь к первой базе, но мяч тоже, поэтому вы решили скользить.Когда вы скользите, вы балансируете свое тело; вытяните руки, потому что вы знаете их положение и что они первыми достигнут основания; и почувствуйте, когда основание касается кончиков ваших пальцев. Может быть, немного неприятно ощущать вкус и запах грязи, когда вы скользите, но ваши чувства подтверждают, что вы это сделали!

Ищете сенсорные занятия для ребенка?

У нас есть отличные идеи для вашего малыша от рождения до 18 месяцев.

Узнать больше

Сенсорное развитие и вехи

Когда начинается сенсорное развитие?

Очень рано! Фактически, некоторое сенсорное развитие, например обоняние, начинается в утробе матери.

Какие этапы сенсорной интеграции должен достичь мой ребенок?

По мере того, как ваш ребенок растет и развивается, он должен достичь новых сенсорных вех.От визуального отслеживания до поиска новых игрушек и помещения предметов в рот (да, это типично!) Ребенок будет продолжать задействовать свои чувства, чтобы познавать окружающий мир.

Здесь вы можете увидеть некоторые из этих ранних сенсорных этапов и увидеть все сенсорные вехи за 18 месяцев.

Отслеживайте сенсорное развитие вашего ребенка

Изучите сенсорные вехи, чтобы отслеживать развитие вашего ребенка.

Узнать больше

Как узнать, есть ли у моего ребенка сенсорные проблемы?

Некоторым детям трудно воспринимать и обрабатывать поступающие ощущения. Некоторые признаки сенсорной проблемы включают:

  • Чрезмерная чувствительность или недостаточная реакция на прикосновения, движения, взгляды или звуки
  • Необычно высокий или низкий уровень активности
  • Легко отвлекается; плохое внимание к задачам
  • Задержка речи, моторики или успеваемости
  • Проблемы с координацией; выглядит неуклюже или неуклюже
  • Слабое восприятие тела
  • Сложности с изучением новых заданий или умением играть с незнакомыми игрушками
  • Сложность при выполнении задач, требующих одновременного использования обеих рук
  • Большую часть времени выглядит неорганизованным
  • Затруднения с переходами между видами деятельности или средами
  • Незрелые социальные навыки
  • Импульсивность или недостаток самоконтроля
  • Затруднение в самообладании после того, как «завелось»

Что делать, если вы подозреваете сенсорную проблему

Каждый ребенок по-разному реагирует на сенсорную информацию.Сенсорные проблемы очень сложны, потому что сенсорная система ребенка может быть смесью излишне реактивной, недостаточно реактивной или активно задействованной.

Если вы подозреваете наличие проблемы, обратитесь к поставщику медицинских услуг, чтобы поделиться своими опасениями. Повседневные задачи могут быть трудными для ребенка, который иначе обрабатывает сенсорную информацию, поэтому лучше всего обратиться к профессионалу, который поможет вам понять сенсорную интеграцию вашего ребенка.


.

Перцепционное и сенсорное развитие — Развитие моего ребенка

Младенчество
  • Ощущение: продукт взаимодействия информации и сенсорных рецепторов (глаза, уши, язык, ноздри и кожа)
  • Восприятие: интерпретация ощущаемого
  • Зрение младенца через несколько часов после рождения составляет 20/240, что означает, что ребенок может видеть только на расстоянии 20 футов, а нормальный взрослый может видеть на расстоянии 240 футов.Через 6 месяцев это увеличивается до 20/40.
  • В 3 месяца ребенок может сопоставить голоса по лицам и различать мужские и женские и этнические группы
  • Младенцы начинают различать цвета в возрасте от 4 до 8 недель, а к 4 месяцам у них появляются цветовые предпочтения
  • В 3 месяца младенцы могут видеть постоянство размера и формы, когда они находятся на разных расстояниях или под разными углами от объекта. Младенцы способны воспринимать закрытые объекты в целом в 2 месяца, и они приобретают восприятие глубины примерно в 3–4 месяца.
  • http://www.livestrong.com/article/230620-sensory-development-in-infants/

Раннее детство

  • На этом этапе жизни ребенка у него / нее развились теория разума, которая заключается в их осознании собственных психических процессов. В возрасте от 18 месяцев до 3 лет дети начинают понимать эти три умственные стадии; восприятия, эмоции и желания.
  • Когда восприятие приобретается, ребенок понимает, что другие смотрят на ситуации иначе, чем он сам.
  • Эмоциональное осознание относится не только к эмоциям ребенка, но и к эмоциям других людей. Ребенок может сказать «ему больно», увидев фотографию ребенка, живущего в бедности.
  • Дети также понимают понятие желаний и понимают, что если чего-то хотят, человек прилагает усилия, чтобы это получить.
  • http://www.sensory-processing-disorder.com/child-developmental-checklist.html
.

сенсорных занятий для детей | Растущие практические дети

Нравится то, что вы читаете? Поделись!

Что такое сенсорная деятельность?

Сенсорная деятельность — это все, что включает в себя 5 чувств (вкус, осязание, обоняние, слух, зрение), а также вестибулярную или проприоцептивную системы (подробнее см., Какие 8 чувств). Сенсорные упражнения для детей могут быть беспорядочными, увлекательными, веселыми и легко поддающимися составлению.

См. Также «Важность беспорядочных игр для детей».

Что такое вестибулярная система?

Короче говоря, вестибулярный аппарат расположен во внутреннем ухе и имеет отношение к равновесию. Ключ к вестибулярным движениям — это привести голову в максимально возможное количество различных положений или плоскостей, поскольку именно они активируют различные рецепторы во внутреннем ухе. Прыжки, раскачивание, перекатывание, подвешивание обычно ассоциируются с вестибулярным аппаратом из-за положения головы. Доска для скутера также может считаться вестибулярным входом.

Подробнее о вестибулярном аппарате можно узнать здесь:

Что такое система проприоцепции?

Простое описание проприоцепции — это способность знать, где находится ваше тело в пространстве и где ваши конечности по отношению к вашему телу.Планирование мышц, оценка движения мышц, возможность двигать руками и ногами без необходимости смотреть на них — все это относится к проприоцепции. Толчки, тяги, прыжки, большие тяжелые рабочие движения — все это можно считать проприоцепцией. Вход проприоцепции находится в крупных группах мышц и позвоночнике.

A huge list of sensory activity ideas for children of all ages.

A huge list of sensory activity ideas for children of all ages.

Ниже у меня есть список всех сенсорных упражнений для детей, о которых я разместил здесь, на GRB. Я всегда добавляю новые сообщения, поэтому обязательно закрепите эту страницу и почаще проверяйте, нет ли чего нового.Я разделил упражнения на простые для понимания разделы.

Чтобы просмотреть действие, щелкните ссылку, которая вас интересует, и вы перейдете к этому сообщению в моем блоге, где вы можете прочитать о том, как настроить действие.

Сенсорные упражнения для младенцев (0-2 года)

Сенсорные упражнения для детей младшего возраста (2-4 года)

Сенсорные упражнения для дошкольников (4-6 лет)

** Все занятия для предыдущих возрастов можно использовать и для дошкольников

Сенсорные упражнения для всех детей

Сенсорная активность каждой сенсорной системы

Вот некоторые сенсорные действия каждой сенсорной системы.Я еще не написал постов по каждому из них, но я добавлю их сюда, как и я.

Вестибулярная система

Система проприоцепции

Система перехвата

Сенсорные упражнения на весну

Сенсорные занятия на лето

Сенсорные упражнения на осень / осень

Сенсорные упражнения на зиму

Сенсорные занятия на праздники

Вы также можете подписаться на мою доску Sensory Fun Pinterest для получения других замечательных идей.

Следуйте за Хизер @ Доска блога Golden Reflections Сенсорные развлечения на Pinterest.

Sensory Processing Explained: A Handbook for Parents and Educators. Sensory Processing Explained: A Handbook for Parents and Educators.

Нравится то, что вы читаете? Поделись!

.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о